Перов

Жизнь и творчество русского живописца Перова Василия

Перов

Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily) (1833—1882), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников».

Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).

Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.

Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861).

Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.

Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.

Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва).

Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.

Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же).

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры — «А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин»).

Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872) считается лучшим живописным изображением писателя.

Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма.

Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.

Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей».

Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории.

Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят.

Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь.

Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).

Странник. 1859

Проповедь в селе. 1861

Получил большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» и получил право поездки в качестве пенсионера за границу.

Крестный ход. 1861

Дилетант. 1862

Сватовство. 1862

Шарманщик. 1863

Савояр. 1864

Перов Продавец песенников. 1864

Парижская шарманщица. 1864

Парижские тряпичники. 1864

Проводы покойника. 1865

Очередная у бассейна. 1865

Гитарист-бобыль. 1865

Мальчик-мастеровой. 1865

Приезд гувернантки. 1866

Тройка. 1866

За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П. М. Третьяков.

Разговор за круглым столом. 1866

Чистый понедельник. 1866

Утопленница. 1867

Учитель рисования. 1867

Сцена у железной дороги. 1868

Получил первую премию на конкурсе МОЛХ за картину «Сцена у железной дороги».

Последний кабак у заставы. 1868

Фомушка-сыч. 1868

Ф. Ф. Резанов. 1868

Е. Э. Перова. 1868

В. В. Безсонов. 1869

Был награждён первой премией МОЛХ за «Портрет В. В. Безсонова»

Девочка с кувшином. 1869

А. Ф. Писемский. 1869

По заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского».

Птицелов. 1870

Получил первую премию ОПХ за картину «Птицелов»

Странник. 1870

За картины «Странник» и «Птицелов» удостоен Академией художеств звания профессор.

Накануне девичника. 1870

Приезд институтки… 1870

Автопортрет. 1870

Рыболов

Ф. М. Достоевский. 1872

В. И. Даль. 1872

И. С. Тургенев. 1872

Старики-родители. 1874

На сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» написал картину «Старики-родители на могиле сына».

Ботаник. 1874

Монастырская трапеза. 1865—1876

Христос в Гефсиманском саду. 1878

Возвращение крестьян… 1880

Плач Ярославны. 1881

Старик на скамейке. 1881

Вам также будет интересно:

Рерих Николай Константинович — русский живописец

Диего Веласкес — величайший представитель золотого века испанской живописи

Пейзажи русской зимы

Источник: https://obiskusstve.com/318556817425173039/zhizn-i-tvorchestvo-russkogo-zhivopistsa-perova-vasiliya/

Василий Перов

Перов

Василий Перов — русский художник-реалист 2-й половины 19-го века. Настоящая фамилия живописца тщательно скрывалась, так как он оказался внебрачным сыном. Это составило трагедию его юности, так как Перов не мог претендовать на наследство, титул отца и родственные связи.

Портрет Василия Перова.

Художник Иван Крамской / Русский музей

Искусствоведы называют автора «певцом скорби», потому что большинство его произведений изображают бытовые трудности жизни простых людей, крестьян, неимущих, потерявших близких. Художник нашел призвание в бытовой исторической живописи и портретном жанре. Сегодня большинство работ автора выставлены в Третьяковской галерее в Москве.

Детство и юность

Василий Перов родился в Тобольске 21 декабря 1833-го (2 января 1834-го). Оказавшись внебрачным сыном прокурора, барона Георгия Криденера, он был обречен на биографию неприметного для родственников человека.

Автопортрет Василия Перова в молодости / Киевская картинная галерея

Родители Василия были обвенчаны чуть позже, но его продолжали считать незаконнорожденным, поэтому фамилию отца он не получил. Поначалу в документах мальчика записали как Васильев благодаря крестному, а фамилия Перов появилась с легкой руки дьяка, преподававшего чистописание и видевшего успехи ученика.

Ситуация с происхождением мальчика казалась тем трагичнее, что род отца изобиловал известными людьми и был древним. Предки Криденеров служили дипломатами и ратовали за интересы Российской империи за рубежом.

Семья часто переезжала из-за деятельности отца. Просвещенный человек, Криденер рисковал, нередко выступая против власти, к тому же славился острым языком.

За сатирические стихи барон был отстранен от службы и находился в поисках новой должности. Судьба заставила его побывать в Петербурге, Самаре, Арзамасе, скитаясь по родственникам.

Счастьем оказалось приглашение стать управляющим в имении в Арзамасе. В 1843-м Перов стал учеником местного уездного училища.

Автопортрет Василия Перова / Википедия

Видя творческие наклонности сына, отец устроил его в художественную школу Александра Ступина. Василию было 13 лет. Занятия прекратились после того, как юноша напился в компании новых приятелей на именинах знакомой.

Вскоре отец потерял место, и семья опять переезжала. Окончательно вернувшись в Арзамас, родители решили вновь разрешить Василию занятия живописью.

К этому периоду относится создание первых картин начинающего живописца: «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка».

В 1853-м для получения высшего образования Перов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Несмотря на интереснейшее окружение в лице Ивана Шишкина, Аполлона Мокрицкого, Михаила Скотти и других, молодой человек пребывал в унынии. Юноше было негде жить, а денег не хватало даже на примитивные нужды.

Ученику повезло: его приютил преподаватель Егор Васильев, узнавший, что Перов собирается бросить занятия из-за финансовых трудностей.

Картина Василия Перова «Приезд станового на следствие» / Третьяковская галерея

1856-й принес Василию Перову первый успех, означавший, что его труды не были напрасными. Художник выиграл малую серебряную медаль Академии художеств за этюд головы мальчика.

В следующем году он стал обладателем большой серебряной медали за картину «Приезд станового на следствие».

Становилось ясно, что живописец предпочитает бытовой жанр для реализации в творчестве, интересуется условиями жизни человека и становлением характера под влиянием среды.

Живопись

Школа живописи была окончена Перовым в 1861 году. В копилке художника оказалась золотая медаль 1-го класса за произведение «Проповедь в селе». Описав бытовой сюжет и специфичный социальный срез, в том же году Перов создал картину, аналогичную по стилю и тематике, «Сельский крестный ход на Пасху».

Картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» / Третьяковская галерея

Оба произведения описывали российскую действительность, невежество и безнравственность, царящие в низших слоях населения.

Критики обсуждали работы мастера, его смелость, мастерство. Дискуссии вокруг произведений привели к тому, что картину было запрещено демонстрировать в России.

Но ее приобрел Павел Третьяков под страхом неодобрения Синода и ссылки для автора творения.

Несмотря на споры вокруг творчества, Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах». На ней ленивый священник находится за столом и пьет чай, а рядом стоят голодающие нищие, которых верный слуга не подпускает к господину.

Картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» / Третьяковская галерея

1862 год принес Перову стипендию и содержание, пожалованное Императорской академией художеств, а значит, он мог отправиться за границу.

Бывая в европейских городах, живописец делал зарисовки бедных кварталов, обращал внимание на работу простолюдинов и жизнь обездоленных.

Сюжеты, подмеченные им, легли в основу картин «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и др.

Вдали от дома Перов тосковал и до завершения стажировки за рубежом просил Совет академии художеств о возвращении на родину. Художник мотивировал свое желание отсутствием вдохновения и удовлетворенностью от созданных на чужбине работ.

