Отмывание денег и финансирование терроризма

Российская система противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма

Отмывание денег и финансирование терроризма

Аннотация. B статье рассмотрена проблематика развития экономической преступности на территории Российской Федерации, включая развитие теневого бизнеса и тенденции неуплаты налоговых отчислений.

Проанализирована актуальность российской системы противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма. Перечислены основные цели национальной системы ПОД/ФТ.

Предложен список рекомендации по совершенствованию ее механизма работы.

Ключевые слова: теневая экономика; экономические преступления; неформальная экономика; теневой бизнес; отмывание денег; уклон от уплаты налогов; финансирование терроризма.

RUSSIAN SYSTEM OF COUNTERACTION OF MONEY LAUNDERING AND FINANCING TERRORISM

Abstract. The article considers the problems of the development of economic crime in the territory of the Russian Federation, including the development of the shadow business and the tendency of non-payment of tax deductions.

The relevance of the Russian system for countering money laundering and terrorist financing has been analyzed. The main goals of the national AML / CFT system are listed. A list of recommendations for improving its mechanism of work is proposed.

Keywords: shadow economy; economic crimes; informal economy; shadow business; laundering of money; tax evasion; financing of terrorism.

Национальная финансовая и экономическая безопасность государства является одной из основных проблем современного мира.

Именно проблематика финансирования терроризма с каждым годом становится все острее для многих регионов мира.

В том числе, уровень террористической активности на территории Российской Федерации является серьезной угрозой безопасности граждан, российскому обществу и государству в целом, оставаясь в последние годы достаточно высоким.

Динамика сомнительных операций, которые могут быть отмыванием денег и уклоном от уплаты налогов имела рекордные показатели в 2015 году – 153 млрд. долларов, что совпадает с критическим состоянием экономики России, финансового сектора и геополитической обстановкой (рисунок 1).

Рисунок 1. Отток финансового капитала из России по статье «сомнительные операции» в 2014 – 2017 гг. [5]

На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что проблематика отмывания денег актуальная для современной экономики России, причиной чему выступает и теневой бизнес.

Российское правительство оценивает, что около одного миллиарда долларов покидают страну ежемесячно в форме вывоза капитала, и большая часть этих средств имеет преступное происхождение.

Легализация доходов, имеющих незаконное происхождение, переросла сегодня в международный криминальный бизнес.

Теневая экономика представляет собой совокупность неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Учитывая особенности современной рыночной экономики России, страна переживает период, при котором, объем теневой экономики занимает одну из ключевых позиций по объему и доли всей экономической системы.

Среди ключевых элементов формирования теневой экономики России, относятся такие элементы, как:

— неформальная экономика;

— криминальная экономика;

— фиктивная экономика.

Учитывая переходной этап России с командно-административной модели до рыночной модели экономики, становится ясно, почему уровень теневого сектора настолько высок.

Так, общий объем теневой экономики России в 2012 году оценивался в 46 % ВВП. Таковы выводы доклада, подготовленного международной исследовательской организацией Global Financial Integrity (GFI), авторами которого выступали экономисты Дев Кар и Сара Фрейтас [1].

Но, в 2017 году совсем иная оценка, которую приводит руководитель Росстата Александр Суринов в интервью газете «Ведомости». Так, согласно их оценке, доля теневой экономики в России составляет около 10-14 %. При этом, это средняя цифра. Есть секторы, где доля ненаблюдаемой экономики достигает почти 50 % [2].

Если взять оценку от GFI в 2013 году и Росстата в 2017 году, мы заметим разницу в 32 – 36 %, что явно не соответствует объективной оценки. Вряд ил, за последние 4 – 5 лет, российский теневой сектор сбавил настолько свои обороты, но, нисходящие тенденции таки наблюдается.

Более того, правительство понимает, что либерализация регулирования экономики и рынка – это неотъемлемый шаг по преодолению теневого сектора, рост которого поддерживает и высоким уровнем налогового давления.

В случае если данная проблема не будет решена, рост экономики России так и будет оставаться на месте. Но, анализируя официальную статистику по странам Европы, можно отметить, что Россия – это не явный аутсайдер.

