Первопечатник Иван Федоров

Иван Фёдоров первопечатник — биография и жизнь основателя русского книгоиздания

Первопечатник Иван Федоров

Однако дело мастера живет до сих пор: он работал в первой русской типографии, трудился над книгами несмотря на трудности. Выпущенная им «Островская Библия» долгое время оставалась официальной редакцией на славянском языке.

Происхождение и юность

Точная дата рождения Ивана Фёдорова не установлена, даже год остается загадкой. Ученые считают, что он родился между 1510 и 1530 годами. Место рождения также неизвестно, однако сам Ваня всегда подписывался «москвитин» и писал, что родился и жил в Москве.

Определенные проблемы возникли даже с определением фамилии, поскольку на тот момент в нашем понимании она еще не существовала.

В разных документах первый русский первопечатник подписывался по-разному:

  1. Иван (Иоанн в греческих текстах) Фёдоров — указано на московском «Апостоле», с добавлением «из Москвы» — на Острожской Библии. Это традиционное наименование по роду: Фёдоров — сын Фёдора.
  2. Иван Федорович Московский (Москвитин) — можно увидеть на других книгах, например, на Псалтыре 1570 года и в латинских документах.

На надгробной плите указан Иоанн Федорович друкарь (печатник) Москвитин. По всей видимости, у Ивана была только одна жена, с которой он завел нескольких детей.

Известно имя только старшего сына — Ивана Друкаревича (сына друкаря), который именуется в документах старшим.

Сын умер в 25 лет (через 3 года после отца) вскоре после помещения в долговую тюрьму при таинственных обстоятельствах.

Он был женат на Татьяне, с которой прожил последние 6 лет, и по всей видимости не имел детей, так как наследником стала жена. По непроверенным сведениям, у печатника также был сын Демьян.

Книгопечатание в России началось в 1552 году, когда царь Иван Грозный посоветовался с митрополитом Макарием и решил начать выпуск российских книг. Для этого он обратился к королю Дании и Норвегии Кристиану III с просьбой прислать специалистов. Последний отправил в Россию датчанина Ганса Миссингейма (Бокбиддера), из Польши были выписаны буквы и печатный станок.

Король Кристиан прислал также лютеранскую Библию и 2 катехизиза. Он предлагал духовенству рассмотреть возможность перевода и распространения этих книг в количестве нескольких тысяч экземпляров, если монарх сочтет их полезными для общества. Иван IV отказался от этого, но в благодарность позволил лютеранам построить собственную церковь.

Первые книги в 1550-х годах выходили без каких-либо выходных сведений, а потому опознать, кто был печатником и где они выпущены, практически невозможно.

Историки считают, что руководил «анонимной» мастерской сам Мессингейм, хотя в 1556 году царь отправил в Новгород мастера Марушу Нефедьева (его имя упоминается в сопроводительном письме к дьякам).

Последний должен был привести в Москву резчика Васюка Никифорова, который стал первым русским гравером.

Считается, что в этой типографии в качестве ученика работал сам Иван Фёдоров.

Работа в Москве

В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).

Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».

Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).

Однако вскоре печатник вынужден был уехать в Литву из родной России, забрав с собой гравировальные доски и шрифты.

Существует 2 объяснения:

  1. Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
  2. Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.

В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа.

Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.

Жизнь за границей

По словам самого мастера, из России его и Петра Мстиславца выгнали в совершенно незнакомую Литву, где они были любезно приняты князем Сигизмундом II Августом.

На деле принял печатников гетман Ходкевич, который и способствовал организации типографии в родовом имении Заблудове.

На новом месте были выпущены 2 книги:

  1. В 1568 году «Учительное Евангелие» — сборник поучений и толкований евангельских текстов.
  2. В 1570 году «Псалтырь с Часословцем», который широко применялся для обучения грамоте.

Однако вскоре начались трудности. В 1569 году у Ходкевича началась болезнь головы. Вскоре он закрыл типографию, решив, что это совершенно ненужное дело, и предложил мастерам занятья земледелием. Фёдоров и Мстиславц уехали во Львов, где решили продолжить свое дело.

Но им необходимы были деньги. Печатники обратились к русским и греческим купцам, но получили отказ. Сумму собрали местные прихожане и небогатые священники. Вторая сложность состояла в запрете столярного цеха иметь при печатном цехе столяра, который был необходим при работе. Дело было решено только после разбирательства городского совета и поддержке краковских печатников.

В 1574 году был выпущен «Апостол», в послесловии которого Иван рассказывал об испытанных гонениях. В том же году выпущена азбука для первых классов — «Букварь». На сегодня найден всего 1 экземпляр. В 1578 увидели свет еще один «Букварь» и «Греко-русская книга для чтения на церковнославянском языке».

Однако на новом месте дела не шли гладко. Ему вновь пришлось конкурировать с переписчиками, не желавшими терять доход. Продажа книг производилась в Коломые, Львове и Кракове. В последнем городе Федоров благодаря доверию врача Сенека мог получать в кредит бумагу с местной фабрики.

Но все же мастер был вынужден заложить типографию со 140 книгами еврею Якубовичу за 411 золотых. Его сын остался торговать книгами, сам Федоров-Москвитин уехал в украинский Острог.

Важнейшая книга

В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:

  1. Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
  2. Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
  3. В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
  4. Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
  5. Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
  6. Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
  7. В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.

Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.

Примечательно, что «Острожскую Библию» до сих пор используют старообрядцы, которые не признают исправленные тексты.

Смерть и место погребения

В 1575 году Иван был назначен управляющим украинского Дерманского монастыря, но продолжал работать. Помимо книгоиздания, мастер приобрел определенную известность как оружейник — он изобрел монтиру с несколькими стволами и взаимозаменяемыми частями, также занимался отливкой пушек.

В первой половине 1583 он отправился в Вену, где показал изобретение императору Священной Римской империи Рудольфу II.

На протяжении всего года печатник работал в Кракове и Вене, возможно, еще в Дрездене, поддерживал тесное общение с просвещенными европейцами.

Доказательством последнего факта служит письмо от 23 июля 1583 года к саксонскому курфюрсту Августу, которое свидетельствует о регулярной переписке.

Первый книгопечатник на Руси умер 15 декабря 1583 года после возвращения из трудной поездки. Смерть застала его подо Львовом, похоронен он был на кладбище Святоонуфриевского монастыря. Точное место его погребения было утеряно.

Даже после смерти мытарства печатника не закончились. Через некоторое время кладбищенские плиты в том числе Фёдорова принесли в храм и использовали для мощения пола. В конце XIX века при замене пола плита Ивана Москвитина была расколота и выброшена. Точное место его погребения было утрачено чуть раньше.

В 1977 году в храмовом дворе (на тот момент в монастыре был открыт музей Фёдорова) установили плиту и памятник Ивану и его ученикам Петру Мстиславцеву и Андронику Невеже.

