Поиски и находки поэтов Серебряного века

«Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)»

Поиски и находки поэтов Серебряного века

На рубеже 19−20 веков в русской литературе возникло интереснейшее явление, названное Серебряным веком. Новый всплеск поэтической жизни России был связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы. Появились разнообразные модернистские течения. Они были очень разнообразны по форме и содержанию.

Из всего богатства литературы тех лет можно выделить три крупнейших течения: символизм, акмеизм и футуризм. Символизм был явлением интересным и неоднородным. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. К символистам относятся такие поэты, как А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов, З. Гиппиус и др.

Реальная жизнь в символизме изображается как безобразная, злая, скучная, бессмысленная. Старшие символисты были своего рода импрессионистами. Они не уделяли внимания слову, звук для них был важен лишь как возможность передать полноту своих чувств, эмоций. Младшие символисты пошли несколько по иному пути.

Они стали последователями идей философа Владимира Соловьева. Он считал, что старый мир находится на грани полной гибели, что в мир входит божественная Красота, Вечная Женственность, которая должна «спасти мир», соединив небесное начало с земным, материальным: Знайте же: Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод. (Вл. Соловьев)

Ярким представителем символизма является А. А. Блок. Он всем сердцем принял идеи Соловьева о Вечной Женственности, что мы ярко можем видеть в его творчестве. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама.

Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».

Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и, в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).

Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан ни читателями, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своем терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму… Другое направление Серебряного века — акмеизм. Его основателями можно назвать Н. Гумилева и С. Городецкого. Названием своего течения приверженцы подчеркивали свою устремленность к новым вершинам искусства. Отличительной чертой акмеизма является вещественная реальность, предметность. Одним из главных представителей акмеизма можно назвать, как уже говорилось выше, Николая Гумилева. Раннее творчество Гумилева отличает обилие романтически-фантастических мотивов («Песня о певце и короле», «Пять могучих коней мне дарил Люцифер…» и так далее). Здесь отчетливо проявляются мотивы, заимствованные из средневекового эпоса и западноевропейской литературы (тролль, одинокий король, Люцифер). В этих стихотворениях также ярко проявляется романтическое двоемирие и создается образ романтического героя с несчастной судьбой: «И смеясь надо мной, презирая меня, Мои взоры одел Люцифер в полутьму, Люцифер подарил мне шестого коня И Отчаянье было названье ему». Позднее творчество поэта резко отличается от его первых сборников. Вместо романтического жизнеутверждения — интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики — приметы «проклятого захолустья». Жизнь души и тревоги сознания составляют основу поздних стихотворений Гумилева. Футуризм — самое необычное, неоднозначное, яркое направление Серебряного века. К этому направлению относятся В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, И. Северянин, В. Маяковский. В футуризме была сильна бунтарская формально-революционная стихия, вызвавшая бурю негодования и «эпатировавшая буржуа». Футуристы стремились передать динамику современной жизни, ее бешеный темп, стремление к максимальной экономии средств. Они разрушали общепринятый синтаксис, часто использовали неологизмы. Также футуристы породили небывалое словотворчество. Ярким примером служит известное стихотворение А. Крученых: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу, р л эз. Особое место в футуризме можно отвести В. Маяковскому. Его творческие открытия в поэтической области (оригинальные средства художественной выразительности, своеобразное синтаксическое и ритмическое оформление фразы, лексические средства, синтезирующие литературный язык с просторечными и грубыми словами, обилие неологизмов, мощные интонации) сделали этого поэта одним из всемирно признанных мастеров слова: А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну плюну в лицо вам Я — бесценных слов транжир и мот.

Таким образом, мы можем увидеть, что Серебряный век — богатейший период в истории России. Каждое направление этого периода по-своему интересно, уникально, находит своих почитателей.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/6795

Поиски и находки поэтов Серебряного века (сочинение)

Поиски и находки поэтов Серебряного века

Разное

Годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия, вошли в русскую литературу под красивым названием Серебряный век. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие.

Все эти люди творили в нелегкое для России время. Началом Серебряного века условно считают 1892 год, конец же его пришел с Октябрьской революцией и Гражданской войной.

Именно в эти годы в России появилась социально-политическая напряженность, возникшая в связи с затянувшимся феодализмом, неспособностью дворянства проводить качественные реформы, медлительностью монархии, не желавшей идти на уступки.

Все это рождало у интеллигенции, к которой относились и поэты Серебряного века, чувство приближающихся потрясений. В их душе возникало ощущение того, что мир перевернулся, а потому появилось стремление разгадать причины такой дисгармонии и найти пути исцеления России.

Эти поиски нашли отражение в русской литературе, породив новое течение – модернизм. В свою очередь, оно разделилось на три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, ранний Блок, Андрей Белый, Бальмонт – отражали в стихах свои идеи, собственное мировоззрение с помощью туманных образов и полунамеков.

