Политические взгляды С.Ю.Витте

«Витте сделал самую стремительную бюрократическую карьеру за весь XIX век» Историк Элла Сагинадзе о репутации реформатора Сергея Витте и его отражении в современном мире

Политические взгляды С.Ю.Витте

В первой серии совместного проекта «Медузы» и Европейского Университета в Санкт-Петербурге, антрополог рассказывал о жизни заполярного моногородка.

Второй монолог посвящен репутации реформатора Витте — министра путей сообщения, министра финансов и председателя Совета министров, автора манифеста 17 октября 1905 года, предполагавшего ограничение самодержавия, появление Государственной Думы и политических партий. Известен он и денежной реформой, сделавшей русский рубль устойчивой и конвертируемой валютой.

 Элла Сагинадзе окончила аспирантскую программу факультета истории ЕУСПб и защитила кандидатскую диссертацию об образе рефоматора в обществе того времени, сейчас работает над книгой.

Предмет ее научного интереса — общественное мнение в России на рубеже XIX и XX веков, которое она изучает через отражение образов графа Сергея Юльевича Витте после его отставки — в 1906-1915 гг. «Медуза» поговорила с Сагинадзе о том, как формировалась репутация реформатора, как ее использовали различные политические силы и о том, как общественное мнение столетней давности влияет на современность.

Образ реформатора

Витте не был похож на других бюрократов, потому что пришел во власть из деловых кругов — он был, как бы мы сейчас сказали, менеджером. Обычно чиновник получал классическое образование в гимназии и университете, и формировался на государственной службе.

Но начиная с царствия Александра III, в правительственный аппарат стали привлекать людей, которые были бы не карьерными бюрократами, а компетентными специалистами в той или иной области управления, — из университетских, как академик Н.Х. Бунге, или из деловых кругов, как И.А.

Вышнеградский или С. Ю.Витте.

Карьера Витте считалась самой стремительной в бюрократическом мире за весь XIX век. Заняв в 1891 году министерское кресло, он перескочил сразу 5 ступеней Табели о рангах. Прежде он занимал должность председателя правления частного общества Юго-Западных железных дорог.

При Сергее Юльевиче в министерство путей сообщения, а затем и министерство финансов, вместо привычных чиновников пришли талантливые и квалифицированные люди из частных компаний.

Отбор сотрудников в зависимости от их деловых качеств, а не лояльности или благонамеренности был тогда серьезным новшеством в кадровой политике.

Сергей Витте родился в ультраправославной славянофильской семье и поначалу был настоящим поклонником неограниченного самодержавия, выступал за протекционизм в экономике.

Но став министром, он понял, что без серьезных экономических реформ и иностранных инвестиций Россия не сможет оставаться великой державой. Из убежденного славянофила он превратился в сторонника западного пути развития.

В этом смысле он был прагматик и действовал как политик нового времени; но и либералы, и консерваторы считали такую политическую гибкость отсутствием твердых убеждений и политиканством.

Общество относилось к нему с предубеждением, называло выскочкой, во многом и из-за того, что он так и не усвоил светских манер.

Его называли «самодержавным дельцом», «министром в пиджаке» (а не в мундире); он был, по выражению современника, «чуждой силой» в правительстве. Тем не менее Витте стоял у истоков превращения России в конституционную монархию и стал первым в истории России премьер-министром.

Экономические и политические реформы Витте серьезно изменили Российскую империю, а жить в эпоху перемен, как мы знаем, совсем неуютно.

Зачем изучать репутации?

Изучать образы государственных деятелей не менее важно, чем их деятельность, это позволяет лучше понять культурный и политический контекст эпохи, увидеть, насколько реформы успешны, принимало ли их общество.

На примере разных образов Витте можно увидеть настроения российского общества на разных этапах его развития: в самодержавном государстве, в период революционных волнений, в условиях конституционной монархии, когда появляются политические партии и Государственная Дума.

Обращение к образам реформатора позволяет затронуть очень разные вопросы: проблему формирования общественного мнения и тех факторов, которые на него влияли, роли политических слухов, прессы в публичном поле.