В 1990-х музей был уничтожен при захвате храма монахами-базилианами. Последние выбросили на улицу все экспонаты в том числе уникальные книги, которые сильно пострадали из-за мокрого снега. Памятник пришлось перенести.

Сегодня он распложен перед зданием Музея искусства старинной книги Украины.

Типографское дело появилось в России при Иване Грозном в середине XVI века. Первым печатным мастером стал Иван Федоров. Его имя впервые появилось на выходных сведениях. Однако жизнь мастера сложила неудачно.

Он пережил несколько гонений, вынужден был часто переезжать и даже заложил типографию. Краткая биография первопечатника Ивана Фёдорова для детей позволяет увидеть в нем человека, делом жизни которого стало просвещение народа.

Мастера не следует путать с Иваном Евграфовичем Федоровым, советским летчиком.

Источник: https://nauka.club/biografii/pervopechatnik-ivan-fyedorov.html

12 июля 1580г. первопечатник Иван Федоров опубликовал первую славянскую библию

Первопечатник Иван Федоров

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Москва,»Бит Жизни!», — Мираслава Крылова.

Иван Федоров (ок. 1510-1583) (настоящее имя Иван Федорович Московитин) — один из первых русских книгопечатников, основатель книгопечатания в России и на Украине.

По традиции часто называется «первым русским книгопечатником». И. Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства.

В 1564 в Москве совместно с типографом Петром Тимофеевичем Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине.

В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-1581 годах в Остроге Иван Федоров издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»).

Известен и как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).

«Апостол» с одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской улице была устроена типография, в которой 1 марта 1564 вышла первая русская точно датированная книга — «Апостол». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Иваном Федоровым и П. Т. Мстиславцем в течение года.

Тираж издания составил около 2000 экземпляров (сохранилось около 60). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книгу украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских.

Орнаментика этого и последующих федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа. Отпечатанная Иваном Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий.

После печати “Апостола” Федоров уехал в Великое княжество Литовское, где основал типографию во Львове. Там в 1574 году увидело свет второе издание «Апостола». Львовский «Апостол» был издан тиражом порядка 1–1,2 тысячи экземпляров. До нашего времени дошли только 120 из них.

Страница «Апостола» Ивана Федорова. 1564

Отъезд из Москвы

В 1565 году Иван Федоров и Мстиславец издали «Часовник» (двумя изданиями), оказавшийся по своему полиграфическому исполнению ниже «Апостола». На этом их деятельность в Москве прекратилась, и они покинули пределы Московского государства.

Возможно, причины их отъезда связаны с людьми, которые, по словам Федорова, «зависти ради многие ереси умышляли» (послесловие к львовскому «Апостолу»).

Предполагают, что Федоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики (в 1565 году Иван Грозный ввёл опричнину) оставаться в Москве было опасно.

Заблудувский период

Иван Федоров и Пётр Мстиславец переселились в Великое княжество Литовское и обосновались в Заблудуве (ныне Польша) у гетмана Григория Александровича Ходкевича — сторонника автономии Литовского княжества, ревнителя православия.

Он предложил Федорову под его покровительством печатать книги на церковно-славянском языке. Первым заблудувским изданием стало «Учительное Евангелие» (1569).

После его выхода Мстиславец расстался с Федоровым и переехал в Вильно, а Федоров продолжил выпуск книг.

В 1570 вышло одно из лучших его изданий «Псалтырь» (с «Часословцем»), которую украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением царя Давида. После Люблинской унии (1569), объединивший Литву с Польшей, Ходкевич попал в сложную ситуацию, вынудившую его отказать Федорову в поддержке.

Печатник Иван федоров

Церковная служба В результате своей деятельности познакомился с митрополитом Макарием первопечатник Иван Федоров. Краткая биография гласит, что, возможно, именно это дало толчок к тому, что вскоре первый русский царь именно Федорову поручит такое важное дело, как напечатание первой книги – «Апостола».

Как известно, Макарий был приближен к Ивану Грозному, и, заметив способного юношу, мог содействовать его дальнейшей судьбе. По распоряжению царя в 1550-х годах началась деятельность по разработке первой московской типографии. Особым образом подбирались шрифты и прочее оборудование, необходимое для функционирования типографского дела. Вначале предприятия носили анонимный характер.

Но затем это дело начало широко распространяться.

Появление на свет первой русской книги – «Апостола» Биография Ивана Федорова-первопечатника, для детей подготовленная, главным образом повествует о создании первой печатной книги. В 1564 году выходит первая русская печатная книга на славянском языке – «Апостол».

Активное участие в ее появлении принимали Иван Федоров и его помощники – Петр Мстиславец и Маруша Нерефьев. Подготовка к этому событию осуществлялась около года. Завершение работы ознаменовалось успехом, так как данный экземпляр был намного лучше предыдущих книг по своим качествам.

Эта работа получила благословение митрополита Макария, но, к сожалению, Макарий не дожил до той поры, когда вышел в свет «Апостол».

Вот чем знаменит Иван Федоров – первопечатник.  Но, само собой, одной книгой все не ограничилось. Книгопечатание получило более широкие масштабы. В 1565 году по велению Ивана Грозного предстояло выпустить еще одну богослужебную книгу под названием «Часослов».

Этим занялись Петр Мстиславец и Иван Федоров (первопечатник). Биография указывает, что было изготовлено два экземпляра. Впоследствии она оказала большую пользу обществу. Там были запечатлены различные молитвы и песни. По ним совершался ежедневный церковный обряд.

Но главное, что именно по ней начинали обучать чтению.

Печатник Иван федоров

Гонения на первопечатников Но ситуация на самом деле обострилась. Многим было невыгодно развитие книгопечатания. Во-первых, переписчикам, которые, по сути, теряли свою должность, а следовательно, и свою денежную прибыль.

Также недовольными были высшие слои населения, боялись, что повышение уровня народного образования впоследствии способно привести к тому, что они лишатся своих привилегий. В народе рисковали появиться идеи, которые помогли бы устроить бунт против чиновников, помещиков, духовенства и так далее.

Существовало еще мнение, что в рукописные книги, так как это упорная работа конкретного человека, вкладывалась душа. А печать на станках не несла подобных свойств, и принималась за что-то нечистое. Биография Ивана Федорова -первопечатника – рассказывает о нелегком положении деятеля. Кульминацией стал пожар, произошедший в 1566 году в типографии.

Более того, деятельность первопроходцев в книгопечатании стали считать ересью. После этого события было принято решение, что первопечатники, в том числе Петр Мстиславец и Иван Федоров, должны отправиться в Литву.

Работа в Литве В Заблудове, имении гетмана Ходкевича, была организована типография. Первой книгой, вышедшей на свет из этой типографии, стало “Учительное Евангелие”. Впоследствии книге было присвоено название Заблудовского. Произошло данное знаменательное событие в 1568-1569 годах. Опять работой руководили все те же первопечатники.

