Особенности эпических произведений

Особенности формы эпических произведений. Эпопея и роман

Особенности эпических произведений

В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа.

«От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л. И. Тимофеев, — образ эпический отличается не только своей многогранностью, но и…

динамичностью, от драматического образа — тем, что в эпосе человек изображается в рассказе о нем, а не в его самостоятельном действии на сцене».

Эпос, в отличие от лирики и драмы, — искусство повествовательное, характеризующееся изображением событий, независимых от личности повествователя. Еще Аристотель заметил, что автор эпического произведения рассказывает «…о событии, как о чем-то отдельном от себя».

На эту особенность эпоса указывал и В. Г. Белинский: «Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю»; «…

поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою».

Повествование, являясь основным средством эпического изображения, основным признаком эпоса, взаимодействует с другими способами эпического изображения — описаниями людей, быта, природы, монологами и диалогами персонажей, авторскими отступлениями и т.д.

В целом же повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Совокупность средств эпического изображения (при ведущей роли повествования) позволяет широко и глубоко отображать жизнь.

Из всех форм повествования самой распространенной является повествование в третьем лице (от автора).

Эпос бывает прозаическим, поэтическим, смешанным, включает большие, средние и малые жанровые разновидности: эпопею, эпическую поэму, роман, повесть, рассказ, очерк, балладу, басню и др. Эпопея — Обширное повествование в прозе или стихах о национально-исторических событиях общенародного значения.

Эту крупную форму (жанр) эпоса отличают масштабность, панорамность изображения жизни, в ней пересекаются сюжетные линии многих основных героев. В романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Эпопе́я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Происхождение

Возникновению эпопеи предшествовало обращение былевых песен полулирического, полуповествовательного характера, вызванных боевыми подвигами клана, племени и приуроченных к героям, вокруг которых они группировались.

Песни эти складывались в крупные поэтические единицы — эпопеи, — запечатленные цельностью личного замысла и построения, но лишь номинально приуроченные к тому или другому автору.

Так возникли гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», а также французские «chansons de geste».

Развитие и разновидности эпопеи

Поэтики Аристотеля и Горация возвели формы эпопеи в классические нормы, замкнув надолго изучение в небольшой круг образцов (Гомер, Вергилий).

С открытием так называемой народной песни романтиками и школой братьев Гримм, а также с введением нового материала этнографами и фольклористами было положено начало изучению эпопеи на более широком историко-литературном основании.

[2] В историко-литературной науке с XIX века термин эпопея часто употребляется в расширенном значении, охватывающем любое крупное произведение, обладающее признаками эпического построения.

В этом смысле различают «романы-эпопеи», где главные герои описываются на фоне крупных событий исторического значения: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. В «героико-романических эпопеях» главные герои активно и целенаправленно участвуют в важных исторических событиях, в процессе которых происходит становление их личности: «Пётр I» А. Н. Толстого.

Отдельно выделяют «нравоописательные эпопеи» прозаической направленности, масштабно повествующие о комическом состоянии национального общества: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Остров пингвинов» Анатоля Франса.

Роман господствует среди эпических жанров современной литературы. Его эпическая природа заключается в установке на универсальный охват действительности, которая преподносится сквозь призму индивидуального сознания.

Роман появляется в эпоху, когда осознается ценность отдельной личности, она становится интересной сама по себе, а значит может стать предметом изображения в искусстве.

Если персонажами эпоса были боги и герои, наделенные способностями намного большими, чем способности среднего человека, если в эпосе описывались события национального прошлого, то герой романа — человек обыкновенный, и каждый читатель может поставить себя на его место.

Столь же очевидны отличия героев нового жанра от исключительных героев рыцарского романа, чья жизнь представала в виде цепочки необыкновенных приключений странствующих рыцарей.

Прослеживая далекие от подвига судьбы частных людей, роман воссоздает через них панораму современности; действие в романе происходит «здесь» и «сейчас», и в этом его второе отличие от народного и героического эпоса, где действие происходит в абсолютном прошлом, и от рыцарского романа, где пространственно-временная структура принадлежит сфере волшебного.

