Понятие фонетики в русском языке

Фонетика как раздел русского языка — предмет и методы изучения

Понятие фонетики в русском языке

Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.

Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:

  • Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
  • Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
  • Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
  • Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.

Единицы и средства, используемые в фонетике

Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:

  • Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
  • Звук – наименьшая единица в фонетике.
  • Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
  • Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
  • Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.

Классификация звуков

В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.

Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания ые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.

Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.

Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это  «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками:  «у» и  «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.

Гласные звуки по уровню подъема языка

Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:

  • Верхний передний: и
  • Верхний ы
  • Средний передний: э
  • Верхний задний: у
  • Средний задний: о
  • Нижний а.

Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.

Согласные звуки

Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).

Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.

Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка:  «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».

Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.

Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.

Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

Твердые и мягкие согласные

Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:

  • Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
  • Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.

Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:

  • Всегда твердые: ж, ш, ц.
  • Всегда мягкие: ч, й, щ.

По месту образования согласные бывают:

  • Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
  • Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
  • Зубные смычные: т, т’, д, д’
  • Зубные слитные: ц
  • Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
  • Небно-зубные слитные: ч
  • Зубные щелевые: с, с’, з, з’
  • Зубные смычно-проходные: н, н’
  • Небно-зубные щелевые:  ш, щ, ж
  • Небно-зубные дрожащие: р, р’
  • Среднеязычные щелевые: й
  • Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
  • Заднеязычные щелевые: х, х’

Позиция звука в фонетике

Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

  • Дом  [дом]. Звук в сильной позиции, отчетливо слышим [о].
  • Собака [сабака]. На месте буквы «о» мы слышим звук [а], так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
  • Колесо [калесо]. Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук [о], но без ударения он становится слабым звуком [а].
  • Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
  • Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: с[и]льн[А/О]е, крас[и]в[О/А].

У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

По глухости/звонкости:

  • Любой звук перед гласным – всегда сильный. [б]аня, [м]о[л]о[к]о.
  • Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. [п]леск, [к]люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
  • Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – [т]ворец, [к]вота, [с]вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
  • Звук перед согласным – всегда слабый. [п]тица (звук [п] как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в [ф]), ра[с]гулялся, [c]тихотворение (звук [с] находится в промежуточном состоянии с [с’]).
  • Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне[к], подъез[т].
  • Всегда слабые перед [р]:

Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

  • В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве[т], ко[н’].
  • Сильная позиция перед гласными. [б]аня, [с]ог[н]ул[c]я.
  • [Л], [Л’] – всегда сильные перед согласными. Ко[л]ба, по[л]ка.
  • Всегда слабая позиция перед [й]. Воро[н’йо].
  • [н] и [н‘] слабые перед «ч» и «щ». Бара[н’ч]ик, карма[н’ч]ик.

Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ.

Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/fonetika/

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Понятие фонетики в русском языке

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Орфоэпия – наука о нормах произношения.

Графика – раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Фонетика и графика

Фонетическая транскрипция Образование гласных и согласных звуков Гласные звуки и гласные буквы Согласные звуки и согласные буквы Глухие и звонкие согласные звуки Позиционное оглушение / озвончение Отражение глухости/звонкости согласных на письме Твердые и мягкие согласные звуки Позиционное смягчение согласных Обозначение твердости и мягкости согласных на письме Функции и правописание Ъ и Ь Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

Орфоэпия

Графика и орфография

Написание морфем (значимых частей слова) Слитное, раздельное и дефисное написание Употребление прописных и строчных букв Правила графических сокращений слов

Фонетический разбор

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА 
 

Звук и буква
 

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением.

Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, четко различающихся в русском языке (например, перед гласными), – 36: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж']). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики – в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и) или ь (мал [мал] – мял [м'ал], кон [кон] – конь [кон']).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, – 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

1) обозначают 2 звука ([й'а], [й'у], [й'о], [й'э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й'а́ма], моя [май'а́], объять [абй'а́т'];

2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твердости / мягкости согласного звука: мёл [м'ол] – ср.

: мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного – пюре [п'урэ́]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т'э]ль – пас[тэ]ль);

3) буквы е, ё, ю после непарного по твердости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]: шесть [шэс'т'], шёлк [шолк], парашют [парашу́т].
 

Фонетическая транскрипция
 

Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.

Транскрипция заключается в квадратные скобки, в словах из двух или нескольких слогов обозначается ударение. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад [фсат], [ф сат].

