Первая встреча Гринева с Пугачевым. Анализ II главы повести А.С.Пушкина Капитанская дочка.

Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы-символы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Первая встреча Гринева с Пугачевым. Анализ II главы повести А.С.Пушкина Капитанская дочка.

Ключевые слова: анализ эпизода, А.С.Пушкин, «Капитанская дочка» , мятеж , Петруша Гринев , образы-символы , Емельян Пугачев

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • развитие сотрудничества, взаимопомощи (научиться работать в группе, распределять обязанности, помогать друг другу и бороться за общий успех);
  • увидеть многозначные образы произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «расшифровать» их, дать объяснение;
  • развитие речи учащихся, развитие аналитических способностей, умения сопоставлять разные факты, умения мыслить, делать выводы.

Предварительное задание.

Домашнее задание было в каждой группе свое:

  • 1-я группа — первая встреча Гринёва с Пугачёвым, во время метели. Образы – символы (метель, дорога, вожатый, сон) и их роль.
  • 2-я группа – встреча Гринёва с Пугачёвым в Белогорской крепости. Образы – символы (красный цвет, тулуп, виселица) и их роль.
  • 3-я группа – встреча Гринёва с Пугачёвым в Бердской слободе. Образы – символы и их роль (орёл и ворон, «царский дворец»).

Ход урока

1. Организационный. Вступительное слово учителя

Учитель. Тема сегодняшнего урока – «Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе».

Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.

Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.

2. Ревизия знаний

Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.

Презентация. Слайд 1.

Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?

Презентация. Слайд 2.

Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха. 

Ученики. Шинель — символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.

Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?

Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.

Учитель. Итак, символ — многозначный образ.

3. Выдвижение гипотезы

Учитель. Итак, символ — многозначный образ. Наша задача — выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?

Ваше предположение?

Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.

Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.

4. Групповая работа (домашнее задание)

Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.

Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.

Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.

Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?

Ответы участников 1 группы:

Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.

Метель — образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.

Метель – стихия природы, этот образ — символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.

Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):

ГринёвПугачёв
Ребячество, самонадеянностьсметливость, природный ум, уверенность.

Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень.  Что символизирует осень?

Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.

Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…

Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.

Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.

Что отмечаем в Пугачёве? — Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.

В Гринёве? — Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за помощь.

Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.

Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.

Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина, поможет соединиться с Машей.

Учитель. Как развиваются их отношения?

Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.

Гринёв Пугачёв
Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Милосердный. Благодарный. Лишён сословных предрассудков.Растерянный, на распутьеЗадатки вождя, лидера, отвага, решительность; сметливость.Жестокий, кровожадный, а также ласковый, добрый посажёный отец

Учитель. А теперь слово 2 группе. Вторая встреча Гринёва с Пугачёвым. Они опять встретились зимой. Пугачёв свалился как снег на голову защитникам Белогорской крепости.

Ученики 2 группы. Образ-символ — красный кафтан на Пугачёве, захватившем Белогорскую крепость. Красный — красивый, нарядный, видим его тщеславие. Пугачёв проливает кровь, поэтому красный цвет — это ещё и символ боли, страдания людей, кровопролития, символ жестокости самозванца. Но он понятен простому народу, разбрасывает деньги, умеет убеждать.

Ученики 2 группы. Образ-символ и виселица.

Виселица – наказание за сопротивление, неповиновение, угроза жизни. Виселица – символ жестокости Пугачёва.

А ещё виселица — рок, судьба. Когда Пугачёв приглашает к себе на пирушку Гринёва в Белогорской крепости, то молодой дворянин слышит, как эти разбойники во главе с вожаком поют песню про виселицу, предвидя свою судьбу.

Ученики. Образ-символ и тулуп. Это был подарок от чистого сердца, между Гринёвым и Пугачёвым протянулась ниточка добра, милосердия. Автор через эту символическую деталь показывает положительные качества Пугачёва: доброту, чувство благодарности, некое чувство справедливости.

