Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

В XIX столетии в здании Михайловского замка располагалось военно-инженерное училище, где в течение трёх лет (с 1838 по 1841 год) Фёдор Достоевский постигал азы военных наук.

Проживал будущий писатель в одной из комнат на втором этаже здания, где практически всё свободное время проводил за чтением произведений Пушкина, Гоголя, Шиллера и Бальзака.

Сразу же после окончания училища Фёдор Михайлович подал в отставку, не желая связывать свою жизнь с военной службой.

 ул. Садовая, д. 2

В одной из квартир дома Пряничникова жил Фёдор Достоевский. Здесь он жил вместе со своим братом, а когда тот съехал на другую квартиру, соседом писателя стал доктор Ризенкампф. Общение с его пациентами, людьми из бедных слоёв общества, повлияло на Достоевского и во многом определило его творческий путь. В это же доме писатель создал свой первый роман «Бедные люди».

 просп. Владимирский, д. 11

Весной 1846 года в доме купца Котомина, в кондитерской «Вольф и Беранже», изысканно оформленной в китайском стиле, произошла встреча Достоевского с известным революционером Петрашевским. В 1849 году это знакомство чуть было не стало для писателя роковым — за связь с революционером он был приговорён к смертной казни, однако, к счастью, приговор был заменён двумя годами каторги.

 просп. Невский, д. 18

Дом на Вознесенском проспекте несколько раз за свою долгую и богатую историю менял владельцев и назначение. Когда-то это была гостиница «Париж», а затем здание стало доходным домом Шиля, где в середине XIX века одну из комнат снимал Достоевский. Здесь же писателя арестовали по делу петрашевцев.

 просп. Вознесенский, д. 8

Место, которое современным жителям Санкт-Петербурга известно как Пионерская площадь, в XIX столетии называлось Семёновским плацом и служило для строевых учений и парадов военнослужащих. Также здесь приводились в исполнение смертные приговоры лиц, нарушивших закон. В число преступников попал и Достоевский за связь с петрашевцами, но его помиловали.

 пл. Пионерская

Дом на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка по праву называют «началом начал»: именно здесь начинается действие романа «Преступление и наказание». Каморка Раскольникова находилась под самой крышей и по размерам больше походила на шкаф, чем на комнату.

 ул. Гражданская, д. 19

Мост через канал Грибоедова находится в нескольких шагах от Сенной площади — одного из самых упоминаемых мест в «Преступлении и наказании». По нему пролегал путь Раскольникова к дому старухи-процентщицы. Какое-то время недалеко от Кокушкина моста жил сам Достоевский.

 Кокушкин мост

Ровно 730 шагов насчитал Раскольников от своих ворот до двери старухи-процентщицы. Алёна Ивановна с сестрой занимала две комнаты в простом доходном доме: квартиры тут сдавались мелким чиновникам, ремесленникам, кухаркам. В жилище старухи Раскольников её и убил. После злодейства он ещё раз пришёл в дом на набережной.

 наб. канала Грибоедова, д. 104

По одной из версий, героиня «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова жила на Екатерининском канале (сейчас он называется канал Грибоедова) в доме № 73. Это здание сильно отличается от того, что описал Достоевский: в советские годы надстроили два этажа, поменяли отделку фасада. Соня снимала комнату на последнем этаже с окнами на набережную.

 наб. канала Грибоедова, д. 73

Вознесенский мост пересекает Екатерининский канал, который Достоевский называет «канавой», и расположен по соседству с Кокушкиным. С него бросилась в воду мещанка Афросиньюшка, здесь же сумасшедшая Катерина Ивановна заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

 Вознесенский мост

Все места, где происходило действие романа «Преступление и наказание», сгруппированы вокруг Сенной площади. Во времена Достоевского здесь находился самый дешёвый в городе рынок, где торговали сеном, соломой и дровами, а кроме того — предлагали выпивку и продажную любовь. Это центр мира униженных и оскорблённых, и именно тут Раскольников кается в своём грехе.

 пл. Сенная

На следующий день после преступления Раскольникова вызывают в полицейскую контору. С убийством это не связано — на героя пожаловалась хозяйка квартиры за неуплату. Спустя 13 дней Раскольников приходит сюда снова — уже с повинной. Исследователи расходятся во мнении, где именно Достоевский разместил учреждение.

