Особенности патристики

Понятие и общая характеристика патристики

Особенности патристики

Средневековую философию принято делить на 2 периода: патристику (II – VIII вв. н.э.) и схоластику (IX – XV вв.).

Патристика делится на три этапа:

1. Ранняя патристика II – III вв.;

2. Зрелая патристика IV – V вв.;

3. Поздняя патристика V-VIII вв.

Патристикой (от лат. pater- отец) – обычно называют совокупность учений отцов христианской Церкви II – VIII вв. н.э.

Отцам Церкви присущи следующие качества:

1. Святость жизни;

2. Православная вера, исповеданная в письменных трудах (ортодоксальность учения);

3. Дар Святого Духа;

4. Официальное признание их Церковью.

Учителями Церкви – назывались церковные авторы, обладавшие выдающейся учёностью и особо отмеченные Церковью (Тертуман, Клúмент Александрийский, Ориген).

Своё историческое бытие патристика начинает в трудах апостольских отцов к числу которых обычно относят 5 авторов первой половины II в.: Варнаву, Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского и Герму.

Апостольские отцы считались либо прямыми учениками апостолов, либо учениками их учеников и по духу своему ещё целиком пребывали в границах апостольского учения.

В сочинениях апостольских отцов (в больше части это послания к христианским общинам) начинает формироваться основная проблематика христианского философствования.

Перечень этих проблем намечен ещё самими апостолами:

1. Бог и его сущность;

2. Христос как Логос;

3. Человек и его отношение к Богу;

4. Мир и его устроение;

5. История и её цель.

Апостольские отцы обращались исключительно к христианской аудитории.

К середине II в. немногочисленные ещё христианские общины жили в обществе, весь уклад и древние традиции которого резко противостояли христианскому мироощущению. Поэтому самой главной задачей христианства в это время была зашита Христианского вероучения от языческой критики.

Эту задачу на себя взяла апологетика. Апологетами в той или иной мере были многие крупные отцы Церкви вплоть до IV в. Сочинения апологетов впервые были обращены к внешней, языческой аудитории.

Задачи, стоящие перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия полна противоречий и неспособна дать единую для всех истину; что лучшие умы из философов (Сократ, Платон, стоики) близки к христианству, что христианская теология и есть единственная философия несущая людям единую для всех истину, что живой опыт обращения к единому Богу выше отвлечённой эллинской мудрости.

Защитительные работы писались многими учёными мужами, исповедующими христианство; наиболее выдающимися трудами были апологии Иустина (Юстина), Татиана, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена, Иринея Лионского, Иполлита Римского.

Другой попыткой предать христианству характер упорядоченного философского учения был гностицизм(от греч. знание) – широкое течение, объединявшее целый ряд околофилософских сект. Своего расцвета гностицизм достиг в середине II вв.

благодаря деятельности гностиков: Маркиона, Апеллеса, Валентина, Василида. Всех гностиков объединяли поиски высшего знания, которое само по себе давало «истину» и «Спасение».

Учение гностиков представляло собой эклектическую и мрачную теософическую мифологию, в которой христианская идея спасения во Христе самым причудливым образом сочеталась с элементами иудаизма, восточных дуалистических учений (зороастризма), греческой философии (пифагорейцев, платонической, стоической), и вся эта «теория» была замешана на магии и астрологии. Против гностиков выступал Ириней Лионский (около 202 года) — один из самых значительных теологов конца IIвека. Его главный труд «Против ересей».

Истина в патристике – достояние не индивидуальное, но соборное; она принадлежит не тому или иному автору, а всему христианскому сообществу.

Авторитет всякого отца Церкви объясняется не его личной оригинальностью в области вероучения, но тем, что его мысли находятся в согласии традицией, освященной апостольским и церковным авторитетом.

С точки зрения самих Отцов Церкви патристика – это не совокупность отдельных учений, но единое учение, раскрываемое и излагаемое отцами Церкви с различной полнотой и глубиной.

Христос проповедовал устно, в непосредственном общении с людьми. Его словесная проповедь была записана его учениками.

По мере распространения христианства и укрепления Церкви возрастала необходимость решения задач, связанных с разъяснением смыслах христианских истин, борьбой с еретическими течениями, точной формулировкой основных положений христианского вероучения, в ответ на искажения вносимых еретиками, прояснения текста Священного Писания.

Эти задачи решались Отцами Церкви на протяжении длительного времени. Именно в период патристики закладываются основы христианского богословия. Однако богословие оказывается одновременно и особой формой философствования. Патристика – это философствование в вере, под знаком веры. Поэтому патристика признает не истину «вообще», но лишь истину Откровения, истину спасительную.

Подлинная философия с точки зрения отцов Церкви тождественна теологии (богословию), и вера всегда первенствует над разумом. Поэтому философствование отцов Церкви настолько тесно связанно с чисто религиозными задачами и определено ими, что почти никогда не выступает в «чистом», свободном от догматической оболочке виде.

Священное Писание является источником истины и вместе с тем конечной объяснительной инстанцией.

Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза священного текста, а метод такого философствования – как совокупность интерпретации этого текста.

Фундаментальный тезис патристики гласит: истина заключается в Священном Писании, а задача теолога (истинного философа) – правильно понять и разъяснить её. Именно на эти путях христианская теология оформилась прежде всего как религиозно-философская герменевтика.

Патристику разделяют на западную и восточную. Святые Отцы Церкви, жившие в восточном Средиземноморье, т.е. в ареале греческого языка, писали свои произведения по-гречески (восточная патристика). Начиная с IV в. В западной части Римской империи ряд выдающихся христианских мыслителей пишут свои труды на латинском языке (западная патристика).

Расцвета патристика достигла в IV в. Который зовётся золотым веком святоотеческой письменности.

В это время жили и творили такие выдающиеся отцы Церкви, как Афанасий Великий, Василий Кессарийский (Великий), Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.

Более поздними представителями восточной патристики явились Дионисий Ареопагит (V- VI вв.), Максим Исповедник (VI – VII вв.), Иоанн Домаскúн (VII – VIII вв.).

На IV – V вв. приходится расцвет латинской патристики: многие произведения Илария Пиктовийского, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского (перевёл Библию на латынь), Аврелия Августина и папы Льва Великого вошли в золотой фонд мировой литературы (например «Исповедь» Августин).

Аврелий Августин

Самым выдающимся представителем западной патристики считается Аврелий Августин, известный как Августин Блаженный (354-340 гг.). Августин является именно тем гением философии, который заложил начала нового философствования (он был также замечательным богословом, церковным деятелем, епископом).

Августин создал гениальную, стройную философскую систему, которая просуществовала до 13 века, когда усилиями Фомы Аквинского была создана несколько другая школа философствования. Бог и душа – главные темы философствования Августина.

Посредством установления взаимосвязи души и Бога мыслителем решается и другие философские вопросы, прежде всего — вопросы о человеке. Образ и подобие Божие в человеке, по Августину, это его разумная природа (ум, разум, сознание).

Говоря о сотворении человека, Августин указывает, что человек «был создан из ничего» («О граде Божием», XIV,1). Он категорически не согласен с Платоном, утверждавшем, что тело есть оковы, гробница души. Тело и душа, будучи созданным Богом, имеют благую природу, причем тело задумано как та часть природы человека, которая подчинена душе.

Из-за грехопадение тело вышло из подчинения, и душа стала служанкой тела. Христос Своей искупительной жертвой восстановил первоначальный порядок и дал понять людям, что тело должно служить душе, а не душа – телу.

https://www.youtube.com/watch?v=GLrfjxhZ5Ak

Человек по Августину, составляет единство души и тела. Здесь он опять возражает платоникам, утверждавшим, что сущностью человека есть лишь душа. Конечно, душа онтологически выше тела, но без тела она ещё не человек. Но в этом единстве душа всё же обладает более высоким статусом, и поэтому Августин говорит, что человек есть разумная душа, владеющая своим телом.

