«Островский «»Гроза»»»

«Гроза» Островский

"Островский ""Гроза"""

Александр Николаевич Островский является одним из самых известных деятелей культуры, который был широко известен в XIX веке. Созданные его руками произведения до сих пор пользуются популярностью. Писатель внес огромный вклад в развитие литературы, а также театра. Его пьесы являются своеобразным учебным пособием.

Островский отличается своими разработками, используемыми при постановке:• Во время организации пьесы не акцентируется внимание на одном ключевом персонаже.• Присутствует специальная четвертая сцена, которая отделяет актерский состав от зрителей. Это необходимо для подчеркивания происходящего во время сюжета.

• В пьесах только обычные, простые люди, которые показывают публике знакомые им, житейские ситуации.

Знакомые жизненные ситуации позволяет максимально точно передать реалистичность во время ведения сюжета. Именно этого принципа и придерживался А. Н. Островский.

Начал писатель создавать свои произведения в начале сороковых годов XIX столетия.

Он создал такие картины, как «Свои люди», «Бедность – это не порок», а также множество произведений семейного характера. Одно из самых известных – это «Гроза», которая имеет драматическую направленность.

В произведении проведена огромная работа над текстом сценария, а также прописаны разговоры героев до мелочей, с учетом всевозможных жизненных ситуаций.

Первые упоминания о вышеописанной пьесе относятся к 59-му году XIX века. Написание пьесы заняло небольшой промежуток времени. Островский начал создавать произведение в начале лета, а к октябрю оно уже было готово к показу всемирной публике. В истории сохранился тот факт, что написание драмы происходило во время путешествия по реке «Волга».

Морское министерство организовало такую экскурсию, главная цель которой – это подробное изучение разнообразных обычаев и нравов людей, проживающих в глубине необъятной родины. Ключевая роль в экскурсии была отдана именно А.Н. Островскому.В сюжете пьесы использован вымышленный город Калинов.

За основу данного населенного пункта взято множество городов Приволжья, к примеру, Торжок, Тверь и множество других. Во время путешествия Островский тщательно изучал обычаи людей, проживающих на той или иной местности, их характеры и привычки. Все эти наблюдения записывались в дневник, который писатель постоянно носил при себе.

Именно эти данные были основанием для создания персонажей в произведении.

Вымышленная версия создания сюжета

Среди современных историков укоренилась версия, что сюжет произведения полностью взят из жизни. Существует гипотеза, что именно в этот год простая женщина из Костромы ушла рано утром из дома, а спустя определенный промежуток времени ее бездыханное тело было обнаружено в реке. Потерпевшая – это Саша Клыкова.

Было проведено специальное следствие и выяснилось, что семейные отношения с ее супругом были весьма напряженными. Подливала масла в огонь и свекровь, которая время от времени издевалась над невесткой. Муж Александры был «бесхребетным» и никогда не вставал на защиту жены.

Основу для всего происходящего дали скрытые любовные игры между Клыковой и служащим, разносившим почту.Вышеописанная версия весьма прочно вошла в подсознание людей и практически каждый считал, что именно эта ситуация дала основу для создания произведения.

Если бы эта история дошла до настоящего времени, то наверняка бы в местах, где на самом деле это якобы происходило, были бы проложены маршруты для туристов со специальными экскурсиями. На самом же деле это вымысел.

Пьеса «Гроза», напечатанная в Костроме и выставленная на продажу, реализовывалась отдельным печатным изданием, не похожим на аналоги. Актеры, участвовавшие в организации, старались быть максимально похожими именно на Клыковых, а жители населенного пункта показывали приезжим гостям то место, где якобы погибла Саша.

Прочно закрепить данный миф позволил краевед по фамилии Виноградов. Именно этот человек тщательно изучил пьесу и нашел большое количество совпадений, которые полностью идентичны реальному случаю.Как Сашу, так и Катю из пьесы отдали замуж в раннем возрасте, при наступлении шестнадцатилетия у Александры и 19-летия у Екатерины.

