Особенности культуры народов Поволжья

Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей | Политический Дозор

Особенности культуры народов Поволжья

  • 1 Русские
  • 2  Татары
  • 3  Чуваши
  • 4 Мордва

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.

Русские

Среди всех народов, обитавших на территории Поволжья, наибольшая доля приходится на русских.  Русские женщины носили наряд, который состоял из холстовой рубашки, именуемой «рукавами», и сарафаном.

Для бедных семей привычным костюмом служили сарафаны, для изготовления которых применяли крашеный холст. На торжества надевали сарафаны, сшитые на основе китайки.

Возможности богатых семей позволяли им носить сарафаны, для создания которых использовали шелк, плис и бархат.

Несмотря на то, что среди руских основной верой было христианство, обычаи и традиции народов поволжья имели языческие корни. С завидным постоянством они праздновали такие торжества, как святки, масленица, семик-Троица.

 Татары

Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Если рассматривать этнический состав этих жителей Поволжья, то в этом плане они отличаются разнообразием. Среди них выделяют древние тюркские, булгарские, кипчакские и прочие тюркоязычные племена, а помимо этого отдельные финно-угорские и славянские.

Пусть татары непохожи друг на друга диалектом и в территориальном отношении, все же они представляют собой единую нацию, которой присущ общий литературный язык, культура, включающая в себя фольклор, музыку, религию, традиции народов поволжья.

Население Ульяновска представлено по большей части татарами, исповедующими ислам. И сегодня жители города не отклоняются от традиций ислама, предпринимая попытки по его развитию.

Данные шаги затрагивают различные стороны жизни, в том числе воспитание детей, почтение к старшим, участие в красочных национальных праздниках.

В то же время в основе их мировоззрения немаловажная роль отводится почтительному отношению к иным религиям и культурам.

 Чуваши

Чуваши входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи. В основе названия данного народа лежит булгарское племя сувар, суваз. Именно булгары и сувазы, а вместе с ними и финно-угорские племена марийцев и способствовали возникновению чувашского этноса.

Долгое время чуваши Ульяновского Поволжья оставались язычниками, однако все изменилось, когда они присоединились к Русскому государству. Их языческая вера предусматривала систему, где присутствовало большое количество богов, во главе которых стоял Тор.

Среди богов были и добрые, и злые. И определенному роду занятий людей соответствовал тот или иной бог, демонстрировавший свое покровительство.

В существовавшем религиозном культе прослеживалась тесная связь с циклом земледельческих работ, относившая к культу предков.

В 18-19 вв. многие представители чувашского народа приняли христианство. Это привело к утрате языческой веры в чистом виде. Однако по-прежнему присутствовало двоеверие. Когда наступала пора для таких важных событий, как крестины и венчание, то их проводили в церкви. При этом среди данного народа встречались наряду с языческими древними и христианские имена.

Мордва

Под мордовскими племенами подразумевались коренные жители, местом обитания которых выступало междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Данная народность включает в себя 2 главные группы:

Первая обитала на левобережье р. Суры. Что касается второй, то ее местом проживания служил бассейн р. Мокши. В Ульяновской области основную часть жителей составляют мордва-эрзя.

Обычно женщины данного народа носили рубаху из белого холста, которая имела яркую вышивку, где в основном использовались красные, черные, синие тона, имевшие вкрапления желтого и зеленого. Свои отличия имели праздничные традиционные костюмы народов поволжья, марийский, как мордвинский наряд, играли роль важного атрибута.

Эрзянки имели в наличии и обрядовую рубаху, которую очень часто украшала вышивка. Девушки облачались в нее в двух случаях: когда достигали совершеннолетия и выходили замуж.

В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарём. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). В современный период также продолжают чтить данную традицию: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.

Встреча любого подобного праздника неизменно предусматривала целенаправленное моление, которое дополняло исполнение определенного комплекса магических обрядов. Причем наряду с общественными проводили и семейные моленья. В данном случае уже внимание уделялось интересам конкретной семьи.

Источник: http://politdozor.ru/objychai-i-traditsii-narodov-povolzhjya-otlichiteljnjye-chertjy-mestjyh-zhiteley.html

Особенности культуры народов Поволжья

Особенности культуры народов Поволжья
                         

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I.  ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ 5

§1.1 Природа и национальный характер. 5

§2.1 Народный календарь: праздники, обряды игры. 7

§3.1 Былины, песни и сказки народов Поволжья. 18

ГЛАВА II. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ 23

§1.2 Воспитание в чувашских семьях. 23

§2.2 Обряды и традиции воспитания у татар. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34            

       Поволжский район включает в себя Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области и республики — Татарстан и Хальмг-Тантч (Калмыкия). Поволжье занимает первое место в России по выпуску автомобилей, второе — по добыче нефти.