Учитель. Как Гринёву удалось избежать наказания, когда он не обещал Пугачёву не выступать против него?

Ученики. Гринёв говорил искренно, честно, это и подкупило Пугачёва, он почувствовал отсутствие фальши в словах молодого дворянина. И гринёв проявил находчивость, сказав, что он лицо подневольное, на службе.

Гринёв Пугачёв
Смелость, отвага, чувство чести и долга. Находчивость, правдивость, честность, открытость.Тщеславие. Жестокость, безжалостность. Близость к народу, понимание его, щедрость. Чувство благодарности к Гринёву, чувство справедливости.Умение оценить честность и открытость другого человека.

Ученики 3 группы. Третья встреча Гринёва и Пугачёва.

Где встречаются герои снова? В Бердской слободе. Гринёв видит Пугачёва во «дворце». Это изба, где стены оклеены золотой бумагой. Это образ-символ, образ-пародия. Приближённые Пугачёва «неласково» встретили его, даже предлагали казнить, лишь снисходительность Пугачёва и находчивость Гринёва спасли ситуацию.

Учитель. Какие качества героев здесь видим?

Гринёв Пугачёв
Чувство товарищества (не бросил Савельича) Отважный, смелый, находчивыйТщеславие, самозванство, притворная важность; горделивый, затем простой и благородный, снисходительный

Ученики. Еще Пугачёв пытается по дороге в Белогорскую крепость «душевно» поговорить с Гринёвым, рассказывает ему калмыцкую сказку про орла и ворона.

Себя он, конечно, приравнивает к орлу — птице свободолюбивой и светлой, приравниваемой даже к солнцу.

Гринёв же в силу своих сословных представлений относит вождя к символическому образу ворона, который, хотя и мудрый, но питается падалью, то есть сеет смерть, несёт кровопролитие, войну.

Ученики. Мы предлагаем записать такие качества героев:

Гринёв Пугачёв
Ограниченный сословными предрассудками, не понимающий свободолюбие ПугачёваСвободолюбивый, мечтает о дикой вольнице, авантюрный характер

Учитель. Какое желание возникает у Гринёва по отношению к Пугачёву, когда он увидел его в обществе Хлопуши и Белобородова?

Ученики. Он хотел вырвать его из среды злодеев.

Учитель. Получается, что, обвиняя Пугачёва в кровопролитии, он всё-таки ему симпатизирует? Или его отношение к герою более сложное?

Ученики. Конечно, Гринёв не принимает насилие и жестокость Пугачёва, но он спасает его от смерти, помогает спасти Машу и соединяет влюбленных.

Учитель. Посмотрите на следующие слайды. Действительно, отношение Гринева к Пугачёву двойственное.

Презентация. Слайды 16-17.

Пушкин в самом начале произведения показывает нам Пугачёва глазами Гринёва, а он отмечает «живые» глаза», выражение лица «довольно приятное, но плутовское».

Интересно об этом сказала М. Цветаева в книге «Мой Пушкин»: От Пугачёва на Пушкина – следовательно и на меня – шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой… такого любить – никакая благодарность не заставит…»

5. Размышление, расширение темы

И здесь мы понимаем, что Пушкина вообще волновала тема восстания против правительства.

Интересно, что роман был закончен к известной всем дате, Пушкин её торжественно написал — 19 октября 1836 года. Что это за дата?

Ученики. День открытия Царскосельского лицея.

Учитель. А теперь посмотрите на рисунки Пушкина, которые встречаются в его черновиках в 30-е годы. Виселица и пять повешенных. Что тревожило поэта?

Ученики. Судьба декабристов, многих он знал. Пять из них были казнены. Учитель. Как Пушкин относился теперь восстанию? А может, ответ в романе «Капитанская дочка»? В 1834 был написан исторический труд «История Пугачёвского бунта», а потом вдруг художественное произведение — «Капитанская дочка».

Посмотрите на отношение Гринёва на бунт Пугачёва в 5 главе и в 13 главе.