Многие утверждают, что точное местоположение определить невозможно: то описание, которое даёт писатель не сходится с расположением улиц в Петербурге. Наиболее правдоподобным выглядит вариант с доходным домом всё на той же «канаве». Здесь и правда располагалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части.

 наб. канала Грибоедова, д. 67

В музее сохранились вещи, которые принадлежали Фёдору Михайловичу и его семье. В доме в Кузнечном переулке Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. Похоронили литератора на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

 пер. Кузнечный, д. 5/2

Недалеко от мемориального музея установлен памятник писателю. Фёдор Михайлович сидит с задумчивым видом на лавочке и словно прислушивается к звону колоколов Владимирского собора. Говорят, что прозаик действительно любил гулять в этом районе.

 ул. Большая Московская, д. 2

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/peterburg-dostoevskogo/

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Произведение «Преступление и наказание» получило и другое название – «петербургский роман». Его действующие лица больны, подобно самому городу.

Они больны духовно, они больны физически, они больны душевно… Особое место в описании Петербурга Достоевский отдает желтому цвету.

Обои, мебель, лицо Мармеладова, каморка Раскольникова, женщина-самоубийца, перстень Лужина… Именно с помощью этого цвета Достоевский хотел подчеркнуть напряженную и безвыходную атмосферу.

Городской пейзаж Петербурга Достоевский представляет в романе безотрадным и сумрачным. Летний город открывается перед нами глазами бедняков. Автор лишь изредка описывает природу и достопримечательности столицы, и делает это разве что для контраста.

Большинство эпизодов происходят на улице. Здесь, под колесами богатой коляски, погибает Мармеладов. Здесь открывается легочное кровотечение у Катерины Ивановны. Оно становится фатальным. Здесь решает свести счеты с жизнью Свидригайлов…

Дома и обстановка комнат ничем не красочней описания улиц. В Петербурге Достоевского речь идет преимущественно о доходных домах, комнаты которых сдаются самым бедным слоям населения. Грязные и плохо пахнущие дворы, мрачные лестницы – типичное описание Петербурга Достоевского.

В комнатах постоянно царит полумрак, они освещаются или заходящим солнцем, или огарком свечи. Все происходящее кажется обычному читателю грезами безумного. В главных героях прослеживается наивысшая степень отчаяния и беспомощности. Они упали на самое дно.

Петербург Достоевского – это прежде всего человеческие муки, страдания и горе. Его герои протестовали против унижения достоинства и свято верили в высокое призвание Человека на Земле.

Достоевский словно подчеркивает, что так никто не может жить, поэтому половина его героев погибает, а половина попадает под суд. Писатель специально не стал создавать уютный семейный очаг или более-менее приспособленное человеческое жилье.

Он сравнивает комнаты с гробом, сараем, с чем угодно, но только не с человеческой обителью.

Петербург Достоевского – это город, в котором процветает проституция, полно беспризорных детей. Это город, где мужчины злоупотребляют алкоголем в распивочных и ищут минуты забвения.

Роман пропитан сценами, которые показывают трагизм жизни бедняков тех времен. Ту же семью Мармеладовых можно сравнить с человеческой бездной. Глава семейства и жалок, и отвратителен одновременно. В самом начале романа становится понятно, что его гибель, как духовная, так и физическая – это вопрос времени.

Он прекрасно понимает, что виноват в том, что его семья находится на гране нищеты, а дочь пошла по желтому билету. Но Достоевский пытается вызвать чувство жалости к этому герою, так как он все еще способен чувствовать. Он сам бросается под колеса повозки, так как не видит дальнейшего выхода. Рядом с ним – Катерина Ивановна.

Ее единственная отрада – воспоминания о прошлой, благополучной жизни.

Герои Достоевского находятся словно в состоянии приговора, который должен наступить со дня на день.

Люди относятся друг к другу со звериным любопытством. Им чуждо чувство жалости и сострадания. В самом начале романа царит атмосфера убийства. И уже становится понятным, что замышляет Раскольников.

Автор акцентирует внимание на том, что город заселен «бывшими» людьми. Петербург Достоевского – это место социальных контрастов.

Отсутствие денег, голод и нужда, порождающая преступность – его основные характеристики.

Во многих произведениях Достоевского Петербург выглядит именно таким. В них постоянно прослеживается тема маленького человека, время от времени в них возникают такие образы.

Но в «Преступлении и наказании» автор собрал всех воедино. 1866 год – непонятное время, когда усугубились социальные противоречия. Петербург Достоевского выступает против социального устройства общества.

