По истории информатики на тему “ Эволюция понятия «информация»

Эволюция понятия информации: информация и управление, теория информации и системный подход

По истории информатики на тему “ Эволюция понятия «информация»

Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «прямая», «плоскость» через более простые понятия).

Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.

До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.

Традиционализм субъективного постоянно доминировал в ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула.

Информация нематериальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности.

Информация — свойствоматерии и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией.

Порядок следования музыкальных нот является музыкальнойинформацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п. Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и т. п.), взятые по одному разу, образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположения этих объектов в пространстве в определенном порядке.

Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом.

Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

В информатике Предметом изучения науки являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи

В теории управления (кибернетике), предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира приадаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).

Теория информации — комплексная, в основном математическая теория, включающая в себя описание и оценки методов извлечения, передачи, хранения и классифик

Современная теория информации включает в себя как разделы теорию кодирования, теорию алгоритмов, теорию цифровых автоматов (см. ниже) и некоторые другие.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа».

Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

  • Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи,Эвард де Боно, Линдон ла Руш, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер, С. А. Черногор, Малюта А.Н.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Источник: https://students-library.com/library/read/28595-evolucia-ponatia-informacii-informacia-i-upravlenie-teoria-informacii-i-sistemnyj-podhod

Понятие — отображённое вмышлении единство

существенныхсвойств,связей и отношений предметов или явлений.

Какпоказывает развитие человеческой мысли вообще и понятия информации в частности, произошла определённая эволюция значенийслова информация.

  Оно из обычного слова, обозначающего сведения, превратилась в научное понятие, покрывающее широкийспектр более простых понятий, используемых в быту, искусстве, в науке.

  Более того, оно возвысилось до философского значения, отражающееонтологию и гносеологию материалистического мировоззрения.  Ниже, в этой статье, об этом будет рассказаноподробнее.

*

Считается,чтогде-то в середине ХХ века слово информация стало обобщеннымпонятием большого ряда более простых понятий таких как сведения, сообщение,описание, характеристика, разъяснение, изложение, инструкция, идея, признак,запись, знания, значение, сигнал, дневник, данные, знак, символ, азбука, код,контроль и т.д.  Каждое из упомянутых(и не упомянутых) понятий имеет свою собственную этимологию, оттенки различияот других синонимичных слов и, вместе с тем, нечто существенно общее, что объединяетих в одно понятие – информация.

Этимология слова информация уводит нас в древнегреческиевремена. Слово μορφή (morphe) означало форму (идеи, мысли), а слово εἶδος (eidos) означалоидею, добро, обрамление.  Именно в этих значениях использовались этислова в сочинениях Платона, а затем Аристотеля, называемых «Теорией форм».

  Позже, в латинском языке возникло слово  in-formatio,  означающее формирование, образованиемысли, а такжк поучение и инструкция.

Далее, уже в европейскихязыках – английском, французском — слово information(информация) сталоболее четким обозначением сообщения, сведения; иного значение ононе имело и до ХХ века не относилось к числу широкоупотребляемых слов.

Понятие идеяиспользовалось со времен Платона для обозначения действительности, атакже того идеального, что создано идеей.  Платон породил особое направление в философииназываемое идеализмом.

  Философы-идеалистысловом идея обозначали, и то, что имел в виду Платон, а со временем и сразвитием философии слово идея стало обозначать и сведения, сообщения,получаемые при помощи некой нематериальной субстанции как дух.

  В этом же значении использовали это словоанглийский философ-епископ Джордж Беркли и немецкий философ-идеалист ИммануилКант[1],слово информация они не употребляли.

Понятие  сигнал  использовался для обозначения передачисообщения по какой-либо системе связи, начиная, скажем, от связи при помощи кострову диких племен до связи в электрическом телеграфе. Затем, связи в телефонии ирадиосвязи.

Вовремена Александра Белла и Томаса Эдисона наряду со словом звук(sound)широко использовалось слово фон(phone).  Поэтому способ передачи голоса поэлектрическим проводам стали называть телефоном, а аппарат записи звуков –фонографом.

Понятие признакшироко используется в биологии начиная от Грегора Иоганна Менделя, открывшем закономерности наследования моногенных признаков.  Позже в биологии стали говорить онаследственной информации, в связи стем, что наследственные признакипередаются структурой ДНК.

Такие синонимы информации как число, цифракод, данные,родились и развивались вместе с развитием вычислительной техники, от счетнойдоски Абак и механических калькуляторов, затем электронно-вычислительных машин,и продолжаясь в развитие информационных технологий.  Вот, например понятия: блог, пост, медиа, можно сказать, новоиспеченные синонимы информации последних лет.

«Знак» – способ предоставления информации. Наука о знаках семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем, естественныхи искусственных языков. Семиотика развилась в большую самостоятельную науку, ноопределение самой информации как понятия осталось от неё в стороне.

*

Впервые слову информация, помимо обычного, первоначального значения – сведения, сообщения, был придан немного инойсмысл, а именно статистические данные, РональдомФишером, английским математиком и биологом, в ходе разработки методов математическойстатистики (1921г.

)  А американскийучёный-электрик Ральф Хартливвёл понятие информации как математическойпеременной и был первым, кто попытался определить «меру информации», введя в 1928г. логарифмическую меру информации H = Klog2(M), которая называется хартлиевскимколичеством информации.

  Хартлиразвивал понятие информации,основанной на «физическом противопоставлениипсихологическим рассмотрениям», для изучения электрическихкоммуникаций.  Он рассматривал информацию как средство коммуникации (между передатчикоми приемником информации) поэлектрическим проводам.

 Работы Хартлистали началом разработки Теорииинформации, которая получила своё основное завершение в работах КлодаШеннона в конце сороковых кодов XX века.

Клод Шеннон обобщил идеи Хартли и ввелпонятие информации как меры, снимающейнеопределённость в приемнике информации. Он первым начал рассматриватьпередаваемую информацию и шумы в каналах связи с точки зрения статистики,рассматривая как конечные, так и непрерывные множества сообщений.

РазвитаяШенноном Теория информации помогларешить проблемы, связанные с передачей сообщений, а именно: устранитьизбыточность передаваемых сообщений, произвести кодирование и передачусообщений по каналам связи с помехами.