Так, самый высокий уровень неформальной экономики демонстрирует Болгария (30,6 %), Румыния (28 %), Турция (27,8 %), Хорватия (27,7 %), Италия (27 %), Эстония (26,2 %), Греция (26 %), Литва (25,8 %), Латвия (23,6 %), Испания (22 %) [3].

Поэтому, даже 14 % теневого сектора от общего объема ВВП России – это хороший показатель.

Проблемы отмывания финансовых средств и борьба с терроризмом привели к необходимости формирования эффективной национальной системы ПОД/ФТ. В России активная работа по созданию такой системы началась с принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» [4].

В настоящее время система ПОД/ФТ в России сформирована и получила высокие экспертные оценки ряда международных организаций по результатам взаимных проверок, проведенных в 2013–2016 гг. Тем не менее, система ПОД/ФТ (рисунок 2) в России далека от совершенства, из-за чего она требует постоянной корректировки.

Рисунок 2. Структура национальной системы противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма в России

Основными целями национальной системы ПОД/ФТ выступают:

— противодействие экономическим преступлениям и сокращение масштабов теневого бизнеса;

— ликвидация условий и факторов, которые способны вызывать возникновение террористических актов;

— предотвращение выводу финансового капитала за кордон государства незаконными путями;

— создание условий для репатриации финансового капитала из-за рубежа на территорию российской экономики;

— противодействие хищению бюджетных средств.

Несмотря на разнообразие задач и целей национальной системы противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма в России, существуют различные изъяны, из-за которых развивается теневой бизнес и вывод финансового капитала за рубеж, подтверждением чему данные из рисунка 1.

В связи с этим, необходимо принятие следующих мер, целью которых выступает совершенствование ПОД/ФТ:

— дать возможность кредитным организациям и финансовым компаниям в одностороннем порядке отказываться от работы с клиентами, которые подпадают под категорию «ненадежных субъектов»;

— вести требования для финансовых институтов предоставлять своевременно информацию о заключение сделок по лизингу не после факта операции, а до ее принятия;

— необходимо активизировать международное сотрудничество в области противодействия легализации преступных доходов;

— ужесточение уголовной ответственности за экономические преступления.

Борьба с отмыванием денег и финансирование терроризма представляет собой технологии отмывания денег и финансирования терроризма, целью которых, по нашему мнению, является содействие правительствам и другим ключевым фигурам данной сферы в понимании природы существующих и потенциальных угроз и в реализации эффективных стратегий по решению этих проблем. Необходима эффективная реализация стратегий расследования и пресечения отмывания денег и финансирования терроризма, единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников рынка.

Таким образом, современная национальная система ПОД/ФТ все еще не уникальная и имеет отрицательные стороны из-за чего идет вывод финансового капитала за рубеж. Несмотря на это, по данным за 2016 – 2017 гг.

, динамика роста вывода денежных средств в разы уменьшилась, подтверждением чему является текущий процесс совершенствования российской системы противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/journal/student/35/115722

Борьба с отмыванием денег и финансирование терроризма

Отмывание денег и финансирование терроризма

Лицам, получающим доходы в результате противоправных действий, необходимо скрывать истинные источники своей прибыли. Процесс, когда преступники создают видимость законной деятельности, чтобы реализовывать выручку, называется отмыванием доходов.

Отмывание денег, наряду с мошенничеством и финансированием терроризма, само по себе является финансовым преступлением.

Все такие преступления влекут за собой значительные издержки как для отдельных лиц, так и для организаций и могут иметь потенциально разрушительные последствия для общества.

Отмывание денег — это процесс, укрывающий незаконные доходы без ущерба для преступников, желающих извлечь выгоду из этих доходов. Управление ООН по наркотикам и преступности

В мире объём ежегодно отмываемых доходов даже по достаточно скромным оценкам составляет 2-5 % мирового ВВП, или от 800 млрд. до 2 трлн. долларов США. Отмывание средств происходит как в странах с надежной финансовой системой, так и в странах с менее контролируемыми банковскими системами.

Зачастую после зачисления на счёт денежные средства проходят сложный путь из множества операций прежде чем попадут в активы, не вызывающие подозрений.

Технически процесс подразделяют на три составляющих – размещение, расслоение и интеграцию.

