по дисциплине «Философия» на тему «Русский космизм»

Русский космизм основные идеи и представители

по дисциплине «Философия» на тему «Русский космизм»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Частноеучреждение образования

«Институтпредпринимательской деятельности»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Тема:« Русский космизм: основные идеи ипредставители»

Выполнила студентка 1 курса

факультета ВЭД и П гр. ДО1ПД

дневнойформы обучения

специальности«Бизнес-

администрирование»

Макатрова И.А.

Проверилакандидат

философскихнаук, доцент

ПашкоРима Геннадьевна

Минск

2010

Введение

  1. Основные идеи и течения философии русского космизма

1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

1.2. Космизм В.С.Соловьёва

1.3. Философия Н.Ф.Фёдорова

1.4. Антропокосмизм Н.Г.Холодного

2. Современная цивилизация и русскийкосмизм

Вывод

Список использованной литературы

Введение

Русский космизм является философскимнаправлением и объединяет не толькофилософов, а также учёных, религиозныхмыслителей, писателей, поэтов, художников.

Само зарождение русского космизмаобусловлено в значительной степенисвоеобразной общественной и культурнойобстановкой в России XIXв. Развитие русского космизма обязаново многом непременному противопоставлениюэтого философского направления самимосновам западноевропейской науки икультуры.

Это противостояние заключалов себе возможность продуктивногодиалога, способствовавшего изменениюрусского космизма, его прогрессивномувоздействию на культуру научногоисследования в XX в.Значительный интерес представляетнравственный, социально-философскийсмысл русского космизма.

Он способенпитать собой весьма широкий спектрвоззрений — от крайне реакционных долиберальных, которые озабочены поискомтворческого примирения основныхценностей традиционного общества икультуры динамичной цивилизации.

Под космизмом часто понимают целыйпоток русской, а то и мировой культуры,включающий в себя не только философови ученых, но и писателей, художников,представителей других творческихпрофессий. Ведь связь человека и космосабыла предметом изучения уже первыхдревнегреческих мудрецов.

1. Основные идеи и течения в философиирусского космизма

1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех,кого по праву относят к традиции русскогокосмизма.

Он считал, что существует «идеальноеродство» мира и человека, их пронизанностьдруг другом», взаимосвязанность.

Подобно древнегреческой философии онсоотносит мир и человека как макрокосмоси микрокосмос, являющийся в своём родеобразом и подобием Вселенной и несущийв себе всё, что есть в мире.

Несмотря нато, что космический подход к человекулишает его полноты личностного бытия,Флоренский сумел найти выход из этойтрудной ситуации.

И мир и человек одинаково сложны ивнутренне бесконечны, поэтому они могутрассматриваться как части друг друга.Можно с полным основанием считать мирбиологически — вселенским телом человека,а экономически — сферой его хозяйствования.Мир есть раскрытие Человека, проекцияего . В этом заключаетсякосмически-антропологический дуализмФлоренского.

У Флоренского, как впрочем и у многихплатоников, картина бытия статична:динамические процессы, эволюция, историяопределяющего значения не имеют. Каксчитает Флоренский, вся история мира -это мрак, одна лишь «ночь, один страшныйсон, растягивающийся в века».

1.2. Космизм В.С.Соловьёва

Действительность окружающего нас мираявляется подлинной загадкой и задачейдля разума. Эта задача сводится квыведению условного из безусловного,случайной реальности из абсолютнойидеи, природного мира явлений из мирабожественной сущности. Связующее звеномежду божественным и природным мироместь человек.

Человек совмещает в себевсевозможные противоположности, которыевсе сводятся к одной великойпротивоположности между безусловными условным, между абсолютной и вечнойсущностью и преходящим явлением, иливидимостью. Человек есть вместе ибожество, и ничтожество.

Следовательно,для человека необходимо найти место изначение в общей связи истинно сущего.

Можно выделить несколько идей космизмаСоловьёва:

Идея всеединства, вечного органическицелостного истинносущего мира, котораяимеет религиозный характер (внебожественного начала бытие — это хаос).

Тайна сопричастности человека космосув его божественной природе (человекявляясь посредником между Богом иматериальным бытиём, проводникомединящего действия на стихийнуюмножественность, человек — устроительи организатор вселенной.

Проблема полноты познания вообще неможет быть представлена как гносеологическаяполное знание — это религиозно-мистическоемировосприятие, тем самым Соловьёвкритикует рациональность как отвлечённоеначало, подчиняя и преобразуя её в светерелигиозного опыта и мистическогосозерцания.

1.3. Философия Н.Ф.Фёдорова

Космос, космическое в философскомсознании обычно были воплощениембеспредельного, абсолютного, недоступногоограниченному человеческому пониманию,оставаясь предметом медитации, высокоговосхищения, смешанного с трепетом ужасаперед бездной небытия.

Созерцательноеотношение к космосу, уходящее в глубокуюдревность, преобладало многие века. Итолько начиная с Фёдорова, в философиюи науку входит требование преобразовательнойактивности со стороны человечества,направленной на макрокосмос.