В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания (например, при транскрибировании предложений).

В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение.

Мягкость согласного звука обозначается апострофом: сел [с'эл].

Три основных учебных комплекса предлагают не совсем одинаковое решение для обозначения мягких непарных согласных. Комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч'], [щ'], [й']).

Комплекс 2 в начале раздела фонетики не обозначает мягкости непарных ([ч], [щ], [й]), потом в учебнике теории мягкость обозначена у всех непарных мягких, как и в 1 комплексе ([ч'], [щ'], [й']), а в учебнике практики звук [щ'] обозначен транскрипционным знаком [ш'], как это принято в высшей школе.

Комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч'], [щ'], [j']), при этом звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи [j] с той разницей, что в высшей школе мягкость [j] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука.

Для лучшего запоминания того, что непарные [ч'], [щ'], [й'] являются именно мягкими, мы принимаем решение об обозначении их мягкости при помощи апострофа.

Для записи гласных звуков используются следующие транскрипционные знаки: ударные гласные: [а́], [о́], [у́], [и́], [ы́], [э́], безударные: [а], [и], [ы], [у]. В транскрипции не используются йотированные гласные буквы я, ю, е, ё.

Комплекс 3 для обозначения безударных гласных использует транскрипционные значки [а], [ы], [и], [у], [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»). Об их правильном употреблении будет сказано в разделе, посвященном безударным гласным.
 

Образование гласных и согласных звуков
 

Звуки произносятся во время выдоха: выдыхаемая из легких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.

Если находящиеся в гортани ые связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызывает их колебание, в результате чего возникнет голос(тон). Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных.

Если ые связки расслаблены, тон не образуется. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в полости глотки, рта, а иногда и носа.

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи, которое образуется нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Преодолевая созданную органами речи преграду (щель или смычку), воздушная струя образует шум, который является обязательной составляющей согласного звука: у звонких шум соединяется с тоном, у глухих он является единственным компонентом звука.

Произношение гласных характеризуется работой ых связок и свободным проходом воздушной струи через ротовую полость. Поэтому в составе гласного звука присутствует голос и отсутствует шум. Специфическое звучание каждого гласного зависит от объема и формы ротовой полости – положения языка и губ.

Таким образом, с точки зрения соотношения голоса и шума в русском языке представлены три группы звуков: гласные состоят только из тона (голоса), звонкие согласные – из шума и голоса, глухие согласные – только из шума.

Соотношение тона и шума у звонких согласных неодинаково: у парных звонких шума больше, чем тона, у непарных шума меньше, чем тона, поэтому глухие и парные звонкие в лингвистике называют шумными, а непарные звонкие [й'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] – сонорными.
 

Гласные звуки и гласные буквы
 

Ударные гласные
 

В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: [а́], [о́], [у́], [и́], [ы́], [э́]. Эти звуки обозначаются на письме при помощи 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е.

Звук [а] может быть обозначен на письме буквами а (мал [мал]) и я (мял [м'ал]).

Звук [у] обозначается буквами у (буря [бу́р'а]) и ю (мюсли [м'у́сл'и]).

Звук [о] обозначается буквами о (мол [мол]) и ё (мёл [м'ол]); согласно сложившейся традиции в печатной литературе, не предназначенной для малышей или для обучения чтению и письму, вместо буквы ё употребляется буква е, если это не мешает пониманию смысла слова.

Звук [ы] обозначается буквой ы (мыло [мы́ла]) и и – после ж,ш и ц (жить [жыт'], шить [шыт'], цирк [цырк]).

Звук [и] обозначается буквой и (Мила [м'и́ла]).

Звук [э] обозначается буквой е (мера [м'э́ра] или – после твердого согласного в некоторых заимствованиях – э (мэр [мэр]).
 

Безударные гласные
 

В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем под ударением,- более кратко и с меньшим мускульным напряжением органов речи (этот процесс в лингвистике называется редукцией). В связи с этим гласные без ударения меняют свое качество и произносятся иначе, чем ударные.

Кроме того, без ударения различается меньшее количество гласных, чем под ударением: различающиеся под ударением гласные в той же морфеме (например, в корне) в безударном положении перестают различаться, например: сама и сома – [сама́], лиса и леса – [л'иса́] (этот процесс называется нейтрализацией).

В русском языке в безударном положении различается 4 гласных звука: [а], [у], [ы], [и].