Картина Василия Перова «Тройка» / Третьяковская галерея

На родной земле он продолжал работать в направлении реализма, интересуясь социальным контекстом.

К 1860-м на картинах автора появлялись городские дети, служащие высокопоставленных чиновников, крестьяне. В 1869-м Перов стал участником кружка «передвижников». Товарищество передвижных художественных выставок впервые открыло экспозицию в 1871 году.

На ней, помимо картин «Рыболов», «Охотники на привале», Перов представил и несколько портретов.

Василий Перов пробовал себя в качестве педагога, преподавая в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а также делал первые шаги на литературном поприще. Его рассказы имели в основе сюжет о художественном опыте мастера. Из-под пера художника вышли «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».

Картина Василия Перова «Охотники на привале» / Третьяковская галерея

Несколько абстрагировавшись от социальной тематики, Перов увлекся зарисовками жизни русской деревни и портретами. На его полотнах появлялись литераторы Александр Островский, Иван Тургенев, кисти автора принадлежит «Портрет Ф. М. Достоевского». Последний называют ярким примером русской портретной школы.

Василий Перов проникся интересом к исторической живописи и собирался написать 3 полотна, посвященные восстанию Емельяна Пугачева. Свет увидела только картина «Суд Пугачева». Остальные сюжеты сохранились лишь в виде набросков. В 1881 году автор завершил последнюю работу «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Личная жизнь

Не только история, связанная с происхождением, тяготила Василия Перова. Вдохновение и одновременно тяжелую печаль приносили ему трагедии, связанные с личной жизнью.

Картина Василия Перова «Портрет Елены Эдмундовны Шейнс» / Арт-Поиск

В 1862-м художник женился на племяннице профессора Елене Шейнс. Жена скоропостижно скончалась, оставив на его попечении трех детей. Вскоре погибли двое старших. Выжил лишь Владимир, младший сын, который, как и отец, посвятил себя живописи.

В 1867 году Василий женился повторно, но новый брак не смог исцелить его. Память о горькой утрате вновь и вновь приводила его к работе над новыми произведениями. В них Перов искал отдушину.

Смерть

Интересный факт: Василий Перов оказался не только талантливым живописцем. Он взрастил и воспитал как педагог нескольких художников, оставивших весомый вклад в русской культуре: Николая Касаткина, Сергея Коровина, Андрея Рябушкина и других.

Могила Василия Перова / Kisavinov, Википедия

Живописцу был отведен недолгий век. Он скончался в 1882 году, в 48 лет. Причиной смерти стала чахотка. Он нашел последний приют в подмосковной больнице в деревне Кузьминки. Могила Василия Перова располагается на кладбище Донского монастыря. Ее украшает памятник, созданный Алексеем Елецким.

Картины

  • 1857 – «Приезд станового на следствие»
  • 1861 – «Проповедь в селе»
  • 1861 – «Сельский крестный ход на Пасхе»
  • 1864 – «Продавец песенников»
  • 1865 – «Проводы покойника»
  • 1866 – «Тройка»
  • 1867 – «Утопленница»
  • 1868 – «Сцена у железной дороги»
  • 1870 – «Автопортрет»
  • 1871 – «Рыболов»
  • 1875 – «Суд Пугачева»
  • 1881 – «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Роман Волознев

Певец, музыкант, композитор, рэпер

Источник: https://24smi.org/celebrity/50306-vasilii-perov.html

Василий Григорьевич Перов, биография и картины

Перов
   Печать «незаконнорожденного» преследовала Перова от рождения до той поры, когда великий художник перестал быть чьим-то сыном, а стал самим собой — яркой и неординарной личностью. Его фамилия — результат «остроумного» прозвища, которое он получил от своего первого учителя дьячка-запивашки, данное за изящное владение пером.

Немного о родителях

   Отцом художника был барон Криденер, служивший прокурором в далекой сибирской губернии. Герб Криденеров изобилует королевскими лилиями, единорогами и розами, что свидетельствует о древности и знатности.

Из Криденеров вышло много блестящих дипломатов, служивших Российской империи в Новом и Старом Свете.

   Мать героя — Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать.

А больше ничего не известно.

   Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и Акулина Иванова обвенчались, ни фамилию свою, ни титул отец своему первенцу не смог передать. Василий был приписан к арзамасским мещанам с фамилией Перов.

Детство

   С самого рождения Василия семья Криденера постоянно куда-то переезжала.

Поначалу это было связано со службой отца, затем, после скандала в Архангельске (барон Криденер был человеком образованным и воспитанным, но вот на язык весьма несдержанным) из-за сатирических стихов, описывающих всех фигурантов губернской администрации, службу пришлось оставить.

Теперь скитания семьи были связаны с поисками новой службы. Петербург, Ливонские губернии, Самара, Арзамас — везде жить приходилось у многочисленных родственников, что не делало атмосферу в семье полностью счастливой.

   Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе.

Через три месяца учение закончилось (однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: «Нет!»). После того, как место управляющего барон потерял (ну не мог сдержаться Криденер от колкостей), семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась.

Юность

   В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз.

Потом их будет много — медалей. Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой. Последней ученической работой становится картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику малую золотую медаль.

   По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах» — каждая работа — обличение, каждая — как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие. Над головой Перова начинают сгущаться тучи, Священный синод раздражен и раздосадован.

Только большая золотая медаль академии, получение стипендии и отъезд в Европу утихомирили страсти. Юность закончилась.

Зрелость

   Перову за границей было скучно, несмотря на несколько замечательных работ, привезенных оттуда. Он даже обращается к Академии с просьбой о разрешении вернуться досрочно. Россия была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни.

   На родине художник работает весьма плодотворно.

Скоро о новом таланте заговорила критика и прогрессивная общественность. Каждая картина вызывает бурю восторгов среди литераторов и молодежи, а также бурю негодования у консерваторов. Сюжеты картин «Тройка», «Деревенские похороны», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» обличают, вопиют, призывают.

В каждой работе читается отношение самого автора к происходящему, его гражданская позиция, его боль.

   Одновременно Перов создает целый ряд блестящих работ рассказывающих о быте и радостях простых людей. Картины «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник» радуют зрителя своей прозрачной радостью, атмосферой любви и веселья.

   Отдельно стоит сказать о плеяде гениальных портретов, написанных художников в период расцвета. Достоевский, Рубинштейн, Островский, Майков, Даль — Перов оставил потомкам глубокие психологические портреты талантливейших людей своей эпохи. Тех, кем гордится Россия.

   Перов не только великий художник, но и не менее великий педагог. Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость русского искусства.

   Неполные полвека отпустил Господь Перову на земную жизнь. Чахотка, болезнь в то время неизлечимая, прервала творческий путь великого мастера. Маленькая больница в деревне Кузьминки под Москвой стала последним пристанищем живописца. Прах его ныне покоится на кладбище Донского монастыря.

Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1557-vasiliy-grigorevich-perov-biografiya-i-kartiny.html

Василий Григорьевич Перов, Изображений: 183

Перов

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник».

Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.).

В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки».

В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).  

