по предмету «Методика преподавания» тема: Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса

по предмету «Методика преподавания» тема: Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса (стр. 1 из 2)

по предмету «Методика преподавания» тема: Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ СКД

КАФЕДРА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Реферат по предмету «Методика преподавания»

ТЕМА:

Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса

Выполнила:

Преподаватель:

Москва 2008 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. ЦЕЛИ КУРСА МХК.. 5

II. ЗАДАЧИ КУРСА МХК И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.. 5

III. ДИСЦИПЛИНЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОСВЯЗАН КУРС МХК И НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

Список литературы: 11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Курс мировой художественной культуры еще только начинает занимать прочное положение в перечне образовательных дисциплин.

Причина такой ситуации в том, что культура и искусство – области, которые традиционно считаются «необязательными», поскольку не дают практических знаний, «жизненно необходимых» для профессиональной деятельности.

Однако при более пристальном внимании к этой дисциплине становится ясно, что изучение МХК необходимо для решения многих актуальных проблем.

Самая очевидная из них, и самая животрепещущая (настолько, что теперь она решается на государственном уровне) – это проблема патриотического воспитания. Корни этой проблемы, как нам кажется, кроются в нарушенной преемственности эпох в нашей стране.

За двадцатый век таких разрывов случилось два: первый – после установления Советской власти (когда всячески велась борьба с буржуазным прошлым), второй – когда произошло падение Советской власти (все, что носило определение «советский» несло в себе очень негативную окраску), таким образом волей-неволей, но мы оказываемся в положении «Иванов, не помнящих родства».

Наше прошлое – это то, что нас объединяет, и если в массовом сознании его не существует, то нет и чувства единства.

Роль изучения МХК и, в частности, культуры родного края и родной страны очень велика в условиях глобализации, поскольку в условиях постоянного взаимопроникновения культур происходит их смешение и утрате национальной и культурной идентичности, либо же происходит подавление более агрессивной культурой. Американизация современной массовой культуры – яркое тому подтверждение.

Кроме того, курс МХК примечателен тем, что позволяет учащимся понять глобальные тенденции и закономерности исторических и культурных процессов (в рамках курса истории, как правило, дается либо только фактология, а основные тенденции намечаются в самом общем виде), а так же их влияние и взаимосвязь с современностью.

Очевидно, что комплекс знаний, который включен в курс МХК пересекается с множеством дисциплин: историей, литературой, культурологией, политологией и, конечно же, живописью и музыкой. Курс МХК благодаря своей изначальной синергичности позволяет преодолеть «мозаичность» и фрагментарность современного образования.

Степень разработанности проблемы

Единого систематического исследования проблем методики и методологии преподавания курса МХК на данный момент нет, поэтому для реферата использовались разнообразные публикации и разработки уроков.

Наиболее масштабные исследования специфических особенностей методики и методологии преподавания МХК на данный момент проводит Е. С. Медкова. При написании данного реферата были использованы некоторые ее статьи, а также разработки практических занятий по МХК.

Некоторые способы и принципы интегрирования нескольких смежных дисциплин можно увидеть в методических пособиях и разработках уроков по другим гуманитарным дисциплинам, таким как литература, история и др.

В данной работе было использовано методическое пособие В. А. Доманского «Литература и культура». Также ряд разработок систематического подхода можно увидеть на примере материалов фестиваля «Открытый урок».

Цель данного реферата рассмотреть цели, задачи курса МХК и способы их выполнения, а также перечислены предметы, с которым курс взаимодейсвует и намечены основные способы их взаимодействия.

I. ЦЕЛИ КУРСА МХК

Главной целью предмета «Отечественная и мировая художественная культура» является формирование у школьников духовно-нравственного и творческого начала, художественно-этических идеалов как основы художественной культуры с опорой на национальные духовные ценности.

Уже в самой формулировке цели можно увидеть, что МХК тесно взаимодействует с этикой и эстетикой. Эти предметы данные во взаимосвязи должны быть неотъемлемой частью учебного процесса, чтобы помочь учащемуся ориентироваться в огромном количестве современных этических концепций.

В статье Т. Себар «Быть или не быть МХК в школе?» приводятся слова Б. Н. Неменского, которые подробно раскрывают цель курса МХК: «Опыт человеческих чувств не передается через гены. Он социален. И единственный путь его передачи – через искусство. От чувств – к чувствам.

В этом – цель эстетического воспитания».

Таким образом, мы приходим к несколько иной постановке цели курса МХК — передаче опыта человеческих эмоций средствами искусства и МХК. Образовательная традиция других поколений всегда предполагала преемственность нравственных ценностей и нравственно эстетического опыта.

Без постановки задач по усвоению опыта сам по себе он не передается. Пример: в год 60-летия Великой победы подростки ерничают на спектакле «Вечно живые».

Без системного этического и эстетического воспитания в школе может происходить постепенная утрата каких либо нравственных ценностей.

II. ЗАДАЧИ КУРСА МХК И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

В Государственном стандарте среднего (полного) общего образования по МХК сформулированы следующие цели:

– развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

– воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

– освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

– овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Для выполнения этих задач можно пересмотреть формулировки учебных задач каждого урока.

Они должны быть продуктивными (в отличие от традиционных репродуктивных типа «запомнил-ответил»), открытыми (в отличие от закрытых, которые предполагают ограниченность исходных данных, а, следовательно, и ограниченность круга правильных ответов), дивергенционными (в отличие от конвергенционных, подразумевающих только единственно верное решение), что даст возможность детям самостоятельно конструировать задачные формулировки, переформулировать проблемы в задачи, анализировать решение задач в практическом контексте и тем самым развивать продуктивное, критическое мышление, делать осознанный выбор.