Клод Шеннон дал такое определениеинформации: «Сигнал, коммуникация и связь, в процессе которой устраняетсянеопределённость».

Примерно в эти же годы математик НорбертВинер пришел к выводу, что информация– это средство, которое делаетпохожим поведение живых организмов и электронно-вычислительных машин. Он опубликовал1948г.

книгу: «Кибернетика, илиуправление и связь в животном и машине», вкоторой дал несколько существенно новых определений понятиюинформация, ставшими отправными для изучения  информациикак самостоятельного физического явления.

Вот эти определения:

1.«Информация — это обозначениесодержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к немунас и наших чувств».

2.  «Информация – это то, что управляет».

3.  «Информация – это не материя и не энергия».

Винер, по сути,  совершил объединение разных понятий,существующих в философии, в физике, в связи, биологии и вычислительной технике в одном общее понятие – информация.

  После него информация стало общимнаучным термином, покрывающим все до сих пор частные понятия в отдельныхотраслях знаний.

  Вместе с этим началисьпопытки дать самому понятию информациисвое собственное определение, которое оказалось бы фундаментальным для него иявилось бы неким базовым определением для всех её частных синонимов. 

Вслед за Винером философыи ученые стали давать другие определения информации: «Отрицание энтропии». -Лео́н Николя́ Бриллюэ́н (Léon Nicolas) — французский и американскийфизик, основатель современной физики твёрдого тела. «Передача разнообразия».

Уильям Росс Эшби (William Ross Ashby) — английский психиатр,специалист по кибернетике, пионер в исследовании сложных систем.  «Вероятность выбора».

— Аки́ва Моисе́евичЯгло́м, советский и американский физик, математик; доктор физико-математическихнаук.

Весьма значимое определение дал академик Виктор Михайлович Глушков: «Информация — это совокупность сведений,которые циркулируют в природе и обществе, в том числе и в созданных человекомтехнических системах.

… мерой информации является степень неопределенности илинеоднородности в распределении энергии или вещества в пространстве и вовремени. Информация и существует постольку, поскольку существуют самиматериальные тела и созданные ими неоднородности.

Ведь всякая неоднородность,по сути дела, несет в себе какую-то информацию»[2] (подчеркиваниемое. БК).

Наряду с представленными выше определениями, появились и такие,которые  неверно трактовали информацию.  Так, например, А. Д. Урсул, доктор философиипо проблемам информатики и кибернетики, дал такое определение: «Информация –это свойства материальных объектов, полученные в результате процесса отражения»[3].

 В своей работе А.Д. Урсул опирался на работуВ.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»и Теорию отражения, представленной вэтой книге. Сторонники такого взгляда, в противоположность мнению В.М.

Глушкова, считают, что информация возникает в момент взаимодействия одногоматериального объекта, первоисточника информации, с другим материальнымобъектом, в котором образуется отражение свойств первого объекта.

Наличиепервоисточника (первого объекта) и носителя информации (второго объекта)является обязательным условием возникновения информации. В связи с этимсуществует ещё такое определение информации: «Информация – это отражениеодного объекта в другом».

Такое понимание закрепилось за информацией в советское время иостается в российской философии до сих пор. Об этом свидетельствует, например. утверждение доктора технических наукК.К.Колина: «Философия информации развивается в России ужеболее 40 лет.

Здесь в первую очередь необходимо отметить фундаментальныеисследования данной проблемы, которые были проведены академиком А.Д. Урсулом.Его монографии, опубликованные более 30 лет тому назад,  являются классическими работами в этойобласти и хорошо известны специалистам.

Они остаются актуальными и сегодня,когда философские проблемы информации и информатики все более активнообсуждаются на страницах научных журналов и конференциях» [4]

И далее в этой жеработе: «По мнению многих авторитетныхисследователей, информация представляет собой один из наиболее значимых и в тоже время загадочных феноменов окружающего нас мира. Попытки осмыслить сущностьэтого феномена предпринимались многими учеными на протяжении несколькихдесятилетий, начиная с середины 20-го века.

Однако общепризнанных представленийо концептуальной природе информации в научной среде до сих пор не ещевыработано». Об этом же говорится в относительно недавней работе «Сложность определения понятия информация,связанная с его многозначностью»[5].,2009, академика РАЕН, АИО Владимира Романенко и профессора Галины Никитиной.

А.Д. Урсул опирался, как ужесказано, на произведение Ленина «Материализми эмпириокритицизм», в которой отвергается «всякийдуализм  икантианство».  Т.е. по сути, отвергалось то, что неживыематериальные объекты являются первоисточниками информации (как справедливополагал В.М.

Глушков), а живые организмы, воспринимая эту информацию, могутсознательно реагировать на неё.  Однако развитиенауки показывает, что именно она собирает информацию о материальных объектах,которая в них существует объективно.

Именно наука находит подходящие носителиинформации, которые  позволяют переноситьинформацию от их природных первоисточников к техническим приборам, а затем кчеловеку.  Например, ренгеновские лучипозволяют приносить нам информацию о внутренней структуре тел, которые непросматриваются обычным светом.

Или,  электронили иная микрочастица проявляют свой электрический заряд или магнитный моментпри взаимодействии с другими микрочастицами, то есть проявляют информацию, принадлежуюим.  Любой живой организм совершаетвполне сознательные поступки, получая информацию от окружающей его среды.  Впрочем, об этом я уже писал [6].

Утверждения Урсула, Колина,Романенко и др. – ошибочны1. Дуализм вприроде признавался, начиная с Декарта и не кончая И. Кантом.

  По сегоднящний трактовке, учитывая сказанноеоб информации, свойства материальных объектов – дуальны: они одновременно иматериальны, и информативны.

  Аинформация о материальных объектах и их свойствах – материальна по выражению инематериальна по содержанию.  Такимобразом, в понятие информации включаются объективные свойства материальныхобъектов.

Как следствие такого понимания информации является вывод, что мир мыпознаём в результате изучении информации о нём, а для материального миравозникает простое определение:

Материя есть объективная реальность, представленная собственнойинформацией.

Эту информацию добывает наука,благодаря которой мы и узнаём, каков мир на самом деле.

