Особенности философии Фомы Аквинского

Содержание
  1. Реферат: Особенности философии Фомы Аквинского
  2. 2.1. Проблема соотношения философии и теологии
  3. 2.2. Проблема существования Творца
  4. 2.3. Проблема бытия
  5. Фома Аквинский: биография мыслителя, идеи философии, доказательства бытия Бога
  6. Детство Фомы
  7. Происхождение и рождение
  8. Семья
  9. Юношеские годы и молодость
  10. Получение образования
  11. Монашеский постриг
  12. Преподавание в Риме
  13. Зрелый возраст
  14. Окончание педагогической деятельности
  15. Последние годы жизни
  16. Историко-философские истоки
  17. Что оказало влияние на формирование мировоззрения ученого
  18. Идеи философии Фомы Аквинского
  19. Связь с философией
  20. О бытии
  21. О материи и форме
  22. О человеке и его душе
  23. О познании
  24. Об этике
  25. О политике и праве
  26. Доказательства бытия Бога
  27. Через движение
  28. Через необходимость
  29. Через производящую причину
  30. Через целевую причину
  31. От степеней бытия
  32. Рецепция томизма
  33. Труды
  34. Сумма теологии (1265-73)
  35. Сумма философии («Сумма против язычников», 1261-63)
  36. О правлении государей (1267)
  37. О единстве разума против аверроистов (1270)
  38. Особенности философии Фомы Аквинского
  39. ВВЕДЕНИЕ
  40. 1. Основные факты биографии
  41. 2.1.Проблема соотношения философии итеологии
  42. 2.2.Проблема существования Творца
  43. 2.3.Проблема бытия
  44. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  45. Библиографический список
  46. Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно
  47. Биографические факты
  48. Основы философского учения
  49. Виды бытия
  50. Сочетание формы и материи
  51. Представления о душе
  52. Виды познания
  53. Этика
  54. Политические взгляды
  55. Движение
  56. Производящая причина
  57. Необходимость
  58. Степени бытия
  59. Особенности философии Фомы Аквинского (стр. 1 из 2)
  60. 2.1. Проблема соотношения философии и теологии
  61. 2.2. Проблема существования Творца

Реферат: Особенности философии Фомы Аквинского

Особенности философии Фомы Аквинского

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Основные факты биографии.. 5

2. Философские воззрения Фомы Аквинского.. 6

2.1. Проблема соотношения философии и теологии. 6

2.2. Проблема существования Творца. 8

2.3. Проблема бытия. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 13

ВВЕДЕНИЕ

Призыв к духовному преображению, милосердию возрождался в человеческой истории неоднократно, причем в самые тяже­лые времена. Так было на закате античности, так было на ис­ходе XIX столетия, в такой же ситуации человечество перешло в XXI век. Современная цивилизация в поисках спасения, как это ни покажется странным на первый взгляд, обращает взор и к эпохе Средневековья.

Данный интерес станет поня­тен, как только мы вспомним, что именно эта эпоха исходила из идеи о параллельном нарастании двух противоположных сил — добра и зла, именно она требовала от человека актив­ного участия в борьбе этих сил.

Но Средневековье само по себе противоречиво: религиозный фанатизм и отрицание цен­ностей земной жизни сосуществовали с духом свободы, люб­ви, терпимости, уважения к личности.

Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.); 2) ана­лиз возможностей слова — важнейшая проблема, связанная с христианской иде­ей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII-X вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.).

В каждом их этих периодов обычно различают «рационалистиче­скую» и «мистическую» линии. Однако стоит подчеркнуть, «то мысль «рацио­налиста» была направлена на постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чу­дом нацеленность им мыслящего существа назвать нельзя), а мысль «мистика» обретает логическую форму.

В средневековой философии огром­ным влияниям пользовалась схоластика (от лат. schola, или школа). И перевести этот термин можно как «школьная философия», то есть философия, которая была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения.

Схоластика сформировалась в период абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах общественной жизни Западной Европы. Когда, по вы­ражению Ф.

Энгельса, «догматы церкви стали одновременно и поли­тическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».

Схоластика является наследницей, которая продолжает тра­диции христианской апологетики и Августина.

Ее представители стремились создать стройную систему христианского мировоззре­ния, где была построена иерархия сфер бытия, на вершине которой располагалась церковь.

Выигрывая у раннехристианских мыслите­лей в широте охвата проблематики, создании грандиозных систем, схоластики существенно проигрывали им в оригинальности реше­ния проблем, творческом подходе.

Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225 — 1274).

Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году.

В результате этого философия св. Фомы не только представляет исторический интерес, но и поныне является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля, на самом деле большей силой, чем два последних учения.

Основная цель данной работы — раскрыть особенности философии Фомы Аквинского.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-Рассмотреть основные факты биографии Фомы Аквинского;

-Разобрать философские воззрения Фомы Аквинского .

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Основные факты биографии

Томазо (Фома Аквинский) родился в семье графа на юге Италии близ местечка Аквино (отсюда — «Аквинский», Tommaso d'Aquino — «Фома Аквинат»). С пяти лет обучался в монастыре бенедиктинцев, а с 1239 г. — в Неаполитанском университете.

В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и продолжил учебу в Парижском университете. После пребывания в Кёльне, где помогал налаживать преподавание теологии — вновь в Парижском университете; здесь становится магистром теологии. Читал лекции по теологии, профессор.

В 1259 г. отозван папой в Рим, преподавал в разных городах Италии. Вернулся в Парижский университет. Занимался научной деятельностью. Вел борьбу с противниками ортодоксальной доктрины. По прямому заданию папской курии написал ряд трудов.

Одной из его задач было изучение Аристотеля с целью приспособления его взглядов к правоверному католицизму (с сочинениями Аристотеля он познакомился, будучи в крестовом походе на Востоке); такое поручение — работу над наследием Аристотелем — он получил ещё в 1259 г. Фома Аквинский завершает (в 1273 г.) свой грандиозный труд «Сумма теологии» («суммой» тогда называли итоговые энциклопедические сочинения). С 1272 г. возвращается в Италию, преподавал теологию в Неаполитанском университете. Умер в 1274 году.

Причислен к лику святых в 1323 г., позднее признан одним из «учителей церкви» (1567 г.).

Наследие этого мыслителя весьма обширно. Помимо отмеченного сочинения, Фома Аквинский написал множество других, и среди них — «О существовании и сущности», «О единстве разума против аверроистов», «Сумма истины католической веры против язычников» и др. Он провел большую работу по комментированию текстов Библии, трудов Аристотеля, Боэция, Прокла и других философов [1, с. 84].

2. Философские воззрения Фомы Аквинского

2.1. Проблема соотношения философии и теологии

Среди проблем, которые привлекли внимание Фомы Аквинского, была проблема соотношения философии и теологии.

Исходным принципом в его учении является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения».

В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровени­ем и правильно действующим разумом, между теологией и фило­софией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональ­ному доказательству.

Философия находится в услужении у бого­словия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости.

Религиоз­ная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со сторо­ны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном от­ношении любовь к Богу важнее познания Бога [4 , с. 92].

Фома Аквинский считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются, обе они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу.

Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия (а сюда относились тогда и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология — на веру.

Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию. Например, догмат о существовании сверхприродного Бога в качестве единого существа и одновременно в трех лицах.

Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Вера не иррациональна, не противоразумна. Она трансрациональна, сверхразумна. Разуму просто недоступно то, на что способна вера.

Между разумом и верой, между философией и теологией могут быть противоречия, но во всех таких случаях следует отдавать предпочтение теологии и вере.

«Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение.

Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела.

И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания» [1, с. 85].

Таким образом Фома Аквинский признает земную изменчивость и движение в ка­честве неустранимого признака универсума. Пути получе­ния истины — через откровение, разум или интуиции — далеко не равнозначны.

Философия опирается на разум человека и продуцирует истины разума; теология, исходя из разума божественного, получает непосредственно от него истины откровения. Противоречия возникают от того, что истины откровения недоступны пониманию разума че­ловеческого, ибо они сверхразумны.

Таким образом, он решительно отвергает попытки науки и разума критико­вать истины откровения [3, с. 22].

2.2. Проблема существования Творца

Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, — это проблема существования Творца мира и человека. С точки зрения Фомы Аквинского бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно. Философия и теология разрабатывают совместно свои доказательства существования Бога.

Существование Бога доказывается Фомой Аквинским, как и у Аристотеля, аргументом неподвижного двигателя. Вещи делятся на две группы — одни только движимы, другие движут и вместе с тем движимы. Все, что движимо, приводится чем-то в движение, и, поскольку бесконечный регресс невозможен, в какой-то точке мы должны прийти к чему-то, что движет, не будучи само движимо.

Этот неподвижный двигатель и есть Бог. Можно было бы возразить, что это доказательство предполагает признание вечности движения, — принцип, отвергаемый католиками.

Но такое возражение было бы ошибочно: доказательство имеет силу, когда исходят из гипотезы вечности движения, но становится лишь еще более веским, когда исходят из противоположной гипотезы, предполагающей признание начала и потому — первопричины.

Аквинат выдвигает пять доводов (или «способов», «путей») в подтверждение положения о существовании Бога.

Первый довод можно назвать «кинетическим». Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное. Так как ничто не может быть одновременно само по себе и движущим и движимым без постороннего вмешательства, то приходится признать, что существует Перводвигатель, т. е. Бог.

Второй довод — «каузально-финитный». Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, что породило это нечто, т.е. все имеет свою причину. Но и эти причины имеют свою причину. Должна быть главная причина — Первопричина, а это и есть Бог.

Третий довод исходит из понятий возможности и необходимости. Для конкретных вещей возможно и необходимо небытие. Но если для всего возможно небытие, тогда небытие уже было бы. На самом деле есть именно бытие, и оно необходимо- Высшая необходимость — Бог.

Четвертый довод основывается на наблюдении различных степеней, имеющихся в вещах — более (или менее) совершенных, более (или менее) благородных и т.п. Должна быть высшая степень, или сущность, выступающая для всех сущностей причиной всяческого совершенства, блага и т.п. Этим мерилом всех степеней, или эталоном, и является Бог.

Пятый довод (его можно назвать «телеологическим») связан с целью, целесообразностью. Множество тел природы наделены целью. «Они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.

Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу.

Следовательно, — заключает Фома Аквинский, — есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом» [1, с. 87].

Доказав существование Бога, можно теперь высказать о нем много определений, но все они в известном смысле будут негативными: природа Бога становится известной нам через отрицательные определения. Бог вечен, ибо он недвижим; он нетленен, ибо в нем нет никакой пассивной потенциальности.

Давид Динант (материалист-пантеист начала XIII столетия) «бредил», будто Бог есть то же самое, что и первичная материя; это чушь, ибо первичная материя есть чистая пассивность, Бог же — чистая активность.

В Боге нет никакой сложности, и поэтому он не является телом, так как тела слагаются из частей.

Бог — это своя собственная сущность, ибо иначе он был бы не простым, а слагался бы из сущности и существования. В Боге сущность и существование тождественны друг другу. В Боге нет никаких акциденций.

Он не может быть специфицирован никакими субстанциальными различиями; он находится вне всякого рода; его нельзя определить. Однако Бог заключает в себе совершенство всякого рода. Вещи в некоторых отношениях подобны Богу, в других — нет.

Более подходяще говорить, что вещи подобны Богу, чем что Бог подобен вещам.

Бог является благом и своим собственным благом; он — благо всякого блага. Он — интеллектуальный, и его акт интеллекта — его сущность. Он познает при помощи своей сущности и познает Себя совершенным образом.

Хотя в божественном интеллекте нет никакой сложности, тем не менее ему дано познание многих вещей. В этом можно усмотреть трудность, но надо учитывать, что познаваемые им вещи не имеют в нем отдельного бытия. Не существуют они и per se, как полагал Платон, ибо формы естественных вещей не могут существовать или быть познаны отдельно от материи.

Тем не менее Богу должно быть доступно познание вещей до сотворения мира. Разрешается эта трудность следующим образом: «Понятие божественного интеллекта, как Он познает Самого Себя, которое есть Его Слово, это — не только подобие Самого познанного Бога, но и всех вещей, подобием которых служит божественная сущность.

Посему Богу дано познание многих вещей; оно дано одному интеллигибельному виду, который является божественной сущностью, и одному познанному понятию, которое является божественным Словом». Каждая форма, поскольку она есть нечто положительное, представляет собой совершенство.

Божественный интеллект включает в его сущность то, что свойственно каждой вещи, познавая там, где оно подобно ему и где отлично от него; например, сущность растения составляет жизнь, а не знание, сущность же животного — знание, а не разум.

Таким образом, растение подобно Богу тем, что оно живет, но отлично от него тем, что лишено знания; животное подобно Богу тем, что оно обладает знанием, но отлично от него тем, что лишено разума. И всегда отличие творения от Бога носит негативный характер [2, с. 14].

2.3. Проблема бытия

В онтологии Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая ее, как, впрочем, и многие другие трактовки проблем Аристотелем, к задачам обоснования догматов христианской религии.

Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесные формы — ангелы. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог; он есть существо чисто духовное.

Рассматривая проблему соотношения общего и единичного (проблему «универсалий»), Аквинат выдвигает своеобразное ее решение. Общее, утверждает он в соответствии с позицией Аристотеля, содержится в единичных вещах, составляя, таким образом, их сущность.

Далее это общее извлекается отсюда человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей (это — мысленная универсалия). Третья разновидность существования универсалий — до вещей. Здесь Фома Аквинский отходит от Аристотеля, признав по существу независимый от природного мира платоновский мир идей.

Итак, согласно Фоме Аквинскому, общее существует до вещей, в вещах и после вещей. В споре номиналистов и реалистов это была позиция умеренного реализма [1, с. 89].

Но в отличие от многих христианских мыслителей, которые учили, что Бог непосредственно правит миром, Фома вносит поправку в трактовку влияния Бога на природу.

Он вводит понятие естественных (инструментальных) причин, посредством которых Бог управляет физическими процессами. Тем самым Фома невольно расширяет поле деятельности для естествознания.

Оказывается, что наука может быть полезна людям, так как позволяет совершенствовать технику [2, с. 14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фома Аквинский считается величайшим представителем схоластической философии.

Фома Аквинский выступил против распространившейся в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано («дух – все, тело – ничто» — наследие Платона).

Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп (тело) – это не человек, но и привидение (дух) — тоже не человек».

Человек – это личность в единстве души и тела, а личность — самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в ней отражается, так же как и в человеке.

Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.

Теоретические построения Фомы Аквинского стали каноническими для католицизма. В настоящее время в доработанном виде его философия функционирует в христианском мире как неотомизм, официальная доктрина Ватикана.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: Учебник [Текст] / П В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 240 с.

2. Основы философии: Учебное пособие для вузов [Текст] / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. — М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

3. Росенко, М. Н. Основы современной философии: Учебник для ВУЗов [Текст] / Под ред. Росенко М. Н. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.

4. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник [Текст] / А. Г. Спиркин– М.: Гардарики, 2000. – 816 с.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-268218.html

Фома Аквинский: биография мыслителя, идеи философии, доказательства бытия Бога

Особенности философии Фомы Аквинского

Как совместить веру и знание, труды античных мыслителей и положения отцов церкви, религиозные догматы и свободу мысли — вопрос непростой. В период Средневековья ответ на него пытались отыскать схоластики — ученые, создавшие науку ведения дискуссий. Им удалось установить некоторые взаимосвязи. Философия Фомы Аквинского стала высшей ступенью в развитии схоластической школы.

Этот монах-доминиканец, вошедший в историю как выдающийся итальянский мыслитель и ученый-теолог, на сегодняшний день признан самым авторитетным религиозным философом Запада и почитается церковью как святой. Фома успешно синтезировал идеи аристотелизма с христианским учением и сформулировал знаменитые богословские тезисы, известные как доказательства бытия Бога.

Детство Фомы

Существует поверье, что мать Фомы перед рождением сына встретила святого отшельника, который предсказал мальчику духовную стезю, вступление в монашеский орден, достижение большой учености и святости.

Происхождение и рождение

Томмазо Д'Аквино родился в 1225 или 1226 году в фамильном замке Роккасекка, что находится в столичной области Лацио в Италии. Его отцом был Ландольф, местный аристократ, происходивший из низшего дворянства, однако благодаря службе у короля смог получить рыцарское звание. Мать Теодора происходила из неаполитанского рода Караччоло. Фома был седьмым и самым младшим ребенком в семье.

Семья

Сыновьям Ландольфа прочили военную карьеру, а Фоме, как самому младшему, — путь служения Богу, что было общепринятой практикой среди итальянской знати в те времена.

Синибальдо, дядя Фомы по отцовской линии, занимал должность аббата бенедиктинского монастыря в Монтекассино, одного из крупнейших и самых известных в католической Европе. Планировалось, что повзрослевший Томмазо сделает церковную карьеру и получит ту же должность в будущем.

Поэтому уже в раннем детстве мальчика отдали на воспитание в обитель к монахам-бенедиктинцам, где он и находился до 14 лет.

Юношеские годы и молодость

Уже в юные годы Фома отличался любознательностью, стремлением к наукам и познанию. Ученость влекла его больше, нежели служебная карьера в церкви. Это предопределило его будущий путь становления как мыслителя и богослова.

Получение образования

В 1239 году юноша поступает в университет Неаполя, где изучает труды Аристотеля, Аверроэса и Маймонида, а также их влияние на христианское богословие. В это же время он сближается с монахами-доминиканцами, чей орден давал большие возможности для научной работы и обучения философии.

Будущий мыслитель поступает на факультет искусств Парижского университета, где его радушно принимает Альберт Великий. Этот выдающийся ученый-схоласт берет юношу к себе в ученики. В скором времени Альберт перебирается в Кельн, где преподает в университете.

Фома следует за своим наставником, а после завершения обучения возвращается в Париж, и несколько лет спустя уже сам становится преподавателем богословия. В это же время он пишет свои первые труды.

Монашеский постриг

Еще во время учебы в Неаполе молодой человек принимает решение принять постриг и вступить в доминиканский орден, чему твердо воспротивилась его мать. Фома пытается перебраться в Париж, сделав остановку в Риме, однако прибыть в столицу Франции у него не получается, так как по дороге его перехватывают братья, силой доставляют в родительский дом и держат взаперти 2 года.

Однако юноше удается освободиться. Он сбегает в Рим, где предстает перед магистром ордена доминиканцев Иоганном фон Вильдесхаузеном и принимает монашеский обет.

Преподавание в Риме

В 1260 году Фома возвращается в Италию, служит священником в Неаполе и обосновывается в городе Орвието Папской области. Здесь, будучи уже опытным преподавателем, он читает лекции в студиуме — средневековом университете. Для римской курии пишет духовные гимны, которые исполняются в католических храмах и по сей день. Ученый становится папским советником по теологическим вопросам.

При этом Аквинат продолжает оставаться в рядах доминиканцев. В римской базилике Санта-Сабина, их главной церкви, создается студиум, ставший новым образовательным проектом ордена. В то время учебные курсы в Папской области еще не имели четкого разделения по специализации или по предметам.

В Санта-Сабине преподавался широкий спектр разграниченных между собой философских наук, посвященных как природе и высшим материям, так и морально-этическим вопросам.

Фома был направлен на работу в студиум, где продолжил заниматься активной преподавательской деятельностью.

Развивался он и как мыслитель: именно в этот период Аквинат начинает работать над «Суммой теологии», своим главным и самым известным трудом.

Зрелый возраст

Доминиканский орден вновь направляет Фому в Парижский университет. Здесь он, помимо преподавания, активно занимается проблемами аверроизма и аристотелизма.

В средневековом богословии существовала проблема — как адаптировать античное наследие к христианскому вероучению.Тексты Аристотеля были доступны в переводах арабских авторов, в частности Аверроэса.

Стояла задача «очистить» древнегреческую философию от восточного влияния и толкований, дабы сохранить догматическую идейную чистоту богословия. Фома вступает в полемику, резко критикует аверроистов и особенно университетского профессора Сигера Брабантского.

Последний обладал большим авторитетом, но имел крайне крамольные взгляды, даже дошел до отрицания бессмертия души человека. Аквинат пишет трактат, где обличает Сигера и других аверроистов.

Окончание педагогической деятельности

В 1272 году ученого отзывают обратно в Италию — доминиканцы основали университет в Неаполе и нуждались в помощи опытного магистра и знатока наук. Аквинат все еще продолжает читать лекции, вести церковные проповеди и работает над третьей частью «Суммы». Однако ухудшение здоровья вскоре вынудило его оставить кафедру и писательский труд.

Последние годы жизни

Осенью 1273 года ученый пережил мистический опыт, ставший одним из самых загадочных фактов его биографии. Однажды, когда Фома пребывал в состоянии экстаза, ему были явлены видения, после которых он окончательно прекратил свои труды. В итоге «Суммы» так и остались незавершенными.

Жить ему оставалось совсем недолго. Однако вскоре папа Григорий Х потребовал от ученого явиться на церковный собор в Лионе, где планировалась попытка примирения католической и православной церквей после раскола 1054 года.

Ожидалось, что мудрый и опытный мыслитель сможет указать путь к возможному преодолению разногласий. Аквинат отправляется в путь, который пролегал через места, где прошло его детство. Фома останавливается в монастыре Фоссануова (возле Рима), где умирает в 1274 году. Сейчас его останки покоятся в храме Тулузы (Франция).

Историко-философские истоки

Философские взгляды ученого вплотную связаны с идеями Аристотеля и его логикой. Можно провести сравнительный анализ и увидеть, как в действительности соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского.

Он не просто детально изучил наследие древнегреческого мыслителя, но и переосмыслил, творчески адаптировал его к христианскому богословию. В работах заметно влияние арабских и античных комментаторов и представителей неоплатонизма. В их числе Цицерон, Авиценна, Иоанн Дамаскин, Аверроэс, Маймонид и некоторые другие.

Что оказало влияние на формирование мировоззрения ученого

Отличительной чертой доминиканского ордена уже на раннем этапе истории стала активная образовательная деятельность.

Ученые монахи в течение XIII столетия создают свои учебные заведения и встают во главе богословских кафедр в целом ряде европейских университетов.

