Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

«Знакомый ваш Сергей Есенин»: московский озорной гуляка и певец крестьянской жизни

Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

3 октября 1895 года родился Сергей Александрович Есенин. Последний поэт русской деревни участвовал в Первой мировой войне, едва не стал школьным учителем, любил путешествовать и тайно хвалил творчество Маяковского

Крестьянская юность

Сергей Есенин появился на свет в старинном селе Константиново Рязанской губернии, в день, когда Рязань с размахом праздновала свое 800-летие.

Семья Есениных была среднего достатка: отец Александр Никитич происходил из крестьянской семьи, но в поле работал редко и при первой возможности отправился в Москву, где стал приказчиком в мясной лавке.

Его взаимоотношения с матерью Сергея Татьяной Федоровной (в девичестве – Титовой) складывались нелегко, и воспитанием детей занимались в основном бабушка и дедушка, которые рано научили будущего поэта читать и познакомили с увлекательными русскими сказками.

Федор Андреевич Титов подтолкнул внука к литературному творчеству и сыграл главную роль в его воспитании.

В девять лет Сергей пошел в земскую школу и тогда же написал свои первые стихи. Учеба давалась сообразительному мальчику легко, но преподаватели постоянно жаловались на поведение неугомонного ученика: уже тогда было ясно, что бунтарский дух Есенина практически невозможно побороть.

Окончив земскую школу с отличием, Сергей продолжил образование в Спас-Клепиковской учительской школе. Родители мечтали, чтобы сын стал преподавателем, но Есенин грезил поэзией и заявил, что его цель – ни много ни мало стать самым известным поэтом в стране.

От учебы в учительском институте он решительно отказался и в 1912 году уехал покорять Москву.

С.А. Есенин с матерью

Источник: https://pinterest.ru

С публикацией стихотворений первое время не складывалось, поэтому Сергею Есенину приходилось работать продавцом в книжном магазине, а также (как в свое время и отцу) в мясной лавке.

Через год настойчивый юноша все же решил продолжить обучение, однако пошел не на учителя, а в Народный университет имени А.Л. Шанявского вольнослушателем историко-философского отделения.

Шаг за шагом Есенин продолжал идти к своей мечте и начал работу в типографии Ивана Сытина, где познакомился с другими литературными деятелями тех лет.

Первые стихи Сергея Есенина опубликовали в 1914 году, причем сделали это весьма специфические издания – детский журнал «Мирок» (стихотворение «Береза») и большевистская газета «Путь правды». В этот период поэт как раз увлекся социал-демократическими идеями и даже принимал участие в забастовках против гонений на пролетарскую печать.

В 1915 году Есенин признался друзьям, что испытывает разочарование в Москве, и отправился в столицу. В литературных салонах он старался воссоздать образ простого деревенского парня: носил белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, часто брал в руки гармошку. Уже в Петрограде вышел его первый сборник стихов «Радуница», и к поэту пришла долгожданная слава.

Поэт на войне

В октябре 1914 года Сергею Есенину исполнилось 19 лет, и он подлежал обязательному военному призыву. Шла Первая мировая.

Сначала поэта освободили от службы, как он сам признавался, «по зрению», но через год отсрочка перестала действовать. В январе 1916 года друг Есенина, поэт Сергей Городецкий обратился к полковнику Д.С.

Ломану, уполномоченному по Царскосельскому военно-санитарному поезду №143, с просьбой устроить туда товарища.

Ломан пошел поэтам навстречу и таким образом «спас» Сергея Есенина от необходимости отправляться прямиком на фронт.

В годы Первой мировой войны Сергей Есенин был призван в действующую армию. 1916 год

Источник: https://slide-share.ru

Служба Есенина в санитарном поезде началась в апреле 1916 года, причем поезд этот был необычным – ему покровительствовала сама императрица Александра Федоровна. На погонах военной формы Сергея Есенина располагался вензель «АФ».