Доказательству бессмертия души Августин посвящает трактат «О бессмертии души».

Проблема человека интересует Августина не с точки зрения «человека вообще», а с точки зрения человеческого «Я» — конкретной личности в её отдельности и особенности.

Этот подход, характерный для святоотеческой литературы вообще, радикально противостоит античному взгляду на человека. Индивидуальность в полном объеме была недоступна античности.

Только личный Бог христианства открывает возможность представить душу объемно, ощутить и выразить ее неизмеримую глубину.

Движение вглубь собственного «Я» мыслится Августином как движение к Богу. Чем лучше человек познает себя, тем ближе он становится к Богу.

Августин утверждает, что толчком к самопознанию является драма внутреннего мира. Неустранимая внутренняя противоречивость воли и желаний терзает душу человека. Ее можно превозмочь лишь по средствам подчинения собственной воли воле Божественной.

Тогда наступает прозрение. В драматической внутренней борьбе, связанной с каким-либо значительным эпизодом жизни, раскрываются духовные и душевные процессы, образующие человеческое существо. Их совокупность Августин называет «внутренним человеком».

Говоря о внутреннем человеке, Августин акцентирует внимание на тех качествах человека, которые аналогичны качествам Бога. Одним из них является любовь. Любовь предполагает бесконечность (вечное).

Если античная мысль называет добродетельным человеком того, кто знает законы мироздания и может научно определить добродетель и путь ее достижения, то Августин выдвигает радикально иной взгляд: добродетельный человек – это тот кто любит. Цена личности определяется даром любить. Любовь дает человеку силу победить зло. «Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом», — говорит Августин.

Вера и разум . Вопрос о соотношении веры и разума для Августина не являются праздным. Августин уверен, что проблема существования истины и её познания является основной, ключевой для христианства.

Августин в своей концепции истины исходит из фразы, которую произносит Спаситель (Иисус Христос): «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14.6). Если истина не существует, как утверждают скептики, то и не существует и Бог.

А если истина непознаваема, то и Бог непознаваем и для нас закрыты все пути спасения. Поэтому для Августина важно доказать, что истина и существует, и познаваема.

В «Монологах» Августин говорит: «Я желаю знать Бога и душу». – «И ничего более?» — спрашивает Августин и отвечает: «Решительно ничего». В этих словах ключ ко всей его философии.

Что такое душа (и, соответственно, что такое человек) и как мы можем знать Бога, как душа может познать Бога прийти к Богу и получить к спасение, кто такой Бог, как он создал мир и т.п..

Из этих проблем вытекают все вопросы – гносеологические, онтологические, аксиологические, этические и т. д.

Августин впервые водит положение о том, что и вера и знание, различаясь, всё же не исключает друг друга.

Вера есть один из видов знания, один из видов разума, Вера противопоставляется только постигающему, рациональному мышлению. Но вера тоже есть мышление.

Не всякое мышление есть вера, но всякая вера есть мышление. В доказательство он приводит тот факт, что религия есть только у мыслящего существа – человека.

Августиновская мысль о глубокой взаимосвязи веры и разума звучит так: «Верую, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить».

Августин не считает, что вера противоразумна, хотя истинность положений веры и невозможно доказать. Вера и разум являются ветвями одной человеческой способности- способности к познанию. Вера не противоразумна, а сверхразумна.

Это значит, что если положение веры кажутся человеку нелепыми, то только поэтому, что человек не до конца понимает их. Человек не может всего понять, во многое он может лишь верить; глубокая вера и истинный разум тождественны.

Философия истории. Августин справедливо считается философом, первым рассмотревшем проблемы истории человечества в философском плане.

Дело в том, что в античности не было философии истории, поскольку не было линейного представления о времени. Мир представлялся цикличным в котором все повторяется.

Эта концепция циклического времени не могла породить филосфско-исторической концепции, и поэтому античные философы практически не занимались проблемами истории.

Христианство приносит в мир совершенно иное понимание истории, в которой мир имеет начало в божественном творении и конец, описанный в Апокалипсисе.

Античный мир не имел в себе никакого смысла, христианская же картина мира наполнена глубоким смыслом: если Бог творит мир, промышляет о нем, Сам становится человеком, создает Церковь, то это неспроста.

Искупительная жертва Бога имеет смысл, только если наш мир единственный и имеет собственную историю.

Благодаря Священному Писанию (Библии) известно, что история человечества развивается по закону предписанных миру Богом. Ветхий Завет говорит о том, что у Бога имеется замысел при создании нашего мира, и человек, благодаря помощи Божьей, может этот замысел познать.

Об этом говорит и деятельность пророков, которым давалась эта способность познания и предсказания будущего.

Всю историю от грехопадения до Страшного суда Августин делит на шесть периодов, а седьмой период который наступит после конца света, символизирует седьмой день, когда Бог « почил от всех дел своих».

Первый период – от Адама до Всемирного потопа, второй – от потопа до Авраама, третий – от Авраама до Давида, четвертый от Давида до переселения в Вавилон, пятый – от переселения до воплощения Иисуса Христа, сейчас идет шестой период, седьмой век будет потом, этот век будет нашей субботой после воскресения мертвых. Каждый период имеет свой собственный смысл и свою собственную задачу на земле. Длительности всех этих периодов различны. Невозможно сказать когда наступит седьмой период, и закончится наш шестой день. Августин утверждал что невозможно знать время конца нашего мира.

Основное произведение Августина называется «О граде Божием», точнее «О государстве Бога». Августин видит в нравственном прогрессе смысл человеческой истории и мыслит историю как поступательное движение к максимальному нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит Божественная благодать.

Тогда люди обретут состояние «невозможности» грешить. По Августину, существует некое государство, некий божественный град, в котором будут жить праведники и которое противостоит – государству земному. Жители земного государства живут по земным законам; жители небесного града живут согласно Божественной воле.

Земной град не соответствует никакому земному государству и ни один человек не знает, какому граду он принадлежит.

Ибо каждый человек совершает в своей жизни такие поступки, которые могут соответствовать и одному, и другому граду; только один Бог знает, какому граду он принадлежит, спасётся этот человек или не спасётся.

Символом града земного является Вавилон или Римская империя, которую Августин называет вторым Вавилоном, а символом града небесного является Иерусалим, или земная Церковь.

Государство возникает вследствие грехопадения и существует только в земной жизни. Абсолютно справедливое государство заведомо неосуществимо, т. к. нельзя достичь идеальной организации в пределах земных институтов и посредством ограниченных человеческих сил.

Государство может быть улучшаемо постепенно, но никогда в течение земной истории не станет совершенной. Она всегда будет ареной борьбы между силами добра и зла, так же как и сердца людей. Эта борьба разрешится за пределами человеческой истории.

На этом основании Августина можно считать сторонником христианской эсхатологии, учении о конце истории.

Источник: https://poisk-ru.ru/s7669t1.html

Патристика в философии: основные этапы

Особенности патристики

Патристика-это самый первый и влиятельный этап в развитии философии христианства со второго по шестой век н.э. Само слово “патри” с латинского переводится как «отец». Это учение отцов христианской церкви, которые заложили основы Священного предания. Патристика в философии является одним из самых интересных исторических объектов.

В истории развития патристики исследователи выделяют три промежуточных этапа:

  • апостольский период;
  • эпоха апологета;
  • зрелая патристика.

Патристика-основа христианского богословия и философии

Учение зародилось ещё в древние века, когда молодая религия христианства столкнулась и переплелась с философскими знаниями поздней античности.

Патристика включает в себя философские, теологические и политико-социологические мысли и идеи, которые были найдены в сочинениях ранних христианских философов, которых прозвали отцами церкви.

Патристика-это основа христианской философии и богословия.

