Пейзаж в рассказе М. Горького Челкаш

Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»

Пейзаж в рассказе М. Горького Челкаш

Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.

Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок.

Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», «закованные в гранит волны», «вспененные, загрязненные разным хламом»), это уже настраивает на определенный лад, заставляет задуматься, насторожиться, быть начеку.

Эти картины дополняют звуки: «звон якорных цепей», «грохот вагонов», «металлический вопль железных листов». Все эти детали как бы предупреждают нас о надвигающемся конфликте. И вот на фоне этого появляется Гришка Челкаш – старый травленый волк, пьяница и смелый вор.

Описание его внешности полностью соответствует описанию картин порта; автор использует мрачные краски – «всклокоченные черные с проседью волосы и испитое, острое, хищное лицо», «холодные серые глаза», это вызывает некоторое пренебрежение и отвращение к герою. На этом же фоне мы видим молодого, коренастого парня – Гаврилу.

Между ними завязывается знакомство, Челкаш приглашает этого парня поучаствовать в деле – в воровстве, однако Гаврила еще не знает, что это за дело.

Ночь, тишина, плывущие по небу тучи, спокойное море, спавшее здоровым крепким сном «работника, который сильно устал за день». Оба героя тоже спокойны, однако за этим спокойствием кроется внутреннее напряжение.

По мере того как это напряжение из внутреннего перерастает во внешнее, Горький показывает, как пробуждается море, как шумят волны, и этот шум страшен. Этот страх рождается и в душе у Гаврилы. Челкаш оставил Гаврилу одного, а сам ушел за «добычей». И снова все затихло, было холодно, темно, зловеще, а главное – все молчало.

И от этого глухого молчания становилось жутко. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной, и, хотя он презирал Челкаша, все же был рад его возвращению.

Между тем, ночь становилась все темней и молчаливей, и это придавало уверенности и силы для завершения успешной «операции», море стало спокойным, и к обоим героям вновь вернулось душевное равновесие. Природа как бы помогала героям преодолеть все преграды и успешно добраться до берега. Пейзажные зарисовки отражают внутреннее состояние героев: все спокойно, и море спокойно…

В последней сцене – сцене конфликта между Челкашом и Гаврилой – мы видим картину дождя, сначала он идет мелкими каплями, а затем все крупней и крупней. Это точно соответствует назревающему конфликту: сначала он основывался просто на выпрашивании денег, а затем на драке.

Струйки дождя сплетали целую сеть из ниток воды, по‑моему, М.

Горький хотел показать, что Гаврила запутался в сети собственных мыслей: он хотел получить деньги, причем не просто свою долю, а все «заработанные» деньги, во‑вторых, задумал убийство человека, если тот добровольно не отдаст деньги, и, в‑третьих, за все это он хотел получить прощение, чтобы его совесть была чиста.

А дождь все лил, его капли и брызги воды смыли следы драмы, небольшого конфликта, разгоравшегося между старым волком и молодым человеком.

Несомненно, роль пейзажа велика в произведении. По этим описаниям легче понять характер героев, что они задумали, складывается представление о том, что будет дальше, благодаря им чувствуется приближающийся конфликт, пик и развязка конфликта.

Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш»)

Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.

В основу рассказа «Челкаш» положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса).

«Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе „Челкаш“.

Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…»

В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице.

Челкаш в нем узнал «своего»: Гаврила был «в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно.

С психологической точностью парень определил «профессию» Челкаша – «мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям».

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу.

Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает.

Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней.

Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 177;

Источник: https://studopedia.net/11_14996_peyzazh-v-rasskaze-m-gorkogo-chelkash.html

Конспект урока по литературе

Пейзаж в рассказе М. Горького Челкаш

ФУНКЦИИ МОРСКОГО

ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ

М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».

2 часа

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.

М. Горький.

Цели: 1)   углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;

           2)   развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;

           3)   развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей.

Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз.

Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.

Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы … тоскливые тяжёлые тени».

II. Работа с эпиграфом.

Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.

III. Исследовательская работа. Составление таблицы.

Эпизод

Море

Небо

Состояние человека

Начало

рассказа

Зеленоватое море;

волны моря … бьются и ропщут.

Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.

Челкаш и Гаврила выходят в море

Море было покойно, черно и густо, как масло;

ласково звучало …

Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.

… по небу двигались толстые пласты лохматых туч…

Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.

В море

Море – бесконечное, могучее…

сонное море;

мягкий шум его сонного дыхания;

бархатная гладь.

облака ползли медленно…

что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.

