Поэты серебряного века Николай Гумилев

Николай Гумилев — поэт Серебряного века и исследователь Африки. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Поэты серебряного века Николай Гумилев
Elsass все записи автора
Николай Гумилёв. Портрет работы Мстислава Фармаковского, 1908 г.
15 апреля 1886 года, 129 лет назад родился русский поэт Серебряного века и исследователь Африки незабвенный Николай Степанович Гумилёв.

Николай Степанович Гумилёв (3 (15) апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, под Петроградом) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.

Отец Коли – корабельный врач, участвовал в нескольких кругосветных плаваниях и много рассказывал сыну о море и путешествиях.

В литературе Гумилев дебютировал как символист. Первый сборник стихов «Путь конквистадоров» он издал в 1905 году, впоследствии считая его «ученическим опытом».

Этот труд удостоил отдельной рецензией Валерий Брюсов – один из авторитетнейших поэтов того времени.

Долгое время Гумилев считал Брюсова своим учителем, и мэтр покровительствовал молодому поэту, относясь к нему по-отечески.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.

Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты.

Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран, тем не менее, совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».

Николай Гумилев много путешествовал – побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов. А опыт многотрудных скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах…

Одним из важных событий в творческой биографии Гумилева стало провозглашение нового литературного направления – акмеизма, ставшего для поэта выражением его внутренней художнической и личностной сути и привлекшего крупнейшие таланты эпохи, такие как А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Первой по-настоящему акмеистической книгой Гумилева стало «Чужое небо».

Во время Первой Мировой войны Гумилев пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость Георгиевскими крестами и получил офицерское звание. В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написан цикл очерков «Записки кавалериста», несколько пьес.

Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистской революции 1917 года, однако эмигрировать отказался. Он был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда этого времени – много печатался, руководил в Петрограде Союзом поэтов, читал лекции, вместе с А.Блоком, М.Горьким, К.Чуковским и другими крупными писателями работал в издательстве «Всемирная литература».

В августе 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. И по постановлению Петроградской ГУБЧК от 24 августа 1921 года один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев был расстрелян. Точная дата и место расстрела Гумилева неизвестны.
Гумилев — гимназист. Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва (28 июля 1836 — 6 февраля 1910). Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (4 июня 1854 — 24 декабря 1942). Дед его — Панов Яков Федотович (1790—1858) — был дьячком церкви села Желудево Спасского уезда Рязанской губернии. В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо переносил шум. Со слов Анны Ахматовой («Труды и дни Н. Гумилева», т. II) своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в шесть лет.

За год до окончания гимназии на средства родителей была издана первая книга его стихов «Путь конквистадоров». Этот сборник удостоил своей отдельной рецензией Брюсов, в те времена бывший одним из авторитетнейших поэтов.

Хотя рецензия не была хвалебной, мэтр завершил её словами «Предположим, что она [книга] только „путь“ нового конквистадора и что его победы и завоевания — впереди», именно после этого между Брюсовым и Гумилёвым завязывается переписка.

Долгое время Гумилёв считал Брюсова своим учителем, брюсовские мотивы прослеживаются во многих его стихах (самый известный из них — «Скрипка», впрочем, Брюсову и посвящённый). Мэтр же долгое время покровительствовал молодому поэту и относился к нему, в отличие от большинства своих учеников, добро, почти по-отечески.

Волшебная скрипка

(Валерию Брюсову) Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры! Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад, и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь. Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! (1910)
Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г.Фотография Максимилиана Волошина. С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись — и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала Анна Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В Сорбонне Гумилёв познакомился с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Эта мимолётная встреча через несколько лет сыграла роковую роль в судьбе поэта.

В Париже Брюсов рекомендовал Гумилёва таким знаменитым поэтам, как Мережковский, Гиппиус, Белый и др., однако мэтры небрежно отнеслись к молодому таланту. В 1908 году поэт «отомстил» за обиду, анонимно послав им стихотворение «Андрогин». Оно получило крайне благосклонный отзыв. Мережковский и Гиппиус высказали желание познакомиться с автором (Евгений Степанов, хроника).

В 1907 году, в апреле, Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с учителем — Брюсовым и возлюбленной — Анной Горенко. В июле он из Севастополя отправился в своё первое путешествие по Леванту и в конце июля вернулся в Париж.

Гумилёв в Африке

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки.

Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.

Африка ещё с детства привлекала Гумилёва, его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в Абиссинии (позднее он даже повторит маршрут Александра Булатовича и частично маршруты Николая Леонтьева).

Африканский рисунок Николая Гумилева
Ольга Кардовская. Портрет Гумилева (1909)

Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной.

Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями.

Созданный им акмеизм, привлёкший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом.

Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству). Так, учениками Гумилёва считали себя не знакомые с ним лично Н. Н. Туроверов и С. Н. Марков.

«В Гумилёве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов.

Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной.

То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал её на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям.

Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел.

Гумилёв был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони.» Ходасевич, «Некрополь»


Гумилёв и Ахматова с сыном

Судьба близких Гумилёва сложилась по-разному Жены и дети:     1 жена Ахматова Анна Андреевна (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966) — их сын Гумилёв Лев (1 октября 1912 — 15 июня 1992); Их ждала долгая жизнь, всероссийская и мировая слава;     2 жена Энгельгардт Анна Николаевна (1895 — апрель 1942) — их дочь Гумилёва Елена (14 апреля 1919, Петроград — 25 июля 1942, Ленинград) Анна Энгельгардт и Елена Гумилёва погибли от голода в блокадном Ленинграде. Лев и Елена Гумилёвы не оставили детей.     Высотская Ольга Николаевна (18 декабря 1885, Москва — 18 января 1966, Тирасполь) — их сын Орест Николаевич Высотский (26 октября 1913, Москва — 1 сентября 1992) Его 2 дочери и 1 сын — единственные потомки поэта. Сейчас живы — старшая дочь Высотского Ия, — у неё есть дочь и внучка,

— 3 дочери Ларисы Высотской, её младшей сестры, погибшей в 1999 году.