Помимо информации, получаемой отприродных объектов, люди имею дело и с информацией, создаваемой мышлениемчеловека.

  Это «человеческая» информацияпо своему происхождению субъективна, так как является продуктом работычеловеческого мозга, перерабатывающего информацию окружающей среды и своей собственнойпамяти.

  В результате общения, культуры ивсеобщего образования основная часть такой информации теряет субъективныйхарактер, тем не менее она всегда отличается от объективной информацииприродных материальных объектов.

  Преждевсего «человеческая» информация всегда выражена на языках, созданнымилюдьми.  Это естественные человеческиеязыки типа русского, английского, французского и т.д.  Языки искусства – изображения, музыки, танцаи т.д. Научные и технические языки – чертежи, формулы, коды и т.д.

Таким образом понятие информацииоказывается фундаментальным мировозренческим понятием.

Основополагающей является и самаяобщая характеристика мира – разнообразиеи многообразие.  Отсюда, базовое понятиеинформации – разнообразие [7].

   Это понятие – разнообразие – охватывает любые частные понятия информации, будь топросто сведения и любые описания, будь то идеи и мысли в голове человека.  Разнообразиеохватывает сведения, описания, коды, азбуки и программы, изобразительноеискусство и музыку.

  Короче – всё,что существует в мире и даже в воображении. В отличие от всеобщегоразнообразия и многообразия, информация – это выбранное разнообразие или, другими словами, определенное разнообразие.

 Когда мы находим или описываем информацию, мывсегда имеем дело с каким-то определенным предметом или явлением.  В этой конкретизации и есть отличие информации-разнообразия от всеобщего многообразия.

Итак, всеобщее, базовое понятие информации – определенноеразнообразие.  В этом и заключеноединство всех его возможных частных определений, представляющих разнообразные проявленияинформации.

 boriskollender@gmail.com

Источник: https://www.sites.google.com/site/kollenderinformation/home/stati-ob-informacii/-evolucia-ponatia-informacia

Реферат: По истории информатики на тему “ Эволюция понятия «информация»

По истории информатики на тему “ Эволюция понятия «информация»

Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики

Реферат

По истории информатики на тему

“Эволюция понятия «информация»”

Аспирант:Некрасова Е.М.
Кафедра:Философии
Специальность:09.00.07

Санкт-Петербург

2009 г.

Оглавление

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………… 2

Введение………………………………………………………………………………………………………………………. 3

1.Вероятностно-статистический подход………………………………………………………………………… 4

2. Кибернетический подход…………………………………………………………………………………………… 7

3. Подход к понятию информации в Советском Союзе………………………………………………… 10

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………. 12

Список литературы……………………………………………………………………………………………………… 13

Введение

Действительно жить – значит жить,

обладая правильной информацией.

Н. Винер.

Слово «информация» широко употребляется на протяжении многих веков. Первоначально латинское «informatio» обозначало понятие, идею, буквально – нечто оформленное в сознании и слове. Известно, что в Древнем Риме информацией стали называть разъяснение и истолкование письменных и устных текстов.

Со временем в европейских языках слово «информация» и его однокоренные производные стали обозначать обширную понятийную сферу, в центре которой стояло сообщение как коммуникативный акт, предоставляющий некоторые сведения, знания.

Вопрос же о сущности информации как особой единицы реальности не ставился до начала ХХ в.

Достижения науки и техники XVIII – XIX вв. определялись в первую очередь успехами физики и химии. Открытые законы преобразования энергии, например, в области электродинамики, достаточно быстро были воплощены в механических устройствах.

Эффективность работы последних описывалась с помощью известных физических понятий: мощность, коэффициент полезного действия, количество производимой энергии и др. Однако, после возникновения и широкого распространения в начале ХХ в. средств связи, а в 40-х гг.

вычислительной техники, стало очевидно, что их характеристики невозможно выразить только физическими параметрами. Именно тогда в язык науки вошло понятие информации как особого материала, с которым имеют дело сложные электронные устройства.

Естественно, что для построения на основе «вновь открытого» термина строгой теории понадобилось четкое его определение, которое, как выяснилось, дать непросто.

Разнообразие подходов к представлению сущности информации демонстрирует сложность этой «нематериальной материи», лежащей в основе человеческой цивилизации, а по мнению некоторых ученых, самой Вселенной. В данной работе представлен обзор основных направлений понимания информации, сформировавшихся в период наиболее активной разработки данного вопроса, а именно в 30-60е гг. ХХ в.

1.Вероятностно-статистический подход

В первой трети ХХ столетия исследования в области средств связи имели основной целью оптимизацию способов передачи сигналов. Для того, чтобы понять механизмы транслирования информации, требовалось проникновение в специфику ее собственной природы. В 1928 г. была опубликована работа «Передача информации» американского ученого Р. Хартли (R.

Hartley ), где нашли отражение идеи о взаимозависимости между физическими символами – носителями сообщения – и выражаемым ими смыслом. Хартли первым ввел в методологию теории систем связи понятие «количество информации» и предложил способ его измерения.

При этом он четко определил, что следует понимать под измеряемой информацией: «… группу физических символов – слов, точек, тире и т. п., имеющих по общему соглашению известный смысл для корреспондирующих сторон» [Hartley, 1928].

Таким образом, в центре внимания оказалась знаковая (синтаксическая) характеристика информационной единицы: невозможность существования без какого-либо воплощения с того времени закреплена за информацией как одно из основных ее свойств[1] .

Рассматривая передаваемую информацию как определенный набор символов (алфавит), а передачу и прием этой информации как последовательно осуществляемые выборки из этого алфавита, Хартли ввел понятие количества информации в виде логарифма числа, общего количества возможной последовательности символов (алфавита), а единицей измерения этой информации определил основание этого логарифма. Тогда, например, в телеграфии, где алфавит содержит два символа (точка, тире), при основании логарифма 2 количество информации, приходящееся на один символ равно:

H =log2 2 = 1 бит (1 двоичная единица).

Впоследствии основоположник современной теории информации К.Э.Шеннон (C.E.Shannon ) отметил, что данный способ измерения не только удобен применительно к радиотехнике и математике, но и интуитивно прозрачен.

