«письменная речь»

Речь в жизни человека. Речь устная и письменная. урок. Русский язык 1 Класс

«письменная речь»

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)? 

Рис. 1. Речевые действия (Источник)

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

                                     Речь 

                      устная            письменная

слушаем и говорим        пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество (Источник)

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество (Источник).

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя. 

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов (Источник)

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия (Источник)

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа (Источник)

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной.

Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы.

Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне.

Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя.

Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет.

Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают sмs-сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать…                                               вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать…                                          не говори лишнего.

Бойся вышнего…                                                     коли нечего сказать.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/nasha-rech/rech-v-zhizni-cheloveka-rech-ustnaya-i-pismennaya

Письменная речь

«письменная речь»

Письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу).

Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством.

Письменная речьне только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков» (СНОСКА Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С.205)

Русское письмо относится к алфавитным системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания.

«Только письменность позволяет выйти за ограниченные пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также сохранить воздействие речи и в отсутствие одного из партнеров. Так возникает историческое измерение общественного самосознания» (СНОСКА: Грановская P.M.

Элементы практической психологии Л.,1984. С. 182)

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к.

процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Кратчайшая единица речи, в соответствии с этим, может быть условно представлена след. образом:

Двигательный А.Р.Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо — как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т.п.). Собственно письмо включает ряд специальных операций:

§ анализ звукового состава слова, подлежащего записи.

Первое условие письма — определение последовательности звуков в слове.

Второе — уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в дачный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;

§ перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;

§ «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-височно-затылочная область). Морфологически третичные зоны окончательно формируются на 10-ом—11-ом году жизни. Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней речи.

Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р.Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка.

На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. При записи хорошо автоматизированных слов письмо превращается в плавные кинетические стереотипы». (СНОСКА: Лурия А.Р.

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.,1962. С. 64)

Рассмотрим кратко тот круг вопросов, который позволяет проследить воздействие ряда онтогенетических факторов на формирование письменной речи, а именно: становление механизмов устной речи и эволюция пространственного различения у нормально развивающегося ребенка.

Первый ряд вопросов связан с тем, что письменная речь использует готовые механизмы устной речи.

Выделение второго ряда вопросов связано с пониманием того, что в определенном смысле процесс чтения включает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов, а процесс письма на этапе осуществления записи требует преобразования временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_110690_pismennaya-rech.html

Основные подходы к пониманию письменной речи в современной логопедии

«письменная речь»

Зачупейко (Люсова) Анна Валерьевна
Основные подходы к пониманию письменной речи в современной логопедии.

Письменная речь — особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков, это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка.

В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения.

Но остановимся подробнее на вопросе о формировании письменной речи у детей, об особенностях, характерных для протекания данного процесса.

Письменнаяречь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи.

Эти отличия имеют ряд психологических оснований.

Письменная речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом.

Если мотивом письменной речи является контакт или желание, требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение.

Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя.

Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия, она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение.

Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения.

Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни симпрактического контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.

Отсюда письменная речь должна быть максимально синсемантична и грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.

Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом совершенно различного происхождения обоих видов речи.

Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое раньше было симпрактическим и лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней, как мы уже видели, всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.

Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру.

Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли.

На ранних ступенях ее формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.

Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей.

Таким образом, письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности.

Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия.

Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.

Установленный факт, что устная речь формируется первой, в то время как письменная — это надстройка над уже созревшей устной речью — использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.

Нельзя забывать, что дети в своей устной речи, не всегда способны передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства, и дополняют речевое высказывание мимико-пантомимическими жестами, опираясь на непосредственный бытовой контекст, известный как говорящему, так и слушающему.

И если устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих, и ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, артикуляция еще долго остается неосознанной, то овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать. Фактически, детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически новым жанром построения высказываний.

Однако нельзя забывать, что письмо и чтение являются равноправными частями, входящими в состав письменной формы речи.

Письменная же речь представляет собой не только фиксацию содержательной стороны речи с помощью специальных графических знаков, но и в обязательном порядке предполагает создание программы высказывания письменного текста, то есть порождения речи на письме.

Поэтому строение письменной речи выражается сложной многоуровневой структурой, включающей, по мнению А. Р. Лурия, Л. С.Цветковой три уровня: психологический, психофизиологический и лингвистический.