Борьба сразъединяющим пространством длямыслителя — «первый шаг в борьбе совсепоглощающим временем». Двеглобальные победы человечества: — надпространством и временем — взаимосвязаныи взаимозависимы.

Полем преображённой,бессмертной жизни может быть не тольковся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемаяв своих энергетических и материальныхвозможностях, а также и долгоживущие,а потом и бессмертные создания сбиологически гибким, переделанныморганизмом, управляемым сознанием,смогут жить и творить в самых невероятныхвнеземных условиях. Суть идеи «регуляцииприроды» не только в конкретныхпроектах, многие из которых ужеосуществляются или могут быть осуществлены- она более радикальна, ставя высшейцелью преобразование самого статусаприродного и космического бытия, самойприроды человека.

Пророческая идея Фёдорова о неразрывнойсвязи космоса и человека находит своёподтверждение в современных научныхподходах. В этой связи можно привестив качестве примера антропный принцип.Он состоит в следующем: мир не был бытаким, каков он есть, если бы в нём небыло наблюдателя, т.е. людей (чувствующихи мыслящих существ).

Если бы мир былдругим хоть немного — и нас бы не было:чуть бы сместились параметры составляющихмира, какая-нибудь элементарная частицабыла бы другой или исчезла — не явилисьбы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когдамы ставим задачу изменения или мира,или человека, необходимо будет учитыватьэтот принцип.

Изменять свою (человеческую)природу можно только вместе с изменениеммира в том же направлении, и наоборот,когда человек, не изменяя себя, не ставна путь собственного одухотворения,начинает покорять или преобразовыватьприроду (или мир), он приходит к неизбежномудисбалансу, к кризису, экологическомуи нравственному.

Такое одностороннеевмешательство, произведённое несовершенным,но самодовольным человеком в природу(вместо регуляции, сознательной иразумной) приводит к истощению природы,которая как бумеранг (в виде катастрофы)обрушивается на самого человека.

1.4. Антропокосмизм Н.Г.Холодного

В своей основной работе «Мыслидарвиниста о природе и человеке»(1944г.) Н.Г.Холодный развивает своюфилософию антропокосмизма и теориюпознания, основанную на идеях эволюционизма.

В противовес антропоцентризму (ставившемучеловека в центр всего мироздания)Холодный использует антропокосмизм,который выделяет огромное значениечеловеческой деятельности в процессахэволюции природы, во взаимоотношенияхчеловека и природы.

В своей книге Холодныйанализирует взаимоотношения человекаи природы, показывает процесс созданиячеловеком своеобразной среды, отличнойот естественной, которую он называетантропосферой. Антропосфера, являясьчастью биосферы, создана человеком, еготрудом.

«Человек, несмотря насущественные особенности созданной имжизненной среды, продолжает оставатьсянеотъемлемой частью космоса, полностьюподчинённой действующим в нём законам.Человек находится не над природой, авнутри природы» .

Основным отличиемприспособляемости организма к средечеловека от животных, по мнению Холодного,является то, что пассивное приспособлениеорганизма к меняющимся условиямокружающей среды, характерно дляживотных, заменяется активностьючеловека, стремящегося изменитьокружающую среду в соответствии сосвоими целями.Труд остаётся основнымусловием роста умственных способностейчеловека.

Для Холодного несомненнасвязь между интеллектуальнымиспособностями человека и его космическимокружением, которая является результатомэволюции и естественного отбора. НаукуХолодный определяет как знаниеупорядоченное, приведённое в систему,организованное и способное к дальнейшемуразвитию. Несмотря на автономностьнауки, она самым тесным образом связанас деятельностью и с производством.

Закономерность в развитии науки Холодныйвидит в том, что наука подчиняется общимзаконам органической и социальнойэволюции, т.е. в развитии науки решающуюроль играют внутренние факторы(относящиеся к эволюции) и в последнююочередь внешние относительно наукифакторы (религия и философия).

Независимостьпроцессов эволюции Холодный связываетс тем, что каждая предыдущая стадия егоопределяет последующую, а посторонниефакторы могут лишь ускорять или замедлятьпроцесс развития, но не определять его.Антропокосмизм, по замыслу Холодного,влечёт за собой принципиальное изменениеотношений человека к природе. Преждевсего он приводит к ощущению человекомсвоей органической, неразрывной идейственной связи со всем космосом. Икосмос оказывает воздействие на человека,влияет на его жизнь. Антропокосмизмпредполагает кардинальное изменениеместа человека в космосе: человекстановится (благодаря успехам науки итехники) космическим фактором,преобразующим природу в том участкеВселенной, где он обитает. Эволюционнаятеория познания Холодного обращаетсяк развивающейся адаптациипсихо-физиологической организациичеловека к окружающей среде.

2. Современная цивилизация и русскийкосмизм

Бурное развитие технологии привело кзакономерным кризисным явлениям, которыетрансформировались в конце XXв. в глобальные проблемы, связанные, втом числе, и с экологией.

Культуратехногенной цивилизации всегда включалав себя научную рациональность, котораябыла направлена на преобразованиеокружающего мира в соответствии спотребностями человечества.