Домашние задания по отечественной и мировой художественной культуре должны быть проблемно-поискового, творческого характера и способствовать самостоятельной исследовательской работе учащихся с использованием дополнительных источников информации.

В контрольных работах наиболее целесообразным является трехчастная структура задания. Первый вопрос ориентирует ученика на изложение общих закономерностей рассматриваемого периода, основную проблематику и т.д.

Второй вопрос носит конкретный характер и призван выявить знание жанров и видов искусства, направлений и стилей мировой художественной культуры, ее конкретных шедевров. Третий вопрос данного комплекта составлен с акцентом на опыт творческой либо исследовательской деятельности учащихся.

Он может быть представлен как в форме анализа произведения искусства, так и в форме небольшого сочинения-размышления на поставленную задачу.

III. ДИСЦИПЛИНЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОСВЯЗАН КУРС МХК И НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Фактография истории мировой художественной культуры в наши дни разрослась до неимоверных размеров, и для наиболее эффективного ее усвоения необходимо в первую очередь систематизировать все эти знания. Е. С.

Медкова в своей статье предлагает следующее решение данной проблемы: «Наиболее эффективным ходом в этом отношении представляется совмещение традиционного подхода к отечественной и мировой художественной культуре, для которого характерен линейно-исторический принцип с последующим культурно-историческим и формальным анализом по эпохам, со структурным, который предполагает выделение универсальных символических моделей, архетипов, мифологем, культурных кодов и паттернов, обеспечивающих своеобразную семантическую, вертикальную «сшивку» содержания как внутри предмета, так и на межпредметном уровне»[1].

В той же статье предлагается решение данной проблемы методом символического интеракционизма (одно из основных направлений в философии, социологии и социальной психологии ХХ века, анализирующее преимущественно символические аспекты социальной жизни и культуры).

Символический интеракционизм разработал понятие «миров» социальных групп и значимых для них объектов. В искусствоведческой и популярной литературе всё чаще встречаются названия типа «миры…»: «мир Леонардо», «миры Р. Желязны», и т.д.

Подобный подход позволяет, при рассмотрении какого-либо исторического периода, либо творчества какого-либо художника изучать и эпоху, в которую он работал в целом.

Такой герметический подход позволяет не только комплексно понять творчество художника, либо его произведения, но и получить целостное представление об выбранной исторической эпохе.

Источник: https://mirznanii.com/a/278024/po-predmetu-metodika-prepodavaniya-tema-spetsificheskie-osobennosti-prepodavaniya-istorii-mirovoy-kultury-kak-integralnogo-kursa

Тема 1. Введение. Теория и методика обучения культурологии как наука

по предмету «Методика преподавания» тема: Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса

Ярославский государственный педагогическийуниверситет имени К.Д.Ушинского

М. В. Стовичек

Теория и методика обучения культурологии

Учебное пособие для студентов специальности«Культурология»

Ярославль, 2008

ББК

УДК

С

Печатается по решению редакционно-издательскогосовета ЯГПУ имени К.Д.Ушинского

Стовичек М.В. Теория и методика обучениякультурологии. Учебное пособие длястудентов специальности «Культурология».Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. с.

Аннотация

Рецензент: Е.А.Ермолин, доктор педагогических наук,профессор.

© Ярославский государственныйпедагогический университет имени К.Д.Ушинского, 2008.

© М.В. Стовичек, 2008.

Пояснительная записка

Теория и методика обучения культурологиивходит в блок специальных дисциплинподготовки студентов, обучающихся поспециальности 032800 – Культурология.

Целью курса является формирование устудентов знаний в области методикипреподавания гуманитарных дисциплинкультурологического цикла в среднейобщеобразовательной школе и развитиеосновных педагогических навыков иумений, необходимых учителю.

Задачами курса являются изучениемногообразия методов и приемов обучениякультурологии; формирование уменияподготовки, проведения и анализа уроковмировой художественной культуры,культурологии и других предметовкультурологического цикла; формированиенавыков педагогической и методическойработы в контексте урока или внеклассногомероприятия по предметам культурологическогоцикла.

Подготовка студентов к работепо основной (педагогической) специальности,создание индивидуальной методическойбазы, возможность применения полученныхзнаний, умений и навыков на практикедают возможность достаточногопрофессионального ориентированиястудентов специальности «культурология».

Курс методики преподавания культурологическихдисциплин рассчитан на изучение втечение 3 лет обучения в VI,VIII,IXсеместрах.

Периоды освоения теоретическойчасти курса перемежаются формированиемпрактических навыков в условиях среднейобщеобразовательной школы(учебно-ознакомительная и двепроизводственные практики запланированывVII,VIII,IXсеместрах в течение 6, 6 (4 основнаяспециальность + 2 дополнительная) и 6 (4основная специальность + 2 дополнительная)недель соответственно).

Написаниекурсовой работы по теории и методикеобучения культурологии (VIIIсеместр) должно способствовать укреплениюполученных знаний и формированиюсобственного индивидуального подходак преподаванию дисциплин культурологическогоцикла в средней школе и/или системедополнительного образования.

Высокаявариативность школьного курса мировойхудожественной культуры и другихпредметов культурологического цикладает возможность студентам разработатьпути реализации результатов собственногонаучного исследования в системепреподавания культурологическихдисциплин в средней школе. Данный аспектметодических исследований содержитсяв выпускной квалификационной работе всоответствии с государственным стандартомвысшего педагогического образованияпо специальности 032800 – Культурология.

Итогом изучения курса теории и методикипреподавания культурологии являетсяэкзамен, в структуру которого включаетсятворческий отчет студентов о возможностиреализации результатов их собственныхнаучных исследований в школьной практикепреподавания культурологическихдисциплин.