Можно увидеть, что представляло собой русское общество на изломе разных эпох, какие вопросы волновали его, какие политические предпочтения делили на части, более того, имело ли оно силу, чтобы влиять на политику.

Обсуждение в прессе не только политики министра, но и его внешности, манер и скандальных подробностей личной жизни нельзя было себе представить до Манифеста 17 октября и ограничения самодержавия. Более того, в этот период происходит политизация театра.

Впервые представлена пьеса, где актеры были загримированы под ныне живущих государственных деятелей, в том числе, под Сергея Юльевича Витте.

Спектакль шел с аншлагом в столице, больше года — на провинциальных сценах, а публика обсуждала «пьесу про Витте» в булочных и парикмахерских, вновь переживая и анализируя недавние крупные политические и экономические реформы.

Витте был, конечно, не первым отставным реформатором в Российской истории — можно вспомнить Сперанского, Лорис-Меликова, Милютина.

Но принципиальное отличие в том, что он и после отставки был публичным политиком, стремился сохранить влияние, даже покинув министерский пост. Особенно интересно изучать репутацию Витте именно после отставки, поскольку в этот период он потерял поддержку царя.

Он стал использовать свою репутацию в общественном мнении, которая стала его властью взамен «административного ресурса».

Витте оставался в публичном поле благодаря работе с прессой и собственной репутации: она позволяла разным политическим силам привлекать опального реформатора в качестве символического союзника.

Разные общественные силы использовали его органическую связь с новым строем, репутацию эксперта и международное реноме для политического лоббирования. Ну, например, правоконсервативные силы, критикуя П.А.

Столыпина, использовали Витте в качестве «политического противовеса» премьеру и стоящему за ним императору.

Либеральные и деловые круги общества, недовольные ужесточением режима и урезанием политических свобод, ссылались на авторитет Витте как «творца» Манифеста 17 октября, и это приносило «политические дивиденды» и вызывало резонанс. Витте, конечно, стремясь вернуться в большую политику, принимал в этом участие, подогревая накал страстей.

Об образах Витте

«» Витте после отставки стремился к нулю. Во-многом это показывает, что у тех общественных сил, которые могли бы лоббировать реформы, не было достаточного влияния и навыка политического участия.

Его стремительная карьера и связь с деловым миром одних сильно раздражали (помимо того, что предпринимателей в обществе в целом не любили, волновал и вопрос, насколько такой «делец» может быть хорошим государственным деятелем, управлять целой отраслью государственного хозяйства).

Других, наоборот привлекала его смелость, энергичность, масштаб личности, непохожесть на чиновников, которых считали «либо идиотами, либо мошенниками», небывалый размах деятельности.

Консервативно настроенная часть общества считала, что Россия не буржуазная и не индустриальная страна, и воспринимала бурное развитие капитализма и ограничение самодержавия очень негативно, считая эти процессы результатом влияния внешних враждебно настроенных к России сил. Поэтому образ Витте и его реформы были связаны для них с главными фобиями того времени — с антисемитизмом, германофобией, антибуржуазными тенденциями. Негативные образы министра были удобны для усиления традиционалистских настроений.

Либералы критиковали Витте за то, что Манифест не может считаться настоящей конституцией, потому что она дана по прусскому образцу (без всеобщего избирательного права).

Многих очень волновал вопрос, может ли человек, который сформировался и стал успешен при старом порядке, быть искренним инициатором перемен.

Либералы считали, что если бы он не был связан с самодержавной бюрократией, то мог бы добиться большего, например дать настоящую конституцию, а не «урезанную»; больше политических свобод. На деле, его полномочия на посту Председателя Правительства были сильно ограниченными, но обществу казалось иначе.

Витте часто называют первым публичным политиком, потому что для него популярность в общественном мнении была не менее важна, чем успех у царя. В отличие от других бюрократов того времени, никогда не стремившихся к публичности (и даже ее сторонившихся), он очень много работал с прессой и прилагал массу усилий для направления российского общественного мнения в нужное для себя русло.

Витте создавал позитивный образ и России, и самого себя в иностранной прессе, в том числе, и с помощью подкупа, пытаясь убедить зарубежное общественное мнение, что в Россию можно и нужно инвестировать деньги. И в работе с иностранной прессой он был более успешен, потому что его образ действий для западного общественного мнения был привычнее и понятнее, чем для России того времени.