Акмеисты – Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий – выражали свои ощущения в стихах, описывали мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прошлое во имя создания будущего. К этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Каменский.

Поэты-модернисты всех направлений пытались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека.

Одно из основных течений в поэзии Серебряного века – символизм, возникший как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Огромное влияние на русских символистов оказал философ Вл. Соловьев. Он выдвинул идею вечной, божественной красоты и видел спасение мира в слиянии с Богом.

Эти идеи были наиболее близки «старшим символистам» (Дм. Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус), которые пытались своим творчеством пробудить на Земле Божественное начало. Единственным способом достижения этой цели символисты считали отказ от обсуждения социальных проблем и выдвижение на первый план собственных, субъективных ощущений.

При этом поэт познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе творчества, когда приходит вдохновение.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…

Так описывает зарождение творческой идеи один из наиболее ярких представителей символизма Валерий Брюсов. В своем стихотворении «Юному поэту» он сформулировал основные идеи этого литературного направления:

…Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безрассудно, бесцельно.

В этом стихотворении Брюсов призывает создавать «искусство для искусства», чтобы еще больше усилить автономность символизма.

Позднее от «старших символистов» отделилось течение «младосимволистов», основными представителями которого являются Ф.Сологуб, Андрей Белый, ранний Блок. Одним из самых известных и оригинальных «младосимволистов» является Андрей Белый. Его мнение по поводу использования символов в поэзии совпадает с догадками «старших символистов».

Он считает, что символизация – одно из самых значительных открытий в литературе. Именно она дает возможность поэту проникнуть в суть явлений, вскрыть их подлинную сущность. Мир не поддается логическому истолкованию, поэтому необходимо интуитивно познавать его смысл.

Герои Белого – это не только литературные персонажи, но и «условные знаки» психологических обобщений.

Тема судьбы своей Родины также всегда волновала Андрея Белого. Одним из первых среди символистов он заметил, что Россия и русский народ – это безотрадная земная реальность, а не некое возвышенное начало.

И чем пристальнее он вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его мечты о скорейшем обновлении Родины.

Светлые и яркие образы все чаще вытеснялись в его стихах мрачными картинами с ярко выраженным чувством отчаяния:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Андрей Белый так и не находит ответа на роковой вопрос. В год революции поэт пишет знаменитое стихотворение «Родине», в котором заклинательные интонации обращены в будущее:

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия, –

Безумствуй, сжигая меня!

Именно в изменении, обновлении российской жизни Андрей Белый увидел возможность для разрешения духовного кризиса.

В споре с символизмом родилось новое литературное течение Серебряного века – акмеизм. Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность художника на своем внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта только к тому, что можно познать.

А показывая реальный мир, художник-акмеист обретает с ним тесную связь. Так, в творчестве Николая Гумилева мы находим изображение окружающего мира во всех его красках. В его стихах встречаются и экзотические пейзажи, и народные обычаи Северной Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта.

В этом можно убедиться, читая стихотворения «Жираф», «На озере Чад» и другие.

Есть в творчестве Гумилева и романтические интонации. Так, в стихотворении «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Романтические мотивы можно найти даже в военной лирике Гумилева:

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки.

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Романтизация боя, подвига, отваги была особенностью Н.Гумилева. Это поэт и человек с ярко выраженным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни.

Одновременно с акмеизмом в русской литературе появился футуризм. Его последователи – Вл. Маяковский, В.Хлебников, Е.Г.

Гуро – заняли скандально-эпатирующую позицию: их целью было сбросить признанных русских классиков с «парохода современности» и отстоять красоту «самоценного слова».

Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка. Работа над словом, над «приручением» звуков становилась их основной целью, иногда даже в ущерб смыслу.

Так произошло в стихотворении В.Хлебникова «Перевертень», каждая строчка которого – палиндром:

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди…

В творчестве футуристов отразилось не только стремление создать искусство будущего, но и ощущение трагизма современной жизни. Так, в поэме Вл. Маяковского «Облако в штанах» возникают картины большого города, в котором властвуют вещи, и появляется стремление «перекроить» землю.

Одним из ответвлений футуризма является «эгофутуризм», который возглавил Игорь Северянин. Основным направлением его творчества была борьба со стереотипами, поиск новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм.

Его поэзии присущи экспериментаторство, сочная звукопись, игра словами и сложными оборотами. Благодаря своим исканиям Игорь Северянин добивается прекрасной выразительности и музыкальности стиха.

Доказательством этого служит замечательное стихотворение «Чары Лючинь», где в каждом слове есть буква «ч»:

Лючинь печальная читала вечером ручьисто-вкрадчиво,

Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач…

В истории поэзии Серебряного века Игорь Северянин останется как талантливый новатор, смело экспериментирующий над русским языком.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_03/285.htm

Поиски и находки поэтов Серебряного века

Поиски и находки поэтов Серебряного века

Серебряный век – это целое созвездие замечательных поэтов. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало “серебряного века” относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других.