Изучая системы передачи кодированных сообщений, Шеннон дополнил формулу Хартли новыми показателями вероятности (такими как относительная частота использования некоторого символа, вероятность следования за одним символом другого и т.п.).

[Shannon, 1948] Для теорий оптимизации систем связи это стало значительным шагом вперед, и применение новой формулы положило начало науке о кодировании и декодировании в широком смысле.

Впоследствии Шеннон сформулировал и доказал две теоремы о проводимости каналов связи, учитывающих как физические характеристики проводников, так и «нематериальные» взаимодействия между целенаправленно передаваемой информацией и той, которая вмешивается в трансляцию на пути сигнала от источника к потребителю (т.н. шум системы).

Шеннону принадлежит определение информации как степени снятия неопределенности знания (энтропии ). Любой интеллектуальный агент, выступающий получателем сообщения, обладает неполным представлением об объекте данного сообщения.

То, в какой мере эта неполнота уменьшится после поступления данного сообщения, и является показателем его информативности.

В теории Шеннона под информацией понимались не любые сообщения, которыми люди обмениваются, передаваемые по техническим каналам связи, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации.

Неопределенность существует тогда, когда происходит выбор одной из двух или большего числа возможностей, — это имеет место не только в процессах коммуникации, но и в управлении, познании, в социальной сфере и за ее пределами. [Пушкин, 1989]

С точки зрения инженера-конструктора, проектирующего средства и каналы связи, отсутствие четкого определения информации представляло серьезное препятствие для достижения оптимальной результативности работы.

Шеннон предложил несколько характеристик, которые можно было рассматривать как неотъемлемые свойства информационной системы и одновременно определять их количественные показатели, что позволяло на их основании вычислять эффективность каналов связи, сообщений, принимающих устройств и т.д.

в зависимости от тех или иных физических условий. Основные характеки информационной системы, по Шеннону, таковы:

1) скорость создания информации Н, определяется энтропией источника в единицу времени;

2) скорость передачи информации R, опредеяется количеством информации в единицу времени;

3) избыточность – свойство сигналов (каждый элемент сигнала несет меньше информации, чем может нести потенциально);

4) пропускная способность канала связи С есть максимальная скорость передачи информации для данного канала.

Совместно с У. Уивером (W. Weover ) Шеннон провел математическую аналогию между законом Больцмана-Планка об уменьшении энтропии в термодинамике с информационной энтропией в замкнутой системе связи.

Большая общность определения Шеннона в том, что оно не связано с механической моделью вещества как это имеет место в статистической теории Больцмана.

Совпадение этих формул вызвало сенсацию в мировом научном сообществе, поскольку подтвердило «право» информации претендовать на звание фундаментальной составляющей действительности.

[Broglie, 1953] Однако, и количественная мера информации Хартли, и понятие энтропии Шеннона не измеряют саму вторичную информацию в ее смысловом или физическом виде, а лишь характеризуют используемую для передачи по каналам связи систему кодирования этой информации, алфавит, примененный для ее передачи.

2. Кибернетический подход.

Вероятностно-статистический подход к природе информации, основанный Шенноном, нашел поддержку у многих значительных ученых (Шредингера, Бриллюэна и др.). Именно в этих рамках развивалась современная теория информации, соответственно, все ее прикладные отрасли, связанные с радиоэлектроникой и ЭВМ.

Однако, подобная математизация заслонила «физику» информации, и в то время, как различные признаки и показатели обрели количественное выражение, глубинная суть, «субстанция» осталась непроясненной. Так рассуждал Н. Винер (N.

Wiener ), разносторонний ум которого искал ответы на поставленные в теории связи вопросы за пределами естественных наук и впервые выходил на уровень онтологического рассмотрения информации. В 1948 г.

была опубликована книга Винера «Кибернетика[2] , или управление и связь в животном и машине», главной идеей которой стало соединение теории информации с теорией управления в живой и неживой природе. Поддерживая взгляды Шеннона на негэнтропийный характер информации, Винер больше акцентировал качественные особенности явлений связи.

Он выделил два слоя протекания данных процессов: «первичная» информация – это форма, структура вещества и явления; «вторичная» суть то, что выражено в знаках, передается и принимается в виде некоторых сигналов (кодирование и декодирование), подвержена искажению.

«Истинная информация», заключенная на обоих уровнях, не поддается измерению и составляет основу всех процессов Вселенной, считал Винер. Однако четкого определения «истинной информации» он так и не дал, что позволило приверженцам кибернетического подхода широко трактовать основное понятие.

По мнению Винера, на любом уровне организации материи прослеживается одна и та же схема взаимодействия между центром и периферией: обмен информацией, основанный на принципах прямой и обратной связи. Основываясь на таком представлении, можно свести к единой науке управления все ее разнообразные проявления, как в природе, так и в обществе, и в механизмах.

Заявляя, что «нервная система и автоматическая машина имеют фундаментальное сходство — и то, и другое является устройствами для принятия решений на основании решений, принятых в прошлом» [Винер, 2001], Винер указал на то, что в теорию информации следует ввести антропоморфные характеристики – память, научение, самоорганизация играют важную роль в исследовании возможностей автоматов. «Информация — это обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приведения в соответствии с ним нашего мышления» [Винер, 2001]. Теория информации в кибернетике воспроизводит модель мозга, работающего на основе обратной афферентации, информирующей центр управления о всех изменениях на периферии, так что последующие приказы, идущие из центра, непрерывно учитывают все изменения, происходящие на периферии в результате выполнения предшествующих директив из центра.

Интересно, что личность человека Винер расценивал как «информационную схему», которую на определенном уровне технического развития можно будет транслировать, перемещать во времени и пространстве, воспроизводить и т.д. [Винер, 2001]

В рамках кибернетического подхода определилась т.н. разнообразностная концепция информации. Ее автором является нейрофизиолог и математик У. Р. Эшби. В учебнике «Введение в кибернетику» 1956 г.

он указал, что информативность заключается в различии между альтернативами выбора, который приемник осуществляет из двух равновероятностных, но нетождественных величин. Согласно Эшби, любой объект материального мира выступает как ограниченное разнообразие благодаря наличию связей между отдельными его элементами.

Эти связи, ограничивая степень свободы элементов, тем самым уменьшают неопределенность их положения относительно друг друга. Собственно информацией является то, что ограничивает разнообразие, т. е. определяет структуру объекта (системы), его выделенность из других объектов (систем) окружающего мира.