Витте, конечно, не был либералом в привычном нам понимании, но он считал, что, если не идти по пути дальнейшей модернизации, революция неизбежна, чего он совсем не хотел. Витте был уверен, что для успеха реформ нужно объяснить обществу их необходимость. Вообще, важный вопрос, который волновал и Витте, и общество — можно ли совместить реформы в экономике и привычный политический порядок.

Либеральная оппозиция использовала его имя, чтобы доказать, что политическая система устарела, если даже такой сильный и энергичный человек, как Витте не смог избежать серьезных неудач.

Часто, используя имя Витте, оппозиция могла критиковать и политическую систему, и завуалированно — выражать недовольство императором (напрямую критиковать царя было опасно). После убийства в 1911 г. Столыпина и последовавшего за ним системного политического кризиса, общество искало пути для его преодоления.

Стремясь найти компромисс и обсуждая в публичном пространстве различные политические комбинации, общество использовало имя Витте, подчас рассматривая его в качестве единственного сановника, который мог бы исправить положение.

Правые консерваторы считали Витте «врагом русского народа», называли его главным виновником всех российских бед, критиковали приток иностранного капитала, либералов и ограничение самодержавия. Полагая, что сила России — в опоре на традиционные ценности, они были самыми последовательными противниками министра.

Если сравнить образы крупных российских реформаторов XIX века, то можно заметить очень много сходств. Например, если Витте обвиняли в симпатиях к евреям и немцам, то Сперанского в свое время считали главой масонского заговора и сообщником французов. При этом в обвинениях можно увидеть буквально текстуальные совпадения.

Реформатор воспринимался агентом влияния «внутренних» врагов и внешних сил, а сами реформы казались консервативной части общества навязанными извне. Идея о том, что большинство реформ, направленных на сближение России с Западом, инициировано из-за рубежа и является «продуктом» заговора, очень устойчива.

В современной ситуации этот дискурс повторяется иногда практически дословно. Очевидно, мы имеем дело с некоторой типологией и устойчивыми особенностями российской политической культуры.

В некоторых статьях 2015 года, посвященных столетию со дня смерти Витте, он снова называется «агентом влияния», отдавшим страну на растерзание иностранному капиталу. 

Если вы хотели бы учиться в магистратуре, тогда читайте карточки о том, как поступить в ЕУСПб, а все заметки совместного проекта «Медузы» и Европейского университета в Санкт-Петербурге вы найдете здесь. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/03/09/vitte-sdelal-samuyu-stremitelnuyu-byurokraticheskuyu-karieru-za-ves-xix-vek

Реферат: Реформаторская деятельность С.Ю.Витте

Политические взгляды С.Ю.Витте

Тема: Реформаторская деятельность С.Ю.Витте

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической истории

Тип: Реферат | Размер: 103.26K | Скачано: 37 | Добавлен 27.12.15 в 15:11 | : +2 | Еще Рефераты

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2015

Введение 3

1.    Биография С.Ю. Витте 3

2.    Политические взгляды 5

3.    Реформы С.Ю.Витте 7

3.1.    Введение винной монополии 7

3.2.    Железнодорожная реформа 9

3.3.    Денежная реформа 10

4.    Заключение 12

5.    Список литературы 13

Введение

Одним из выдающихся деятелей российской политики и экономики был граф Сергей Юльевич Витте. Он был видным деятелем своей эпохи, не только решая сложнейшие экономические проблемы, как внешние, так и внутренние, но и обладал дипломатическими способностями.

Работа Витте пришлась на непростое время: общество нуждалось в переменах на всех уровнях. Будучи воспитанным в духе славянофила, Витте понимает, что Европа — тот образец, к которому должна стремиться Российская империя, чтобы стать в новом, промышленном обществе, наравне с самыми развитыми странами Европы.

За свою продолжительную карьеру он успел ввести новшества в экономику страны, без которых Россия, наверное, никогда бы не смогла достичь того, которым она в действительности обладала.