Безударные [а], [и] и [ы] отличаются в произношении от соответствующих ударных: они произносятся не только более коротко, но и с несколько иным тембром, что вызвано меньшим мускульным напряжением при их произношении и, как следствие, смещением органов речи к более нейтральному положению (положению покоя). Поэтому их обозначение при помощи тех же транскрипционных знаков, что и ударные гласные, в известной мере условно.

Звуки [о] и [э] в русском языке встречаются только под ударением. Исключение составляют лишь несколько заимствований (какао [кака́о], каноэ [кано́э]) и некоторые служебные слова, например союз но (ср., например, произношение предлога на и союза но: Я пошел на выставку, но выставка была закрыта).

Качество безударного гласного зависит от твердости / мягкости предшествующего согласного звука.

После твердых согласных произносятся звуки [у] (рука [рука́]), [а] (молоко [малако́]), [ы] (мыловар [мылава́р], живот [жыво́т], желтеть [жылт'э́т'], лошадей [лашыд'э́й']).

После мягких согласных произносятся звуки [у] (любить [л'уб'и́т']), [и] (миры [м'иры́], часы [ч'исы́], лежать [л'ижа́т']).

Как видно из приведенных примеров, один и тот же безударный гласный может отображаться на письме разными буквами:

[у] – буквами у (пустой [пусто́й']) и ю (бюро [б'уро́]),

[а] – буквами а (жара [жара́]) и о (постель [пас'т'э́л']),

[ы] – буквами ы (мыслитель [мысл'и́т'ил']), и (жизнь [жыз'н']), а (жалеть [жал'э́т'] / [жыл'э́т'] – в некоторых словах после твердых непарных [ж], [ш], [ц] возможна вариативность произношения), е (железо [жыл'э́за]),

[и] – буквами и (пистон [п'исто́н]), е (медок [м'идо́к]), а (часок [ч'исо́к]), я (ряды [р'иды́]).

Сказанное выше о соответствии безударных гласных и обозначающих их букв можно обобщить в схему, удобную для использования при транскрибировании:
 

После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]:

у[у]рука [ру]ка
а[а]сама [са]ма
о[а]сома [са]ма
ы[ы]вымыть вы[мы]ть
е[ы]тестировать [ты]стировать

После [ж], [ш], [ц]:

у[у]шуметь [шу]меть
е[ы]шестой [шы]стой
о[ы]шоколад [шы]колад
о[а]шокировать [ша]кировать
а[а]шары [ша]ры
а[ы]лошадей ло[шы]дей
ы[ы]цыпленок [цы]пленок
и[ы]широкий [шы]рокий

После мягкого согласного:

ю[у]любить [л'у]бить
у[у]чудесный [ч'у]десный
и[и]миры [м'и]ры
е[и]менять [м'и]нять
я[и]пятак [п'и]так
а[и]часы [ч'и]сы

В начале фонетического слова:

у[у]урок [у]рок
а[а]арба [а]рба
о[а]окно [а]кно
и[и]игра [и]гра
э[и]этаж [и]таж

Эти фонетические законы регулируют произношение безударных гласных во всех безударных слогах, кроме отдельных заимствований и служебных слов (см.

выше), а также фонетической подсистемы заударных окончаний и формообразующих суффиксов.

Так, в этих морфемах представлено произношение отражаемого на письме буквой я безударного [а] после мягкого согласного: буря [бу́р'а], мойся [мо́й'с'а], читая [ч'ита́й'а].

Комплекс 3 описывает систему безударных гласных иначе. В нем сказано, что под ударением гласные произносятся четко; звуки [и], [ы], [у] произносятся отчетливо и в безударных слогах.

На месте букв о и а в безударных слогах произносится ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчетливостью (обозначается как [а]).

На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]терка, с[иэ]ло). После твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы] (м[ъ]локо), после мягких произносится краткий гласный [ь], близкий к [и] (читает – [ч'ита́j'ьт]).