Буржуазная цивилизация постоянно критикуется.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

страницу

Источник: http://archvs.org/Peterburg_Dostoevskogo.htm

Петербург Достоевского и образ Северной столицы в творчестве писателя

Петербург Достоевского

Меню статьи:

Северная столица Российской империи – Петербург – вдохновляла многих писателей. Мы могли бы вспомнить Петербург Достоевского, Петербург Андрея Белого, Петербург Антона Заньковского … В этот раз нас интересует Северная столица, представшая в произведениях автора «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие.

Образ Петербурга в творчестве Достоевского: по одноименной работе Николая Анциферова

Советский культуролог Николай Анциферов уделяет значительное внимание Петербургу Федора Михайловича как феномену, посвящая этой теме отдельную книгу.

Исследователь обращается к путям, которые ведут к пониманию образа Петербурга, воссозданного на страницах романов русского писателя.

Метод, примененный в этом культурологическом исследовании, характеризуется движением от описания Петербурга как города к открытию Петербурга как памятника литературы.

Николай Анциферов называет этот подход «литературными прогулками», что сближает ученого с французским философом Мишелем де Серто и французским романистом Марселем Прустом. Первый обращается к изобретенной им «риторике шагов» в исследовании города, а второй – к попытке найти оптимальные пути к собору в Амьене.

Топография Петербурга

В этой главе Николай Анциферов описывает Петербург, связанный с жизнью Достоевского. Культуролог подмечает, что каждый период в истории создает собственный образ города. Писатель творчески переживает опыт городских странствий: улицы, памятные места, имеющие исключительно персональное значение, преломляются в восприятии, создавая неповторимый образ Северной столицы.

Между тем, культуролог подчеркивает, что образ Петербурга – это не результат творчества Достоевского, это результат прожитых лет, приобретенного опыта. Этот образ рождается биографическим путем, а не формируется литературным методом.

Что отличает Петербург? Локальные сады и редкие деревья, туман по утрам, сумасшествие белых ночей, каналы и мосты… Город – свидетель многих событий в жизни великого писателя, поэтому логично, что Петербург и призрак второй столицы преследует читателя буквально на каждом шагу.

Достоевский приезжает в Петербург в 1838 году: вместе с будущим гением русской литературы в город прибыл отец Федора Михайловича и брат. Федор поступает на учебу и становится студентом Инженерного училища.

Достоевский воспринимает город с опаской, ведь будущий писатель ощущает здесь одиночество. Петербург показался Достоевскому «спящим», «грязным», преданным «забвенью». С другой стороны, таковыми были впечатления Федора Михайловича от Инженерного училища.

В 1843 году Достоевский-младший завершает обучение.

Со зданием Инженерного училища связано много преданий и легенд. Фантасмагорический, словно музыка Берлиоза, жуткий образ этого архитектурного памятника повлиял на восприятие Достоевским Петербурга.

«Белые ночи» – произведение писателя, в котором Федор Михайлович описывает город странным, порождающим особые места, излучающие сияние.

В этих местах нашли пристанище мечтатели – маргиналы петербургских закоулков.

В период юношества Достоевский вступил в ряды участников кружка Петрашевского, который разогнали в 1849 году. Писатель, вместе с товарищами по кружку, оказался в Петропавловской крепости. Алексеевский равелин, поэтому, наделен особым смыслом для Достоевского.

В воспоминаниях о ночах, проведенных в камере, писатель напишет, что его преследовало ощущение штормового моря под фундаментом крепости. Петрашевцев приговорили к казни: в рядах приговоренных числился и писатель. Достоевский остался в живых, однако то время осталось в памяти юноши как грань, сказавшаяся на мировоззрении.

Казнь заменили на ссылку в Сибирь. Мечтатель превратился в каторжника.

В следующий раз на улицы Петербурга Достоевский ступил в 1860-м году. Михаил Михайлович – брат писателя – издавал журнал «Время»: в издании журнала принял участие и Достоевский.

За 9 лет жизни в Северной столице Достоевский покинул пять мест обитания. Последнее пристанище великого писателя – квартира, расположенная в Кузнечном переулке. Здесь Достоевский и умирает в 1881 году.

Петербург – монументальный и парадный

Цельный образ города – это иллюзия. Петербург выписан в произведениях Достоевского в различных ипостасях и личинах. Для начала, поговорим об образе монументального Петербурга с его дворцами, садами, парками и соборами.