Отныне в обязанности поэта входили переноска и размещение в вагонах тяжелораненых, поддержание чистоты и порядка, получение продуктов, раздача больным пищи и погрузка имущества. Во время службы он близко к сердцу воспринял страдания простых солдат и стал размышлять о целесообразности участия России в затяжной и кровопролитной войне.

«Я не пишу патриотических стихов на тему «Гром победы, раздавайся». Поэт может писать только о том, с чем он органически связан», – заявлял Есенин.

На этом поезде поэт совершил две поездки и 15 июня получил увольнительный билет в Рязань сроком на две недели.

По словам его сестры Екатерины, Сергей приехал домой уставшим и печальным, жаловался, что скучает по родным местам.

Затем его устроили санитаром в Царскосельский лазарет №17, а уже в июле Сергей Есенин выступал перед императрицей и великими княжнами, заслужив от них высокую оценку и сердечную похвалу.

Сергей Александрович Есенин

Источник: https://1obl.ru

Несмотря на благоговейное отношение к царской семье, Февральскую революцию поэт встретил с воодушевлением и в марте 1917 года самовольно покинул военную службу, называя себя «дезертиром из армии Керенского», а вот к событиям октября отнесся настороженно.

Есенина пугали перемены в крестьянском быту и собственный разрыв с деревней, а происходящее в крупных городах и вовсе угнетало. Выход из уныния Есенин искал в кутежах и творчестве. В 1921 году он уехал в путешествие по местам пугачевского восстания, был в Поволжье и Средней Азии.

Результатом многочисленных поездок стала поэма «Пугачев», которую превозносил главный пролетарский писатель Максим Горький, а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить ее на сцене театра РСФСР.

«Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист»

С 1918-го по 1923-й годы Сергей Есенин снова проживал в Москве. Вместе с поэтом Анатолием Мариенгофом они снимали квартиру по адресу Петровский переулок, дом 5, а на двери своего жилища вешали табличку «Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить».

Самым удобным местом для творчества была, как ни странно, ванная комната, где, по словам Мариенгофа, «тепло от колонки вдохновляло на лирику».

Но помимо работы жизнь поэтов была полна встреч: в гости к ним ходила почти вся творческая элита Серебряного века, в числе которых – возлюбленные Сергея Есенина актриса Зинаида Райх и американская танцовщица Айседора Дункан.

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Источник: https://pinterest.ru

С Зинаидой Райх Есенин даже обвенчался, но несмотря на это их брак продлился всего пару лет. Второй женой поэта стала Айседора Дункан.

Интересно, что английский язык Есенин знал плохо, в то время как Айседора могла произнести всего несколько слов по-русски, однако первое время это не осложняло общения между влюбленными. Конфликты начались во время гастролей Дункан в Европе и США.

Сергей Есенин отправлялся туда, заявляя: «Хочу показать Западу, что такое русский поэт», но в конце концов был обречен на статус сопровождающего. Находиться на вторых ролях он не привык и часто ссорился с женой. Спустя два года распался и этот брак.

Последний раз поэт женился на внучке Льва Николаевича Толстого Софье, которая безуспешно пыталась бороться с его вредными привычками, но и этот союз не принес Есенину счастья.

Семейные драмы и переживания о судьбе любимой страны мучили поэта, заставляли его бросаться из одной крайности в другую, и в то же время давали почву для создания прекрасных стихов.

Несмотря на сложившийся стереотип о балагуре и любителе крепких напитков (к 1925 году на поэта было заведено несколько уголовных дел, в основном по статье «Хулиганство»), близкие друзья Есенина утверждали, что в нетрезвом состоянии он никогда не занимался творчеством, – слишком серьезно воспринимал поэт свой природный дар.

Есенин против Маяковского: а был ли конфликт?

В представлении многих любителей поэзии Серебряного века главными антагонистами той поры являлись Сергей Есенин и Владимир Маяковский.

Считалось, что эти абсолютно непохожие друг на друга поэты испытывают взаимную неприязнь и постоянно ждут удобного случая, чтобы доказать свое превосходство перед литературным соперником. Некоторые случаи из их жизни обросли разнообразными легендами.