Памятник Николаю Гумилёву в Коктебеле

Источник: https://www.liveinternet.ru/community/5182841/post360478524/

​Николай Гумилев – известный русский поэт Серебряного века — Общенет

Поэты серебряного века Николай Гумилев

Его биография полна множеством печальных событий. Его жизнь оборвалась рано из-за конфликта с советской властью, и тогда же его стихи попали под запрет. Однако потомки по достоинству оценили его вклад в развитие поэзии Серебряного века и подарили его творчеству вторую жизнь.

За свою короткую жизнь Николаю Гумилёву удалось написать много произведений, которые стали классикой русской литературы.

ИЗ БИОГРАФИИ НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА:

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте. Он рос в дворянской семье военного врача. Его отца звали Степан Яковлевич, мать — Анной Ивановной.

С детства Николай предпочитал шумному обществу сверстников уединение. Мальчик родился слабеньким и впоследствии часто болел, поэтому шумные детские игры не прельщали его. Ребенком он любил возиться с домашними животными.

Хотя в детстве Николай Гумилев был физически слабым ребенком, не переносил шума и мучился от частых приступов мигрени, но уже в раннем возрасте он начал писать стихи, проявляя недюжинные способности.

По воспоминаниям Анны Ахматовой, своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в шесть лет.

Первым учебным заведением в жизни Гумилева была Царскосельская гимназия, в которую он поступил в 8-летнем возрасте. Однако проучившись в ней всего пару месяцев, ему пришлось бросить ее из-за частых болезней и перейти на домашнее обучение.

Вскоре семья Гумилевых переехала в Тифлис, где Николай начал учиться в мужской гимназии.

В 1903 году семья возвращается в Царское село, в котором Гумилев продолжил учебу в гимназии. Именно там ему удалось познакомиться со своей будущей женой Анной Горенко (Ахматовой). +В этот период времени Гумилев стал интересоваться поэзией символистов и философией Ницше.

Окончив обучение в 1906 году, он отправляется в Париж. Там Николай начинает посещать лекции и знакомится с разными литераторами.

В то время выходит его первый сборник стихотворений, благосклонно принятый критикой.

Впоследствии, между Гумилевым и известным поэтом-символистом Брюсовым, даже завязались дружеские отношения.

Находясь в Париже, Гумилев начинает издавать журнал «Сириус», который вскоре будет закрыт. Интересно, что именно в этом журнале Анна Ахматова опубликовала свои впервые стихотворения.

После того, как Брюсов прочитал новые стихотворения Гумилева из второго сборника, он в очередной раз повторил, что поэта ждет большое будущее.

НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ В РАННЕЙ МОЛОДОСТИ

В 1908 году Гумилев решает вернуться на родину. Он знакомится с российскими поэтами и начинает работать критиком в газете «Речь», в которой он также будет публиковать свои произведения.

Осенью 1908 года Гумилев отправляется в путешествие. Ему удается побывать в Турции, Греции и Египте, но из-за нехватки денег, Николаю приходится вернуться обратно домой.

Поездка в «страну фараонов» произвела на него большое впечатление. Впоследствии, он стал одним из крупнейших исследователей Африки, совершив несколько научных экспедиций на этот континент. Интересно, что из Африки Гумилев сумел привести в уникальную коллекцию, которую сейчас можно увидеть в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

В 1909 году Николай Гумилев поступает на юридический факультет Петербургского университета. Вместе со своими единомышленниками он создает журнал «Аполлон», в котором продолжает публиковать стихи и вести одну из рубрик.

В конце того же года поэт отправляется в Абиссинию, где проводит несколько месяцев. Свои впечатления от поездки он опишет в труде «Жемчуга».

В 1913 году Гумилев снова едет в Африку, в которой проводит полгода. Но в связи с началом Первой мировой войны (1914-1918 годов ) ему приходится возвратиться домой.

Будучи патриотом своей страны, Николай Гумилёв добровольцем отправляется на фронт. Ему пришлось обмануть призывную комиссию, так как ранее он был признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Однако служба не помешала Николаю Степановичу продолжать заниматься писательской деятельностью. В 1915 году он публикует «Записки кавалериста» и сборник «Колчан».

В декабре 1903 года на катке юный Гумилёв познакомился с будущей великой поэтессой Ахматовой. Тогда она была еще девочкой – Аней Горенко. Николай потом не раз делал ей предложение замужества. Девушка долго не отвечала ему взаимностью, однако, впоследствии стала женой Гумилева.

Брак не был счастливым — и Николай, и Анна нередко увлекались кем-то на стороне. Вполне возможно, поэтому он не продлился слишком долго. Вскоре после большевистской революции Гумилев и Ахматова развелись.

В браке с первой супругой Гумилева Анной Ахматовой, у них родился сын Лев. Вместе они прожили 8 лет.

Второй женой поэта стала Анна Энгельгард, родившая ему девочку Елену. Анна вместе с дочерью погибла в Ленинграде во время блокады.

После этого у Гумилева был бурный роман с Ольгой Высотской. Впоследствии у них родился сын Орест, но поэт так и не узнал об этом по причине своей смерти.

Поэт не принял новой власти, открыто объявляя себя сторонником монархии. 3 августа 1921 года Гумилев был арестован сотрудниками НКВД и обвинен в антибольшевистском заговоре.

И хотя многие литераторы пытались спасти поэта, власть не шла ни на какие уступки. Максим Горький лично встречался с Владимиром Лениным, желая изменить решение по Гумилеву, но это не дало никаких результатов.

В итоге, 24 августа было оглашено постановление о расстреле поэта, а также 56 его «сообщников».

Через два дня, 26 августа 1921 года Николай Степанович Гумилев был расстрелян в возрасте 35 лет.

Перед тем, как идти на смерть, Николай Гумилев написал на стене камеры следующие строки: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».

Таким образом, Россия лишилась одного из самых талантливых поэтов и ученых своего времени.

О ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА:

Свое первое стихотворение Николай сочинил еще в детстве, будучи мальчиком 6 лет. Как раз в таком возрасте с ним произошел нервный припадок из-за того, что во время соревнования по бегу его перегнал другой мальчик. Будущий поэт хотел выглядеть непобедимым в глазах окружающих.