Поклонники творчества писателя знают, что Достоевскому принадлежат заметки о Петербурге, эскизы к образу города. Среди таких эскизов – тексты «Маленькие картинки», «Дневник писателя» и другие. Большая часть внимания здесь уделяется описанию петербургской архитектуры.

Достоевский пишет, что в Петербурге выразилась славянофильская идея: архитектура – это целостный и эклектичный комплекс. Элементы строений, стилистики зданий – это смешивание заимствований и переосмысления инородных структур, преломление чужого в собственном опыте.

Достоевский говорит, что в Северной столице мало своего, однако чужеродные элементы – это результат освоения, связывания с родной стихией. Механических процессов здесь нет.

Достоевский равнодушен к монументальному Петербургу. Писателя влекут малоприметные подворотни, грязные и заброшенные, пыльные улицы, все то, что находится не на виду. Скрытый, пыльный Петербург – это настоящий город. Николай Анциферов считает по этой причине, что образ второй столицы – это сложная духовная констелляция.

Красота Петербурга – тленна и мимолетна. Жизни героев из романов Достоевского неразрывно связаны с домами, с обиталищем петербуржцев разного толка. Красота города воплощается для писателя не в дворцах и садах, но в непримечательных зданиях. Достоевский описывает множество маленьких домиков старого города. Каждый такой домик предстает изолированным миром, отдельной вселенной.

Домики – не вечные, разруха уносит хрупкие здания как смерть. На месте, где раньше бушевала жизнь, теперь – пустыри и огороды. Заброшенность – это эстетика Достоевского. Домики – деревянные и каменные – основная разновидность архитектуры литературного Петербурга.

Каменный дом фигурирует в произведении «Униженные и оскорбленные»: это угрюмое строение в три этажа, где также находится контора гробовщика.

Жизнь героев, населяющих литературный Петербург, полна тяжелого быта, нищеты, бедности и серой грязи. Между тем, душой обладают не только персонажи Достоевского, но и дома, предстающие некими одухотворенными организмами (по мысли Николая Анциферова).

Петербург манит монументальными дворцами, грязными подворотнями, проседью рек и асфальтов, яркостью садов, красными занавесками на окнах – воплощением всех впечатлений от города.

Физиология и душа Петербурга

Культура и природа причудливо переплетаются в образе Петербурга – в цветении, буйстве жизни, в смерти, которая ожидает все живое.

Похожие мотивы прослеживаются в творчестве французского писателя Виктора Гюго, который изображает город как организм, с кишечником из канализационных труб, с развитой и оживленной подземной жизнью.

Основная картина города у Гюго – это не парадные входы и не дворцы. Город состоит из органов, которые отвечают за пищеварение и дыхание, кровообращение и движение…

Жители Петербурга скованны напряженным ожиданием, когда укрощенная до поры до времени водная стихия вырвется на свободу. Петербург – это русская Венеция, город, восставший на воде, на зыбкой болотной земле, которая – источник меланхолии Северной столицы.

Основная субстанция города – это влага. Погода литературного Петербурга Достоевского – это дождь, мокрый снег, туманная вязкость. Природа берет верх над самообладанием, волей героев, которые покоряются безумию петербургской атмосферы.

Мотив мокрого снега – один из центральных элементов, служащих инструментов для описания психологического состояния персонажей.

Этот мотив дополнен образов мостов и лишенных прозрачности петербургских вод, в которых герои не видят собственного отражения.

Ночь обнажает худшие и самые черные уголки человеческой души. Ночь толкает героев Достоевского на преступления против человечества, нравственности, к поступкам, раскалывающим душу.

Убийство, самоубийство, сумасшествие, мысли о насилии – демоны, порожденные ночью.

Темное время суток оголяет и подпольную жизнь города – то, что Гюго описывает, как кишечник города, отличающейся постоянной перистальтикой.

Все кто читает книги – крутые ребята! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа Федора Достоевского “Идиот”, который до сих пор остается одним из самых читаемых произведений мировой литературы

Подполье связано с мотивом мертвецов, смерти и похорон. Для примера, один из персонажей мира Достоевского воспринимал похороны как развлечение.

Однажды увидев разверзнутую пасть могилы, персонаж ощутил страх, смешанный с омерзением: мертвец соседствовал с зелеными, цветущими водами, которые могильщик силился вычерпать.