Например, выступления Есенина и Маяковского в 1923 году на вечере в Литературно-художественном институте народная молва изобразила как ожесточенную поэтическую дуэль, хотя на самом деле они лишь поочередно читали свои стихи, будто соревнуясь в мастерстве.

Поэт с сестрой Екатериной во время прогулки по Москве. 1925 год

Источник: https://multiurok.ru

Кстати, знакомство поэтов состоялось значительно раньше: Есенину тогда было 20 лет, а Маяковскому – 22. Произошло это в одной из петроградских квартир, где собирались представители творческой элиты.

Маяковский вспоминал, что Есенин показался ему неискренним и «бутафорским»: молодой человек, одетый в рубаху, крестьянские штаны и лапти, не впечатлил его, и он заключил с Есениным пари, что вскоре тот сменит крестьянский костюм на обычную одежду и не будет выдавать себя за поэта «из народа».

Поэты отрицали и внешний вид, и творчество друг друга. Есенин показательно рвал сборники стихов Маяковского, утверждая, что тот занимается «непонятной профессией». По-разному относились они и к событиям, происходившим в стране. Если Маяковский горячо приветствовал революцию, то Есенин относился к ней с тревогой – милее Страны Советов ему была крестьянская Русь.

И все же врагами они не являлись. Противостояние двух одаренных личностей было интересно скорее публике, чем им самим.

Поэты, безусловно, признавали таланты друг друга, правда, довольно странным образом: раздавать взаимные комплименты прилюдно они категорически отказывались, а если и снисходили до похвалы, то держались подчеркнуто иронично.

Есенин говорил: «Маяковского не выкинешь: ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся», на что его оппонент признавал, что Сергей Александрович «будто бы милый и смешной малый».

Выступление на открытии памятника поэту А.В. Кольцову. 3 ноября 1918 года

Источник: https://multiurok.ru

Точку в споре двух великих поэтов поставила трагическая гибель Сергея Есенина в декабре 1925 года. На печальное событие Владимир Маяковский отозвался острыми стихами, в которых нашлось место и сожалению, и досаде, и уважению к творческому пути его талантливого современника:

Обложка: Сергей Есенин читает свои стихи кабацкой публике. Художник Дмитрий Лучанов. Источник: https://cont.ws

Зачем Горький вернулся в СССР?

10 главных мифов о последней дуэли Пушкина

Жизнь после Толстого: что происходит в Ясной Поляне в наши дни

Главный едок России

Рыцарь мутного образа. Яков Блюмкин, из которого получился Штирлиц

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/znakomyi-vash-sierghiei-iesienin-moskovskii-ozornoi-ghuliaka-i-pieviets-kriestianskoi-zhizni

Сергей Есенин (3 октября 1895 — 28 декабря 1925) , русский поэт

Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин

Известный русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики — Сергей Есенин в своем творчестве выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

Сергей Александрович Есенин родился (21 сентября) 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. Он рос и воспитывался в атмосфере глубокого народного православия. Уже в 9 лет Сережа начал писать стихи, подражая частушкам.

Обучался Есенин в земском училище, а затем в церковно-сельской школе. Тогда появились его первые взрослые стихи и составлен рукописный сборник «Больные думы».

Русская деревня и природа, народное творчество и русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

В 17 лет Есенин уезжает в Москву, где сначала работает в конторе у купца, затем в типографии; продолжая писать стихи, в которых выражена его любовь ко всему живому и Родине, но поэтический мир становится уже более сложным и многомерным.

Юный поэт участвует в деятельности Суриковского литературно-музыкального кружка.

Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение «Береза» (1913)

Первые публикации стихов Есенина появились в 1914 году в московских журналах. Его первое стихотворение «Береза» было опубликовано под псевдонимом «Аристон».