Эшби принадлежит формулировка закона сохранения информации: «Информация не может передаваться в большем количестве, чем это позволяет количество разнообразия», и «только разнообразие может уничтожить разнообразие» [Эшби, 1959].

Первое из приведенных положений отвечает представлениям Шеннона и Уивера, согласно которым при передаче информации от источника, через канал связи к адресату, в замкнутой системе (т. е. в системе, в которую информация не поступает извне), адресат не может получить информации больше, чем ее содержалось первоначально в источнике информации.

В работе «Шаги к экологии разума» известный психиатр Г.Бэйтсон (G.

Bateson ), сотрудничавший с Винером, так пишет о природе информации: «Что есть в территории, что попадает в географическую карту? Мы знаем, что территория не попадает на карту… Если бы территория была однородна, на карту ничего бы не попало, кроме ее границ, являющихся точками, в которых она перестает быть однородной по отношению к некоторой большей матрице. То, что попадает на карту, фактически есть разница, будь это разница в высоте, растительности … или в чем-либо другом. Различие обнаруживается во множестве свойств, но из этой бесконечности мы выбираем некоторое, очень ограниченное число, которое и становится информацией» [Bateson, 1972]. Таким образом, в понимании Бэйтсона, информация – не просто дифференциация, а «различие, которое различается», выделяется нами по определенным критериям из общего массива данных.

Следует отметить, что в кибернетике информативен любой сигнал (не только обладающий семантической характеристикой знак), а физиологический подход к понятию информации предполагает более жесткие ограничения: сообщением является только преднамеренное и целенаправленное действие, а признаки и сигналы, даже ого свойства, являются только особым видом влияния одного организма на другие [Поршнев, 1974].

Считая информацию всеобщим свойством материи, сторонники кибернетики рассматривают эволюцию материи от простейшего атома к наиболее сложным формам как процесс накопления информации. Таким образом, оказались связанными космогоническая, геологическая и органическая теории эволюции в единый «порыв» материи к увеличению собственного информационного содержания.

Кибернетическое понимание информации оказало огромное влияние на развитие биологии, генетики, нейрофизиологии, поскольку помогло раскрыть механизмы протекания недоступных непосредственному наблюдению процессов. Так, например, понятия генетического кода, наследственной памяти клетки являются следствием интеграции с кибернетикой.

3. Подход к понятию информации в Советском Союзе.

Для советских ученых 50-60-х гг. ХХ в. совпадение уравнений термодинамической и информационной энтропий, а также принятие кибернетикой информации в качестве единого начала развития и управления оказались привлекательными с позиций оправдания принципов материалистического монизма. [Грэхэм, 1989] Например, Н.

Б. Новик в 1963 г. пытался представить систематическое рассмотрение кибернетики с точки зрения просвещенного марксизма и прямо заявлял, что кибернетическая информация есть свойство материи, прямо связанное с ленинской версией теории познания.

Количество информации, соответственно, есть мера порядка отражения материи в сознании и ощущении [Новик, 1963]. В 1960-е гг.

главный научный центр в области изучения информации СССР определял информацию как «объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов».

Такая трактовка, с одной стороны, чрезвычайно расширяет понятие: «информацией» становится любое взаимодействие объектов действительного мира. В то же время, возникновение информации внутри нематериальной системы абстрактно-логических элементов оказывается невозможным. и внутри нематериальной системы ()онятие, позволяя подводить под определение «анала.

ионной системы и одн

Однако попытки подогнать кибернетические «буржуазные» понятия под советскую идеологию в столь явном виде вскоре прекратились, и уже к концу 60-х гг. отечественные ученые внесли несомненный вклад в теорию информации.

Появились исследования алгоритмического и топологического направлений [Колмогоров, 1965], а также исследовалась проблема измерения ценности информации[3] [Харкевич, 1960], [Стратонович, 1975] и содержания ее в семантическом подходе.

А. Д. Урсул в 1968 г. в работе «Природа информации: философский очерк» предложил следующее понимание проблемы. На основании количества информации, являющейся всеобщим свойством материи, можно проводить грань между живой и неживой природой.

Так, если информативность единицы неорганического вещества составляет несколько десятков бит на молекулярном уровне, то информативность молекулы живой клетки – порядка 1015 бит.

Развивая идеи Колмогорова по топологии, Урсул указывал, однако, что количественные показатели не должны заслонять проблему своеобразия типов информации, и считал, что последние нельзя сравнивать между собой из-за качественных различий.

Допуская только классификацию информации по типам с разной областью применения, Урсул предложил такую их дифференциацию: «элементарный» (информация в неорганической природе), «биологический» (уровень протекания физиологических процессов, инстинктов живого существа()логически й мирссификацию информации по типам с разной областью применения, Урсул предложил такую их дифференциацию: » киберн), «логический» (уровень рациональных процессов), «социальный» (информационное взаимодействие на уровне общественных отношений) [Урсул, 1968].

В дальнейшем смягчение идеологической ситуации способствовало более тесному сотрудничеству отечественных и зарубежных ученых. hоженной работе.нутые на заре «Й

Заключение.

Сегодня информация является одним из столпов, на которых строится реальность. Провозглашена эра «информационного общества», и все сферы человеческой деятельности сконцентрированы вокруг процессов информационного обмена, создания и накопления информации.

Тем не менее, четкого определения информации до сих пор не существует. Проблема онтологического статуса информации, называемая «проблемой Винера», рассматривается в философии науки. С одной стороны, утверждается, что мир и все его свойства созданы из информации как одного из основных субстанциональных свойств материи.

По мнению других ученых, информация как особого рода действительность не существует, а относится к субъективной реальности, как знания, сведения, которые формируются в сознании человека.

При этом все-таки утверждается, что информацию невозможно определить исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия в силу их отсутствия, а ее значение может быть пояснено только на примерах или выявлено путем сопоставления с содержанием других понятий.

