по географии Выполнили: ученицы 9 класса

Презентация по географии на тему « Владимирская область город Суздаль». Выполнила ученица 9 Б класса Антонова Марина Руководитель учитель географии Куклева. — презентация

по географии Выполнили: ученицы 9 класса

1 Презентация по географии на тему « Владимирская область город Суздаль». Выполнила ученица 9 Б класса Антонова Марина Руководитель учитель географии Куклева О.А. Февраль 2011 год

2 Население: 11,1 тыс. чел. Площадь: 15 кв.км Код города Суздаль (справочный телефон): 49231***** Суздаль — административный центр Суздальского района Владимирской области. Расположен в 35 км к северу от Владимира и приблизительно в 225 км от Москвы. Город Суздаль находится во Владимирском ополье на берегу реки Каменка, которая через Нерль впадает в Клязьму.

3 Суздаль

4

5

6 В последние 40 лет город Суздаль является излюбленной съемочной площадкой для отечественных и зарубежных кинематографистов.

На фоне суздальской старины снято более 50 фильмов, среди которых «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Россия молодая», «Мертвые души», «Мой ласковый и нежный зверь», «Чародеи» и др. Интересно, что однажды Суздаль представлял на экране старую Москву.

Речь идет о телевизионной картине «Петр Первый» производства США. К летию Москвы в Суздале сняли картину «Князь Юрий Долгорукий».

7 История Суздаля Археологические находки на берегах реки Каменки, протекающей через город, говорят о том, что люди здесь жили уже в IX веке, но годом основания города считается, как обычно, дата первого упоминания в летописи, то есть 1024 год.

Упоминание же это было связано с восстанием, подавлением которого занялся собственнолично Ярослав Мудрый. Суздаль считался одним из самых завидных уделов. Расположение города было выгодным: на редкость плодородные почвы, не свойственные данной полосе, близкое расположение маленькой, но судоходной речки, обеспечивающей торговлю.

После смерти Ярослава Мудрого Суздаль попадает в руки Всеволода Ярославича, а затем Владимира Мономаха. Ему пришлось дважды отстаивать город: в 1096 году от князя Олега Черниговского, который, отступая, спалил беззащитный Суздаль; в 1107 году от волжских болгар. При Владимире Мономахе в Суздале начинается каменное строительство. На рубеже XI-XII вв.

в городе был воздвигнут белокаменный Успенский собор и земляной вал с рубленными из толстых бревен стенами и башнями. Следующим правителем города был сын Владимира Мономаха князь Юрий Долгорукий, который после смерти отца в 1125 году перенес столицу из Ростова в Суздаль, сделав его центром Ростово-Суздальского княжества.

А резиденцию свою устроил в Кидекше (в 5 км от Суздаля). Говорят, он боялся, что его убьют, поэтому решил не обосновываться в самом городе.Кидекше

8 Надо заметить, что это название дано Суздалю по праву. Здесь сохранилось свыше 200 памятников истории и архитектуры. Суздаль считается первым городом по плотности храмов и монастырей. На незначительный по размерам Суздаль приходятся один кремль и пять монастырей. Когда идешь по улицам города, отовсюду виден по крайней мере один из них, да еще несколько отдельно стоящих церквей

9 В Суздале Масленицу отпразднуют гусиными боями и поединками Центром празднования Масленицы во Владимирской области станет город Суздаль, сообщает пресс-служба Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

По информации пресс-службы, 6 марта под открытым небом на территории суздальского Музея деревянного зодчества и крестьянского быта развернутся масленичные гуляния и потехи.

«Среди рубленых изб, мельниц и деревянных церквей выйдут сразиться в поединке участники военно-исторического клуба «Китеж-град» из Владимира и ивановский силач Виктор Степанов по прозвищу «Геркулес». Здесь же выступят фольклорные ансамбли «Травень» и «Радуница».

Все гости праздника смогут поучаствовать во взятии снежного городка», — говорится в сообщении пресс-службы. Ключевым моментом праздника должны стать поединки гусей. По традиции, для гусиных боев на Масленицу в Суздаль привозят птиц из Павлова Нижегородской области.