Но дальнейшая деятельность этих людей разъединяется. Как поясняет краткая биография Ивана Федорова-первопечатника, он остается и продолжает работать в Заблудове. Петр Мстиславец же отправляется в Вильно. В результате работы в Заблудово Иваном Федоровым создается книга «Псалтырь с Часословцем».

 Но здесь судьба преподнесла еще один неприятный сюрприз, с которым столкнулся Иван Федоров (первопечатник). Биография гласит следующее. Ходасевич по причине старости, нежелания принимать участие в организации печатного двора, отсутствия большого количества денег решил прекратить функционирование типографии.

Ходасевич предлагает заняться земледелием Ивану Федорову, но тот отказывается, ибо считает себя не предназначенным для такого дела. Он покидает Заблудово к 1573 году.

Первопечатник Иван Федоров

Переезд во Львов Краткая биография Ивана Федорова-первопечатника указывает, что ему самостоятельно пришлось перевозить все инструменты, необходимые для функционирования печатного дела. Здесь мужчине удалось организовать собственную типографию.

Работа пошла заново, и в 1574 году выходит первая печатная книга на Украине – «Апостол», одноименная с московским экземпляром. По содержанию она также аналогична той, что была выпущена еще в 1564 году. Правда, здесь кое-что добавлялось. К примеру, несколько вступительных текстов.

В конце фигурировало довольное интересное послесловие, которое лично составил Иван Федоров-первопечатник. Биография сохранила строки: “Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создалась эта печатня”. Так выглядело заглавие послесловия.

Трудом Ивана Федорова совершилось около тысячи переизданий “Апостола”. Это означало, что книгопечатание развивалось не только в России, но и на территории современной Украины.

В 1574 году в типографии Ивана Федорова публикуется «Азбука» – первый восточнославянский учебник, о котором мы неоднократно слышали. Книги были по размеру небольшими и содержали все то, что необходимо для изучения грамоты.

12 июля 1580 г  Иван Федоров опубликовал Острожскую Библию— первое полное издание Библии на церковнославянском языке, подготовленное совместными усилиями православного князя Константина Острожского и кружка  ученых, собранного вокруг Острожской школы. Издание опубликовано в Остроге первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году по благословению дубенского игумена Иова.

«Острожская Библия» состоит из 76 книг Ветхого и Нового завета. Некоторые её части основывались на переводах Франциска Скорины. Среди источников указывают также «Геннадиевскую Библию» — рукопись конца XV века. Предисловие написано Г.Д. Смотрицким — отцом Мелетия Смотрицкого.

Острожская библия Ивана Федорова

Имеются экземпляры с различными выходными сведениями, помещенными в конце книги. Небольшая часть экземпляров имеет на последнем листе текст выходных данных в виде треугольника с датой 12 июля 1580, ниже помещена типографская марка Ивана Федорова.

В других экземплярах текст оканчивается в два столбца, ниже типографской марки и выходных данных с датой 12 августа 1581 помещена концовка. В связи с этим часто говорят о двух различных изданиях книги. Однако на титульном листе всех известных экземпляров стоит 1581 год; по наблюдениям А.С.

Зёрновой, описавшей 29 экземпляров, издание было одно, хотя по какой-то причине затянулось и некоторые листы были перепечатаны; разных комбинаций из перепечатанных и неперепечатанных листов достаточно много.

Как и все издания Ивана Федорова, «Острожская Библия» набрана и сверстана безупречно. В ней для основного текста применён мелкий, но удобочитаемый «острожский» шрифт, полууставный с элементами скорописных начертаний, и набор в две колонки. Объём текста оценивают в 3 240 000 печатных знаков.

Острожская Библия практически без изменений была перепечатана в Москве в 1663 г., так что по сути являлась официальной редакцией славянской Библии до 1740-х годов, когда была подготовлена исправленная так называемая Елисаветинская Библия, используемая и поныне в Русской Православной Церкви.

«Острожская Библия» широко известна на Украине, в России и Белоруссии, а также в других странах. Она содержится в Оксфордской библиотеке. Также её экземплярами владели шведский король Густав Адольф, кардинал Барберини, многие учёные и общественные деятели эпохи Ивана Фёдорова.

Значение «Острожской Библии» было большим для православного образования, которое было вынуждено противостоять сильному католическому давлению на Украине и в Белоруссии.

До сих пор используется старообрядцами, не признавшими новый перевод Библии, как и другие исправления богослужебных книг в XVII веке.

Печатник Иван федоров

Закат жизни В 1582 году первопечатник Иван Федоров возвращается Львов к своим родным. Он желает продолжить свое дело. Но полностью план осуществить не удается.

В 1583 году он покидает этот свет. Похоронили его в Свято-Онуфриевском монастыре, и над могилой положили плиту с надписью “Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных”.

Именно такой титул закрепляет за собой Иван Федоров – первопечатник.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://bitoflife.ru/?p=1729

Первопечатник. История Ивана Федорова

Первопечатник Иван Федоров

11 марта 1564 года, 455 лет назад, была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол». 

Она стала результатом трудов Ивана Федорова – одного из первых русских первопечатников (только по нему имеется достаточно точная информация). Фамилии в их нынешнем виде на Руси еще не прижились.

Поэтому на выходных данных его изданий и в отдельных деловых бумагах Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год). Интересно и то, что кроме книг, первопечатник был еще и мастером по отливу пушек, и многоствольных орудий.

Память об Иване Федорове сохранилась до наших дней. Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова. А в 1909 году рядом со зданием Печатного двора в Москве поставили памятник Федорову.

Судьба русского первопечатника очень интересна. Как он из Москвы смог попасть в Русское воеводство Речи Посполитой и основать типографию и там, как печатал первую книгу в Москве, с какими проблемами он сталкивался, –сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Иван Федоров

Памятник Ивану Федорову у Печатного двора в Москве. Источник: http://vovremyaono.ru

Любой из нас знает, что в наше время, книга – это легко доступный источник знаний. Недостатка в книгах у нас нет, а для того, чтобы распечатать любую информацию на бумажном носителе уйдет несколько секунд.

Безусловно, на заре книгопечатания на Руси в XVI веке всё было не так просто. Для этого требовался не просто образованный инженер, он должен был обладать и твердостью характера. Таким человеком стал Иван Федоров.

 

О его детстве информации нет. Однако стараниями советского историка Е. Л. Немировского было установлено, что родился Иван в 1510 году.

Историк нашел документы, подтверждающие, что Федоров с 1529 по 1532 годы учился в Ягеллонском университете в Кракове.

После его окончания он становится диаконом в церкви Николы Гостунского, где знакомится с митрополитом Макарием, с которым долго сотрудничал впоследствии.

Первые книги

Первое издание «Апостола» в Москве. Источник: http://vovremyaono.ru

В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела.

Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова.

Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета.

Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору.

Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Федорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя.

Считается что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование.

А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями.

Так выглядели первые печатные станки. Источник: https://www.pinterest.ru/

Известно, что в это время Федоров столкнулся и с проблемами. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.

Международный мастер книгопечатания

Памятник Ивану Федорову во Львове. Источник: https://www.pinterest.ru/

В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич.

Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич как действующий государственный деятель попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году.

Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Произошло это в 1568-1569 годах.

После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.

Еще одно издание «Апостола». Источник: http://vovremyaono.ru

Эта новость не обрадовала Федорова, поэтому он решил перебраться во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут его ожидало разочарование, местные богачи не горели желанием вкладывать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел, так как местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.

Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».

В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского.

Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения».

В 1581 году вышло издание «Острожской Библии», ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).

Острожская Библия. Источник: http://vovremyaono.ru

После издания «Острожской Библии» Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам в Европе делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых был и король Германии Рудольф Второй). Ознакомиться с примерами работ Федорова можно в интернете фото сохранившихся изданий выложены в свободном доступе.

Умер Иван Федоров 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/piervopiechatnik-istoriia-ivana-fiedorova

Тайны бытия первопечатника Ивана Федорова: Путь к просвещению и борьба за выживание

Первопечатник Иван Федоров

  • Подписаться
  • в
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

Ивана Федорова принято называть «первым русским книгопечатником». На самом деле, это не совсем соответствует истине. И до него в стране печатали бумажные издания. Разница в том, что Федоров первым указал исходные данные и себя как автора. Те же издания являлись анонимными. Но это ремесло не принесло народного признания Ивану.
Начать рассказ о столь удивительном и интересном человеке стоит с истории его фамилии. В шестнадцатом веке фамилий как таковых в Русском царстве не было. Чаще всего человек указывал чьим сыном он являлся. Так вот Иван был сыном Федора. Отсюда и пошло, что он Федоров. Сам же книгопечатник в качестве аналога современной фамилии указывал «Москвитин» — из Москвы. Со временем эта приписка отпала, уступив место Федорову.

Точная дата рождения Ивана неизвестна. Принято считать, что он появился на свет между 1510 и 1530 годами (обычно используется промежуточный вариант – 1520 год). Хорошо хоть сам Федоров неоднократно упоминал Москву, как «отечество и род», а то бы и место его рождения осталось бы на обочине истории. Вообще, его жизнь была удивительной.

В ней нашлось место и тайне, и драме, и преступлению. А великолепно сгущает краски суровый и мрачный шестнадцатый век, в котором жил наш герой. У Евгения Гришковца и Александра Цекало есть такой замечательный спектакль под названием «По По». Так вот про Федорова можно смело сказать, что он жил в стиле родоначальника детективного жанра Эдгара Алана По.

Почтовая марка с изображением первопечатника.

Итак, тайна №1. О детстве и юности Ивана Федоровича не сохранилось никаких достоверных фактов. Сплошь вымыслы и легенды. Вроде бы он получил образование в Кракове. Но вот какое именно – загадка. При этом человеком он был очень умным, продвинутым и просвещенным для своего времени.

Федоров не являлся самоучкой, который при помощи березы, лаптей и сена «случайно» изобрел станок для печатания книг. Нет. Он познакомился с «чудо-машиной», скорее всего, именно в Кракове.

Здесь работала типография Швайпольта (Святополка) Фиоля (сам основатель славянского книгопечатания умер в 1525 или 1526 году), которая занималась печатанием книг на кириллице. Возможно, был знаком Федоров и с Франциском Скорина, благодаря которому образованные люди западной части Русского царства познакомились с книгами.

В 1552 году Ивана IV Грозного осенило – в Европе в ходу напечатанные книги, значит, должны они быть и у нас. Сей прекрасный порыв государевой души поддержал митрополит Макарий. Возможно, он и не разделял восторга царя, но кто бы осмелился перечить Грозному? Но хотеть – это одно, а реализовать – совсем другое.

Известно, что мастера книгопечатного дела пытались найти у себя, но не вышло. Поэтому, по привычке, послали гонцов на север, за новым, так сказать, Рюриком. И вскоре из Дании прибыл типограф или переплетчик Ганс Миссингейм. Буквы и печатный станок выписали из польских земель. Началась работа. Насколько она оказалась продуктивной – судить сложно.

Вроде как было выпущено несколько (менее десятка) анонимных книг, на этом дело и закончилось. Причем даже не осталось сведений о том, где находилась типография. А в один прекрасный момент датчанина на боевом посту сменил Маруша Нефедьев, который работал вместе с гравером из Новгорода по имени Васюк Некифоров.

Скорее всего, у них в учениках ходил и молодой Иван Федоров. «Звездный час» Федорова пришел позже – в 1563 году, когда Иван Грозный распорядился открыть Печатный двор. Государь видел в нем перспективу и возможность поднять престиж страны в Европе, поэтому финансированием не обидел. Здесь и начал трудиться Иван Федорович.

Над своей книгой под названием «Апостол» он вместе с помощником Петром Мстиславцем работал около года. И в свет она вышла весной 1564 года. Именно «Апостол» считается первой точно датированной печатной книгой в России. Еще через год вышло еще одно издание — «Часовник». Обе эти книги являлись церковными.

Франциск Скорина./Фото autogear.ru

Тайна №2. Появление печатных книг вызвало бурную реакцию. Причем не совсем такую, как ожидал Федоров. Новшество было воспринято в штыки… духовенством. Сам Иван Федорович часто говорил о нападках со стороны священнослужителей, мол, они считали печатные книги «бездушными». Самая сильная агрессия была со стороны, как несложно догадаться, монахов-переписчиков.

Их работа шла медленно, а стоила очень дорого. В лице печатного станка они увидели конкурента, который предлагает продукт более дешевый. Да и скорость у него была не сопоставима с ручным трудом. Это по одной из версий привело к серьезному конфликту. Этой версии придерживался и английский дипломат Джильс Флетчер. Он утверждал, что именно переписчики стояли за тем пожаром.

Флетчер считал, что они просто не могли честным путем конкурировать с печатной продукцией Ивана Федоровича, поэтому и отважились на поджог. Правда, англичанин не застал все эти события. В своем послании он опирался не некие источники, а также на воспоминания самого Федорова. Поэтому утверждать однозначно, что факт поджога произошел из-за конфликта — нельзя. Но факт остается фактом.

Поджог типографии был, конфликт печатника с духовенством — тоже. А об истинных причинах остается только догадываться. Вот что еще интересно: во время пожара ни гравировальные доски, ни шрифты не пострадали. Федоров успел их спасти. Значит, в момент возгорания он был в типографии или же где-то поблизости.По поводу вражды Ивана Федоровича и духовенства есть еще одна любопытная версия.

Академик, советский историк-славист Михаил Николаевич Тихомиров считал, что Федоров нарушил правила. Первопечатник принадлежал к белому духовенству, то есть к числу священнослужителей, не дававших обет безбрачия (этот удел являлся выбором представителей черного духовенства). Но ограничения все же существовали.

Например, после смерти супруги представитель белого духовенства не мог вступать во второй брак и обязан был уйти в монастырь. Так вот Федоров, став вдовцом, в монахи не постригся.После всех этих событий Иван Федорович не задержался в Москве.

