Политические права и свободы российских граждан

Политические права и свободы граждан РФ

Политические права и свободы российских граждан

Свириденко А. И. Политические права и свободы граждан РФ // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/archive/235/54593/ (дата обращения: 10.03.2020).



В рамках настоящей статьи рассматриваются основные политические права и свободы человека и гражданина. Выявлены особенности реализации политических прав и свобод и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: основные политические права и свободы, защита прав и свобод, общество

На протяжении всего исторического процесса становления общества понятия «политика» и «право» были неразделимы. Ведь именно политика через свои институты (государство, органы власти, политические партии) является источником права. Важным аспектом считается регламентация политических прав и свобод.

Государство предоставляет гражданам права и свободы, но зачастую общественность не имеет полного представления о том, какие права существуют и как грамотно ими распоряжаться. Именно анализ данной проблемы будет проводиться в рамках статьи.

Для начала необходимо определить, что считается политическими правами и свободами.

Под политическими правами и свободами понимается комплекс прав, которые регулируют жизнь общества в области политики. Как правило, подобные права являются естественными и неотчуждаемыми.

Необходимо отметить, что сама степень реализации рассматриваемых политических прав и свобод непосредственно зависит от действующего в стране политического режима.

При этом если рассматривать демократию, то здесь права и свободы человека, безусловно предоставляются настолько максимально, насколько это вообще возможно.

Авторитарный режим отличается определенно формальным наличием определенных политических прав (к примеру, проводятся выборные компании в законодательные органы государственной власти), тем не менее они носят только условный характер. В процессе действия тоталитарного режима политические права вообще отсутствуют, довольно часто они вовсе даже никак не регламентируются [3].

Определения политических прав человека в современном мире сводятся, прежде всего, к возможностям достаточно активного участия граждан непосредственно в управлении как государственной, так и общественной жизнью. Именно поэтому представляется все же возможным разделить их на 2 соответствующие группы, а именно:

1) правомочия, направленные на участие в формировании и соответственно функционировании всего публично-властного механизма государства;

2) правомочия, направленные на участие в жизни общества (иными словами право на ассоциации, а также свобода слова и свобода демонстраций) [4].

Таким образом, современные политические права непосредственно охватывают всю область публичных интересов гражданина и достаточно тесно взаимосвязаны с понятием политической свободы.

Исследуемые в рамках настоящей статьи права и свободы, обусловленные как главная категория субъективных прав и свобод гражданина, кроме того, также рассматриваются «как обеспеченная человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти». Сказанное обозначает, что современные политические права подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Политические права и свободы, как мы уже убедились, являются основополагающими, закрепленными в Конституции Российской Федерации, принадлежащими гражданам государства права и свободы, прежде всего, связанные непосредственно с реализацией гражданами государства своего участия в отправлении делами своего государства, тесное взаимодействие с государственной властью. Именно благодаря политическим правам в настоящее время граждане и все гражданское общество в общем реализуют свои интересы непосредственно в осуществлении народовластия; а также определяют положение личности в современных политических отношениях. При этом политические права и свободы образуют условия, которые необходимы для укрепления взаимосвязи между человеком и обществом, а также гражданином и государством. Кроме того, незыблемость устоев государственного конституционного строя, его демократический уклад, уровень имеющей место быть политической культуры у граждан зачастую зависит от того, в каком именно состоянии находятся в данный момент политические права и свободы граждан. Тем самым, политические права и свободы действуют на основании личных прав и свобод, при этом взаимодействуя с ними, опираясь на уважение к человеку [2]. Так, среди главных признаков современных политических прав целесообразно выделить следующие, а именно:

‒ всеобщность, так как возможность их непосредственного воплощения в реальность должна быть абсолютно у каждого человека;

‒ субъективность, поскольку наряду с иными, они гарантируются самим государством и непосредственно закрепляются в соответствующих правовых нормах;

‒ относятся непосредственно к естественным правам человека благодаря тому, что принадлежат абсолютно любому человеку от рождения, при этом неотъемлемы и независимы ни от чьей-либо воли;

‒ имеют достаточно тесную связь непосредственно с гражданством страны, поскольку обычно признаются за гражданами определенного государства;

‒ данные права и свободы определяются возможностью принимать участие в общественно-политической сфере жизни государства, а также его управлении и свободой всестороннего развития личности;

‒ обладают коллективным характером реализации;

‒ вовсе не относятся к сфере абсолютных прав;

‒ направлены на обеспечение блага политической свободы граждан [5].