Нетрудно заметить, что и квартиры со скудными и нищими интерьерами писатель образно приближает к гробам: жилье Раскольникова из романа «Преступление и наказание» больше напоминает кладовую или гроб, чем квартиру.

Петербург – оборотень

В этом описании мы приблизились к определению сущности Петербурга как оборотня. Город имеет две стороны, два лица – подобно римскому богу Янусу. Монументальная, парадная, правильная и приемлемая жизнь, с виду – благополучная – сочетается с подпольем – грязным и мрачным, ежесекундно напоминающим о конечности человеческого бытия.

Физиология интересует Достоевского потому, что писатель стремится узнать, изучить и описать скрытые, потаенные, запретные стороны жизни Петербурга. Тело человека отличается частями, которые никогда не выставляются напоказ.

Эти части ассоциируются со стыдом и срамом. Город тоже имеет такие части. Блистательный, яркий, золотистый и богатый Петербург, как лесная избушка, поворачивается к писателю своим болезненным и бледным, умирающим и скучным лицом.

Петербург не существует – таким, каким задумал город его создатель, околдовавший «финские берега». Северная столица – великая греза, абстрактная идея. Остановимся детальнее на примере, предлагаемом Николаем Анциферовым, – это Мокруши.

Мокруши

Это место демонстрирует читателю две стороны, два лица Петербурга. Первое лицо города – мрачное, ветреное и мокрое. Ветер – символ хаоса, потерянности, отчаянья, пропасти, которая рождается в душах героев. Здесь обитает Свидригайлов, который неспешными шагами погружается в атмосферу нравственного упадка.

Другое лицо Северной столицы – жаркое и сухое, душное, смрадное и пыльное. Здесь, в окрестностях Сенной площади, задумывает и совершает страшное преступление главный герой «Преступления и наказания» – Родион Раскольников.

Казалось бы, непритязательный, непоказной образ Петербурга не способен вдохновить художника (в широком смысле этого слова). Однако для Достоевского именно такой Петербург оказывается настоящим.

Тоска, грех уныния – судьба героев мира Достоевского, от которой невозможно убежать или скрыться. Нищета – обстоятельство жизни, отделяющее парадный Петербург от маргинального Петербурга.

Сырость и мокрота обрекают персонажей на смерть от чахотки (вспомним жену Мармеладова, которая описывается автором больной чахоткой).

Колористика Петербурга

Северная столица – порождение серых оттенков. Однако Федор Михайлович вводит в описание города и другие цвета: например, желтый.

На желтый цвет обращает внимание франко-румынский философ Мишель Чоран, считая его символов тоски, обреченности, наиболее депрессивным цветом, угнетающим человека. Достоевский описывает интерьер квартир нищенским, бедным.

Здесь – нужда и отсутствие даже необходимых предметов мебели. Стены – желтые, оклеенные выгоревшими и дырявыми обоями.

Разбитые мостовые изображены серыми. Вода – сереющая и мутная. Атмосфера не предвещает светлого будущего и радости, заводя жителей в питейные лавки: город пестрит вывесками заведений, где можно выпить.

Читать это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”

Петербург порой выступает фоном, на котором разворачиваются события произведений писателя. Но чаще вторая столица предстает в качестве персонажа. Петербург – живой, наделенный душой автономный герой мира Достоевского. Цвета и сезоны связаны между собой. Писатель признавал, что ненавидел петербургское лето. Худшее лето – в окрестностях Сенной площади.

Раскольникову однажды снится кошмар, напрямую связанный с жарой Сенной. Грязь и дурманящий, тошнотворный аромат, жара и страшная духота – атрибуты литературного Петербурга из мира Достоевского. Лучшая пора здесь – осень.

В этот период город пробуждается, предприятия начинают работу, писатели создают новые тексты, новые лица появляются на улицах Петербурга… Весна – тоже неплохое время, хорошее.

Анализ образа Петербурга в рамках литературной критики

Настроение Петербурга изменчивое, как настроение человека. Город улыбается, выказывает злость, расстраивается, плачет, болеет, хмурит лицо… Порою Петербург и жизнь, абсурд, происходящий здесь, кажется настолько субтильным и эфемерным, что можно усомниться, что этот город и впрямь существует.

Анализу Петербурга Достоевского посвящено множество литературно-критических и философских работ.

Представитель Тартуской школы, Юрий Лотман считал, что Петербург нельзя отделить от целостного художественного пространства произведений Достоевского. Писатель проецирует на Северную столицу образ России в целом.