Между этими крайностями существуют еще ряд промежуточных точек зрения: признание информации третьим атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии; утверждение о независимости информации от какого бы то ни было материального носителя; трактовка ее как тонкоматериальной структуры с необычными для физического мира свойствами; признание в одном случае первичности информации и вторичности материи, а в другом − материальности информации и т.д. Все современные подходы к вопросу развивают идеи, выдвинутые на заре «информационной эры», которые вкратце были изложены в предложенной работе.

Список литературы

1. Бодякин В.И. Определение понятия «информация» с позиции нейросемантики. – М., 2006

2. Винер Н. Кибернетика. – М., 1968.

3. Винер Н. Человек управляющий. – СПб., 2001.

4. Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. – М., 1989.

5. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» / Проблемы передачи информации, т. 1, № 1, 1965, стр. 3 – 11.

6. Новик Н.Б. Кибернетика: философские и социологические проблемы. – М., 1963.

7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

8. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки. – М., 1989.

9. Стратонович Р.Л. Теория информации. М., 1975.

10. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. – М.: 1968.

11. Харкевич А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетики, вып. 4. – М., 1960.

12. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М., 1959.

13. G. Bateson Steps to an ecology of mind. – Chicago, 1972.

14. L. Brillouin. Science and information theory. – New York, 1956.

Бриллюэн Л. Наука и теория информации. – М., 1960.

15. L. Broglie. De la cybernetique // La Nouvelle Revue Française, 1953, July, p.85.

16. R.V.L.Hartley. Transmission of information // Bell Systems Technical Journal, vol. 7, p. 535, 1928.

Хартли Р. Передача информации //Теория информации и ее приложения. – М., 1959, стр.5-35.

17. C.E.Shannon. A mathematical theory of communication // Bell Systems Technical Journal, vol. 27, №3, pp. 379-423, №4, pp. 623-656, 1948.

Шеннон К.Э. Математическая теория связи / Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. – М., 1963, стр.243-332.

[1] Отметим, что представление информации не обязательно должно осуществляться на материальном, физическом уровне.

[2] Неологизм, образованный на основе греческого слова «kibernetos», обозначающего искусство кормчего, впервые предложил М. Ампер в своей классификации наук применительно к управлению государством.

[3] Ценность информации определяется как приращение вероятности достижения конкретной цели в результате использования данной информации.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-404820.html

По истории информатики на тему “ Эволюция понятия «информация» (стр. 1 из 3)

По истории информатики на тему “ Эволюция понятия «информация»

Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики

Реферат

По истории информатики на тему

“Эволюция понятия «информация»”

Санкт-Петербург

2009 г.

Оглавление

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………… 2

Введение………………………………………………………………………………………………………………………. 3

1.Вероятностно-статистический подход………………………………………………………………………… 4

2. Кибернетический подход…………………………………………………………………………………………… 7

3. Подход к понятию информации в Советском Союзе………………………………………………… 10

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………. 12

Список литературы……………………………………………………………………………………………………… 13

Введение

Действительно жить – значит жить,

обладая правильной информацией.

Н. Винер.

Слово «информация» широко употребляется на протяжении многих веков. Первоначально латинское «informatio» обозначало понятие, идею, буквально – нечто оформленное в сознании и слове. Известно, что в Древнем Риме информацией стали называть разъяснение и истолкование письменных и устных текстов.

Со временем в европейских языках слово «информация» и его однокоренные производные стали обозначать обширную понятийную сферу, в центре которой стояло сообщение как коммуникативный акт, предоставляющий некоторые сведения, знания.

Вопрос же о сущности информации как особой единицы реальности не ставился до начала ХХ в.

Достижения науки и техники XVIII – XIX вв. определялись в первую очередь успехами физики и химии. Открытые законы преобразования энергии, например, в области электродинамики, достаточно быстро были воплощены в механических устройствах.

Эффективность работы последних описывалась с помощью известных физических понятий: мощность, коэффициент полезного действия, количество производимой энергии и др. Однако, после возникновения и широкого распространения в начале ХХ в. средств связи, а в 40-х гг.

вычислительной техники, стало очевидно, что их характеристики невозможно выразить только физическими параметрами. Именно тогда в язык науки вошло понятие информации как особого материала, с которым имеют дело сложные электронные устройства.

Естественно, что для построения на основе «вновь открытого» термина строгой теории понадобилось четкое его определение, которое, как выяснилось, дать непросто.

Разнообразие подходов к представлению сущности информации демонстрирует сложность этой «нематериальной материи», лежащей в основе человеческой цивилизации, а по мнению некоторых ученых, самой Вселенной. В данной работе представлен обзор основных направлений понимания информации, сформировавшихся в период наиболее активной разработки данного вопроса, а именно в 30-60е гг. ХХ в.

1.Вероятностно-статистический подход

В первой трети ХХ столетия исследования в области средств связи имели основной целью оптимизацию способов передачи сигналов. Для того, чтобы понять механизмы транслирования информации, требовалось проникновение в специфику ее собственной природы. В 1928 г. была опубликована работа «Передача информации» американского ученого Р. Хартли (R.

Hartley), где нашли отражение идеи о взаимозависимости между физическими символами – носителями сообщения – и выражаемым ими смыслом. Хартли первым ввел в методологию теории систем связи понятие «количество информации» и предложил способ его измерения.

При этом он четко определил, что следует понимать под измеряемой информацией: «… группу физических символов – слов, точек, тире и т. п., имеющих по общему соглашению известный смысл для корреспондирующих сторон» [Hartley, 1928].

Таким образом, в центре внимания оказалась знаковая (синтаксическая) характеристика информационной единицы: невозможность существования без какого-либо воплощения с того времени закреплена за информацией как одно из основных ее свойств[1].

Рассматривая передаваемую информацию как определенный набор символов (алфавит), а передачу и прием этой информации как последовательно осуществляемые выборки из этого алфавита, Хартли ввел понятие количества информации в виде логарифма числа, общего количества возможной последовательности символов (алфавита), а единицей измерения этой информации определил основание этого логарифма. Тогда, например, в телеграфии, где алфавит содержит два символа (точка, тире), при основании логарифма 2 количество информации, приходящееся на один символ равно:

H =log2 2 = 1 бит (1 двоичная единица).

Впоследствии основоположник современной теории информации К.Э.Шеннон (C.E.Shannon) отметил, что данный способ измерения не только удобен применительно к радиотехнике и математике, но и интуитивно прозрачен.