Россия является демократическим государством, для которого непосредственная реализация прав и свобод человека считается долгом. При этом вышеизложенный тезис прослеживается в ст. 2 Конституции РФ, а именно: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. Из этого следует, что государство наделяет абсолютно каждого представителя общества определенными правами и свободами (и конечно же политическими), кроме того, гарантирует их охрану.

Но население в силу своей правовой безграмотности, в том числе и правового нигилизма, не может разумно и грамотно воспользоваться предоставляемыми им правами.

Социальный опрос, отражающий мнение населения относительно проблемы обеспечения прав и свобод современного российского государства, показывает, что среди граждан распространено кардинальное решение о смене руководства.

Политологи отмечают, что данный подход не способен искоренить проблему.

Предлагаемые идеи нового управленческого аппарата, направленные на решение государственных задач, не будут восприняты обществом, в силу его стереотипности образа мышления.

Для решения проблемы необходимо воспитывать грамотных граждан, знающих все свои права и свободы, в том числе и политические. Осуществить это возможно путем введения в учебных заведениях различного уровня дополнительных дисциплин, касающихся правовых аспектов и норм.

Также правовую культуру можно прививать через СМИ, художественную литературу, кино и искусство.

Стоит понимать, что правовое преобразование и просвещение должно быть постоянным и непрерывным, поэтому гражданам стоит самим поддерживать уровень политического образования после окончания учебных заведений.

Понимание политических процессов, происходящих в государстве, поможет гражданам четко сформулировать свои обращения в органы государственного аппарата, что облегчит взаимодействие гражданина и государства.

Такой подход позволит формировать решения тех вопросов, которые могут возникать у граждан.

Главное, что стоит отметить, что именно человек, может изменить свое будущее, и если общество поменяет отношение к государству и осознает, что вместе с ним является элементами одного целого, то удастся избежать многих проблем, возникающих между ними.

Таким образом, мы пришли к выводу, что политические права считаются неотъемлемыми, естественными правами, которые непосредственно определяют правовой статус современного человека как гражданина, иными словами члена политического общения и, конечно же, участника политических процессов, которые происходят в стране. Это прежде всего гарантированная нормами как международного, так и внутригосударственного права непосредственная возможность личности как индивидуально, так и коллективно принимать участие в осуществлении делами государства, в политических процессах, которые происходят в стране.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием 12 декабря 1993 (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрании законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Воронина Н. А., Запесоцкий А. С., Карташкин В. А. Права человека и правовое социальное государство в России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.
  3. Гудиева А. В. О месте политических прав и свобод в системе конституционных прав, свобод человека и гражданина // Сборник научных статей магистрантов. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Владикавказ, 2018. С. 42–47.
  4. Карасев А. Т., Мещерягина В. А. Соотношение конституционного права на обращение с политическими правами и свободами // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3. С. 66–70.
  5. Климов И. П. Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация в отечественной юридической литературе XXI века // Право и образование. 2017. № 3. С. 15–22.
  6. К вопросу о конституциях и уставах субъектов Российской Федерации Малиненко Э. В. Черные дыры в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 32–34.
  7. Проблемы социальной политики в конституциях и уставах субъектов российской федерации как источниках конституционного права Малиненко Э. В. Труд и социальные отношения. 2018. № 4. С. 117–124.
  8. К вопросу о местном самоуправлении в конституциях республик Российской Федерации Малиненко Э. В. Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 285–289.
  9. Реализация государственной национальной политики в конституциях и уставах субъектов российской федерации Малиненко Э. В. Наука и образование: Хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018.№ 5 (96). С. 43–46.

Основные термины(генерируются автоматически): политический, свобода, гражданин, свобода человека, государство, государственная власть, жизнь общества, участие.

Источник: https://moluch.ru/archive/235/54593/

Политические права и свободы российских граждан

Политические права и свободы российских граждан

Политическиеправа и свободы российских граждан.

Сегодня мы поговорим с вами о политическихправах и свободах.

Знакомо ли вам, словополитика?

Вечером во многих семьях смотрят потелевизору новости или другие информационные программы, в которых рассказываюто новых законах, принятых в нашей стране, о политических партиях,государственной думе или о важных переговорах между президентами различныхгосударств.