В «Братьях Карамазовых» Петербург сохранил болезненность и связь с безумием – как воплощение страхов и ужасов России.

Если Петербург – это болезнь, то преодоление Петербурга, настроения, атмосферы города мыслится как путь России к выздоровлению. Петербург – это преступник, ведь город так же участвует в преступлении, как и Раскольников.

Можно сказать, что именно Петербург толкает героя на совершение преступления. Сонечка Мармеладова продает собственное тело на улицах Северной столицы.

Между тем, отъезд героев – Раскольникова и Сони – из Петербурга знаменует путь персонажей к нравственному спасению.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/peterburg-dostoevskogo.html

Петербург Достоевского. Описание Петербурга Достоевским. Петербург в произведениях Достоевского

Петербург Достоевского

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей.

Петра творенье

По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы.

Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.

Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.

Не случайно сегодня мы имеем возможность наслаждаться многоликими «портретами» этого удивительного города в произведениях величайших художников слова и упоминаем такие идиомы, как Петербург Достоевского, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Ахматовой, Блока.

Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом.

Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей.

Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в творчестве Достоевского является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее.

Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей.

Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь – не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную.

Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург.

Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший.

Город-соучастник

Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?

Городские пейзажи

Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же – в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова.

В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина – вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб – это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза.

Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

Великолепная панорама

Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности.

И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы — чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней купола храма.

Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».

«Пьяный» Петербург

Достоевского преступление и наказание созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет.

Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» — не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений.

А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.

Город-судья

В 5-й главе пятой части романа Петербург показывается краешком, из окна каморки Раскольникова.

Вечерний час заходящего солнца пробуждает в молодом человеке «мертвящую тоску», которая мучит его предчувствием свернувшейся в крошечную точку вечности – вечности «на аршине пространства».

И это уже тот приговор, который выносит раскольниковской теории логика событий. Петербург Достоевского в этот момент предстает не только как соучастник преступления, но и как судья.

Гроза

В 6-й главе шестой части душный и мрачный вечер разрывает страшная гроза, в которой без перерыва сверкают молнии, а дождь «хлынул как водопад», безжалостно исхлестывая землю. Это вечер накануне самоубийства Свидригайлова, человека, доведшего принцип «возлюби себя» до крайней точки и погубившего себя этим.

Гроза продолжается беспокойно шумящим, а затем завывающим ветром. В холодной мгле звучит тревожный набат, предупреждающий о возможном наводнении. Звуки напоминают Свидригайлову о виденной некогда девочке-самоубийце в гробу, усыпанном цветами. Все это словно подталкивает его к суициду.

Утро встречает героя густым молочно-белым туманом, заволакивающим город, сознание, душевную пустоту и боль.

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством.

На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» — произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали.

Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя. Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть.

Уличные сцены

В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М. Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой.

Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует. Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние.

Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню.

В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков.

Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью. Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны.

Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова. И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург. Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности».

И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом!

Город-губитель

Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны.

На улице бездушного города некогда был раздавлен Мармеладов, занимается проституцией Соня, переживает падение девушка, увиденная Раскольниковым на бульваре.

На улицах города совершит самоубийство Свидригайлов, и вот, от безвыходности и отчаяния сходит с ума Катерина Ивановна. И каменная мостовая жадно впитывает ее хлынувшую горлом кровь.

Дома и интерьеры

В 1-й главе первой части Раскольников с дрожью и замиранием приближается к дому процентщицы, который видится ему «преогромнейшим», безобразно возвышающимся и наступающим на маленького человека. Людской муравейник доходного дома ужасает героя. Сегодня экскурсоводы демонстрируют туристам этот дом на канале Грибоедова, он является частью культуры Санкт-Петербурга.

В главе 2-й части первой Раскольников оказывается в кабаке и среди пьяных криков и бессвязной болтовни слушает пронзительную исповедь Мармеладова. Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию.

Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.

Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой.

Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

https://www.youtube.com/watch?v=KSNJ6z7azS4

В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?). Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом».

Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.

Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.

Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной. Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом.

И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами.

Распахнутые окна трактира, впрочем, — это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.

В заключение

Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского – это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича.

Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России.

В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.

Источник: https://FB.ru/article/138205/peterburg-dostoevskogo-opisanie-peterburga-dostoevskim-peterburg-v-proizvedeniyah-dostoevskogo

Refy-free
Добавить комментарий