?  ?  ?
«Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». 5 главаНе приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! 13 глава

Ученики. С одной стороны, он говорит, что события эти «дали душе сильное и благое потрясение», а с другой стороны, говорит о «бессмысленном и беспощадном» бунте. Очевидно, и Пушкин, думая о восстании против правительства, и сочувствовал восставшим, и осуждал насилие.

Учитель. Сделаем вывод. Что ещё помогают понять образы-символы?

Ученики. Не только про героя, злодей Пугачёв или милосердный человек, но и как автор относился к народному восстанию, бунту, что его тревожило. И получается, что Александр Сергеевич Пушкин, рассказывая.

Учитель. Да, А.С.Пушкин переживал за судьбы восставших против правительства, но он предлагал иной путь – путь милосердия, путь понимания, умения договариваться.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

И закончить урок хочется словами Д.Самойлова: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу».

6. Итоги урока

Что вам понравилось? Как работали группы, чью группу вы хотели бы назвать лучшей?

Использованная литература

1. Символические образы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» http://lit-helper.com/p_Simvolicheskie_obrazi_v_povesti_A__S__Pushkina_Kapitanskaya_dochka

2. Символ в литературе. http://www.bukinistu.ru/simvol.html

3. М.Гладилин. Образ метели в повести А.С.Пушкина Метель. https://www.proza.ru/2016/03/23/2021

4. М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» http://homlib.com/cvetaeva-mi-1/moy-pushkin

6.05.2019

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/674314/

Первая встреча Гринева с Пугачевым (Анализ II главы повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)

Первая встреча Гринева с Пугачевым. Анализ II главы повести А.С.Пушкина Капитанская дочка.

Работая над “Историей Пугачевского бунта” (1834), Пушкин внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачева, о котором сохранилось множество воспоминаний.

Во время публикации книги была заказана гравюра с портрета Пугачева, хранившегося в подмосковном имении князя Вяземского. Те, кому Пушкин дарил книгу лично, получали вложенный в нее гравированный портрет.

С первым описанием внешности Пугачева мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринев наткнется то ли на волка, то ли на человека.

Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой – вожак разбойничьей стаи. Всего несколько слов, произнесенных незнакомцем, успокаивают Гринева и он засыпает, “убаюканный пением бури и качкою тихой езды”.

Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и свидетельствует о неизгладимом впечатлении, произведенном на Гринева вожатым.

Героя поразило сочетание несочетаемого: “страшный мужик”, наполнивший комнату мертвыми телами, “ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под мое благословение…”

Проснувшись и войдя на постоялый двор,

Гринев сразу стал спрашивать о вожатом, и здесь мы знакомимся уже с более подробным портретом героя: “Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское.

Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринева напряженно вглядываться в лицо незнакомца, но он остается неразгаданным как для него, так и для читателя.

Следующая встреча героев происходит в главе “Приступ”. Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его образ дан как обобщенный образ предводителя: “Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев.

Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость”. Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев – центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.

Пушечный залп из Белогорской крепости помогает еще более убедительно показать Пугачева в роли военачальника. Испугавшись картечи, “мятежники отхлынули в обе стороны и попятились.

Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…” Мы не слышим слов героя, но его напряженная фигура и пластика говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчиненных: “Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились…” В третий раз описание героя дано во время казни.

Одежда и поведение Пугачева свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: “Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами.

Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”. Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показывает выражение лица и глаз Пугачева, он рисует лишь отрывистые жесты и резкие фразы: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком… “Вешать его!” – сказал Пугачев, не взглянув уже на меня”.

В главе “Незваный гость” один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит об “ястребиных”, хищнических глазах Пугачева, затем Гриневу предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличии.

Попав на военный совет, Гринев внимательно глядит на страшных знакомых: “…Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами… С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотись на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком.

Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”. Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гриневу на постоялом дворе, или же его закрытость, проявившаяся во время казни, исчезают, автор делает акцент на отсутствии свирепости в его облике. Во время принятия важного решения Пугачев серьезен и спокоен, мы видим его в новой ипостаси.

Автор любуется патриархальной простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге. В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни.

“Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, – все это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом”, – делится своими ощущениями Гринев.

Пугачев в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесен с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: “Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

Наконец он засмеялся, и с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему”. Смех Пугачева моментально сближает его с Гриневым, он опять превращается в веселого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи.

Между героями возникает искренний разговор, Гринев отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачев, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринев проникается к Пугачеву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время”.

Марина Цветаева в книге “Мой Пушкин” обратила внимание на “магическую внешность” Пугачева, “в которую сразу влюбился Пушкин. Чара – в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара – в его опасной ласковости, чара — в его напускной важности…” Гринев очарован Пугачевым так же, как их общий создатель.

(1 5.00 из 5)

Источник: https://ege-essay.ru/pervaya-vstrecha-grineva-s-pugachevym-analiz-ii-glavy-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Роль первой встречи Гринева и Пугачева (анализ эпизода второй главы из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Первая встреча Гринева с Пугачевым. Анализ II главы повести А.С.Пушкина Капитанская дочка.

«Капитанская дочка»)

«Капитанская дочка» происходит первая наша встреча с Пугачевым. Петр Гринев встречается с ним, впрочем, тоже впервые. Глава называется «Вожатый». Весь сюжет текста находится в этом фрагменте в сжатом виде.

Отсюда и название главы, в центре которой вожатый, проводник, встреча с которым сыграет судьбоносное значение в жизни дворянского сына Гринева. В награду мужик получает заячий тулупчик. Это прямой смысл главы, но идейную ее структуру определяет символический смысл.

из-за своего собственного упрямства попал в буран. Гринев понял, что жизнь сложнее, чем он ожидал, в ней легко потеряться. «Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь… дороги нет и мгла кругом», — сетует молодой человек.

А у нас возникает ассоциации с жизненным бездорожьем, в котором придется ориентироваться оторвавшемуся от родительского гнезда дворянскому сыну. Пугачев появляется в повести как помощник ему не только в конкретной ситуации, но и в последующих жизненных перипетиях.

Вспомним разговор с вожатым: «Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» — «Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, — отвечал дорожный…» Пугачев не раз еще спасет Петра Гринева из безвыходных для него ситуаций.

Стоит вспомнить хотя бы публичный отказ Петруши от целования руки самозванца. «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» — разряжает обстановку Пугачев.

Если внимательно читать главу, нельзя не обратить внимания на символический черный цвет, с которым связывается «добрый человек» Пугачев. Эта связи постоянно подчеркиваются автором: «Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?»».

«Я взглянул на палати и увидел черную бороду и сверкающие глаза». Черный цвет не может определять хорошего человека. Ямщик, всматриваясь в буран, помнится, так говорит: «Должно быть, или волк, или человек».

Вот и намечено единство двух сторон героя (волк и человек) и одновременно противопоставление доброго и злого в характере.

Во сне Гринева проявляется также двойственная природа этого человека. В этом пророческом сне Пугачев оказывается посаженым отцом Гринева. Вспомним, что свадьба Петра и Маши Мироновой стала возможной лишь из-за вмешательства Пугачева. Есть еще в главе «Вожатый» намек на свадьбу.

Савельич, ругая Петрушу за нежелание вернуться на постоялый двор, проворчал: «И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Так ведь оно и получилось! Отец Гринева отказался благословить сына на брак с Машей, отношения молодых зашли в тупик.

Получается так, что именно события, связанные с восстанием, когда вмешался самозванец и наказал Швабрина, освободив «сироту», помогают все поставить на свои места. В финале пятой главы как раз и размышляет Гринев о событиях, которые «дали вдруг душе… сильное и благородное потрясение».

Это о событиях кровавых. В главе «Вожатый» они уже намечаются (волк или человек?)