Изучая системы передачи кодированных сообщений, Шеннон дополнил формулу Хартли новыми показателями вероятности (такими как относительная частота использования некоторого символа, вероятность следования за одним символом другого и т.п.).

[Shannon, 1948] Для теорий оптимизации систем связи это стало значительным шагом вперед, и применение новой формулы положило начало науке о кодировании и декодировании в широком смысле.

Впоследствии Шеннон сформулировал и доказал две теоремы о проводимости каналов связи, учитывающих как физические характеристики проводников, так и «нематериальные» взаимодействия между целенаправленно передаваемой информацией и той, которая вмешивается в трансляцию на пути сигнала от источника к потребителю (т.н. шум системы).

Шеннону принадлежит определение информации как степени снятия неопределенности знания (энтропии). Любой интеллектуальный агент, выступающий получателем сообщения, обладает неполным представлением об объекте данного сообщения.

То, в какой мере эта неполнота уменьшится после поступления данного сообщения, и является показателем его информативности.

В теории Шеннона под информацией понимались не любые сообщения, которыми люди обмениваются, передаваемые по техническим каналам связи, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации.

Неопределенность существует тогда, когда происходит выбор одной из двух или большего числа возможностей, — это имеет место не только в процессах коммуникации, но и в управлении, познании, в социальной сфере и за ее пределами. [Пушкин, 1989]

С точки зрения инженера-конструктора, проектирующего средства и каналы связи, отсутствие четкого определения информации представляло серьезное препятствие для достижения оптимальной результативности работы.

Шеннон предложил несколько характеристик, которые можно было рассматривать как неотъемлемые свойства информационной системы и одновременно определять их количественные показатели, что позволяло на их основании вычислять эффективность каналов связи, сообщений, принимающих устройств и т.д.

в зависимости от тех или иных физических условий. Основные характеки информационной системы, по Шеннону, таковы:

1) скорость создания информации Н, определяется энтропией источника в единицу времени;

2) скорость передачи информации R, опредеяется количеством информации в единицу времени;

3) избыточность – свойство сигналов (каждый элемент сигнала несет меньше информации, чем может нести потенциально);

4) пропускная способность канала связи С есть максимальная скорость передачи информации для данного канала.

Совместно с У. Уивером (W. Weover) Шеннон провел математическую аналогию между законом Больцмана-Планка об уменьшении энтропии в термодинамике с информационной энтропией в замкнутой системе связи.

Большая общность определения Шеннона в том, что оно не связано с механической моделью вещества как это имеет место в статистической теории Больцмана.

Совпадение этих формул вызвало сенсацию в мировом научном сообществе, поскольку подтвердило «право» информации претендовать на звание фундаментальной составляющей действительности.

[Broglie, 1953] Однако, и количественная мера информации Хартли, и понятие энтропии Шеннона не измеряют саму вторичную информацию в ее смысловом или физическом виде, а лишь характеризуют используемую для передачи по каналам связи систему кодирования этой информации, алфавит, примененный для ее передачи.

2. Кибернетический подход.

Вероятностно-статистический подход к природе информации, основанный Шенноном, нашел поддержку у многих значительных ученых (Шредингера, Бриллюэна и др.). Именно в этих рамках развивалась современная теория информации, соответственно, все ее прикладные отрасли, связанные с радиоэлектроникой и ЭВМ.

Однако, подобная математизация заслонила «физику» информации, и в то время, как различные признаки и показатели обрели количественное выражение, глубинная суть, «субстанция» осталась непроясненной. Так рассуждал Н. Винер (N.

Wiener), разносторонний ум которого искал ответы на поставленные в теории связи вопросы за пределами естественных наук и впервые выходил на уровень онтологического рассмотрения информации. В 1948 г.

была опубликована книга Винера «Кибернетика[2], или управление и связь в животном и машине», главной идеей которой стало соединение теории информации с теорией управления в живой и неживой природе. Поддерживая взгляды Шеннона на негэнтропийный характер информации, Винер больше акцентировал качественные особенности явлений связи.

Он выделил два слоя протекания данных процессов: «первичная» информация – это форма, структура вещества и явления; «вторичная» суть то, что выражено в знаках, передается и принимается в виде некоторых сигналов (кодирование и декодирование), подвержена искажению.

«Истинная информация», заключенная на обоих уровнях, не поддается измерению и составляет основу всех процессов Вселенной, считал Винер. Однако четкого определения «истинной информации» он так и не дал, что позволило приверженцам кибернетического подхода широко трактовать основное понятие.

По мнению Винера, на любом уровне организации материи прослеживается одна и та же схема взаимодействия между центром и периферией: обмен информацией, основанный на принципах прямой и обратной связи. Основываясь на таком представлении, можно свести к единой науке управления все ее разнообразные проявления, как в природе, так и в обществе, и в механизмах.

Заявляя, что «нервная система и автоматическая машина имеют фундаментальное сходство — и то, и другое является устройствами для принятия решений на основании решений, принятых в прошлом» [Винер, 2001], Винер указал на то, что в теорию информации следует ввести антропоморфные характеристики – память, научение, самоорганизация играют важную роль в исследовании возможностей автоматов. «Информация — это обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приведения в соответствии с ним нашего мышления» [Винер, 2001]. Теория информации в кибернетике воспроизводит модель мозга, работающего на основе обратной афферентации, информирующей центр управления о всех изменениях на периферии, так что последующие приказы, идущие из центра, непрерывно учитывают все изменения, происходящие на периферии в результате выполнения предшествующих директив из центра.

Источник: https://mirznanii.com/a/284650/po-istorii-informatiki-na-temu-evolyutsiya-ponyatiya-informatsiya

Информационная культура: эволюция понятия

По истории информатики на тему “ Эволюция понятия «информация»

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек.

Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.

Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования «Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л.

Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.). И поныне авторами большей части публикаций являются библиографоведы, библиотековеды, книговеды.

Результатом этой деятельности явилась выработка представлений об информационной культуре как области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; как научном направлении и области деятельности, являющейся следствием выделения и осознания научным сообществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности.

С конца 1980- х годов проблемами информационной культуры наряду с библиографоведами , библиотековедами, заинтересовались обществоведы, философы, специалисты в области философии информации.