Финансовые учреждения являются основной мишенью для отмывания денег в том смысле, что преступники используют недостатки глобальной финансовой системы, чтобы запутать следы.

Поэтому мы занимаемся противодействием отмыванию доходов

В большинстве стран, включая Россию, закон обязывает финансовые учреждения активно отслеживать подозрительную деятельность в своей юрисдикции и сообщать о ней.

Совокупность методов и процессов, используемых финансовыми компаниями для этой цели, обычно называется «противодействие отмыванию доходов» или ПОД/ФТ.

Важнейшим элементом ПОД/ФТ является использование анализа данных для выявления необычной активности, в первую очередь путем мониторинга операций клиентов, анализа их окружения.

Борьба с финансовыми преступлениями в постоянно усложняющихся условиях

Контроль со стороны регулирующих органов и развитие технологий создают всё больше трудностей в работе по ПОД/ФТ. Чтобы успешно справляться с растущими масштабами и сложностями в сфере противодействия отмыванию денег, необходимо внедрять интеллектуальные средства автоматизации.

Скачать отчет компании Celent

В данном отчете анализируются проблемы AML и рассказывается, как последние разработки в области искусственного интеллекта (AI), машинного обучения (ML) и роботизированной автоматизации процессов (RPA) могут улучшить автоматизацию процессов ПОД/ФТ.

Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма — это моральный долг финансовых институтов. Но также на финансовые учреждения накладываются другие обязательства:

  • Соблюдать нормативные требования по мониторингу клиентов и операций и сообщать о подозрительной деятельности регуляторам.
  • Защищаться от влияния на репутацию своего бренда и свою биржевую стоимость со стороны таких криминальных явлений, как организованная преступность, торговля людьми, наркотиками или оружием, а также коррупция в правительстве.
  • Избегать наложения финансовых и уголовных санкций, наложенных за невыполнение обязательств или халатность. Такие санкции накладывают серьёзные ограничения на деятельность банка, и вплоть до разрыва с ним корреспондентских отношений и отзыва лицензии.
  • Сократить штрафы и дополнительные затраты, связанные с сотрудничеством с нелегальными компаниями; уменьшить размер капитала, зарезервированного для покрытия рисков; и сократить расходы на персонал и ИТ, затраченные на попытки достижения более точного обнаружения.

Какова роль правительства?

Во всем мире страны приняли законодательство, устанавливающее уголовную ответственность за отмывание доходов и связанные преступления. Международный правоохранительный орган — ФАТФ — оказывает содействие и поддержку странам в создании подразделений финансового мониторинга, отвечающих за управление обменом информацией между организациями и правоохранительными органами.

В борьбе с отмыванием органы финансовой разведки всех стран полагаются на финансовые организации как на первую линию обороны. Сообщая о потенциально подозрительной деятельности правительству посредством сообщений о подозрительной деятельности, банки обращают внимание правоохранительных органов на угрозы экономической безопасности.

С этой целью регулирующие органы приняли критически важное законодательство, которое банки должны соблюдать для осуществления мер по борьбе с отмыванием денег:

  • США: Патриотический акт США, Закон о банковской тайне.
  • Европа: Четвертая Директива ЕС по борьбе с отмыванием денег (4AMLD).
  • Канада: Закон о доходах от преступной деятельности (отмывание денег) и финансировании терроризма ( PCMLTFA).
  • Австралия: Закон 2006 года о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
  • Россия: 115 ФЗ

Меры ПОД/ФТ, при их эффективном внедрении, смягчают последствия преступной экономической деятельности и поддерживают целостность и стабильность финансовых рынков. Международный валютный фонд

Судебные разбирательства. Огромные штрафы. Негативная огласка случаев несоблюдения требований комплаенса. Всё это ставит под сомнение надёжность финансовых институтов в глазах общественности. Множество кредитно-финансовых организаций облагаются штрафами из-за недостатков в их AML-системах. Особенно страдают филиалы иностранных банков.

Правила ПОД/ФТ охватывают как отмывание денег (источник доходов), так и финансирование терроризма (назначение расходов). Международные правила и нормы ПОД/ФТ, принятые ФАТФ в 1989 году, были направлены на развитие и популяризацию этических и экономических преимуществ надежного и стабильного финансового рынка.