Источник: http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya/part1

Понятие фонетики в русском языке (стр. 1 из 8)

Понятие фонетики в русском языке

Министерство среднего и профессионального

образования

Реферат

Фонетика

1. Применение фонетики ………………………………………………………………3

2. Понятие фонетики ……………………………………………………………………5

3. Фраза ………………………………………………………………………………….5

4. Фонема ………………………………………………………………………………..6

5. История ……………………………………………………………………………….6

6. Воспроизведениезвуков ……………………………………………………………10

7.Звуки …………………………………………………………………………………10

8. Согласные ……………………………………………………………………………..13

9. Гласные ………………………………………………………………………………17

10. Фонетическая транскрипция ………………………………………………………17

11. Слог ………………………………………………………………………………….17

12. Ударение ……………………………………………………………………………18

13. Чередование звуков …………………………………………………………..……20

14. Говорим правильно…………………………………………………………………20

15. Благозвучность русского языка……………………………………………………21

16. Родник языка ……………………………………………………………………….22

Список литературы …………………………………………………………………….24

1. Применение фонетики

Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтенье чайника на плите. Выходим из дома – нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон трамваев.

Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили.

Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются они (звуки речи) от других?

В языке все: части слов, слова, словосочетания, предложения – имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Она входит и в школьный курс языка.

Можно ли при общении обойтись без звуков речи? Вероятно, кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно и назовет используемые в процессе общения жесты, мимику; возможно, кто-то вспомнит о различных сигналах (например, о световых, которые подает светофор), о языке свиста или даже о восточном «языке цветов».

Кроме языка слов есть и другие средства общения, но все они весьма ограничены в своих возможностях. Попытайтесь, например, с их помощью передать содержание хотя бы одной фразы из повести К.

Паустовского «Мещерская сторона»: Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Из этой попытки ничего не получится.

А звуковая речь дает возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств.

Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка. Очевидно, вывод ясен: без звуков речи в общении обойтись нельзя.

Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка? Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических средств, в многообразии синтаксических конструкций, то будете правы.

Однако не забудем и о звуковой стороне речи. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха особенно приятны.

Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

Мелодичность русского языка отмечали многие писатели. К. Паустовский в «Книге скитаний» рассказывает:

…В Арле, на бульваре Де-Лисс в вечернем пустом кафе нас еще раз убедил в красоте нашего языка кельнер-«гарсон» средних лет – типичный арлезианец с насмешливыми глазами.

Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал разговор, потом подошел и спросил, на каком языке мы разговариваем.

— А почему вы это спрашиваете? – спросили мы в свою очередь гарсона.

— Какой-то, — ответил он, — необыкновенно красивый язык…

Язык нужен везде: и в бытовом общении, и на производстве, и в науке. В современную эпоху научно-технической революции широко внедряется в производство автоматизация, развивается робототехника, решаются вопросы управления техникой с помощью речевых команд.

В книге Л.Р. Зиндера «общая фонетика» производятся интересные размышления по поводу общения человека с машиной.

Человек подает машине команду в виде речевых сигналов и даже учит ее воспринимать обычную речь: машина должна распознавать звуки речи, «знать» о возможностях их сочетаемости и взаимозаменяемости.

«Научит» этому машину без обращения к фонетике нельзя. Следовательно, к НТР фонетика имеет самое непосредственное отношение.

Фонетика нужна врачам-логопедам: они учат детей правильно выговаривать звуки. Многие дети долго не могут выговаривать [р] и [ш], заменяют их другими звуками.

Чтобы научить ребенка произносить трудный для него звук, надо знать, как этот звук производится (как работает при этом произносительный аппарат).

Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они ведь не слышат окружающих и потому сами не заговорят); понимать речь собеседника глухонемых детей учат по движению губ.

Задумаемся над вопросом, как соотносится устная сторона нашей речи с письменной.

В школе изучается орфография, которая прежде всего показывает, как с помощью букв отражается звуковой состав значащих частей слов ( корней, приставок, суффиксов, окончаний).

Почему, например, в слове гора мы пишем букву о, хотя слышим звук, близкий к [а]? Почему в слове дуб пишем букву б, хотя слышим звук [п]? На эти «почему» ответит любой школьник, если только он учил правила орфографии. И в правописании нужна фонетика!

Фонетическая осведомленность необходима при создании письменности для бесписьменных народов. В нашей стране в 20-30 годы началось создание более чем пятидесяти алфавитов.

И первый этап этой работы был связан с фонетикой: надо было услышать в звучащей речи все типичные для данного языка звуки-смыслоразличители, подобрать для них графическое изображение (буквы), составить алфавит, разобрать правила правописания и т.д.

Нужна ли фонетика в кинематографии? Отвечаем снова утвердительно.