Эта бурная деятельность пришлась на время жизни Аквината и во многом повлияла на его страсть к познанию — долгие годы учителями и наставниками были именно доминиканцы.

В их числе был и Альберт Великий — один из самых видных богословов и схоластов. В процессе познания он уделял особое внимание развитию памяти, которая в его концепции виделась частью благоразумия — одной из важных добродетелей. Все это нашло отражение в мнемонических правилах, сформулированных уже в сочинениях Аквината.

Альберт фактически открыл для ученого мира Европы Аристотеля, детально изучив почти все его сохранившееся наследие.

Сочинения этого античного философа оказали сильнейшее влияние на основные идеи Фомы, который осмыслил их в христианском схоластическом ключе.

Так, дальнейшее развитие получило учение об истинах, а законы формальной логики аристотелизма стали отправной точкой для выведения знаменитых доказательств бытия Бога.

Идеи философии Фомы Аквинского

Систематизатор аристотелевской логики пошел дальше. В своих текстах Аквинат смог соединить античную языческую мудрость с христианскими ценностями. Вместе с тем ученый говорит не только о высоких материях и сверхъестественных вещах. Немалое место в его творчестве занимает антропология, морально-этические вопросы и политика в контексте общественного блага.

Связь с философией

В средние века философия тесно переплеталась с теологией и в сущности была частью последней. Аквинат выделяет философскую науку, изучающую «истины разума», в качестве отдельной дисциплины.

По его мнению, она находится в несколько подчиненном положении относительно богословия, посвященного «истинам откровения», которые, по мнению ученого, дают возможность приобщиться к божественному знанию.

Аристотелевская концепция истины говорит о ее четырех последовательных уровнях:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Аквинат радикально пересматривает эту схему и осмысляет мудрость как отдельный, независимый уровень, а ее источником он называет откровение свыше.

При этом сама мудрость также делится на три иерархических уровня:

  1. Благодатный — дарованный свыше.
  2. Богословский — идущий от веры, вооруженной разумом.
  3. Метафизический — порожденный разумом, что постигает мир бытия.

Возможности разума ограничены, с его помощью можно постичь реальность Бога и суть монотеизма, однако догмат о Троице и идея воскрешения находятся уже за этими рамками. Поэтому и богословие Аквинат разделяет на рациональное, основанное на разуме человека, и сверхъестественное, основанное на личном мистическом опыте и божественном откровении.

Наука и вера не противопоставляются, а дополняют друг друга. Разум способствует познанию Бога, а философия помогает в изложении теологических положений.

О бытии

Ученый придерживался концепции бытия как высшей формы акта и совершенства, что присутствует во всем сущем, проявляя его подлинную глубину и действительность.

Бытие предмета важнее его сущности, оно возможно лишь благодаря божественному акту сотворения. Мир же представляется как множество явлений и предметов, обязанных своему существованию высшей воле.

Лишь Бог соединяет в себе бытие и сущность как неразделимые понятия.

Согласно Аквинату, подлинной бытийной природой обладает только Бог, а все прочее, будучи его творением, образует некую иерархию бытия. Чем выше и сложнее являются созданные Богом субъекты, тем сложнее их природа, совершеннее бытийная составляющая и больше свободы в проявлениях.

О материи и форме

По Аквинату форма является первичной, ибо именно она придает вещам и явлениям родовую и видовую принадлежность. Следуя логике аристотелизма, мыслитель также видел материю вторичным, изначально пассивным субстратом. Но и она имеет ценность, ибо сущность всего физического проявляется в единстве материи и формы.

Ангелы, как духовные существа, более сложны — они лишены физического начала и находятся вне материального мира. Природа же человека двойственна, ибо сочетает и форму, и материю, но при этом обладает сущностью, наделенной Богом. Телесные существа проявляются через материальность, ограниченную в той или иной степени.

О человеке и его душе

Человеческий род определяется как среднее звено между ангелами и всеми остальными живыми созданиями. Люди являются единственными из телесных разумных существ, которые наделены свободной волей и стремлением познавать окружающий мир. В отличие от ангелов, чья суть безупречна и бестелесна, человек несовершенен и способен на действия, направленные против воли и замысла Бога.

Вместе с тем люди наделены душой, дарованной свыше. После смерти физического тела она предстает перед своим Создателем, праведники соединяются с Богом, получая вечное блаженство, а грешников ожидают адские муки. Душа является жизненной силой человека, она бессмертна, самодостаточна и при этом невидима.

Аквинат в своем учении о человеке следует христианскому постулату о свободной воле — люди имеют право выбора между грехом и добродетелью. Развитый интеллект в большей степени способствует тому, чтобы выбирать второе и контролировать низменные животные желания, повреждающие душу.

О познании

Основой познавательного процесса признается чувственный опыт, рождаемый взаимодействием с окружающим миром. При этом предметы и явления могут восприниматься органами чувств лишь частично.

Следующий этап — восприятие душой посредством внешних чувств, когда познаваемое теряет материальную форму и обретает так называемый вид или познаваемый образ.

Далее образы осмысляются или обрабатываются внутренними чувствами, которые имеют свою классификацию.

Виды чувственного восприятия:

  1. Пассивная память — хранит уже собранную информацию.
  2. Активная память — включает в сознании собранное ранее.
  3. Общее чувство — собирает ощущения извне.
  4. Интеллект — накапливает чувственные образы (пассивный), преобразует и отдельно осмысляет их, формируя понятия (активный).

Познание может быть трех видов.

Человек воспринимает происходящее вокруг через:

  • ум — отвечает за духовные составляющие человека;
  • интеллект — помогает познавать мир;
  • разум — дает способность рассуждать, сравнивать и обобщать.

Об этике

По мнению Фомы Аквинского первопричиной всего сущего является Бог. Созерцание высшей силы и единение с ней после смерти тела есть конечная цель человеческого бытия, а благие дела способствуют ее достижению. Уклонение же от данного направления есть зло, которое не противопоставлено добру, но скорее понимается как недостаточность блага или его лишенность.

Человек, имеющий дарованную Богом душу и свободную волю, получает свыше и естественный нравственный закон, который помогает познавать истину на пути к достижению блаженства, побуждает творить добро и отличать его от зла.

О политике и праве

В своем учении об общественном устройстве Аквинат исходит из нравственной сути человека — именно она есть источник права. Закон же определяется как общее право, которым руководствуются для совершения действия или отказа от него.

Развивая аристотелевское понятие естественных (природных и очевидных) и писаных законов, мыслитель дополняет их делением на человеческие, определяющие жизнь общества, и божественные, ведущие к достижению блаженства на небесах. Источником божественного закона является Библия, основные положения явлены людям через откровение и запечатлены в письменной форме.

Однако Аквинат не считает теократию идеальным вариантом общественного устройства. Для достижения высшей цели лучшим считается сбалансированное соотношение светской и церковной власти при главенстве последней. В идеале Папа Римский видится правителем мира, но сферы влияния церкви и государства существенно разделяются.

При этом светская власть содержит три элемента:

  1. Сущность — иерархическая вертикаль в обществе.
  2. Форма или происхождение — тип правления.
  3. Использование — способы реализации властных полномочий.

Иерархическое устройство власти и подчинение народа правителю есть установленный Богом порядок. Однако люди, пользуясь властными полномочиями, могут идти вразрез с добродетелью, когда пренебрегают нормами морали через угнетение народа, различные злоупотребления и пренебрежение общественным благом.

Мыслитель выделяется две главные формы власти. Справедливыми являются монархия, аристократия и полисное управление, а несправедливыми — тирания, олигархия и демократия.