Программа курса лекций

Теория и методика обучения культурологииявляется частной дидактикой. Ее цель –изучение процесса обучения предметамкультурологического цикла в среднейшколе.

Пока эта педагогическая дисциплинанаходится в стадии формирования, поэтомуготовых универсальных «рецептов»обучения культурологии нет.

Относительнонедавнее включение предметовкультурологического цикла в школьнуюпрограмму поставило перед педагогамизадачу быстро разработать и освоитьметодическую базу предмета, однако бездостаточного опыта и профильногопедагогического образования сделатьэто практически невозможно.

Предмет изучения методики может бытьсформулирован в виде ряда вопросов:зачем учить, чему учить, как учить, какучится ребенок.

Первым вопросом определяется цельобучения культурологии, котораяформулируется с учетом государственнойконцепции гуманитаризации образования,развивающих и воспитательных задач, атакже конкретных образовательных целей,разрешаемых в процессе общего среднегообразования.

Второй вопрос касается содержанияобразования. При определении этихпараметров учебного предмета необходиморуководствоваться государственнымстандартом образования.

Сложность этогоподхода применительно к обучениюкультурологии заключается в том, чтоучебная дисциплина с таким названиемвходит в объем высшего, а не среднегообразования.

Государственный стандартвысшего профессионального образованияпо культурологии для негуманитарныхспециальностей предполагает следующиеразделы:

(см. подробнее: Государственныйобразовательный стандарт высшегопрофессионального образования. – М.,1995. 251 с.)

Государственный стандарт общегосреднегообразования по дисциплинамкультурологического цикла определенвесьма схематично. Основным предметомшкольного изучения является Мироваяхудожественная культура (МХК). Существуетстандарт образования по МХК, содержащийследующие формулировки:

«В результате изучения мировойхудожественной культуры на профильномуровне ученик должен

знать/понимать

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности иповседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • самостоятельного художественного творчества».

Вопрос «как учить» предполагаетопределение методов и приемов обученияпредметам культурологического цикла.В их число входят и методы общихгуманитарных дисциплин и специфичныеспособы преподавания. Методы и приемыобучения культурологии выбираются взависимости от конкретных образовательныхзадач, решаемых на данном уроке, а такжес учетом специфики изучаемого материала.

Проблема «обратной связи», обозначеннаячетвертым вопросом, в рамках школьногоцикла обучения практически не решается.Оказывается сложным собрать информациюо том, как ученики используют полученныйна уроках опыт за пределами школы.

Трудность заключается не в том, чтобыпроверить, помнят ли школьники содержаниепредмета в объеме стандарта, а в том,чтобы убедиться, что знания о различныхформах, видах культуры, их специфике инавыки общения с культурным наследием,искусством полезны и востребованыдетьми в их обычной жизни.

Даже еслиесть некоторая информация о собственномопыте общения детей с культурнымиартефактами, у учителя практически нетвозможности систематизировать этообщение за пределами школы.

Целью методики преподаваниякультурологических дисциплин в среднейшколе является формирование теоретическойи практической базы изучения процессаобучения предметам данного цикла сучетом специфики их материала.

Задачи курса определяются следующимобразом: обобщение и систематизациязнаний студентов по теории и историикультуры на основании практическогоприменения их в процессе педагогическойдеятельности; осмысление спецификикультурологических дисциплин какучебных предметов; формированиепедагогической и методической грамотностистудентов.

Источник: https://studfile.net/preview/1619796/

СтудБаза

по предмету «Методика преподавания» тема: Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ СКД

КАФЕДРА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Реферат по предмету «Методика преподавания»

ТЕМА:

Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса

Выполнила:

Преподаватель:

Москва 2008 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. ЦЕЛИ КУРСА МХК.. 5

II. ЗАДАЧИ КУРСА МХК И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.. 5

III. ДИСЦИПЛИНЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОСВЯЗАН КУРС МХК И НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

Список литературы: 11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Курс мировой художественной культуры еще только начинает занимать прочное положение в перечне образовательных дисциплин.

Причина такой ситуации в том, что культура и искусство – области, которые традиционно считаются «необязательными», поскольку не дают практических знаний, «жизненно необходимых» для профессиональной деятельности.

Однако при более пристальном внимании к этой дисциплине становится ясно, что изучение МХК необходимо для решения многих актуальных проблем.

Самая очевидная из них, и самая животрепещущая (настолько, что теперь она решается на государственном уровне) – это проблема патриотического воспитания. Корни этой проблемы, как нам кажется, кроются в нарушенной преемственности эпох в нашей стране.

За двадцатый век таких разрывов случилось два: первый – после установления Советской власти (когда всячески велась борьба с буржуазным прошлым), второй – когда произошло падение Советской власти (все, что носило определение «советский» несло в себе очень негативную окраску), таким образом волей-неволей, но мы оказываемся в положении «Иванов, не помнящих родства».

Наше прошлое – это то, что нас объединяет, и если в массовом сознании его не существует, то нет и чувства единства.

Роль изучения МХК и, в частности, культуры родного края и родной страны очень велика в условиях глобализации, поскольку в условиях постоянного взаимопроникновения культур происходит их смешение и утрате национальной и культурной идентичности, либо же происходит подавление более агрессивной культурой. Американизация современной массовой культуры – яркое тому подтверждение.

Кроме того, курс МХК примечателен тем, что позволяет учащимся понять глобальные тенденции и закономерности исторических и культурных процессов (в рамках курса истории, как правило, дается либо только фактология, а основные тенденции намечаются в самом общем виде), а так же их влияние и взаимосвязь с современностью.

Очевидно, что комплекс знаний, который включен в курс МХК пересекается с множеством дисциплин: историей, литературой, культурологией, политологией и, конечно же, живописью и музыкой. Курс МХК благодаря своей изначальной синергичности позволяет преодолеть «мозаичность» и фрагментарность современного образования.