… Гаврила, всё еще дрожащий от страха…

… Гаврила, тихо всхлипывая, плакал…

В гавани (Гаврила ждёт Челкаша)

Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами.

Ни звука, кроме вздохов моря.

Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью.

Тучи ползли по небу также медленно и скучно.

… оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.

Тучи походили на волны.

Гаврила … потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.

Гаврила вздрогнул…

Гавриле стало страшно.

Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой…

Возвращение

А море стало еще спокойней, черней…

Море … звучало просительно и глупо…

Ветер пронёсся и разбудил море…

Теперь небо уже не походило на взволнованное море…

Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней…

… тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу.

… Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.

… он был пуст и бездушен

Рассвет

Море проснулось, оно играло маленькими волнами…

Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя.

Гаврила… воодушевлялся.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело…

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха…

«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми»

1.

… лодкой играет мутно-зелёное море

Над ними небо серое, ровно затянутое тучами.

Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.

Гаврила весь трепетал от ожидания…

Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него.

2.

Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху.

Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками.

Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания.

– На! Жри… – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

3.

Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.

Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену.

Дождь лил, как из ведра.

Дождь ретиво сёк воду и землю … ветер ревел…

Всё наполнилось воем, ревом, гулом… за дождём не было видно ни моря, ни неба.

Челкаш стоял перед ним и странно улябался… Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять.

… Гаврила … перекрестился … свободно и глубоко вздохнул … и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.

Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?

– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».

Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?

– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство…»

Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.

IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.

– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.

V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:

зеленоватое

сонное

покойно

бархатное

черно

молчаливое

густо, как масло

пустынное

бесконечное

мутно-зелёное

могучее

В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.

В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.

Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.

VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:

зеленоватое           чёрное

мутно-зелёное       матово-чёрное

Зелёный – цвет жизни, покоя.

Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.

Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.

Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.

Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».

ФУНКЦИИ МОРСКОГО

ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ

М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».

2 часа

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.

М. Горький.

Цели: 1) углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;

2) развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;

3) развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей.

Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз.

Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.

Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы … тоскливые тяжёлые тени».

II. Работа с эпиграфом.

Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.

III. Исследовательская работа. Составление таблицы.

Эпизод

Море

Небо

Состояние человека

Начало

рассказа

Зеленоватое море;

волны моря … бьются и ропщут.

Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.

Челкаш и Гаврила выходят в море

Море было покойно, черно и густо, как масло;

ласково звучало …

Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.

… по небу двигались толстые пласты лохматых туч…

Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.

В море

Море – бесконечное, могучее…

сонное море;

мягкий шум его сонного дыхания;

бархатная гладь.

облака ползли медленно…

что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.

… Гаврила, всё еще дрожащий от страха…

… Гаврила, тихо всхлипывая, плакал…

В гавани (Гаврила ждёт Челкаша)

Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами.

Ни звука, кроме вздохов моря.

Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью.

Тучи ползли по небу также медленно и скучно.

… оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.

Тучи походили на волны.

Гаврила … потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.

Гаврила вздрогнул…

Гавриле стало страшно.

Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой…

Возвращение

А море стало еще спокойней, черней…

Море … звучало просительно и глупо…

Ветер пронёсся и разбудил море…

Теперь небо уже не походило на взволнованное море…

Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней…

… тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу.

… Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.

… он был пуст и бездушен

Рассвет

Море проснулось, оно играло маленькими волнами…

Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя.

Гаврила… воодушевлялся.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело…

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха…

«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми»

1.

… лодкой играет мутно-зелёное море

Над ними небо серое, ровно затянутое тучами.

Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.

Гаврила весь трепетал от ожидания…

Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него.

2.

Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху.

Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками.

Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания.

– На! Жри… – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

3.

Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.

Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену.

Дождь лил, как из ведра.

Дождь ретиво сёк воду и землю … ветер ревел…

Всё наполнилось воем, ревом, гулом… за дождём не было видно ни моря, ни неба.

Челкаш стоял перед ним и странно улябался… Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять.

… Гаврила … перекрестился … свободно и глубоко вздохнул … и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.

Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?

– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».

Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?

– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство…»

Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.

IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.

– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.

V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:

зеленоватое

сонное

покойно

бархатное

черно

молчаливое

густо, как масло

пустынное

бесконечное

мутно-зелёное

могучее

В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.

В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.

Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.

VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:

зеленоватое чёрное

мутно-зелёное матово-чёрное

Зелёный – цвет жизни, покоя.

Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.

Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.

Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.

Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-po-litieraturie-funktsii-morskogho-pieizazha-v-rasskazie-m-gor-kogho-chielkash

Refy-free
Добавить комментарий