Привлечению внимания научной общественности к феномену информационной культуры способствовало издание в серии «Эврика» книги профессора кафедры основ государственного управления Московского историко-архивного института Г.Г.

Воробьева » Твоя информационная культура» (1988 г.) С позиций сегодняшнего дня содержание этой популярной книги имеет достаточно отдаленное отношение к информационной культуре.

В ней речь шла о культуре рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.

Однако именно эта книга сделала словосочетание «информационная культура» широко употребляемым, а затем ввела его в сферу «большой науки».

В составе ведущих авторов, внесших вклад в разработку методологических проблем информационной культуры, — М.Г.Вохрышева, А.А.Гречихин, Н.Б.Зиновьева, Ю.С.Зубов, И.К.Кирпичева, В.А.Минкина, И. Г. Моргенштерн, В.М.Петров, А.И. Ракитов, Б.А.

Семеновкер, Н.А.Сляднева, Э.П.Семенюк , А.Д.Урсул ,В.А.Фокеев, Ю.А.Шрейдер. Заслугой этих и целого ряда других авторов является формирование теоретических основ и понятийно-терминологического аппарата информационной культуры [6, с. 50].

На сегодняшний день существует большое количество определений понятия “информационная культура”. Так И.Г.Хангельдина пишет: “Информационная культура — качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности”.

Иное определение дает Е.А.Медведева: “Информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию”.

По иному к этому подходит Э.Л.Семенюк: “Информационная культура – степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех всевозможных видах работ с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании”[11, с.56].

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.(Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001).

Н. И.

Гендина предлагает следующее определение: «Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе»[4, с. 18].

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Такой подход мотивируется тем, что с развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека.

И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, то сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры.

А это означает, что в ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Если рассматривать информационную культуру личности как готовность и способность к самообразованию, ее составляющими окажутся:

-культура поиска новой информации;

-культура ее восприятия;

-умение работать с большим объектом сведений;

-умение сохранять полученную и переработанную информацию, а при необходимости передавать ее коллективного использования;

-умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности.

Культура поиска новой информации – это одно из наиболее важных и одновременно сложных умений. Человек прибегает к поиску информации в том случае, когда сталкивается с информационным дефицитом, пониманием того, что без освоения новых знаний и навыков нельзя сделать следующий шаг.

Информационная культура здесь проявляется и в стремлении к самосовершенствованию, и в вере в свои силы, и в умении сформулировать собственные потребности как «знание о своем незнании», и в моральной готовности к тому, что нужной информации в виде, пригодном для непосредственного использования в собственной деятельности, может вообще не существовать. Важнейшим условием информатизации общества является обеспечение доступности информации, в том числе через создание единого информационного пространства – в пределах отдельных стран и в мире в целом. Его реализация обеспечивается современной информационной технологией.

В современных условиях чрезвычайно усложняются социальные функции библиотеки, как института, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации.

Библиотека в меняющейся информационной реальности должна сохранить свое место посредника в коммуникационном мире.

Все перемены в обществе, так или иначе, касаются библиотек, а точнее — бросают вызов современным библиотекам, тем более — детским. Библиотека, обслуживая юных читателей, находится в постоянном поиске и совершенствовании своей деятельности.

В такой ситуации значительно возрастает значение информационной функции библиотеки, а конкретно, сферы его библиографической деятельности.

Происходит расширение как объектов библиографирования, так и возможностей в поиске и предоставлении информации.

В практику работы библиотек прочно входит такое понятие, как библиографический поиск в Интернете, который позволяет вести такой поиск с ориентацией на мировые информационные ресурсы, а не только на фонд данной библиотеки.

В деле формирования информационной культуры личности сейчас можно услышать очень много нареканий, и одной из главных причин этого видится слабо выраженная профессиональная рефлексия.

Обсуждение проблем формирования информационной культуры личности имеет для всех библиотек очень большое значение.

Главным фактором, в деле повышения информационной культуры личности, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки; десятилетиями накопленный опыт справочно-библиографического обслуживания различных категорий читателей, от студентов до специалистов и ученых; использование в работе новых информационных технологий.

Пути оптимизации формирования информационной культуры личности в условиях деятельности общеобразовательных учреждений.

1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть введена специальная учебная дисциплина “Основы информационной культуры”, призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного обеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов;

2. Внедрение учебной дисциплины “Основы информационной культуры” должно сопровождаться разработанной соответствующей учебной программы для учащихся и учителей общеобразовательных учреждений. Эта учебная программа должна содержать конкретный набор требований к знаниям и умениям в сфере информационной культуры учащихся.

3. Наряду с разработкой учебной программы внедрение курса “Основы информационной культуры” требует создания комплекта учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся;

4. Формирование знаний и умений, учащихся в области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля.

5. Успешность внедрения курса “Основы информационной культуры” в практику работы общеобразовательных учреждений существенным образом зависит от уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых[14, с. 21].

Учитывая причастность каждого школьного педагога и работника библиотеки к решению проблемы формирования информационной культуры личности, необходимо также решение задачи повышения квалификации в данной предметной области названных категорий специалистов.

Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Доминирование библиографического компонента при отсутствии других (к примеру, книжной, лексической, интеллектуальной культуры) делает формирование информационной культуры бессмысленным.

Внедрение в учебный процесс школы курса «Основы информационной культуры» даст не только повышение уровня информационной культуры учащихся и качественный результат их самостоятельной работы, но и позволит сформировать профессиональную ориентацию многих старшеклассников.

Учитывая возрастные особенности школьников, следует выделить несколько основных задач курса:

1.Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

2.Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.)

Вывод. По мере развития научно-технического прогресса, понятие информационной культуры вбирало в себя знания из тех наук, которые явились основанием для реализации принципиально новых подходов в работе с информацией. Эти подходы обеспечивали решение проблемы информационного кризиса (теория информации, кибернетика, информатика, семиотика, документалистика и ряд др.

) Особое влияние на наполнение понятия информационная культура новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий.

Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, применение новейшей информационной техники и технологии определили возникновение нового типа грамотности – компьютерной.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Date: 2015-08-07; view: 1126; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/4-80053.html

Refy-free
Добавить комментарий