Кредитно-финансовые организации во всем мире, включая Россию, уделяют все больше внимания вопросам копмлаенса и глобализации, и переходят от реагирования на изменения в нормативно-правовых актах к использованию более риск-ориентированного и регламентированного подхода к оценке своих методов ПОД/ФТ. В целом, финансовые учреждения обязаны выполнять следующее (может варьироваться в зависимости от юрисдикции):

  • Программа идентификации клиентов /«знай своего клиента»: необходима надлежащая идентификация и проверка клиентов, чтобы убедиться в их законопослушности. Продукты и услуги с более высоким риском (например, Private Banking) требуют более глубокого сбора информации, такой как источники финансирования, налоговые декларации, учредительные документы и личности конечных бенефициаров.
  • Отчетность по крупным операциям: операции с наличными деньгами, превышающие определенный порог (10 000$ в США, 600 000 рублей в России) и совершенные одним клиентом в течение рабочего дня, требуют от учреждения представления отчета в регулирующий орган.
  • Мониторинг деятельности клиентов и отчетность: Регулирующие органы публикуют рекомендации о том, какие виды поведения следует контролировать (например, структурирование означает внесение многочисленных вкладов или многократное снятие наличных в течение нескольких дней во избежание превышения установленного порога). Если аналитик/исследователь ПОД/ФТ придёт к выводу, что поведение субъекта не имеет явной коммерческой цели, то регулятору направляется отчёт по сомнительным транзакциям, и обязательства финансовой организации перед законом считаются выполненными.
  • Соблюдение санкций: Регулирующие органы, такие как Казначейство Ее Величества, OSFI, Интерпол и Организация Объединенных Наций, требуют от финансовых учреждений сверять участников операций со списками лиц, компаний, учреждений и стран, в отношении которых действуют санкции. Российский регулятор распространяет свои собственные списки, но для работы на международных рынках финансовым организациям требуется реализовать контроль и по спискам регуляторов других юрисдикций.

Индустрия финансовых услуг инвестирует миллиарды долларов в ИТ для мониторинга незаконной деятельности. Но неправильно интегрированные автоматизированные системы могут создать неадекватно большое количество рабочих задач.

Несмотря на значительные инвестиции, после нескольких случаев обвинений и конфискации активов из-за чрезмерно разросшейся отчётности возникает вопрос – к чему приведут все эти усилия? Руководства и рекомендации издавались с благими намерениями, но, применяемые повсеместно, они могут не отражать риски конкретной компании.

Согласно исследованию PwC , 12% фирм, предоставляющих финансовые услуги, не проводили глобальной оценки рисков ПОД/ФТ. В число первостепенных технических проблем входят сложность модернизации систем и проблемы с качеством данных, зачастую осложняемые устаревшими системами мониторинга, которые оказываются обременительными и дорогостоящими в настройке и обслуживании.

Поскольку такие технологии, как искусственный интеллект и машинное обучение стали более распространенными, следующее поколение AML-систем автоматизирует ручные процессы, связанные с оценкой рисков клиентов, сбором данных от третьих лиц, поведенческим контролем, расстановкой приоритетов и организацией рабочего процесса риск-менеджмента. Более продвинутые фирмы используют стратегии сегментации, скоринга и оптимизации для достижения эффективного и действенного выявления рисков финансовых преступлений.

Мы видим, что развитие отрасли ИИ в AML в основном направлено на три ключевых блока задач, закрепленных за соответствующими ролями пользователей системы:

  • Процесс выявления от обнаружения нарушений до отправки отчётности.
  • Процессы валидации для автоматизации обновления моделей (управление и оптимизация).
  • Ручные проверки для сложных или узкоспециализированных расследований, где требуется привлечение человека, например связанных с международными криминальными организациями.