Третье существенное отличие романа от предшествующих эпических жанров заключается в авторской позиции: героический эпос, как мы помним, отражал безличность родового сознания; хотя нам известны имена некоторых «творцов» рыцарского романа, они все-таки не сами создавали свои сюжеты, а черпали их в книжной традиции (античный и византийский циклы) либо все в той же неисчерпаемой народной традиции (бретонский цикл), то есть их авторство заключалось в обработке готового материала с относительно небольшой долей самостоятельности. Напротив, роман нового времени немыслим без автора; автор не скрывает, что его герои, их приключения являются произведением его творческой фантазии, и не скрывает своего отношения к описываемому.

Роман — жанр, с момента своего появления открыто вбирающий в себя любые элементы предшествующей литературной традиции, играющий этими элементами; жанр, обнажающий свою литературную природу.

Первые романы представляли собой пародии на популярнейшие жанры средневековой литературы. Великий французский гуманист Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553 гг.

) пародирует популярные народные книги, а Мигель Сервантес в «Дон Кихоте» (часть I — 1605 г., часть II — 1616 г.) — рыцарский роман.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/19538.html

Виды (жанры) эпических и лиро-эпических произведений

Особенности эпических произведений

Деление литературных произведений на жанры зависит не только от их принадлежности к одному из трех родов литературы, но и от их объема, композиции и характера содержания.

Некоторые из литературных видов возникли в глубокой древности, когда словесное творчёство существовало еще в устной форме, другие образовались намного позже.

В ходе исторического развития жанры литературы претерпели значительные изменения: они, как правило, усложнялись по форме и обогащались новым содержанием. Происходило также своеобразное перераспределение жанров по их «удельному весу» в литературе: на смену одним ведущим жанрам приходили другие.

Та форма литературных жанров, с которой мы встречаемся в современной литературе, есть, следовательно, результат длительного развития литературы. Рассмотрим коротко историю возникновения и развития наиболее распространенных эпических и примыкающих к ним лиро-эпических жанров.

https://www.youtube.com/watch?v=p1I07rsL4lY

Сознание первобытных людей было синкретично, т. е. слитно: в нем еще нерасчлененно существовали зачатки науки, искусства, религии, морали и других видов общественного сознания, которые позже приобрели относительную самостоятельность.

Синкретический характер носило и словесное искусство первобытных людей; оно являлось составной частью трудовых, военных, бытовых и религиозно-культовых обрядов и празднеств.

Следы первобытного синкретизма несут на себе мифы — древнейшие сказания, в которых отразились фантастические представления первобытных людей об окружающем их мире и самих себе.

В мифах рассказывается о происхождении мира, о богах и бессмертных героях, о чудовищах, олицетворяющих силы природы. В них сказалось и бессилие первых людей перед непознанными законами природы и общества, и страстное желание познать эти законы, овладеть ими.

Лучше всего до нашего времени дошли (конечно, в позднейших пересказах и переделках) древнегреческие мифы. Отражая наивно-фантастические и в то же время поэтические представления людей далекой эпохи, мифы стали исходным материалом для развития многих жанров литературы. «Предпосылкою греческого искусства,— писал К. Маркс, — является греческая мифология, т. е.

природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом в народной фантазии. Это его материал».

Так, литературную обработку получил сначала в древнегреческой, а затем в новой европейской литературе миф о могучем титане Прометее, который подарил людям, вопреки воле Зевса, огонь, научил их ремеслам и искусствам и за это был обречен на жестокую казнь.

К мифам близки легенды — полуфантастические сказания о действительно происходивших событиях и реально живших людях.

Так, в Древней Греции широко были распространены легенды о войне греков с жителями города Трои в XII веке до нашей эры.

Эти легенды оформлялись бродячими певцами (рапсодами) в виде эпических песен, прославлявших подвиги героев. В устной поэзии восточнославянских народов подобные героические песни-легенды получили название былин.

На основе соединения древних мифов, легендарных сказаний и героических песен возникли первые большие эпические поэмы, или эпопеи. Классическим образцом подобных поэм являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

«Илиада» и «Одиссея» долгое время служили образцом для создания других эпических поэм-эпопей легендарно-мифологического и героического содержания. Так, древнеримский поэт Вергилий создал поэму «Энеида» —■ рассказ о странствиях и приключениях троянца Энея, будто бы основавшего царство на латинской земле.

В начале XIV века итальянский поэт Данте создает, большую эпическую поэму «Божественная комедия», в которой причудливо сочетаются правдивые зарисовки реальной жизни с мифологическими образами христианской религии и античной мифологии.