10 Музей под открытым небом! В наши дни Суздаль можно назвать городом-заповедником, настолько бережно сохранились и облик города, и дух древней Руси.

Здесь вы не найдете высоких домов (их просто запрещено строить), но здесь есть то, что создает удивительный и потрясающий колорит древнего города – узкие тихие улочки, деревянные покосившиеся избушки, огромное количество монастырей и церквей, бабушки, торгующие на улицах медовухой и солеными огурцами, дети, катающиеся на коньках по только что замерзшей речке Каменке.

Населяют Суздаль около человек, которые растеклись вдоль реки Каменки, заполняя своими домами свободные пространства между величавыми Храмами, Монастырями и Соборами. Но отнюдь не множество и разнообразие памятников старины и архитектуры города Суздаля, которые проникают в каждое сердце своим величием и великолепием и сближают нас с далекими предками.

Город Суздаль — в целом необыкновенное место! Поверьте, вы такого еще не встречали. По Суздалю можно ходить как по музею, смотреть по сторонам во все глаза и вдыхать его удивительный, звеняще- прозрачный воздух. Отсутствие промышленности позволяет воздуху Суздаля оставаться максимально свежим и чистым. Суздаль

11 В 13 веке огурец был завезен из Индии в Россию. Вот тогда Суздаль провозгласил себя огуречной державой, да так категорично, что до сих пор никто и не спорит- ни подмосковные Луковицы, ни Истобенск из под Кирова.

А жителей Суздаля с тех давних времен называют « суздальскими огуречниками». Шуми праздник, хрусти огурцом! Огуречная вечность и огуречная бесконечность стали лейтмотивом ежегодных огуречных фестивалей проходивших каждый год в апреле, в Суздале.

Кто однажды побывает на празднике Огурца, тот не сможет остаться равнодушным к этому изумрудному, в пупырышках чуду. Огурчик станет родным и на грядке, и на столе- в каждой семье. Похрустеть суздальским огурчиком приезжают гости русские и заморские.

В гостях у зеленного именинника бывают друзья из огуречных столиц: Мурома, Вязников, Луковиц, а также из Финляндии, Швеции, Дании, Японии,Мексики, Болгарии.

12

13 Праздник Огурца.

14 . Суздаль — это жемчужина «Золотого кольца России». Город уникален своим ландшафтом, планировкой, старинной застройкой, а также практически полностью сохранившимся архитектурным ансамблем церквей, колоколен и монастырей. Они представляют особую ценность и интерес для гостей города.

В разделе собраны фотографии абсолютно всех памятников архитектуры и достопримечательностей города Суздаль. Вы можете увидеть как выглядит Суздаль в разные времена года. В разделе присутствуют фотографии Суздаля сделанные с вертолета Суздаль — это жемчужина «Золотого кольца России».

Город уникален своим ландшафтом, планировкой, старинной застройкой, а также практически полностью сохранившимся архитектурным ансамблем церквей, колоколен и монастырей. Они представляют особую ценность и интерес для гостей города.. В городе родились изобретатель русского фарфора Д.И.

Виноградов, просветитель и государственный деятель М.М. Сперанский, поэт-маринист А. Лебедев.

15 Кремль.. Вид на Покровский монастырь Спасо -Ефимьев монастырь

16 КАК ПРОЕХАТЬ Как доехать до Суздаля Из Москвы с Курского вокзала электричкой до Владимира (3,5 часа). Из Петербурга поездом на Нижний Новгород до Владимира. Из Владимира — регулярные автобусные рейсы до Суздаля. Также можно доехать автобусом прямо из Москвы с Щелковского автовокзала. На автомобиле: от Москвы по Владимирской трассе М7.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/276044/

Индивидуальный итоговый проект по географии ученицы 9 класса МБОУ гимназии №11 г.о. Самара Панфиловой Дианы по теме

по географии Выполнили: ученицы 9 класса

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ № 11»

Городского округа Самара

«Из океана до водопроводного крана»

Итоговый индивидуальный проект
ученицы 9 «А» класса
Панфиловой Дианы Сергеевны

Руководитель проекта:
Драгунова Наталья Львовна, учитель географии

Самара, 2017

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проекту: география.

  2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия, экология.

  3. Вид проекта: исследовательский.

