Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры

1. Архитектура Новгорода

Основным строительным материалом Новгородской земли всегда было дерево. Об этом свидетельствуют письменные источники и археологические раскопки. Образцы поздних построек из дерева собраны в музее-заповеднике «Витославлицы», расположенном неподалёку от города, рядом с Юрьевым монастырём.

Здесь представлены жилые и хозяйственные постройки, разнообразные по типу храмы, в которых органично соединены конструктивная логика с красотой оригинальных форм. Из дерева возводились крестьянские дома и княжеские дворцы, крепостные стены, храмы, колокольни. Из дерева была построена и первая христианская церковь города во имя Софии Премудрости Божией (989г.).

Упоминаемое в летописи её завершение тринадцатью главами позволяет предполагать, что это была сложная по группировке объёмов и весьма эффектная в художественном отношении постройка. Начало каменного строительства в Новгороде относится к середине XI века. К этому времени такие южнорусские города, как Киев и Чернигов, уже имели опыт каменного строительства.

Сразу после принятия христианства (988г.) в Киеве была построена церковь во имя Богородицы (989996гг.) и несколько княжеских дворцов. Строителями этих первых зданий были мастера, приглашённые князем Владимиром из Византии. При киевском князе Ярославе Мудром (10191054гг.

) столица Руси была украшена целым рядом каменных сооружений, среди которых следует особо выделить грандиозный Софийский собор (40-е годы XIв.) (Рис.1). В начале 30-х годов XIвека был заложен Спасский собор в соседнем с Киевом Чернигове.

Принятие Русью христианства в его восточном варианте предопределило обращение к совершенстве отработанным в Византии нормам религиозной жизни, высоким образцам искусства и, прежде всего, архитектуры. Тип храма, его конструктивное и стилистическое решение, оформление интерьера и строительная техника на первых порах были вполне византийскими.

В дальнейшем, когда на Руси сформировались собственные кадры зодчих, «византийское наследие» получило своеобразную интерпретацию в соответствии с запросами и художественными вкусами русских заказчиков. В XIIвеке развитие древнерусского зодчества усложняется, формируются региональные направления в архитектуре.

Основной тип храма остаётся неизменным (хотя его размеры и становятся меньше), но в стилистике появляются такие самобытные черты, которые с очевидностью свидетельствуют о том, что древнерусское зодчество вышло на самостоятельный путь развития. Одним из таких оригинальных направлений (школ) с начала XIIвека стала архитектура Новгородской земли.

Тот тип храма, который получил развитие в южнорусских землях в XIвеке, нашёл признание и в Новгороде. Это не значит, что строители новгородских храмов просто копировали киевские образцы. На облике возводимых здесь храмов сказалось своеобразие жизни города, художественные вкусы тех, кто постройку заказывал, и тех мастеров, которые её возводили.

Надо учесть и особенности местного строительного материала, который наряду с плинфой (кирпич) употреблялся в кладке стен, сводов и глав. Это был Болховский известняк порода камня, которым богата новгородская земля. Добыча известняковых плит не требовала больших усилий, камень легко поддавался тёске и в большом количестве употреблялся в кладке стен. Плинфа использовалась в кладке таких ответственных конструкций как арки и своды.

Первая каменная постройка Новгорода Софийский собор (10451050гг.), возведённый вслед за одноименным киевским храмом. После постройки Софийского собора в Новгороде почти 50лет не возводили каменных храмов.

Строительство возобновилось в начале XIIвека, когда князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, в своей загородной резиденции на Городище близ Новгорода закладывает церковь Благовещения (1103г.). Длительный перерыв в каменном строительстве, отсутствие собственных мастеров заставили новгородцев при его возобновлении обратиться к услугам южнорусских строителей.

Вот почему княжеские постройки начала XIIвека так близки по своему внутреннему и внешнему устройству киевским храмам второй половины XI начала XIIвека. Церковь Благовещения известна по археологическим раскопкам, выявлены её нижние части. Это был шестистопный храм с башней у северо-западного угла.