       Культура поволжского народа является частью его истории.

Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействовали на становление и развитие хозяйства района, политической и духовной жизни общества.

В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

       Представители Поволжского района достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам.

       Изучение темы курсовой работы позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес к культурным наследиям,

       Цель работы: изучить и выявить особенности культуры народов Поволжья.

       Задачей является прослеживание особенностей культуры народов Поволжья и ее благотворного влияния на общество.

       Предмет: культура народов Поволжья, ее история и современный уровень развития.

       Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.

       При написании курсовой работы были использованы различные источники и литература, что нашло отражение в библиографическом списке.                     

§1.1 Природа и национальный характер.

       «Несомненно то, что человек поминутно и попеременно приспособляется к окружающей его природе, к ее силам и способам действия, то его приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой, и с природой вырабатывает он свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия и чувства, и стремления. И чем более природа дает возбуждения и пищи этим способностям человека, чем шире раскрывает она его внутренние силы, на историю окружаемого ею населения.

       Законами жизни физической природе отведена своя сфера влияния в исторической судьбе человечества.

       Лес, степь, река — три природные стихии, определившие характер и мироощущение русского человека. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека».1

       Впечатления, воспринимаемые от внешней природы, отражаются на внешнем виде жилищ, здесь меньше субъективного и больше исторически уловимого.

       «Крестьянские поселки по Средней Волге доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественников с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче — завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная переселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары — обстоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежительное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житейской обстановке».

           По мнению С.М.Соловьева, «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа его племени, к которому он принадлежит, ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

           С.М.Соловьев указывал, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России — мачехой. Горы разделили Европу на замкнутые части как бы естественными границами, дали возможность строить прочные городские укрепления и замки и тем самым ограничивали внешние вторжения. Русь представляла собой огромную равнину, без естественных границ, открытую нашествиям.

            Однообразие природных форм «ведет население к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев, верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности указывают на одинаковые средства к их удовлетворению».

            Бедность и однообразие природных условий не обеспечивали прочной оседлости населения, вели к его высокой подвижности.

            Анализ данной концепции позволяет объяснить характерные особенности Поволжья:

            — многонациональность;

            — веротерпимость.

            Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный.

            «Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет его деятельность, как телесную, так и умственную. Пробужденный раз вспышкой страсти, он может показать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительным.

            Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит его всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народ с таким характером способен подчинить себе более слабые народы. С другой стороны, роскошная, щедрая природа, приятный климат развивают в народе чувство красоты, стремление к искусствам, поэзии, живописи. В народе, в котором развито чувство красоты, господствует стремление к увеселениям, — в таком народе женщина не может быть исключена из сообщества мужчин.

            Но среди природы, относительно небогатой, однообразной и потому невеселой, в климате, относительно суровом, среди народа,.

постоянно занятого, практического, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным к более полезному, чем к приятному; стремление к искусствам, к украшению жизни слабее, а все это вместе, без других постоянных влияний, действует на исключение женщины из общества мужчин, что разумеется, в свою очередь приводит к еще большей суровости нравов»2.

§2.1 Народный календарь: праздники, обряды игры.

       Изучая проблему календаря многие ученые приходят к выводу, что большинство календарных событий (сроки языческих молений, празднества) связываются с солнечными фазами.

       Уже во II-I тысячелетии до н.э. у славян и их соседей улавливается деление года на четыре солнечные фазы, а также деление солнечного года на 12 месяцев. Для трех солнечных фаз существует большой археологический и фольклорный материал:

             — обязательное сожжение на каждом очаге большого чурбана (символ света и тепла) во время зимних святок;

             — общественный костер в дни весеннего равноденствия (древняя масленица);

             — общественный костер в день летнего солнцестояния (Купала), когда у всех славян особенно выступает символ солнца — горящее колесо;

             — осенняя стадия общественными кострами не отмечена (Ильин день).

        Ко времени осеннего равноденствия древний славянин уже получил все, что ему удалось вымолить у богов, совершал благодарственное моление в честь Рода и рожаниц (8 сентября) и, празднуя урожай, костры в осеннюю фазу не возжигали.

       Некоторые предметы домашней утвари выполняли роль календаря (сосуды-календари), и по ним можно изучать сущность славянского календаря.