Все эти события и объединяет одно слово –политика. Иными словами, политика – это деятельность государственной власти,партии или какой-либо общественной группы в области внутригосударственного управленияи международных отношений.

Сам же термин «политика» был придумандревнегреческим мыслителем Аристотелем.

Таким образом, мы можем говорить о том,что политические права и свободы – это те права, пользуясь которыми, человек можетучаствовать в управлении государством и влиять на события, происходящие внутристраны.

Человечество многие годы боролось за свои политические права исвободы. Но неужели они нам так необходимы?

В зависимости от политики,которую проводит государство, человек будет жить хуже или лучше. Поэтому всеграждане заинтересованы в том, чтобы проводимая государством политика учитывалаих интересы.

Политические права и свободы провозглашены Всеобщей Декларациейправ человека и закреплены в Международном пакте о гражданских и политическихправах. Они составляют обязательную часть Конституций демократическихгосударств.

К числу основных политических прав и свобод конституция РоссийскойФедерации относит:

·        право на гражданство;

·        право избирать и бытьизбранным;

·        право на равный доступ кгосударственной службе;

·        право участвовать вотправлении правосудия;

·        право на обращение вгосударственные органы;

·        право на объединение;

·        свободу выражения мнения;

·        право на собрания идемонстрации;

·        право на получение информации;

·        свободу мысли и слова;

·        свободу печати и информации.

Давайте познакомимся с ними более подробно.

В отличие от личных(гражданских) прав и свобод, обладание политическими правами и свободами обычносвязывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства.

Гражданство – это связь человека и государства, которая выражается в наличиивзаимных прав, обязанностей и ответственности.

Статья шесть КонституцииРоссийской Федерации гласит, что «Каждый гражданин Российской Федерацииобладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности,предусмотренные конституцией Российской Федерации».

Более того, сегодня вконституции закреплено положение о том, что никто не может быть лишён своегогражданства или права изменить его. Но так было не всегда. Например, всоответствии с законодательством Советского союза гражданства могли лишить задействия, которые опорочили звание гражданина СССР или нанесли ущерб престижуили государственной безопасности.

Так, гражданства были лишенывыдающиеся деятели российской культуры, как режиссёр Юрий Петрович Любимов,дирижёр Мстислав Леопольдович Ростропович, оперная певица Галина ПавловнаВишневская, писатель Василий Павлович Аксёнов и многий другие граждане СССР,которые решили по различным причинам покинуть нашу страну. И только послепринятия Конституции Российской Федерации данная правовая норма былаотменена. 

В нашей стране толькогражданам Российской Федерации принадлежат права:

·        избирать и быть избранным;

·        на равный доступ кгосударственной службе;

·        право участвовать вотправлении правосудия.

 В чём же состоит сутьданных прав?

Как только вам исполнится 18 лет вы получите возможностьнепосредственно влиять на политические события, которые происходят в нашейстране. А именно принимать участие в ании на выборах и отдать свой голосза понравившегося вам кандидата.

С возрастом ваши избирательные праварасширятся. Например, с 21 года вы смежите самим выдвинуть свою кандидатуру вдепутаты Государственной Думы. А когда вам исполнится 35 лет, то смело можетестановиться кандидатом на пост Президента Российской Федерации.

И кто знает,быть может, будущим главой государства станете именно вы.

Но не во всех странах мира избирательные права являются толькоправом, в некоторых государствах (всего их 10) прийти на выборы и отдать свойголос –   это гражданская обязанность, за невыполнение которой можетбыть наложен штраф.

По достижении совершеннолетия вы сможете использовать право наравный доступ к государственной службе. Например, уже с 18 лет вы можете статьмуниципальным чиновником или даже премьер-министром, если конечно к этомумоменту у вас есть соответствующие умения и навыки.

И в том случае если в 18лет они будут выше уровнем, чем у вашего 30 летнего конкурента, то этудолжность займёте именно вы. Ну и конечно же, вы вправе обратиться к любомучиновнику или в любой государственный орган с любым интересующим вас вопросом.

Но помните, что если вы будете обращаться с вопросами очень часто или задаватьих не по существу, то можете просто навредить другим гражданам, которые ждутответа на более важные вопросы.

Все граждане Российской Федерации имеют право участвовать вотправлении правосудия. Например, через участие в судебном заседании вкачестве: «присяжного заседателя».