Недавно реставрированный пятиглавый Никольский собор на Ярославовом дворище постройка того же типа и даже по размерам в плане повторяет церковь Благовещения. Когда-то она входила в ансамбль несохранившегося княжеского дворца. Вслед за Никольским храмом строится Рождественский собор Антоньева монастыря (11171119гг.). Его основателем был Антоний Римлянин, первый игумен монастыря.

Как повествует его житие, Антоний был родом из г.Рима, в Новгород, к месту будущего монастыря, он прибыл чудесным образом приплыл на камне. Этот камень можно увидеть у западного входа в храм. В летописи под 1119годом сообщается о закладке Георгиевского собора в Юрьеве монастыре, строившегося по заказу князя Всеволода и игумена Кириака. «А мастер трудился Пётр», добавляет летописец.

Возможно, этот зодчий был автором и других храмов Новгорода этого времени которые близки друг другу по техническим, конструктивным и образным особенностям. Георгиевский собор вырастает перед нами как образ торжествующей победы над тяжестью. Эта вечная тема архитектуры воплощена в постройке мастера Петра с непререкаемой убедительностью в истинно новгородском стиле.

В характере словно от руки прорисованных архитектурных масс, в подчёркнутой асимметрии композиции, в строгой организованности и одновременно непринуждённости целого есть та особая стать, которую можно найти только в новгородской архитектуре. Постройки первой четверти XIIвека продолжают ту линию в архитектуре Новгорода, которая была намечена Софийским собором.

Именно от этого первого каменного храма города исходит как бы импульс, формирующий образные особенности последующих построек Новгорода.

Они отличаются от главного храма размерами, местоположением в городской застройке, техническими, конструктивными, декоративными особенностями, но в каждом из них живёт унаследованный от Софийского собора образ мужественной силы, которая порождена духовной мощью.

После 1136года, когда у новгородцев произошёл конфликт с князем Всеволодом, который был вынужден покинуть город, создаются особенно благоприятные условия для формирования порядков вечевой республики. Новая ситуация возникает и в каменном строительстве.

Вместо князя на первые роли в качестве заказчиков выступают бояре, купцы, объединения жителей того или иного конца (района), той или иной улицы. Активно участвует в каменном строительстве глава новгородской церкви архиепископ.

Конечно, у перечисленных заказчиков были совсем иные, чем у князя, материальные возможности, и потому возведение таких больших храмов, как Софийский или Георгиевский соборы, было невозможно. Строить во второй половине XII начале XIIIвека стали больше, но зато заметно уменьшились размеры зданий, упростилось их внутреннее и внешнее убранство.

Изменилась социальная база каменного строительства, стала другой и архитектура, отражая возможности и вкусы демократических слоев города. Новгородцы научились строить быстро, просто, без всяких конструктивных или декоративных ухищрений. Часто храм возводили за 23летних месяца.

При этом образный лад, художественная выразительность новгородского типа остаётся легко узнаваемой и в этих постройках. Устойчивость, повторяемость особенных черт и позволяют говорить о существовании новгородской архитектурной школы не только в XIIXIII, но и в более позднее время, в XIVXVвеках.

Образцами новгородского строительства второй половины XII начала XIIIвека могут служить хорошо сохранившиеся храмы Ладоги Успенский и Георгиевский (третья четверть XIIвека). Ладога, подобно Пскову и Руссе, находилась на положении пригорода и подчинялась светским и церковным властям главного города земли Новгороду.

Строительство каменных храмов в Ладоге началось в середине XIIвека возведением не сохранившейся до наших дней церкви Климента (1153г.). Построенные вслед за ней храмы Успения Богоматери и Св. Георгия принадлежат к одному типу это совсем небольшие четырехстопные одноглавые храмы.