Первым опубликованным стихотворением в его биографии было «Я в лес бежал из городов…».

Первым сборником стихов Гумилева является «Путь конквистадоров». Книга была опубликована на деньги родителей. И хотя она не имела особого успеха, в целом сборник был положительно воспринят критиками.

Свой первый сборник стихов он опубликовал за год до окончания учёбы. Вскоре после получения аттестата он на три года уехал во Францию.

В своих произведениях, Гумилев уделял большое внимание чувствам. В его поэзии мастерски переплетались темы любви, мифологии и истории. Многие его стихи были посвящены Анне Ахматовой.

Николай Гумилев является создателем школы акмеизма. Данное литературное течение противостояло символизму. Представители акмеизма пропагандировали материальность и точность слова, избегая абстрактных понятий.

Первой акмеистической поэмой в биографии Гумилева становится «Блудный сын».

С каждым днем популярность Гумилёва растет, и он начинает считаться одним из самых талантливых поэтов России.

В 1908 году в свет выходит второй сборник сочинений Николая Гумилева, под названием «Романтические стихи». Большая часть произведений была посвящена Ахматовой, с которой у него начались близкие отношения.

В 1915 году в печать выходят «Записки кавалериста» и сборник «Колчан».

После окончания войны Гумилев начинает работать над переводом эпоса о Гильгамеше. Параллельно с этим он переводит стихи западных поэтов.

В более поздний период биографии, Гумилев все чаще затрагивал философские темы. Он не только разговаривал с читателем, но и заставлял его размышлять над главными проблемами человечества.

В поэзии Николая Гумилева всегда присутствовали любовь к приключениям и мужественный романтизм. Если сначала его стихи были насыщены пышными яркими образами, то потом их содержание приняло более четкие и строгие формы.

Иногда Николай Степанович в порыве гнева или досады сжигал плоды своего творчества. Подобное происходило, когда Гумилев посвящал стихи Ахматовой, а она всегда критиковала его поэзию. Так после очередной ссоры сгорела в огне пьеса «Шут короля Бативоля».

Последним сборником Гумилева становится «Огненный столп». По мнению многих эта книга стала вершиной его творчества.

20 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О Н. С. ГУМИЛЁВЕ:

1.Поэт и писатель Николай Гумилев прожил довольно трагическую жизнь, полную событий, не все из которых можно назвать положительными.

2.Во время учёбы в гимназии Николай Гумилев показал себя плохим учеником — он отставал, проваливал экзамены, не хотел учиться.

3.Ему позволили доучиться, не исключив из гимназии, исключительно из-за его великолепных стихов, которые он писал уже тогда. В выпускном аттестате лишь один предмет, логика, значился, как сданный на «отлично».

4.Ещё в гимназии он познакомился с Анной Ахматовой, в которую влюбился без памяти. Она не ответила ему взаимностью, и Гумилев решил покончить с собой, утопившись. Воплощению этого намерения воспрепятствовали случайно оказавшиеся рядом полицейские. Тогда он не знал, что через несколько лет всё переменится, и Ахматова станет его женой.

5.Однажды он принимал участие в дуэли на пистолетах с поэтом Волошиным. Причиной вызова стали нелестные замечания Гумилева в адрес жены Волошина, которая была бывшей дамой сердца Гумилева. Обошлось без жертв — пистолет Волошина не смог выстрелить, а Гумилев демонстративно выстрелил в воздух. На этом все закончилось.

6.Во время своих путешествий Гумилев объехал изрядную часть Африки.

7.Он нередко сжигал свои рукописи, разочаровавшись в написанных стихах.

8.Коллеги и друзья любили подшучивать над этим высоким нескладным юношей-поэтом, неисправимым романтиком даже после участия в войне.

9.Современники отмечали, что поэт, независимо от ситуации и обстоятельств, Гумилёв всегда был предельно культурен и вежлив с окружающими.

10.Поэт предпочитал «не болеть», если это мешало его жизненным планам. Накануне отъезда в свою последнюю африканскую экспедицию Гумилев находился в крайне тяжелом состоянии. Врачи подозревали, что у него тиф. На следующий день дома Николая не обнаружили. Встав рано утром, поэт собрался и уехал в Африку.

11.В Первую мировую войну Гумилев добровольцем ушел на фронт, хотя его признали негодным для несения службы из-за косоглазия. Поэт вынужден был подкупить писаря, сидевшего в медкомиссии. Таким образом, ему удалось прорваться на место боевых действий, где поэт воевал до 1917 года.

12.Весной 1916 года Николая зачислили в особый Пятый гусарский Александрийский полк, который еще называли «бессмертным» или «черным» (из-за одежды). Солдаты оттуда принимали участие в самых ожесточенных боях в районе Двинска и чуть южнее города.

13.Гумилев отличался доблестью и храбростью в сражениях, за что его наградили Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

14.К тому же Николаю присвоили звание ефрейтора. Он очень любил свою страну, поэтому сражаться за нее для поэта было в радость.

15.Современники отмечали сугубую цивильность и книжность поэта. Он вел себя даже во время войны предельно корректно по отношению к сослуживцам. Принимая участие во множестве кровавых боев, поэт не очерствел, а сохранил в душе детскую непосредственность.

16.Николая Гумилева расстреляли, когда ему было всего 35 лет. Перед этим поэта обвинили в том, что он состоял в Петроградской организации Таганцева, деятельность которой была направлена на свержение советского строя.

17.Исследователи до сих пор не уверены, принимал он участие в заговоре или нет.

18.Поэт всегда имел завидное самообладание. Говорят, что перед смертью он попросил у чекистов выкурить папиросу. Благодаря своей выдержке, он спокойно стоял и дымил, при этом на его лице не дрогнул ни один мускул, чего нельзя было сказать о других арестантах.

19.Во время перестройки обвинения с поэта сняли, поскольку никаких материалов, способных обличить антисоветскую деятельность Гумилева, а также его участие в заговорах, найдено не было. Его стихи стали активно издавать и публиковать.

20.Официально имя Николая Гумилева было реабилитировано только после развала СССР, в 1992 году.