На первом психологическом уровне решается задача программного построения письменного высказывания, которая в дальнейшем, на втором психофизиологическом уровне, реализуется с помощью выполнения основных операций письма.

Третий уровень обеспечивает письмо лингвистическими языковыми средствами, то есть реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы. Первым уровнем также обеспечивается функция контроля за речевой продукцией.

Письменная речь, представляя собой абсолютно новый вид речевой деятельности, не может сформироваться сама по себе на пустом месте, без предваряющей его ступени — письма, которое, по словам А. Р. Лурия, можно считать некой «рецепторной ступенью» в процессе появления письменной речи.

Письмо- технический акт.

С понятием «письмо» — специалисты обычно связывают сложную форму знаковой деятельности, позволяющую фиксировать и передавать чужую речьс помощью системы графических знаков. Овладение письмом происходит путем последовательного освоения его операционального состава.

Как вид деятельности, в понимании А. Н.

Леонтьева письмо включает три основные операции: символическое обозначение звуков речи, то есть фонем, моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов (Журова Л. Е.

, Эльконин Д. Б.) и графо-моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

Навык символизации, т. е. буквенного обозначения фонем, формируется на основеразвивающихся у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания

Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:

1) дофонетическая стадия — полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;

2)начальный этап овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам.

Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики);

3) дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается;

4) правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;

5) завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова.

До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения.

С началом обучения в школе (или еще в детском саду) он благодаря направленному обучению делает еще один шаг в развитии своего языкового сознания. Наступает шестой этап — осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит.

Иногда этот процесс запаздывает в связи с недоразвитием устной речи, при задержке психического развития или при психическом недоразвитии. Достижение данного этапа развития фонематического восприятия является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом.

В этом случае у ребенка слуховое различение некоторых фонем или их групп надолго остается недостаточно четким.

Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных фонем): наличием или отсутствием голоса (глухие — звонкие, мягкостью или твердостью произнесения и др.

Чаще подобный недостаток является следствием нарушений взаимодействия речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Нарушению фонологического структурирования, т. е. фонематического анализа, большинство исследователей отводит главенствующую роль в механизме дисграфий. Второй этап операции как бы не замечается или недооценивается.

А между тем экспериментально-психологические данные свидетельствуют, что буквенная запись и результат фонематического анализа далеко не всегда совпадают.

Довольно часто при стойкой дисграфий после нескольких лет обучения ребенок устный фонематический анализ производит уже безукоризненно, а на письме продолжает допускать специфические ошибки. Одна из причин этого кроется в специфике второго этапа операции моделирования звуковой структуры слов.

Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями записи букв. Это требует довольно сложной координации перечисленных сенсомоторных процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и распределения внимания во время их протекания.

Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций.

Для овладения письмом важно знать, как правильно произноситсяслово, и уметь анализировать его звуковую сторону.

Если вернуться к «истокам» данного процесса, то необходимым становится освещение и психологических предпосылок формирования письма, нарушение, или несформированность, которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей.

Первой предпосылкой является сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.

Вторая предпосылка — формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений,а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого».

Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т. е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др.

Четвертая предпосылка — формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.

И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Обязательное участие в формировании письма всех описанных предпосылок, а также и всех звеньев структуры письма и в дальнейшем в осуществлении этого процесса особенно четко прослеживается при его патологии.

Существует также и комплекс функциональных предпосылок письма, который представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций.

Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы.

Первые два рода операций в ситуациях фонетического письма (но правилам русской графики) протекают несколько иначе, чем в тех случаях, где требуется использование орфографических правил.

В первом случае ключевым процессом является фонематический анализ, акустико-артикуляторная дифференциация фонем и установление звуко-буквенных соответствий по правилам графики. Основная нагрузка при этом падает на операции фонематического анализа и актуализацию звуко-буквенных ассоциаций.

Во втором — более важным становится морфологический и лексико-грамматический анализ слов и предложений.

Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма среднестатистически завершается к 6-7-летнему возрасту.

Однако это не означает, что вышеназванные психические функции и процессы у ребенка совершенны, но они достаточны, чтобы начать обучение, в ходе которого все структурные звенья письма продолжат свое развитие.

Психологическая система письма будет изменяться в сторону постепенного перехода от овладения «техникой» записи к формированию письменной речи, письменному выражению мыслей.