Что же касается деятельности самого Витте, то тут внимание приковано прежде всего к ряду реформ, которые он провел на посту министра финансов и которые дали заметный импульс к становлению нашей державы на международной арене.

Биография С.Ю.Витте

Сергей Юльевич Витте родился в 17(29) июня 1849 года в городе Тифлис. Детство и юность свою он провел в Тифлисе, где учился в городской гимназии, а впоследствии перебрался в Кишинёв, обучаясь там в первой Кишиневской гимназии, аттестат которой он получил в итоге.

В 1870 году он оканчивает Новороссийский университет и получает степень кандидата физико-математических наук. Отказавшись от дальнейшего продолжения научного пути Витте идет на службу в Одесское управление Юго-Западных железных дорог. Во второй половине 1870-х он возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги.

Вскоре после этого назначения он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога.

Стоит отметить, что карьера его могла прерваться в 1875 году из-за «Тилигульской катастрофы», но так как Витте положительно зарекомендовал себя во время русско-турецкой войны, то тюремный срок был заменен для него, по приказу великого князя Николая Николаевича, всего лишь двухнедельной гауп-вахтой.

В 1879 году Витте назначается начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог; в 1886 году занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. В рамках своей деятельности он добился роста эффективности и прибыльности, а так же именно при Витте впервые была применена на практике мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы.

10 марта 1889 года назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. При переходе на государственную службу он потерял в жаловании: с 40 тыс. до 8 тыс. руб./год. Но так как Александр Третий самолично настаивал на назначении Витте на данную должность, то приказал выплачивать ему из личных средств еще по 8тыс. руб./год в качестве компенсации.

В 1889 году Витте публикует работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой говорит о необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

С февраля по август 1892 года С.Ю.Витте занимает пост министра путей сообщения. За это время он провел реформу железнодорожных тарифов и избавился от, ставшей в то время обыденной, проблемой скопления не перевезённых грузов.

В конце 1892 года Витте получает пост министра финансов, на котором пробудет в течение 11 лет.

Если говорить про личную жизнь, то стоит отметить, что от первой своей жены Надежды Спиридоновой он детей не имел, после ее смерти ,в 1890 году, Витте начал строить отношения сМатильдой Ивановной Лисаневич. Ситуация усугублялась тем, что Лисаневич была замужем, когда Витте начинал с ней встречаться, он даже вступил в конфликт с ее мужем. В 1892 году он официально женился на ней, удочерив также ее ребенка.

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года. Витте до последнего пытался вновь вернуться к власти, но попытки эти были безрезультатными. Умер 28 февраля (13 марта) 1915 года в Петрограде от менингита. Вот что сказал император Николай Второй о смерти С.Ю.Витте: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий».

Политические взгляды

Следует отметить, что Витте еще с детских лет прививались воззрения строгого монархизма, в духе которых он был воспитан.

Монархизм, хоть и в несколько видоизмененной форме в силу обстоятельств и времени, оставался главным течением в общественно-политических взглядах С.Ю. Витте.

Так , например, важнейшим фактором воздействия на политику и экономику, а так же реализацию политических идей, он считал государственное вмешательство, которое представляло собой полный комплекс мер по внедрению и развитию необходимой политики.

Витте поддерживал самодержавие, потому что вдел в нем жесткий централизованный аппарат управления государством. «Только путем контроля можно будет побороть экономическую отсталость в стране и модернизировать ее на европейский уровень»- так говорил Витте.

В феодализме и дворянстве он видел лишь переходный этап развития общества, который, как и в Европе, неизбежно уступит дорогу капитализму. Витте говорил, что, если дворянство в будущем не сможет перестроиться на новый лад, то оскудеет и впоследствии совсем перестанет существовать как класс.

Каквариант спасения он предлагал дворянам переориентироваться на промышленность и финансы, грубо говоря «обуржуазиться». Традиционный аграрный строй должен был смениться индустриальным.

Однако и буржуазный строй он не видел в качестве основного в обществе, а только отождествлял его с переходной стадией к чему-то более совершенному на его взгляд — монархическому или социальному.