Кто такой аэт? Это автор экранного текста. В дублированных, например иностранных, фильмах звучит русская речь; французские, немецкие, польские и другие зарубежные артисты в действительности говорят на своем языке, а для удобства зрителей русские артисты-дублеры произносят текст по-русски.

Задача аэта так перевести текст, чтобы он не только был точным по содержанию, по эмоционально-стилитической окраске, но и фонетически сходен с первоисточником. Фразы (иноязычная и русская) должны совпадать по длине, звуки должны быть сходными по артикуляции (то есть по движению произносительных органов, — в первую очередь губ).

Например, один из героев немецкого фильма произносит глагол fallen (фален), который в словаре переводится как «разрушиться» и «падать». Какой из этих синонимов по фонетическим признакам больше подойдет для дублера? Рассуждаем: у глагола fallen два слога, у глагола рушиться их три (слово длиннее немецкого на один слог).

Кроме того, немецкий глагол начинается губным (губно-зубным) согласным [ф] – на экране будет видно сближение губ (точнее прикасание верхних зубов к нижней губе); начальный звук [р] в русском глаголе не губной, а язычный. Значит, глагол рушиться для экранного текста не подойдет.

Второй синоним (падать) более удобен для такого перевода: в нем два глагола и начальный звук тоже губной, да и ударный гласный (в первом слоге) один и тот же – [а].

Вот так примерно рассуждает аэт, а для подобных выводов, согласитесь, нужно основательное значение фонетики.

Теперь ясно, что знания фонетики применяют во многих сферах нашей жизни.

2. Понятие фонетики

Ф о н е т и к а(греч. phonē — звук).это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию. При изучении фонетики принимается во внимание как акустический аспект (ведь звук речи, как и любой другой звук, имеет свои физические характеристики), так и артикуляционный (сосредоточивающийся на способах образования звуков речи).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно.

С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи — слов, их форм, словосочетаний и предложений.

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка — галька, бой — вой, рот — крот, нос — сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы — клубы, дыры — дыры, руки — руки).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).

Источник: https://mirznanii.com/a/133288/ponyatie-fonetiki-v-russkom-yazyke

Словарик основных фонетических терминов

Понятие фонетики в русском языке
Аккомодация

это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных. Есть два вида аккомодации — прогрессивная и регрессивная.

Прогрессивная аккомодация — рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. (Экскурсия — начало артикуляции, рекурсия — конец артикуляции). Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат — мят, мол — мел, лук — люк).

Регрессивная аккомодация — на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»).

Артикуляция

движение и положение органов речи при образовании звуков. Артикуляция каждого звука имеет три фазы:

экскурсия (приступ) – переход органов речи из состояния покоя (нейтральное положение) или от артикуляции предшествующего звука в рабочее положение.

Экспозиция (выдержка) — органы речи установлены именно для данной артикуляции (основная фаза звука).

Рекурсия (отступ) – органы речи возращаются в нейтральное положение или переходят к артикуляции следующего звука.

Ассимиляция

это сближение, уподобление звуков. Она может быть прогрессивная, когда предшествующий звук влияет на последующий (в РЯ бывает редко, напр.

, в говорах чайку [ч'Λик'у]) или регрессивная, когда последующий звук уподобляет себе предшествующий, в РЯ очень часто, напр.,оглушение : шубка [шупкΛ] или озвончение : сделать [зд'элът'].

Ассимиляция может быть также по мягкости: болезнь [бΛл'эз'н'] или твёрдости: Рязань – рязанский [р'изанск'ии].

Высота звука

зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний ых связок, тем выше звук и, наоборот, чем меньше колебаний в единицу времени – тем ниже звук.

Гласные

сегментные элементы, при произношении которых струя воздуха свободно, без преград, проходит через полость рта. Голосовые связки напряжены и колеблются, кончик языка опущен книзу и спинка выгнута. Гласные чистые тоновые звуки. В РЯ различаем 6 гласных фонем: |а|, |о|, |э|, |у|, |и|, |ы|. Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

  1. ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении: при подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней — средние (ы), задней — задние гласные (о, у).

  2. подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые, или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые, то есть узкие (и, у).

Голосовые связки

находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом: перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей.

Спереди он уже, а сзади шире; щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин — 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ; парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Диереза

устранение (выкидка) фонемы , напр. в группе согласных в речевом потоке исчезает обычно средний согласный, который не произносится: честный [ч'эсныи], здравствуй [здраствуи], сердце [с'эрцъ].