Охотники на привалеПлач Ярославны. 1881Путешествие квартального с семейством на богомолье…РыболовПроводы покойникаПроповедь в селеТройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866 Холст,…Приезд институтки к слепому отцу. 1870 Х. , м. 60…Сватовство чиновника к дочери портного. 1862 ГТГСельский крестный ход на Пасхе. 1861 Х. , м. 71. 5…ТрапезаСуд ПугачеваЧаепитие в Мытищах, близ Москвы. Мальчик, готовящийся к дракеДворник, отдающий квартиру барыне. 1878 ЯрославльПортрет писателя Федора Михайловича Достоевского. …Утопленница. 1867 Х. , м. 68х106 ГТГОхота на кабана. Х. , м. 93. 5×142Христос в Гефсиманском саду. 1878 Холст, масло. 15…Дети-сироты на кладбище. 1864 Х. , м. 48х34. 8 ГРМ…Сельский крестный ход на Пасхе. 1862 Ит. к. , акв.…Перед постригом. Б. на к. , м. 34, 8х19, 7 ГТГПортрет писателя Владимира Ивановича ДаляСтарики – родители на могиле сына. 1874 Х. , м. 42…Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 Х. , м. …Спор о вере. 1881. Холст, масло. 336. 5×512 ГТГТающая Снегурочка. Эскиз. Тушь, перо, б. на к. 21.…Птицелов. 1870. Холст, масло. 83х126 ГТГСнятие с креста. Холст, масло. 150. 5×242 ГТГСпящие дети. 1870 Х. , м. 53х61 ГТГДилетант. 1862 Х. , м. 33, 8х28 ГТГПоследний кабак у заставы. 1868 Х. , м. 51, 1х65, …Приезд станового на следствие. 1857 Х. , м. 38х43 …Странница в поле. 1879 Х. , м. 63х94 Н. НовгородБлаженный. 1879 Х. , м 153х103 ГТГПарижская шарманщица. 1864 Х. , м. 76, 2х56 ГТГПервый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские…Рыбная ловляПластуны под Севастополем. 1874 К. на х. , 130х196…Ботаник. 1874 Х. , м. 65. 5х79 ГТГДворник, отдающий квартиру барыне. 1865 Х. , м. 39…Дедушка и внучек. 1871 Х. , м. 78х62 ТашкентОтпетый. 1873 Х. , м. 87, 5х113 ГИМПервые христиане в Киеве. 1880 156х243 ГРМПортрет А. А, Борисовского. 1869 Х. , м. 89х71 ГРМХристос и Богоматерь у житейского моря. 1867 Х. , …Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1872 …Мальчик – мастеровой. 1865Суд Пугачева. 1875 Х. , м. 150х238 ГИМ, М.Автопортрет. 1851 Х. , м. 77х59, 5 КМРИВозвращение крестьян с похорон зимою. Нач. 1880-х …Девушка.Парижское гулянье. Эскиз. 1863-64 Х. , м. 54. 8×80…Прием странника. 1874. Холст, масло. 93×78Чистый понедельник. 1866 Д. , м. 22, 8х17, 5 ГТГПриезд сельской учительницы. Холст, масло 44, 5х35…Савояр. 1863-64 Х. , м. 40, 5х32, 2 ГТГПраздник в окрестностях Парижа . 1863-64 Х. , м. …Вечер в Великую Субботу. 1873 Б. на к. , м. 20, 2х…Голубятник. 1874 Х. , м. 107х80. 7 ГТГНакануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870 …Парижские тряпичники. 1864 Х. , м. 72х55 ГТГПортрет А. Н. Островского, 1871 Х. , м. 103, 5х80,…Сплетница. 1875 ГРМШарманщик. 1863 Д. , м 30, 5х25 ГТГЭтюд лежащего мальчика к картине Суд Пугачева. Нач…Автопортрет. 1870 Х. , м. 59, 7х46 ГТГРазговор за круглым столом. 1866 Доска, масло. 18.…Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 Х. , м. 43,…Ночью в избе. Эскиз для Спящие дети. Б. на к. , м.…Возвращение жниц с поля в Рязанской губернии. 1874…Голова киргиза. Этюд для Суд Пугачева. Х. , м. 35.…Очередные у бассейна. 1865 Х. , м. 49, 5х61 МинскГитарист-бобыль. 1865 Д. , м. 31, 2х22 ГРМДевушка с кувшином. 1869 Х. , м. 72х53 ГРМСцена на могиле. 1859 Х. , м. 58х69 ГТГНа железной дороге. 1868 Х. , м. 52х66 ГТГПортрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1872…Девушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879 Х. , м. 5…Крестьянин в поле. 1876 Х. , м. 62. 5х50 РигаОхотники на привале. 1877. Авторск. повторение. Хо…Портрет А. И. Криденер, рожд. Ивановой, матери худ…Портрет художника А. К. Саврасова. Х. , м. 71х57 Г…Суд Пугачева. Эск. картины 1875 г. из ГИМ. Х. , м.…Учитель рисования. 1867 Д. , м. 25×20 ГТГПортрет Сергеевой Анны Ивановны, урожд. Шеиной. 18…Продавец песенников. Эскиз. 1863 Х. , м. 21х16 Каз…Тающая Снегурочка. Б. , на к. , м. 21, 2х33 ГТГУтопленница. 1867 Х. , м. 23, 7х37, 5 ГТГГолова Киргиза – каторжника. 1873 Х. , м. 64, 5х58…Дворник – самоучка. 1868 Х. , м. 30, 4-25, 1 ГТГК Троице-Сергию. 1870 Д. , м. 25х19, 7 ГТГМалый лет семнадцати . Этюд. 1869 Х. , м. 58х48, 5…Слепой. 1878 Х. , м. 75х57 РязаньФомушка-сыч. 1868 Д. , м. 44, 8х36, 8 ГТГПластуны под Севастополем. Эск. картины 1874 г. из…Портрет В. В. Безсонова. 1869 Х. , м. 74х62, 5 ГТГРыбаки. . 1879 Х. , м. 104х179. 5 Н. НовгородКазак. 1873 Х. , м. 57, 5х30 ГТГСлепой музыкант. Ок. 1864 . Х. , м. 55, 5х48 ГТГТрудовое семейство. Эскиз. Х. , м. 16. 2х21. 1 ГТГУчитель рисования. Эск. 1863 Х. , м. 25. 5х18 Иван…Портрет А. Н. Майкова. 1872 Х. , м. 103, 5х80, 8 Г…Продавец песенников. 1863-64 Х. , м. 76, 5х102, 5…Странник. 1870 Х. , м. 88х54 ГТГПортрет И. М. Прянишникова. Около 1862 Х. , м. 41.…Портрет Ф. Ф. Резанова. 1868 Х. , м. 91х71, 5 ГТГРазговор студентов с монахом. 1871 Х. , м. 53, 5х7…Старичок. Фрагм. варианта к. Старики – родители на…Странник. 1869 Х. , м. 48×40 ЛуганскХристос в Гефсиманском саду. Х. , м. 30, 5х53, 5 У…Голова киргиза. Этюд. 1870-е ИркутскГолова киргиза. Этюд. Х. на к. , м. 32. 5х22. 6 ГТ…Мужской портрет. Х. , м. ПсковПаломница. Х. , м. ТашкентПортрет Авдотьи Кузнецовой. 1870 Х. , м. 61, 5х54 …Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1870 Х. ,…Портрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872 …Портрет Н. Г. Криденера, брата художника. 1856 Х. …Портрет Н. Ф. Резанова. 1868 Х. , м. 63х53 Челябин…Портрет писателя А. Ф. Писемского. 1869Портрет старухи. КраснодарПортрет Е. Э. Перовой. Ок. 1860 Х. , м. 57х46 Минс…Портрет Ивана Камынина. 1872 Х. , м. 104х84, 3 ГТГПортрет композитора П. С. Кампиони. 1872 г. Астрах…Портрет купца С. Т. Кузнецова. 1873Портрет Н. А. Касаткина. 1876 Х. , м. 40. 5×31 ГТГПортрет Н. П. Ланина. 1869 Х. , м. 83, 5х68, 8 Риг…Портрет неизвестного. 1860-е КазаньПортрет неизвестного. 1870 Х. , м. 75х61 ГТГПортрет Николая Григорьевича Рубинштейна. 1870 Х. …Портрет скульптора В. С. Бровского. Х. , м. 61х48 …Портрет Ф. И. Резановой. 1868 Х. , м. 63х53 Челяби…Старушка. Фрагм. варианта к. Старики – родители на…Странник. 1859 СаратовПортрет Петра Ивановича Николаева, председателя Вл…Склоненная женская фигура. Б. на к. , м. 26, 5х18,…Старик на скамейке. 1880-е. Х. , м. 36х29 Ростов-н…