Присяжные заседатели – это непрофессиональные судьи, которые принимают участие всудебном процессе.

Судебное заседание с участиемприсяжных заседателей.

В таком виде судебном процессе, суд состоит из профессиональныхюристов в лице судей и присяжных заседателей, которые не обязаны иметь юридическоеобразование. При рассмотрении дела в суде непрофессионалы-присяжные из числапростых граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый всовершении преступления.

В свою очередь, судьи решают вопросы, требующие юридическихпознаний, например, об установлении меры наказания за совершенное преступлениеи вынесение приговора.

Следует понимать, что во всех случаях присяжные принимают решения независимоот мнения и позиции профессиональных судей.

Например, однажды знаменитый русский адвокат Фёдор НикифоровичПлевако взялся за дело об убийстве одним мужчиной своей жены. На суд адвокатпришёл как обычно, спокойный и уверенный в успехе. И вот, когда дошла очередьдо защиты, Плевако встал и произнёс:

– Господа присяжные заседатели!

В зале начал стихать шум. Плевако опять:

– Господа присяжные заседатели!

В зале наступила мёртвая тишина. Адвокат снова:

– Господа присяжные заседатели!

В зале прошёл небольшой шорох, но речь не начиналась. Опять:

– Господа присяжные заседатели!

Тут в зале прокатился недовольный гул заждавшегося долгожданногозрелища народа. А Плевако снова:

– Господа присяжные заседатели!

Началось что-то невообразимое. Зал ревел от негодования вместе ссудьёй, прокурором и заседателями. И вот наконец Плевако поднял руку, призываянарод успокоиться.

– Ну вот, господа, вы не выдержали и 15 минут моего эксперимента.А каково было этому несчастному мужу слушать 15 лет несправедливые попрёки покаждому ничтожному пустяку?!

Зал оцепенел, потом разразился бурными аплодисментами. В итоге,несмотря на мнения судьи и прокурора, присяжные заседатели вынеслиоправдательный вердикт.

Целый ряд политических прав и свобод, способствует привлечениюграждан к управлению государством.

Прежде всего, это свобода мысли и слова. Данное положениезакреплено в двадцать девятой статье Конституции Российской Федерации, котораягласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Свобода мысли и слова – это право человека придерживаться любых убеждений и взглядов ивыражать их публично, ничего не опасаясь.

Без гарантий свободы мысли и слова со стороны государства было бы невозможнозакрепление в российском законодательстве таких политических прав и свобод какправо на получение и распространение информации и свобода печати.

Например, чтобы правильно сделать домашнее задание вы должны найтиопределённую информацию.

Для её получения вы можете пойти в библиотеку, почитать учебник,поискать в интернете, спросить у учителя или родителей. При любыхобстоятельствах выбор остаётся за вами. Ну а в дальнейшем вы вправесамостоятельно решать – поделиться ли с одноклассниками полученными знаниямиили же нет.

Как правило, политические прав и свободы, можно отстаивать нетолько в одиночку, но и с помощью различных рода гражданских групп.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданинуправо на такого рода объединения для защиты своих интересов, гарантируетсвободу их деятельности.

На сегодняшний день права и свободы граждан России отстаиваютсемьдесят восемь политических партий и более двухсот тысяч различныхобъединений граждан Российской Федерации.

Таким образом, мы можем говорить о том, что политические права исвободы позволяют каждому человеку участвовать в государственной жизни страны,а значит, создавать мир вокруг себя таким, каким ему хотелось бы его видеть. Носледует помнить, что ни в коем случае нельзя использовать политические права исвободы для пропаганды или агитации, которая может привести к социальной,расовой, национальной или религиозной ненависти и вражде.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторыевопросы.

1.     Что такоеполитика?

2.     Что такое политическиеправа и свободы?

3.     Какиеправа можно отнести к числу основных политическихправ и свобод?

Источник: https://videouroki.net/video/9-politichieskiie-prava-i-svobody-rossiiskikh-ghrazhdan.html

Политические права и свободы человека и гражданина в россии

Политические права и свободы российских граждан

ПОЛИТИЧЕСКИЕПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНАВ РОССИИ

Реализуя закрепленныев Конституции политические права исвободы, граждане Российской Федерацииучаствуют в общественно-поли­тическойжизни, в управлении государством.