Критерием деления выступает способность системы служить общественному благу, при этом зло, имеющее множественный источник, видится меньшим.

При этом практическая польза такого строя для конкретного социума важнее, чем выбор личной либо коллективной формы правления. Монархия названа в целом наилучшим вариантом, а тирания — наихудшим.

Доказательства бытия Бога

Синтезируя античную и современную ему схоластическую философскую мысль, Аквинат выводит тезисы, доказывающие реальность Бога как явления. Эти доказательства — одна из важнейших частей наследия мыслителя.

Через движение

Мир понимается как всеобщее движение, при этом всякая вещь может двигаться, лишь получая импульс извне. Образуется своего рода цепь из множества звеньев. Однако бесконечной она быть не может — существует первое звено, создающее в итоге динамику для всего сущего. Им и является Бог.

Через необходимость

Существуют вещи как случайные, так и закономерные. Любое явление может быть в потенции и проявиться через бытие. Однако при одной лишь потенциальности вещей мир бы просто не возник физически, необходимо нечто, что может преобразовать потенциальное в реальное и бытийное, то есть высшая божественная сила.

Через производящую причину

Тезис по своей сути очень похож на первое доказательство. Всякая вещь или явление определяются как следствие некоей причины. Так, цветы вырастают из семян, живые существа рождаются друг от друга, а грозовая туча приносит дождь. Но ничто не может создавать само себя — налицо бесконечная череда причинно-следственных связей, которая должна иметь исходную точку. Ею и является Бог.

Через целевую причину

Постулат исходит из идеи универсума или управления вещами. То есть все сущее имеет направление и вектор движения в своем бытии.

Только мыслящие живые существа могут управлять собой в той или иной степени, но такой возможности лишены предметы, так как они не имеют разума.

Поэтому Бог есть первоисточник целеполагания, что абсолютно властвует над всем сущим и может направлять его согласно своей воле.

От степеней бытия

Все сущее понимается как множество вещей с разной степенью законченности и совершенства. Следовательно, исходя из логики сравнения, должно существовать нечто, что обладает совершенством абсолютным. Именно Бог и является таковым.

Рецепция томизма

После смерти Аквината его учение под названием томизм некоторое время испытывало острую критику и даже осуждалось официально. Но вскоре оно стало преобладающим среди членов доминиканского ордена, а затем и ведущим направлением в католической мысли.

https://www.youtube.com/watch?v=74Yk5Oh4lpQ

По вполне понятным причинам центрами томизма стали Париж и Неаполь, где основатель направления жил и работал многие годы. Учение активно развивается, став уже в XV столетии основной формой для схоластической науки. Оно испытывает влияние Возрождения, в результате чего выделяются ренессансно-модернистское и консервативное направления.

В середине XIX века возникает неотомизм — попытка адаптировать учение Аквината к новому времени, когда были совершены открытия в области естествознания. Заимствуются идеи из работ Канта, Гегеля и других философов.

Томизм становится эталоном католического богословия, обязательным предметом в семинариях и частью университетских курсов по теологии. Он господствовал в официальном вероучении Рима вплоть до Второго Ватиканского собора в 1962–1965 году.

Труды

Первое собрание сочинений Фомы увидело свет еще в 1570 году. Всего же его перу принадлежит более 80 работ, в числе которых «Суммы», дискуссии по различным вопросам, комментарии, сочинения малого формата, трактаты по алхимии и стихи.

Сумма теологии (1265-73)

Главный труд Фомы и одно из классических произведений европейского средневекового богословия. Начатый в 1265 году и состоящий из трех больших частей, он остался незаконченным по причине смерти автора.

Книга стала широко известна благодаря содержащимся в ней доказательствам бытия Бога. На ее страницах много цитат из произведений Аристотеля, Августина Блаженного и многих других философов. Этот фундаментальный трактат свел воедино практически все богословские вопросы своего времени.

Сумма философии («Сумма против язычников», 1261-63)

Написанное в жанре суммы произведение во многом адресовано миссионерам для проповеди, выдержано в духе апологетики для возможной полемики с иноверцами. Одна из главных идей — возможность спасения души каждого человека. Путь к вечной жизни — это стремление к добру, а инструментом является постижение божественной правды, которую необходимо нести миссионеру.

Трактат состоит из 4 книг, излагающих христианское осмысление монотеизма, божественного провидения, сотворения мира и догматов веры.

О правлении государей (1267)

Знаменитый политический трактат, основанный на идеях аристотелизма, о человеке как общественном существе. мысль произведения заключается в том, что возникновение государства и власти, как инструментов для созидания общего блага, происходит естественным путем.

Также она согласована с христианским вероучением. Вместе с тем оговаривается право людей на восстание и свержение правителя, поправшего справедливость и естественный закон, данный свыше.

О единстве разума против аверроистов (1270)

Менее известный, но весьма интересный труд, где автор защищает верное, по его мнению, осмысление идей Аристотеля в христианском контексте. Аверроизм же видится искаженной трактовкой античного учения, испорченной арабским влиянием и противоречащей учению церкви.

Лектор-юрист рассказывает о связи богословия с политикой в учении Фомы Аквината.

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/pisateli/foma-akvinskiy.html

Особенности философии Фомы Аквинского

Особенности философии Фомы Аквинского

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Основные факты биографии 4

2. Философские воззрения Фомы Аквинского 5

2.1. Проблема соотношения философии и теологии 5

2.2. Проблема существования Творца 7

2.3. Проблема бытия 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Библиографический список 12

ВВЕДЕНИЕ

Призыв к духовномупреображению, милосердию возрождалсяв человеческой истории неоднократно,причем в самые тяже­лые времена. Такбыло на закате античности, так было наис­ходе XIX столетия, в такой же ситуациичеловечество перешло в XXI век. Современнаяцивилизация в поисках спасения, как этони покажется странным на первый взгляд,обращает взор и к эпохе Средневековья.

Данный интерес станет поня­тен, кактолько мы вспомним, что именно эта эпохаисходила из идеи о параллельном нарастаниидвух противоположных сил — добра и зла,именно она требовала от человекаактив­ного участия в борьбе этих сил.

Но Средневековье само по себе противоречиво:религиозный фанатизм и отрицаниецен­ностей земной жизни сосуществовалис духом свободы, люб­ви, терпимости,уважения к личности.

Средневековуюфилософию условно можно разделить наследующие периоды: 1) введение в нее,которое представляет патристика (II-VIвв.); 2) ана­лиз возможностей слова —важнейшая проблема, связанная схристианской иде­ей творения мира поСлову и Его воплощения в мире (VII-X вв.);3) схоластика (XI-XIV вв.).

В каждом их этихпериодов обычно различают«рационалистиче­скую» и «мистическую»линии. Однако стоит подчеркнуть, «томысль «рацио­налиста» была направленана постижение чуда Слова-Логоса (ибоиначе как чу­дом нацеленность иммыслящего существа назвать нельзя), амысль «мистика» обретает логическуюформу.

В средневековой философииогром­ным влияниям пользоваласьсхоластика (от лат. schola, или школа). Иперевести этот термин можно как «школьнаяфилософия», то есть философия, котораябыла приспособлена для широкого обучениялюдей основам христианского мировоззрения.

Схоластика сформировалась в периодабсолютного господства христианскойидеологии во всех сферах общественнойжизни Западной Европы. Когда, по вы­ражениюФ.

Энгельса, «догматы церкви сталиодновременно и поли­тическимиаксиомами, а библейские тексты получиливо всяком суде силу закона».