«пиитическим ужасом» (глава «Незваный гость»). Петрушу тянет к Пугачеву. Может, виною притягательный, гипнотический взгляд такого доброго и одновременно ужасного человека, повстречавшегося на жизненном пути Гринева.

Явившийся во сне посаженный отец и весел, и очень страшен. Комната вдруг наполнилась мертвецами, когда он начал размахивать топором. Это уже тот Пугачев, который казнит Ивана Игнатьича, капитана Миронова, Василису Егоровну… это «орел», считающий, что жить — это питаться живой кровью.

Сложность, противоречивость образа Пугачева задана в главе «Вожатый», в сцене первой встречи с Петром Гриневым. Автор здесь еще и не акцентирует внимание на второй, несущей разрушительное начало, стороне героя. Пушкину нужно было показать в самозванце человека, поэтому-то первый поступок его добрый.

Главной мыслью всей повести становится мысль о том, что даже в трудную годину, в эпоху исторических катаклизмов, два человека, принадлежащих к разным сословиям по рождению, к враждующим лагерям, могут понять друг друга. И для Пугачева это понимание оказалось спасительным, потому что Гринев благодарную память о нем передаст потомкам. Закладывается эта мысль в сцене первой встречи Гринева с Пугачевым (вожатым).

По аналогии строится и сцена встречи Маши Мироновой с императрицей. Екатерина Вторая предстает в ней тоже как простой человек, как обычная придворная дама. Она не простила бы Гринева, если бы Маша подала формальное прошение.

Если бы не память о первой встрече, не простил бы Петра и Пугачев при взятии Белогорской крепости. Таким образом, Пушкин хотел показать, что взаимопонимание — великая вещь.

В общей структуре повести рассматриваемый эпизод очень важен. В нем намечаются многие сюжетные линии, обозначается неоднозначность оценки Пугачева. В этом фрагменте заложена мысль о том, что между людьми возможны человеческие нормальные отношения даже тогда, когда есть разделяющие их преграды.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/267/266054.htm

Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) — Сочуна

Первая встреча Гринева с Пугачевым. Анализ II главы повести А.С.Пушкина Капитанская дочка.

 / Пушкин / Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Функционируя по-над “Историей Пугачёвского бунта” (1834), стихотворец пристально штудировал доказательства очевидцев, внушительный энтузиазм у него активизировал образ Пугачёва, о котором сохранилось множество воспоминаний.

В течение публикации книжки быть в наличии заказана гравюра с портрета Пугачёва, хранившегося в находящимся в московской области имении князя Вяземского. Те, кому Неизвестно кто подносил книжку лично, зарабатывали приложенный в неё гравированный портрет. С первым изображением наружности Пугачёва пишущий эти строки представляемся в течение второй главе.

Оказавшийся в ветер Гринёв наткнётся в таком случае ли на волка, или на человека. Это сравнение с хищным зверьком символично: сформировавшийся богатырь – руководитель разбойничьей стаи. В (итоге некоторое количество слов, произнесённых незнакомцем, успокаивают Гринёва и он засыпает, “убаюканный пением бури и качкою безветренной езды” .

Сон, некоторый наблюдает герой, в иносказательной фигуре обнаруживает последующее формирование киносюжета и ставить печать о незабываемом впечатлении, произведённом для Гринёва вожатым.