Необходимоуказать на совпадение многих представленийнаучной картины мира с идеями философиирусского космизма. В русском космизмепредпринималась попытка возродить идеюорганичной связи человека и космоса.

Идеи взаимосвязи человека и космосаособенно выделялась в работахК.Э.Циолковского, который даже называетодну из них “Космическая философия”.

Веськосмос обусловливает нашу жизнь, — писалон, — всё непрерывно и всё едино. Вселеннаяне имела бы смысла, если бы не былазаполнена органическим, разумным,чувствующим миром.

Циолковский не простоуказывает на взаимосвязь человека иКосмоса, но и подчёркивает зависимостьчеловека от него.

Эта идея — влияния как ближнего, так идальнего космоса на жизнь человека -достаточно подробно рассматриваласьА.Л.Чижевским, который полагал, что нашенаучное мировоззрение ещё далеко отисторического представления о значениидля органического царства космическихизлучений. Тем не менее ряд достиженийнауки XX в.

, по мнениюЧижевского, позволяет сделать вывод,что “в науках о природе идея о единствеи связанности всех явлений в мире ичувство мира как неделимого целогодостигли в наши дни особой ясности иглубины. Строение Земли, её физикохимия,биосфера являются проникновениемстроения и механики Вселенной”.

Чижевскийпротивопоставляет свою точку зрениясуществующему мнению, что жизнь естьрезультат случайной игры только земныхсил. Для него жизнь в значительно большейстепени есть явление космическое, чемземное. Она создана воздействиемтворческой динамики космоса на инертныйматериал Земли.

Человек не только земноесущество, отмечал он, — но и космическое,связанное всей своей биологией, всемимолекулами, частицами своих тел скосмосом, с его лучами, потоками и полями.В этом случае вовсе не случайным выглядитвлияние солнечной энергии на протеканиежизненных процессов.

Чижевский однимиз первых исследователей обосновал этуидею конкретными научными фактами. Вчастности, он проанализировал корреляциимежду солнечной активностью и пикамиэпидемий и показал, что солнечнаяактивность выступает своеобразнымрегулятором течения эпидемическихпроцессов.

Это конечно не означает, чтосостояние солнцедеятельности являетсянепосредственной причиной эпидемическогораспространения тех или иных болезней,но активность Солнца способствует ихбыстрому назреванию и интенсивномутечению.

В русском космизме достаточно ясноосознавались не только зависимостьчеловека от космоса, но и обратноевлияние человека на окружающий мир.

Соразмерность человека и остальногомира послужили основой для развитойрусскими космистами идеи о необходимостисоизмерять человеческую деятельностьс принципами целостности этого мира. Врусском космизме обосновывались принципынового отношения человека к природе.

Фактически он достаточно близко подошёлк осознанию тех проблем, которые вдальнейшем получили название глобальных.По меньшей мере идея возможногоэкологического кризиса, хотя и неявно,но все-таки отчётливо звучала в работахкосмистов и вовсе не случайно.

Интуитивноеосознание русским космизмом возможныхглобальных противоречий междутехнократической деятельностью человекаи гармонией космоса приводило его кпоискам выхода из возможного будущегонеблагоприятного состояния, в котороемогло бы быть ввергнуто человечество.

Каждый из космистов предлагал свойвариант будущего развития человечества.Циолковский рисовал вполне идиллическуюкартину: климат будет изменяться пожеланию и надобности. Вся земля сделаетсяобитаемой и приносящей великие плоды.Будет полный простор для развития какобщественных, так и индивидуальныхсвойств человека.

Техника будущего даствозможность изучить все планеты,несовершенные миры будут ликвидированыи заменены собственным населением.Земля будет отдавать небесным колониямсвой избыток людей. В конечном счёте,мы увидим бесконечную Вселенную сбесконечным числом совершенных существ.Наиболее реалистичные сценариирассматривались в концепции Вернадского.

Рассмотрение человека как особойгеологической силы, способной радикальноизменить мир, в котором он живёт, приводилик выводу о возможных негативныхпоследствиях деятельности человека,что может оцениваться как предвидениевероятных глобальных экологическихкризисов.

Вместе с тем, Вернадскийоптимистически рассматривал перспективычеловечества, связывая его будущее спроцессами перехода биосферы в ноосферуи возрастанием регулирующей роличеловеческого Разума. Интересныеразмышления были предложены в философии“общего дела” Фёдорова, в которой онпредостерегал от возможных последствийнеразумного обращения с природой.

“Человек сделал, по-видимому, всё зло,какое только мог относительно природы(истощение, опустошение, хищничество),относительно и друг друга (изобретениегубительных орудий и вообще средствдля взаимного уничтожения)” . Все бедынашей жизни, по его мнению, происходятиз-за дисгармонии человека и природы.

Общее дело выступает как управлениестихийными силами природы.Стало бытьвсе зависит от человека”. Т.е. общеедело являлось как путь, ведущийчеловечество к единению и обновлениюна гуманистической, нравственной основе.