Степень разработанности проблемы

Единого систематического исследования проблем методики и методологии преподавания курса МХК на данный момент нет, поэтому для реферата использовались разнообразные публикации и разработки уроков.

Наиболее масштабные исследования специфических особенностей методики и методологии преподавания МХК на данный момент проводит Е. С. Медкова. При написании данного реферата были использованы некоторые ее статьи, а также разработки практических занятий по МХК.

Некоторые способы и принципы интегрирования нескольких смежных дисциплин можно увидеть в методических пособиях и разработках уроков по другим гуманитарным дисциплинам, таким как литература, история и др.

В данной работе было использовано методическое пособие В. А. Доманского «Литература и культура». Также ряд разработок систематического подхода можно увидеть на примере материалов фестиваля «Открытый урок».

Цель данного реферата рассмотреть цели, задачи курса МХК и способы их выполнения, а также перечислены предметы, с которым курс взаимодейсвует и намечены основные способы их взаимодействия.

I. ЦЕЛИ КУРСА МХК

Главной целью предмета «Отечественная и мировая художественная культура» является формирование у школьников духовно-нравственного и творческого начала, художественно-этических идеалов как основы художественной культуры с опорой на национальные духовные ценности.

Уже в самой формулировке цели можно увидеть, что МХК тесно взаимодействует с этикой и эстетикой. Эти предметы данные во взаимосвязи должны быть неотъемлемой частью учебного процесса, чтобы помочь учащемуся ориентироваться в огромном количестве современных этических концепций.

В статье Т. Себар «Быть или не быть МХК в школе?» приводятся слова Б. Н. Неменского, которые подробно раскрывают цель курса МХК: «Опыт человеческих чувств не передается через гены. Он социален. И единственный путь его передачи – через искусство. От чувств – к чувствам.

В этом – цель эстетического воспитания».

Таким образом, мы приходим к несколько иной постановке цели курса МХК — передаче опыта человеческих эмоций средствами искусства и МХК. Образовательная традиция других поколений всегда предполагала преемственность нравственных ценностей и нравственно эстетического опыта.

Без постановки задач по усвоению опыта сам по себе он не передается. Пример: в год 60-летия Великой победы подростки ерничают на спектакле «Вечно живые».

Без системного этического и эстетического воспитания в школе может происходить постепенная утрата каких либо нравственных ценностей.

II . ЗАДАЧИ КУРСА МХК И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

В Государственном стандарте среднего (полного) общего образования по МХК сформулированы следующие цели:

– развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

– воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

– освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

– овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Для выполнения этих задач можно пересмотреть формулировки учебных задач каждого урока.

Они должны быть продуктивными (в отличие от традиционных репродуктивных типа «запомнил-ответил»), открытыми (в отличие от закрытых, которые предполагают ограниченность исходных данных, а, следовательно, и ограниченность круга правильных ответов), дивергенционными (в отличие от конвергенционных, подразумевающих только единственно верное решение), что даст возможность детям самостоятельно конструировать задачные формулировки, переформулировать проблемы в задачи, анализировать решение задач в практическом контексте и тем самым развивать продуктивное, критическое мышление, делать осознанный выбор.

Домашние задания по отечественной и мировой художественной культуре должны быть проблемно-поискового, творческого характера и способствовать самостоятельной исследовательской работе учащихся с использованием дополнительных источников информации.

В контрольных работах наиболее целесообразным является трехчастная структура задания. Первый вопрос ориентирует ученика на изложение общих закономерностей рассматриваемого периода, основную проблематику и т.д.

Второй вопрос носит конкретный характер и призван выявить знание жанров и видов искусства, направлений и стилей мировой художественной культуры, ее конкретных шедевров. Третий вопрос данного комплекта составлен с акцентом на опыт творческой либо исследовательской деятельности учащихся.

Он может быть представлен как в форме анализа произведения искусства, так и в форме небольшого сочинения-размышления на поставленную задачу.

III . ДИСЦИПЛИНЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОСВЯЗАН КУРС МХК И НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Фактография истории мировой художественной культуры в наши дни разрослась до неимоверных размеров, и для наиболее эффективного ее усвоения необходимо в первую очередь систематизировать все эти знания. Е. С.

Медкова в своей статье предлагает следующее решение данной проблемы: «Наиболее эффективным ходом в этом отношении представляется совмещение традиционного подхода к отечественной и мировой художественной культуре, для которого характерен линейно-исторический принцип с последующим культурно-историческим и формальным анализом по эпохам, со структурным, который предполагает выделение универсальных символических моделей, архетипов, мифологем, культурных кодов и паттернов, обеспечивающих своеобразную семантическую, вертикальную «сшивку» содержания как внутри предмета, так и на межпредметном уровне»[1] .

В той же статье предлагается решение данной проблемы методом символического интеракционизма (одно из основных направлений в философии, социологии и социальной психологии ХХ века, анализирующее преимущественно символические аспекты социальной жизни и культуры).

Символический интеракционизм разработал понятие «миров» социальных групп и значимых для них объектов. В искусствоведческой и популярной литературе всё чаще встречаются названия типа «миры…»: «мир Леонардо», «миры Р. Желязны», и т.д.

Подобный подход позволяет, при рассмотрении какого-либо исторического периода, либо творчества какого-либо художника изучать и эпоху, в которую он работал в целом.

Такой герметический подход позволяет не только комплексно понять творчество художника, либо его произведения, но и получить целостное представление об выбранной исторической эпохе.

Еще один метод можно почерпнуть из еще одного направления философии и социологии — феноменологии. В этом направлении внимание сосредоточено на конкретной жизни, повседневности, в которых необходимо искать решение философских проблем.