Вскоре он (компанию ему в путешествии составил верный «оруженосец» Петр Мстиславец) перебрался в соседнее государство — Великое княжество Литовское, а именно, в городе Заблудов. Тайна №3. Почему первопечатник выбрал именно этот населенный пункт — точно неизвестно. Есть версия, что переезд Федорова в Заблудов — это инициатива самого государя.

Так, по крайней мере, считал все тот же академик Тихомиров. Дело в том, что Иван Грозный делегировал печатника на Запад в целях пропаганды православия, позиции которого были сильно ослаблены католицизмом. Но так ли это на самом деле — неизвестно.

Сам же Федоров в качестве причины отъезда в послесловии к Львовскому Апостолу в 1574 году говорил о напряженных отношениях с чиновниками и священнослужителями. И из-за этого ему пришлось покинуть Москву. На чужбине печатника встретили как родного. При непосредственном покровительстве гетмана Ходкевича в Заблудове появилась типография, где и начали свою работу Федоров и Мстиславец.

В 1568 году они выпустили «Учительское Евангелие», а в 1570 — «Псалтырь с Часословцем». Кстати, последняя книга стала пособием для обучения грамоте. Но спокойная творческая жизнь оказалась недолгой. После того как королевство Польское и Великое княжество Литовское решили объединяться в Речь Посполитую, заключив знаменитую Люблянскую унию, Ходкевич резко изменил свое отношение к русским печатникам. Он заявил, что типография не нужна, а Федорову с Мстиславцем посоветовал постичь премудрости земледелия.

Памятник Ивану Федорову./ www.syl.ru

Вскоре печатники переселились во Львов. Иван Федорович понадеялся на местных богатых купцов, но его «проект» их не впечатлил. Они не видели смысла в «бумажках». Посочувствовали Федорову лишь некоторые православные священники да прихожане. Но их помощь, конечно, оказалась скудной.

Кое-как Иван сумел напечатать второе издание «Апостола» в 1574 голу. В послесловии печатник-то и рассказал о своей незавидной судьбе и гонениях. Он утверждал, что виновники всех его бед и несчастий – священнослужители, которые считали, что его книги – ересь. Продавалась книга плохо.

Поэтому Федорову пришлось попробовать выйти на рынки других городов. Например, Кракова. Но печального положения это не спасло. И в 1579 году типография и более сотни книг были заложены ростовщику за четыре сотни польских золотых. Иван оказался на краю экономической пропасти.

Его старший сын Иван пытался продавать книги во Львове, а сам Федоров перебрался в Острог по приглашению местного князя. Здесь печатник издал «Острожскую Библию», которая стала первой полной Библией на церковнославянском языке. Затем ему пришлось отойти от книжных дел.

Иван решил поправить финансовое положение за счет денег от своего изобретения — многоствольной мортиры. С этим проектом он побывал у императора Рудольфа II в Вене. Кроме этого Иван Федорович трудился еще в Кракове и, скорее всего, в Дрездене. Но, скажем так, техническое творчество было лишь средством для заработка.

Федоров мечтал вернуться к любимому делу. Но этому уже не суждено было осуществиться. В конце 1583 года он вернулся во Львов, где вскоре умер. По официальной версии — из-за проблем со здоровьем. По неофициальной — к этому причастны многочисленные конкуренты.

Памятная советская монета./ newcoin.ru

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170120/45185/

Бытие и смерть первопечатника Ивана Федорова

Первопечатник Иван Федоров
Начало жизни первопечатника Ивана Фёдорова окутано туманом. Был ли он родовитым или «из простых», происходил он из Москвы или родился в Великом княжестве Литовском — или даже в Польше — доподлинно не известно. На закате жизни он использовал при запечатывании корреспонденции польский дворянский герб «Шренява» — но это право могло быть приобретённым.

В подписях и послесловиях к своим книгам Фёдоров подписывался как «Иван Фёдоров (Фёдорович) Московский (печатник с Москвы)».О детстве Ивана Фёдорова и о том, кем были его родители, ничего не известно.

Что касается юности — в Ягеллонской библиотеке польского города Кракова в промоционной Книге Краковского университета в прошлом веке был обнаружен целый ряд записей, в которых фигурирует «Иоанн Фёдоров Москвитянин».

Запись, датируемая 1532 годом, сообщает о том, что ему присвоена степень бакалавра свободных искусств, а записи 1533-34 годов — что он жил в бурсе «Иерусалим» и имел денежные дела с каким-то студентом Альбертом из Быдгощи. В бурсе было 59 комнат, библиотечный зал и кухня.

Студенты могли здесь жить и питаться и посещать университетские лекции — это подразумевает, что они как минимум владели латынью, древнегреческим, польским и ивритом. Впоследствии Фёдоров для редактуры книг использовал также немецкие и чешские тексты. Ректором университета в этот период времени был очень демократично настроенный профессор Станислав Биль, по происхождению русин.

В Кракове тогда работали как минимум три типографии, и, судя по схожести некоторых арабесок из созданных ими книг с последующими изданиями Ивана Фёдорова, он был хорошо с ними знаком. Следующие тридцать лет упоминаний о Фёдорове нет. Однако имя его прочно связывают с открытием в Москве первой типографии.

В 1552 году царь Иоанн Васильевич Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать на Москве книгопечатание и приступил к сбору нужной техники и специалистов. По его просьбе датский король Кристиан III прислал в Москву датчанина Ганса Миссингейма по прозвищу Бокбиндер (в переводе с датского — переплётчик).

Русский мастер-печатник Маруша Нефедьев привёз в столицу из Новгорода мастера-резчика Васюка Никифорова, который, скорее всего, стал основным гравёром типографии. Печатный станок и литеры прибыли из Польши.

Типографию эту принято называть «анонимной», так как изданные ею книги не датировались и не подписывались. Их известно как минимум семь, в том числе узкошрифтное «Четвероевангелие» (предположительно, 1553 год), «Триодь постная» (1556) и другие. Нигде однозначных утверждений, что Иван Фёдоров и его товарищ Пётр Мстиславец работали в этой типографии — нет. Но её влияние, которое явно прослеживается в изданных ими позже книгах, позволяет с высокой долей вероятности считать это наиболее вероятным.

В 1563 году по указу Ивана Грозного в Москве был создан Печатный двор, возглавили который дьякон церкви Николы Гостунского Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Помещение построили на казённые деньги в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём. 19 (29) апреля 1563 года тут приступили к созданию первой русской книги, имеющей точную датировку — «Апостола».

Её печать была закончена 1 (11) марта 1564 года. Послесловие к книге является ценным историческим источником, описывающим причины и историю открытия первых русских типографий. Иван Фёдоров создал 48 рисунков «Апостола», в том числе помещённую на фронтисписе гравюру с изображением апостола Луки.