Хоть С.Ю. Витте всю свою жизнь и оставался приверженцем консервативной, или можно даже сказать реакционно — общественной политики, он отнюдь не придерживался классической политической экономии. Этой идеи она противопоставлял идею национальной системы политической экономии, заимствованную у Ф. Листа.

Основным трудом, в котором изложены взгляды С. Ю. Витте, является подготовленная по его заказу в «подначальной канцелярии» записка«Самодержавие и земство». В ней, основываясь на факты из истории России, а также политические реалии, Витте делает следующие выводы:

  1. — в земских учреждениях России стремится найти свое воплощение политическая идея местного самоуправления;
  2. — политическая идея самоуправления находится в антагонистическом противоречии с идеей централизованного самодержавного государства; это порождаетконфликты и коллизии в реальной практике земских учреждений России;
  3. — противоречивый характер устройства систем местного и центрального управления приводит к нестабильности общества и социальным революциям (в качестве примера С. Ю. Витте упоминаетФранцию, в которой также существовало противоречие, хотя и обратное тому, что имелось в конце XIX века в России: централизованныеместные учреждения и парламентская (представительная) форма верховного правления);
  4. — снятие отмеченного противоречия возможно лишь при целостной административной реформе, предполагающей общие, единые начала в устройстве как центрального, так и местного управления.

Реформы С.Ю.Витте

Получив пост министра финансов в 1892 году, Витте показал себя «во всей красе», политиком, способным вывести державу на новый уровень. Он собирался превратить Россию в промышленную державу, которая переступит через порог аграрного общества к капитализму.

С помощью привлечения иностранных капиталов в экономику, Витте планировал в течение десятилетия догнать в промышленном развитии ведущие страны Западной Европы и составить им конкуренцию на международном рынке. Одним из определяющих факторов в развитии экономики он видел модернизацию путей сообщения и транспорта.

Во всех своих реформах Витте преследовал лишь одну цель — привести державу на новый уровень, которому характерен прогресс во всех отраслях хозяйства страны.

Винная монополия

По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Винная монополия — это исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков. Допускается частное производство при условии, что вся готовая продукция обязательно продается государству. Государству принадлежит и право ввоза спиртных напитков.

Цели винной монополии:

  • Увеличить доходы казны путем добавления к налоговым поступлениям торговой прибыли.
  • Поднять качество водки.
  • Уменьшить пьянство, прививая населению культуру потребления крепких напитков.
  • Создать благоприятные условия для развития сельскохозяйственного винокурения, сбыт продукции которого в казну по твердым ценам был бы обеспечен.

В России водка с давних времен и до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.

В окончательном варианте план Министерства финансов, утвержденный 6 июня 1894 г., состоял в следующем:

  • Винокурение производится на частных заводах.
  • Казенные службы закупают у них продукцию по ценам, установленным Минфином для каждой местности.
  • Продажа спирта, вина и водочных изделий составляет исключительное право казны (как из казенных, так и частных заводов).
  • Спирт и вино поступают в продажу только в очищенном виде.
  • Очистка спирта перегонкой и производство водочных изделий производятся и на казенных, и на частных заводах.
  • Продажа спиртных напитков разрешается и в заведениях частных лиц в запечатанной посуде и по установленным ценам.

Реформа возымела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн.

рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений.

При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

Железнодорожная реформа

Особое значение для модернизации народного хозяйства России имели огромные масштабы железнодорожного строительства, главным созидателем и финансистом которого выступил С.Ю. Витте. Это была настоящая технологическая и экономическая революция в сфере транспорта.

Еще в 1889 году на железных дорогах были введены «хлебные тарифы», над введением которых хлопотал именно Витте. Тарификация железных дорог стала происходить под контролем государства.

Продолжая свою деятельность на посту министра финансов, Витте проводил политику сосредоточения железных дорог в руках государства — путём выкупа частных дорог и строительства новых за счёт казны. В итоге выкупа государством главных частных линий с 1894 г.

железные дороги начали приносить прибыль. Несомненна заслуга Витте в принятии решения о строительстве Транссиба. Впоследствии С.Ю.Витте писал: «Я не преувеличу, если скажу, что это великое предприятие было совершено благодаря моей энергии, конечно, поддержанной императором».