Расцветом считают 1915 год – это время его наивысшего подъема и конца.
В начале XX в. существовало множество литературных направлений.

Все они имели разные идеалы, преследовали разные цели, но сходились в одном: необходимо работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм.

Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в споре с классикой XIX века утверждалась новая литература, которая предлагала разные способы постижения бытия.

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др.

Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта.

Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше.
В начале своего пути старшие, а затем и младшие символисты провозглашали “земную”, плотскую любовь. Это был своего рода протест против старых традиций. Но под влиянием философских теорий Вл.

Соловьева, с главным постулатом о Божественном происхождении женщины и особым значением Богородицы в русской религиозной культуре, поэзия многих видных поэтов-символистов изменяет свое звучание.

Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение – акмеизм – возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души.

Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира.

Именно поэтому только у акмеистов, с их особым взглядом на мир, мог появиться гимн самовару… При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям. Вообще, когда стараешься вникнуть в суть программы акмеизма, сталкиваешься с явными противоречиями и непоследовательностью.

По-моему, прав Брюсов, который посоветовал Гумилеву, Городецкому и Ахматовой “отказаться от бесплодного притязания образовывать какую-то школу акмеизма”, а вместо этого писать хорошие стихи. Действительно, сейчас, в начале XXI столетия, имя акмеизма сохранилось только потому, что с ним связано творчество таких выдающихся поэтов, как Н. Гумилев, А. Ахматова, О.

Мандельштам. Ранние стихи Гумилева поражают романтической мужественностью, энергией ритма, эмоциональной напряженностью. В его знаменитых “Капитанах” весь мир предстает как арена борьбы, постоянного риска, высшего напряжений сил на грани жизни и смерти.

Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса – Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.

Экзотические пейзажи и обычаи Африки, джунгли, пустыни, дикие звери, таинственное озеро Чад – весь этот удивительный мир воплотился в сборнике “Романтические цветы”. Нет, это не книжная романтика. При всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у Гумилева и других поэтов-акмеистов.

Для акмеизма была характерна крайняя неполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению – футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.

Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название “Пощечина общественному вкусу”. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка”, “старых слов”, провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т. е.

пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень”: Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди… Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа налево. Вообще всеми поэтами футуристами изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова “смех” родилось целое стихотворение “Заклятие смехом”.

Серебряный век внес большой вклад в развитие литературы XX века, подарив поэтов, которые открыли новую страницу в литературе, сломали традиции стихотворного творчества, создав совершенно альтернативную литературу.

Но, в тоже время, такие поэты как Блок, Ахматова, Есенин еще раз показали красоту классического русского стиха. Творчество Вознесенского, Рождественского и Высоцкого является прямым наследником поэзии Серебряного века.

Loading…
Поиски и находки поэтов Серебряного века« ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ КАК СИМВОЛ ЖЕНСКОЙ ВЕРНОСТИ“Ночью” Короленко в кратком содержании »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/poiski-i-naxodki-poetov-serebryanogo-veka/

Поиски и находки поэтов серебряного века — сочинение

Поиски и находки поэтов Серебряного века

На рубеже 19-20 веков в России сложились новые поэтические направления, которые объединили под названием Серебряный век. Поэты искали другие приемы, излагали взгляды на происходящую непростую историческую ситуацию. Несмотря на гонения, им удалось привнести свой вклад не только в поэзию России, но и всего мира.

Основные направления Серебряного века — символизм, акмеизм и футуризм. Первый изначально зародился во Франции. Возникновением в России он обязан Валерию Брюсову и Дмитрию Мережковскому. Основным приемом символистов считалось выражение неясности, полунамеки, сравнение миров вечного и реального и мистицизм.

В стихотворениях часто встречается скрытая символика, которая может содержать в себе много значений. Символизм обращал внимание к духовности человека, его противоречивости внутреннего мира, его двойственности. Символизм в России зародился как способ борьбы с духовным и культурным упадком.

В то время сложилась непростая внутренняя и внешняя политическая обстановка, что не могло отразиться на творчестве поэтов-символистов. Например, у Александра Блока, который принял революцию, как важное изменение в обществе.

Ей он посвятил поэму «Двенадцать», где образом этого события стал Христос — символом сопричастности к разрушению.

Акмеизм возник после упадка символизма. Основоположниками этого направления считают Николая Гумилева, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама. Акмеисты отказались от неясной символики и мистических образов, предпочитая писать о реальности четко и эстетично.

Они стремились к выразительности текста, к однозначности и определенности образов. Акмеисты показывали мир вещей, провозгласив материальность. Они не использовали философские туманные рассуждения о смысле жизни и делали акцент на реально существующих предметах.

Акмеизм просуществовал недолго, но оставил не меньший след в истории поэзии.