Построены они по-новгородски: об этом свидетельствуют материал, технические, конструктивные и декоративные особенности. Ладожские храмы этап в развитии новгородской архитектурной школы. В Новгороде малый тип храма получил широкое распространение несколько позже в конце XII начале XIII века. Примерами таких храмов могут служить церкви Благовещения у деревни Аркажи (1179г.), Петра и Павла на Синичьей горе (1192г.), Ильи на Славнее (1202г.) и, в особенности, Спасо-Преображенский храм на Нередице (1198г.). По художественной выразительности этот небольшой храм не уступает грандиозным соборам раннего времени. Причём это чисто новгородская выразительность, достигаемая не декоративными приёмами, а лишь характерными для архитектуры средствами: особым пропорциональным строем основного объёма и барабана, ритмикой спокойных линий, плоскостей стен, лишённых декора, соотношением компактных объёмов. У небольшого нередицкого храма всё та же горделивая осанка, что и у больших построек раннего периода. Весь его облик словно излучает энергию, мужественное достоинство и силу. В 1199году храм был расписан местными мастерами. Образность нередицких фресок была очень близка архитектуре. В них та же повелительная мощь, неукротимое выражение духовной силы. В 1941году немецкая артиллерия безжалостно расстреляла Нередицу. Последней постройкой Новгорода перед нашествием на Русь татаро-монголов стала Рождественская церковь на Перыни. Здесь, на месте языческого могильника, был построен сперва деревянный, а потом, в 2030-е годы XIIIвека, каменный храм. Эта архитектурная миниатюр

Источник: https://www.studsell.com/view/105983/

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества-презентация по мхк

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры

Презентация «Архитектура Владимиро-Суздальского княжества» познакомит с выдающимися памятниками архитектуры, созданными во времена Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Иллюстрации вы увидите, скачав презентацию по ссылке.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого (1125-1157) типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше (1152), складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности виртуозной резьбой по белому камню.

Город Владимира

В 1108 году по воле великого киевского князя Владимира Мономаха на севере Руси был основан город Владимир.

Внук киевского князя Андрей Боголюбский  навсегда поселился в новом городе и развернул там огромное строительство.

Думаю, моему любознательному читателю будет интересно познакомиться с инфографикой, представляющей все белокаменные памятники старинного города Владимира.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой. Андрей возводил церкви, дворцы, боевые укрепления. Главные Золотые ворота, возведённые в 1164 году сохранились до наших дней.

Золотые ворота Владимира

Перед безвестным зодчим стояла задача совместить в одном сооружении две идеи: неприступности крепости и всесильности, могущества князя Андрея Боголюбского. Дубовые створки ворот были покрыты листами золочёной меди. Отсюда и название ворот – Золотые.

Успенский собор

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160). Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложнопрофилированными пилястрами.

Боголюбово

В 60-е годы в загородной княжеской резиденции – Боголюбове – был выстроен великолепный архитектурный ансамбль, включавший собор Рождества Богородицы и соединённый с ним галереей княжеский дворец. До нас дошли лишь лестничная башня и часть перехода между нею и собором.

Храм Покрова на Нерли

При впадении реки Нерль в Клязьму на высоком искусственном холме была построена церковь Покрова (1166). Поразительна утончённость и стройность этого небольшого храма. Это выдающийся памятник не только Владимиро-Суздальского княжества, но и мировой архитектуры.

Церковь Покрова – типичный одноглавый четырёхстолпный храм ХII века. В нём налицо все характерные для владимирского зодчества черты: щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурно-колончатый пояс по фасадам и карнизу апсид.

Три широких центральных прясла трёх фасадов храма украшены фигурой Давида-псалмопевца, с гуслями на коленях, в окружении зверей и птиц, поющего всё многообразие мира, прославляющего «всю тварь земную».

Историки архитектуры полагают, что первоначальный облик храма был более торжественным за счёт опоясывавших его внешних галерей.

Исторические источники связывают возведение церкви Покрова с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб  сын Андрея молодой князь Изяслав. В память об этих событиях и в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.

Так в округе твой очерк точен,

Так ты здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землей рождена.

                         Наум Коржавин

Дмитриевский собор во Владимире

В 1194-97 гг. во Владимире для князя Всеволода Большое Гнездо (1176-1212), прозванного так за многочисленное потомство, был построен новый дворцовый храм – Дмитриевский собор.