Две девушки, реальная и вымышленная, терпели деспота-свекровь, которая не давала нормально жить. В доме самую грязную и неприятную работу делала только невестка. Именно у реального человека – Александры Клыковой – были отношения с посторонним человеком, который являлся работником почтового учреждения.

Этот краевед и множество различных литературных деятелей «ухватились» за эту версию и распространили ее на весь мир.

Реальная версия создания сюжетной линии

Выше описанный миф был разоблачен в начале двадцатого столетия. Ученые взялись за пьесу и сопоставили даты происходящего, в которых имеется огромное количество несовпадений. К примеру, ситуация, которая произошла в населенном пункте Кострома, относится к ноябрю, а создана и отдана в печать пьеса была еще в начале октября.

Это свидетельствует о том, что Островский просто-напросто не мог написать то, чего на самом же деле еще не произошло.Творческий путь пьесы «Гроза» от этого не менее интересен. Некоторые научные деятели выдвигают предположение, что писатель предугадал развитие будущих событий и предсказал судьбу простой костромской девушки, проживающей в аналогичных условиях.

Возможно, обоих героев – реальную и вымышленную девушек – мучила именно та духота, которая сложилась в их жизни, а также строгие порядки в поведении и безысходность происходящей ситуации.Следует отметить, что не нужно считать Сашу и Катю одинаковыми личностями.

Истории не известны подробности гибели реальной девушки, возможно, она решила лишиться жизни из-за бытовых проблем, нежели по глубинным личностным конфликтам, таким как у персонажа из пьесы.Наилучшим образом исполнила роль известная на то время актриса Любовь Косицкая. Она наиболее точно вошла в жизненную ситуацию персонажа. Ее настоящая жизнь чем-то напоминает жизнь главной героини.

Стоит отметить, что у Островского и Косицкой завязывались отношения, хотя у актрисы была своя семья. Любовь Павловна родилась в Поволжье и в малолетнем возрасте сбежала от родителей для поиска лучшей жизни. По сюжету произведения отслеживаются некоторые особенности, которые взяты из жизни актрисы. К примеру, сцена сна Кати (главной героини) записана со слов актрисы.

История создания пьесы весьма интересна и занимательна. Вокруг нее «ходит» множество легенд и мифов, а также личных драм. Премьера произведения «Гроза» пришлась на шестнадцатое ноября 59-го года девятнадцатого века на главной сцене «Малого» театра.

Главные персонажи пьесы

Стоит рассмотреть основных героев произведения А.Н. Островского:• Екатерина. Она представлена молодой девушкой, которая является женой Тихона Кабанова. По характеру она достаточно скромная, «чистая» и весьма правильная. Данная героиня отличается острым ощущением несправедливости окружающего мира.• Борис.

Неплохо образованный человек, примерно такого же возраста, как и главная героиня. Он приехал в гости к своему дяде, которого зовут Савлом Прокофьевичем Диким. Борис без ума от Екатерины и сильно ее любит.• «Кабаниха», иначе ее зовут Марфой Игнатьевной Кабановой. Эта личность представляет собой богатую купчиху, оказавшуюся по воле случая вдовой.

По характеру данный человек отличается властностью, деспотичными наклонностями. Марфа привыкла подчинять всех окружающих, которые выполняют все ее желания и приказы.• Тихон. Этот человек – это сын выше описанной «Кабанихи», а также муж главного персонажа пьесы. Он делает все, чтобы исполнить желания своей мамы и полностью зависит от ее воли. Кабаниха навязывает ему свое мнение.• Варя.

Данный персонаж является дочерью Марфы Игнатьевной. Варвара – своевольный человек, не желающий слушать никого, особенно свою матушку.• Кудряш. Данный человек – это любимый человек дочери Кабанихи.• Савел Дикой. Персонаж имеет грубый и невоспитанный характер. Он не последнее лицо в населенном пункте, которое уважают практически все. Савел по сюжету является купцом.• Кулигин.

Простой по характеру человек, мещанин, который одержим особенной идеей прогрессирующего плана. Он во всех вещах видит возможность заработка и приумножения личного капитала.• Барыня. Наполовину сумасшедшая женщина, которая время от времени появляется в сюжете произведения.• Феклуша. Обычная странница, принявшая участие в развитии событий.• Глаша.