Футуризм зародился в Италии в начале 20 века и почти сразу получил развитие в России. Это направление авангардного стиля. Футуристы отрицали все классические традиции, желая уничтожить условности и сложившиеся формы в поэзии. В России образовались сразу четыре группировки, которые провозглашали себя подвижниками футуризма.

Ярким представителем направления стал Владимир Маяковский, который стремился избавиться от классического «старья» и создать что-то новое в поэзии и жизни общества. Он придумывал новые формы стихосложения, слова и поднимал проблематику гуманизма.

Еще одним известным футуристом был Велимир Хлебников, который осуществлял оригинальные языковые эксперименты, получившие развитие в поэзии 20 века.

Все эти направления подготовили почву для изменений в поэтическом мире. Поэты смело ломали старые классические формы, что не противоречило духу того времени, и, наоборот, отображало сложившиеся настроения в обществе и искусстве.

Вариант 2

С конца девятнадцатого века и до окончания революции и Гражданской войны в России существовало абсолютно новое направление в поэзии, характеризовавшееся напряженными поисками способа выражения своих мыслей, формы стихотворений и смысла поэзии вообще.

Неудовлетворенность жизнью, без необходимости (как и в наше время) постоянно думать о выживании, а также предчувствие перемен, охватило в то время поэтическую среду и вызвало к жизни три крупных направления.

Символисты, к которым относились Мережковский, Гиппиус, Брюсов, стремились вернуться от социальной тематики, преобладавшей в предшествующую эпоху к так называемой «чистой поэзии», искусству ради искусства.

Представители этого направления в своих стихах стремились не запечатлеть окружающий мир как он есть, а выразить свои личные ощущения. В силу этого, их произведения наполнены образами, которым можно дать совершенно различные толкования (например, фиолетовые руки в сочетании с эмалевой стеной).

Читатель, таким образом, присоединяется к поэту и, воспринимая стихотворение, творит еще один его вариант, давая каждый раз новое наполнение этим образам.   

Акмеисты (к числу которых относились Ахматова и Гумилев) не согласились с такой позицией и пошил в другом направлении. Они стремились, наоборот, изображать реальную жизнь. Символисты считали, что действительность чрезвычайно разнообразна и описание ее во всей полноте, в разных красках, дает гораздо больше для выражения своих мыслей и чувств, чем туманные образы.

Николай Гумилев изобразил в своих стихотворениях экзотическую природу Африки или обращался к легендам древних народов. На примерах, взятых из реальной жизни, таких как морские путешествия или война, он строил стихотворения, в которых рисовал образы мужества и отваги.

Ряд поэтов (Маяковский, Велемир Хлебников и другие) создали еще одно направление – футуризм, отличавшийся радикальным стремление м порвать с традициями. Они отрицали практически все наследие поэзии, существовавшее до них.

Футуристы экспериментировали, создавая новые ритмы, слова и даже грамматику.

Для них характерна смелая игра словами и сложными речевыми оборотами, поиск новых смыслов, а также стремление увидеть или сконструировать абсолютно новый мир.

Творения поэтов «Серебренного века» показали новые направления, по которым можно идти, выражая свои мысли через рифмованное слово, а также огромное богатство русского языка.

Другие темы:

← Рецензия на книгу↑ РазныеПоэзия серебряного века →

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/raznye/poiski-i-nahodki-poehtov-serebryanogo-veka

Стих и проза в культуре Серебряного века

Поиски и находки поэтов Серебряного века

Москва: ЯСК, 2018. — 902 с.

ISBN 978-5-907117-00-6

В монографии прослеживаются наиболее интересные и характерные художественные явления, связанные со спецификой стиха и прозы Серебряного века, а также индивидуальными стиховыми и прозаическими манерами отдельных авторов и особенностями появления и развития реальных форм взаимодействия стиховой и прозаической культуры в их творчестве. Прежде всего, это разные формы стихоподобной прозы (метрической, строфической, миниатюрной и т. д.), свободный и гетероморфный стих и т. д.

Исследование опирается на широкий и разнообразный материал, накопленный автором.

К анализу привлекается творчество как ведущих поэтов и прозаиков — символистов, акмеистов и футуристов, так и менее известных авторов, творчество которых представляется особенно важным в контексте развития интересующих автора явлений, в том числе и малоизвестных современному читателю и исследователю. К исследованию привлекаются также малоизвестные и архивные материалы, что обусловливают богатое цитирование произведений, многие из которых мало доступны читателю.

Последняя глава работы посвящена взаимодействию русского литературного материала с иноязычными и инокультурными источниками и параллелями.

Книга доступна:

  • в фонде открытого доступа: 83.3(2)53 (Литература «Серебряного века»).