ПАМЯТНИК ПОЭТУ В ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

фото из интернета

Источник: http://obshe.net/posts/id2300.html

“Серебряный век”

Николай Степанович Гумилев.

(1886 — 1921)

План доклада:

1..Образ времени.

2..Определение литературного течения.

3..Творческая биография Гумилева.

4..Анализ его творчества.

5..Заключение.

6..Использованная литература

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения.

Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления.

За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

Модернисты “Серебряного века”.

Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими.

Модернисты (с французского — “новейший”, ” современный”) отрицали социальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества.

Каждый автор представлял это по-своему, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколько течений. Основными были: символизм, акмеизм и футуризм.

Также существовали художники слова, организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (М.Волошин, М.Цветаева и др.).

Развитие модернизма имело свою, весьма напряженную историю. В острой полемике одно течение сменялось другим. Между членами каждого из объединений нередко разгорались споры. Так проявлялась яркая оригинальность творческих индивидуальностей. Художественные свершения участников движения навсегда остались с нами и для нас.

Период творчества основных представителей модернизма принято называть “серебряным веком” по аналогии с “золотым” XIX веком в русской литературе. Действительно, никогда прежде не было такого множества и разнообразия талантливых авторов.

Условно началом “серебряного века” принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”. Так впервые модернисты заявили о себе.

Фактический же конец “серебряного века” пришел с Октябрьской революцией.

Первые годы после нее еще были возможны какие-либо искания у отдельных поэтов, но с постановлением “О политике партии в области литературы” в 1925 году все они прекратились, и была признана только пролетарская литература и только метод соцреализма как единственно возможные.

Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь. Из Советского Энциклопедического Словаря:

“Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О.

Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному”, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, стихии “естества”, точному значению слова.

Однако “земной” поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.”

Идея такого нового направления в литературе впервые была высказана Михаилом Кузминым(1872-1936) в его статье “О прекрасной ясности” (1910). В ней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов.

Собственно акмеистическое движение возникло в 1913 году на почве авторского объединения “Цех поэтов”, в который входили Николай Гумилев, Сергей Городецкий (1884-1967), Анна Ахматова (1889-1966) и Осип Мандельштам (1891-1938). Первые манифесты акмеизма появились в журнале “Аполлон” (модернистском литературном журнале начала века) в январе.

В своей статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев подверг символистов сильной критике; Сергей Городецкий в статье “Некоторые течения в современной русской литературе” высказывался еще более резко, декларируя катастрофу символизма.

Но тем не менее многие акмеисты все же тяготели к поэзии Бальмонта, Брюсова или Блока, хотя своими Учителями считали Иннокентия Анненского и Михаила Кузмина. И хотя акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу.

Биография Николая Гумилева.

Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично.

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село.

Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано, а впервые в печати его стихотворение появилось в газете “Тифлисский листок” в Тифлисе, где семья поселилась в 1900 году.

Через три года Гумилев возвращается в Царское Село и поступает в 7-й класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэт и педагог И.Ф.Анненский, оказавший большое влияние на своего ученика.

Учился Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себя поэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью. Окончив гимназию, он уехал в Париж, успев выпустить до этого первый сборник “Путь Конквистадоров”. Эту книгу юношеских стихов он, видимо, считал неудачной и никогда не переиздавал ее.

В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне по французской литературе, изучал живопись и издал три номера журнала “Сириус”, где печатал свои произведения, а также стихи царскосельской поэтессы Анны Горенко (будущей знаменитой Анны Ахматовой), ставшей вскоре его женой.

В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева “Романтические цветы”. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый сборник поэта, в рецензии на “Романтические цветы” указал на перспективу пути молодого автора: “Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, он сумеет пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности, нами не подозреваемые”.

Приехав в Россию, Гумилев сближается с Вяч. Ивановым, под руководством которого была создана так называемая “Академия стиха”. Одним из инициаторов ее организации стал Гумилев. В основанном С.Маковским журнале “Аполлон” он начинает постоянно печатать свои “Письма о русской поэзии”, собранные в 1923 году Г.Ивановым в вышедший в Петрограде отдельный сборник.

В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого года впервые отправился в Абиссинию, совершив трудное и опасное путешествие.

“Я побывал в Абиссинии три раза, и в общей сложности я провел в этой стране почти два года. Свое последнее путешествие я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академии наук”,- писал в “Записях об Абиссинии” Николая Степанович Гумилев.

Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника, к великому, его людям и культуре. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в подготовленный им сборник “Шатер”, и сухая точная проза дневника — дань его любви к Африке.

Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкую известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем.

Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов писал: “…Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы.

Почти все его стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами”.

А Вяч. Иванов именно в “Жемчугах” увидел точки расхождения Гумилева с Брюсовым и предрек молодому поэту иной путь. Характерно, что именно с освобождением от влияния Брюсова связан поиск своего места в русской поэзии начала века таких разных поэтов, как Блок и Гумилев.

Многие стихи “Жемчугов” популярны, но, конечно, прежде всего знаменитая баллада “Капитаны”. Свежий ветер настоящего искусства наполняет паруса “Капитанов”, безусловно, связанных с романтической традицией Киплинга и Стивенсона. Н.

Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий.

До конца дней он сохранил верность этой теме, и она при всем многообразии тематики и философской глубине поэзии позднего Гумилева бросает совершенно особый романтический отсвет на его творчество.

Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг символизма выявила глубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм возникло созданное Н.Гумилевым и С.

Городецким новое литературное течение — акмеизм, предтечей которого стало литературное объединение Цех Поэтов. Организационное собрание Цеха, на котором присутствовал А.Блок, состоялось на квартире С.

Городецкого 20 октября 1911 года.

Акмеисты, противопоставляющие себя не только символистам, но и футуристам, организационно оформились вокруг Цеха Поэтов, издавая небольшой журнальчик “Гиперборей”.

На щите акмеистов было начертано — “ясность, простота, утверждение реальности жизни”. Акмеисты отвергали “обязательную мистику” символистов. “У акмеистов,- писал в журнале “Аполлон” С.Городецкий,- роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще”.

Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды — два солдатских “Георгия” — служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике “Колчан” нашли отражение темы войны:

И залитые кровью неделиОслепительны и легкиНадо мною рвутся шрапнели,Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,Это медь ударяет в медь,Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовыеИли воды гневных морей,Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Говоря о военной лирике Гумилева, нельзя не помнить о психологических особенностях его личности. Гумилева не зря называли поэт-воин. Современник поэта писал: “Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной горячностью.

Он был пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности”.

Но Гумилев видел и сознавал ужас войны, показывал его в прозе и стихах, а некоторая романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии и в жизни.

В “Колчане” же начинает рождаться новая для Гумилева тема — “о России”. Совершенно новые мотивы звучат здесь — творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет и углубляет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает даже пугающей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:

Он стоит пред раскаленным горном,Невысокий старый человек.Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век.

Все товарищи его заснули,Только он один еще не спит:Все он занят отливаньем пули,

Что меня с землею разлучит.

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил, работал над драмой “Отравленная туника”. В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград.

Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Н.Гумилев вместе с А.Блоком, М.Лозинским, К.Чуковским и другими крупными писателями работает в созданном А.М.Горьким издательстве “Всемирная литературе”. В 1918 году выходит шестой сборник Н.

Гумилева “Костер” и сборник переводов восточной поэзии “Фарфоровый павильон”.

Последние прижизненные сборники стихов Н.Гумилева изданы в 1921 году — это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”.

В этом сборнике мы видим нового, “вершинного” Гумилева, чье отточенное поэтическое искусство лидера акмеизма обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием причудливо переплетающихся прозаически-бытовых и фантастических деталей для создания многомерного, глубоко символического художественного образа:

Шел я по улице незнакомойИ вдруг услышал вороний грай,И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Где я? Так томно и так тревожноСердце мое стучит в ответ:Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?

У совершенно политически безграмотного Гумилева была своя “теория” о том, что должно, оставаясь при любых убеждениях, честно и по совести служить своей Родине, независимо от того, какая существует в ней власть.

Поэтому он признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всех отношениях лояльным, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования, и на то, что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизнь Н.С.Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года.

Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном, так называемом Таганцевском, заговоре. Но на деле его вина заключалась лишь в недонесении органам, о том, что ему предлагали вступить в заговорщическую организацию, что, кстати, также подлежит сомнению.

“Таганцевское дело” вызвало широкий негативный резонанс. Мировая общественность не могла согласиться с таким приговором.

Алексей Толстой написал позже: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева,- знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт.

Хмурая тень его, негодуя отлетела от… страстно любимой им Родины… Свет твоей душе. Слава — твоему имени”.

Анализ творчества Гумилева.

Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Здесь вспоминаются слова проницательного А.Блока: “Писатель — растение многолетнее…

душа писателя расширяется периодами, а творение его — только внешние результаты подземного роста души. Поэтому путь развития может представляться прямым только в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, не ощущаешь этой прямизны и неуклонности, вследствие остановок и искривлений”.

Эти слова Блока, поэта, высоко ценимого Гумилевым, и в то же время основного его оппонента в критических статьях, наиболее подходят к описанию творческого пути Гумилева. Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле, Ф.Вийону, Т.

Готье и даже к эпически-монументальным произведениям Некрасова. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения.

Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Талант, чистое вдохновение должны были, по его пониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству.

Стихотворения акмеистического периода, составившие сборник “Седьмое небо”, подтверждают такой трезвый, аналитический, научный подход Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”.

“Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (с греческого — “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным их достижением Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”, вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением собственного незнания”. Также к этому периоду относится написание Гумилевым серьезной критической работы “Письма о русской поэзии”, опубликованной позже в 1923 году.

Эта книга исключительно поэтической критики занимает особое место в истории русской критической мысли. Статьи и рецензии, вошедшие в нее, писал большой поэт и страстный теоретик стиха, человек безупречного поэтического слуха и точного вкуса.

Обладая безусловным даром предвидения, Гумилев-критик намечает в своих работах пути развития отечественной поэзии, и мы сегодня можем убедиться, как точен и прозорлив был он в своих оценках. Свое понимание поэзии он выразил в самом начале своей программной статьи “Анатомия стихотворения”, открывающей сборник “Письма о русской поэзии”.

“Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две,- писал Н. Гумилев,- предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнами своего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке” и “Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”.

Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто “учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов”.

Именно это положение и лежит в основе той громадной работы, которую после революции проводил Гумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха, тайнам того ремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна. Гумилев хотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было родиться, и отношение его к “святому ремеслу” поэзии сконцентрировано в нескольких статьях и рецензиях, составивших “Письма о русской поэзии”.

Но с годами поэзия Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве.

Поразительно, но в стихотворениях “Огненного столпа” Гумилев как бы протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается в мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным.

Это уже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно отличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной ясности” и конкретности.

Заключение.

Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне.

Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии.

Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Дата добавления: 11.10.2000

Источник: https://www.km.ru/referats/7F4580DAD4B111D3A92000C0F0494FCA

Николай Гумилёв

Поэты серебряного века Николай Гумилев

Гумилев Николай Степанович (1886-1921), русский поэт и критик, основатель литературного течения акмеизма (греч. akme, цветущая сила).

Родился 3 (15) апреля 1886 в Кронштадте, сын судового врача. Проведя детство в Царском Селе и в Санкт-Петербурге, отрочество — в Тифлисе, юность — снова в Царском Селе, Гумилев вбирает в душу впечатления имперской мощи и воинской доблести впережку с южной экзотикой, что и определяет изначально его вкусы, его поэтический почерк.

Не слишком усердный в гимназическом учении (хотя директором его гимназии работает знаменитый поэт Иннокентий Анненский), Гумилев весьма усерден во внепрограммном «приключенческом» чтении.

С трудом и опозданием окончив гимназию, он тотчас уезжает в Париж, где проводит два года, общаясь с французскими поэтами и художниками и пытаясь издавать литературно-художественный журнал «Сириус», весьма далекий, как видно и из названия, от повседневной обыденщины и предназначенный, как видно из издательских разъяснений, исключительно «для изысканного понимания».