1.Свобода мысли и слова.Статья 29 Конституции РФ провозглашает:«Каждому гарантируется свобода мыслии слова».

Свободамысли— это свобода каждого че­ловека отлюбого политического или идеологическогоконтроля, когда он сам определяет системусвоих духовных ценностей, верований ит.д.

Сво­бодасловапредставляет собой право каждогосвободно выражать свои мысли переддругими как индивидуально, непосредственно,так и в средст­вах массовой информации.

Как ивсе другие права, свобода мысли и словаограничивается правами и законнымиинтересами других лиц, а также ограничениямизаконода­тельного характера. Уже всамом тексте ст. 29 Конституции РФсодержатся ограничения.

В нейподчеркивается, что «недопускаются пропаганда или агитация,возбуждающие социальную, расовую,национальную или рели­гиозную ненавистьи вражду.

Запрещается пропагандасоциального, расо­вого, национального,религиозного или языкового превосходства».

Существуют и другиеограничения свободы слова, установленныеот­раслевыми нормами. Уголовноезаконодательство запрещает пропагандувойны, предусматривает ответственностьза разглашение государственной и военнойтайны. Гражданское законодательствозащищает честь и досто­инство личностии т. д.

Конституционно-правовойгарантией свободы мысли и слова являетсяположение Конституции том, что «никтоне может быть принужден к вы­ражениюсвоих мнений и убеждений или отказу отних» (ч. 3 ст. 29).

2.Свобода информации.этой свободы тесно связано с со­держаниемсвободы мысли, слова и убеждений, ноболее формализовано. В ч. 4 ст. 29 КонституцииРФ свободаинформации сводитсяк праву каждо­го «свободноискать, получать, передавать, производитьи распространять информацию любымзаконным способом».

Ограниченияправа на свободу информации довольношироки. Одно из них содержится в названнойстатье Конституции, которая указывает,что «переченьсведении, составляющих государственнуютайну, определяется федеральный законом».

Право на свободу информа­цииограничивается правом других лиц натайну частной жизни, личную и семейнуютайну, защиту своей чести и доброгоимени, тайну переписки и т.д.

Свободаинформации ограничена также авторскимиправами, защи­щенными законом.

В ч. 5 ст. 29 КонституцииРФ гарантируется свобода массовойинфор­мации и установлен запретцензуры.

3.Право на создание общественныхобъединений.Каждый имеет право на объединение,включая право создавать профессиональныесоюзы для защиты своих интересов. Свободадеятельности общественных объединенийгарантируется. Никто не может бытьпринужден к вступлению в ка­кое-либообъединение или пребыванию в нем (ст.30 Конституции РФ).

Законодательноеограничение реализации этого праваустановлено ст.

13 Конституции РФ, запрещающей созданиеи деятельность обществен­ныхобъединений, цели или действия которыхнаправлены на насильствен­ное изменениеоснов конституционного строя и нарушениецелостности Российской Федерации,подрыв безопасности государства,создание воо­руженных формирований,разжигание социальной, расовой,национальной и религиозной розни.

Существуютограничения при реализации этого правадля отдельных кате­горий граждан.Так, Закон «О статусе военно­служащих»закрепляет, что «военнослужащие могутсостоять в общественных объединениях,не преследующих политические цели, иучаствовать в их дея­тельности, ненаходясь при исполнении обязанностейвоенной службы».

4.Свобода собраний.Конституция Российской Федерациизакрепляет в ст.31право граждан собиратьсямирно, без оружия, проводить собрания,митинги, демонстрации, шествия ипикетирование.

Свободасобрания— возможность собираться в закрытыхпомещениях, доступ в которые может бытьограничен устроителями по различнымосно­ваниям (членство в общественныхобъединениях, пол, возраст и т. д.).Соб­рания могут проводиться вуведомительном и явочном порядке.

Митинги— разновидность собраний. Они проводятся,как правило, под открытым небом изавершаются после публичных выступленийпринятием резолюций.

Демонстрациипроводятся преимущественно в видедвижения по ули­цам определенныммаршрутом, с плакатами и транспарантами,выражаю­щими позицию участников пополитико-экономическим проблемам.

Пикетированиепредставляет собой выражение своегоотношения груп­пами людей, стоящихили движущихся вблизи государственныхили обще­ственных объектов,правительственных учреждений, и т. п.