Государственный и частный секторы обращаются к искусственному интеллекту и машинному обучению для автоматизации многих процессов, поддерживающих вышеперечисленные функции. В решениях SAS® для борьбы с финансовыми преступлениями встроенные элементы машинного обучения помогают в выполнении множества задач:

  • Обогащение данных: Автоматическое агрегирование исторических данных о транзакциях, KYC («знай своего клиента») и геоданных сокращает время, необходимое для проведения расследований.
  • Скоринг предупреждений: Байесовские алгоритмы, разработанные для сравнительного ранжирования всех объектов исследования.
  • Клиентские риски: Логистическая регрессия для эмпирической оценки риска причастности клиента к отмыванию.
  • Разработка сценариев: Автоматизированная разработка логики обнаружения с использованием дерева решений вместо примитивных фиксированных порогов.
  • Сегментация и отклонений от группы: Применение обучения без учителя для выявления поведения объекта, не свойственного для прочих ему подобных.
  • Обнаружение редких событий: Кластеризация без учителя для поиска объектов, похожих на исследуемый. Например, по спискам подозрительных клиентов, которые рассылают регуляторы.
  • Распознавание образов: Применение когнитивных вычислений для идентификации и классификации товарно-сопроводительных документов.

Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения открывают возможности, способные поднять индустрию на принципиально новый уровень.

И в то же время многие организации начинают осознавать необходимость распространения концепции «единого видения клиентских рисков» на всевозможные типы рисков, понимая, что в сборе информации об угрозах следует задействовать всевозможные системы наблюдения и обнаружения.

Переход к комплексной стратегии борьбы с финансовыми преступлениями

Большинство организаций используют специализированные процедуры, чтобы обнаруживать угрозы, оповещать о них сотрудников и проводить расследования.

Однако оказывается, что зачастую разнообразные противоправные действия могут остаться незамеченными или быть неправильно истолкованы, если исследуются в отрыве друг от друга. Более того, нормативные указания предполагают, что компании в состоянии сформировать целостную картину криминальной обстановки.

Прогрессивные организации стремятся разработать всеобъемлющие стратегии интеграции данных, аналитики и рабочих процессов в рамках различных систем и должностных обязанностей.

По мере того как данные агрегируются на уровне объекта или сети, значительно возрастает точность прогнозирования, следовательно, и эффективность работы в целом.

Архитектуры big data и обработка данных in-memory позволяют агрегировать всё большие массивы данных и внедрять более сложные методы машинного обучения. Применение общей базовой архитектуры (см.

выше) для снижения многочисленных рисков позволяет учреждениям амортизировать свои инвестиции в технологии, получать целостное представление о риске клиентов и контрагентов и извлекать полезные уроки из результатов каждого расследования.

Рекомендации по модернизации практик ПОД/ФТ

  • Исследуйте ваши данные, оцените их значимость и достаточность, и постарайтесь сохранять единый образ клиента для всех продуктов, услуг и типов клиентов.
  • Интегрируйте процессы мониторинга и расследования с процессами KYC и ранжирования рисков для клиента.
  • Откажитесь от статических правил в пользу поведенческого анализа по профилям клиентов. Сегментируйте клиентскую базу, чтобы обеспечить более сбалансированное покрытие.
  • Автоматизируйте анализ окружения/связей клиентов и контрагентов на основе данных о транзакциях, KYC и прочих сторонних данных, чтобы использовать их для углублённых расследований и выявлений новых схем.
  • Обеспечьте прозрачность и обоснованность всех принятых решений для дальнейшего аудита, автоматизируйте хранение результатов. Умейте объяснить и защитить свои стратегии управления рисками.
  • Создайте «песочницу», копирующую снимок рабочих данных для разработки, тестирования и валидации стратегий машинного обучения. Сравните результаты с классическими стратегиями, прежде чем развертывать ИИ.
  • Готовьтесь к переходу в облако. Будете ли вы действовать своими силами или воспользуетесь сторонними решениями, будьте готовы использовать преимущества новых вычислительных моделей, потому что они могут существенно сократить расходы.

Во всем мире, включая Россию, SAS широко используется отделами ПОД/ФТ и комплаенса, чтобы получать комплексное представление о субъектах риска, помогать аналитикам принимать быстрые и более точные решения, понимать особенности клиентов и оставаться прозрачными для регулирующих органов.

Чтобы узнать больше о том, как SAS может помочь с вашей технологической базой ПОД/ФТ, посетите веб-сайтsas.com/compliance.

Отличительной особенностью решений SAS является комплексный подход, позволяющий применять ряд самых современных инструментов для выявления подозрительных клиентов.