А через год он переезжает в Петроград, где знакомится с Блоком, Городецким и другими поэтами столичной элиты, читает им свои стихи и получает высокую оценку и одобрение.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В 1916 году Есенин издает свой первый сборник «Радуница», где поэт – тонкий лирик, знаток крестьянской Руси и народного языка. В его стихах стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Книга была восторженно принята критикой, которая отметила «свежую струю, юную непосредственность и природный вкус» автора.

Не в моего ты Бога верила,Россия, родина моя!Ты как колдунья дали мерила,И был как пасынок твой я.Боец забыл отвагу смелую,Пророк одрях и стал слепой.О, дай мне руку охладелую —Идти единою тропой.Пойдем, пойдем, царевна сонная,К веселой вере и одной,Где светит радость испоконнаяНеопалимой купиной.Не клонь главы на грудь могутнуюИ не пугайся вещим сном.

О, будь мне матерью напутною

В моем паденье роковом.

1916 годОктябрьскую революцию 1917 года поэт принял радостно. Ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл поэм и выпускает несколько сборников стихов, один из которых «Ключи Марии». Эта работа была принята как манифест русского имажинизма. Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. Здесь он поэт–философ, в своих стихах рассуждающий о вечных проблемах человеческого бытия и своей Родины. Но все отчетливей проступают в данных строках приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах».Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению и осмыслению себя. Но больше стало в строках драматических оттенков, а эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Да! Теперь решено. Без возвратаЯ покинул родные поля.Уж не будут листвою крылатойНадо мною звенеть тополя.Низкий дом без меня ссутулится,Старый пес мой давно издох.На московских изогнутых улицахУмереть, знать, судил мне Бог.Я люблю этот город вязевый,Пусть обрюзг он и пусть одрях.Золотая дремотная АзияОпочила на куполах.

А когда ночью светит месяц,Когда светит… черт знает как!Я иду, головою свесясь,Переулком в знакомый кабак.Шум и гам в этом логове жутком,Но всю ночь, напролет, до зари,Я читаю стихи проституткамИ с бандитами жарю спирт.Сердце бьется все чаще и чаще,И уж я говорю невпопад:— Я такой же, как вы, пропащий,Мне теперь не уйти назад.Низкий дом без меня ссутулится,Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне Бог.

Из стихотворного сборника «Москва кабацкая» (1924)В этот период он создает такие шедевры, как книга стихов «Москва кабацкая» и поэма «Черный человек». В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному крестьянству и сопротивление бездуховности и насилию.

А одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть.

Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах. Его нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повесившимся.

По наиболее распространённой версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Источник: https://www.calend.ru/persons/5370/

Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

В русской литературе начала XX века Сергей Есенин выделялся, как бы стоял особняком. За ним прочно укрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он был таковым:

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Мир стихов Есенина – мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока – городской. Есенин – выходец из деревни, один из немногих в русской литературе того времени, и он по праву считал себя лирическим представителем сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии.

Первый сборник есенинских стихов называется “Радуница”. Поэт открывает нам возможность окунуться в жизнь родной деревни. В его пейзажах настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях – вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца – все это хочет описать он в своих стихах.

Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов.

Так, в чередовании трудов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот – патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий “пытать людей в любови” – все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний.

Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. Кроме того, в ней – мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зрелище:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, “привязанную” к земле, к деревенскому труду, к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта – изменить облик этой “отколотой” страны:

И вспашу я черные щеки

Нив твоих новой сохой…

Его Инония – райская страна – видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса.

Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем поэт придает ему характер глобального, мировоззренческого конфликта.

В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский – здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской – больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, “чтобы грусть свою уменьшить, золото овса подать кобыле”, увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него городском мире.

Его решение остаться в нем сулит боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию “хулигана”. И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Несмотря на то, что именно город признал Есенина поэтом, город кажется ему враждебным и агрессивным. Он наступает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а певцу родимой страны придется ей петь “аллилуйя”. Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей:

Город, город, ты в схватке железной

Окрестил нас как падаль и мразь.

В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось. С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон – портреты Ленина, кругом – суета, новая жизнь, новые интересы. Никто не узнает поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда-то будет только тем и знаменито, “что здесь… баба родила российского скандального пиита”.