Богатыря ошарашил хитросплетение несочетаемого: “страшный мужик” , заполонивший светелку мёртвыми телами, “ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, наступи около моё благословение…” ” Пробудившись и вникнув для гостиница, Гринёв незамедлительно сковаться льдом допрашивать о вожатом, и здесь мы знакомимся уже с больше доскональным портретом героя: “Наружность его проклюнулся мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, поджарист и широкоплеч. В чёрной бороде его появлялся проседь; жизненные огромные взгляды этак и бегали. Личико располагал представление достаточно приятное, но плутовское. Волоса быть в наличии обстрижены в кружок; на нём был оборванный армячишко и монгольские шаровары” . Сходственное представление показывает, что герой иначе прост, как может показаться. Гоняющиеся глаза, плутовское представление личики и преступный диалог принуждают Гринёва сосредоточенно присматриваться в лицо незнакомца, но он остаётся неизвестным как для него, аналогично для читателя. Последующая игра героев приключается в главе “Приступ” . Первоначально Пугачёв стает накануне нами в значительности военачальника. Он нарисован в гуще вооружённой толпы, его образ дан как суммарный характер предводителя: “Между ими на белом жеребце двигался человек в красноватом кафтане с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачёв. Он остановился; его окружили, (а) также думается, по его повелению, четверо дядьку отгородились и во весь опор понеслись под самую крепость” . Атрибутика, которою охватывает себя герой, ставить печать о его желании согласоваться изображению люда о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачёв – орган толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. Многопушечный выстрел из Белогорской твердости может помочь еще больше внушительно представить Пугачёва в значительности военачальника. Ужаснувшись картечи, “мятежники отхлынули в обе сторонки и попятились. Атаман их сохранился другой — и обчелся впереди… Он размахивал саблею (а) также казалось, усердный их уговаривал…” Мы не слышим обещаний героя, но его интенсивная фигура и пластика прошел слух о воздействии, тот или другой в настоящее время он оказывает на своих подчинённых: “Крик и визг, замолчавшие для одну секунду незамедлительно возобновились…” В третий раз описание богатыря дадено в течение казни. Амазонка и действие Пугачёва ставить печать о том, тот или другой понятие о царе-батюшке сформировался у народа, накануне нами воскресает действительны безобразная картинка, в перспективе тот или другой неестественно смотрится излитая полноценная кровь: “Пугачёв посиживал в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казачий кафтан, обметанный галунами. Благородная соболья голова с милыми пятернями быть в наличии насунута на его блещущие глаза” . В течение вынесения недолговечных вердиктов Неизвестно кто злонамеренно далеко не демонстрирует представление личики и присмотр Пугачёва, он рисует исключительно порывистые жесты и дерзкие красивые слова “Пугачёв безнадежно насупился и прыгнул белоснежным платком… “Вешать его! ” – произнес Пугачёв, не взглянув уже на меня” . В главе “Незваный гость” другой — и обчелся после прочим быть к лицу незамедлительно трое портрета Пугачёва. Первоначально матушка Акулина Памфиловна рассказывает обо “ястребиных” , хищнических глазах Пугачёва, впоследствии Гринёву предоставляется вероятность самому рассмотреть вожатого в его новом обличии. Угодив для бранный совет, Гринёв пристально смотрит для неприглядных своих людей “…Пугачёв и человек десятеро казацких старшин посиживали в шапках и многоцветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и сверкающими глазами…С любопытством сковаться льдом я рассматривать сборище. Пугачёв для основном месте сидел, облокотясь для престол и поджимая чернейшую бороду своим пространным кулаком. Очертания лица его, справедливые и достаточно приятные, не изъявляли прилично свирепого” . Нечеткость лица, метнувшаяся в взгляды Гринёву на постоялом дворе, или его закрытость, обнаружившаяся в течение время казни, исчезают, составитель осуществляет выговор для неименье свирепости в его облике. В течение принятия величественного заключения Пугачёв основателен и спокоен, мы видим его в свежеиспеченной ипостаси.

2020-01-27

Категории сочинений

Сочинения на свободную тему

Тютчев

Пушкин

Лорка

Тургенев

Лермонтов

Бальзак

Бунин

Гончаров

Абрамов

Зайцев

8 класс

Улицкая

Островский А. Н.

Ахматова

Достоевский

Замятин

Толстой Л. Н.

Куприн

Все категории

Источник: https://sochineniez.ru/pervaya-vstrecha-grineva-s-pugachevym-analiz-ii-glavy-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-pushkin-5274

Refy-free
Добавить комментарий