От автора

Пролог-предвестие: из века XIX в XX

Поэзия цитаты: стихотворные фрагменты в критических статьях Владимира Соловьева«Поток неглубок, но широк…»: стих и проза в творчестве Максима ГорькогоСказочки не совсем для детей: стиховое начало в прозе Леонида АндрееваОбманчивый консерватизм: особенности стиховой культуры Дмитрия Мережковского

Впереди века: «превентивные» пародии Виктора Буренина

Ритм и действительность: Андрей Белый — ключевая фигура новой русской литературы

Русская проза XX века: реформа Андрея БелогоРитмическая структура «Симфоний» Андрея Белого: у истоков новой русской прозаической строфикиРитм в философско-эстетических исканиях Андрея Белого и в «Истории становления самосознающей души» 

«Эстетика как точная наука». Статьи А. Белого 1900-х гг. о русском стихе и развитие их идей в русском стиховедении XX — начала XXI в.

Поиски и находки поэтов Серебряного века

Механизмы «поэтизации» прозы в цикле стихотворений в прозе И. Анненского «Autopsia»От французского к русскому: эволюция русского декаданса в творчестве Александра ДобролюбоваОт триолета до верлибра: диапазон версификационного мастерства Федора СологубаВ. Я.

Брюсов в истории русского свободного стиха Ритмические эксперименты Вячеслава Иванова: «газэллы» и «Повесть о Светомире царевиче»Новые пути преодоления монотонности: опыт Александра Блока Между Европой и Россией: гексаметр, верлибр и имитация верхарновского стиха в творчестве М. Волошина Не имеющий равных: стих М.

Кузмина в контексте метрического и строфического репертуара русской поэзии рубежа веков Гетероморфный вектор развития стиховой культуры О. Мандельштама Освобождение стиха как ритмический отклик на «музыку революции»: Сергей Есенин В традициях народной рифмованной прозы: стиховое начало в прозе С.

КлычковаНовокрестьянский гексаметр как форма социального протеста в русской поэзии 1920-х годов«Лирическая поэма в прозе»: стиховое начало в «Распаде атома» Георгия Иванова

Ритмическая уникальность цветаевской прозы

Стих и проза в мастерской радикального авангарда: футуристы и обэриуты

На лесенке МаяковскогоГетероморфный стих и другие великие изобретения Велимира ХлебниковаОсобенности принципиально асистемного стихосложения Алексея КрученыхВасилий Каменский как открыватель новых форм в русской словесности начала XX века.«Строфы бывают крайне разновидны…

»: традиционная и авторская строфика в творчестве Игоря-СеверянинаСплошное неприличие как принцип организации литературной формы: стих в типографических шедеврах Игоря Терентьева,Вербальное и визуальное в творчестве ИльяздаВ фарватере будетлянина: поэт Александр Лоскутов — бакинский соратник Хлебникова«Райский стих»: метрическая проза Семена Кирсанова«Как изобразить в стихах большое и малое количество ?»: особенности стихосложения Даниила Хармса Стих А. Введенского в контексте обэриутской стихотворной поэтики 

«Рифмованные стихи появились и исчезнут»: особенный верлибр Н. Заболоцкого

И другие поэты…

«Стихи. Переводы — плагиаты — свое»: своеобразие стиха русских стихотворных произведений В.

Жаботинского«В героическом одиночестве»: Сергей Нельдихен — первый теоретик русского свободного стихаВерлибр и переходные формы в творчестве Бориса Поплавского Стиховые раритеты в творчестве Тихона Чурилина Стихотворная палитра Всеволода Рождественского «Самокладки» и другие стилизации: свободный стих в арсенале Павла ВасильеваСпондеика, гиперпеоны и метрострофы: Даниил Андреев — поэт и теоретик стиха 

Русская псалтырь Фейги Коган

«И в прозе глас слышен соловьин…»: прозаики как поэты

В. В. Розанов: проект литературы XX векаЭкспансия стиха в прозе И.

Бунина: прозаические миниатюры, стихотворные цитатыСтихи и проза Чернышевского в «Даре» Набокова: полемика на уровне ритмаПроза как поэзия: функция силлабо-тонической метрики в малой и большой прозе Бориса Пастернака Особенности силлабо-тонической метризации прозы Леонида Добычина«Необычайная форма»: уникальность и универсальность (о рассказе А. Грина «Ли»)«Техника прозы» и «хронический анапестит»: Замятин против Андрея Белого«Присутствие стиха» в поэтической прозе М. Пришвина Поэт в прозе: стиховое начало в произведениях Бориса Пильняка Естественный путь от стиха к прозе: Алексей Толстой «На былую тургеневскую высоту…» Книга «маленьких рассказов» А. Неверова «Радушка»Прозиметрия как принцип организации книги («Цветы под огнем» Михаила Герасимова (1919))Михаил Зощенко — виртуоз стиховычитанияГеоргий Венус — ритмическая разноголосица на службе документальной прозыСтык прозы и стиха: маргинальность как принцип поэтики Сигизмунда Кржижановского