В 1908 году Гумилев возвращается в Россию сформировавшимся поэтом и критиком. Однако скоро становится очевидно, что он ведет себя совсем не так, как принято в тогдашней поэтической среде, проникнутой декадентской «расслабленностью».

Гумилев — уникальный пример, когда человек готов практически служить идеалу и в этом деле воинствует. Верность его однажды принятым воззрениям и обязательствам неукоснительна.

Крещенный в православии, он и среди скептических интеллигентов его круга, и впоследствии среди крутых большевиков продолжает при виде каждой церкви осенять себя знамением, хотя, по ядовитой характеристике Ходасевича, «не подозревает, что такое религия».

Присягнувший царю, он и при Советской власти остается монархистом, причем он не скрывает этого ни от простодушных пролеткультовцев, которым читает лекции, ни от чекистских следователей, которые его допрашивают.

Первый сборник стихов Гумилева «Путь конкистадоров» (1905) был опубликован еще в студенческие годы.

За ним последовали «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912) — эти книги Гумилев издает в Санкт-Петербурге, в Париже и вновь в Санкт-Петербурге в паузах между поездками в Египет, Абиссинию и Сомали с целью изучения быта африканских племен (собранные коллекции Гумилев передает Музею антропологии и этнографии). Однако неопределенность эстетической программы символизма разочаровала Гумилева, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях: для него роза была прекрасна сама по себе, как цветок, а не как романтический символ. Он первым ввел в русскую поэзию экзотические темы. В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его тогдашняя жена Анна АхматоваС.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам и другие.

Когда разразилась Первая мировая война, пошел на фронт добровольцем. 24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией. Уже в декабре 1914 г.

улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 28 марта 1916 г.

Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк.

25 июля 1916г. Гумилёв снова выехал на театр военных действий. В сентябре — октябре 1916 г. в Петрограде держал офицерский экзамен на корнета. Не сдав (из 15) экзамен по фортификации, Гумилёв снова отбыл на фронт. Новый 1917 год встретил в окопах, в снегу. Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно.

Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Гумилёв разочарован. Себя считает неудачником, прапорщиком разваливающейся армии. В апреле 1917 г.

из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер. Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г. возвратился домой, в Россию.

Царское Село переименовано в Детское Село, дом Гумилёвых реквизирован. Анна Ивановна, мать Гумилёва, с сыном Лёвушкой живут в Бежецке. Анна Ахматова попросила развод…

Несмотря на войну Гумилев печатает сборники «Колчан» (1916), «Костер» (1918). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т. Готье «Эмали и камеи» (1914), названный «чудом перевоплощения». В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.

Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. Гумилев был уверен, что его «не тронут». Он полагал, что в случае чего его защитит имя.

Он думал, что если монархические симпатии признавать открыто и честно, то это — лучшая защита.

Такой принцип вполне срабатывал в студиях «Пролеткульта» и в «Балтфлоте», где Гумилев вел занятия и читал лекции и где гогочущие слушатели принимали «монархизм» мэтра как здоровую шутку или чудачество.

Последние годы Гумилев продолжал работать лихорадочно. Он успел опубликовать при советской власти несколько сборников стихов: «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп». Последняя книга, признанная впоследствии лучшей, вышла за считанные недели до ареста поэта и его гибели.

В 1921 Николай Гумилев был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921. Чекисты, расстреливавшие его, рассказывали, что их потрясло его самообладание.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.

Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран. Тем не менее совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».

Сборники стихов

  • Горы и ущелья (рукописный) (Тифлис, 1901)
  • Путь конквистадоров (1905)
  • Романтические цветы (Париж, 1908)
  • Жемчуга (1910)
  • Чужое небо (1912)
  • Колчан (1916)
  • Костёр (1918)
  • Фарфоровый павильон (1918)
  • Шатёр (1921)
  • Огненный столп (1921)

Пьесы

  • Дон Жуан в Египте (1912)
  • Игра (1913, опубликована 1916)
  • Актеон (1913)
  • Гондла (1917)
  • Дитя Аллаха (1918)
  • Отравленная туника (1918, опубликована 1952)
  • Дерево превращений (1918, опубликована 1989)
  • Охота на носорога (1920, опубликована 1987)

Драматические сцены и фрагменты

  • Ахилл и Одиссей (1908)
  • Зелёный тюльпан
  • Красота Морни (1919, опубликована 1984)

Проза

  • Записки кавалериста (1914—1915)
  • Чёрный генерал (1917)
  • Весёлые братья
  • Африканский дневник
  • Вверх по Нилу
  • Карты
  • Девкалион
  • Тень от пальмы (1909—1916)

Переводы

  • Теофиль Готье «Эмали и камеи» (1914)
  • Роберт Браунинг «Пиппа проходит» (1914)
  • Альбер Самен «Полифем»
  • «Гильгамеш» (1918)
  • Уильям Шекспир «Фальстаф» (1921)

Критика

  • Статьи и заметки о русской поэзии (1923)

Издания

  • Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 632 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Гумилёв Н. С. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1989. — 469 с.
  • Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии / Сост. Г. М. Фридлендер (при участии Р. Д. Тименчика); Подгот. текста и коммент. Р. Д. Тименчика. — М.: Современник, 1990. — 383 с.
  • Гумилев Николай. Избранное. -М.: Книжный клуб 36,6, 2011. — 560 с.

Стихи Николая Гумилёва

Источник: http://poetrysilver.ru/bio/154

Николай Гумилев – главный денди Серебряного века

Поэты серебряного века Николай Гумилев

Всякому большому худож­нику необходим миф. Ле­генда. История. Уникаль­ный изгиб жизненного пути, который вплетался бы в его творчество и являл миру не просто поэта или писателя, но персонажа истории.

Николай Гумилев представляет собой ­уникальный для русской литературы пример чело­века, который подчинил этой концепции всю свою жизнь. Как скульптор отсекает от мраморной глыбы лишние части, так и Гумилев каждым своим днем, каждым словом, каждым поступком высекал памятник самому себе.

ЖИЗНЬ

Материал, выданный Гумилеву природой, не слишком подходил для создания героической биографии. Он был болезненным и некрасивым ребенком, неловким, шепелявым, без каких-либо­ способностей. Единственное, что было развито в нем безмерно, – это честолюбие.