Девушка, которая прислуживает семье Кабановых.Сюжет картины весьма прост и по-своему интересен. Поставленная пьеса на современный лад привлекает многих ценителей.

Краткое содержание

Все произведение имеет пять основных действий. В каждом из них определен интригующий и завораживающий сюжет. Стоит рассмотреть краткое содержание каждого из них.

Что происходит в первом действии?

Начинается сюжетная линия с Кудряша и Кулигина. Они разговаривают про красоту природы, и у каждого по этому поводу имеется собственное мнение. Первый персонаж считает, что пейзаж не представляет никакого интереса, а у Кулигина он вызывает восторг. Вдалеке они увидели Бориса и Дикого, которые идут и размахивают руками.

Кудряш и Кулигин начинают сплетничать.К ним подходит сам Дикой, который сразу же начинает высказывать свое недовольство по поводу племянника (Бориса). Он не желает с ним разговаривать. У Бориса нет родственников (кроме Дикого и сестры).

Из разговора героев на сцене становится понятно, что Борис всеми силами пытается наладить отношения с дядей, ведь благодаря ему он сможет получить часть наследства от умершей бабушки. Бабушка завещала денежные средства внуку, но Дикой их отдавать не желает. Далее сцена переключается на Бориса, Кудряша и Кулигина. Они яро обсуждают сложности характера Дикого.

В это время Борис рассказывает, что ему весьма сложно проживать в данном городе (Калиново), так как он никак не может привыкнуть к местным правилам и обычаям. По мнению Кулигина, честный труд здесь не принесет денег, но отмечает, что он сам беден.

В том случае, когда ему дадут деньги, он обязательно потратит их на благо развития человечества и изготовит перпетум-мобиль.Теперь на сцене появляется Феклуша и нахваливает купеческую деятельность, а также постоянно повторяя слова: «мы на земле обетованной живем». Борис жалеет Кулигина.

Он прекрасно понимает, что данная личность живет мечтами, и мысли об изобретении полезных вещей навсегда останутся лишь при нем, ведь денег на развитие у него никогда не будет. Борис не желает губить свою молодость и «по уши» влюбляется в Екатерину.В следующей сцене задействована Екатерина, Варя, Кабанов и его мать. Сам Кабанов разговаривает со своей мамой.

Диалог представляет собой обычную семейную сцену. Тихону надоедает слушать нравоучения, но он не может с собой справиться и все равно слушает мать. Она уверяет, что уважать жену не стоит и своеобразно ревнует его к ней. Катя в это время пытается спорить, но все безрезультатно, а Кабаниха по-прежнему наговаривает, не имея ни капли искренности.

Кабаниха контролирует всю ситуацию и переключается на сына, обвиняя его в мягкотелости. Все жесты Кабанихи указывают на беспредельную власть, особенно сказывающейся на невестке.В ходе общения Кабанов начинает признавать, что у него напрочь отсутствует своя воля. После этих слов Марфа покидает сцену. Тихон начинает жаловаться на жизнь и упрекает свою маму.

Варя, его сестра, говорит, что у Кабанова своя жизнь и только ему решать, как дальше поступить в той или иной ситуации. Выслушав сестру, Кабанов уходит.Катя и Варя раскрывают душу друг перед другом. Екатерина сравнивает себя с птицей, которая увядает в обществе этой семьи. Речь начинает заходить про детство, время, которое происходило до замужества.

Все мысли постепенно начинают переходить к теме смерти, и она признается, что разлюбила своего нынешнего мужа. Варя боится за Катю и пытается поднять ей настроение всяческими способами. Варвара решается организовать встречу Екатерины с желаемым человеком.Теперь в сюжете произведения появляется Барыня.

Она любуется красотой речного ландшафта и говорит, что эта красота приведет к смерти. Такие слова становятся пророческими и сразу же пугают главную героиню. Варя же, ко всему относится скептически, ей не важно, что говорит эта сумасшедшая старая женщина.Снова на сцену возвращается Кабанов. Он забирает Екатерину и уводит ее домой. Стоит отметить, что в те времена было не принято в одиночестве разгуливать женщинам, которые замужем.