Один их самых ярких способов подачи материала при таком подходе — биографический метод, при использовании которого происходит раскрытие истории культуры через одну судьбу (возможно выдающегося деятеля культуры или наоборот, рядового члена сообщества), одно происшествие, достаточно ёмкое, чтобы отразить суть времени.

Также возможно изучение истории культуры в рамках какого-либо художественного произведения. Ярчайшим примером изучения истории культуры отдельной эпохи по тексту романа является исследования Ю. М. Лотманом романа «Евгений Онегин».

Также одним из наиболее богатых по межпредметным связям методов является проектный. При таком подходе за основу берется какое-либо художественное произведение, либо историческая эпоха, и курс литературы, уроков ИЗО, театрального мастерства, истории и т. д.

так или иначе, но связывает свой курс, либо часть занятий с выбранным предметом. Более подробно этот метод описан в статье Медковой Е.и Рудишиной Т. «Запишите меня в щелкунчики». В данном реферате мы лишь кратко изложим основные этапы создания проектов.

За основу изучения предпочтительно взять любое хорошее произведение детской литературы. Выбор обговаривается со всеми заинтересованными и вовлеченными в общее дело преподавателями. Следующий этап – концентрация – предполагает активизацию детского интереса.

Одним из способов такой активизации является выставка разных изданий выбранного произведения, иллюстраций к нему, детских рисунков, игрушек и т.п. – все это работает на цель, создавая яркий образ и возбуждая детский интерес.

Это особенно эффективно действует в стенах библиотеки, музея, где дети убеждаются, что то, чем они собираются заниматься, является важным и значимым делом в глазах столь уважаемых людей и учреждений.

Повышенный интерес ребенка заставит родителей извлечь нужную книгу из домашней библиотеки (если таковая имеется) или купить её, заодно обновив (идеальная ситуация) свои детские впечатления. Изучение-действие ведется одновременно на всех уроках (чтение, ИЗО, музыка, театр, внеклассная работа) и по всем направлениям.

На уроках чтения это – традиционное знакомство с автором произведения, временем и местом его создания, прочтение, изучение, комментарии к тексту, исторические, литературные, мифологические аналогии, сравнение разных вариантов (например, «Страна Оз» Баума и «Волшебник Изумрудного города» Волкова), анализ различных интерпретаций источника (мультфильмы, игровые фильмы, спектакли и проч.

). На уроках изобразительного искусства и труда: знакомство и сравнение различных вариантов иллюстраций, изучение художественных источников, связанных с эпохой и местом написания сказки или литературного произведения (архитектура, природное окружение, костюм, интерьер и т.п.

), создание собственных иллюстраций, разработка декораций, костюмов, кукол для театральных постановок; создание своего изобразительного варианта сказочного мира, подобного или парадоксально отрицающего первоисточник.

Уроки музыки предполагают знакомство и сравнительный анализ музыкальных произведений, созданных по мотивам избранного литературного источника (опера, балет, музыка к игровому или анимационному фильму), самостоятельный подбор музыкального ряда для спектакля. На занятиях по театральному искусству, а если их нет, то на классных часах, на уроках чтения, музыки, ИЗО, во внеурочное время идет общая подготовка к воплощению выбранного литературного произведения в театральной постановке. Последняя, как некое всеобъемлющее действо, синтезирующее в себе все стороны бытия литературного произведения и детей в нем, является наиболее актуализирующим и действенным фактором, поскольку обеспечивает реальное действие, проживание по принципу «здесь и сейчас» и обязательный выход на общественную оценку (зрители, родители).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полное познание мировой художественной культуры едва ли реально даже в какой-либо «модельной» форме, так как смысл термина «культура» не исчерпывается многими сотнями определений. Его пытались раскрыть не только философы, но и языковеды, антропологи, психоаналитики, сами творцы культурных и художественных ценностей.

Уже в простом перечислении этих специализаций можно увидеть, насколько комплексным предметом является МХК. Этот курс интегрирует знания по музыке, изобразительному искусству, философии, этике, социологии, культурологи, выводит взаимодействие учащихся с миром художественной культуры на новый функциональный уровень.

Для того чтобы ориентироваться, а тем более выработать и развить навыки индивидуальной оценки явлений и процессов современной культуры, необходимо, с одной стороны, владеть весьма обширным знаниями в области фактологии (эпохи, стили, национальные школы, персоналии и т. д.

), а, с другой, – иметь хотя бы элементарные теоретические знания в области закономерностей и логики развития культуры и искусства.

Воспитательные задачи курса МХК велики, о них было сказано в разделе «Цель курса МХК». Также необходимо отметить и роль курса МХК в формировании национального самосознания, которое особенно важно в нынешний период глобализации.

Термин «сближение культур» означает лишь то, какой из культур будет отдан приоритет, какая окажется более жизнестойкой и способной поглотить другие.

Главное же слабое звено глобализационных процессов ученым всех стран видится в полном нивелировании национально-культурных начал.

Самая же главная роль курса МХК – в формировании мудрости. ректор МГУ академик В.А. Садовничий «В отличие от знания, образованности, информированности мудрость, в моем понимании, – это способность принимать и усваивать опыт жизни предыдущих поколений.

Без этого невозможно развитие науки и культуры, а значит, и цивилизации». Аналогичную мысль находим у Х.

Ортеги-и-Гассета, писавшего, что превзойти прошлое можно только при одном условии: надо его целиком, как пространство в перспективу, вместить в себя, и неуспех будет ждать каждого, кто «точит зубы на ту или иную порцию прошлого, вместо того чтобы приступить к его перевариванию».

Будем учиться мудрости у классиков и вопреки историческим недоразумениям учить «мудрости красоты» тех, кто приходит сегодня к нам в школу.