«Гумилев подростком думал об одном: как бы прославиться, – вспоминал писатель Геор­гий Иванов. – Часами блуждая по парку, он воображал тысячи способов осуществить свою мечту. Стать полководцем? Ученым? Изобрести перпетуум-мобиле? Безразлично что – только бы люди повторяли его имя, писали о нем книги, удивлялись, завидовали ему».

Теоретической базой для юного Гумилева стала философия Ницше. В ней он обнаружил способ покончить со своими недостатками или даже превратить их в достоинства. «Человек – это то, что должно быть преодолено», – писал философ, и с этой точки зрения Гумилев мог чув­ствовать себя весьма одаренным, потому как слишком многое ему надо было преодолеть.

«Я по вечерам запирал дверь, – вспоминает поэт, – и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твердо верил, что силой воли могу переделать свою внешность».

Вообще говоря, трепетное отношение к внешности было свойственно Гумилеву в большей степени, чем любому другому персонажу русской литературы. В воспоминаниях современников так или иначе возникают его цилиндр, фрак, холеные руки.

Поэт Владислав Ходасевич описал одно из мероприятий с участием Гумилева: «Боже мой, как одета эта толпа! Валенки, свитеры, потертые шубы, с которыми невозможно расстаться и в танцевальном зале. И вот, с подобающим опозданием, является Гумилев. Прямой и надменный, во фраке, проходит по залам.

Он дрогнет от холода, но величественно и любезно раскланивается направо и налево. Беседует со знакомыми в светском тоне. Весь вид его говорит: «Ничего не произошло. Революция? Не слыхал».

Презрение к реальности требует определенной смелости, и она у Гумилева была, заменяя, по его собственным словам, силу и ловкость. Более того. Смелость в его жизни – понятие почти метафизическое. Пытаясь утвердить превосходство духа над материей, Гумилев действовал с поистине шекспировской страстью и гомеровским размахом.

«Победа, слава, подвиг – бледные / Слова, затерянные ныне, / Гремят в душе, как громы медные, / Как голос Господа в пустыне» – строки эти могут показаться наивными, но Гумилев действительно видел мир именно так. В нем жила первобытная тоска по лобовым атакам, крикам «ура!», кровавой сече и прочей героике. Чтобы утолить эту тоску, Гумилев бросался во все предприятия, содержащие хотя бы намек на опасность.

С 1909 по 1913 год он совершил три путешествия в Африку, где охотился на диких животных и занимался этнографическими изысканиями. «Скоро пойду купаться, благо акулы тут редки», – писал он в Петербург. Сколько бравады заключено в этих словах: акулы-то хоть и редки, но есть, а купаться он все-таки пойдет!

В 1914 году Гумилев ушел добровольцем на фронт и участвовал в сражениях в составе Уланского кавалерийского полка.

Что характерно – будучи человеком, идеализировавшим войну и воспевавшим ее, Гумилев не отказался от восторженной интонации и после того, как своими глазами увидел, чем война является на самом деле.

Его «Записки кавалериста» рисуют военное дело как несомненно трудное, но в целом – возвышенно­е и достойное занятие.

В 1921 году Гумилев участвовал в подрыв­ной деятельности – во всяком случае, так утверждала его ученица Ирина Одоевцева.

В своей книге «На берегах Невы» она вспоминала, как в один из дней Кронштадтского восстания Гумилев появился «в каком-то поношенном рыжем пальтишке, в громадных стоптанных валенках, и за плечами заплатанный мешок».

Поэт объяснил, что идет агитировать против большевиков и оделся таким образом, чтобы вызывать доверие у пролетариев. Собравшиеся не смогли оценить серьезность момента и подняли Гумилева на смех. Он возмутился: «Так провожают женщины героя, идущего на смерть!» – и вышел.

В этом был весь Гумилев. Он не понимал иронии в отношении своего героизма. Его мир был населен героями «Илиады» и пульсировал той первобытной энергией, с которой ахейцы бросались на защитников Трои. Себя же он видел среди них, плечом к плечу с Аяксом и Ахиллесом. Великий воин, великий поэт, великий любовник.

ЛЮБОВЬ

Современники отмечали то, что Гумилев был крайне дурен собой, однако ни одна фотография этого не подтверждает.

В 1908 году в парижской гостинице Гумилев попытался покончить с собой, взрезав перочинным ножиком вены. Будучи неопытным самоубийцей, поэт опустил руки в холодную воду – кровь остановилась, и наутро он не просто очнулся, но даже (вот оно, торжество жизни) был выставлен администрацией вон за неподобающее поведение.

«Вы спрашиваете, зачем я хотел умереть? – невесело усмехался Гумилев в воспоминаниях Алексея Толстого. – Я жил один, в гостинице, – привязалась мысль о смерти. Страх смерти мне был неприятен… Кроме того, здесь была одна девушка…»

Девушкой была юношеская знакомая Гумилева Анна Горенко, впоследствии ставшая гранд-дамой русской поэзии Анной Ахматовой, но в то время – просто мечтательный подросток несколько истерического склада.

Гумилева-поэта и Гумилева-воин­а дополнял Гумилев-денди. «Одет довольно изящ­но», – писал о нем Валерий Брюсов.

Гумилев сватался трижды и лишь на четвертый раз получил согласие. Воспоминания Ахматовой рисуют его невероятно трогательным влюбленным. «Николай Степанович рассказывал, что в Париже так скучал, что ездил на другой конец города специально, чтобы прочитать на углах улицы: Bd. de Sébastopol». Название это напоминало ему об Ахматовой, которая в то время жила в Севастополе.

Брак этот не был счастливым. Супруги проводили бóльшую часть времени по отдельности, и ни общий ребенок, ни общие увлечения не смогли удержать их вместе. Прожив в браке восемь лет, они развелись.

Гумилеву в тот момент было 32 года. Творческий расцвет его был впереди.

ТВОРЧЕСТВО

Ранняя лирика Гумилева пестра и криклива. Она населена «королями океанов», «рыцарями» и «троллями» – как если бы ребенок вывалил в книжку ящик со своими игрушками. Рецензии мягко указывают на незрелость его стихов.