Таким образом, письменная речь как по своему происхождению, так и по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой письменной речи.

Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи.

Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня — поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова.

Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам.

Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев.

Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо внеязыковые компоненты (жесты, мимика и т. д., и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы, определяют существенные особенности ее строения.

Таким образом, письменная речь радикально отличается от устной речи тем, что она неизбежно должна протекать по правилам развернутой (эксплицитной) грамматики, необходимой для того, чтобы сделать содержание письменной речи понятным при отсутствии сопровождающих ее жестов и интонаций. Поэтому всякое сближение монологической, письменной речи со структурой устной диалогической речи невозможно. Это проявляется, в частности, в том, что грамматическая неполнота, которая оправдывается в устной речи, становятся совершенно неприменимы в письменной речи.

Итак, письменная речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи.

Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Все это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер.

Письменная речь является существенным средством в процессах мышления.

Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями.

Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль.

Известно, что для уяснения мысли лучше всего попытаться написать, выразить эту мысль письменно. Именно поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления.

Уточнение самой мысли с помощью письменной речи отчетливо проявляется, например, при подготовке доклада или статьи. Работа переводчика также не просто перевод с одной системы кодов на другую; это сложная форма аналитической деятельности, самой важной задачей которой является осознание самого логического строя мысли, ее логической структуры.

Список используемой литературы

1. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. / М. М. Безруких. — М.: Просвещение, 2003

2. Аманатова М. М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. — М. изд-во МСГИ, 2006г., с. 10-13

3. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 471 – 474, 476, 480. с.

5. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов / Н. Н. Волоскова. — М., 1996.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-podhody-k-ponimaniyu-pismenoi-rechi-v-sovremenoi-logopedi.html

Письменная речь — ее нарушение и коррекция в школьном возрасте

«письменная речь»

Письменную речь, как одну из форм человеческого языка, противопоставляют устной речи. Эта форма возникла после устной речи, поэтому ее называют вторичной.

Считается, что если устная речь поставила человека на порядок выше животных, то письменная речь стала одни из самых великих изобретений, созданных когда-либо.

Письменная речь как средство общения

Благодаря письменной речи человечество не только научилось накапливать информацию, передавать ее другим людям и обрабатывать полученную таким образом информацию. Эта форма речи изменила личность человека – научила его абстрактно мыслить.

Сегодня педагоги, работающие в начальной школе, все чаще сталкиваются с трудностями в овладении детьми письма.

Младшие школьники часто путают буквы, совершают пропуски. Некоторые школьники начинают писать в обратном направлении, либо проявляют склонность вставлять в слова лишние буквы.

Часто педагоги считают, что эти ошибки возникают из за невнимательности, детям приписывают склонность к лени. Добавив эти ошибки к многочисленным пунктуационным и орфографическим дефектам, учителя с удовольствием ставят таким детям двойки.

А ведь это не просто лень – это нарушение, которое необходимо долго и тщательно корректировать. Если во время не устранить эту проблему, то в дальнейшем ребенок будет писать еще хуже.

Как формируется письменная речь?

Для того, чтобы ребенок овладел письменной речью, у него должны быть сформированы все стороны речи. Проблемы в фонетике, в звукопроизношении и в грамматическом строе часто отражаются и в письме ребенка.

Дети, страдающие общим недоразвитием речи, хуже других способны анализировать языковые явления. Им не всегда удается находить и обозначать разные элементы речи, осознанно использовать их в собственной практике.

Более того, они обладают низкой сформированностью внимания и памяти, не умеют контролировать самих себя. Все это является серьезным препятствием для учебы и становится главной причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Как правило, нарушения в письменной речи у младших школьников вызывают серьезное беспокойство у родителей и педагогов. Ведь письмо очень тесно связано со всем учебным процессом.

Причины недоразвития письменной речи

Причиной таких проблем может быть общее недоразвитие речи. В результате все компоненты речи развиваются медленно: у школьника скудный запас слов, он неправильно произносит и воспринимает звуки, его грамматический строй практически не сформирован.

Важно отметить, что интеллект у таких детей обычно работает хорошо. Нарушены лишь те системы психики, которые отвечают за письмо и чтение.