Итальянец Рафаэль Барберини, посетивший Москву в 1565 году, с восхищением заметил: «В прошлом году они ввели у себя печатание… И я сам видел, с какой ловкостью и искусством уже печатались книги в Москве». В следующем году вышла вторая книга — «Часослов». Иван Грозный не ограничивал печатников в ресурсах, но у них возникла другая проблема — завистники и недоброжелатели.

Английский дипломат Джильс Флетчер спустя четверть века после произошедших событий, сообщал в личной переписке о действиях невежественных священников из низших и средних слоёв духовенства: «Будучи сами невеждами во всём, они стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие… Несколько лет тому назад, ещё при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чём, как полагают, постаралось духовенство». Некоторые исследователи считают, что создание типографии вызвало раздражение среди многих переписчиков церковных книг, так как она отбирала у них кусок хлеб. Кроме того, царь и высшие церковные деятели ратовали за книгопечатание, чтобы провести исправление богослужебных текстов. Однако у этого были ярые противники среди русского духовенства. Известного церковного деятеля Максима Грека за попытки сверки имеющихся вариантов церковных книг с более старыми текстами на древнегреческом языке обвинили в ереси и заточили в монастырь, где морили голодом и холодом. Не избежал подобных обвинений и русский первопечатник. Вместе со своим другом Петром Мстиславцем в 1566 году ему пришлось бежать в Литву. Сам Иван Фёдоров об этом писал так: «…Вследствие великих бед, часто случавшихся с нами не из-за самого русского государя, но из-за многих начальников, и церковных начальников, и учителей, которые нас по причине зависти во многих ересях обвиняли, желая благо во зло превратить и Божие дело окончательно погубить, как это свойственно злонравным, и невежественным, и несведущим в науках людям, которые и в искусстве грамматики не умудрены, и духовного разума лишены, но втуне и всуе слова злые изрекают. Таково свойство зависти и ненависти, которая без нужды клевещет, не знает, как ходит и на чем утверждается. Эта ненависть нас и погнала с земли, и с родины, и от родичей наших и в другие страны неведомые переселила».

После пожара восстанавливать типографию и заново организовывать работу пришлось ученику Фёдорова — Андронику Тимофееву по прозвищу Невежа. За 20 лет после бегства из столицы его учителя ему удалось издать всего две Псалтыри. Только с 1589 года началась полноценная работа московского Печатного двора, которым Тимофеев руководил до 1602 года.

Тем временем Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца радушно приняли король польский Сигизмунд Август и гетман Великого княжества Литовского магнат Григорий Александрович Ходкевич. Последний в своём имении в местечке Заблудове выделил опытным печатникам помещение, денежные ресурсы (Фёдорова он даже одарил сельцом с крепостными) и они вскоре создали здесь типографию.

Первым её изданием стало «Учительное Евангелие» 1569 года — сборник бесед и поучений из византийской, болгарской и древнерусской литературы.

После его выхода Пётр оставил своего друга и учителя и отправился в Вильно (современный Вильнюс) где при поддержке богатых горожан Ивана и Зиновия Зарецких, а также православных купцов Кузьмы и Луки Мамоничей создал новую типографию.

Иван Фёдоров успел напечатать в 1570 году в Заблудове ещё одну книгу — «Псалтырь с Часословцем», но затем состарившийся гетман Ходкевич заболел, тронулся умом и стал требовать от Фёдорова, не маяться дурью, а осесть на земле и жить сельским хозяйством. Русский первопечатник считал тяжким грехом, обладая данными ему Господом талантами, отказаться от просвещения людей, и, бросив и типографию, и магната, и дарованное им село, осенью 1572 года вместе с инструментами и шрифтами отправился во Львов.

Здесь он долго не мог найти мецената или инвестора, готового профинансировать создание русской типографии, хотя православное русское население города тогда составляло тогда около 4000 тысяч человек — от половины до трети населения. Ни литовские дворяне, ни церковная верхушка города не хотели ему помочь.

Зато помогли львовские мастеровые люди: седельный мастер Семён Каленикович одолжил огромную по тем временам сумму — 700 золотых. Бондарный мастер Адам Торек предоставил в своём доме на Краковской улице помещение.

В феврале 1573 года Иван Фёдоров начал, и через год закончил печать «Апостола» — точной копии московского издания.

Единственное, количество иллюстраций увеличилось и на некоторых из них появились гербы города Львова, гетмана Ходкевича и типографский знак самого печатника, который через десять лет воспроизведут на его могильной плите, а ещё через три с лишним столетия спустя — на памятнике в Москве.

Напечатали «Апостол» значительным тиражом, который может потягаться со многими современными изданиями — 3000 экземпляров (по чтению книг и тиражам, к сожалению, современная Украина стремительно приближается к средневековым показателям).

Одновременно с книгопечатанием в 1574-75 годах Иван Фёдоров занимал должность управителя Дерманской Свято-Троицкой обители — православного женского монастыря Ровенской и Острожской епархии в селе Дермань на Волыни.

В конце XVI века это был в Литве один из очагов антиуниатской борьбы, развязанной католиками после прихода к власти короля Сигизмунда II Август и появления в Великом княжестве иезуитов. С восшествием на трон в 1576 году ярого католика и покровителя иезуитов Стефана Батория, ситуация ещё более ухудшилась.

Предприниматель из Фёдорова получился плохой. Книги тяжело продавались, и в 1579 году его типография вместе со 140 книгами была заложена за 411 польских золотых львовскому еврею Израилю Якубовичу.

Сын Иван остался во Львове, торговать книгами и печатать листовки — ходовую печатную продукцию того времени, а самого русского первопечатника пригласил к себе в Острог литовский магнат Константин Константинович Острожский — главный радетель православия в Речи Посполитой.

Здесь в 1581 году Иван Фёдоров создал ещё один свой печатный шедевр — «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке. Было напечатано по разным оценкам от 1000 до 1500 экземпляров. Одновременно годом ранее он издал «Новый Завет и Псалтырь». Третьей напечатанной книгой стала «Книжка собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового Завета». Это был первый в истории восточнославянской библиографии и документалистики алфавитно-предметный указатель.

В 1582 году Иван Фёдоров вернулся во Львов к своей типографии, взяв с собой 400 экземпляров «Острожской библии». Некоторые исследователи утверждают, что причиной тому послужила ссора с князем Острожским, однако никаких исторических свидетельств, которые позволили бы это однозначно утверждать, нет.

О пребывании Фёдорова во Львове свидетельствуют расписка краковского купца Бартоломея Шембека, который ссудил на один месяц 102 золотых и 10 грошей «Ивану русскому типографу жителю Острога», проживавшему на львовском Подзамчье, и Миколе Дашковичу.

Постоянный поверенный Шембека во Львове Валентин Газа 5 марта 1582 года удостоверил в городской Раде, что данные лица полученную месяцем ранее задолженность, погасили.

Жил всё это время Иван Фёдоров в доме своего друга седельщика Семёна Калениковича, который умер в 1580 году.