  4. Цель проекта.

Выявить на каком этапе Мирового круговорота воды происходит ее загрязнение.

1.Смоделировать в опытно-экспериментальной части каждый этап Мирового круговорота воды.

2.Определить источники загрязнение воды в процессе Мирового круговорота воды в природе.

  1. Предполагаемые результаты (продукты) проекта: наглядная модель круговорота воды в природе, детализированная до каждого этапа с целью демонстрации изменений ее химических свойств.

  2. Актуальность.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что загрязнение окружающей среды, а в частности, ресурсов пресной воды Земли является важнейшей глобальной экологической проблемой человечества.

Стр.

Введение

4

I.Основная часть.

5

I.1.Понятие «Круговорот воды в природе».

5

I.2.Схема круговорота воды в природе.

5

I.3.Виды круговоротов воды в природе.

6

II. Проект «Из океана до водопроводного крана».

7

Заключение.

10

Тезаурус.

10

Список литературы.

11

Приложения

12

ВВЕДЕНИЕ

Вода играет огромную роль в жизни человека. Она является средой, в которой протекают все физико-химические процессы, она участвует в процессах гидролиза и в других реакциях обмена.

Большие запасы воды на нашей планете создают впечатление о её неисчерпаемом изобилии.

Но по причинам ее различного состояния и качества, особенностей её кругооборота лишь незначительная часть водных запасов планеты оказываются доступными и пригодными для практического использования.

При водоснабжении городов и большей части промышленных и сельскохозяйственных предприятий 90% использованной воды сбрасывается обратно в реки и водоемы в виде сточных вод, загрязненных отходами. С ростом городского населения и развитием канализации загрязнение рек и водоемов стало приобретать глобальные масштабы.

Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения.

Для большинства водоемов, используемых в качестве источников централизованного питьевого водоснабжения крупных городов, характерна повышенная цветность, окисляемость воды и биохимическая потребность в кислороде, значительное содержание алюминия, марганца, нефтепродуктов, органических веществ, некоторых металлов 2 класса опасности (Cd, Pd, As и др.).

Анализ данных мониторинга за качеством питьевой воды показывает, что свыше 75% населения (2,5 млн. человек) обеспечивается водой из централизованных систем водоснабжения; из них около 1,5 млн.

человек потребляют воду, не соответствующую стандарту по органолептическим показателям, поскольку более 60% водопроводов находятся практически в аварийном состоянии.

Еще около полумиллиона человек использует для питьевых целей воду нецентрализованных источников (колодцы, родники, одиночные скважины), качество которой не соответствует гигиеническим требованиям.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что загрязнение окружающей среды, а в частности, ресурсов пресной воды Земли является важнейшей глобальной экологической проблемой человечества.

Цель проекта.

Выяснить на каком этапе Мирового круговорота воды происходит ее загрязнение.

Задачи, реализуемые проектом.

1. Смоделировать в опытно-экспериментальной части каждый этап Мирового круговорота воды.

2. Определить источники загрязнениеводы в процессе Мирового круговорота воды в природе.

В большинстве случаев загрязнение источников пресной планеты – результат хозяйственной деятельности людей.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I.1. Понятие «Круговорот воды в природе»

Круговорот воды в природе (гидрологический цикл) — процесс циклического перемещения воды в земной биосфере. Данный процесс состоит из процессов испарения воды, переноса паров воздушными течениями, их конденсации, выпадения воды из атмосферы в виде атмосферных осадков и переноса воды с суши снова в океан.

Непрерывные процесс перемещения воды из океана на сушу, и с уши на океан, называется Мировым круговоротом воды. (см. Приложение1).

I.2. Схема круговорота воды в природе.

На Земле вода существует в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Без воды невозможно существование организмов. В любом организме вода является средой, в которой происходят химические реакции, без которых не могут жить организмы. Вода является самым ценным и самым необходимым веществом для жизнедеятельности живых организмов.

Три четверти поверхности земного шара покрыты водой. Водную оболочку Земли называют гидросферой. Большую её часть составляет соленая вода морей и океанов, а меньшую — пресная вода озер, рек, ледников, грунтовые воды и водяной пар.