Схоластика является наследницей,которая продолжает тра­дициихристианской апологетики и Августина.

Ее представители стремились создатьстройную систему христианскогомировоззре­ния, где была построенаиерархия сфер бытия, на вершине которойрасполагалась церковь.

Выигрывая ураннехристианских мыслите­лей вшироте охвата проблематики, созданииграндиозных систем, схоластики существеннопроигрывали им в оригинальности реше­нияпроблем, творческом подходе.

Центральной фигуройсхоластической философии в ЗападнойЕвропе был Фома Аквинский (1225 — 1274).

Во всех католических учебныхзаведениях, в которых введено преподаваниефилософии, систему св. Фомы предписанопреподавать как единственно истиннуюфилософию; это стало обязательным современи рескрипта, изданного Львом XIIIв 1879 году.

В результате этого философиясв. Фомы не только представляетисторический интерес, но и понынеявляется действенной силой, какфилософские учения Платона, Аристотеля,Канта и Гегеля, на самом деле большейсилой, чем два последних учения.

Основная цель данной работы -раскрыть особенности философии ФомыАквинского.

Для достижения поставленнойцели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть основные факты биографии Фомы Аквинского;
  • Разобрать философские воззрения Фомы Аквинского .

Работа состоит из введения, двухглав, заключения и библиографическогосписка.

1. Основные факты биографии

Томазо (Фома Аквинский) родилсяв семье графа на юге Италии близ местечкаАквино (отсюда — «Аквинский», Tommasod'Aquino — «Фома Аквинат»). С пяти летобучался в монастыре бенедиктинцев, ас 1239 г. — в Неаполитанском университете.

В 1244 г. стал монахом доминиканскогоордена и продолжил учебу в Парижскомуниверситете. После пребывания в Кёльне,где помогал налаживать преподаваниетеологии — вновь в Парижском университете;здесь становится магистром теологии.Читал лекции по теологии, профессор.

В 1259 г. отозван папой в Рим,преподавал в разных городах Италии.Вернулся в Парижский университет.Занимался научной деятельностью. Велборьбу с противниками ортодоксальнойдоктрины. По прямому заданию папскойкурии написал ряд трудов.

Одной из его задачбыло изучение Аристотеля с цельюприспособления его взглядов к правоверномукатолицизму (с сочинениями Аристотеляон познакомился, будучи в крестовомпоходе на Востоке); такое поручение —работу над наследием Аристотелем — онполучил ещё в 1259 г. Фома Аквинскийзавершает (в 1273 г.) свой грандиозный труд«Сумма теологии» («суммой» тогда называлиитоговые энциклопедические сочинения).С 1272 г. возвращается в Италию, преподавалтеологию в Неаполитанском университете.Умер в 1274 году.

Причислен к ликусвятых в 1323 г., позднее признан одним из«учителей церкви» (1567 г.).

Наследие этогомыслителя весьма обширно. Помимоотмеченного сочинения, Фома Аквинскийнаписал множество других, и среди них— «О существовании и сущности», «Оединстве разума против аверроистов»,«Сумма истины католической веры противязычников» и др. Он провел большую работупо комментированию текстов Библии,трудов Аристотеля, Боэция, Прокла идругих философов [1, с. 84].

2.1.Проблема соотношения философии итеологии

Среди проблем, которыепривлекли внимание Фомы Аквинского,была проблема соотношения философии итеологии.

Исходным принципомв его учении является божественноеоткровение: человеку необходимо длясвоего спасения знать нечто такое, чтоускользает от его разума, черезбожественное откровение. Аквинатразграничивает области философии итеологии: предметом первой являются«истины разума», а второй — «истиныоткровения».

В силу того что, по Аквинату,конечным объектом той и другой иисточником всякой истины является Бог,не может быть принципиального противоречиямежду откровени­ем и правильнодействующим разумом, между теологиейи фило­софией. Однако не все «истиныоткровения» доступны рациональ­номудоказательству.

Философия находится вуслужении у бого­словия и настолькоже ниже его, насколько ограниченныйчеловеческий разум ниже божественнойпремудрости.

Религиоз­ная истина, пословам Аквината, не может быть уязвимасо сторо­ны философии, в чисто жизненном,практически-нравственном от­ношениилюбовь к Богу важнее познания Бога [4 ,с. 92].

Фома Аквинскийсчитал, что по своему предмету философияи теология фактически не различаются,обе они имеют предметом Бога и то, чтоон создает; только теология идет от Богак природе, а философия от природы к Богу.

Они отличаются друг от друга преждевсего методом, средством его постижения:философия (а сюда относились тогда инаучные знания о природе) опирается наопыт и разум, а теология — на веру.

Номежду ними нет отношений полной взаимнойдополнительности; некоторые положениятеологии, принимаемые на веру, могутбыть обоснованы разумом, философией,но многие истины не поддаются рациональномуобоснованию. Например, догмат осуществовании сверхприродного Бога вкачестве единого существа и одновременнов трех лицах.

Фома Аквинский полагает, что неразум должен направлять веру, но,наоборот, вера должна определять путидвижения разума, а философия должнаслужить теологии. Вера не иррациональна,не противоразумна. Она трансрациональна,сверхразумна. Разуму просто недоступното, на что способна вера.

Между разумом иверой, между философией и теологиеймогут быть противоречия, но во всехтаких случаях следует отдаватьпредпочтение теологии и вере.

«Эта наука(теология) может взять нечто от философскихдисциплин, но не потому, что испытываетв этом необходимость, а лишь ради большейдоходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствуетне от других наук, но непосредственноот Бога через откровение.

Притом же онане следует другим наукам, как высшим поотношению к ней, но прибегает к ним, какк подчиненным ей служанкам, подобнотому как теория архитектуры прибегаетк служебным дисциплинам или теориягосударства прибегает к науке военногодела.

И само то обстоятельство, что онавсе-таки прибегает к ним, проистекаетне от ее недостаточности или неполноты,но лишь от недостаточности нашейспособности понимания» [1, с. 85].

Таким образом ФомаАквинский признает земную изменчивостьи движение в ка­честве неустранимогопризнака универсума. Пути получе­нияистины — через откровение, разум илиинтуиции — далеко не равнозначны.

Философия опирается на разум человекаи продуцирует истины разума; теология,исходя из разума божественного, получаетнепосредственно от него истины откровения.Противоречия возникают от того, чтоистины откровения недоступны пониманиюразума че­ловеческого, ибо онисверхразумны.

Таким образом, он решительноотвергает попытки науки и разумакритико­вать истины откровения [3, с.22].

2.2.Проблема существования Творца

Другая проблема,которая находилась в фокусе вниманияФомы Аквинского, — это проблемасуществования Творца мира и человека.С точки зрения Фомы Аквинского бытиеБога постигается и верой и разумом.Недостаточно ссылаться только на то,что каждый верующий принимает Богаинтуитивно. Философия и теологияразрабатывают совместно свои доказательствасуществования Бога.

Существование Бога доказываетсяФомой Аквинским, как и у Аристотеля,аргументом неподвижного двигателя.Вещи делятся на две группы — одни толькодвижимы, другие движут и вместе с темдвижимы. Все, что движимо, приводитсячем-то в движение, и, поскольку бесконечныйрегресс невозможен, в какой-то точке мыдолжны прийти к чему-то, что движет, небудучи само движимо.

Этот неподвижныйдвигатель и есть Бог. Можно было бывозразить, что это доказательствопредполагает признание вечностидвижения, — принцип, отвергаемыйкатоликами.