Список литературы:

1. ГОСТ по дисциплине МХК.

2. Медкова Е. С. «Актуальность изучения мировой художественной культуры» // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Москва, 2002.

3. Медкова Е., Рудишина Т. «Запишите меня в щелкунчики»// http://lib.1september.ru/2004/09/lib.css

4. Медкова Е. С. «Возможности обогащения преподавания МХК методами гуманитарных наук // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Москва, 2003».

5. Себар Т. «Быть или не быть МХК в школе?»

[1] «Возможности обогащения преподавания МХК методами гуманитарных наук» // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Москва, 2003

Дисциплины, с которыми взаимосвязан курс мхк и некоторые способы реализации этого взаимодействия. 8

Источник: http://ce-studbaza.ru/werk.php?id=140738

�� �������� ��������� ������������� ����: ������������� ����������� ������������ ������� ������� �������� ��� ������������� �����

по предмету «Методика преподавания» тема: Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса

���������� ��������������� ���������� �������� � ��������

��������� ���

������� ������� ��������

�� �������� ��������� �������������

����:

������������� ����������� ������������ ������� ������� �������� ��� ������������� �����

���������:

�������������:

������ 2008 ���

����������

��������. 3

I. ���� ����� ���.. 5

II. ������ ����� ��� � ������� �� �������.. 5

III. ����������, � �������� ������������ ���� ��� � ��������� ������� ���������� ����� ��������������. 7

����������. 10

������ ����������: 11

��������

������������ ����

���� ������� �������������� �������� ��� ������ �������� �������� ������� ��������� � ������� ��������������� ���������.

������� ����� �������� � ���, ��� �������� � ��������� � �������, ������� ����������� ��������� ����������������, ��������� �� ���� ������������ ������, ��������� ������������ ��� ���������������� ������������.

������ ��� ����� ����������� �������� � ���� ���������� ���������� ����, ��� �������� ��� ���������� ��� ������� ������ ���������� �������.

����� ��������� �� ���, � ����� �������������� (���������, ��� ������ ��� �������� �� ��������������� ������) � ��� �������� ��������������� ����������. ����� ���� ��������, ��� ��� �������, ������� � ���������� ��������������� ���� � ����� ������.

�� ��������� ��� ����� �������� ��������� ���: ������ � ����� ������������ ��������� ������ (����� �������� ������ ������ � ���������� �������), ������ � ����� ��������� ������� ��������� ������ (���, ��� ������ ����������� ���������� ����� � ���� ����� ���������� �������), ����� ������� �����-�������, �� �� ����������� � ��������� �������, �� �������� �������.

���� ������� � ��� ��, ��� ��� ����������, � ���� � �������� �������� ��� �� ����������, �� ��� � ������� ��������.

���� �������� ��� �, � ���������, �������� ������� ���� � ������ ������ ����� ������ � �������� ������������, ��������� � �������� ����������� ������������������� ������� ���������� �� �������� � ������ ������������ � ���������� ������������, ���� �� ���������� ���������� ����� ����������� ���������. �������������� ����������� �������� �������� � ����� ���� �������������.

����� ����, ���� ��� ������������ ���, ��� ��������� �������� ������ ���������� ��������� � �������������� ������������ � ���������� ��������� (� ������ ����� �������, ��� �������, ������ ���� ������ ����������, � �������� ��������� ���������� � ����� ����� ����), � ��� �� �� ������� � ����������� � ��������������.

��������, ��� �������� ������, ������� ������� � ���� ��� ������������ � ���������� ���������: ��������, �����������, ��������������, ������������ �, ������� ��, ��������� � �������. ���� ��� ��������� ����� ����������� ������������� ��������� ���������� ������������� � ��������������� ������������ �����������.

������� ��������������� ��������

������� ���������������� ������������ ������� �������� � ����������� ������������ ����� ��� �� ������ ������ ���, ������� ��� � �������������� ������������� ���������� � ���������� ������.

�������� ���������� ������������ ������������� ������������ �������� � ����������� ������������ ��� �� ������ ������ �������� �. �. �������. ��� ��������� ������� � ���� ������������ ��������� �� ������, � ����� ���������� ������������ ������� �� ���.

��������� ������� � �������� �������������� ���������� ������� ��������� ����� ������� � ������������ �������� � ����������� ������ �� ������ ������������ �����������, ����� ��� ����������, ������� � ��.

� ������ ������ ���� ������������ ������������ ������� �. �. ���������� ����������� � ��������. ����� ��� ���������� ���������������� ������� ����� ������� �� ������� ���������� ��������� ��������� ����.

���� ������� � ����������� ����, ������ ����� ��� � ������� �� ����������, � ����� ����������� ��������, � ������� ���� �������������� � �������� �������� ������� �� ��������������.

I. ���� ����� ���

������� ����� �������� �������������� � ������� �������������� �������� �������� ������������ � ���������� �������-������������� � ����������� ������, �������������-��������� ������� ��� ������ �������������� �������� � ������ �� ������������ �������� ��������.

��� � ����� ������������ ���� ����� �������, ��� ��� ����� ��������������� � ������ � ���������. ��� �������� ������ �� ����������� ������ ���� ������������ ������ �������� ��������, ����� ������ ��������� ��������������� � �������� ���������� ����������� ��������� ���������.

� ������ �. ����� ����� ��� �� ���� ��� � �����?� ���������� ����� �. �. ����������, ������� �������� ���������� ���� ����� ���: ����� ������������ ������ �� ���������� ����� ����. �� ��������. � ������������ ���� ��� �������� � ����� ���������. �� ������ � � ��������.

� ���� � ���� ������������� �����������.