Моря теряют из-за испарения больше воды, чем получают с осадками, а на суше наоборот. Вода непрерывно циркулирует в процессе Мирового круговорота на земном шаре и при этом её общее количество остаётся неизменным. Как такое может быть?

Постоянный обмен влагой между гидросферой, атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процессов испарения, передвижения водяного пара в атмосфере, его конденсации в атмосфере, выпадения осадков и стока, получил название круговорота воды в природе. Атмосферные осадки частично испаряются, частично образуют временные и постоянные водоемы, частично — просачиваются в землю и образуют подземные воды.

Круговорот воды приводится в движение энергией Солнца. Солнце нагревает воду в океанах и морях, и она испаряется, преобразуясь в водяной пар. Параллельный процесс происходит и на суше: вода испаряется с нагретой Солнцем поверхности Земли или испаряется растениями в результате транспирации.

В процессе адвекции* водяной пар перемещается с воздушными массами, пока, в конце концов, не оказывается в зоне с низкой температурой. Это вызывает конденсацию влаги в облаках. Облака продолжают перемещаться вместе с воздухом, в то время как сконденсированные капельки воды в них перемешиваются, слипаются и растут в размерах. [7]

В итоге вода выпадает в виде осадков над сушей или океаном; при этом океан испаряет больше влаги в атмосферу, чем приобретает от осадков, а суша — наоборот, получает с осадками больше, чем с неё испаряется.

Некоторые осадки выпадают в виде снега или града, дождя со снегом, и могут накапливаться в ледяных шапках и ледниках, которые хранят замороженную воду в течение от нескольких месяцев до десятков тысяч лет.

Но даже в таком виде незначительный обмен льдов с атмосферой сохраняется: действует сублимация*.

В то время, когда температура в зоне отложений повышается, начинается таяние, и вода активно исходит из этих источников.

Большая же часть воды возвращается из атмосферы в виде дождя. Часть выпавших осадков перехватывается листвой растений, не достигнув почвы. Попав на сушу, вода перетекает по земле в виде рек, двигаясь к океанам. [6].

Часть из этой воды впитывается в грунт в результате инфильтрации*, проникает глубоко в землю и пополняет водоносные горизонты грунтовых вод, которые также аккумулируют в себе пресную воду в течение длительного времени.

Под землёй, как и на ей поверхности, тоже существует движение водяных масс, и вода движется, меняя своё местоположение. Грунтовые воды обмениваются водой с поверхностью в виде родников и артезианских скважин (разгрузка грунтовых вод).

Эта, а также небольшая часть впитавшейся в землю, но не достигшей уровня водоносных горизонтов воды, попадает назад в поверхностные водные объекты и океан.

Доля воды отводится из почвы, опять же, растениями.

Со временем вода возвращается в океан, чтобы продолжить круговорот. [5].

1.3. Виды круговоротов воды в природе

Различают несколько видов круговоротов воды в природе:

Большой, или Мировой, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, где выпадает в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная — очищается.

Малый, или океанический, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.

Внутриконтинентальный круговорот — вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков. В конце концов, осадки в процессе движения опять достигают Мирового океана.

Скорость переноса различных видов воды изменяется в широких пределах, так и периоды расходов, и периоды обновления воды также разные. Они изменяются от нескольких часов до нескольких десятков тысячелетий. Атмосферная влага, которая образуется при испарении воды из океанов, морей и суши, и существует в виде облаков, обновляется в среднем через восемь дней. [6].

Воды, входящих в состав живых организмов, восстанавливаются в течение нескольких часов. Это наиболее активная форма водообмена. Период обновления запасов воды в горных ледниках составляет около 1 600 лет, в ледниках полярных стран значительно больше — около 9 700 лет.

Полное обновление вод Мирового океана происходит примерно раз в 2 700 лет. (см. Приложение 2).

II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.

Проект «Из океана до водопроводного крана»

Круговорот воды осуществляется, благодаря испарению, передвижению водяного пара в атмосфере, конденсации его, выпадению осадков и наличию стоков.

После того как солнечные лучи прогревают земную поверхность, вода испаряется и трансформируется в пар. Большую часть влаги в верхние слоя атмосферы передаёт океан – его доля в данном случае составляет около 86%. И что интересно, абсолютно вся отдаваемая им вода является пресной.