Вывод

В философии космизма очень отчётливообозначились два аспекта взаимосвязичеловека и космоса: с одной стороны,человек рассматривался как неотъемлемаячасть меняющегося Космоса, зависящаяво всех своих проявлениях от космическогоцелого.

С другой стороны, сам человекрассматривался в качестве фактораэволюции, развивая свои способноститаким образом, что, создавая новуютехнику и технологию, он начинал активновоздействовать на окружающий мир. Ихотя на рубеже XIX-XXвв.

вера в научно-технический прогрессбыла достаточно зримой и ещё не проявлялиськризисные последствия технократическогоотношения к миру, космисты предупреждалибудущие поколения от возможных негативныхпоследствий безудержной и ничем неограниченной технологической эксплуатацииприроды.

И все же космизм не получилширокого распространения и повторилсудьбу многих философских течений,продуктивные идеи которых значительноопережали свою эпоху. Тем не менее всовременной ситуации перед лицомэкологического кризиса, поиск “общегодела” как регуляции отношений человекаи остального мира приобретает ужеприоритетное значение.

Особо стоитподчеркнуть совпадение главных принциповфилософии космизма и многих основныхидей современной научной картины мира.Космизм возвращает нас к целостномувидению мира как единства человека икосмоса.

Течение русского космизмаимеет значение общечеловеческое, онодает глубокую теорию, поразительныепредвосхищения, глядящие не только всовременные, но и в значительно болеедалекие времена. В наши дни, озабоченныепоисками принципиально нового типамышления, которое могло бы открытьгоризонты коллективной, планетарнойнадежде, наследие русских космистовприобретает особую притягательнуюсилу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щербинин В.А. Лекции по философии, М., 1996-1997гг.

  2. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос, «Человек и природа», 1989, №9.

  3. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989.

  4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.

Источник: https://works.doklad.ru/view/o0juZf4AmOc.html

Философия. Русский космизм

по дисциплине «Философия» на тему «Русский космизм»

  • 03 нояб. 2015 г.
  • 3189 Слова

ДИСЦИПЛИНА____ФИЛОСОФИЯ__________________________________________________ ТЕМА___РУССКИЙ КОСМИЗМ____________________________________________________ Введение……………………………………………………………………………31. История развития и зарождения русского космизма…………………………52. Н.Федоров и В.И.

Вернадский как основоположники Русского космизма в отечественнойнауке………………………………………………………………82.1. Философия общего дела Н. Федорова………………………………..82.1. Ноосферные идеи В.И Вернадского…………………………………11Заключение……………………………………………………………………….15Список использованной литературы……………………………………………

17 ВведениеСреди множества современных философских теорий и учений, особое место занимает русский космизм — философское течение, которое появилось в конце XIX-XX вв. Современныйвек представляет собой эпоху научных открытий. Авиационная и космическая техника в нашей стране с самого начала развивалась под влиянием космизма. К.

Э Циолковской был сторонником идей космизма, да и сам проект первой ракеты задумывался им изначально как способ расширения границ человеческой цивилизации. «Весь космос, по его мнению, только бесконечный и сложный механизм. Сложность его так велика,что граничит с произволом, неожиданностью и случайностью, она дает иллюзию свободной воли сознательных существ»1.

Современный XXI век требует обратить внимание на такие важные понятия как единство мира и научно-технический прогресс На сегодняшний день всему человечеству необходимо решать задачи не только развития, но и сохранения цивилизации. В связи с чем все более актуальной становится темавзаимодействия человека, общества и природы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из главных задач современной философии. Решение как раз таких острых проблем содержится в трудах представителей философского течения под названием русский космизм. Исходя из всего выше сказанного, тема русского космизма представляетсяперспективной для нашего исследования.

Цель данной работы: выявить роль русского космизма в развитии отечественной науки.Задачи заключаются в следующем: 1. Показать историю развития и зарождения русского космизма.2. Выявить основные положения русского космизма в философии Федорова.3. Раскрыть ноосферные идеи В.И ВернадскогоВ современной научной литературе выделяют следующие течения русского космизма:1.Художественное (В.Ф.

Одоевский, А.Н. Скрябин, Н.К Рерих, Н.К. Чюрленис и др.,) которое провозглашает эстетические методы ведущими освоение вселенского знания, осуществлении прогресса совершенствования мира и человека.2. Религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, П.А Флоренский и др.

), восходящее к концепции нравственного Всеединства мира в его отношении к Творцу и творению, предлагающие путь активной эволюции,направляемой человечеством на основе синтеза религии, философии и науки.3. Естественно-научное (В.И Вернадский, А.Л. Чижевский, К.

Э Циолковский», стремящиеся на основе объективного знания смоделировать будущее человеческой цивилизации, определить судьбу человека и порожденной им культуры.

С древних времен в истории мировой культуры были известны идеи космизма, означающие неразрывную связь человека и Вселенной.В самобытной мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевленный.