Как отделить правду от шумихи

Искусственный интеллект и машинное обучение могут сыграть значительную роль в борьбе с финансовыми преступлениями. Этот отчёт ISMG прояснит такие вопросы как: всеобщая интрига вокруг ИИ и машинного обучения; как эти новые решения могут принести пользу финансовым учреждениям; и взвешенный подход SAS к внедрению новых аналитических инструментов.

Объединение систем обнаружения мошенничества, комплаенса, ПОД/ФТ и расследований в единую, интуитивно понятную рабочую среду.

Небольшие финансовые учреждения несут тяжелое бремя, следуя правилам борьбы с мошенничеством и отмыванием денег. Чтобы решить эти проблемы, SAS и Jack Henry & Associates создали партнерское решение для облачных вычислений, специально предназначенных для небольших предприятий.

Отслеживайте подозрительную активность. Принимайте быстрые решения. И соблюдайте правила.

Быстро растущий риск в сочетании с меняющимся государственным регулированием требует наличия усовершенствованной стратегии в области мониторинга данных о незаконной деятельности. SAS помогает вам использовать подход, основанный на оценке риска, для управления предупреждениями, тестирования сценариев и соответствия отраслевым нормативным требованиям.

Подробнее о решении SAS AML

Понимание различий между отмыванием и транзакционным мошенничеством.

Как заявил Дэн Барта, главный специалист SAS Security Intelligence по решениям в области финансовых преступлений, финансовые преступления охватывают широкий спектр функций, а для борьбы с отмыванием и транзакционным мошенничеством используются похожие инструменты и технологии. Обе функциональные области генерируют предупреждения, но каждая обрабатывает их по-разному.

Один размер не подходит всем, но динамическая стратегия сегментации — подходит.

Типичная программа мониторинга транзакций AML имеет сценарии, которые отслеживают клиентов и счета, представляющие наибольший риск для организации; но эта универсальная методология не очень эффективна. Клиенты совершают сделки по-разному из-за множества факторов. Как ваша программа может учесть всё это?

Источник: https://www.sas.com/ru_ru/insights/articles/risk-fraud/anti-money-laundering-counter-terrorist-financing.html

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Отмывание денег и финансирование терроризма

Берг Н. А., Хуртина П. Р. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Молодой ученый. — 2018. — №37. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/archive/223/52581/ (дата обращения: 10.03.2020).



В данной статье рассматривается роль противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в обеспечении экономической безопасности страны и мирового сообщества в целом, рассматриваются основные понятия и субъекты соответствующих общественных отношений, определяет существующие проблемы.

Ключевые слова: экономическая безопасность, легализация доходов, отмывание доходов, финансирование терроризма, государство, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

На сегодняшний день отмывание преступных денежных средств остается одним из главных направлений деятельности организованных групп, а также преступных сообществ, которые имеют транснациональный характер, для экономики страны несут тяжкие последствия.

Специалисты подчеркивают особое внимание на том, что борьба с отмыванием «преступных» денег является одним из самых эффективных механизмов противодействия преступлениям в экономической сфере, которые наносят определенный ущерб экономике и подрывают финансовую стабильность любой страны.

Актуальность борьбы с терроризмом в настоящее время трудно переоценить, а особенно с фактами пособничества и финансирования террористических организаций.

Свободное движение капиталов и развитие информационных технологий способствуют интеграции международной финансовой системы и созданию в перспективе единого мирового рынка.

Незаконная деятельность экономического характера представляет достаточную угрозу экономической безопасности страны, так как по своей сути является латентной.

С принятием Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрываемость такого рода преступлений значительно возросла.

На сегодняшний день проведена огромнейшая работа по совершенствованию мер противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступных путем.

В нашей стране ежедневно совершаются преступления данной направленности, и, к сожалению, в деятельности правоохранительных органов имеется достаточное количество пробелов и недоработок.

Основными субъектами в системе противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, являются: Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу. С каждым годом возрастает взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами.

Более 90 % работы, согласно статистике, связано с проведением первичных проверочных мероприятий, финансовых расследований по запросам правоохранительных органов.