       Тогдашние люди делили год на активную и пассивную части. Активной следует считать весну и лето — с марта по июнь, пассивной — осень и зиму — с августа по февраль.

Языческий народный календарь сочетал в себе солнечные фазы и хозяйственные приметы.

На нем апрель, месяц пахоты, обозначен изображением рала (прототип плуга); август — колосьев, сентябрь и декабрь — охотничьих ловушек; октябрь — частокол палочек (окончание пастьбы скота и переход на стойловое содержание).

       Если славяне поклонялись явлениям природы, то легко догадаться, при каких случаях, в какое время года они будут отмечать свои религиозные праздники.

       Так, в конце декабря, когда солнце начинает брать силу, дни начинают прибывать, праздновался праздник Коляды (совпадающий сейчас с праздником рождества Христова). Обряд состоит в хождении славить божество и собирать подаяние (во времена языческих приношений собирались для общей жертвы).

       Второй праздник торжествовался в начале весны, но так как это время совпадает с великим постом, то по принятии христианства празднование перенесено на конец рождественского мясоеда и отчасти на Светлое воскресенье. Следовательно, Масленица есть языческий весенний праздник.

На отношение Масленицы к солнцу говорит то, что во время праздника поют также коляду, что указывает на отношение к зимнему празднику солнца.

Встреча весны и проводы зимы празднуются у всех славянских народов почти с одинаковыми обрядами: заклинания весны с различными приветами и сжигание чучела зимы.

       Третий праздник имеет место 23 июня и известен под именем Ивана Купалы, потому что происходит на Иванов день.

Вполне возможно, что общеславянский праздник Ивана Купалы связан этимологически не с глаголом «купаться» (так как главным действием являлись игры у ночного костра), а с корнем «куп», образующим ряд слов, обозначающих соединение людей: «вкупе», «купно», «совокупно».

Так праздник Купалы может рассматриваться в одном ряду с «толпой», «событием» как слово, обозначающее языческое схожбище людей, но приуроченное только к одному календарному сроку — к ночи с 23 на 24 июня.

       Этот праздник есть общий во всем славянском мире. Данный праздник относится к трем стихийным божествам — обоим Сворожичам, солнцу и огню, и воде:

             — существовало верование, что солнце дающее силу растениям, особенно дает ее во время своего наибольшего стояния на небосклоне. Отсюда идет обычай собирать травы в это время;

             — существовало верование, что солнце оказывает влияние и на воду; отсюда вера в целительность купания (ночного) во время летнего солнцестояния, чтобы встретить в чистоте восходящее светило;

             — зажигание костров было необходимо для всякого ночного собрания, ночных игр; прыганье через костер имело значение очищения.

       И в летний праздник повторяется обряд истребления чучела, символа холода и смерти. Солнце, дающее жизнь и рост всему живому на земле, прославляется и в это время. У некоторых народов (в том числе и у народов Поволжья) Купало называется Ярилою.

Ярилин день в народном календаре почти начисто вытеснен христианскими праздниками. Однако есть данные, позволяющие определить Ярилин день в «числе». В Нижегородской губернии день Ярилы праздновали независимо от пасхального подвижного календаря всегда в одно и то же время — 4 июня.

Но в основном празднество Купалы было соединено с праздником Ярилы (что и наблюдается в знаменитой сказке о Снегурочке).

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D1%8F/2355_75406_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Культура народов поволжья — Школьная История

Особенности культуры народов Поволжья

03.06.2019

«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году  объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике  Татарстан.

Культура – это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры.

Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.

ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Культура народов Татарстана

Культура народов Поволжья

Обычаи и традиции народов Поволжья

Традиционная кухняТрадиционный национальный костюм. Национальный орнамент.

Национальная вышивка

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Фольклор.

Пословицы и поговорки. Предания и сказки

Литература народов Поволжья

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские  
  • удмурты
  • чуваши

Национальная музыка. Национальные танцы

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Праздники народов ПоволжьяГосударственная символика народов Поволжья

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Методические материалы. Сценарии мероприятий. Стихи о народах Поволжья и их крае

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Информационные источники

Источник:

Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей | Политический Дозор

  • 1 Русские
  • 2  Татары
  • 3  Чуваши
  • 4 Мордва

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.

Культура народов Поволжья

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом.

Мы живём в многонациональном государстве, где утверждается равенство всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к культурным особенностям каждой национальности.

Этому способствуют такие факторы, как единая природная среда, экологические ценности, историческое прошлое, общее экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, межнациональном контакте, способствует преодолению языковых барьеров и ситуации диалога разных культур.