Графика, наброски, эскизы

Казненные пугачевцы. Рис. карандашом и пером. 1878…Делёж наследства в монастыре . Рисунок карандашом.…Гитарист-бобыль. . Рис. карандашом. ГТГУтопленница. Эскиз картины того же названия. Рисун…Мать с больным ребенком. 1878 Рис. 29, 9х22, 6 ГТГХлыстовское радение. Эскиз. 1979 Рис. 15. х22. 4 Г…Шарманщики. Б. , к.Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 Рис.

31х37, …На тяге. Рисунок карандашом. 1879Суд Пугачева.Толкучий рынок в Москве. 1868 Рис. 29, 8х48, 7 ГТГДворник – самоучка. Рисунок карандашом и сангиной.…Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 Б. , к. …Пугачевцы конвоируют пленных. 1873-75 Рис. 25, 2х2…Трапеза. 1865 Рис. 15, 3х27, 2 ГТГТройка. Бумага, 15, 7х31. 1865. ГТГЮродивая, окруженная странницами.

1872 Рис. 15. 8х…Gogol wird von den Gestalten seiner Werke zu Grabe…Генерал, требующий лошадей. Эскиз картины Сцена на…Парижское гулянье. 1863 Б. на к. , акв. 15, 2х23, …Путник. 1873. Б. , гр. к. 15. 4х13. 5. ГТГСпор о вере . Рис. пером и к. 1880 24х33. 5 ГТГГолова Пугачева. Этюд. Рис. 19, 1х17, 9 ГТГНаушница. Перед грозой. ЛитографияОчередные у бассейна.

Эскиз. 1865 Б. , гр. к. 10. …Парижская шарманщица. Эскиз. 1863 Б. , гр. к. 27х2…Праздник в окрестностях Парижа. Эскиз. 1864 Рис. 3…Смущенная девушка. Эт. к к. Дворник, отдающий квар…Суд Пугачева. Эск. -вариант. Рис. 25. 5х40. 5 ГТГСуд пугачева. Эскиз картины 1875 г. из ГИМ. Х. , м…Трапеза.

Эскиз картины того же названия, находящей…Уличные музыканты в Париже. 1863 Б. , гр. к. , акв…Ходоки – просители. 1880 Рис. карандашом и пером. …В ссудной кассе. 1867 Х. , м. 43, 2х37, 6 ГТГКража со взломом в Пасхальную ночь. 1861 Рис. 33х4…Мальчик с поднятыми руками, обращающийся к публике…Паломники. На богомолье. 1867 Рис. 31, 6х47, 3 ГРМПечальный отец.

1873-74 Рис. 21, 8х16, 8 ГРМПохороны в бедном квартале Парижа. 1863 Б. , к. 22…Радостный отец. 1874 Рис. 21, 8х16, 8 ГРМС вокзала. 1879 Рис. 28х16. 5 ГТГСельский крестный ход на Пасхе. Эскиз картины. 186…Современная идиллия. 1880 Рис. 26х19 ГТГФедот и Арина. 1873 Рис. 14х12 ГТГПроповедь в селе. 1861 Рис.

49х39, 4 ГТГ

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник». Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н.

Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.).

В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки».

В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).

Став охотником, В. Г. Перов, правда, не посвятил себя всецело охотничьим сюжетам. Но этому не стоит удивляться. Сколько художников-охотников было в России, которые предпочитали писать обыкновенные пейзажи, портреты или натюрморты (даже без дичи).

Василий Григорьевич одной картиной «Охотники на привале» с лихвой окупил своё «спокойное» отношение к охотничьему жанру.

Вера в красоту, живущую в сердце человека, побудила его написать эту картину, хотя, может быть, она и не столь поэтична, как, скажем, «Птицелов».

Страстный охотник и ученик Перова К. Коровин в своих мемуарах без колебаний называет «Охотников на привале» и «Птицелова» лучшими из всех картин Василия Григорьевича. В одном из своих писем М. П.

Мусоргский в числе произведений, поразивших его совершенством, называл три из «мира Перова»: «Крёстный ход в деревне», «Птицелов» и «Охотники на привале».

«Они живут, так живут, что познакомишься и покажется – вас-то мне и хотелось видеть», – восхищался гениальный композитор.

В творчестве Перова середины 1860-х годов всё сильнее и сильнее стали звучать ноты суровой трагедии. Так, в образе «Гитариста-бобыля» (1865) он передал драму одинокого человека.

Бобыль — то ли письмоводитель, то ли конторщик какого-либо купеческого заведения, приниженный и придавленный «маленький человек» – изображён художником с большой теплотой.

В сгорбленной спине, в упавшей голове, в чертах преждевременно состарившегося лица, во всём облике ушедшего в тяжёлую думу и безрадостные воспоминания бобыля мы читаем его жизнь, полную горя и унижений.

Этот незлобивый, забитый старичок бренчит на гитаре, утешаясь в углу бедного трактира бутылкой вина. Замечательный мастер психологического анализа, Перов свою повесть об этом человеке передал в маленьком полотне, обрисовал его всего двумя-тремя меткими штрихами.

В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Рухнули мечты этого человека о художнической творческой работе. Надо искать заработок обучением рисованию глаз и носов, давать частные уроки избалованным барским детям в каком-нибудь богатом доме.

В горестном раздумье, приниженный своим зависимым положением, скромный, добрый, преданный искусству учитель рисования ожидает своего богатого ученика. Жалкая судьба! Её не избежали сотни и тысячи одарённых художественных натур, не нашедших себе места в бесчувственном мире.

Самому Василию Григорьевичу Перову грозила эта участь.

Картина «Утопленница» (1867) раскрывает язвы циничного города с другой стороны.