Прозаическая миниатюра в творчестве Всеволода Иванова

Чужое как свое в культуре Серебряного века

Сапфическая строфа как способ презентации образа Сафо в русской литературе начала XX векаГексаметр и пентаметр в творчестве поэтов Серебряного века Русский Верхарн до и после революции: к проблеме генезиса пролетарского верлибраПоэзия Уолта Уитмена в русской революционной перспективе Русский Заратустра: между философией и поэзией 

Цветы чужого сада. Японская стихотворная миниатюра на русской почве

Основная рубрика: Литературоведение > История литературы > Серебряный век, Литературоведение > Жанры и виды > Поэзия, Литературоведение > Теория стиха. Стихосложение (Версификация), Литературоведение > Жанры и виды > Проза

Источник: https://liber.rsuh.ru/ru/node/638

Журнал Педагог | Творческие индивидуальности.Поиски и находки поэтов Серебряного века

Поиски и находки поэтов Серебряного века

Фролова Людмила Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ «СОШ №10»
Населённый пункт: г.Печора Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Творческие индивидуальности.Поиски и находки поэтов Серебряного века
07.10.2016
Раздел: полное образование

Назад

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Печора Республика Коми Урок литературы в 11классе по теме:
Творческие индивидуальности.

Поиски и находки поэтов

«Серебряного века».

Технологии, используемые на уроке:

ИКТ-технологии,

метод исследовательского проекта.

Учитель русского языка и литературы Фролова Людмила Леонидовна, учитель высшей категории, «Почётный работник общего образования Российской Федерации». г. Печора 2016 год. 0 Оглавление. 1.Пояснительная записка. 2.Конспект урока по теме:Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов «Серебряного века». 3.Заключение. 4.Список литературы. 5.Приложения. 1

Пояснительная записка.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Именно такой метод и представлен на уроке литературы в 11классе по теме: «Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века». Это заключительный урок по творчеству поэтов Серебряного века. Тема является значимой с точки зрения реализации программы под редакцией В.П.Журавлёва «Русская литература». На уроке решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению. Метод проекта – это одна из технологий компетентностного подхода, которая ориентирует на приобретение и применение новых знаний. Учащиеся приобретают знания, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, системное мышление. Проект уникален (ориентирован на достижение целей самих учащихся), незаменим (даёт необходимый учащимся опыт деятельности), эффективен (формирует большое количество умений и навыков). . В мультимедийных исследовательских проектах, созданных учащимися, представлены: 1. Эстетика и поэтика течения (символизм, акмеизм, футуризм). 2. Творческие индивидуальности ( особенности творчества поэтов). 3. Создание поэтического сборника. (Антология Серебряного века) Учащиеся, участвуя на уроке в различных видах деятельности, приобретают организационные умения, информационные, проектировочные, исследовательские и коммуникативные. Урок нацелен на систематизацию знаний учащихся по литературным течениям и творчеству поэтов Серебряного века. Цель: систематизация знаний учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов. Задачи: 1) Образовательная: 1) защита мультимедийных проектов; 2 2) составление таблицы «Поиски и находки поэтов Серебряного века» (рефлексия урока) 2) Развивающая: 1) развитие творческих способностей учащихся; 2) развитие культуры устной речи; 3) формирование коммуникативной компетенции учащихся. 3) воспитательная: 1) умение работать индивидуально и в группах; 2) воспитание доброжелательного отношения друг к другу. 3 Тема: Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов «Серебряного века». Эпиграф: Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта. Г.Гейне

Тип урока

: урок – исследовательский проект.

Цель

: систематизация знаний учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов.

Задачи:

1) Образовательная: 1) защита мультимедийных проектов; 2) составление таблицы «Поиски и находки поэтов Серебряного века» (рефлексия урока) 2) Развивающая: 1) развитие творческих способностей учащихся; 2) развитие культуры устной речи; 3) формирование коммуникативной компетенции учащихся. 3) воспитательная: 1) умение работать индивидуально и в группах; 2) воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Материально-техническое обеспечение урока:

— ноутбук и проектор для презентации.

Методическое и дидактическое обеспечение урока:

— учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.П.Журавлёва — раздаточный материал (таблицы) — сборники стихов поэтов Серебряного века На доске: запись темы, эпиграф, памятка «Речевое мастерство», портреты поэтов. Речевое мастерство Точность Выразительность Логичность Публицистичность 4

Этапы урока

: 1. Тема урока, цель, задачи. 2. Аналитическая беседа об особенностях Серебряного века. 3. Презентация мультимедийных проектов по литературным течениям: символизм, акмеизм, футуризм. 4. Активизация познавательной деятельности, систематизация материала (заполнение таблицы), (дифференцированный подход-самооценка). 5. Подготовка к ЕГЭ (выполнение тестовых заданий) 6. Развитие коммуникативной компетенции и творческих способностей. Представление поэтического сборника «Антология поэзии Серебряного века». 7. Рефлексия. Написание синквейна. Использование элемента технологии «шляпного мышления». 8. Домашнее задание. Написание эссе на тему: Почему нам близок Серебряный век?

Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организацион ный момент. Создание эмоционального фона урока. Звучит музыка С.Рахманинова. Ученица читает строки из «Поэмы без героя». А.А.Ахматовой. Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве или против теченья,- Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. 2.Тема урока, цель, задачи Тема урока: Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Ответы учащихся. 5 «Серебряного века». — Как вы считаете, о чём пойдет речь на уроке? Эпиграф: Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта. Г.Гейне. -Как вы понимаете эти строки? Слово учителя: Перед вами портреты поэтов Серебряного века. Это о них сегодня пойдёт речь. Первое знакомство уже состоялось на предыдущих уроках. -Какую цель вы сегодня поставите перед собой? и Ответы учащихся. Ответы учащихся: Систематизировать материал С помощью вопросов, которые подвели к осознанию темы, цели, сформировали положительную мотивацию. 3.Аналитическая беседа об особенностях Серебряного века.

Вступительное слово

учителя с элементами

беседы.

Серебряный век – это не просто набор великих поэтических имён. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России. Само это определение – серебряный – основано на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли «золотым веком» русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты, в начале урока вы услышали строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой. Обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъёма поэтического творчества. Этой атмосфере присуща — Учащиеся рассказывают о расцвете в изобразительном искусстве, в области театрального искусства, в области балета. Во время беседы учащиеся говорят и о второй стороне духовной жизни России.

Вопросы для обсуждения:

— Какие две особенности предопределили развитие поэзии Серебряного века? — Когда начался Серебряный век? — В каком году творчество поэтов достигло расцвета? — Когда закончился Серебряный век? — Назвать литературные течения Серебряного века. 6 двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет, причём расцвет во всех областях культуры, науки, искусства. 4.Презентация мультимедийных проектов по литературным течениям: символизм, акмеизм, футуризм Учащиеся работали в 3х группах в течение 2х недель.

Модернистские течения

Символизм Акмеизм Футуризм

( 1 группа) (2 группа) (3группа)

В проекте:

1. Эстетика и поэтика течения. 2. Творческие индивидуальности ( особенности творчества поэтов). 3. Создание поэтического сборника. (Антология Серебряного века) Во время защиты проектов не забываем о речевом мастерстве. Речь должна быть точной, выразительной, логичной. Роль учителя в проектах- роль консультанта и вдохновителя, роль учащихся-роль исследователей. 5.Активизация познавательной деятельности, систематизация материала (заполнение таблицы), (дифференциров анный подход- самооценка). Слово учителя: Для активизации познавательной деятельности с целью систематизации материала в ходе урока заполняется таблица: в чём индивидуален каждый из поэтов и что их объединяло в литературные течения? Учащиеся работают индивидуально, заполняя таблицу, но могут обратиться за помощью к группе. Осуществляется дифференцированный подход: 3 балла — заполнил самостоятельно и высказал своё мнение, 2 балла — заполнил самостоятельно, но не высказал своё мнение, 1 балл — заполнил с помощью группы. 7

Поиски и находки поэтов Серебряного века. (Приложение №1)

Поэты: В чем их индивидуальность Что их объединяет

Символисты:

В. Брюсов К. Бальмонт А.Белый Д. Мережковский 3. Гиппиус А. Блок

Акмеисты:

Н. Гумилёв А.Ахматова

Футуристы:

И. Северянин В. Маяковский В. Хлебников

1 группа

представляет

символизм

, его особенности, что объединяло поэтов в литературное течение и раскрывает созвездие ярких индивидуальностей символизма:

В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, З.Гиппиус,

Д.Мережковского.

Просмотрев представленную презентацию, учащиеся заполняют таблицу: в чём индивидуальность каждого из поэтов Поэты: В чем их индивидуальность

Символисты:

В. Брюсов Собственный стиль: звучный, живописный; В стихах передал многообразие человеческих страстей; Ввёл в поэзию образ современного большого города; К. Бальмонт Напевный и звучный стих; Культ мгновения, туманность намёков; А.Белый Особый жанр – симфония; Мистические идеалы и вера в обновление жизни; Д. Мережковский Отражал религиозную мистическую позицию, постигая истину; 3. Гиппиус Особый декадентский стиль, стихия театральности; 8 А. Блок Порыв к идеалу; Основной образ – образ Прекрасной Дамы;

2 группа

представляет литературное течение –

акмеизм

и представителей:

А.Ахматову и Н.Гумилёва.

Во время презентации учащиеся исполняют

литературную композицию

, посвящённую королеве, взошедшей на Олимп, — Анне Ахматовой. Поэты: В чем их индивидуальность

Акмеисты:

Н. Гумилёв Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика, резкие переходы от одного образа к другому, образы путешественника, возлюбленной. А.Ахматова В стихах точность и тонкость передачи переживаний лирической героини; Характерная глубина и содержательность стихов, простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, репликой;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

6.Подготовка к ЕГЭ (выполнение тестовых заданий) Учащимся предложено выполнить тестовую работу из ЕГЭ по творчеству А.А. Ахматовой. Выполнение задания к стихотворению А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»

(Приложение №2)

3 группа

представляет тех, кто отрицал наследие предыдущих литературных течений –

футуристов

:

И.Северянина, В.Маяковского, В.Хлебникова.