����� �������, �� �������� � ��������� ���� ���������� ���� ����� ��� — �������� ����� ������������ ������ ���������� ��������� � ���. ��������������� �������� ������ ��������� ������ ������������ ��������������� ������������ ��������� � ����������� ������������� �����.

��� ���������� ����� �� �������� ����� ��� �� ���� �� �� ����������. ������: � ��� 60-����� ������� ������ ��������� �������� �� ��������� ������ �����.

��� ���������� ���������� � ������������� ���������� � ����� ����� ����������� ����������� ������ ����� ���� ������������ ���������.

II . ������ ����� ��� � ������� �� �������

� ��������������� ��������� �������� (�������) ������ ����������� �� ��� �������������� ��������� ����:

� �������� ������, ������, �������-�������������� �������� � �������������-���������� ������������;

� ���������� �������������-������������� �����; ����������� � �������� ��������� ������� ��������;

� �������� ������ � ������ � ������������ � ������� �������������� ��������, �� ����������� ������������; � �������� ��������������� ���������� � ������������� � ���������� ��������;

� ��������� ������� ������������� ������������ ���������, ��������� �� �������������� �����������, ����������� � ��� ����������� ��������;

� ������������� ������������� ������ � ������ ��� ���������� ���������, ����������� ������������ ����������� ���������� �����.

��� ���������� ���� ����� ����� ������������ ������������ ������� ����� ������� �����.

��� ������ ���� ������������� (� ������� �� ������������ �������������� ���� ���������-�������), ��������� (� ������� �� ��������, ������� ������������ �������������� �������� ������, �, �������������, � �������������� ����� ���������� �������), ���������������� (� ������� �� ����������������, ��������������� ������ ����������� ������ �������), ��� ���� ����������� ����� �������������� �������������� �������� ������������, ����������������� �������� � ������, ������������� ������� ����� � ������������ ��������� � ��� ����� ��������� ������������, ����������� ��������, ������ ���������� �����.

�������� ������� �� ������������� � ������� �������������� �������� ������ ���� ���������-����������, ����������� ��������� � �������������� ��������������� ����������������� ������ �������� � �������������� �������������� ���������� ����������.

� ����������� ������� �������� �������������� �������� ����������� ��������� �������. ������ ������ ����������� ������� �� ��������� ����� ��������������� ���������������� �������, �������� ������������ � �.�.

������ ������ ����� ���������� �������� � ������� ������� ������ ������ � ����� ���������, ����������� � ������ ������� �������������� ��������, �� ���������� ��������. ������ ������ ������� ��������� ��������� � �������� �� ���� ���������� ���� ����������������� ������������ ��������.

�� ����� ���� ����������� ��� � ����� ������� ������������ ���������, ��� � � ����� ���������� ���������-����������� �� ������������ ������.

III . ����������, � �������� ������������ ���� ��� � ��������� ������� ���������� ����� ��������������.

����������� ������� ������� �������������� �������� � ���� ��� ���������� �� ����������� ��������, � ��� �������� ������������ �� �������� ���������� � ������ ������� ����������������� ��� ��� ������. �. �.

������� � ����� ������ ���������� ��������� ������� ������ ��������: ��������� ����������� ����� � ���� ��������� �������������� ���������� ������������� ������� � ������������� � ������� �������������� ��������, ��� �������� ���������� �������-������������ ������� � ����������� ���������-������������ � ���������� �������� �� ������, �� �����������, ������� ������������ ��������� ������������� ������������� �������, ���������, ���������, ���������� ����� � ���������, �������������� ������������ �������������, ������������ ������� ���������� ��� ������ ��������, ��� � �� ������������� ������[1] .

� ��� �� ������ ������������ ������� ������ �������� ������� �������������� ��������������� (���� �� �������� ����������� � ���������, ���������� � ���������� ���������� �� ����, ������������� ��������������� ������������� ������� ���������� ����� � ��������).

������������� �������������� ���������� ������� ������ ���������� ����� � �������� ��� ��� ��������. � ������������������ � ���������� ���������� �� ���� ����������� �������� ���� �������: ���� ��������, ����� �. ��������, � �.�.

�������� ������ ���������, ��� ������������ ������-���� ������������� �������, ���� ���������� ������-���� ��������� ������� � �����, � ������� �� ������� � �����.

����� ������������� ������ ��������� �� ������ ���������� ������ ���������� ���������, ���� ��� ������������, �� � �������� ��������� ������������� �� ��������� ������������ �����.

��� ���� ����� ����� ���������� �� ��� ������ ����������� ��������� � ���������� — �������������. � ���� ����������� �������� ������������� �� ���������� �����, ��������������, � ������� ���������� ������ ������� ����������� �������.

���� �� ����� ����� �������� ������ ��������� ��� ����� ������� — �������������� �����, ��� ������������� �������� ���������� ��������� ������� �������� ����� ���� ������ (�������� ����������� ������� �������� ��� ��������, �������� ����� ����������), ���� ������������, ���������� �����, ����� �������� ���� �������.

����� �������� �������� ������� �������� � ������ ������-���� ��������������� ������������. �������� �������� �������� ������� �������� ��������� ����� �� ������ ������ �������� ������������ �. �. �������� ������ �������� ������.

����� ����� �� �������� ������� �� ������������� ������ ������� �������� ���������.

��� ����� ������� �� ������ ������� �����-���� �������������� ������������, ���� ������������ �����, � ���� ����������, ������ ���, ������������ ����������, ������� � �. �. ��� ��� �����, �� ��������� ���� ����, ���� ����� ������� � ��������� ���������.

����� �������� ���� ����� ������ � ������ �������� �.� ��������� �. ��������� ���� � ����������. � ������ � �� ���� ������ ������� �������� ����� �������� ��������.