Тело утопленницы лежит на берегу Москвы-реки, освещённое рассветными лучами туманного утра. Вокруг никого нет. Только квартальный с тупым равнодушием посматривает на мокрый труп. Красивая стройная женщина распласталась на земле, точно убитая птица. Затерялась и погибла в сетях безжалостного общества поруганная и обманутая молодая жизнь.

В своих картинах, рисунках и набросках Перов затронул ещё ряд тем, посвящённых раскрытию социальных отношений и порождённых ими пороков.

В наброске «Делёж наследства в монастыре» изображается страшная сцена грабежа имущества монахами, ворвавшимися в келью своего умирающего «брата»; один взламывает сундук, другой срывает покрывало с полумёртвого тела, третий выпивает оставшееся в бутылке вино.

Значительным произведением 60-х годов была картина «Последний кабак у заставы» (1868). Картина эта особенно поэтична. Уже надвинулись вечерние сумерки, догорает оранжево-лимонный закат.

Две подводы с кутающейся женской фигурой в одной из них ждут не дождутся хозяина, забежавшего в последний кабачок «Расставание». Загорелись тусклые огоньки в окнах. Ветер свищет всё сильнее. Дорога манит в даль, за ворота заставы, домой.

Когда же? Это щемящее чувство ожидания передано с огромной впечатляющей силой.

Перов обнаружил себя здесь тонким мастером психологического пейзажа. Он уже давно научился подчинять пейзаж задаче выражения идейного смысла картины.

Как мастерски он использован в «Проводах покойника» и как самостоятельно он зазвучал в этой работе. Уже неясен силуэт ожидающих в полумраке лошадей.

Белый с отсветами заката снег и глушь темноты создают тревожный контраст, трагическое ощущение. Тишина.

Картина полна глубокой грусти. Она вызывает тягостные размышления о человеческой жизни под этими обелисками с царскими двуглавыми орлами.

Графика, наброски, эскизы

Передвижники

Источник: https://gallerix.ru/album/Perov

Почему знаменитый русский художник Василий Перов носил вымышленную фамилию

Перов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

Проводы покойника. 1865. Государственная Третьяковская галерея. В.Перов.
Среди выдающихся русских художников-реалистов второй половины 19 столетия, получивших всенародную признательность, почетное место занимает имя Василия Григорьевича Перова, названного «подлинным певцом скорби».

При том не безосновательно: героями его жанровых полотен были в большинстве своем простые люди, униженные и оскорбленные, вечно голодные и оплакивающие своих умерших родственников. К тому же и личная драма детства и юности художника наложила свой глубокий отпечаток на весь его творческий путь.

Автопортрет. (1851).Киевский национальный музей русского искусства. В.Перов.

Драматична была судьба Василия Перова, незаконнорожденного сына губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и юной вдовы мещанина Иванова, Акулины Ивановны.

Точная дата рождения его не известна, она колеблется между декабрем 1833 и январем 1834 года. И даже тот факт, что вскоре после рождения Василия его родители обвенчались, не давал ему право ни на фамилию, ни на титул отца.

Христос и Богоматерь у житейского моря. (1867). В.Перов.

Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним «Перов» возникнет немногим позже, а именно, с легкой руки местного дьячка, учившего мальчика грамоте.

Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, «очарованный волшебством живописи», начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует.

За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю — «Перовым». Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем.

Учитель рисования. (1867). В.Перов.

Отец Перова, свободомыслящий человек, друживший со ссыльными декабристами и принимавший их у себя в доме, был сослан в Архангельск и лишен материального достатка. А потом в поисках доходного места он с семьей переезжал из города в город, скитаясь по чужим углам.

Пока не остановился в Арзамасе, где Василий, невзирая на материальные трудности семьи, и был отдан учиться в художественную школу А. В. Ступина.

Преподаватель говорил: «Васенька не пропадёт — у него талант от Бога, из него выйдет художник» и позволял ему ранее чем другим ученикам писать масляными красками.

Портрет А. И. Криденер, матери художника (1876). В.Перов.

В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству.

Зато в училище Василию довелось вращаться в интересной творческой среде: его товарищами были начинающие художники со всей России. А самым близким другом стал молодой пейзажист Иван Шишкин.Однажды Перов, оставшись без крыши над головой и средств к существованию, в отчаянии он чуть было не оставил училище.

Однако в затруднительном положении ему помог его учитель, поселивший Василия у себя и по-отечески заботившийся о нём.

Н. Г. Криденер — брат художника. (1856). В.Перов.

По окончанию училища молодой художник представил в Академию художеств «Портрет Н. Г. Криденера», за который был отмечен малой серебряной медалью. В те годы уже и другие его произведения были замечены и публикой, и критиками. В нем многие увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова».

Сцена на могиле. 1859. Третьяковская галерея. В.Перов.

Сюжет этого полотна определили слова народной песни: «Мать плачет, как река льётся; сестра плачет, как ручей течёт; жена плачет, как роса падёт — взойдёт солнышко, росу высушит».

Проповедь в селе. (1861). В.Перов.

Добившись разрешения на участие в конкурсе на большую золотую медаль Императорской Академии, Перов переезжает в Санкт-Петербург, где пишет свои работы «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

И что было удивительным — за первое произведение он действительно получил большую золотую медаль и право на поездку в качестве пенсионера за границу.

Сельский крестный ход на Пасхе. (1861). В.Перов.

А вот второе попало в опалу и подняло бурю протеста. Пошли слухи, что «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Эта работа вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил ее за правду и искренность; в то же время другие влиятельные критики утверждали, что «подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни».

Шарманщик. (1863). В.Перов.

Но как бы там ни было, за границу Перов все же поехал. Целый год он прожил в Париже, работая и изучая мировое искусство. Однако живописца тяготила заграничная жизнь, он страстно желал поскорее вернуться домой, даже обратился с прошением в Академию.

Парижские тряпичники. (1864). В.Перов.

В истории учебного заведения такой случай произошел впервые, так как пенсионеры Академии всеми средствами пытались продлить срок пребывания за границей. Но Василий Перов, тоскуя по родине, всем сердцем стремился в Россию, и ему разрешили досрочно вернуться домой.

Парижская шарманщица. 1864. В.Перов.

Портрет Елены Эдмундовны Шейнс — жены художника. (1868). В.Перов.

Была в жизни художника и любовь с привкусом горечи утрат. Перед самой поездкой в Париж, в 1862 году, Василий Перов женился на Елене Шейнс, племяннице профессора Рязанова. Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго.

Через пять лет живописца постигла большая беда — сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир, ставший впоследствии также художником.Вторично Перов женился спустя пять лет после трагедии. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило. Мастер всецело отдался живописи.

Работал много, писал «громко», в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси».С сарказмом и иронией живописец разоблачает безнравственность духовенства и власть имущих, доведших простой народ до жалкого существования.

Внутренний протест против угнетенной жизни определял замысел практически всех полотен мастера.

Проводы покойника. (1865). В.Перов.

Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Проводы покойника». Полотно хоть и было небольшим по размерам, но великим по содержанию… Художник мастерски показал безысходность и одиночество крестьянской семьи, оставшейся без кормильца.

Тройка. В.Перов.

За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову получил звание академика.

Дилетант. (1862). В.Перов.