Выработанные предками нравственные правила должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию. С появлением на Руси христианской идеологии подобное миропонимание на долгое время оказалось забыто. Человек для русских космистов — существо еще промежуточное, далекое от совершенства, новместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества — это только одна из частей грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма — Земли, биосферы, космоса, так и микрокосма — человека как биологического отражения…

Читайте полный текст документа

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

{«thumb_default_size»:»160×220″,»thumb_ac_size»:»80×110″,»isPayOrJoin»:false,»essayUpload»:true,»site_id»:4,»autoComplete»:false,»isPremiumCountry»:false,»userCountryCode»:»RU»,»logPixelPath»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif»,»tracking_url»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.

gif»,»cookies»:[],»essay»:{«essayId»:80965549,»categoryName»:null,»categoryParentId»:null,»currentPage»:1,»format»:»text»,»pageMeta»:{«text»:{«startPage»:1,»endPage»:13,»pageRange»:»1-13″,»totalPages»:13}},»access»:»free»,»title»:»Философия.

Русский космизм»,»additionalIds»:[],»additional»:[],»loadedPages»:{«html»:[],»text»:[1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13]}},»user»:null,»canonicalUrl»:»https:\/\/www.skachatreferat.ru\/referaty\/Философия-Русский-Космизм\/80965549.html»,»pagesPerLoad»:50,»userType»:»member_guest»,»ct»:0,»ndocs»:»400.000″,»pdocs»:»»,»cc»:»10_PERCENT_1MO_AND_6MO»,»signUpUrl»:»\/join.php»,»joinUrl»:»\/join.

php»,»payPlanUrl»:null,»upgradeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»freeTrialUrl»:null,»showModal»:null,»showModalUrl»:null,»joinFreeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»siteId»:4,»»:{«clientId»:»»,»version»:»v2.9″,»language»:»ru_RU»},»analytics»:{«googleId»:»UA-18439311-1″}}

Источник: https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC/80965549.html

Философия русского космизма

по дисциплине «Философия» на тему «Русский космизм»

I. Зарождение русского космизма

В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса.

Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых разных людей — Циолкоский, Соловьев, Чижевский, Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский, Булгаков и многие другие.

Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Константин Эдуардович Цеолковский считал себя учеником Николая Федорович Федорова. В основном все свои труды он излгал в устной форме своим ученикам. Философия Н.Ф.

Феорова была изложена его учениками в книге «Философии общего дела».

Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе.

«Философия общего дела» ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле превращение Хаоса в Космос.

Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Выход в Космос в идеях Н.Ф. Федорова.

Решения проблем истощения ресурсов и перенасленеия, затухания Солнца Федоров, а за ним и Циолковский видели в активном освоении космоса — в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. . C наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.

Дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество.

Федоров осознавал, что: “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. И Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос

Приводимые аргументы “за” разнообразны: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах Вселенной разместятся мириады человеческих поколений, так что “отыскание новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам – после их восрешения здесь на земле. “Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем”.

Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э.

Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет.

Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.

В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.

Человечеству предстоит «идти вперёд и прогрессировать — в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое».

По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного … на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила».

Космическое бытие человечества по Циолковскому «может быть подразделено на четыре основных эры:

1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры — сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность — очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса — мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечнымРелигия в идеях Н.Ф. Федорова

Свои идеи Федоров обосновывал с позиций религиозного мировоззрения. Однако он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение.

У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все «из ничего», а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь.

Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т. е. внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, – есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире.

Федоров говорит о том, что господь создал человека, как нахначенное стать, сделаться свободным усилиями самого человека.

Т.е. общее дело – это путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса.

Федоров выступает против разделения познания мира на науки и говорит о необходимости целостного, единогоь восприятия.

Он тем самым предвосхитил междисциплинарность, которую приобрели научные исследования в последнее время.

. Русский космизм. Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

— философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

— религиозные идеи несомненно оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Христианская идея о том, что все люди, — братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

— естественно-научные. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине 19в и новые открытия в различных отраслях знания, подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей.

— исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался космизм.

Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители как Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И, Вернадский, Л. Чижевский.

Н.Ф.Федоров по праву считается отцом русского космизма. Вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи победы над смертью, воскрешение мертвых. Федоров философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность это деятельность во имя жизни.

Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли, Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие.

При чем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе давно умерших предков.

Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить и смерть. Федоров мыслил глобально.

Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым место для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых мест обитания.

И здесь достойная новая задача для науки помочь людям овладеть космосом. Федоров в своих мечтах предлагал свой вариант решения перемещения в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит землю в космический корабль.

В перспективе человек объединит все миры и станет планетоводом. В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.

К.Э. Циолковский основанием своей естественной философии считал познание Вселенной . Он разрабатывал собственную космическую философию (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни.

Циолковский считает, что жизнь и разум на земле не являются единственными во вселенной. В качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что вселенная безгранична. По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса.

Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее до бесконечности. Нравственная, космическая задача Земли внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствование мира земляне могут, лишь покинув землю и выйдя в космос.

Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается в переселении с Земли и в заселении космоса .

Чижевский был основоположником гелиобиологии, науке о Солнце и его влиянии на земные процессы.

Смысл его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса.

Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на солнце в силу единства всего существующего в космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государства. Ведь во главе большинства правительств практически большинства стран стоят не молодые люди.

Происходящие на земле и в космосе ритмы, влияют на их здоровье и самочувствие. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные (войны, бунты, революции).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_120695_filosofiya-russkogo-kosmizma.html

Русский космизм

по дисциплине «Философия» на тему «Русский космизм»

Идея единства всего живого со всем мирозданием наполняет подлинным содержанием принцип единства и понимания мира как неделимого целого. Космические импульсы пронизывают и обусловливают жизненные процессы на земле. Биосферу необходимо признать местом трансформации космической энергии.

Ученый уверен, что именно космические силы являются главнейшими для процессов развития жизни на Земле. Путем многолетней кропотливой работы в архивах он показал, что эпидемии, увеличение смертности от инфарктов, динамика урожаев и пр. определяются ритмами солнечной активности.

Деятельность Солнца также зависит от явлений галактического масштаба, от проявлений электромагнитной силы Вселенной. Чижевский обращал внимание на важность этих космофизических факторов в развитии исторического процесса. Ибо не только человеческая психика, но и важнейшие события в человеческих сообществах зависят, по его мнению, от периодической деятельности Солнца.

Он выдвигал представление о ритмичности экстремумов исторических событий и связывал революции, восстания, войны, крестовые походы, религиозные волнения с эпохами максимальной солнечной активности, периодичность которых составляла приблизительно 11-12 лет. Он считал, что влияние космических факторов распространяется более или менее равномерно на все земное население.

Именно эти факторы, связанные с влиянием солнечной активности, трактовались им как некая «внеземная сила», воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах.

 Философия П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции русского космизма.

Он считал, что существует «идеальное родство» мира и человека, их пронизанность друг другом», взаимосвязанность.

Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся в своём роде образом и подобием Вселенной и несущий в себе всё, что есть в мире.

Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации.

И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически — вселенским телом человека, а экономически — сферой его хозяйствования. Мир есть раскрытие Человека, проекция его . В этом заключается космически-антропологический дуализм Флоренского.

Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается . «Обоживание» является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть «космическая сторона христианства.

У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира — это мрак, одна лишь «ночь, один страшный сон, растягивающийся в века».

Философия В.С.Соловьёва

Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек.

Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество.

Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.

. «В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным логосом в сознании как чистой форме всеединства. В человеке природа перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного.

Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, — устроителем и организатором вселенной».

Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:

Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие — это хаос).

Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек — устроитель и организатор вселенной.

В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.

Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая полное знание — это религиозно-мистическое мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

Философия Н.Ф.Фёдорова

Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия.

Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос.

Борьба с разъединяющим пространством для мыслителя — «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем». Две глобальные победы человечества: — над пространством и временем — взаимосвязаны и взаимозависимы.

Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях. Суть идеи «регуляции природы» не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены — она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е.

людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного — и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла — не явились бы ни жизнь, ни сознание.

Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип.

Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

Космос Фёдорова как и у В.С.Соловьёва — это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия, странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется, назвать беспорядком.

Такое состояние есть следствие падения человека, так как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова становится «хозяйством», подчинённым задаче воскрешения предков и космоса художественного преображения.

«Регуляция природы» — это христианство, обращённое в действие воскрешения.

Вывод

В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого.

С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв.

вера в научно – технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.

И все же космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение.

Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса.

Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

В заключение хотелось бы подчеркнуть общие родовые черты космического, активно – эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России за последнее столетие.

Прежде всего, это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно – активного ее этапа, получающего различные названия – от «регуляции природы» до ноосферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щербинин В.А. Лекции по философии, М., 1996-1997гг.
  2. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос, «Человек и природа», 1989, №9.
  3. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, Т.2, М., 1913.
  4. Фёдоров Н.Ф. Сочинения, М., 1982.
  5. Холодный Н.Г. Избранные труды, Киев, 1982.
  6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.
  7. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. Космическая философия, Русский космизм. С. 274-275.

Интернет – источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Космизм
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Соловьёв,_Владимир_Сергеевич
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чижевский,_Александр_Леонидович

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_10/russkij-kosmizm/297249.2360118.page2.html

Философы Русского Космизма — Философия Синтеза Русского Космизма

по дисциплине «Философия» на тему «Русский космизм»

Философской базой Учения Синтеза явилась философия русского космизма В.С. Соловьёва, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, В.И Вернадского, П. Флоренского  и других, которая была одним из наиболее распространённых философских течений конца XIX – начала XX века и кардинально отличалась от традиционной западной философии.

Этими авторами был предложен новый взгляд на личность и её взаимоотношения с миром природы. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринималась как основа сохранения космического единства и гармонии.

В таком контексте одушевления и очеловечивания природы посредством человеческой деятельности понимались как цель мирового процесса.

Философы Русского Космизма

Н. Ф. Фёдоров. Философия «общего дела».

Н.Ф. Фёдоров – основатель данного направления философии, разработал проект регуляции природы как общее дело человечества. Все, что мы видим вокруг, включено в единый природный ряд, рождённый и подчиняющийся закону смерти, т.е. началу и неизбежному падению, концу.