Отцами церкви традиционно назывались деятели христианской церкви со второго по восьмой век, которые создали её организацию и догматику. Известными отцами церкви в католическом течении христианства стали Августин, Григорий Первый Великий, Амвросий Медиоланский, Иероним. В православном же течении ими считались Василий Великий, Фанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

Главными качествами отцов церкви является:

  1. Православная вера.
  2. Святость жизни.
  3. Дар Святого Духа.
  4. Признание церковью.

Также были известны апостольские отцы, которые считались истинными учениками апостолов, либо учениками их учеников. Именно в сочинениях апостольских отцов появилось формирование основной проблемы христианского философствования.

Патристика представляет из себя доктринальную форму построения культуры христианства, сложную систему переплетения христианских ценностей и античного наследия философии. Как бы не были оба эти течения различны, они точно сходятся в одном: элемент в религии сильно превосходит над рациональными идеями философии.

Главным отличием патристика как исторически философского элемента является нежелание принимать свободный философский поиск.

Патристика признает только общую истину откровения, нуждающуюся в истолковании и разъяснениях, и в тоже время играет общее достояние всего общества христианства.

Патристику считают единственным учением в христианской традиции, которое раскрывается разными авторами с разной глубиной.

Как и патристика средних веков развивалось и другое учение-схоластик. Её период начинает с шестого века и заканчивается пятнадцатым нашей эры.

Схоластика

Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.

Само учение схоластики предназначалось для обучения основным христианским традициям и принципам. Несмотря на различия, патристика и схоластика всегда дополняли друг друга. Основываясь на одних и тех же принципах, и символике, они оставляли вместе искали ответы на общие вопросы. Современные философы подчеркивают, что схоластика до сих пор живет в патристике.

Одним из известных мыслителей схоластики был Фома Аквинский. Именно он выступил против идеи о том, что природа и дух противостоят друг другу. Мнение философа заключено в том, что для изучения человека, нужно понять единство его тела и души.

В современном мире схоластикой называют идеи или понятие, которые сильно отличаются от реальных представлений о мире, и их невозможно проверить опытным путем.

Главными особенностями схоластики является:

  • Развитие культуры цитирования.
  • Краткие изложения по каждому вопросу.
  • Рассматривает каждую деталь, идею и мнение.

К проблемам же этого учения относится следующее:

  • Проблема знаний и веры.
  • Доказательство существования Бога.
  • Проблема единичного и общего.

Периодизация патристики

Как считают религиозные мыслители, философское учение должно помогать совершенствовать веру в христианскую религию, которая выше любого знания, поскольку является его завершением. В этом случае философия теряет свою самостоятельную деятельность и начинает играть роль проводника человека к богу.

С помощью патристики был внесен большой вклад в создание христианской этики и эстетики общества в средние века.

Различают греческое и римское направление патристики. Основными её периодами являются:

  • апологетика или ранняя патристика (со второго по третий век). Представителями этого направления были Татиан, Климент, Юстин, Тертуплиан. Основной проблемой ранней патристики было отношений христианства к античному наследию.
  • патристика зрелая (с третьего по пятый век). Развивалась на Востоке, и в её деятельности принимали участие Григорий Нисский со своим братом Василием Великим Кессаривским, Амфилохий Ионийский, Гигорий Богослов Назианзин и др. На Западе в её деятельности участвовал Августин. Основной задачей этого направление была война с ересями.
  • патристика поздняя, которая основывалась на проблемах систематизации вероучения христианства. Основными фигурами в этом учении были Иоанн Дамаскин на Востоке и Боэций на Западе.

У патристики было особо выдающаяся роль в истории развития культуры христианства. Так, Августин Блаженный собственными учениями повлиял на средневековую философию. Этот мыслитель стал известен тем, что уделял много внимания на природу человека и его самопознание.

Августин Блаженный и его взгляды

Августин Аврелий (354-430), он же Блаженный, был одним из крупных представитель патристики Запада. Ему принадлежат такие сочинения: “О граде Божием”, “О свободной воле”.

Августин считал, что бог ни что иное, как высшая сущность, которая превосходит по силам и знаниям созданный им мир. Бог является конечным пунктом всех идей и поступков человечества.

Из этого следовало, что душа значительно превосходит тело, чувства и воля владеют над разумом. Душа представляет из себя намного совершенней фигуру, чем тело, поскольку она бессмертна и вечна, и только ей дано познать Бога. У воли есть преимущество над разумом, поскольку она является активной фигурой.

В собственных учениях Августин призывал к самопознанию. Он говорил об истине к богу, превышающую все человеческие возможности, и это дает вовсе не разум. а вера. То же говорилось и о благе, которое можно получить не из знаний, а из любви к Богу.

Так все учение Августина строилось вокруг бога как единого и совершенного бытие. Каждая отрасль знания сливается с другой, поскольку исходит лишь из одного начала, коим является бог. Бог представлялся как истинный источник знаний и высшие предметом этики и доброты.

Подобное поклонение богу и идеи полного подчинения ему сыграли с Августином злую шутку, породив серьезные проблемы.

Учеников мучали вопрос, почему, если бог является олицетворением добра, то в мире живет зло? В ответ на это мыслитель говорил, что в мире не существует двух начал, по силе равных друг другу. Иными словами, существование бога (добро) и дьявола (зло) принизило бы существование создателя мира.

Но вместе с этим Августин уверял, что нельзя требовать ответственности от бога за причиненное людьми зло в мире. Так и появилась теодицея-проблема оправдание бога перед мировым злом.

Августин блаженный первым создал собственную теодицею в собственных рассуждениях. Так он полагал, что бог с его волей является единственным высшим благом. Все созданное Богом только добро, а зло просто не существует.

Зло не являлось особым существом, а лишь считалось отступлением от добра, своеобразным дефектом. Именно поэтому реально только истинное добро, и не существует никакого истинного зла. Оно лишь тень, которое отбрасывает добро.

И на зло способен лишь тот несчастный человек, который отвернулся от бога и сосредоточился на собственной жизни.

Чтобы избавиться от человеческой гордыни, мыслитель спорил с монахом Пелагием, который был уверен, что человеческая воля должна быть свободна, и ввел под сомнение идею первородного греха. Пелагий считал, что, совершая правильные поступки, люди получают результат собственных моральных усилий.

Человек способен сам себя привести к спасению. Именно эти взгляды Августин жестоко раскритиковал. Он отрицал возможность того, что кто-нибудь из людей способен самостоятельно избавиться от своих грехов. И только божья благодать способна подарить надежду на спасение души.

Так бог выбирал избранников для спасения, и его выбор не зависел от человеческих заслуг.

Своим учением Августин создал фундамент философии христианства, проведя итоговый разрыв с учениями греков.

Историко-философский феномен

Патристика, играя роль историко-философского феномена является общим учением, которое раскрывает мысли и идеи отцов церкви. Явление патристики рассматривается исследователями, как сочетание богатства и разнообразия всех его составляющих элементов.

С помощью этого можно провести оценку уникальности каждого из представителей патристики и его влияние на учение. Для исследователя, который не собирается вникать в саму суть учения, патристика станет настоящим кладом исторических данных и идей великих людей.

Отсюда ясно, что саму патристику можно принимать как построение культуры христианства и научную дисциплину.

Как уже было сказано, патристика-это совокупность ценность христианской религии и эллинских философских учений. Благодаря этому христианство получило новое содержание для Откровения, чтобы сделать его таким понятным, чтобы идеи мыслителей стали понятны для простого народа.

В философии, патристической направленности, со времен зарождения жили две идеи. Первая заключалась в том, что необходима вера в бога и покорность его решениям.

Человеку не обязательно стремиться достичь уровня создателя мира, поскольку бог является центром начала и конца всего.