Чем интересно второе действие сюжетной линии?

Варя прекрасно понимает Екатерину. Она считает, что сердце девушки не успокоилось, потому что ее отдали замуж еще в раннем возрасте. Катя, в то же время, жалеет своего мужа, но чувства к нему полностью угасли. Варя понимает, что правда может травмировать брата и просит Катю скрывать происходящее от Тихона.

Екатерина воспитана правильно, поэтому врать не намерена и в один прекрасный момент она все расскажет.Кабанову срочно нужно покинуть дом по делам. Экипаж кареты подан, требуемый багаж собран, остается лишь попрощаться. Кабанов нарекает Кате слушать его маму. Созданная сцена унизительна как для самого Тихона, так и для Екатерины.

Ему приходится говорить о том, чтобы она не смотрела в сторону других мужчин – эти слова сильно смущают главную героиню. Она пытается уговорить мужа взять ее с собой, но безрезультатно. Девушка чувствует, что скоро наступит беда.На прощание Тихон кланяется перед мамой, а жену обнимает.

Это очень сильно не понравилось Кабанихе и она упрекает невестку в том, что женщина не должна быть наравне с мужем, ведь мужчина – это глава семьи, поэтому он стоит выше. После этих слов Катя кланяется Тихону.Марфа по-прежнему упрекает невестку и говорит о том, что современное поколение не чтит устоявшиеся порядки и не уважает старших.

Жена обязана плакать после того, как муж уехал и с нетерпением ждать встречи. До того времени, пока живы старшие – будет кому учить молодежь.Далее Марфа уходит, и Екатерина остается в одиночестве. Она любит тишину, но одновременно и боится ее. героиня начинает жалеть, что у нее нет детей, ведь она сильно хочет стать мамой.

Она начинает мечтать о том, как все могло бы быть при счастливой супружеской жизни.Варя в это время уходит на прогулку и сообщает, что замок в саду заменен. Это было создано для того, чтобы организовать встречу Кате и Борису. Екатерина винит во всем маму мужа, все несчастья, происходящие в ее жизни, созданы благодаря ей.

Она уважает свои отношения с мужем, но не может удерживать чувства и тайно встречается с Борисом. У Бориса есть совесть, он не желает портить брак, но без девушки не может прожить ни дня. С утра до позднего вечера он думает только о ней.

Особенности третьего действия

На сцене появляется Феклуша и Глаша. Они беседуют на тему морали, нахваливают дом, в котором работают и живут, именуя его «раем», так как у других людей все намного хуже. Речь заходит и о столице, и о ее коренных жителях. Они считаю людей, проживающих в этом городе, вечно уставшими и суетливыми.

Теперь на сцене появляется Дикой, который пытается уговорить Кабаниху поговорить с ним по душам. Он жалуется на то, что всем окружающим нужны от него только деньги. Дикой снова рассказывает про племянника, который ему очень сильно надоел.Мимо дома проходит возлюбленный Екатерины. Борис ищет дядю.

Он очень сильно жалеет, что находясь так близко к своей возлюбленной, не может ее увидеть. Встретившись с Кулигиным, они решают прогуляться. В ходе разговора обсуждают богатых и бедных. Кулигин считает, что богатые личности закрываются в огромных домах для того, чтобы не показывать на публику насилия над своими близкими людьми.

На пути героев встречается Варвара, которая в это время целует Кудряша. Именно в этот момент она рассказывает Борису о месте встречи с Екатериной.Наступает ночь. Из оврага, который находится вблизи сада, доносится песня о казаке. Ее исполняет Кудряш. Вместе с ним находится Борис, который рассказывает о своей любви к женщине, которая замужем.

Приходит Варя и забирает Кудряша на берег реки. Борис остается один и ждет Екатерину.Катя приходит, но она очень сильно напугана. Ей неприятна происходящая ситуация, а Борис всяческими способами успокаивает ее. Нервозность зашкаливает и Катя признается, что не имеет воли и полностью зависит от Бориса.