Природа – гигантское целое, которое существует благодаря возобновлению бесчисленных своих частей. Природа рассматривается и как нравственный организм, пока ее части участвуют в коловращении природы бессознательно, инстинктивно. Но с появлением человека появляется сознание, острое ощущение неповторимости личности, страдание от утрат.

С появлением человеческого сознания, через человека сама природа приходит к сознанию, совершенству, к такому состоянию, когда она не будет разрушать, а будет воссоздавать разрушенное и воскрешать. И задача сынов человеческих – не одно устранение смерти, а восстановление жизни.

Мир, где все определяется физической необходимостью, причинностью – несвободен, ограничен смертью. Важно превращение бессознательного способа бытия в сознательный.

Мир сознательный – свободный и лишён смерти. Свобода – это действие. Свободными не рождаются, а делаются. Свободы надо искать «в общей деятельности».

Проект регуляции природы предполагал и овладение природой в противоположность эксплуатации и утилизации, ведущей к её разрушению, и переустройство самого организма человека, и выход в космос, управление космическими процессами, и воскрешение предков. Регуляция природы не под силу отдельным лицам, она должна расшириться и соорганизоваться в дело всенародное.

Именно в этом заключается возможность сыновнего единения, «победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении и воскресении».

Только преодолев раздвоение между личной и общей жизнью, когда люди смотрят на себя как на отдельные обособленные существа, признав, что каждый из нас есть звено в целом роде человеческом, каждый не просто человек, а сын человеческий, возможно воздействие на общую причину – смерть. «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех».

Проект регуляции связан с выходом человечества в космос: Фёдоров подчёркивал неотделимость земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с процессами во вселенной.

«Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более что таких пределов не существует; земля открыта со всех сторон, средства перемещения и способы жизни должны и могут изменяться». Только такая безбрежная область деятельности как овладение космосом, «этот великий подвиг» привлечет к себе и всю энергию духа, все силы человечества, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.

Основную надежду в деле регуляции природы Фёдоров возлагал на науку и призывал к объединению всех наук вокруг астрономии – космизация науки.

Учение Фёдорова базируется на предпосылке исключительного значения земли и человека. У Фёдорова христианская геоцентрическая концепция получает антропоцентрический поворот (в христианстве земля есть центр вселенной, а человек – центр всего земного).

Все небесные тела есть многочисленные земли, тогда земля не занимает единственно центральное положение, но так как на земле возникла жизнь и сознание, возник человек, земля – маленькая точка вселенной становится фокусом этой вселенной.

Воскрешение тогда становится делом необходимым – для заселения и управления космосом. «Космос нуждается в разуме, чтобы не быть хаосом, а быть космосом. Разумные же существа нуждаются в силе. Космос есть семя без разума, а человек есть разум без силы.

Сила станет разумной, если знание и разум станут ею управлять». Для Фёдорова учение «общего дела» дает человеку веру в свои фантастические возможности и вносит высший смысл в жизнь и историю.

 Павел Флоренский.

П. Флоренский являлся последователем Московской философско-математической школы, которая развивала тему борьбы космических сил и хаоса. Математика способствует космизации – принцип этой школы, математический элемент противостоит хаосу.

Флоренский создал философско-математический синтез, который сочетал в себе аритмологию и монадологию, и призван синтезировать философию и науку. Аритмология  – индивидуализация частей, метод вхождения нового в мир. Монада полагается как космизирующий принцип – единение, целостность, сосредоточие жизненных сил.

В центре процесса космизации стоит человек. «Человек – живой храм, в котором деятельно осуществляются высшие цели  и главнейшие задачи мировой жизни» – Н.В. Бугаев. Однако препятствием на пути космизации Флоренский видел в законе «энтропии – изменение в сторону хаотизации и деградации, закон всеобщего уравнивания».

«Миру противостоит закон эктропии» (изменение в сторону упорядоченности, организованности). Хаос противостоит Логосу.
В человеке борются хаотические и космические силы.  Есть мир как макрохаос и макрокосмос. Силы внутри человека можно назвать микрохаосом и микрокосмом.

Лишь через преодоление микрохаоса можно преодолеть макрохаос природы и общества. Лишь микрокосмизация способна породить макрокосмизацию. Флоренский отождествлял космическое начало с божественными «Ладом и Строем». Космическое начало противостоит хаосу, лжи, смерти, греху.

В вопросе соотношения Человека и его Среды, человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек – малый мир, микрокосм, Природа – большой мир, макрокосм и наоборот. Человек – макрокосм, Среда – микрокосм. Человек как часть природы может быть равномощен со своим целым. Тоже можно сказать и о Среде.

И природа и человек бесконечны, поэтому могут быть равномощны и взаимными частями друг друга. Человек есть сумма Мира, краткий конспект мира. Мир есть проекция человека. Природа есть живое подобие человека.