19 марта 1582 года Иван Фёдоров вместе со своим другом Лаврентием Пилиповичем Пухалой, известным львовским художником, явился в Совет города Львова, где заявил, что от него «без какой-либо видимой причины тайно убежал и покинул его» ученик Гринь Иванович.

Лаврентий же показал, что он за средства, заплаченные ему Фёдоровым «…на протяжении двух лет подготовлял и учил живописному мастерству юношу Гринька Ивановича с подляского города Заблудова…». Фёдоров потребовал право, преследовать Гриня и стребовать с него потраченные на его учёбу средства.

Есть веские основания, подозревать, что этого человека князь Острожский послал в Рим.

Образ Константина Константиновича, как ярого защитника православия, не такой уж однозначный. Этот амбициозный человек активно переписывался с высокопоставленным иезуитом и послом Папы Антонио Поссевино, и содействовал ему в подготовке почвы для проведения будущей Брестской церковной Унии, против которой сам же потом и выступил.

Для сверки шрифтов кириллицы, отлитых в Риме, и шрифтов общепринятых в Речи Посполитой и Московском Царстве, князь отправил к Папе анонимного специалиста-печатника и рисовальщика шрифтов, которым с большой долей вероятности и был ученик Фёдорова Гринь Иванович. В Риме полным ходом шла подготовка к изготовлению будущих греко-католических церковных текстов.

Однако, вполне может быть, что этим специалистом был и сам Фёдоров.

Дела во Львове у русского первопечатника с издательским бизнесом шли всё хуже. Созданные его учениками типографии в Вильно (православных купцов Мамоничей и Василия Михайловича Гарабурды) создавали нешуточную конкуренцию.

Первая типография, в которой трудился сын печатника, оставалась заложенной Якубовичу.

Ещё две созданные им во Львове типографии «…одна со всеми инструментами и литерами, другая же — без всяких принадлежностей», а также 200 «русских Библий без начальных листов» были заложены краковскому купцу Фольтыну Бертольдо.

Иван Фёдоров вспомнил прочие свои таланты. В январе-феврале 1583 года он отлил для нужд войска Стефана Батория малую пушку; летом — демонстрировал в Вене орудие собственной конструкции императору Рудольфу Второму.

23 июля 1583 года мастер написал Саксонскому курфюрсту Августу письмо с предложением создать новую суперпушку: «Моё изобретение позволяет из отдельных частей составлять пушки, кои разрушают и уничтожают самые большие крепости и хорошо укреплённые поселения, меньшие же объекты взрывают в воздух, разносят на все стороны и сравнивают с землёй, я уже тогда на собственные деньги изготовил одну такого рода сложенную из частей пушку. Вес ее составляет три гири, которые называют центнерами… Её можно разбирать на отдельные, строго определенные составные части, а именно: на 50, 100 и даже, если потребуется, на 200 частей, в зависимости от установленной величины и калибра каждой пушки». Речь скорее всего шла о многоствольной мортире с взаимозаменяемыми частями. Также Фёдоров предложил изготовить ручные бомбарды собственной конструкции, которые, по заверениям мастера, превосходили существующие в четыре раза. К сожалению, ответил курфюрст мастеру или нет, неизвестно.

Также до сих пор неизвестно, где находился Иван Фёдоров в период с начала августа по конец ноября 1583 года: ездил он в Рим, или же отказал князю Острожскому в этой поездке. В начале декабря он уже находился во Львове и умер в доме «пана Антоха» — Антона Абрагамовича, львовского портного и члена Успенского братства.

Вокруг точной даты смерти Ивана Фёдорова ещё в позапрошлом и прошлом веках развернулась небольшая историческая дискуссия.

Дело в том, что его могильная плита, сделанная из песчаника (не самого прочного камня), местами истёрлась.

Дату одни исследователи (в основном более ранние) читали как 5 декабря (15-е по новому стилю) 1510 года. Другие, в основном жившие в прошлом веке — 6 декабря (соответственно — 16-е).

Похоронили первопечатника в монастыре святого Онуфрия. В XVIII веке эту православную обитель и храм при ней захватили униатские монахи-базилиане.

В рукописной хронике монастыря, от 1771 года, составленной Гавриилом Попелем, на третьем листе под 1583 годом содержится следующая запись, сделанная по-польски: «5 декабря погребен при церкви св.

Онуфрия Львовского какой-то друкарь, названный Москвитином, о чем свидетельствует его каменное надгробие…»

Львовский исследователь и поэт Яков Фёдорович Головацкий составил описание местонахождения могилы: «Он лежит по правой стороне от входа в церковь св. Онуфрия под лавками на нем стоящими, вставленными в каменный пол.

Состоит из четыреутольной плиты песчанника полтретья аршина долгой, a 1 1/5 аршина широкой, на которой з лицевой стороны во двох паралельных обводках выкована врезная круговая надпись.

Сторона от Запада совсем истерта, что неможно отчитати ничего».

Надпись на этом надгробии, расшифрованная исследователями в XIX веке, гласила: «Iоанъ Θеодоровичь друкарь Москвитинъ, которьи своимъ тщаниемь друкованiе занедбалое ωбновилъ, преставися въ Лвове АФПГ декамвріа Є. Друкарь книгъ предтымъ невиданыхъ».

Учёные обращались к греко-католическим настоятелям монастыря с просьбой, замуровать плиту для пущей сохранности, но они игнорировали все просьбы, а после 1883 года в бытность игумена Климента Сарницкого, плита и вовсе исчезла, а могила первопечатника была утеряна.

Все последующие попытки её обнаружить, закончились безрезультатно.

С приходом Советской власти храм и монастырь у греко-католиков отобрали. После реставрации 1972-1974 годов в 1976-м здесь был открыт музей Музей искусства старинной украинской книги им. Ивана Федорова.

В этот же период времени в междверном пространстве средневековой монастырской стены обнаружили две плотно закрытые коробки: в одной лежали кости, принадлежавшие 70-летнему мужчине; во второй — останки 25-летнего молодого человека.

Исследования, проведённые уже в нашем веке, показали, что костные ткани пожилого человека содержат большие дозы тяжёлых металлов. Это с большей долей вероятности позволяет утверждать, что останки принадлежат русскому первопечатнику Ивану Фёдорову.

Во дворе храма в 1977 году по сохранившейся фотографии была установлена надгробная плита с могилы Ивана Фёдорова, а рядом с ней памятник — трёхфигурная композиция, изображающая Ивана Фёдорова с учениками: Петром Мстиславцем и Андроником Невежей.

В 1990 году при полном содействии украинских властей, монахи-базилиане вновь захватили монастырь и церковь святого Онуфрия. Музей вышвырнули в картинную галерею, где даже не было места для экспозиции. Коробки с костями заперли в сейф.

После этого в среде музейных работников начали распространяться слухи, что кости начали периодически тарабанить в сейфе… а также вздыхать и кашлять. Слышались чьи-то шаги, сами по себе печатали печатные машинки (жаль, никто не догадался вставить в них бумагу). Наконец, в 1998 году музей получил новое здание, куда перевезли и экспонаты, и найденные ранее коробки с костями.