Поэты: В чем их индивидуальность

Футуристы:

И. Северянин Стихотворениям присуща особая звуковая организация; Очаровывал звуками, ощущениями, красками, ритмами; Изобретал новые жанры. В. Маяковский Протест против всего миропорядка; Своеобразен лексический, словесный строй его стихов, авторские неологизмы; Своя система стихосложения. В. Хлебников Стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию; Оказал огромное влияние на развитие русской поэзии 20 века; 9 Часто в его стихах меняется ритмический рисунок, от этого движение стихотворения становится непредсказуемым. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 7.Развитие коммуникативной компетенции и творческих способностей. Представление поэтического сборника «Антология поэзии Серебряного века». Слово учителя: В целях формирования коммуникативной компетенции и развития творческих способностей учащиеся представляют созданные ими поэтические сборники, которые были объединены в «Антологию поэзии Серебряного века».

1 группа представляет

сборник «Гимн

Афродите

» В содержании: стихи В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, И.Анненского, А.Белого.  Одна из главных тем поэзии символистов – любовь.  Идеал женщины в творчестве символистов.  Одиночество, тоска и разлука – основные мотивы их творчества.

2 группа представляет

сборник стихотворений

Н.Гумилёва «Сады моей

души».

В сборнике собраны стихи, раскрывающие мир души поэта, «волнующий и странный».

3 группа представляет

Футуристический сборник

«Дерзкие стихи».

В сборнике стихи В.Маяковского, Д.Бурлюка, В.Хлебникова. (Приложение № 3) 8 Рефлексия. . Слово учителя: Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения. 10 видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

Ведь это всё русские поэты

Не на вчера,

Не на сегодня

а навсегда.

Так пусть же навсегда останется с нами это великое чудо русской поэзии.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра.

Поэты: Что их объединяет

Символисты:

Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова.

Акмеисты:

Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира.

Футуристы:

Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир; Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество; Новые композиционные и графические эффекты в поэзии. 8 Рефлексия. Написание синквейна. Использование элемента технологии «шляпного мышления». . Написать синквейн о Серебряном веке. Используя элемент технологии «шляпного мышления», учащиеся с помощью красных и зелёных магнитов высказывают своё мнение о творчестве поэтов, помещая магниты около портретов: — Творчество кого из поэтов понравилось? (красный магнит) — Творчество кого из поэтов заинтересовало, осталось загадкой и хотелось бы познакомиться? (зелёный магнит) Учащиеся читают составленные синквейны. Мнения учащихся аргументируются. 9. Домашнее задание. Написание эссе на тему: Почему нам близок Серебряный век? . 11

Заключение.

ИКТ на данном этапе развития образования выступают одним из средств взаимодействия участников образовательного процесса (учителя и учащихся), способствуют гармоничному формированию творческой и деятельной личности обучаемого. Используя ИКТ, учитель имеет возможность повысить эффективность урока. Урок с применением ИКТ даёт возможность закрепления полученных знаний, повышает уровень наглядности на уроке, повышает интенсивность работы, способствует установлению межпредметных связей с информатикой, МХК, историей, даёт возможность организации проектной деятельности, повышает уровень усвоения учебного материала и уровень учебной мотивации и интереса к предмету. Урок с использованием ИКТ- это возможность применения личностно- ориентированного подхода, создание ситуации успеха. Происходит формирование информационно-коммуникативной компетентности, которая включает в себя не только сформированные представления о современной компьютерной среде, ресурсах Интернета, владение компьютером, но и умение высказывать своё мнение, проявление активности в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение учащимися навыков общения и взаимодействия. 12

Список литературы.

1. Учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.П.Журавлёва. 2. Сборники стихов поэтов Серебряного века. 3. Справочник заместителя директора № 11 2011год. 4. Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX- начала XX века.,1998г. 5. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. М.,1993г. 6. Серебряный век в России: Избранные страницы. М.,1993г. 7. Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме). СПб., 1993г. 8. Лотман Ю.М., Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллин,1989г. 9. «Литература в школе» 1999г., № 12 10.Интернет-ресурсы. 13

Приложение № 1

Поиски и находки поэтов Серебряного века.

Поэты: В чем их индивидуальность

Что их объединяет

Символисты:

В. Брюсов К. Бальмонт А.Белый Д. Мережковский 3. Гиппиус А. Блок

Акмеисты:

Н. Гумилёв А.Ахматова

Футуристы:

И. Северянин В. Маяковский В. Хлебников 14

В раздел образования

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=796

Refy-free
Добавить комментарий