Свойственная русской философии вообще и ярко проявившаяся в творчестве русских космистов практическая устремлённость  мысли проявлялась у Флоренского  в служении людям в роли священника и в интересе к научным исследованиям, применимым в действительности. А. Ф. Лосев называл Флоренского «философом жизни и практики».

Владимир Соловьёв. Философия всеединства.

В.Соловьев создавал целостную мировоззренческую систему, связывающую запросы религии и социальной жизни человека. За основу брал христианство с его межконфессиональным характером. особенность этой системы в том, что Соловьев включал в христианское мировоззрение достижения естествознания, истории, философии.
Центр философии В.С.

– синтез религии и науки. Эту мысль Соловьёв выразил как идею всеединства. Всеединство – это единство творца и творения.  «Всё едино в Боге». Бог есть Абсолютно-сущее. Бог –  как космический разум, существо сверхличное, особая организующая сила, действующая в мире.

Бог распадается на атомы, которые своими движениями и колебаниями организуют реальный мир. Атомы – эманации Бога, живые, элементарные существа или идеи. Идея – деятельностное существо.  Всё сущее последовательно меняется, имеет непрерывную динамику бытия. В.Соловьёв выделяет два вида бытия: абсолютное и становящееся.

Становящееся бытие нужно абсолютному как поле для проявления. Природа также как и дух есть проявление абсолютного, разница только в степени. Применяя влияние абсолютного, становящееся становится свободным. Для становящегося абсолютное – идеальное, постепенно реализуемое. Эта постепенная реализация возможна в человеке.

Становящееся должно быть в состоянии вечного становления, иначе перестаёт быть полем.  Итог —  вечное несовершенство человека.

Человечество –  как идеальное собирательное начало, высшая форма, в котором все существующее становится абсолютным – форма соединения материальной природы с божеством. Форма человеческая может бесконечно совершенствоваться и способна вместить всё, к чему стремится. Реализация всеединства является задачей человечества.

Целью исторического процесса В. Соловьёв видел в одухотворении человека, соединении человека с Богом. В этом единый космоэволюционный процесс.

В.Соловьёв видел механизм сближения Бога и человека через концепцию Богочеловечества. Воплощенный Бог – Иисус Христос  является и полным человеком, и полным Богом. К этому должен стремиться человек. Через Иисуса Христа божественное соединилось с человеческим через Слово. Природный человек через ценности Христа одухотворяется.

Соединение Бога с человеком должно произойти не в одном Иисусе Христе, а во всем человечестве. Христианство – религия Божественности и Богочеловечества, предполагает веру в Бога и человека. Второй лик Божий явлен как лик человеческий. Этим утверждением человек ставится в центр бытия. Человек призван к творческому делу, соучастию в божьем деле.

Через Христа устанавливается абсолютная родственность человека и Бога. По мнению Бердяева Н.А., мысль о Богочеловечестве есть основная идея философии космистов.
В гносеологии принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Цельное знание В.Соловьев рассматривает как синтез науки, философии и религиозной веры.

Основной принцип цельного знания – вера в существование абсолютного начала – Бога. Вера есть непосредственная уверенность, утверждение безусловного существования другого, внутренняя свобода от всего и внутренняя связь со всем.

Вера – есть способность воспринимать существование предмета, его суть вне зависимости от наших чувств,  способность воспринимать суть, воображаемую в нашем уме.

В.Соловьёв выделяет в природе человека три рода познания бытия:

  • Чувства. Дают знание внешней и видимой действительности.
  • Мышление. Даёт знание всеобщих свойств.
  • Деятельностная воля.  Даёт знание собственно сути предмета.
  • Вера является завершением процесса познания.

Организацию цельного знания  даёт синтез науки, философии и религии. Эта концепция ведет к постижению истинного, абсолютного в любом проявлении действительности.
К целостному существованию, по мнению Соловьева, человечество может привести русский народ.

Русский народ, который изначально жил общинно, является посредником между человечеством и миром Абсолюта.

В жизни русского народа предрасположенность к преобразовательности – стремление к внутреннему преображению реальности в единство истины, добра и красоты, а не лишь к внешнему реформаторству.

Итак, общими главными идеями философов русского космизма были:

1. Активная созидательная сознательная деятельность человека в переустройстве мира и через такую деятельность достижение свободы.
2. Сопричастность человека Богу, Абсолюту, Отцу, т.е. идея Богочеловека.
3.

Идея соборности, софийности, Всеединства в отличие от авторитарности и индивидуализма.
4. Цельное знание как синтез наук. Познание целостным Духом.
5. Направленность философии на практическое применение.
6. Идея всеединства имеет всеохватность, космическое значение.

7. Русский народ как мессианский, ищущий Царства Божьего.

Цель русской философской мысли – создание действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы (религиозный, философский, культурный, политический и экономический) синтезированы. 
Статья по материалам сборника «Эпоха нового времени».  
Философия-Синтеза.-Путь-Человека-нового-времени.pdf (112 downloads)

Автор-составитель Мария Султанова

3,062  7 

Источник: http://xn--80adfeb4aegrd0h.xn--c1avg/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%8B-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0/

Refy-free
Добавить комментарий