В XVII веке английский поэт Джон Мильтон создал эпические поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», в основу которых были положены библейские мифы. Дальнейшие попытки создавать эпические поэмы с опорой на мифологические образы и сюжеты успеха не имели, так как мифологическое, т. е. фантастическое, восприятие мира отошло в прошлое.

Новое время, указывал Маркс, «исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы.., требует от художника независимой от мифологии фантазии».

В XVII—XVIII веках поэма как жанр переживает период упадка. Ее возрождение связано с развитием романтизма и реализма. Жанр романтической поэмы ярко представлен в творчестве Д. Байрона, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. В. Г.

Белинский так определил существенные черты романтической поэмы: «В новейшей поэзии есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который схватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Этот род эпоса один удержал за собою имя «поэмы».

Следует заметить, что романтическая поэма не только эпическое, но и лиро-эпическое произведение. В ней всегда ощутим авторский субъективизм, отношение автора к предмету рассказа.

В реалистической литературе XIX—XX веков эпическая поэма уступает свое место эпическим прозаическим жанрам — повести и роману. Своеобразным исключением является поэма Н. А.

Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в которой правдивое изображение быта и нравов предреформенной и пореформенной России сочетается с поэтизацией народных мстителей и народных заступников, наделенных богатырской силой духа.

В советской литературе лиро-эпическая поэма нашла свое дальнейшее развитие в творчестве В. Маяковского («Владимир- Ильич Ленин», «Хорошо!»), Д. Бедного (« улица»), Э. Багрицкого («Дума про Опана-са»), А.

Твардовского («Страна Муравия, «Василий Теркин», «За далью — даль»), А. Кулешова («Знамя бригады») и ряда других поэтов.

Применительно к современной литературе поэмой следует считать жанр большого стихотворного произведения лиро-эпического характера, поэтически воспроизводящего существенные стороны народной жизни.

Одним из самых излюбленных жанров устной поэзии всех народов была сказка. Это, как правило, сравнительно небольшое повествовательное произведение подчеркнуто вымышленного содержания. В сказках происходит то, что не может произойти в реальной жизни: звери говорят человеческим голосом, умершие воскресают, крестьянский сын женится на царевне и т. д.

Возникнув еще во времена мифотворчества, первые сказки были очень близки к мифам (волшебные сказки и сказки о животных).

В последующем своем развитии этот жанр все больше наполнялся содержанием, связанным с повседневной жизнью людей.

Так, в русском и белорусском крестьянском фольклоре дооктябрьской поры бытовало много сатирических сказок, в которых мужик всегда выходит победителем в столкновении с попом, помещиком, купцом (в жизни все было как раз наоборот) .

Из фольклора сказка перешла в литературу. Литературные сказки создавали многие писатели. Прославленным сказочником был датский писатель Андерсен, прекрасные стихотворные сказки писал А. С. Пушкин. Сказочные образы и мотивы использовал Н. В.

Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Миргороде». Своеобразный жанр сатирико-политической сказки создал М. Е. Салтыков-Щедрин. В современной литературе сказки пишутся преимущественно для детей. Таковы замечательные сказки К. Чуковского и С.

Маршака.

Самыми распространенными жанрами повествовательной литературы нового времени являются рассказ, повесть и роман.

Рассказ — это небольшое эпическое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего в рассказе повествуется об одном-двух героях). Сюжет рассказа обычно составляет какое-либо характерное событие, дающее писателю возможность поставить интересующую его жизненную проблему и показать своего героя (или героев) более или менее полно. Например, в рассказе И. С.

Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собачки. Событие это послужило поводом резкого столкновения героя рассказа с барыней.

По ходу рассказа писатель сравнительно полно раскрывает характеры Герасима и барыни и как гуманист решает проблему крепостного права; весь рассказ проникнут горячим сочувствием к крепостным крестьянам и острой неприязнью к само-дурам-помещикам.

Рассказ с остро развивающимся сюжетом и неожиданной концовкой называют новеллой. По словам Гете, новелла, это «правдоподобный рассказ о неслыханном и замечательном событии». Выдающимися мастерами новеллы были П. Мериме, А. С. Пушкин, О’Ген-ри, Г. Мопассан, А. П. Чехов, К. Г. Паустовский. Классический образец новеллы — «Пиковая дама» А. С. Пушкина.