Этимероприятия осуществляютсяв разрешительном или уведомитель­номпорядке.Их участники обязаны соблюдатьобщественный порядок. За отдельные видыправонарушений организаторы и участникимогут привле­каться к юридическойответственности, вплоть до уголовной(например, за организацию массовыхбеспорядков).

5.Право участвовать в управлениигосударством.Это важнейшее из политических правгражданина, вытекающее из закрепленногов ст. 3 Кон­ституции РФ положения отом, что носителем суверенитета иединствен­ным источником власти вРоссии является ее многонациональныйнарод, который осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органыместного самоуправления.

Статья32 Конституции РФ устанавливает:«ГражданеРоссийской Фе­дерации имеют правоучаствовать в управлении деламигосударства как непосредственно, таки через своих представителей».В этой статье Кон­ституции закрепленыосновные формы реализации этого права,главной из которых являются избирательныеправа.

Граждане Российской Федера­ции имеютправо избирать и быть избранными ворганы государственной власти и органыместного самоуправления, а такжеучаствовать в референ­думе. Не имеютправа избирать и быть избраннымиграждане, признанные судом недееспособными,а также содержащиеся в местах лишениясвободы по приговору суда.

Порядокреализации этого права детальнорегулируется избирательнымзаконодательством.

Закрепляяправо граждан на участие в управлениигосударством, Кон­ституция устанавливает,что «гражданеРоссийской Федерации имеют рав­ныйдоступ к государственной службе»(ч. 4 ст. 32). Анализируя эту норму, следуетподчеркнуть, что речь идет о равныхюридических возможно­стях, а не офактической реализации, которая зависитот ряда факторов.

В ч. 5ст. 32 Конституции РФ закреплено такжеправо граждан Россий­ской Федерацииучаствоватьв отправлении правосудия.Это право может быть реализовано путемзанятия судебных должностей (при наличиисоот­ветствующего образования, стажаработы и т. д.), а также участия вотправ­лении правосудия в качествезаседателя и т. д.

6.Право на обращение в государственныеорганы и органы местного самоуправлениязакреплено в ст. 33 Конституции РФ. Этоправо граждан может быть реализованоиндивидуально или коллективно. Процедурарассмотрения обращений регламентируетсяспе­циальными нормативно-правовымиактами общегосударственного иведом­ственного характера.

Источник: https://studfile.net/preview/846569/

Политические права и свободы человека и гражданина

Политические права и свободы российских граждан

Политические права и свободычеловека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства; служат отражением суверенитета народа; и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие права.

· Право участвовать в управлении делами государства
(ст. 32 Конституции РФ) выражающееся в следующем:

¨ участие граждан в референдуме, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (так называемое непосредственное участие);

¨ воздействие на деятельность представительных (законодательных) органов власти всех уровней через своих представителей (депутатов);

¨ равный доступ граждан к государственной службе;

¨ участие в отправлении правосудия – привлечение граждан в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

· Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложение в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

· Право на общественные объединения (ст.

30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации (исключением будут являться иностранные граждане, военнослужащие и работники прокуратуры).

При этом российское государство гарантирует свободу общественных объединений, а также добровольность вступления или пребывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.

· Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) – граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

4.4. Социально-экономические права и свободы человека
и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие.

· Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятельности.

· Право частной собственности, зафиксированное ст.ст. 35, 36 Конституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Устанавливаются две важнейшие юридические гарантии права частной собственности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, и во-вторых, принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

· Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством нормами.

· Право на защиту семьи, материнства и детства (ст.

38 Конституции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но делом общественным, требующим государственной поддержки.

В учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разрабатываются основы семейной политики в стране.

· Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

· Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет человеку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям.

Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда.

В тоже время, право на жилище отнюдь не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

В настоящее время центр тяжести в осуществлении права граждан на жилище перемещен с государственного обеспечения на самообеспечение людей – за счет собственных средств, ипотечных кредитов и т. д.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст. 41 Конституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях.

В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Эффективность, гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для населения профессиональной фармацевтической помощи.

· Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

· Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Гарантируется также бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

· Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества(ст.

44 Конституции РФ) означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать.

В тоже время государство противостоит творческой деятельности, направленной на пропаганду насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной или классовой нетерпимости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_301219_politicheskie-prava-i-svobodi-cheloveka-i-grazhdanina.html

Refy-free
Добавить комментарий