Вторая же идея говорила о том, что необходимо познать бога в его творениях, представлять все сущее как ясную гармонию мира, увидеть отблески его мудрости, покоя и света, не подвергать сомнению справедливость его решений и выражать любовь к богу.

Патристика играет сложную роль общего учения, которое раскрывает и излагает мысли и идеи различных отцов церкви.

Если посмотреть на патристику с “внешней” стороны, не обращая внимания на её личные критерии и правила, то можно увидеть все разнообразие и богатство составляющих данное учение. Можно также провести оценку отдельного представителя учения и вклада в общую идею.

Патристику исследователи рассматривают, как полное собрание философ в древние века их собственных позиций, и как духовный феномен, который состоит из нескольких ступеней и ответвлений.

Патристика-это сокровище, которое подарили христианство и эллинская философия. И это сокровище живет в наше время, как сборник философских идей.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/patristika.html

Патристика и схоластика в средневековой философии- характеристика, представители и идеи

Особенности патристики

Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

Патристика включала три направления:

  • апологетика имела значение в оформлении и становлении христианских идей;
  • традзаключительный промежуток стабилизировал христианскую теорию.
  • иционная патристика формулировала мировоззрение и фундамент учения;

Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры.

Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог.

Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы. Миссия мыслителя сводилась к раскрытию истинного смысла библейских текстов и отражению характеристик в рамках своих трудов.

Направления и традиции

Представители патристики создавали философское наследие, которое находило развитие в схоластике. Это давало возможность говорить о двух направлениях, как об однопорядковых понятиях.

Кратко патристика и схоластика в средневековой философии имели похожие качества и опирались на аналогичные традиции:

  • монотеизм;
  • теоцентризм;
  • креационизм;
  • провиденциализм;
  • персонализм;
  • ревеляционизм.

В монотеизме бог провозглашался не только единственным, но и полностью отличным от всего сущего и выходящим за границы мира.

Создатель мог существовать в единой ипостаси (эксклюзивное течение) или представлять несколько личностей, которые являлись одним богом (пантеизм, политеизм).

Монотеизм нашел отражение в исламе, иудаизме, христианстве, понятие было заложено в мировоззрении сикхизма и индуизма.

Теоцентризм рассматривал личность бога в форме аккумулятора мира, источника жизни и блага. В основе нравственности лежало служение всевышнему и почитание его. Высшей целью признавалось уподобление и подражание богу.

Креационизм считал верным факт, что творец создал мир из ничего, догмы этого направления проявляли стремление к некоторой научности. Поздний представитель креационизма придерживался теории разумного замысла на основе ученого обоснования.

Провиденциализм признавал безграничное правление создателя во всем. Мыслители считали, что хронологические исторические факты осуществлялись только по желанию всевышнего и усматривали в них божественное провидение и план по избавлению человечества от зла.

Персонализм выдавал теорию о том, что люди создавались богом по своему подобию и одаривались совестью. При этом индивидуализм и персонализм считались отличными друг от друга понятиями. Личность всегда представляла единое целое с другими «я». Ревеляционизм в учении христиан признавал библию сверхъестественным началом божественного Откровения.

Выдающиеся философы

В заключительный этап патристики к авторитету библии прибавилось новое влияние крупных церковных отцов. В это время духовенство монополизировало процесс обучения и явило собой образованную прослойку средневековья. Сословие стало цензором и основателем идей, хранителем определений и философских мыслей.

Выдающиеся отцы-мыслители:

  1. Тертуллиан.
  2. Ориген.
  3. Киприан Карфагенский.
  4. Афанасий Великий.
  5. Григорий Богослов.
  6. Климент.
  7. Аврелий Августин.

Ранние тезисы Тертуллиана заключались в том, что философские задумки человечества привели к искажению истины. Индивидуумы должны проживать на земле без лишнего мудрствования.

Человек должен обладать естественной верой, проявлять самопознание и аскетизм.

Мыслитель первым определил общие различия греческой и римской церкви христиан, стал теоретиком в вопросе разграничения веры и научного познания бога.

Климент впервые сформировал понятие единения разума и веры, при этом признавал преимущество убежденности перед познанием. Философ говорил, что человек с одной верой производит впечатление блаженного, т.

к. личности требуется аргументация событий. Религиозное убеждение и рациональное объяснение дополняют друг друга. Впоследствии этого учения придерживались Августин, Фома Аквинский и другие мыслители.

Апологет Ориген родился в семье христиан на севере Африки, он за годы труда создал множество сочинений, оказавших влияние на развитие христианского мировоззрения. Мыслитель первым одел на философию наряд платонизма в отличие от устаревшей стоической теории.

Труды Аврелия Августина

Гиппонский епископ, церковный философ и христианский богослов Аврелий Августин начинал с манихейства и язычества. Дорогу к познанию бога он представил в труде «Исповедь». В дальнейшем религиозном учении Августина выделяется логика, этика и физика.

Раздел физики соответствовал концепции о том, что природа не являлась источником существования, а всевышний создал окружающий мир по своей воле. В категории логики представлялись теории о неустойчивости чувственного восприятия действительности, которая не могла привести индивидуума к истине. Бог одарил человеческую душу светом и предоставил возможность познания.

В этической части теории развивалось понятие зла и добра. Плохое начало проявляется в страсти, гордыне, вовлекает человека в грех, а благо — это бог. Личность почувствует себя свободной, когда придет к мысли, что нужно жить с осознанием создателя и учась у него.

Черты схоластики

Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством.

Исторический период развития схоластики включал этапы:

  1. Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения.
  2. Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля.
  3. Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики.

Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.

Яркие представители

Важнейшей проблемой философов выступает корреляция области рационального познания и духовного мира. Решение для мыслителей того времени виделось в рациональном соотношении религиозной веры и сознания.

Разум при правильном использовании приближал человека к создателю, объединял с ним.

Главный вывод схоластической теории того времени гласил, что вера и разумные истины не могут находиться в конфронтации, а должны дополнять друг друга.

Крупными мыслителями считаются ученые:

  1. Иоанн Скот Эриугена.
  2. Бонавентура.
  3. Ансельм Кентерберийский.
  4. Дунс Скот.
  5. Фома Аквинский.
  6. Уильям Оккам.

Схоласты были убеждены, что сущность окружающей действительности может быть познана в результате использования человеческого разума. Но требовалась исключительная точность в использовании определенных понятий и выделении отличий в некоторых теориях. Гармония достигалась основательной разработкой логического способа, опирающегося на практические знания.

Суть метода заключалась в обеспечении перехода мышления от исследования способов рассуждения о естестве к анализу реальных понятий.

Принципы схоластики того времени происходили из веры, согласно которой знания укоренялись не только в разуме индивидуума, но и были присущи божественному уму, создавшему окружающий мир.

Понятие бытия определялось двойной мерой в человеческом разуме и религиозных верованиях.

Фома Аквинский

Выдающимся представителем позднего этапа схоластики являлся богослов и монах Фома Аквинский. В его трудах, например, «Сумма против язычников» и «Сумма теологии» разграничивалась сфера использования теологии и мировоззрения. Философские теории затрагивали осознание окружающей действительности, а религиозные догмы направлялись на спасение души.

Мыслитель разделял источники этих понятий, при этом философия базировалась на выводах разума, а теология возникала на основе непоколебимой веры. Целью мировоззренческих рассуждений было получить новые знания, а задачей богословия было получение знаний для спасения и вечной жизни.

Сущность концепции Ф. Аквинского состоит в утверждении теории единства верований и рационального сознания. Мыслитель был уверен, что эти понятия могут гармонично контактировать друг с другом, при этом разумные выводы могут быть применены для подтверждения божьего существования. Сознание верующего человека должно отсеивать любые возражения против праведности веры.

Философ привел доказательства существования создателя:

  • подтверждение от первоисточников (перводвигатель);
  • доказательство от ряда причин (первопричина);
  • свидетельство от необходимости;
  • аргументация от стадий безупречности (полное совершенство);
  • обоснование от целесообразности.