С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый.

Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д.

Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.

Тема Кол-во часовВведение. Край, в котором мы живём. Территория Ульяновской области и Поволжья. 2Культурные особенности Ульяновской области. 2Народы Поволжья. Возникновение народностей. 2Многонациональность жителей Ульяновской области. 2Численность и состав населения Ульяновской области. 2Исторические этапы формирования татарского народа.

 2Происхождение и расселение мордовского народа. 2Происхождение, расселение и становление чувашского народа. 2Религиозные представления и верования народов. 2Язычество. Христианство. Ислам. 2Причина обращения людей к высшим небесным силам. 2Формирование духовной культуры в приобщении к высшим идеалам нравственности и морали. 2Язычество в древней Руси.

 2Русь и христианский мир. История христианства в России. 2Мудрые истоки народной педагогики. 2Семейное воспитание в татарских семьях. 2Общие и отличительные черты воспитания детей у разных народов. 2Семейное воспитание в чувашских семьях. 2Разнообразие форм положительного воздействия на ребёнка в семье. 2Семейное воспитание в мордовских семьях.

 2Выдающиеся представители литературы татарского народа. 4Представители чувашского народа. 4Представители мордовского народа.

 4Вклад представителей народов Поволжья в развитии науки и культуры 2Представители письменности и литературы татарского народа 2Представители письменности и литературы чувашского народа 2Представители письменности и литературы мордовского народа 2Сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения 2Творчество и идейно-тематическое своеобразие наиболее известных писателей XX в. 2Театральное искусство. Театры Ульяновска, Татарстана, Чувашии и Мордовии. 2Известные артисты – представители народов Поволжья 2Музыкальная культура татарского народа 2Музыкальная культура чувашского народа 2Музыкальная культура мордовского народа 2Танцы народов Поволжья 2Современная музыка народов Поволжья 2Народная музыка татар, чуваш и мордвы, особенности интонаций, общее и различие. 2Творчество композиторов народов Поволжья. 2Национальные игры народов Поволжья 2Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов Поволжья 2Игровой фольклор народов Поволжья 2Богатство и разнообразие национальных игр 2Роль праздников в жизни народа 2Особенности чувашских народных игр 2Особенности татарских народных игр 2Народные праздники. Сабантуй. 2Особенности мордовских народных игр 2Национальный костюм народов Поволжья 2Вышивка и орнамент на различных изделиях у народов Поволжья 2Различия и сходства элементов национального костюма и орнамента у народов Поволжья 2Традиционная одежда и обувь народов Поволжья. Типы и виды одежды. 2Национальный татарский костюм и его особенности 2Использование вышивки и аппликации для украшения национального костюма 2Национальный чувашский костюм и его особенности 2Национальный мордовский костюм и его особенности 2Головные украшения и уборы, разделение одежды по возрасту и социальному положению у народов Поволжья 2Рисование орнаментов вышивок и различных видов украшений нас одежде народов Поволжья 2Сбор материала по видам и типам одежды народов Поволжья 2Важнейшие виды продуктов питания. 2Отдельные рецепты блюд татарской, чувашской и мордовской кухни. 2Праздничный стол народов Поволжья 2Многовековая история татарской кухни. 2История чувашской и мордовской кухни.2Характерные традиционные блюда народов Поволжья 2История основания и развития столицы Татарстана. Главные достопримечательности города Казань.2История основания и развития столицы Чувашии. Главные достопримечательности города Чебоксары.2История основания и развития столицы Мордовии. Главные достопримечательности города Саранск.2Подготовка проектов: рефератов и докладов по изученным темам.2Защита проектов 2

Итого: 144 часа

Воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию.

Изучение культуры своего народа и народов, окружающих каждого из нас, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей культуры всех народов.

– практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.);

– исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, мини-рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.);

– краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке);

– заочное путешествие по городам-столицам соседних регионов;

– беседа о гербе, флаге, гимне республик.

Кабинет, столы, стулья,учебные пособия.

Источник:

Урок географии в 9 классе «Культура народов Поволжья»

Тема: Культура народов Поволжья

Цель: углублять знания и представления детей о Саратовском многонациональном крае; расширять нравственные представления детей о культуре народов Поволжья; воспитывать у детей чувства любви и уважения к народам разных национальностей, их обычаям и традициям

Оборудование: предметы быта народов Поволжья, атрибуты.

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация к учебной деятельности.

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Источник: https://dmitrschool04.ru/drugoe/kultura-narodov-povolzhya.html

Refy-free
Добавить комментарий