Водяной пар поднимается в верхние слоя атмосферы, и чем дальше от земной поверхности, тем ниже температурные показатели. Пар, столкнувшись с холодными воздушными потоками, остывает, охлаждается, образовывает облака. [8].

Показать описанные процессы можно практически или опытным путем.

Опыт №1. Испарение и конденсация.

Описание опыта.

Нагреем воду до 100ºС, то есть доведем ее до кипения, и спустя несколько секунд над горлышком чайника образуется паровое облако(см. Приложение 3). Переворачиваю полую и холодную чашу вверх дном, что бы собрать в нее конденсат. (см. Приложение 4).

Спустя несколько секунд чашку убираем и на ее стенках увидим образовавшиеся водяные капли.

Так и в природе происходят явления испарения и конденсации воды. (см. Приложение 5).

С первого взгляда оставшаяся вода кажется чистой. Попробуем ее на вкус – она пресная. Посмотрим ее на загрязнение – она чистая, ватный тампон, на который мы ее собрали, остался белым и чистым. (см. Приложение 6).

Вывод.

По завершению опыта я могу смело утверждать, что вода после процесса испарения с поверхности Мирового океана все еще остается чистой. Значит, на данном этапе круговорота она не загрязняется.

Опыт №2. Образование дождя (осадков).

Немалое количество воды, испарившись с океанической поверхности, практически сразу же возвращаются в океан.

Оставшуюся влагу воздушные массы перегоняют на материк, на который она через некоторое время спустя выпадает в жидком (дождь) или твёрдом (снег, град) состоянии.

А как образуются осадки? И какая по качеству вода выпадает с осадками на поверхность суши? Что бы выяснить это поставим опыт.

Описание опыта.

Из водопроводного крана в чайник нальем воду. Поставим чайник на огонь и доведем воду до кипения. Осторожно перельем часть горячей воды в банку, заполнив ее приблизительно на 1/3.

На горлышко банки положим блюдце со льдом. В процессе испарения, водяные пары поднимаются и внутри банки образуется пар (туман), который какое-то время мешает нам наблюдать за опытом.

Затем он в виде конденсата (капель воды) оседает на стенках банки.

Теплый водяной пар внутри банки, поднимаясь, сталкивается с холодной поверхностью блюдца со льдом и происходит конденсация водяного пара на его донце. С блюдца в банку падают капли воды. Таков же принцип образования осадков в атмосфере и их выпадения на поверхность Земли. [9].

А что бы выяснить чистая это вода или загрязненная, соберем ее в чашку, слегка наклонив над ней блюдце. Когда капли влаги с его донца стекут в чашку, мы их рассмотрим – вода чистая, без запаха и приятная на вкус, совсем не похожа по вкусу на водопроводную воду в банке. (см. Приложение 10)

Вывод.

Получается, что с поверхности Земли в атмосферу в процессе испарения попадает чистая вода. И если воздух над поверхностью чистый, то есть без примесей, значит, и осадки на Землю упадут чистые.

Но такое случается крайне редко.

В наш век бурного развития промышленного производства в атмосферу Земли попадает множество загрязнителей: атмосферные газы (окислы азота, серы, углерода, например, углекислый газ), углеводороды, фенолы, аэрозоли тяжелых металлов и другие органические и минеральные соединения. На поверхность планеты выпадают кислотные дожди представляющие опасность для здоровья людей и животных, жизнестойкость растений. [10].

Опыт №3. Загрязнение воды.

Описание опыта.

Так на каком этапе круговорота воды в природе вода загрязняется? Что бы это выяснить, проведем следующий опыт

Для этого нужно налить небольшое количество воды и оставить ее испаряться в тепле, после чего можно будет увидеть образовавшийся на стенках стакана осадок. В моем опыте вода из крана в стакане испарялась 10 – 12 дней и осадок на стенках имел белый цвет. (см. Приложение 7 и 8).

Вывод.

Мне трудно сказать о составе этого осадка, для этого требуются лабораторные исследования. Однако, опираясь на сведения ГОСТа о составе воды в водопроводной системе Самары, можно предположить о наличии в ней загрязнителей химического и механического происхождения. (см. Таблицу 3 Приложения 9).