Подчеркивая стратегическую значимость Транссиба, П.А.Столыпин в выступлении в Думе отмечал, что «никакие крепости не заменят путей сообщения».В годы русско-японской войны Транссиб стал магистралью, обеспечивавшей русские войска. По дороге было перевезено 2 млн.

военнослужащих вместе с артиллерией, обозами и другими грузами.

К середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрстдорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.

Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами.

Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.

Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как: металлообработка, производство рельсов паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.

Денежная реформа

В феврале 1895 года С.Ю.Витте представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения.

Это было связанно с неустойчивостью денежной системы и необходимостью крепкой и устойчивой валюты на международном рыке. В марте 1896 г.

Витте пришел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле — в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы:

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. — полностью.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

1897 Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн руб.).

Первый закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» был подписан Николаем II3 января 1897 г.

В итоге денежная реформа 1897 года сыграла огромную роль в укреплении на международном рынке. Курс рубля теперь оставался стабильным, а денежное обращение удалось наладить. В своих воспоминаниях С.Ю.

Витте пишет, что самая крупная и значимая реформа, которую ему приходилось делать, была именно денежная.

Интересным фактом является то, что уже в 1914 году в связи с началом Первой мировой войнызолотое денежное обращение было прекращено, а весь запас, 629 миллионов золотых рублей, был утрачен

Заключение

Экономическая политика Витте преследовала цель в ближайшие десятилетие догнать в своем промышленном развитии страны Европы и выйти на конкурентоспособный европейский, ближневосточный и дальневосточный рынки. Для этого были созданы все условия:

  • В отечественную экономику привлекался инвестиционный иностранный капитал
  • В стране накапливались внутренние ресурсы за счет винной монополии и тарифов на железных дорогах
  • Укрепилась государственная валюта, подкрепленная теперь золотом, что давало ей возможность конкурировать с заграничной

Политика ускоренного развития промышленности работала, защищая ее от воздействия из вне и давая стимул к вовлечению внутренних капиталов. За 90-ые годы 19 века промышленное производство России увеличилось в 2,5 раза, что позволило приблизиться к индустриально — развитым странам.

На мой взгляд реформы С.Ю. Витте оказали положительное влияние на развитие экономики Российской империи конца 18, начала 19 века.

Благодаря его влиянию и грамотному руководству Российская экономика в очень короткий период взяла курс на развитие промышленности и созданию индустриальной державы.

Несмотря на то, что не все меры Витте получили одобрение в обществе, он продолжал вести свою политику, которые хоть и оспаривались обществом, но, несомненно, внесли свой вклад в развитие России.

Список литературы

  1. Карелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998
  2. С.Ю.Витте, Избранные воспоминания, 1849-1991 гг., М.: Мысль, 1991, с.197
  3. Витте С. Ю. Как поднимать российское хозяйство? Из лекций наследнику престола //рос. Федерация – 1996 — №1 с. 55-56
  4. Гиндин И.Ф.

    Роль железнодорожного строительства в индустриализации России и железнодорожная политика С.Ю. Витте / С.Ю.Витте Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. / С.Ю. Витте. Т. 1: Пути сообщения и экономическое развитие России. Кн. 2, ч. 2. М., 2006. C. 583-622.

  5. Чепарухин В.В. Невостребованное наследие Сергея Витте
  6. Реформы С.Ю.

    Витте – попытка модернизации России.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2

Размер: 103.26K

Скачано: 37

Скачать бесплатно

Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

  • Личность в истории России – С.Ю. Витте
  • Реформы С.Ю.Витте

Источник: https://studrb.ru/works/entry28364

Общественно-политические взгляды С.Ю.Витте

Политические взгляды С.Ю.Витте

1. Время и реформы С. Ю. Витте ………………………………………стр.3

2. Отставка Витте и его смерть……………………………………………стр.

3.Заключение………………………………………………………………стр.

4. Список литературы………………………………………………………стр.                    

Время и реформы С. Ю. Витте

     В истории России конца ХIХ — начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета – таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность.

Этот известнейший человек оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной системы.

Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии – Петра Аркадьевича Столыпина.

     Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе, в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии – выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику – в середине XIX в. получили потомственное дворянство.

Отец Витте, Юлий Федорович, дворянин Псковской губернии, лютеранин, принявший православие, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе.

Мать, Екатерина Андреевна, была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой, предки которой были сподвижниками Петра I.

«Вообще вся моя семья, — писал он в своих «Воспоминаниях», — была в высокой степени монархической семьей, — и эта сторона характера осталась и у меня по наследству».

     В семье Витте было пятеро детей: три сына (Александр, Борис, Сергей) и две дочери (Ольга и Софья). Сергей получил обычное для дворянских семей воспитание, причем «первоначальное образование, — вспоминал С. Ю. Витте, — мне дала бабушка … Она выучила меня читать и писать».

В Тифлисской гимназии, куда он был затем отдан, Сергей учился «очень плохо», предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению.

Несмотря на это, будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в университет. Но юный возраст и единица по поведению закрыли ему туда доступ.

Пришлось снова поступить в гимназию, и только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости.

     В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Окончив в 1870 г. университет, Сергей Витте задумался о научной карьере. Однако родные не разделяли его желание быть профессором, поскольку считали это не дворянским делом.

     И Витте поступил на государственную службу: в 1869 году он был зачислен в канцелярию новороссийского и бессарабского генерал-губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог.

Почти одновременно Витте поступил на службу в управление казенной Одесской железной дороги.

Освоив работу практически всех участков аппарата, начиная с кассирской должности, он вскоре стал начальником конторы движения.

     Деятельность Витте началась вполне успешно, что объяснялось как его связями, так и собственными незаурядными способностями.

За сравнительно короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 году был уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, ставшей к тому времени собственностью частного Общества Юго-Западных железных дорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела (1878, Петербург).

С 1880 — начальник эксплуатации, а 1886 — управляющий Юго-Западной железной дороги (Киев). Уже на этих постах ярко проявляется реформаторский настрой Витте.

Он ввел в практику выдачу ссуд под хлебные грузы, проводил тарифную политику на принципах конкуренции: для каждого груза устанавливался максимальный тариф, резко снижавшийся в случае отправления груза по Юго-Западныой железной дороге; внедрил технические усовершенствования, повысившие скорость движения поездов.

Высокообразованный специалист, Витте широко использовал в работе научные и статистические данные. Его активность не была незамеченной, и в 1889 Александр III привлекает его в Министерство финансов в качестве директора Департамента железнодорожных дел, а в 1892 он уже министр финансов и начинает активную реформаторскую деятельность в экономической политике России.

     Либеральная ориентация С. Ю. Витте, которой он придерживался с молодых лет, объясняет большой интерес, проявленный им к учению немецкого экономиста первой половины ХIХ в. Фридриха Листа, разработавшего, в противовес “космополитической политической экономии”, теорию “национальной экономии”.

Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и его государственного регулирования составили основу программы российского министра финансов. Будучи сторонником жесткой протекционистской политики, Ф. Лист считал, и этот взгляд целиком разделял С. Ю.

Витте, что важнейшей задачей государства является поощрение развития отечественной промышленности, при слабом развитии которой общий экономический прогресс страны невозможен. Согласно этим представлениям, индустрии надлежало играть роль локомотива всего народного хозяйства.

Концепция базировалась на представлениях, что “бедным странам” в целях экономической модернизации необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения.

Эти меры должны были создать условия для развития внутреннего рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

     Принимая учение Ф. Листа, С. Ю. Витте не считал необходимым распространять таможенную защиту на сельское хозяйство. «Из всех видов покровительства, — писал он, — таможенная защита земледелия оправдывается наименее.

Меры к подъему сельского хозяйства должны быть иные: создание обширного внутреннего рынка путем развития местной промышленности, уменьшения накладных расходов, посредством развития техники и торговли сельскохозяйственными продуктами и подъемом сельскохозяйственных знаний для лучшего использования почвенных богатств и уменьшения расходов производства». Эти взгляды сановник будет пропагандировать многие годы, но так и не сможет сформулировать конкретно принципы и механизмы, позволившие бы в такой сельскохозяйственной стране, как Россия, достичь столь важной цели.