В «антиотмывочную» систему Российской Федерации, помимо Росфинмониторинга, входят субъекты первичного финансового мониторинга: кредитные организации, микрофинансовые организации, ломбарды, риэлторы, адвокаты, управляющие компании инвестиционных фондов, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организации федеральной почтовой связи, негосударственные пенсионные фонды, операторы связи, страховые организации и др.), суды, правоохранительные и надзорные органы.

Основополагающим документом, регламентирующим работу Росфинмониторинга (далее ФСФМ) с правоохранительными и надзорными органами является Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК РФ, ФСФМ от 05.08.2010 г.

№ 309/566/378//318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» [4].

Для процветания легализации благоприятным условием является создание офшорных зон. Это территория страны или ее определенная часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует специальный льготный режим регистрации, налогообложения, лицензирования, при условии, если за пределами этой страны осуществляется их предпринимательская деятельность.

В соответствии с действующим законодательством ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем предусмотрена ст. 174 УК РФ и 174.1 УК РФ [1].

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления [2].

Основными целями, с точки зрения права, легализации (отмывания) денежных средств и имущества, полученных преступным путем, являются:

– скрытие первоисточника происхождения и особенности незаконно полученных доходов;

– придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению;

– за счет легализованных средств обеспечение терроризма или иных организованных форм преступной деятельности [5].

Для успешного раскрытия преступлений данного состава необходимо вести контроль за так называемыми центрами отмывания капиталов.

В современных условиях развития экономики тяжело ограничиться территорией одного государства, необходимо международное сотрудничество по предоставлению и получению информации от стран-партнеров.

Значительно улучшает ситуацию информация о размещении незаконных денежных средств в банковские вклады, также в недвижимость и инвестиции.

Борьба с терроризмом осуществляется в рамках Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [3].

Необходимо отметить, что финансирование террористических формирований осуществляется как из внутренних, так и внешних источников.

Одним из основных источников финансирования является совершение лидерами и активными членами деструктивных организаций корыстных преступлений.

Также особое внимание необходимо уделить связям разрабатываемых, особенно лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, работникам финансово-банковской системы и т. д., то есть людям, которым могут направляться материальные средства, с целью их дальнейшей легализации.

Важную роль играет процесс документирования, необходимо проследить и задокументировать весь путь прохождения незаконно полученных денег, от конкретного противоправного действия, позволившего получить доходы, до приобретенного на них имущества.

Что касается внутренних мер по противодействию легализации, то большие надежды следует возложить на поддержание дальнейшей эффективной работы Росфинмониторинга, ведь достаточно большое количество уголовных дел возбуждается именно по инициативе этого органа.

Ну и, конечно, большой вклад вносят сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел, очень важно правильно осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий, задокументировать полученную информацию и отработать все имеющиеся сведения.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/223/52581/

Понятие легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма

Отмывание денег и финансирование терроризма

Понятие легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма

В российском законодательстве понятие отмывания определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст.

193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С созданием в 1989 году Международной̆ группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее по тексту – ФАТФ) словосочетание «отмывание денег» стало международным юридическим термином.

С точки зрения ФАТФ под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем.

Отмывание денег подразумевает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате нарушения закона.

По сравнению с отмыванием денег финансирование терроризма чаще всего имеет другую природу. Денежные средства используются для реализации соответствующих целей, а не для сокрытия незаконной прибыли.

Террористические капиталы не всегда имеют нелегальные источники происхождения. Как правило, они направлены на покрытие бытовых расходов, таких как приобретение питания и аренда жилья.

Таким образом, данные фонды используются не только для непосредственного осуществления террористических актов.

Террористы часто используют легальные организации для осуществления своей деятельности. В то время как сбор финансовых ресурсов может проходить в рамках закона, использование благотворительных фондов в террористических целях находится за рамками традиционных сценариев «отмывания» денежных средств.

Однако террористы также добиваются секретности транзакций и доступа к своим денежным средствам. Кроме того, и террористы, и участники процесса «отмывания» денежных средств используют одинаковые методы для движения данных средств, такие как структуризация платежей во избежание контрольной отчетности, а также неформальные системы перевода средств, такие как «Хавала» и т.п.

Понятие финансирования терроризма определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ).

Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.