Затем осадки обычно оказываются в проточных водоёмах, создают временные водотоки (ручьи или лужи) или пополняют постоянные водоёмы (например, озёра или реки), могут они оказаться в составе горных или покровных ледников; часть выпавших на сушу осадков просачиваются в грунт и попадают в подземные воды.

Оказавшись в составе проточных вод, эти осадки через какое-то время возвращаются в океан, и всё начинается сначала.

Несмотря на то, что море, на первый взгляд, отдаёт намного больше воды в окружающий мир, чем получает назад, благодаря подобной циркуляции водных масс, через какое-то время (если, конечно, в процесс не вмешивается человек) практически всю свою воду оно получает назад. [2].

Далеко не вся вода с суши возвращается в океан. Например, если осадки оказываются в водах, что расположены чрезвычайно глубоко под землёй, то нередко задерживаются там на довольно длительный срок.

Осадки в виде снега становятся частью горных ледников или многолетнего льда полярных областях планеты, так же задерживаются там на многие тысячелетия. Повышение температуры воздуха приведет к таянию ледников и воды, содержащиеся в них, вернутся в Мировой океан и приведут к подъему его уровня.

Общий вывод.

Загрязнение воды человеком началось с процессом развития цивилизации — развитием промышленности и сельского хозяйства, увеличения численности населения Земли – одного из потребителей чистой пресной воды.

Население Земли увеличивается, растут новые города, развивается промышленность. Предприятия по переработке нефти, используют воду в качестве растворителя, после чего загрязненные продуктами отходов нефти стоки попадают в природные водоемы и почву.

Целлюлозно-бумажные производства, предприятия легкой, пищевой промышленности используют воду, как рабочую среду. Просто без нее, предприятия не смогут работать. Между тем они загрязняют ее углеводородами, после чего сточные воды также загрязняют чистые наземные источники.

При производстве моющих синтетических веществ (шампуней, стиральных порошков и др.) отходы производства попадают в водоемы — хранилища питьевой воды. Эти загрязнители очень вредны для природы и губительно влияют на здоровье человека. [4].

Нужно понимать, что химические соединения, попадающие со стоками в реки, озера, пруды и водохранилища изменяют состав воды. Под их воздействием она может оказаться совершенно непригодной даже для бытовых и хозяйственных нужд, не говоря уже о питье и приготовлении пищи.

Концентрация химических веществ, встречающихся в природных водах или добавляемых к воде в процессе ее обработки, не должны превышать нормативов, указанных в Таблице 1 Приложения 9.

Концентрации химических веществ, влияющих на органолептические свойства воды, встречающихся в природных водах или добавляемых к воде в процессе ее обработки, не должны превышать нормативов, указанных в Таблице 2 Приложения 9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное мною исследование теоретически и практически, в процессе поставленных опытов, позволяет сделать выводы о том, что вода, проходя круговорот в природе, загрязняется только на последнем его этапе, то есть на поверхности Земли или в океане. А причина этого загрязнения – человек и его хозяйственная деятельность.

Считаю цель моего проекта, «Выяснить на каком этапе Мирового круговорота воды происходит ее загрязнение», достигнутой, задачи — реализованными.

Стоит с большим вниманием относиться к воде, которую мы пьем, и соблюдать правила ее забора и употребления:

1. Сливать воду не менее 15 минут, чтобы не использовать застойную воду.

2. Кипятить воду, что бы убить вредные для здоровья микроорганизмы.

3. Использовать бытовые фильтры.

4. Не употреблять воду из непроверенных источников.

ТЕЗАУРУС

1. Адвекция — (от лат. advectio — доставка) — в метеорологии перемещение воздуха в горизонтальном направлении и перенос вместе с ним его свойств: температуры, влажности и других.

В этом смысле говорят, например, об адвекции тепла и холода.

Адвекция холодных и тёплых, сухих и влажных воздушных масс играет важную роль в метеорологических процессах и тем самым влияет на состояние погоды.

2. Инфильтрация — пропитывание ткани каким-либо веществом. В переносном смысле — проникновение чего-либо в несвойственную ему среду.