С тоской глядит поэт на новую деревню, где не нужна его поэзия, да и он сам.

В стихах Есенина появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: “Мне теперь по душе иное”. Бедные поля, жалкие лачуги, нищета – вот таким он видит образ прежней деревни.

Во имя благоденствия, богатства страны – “каменного и стального” – он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад. Нет, ему по-прежнему близки идеи молодости.

Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни.

За поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным костюмом – все тот же “беспечный парень”, который запросто может взять в руки косу и вывести ею “травяные строчки”; читать их сможет “каждая корова”, и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен, тогда как стихи… И потому он с полным правом говорит о себе:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

У слова “золотой” – несколько значений. Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есенина к данной теме. Во-первых, “золотой” – значит, сделанный из золота, то есть драгоценный, дорогой.

Во-вторых, “золото” – так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном. Втретьих, золотой – это цвет солнца, источника света и тепла, излюбленный цвет автора. В его стихах – “солнца луч золотой”, золотые звезды, позолота листопада, золото колосьев, “земля моя златая”.

Это слово – одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним всегда связано чувство неизбывной любви и света. И потому изба у поэта “бревенчатая” и “золотая”.

В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно “последний поэт”. Всем своим творчеством он был предан этой теме. Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/pevec-krestyanskoj-rusi-sergej-esenin/

Певец голубой Руси. Сергей Есенин (Начало)

Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

Валерий Дементьев

ПЕВЕЦ ГОЛУБОЙ РУСИ

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Цитируется по: Дементьев В.В. Грани стиха. О патриотич. лирике сов. поэтов. М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

Писать о Сергее Есенине с холодным спокойствием в наши дни столь же трудно, как и десятки лет назад. Ещё не остыла багряная и тревожная лава, бросившая отблески на его поэтическое слово, ещё велики различия во мнениях и взглядах на его ёмкую, противоречивую и вместе с тем удивительно притягательную личность.

Правда, для молодых читателей, знакомых с лирикой Есенина едва ли не с детства, многое теперь воспринимается совсем в ином свете, чем, предположим, при жизни Есенина. Но сам факт возникновения и молниеносно быстрого развития его таланта, как и при жизни, вызывает и жгучий читательский интерес, и дискуссии среди знатоков стиха.

Различные же точки зрения на личность Есенина можно было бы обобщить в следующих словах: «крестьянский поэт-самородок»— это с одной стороны, «великий поэт нашей эпохи» — с другой.

С одной стороны, ещё до революции, после выхода в свет «Радуницы», о Есенине было сказано, что он сочиняет свои «земляные» (ныне сказали бы «почвенные») стихи при полном «отсутствии прямой, непосредственной связи с литературой». С другой стороны, слушатели сразу же почувствовали, что перед ними «радостная надежда, настоящий русский поэт».

А истина заключается в том, что Есенин как личность и как поэт обладал абсолютным эстетическим вкусом. Ведь есть же люди, которые обладают абсолютным музыкальным слухом. Эту особенность певца «голубой Руси», это его «моцартовское начало» нельзя забывать ни на одну минуту, коль скоро речь идёт о биографии поэта, о его жизни.

В формировании эстетических отношений Есенина к действительности первостепенную роль сыграла та «предыстория» искусства, которая может называться народным песенным и изобразительным творчеством.

Многовековой опыт русского крестьянина, его понимание красоты, его мифологические и космогонические воззрения, его творческий гений — всё это было доступно и понятно Есенину с отроческих лет. Красота, овеществлённая в узоре, орнаменте, резьбе по дереву, в интерьере деревенской избы, равно как и в обрядовых, бытовых, полюбовных песнях, в «духовных» стихах, немалыми знатоками которых были дед поэта, его бабушка Татьяна Фёдоровна, — вот именно эта красота была в первую очередь воспринята и оценена Есениным как нечто небывалое.