Но такое возражение былобы ошибочно: доказательство имеет силу,когда исходят из гипотезы вечностидвижения, но становится лишь еще болеевеским, когда исходят из противоположнойгипотезы, предполагающей признаниеначала и потому — первопричины.

Аквинат выдвигает пять доводов(или «способов», «путей») в подтверждениеположения о существовании Бога.

Первый довод можно назвать«кинетическим». Все, что движется, имеетпричиной своего движения нечто иное.Так как ничто не может быть одновременносамо по себе и движущим и движимым безпостороннего вмешательства, то приходитсяпризнать, что существует Перводвигатель,т. е. Бог.

Второй довод — «каузально-финитный».Все, что мы видим, с чем соприкасаемся,есть следствие чего-то, что породилоэто нечто, т.е. все имеет свою причину.Но и эти причины имеют свою причину.Должна быть главная причина — Первопричина,а это и есть Бог.

Третий довод исходит из понятийвозможности и необходимости. Дляконкретных вещей возможно и необходимонебытие. Но если для всего возможнонебытие, тогда небытие уже было бы. Насамом деле есть именно бытие, и ононеобходимо- Высшая необходимость —Бог.

Четвертый довод основываетсяна наблюдении различных степеней,имеющихся в вещах — более (или менее)совершенных, более (или менее) благородныхи т.п. Должна быть высшая степень, илисущность, выступающая для всех сущностейпричиной всяческого совершенства, благаи т.п. Этим мерилом всех степеней, илиэталоном, и является Бог.

Пятый довод (егоможно назвать «телеологическим») связанс целью, целесообразностью. Множествотел природы наделены целью. «Они достигаютцели не случайно, но будучи руководимысознательной волей.

Поскольку же самиони лишены разумения, они могут подчинятьсяцелесообразности лишь постолькупоскольку их направляет некто одаренныйразумом и пониманием, как стрелокнаправляет стрелу.

Следовательно, —заключает Фома Аквинский, — есть разумноесущество, полагающее цель для всего,что происходит в природе; и его мы именуемБогом» [1, с. 87].

Доказав существованиеБога, можно теперь высказать о нем многоопределений, но все они в известномсмысле будут негативными: природа Богастановится известной нам черезотрицательные определения. Бог вечен,ибо он недвижим; он нетленен, ибо в немнет никакой пассивной потенциальности.

Давид Динант (материалист-пантеистначала XIII столетия) «бредил», будто Богесть то же самое, что и первичная материя;это чушь, ибо первичная материя естьчистая пассивность, Бог же — чистаяактивность.

В Боге нет никакой сложности,и поэтому он не является телом, так кактела слагаются из частей.

Бог — это своясобственная сущность, ибо иначе он былбы не простым, а слагался бы из сущностии существования. В Боге сущность исуществование тождественны друг другу.В Боге нет никаких акциденций.

Он неможет быть специфицирован никакимисубстанциальными различиями; он находитсявне всякого рода; его нельзя определить.Однако Бог заключает в себе совершенствовсякого рода. Вещи в некоторых отношенияхподобны Богу, в других — нет.

Болееподходяще говорить, что вещи подобныБогу, чем что Бог подобен вещам.

Бог является благом и своимсобственным благом; он — благо всякогоблага. Он — интеллектуальный, и его актинтеллекта — его сущность. Он познаетпри помощи своей сущности и познаетСебя совершенным образом.

Хотя в божественноминтеллекте нет никакой сложности, темне менее ему дано познание многих вещей.В этом можно усмотреть трудность, нонадо учитывать, что познаваемые им вещине имеют в нем отдельного бытия. Несуществуют они и per se, как полагал Платон,ибо формы естественных вещей не могутсуществовать или быть познаны отдельноот материи.

Тем не менее Богу должнобыть доступно познание вещей до сотворениямира. Разрешается эта трудность следующимобразом: «Понятие божественногоинтеллекта, как Он познает Самого Себя,которое есть Его Слово, это — не толькоподобие Самого познанного Бога, но ивсех вещей, подобием которых служитбожественная сущность.

Посему Богу данопознание многих вещей; оно дано одномуинтеллигибельному виду, который являетсябожественной сущностью, и одномупознанному понятию, которое являетсябожественным Словом». Каждая форма,поскольку она есть нечто положительное,представляет собой совершенство.

Божественный интеллект включает в егосущность то, что свойственно каждойвещи, познавая там, где оно подобно емуи где отлично от него; например, сущностьрастения составляет жизнь, а не знание,сущность же животного — знание, а неразум.

Таким образом, растение подобноБогу тем, что оно живет, но отлично отнего тем, что лишено знания; животноеподобно Богу тем, что оно обладаетзнанием, но отлично от него тем, чтолишено разума. И всегда отличие творенияот Бога носит негативный характер [2, с.14].

2.3.Проблема бытия

В онтологии Фома Аквинскийпринимает аристотелевскую концепциюформы и материи, приспосабливая ее, как,впрочем, и многие другие трактовкипроблем Аристотелем, к задачам обоснованиядогматов христианской религии.

Для него все предметы природыесть единство формы и материи; материяпассивна, форма активна. Есть бестелесныеформы — ангелы. Самой высшей и самойсовершенной формой выступает Бог; онесть существо чисто духовное.

Рассматривая проблемусоотношения общего и единичного (проблему«универсалий»), Аквинат выдвигаетсвоеобразное ее решение. Общее, утверждаетон в соответствии с позицией Аристотеля,содержится в единичных вещах, составляя,таким образом, их сущность.

Далее этообщее извлекается отсюда человеческимумом и поэтому наличествует в нем ужепосле вещей (это — мысленная универсалия).Третья разновидность существованияуниверсалий — до вещей. Здесь ФомаАквинский отходит от Аристотеля, признавпо существу независимый от природногомира платоновский мир идей.

Итак, согласноФоме Аквинскому, общее существует довещей, в вещах и после вещей. В спореноминалистов и реалистов это былапозиция умеренного реализма [1, с. 89].

Но в отличие от многиххристианских мыслителей, которые учили,что Бог непосредственно правит миром,Фома вносит поправку в трактовку влиянияБога на природу.

Он вводит понятиеестественных (инструментальных) причин,посредством которых Бог управляетфизическими процессами. Тем самым Фоманевольно расширяет поле деятельностидля естествознания.

Оказывается, чтонаука может быть полезна людям, так какпозволяет совершенствовать технику[2, с. 14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фома Аквинский считаетсявеличайшим представителем схоластическойфилософии.

Фома Аквинскийвыступил против распространившейся вхристианском богословии положения опротивопоставлении духа и природы, чтовело к отрицанию земной жизни и всего,что с ней связано («дух – все, тело –ничто» — наследие Платона).

Фома утверждал, чточеловека необходимо изучать целиком,в единстве души и тела. «Труп (тело) –это не человек, но и привидение (дух) -тоже не человек».

Человек – это личностьв единстве души и тела, а личность — самаяглавная ценность. Природа – не злоеначало, а доброе. Природу создал Бог ив ней отражается, так же как и в человеке.

Надо жить в реальном мире, в единстве сприродой стремиться к земному (а нетолько) райскому блаженству.

Теоретические построения ФомыАквинского стали каноническими длякатолицизма. В настоящее время вдоработанном виде его философияфункционирует в христианском мире какнеотомизм, официальная доктрина Ватикана.

Библиографический список

  1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: Учебник [Текст] / П В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 240 с.

  2. Основы философии: Учебное пособие для вузов [Текст] / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. — М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

  3. Росенко, М. Н. Основы современной философии: Учебник для ВУЗов [Текст] / Под ред. Росенко М. Н. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.