Она начинает обнимать его и признается ему в любви, а он отвечает взаимностью.Время расставания, так как скоро проснется Кабаниха. Возлюбленные решают встретиться завтра и назначают время и место. Неожиданно для всех, Кабанов возвращается из дальней поездки.

Что происходило в четвертом действии?

Изначально стоит отметить, что дальнейший сюжет пьесы разворачивается спустя десять дней. На сцене показано гулянье жителей населенного пункта, на горизонте надвигается непогода (формируется гроза). Дикой и Кулигин по-прежнему спорят. Кулигин просит у Дикого денег на развитие, чтобы пустить их на благородное дело.

Дикой не желает расставаться с деньгами, и с повышенным тоном отказывает в просьбе. Он не понимает, что изобретение, именуемое «громоотвод», будет создаваться во благо и поможет предоставить человеку дополнительный источник энергии. Гроза все ближе и жители начинают расходиться по домам.У Кати предчувствие о надвигающейся смерти не пропадает.

Её муж замечает, что с Екатериной что-то не так и просит её покаяться в грехах, но разговор прерывает Варя. Из толпы людей, гуляющих на празднике, выходит Борис и здоровается с Кабановым. Марфа пристально смотрит за всем происходящим, поэтому Варвара просит Бориса уйти.

Кулигин начинает рассказывать про грозу и уверяет, что стихия безвредна и не способна навредить человеку, но жители его не слушают и бурно обсуждают непогоду. Екатерина говорит Тихону, что скоро умрет. Никто не понимает, что в душе у Кати очень много страданий. Тихон отправляет Екатерину домой, а Варя пытается её успокоить.

Теперь на сцену выходит Барыня и рассказывает Екатерине о том, что от бога не уйдешь и умирать лучше красивой. Эти слова заставляют Катю признаться во всем мужу и своей свекрови. Она говорит, что всё время отсутствия мужа тайком общалась с Борисом.

Особенности последнего действия

Тихон с Кулигиным обсуждают сказанные Катей слова. Частично Кабанов винит свою маму в случившемся. Кабаниха зла до предела и хочет закопать Екатерину живьем. Тихон готов простить жену, но по-прежнему подвластен воле матери. Семья Кабановых разваливается, даже Варя убегает из дома с Кудряшом. Из дома пропадает и Екатерина, об этом сообщает Глаша, и все уходят искать девушку.

Далее на сцене появляется сама Екатерина. Во всём происходящем она винит саму себя. У неё нет поводов для дальнейшего существования, и просит всех простить её, особенно возлюбленного. Появляется Борис, он обнимает девушку и говорит, что ему срочно нужно уехать в Сибирь и взять с собой Екатерину он не может. Катя просит Бориса молиться за себя и помогать бездомным.

Борис уходит, а Катя бросается в реку.Люди начинают кричать о том, что какая-то девушка бросилась в пропасть. Кабанов сразу же понимает, что это его жена и пытается прыгнуть за ней, но Кабаниха его останавливает. За телом Екатерины спускается Кулигин. Тело девушки по-прежнему прекрасно, лишь небольшая капля крови удержалась на виске.

Тихон жалуется на свою жизнь и говорит, что Кате там хорошо. На этом пьеса заканчивается.Драматическое произведение «Гроза» является одним из самых главных и удачных, созданных А.Н. Островским. Именно тематика бытового плана была особенно интересна зрителю в те времена. Писатель смог создать не просто драму, а целую трагедию, в которой сюжет продуман до мелочей.

Хорошая игра актеров не оставит равнодушным никого.

Следует отметить, что в пьесе отслеживается сюжетная линия не только Екатерины и Тихона. Здесь затронуты судьбы всех персонажей. Эти особенности позволяют создать максимально реалистичное произведение. Чтобы понять, что творилось на душе у всех персонажей, требуется прочесть полную версию произведения или посмотреть данную пьесу в театре.

Она никого не оставит равнодушным и раскроет у зрителя множество сокровенных чувств, позволяя осмыслить важность существования.