Мыслитель следовал идее сотворения мира из ничего и теории бессмертия человеческой души. Эти догмы он считал «чистой формой», которые никогда не могут быть разрушены или просто оспорены. Душа не существует самостоятельно в земной жизни, а дается всевышним, поэтому сущность и бытие являются нераздельными и сливаются в боге.

Знания даются душе из-за того, что она подвержена интеллекту и чувственному созерцанию. Ф. Аквинский утверждал, что сознание относится к высшей категории человеческих дарований.

В повседневном существовании мыслитель ставил любовь к создателю превыше самого познания бога. При этом он, как и Аристотель, различал в воле практичное сознание, т. е.

признавал руководящую роль разума над поступками.

Реализм и номинализм

Схоластика постоянно решала вопрос о том, есть ли универсальное сочетание круга вещей и идей.

Реализм и номинализм являлись историко-философскими учениями, которые проповедовали и абсолютизировали всеобщее и индивидуальное понятие, отделяя эти диалектические контрасты один от другого.

Номинализм утверждал первопричиной вещи, а реализм представлял началом идеализм, в отличие от современного понятия реализма материалистической направленности.

Реализм различался по степени проявления:

  • умеренных взглядов;
  • крайних суждений.

Крайний реализм предполагает, что сознание существовало до появления мира вещей и находится вне его. Эта теория поддерживалась А. Кентерберийским и Гильомом. Умеренная разновидность говорит о бытовании понятий вне и независимо от некоторых вещей, при этом идеи проявляются в самих предметах в форме сущности. Эта точка зрения приветствовалась представителем схоластики Ф. Аквинским.

Философия и наука провозглашались слугами богословия. Перед концептуальными теориями ставилась цель проникновения в область веры с помощью осознания действительности и систематизации религиозных истин. Решение такой задачи привело бы к эффективной усвояемости святых понятий и к уничтожению критических аргументов.

Источник: https://nauka.club/filosofiya/religiya/skholastika-i-patristika.html

Средневековая философия. i. патристика. 1. понятие о патристике и ее общие особенности — pdf скачать бесплатно

Особенности патристики

1 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ А.А.Столяров I. Патристика 1. Понятие о патристике и ее общие особенности Патристикой (от греч. BaJZD, лат. pater «отец») принято называть совокупность учений отцов, то есть учителей христианской церкви II-VIII веков.

Согласно церковной традиции, «отцом» считался автор, отличавшийся личной святостью, древностью, ортодоксальностью взглядов и получивший официальное признание церкви. Следует учесть, что далеко не все значительные христианские писатели были признаны «отцами» таковы, например, Ориген или Тертуллиан.

К тому же западные «отцы» не всегда признавались таковыми в восточной (православной) традиции например, Августин. «Патристика», таким образом, название собирательное и достаточно условное.

Патристика многоплановый духовный феномен, а потому сочинения отцов церкви могут рассматриваться, по крайней мере, с трех точек зрения догматико-теологической, историко-литературной или (как в данном случае) историко-философской.

С этой последней точки зрения различие между отцами и «не вполне отцами» не столь существенно, как при строгом догматическом подходе. Будучи переходным периодом между философией античности и средневековья, патристика, как внутренне цельное духовное течение, почти не имеет (в отличие от социально-экономических явлений этого периода) признаков «промежуточности», «переходности» и разделяет со схоластикой основные особенности средневекового образа мышления. Вместе 63

2 с тем, хотя патристику и схоластику можно представлять как два больших периода христианского философствования, есть немало оснований считать патристику «христианской античностью» в отличие от «христианского средневековья». Как историко-философский феномен патристика отличается двумя главными особенностями.

Прежде всего, она есть синтез религиозных ценностей христианства и античного философского наследия. Однако это такой синтез, при котором идеи и понятийный язык античной философии служат хоть и необходимым, но вспомогательным средством для построения христианской догматики и целостной картины мироздания. Конечные основания почерпаются не в разуме, а в откровении.

Поэтому патристика признает не истину «вообще», но лишь истину откровения, истину спасительную: подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии; вера всегда первенствует над разумом.

Поэтому философствование этого периода настолько тесно связано с религиозными задачами и определенно ими, что почти никогда не выступает в «чистом», свободном от догматической оболочки виде. Основная задача христианского философствования перевод глубинных интуиций религиозного мирочувствия на язык понятий для придания им универсального и общеобязательного характера.

Тем не менее, системообразующая методика античных философских теорий заметно повлияла на формирование христианской догматики. Эти общие особенности объединяют патристику со схоластикой, которая в большинстве отношений может считаться продолжением патристики.

Однако в схоластике особое значение приобретает метод применения философских конструкций и понятий, а само философствование начинает постепенно освобождаться от догматической оболочки. Во-вторых, в отличие от патристики, ориентированной в целом на платонизм, схоластика в большей мере опирается на Аристотеля.

Говоря о родовых особенностях патристики как специфи- ческого способа философствования, прежде всего необходимо иметь в виду решительную смену ориентиров. Древние мудрецы, Платон или Аристотель (при всем уважении к ним) не могли оставаться для христианина высшим авторитетом. Исходным пунктом всякого теоретизирования становится текст Св. Писания (канон которого окончательно сложился в IV в.). Авторитет Писания неизмеримо превосходит значимость любого философского текста; Писание является источником истины и 64

3 вместе с тем конечной объяснительной инстанцией. Поэтому христианское философствование может быть понято и объяснено как философская экзегеза священного текста, а метод такого философствования как совокупность способов интерпретации этого текста. Результаты интерпретации, в свою очередь, составляют реальное содержание философских теорий патристики.

Фундаментальный тезис патристики (и любого христианского философствования) гласит: истина заключена в Писании, а задача теолога («истинного философа») правильно понять и разъяснить ее. Античная философская традиция представляла богатый набор герменевтических средств для решения этой задачи. Такова, прежде всего, «техническая» герменевтика в узком смысле слова.

Аллегорический метод толкования мифов, использованный еще Платоном, был изощрен усилиями перипатетических и стоических мифографов и применен Филоном Александрийским (ум. до 50) к тексту Ветхого Завета.

Аллегорическая экзегеза позволяла рассматривать текст как систему знаков, «шифрующих» истину, и раскрывать ее при помощи физических, исторических и этических аллегорий. Наиболее высокий и отвлеченный вид экзегезы, который можно назвать метафизическим, или онтологическим, предполагал обращение к важнейшим парадигмам античной философии.

Учение Платона о запредельном первона- чале, стоящем выше мира и выше всякого существования, было идеальной объяснительной моделью для христианского учения о Боге. С ее помощью, а также с помощью учения Аристотеля об уме-перводвигателе и о категориях, решалась проблема соотнесения конечного основания бытия и его зримых проявлений.

На этих же путях решался вопрос о Единстве Бога в трех Его Ипостасях. Стоическое учение о мировом уме-логосе и о промысле помогало объяснить мироправительную и миропопечительную Ипостась Бога-Творца, раскрывающуюся в Христе и Божественной Премудрости Софии.

Важнейшие идеи античной философии были суммированы в наиболее мощной и синтетической системе античности неоплатонизме. Вот почему самые зрелые и развитые теолого-философские учения патристики больше всего напоминают неоплатоническую систему и охотнее всего обращаются именно к ней как к источнику философских парадигм. 65

4 Два наиболее общих метода обращения с этими парадигмами таковы. В христианской теологии Бог столь же непостижим для человеческого ума, как в неоплатонической теологии запредельное единое (при том, разумеется, что христианский Бог решительно отличается от абсолютно безличного первоначала неоплатоников).