205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской̆ Федерации, либо для обеспечения организованной̆ группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной̆ организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Понятие национальной системы ПОД/ФТ

Аббревиатура ПОД/ФТ расшифровывается как «противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма». Данный термин обозначает суть процесса — борьбы с узакониванием доходов от преступной деятельности.

Наиболее важный элемент ПОД/ФТ – это сбор информации о клиентах, иных лицах и возможных подозрительных операциях.

Контроль осуществляют банки, страховые компании, агентства недвижимости, лизинговые компании, ломбарды, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ещё ряд организаций.

Основная задача ПОД/ФТ

При проведении проверок легко выявить правонарушения, а также заранее предупредить незаконную деятельность в работе всей организации и отдельных ее структур, выявить причины, установить виновных лиц, действия которых привели к нарушениям.

Если внутренний контроль проводится на низком уровне или вообще отсутствует, то это влечет за собой нарушения основных требований законодательства. Как следствие – серьёзные штрафные санкции или приостановление деятельности. Репутация организации при этом снижается, а восстановить ее будет не всегда просто и быстро.

Важность ПОД/ФТ

Очень важно, чтобы каждое лицо компании чувствовало заинтересованность в проведении верной политики по ПОД/ФТ. Для этого стоит обратиться в специализированный учебный центр, в котором будет пройден Целевой Инструктаж по ПОД/ФТ, в ходе которого будут наглядно продемонстрированы все необходимые аспекты и нюансы для максимального соблюдения законодательства по ПОД/ФТ.

Обучение ПОД/ФТ в обязательном порядке должны проходить те организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых неразрывно связана с денежными средствами или иным имуществом – перечень таких организаций определён ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ – Закона о ПОД/ФТ.

Выявление критических точек

Банковская сфера аддитивна (каждый банк выполняет функции всей системы). Между всеми банками есть корреспондентские отношения. Для контроля по критическим точкам необходимо проверить:

а) кто отправляет деньги;

б) какова форма платежа;

в) сколько денег отправлено;

г) кому деньги отправлены.

Если при переходе денег какие-то параметры изменились (более 1), то это мошенничество.

42. Банк инструмент, жертва, соучастник

Банк-инструмент

Как правило, не участвует в конкретном обналичивании (опасно).

Он обеспечивает компанию переводом безналичных, а компания самостоятельно превращает в наличные. Либо подставные компании разводят безналичные деньги по точкам, где эти деньги будут использоваться.

Банк-жертва

Бросают банковские деньги – эмиссионные, ценные бумаги (банк покупает ценные бумаги, за которыми ничего нет – подстава) и кредиты. «Растаскивают» деньги.

Понятие легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма

В российском законодательстве понятие отмывания определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст.

193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С созданием в 1989 году Международной̆ группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее по тексту – ФАТФ) словосочетание «отмывание денег» стало международным юридическим термином.

С точки зрения ФАТФ под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем.

Отмывание денег подразумевает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате нарушения закона.

По сравнению с отмыванием денег финансирование терроризма чаще всего имеет другую природу. Денежные средства используются для реализации соответствующих целей, а не для сокрытия незаконной прибыли.

Террористические капиталы не всегда имеют нелегальные источники происхождения. Как правило, они направлены на покрытие бытовых расходов, таких как приобретение питания и аренда жилья.

Таким образом, данные фонды используются не только для непосредственного осуществления террористических актов.

Террористы часто используют легальные организации для осуществления своей деятельности. В то время как сбор финансовых ресурсов может проходить в рамках закона, использование благотворительных фондов в террористических целях находится за рамками традиционных сценариев «отмывания» денежных средств.

Однако террористы также добиваются секретности транзакций и доступа к своим денежным средствам. Кроме того, и террористы, и участники процесса «отмывания» денежных средств используют одинаковые методы для движения данных средств, такие как структуризация платежей во избежание контрольной отчетности, а также неформальные системы перевода средств, такие как «Хавала» и т.п.

Понятие финансирования терроризма определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ).

Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.

205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской̆ Федерации, либо для обеспечения организованной̆ группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной̆ организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Источник: https://cyberpedia.su/5x7b3d.html

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ

Отмывание денег и финансирование терроризма

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12123862/

Refy-free
Добавить комментарий