Диссимиляция

расподобление звуков в потоке речи,когда один из одинаковых или подобных звуков заменяется другим, артикуляционно близким звуком. Напр. в слове мягкий [м'акк'ии] сначала происходит ассимиляция по глухости, но т.к.

[кк'] плохо произносится, то происходит диссимиляция и вместо первого взрывного [к], произносится фрикативное [х']: [м'ах'к'ии].

В РЯ диссимиляция чаще встречается в разговорной речи: доктор [дохтор], трамвай [трΛнваи].

Длительность звука

это продолжительность его звучания, измеряется в миллисекундах (мс). В русском языке длительность ударных гласных 150 – 300 мс, безударных в первом предударном слоге – примерно 100 мс, во втором предударном – 50 – 60 мс.

Звук

это минимальная, далее не членимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога, произнесённая за одну артикуляцию.

Звуки речи

колебания воздушной среды, воздействующие на слуховой аппарат человека. Они отличаются друг от друга высотой, силой, длителностью и тембром.

Интонация

так называются все просодические явления в синтаксических единицах — словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых — основные компоненты интонации: мелодика речи (движение голоса по высоте тона); ударение; пауза; темп речи; тембр голоса.

Лабиализация

образование гласных |о| и |у|, при которых губы округляются.

Назализация

т.е. в зависимости от того, опущена ли небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром.

Гласные в большинстве языков — неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр.

, польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

Органы речи

активные органы — это ые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.

Пассивные органы — это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть. — это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Палатализация

дополнительный подъём спинки языка к твёрдому нёбу, с которым произносятся мягкие согласные звуки.

Прокликтики

обычно служебные слова (предлоги, союзы, частицы), которые не имеют своего ударения и примыкают к ударным спереди: у стола, не говорил, и писал…

Редукция

ослабленное произношение безударных (редуцированных) гласных в зависимости от их позиции:

  • 3 – ударный слог (сильное произношение)

  • 2 – первый предударный слог, абсолютное начало слова или конец слова у |а|(первая степень редукции – слабое произношение)

  • 1 – остальные безударные слоги: более чем первый безударный и заударные (вторая степень редукции – еще более слабое произношение).

Самая сильная редукция наблюдается в РЯ у гласных «а», «о», «е», «я».

Речевые такты (фонетические синтагмы)

это части, на которые делятся фразы с помощью пауз, меньших по длительности, чем паузы между фразами. Они характеризуются особой интонацией незавершенности и синтагменным ударением.

Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами, эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания: Сестра / его учительница. Сестра его / учительница.

Речевые такты делятся на фонетические слова.

Сегментные (или линейные) фонетические единицы

это разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности: фраза, речевой такт (или фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук.

И каждая более крупная сегментная единица состоит из более мелких сегментных единиц: фраза из фонетических слов, фонетическое слово из слогов, слоги из звуков. Фраза – наибольшая сегментная единица, а звук – наименьшая сегментная единица.

Сегментные единицы могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно.

Сила звука

зависит от амплитуды колебательных движений, вызывающих сгущение и разрежение воздуха. Чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Сила звука оценивается ухом как громкость. Единицей измерения силы звука является децибел.

Словесное ударение в РЯ

оно свободное (разноместное), т.е. может находиться на любом слоге. Напр., дома, корова, хорошо, передавать, телепередача…

Оно может быть неподвижным (постоянным), когда при образовании грамматических форм одного слова, ударение остаётся на одном и том же слоге: мороз, мороза, морозу, морозом, мороза, морозами…

Подвижное ударение, когда оно переносится при образовании грамматичеких форм слова с одного слога на другой, напр.: окноокна, мяч – мяча, о мяче, города – города

Слог

один или несколько звуков, произносимых одним выдыхаемым толчком. Слоги делятся на звуки.

Согласные

сегментные элементы, при произношении которых образуются в полости рта преграды (смычка или щель), неравномерные колебания ых связок создают в месте преграды шумы. Преодолевая преграду, выдыхаемый воздух трётся о стенки органов речи или силой их размыкает. Согласные образуются при сложных движениях языка.