И воистину пророческими оказались его слова в юношеском стихотворении «Поэт» (1912):

Он всё сделает свободно,Что другие не могли,Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли! (1)

Вот почему справедливо следующее, как бы попутно сделанное замечание Ю.

Прокушева, известного исследователя творчества Есенина, о том, что всё доброе, положительное, что способствовало пробуждению у Есенина фантазии, интереса к народным песням, легендам, сказкам, любви к природе, во многом было разбужено в его душе не без доброго влияния деда и бабки (2). Хотя нередко жизнь в родительском доме рассматривалась критикой только «в плане чуждых религиозных влияний», каковых, кстати сказать, отнюдь не отрицает и Ю. Прокушев.

Так, Ю. Прокушев раскрывает новые страницы, связанные с учёбой Есенина в Спас-Клепиковской школе, останавливается на спорах, возникавших среди учеников по поводу нравственно-религиозного учения Льва Толстого, приводит выдержки из писем Есенина к товарищу тех лет Григорию Панфилову, выдержки запечатлевшие мучительные раздумья юноши над вечными «проклятыми» вопросами бытия.

Интенсивность, с которой шло эстетическое и духовное формирование юного поэта, вновь и вновь подтверждает мысль о том, что в рязанской глуши зрела «радостная надежда» всей русской поэзии. Об этом свидетельствует учитель Е. М. Хитров, увидевший в первых опытах Есенина «ясно выраженный талант».

Об этом же говорит и такое гениальное стихотворение, как «Выткался на озере алый свет зари», написанное именно в Спас-Клепиках. Насколько была велика радость самого юноши-поэта перед этим, казалось бы, неожиданно открывшимся «даром», говорит современник поэта Н.

Сардановский: Есенин «всё время был под впечатлением этого стихотворения и читал его мне вслух бесконечное число раз» (3). Удивительно живая, по-человечески понятная черта в облике Есенина тех лет!

Что же касается мнимого отсутствия его связей с литературой, живописью, с искусством того времени, то и здесь можно привести неопровержимые данные.

Так, современники отмечают живейший интерес Есенина к выставкам в Третьяковке, к новым постановкам МХАТа, к лекциям видных московских профессоров – эти лекции Есенин слушал в народном университете
имени Л. Л. Шанявского, который он посещал два года.

По воспоминаниям многих близких людей, он хорошо знал труды крупнейших историков, этнографов, лингвистов, занимавшихся проблемами фольклора, — Даля, Стасова, Афанасьева, Буслаева, Гильфердинга, Равинского, был великолепным знатоком «Слова о полку Игореве», былин, народных песен — от старинных плачей и причитаний до частушек. «В детстве я рос в атмосфере народной поэзии», — говорил он И. Н. Розанову (4). Кроме того, Есенин хорошо был знаком с книжными миниатюрами, заставками, «буквицами», которыми украшались рукописные книги. Однако не только «история» искусства привлекала его всегда, но и «доистория», не только книжные источники, но, как уже говорилось, и крестьянский изобразительный фольклор, бытовое, прикладное народное творчество, которое формировало в нём глубоко национального художника.

Осмысление народного опыта в области орнаментики и узора приводило поэта к убеждению, что все эти рязанские коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьках крылец, деревья на праздничных полотенцах не просто узорочье — это «великая значная эпопея».

В сложном геометризованном узоре Есенин различает поэтические представления наших предков о мире. «…Весь абрис хозяйственно-бытовой жизни, — писал поэт, — свидетельствует нам о том, что он был, остался и живёт тем самым прекрасным полотенцем, изображающим через шёлк и канву то символическое древо, которое означает «семью»…» (5,30).

Есенин упрекал исследователей в том, что они «не заглянули в сердце нашего народного творчества». Но в 1921 году профессор В. А. Городцов, археолог с мировым именем, различил в произведениях крестьянского искусства, и в частности в вышитых полотенцах, пережитки глубочайшей старины.

Городцова поразила ясная и свежая память народных вышивальщиц, сохранявших из поколения в поколение мифы и предания древнего славянства.