Чего не видели критики, так это той работы, которая происходила у Гумилева внутри. Не облада­я поэтическим даром и отдавая себе в этом отчет, Гумилев тем не менее верил, что может вырастить его в себе сам. Воля его проникала сквозь экзотическую мишуру, нащупывая и напитыва­я его гений какой-то неведомой энергией, от которой тот разгорался все ярче.

Брак Гумилева с Анной Горенко (Ахматовой) не был счастливым, но был образным и символичным: когда еще было такое, чтобы поженились два виднейших поэта своего времени? Впрочем, от их союза остался сын Лев, впоследствии ставший заметным ученым.

Основой поэтической концепции Гумилева было трепетное отношение к слову. Для него оно значило не меньше, чем для древних пифагорейцев – числа.

С одной стороны, слово было абсолютно понятной и поддающейся анализу материей, с другой – обладало магической силой. «Лист опавший, колдовской ребенок, / Словом останавливавший дождь», – писал он.

И еще: «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города».

Гумилев не был поэтом мистического склада. Стихи не проливались на него божественным ливнем и не «случались» с ним. Он писал их так, как решал бы математическую формулу, выискивая идеальные переменные и добиваясь баланса между ними.

В этом заключалась одна из главных претензий, которые предъявляли Гумилеву его литературные оппоненты. Александр Блок отзывался о нем так: «Странный поэт Гумилев. Все люди ездят во Францию, а он в Африку. Все ходят в шляпе, а он в цилиндре. Ну, и стихи такие. В цилиндре».

Несколько позже Блок написал большую­ статью под названием «Без божества, без вдохновенья», в которой уже безо всяких иносказаний обвинял Гумилева в излишней рассудочности, в формализме, а также в том, что тот ­«топит себя в холодном болоте бездушных теорий».

Статья была написана в 1921 году, за несколько месяцев до смерти и Блока, и Гумилева – поэтам так и не представилась возможность завершить спор.

Однако многие исследователи гумилевского творчества отмечают, что именно в то время он начал постепенно уходить от рационального отношения к поэзии и оперировать совсем другой, не свойственной ему ранее провидческой интонацией.

Трагедия Гумилева заключается в том, что интонация эта не успела зазвучать в полную силу.

СМЕРТЬ

3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован по подозрению в заговорщицкой деятельности. Ему вменялось в вину членство в «Петроградской боевой организации Таганцева», которое ставило своей целью свержение советского строя.

Исследователи до сих пор спорят, участвовал ли Гумилев в заговоре или просто был занесен своим темпераментом на его периферию. ­Неясно даже, существовал ли сам заговор, – в последнее время выдвигаются версии, что его сфабриковали старательные чекисты. Доподлинно известно лишь то, что в конце августа, предположительно 25-го числа, Николай Гумилев был расстрелян.

Пока поэт находился в тюрьме, за него хлопотали друзья.

Они писали коллективные письма, предлагая освободить Гумилева под их поручительство, и ходили к главному защитнику интеллигенции, наркому просвещения Анатолию Луначарскому, который якобы звонил самому Ленину. Ничего не помогло. Гумиле­в не имел такого значения для советской власти, чтобы ради него останавливат­ь не отлаженн­ый еще механизм репрессий.

Известны последние слова Гумилева, которые он нацарапал на стене камеры: «Господи, прости мне мои прегрешения. Иду в последний путь».

Известны и другие слова, принадлежащие поэту-футуристу Сергею Боброву, который был близок к ЧК и якобы слышал их от непосредственных исполнителей расстрела: «Этот ваш Гумилев… Знаете, шикарно умер.

Улыбался, докурил папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление».

Очевидно, что не только на них.

5 МУЖСКИХ ПОСТУПКОВ ГУМИЛЕВА

1

Участвовал в дуэ­ли с Максимилианом Волошиным, во время которой стрелял в воздух, а затем настоял, чтобы оппонент, у которого случилась осечка, выстрелил второй раз.

2

Сватался к Анне Ахматовой – делал это три раза, получал отказы, пытался кончить самоубийством, однако от намеченной женитьбы не отступил и своего в итоге добился.

3

Совершил путешествия в Африку, где охотился на леопардов и встречался с вождями местных племен.

4

Ушел добровольцем на фронт, для чего, по некоторой информации, дал взятку члену медицинской комиссии.

5

Ссудил деньгами Велимира Хлебникова несмотря на то, что некоторое время назад тот подписал манифест футуристов «Рыкающий Парнас», содержащий оскорбления в адрес Гумилева.

Diomedia; Legion-Media; «РИА Новости»; Russianlook

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Источник: https://www.gq.ru/heroes/nikolaj-gumilev-glavnyj-dendi-serebryanogo-veka

Поэты серебряного века Николай Гумилев (сочинение)

Поэты серебряного века Николай Гумилев

Гумилев Н.С.

“Серебряный век” в русской литературе — это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.

Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному” и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, “естеству”. Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств.

Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.

Сам Гумилев называл свою поэзию музой дальних странствий, поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада “Капитаны” из принесшего Гумилеву широкую известность сборника стихов “Жемчуга” — это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:

Быстрокрылых ведут капитаны —

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник “Колчан”:

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки,

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Современники называли Гумилева поэтом-воином. Один из них писал: “Войну он принял с простотою… с прямолинейной горячностью.

Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности”. Как известно, в годы первой мировой войны Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт.

По его прозе и стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны.

В сборнике “Колчан” начинает рождаться новая для Гумилева тема — тема России. Здесь звучат совершенно новые мотивы — творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век.

Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливаньем пули,

Что меня с землею разлучит.

Последние прижизненные сборники стихов Н. Гумилева изданы в 1921 году — это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”.

В них мы видим нового Гумилева, поэтическое искусство которого обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей.

В творчестве Николая Гумилева мы находим отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии — экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта:

Я знаю веселые сказки таинственных строк

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни.

Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.

Прекрасный художник, Николай Гумилев оставил интересное наследие, оказал значительное влияние на развитие российской поэзии.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_03/1486.htm

Refy-free
Добавить комментарий