Рассказу и новелле как малым эпическим формам противостоят произведения большой эпической формы — повесть и роман. В школьных и вузовских учебниках повесть определяется как эпическое произведение, среднее между рассказом и романом: она больше рассказа и по объему и по количеству действующих лиц, но меньше романа.

Однако такое толкование повести лишает ее права на существование как самостоятельного жанра и затрудняет практическое определение этого вида произведений. Например, повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» по объему больше романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Границу между повестью и романом надо искать не в их объеме, а в особенностях композиции.

В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, повесть излагает материал более эпично, хроникально.

https://www.youtube.com/watch?v=YJ9-HmV2qpA

Истоки повести как жанра уходят в далекое прошлое. В древнерусской литературе термин «повесть» имел очень широкое значение. Под повестью понималось всякое повествование о каких-либо событиях («Повесть временных лет», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань» и др.). Современное значение термина «повесть» более узко и специфично.

Повесть — это вид эпического произведения средней или большой формы, построенного в виде повествования о событиях в йх естественной последовательности. Таковы, например, биографические повести С. Аксакова, Л. Толстого, М. Горького, Я. Коласа, Ф. Гладкова. Следует обратить внимание на то, что свое крупнейшее произведение «Жизнь Клима Самгина» М.

Горький назвал не романом, а повестью.

Самым сложным эпическим жанром является роман.

Роман — это многоплановое, многопроблемное эпическое произведение с большим количеством действующих лиц, со сложным и остро развивающимся сюжетом, позволяющим романисту дать увлекательное и разностороннее воспроизведение личной и общественной жизни людей изображаемой эпохи. Например, роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» дает нам возможность зримо представить людей и события коллективизации деревни.

Жанр романа прошел длительную историю развития. Первые, еще очень наивные и несовершенные образцы романа были созданы в античной литературе. Таковы романы Татия «Левкиппа и Клитофонт», Лонга «Дафнис и Хлоя» и некоторые другие.

первых греческих романов составляло описание взаимоотношений влюбленных друг в друга юноши и девушки, их разлуки, чудесных приключений и счастливой встречи.

На расска зе о приключениях человека, превращенного в осла, основан сюжет романа древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы», известного больше под названием «Золотой осел».

В средние века и в эпоху Возрождения большое распространение получили рыцарские романы— о необыкновенных приключениях и любовных похождениях рыцарей-феодалов. Начиная с эпохи Возрождения широкую популярность в европейской литературе приобрел «плутовской роман», который обычно строился как рассказ героя-плута о превратностях своей жизни. Плутовские романы по своему содержанию были ближе к прозе жизни, чем рыцарские романы.

В начале XVII века великий испанский писатель Мигель Сервантес создал знаменитый роман «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский». Пародируя образы, сюжеты и стиль рыцарских романов, Сервантес сделал свое произведение реалистическим зеркалом, в котором отразились самые существенные стороны жизни деградировавшего феодального общества.

Значительный вклад в развитие жанра романа внес французский писатель Антуан Прево книгой «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731). По словам Мопассана, Прево создал «обаятельную форму современного романа».

Свое развитие роман получил также в творчестве таких писателей XVIII века, как Дефо («Робинзон Крузо»), Фил-динг («История Тома Джонса, найденыша»), Руссо («Юлия, или Новая Элоиза») и др.

Наивысшего расцвета искусство романа достигло в творчестве писателей реалистов XIX и XX веков. Первыми в плеяде великих романистов новейшего времени на Западе были Стендаль («Пармская обитель», «Красное и черное»), Бальзак с ёго серией романов «Человеческая комедия», Диккенс, создавший несколько десятков романов.

В русской литературе первые образцы романа были созданы А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и М. Ю. Лермонтовым. Всемирно признанными мастерами реалистического романа выступили И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. В XIX веке роман и повесть стали самым широким, всеобъемлющим родом литературы. В романе, отмечал В. Г.

Белинский, соединяются все другие роды поэзии — «и лирика, как излияние чувств автора по поводу описываемого им события, и драматизм как более яркий и рельефный способ за ставлять высказываться данные характеры. Отступления, рассуждения, дидактика, нетерпимые в других родах поэзии, в романе и повести могут иметь законное место». В. Г.

Белинский обратил внимание и на то, что на долю романа и повести преимущественно досталось изображение картин общественной жизни.