Поэтому в конечных своих основаниях и христианское, и неоплатоническое философствование имеют от- четливо выраженный «апофатический» («отрицательный») характер: выясняя прежде всего, чем Бог не может являться, такое философствование всегда есть попытка описать неописуемое и выразить невыразимое. Конечное основание бытия принципиально недоступно разуму: к Богу приближает только вера.

Здесь коренятся все важнейшие проблемы христианского сознания, и прежде всего соотношение разума и веры, разума и авторитета. Здесь же заключен источник тех трудностей, с которыми сталкивается всякая попытка адекватно выразить теологическую проблематику понятийным языком философии.

С другой стороны, принципиальная непостижимость Бога не исключает возможности делать предположения о тех сторонах Его Существа, которые (по идее) могут быть открыты для человеческого ума.

Таково основание «катафатической» («положительной») теологии, в рамках которой решаются вопросы о познаваемости мира, о месте и назначении человека и так далее, то есть, обо всем, что составляет содержание космологии (физики), антропологии и этики.

Нет нужды говорить, что два эти метода не могут быть совершенно обособлены один от другого; на протяжении всей патристики они всегда использовались параллельно, хотя один из них мог предпочитаться. Общее правило может быть сформулировано приблизительно так: чем выше, отвлеченнее и изощреннее (в философском плане) учение, тем сильнее тяготеет оно к апофатической теологии.

Перечисленные особенности патристики невозможно не учитывать даже при чисто формальном ее делении. Патристика традиционно разделяется на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на восточную и западную. Кроме чисто языкового отличия в этом делении учтено следующее важное обстоятельство. Греческой патристике, опиравшейся на изощренную платоническую метафизику, свойственно большее внимание к высокой теологии и онтологии. Для латинского Запада, исторически и географически удаленного от крупнейших центров античной философии, характерен интерес к проблемам хри- 66

5 стианского социума и христианского индивида, то есть к антропологии, психологии, этике и праву. Патристика, далее, обычно разделяется на раннюю (конец II-III века), зрелую (IV-V век) и позднюю (конец V-VIII века).

В хронологическом отношении патристика также весьма широкое понятие: с известными основаниями к ней можно отнести большинство христианских авторов вплоть до X или даже до XII века на Западе, а на Востоке еще более поздних.

Однако, согласно традиционно принятому взгляду, патристика «захватывает» последние века античности, а завершается той эпохой, когда на Западе уже появляются авторы, обычно рассматриваемые в рамках средневековой философии. 2.

Христианская апологетика и гностицизм II века Первой исторически обусловленной задачей христианства была защита нарождавшегося учения от языческой критики. Эту задачу выполняла апологетика не столько начальный период, сколько особый жанр христианского философствования.

Апологетами в той или иной мере были многие крупные отцы церкви, и апологетические сочинения продолжали появляться вплоть до V века. Но первые ортодоксальные христианские авторы были апологетами по преимуществу.

Их роль состояла не в создании сложных отвлеченных построений и даже не в систематизации христианского учения, а в защите его основных устоев с помощью всех доступных средств, в том числе заимствованных у античных философов.

Главное отличие апологетики от зрелой патристики заключено в том, что апологеты находились в резкой оппозиции к «чистому» и систематическому философствованию, признавая исключительно «философию откровения». Тем не менее, стремясь опровергнуть язычников их же оружием, апологеты утверждали, что идеи христианской религии могут быть найдены в сочинениях самих же язычников. Поэтому в собственных трудах апологетов (которые были, как правило, хорошо образованными людьми) основоположения христианства сплошь и рядом подкрепляются идеями античной философии (преимущественно стоической и платонической). Таковы идеи незримого Бога и Логоса, естественности Богопознания и нравственных законов, бессмертия души и т.п. Эти идеи в изобилии 67

6 встречаются у грекоязычных апологетов II века Кодрата, Аристида, Юстина, Татиана, Афинагора, Феофила, у писавших полатыни Минуция Феликса, Тертуллиана и других. С другой стороны, христианский (хотя и не признававшийся церковью) гностицизм (от греч. (

Источник: https://docplayer.ru/28816049-Srednevekovaya-filosofiya-i-patristika-1-ponyatie-o-patristike-i-ee-obshchie-osobennosti.html

Основные черты философской патристики

Особенности патристики

· От поздней античности средневековую философию отделяют две принципиальные идеи: Творения и Откровения.

· Онтология патристики зиждется на идее Бога как абсолютного бытия.

· В рамках патристики выделяют два толкования бытия Бога: в катафатической и в апофатической теологии.

· Катафатическая теология описывает Бога как сосредоточие блага, справедливости и всемогущества.

· Апофатическая теология считает, что Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не поддается определениям, ибо находится за пределами бытия и качественности.

Основные принципы средневековой философии

· Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

· Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству.

· Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.

· Персонализм, в котором человек понимается как «персона», то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда — значение исповеди.

· Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.

Главные представители философской патристики Ориген (185-254гг.), Василий Великий (330-379 гг.), Григорий Нисский (335-394 гг.),

Августин Аврелий (354 — 430 гг.), Боэций (480-524 гг.)


Августин Аврелий (354 — 430 гг.)

Симпатизировал римским стоикам и от них перенял прагматический подход к философии. Построил оригинальную онтологию, в центре внимания которой стоит учение о Боге как принципе бытия.

Цель человеческого ума — «Богопознание» и «самопознание». Августину принадлежит первая в истории мысли «Исповедь», в которой исследуется развитие человеческой личности. Одна из первых философий истории в истории мысли — труд Августина «Град Божий».

В нем говорится о двух типах человеческого общежития: «граде Земном» и «граде Божьем». Первый представляет государство, замкнутое на любви к себе и презрении к Богу, а второй — духовную общность, основанную на любви к Богу.

Августин стал непререкаемым авторитетом в области философии и теологии в средние века.

ü Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

ü Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

ü Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная

Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца.

Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют.

ü Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

ü цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.

ü Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе.

ü Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди — существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

ü Время — мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда

ü Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша».

ü Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит.

ü Разум — это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное

ü Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство — христианское государство. Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_218839_osnovnie-cherti-filosofskoy-patristiki.html

Понятие о патристике и ее основные особенности

Особенности патристики

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Отличительные черты:

1) теоцентризм. И Бог не просто является предметом и целью познания, но он сам дарует возможность познания себя верующему в него. Августин писал: «Только некоторая божественная сила может показать человеку, что есть истина» Человек стремился постичь высшую реальность не ради себя но ради самой этой реальности.

2) в отличие от античности, где истиной надо было овладеть, средневековый мир пребывал в откровенности истины в Священном писании.

3) креационизм. Идея творения мира из ничего.

4) провиденциализм. Божественное провидение действует как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого народа, но так же и в истории всего человечества.

5) богооткровенность. Богооткровенным считается не только Священное Писание, но и постановления церковных соборов и творения Святых Отцов.

6) традиционализм. При несомненной эволюции философии никто из мыслителей не считал себя первооткрывателем новых идей, а всего лишь комментатором Священного Писания.

7) человек впервые стал рассматриваться как личность, деятельность которой основана на воле (в силу акта творения человека по образу и подобию Бога)

Понятие о патристике и ее основные особенности

Патристикой (от греч. vavfy, лат. pater — «отец») обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Ко времени папы Геласия (ум.

496) были окончательно установлены четыре существенные характеристики «отца церкви»: 1) святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения и 4) официальное признание церкви.

Все прочие христианские авторы (согласно западной традиции) назывались «церковными писателями» (scriptores ecclesiastic! — термин предложен Иеронимом).

Принципы патристики:

1) Истина в патристике — достояние не индивидуальное, но корпоративное; она принадлежит не тому или иному автору, но всему христианскому сообществу.