3. Сублимация — переход вещества из твердого состояния в газообразное без пребывания в жидком состоянии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

1. http://www.hotlinesupport.ru/kak-proisxodit-ochistka-vody

Методы очистки воды

2. http://www.oil-filters.ru/water_cleaning_methods.php

3. http://vodakanazer.ru/kanalizaciya/biologicheskoj-ochistki-stochnyx-vod.html

4. http://ru-ecology.info/term/54434/

5. http://www.partnerstvo-radi.ru/projectsn/voda-kotoruyu-my-pyom-ili-smert-iz-krana

6. http://studopedia.ru/7_33244_vidi-krugovorota-vodi-v-prirode.html

Источник: https://infourok.ru/individualniy-itogoviy-proekt-po-geografii-uchenici-klassa-mbou-gimnazii-go-samara-panfilovoy-diani-po-teme-iz-okeana-do-vodopro-1869429.html

по географии Выполнили: ученицы 9 класса (стр. 1 из 4)

по географии Выполнили: ученицы 9 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 г. Белгорода»

«Малые народы Севера – ненцы — в современных условиях»

Реферат по географии

Выполнили: ученицы 9 класса

Коржова Светлана и

Щеблыкина Ольга

Консультант учитель географии

Николаева А.С.

Белгород, 2002 г.

Стр.

Введение……………………………………………………………………………………..2

Глава I. Этнографическая характеристика ненцев………………………………………4

1. Этнографические признаки народа /этноса/………………………………………..4

2. Антропологический тип, язык………………………………………………….5

3. Общность территории, расселение на Крайнем Севере…………………5

4. Происхождение, расселение на Крайнем Севере……………………………….7

5. Материальная культура………………………………………………………..8

6. Духовная культура………………………………………………………………12

Глава II. Ненцы в современных условиях перехода к рыночной экономике…..13

Заключение…………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………………..18

Введение

Среди больших и малых народов, населяющих Россию, особое место занимают те, кого в географии и этнографии называют « малочисленные» /или малые/ народы Севера и Дальнего Востока. Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить национальную самобытность.

Пока живут в поселках, занимаются традиционным хозяйством — жив народ, быт, культура. Если отрываются от родных мест, собственного народа, ассимилируются с другими народами, и уже не ненца — есть русский, нет эвенка — он уже бурят.

Поэтому численность их почти не растет, хотя рождаемость достаточно высока.

Нас заинтересовали вопросы национального /этнического/ состава народов России, и более узко — один из многочисленных народов Севера России — ненцев. Мы захотели узнать о прошлом, настоящем и будущем этого народа в непростых современных условиях.

При работе над темой мы работали с энциклопедической, справочной, научно — популярной и учебной литературой, обращались к материалам периодической печати.

Считаем, что данная работа может быть интересна и полезна учащимся, интересующимся этнографической «мозаикой» народов России, учителям географии и истории, использованы при написании рефератов, подготовке викторин, открытых уроков.

Консультативную помощь оказала учитель географии А.С. Николаева.

ГлаваI. Этнографическаяхарактеристиканенцев

1. Этнографическиепризнакинарода (этноса)

Народ или этнос /греч. «народ»/ — одно из главных понятий науки о народах, этнографии.

Под народом понимается такая группа людей, которая и объективно /в силу общности ряда признаков/, и субъективно /в их сознании/ представляет собой единое целое и выделяется среди других народов.

У любого народа существуют следующие признаки:

1. Общность антропологического типа /раса/

2. Общность исторической судьбы.

3. Общность территории.

4. Общность культуры /духовной и материальной/.

5. Общность языка.

6. Наличие этнического самосознания и общепризнанного самоназвания —

этнонима.

Отдельно отметим, что культура /от лат. «cultura» — возделывание, обрабатывание/ понимается как свойственный данному народу способ жизни и деятельности в мире. В этнологии обычно выделяют материальную и духовную культуру.

К материальной культуре можно отнести: способы ведения хозяйства, национальную пищу, особенности жилья, национальные предметы одежды, головные уборы, обувь, украшения и, наконец, едва ли не самое важное в материальной культуре — это традиционные ремесленные занятия, способы кустарного производства, типичные для данного народа орудия труда.