�� ������ �������� ��������������� ����� ����� ������� ������������ ������� ����������. ����� �������������� �� ����� ����������������� � ������������ � ����� ���� ���������������. ��������� ���� � ������������ � ������������ ����������� �������� ��������.

����� �� �������� ����� ����������� �������� �������� ������ ������� ���������� ������������, ����������� � ����, ������� ��������, ������� � �.�. � ��� ��� �������� �� ����, �������� ����� ����� � ��������� ������� �������.

��� �������� ���������� ��������� � ������ ����������, �����, ��� ���� ����������, ��� ��, ��� ��� ���������� ����������, �������� ������ � �������� ����� � ������ ����� ��������� ����� � ����������.

���������� ������� ������� �������� ��������� ������� ������ ����� �� �������� ���������� (���� ������� �������) ��� ������ �, ������ ������� (��������� ��������) ���� ������� �����������. ��������-�������� ������� ������������ �� ���� ������ (������, ���, ������, �����, ����������� ������) � �� ���� ������������.

�� ������ ������ ��� � ������������ ���������� � ������� ������������, �������� � ������ ��� ��������, ���������, ��������, ����������� � ������, ������������, ������������, �������������� ��������, ��������� ������ ��������� (��������, ������� �� ����� � ���������� ����������� ������ �������), ������ ��������� ������������� ��������� (�����������, ������� ������, ��������� � ����.).

�� ������ ���������������� ��������� � �����: ���������� � ��������� ��������� ��������� �����������, �������� �������������� ����������, ��������� � ������ � ������ ��������� ������ ��� ������������� ������������ (�����������, ��������� ���������, ������, �������� � �.�.

), �������� ����������� �����������, ���������� ���������, ��������, ����� ��� ����������� ����������; �������� ������ ���������������� �������� ���������� ����, ��������� ��� ������������� ����������� �������������.

����� ������ ������������ ���������� � ������������� ������ ����������� ������������, ��������� �� ������� ���������� ������������� ��������� (�����, �����, ������ � �������� ��� ������������� ������), ��������������� ������ ������������ ���� ��� ���������. �� �������� �� ������������ ���������, � ���� �� ���, �� �� �������� �����, �� ������ ������, ������, ���, �� ���������� ����� ���� ����� ���������� � ���������� ���������� ������������� ������������ � ����������� ����������. ���������, ��� ����� ������������� �������, ������������� � ���� ��� ������� ����� ������������� ������������ � ����� � ���, �������� �������� ��������������� � ����������� ��������, ��������� ������������ �������� ��������, ���������� �� �������� ������ � ������ � ������������ ����� �� ������������ ������ (�������, ��������).

����������

������ �������� ������� �������������� �������� ���� �� ������� ���� � �����-���� ���������� �����, ��� ��� ����� ������� ��������� �� ������������� ������� ������� �����������. ��� �������� �������� �� ������ ��������, �� � ���������, �����������, ��������������, ���� ������ ���������� � �������������� ���������.

��� � ������� ������������ ���� ������������� ����� �������, ��������� ����������� ��������� �������� ���. ���� ���� ����������� ������ �� ������, ���������������� ���������, ���������, �����, ����������, ������������, ������� �������������� �������� � ����� �������������� �������� �� ����� �������������� �������.

��� ���� ����� ���������������, � ��� ����� ���������� � ������� ������ �������������� ������ ������� � ��������� ����������� ��������, ����������, � ����� �������, ������� ������ �������� �������� � ������� ���������� (�����, �����, ������������ �����, ���������� � �. �.

), �, � ������, � ����� ���� �� ������������ ������������� ������ � ������� ��������������� � ������ �������� �������� � ���������.

�������������� ������ ����� ��� ������, � ��� ���� ������� � ������� ����� ����� ��ʻ. ����� ���������� �������� � ���� ����� ��� � ������������ ������������� ������������, ������� �������� ����� � �������� ������ ������������.

������ ���������� ������� �������� ���� ��, ����� �� ������� ����� ����� ���������, ����� �������� ����� ������������ � ��������� ��������� ������.

������� �� ������ ����� ���������������� ��������� ������ ���� ����� ������� � ������ ������������� �����������-���������� �����.

����� �� ������� ���� ����� ��� � � ������������ ��������. ������ ��� �������� �.�. ���������� �� ������� �� ������, ��������������, ����������������� ��������, � ���� ���������, � ��� ����������� ��������� � ��������� ���� ����� ���������� ���������.

��� ����� ���������� �������� ����� � ��������, � ������, � �����������. ����������� ����� ������� � �.

������-�-�������, ���������, ��� ��������� ������� ����� ������ ��� ����� �������: ���� ��� �������, ��� ������������ � �����������, �������� � ����, � ������� ����� ����� �������, ��� ������ ���� �� �� ��� ���� ������ ��������, ������ ���� ����� ���������� � ��� ��������������.

����� ������� �������� � ��������� � ������� ������������ �������������� ����� ��������� �������� ���, ��� �������� ������� � ��� � �����.

������ ����������:

1. ���� �� ���������� ���.

2. ������� �. �. ������������� �������� ������� �������������� ��������� // ������������ ����������: ����, ��������, �����������. ������, 2002.

3. ������� �., �������� �. ��������� ���� � ����������// http://lib.1september.ru/2004/09/lib.css

4. ������� �. �. ������������ ���������� ������������ ��� �������� ������������ ���� // ������������ ����������: ����, ��������, �����������. ������, 2003�.

5. ����� �. ����� ��� �� ���� ��� � �����?�

[1] ������������ ���������� ������������ ��� �������� ������������ ���� // ������������ ����������: ����, ��������, �����������. ������, 2003

����������   ..  311  312  313   ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_3/783_lekcii_raznie_10/312.htm

Refy-free
Добавить комментарий