В РЯ 36 согласных звуков: 15 парных твёрдых и мягких |б| — |б'|, |в| — |в'|,|г| — |г'|, |д| — |д'|, |з| — |з'|, |к| — |к'|, |л| — |л'|, |м| — |м'|, |н| — |н'|, |п| — |п'|, |р| — |р'|, |с| — |с'|, |т| — |т'|, |ф| — |ф'|, |х| — |х'|, 3 всегда твердые: |ц|, |ж|, |ш|, 3 всегда мягкие |ч|, |щ| , |й|.

По присутствию тона можно согласные разделить на сонорные (голос преобладает над шумом): |л|, |л'|, |м|, |м'|, |н|, |н'|, |р|, |р'|, |j| и шумные, которые делятся на звонкие (шум преобладает над голосом): |б|, |б'|, |в|, |в'|, |г|, |г'|, |д|, |д'|, |з|, |з'| и |ж| и глухие (только шум): |к|, |к'|, |п|, |п'|,|с|, |с'|, |т|, |т'|, |ф|, |ф'|, |х|, |х'|, |ц|, |ч'|, |ш|, |ш':|.

Супрасегментные элементы

более крупные единицы, которые накладываются на сегментные элементы, это, например, слоговость, ударение, интонация. Они распространяются на два сегмента и больше или на все предложение.

Такт

группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Тембр звука

звуки могут возникать в результате простых или сложных колебаний. Когда возникают сложные колебания, то на основной тон накладываются тоны, образуемые колебаниями частей связок. Эти тоны называются дополнительными тонами или обертонами.

Частота обертонов всегда в кратное число выше частоты основного тона. Звук, получаемый в результате наложения обертонов на основной тон, называется тембром звука. Другая причина возникновения сложных звуков – это явление резонанса.

Воздух, заключенный в полое тело – резонатор, например ротовая или носовая полость, имеет собственную частоту колебаний.

Ударение

выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью тех или иных фонетических средств. Различаем следующие типы ударения:

  1. словесное – выделение слога в составе слова

  2. синтагматическое (тактовое) – выделение более сильным ударением целого слова в составе синтагмы, т.е. оно объединяет несколько слов в синтагму. Напр.: После обеда/дедушка ложился спать.

  3. фразовое – выделение более сильным ударением одной из синтагм в составе фразы, т.е. оно объединяет несколько синтагм во фразу. Высоко в горы/ поднялись альпинисты.

  4. логичекое – выделение в синтагме более сильным ударением какого-либо слова, на котором говорящий сосредоточивает своё внимание. Напр. Мама получила письмо. Мама получила письмо. Мама получила письмо.

Три основных вида ударения — это силовое, количественное и музыкальное. Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Фонетика

раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка: звуки речи, их чередования, артикуляционные и акустические свойства звуков, ударение, интонацию, членение звукого потока на слоги и более крупные отрезки речи – синтагмы.

Артикуляционная фонетика изучает, как звуки образуются органами речи человека.

Акустическая фонетика занимается изучением акустической стороны, которая описывает звучащую речь как физическое явление, имеющее высоту, силу, длительность, тембр.

Фонетическое слово

это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём словесных ударений. Фонетические слова делятся на слоги.

Фонема

минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи — фон, конкретный отрезок звучащей речи, обладающий определёнными акустическими свойствами.

Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами.

Фонология

раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Создателем современной фонологии считается, работавший, в том числе в России, учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ.

Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Ноам Хомский, Моррис Халле и другие.

Фраза

это самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией завершенности (интонацией вопроса, повествования и т.д.) и отделённое паузами от других таких же отрезков речи.

Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков, её нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать: Отец давно спал,// в кабинете было давно тихо, //и всё в усадьбе давно спало. (Одно предложение, три фразы).

Фраза – это фонетическая единица, а предложение – синтаксическая.

Частота звука

зависит от скорости колебательных движений ых связок. Медленные колебания дают звуки с низкой частотой, а быстрые колебания – звуки с высокой частотой. Единица, служащая для измерения частоты звука, называется герц (Гц) — это одно колебание источника звука в секунду. Ухо человека может воспринимать звуки с частотой от 16 Гц до 20000 Гц.

Энклитики

это обычно служебные слова (односложные частицы), которые не имеют своего ударения и примыкают к ударным сзади : сказал бы, сделал же, написал ли…

Источник: https://is.muni.cz/do/ped/kat/krus/fonetika/go01.html

Refy-free
Добавить комментарий