Не лёгкостью и изяществом, а эпической силой веет от его внушительно-массивного образа как от былинного богатыря Ильи Муромца. Его высота почти равна ширине.

Особенностью Дмитриевского собора является его резной декор. В его настенных барельефах отразились скульптурные образы языческой Руси вперемежку с восточными мотивами и сюжетами из Библии. Мастера выполнили грандиозную работу, они покрыли резьбой около тысячи камней!

На фасадах Дмитриевского собора встречаются изображения сидящего на троне библейского царя Соломона, фигуры святых. Все они находятся в окружении  зверей, птиц, растений, чудищ, скачущих всадников. По стенам шествуют барсы, волки, грифоны, львы.

Интересно соотношение скульптурных изображений на фасадах:

  • скульптур на религиозные темы – 46;
  • птицы изображены более 250 раз;
  • звери встречаются 243 раза

Но чаще всего встречается царь зверей лев. Здесь 125 разных его портретов!  Стены Дмитриевского собора украшают рельефы львов лежащих и стоящих, львиные маски. Царственный зверь занимает почётное место у ног царя или по бокам от окна и двери.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Поистине лебединой песней домонгольского зодчества является Георгиевский собор в Юрьеве Польском (1230-34). Торжественностью облика этот храм ступенчато-столпообразной формы, украшенный рельефной резьбой, покрывавшей сплошь все стены, превосходил многие постройки Киева, Смоленска и Владимирской земли.

Эпилог

В ХIII веке татары разгромили враждующие между собой русские княжества. Успенский собор был разграблен. Город Владимир сожжён. Золотые ворота тоже пострадали во время татарского нашествия. От Боголюбского дворца, в котором жил и погиб Андрей, осталась лишь башня.

Одна только белокаменная церковь Покрова сохранилась такой, какой была построена на другой год после победы Андрея Боголюбского над Волжской Булгарией.

Архитектуре Владимиро-Суздальского княжества я посвятила один из маршрутов своего веб-квеста «Древнерусское зодчество«. Будет время и желание, загляните!

На моём сайте есть ещё несколько богато иллюстрированных презентаций, посвящённых древнерусскому искусству:

Удачи!

Источник: https://jauchitel.ru/arxitektura-vladimiro-suzdalskogo-knyazhestva-prezentaciya-po-mhk/

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры

Успенский собор во Владимире

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль.

Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными.

В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Рельефная скульптура

Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Рельефная скульптура

Храм Покрова-на-Нерли

Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества — церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу , церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее : златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой — самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть — все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность. Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро — Суздальского княжества.

Храм Покрова-на-Нерли

Храм Покрова — на — Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

( И. Кобзев )

Успенский собор

В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189 г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.

Дмитриевский собор

В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники — святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.

Георгиевский собор

В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены. Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров. Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифоны.

Источник: http://cvetamira.ru/category/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo

Владимиро-Суздальская архитектура

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры

Определение 1

Владимиро-Суздальское княжество – это древнерусское княжество, просуществовавшее с 1113 по 1263 год.

В разные периоды, в зависимости от меняющихся политических и культурных центров, Владимиро-Суздальское княжество именовалось по-разному. Первоначально Ростовское, бывшее одним из уделов в составе Древнерусского государства, позднее – Ростово-Суздальское княжество. Столицами княжества в разные периоды были такие города, как:

  • Ростов;
  • Суздаль;
  • Владимир-на-Клязьме.

Владимиро-Суздальское княжество было опустошено монголо-татарами в 1238 году, после чего распалось на несколько обособленных княжеств, враждующих друг с другом за сохраняющийся владимирский престол. В этой борьбе победили московские князья, которые еще долгое время сохраняли в титулах упоминание владимирского престола под московским.

Особенности архитектуры

Внутри Владимиро-Суздальского княжества в XII веке складывается весьма самобытная архитектурная школа. Князья здесь стремятся к расширить границы своих владений и объединить разрозненные княжества вокруг своего престола. Притязания на господство подкрепляла религиозная архитектура владимиро-суздальских храмов – монументальная и величественная.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Золотые ворота. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

При возведении зданий мастера использовали обработанные блоки белого камня. Данный строительный материал впоследствии стал традиционным для зодчества владимиро-суздальской архитектурной школы.