Пять полотен Перова («Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка») демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года в Париже, где художественная критика и просвещенная публика по достоинству оценила его творческие работы.

Гитарист-бобыль. (1865). В.Перов.

В 1869 году Перов совместно с Мясоедовым, которому принадлежала идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, организовали группу передвижников в Москве. Семь лет Василий Григорьевич был членом ее правления.

Птицелов. 1870. Третьяковка. В.Перов.

В 1870 году он получил первую премию за работу «Птицелов» и звание профессора Академии художеств.

Продавец песенников. (1864). В.Перов.

Приезд станового на следствие. (1857). В.Перов.

Плач Ярославны. (1881).Частное собрание. В.Перов.

Дворник-самоучка. (1868). В.Перов.

Охотники на привале. (1871). В.Перов.

Рыболов. (1871). В.Перов.

Снятие с креста. (1878). В.Перов.

Утопленница (1867). В.Перов.

Однако кисти Василия Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея, которую вы сможете увидеть во 2-й части обзора.

Историю России без прикрас можно увидеть и на искренних полотнах художника Владимира Маковского.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290518/39106/

Художник Василий Григорьевич Перов | Картины

Перов

Великий русский художник, не менее великий педагог, который вырастил больше десятка действительно больших живописцев.

Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

Владимир Стасов

Биография художника Василия Григорьевича Перова

Автопортрет

Художник Василий Григорьевич Перов родился в декабре 1833 года. Отец художник барон Георгий (Григорий)  Карлович Криденер в те времена служил прокурором в забытой богом Сибирской губернии, а мать, Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. На момент рождения Василия родители в браке не состояли и к маленькому человечку на долгие годы приклеилось позорное «незаконнорожденный».

Буквально несколько месяцев спустя после рождения ребенка родители обвенчались, но ни фамилию, ни титул барон своему сыну передать не смог. Так Вася стал Перовым – это прозвище мальчик получил от своего первого учителя-дьячка, который восхищался изящным почерком ученика. И прозвище в последующем стало фамилией незаконнорожденного ребёнка.

Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Почему Арзамаса?

Барон Криденер был человеком весьма не сдержанным на язык – любил колкие и едкие шутки, да и за словом в карман не лез. Пошутил в адрес губернатора и потерял место прокурора – семья перебралась в Архангельск.

В Архангельске папенька написал сатирические стишки уже про архангельскую губернскую администрацию – пришлось ехать в Петербург, потом – в Ливонские губернии, Самару и Арзамас.

В Арзамасе семейство поселилось у родственников.

В период арзамаского жития-бытия барон Криденер получил место управляющего крупным имением Языкова, что предполагало обретение постоянного места жительства при имении. Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия живописью.

Через три месяца обучение закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой совершенно пьяного «живописца». На этом обучение Перова закончилось – матушка была категорически против такой учёбы.

А несколько месяцев спустя барон в очередной раз потерял место – не смог сдержаться и колко пошутил. Семья перебралась к родственникам в Арзамас и это печальное событие позволило Василию Перову продолжить обучение живописью – мама согласилась отпустить «ребенка» в школу, поскольку теперь он был под постоянным надзором.

В 1852 году Василий Перов приехал в Москву, а в 1853 году поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества в класс известного художника и педагога Васильева, которые сразу же отметил большой талант у нового ученика. Этот педагог поселил у себя ученика, которому было негде и не на что жить, окружил поистине отеческой заботой и давал своему любимцы дополнительные уроки живописи.

Уже во время учебы, в 1856 году, Василий получил свою первую серебряную медаль за представленный в академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника».

Медалей будет ещё много, но ту первую медаль художник с особой теплотой вспоминал до конца своей жизни.

Хотя эта работа ещё и была тесно связана с традициями живописи уходящего 19 века, но именно она стала первой существенной вехой в творчестве Перова.

В 1857 году была написана картина «Приезд станового на следствие».

Приезд станового на следствие

За эту работу художник был удостоен Большой серебряной медали, а критики вынесли единодушный вердикт – в России появился «прямой наследник и продолжатель Федотова»:

Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей.

Следующей заметной работой художника стала картина «Сцена на могиле», которую Перов написал под непосредственным руководством Е.Я Васильева.

Сцена на могиле

Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции.

Первые картины художника Василия Григорьевича Перова

В 1860 году, за картину «Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы», художнику Перову, Академией живописи, была присуждена малая золотая медаль.

Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы

Художник получил право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и переехал в Петербург. В столице, в 1861 году, были написаны картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

Сельский крестный ход на Пасхе

Проповедь в селе

За проповедь Перов получил Большую золотую медаль с правом поездки за границу в качестве пенсионера, а вторая работа была Академией отвергнута и… приобретена, для своей галереи, П.М. Третьяковым. По поводу этого приобретения В. Худяков написал меценату:

А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки.

Споры разгорелись горячие и совсем не шуточные: известный критик В. Стасов хвалил художника за искренность и житейскую правду, точно подмеченные типы, а другой критик, М. Микешин, заявил, что подобные картины убивают высокое истинное искусство, унижает настоящую живопись, поскольку показывает неприглядные стороны жизни.

В 1862 году Перов пишет «Чаепитие в Мытищах».

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Это картина-контраст, картина-противопоставление: тучный праздный монах-чревоугодник с одной стороны, и солдат-инвалид, настоящий слуга отечества, которые просит милостыню. А ещё и мальчик поводырь, на которого невозможно смотреть без слёз.

Снова случился скандал, который мог бы очень плохо закончиться для Василия Перова… Художник быстро венчается с Еленой Шейнс и почти сразу, будучи пенсионером академии, уезжает в Европу.

Перов некоторое время живет в Германии, а затем переезжает в Париж. И отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России.

Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ.

Тем не менее, Василий Григорьевич много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё регулярно пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину.

В Европе были написаны картины «Продавец статуэток», «Шарманщик», «Савояр», «Тряпичники», «Музыканты и зеваки», «Нищие на бульваре».

Праздник в окрестностях Парижа

Продавец песенников

Парижские тряпичники

Шарманщик

Савояр

Парижская шарманщица

В конце концов, просьбы художника о возвращении в Россию были удовлетворены – разрешение на досрочное возвращение было получено. Семейство Перовых возвращается в Москву и молодые поселяются в доме дяди жены художника Ф.Ф. Резанова.

Для конкурсов, которые проводили «Московское общество любителей художеств» и «Императорское общество поощрения художеств», Перов пишет картины «Проводы покойника» и «Очередная у бассейна». Обе картины были награждены первыми премиями. И с этих картин начался новый этап в творчестве художника, который впоследствии был определён искусствоведами, как живопись «об униженных и оскорблённых.

Проводы покойника

Очередная у бассейна

Чистый понедельник

Известный критик В.В. Стасов, увидев эти работы художника написал:

Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны».

Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями.

…Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе.

После «Деревенских похорон» художник пишет картины о тяжёлой жизни простых людей в России: «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Сцену на почтовой станции».

Василий Григорьевич таким образом организовал изображение, что персонажи его картин как бы смотрят на зрителя. Смотрят с немым укором, без осуждения, обречённо и горько.

Искусствоведы отмечают, что это обращение к зрителю будет характерно для целого ряда работ Перова того периода.