Источник: https://gfom.ru/groza_ostrovskiy.php

sh: 1: —format=html: not found

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

… и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Андреев Леонид

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Анненский Иннокентий

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Апухтин Алексей

Русский поэт  (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Ахматова Анна

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Бальмонт Константин

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Баратынский Евгений

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Батюшков Константин

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Белый Андрей

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Блок Александр

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Брюсов Валерий

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк.  (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Бунин Иван

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Волошин Максимилиан

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Гиппиус Зинаида

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Гоголь Николай

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Горький Максим

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Грибоедов Александр

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Григорьев Аполлон

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Грин Александр

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Гумилёв Николай

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Давыдов Денис

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Державин Гавриил

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Достоевский Федор

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Есенин Сергей

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Жуковский Василий

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Иванов Георгий

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Карамзин Николай

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Клюев Николай

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Козьма Прутков
Крылов Иван

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Кузмин Михаил

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Куприн Александр

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Лермонтов Михаил

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Лесков Николай

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Лохвицкая Мирра

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Майков Аполлон Николаевич

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Мандельштам Осип

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Маяковский Владимир

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Надсон Семён

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Некрасов Николай

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Островский Александр

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Пастернак Борис

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Пушкин Александр

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Рылеев Кондратий

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Салтыков-Щедрин Михаил

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Северянин Игорь

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Случевский Константин

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Соловьёв Владимир

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Сологуб Фёдор

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Толстой Алексей Константинович

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817  — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Толстой Лев

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Тургенев Иван

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Тютчев Фёдор

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Фет Афанасий

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Хлебников Велимир

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Ходасевич Владислав

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Цветаева Марина

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Чаадаев Петр

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Черный Саша

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Чернышевский Николай

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Чехов Антон

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904) 

Чуковский Корней

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Источник: https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=2&tid=22

Краткое содержание «Гроза»

"Островский ""Гроза"""

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса.

Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью в новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде.

Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.

Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по главам, которое представлено ниже.

Катерина – молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.

Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савлу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.

Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.

Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая не боится матери.

Кудряш – возлюбленный Варвары.

Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек.

Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.

Барыня – полусумасшедшая.

Феклуша – странница.

Глаша – служанка Кабановых.

Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савле Прокофьевиче.

К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника, Бориса, и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савлом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.

Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.

Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калиново, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом.

Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпету-мобиле. Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».

Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.

На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны.

Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности.

Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.

Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.

Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества.

Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа.

Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.

На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.

Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.

Действие 2

Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет.

Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых.

Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.

Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными.

Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены.

Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.

Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Девушке приходится кланяться Тихону в ноги.

Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить. Она надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»

Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о полётах и свободе.

Девушка представляет как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят».

Варвара уходит гулять, сообщая, что сменила замок на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом.

Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.

Сам Борис так же не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.

Действие 3

Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Всё и все там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.

Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю.

Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых.

С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.

Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.

Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о козаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Екатерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.

Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.

Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Неожиданно возвращается Кабанов.

Действие 4

(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия)

Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах.

Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.

Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.

Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.

Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу и свекрови. Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.

Действие 5

Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.

Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки.

Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней.

Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого.

После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.

Люди кричат, что какая-то девушка сбросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины.

Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».

Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого пути писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается непросто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини.

Сюжет, на первый взгляд, незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, романом «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а, соответственно, и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей.

Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.

Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержании, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 26604.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/ostrovskiy/groza

7 секретов «Грозы»

"Островский ""Гроза"""

1 марта 2017Литература

Вспоминаем школьную программу по литературе. Сегодня — Островский: чем живет город Калинов, темное прошлое Катерины, люди, размахивающие руками, и другие важные детали, которые читатель не должен пропустить, чтобы понять пьесу

Автор Кирилл Зубков

1. Тайна первых слов

Помните, с чего начинается самая известная пьеса Островского? Если «Грозу» вы читали давно, а на сцене видели недавно, то вряд ли.