Древо, увиденное Сергеем Есениным на рязанских полотенцах, и было одним из отзвуков славянского мифа о богине плодородия Берегине, всегда выступавшей в пышном окружении цветов, зверей и птиц, торжественно скачущих всадников, которые спустя столетия стали называться вышивальщицами «петухами», «кумушками», «солдатами», «конниками» и т. д.

Пример этот лишний раз подтверждает, что народность поэта питалась неизмеримо более мощными источниками, была более осознанной и продуманной, чем это видится и теперь иному критическому взгляду.

Перечитывая томики собрания сочинений С. А. Есенина, можно заметить, что поэт гораздо чаще опирался на мифологические представления крестьян, заставлял сверкать всеми красками тот народный орнамент и то «древо жизни», о которых он говорил в «Ключах Марии» и во многих статьях и письмах.

Его поэтическая юность совпала с первой мировой войной— он не мог медлить, он должен был стать и стал летописцем деревни, разоряемой поборами, нищавшей, содрогавшейся то от проклятий, то от угарного веселья рекрутов, то от женского плача:

Повестили под окнами сотскиеОполченцам идти на войну.Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину. (1; 146)

Образ родины, которая, как чёрная монашка, читала псалмы по сынам родился непроизвольно, — этот образ неотрывно стоял перед мысленным взором поэта.

Тем горше, тем страшнее было видеть страдания сельщины, что Есенин понимал бессмысленность всех этих кровавых потерь. В 1916 году в разговоре с Вс. Рождественским он сказал напоенные нестерпимой горечью слова: «Я так думаю, что ему (народу.

— 5. Д.) никто и спасибо за эту войну не скажет». Как он был прав, этот рязанский юноша!

Миллионы пахарей легли костьми на той войне от предместий Риги до Галиции: «…вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод». Было от чего впасть в беспросветное, глухое отчаяние.

И всё-таки Сергей Есенин в это отчаяние не впал. В нём оформлялось и вызревало философское миропонимание круговорота мировых явлений, а следовательно, и ощущение извечности Руси, бессмертия своего народа.

Я знаю, — ты умереть готова,

Но смерть твоя будет жива, —

писал он, обращаясь к родине, в 1915 году (1; 168)

Главным в ранней лирике Есенина оказываются мотивы поклонения матери-природе, утверждения и художественно-поэтического выражения «узловой завязи» природы и человека: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…», «О, если б прорасти глазами, как эти листья, в глубину». Родная мать-природа, овеянная мифологической дымкой, стала для поэта таким источником сокровенной радости, — только она давала ему ощущение внутреннего примирения и с самим собой, и со всем внешним миром:

Счастлив, кто в радости убогой,Живя без друга и врага,Пройдёт просёлочной дорогой,

Молясь на копны и стога. (1; 121)

Или:

Позабыв людское горе,Сплю на вырублях сучья.Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья. (1; 132)

В его лирике можно встретить восторженное поклонение природе: «поклоняюсь придорожью, припадаю на траву», «молюсь дымящейся земле о невозвратных и далёких…», «мир вам, рощи, луг и липы, литий медовый ладан!» Окружающий мир для Есенина был полон мифических существ, впрочем имеющих вполне земной, крестьянский облик:

На синих окнах накапан лик:Бредёт по туче седой старик,Он смуглой горстью меж тихих древ

Бросает звёзды — озимый сев.

Космогонические образы его поражают мощью и силой:

Широки леса и воды,Крепок взмах воздушных крыл,Но века твои и годы

Затуманил бег светил. (1; 247)

Природа для поэта — купель нравственного очищения от всяческой скверны и душевной накипи, которая льёт отраду и просветление в его сердце.

«Древо—жизнь»— так определил Есенин своё мирочувствование и мироощущение. Он и в человеке видел семя этого монументального «надмирного древа». И талант его был проявлением жизнедеятельной силы, способной «процвесть и умереть».