Тройка

Приезд гувернантки в купеческий дом

За картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Тройка» Василию Григорьевичу было присвоено звание академика, а картина «Тройка» была выкуплена П.М. Третьяковым для своей галереи.

На Всемирной выставке 1867 года были представлены картины художника «Проводы покойника», «Дилетант», «Тройка», «Первый чин» и «Гитарист-бобыль», которые были очень высоко оценены уже и зарубежными любителями живописи.

Дилетант

Гитарист-бобыль

Т. Торе-Бюргер писал:

Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в этом же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.

Утопленница

Учитель рисования

Христос и Богоматерь у житейского моря

Академия художеств, в 1868 году, решила продлить пенсионное содержание Василия Перова на два года «за выдающие заслуги». В том же году художник получил первую премию на конкурсе «Московского общества любителей художеств» за картину «Сцена у железной дороги»

Сцена у железной дороги

Искусствоведы отмечали невероятную точность художника в передаче выражения лиц мужиков, которые впервые увидели паровоз.

Последний кабак у заставы

Дворник-самоучка

Художник продолжает писать жанровые картины, но всё больше времени уделяет написанию портретов, в которых старается обозначить новые для портретного искусства того времени перспективы; показать на художественном полотне не только материальную конкретность человека, но и его внутренний мир, его дух. Перов утверждал:

Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно. 

По заказу П.М Третьякова был написан «Портрет писателя А.Ф. Писемского». А за «Портрет В.В. Безсонова» художник был награждён первой премией МОЛХ.

В.В. Безсонов

Ф.Ф. Резанов

В 1869 году Перов активно участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок, становится членом правления этой творческой организации.

В 1870 году за картины «Птицелов» и «Странник» Василий Григорьевич был удостоен званием профессора Академии художеств.

Птицелов

Странник

В семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Перова, наряду с написанием портретов, особое место заняли  простые житейские сюжеты. Художник представил на первую выставку ТПХВ картины «Охотники на привале» и «Рыболов».

Охотники на привале

Рыболов

В 1871 году художник получает место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместо умершего С.К. Зарянко.

В 1871 – 1872 годах Перов, по заказу Третьякова, пишет целый ряд портретов русских писателей, учёных, государственных деятелей и купцов.

Портрет писателя В.И. Даля

Портрет Ф.М. Достоевского

Портрет А.Н. Островского

А.Н. Майков

И.С Камынин

М. Нестеров писал:

А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты.

После поездки на Волгу и Оренбургскую губернию художник задумал картину «Суд Пугачёва». В том же году Перов сильно простудился на охоте и у него «открылась чахотка».

Суд Пугачёва

На третьей выставке ТПХВ были представлены работы Перова «Пластуны под Севастополем», «Киргиз-каторжник» и «Старики-родители» на могиле сына».

Казаки-пластуны под Севастополем

Старики-родители на могиле сына

Киргиз-каторжник

Искусствоведы отмечают, что этот период в жизни художника, можно назвать противоречивым: в работах Перова можно отметить как уже возникавшие в творчестве живописца сюжеты и образы, так и новые религиозные, исторические и бытовые сюжеты.

Накануне девичника

Спящие дети

Приезд институтки к слепому отцу

К Троице-Сергию

В 1877 году В.Г. Перов выходит из членов Товарищества передвижных художественных выставок, участвует в парижской Всемирной выставке, продолжает работу над образом Пугачёва – пишет несколько полотен, на тему Пугачёвского бунта, которые самого художника не удовлетворяют.

В этот период была написана картина «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Никита Пустосвят. Спор о вере

Монастырская трапеза

Христос в Гефсиманском саду

В последние годы жизни Василий Григорьевич пишет рассказы для журналов «Природа и Охота» и «Художественного журнала», создаёт несколько полотен на религиозную и бытовую тему.

Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист)

Странница в поле

Плач Ярославны

В конце 1881 года художник заболел тифом, потом воспалением лёгких. Эти болезни окончательно подорвали здоровье Перова и на 49-м году жизни великий русский живописец скончался в больнице на территории усадьбы Кузьминки в ближнем Подмосковье, и был похоронен на кладбище Данилова монастыря (впоследствии прах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря).

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-vasilij-grigorevich-perov.html

Перов Василий Григорьевич

Перов

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных выставок.

Фамилия художника «Перов» произошла от прозвища, данного ему учителем грамматики за владение пером для написания писем. Василий Перов – был незаконно рожденным сыном барона Георгия Карловича Криденера. После его рождения родители обвенчались, но в правах на фамилию и титул отца ему было отказано.

«Золотой век» Перова начался в 1860 г. В конце 1850-х публика устала от мифологической и «библейской» живописи, и петербургская Академия художеств была вынуждена начать присуждать медали за «лапти да сермяги». В 1860 г.

Василий Перов получил малую золотую медаль за «Первый чин». Павел Третьяков написал ему: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Позже он получил большую золотую медаль за «Проповедь в сельской церкви».

Третьяков купил много картин Перова этого периода.

В начале 1870-х художник переживал творческий кризис. Картины Перова уже не привлекали всеобщего внимания. Восторг от первых работ художника сменился недоумением.

Павел Третьяков писал о Перове после осмотра выставки 1875 г.: «Что за жалкие вещи Перова, какое чудное превращение таланта в положительную бездарность».

Ему вторил Крамской: «Четыре года тому назад Перов был впереди всех,.. а после Репина 'Бурлаков' он невозможен».

Отчасти кризис объяснялся смертью жены в 1869 г., отчасти ему способствовали товарищи-передвижники.

Василий Перов.
Автопортрет 1851 г.

В.Г. Перов.
Автопортрет 1870 г.