  4. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник [Текст] / А. Г. Спиркин– М.: Гардарики, 2000. – 816 с.

Источник: https://works.doklad.ru/view/TDiqmwdLtTE.html

Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно

Особенности философии Фомы Аквинского

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой.

Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого.

Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами.

До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение.

Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни.

Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила.

Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию.

После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки.

Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html

Особенности философии Фомы Аквинского (стр. 1 из 2)

Особенности философии Фомы Аквинского

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Основные факты биографии.. 5

2. Философские воззрения Фомы Аквинского.. 6

2.1. Проблема соотношения философии и теологии. 6

2.2. Проблема существования Творца. 8

2.3. Проблема бытия. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 13

ВВЕДЕНИЕ

Призыв к духовному преображению, милосердию возрождался в человеческой истории неоднократно, причем в самые тяже­лые времена. Так было на закате античности, так было на ис­ходе XIX столетия, в такой же ситуации человечество перешло в XXI век. Современная цивилизация в поисках спасения, как это ни покажется странным на первый взгляд, обращает взор и к эпохе Средневековья.

Данный интерес станет поня­тен, как только мы вспомним, что именно эта эпоха исходила из идеи о параллельном нарастании двух противоположных сил — добра и зла, именно она требовала от человека актив­ного участия в борьбе этих сил.

Но Средневековье само по себе противоречиво: религиозный фанатизм и отрицание цен­ностей земной жизни сосуществовали с духом свободы, люб­ви, терпимости, уважения к личности.

Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.); 2) ана­лиз возможностей слова — важнейшая проблема, связанная с христианской иде­ей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII-X вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.).

В каждом их этих периодов обычно различают «рационалистиче­скую» и «мистическую» линии. Однако стоит подчеркнуть, «то мысль «рацио­налиста» была направлена на постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чу­дом нацеленность им мыслящего существа назвать нельзя), а мысль «мистика» обретает логическую форму.

В средневековой философии огром­ным влияниям пользовалась схоластика (от лат. schola, или школа). И перевести этот термин можно как «школьная философия», то есть философия, которая была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения.

Схоластика сформировалась в период абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах общественной жизни Западной Европы. Когда, по вы­ражению Ф.

Энгельса, «догматы церкви стали одновременно и поли­тическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».

Схоластика является наследницей, которая продолжает тра­диции христианской апологетики и Августина.

Ее представители стремились создать стройную систему христианского мировоззре­ния, где была построена иерархия сфер бытия, на вершине которой располагалась церковь.

Выигрывая у раннехристианских мыслите­лей в широте охвата проблематики, создании грандиозных систем, схоластики существенно проигрывали им в оригинальности реше­ния проблем, творческом подходе.

Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225 — 1274).

Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году.

В результате этого философия св. Фомы не только представляет исторический интерес, но и поныне является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля, на самом деле большей силой, чем два последних учения.

Основная цель данной работы — раскрыть особенности философии Фомы Аквинского.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-Рассмотреть основные факты биографии Фомы Аквинского;

-Разобрать философские воззрения Фомы Аквинского .

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Основные факты биографии

Томазо (Фома Аквинский) родился в семье графа на юге Италии близ местечка Аквино (отсюда — «Аквинский», Tommaso d'Aquino — «Фома Аквинат»). С пяти лет обучался в монастыре бенедиктинцев, а с 1239 г. — в Неаполитанском университете.

В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и продолжил учебу в Парижском университете. После пребывания в Кёльне, где помогал налаживать преподавание теологии — вновь в Парижском университете; здесь становится магистром теологии. Читал лекции по теологии, профессор.

В 1259 г. отозван папой в Рим, преподавал в разных городах Италии. Вернулся в Парижский университет. Занимался научной деятельностью. Вел борьбу с противниками ортодоксальной доктрины. По прямому заданию папской курии написал ряд трудов.

Одной из его задач было изучение Аристотеля с целью приспособления его взглядов к правоверному католицизму (с сочинениями Аристотеля он познакомился, будучи в крестовом походе на Востоке); такое поручение — работу над наследием Аристотелем — он получил ещё в 1259 г. Фома Аквинский завершает (в 1273 г.) свой грандиозный труд «Сумма теологии» («суммой» тогда называли итоговые энциклопедические сочинения). С 1272 г. возвращается в Италию, преподавал теологию в Неаполитанском университете. Умер в 1274 году.

Причислен к лику святых в 1323 г., позднее признан одним из «учителей церкви» (1567 г.).

Наследие этого мыслителя весьма обширно. Помимо отмеченного сочинения, Фома Аквинский написал множество других, и среди них — «О существовании и сущности», «О единстве разума против аверроистов», «Сумма истины католической веры против язычников» и др. Он провел большую работу по комментированию текстов Библии, трудов Аристотеля, Боэция, Прокла и других философов [1, с. 84].

2. Философские воззрения Фомы Аквинского

2.1. Проблема соотношения философии и теологии

Среди проблем, которые привлекли внимание Фомы Аквинского, была проблема соотношения философии и теологии.

Исходным принципом в его учении является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения».

В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровени­ем и правильно действующим разумом, между теологией и фило­софией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональ­ному доказательству.

Философия находится в услужении у бого­словия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости.

Религиоз­ная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со сторо­ны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном от­ношении любовь к Богу важнее познания Бога [4 , с. 92].

Фома Аквинский считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются, обе они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу.

Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия (а сюда относились тогда и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология — на веру.

Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию. Например, догмат о существовании сверхприродного Бога в качестве единого существа и одновременно в трех лицах.

Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Вера не иррациональна, не противоразумна. Она трансрациональна, сверхразумна. Разуму просто недоступно то, на что способна вера.

Между разумом и верой, между философией и теологией могут быть противоречия, но во всех таких случаях следует отдавать предпочтение теологии и вере.

«Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение.

Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела.

И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания» [1, с. 85].

Таким образом Фома Аквинский признает земную изменчивость и движение в ка­честве неустранимого признака универсума. Пути получе­ния истины — через откровение, разум или интуиции — далеко не равнозначны.

Философия опирается на разум человека и продуцирует истины разума; теология, исходя из разума божественного, получает непосредственно от него истины откровения. Противоречия возникают от того, что истины откровения недоступны пониманию разума че­ловеческого, ибо они сверхразумны.

Таким образом, он решительно отвергает попытки науки и разума критико­вать истины откровения [3, с. 22].

2.2. Проблема существования Творца

Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, — это проблема существования Творца мира и человека. С точки зрения Фомы Аквинского бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно. Философия и теология разрабатывают совместно свои доказательства существования Бога.

Существование Бога доказывается Фомой Аквинским, как и у Аристотеля, аргументом неподвижного двигателя. Вещи делятся на две группы — одни только движимы, другие движут и вместе с тем движимы. Все, что движимо, приводится чем-то в движение, и, поскольку бесконечный регресс невозможен, в какой-то точке мы должны прийти к чему-то, что движет, не будучи само движимо.

Этот неподвижный двигатель и есть Бог. Можно было бы возразить, что это доказательство предполагает признание вечности движения, — принцип, отвергаемый католиками.

Но такое возражение было бы ошибочно: доказательство имеет силу, когда исходят из гипотезы вечности движения, но становится лишь еще более веским, когда исходят из противоположной гипотезы, предполагающей признание начала и потому — первопричины.

Источник: https://mirznanii.com/a/233066/osobennosti-filosofii-fomy-akvinskogo

Refy-free
Добавить комментарий