Чаще всего стены храмов состояли из двух тонких стенок, которые были тщательно выложены из плотно подогнанных каменных блоков. Пространство между стенками заполнялось каменным ломом и валунами с известковым раствором. Нередко для прочности в конструкцию стен добавляли дубовые балки.

К середине XII века во владимиро-суздальской архитектуре появляется излюбленный прием, который впоследствии стал применяться во всей религиозной архитектуре княжества: поверх вертикальных лопаток на середине высоты стеновых конструкций стали располагать горизонтальный уступ. Таким образом конструкция храма делилась на два вертикальных яруса. Оконные проемы располагались только в верхней части здания и были очень невелики по размерам.

Религиозная архитектура

Владимиро-Суздальское княжество было крупнейшим центром зодчества Древней Руси. Здесь во второй половине XII века было возведено несколько уникальных храмовых построек, сделанных из высокопрочного белого камня (известняка).

Рисунок 2. Успенский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

После того, как в 1093 году Владимир Мономах стал правителем Ростово-Суздальских земель, в условиях вышеупомянутых княжеских междоусобиц внутри государства распространилась политика массового оборонительного строительства.

В 1108 году под его руководством завершается строительство нового княжеского города, который получил название Владимир. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157 – 1174) и Всеволода III (1175 – 1212).

В эти периоды были построены храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению новой столицы княжества.

Город Владимир становится столицей русских земель, поэтому здесь и развернулось столь масштабное строительство. Возникает необходимость в создании уникального архитектурного ансамбля, способного затмить старую столицу – Киев.

Город, расположенный на высоком берегу реки Клязьмы имел три обнесенные стенами части. Были возведены рубленые въездные башни, среди которых доминирующую роль играли сохранившиеся до наших дней Золотые ворота, построенные в 1164 году.

В архитектуре этих объектов сочетались как оборонительные функции, так и идея торжественного въезда в город.

На фоне стен и башен внутри города доминировали храмовые ансамбли (прежде всего пятикупольный ансамбль Успенского собора).

Обширный комплекс сооружений включал в себя различные по характеру здания и сооружения, которые проектировались в органической связи с природным ландшафтом и окружающей средой.

Владимирские резчики обладали сложной техникой обработки каменных изделий и умело применяли навыки резьбы по дереву.

Самым крупным сооружением Владимира является Успенский собор, который превосходил по высоте Софию Киевскую. Известно, что князь Андрей выделил на строительство этого собора десятую часть своих доходов. Строительство религиозного сооружения было начато в 1158 году, затем, после пожара здание было перестроено.

Изначально Успенский собор представлял собой трехнефный храм, окруженный галереями. Во времена правления князя Владимира здание было расширено более чем в два раза (до пятикупольного собора).

Вокруг старого храма были построены новые стены, которые увенчивались четырьмя главами и расчленяли главный фасад на пять частей. Реконструированный собор получил необычайно гармоничное и величественное белокаменное оформление.

Фасады собора имели отдельные вертикальные поля, которые разграничивались тонкими полуколоннами. В средней части здания проходила широкая лента – колончатый пояс, который состоял из небольших колонок, завершенных закомарами. Главы собора украшены шлемовидными покрытиями.

Известно, что первоначально медная крыша собора была позолоченной. Внутри собор был расписан фресками и содержал богатую утварь.

Еще одно ценнейшее произведение искусства Владимиро-Суздальской архитектуры – Дмитриевский собор, построенный в 1197 году, служивший придворным храмом.

Сооружение было построено во времена правления князя Всеволода, когда Суздальское княжество стало господствовать над остальными русскими землями.

В летописях того времени указано, что к этому времени для строительства уже не искали «мастеров от немец». Здание было возведено недалеко от Успенского собора на краю клязьменских склонов.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/vladimiro-suzdalskaya_arhitektura/

Refy-free
Добавить комментарий