Людям, которые свободно пишут и читают, кажется, что эти процессы протекают сами собой и трудностей вызывать не должны, поэтому часто проблемы в письме и чтении они с легкостью списывают на обычную лень школьника.

Часто причиной таких расстройств являются органические дефекты тех зон головного мозга, которые непосредственно участвуют в письме и чтении.

Эти системы могут развиваться медленней, чем у других детей, что приводит к нарушению их функционирования. Часто это происходит из за различных соматических состояний, которые испытывают дети в своем раннем возрасте.

Также это может быть вызвано проблемами в окружении ребенка: плохая речь в семье, редкие речевые контакты с другими людьми, напряженный психологический климат в семье.

Письмо детей с ОНР

От степени сформированности моторики у младшего школьника также зависит его способность хорошо овладеть письмом и воспринимать обучение в школе дальше.

Проблемы в овладении навыков письма и чтения – это довольно частое явление сегодня. Обычно их можно заметить уже в первом классе. Чаще всего, они сохраняются в течении последующих лет. Особенно заметны они становятся тогда, когда ребенок начинает изучать более сложные элементы письма, такие как написание сложных предложений.

Ученики начальных классов, которые страдают ОНР, сегодня встречаются все чаще. Так как у этих детей есть определенные речевые недостатки, то это мешает им овладеть программой обучения русскому языку. Поэтому одним из главных направлений деятельности логопеда должна быть подготовка ребенка к тому, чтобы полноценно овладеть всем программным комплексом обучения в школе.

Эту проблему активно изучали Р.Е. Левина, Т.П. Бессонова, А.В. Ястребова и другие авторы.

Одной из важнейших задач преподавания в школе является формирование письменной речи. Это же касается и тех детей, которые страдают различными речевыми нарушениями.

Технологии формирования письменной речи школьников

Существует множество различных техник и методик формирования связной речи, которые описаны в педагогической литературе. Вся информация представлена на сегодняшний день очень широко и неоднородно. С.А. Котельникова пишет о том, какие ошибки характерны для детей с ОНР.

Также она описывает методы решения этой проблемы с помощью перегруппировки материала. Л. А. Ходякова считает, что важно использовать в виде дидактического материала текст, что позволит научить младших школьников правильному письму и поможет развить речевой уровень ребенка в целом.

Согласно работам В.И. Стативки, существует потребность в том, чтобы обучать детей писать описательные сочинения. Важно помогать детям находить нужные слова, выбирать такие элементы содержания, которые помогут правильно развернуть текст. А для этого важно углубить понимание школьников процесса интеграции текста.

Согласно исследованиям Н.К. Иванкиной, существуют методики, которые позволяют грамотно формировать связность в письменной речи у учеников начальной школы.

Дети с трудом овладевают письмом, им сложно воспринимать речь на слух и у них плохо получается правильно выражать свои мысли на бумаге. Чтобы сделать эту работу более продуктивной, нужно применять рекомендации В.Ф. Шашковой.

В ее книгах можно найти схемы, с помощью которых даже слабые дети могут легко писать диктанты и другие письменные контрольные работы.

Методы коррекции письма

Методы, которые применяются для диагностики и профилактики, а также коррекции речевых нарушений в письме, не меняются уже несколько десятилетий. Некоторые из методов были предложены Директором Института лингвистики РГГУ Максимом Кронгауз. Существуют прочно устоявшиеся традиционные подходы, которые связывают проблемы с письмом с недостаточным развитием лингвистики у младших школьников.

Во время проведения корректирующих занятий часто используются следующие подходы:

  1. Таблицы слогов, которые применяются для двух типов заданий:
  • Работа со слогами, расположенными горизонтально и вертикально;
  • Разделение слогов на тех, что содержат твердые или мягкие согл.
  1. Занятия, формирующие зрительные и моторные координации;
  2. Игры, которые развивают внимание ребенка и его пространственные представления. Например, дети должны выделять приставки или предлоги. Также это могут быть игры по собиранию слов из «рассыпушек». Либо детей просят составлять предложения, содержащие определенные слова.

Во время занятий дети должны контролировать ответы своих сверстников и объяснять им их ошибки.

Еще одним препятствием развитию письменной речи является дисграфия. Дети с дисграфией не способны использовать письмо, как средство общения и обмена опытом. Это является сдерживающим фактором для мыслительного развития, формирования эмоций и воли учащегося.