2) Авторитет всякого отца церкви объясняется вовсе не его личной оригинальностью, но тем, что его мысли находятся в согласии с традицией, освященной апостольским и церковным авторитетом. (Отец церкви более всего велик там, где он согласен с другими авторитетными отцами)

3) Решительная смена ориентиров. Древние мудрецы, Платон или Аристотель (при всем уважении к ним) не могли оставаться для христианина высшим авторитетом. Исходным пунктом всякого теоретизирования становится текст Св. Писания (канон которого окончательно сложился в IV в.).

4) Авторитет Писания неизмеримо превосходит значимость любого философского текста. Писание является источником истины и вместе с тем конечной объяснительной инстанцией. Фундаментальный тезис патристики (и любого христианского философствования) гласит: истина заключена в Писании, а задача теолога («истинного философа») — правильно понять и разъяснить ее.

5) Можно выделить 2 метода философствования: апофатическое («отрицательное») — Бог непостижим для человеческого ума, а выясняя прежде всего, чем Бог не может являться, такое философствование всегда есть попытка описать неописуемое и выразить невыразимое.

Конечное основание бытия принципиально недоступно разуму: к Богу приближает только вера. Здесь коренятся важнейшие проблемы христианского сознания и прежде всего — соотношение разума и веры, разума и авторитета.

; катафатическое («положительное») — принципиальная непостижимость Бога не исключает возможности делать предположения о тех проявлениях Его Существа, которые (по идее) могут быть доступны разуму и чувству человека (в русле этого типа философствования решаются вопросы христологии, происхождения и познаваемости мира, назначения человека, т.е., всего, что составляет содержание космологии, антропологии и этики).

Перечисленные особенности нужно учитывать и при традиционном делении патристики на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на восточную и западную.

Помимо чисто языкового критерия (который применим не во всех случаях), мы должны иметь в виду, что греческой патристике, опиравшейся на изощренную платоническую метафизику, свойственно большее внимание к высокой теологии.

Для латинского Запада, исторически и географически удаленного от крупных центров греческой философии, характерен интерес к проблемам христианского социума и христианского индивида, т.е. к антропологии, психологии, этике и праву.

Наконец, особый круг вопросов связан с хронологическим делением патристики. Обычно она делится на раннюю (II-III вв.), зрелую (IV-V вв.) и позднюю (конец V-VIII вв.).

1) РАННЯЯ ПАТРИСТИКА (II-III вв.)

Ранний период патристики отчетливо подразделяется на два этапа. К первому этапу (нач. II — нач. III вв.) относится группа христианских авторов, заложивших важнейшие основы будущей догматики. Второй этап (кон. II-III вв.) — переход к построению универсальных теологических систем.

2) ЗРЕЛАЯ ПАТРИСТИКА (IV-V вв.)

В эту эпоху христианство становится государственной религией, а патристика достигает наивысшего расцвета.

Основные особенности периода: подъем общего уровня теоретизирования; создание многочисленных универсальных теологических систем на основе платонизма и неоплатонизма; сочетание философских конструкций с проблематикой догматических споров и окончательное преодоление чрезмерно «логичного» представления о Боге.

Основная догматическая коллизия IV в. — борьба с арианством, в которой Запад принимал лишь весьма скромное участие. Учение александрийского пресвитера Ария (ум. 335) о неравносущности Ипостасей Св.

Троицы.

«Троица» для Ария — понятие не онтологическое, а временное (ибо всякое рождение он в отличие от Оригена представляет как временной акт); таким образом, Ипостаси не совечны и возникают одна за другой.

3) ПОЗДНЯЯ ПАТРИСТИКА (конец V-VIII вв.)

Этот период не принес крупных новаций. Основные интересы концентрируются в области систематизаторства и комментаторства. Влияние неоплатонизма и мистические тенденции (особенно на Востоке) усиливаются, но при этом все заметнее начинает проявляться влияние аристотелизма. Христианское философствование понемногу начинает приобретать переходные к схоластике формы.

РАННЯЯ ПАТРИСТИКА (II-III вв.)

АПОСТОЛЬСКИЕ ОТЦЫ, АПОЛОГЕТИКА И ХРИСТИАНСКИЙ ГНОСТИЦИЗМ II в.

1. АПОСТОЛЬСКИЕ ОТЦЫ — 5 авторов первой половины II в.: Варнав, Климент Римский, Игнатий Антиохийский. Поликарп Смирнский и Герма, которые считались либо прямыми учениками апостолов, либо учениками их учеников и по духу своему еще целиком пребывали в границах апостольского учения.

В сочинениях апостольских христианская доктрина преподносится еще в «чистом», евангельском виде.

Однако именно здесь начинает формироваться основная проблематика христианского философствования: 1) Бог и его Существо; 2) Христос как Логос и посредник между Богом и миром; 3) человек и его отношение к Богу; 4) Мир и его устроение; 5) история и ее цель. Доктринальный элемент у апостольских отцов не играет заметной роли.

2. АПОЛОГЕТЫ. К середине II в.

немногочисленные еще христиане жили в обществе, весь культурный уклад и древние традиции которого резко противостояли христианскому мироощущению → главной задачей христианства в это время была защита нарождающегося учения от языческой критики. Эту задачу взяла на себя апологетика — особый жанр христианского теоретизирования. Апологетами в той или иной мере были многие крупные отцы церкви вплоть до IV в.

1) Грекоязычные апологеты II в. — Кодрат, Аристид, Юстин, Татиан, Афинагор, Феофил, Мелитон, первый латиноязычный автор конца II — начала III вв. Минуций Феликс; к апологетам во многих отношениях принадлежат: писавший по-гречески Ириней Лионский, его ученик Ипполит Римский и даже Тертуллиан.

2) Сочинения впервые обращены к внешней, языческой аудитории, которая в интеллектуальном отношении была пока еще выше христианской. Апологеты должны были показать языческому миру, что:

— языческие верования не в пример более нелепы и предосудительны, чем христианство в глазах его оппонентов, а

— эллинская философия утонула в противоречиях и неспособна дать единую для всех истину, хотя

— лучшие ее умы (прежде всего Гераклит, Сократ, Платон, стоики) близки к христианству, и само оно

— есть единственная истинная и пригодная для всех философия.

3) Для защиты нового учения требовалась универсальная и сильная идея, которая позволила бы:

— привлечь новых сторонников и вместе с тем

— продолжить формирование христианской доктрины.

Такой идеей стала идея Логоса, которая много говорила образованному язычнику, ибо была плотью от плоти греческой философии.

Идея отвлеченной разумности, отождествленная апологетами с Мудростью Божьей, позволила продемонстрировать преемство между лучшими умами эллинства и новым учением. Она позволила создать новый метод аргументации и находить важные пункты христианской доктрины (незримый Бог-Логос, естественность Богопознания и нравственных законов, бессмертие души и т.д.) у самих язычников.

4) Бог понимается апологетами как Существо непостижимое, вечное, неизменное и самодостаточное. Здесь мы можем фиксировать начало апофатической теологии.

Вторая Ипостась — Логос, Сын Божий, Иисус Христос, Премудрость Божия — присутствует в Боге-Отце словно некая «разумная потенция», получающая свое «энергетическое» и ипостасное выражение в акте творения мира.

5) Субординационизм – характерная особенность апологетики (учение о неравнозначности Ипостасей Св. Троицы): само рождение (т.е. ипостасное бытие) Сына-Логоса связывалось ими с актом творения мира.

Оказывалось, что Сын позже и меньше Отца, а значит — в некотором смысле тварное создание, имеющее преимущественно космологические функции. Тем самым апологеты молчаливо допускали в Боге изменение и развитие.

О третьей Ипостаси — Святом Духе, — апологеты говорят очень мало, и учение о Триединстве у них едва намечено.

3. ГНОСТИЦИЗМ (от греч. yvuctk; «знание»): в сочинениях Маркиона, его ученика Апелелеса, Валентина и Василида. Всех гностиков объединяли поиск высшего знания, которое само по себе давало истину и спасение.