Материальная культура народа связана с господствующими в обществе экономическими отношениями, в первую очередь с тем, к какой общественно — экономической формации это общество относится.

Духовная культура как культура отношений и общения включает в себя особенности семейно — брачных отношений, обряды, традиции и приемы, связанные с воспитанием детей, повседневным поведением. У всех народов существует определенная мораль, этнические нормы поведения, этикет общения.

Собственно духовная культура — это то, что входит в сознание людей и формирует у них определенную культуру /образ/ мира, характерную для того или иного народа. Сюда входят: мифология, религия, различные виды народного искусства, житейские знания, а также самосознание данного народа.

Для классификации народов /этносов/ в российской науке наибольшее распространение получила этнолингвистическая /от греч. «этнос» — народ, племя и лат. «lingva» — язык/. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении. Язык справедливо считают одним из основных признаков принадлежности к данному народу.

В языкознании обычно называют все языки, связанные общим происхождением, семьей языков; у каждой семьи есть свое название, общепринятое в науке. Внутри семьи языков выделяются группы языков, связанные еще большим родством друг с другом.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим существенные признаки ненецкого народа — одного из малых народов Севера Российской Федерации.

2. Антропологический тип, язык

Ненцы /самоназвания — хасова, ненэц/ — народ, населяющий значительные территории на севере России от Кольского полуострова до нижнего течения /правобережье/ Енисея.

Антропологически относятся к северной ветви монголоидной расы с ярко выраженными признаками: они плотного телосложения, со светлой кожей. Имеют плоские широкие скулы, узкий разрез глаз, преимущественно черного и карего цвета. Волосы черные прямые, жесткие.

Растительность на лице у мужчин встречается редко. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи языков.

На ненецком языке говорит более 30 тыс. человек. Считают его родным языком более 77 % ненцев, около 62 % ненцев свободно владеют русским языком. Ненцы родственны по происхождению и языку другим самодийским народам — нганасанам, энцам, селькупам.

Ненецкий язык распадается на 2 наречия /диалекта/: тундровое и лесное, различающихся преимущественно фонетически. Письменность на латинской основе создана в 1932 году, с 1937г. на основе русской графики.

3. Общность территории, численность

Национальное размежевание народов в России в послеоктябрьский период было произведено таким образом, что ныне более половины площади страны занимают национально — территориальные образования. При этом в большинстве из них преобладающим является русское население. Народы, давшие имя таким образованием, называют коренными, титульными или статусными.

Ненцы относятся к коренным статусным народам, имеющим национально территориальные образования в пределах страны:

1. Ненецкий национальный округ в составе Архангельской области.

2. Ямало-Ненецкий национальный округ в составе Тюменской области.

3. Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ в составе Красноярского края.

Как правило, каждый народ имеет одно национально-территориальное образование. Исключение составляют ненцы, являющиеся статусным народом в 3-х национальных округах. Причем, в Долгано-Ненецком округе название дано по двум статусным народам.

Численность ненцев составляет 35,7 тысяч человек (1999 г.). В Ненецком округе около 8 тысяч человек, в Таймырском (Долгано-Ненецком) — примерно 3 тысячи человек, в Ямало-Ненецком округе — более 22 тысяч, в Ханты-Мансийском округе — примерно 1 тысяча человек; проживают ненцы также в Мезенском районе Архангельской области.

По доле живущих в своем округе в общей численности данного народа и доле их во всем населении округа в социальной географии выделяют 3 типа этнического расселения:

1 типживут, в основном, в пределах своего округа и составляют в нем более 50% населения;

2 тип — живут, в основном, в своем округе, но составляют в нем менее 50% населения;

3 тип — живут большей частью вне пределов своего округа и составляют в нем менее 50% населения. Сопоставим данные о численности ненцев в 3-х национальных округах (табл.1)

Таблица 1

НАСЕЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Итак, ненцы во всех трех национальных округах, являясь коренным, статусным народом, относятся ко 2 типу этнического расселения, что ставит под вопрос правомерность национально — территориального признака как определяющего в федеральном устройстве России.

Источник: https://mirznanii.com/a/284836/po-geografii-vypolnili-uchenitsy-9-klassa

Refy-free
Добавить комментарий