Писатель и критик Татьяна Москвина однажды заметила, что в современных постанов­ках самая известная пьеса Островского может начинаться как угодно, но толь­ко не так, как у самого драматурга  Впрочем, недавняя «Гроза» режиссера Андрея Могучего на сцене БДТ начинается все-таки именно песней Мерзлякова.. Текст Островского начинается с песни:

«К у л и г и н (поет). „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“»

«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, ко­то­рую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале.

Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне».

Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.

2. Тайна веры героев «Грозы»

Эскиз декораций Александра Головина «Развалины церкви» к драме «Гроза». 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-drawing.ru

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

«Ф е к л у ш а. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить».

Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот во­прос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая.

Писа­тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно.

Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими го­родами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».

По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче­ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото­рого может не хватить.

Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Гулянье на берегу Волги» к пьесе «Гроза». 1918 год Государственный Русский музей / «Артхив»

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

 «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».

Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Ворота дома Кабановых» к пьесе «Гроза». 1918 год WikiArt.org

Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».

3. Тайна размахивания руками

Кулигин видит вдалеке Дикого:

«К у л и г и н (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
К у д р я ш. Это? Это Дикой племянника ругает».

Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для рус­ского купца XIX столетия такое по­ведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домо­строевским правилам.

Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из из­бы», в том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наеди­не про­учить», а бить прилюдно не стоит).

Ругающийся на улице Дикой, конеч­но, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совер­шенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.

4. Тайна возраста Кабанихи

Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / galeriidearta.blogspot.ru

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю­щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои­ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо­кой старухой.

Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло­дой че­ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер­вых пьес Остров­ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет.

По­сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет. 

5. Интимные тайны города Калинова

Кудряш описывает местные любовные нравы:

«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить.

Дело в том, что дворян­ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX веке сильно различались: последние были гораздо свободнее.

В пьесе да­же Кабаниха ничего не может поделать с дочерью Варварой, которая почти от­крыто встречается с тем же Кудряшом.

1 / 2

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Бориса Кустодиева. 1920 годГосударственная Третьяковская галерея / «Артхив»

2 / 2

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

В этом смысле главная героиня Катерина — исключение: в девичестве она, по всей видимости, не «гуляла», но изменила мужу, и это для купечества было гораздо более серьезным проступком, что раскрывается в следующих репликах:

«К у д р я ш. Так неужто ж замужнюю полюбили? Б о р и с. Замужнюю, Кудряш.

К у д р я ш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!»

Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не простят.
 

6. Тайна прошлой жизни Катерины

1 / 3

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

2 / 3

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

3 / 3

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы ста­нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы после­довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.

Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про­тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле­довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

7. Тайна грозы

героиня Катерина боится приближающейся грозы:

«К а т е р и н а (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! дома-то я к образам да Богу молиться!»

Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Ка­банова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет».

Механик-самоучка, своеобразный «про­светитель» из народа, Кулигин уверен, что гро­за — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод.

Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, кото­рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.

Может быть, Катерина боится, потому что, как и Дикой, просто недостаточно образованна и ее представления — это на самом деле суеверия? Но дело в том, что гроза для Катерины — не научно объяснимое явление природы, но состоя­ние души, страх за свои собственные грехи  Неслучайно в «Обломове», полный текст ко­торого вышел в том же году, описание грозы такое же двойственное, в нем есть и «рацио­нальная», и «традиционная» точки зрения: «Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же уста­новленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддер­жать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпуска­лась на год на весь край известная мера электричества».. Катерина боится не смерти, а са­мой себя:

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Бо­гом такая, какая я здесь с тобой… вот что страшно».

Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по  калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подо­шло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».

Изображения: Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». 1918 год
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-catalog.ru

Источники

  • Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века.

    М., 1988.

  • Москвина Т. В. В спорах о России: А. Н. Островский.

    СПб., 2010.

  • Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня.

    М., 2005.

  • Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении.

    СПб., 2002.

Теги

Шпаргалка
Что читать
XIX век
7 секретов

Антропология

Безграничная благодарность, причастность к группе своих и умение избегать конфликтов

Источник: https://arzamas.academy/mag/407-groza

Refy-free
Добавить комментарий