Для профилактики дисграфии у учеников младшей школы нужно работать  одновременно в нескольких направлениях:

Формирование сенсорных способностей и развитие психомоторики

Развиваются такие процессы, как восприятие звука и зрительных образов, формирование дифференцировок зрения и слуха, восприятие пространственных отношений; двигательных реакций и способностей изображать графически что-либо.

Используются следующие типы упражнений:

  • Развитие зрительного восприятия:

— нужно найти букву внутри буквенного ряда;

— нужно распределить буквы разных шрифтов (например, разделить печатные от рукописных);

— нужно написать те буквы, которые перечеркнуты линией;

— нужно найти те буквы, у которых неправильное положение;

— нужно добавить недостающие линии у буквы;

— нужно из предложенных палочек выложить букву;

— нужно из одной буквы сделать другую, убрав из нее элемент или добавив другой элемент.

Формирование межанализаторных процессов

Нужно запоминать и воспроизводить различные последовательности.

Используются следующие типы упражнений:

  • Развитие представлений о пространстве:

— разделение частей тела на правые и левые (например, можно просто попросить ребенка показать правую ногу, а можно усложнить задачу и попросить ребенка правой рукой показать левый глаз);

— обучение ребенка ориентированию в пространстве (ребенок должен запоминать расположение вещей, ориентироваться на бумажном листе, обозначать графически нужные направления; располагать буквы в пространстве);

— важно помочь ребенку приобрести более точные знания об использовании предложных конструкций, которые нужны для описания отношений предметов в пространстве.

  • Развитие представления о времени: дети должны владеть информацией о существующих временных единицах, о возрастных периодах человека, должны уметь наблюдать за последовательностью событий во времени.

Формирование психических процессов

Применяются следующие упражнения:

— дети должны зачеркнуть первую буквы вертикальной линией, вторую букву – горизонтальной, а третью – обвести. И в таком порядке произвести операции над всеми буквами в буквенном ряду;

— в буквенном ряду нужно вычеркнуть указанные преподавателем буквы;

— на листке бумаге учитель пишет предложение, в котором он пропускает буквы и слоги, а также переставляет их местами. Первый ученик должен исправить ошибки одним цветом. Следующий берет этот же лист и находит еще ошибки, исправляя их другим цветом.

Это упражнение подходит для встраивания соревнований.

  • Формирование памяти детей

— игры, в которых дети должны найти изменения;

— задания, в которых детям предлагается запомнить до пяти букв, а затем найти их в буквенном ряду, состоящим из десяти букв;

— запомнить последовательность букв, смешать их и снова расположить в той же последовательности.

Формирование интеллекта

Развиваются мыслительные процессы, дети учатся планировать свою деятельность, осуществлять контроль за самими собой, сами корректируют свою деятельность. Формирование мотивации к обучению.

Формирование речи и способности синтезировать единицы языка

  • Формирование фонематических умственных процессов:

— дети должны уметь находить ударный гласный внутри слова;

— они должны уметь находить звук в слове;

— они должны уметь находить последовательность звуков;

— должны уметь придумывать слова, в которых встречается нужное количество звуков.

  • Развитие лексического запаса (пополнение лексического словаря, более точное понимание знакомых слов, перевод слов из пассивного словаря в активный):

— игра, в которой в цепочке однотипных слов ребенок должен найти лишнее;

— ребенок должен объяснить, в чем отличие близких по функциональному назначению предметов или действий;

— школьник должен найти аналогичные слова (например, автомобиль водитель, вертолет — …);

— ребенок доже уметь сравнивать разные предметы или явления;

— находить подходящие антонимы и синонимы.

  • Формирование грамматического строя (школьников обучают работе со словообразовательными аффиксами и со словоизменительными формами):

— дети должны уметь сравнивать слова, имеющие одинаковые аффиксы;

— нужно уметь выделять общее значение;

— ребенок должен хорошо владеть связью значения со звучанием в аффиксе;

— нужно уметь анализировать звуковой состав;

— дети должны самостоятельно использовать предложенный им аффикс.

Таким образом, эта тема сегодня очень актуальна, ведь все больше детей приходят в школу, страдая общим недоразвитием речи. Это приводит к трудностям в развитии навыков письма и чтения, а это негативно влияет на весь процесс обучения.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/pismennaya-rech

Refy-free
Добавить комментарий