Человек, имеющий в себе частицу божества, способен вернуться к первоисточнику, освободиться от всего грубо-вещественного с помощью Спасителя — Христа.

Источник: https://sdamzavas.net/3-53131.html

Особенности патристики (стр. 1 из 3)

Особенности патристики

Введение

Патристика – основа христианского богословия и философии

Периодизация и классификация

Августин Блаженный и его взгляды

Патристика как историко-философский феномен

Заключение

Список используемой литературы

«Мировоззрение средних веков, — писал Ф. Энгельс, — было по преимуществу теологическим… церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви».

Церковь, по словам Энгельса, выступила в «качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя». Она захватила в свои руки монопольное право на обучение. Вследствие этого все образование приобрело богословский характер.

Человека с детства приучали к мысли, что в окружающем мире следует видеть только всемогущество бога. Подавляющее большинство средневековых ученых являлись представителями духовенства. Любая научная проблема преломлялась через официальную богословскую доктрину. Философия стала служанкой богословия.

Ценность теоретических исследований всецело определялась их соответствием догматическому учению церкви.

В данной работе рассматривается Патристика – которая является основой христианского богословия и философии.

Патристика – основа христианского богословия и философии

Патристика — (по-англ. patristics; от латинского patres – отцы), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин, изложенных в произведениях раннехристианских мыслителей (II–VIII вв.) – так называемых отцов церкви.

Патристика составляет основу христианского богословия и философии. Периоды: II–III вв. – полемически фрагментарное философствование так называемых апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); IV–V вв.

– систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе – Августин); VI в.

– начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), получившее завершение в трудах Иоанна Дамаскина, в которых заложены основы схоластики.

Отцы церкви — традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме — Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.

В широком смысле патристика – это доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия.

Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной конвергенции («эллинизация» христианства – Гарнак, «христианизация» эллинизма – Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент в патристике заметно превалирует над рационально-рефлексивным.

Особенностью патристики как историко-философского феномена, во многом разделяемой со схоластикой, является декларативный отказ от свободного философского поиска.

В отличие от античной философии патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании и является корпоративным достоянием всего христианского сообщества.

Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует от философствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма.

Авторитет, основополагающая константа патристики, иерархически структурируется, в порядке убывания: Откровение, абсолютный авторитет – господствующая церковная норма, корпоративный авторитет – личный авторитет отдельного «отца». В истории европейской мысли патристика является первым внутренне цельным и исторически длительным типом рефлексии, в большинстве отношений соответствующим гипотетическому понятию религиозной философии, которая по основным интуициям и посылкам тождественна религии, по объекту рефлексии – теологии, а по рациональным методам – «чистой» философии. На протяжении более десяти веков христианская теология была в Европе единственно признанным и исторически возможным стилем философствования, основной характеристикой которого являлось, подчеркнуто подчиненное положение разума по отношению к авторитету.

Основные теоретические достижения патристики стали достоянием средневековой западной и византийской теологии; при этом нужно учитывать, что в силу ряда причин восточная патристика более плавно эволюционировала к своим византийским формам, чем западная – к схоластике.

Значительная часть энергии патристики была затрачена на полемическую разработку теологической догматики и оформление традиции, которую последующая эпоха получила в относительно «готовом» виде.

Поэтому схоластика (в первую очередь западная) могла уделять гораздо большее внимание чисто философской стороне предмета: эта «вторичная рефлексия» вкупе с решительной сменой методологических ориентиров позволяла ей постепенно освобождаться от ограничений конфессионального философствования.

Вместе с тем некоторые теологические проблемы обрели вторую жизнь в эпоху Реформации: учение о предопределении Августина во многом определило исходные установки протестантизма и рамки конфессиональной полемики 16–17 вв. На Востоке же традиционная догматическая проблематика патристики продолжала разрабатываться в иконоборческой (8–9 вв.

) и паламитской (14 в.) полемике. Современными наследниками патристики являются католическая мысль (томизм и августинианство), определяющая себя как «религиозное пользование разумом» (Жильсон), и связанное с восточной традицией православное богословие.

Периодизация и классификация

Основная задача христианского философствования — перевод глубинных интуиции религиозного мироощущения на язык понятий. Античная философская традиция предоставляла богатый набор герменевтических средств для решения этой задачи. Такова, прежде всего «техническая герменевтика» в узком смысле слова.

Аллегорический метод толкования мифов, использованный еще Платоном, был усовершенствован перипатетическими и стоическими мифографами и применен Филоном Александрийским к тексту Ветхого Завета.

Аллегорическая экзегеза позволяла рассматривать текст как систему знаков, шифрующих истину, и рассматривать ее при помощи физических, этических, исторических аллегорий.

В связи с историческим развитием патристики от истоков к универсальным теологическим системам зрелого периода нужно говорить о смене философских парадигм. Первоначально влиятельный стоицизм (порой выделяют даже особый «стоический» период патристики уступает с Оригеном на Востоке, Амвросием и Августином на Западе свое место платонизму.

Важнейшие идеи античной философии были суммированы на основе платонизма в наиболее мощной и синтетической системе античности — неоплатонизме. Вот почему самые зрелые и развитые теолого-философские учения патристики больше всего напоминают неоплатоническую систему и охотнее всего обращаются именно к ней как к источнику философских парадигм.

Два наиболее общих метода обращения с этими парадигмами таковы. В христианской теологии Бог столь же непостижим для человеческого ума, как в неоплатонической теологии — запредельное единое.

Поэтому в конечных своих основаниях и христианское, и неоплатоническое философствование имеет отчетливо выраженный апофатический (отрицательный) характер: выясняя прежде всего, чем Бог, не может являться, такое философствование всегда есть попытка описать неописуемое и выразить невыразимое.

Конечное основание бытия принципиально недоступно разуму: к Богу приближает только вера. Здесь коренятся важнейшие проблемы христианского сознания и прежде всего — соотношение разума и веры, разума и авторитета.

Здесь же заключен источник тех трудностей, с которыми сталкивается всякая попытка выразить содержание религиозного сознания я любую теологическую проблематику христианства языком философии.

Однако принципиальная непостижимость Бога не исключает возможности делать предположения о тех проявлениях Его Существа, которые (по идее) могут быть доступны разуму и чувству человека.

Таково основание положительной теологии, в русле которой решаются вопросы христологии, происхождения и познаваемости мира, назначения человека, всего, что составляет содержание космологии, антропологии и этики.

Оба этих метода нельзя совершенно обособить друг от друга; на протяжении всей истории патристики они всегда использовались параллельно (хотя тот или другой мог предпочитаться сообразно уровню и направленности учения).

Общее правило звучит приблизительно так: чем выше, отвлеченнее и изощреннее (в философском плане) учение того или иного отца церкви, тем сильнее тяготеет оно к апофатической теологии.

Перечисленные общие особенности объединяют патристику со схоластикой, которая в большинстве отношений может считаться продолжением патристики. Недаром такой известный знаток средневековой философии, как Э. Жильсон, начинает свое изложение с патристики.

Основные проблемы связаны с хронологическими и регионально-языковыми особенностями формирования патристики.

Хотя римский мир на закате своего существования столь же мало соответствовал абстрактной норме «античности», сколь и будущего «средневековья», патристику не следует квалифицировать как «переходное звено» между античной и средневековой философией, поскольку религиозное ядро с самого начала обеспечило ей высокую степень внутренней цельности, а христианская парадигматика, рожденная в первые века патристики, без существенных изменений более тысячелетия доминировала в философском сознании Европы. Поэтому по большинству параметров патристика генетически связана со схоластикой, которая может рассматриваться как непосредственное продолжение патристики и внутренне стоит к ней неизмеримо ближе, чем к античной философии.

Источник: https://mirznanii.com/a/231704/osobennosti-patristiki

Refy-free
Добавить комментарий