И поэтому в его стихах не ощущается беспомощность человеческого «я» перед таинственными силами природы. Есенину, кровно связанному с народными, преимущественно земледельческими, верованиями и представлениями, хранившими отзвуки глубокой старины, был чужд ужас перед неизбежной смертью.

Нет, смерть не представлялась ему той роковой чертой, к которой идёт человек, обессиленный страхом, душевно смятённый, униженный созданием своей тленности и ничтожности.

Смерть была для Есенина лишь одним из проявлений мирового кругооборота явлений, а жизнь человека была равна смене времён года — цветенью, увяданью, плодоношенью, для нового цветенья и нового увяданья. Так возникал в лирике поэта мотив скоротечности существования человека, мотив странничества.

От самых первых стихов о страннике Миколе, «жильце страны нездешней» (1913), перед которым раскрываются таинства природы, до классически совершенного стихотворения «Отговорила роща золотая» (1924) в есенинской поэзии проходит эта светлая, окрашенная грустью тема:

Отговорила роща золотаяБерёзовым, весёлым языком,И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом,

Источник: https://poezosfera.ru/pevets-goluboj-rusi-sergej-esenin-nacha-2.html

Певец крестьянской руси сергей есенин

Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

В русской литературе начала XX века Сергей Есенин выделялся, как бы стоял особняком. За ним прочно укрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таковым:

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — городской. Есенин — выходец из деревни, один из немногих в русской литературе того времени, и он по праву считал себя лирическим представителем сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии.

Первый сборник есенинских стихов называется «Радуница». Поэт открывает нам возможность окунуться в жизнь родной деревни. В его пейзажах настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах.

Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов.

Так, в чередовании трудов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любови» — все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний.

Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. Кроме того, в ней — мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зрелище:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, «привязанную» к земле, к деревенскому труду, к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта — изменить облик этой «отколотой» страны:

И вспашу я черные щеки

Нив твоих новой сохой…

Его Инония — райская страна — видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса.

Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем поэт придает ему характер глобального, мировоззренческого конфликта.

В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете.

От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, «чтобы грусть свою уменьшить, золото овса подать кобыле», увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него городском мире.

Его решение остаться в нем сулит боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию «хулигана». И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Несмотря на то, что именно город признал Есенина поэтом, город кажется ему враждебным и агрессивным. Он наступает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а певцу родимой страны придется ей петь «аллилуйя». Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей:

Город, город, ты в схватке железной

Окрестил нас как падаль и мразь.

В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось. С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон — портреты Ленина, кругом — суета, новая жизнь, новые интересы.

Никто не узнает поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда-то будет только тем и знаменито, «что здесь… баба родила российского скандального пиита».

С тоской глядит поэт на новую деревню, где не нужна его поэзия, да и он сам.

В стихах Есенина появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: «Мне теперь по душе иное». Бедные поля, жалкие лачуги, нищета— вот таким он видит образ прежней деревни.

Во имя благоденствия, богатства страны — «каменного и стального» — он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад. Нет, ему по-прежнему близки идеи молодости. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни.

За поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным костюмом — все тот же «беспечный парень», который запросто может взять в руки косу и вывести ею «травяные строчки»; читать их сможет «каждая корова», и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен, тогда как стихи… И потому он с полным правом говорит о себе:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

У слова «золотой» — несколько значений. Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есенина к данной теме. Во-первых, «золотой» — значит, сделанный из золота, то есть драгоценный, дорогой (в обоих смыслах слова). Во-вторых, «золото» — так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном.

Втретьих, золотой — это цвет солнца, источника света и тепла, излюбленный цвет автора. В его стихах — «солнца луч золотой», золотые звезды, позолота листопада, золото колосьев, «земля моя златая». Это слово — одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним всегда связано чувство неизбывной любви и света.

И потому изба у поэта «бревенчатая» и «золотая».

В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно «последний поэт». Всем своим творчеством он был предан этой теме. Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.

Источник: https://allpoetry.ru/sochinenie/559/esenin-s-a

Refy-free
Добавить комментарий