     Деятельность Витте началась вполне успешно, что объяснялось как его связями, так и собственными незаурядными способностями.

За сравнительно короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 году был уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, ставшей к тому времени собственностью частного общества.

Вскоре Одесская дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог, и в 1886 году Витте становится управляющим этими дорогами.

Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте чрезвычайно сильное влияние: дала опыт управления, научила деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра — свыше 50 тысяч рублей в год.

     Менее успешным в эти годы было его пребывание на государственной службе. Еще в 1874 году Витте был причислен к департаменту общих дел министерства путей сообщения.

Однако вскоре после окончания русско-турецкой войны из-за конфликта с министерством он получил отставку, будучи еще в сравнительно низком чине титулярного советника.

Переехав по делам службы в Петербург, Витте подготовил проект «Общего устава российских железных дорог», публикацией которого в 1895 году завершилась деятельность комиссии, занимавшейся изучением состояния железнодорожного дела в России.

     После переезда в Киев Витте становится инициатором научной разработки проблемы железнодорожных тарифов и крупнейшим специалистом в этой области.

В 1883 году им была опубликована книга «Принципы железнодорожных тарифов но перевозке грузов», принесшая автору широкую известность и авторитет российского «тарифмейстера».

Внедрение его рекомендаций в эксплуатацию руководимых им дорог позволило значительно повысить их прибыльность.

     Авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А.

Вышнеградского, назначевшего Витте директором департамента железных дорог, минуя все ступени иерархии, сразу в чин действительного статского советника и с доплатой к жалованью из средств Кабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера.

Менее чем через год он был введен представителем от министерства финансов в совет министерства путей сообщения, а в 1892 он уже министр финансов и начинает активную реформаторскую деятельность в экономической политике России.

У Александра III новый министр вызывал симпатию. Ему нравились в нем ясность ума, твердость, умение излагать свои идеи четко и убедительно. Симпатия была взаимной. Витте до конца своих дней с уважением и признательностью вспоминал об Александре III как о настоящем монархе, хотя и не без недостатков и слабостей, но в целом отвечавшем его представлению о носителе верховной власти.

Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского  образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

В начале 90-х годов Витте еще не изменил общинным идеалам, считал русское крестьянство консервативной силой и «главной опорой порядка».

Видя в общине оплот против социализма, он сочувственно относился к законодательным мерам конца 1880-х — начала 1890-х годов, направленных на ее укрепление.

Хотя промышленность, строительство и железные дороги в  90-х годах активно развивались, сельское хозяйство — основной оплот аграрной России — после неурожая 1891 и последовавшего за ним обнищания (вплоть до голода) крестьян и землевладельцев находилась  в очень тяжелом состоянии.

Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного распада. В этой обстановке появился на политической сцене С. Ю. Витте. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны.

В 1894-1895 гг.

Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось его предшественникам, — ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов.

При этом резко увеличилось налогообложение. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий.

На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза.

Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль — в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства  лекарством против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти.

Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно  окупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.

В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи.

В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться.

Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие.

Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.

Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне. В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения.

В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В. К. Плеве, К. П. Победоносцевым и П. Н. Дурново.

В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса.

В представленной записке выступил сторонником ликвидации крестьянской сословной обособленности в области права, управления и землепользования, высказывался за свободный выход из общины, за ограничения на распоряжение надельными землями. Положения его программы были впоследствии использованы П. А.

Столыпиным при разработке аграрной реформы. Однако, из-за противодействия Плеве и других чиновников Министерства внутренних дел (поддержанных Николаем II) добился лишь отмены круговой поруки в общине (1903) и облегчения паспортного режима крестьян. Витте считал, что если бы Совещанию дали окончить работу, то многое, что потом произошло, было бы устранено. Крестьянство, вероятно, не было бы так взбаламучено революцией, как оно оказалось.

Источник: https://www.stud24.ru/aviation/obshhestvennopoliticheskie-vzglyady-sjuvitte/190772-555777-page1.html

Refy-free
Добавить комментарий