Туда же, по настоянию греко-католических монахов, пришлось перенести и посвящённую первопечатнику и его ученикам скульптурную композицию.

5 декабря 2003 года на Онуфриевском храме близ прежнего места погребения Ивана Фёдорова открыли посвящённую ему мемориальную доску. В этот же день на пол музея рухнул древний требник и открылся на странице «Погребение». Разнервничавшиеся сотрудницы музея перенесли останки в расположенную неподалеку Святодуховскую колокольню. И музейные работники, и многие деятели православной церкви задумались о новом погребении побеспокоенных костей. 18 декабря 2014 года останки первопечатника наконец перезахоронили на месте, где, по описаниям исследователей XIX века, они покоились изначально.

Сто десять лет назад, 13 октября 1909 года к открытому накануне памятнику первопечатнику Ивану Фёдорову неизвестные возложили венок с надписью «Первому мученику русской печати». Вряд ли можно согласиться, что русский первопечатник был мучеником — он прожил жизнь, полную испытаний и треволнений, однако вряд ли испытывал мученические страдания.

Зато однозначно можно утверждать, что он был тем человеком, кто сытой безбедной и спокойной старости в собственном подаренном ему селе, предпочёл полную волнений и хлопот жизнь русского печатника-первопроходца.

Он сам сказал это в послесловии к своему львовскому «Апостолу», и лучшие слова, чтобы описать весь смысл его бытия, сложно придумать: «…Не пристало мне — плугом или посевом семян жизнь свою коротать, ибо есть у меня вместо плуга искусство, орудия для работы, а вместо хлебных семян я должен духовные семена по вселенной сеять и всем по порядку раздавать духовную эту пищу… И в уединении, когда я к себе возвращался, много раз я слезами постель мою орошал, всё это обдумывая в сердце своём, как бы не сокрыть в земле таланта, от Бога дарованного мне».

Источник: https://news.rambler.ru/other/43373102-bytie-i-smert-pervopechatnika-ivana-fedorova/

Иван Фёдоров — первопечатник

Первопечатник Иван Федоров

— Родился  в 1510  году.

В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской.

 Слава образа святителя Николая Чудотворца облетела Россию и оказалась столь велика, что в июне 1506 года по приказу великого князя Василия III чудотворная Гостунская икона была перенесена в Москву.

Храм каменный на месте деревянного выстроили всего за 9 недель, а чудотворный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.

— Учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра.

Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529—1532 годах — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен  «Johannes Theodori Moscus».

В 1550-х годах Иоанн Феодоров удостоился чести служения дьяконом в этой церкви, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. Это был главный Никольский храм в Кремле.

Его очень чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Известно, что царь Иоанн Грозный очень чтил Гостунский образ святителя Николая и часто молился перед ним.

— В 1563 году открылась первая типография в Москве, созданная по благословению святителя Макария и датированная из царской казны.

Новый этап в развитии русского книгопечатания начался в 1563 году, когда на выданные из царской казны деньги в Москве была создана «штанба» (типография). Во главе ее встали опытные мастера Иван Федоров и Пётр Мстиславец.

— 1 марта 1564 года совместно с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу «Апостол»

— шедевр типографского искусства. До наших дней сохранился 61 экземпляр этого шедевра книжного дела. В послесловии, написанном самим Иваном Федоровым, рассказывалось о создании типографии, учрежденной повелением царя Ивана IV «от своея царския казны», указывались имена «делателей» и цели издания – выпуск «праведных» печатных книг.

В 1565 году издал «Часовник» — основную учебную книгу на Руси, сохранившуюся в 7-ми  экземплярах.

Ручной труд переписчика книг был на Руси весьма доходным делом и многие переписчики книг проявляли недовольство, их труды обесцениваются с выходом печатных книг.

Но печать книг давала просвещение Руси в её народе более широкому кругу людей, о чём не мог не думать Иван Фёдоров.  Вскоре умирает митрополит  Макарий. Труды по производству книг в Москве обрываются.

 По всей видимости, всё это и послужило причиной  поджога типографии.

В 1566 году, под давлением общественного мнения мастера уехали в Литву, увезя с собой и часть купленного на казенные деньги типографского инвентаря. Вряд ли такое могло произойти без воли царя.

Косвенным подтверждением тому являются последующие откровения Ивана Федорова, писавшего, что изгнан он был «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель».

Их типография, на западно-русский манер, получившая название друкарня, разместилась в городе Заблудове во владениях литовского гетмана Григория Ходкевича,

известного покровителя православного просвещения в Речи Посполитой.

В марте 1569 года Федоровым и Мстиславцем в Заблудове было напечатано «Учительное Евангелие».

Эта книга стала последним совместным произведением первопечатников. Вскоре после этого Петр Мстиславец переехал в столицу Литвы Вильну, где основал собственную друкарню. Оставшись один, Иван Федоров не пал духом и стал готовить издание новой книги.

В 1570 году вышла «Псалтырь с Часословцем».

Несомненно, первопечатника переполняли новые замыслы, но состарившийся гетман Григорий Ходкевич закрыл заблудовскую друкарню. В награду за труды гетман подарил оставшемуся без работы мастеру небольшое имение Мизяково под Винницей.

— Осенью 1572 года он уже обосновался в городе Львове,

где стал готовить новое издание «Апостола», которое было напечатано в феврале 1574 года огромным по тем временам тиражом — 3000 экземпляров. Книга быстро разошлась.

—  Воодушевленный успехом, Федоров в 1574 году издал первую русскую «Азбуку».

Открывали «Азбуку» 45 букв кириллического алфавита, расположенные сначала в прямом, а затем в обратном порядке, собственно азбуку дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Единственный дошедший до нас экземпляр «Азбуки» Федорова находится сегодня в библиотеке Гарвардского университета в США.

Вскоре Иван Федоров поступил на службу к одному из самых богатых магнатов Речи Посполитой князю Константину Константиновичу  Острожскому,

владевшему сотнями городов и сел. Первое его назначение у нового хозяина не было связано с издательской деятельностью. Федоров стал управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря на Волыни. Лишь потом ему удалось убедить князя основать собственную друкарню.

— Четвертая по счету типография Федорова работала в городе Остроге на рубеже 1570-1580 годов.

Здесь были выпущены «Азбука», «Новый завет с Псалтырью», а также «Книжка, собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книзе Нового завета» — своеобразный алфавитно-предметный указатель к Евангелию.

Наконец, именно в Остроге Федоровым была напечатана и первая полная славянская Библия. Специалистам она хорошо известна под названием «Острожской Библии».

Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний бурной жизни Ивана Федорова.

— Умер Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 году.

Похоронили его на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Федорова, как человека особо выдающегося, были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».

Источник: http://ankovo.cerkov.ru/pervopechatnik-ivan-fyodorov/

Refy-free
Добавить комментарий