В.Г. Перов, 1881 г.
Художник И.Н. Крамской
  • 1833. 21 декабря – у губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А.И. Ивановой родился внебрачный сын Василий. Вскоре родители обвенчались, однако Василий не получил прав на фамилию и титул отца.
  • 1842. Получение отцом Перова должности управляющего имением Языкова в Саблукове Нижегородской губернии. Здесь Василий переболел оспой, после которой на всю жизнь осталось плохое зрение.
  • 1843. Учёба Перова в Арзамасском уездном училище.
  • 1846. Учёба в Арзамасской художественной школе А.В. Ступина. Школу Перов не закончил из-за конфликта с одним из учеников.
  • 1852. Приезд Василия Перова в Москву.
  • 1853. Поступление МУЖВЗ. Выжить в Москве помог преподаватель училища Е.Я. Васильев, который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Оканчивал училище Василий Перов под руководством С.К. Зарянко.
  • 1856. Малая серебряная медаль Академии художеств за «Портрет Николая Григорьевича Криденера», брата Перова.
  • 1857. Большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие».
  • 1860. Малая золотая медаль за картину «Первый чин».
  • 1861. Переезд в Петербург. Большая золотая медаль и право поездки в качестве пансионера за границу за картину «Проповедь в селе». Скандал по поводу картины «Сельский крестный ход на Пасхе». Художник Худяков писал Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина ('Попы') была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но всё-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».
  • 1862. Картина Перова «Чаепитие в Мытищах». Осень – бракосочетание с Еленой Эдмондовной Шейнс. Декабрь – в качестве пансионера Академии художеств Перов уехал с женой за границу. Посетив Берлин, Дрезден и Дюссельдорф, приехал в Париж.
  • 1863-1864. Два года Перов жил и работал в Париже. Получив от Академии разрешение на досрочное возвращение с продолжением пансионерства в России, он вернулся в Москву и поселился в доме дяди жены – Ф.Ф. Резанова.
  • 1865. В.В. Стасов: «Перов создал одну из лучших своих картин: 'Похороны крестьянина'. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе».
  • 1867. За написанные годом ранее картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В.Г. Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П.М. Третьяков.
  • 1868. Академия художеств продлила на два года пансионерское содержание Перова. Рождение сына Владимира.
  • 1869. Совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок (ТПХВ), Перов организовал московскую группу передвижников и в течение семи лет был членом правления. Смерть жены.
  • 1870. За картины «Странник» и «Птицелов» Перов удостоен Академией художеств звания профессора.
  • 1871. На 1-й выставке ТПХВ Перов показал картину «Охотники на привале». Назначение В.Г. Перова преподавателем МУЖВЗ на место умершего С.К. Зарянко. Написание портретов по заказам Третьякова.
  • 1872. Женитьба на Елизавете Егоровне Другановой.
  • 1873. Поездка в Нижний Новгород, на Волгу, в Оренбургскую губернию. Сильная простуда на охоте, начало процесса в лёгких.
  • 1874. Перов на сюжет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» написал картину «Старики-родители на могиле сына». Творческий кризис.
  • 1877. Выход из членов ТПХВ. Сотрудничество в журнале «Природа и Охота». Публикация в «Художественном журнале» рассказов.
  • 1881. Конец года – ухудшение здоровья из-за тифа и воспаления лёгких.
  • 1882. Умер Василий Перов.

В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества.

Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего. Были и другие обиды и разногласия. В.Г. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Разразился скандал.

Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера.

В 1877 г. Василий Григорьевич Перов покинул Товарищество. В заявлении он, возражая против расширения Товарищества, написал: «…

я убеждён вполне и думаю: где много собравшихся, там, конечно, можно ожидать много и хорошего, а ещё более дурного, что и было, как я слышал, с артелью художников, когда-то существовавшей в Петербурге».

Реакция Крамского была жёсткой: «Бог судья Перову – обойдёмся и без него».

В 1871-1882 гг. В.Г. Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. По воспоминаниям его ученика М.В. Нестерова «в Московской школе живописи… всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний».

Василий Перов был особенно дружен с Алексеем Саврасовым. Они вместе создавали Товарищество передвижников и работали в Училище живописи. Оба покинули училище в 1882 г.

Великий человек и художник Василий Григорьевич Перов умер от чахотки 10 июня 1882 г.

Картины Перова, написанные в жанре бытовой живописи, – рассказ о ежедневной жизни людей, окружавших художника. Иногда это иллюстрация к празднику, иногда – к отдыху, но чаще – к каждодневным трудностям и мытарствам.

С годами ирония и юмор Перова сменились сатирой, направленной против духовенства и купечества. О сюжетах картин Перова критик В.В. Стасов писал: «Целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России».

Многие картины Перова П.М. Третьяков купил сразу после их создания. Другие – попали в Третьяковку после 1925 г. при национализации частных коллекций.

Чаепитие в Мытищах

Монастырская трапеза

Картина «Сельский крестный ход» написана Перовым в 1861 г. Тогда же её выставили в Академии художеств, но уже на следующий день сняли с экспозиции по требованию властей. В прессе сообщили, что картина «исчезла с выставки по причинам, от художника не зависящим».

Работу перевезли на выставку Общества поощрения художеств в Петербург. Здесь тоже разразился скандал. Критик В.В. Стасов заметил: «Такая сатира больно кусается». Картину убрали, а на выставке на её месте появилась карточка с надписью «Приобретено П.М. Третьяковым».

Меценат купил полотно, невзирая на предупреждение, что автор вместо заграничной поездки может попасть в Соловецкий острог за богохульство.

Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» написана В.Г. Перовым в 1862 г. по заказу администрации города.

И хотя картина была заказная, написана она была как обличительная и остросоциальная и произвела огромное впечатление на московскую публику. Картину «Чаепитие в Мытищах» приобрёл для частной коллекции К.Т.

Солдатёнков. Позже, после 1925 г., при национализации она попала в Третьяковскую галерею.

Картина «Монастырская трапеза», написанная Перовым в 1865 г., дорабатывалась одиннадцать лет. Она так и осталась сатирой на духовенство. Хотя это гротеск, но, по мысли автора, типичные персонажи и точно выписанные детали картины должны были убедить зрителя в достоверности изображённого.

Тройка

Охотники на привале

Птицелов

Картина «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») написана Перовым в 1866 г. Это одно из самых пронзительных по эмоциональному воздействию произведений о жутком существовании бедноты в России конца XIX в.

«Целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, измученных глазах» – писал критик Стасов о картине Перова «Тройка». У современников она сразу получила всеобщее признание. Картина была одной из двух работ, за которые Перову присудили звание академика.

Но высшей похвалой для художника стала покупка картины П.М. Третьяковым сразу после выставки.

Картина «Охотники на привале» написана Перовым в 1871 г. для выставки в Европе. С выставки её сразу купил П.М. Третьяков. В 1877 г. второй авторский вариант был написан для Александра II. Сейчас это полотно находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.

Говорят, что есть ещё третий авторский вариант, который долго хранился в Николаевском областном музее как копия. Перов был страстным охотником, поэтому тема охоты ему хорошо знакома. Трое мужчин на картине в московской жизни были врачами. Рассказчика в «Охотниках на привале» художник написал с доктора Мясницкой полицейской части Д.П. Кувшинникова. Позже, в 1892 г.

, он и его жена, хозяйка популярного в Москве в 1880-1890-е гг. литературного салона, стали прототипами рассказа Чехова «Попрыгунья».

Картину «Птицелов» Перов написал в 1870 г. и получил за неё звание профессора. Из сценки, случайно увиденной художником в лесу, получилась очень поэтичная работа.

Пейзаж для картины «Птицелов» написал друг и соратник Алексей Саврасов. «Много ли наших картин можно сравнить с 'Птицеловом'»? – восхищался критик В.В. Стасов.

– Ведь это точь-в-точь будто отрывок из лучшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева!»

Портреты Перова – это образы деятелей культуры, написанные по заказу братьев Третьяковых, и колоритные портреты неизвестных крестьян и купцов. Но всегда это люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром.

Кампиони Пётр Сантинович Саврасов Алексей Кондратьевич
  • Лаврушинский, 10. Третьяковская галерея. П.М. Третьяков приобрёл для галереи у Василия Перова первую картину «Сельский крестный ход на Пасхе». Сейчас в Третьяковке экспонируется более 50 картин и портретов В.Г. Перова.
  • Мясницкая, 21. В 1853-1861 гг. Василий Перов учился, а с 1871 г. – преподавал и жил в МУЖВЗ.
  • Тверская, 30. С 1864 г. В.Г. Перов жил в квартире, занимавшей угловую мансарду. Здесь он написал «Похороны крестьянина».

Источник: https://www.mmsk.ru/people/unit/?id=48482

Refy-free
Добавить комментарий