Большинство реалистических романов, написанных в XIX—XX веках, следует отнести к разряду социально-психологических. В подобного рода произведениях романист ставит перед собой задачу правдиво показать социальные типы, их психологию и те жизненные обстоятельства, которые формируют эту психологию.

Например, в романе И. А. Гончарова «Обломов» с замечательной рельефностью дан тип русского помещика эпохи крепостного права, вся психика которого проникнута барской ленью, праздной мечтательностью.

Столь же ярким социальным типом изображен в романе слуга Обломова Захар, на физическом и духовном облике которого не меньше, чем на .облике его барина, сказалось г-убительное влияние крепостнической Обломовки.

В тех случаях; когда писатели выдвигают на первый план социально-политические проблемы, их романы называют социально-политическими. Таковы, например, роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», роман М. Горького «Мать».

Многие произведения писателей совмещают в себе одновременно признаки нескольких разновидностей романов. Например, романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» являются социально-психологическими и философскими. В то же время в их сюжетном построении есть элементы авантюрно-уголовного романа.

Романы с широким и глубоким изображением национально-народной жизни в переломные исторические эпохи получили название романов-эпопей. Романом-эпопеей является «Война и мир» Л. Н. Толстого. Из произведений советских писателей к жанру эпопеи относят «Железный поток» А. Серафимовича, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. «Хождение по мукам» А. Толстого.

Из других эпических жанров в новейшей литературе плодотворно развивается очерк. Обычно это небольшое повествовательно-описательное произведение со свободной композицией, которая служит открытому пуб лииистическому решению жизненных проблем, интересующих писателя.

Отдельные очерки могут быть объединены в циклы, составляющие целую книгу (или даже несколько книг). В форме очерков, объединенных в циклы-книги, написал большинство своих произведений Г. Успенский. Таковы «Нравы Растеряевой улицы», «Власть земли» «Крестьянин и крестьянский труд».

Знаменитой книгой стали «Очерки бурсы» Н. Помяловского. Как серия очерков создавался роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Очерковую композицию имеет и книга Д. Фурманова «Чапаев». Условно очерки можно разделить на художественные и художественно-документальные.

В первых изображаются вымышленные лица и события, во вторых — подлинные лица и факты жизни с точным обозначением имен, дат, местности.

В школьных учебниках к эпическим жанрам, помимо названных, относят басню, хотя в ней есть также элементы лирики и драмы. Басня — это небольшое, обычно стихотворное, произведение нравоучительно-сатирического характера.

Отличительной особенностью басни является то, что ее образы, как правило, имеют иносказательный смысл. Под видом зверей, птиц, насекомых, растений, вещей изображаются люди и человеческие отношения.

Чаще всего басня строится на резком столкновении контрастных образов и напряженном развитии действия. Почти обязательным компонентом басенной-композиции является диалог.

Основоположником жанра басни считается древнегреческий баснописец Эзоп (VI—V вв. до н. э.). По имени Эзопа иносказательную речь стали называть эзоповым языком.

Широкую известность получили басни французского поэта Лафонтена и прославленного русского баснописца И. А. Крылова. В советской литературе басни политического содержания писал Демьян Бедный.

Большим успехом у советских читателей пользуются басни С. Михалкова, О. Вишни, С. Олейника, К. Крапивы.

Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-3956

Своеобразие эпоса как рода литературы. Особенности изучения эпических произведений

Особенности эпических произведений

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.

Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, — эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе. Аккумулируя достижения научно-эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки.

При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами.

Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Эпос

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразве рода в жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М .А. Рыбивкова: «Методические приемы диктуются природой произведения… Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение.

Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме.

Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» (Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985. — С. 58).

Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров. Достоинства романа высоко ценил В.Г.Белинский: «…

его объем, его рамы до бесконечности неопределенны; он менее горд, менее прихотлив, нежели драма, ибо, пленяя не столько частями и отрывками, сколько целым, допускает в себе и такие подробности, такие мелочи, которые при своей кажущейся ничтожности, если на них смотреть отдельно, имеют глубокий смысл и бездну поэзии в связи с целым, в общности сочинения; …форма и условия романа удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот мне кажется, тайна его необыкновенного успеха, его безусловного владычества» (Белинский В.Г. Сочинения. — М., 1948. — Т. 1. — С. 112).

Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ основной эпический жанр, изучаемый в V-VIII классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.

В предыдущей главе речь шла об отсутствии целостности восприятия учащимися отдельных компонентов, сторон произведения. Связать и сюжет, в другие элементы композиции, и образы, и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант ответственная задача учителя.

Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Так, вступительное слово к изучению «Кладовой солнца» М.М.

Пришвина в VI классе заканчивается кратким рассказом о своеобразии жанра сказки-были. Учитель отметит, что сказка Пришвина вводит нас в гущу жизни, в жизнь русской природы — и вместе с тем это путь в небывалое, в сказочную страну, где добро побеждает зло, где мужество и находчивость помогают побеждать.

Сказка-быль Пришвина как бы соединяет достоверность конкретного факта с поэтическим изображением мира.

Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения.

Проза Пушкина занимает в программе Х класса скромное место.

Школьники на уроках биографии осознают, какое значение имеют «Повести Белкина» в творческой эволюции писателя, у них складывается общее представление о работе Пушкина над прозаическими произведениями («Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»).

Оптимальным вариантом организации работы над прозой Пушкина является сочетание трех основных на правлений: обзорвых лекций учителя, включающих краткий анализ ограниченного количества эпизодов; повторение материала, пройденного в VIII—IХ классах и задания для индивидуальной самостоятельной работы по тексту «Повестей Белкина» и «Пиковой дамы». Это поможет избежать перегрузки учащихся и выполнить требования программы. Отсутствие времени на текстуальное изучение пушкинской прозы осложняет задачу, стоящую перед учителем и учащимися.

Беседы и анкетирование, проведенные с учащимися, прочитавшими «Повести Белкина» и «Пиковую даму» показывают, что они не воспринимают прозу Пушкина во всем ее богатстве. Воспринимается в основном сюжет повестей, и то в силу его сжатости недостаточно глубоко.

Десятиклассники после самостоятельного чтения не осознают ни авторской позиции, ни художественных достоинств пушкинской прозы. А между тем это должно явиться основой всего последующего изучения прозы русских классиков. Художественная проза Пушкина — это новый этап в развитии взглядов самого писателя и в развитии русской литературы.

Пушкин первый заложил основы русской реалистической прозы, хотя его особенная повествовательная манера не была никем вовторена.

Первым этапом всей работы по прозе Пушкина является небольшая лекция учителя о «Повестях Белкина» созданных в период болдинской осени 1830 г.

В лекцию включены элементы беседы и выступления учащихся, получивших индивидуальные задния по тексту отдельных повестей всего цикла (сопоставить два поединка в повести «Выстрел»; проследить изменения в положении и состоянии станционного смотрителя во время трех приездов рассказчика).

Углубление восприятия материала, изложенного учащимися, связано с организацией наблюдений над указанными отрывками из текста. В процессе обсуждения отмечаем целостность композиции всего цикла, объединенного образом рассказчика.

Отмечаем, что Пушкин хотел ввести в повествование максимум простоты, документальности, что большой заслугой автора является создание типичных образов.

Поведение действующих лиц глубоко мотивировано и в социальном, и в психологическом плане, автор редко использует сравнение, метафоры, зато глагол в его художественной прозе несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности.

Учитель строит эту работу лишь по отдельным ориентирам: характеры и сюжеты «Повестей Белкина» подсказанны Пушкину самой действительностью, в каждом образе воплощены существенные черты современного автору русского общества, в каждом отдельном случае автор, порой почти незаметно, дает нравственную оценку героям.

В цикле «Повестей Белкина» нет ничего лишнего или случайного (так, написанный первым «Гробовщик» «уступил» место «Выстрелу», ибо не в накопительстве, а в мужественном самопожертвовании видел Пушкин истинное назначение человека).

Общий вывод, завершающий короткую встречу учащихся с миром прозы Пушкина, заключается в следующем: глубоко раскрыв связи между личностью и средой, автор через судьбы представителей различных сословий стремится раскрыть законы развития общества. В произведениях периода болдинской осени 1830 г. он решал проблемы создания типического характера, стремился к демократизации литературного процесса. В 30-е гг. Пушкин заложил основы реалистической русской прозы.

Второй этап работы над прозой на уроках биографии Пушкина (произведения 30-х гг.) строится на основе повторения «Дубровского» и Капитанской дочки» Предлагаем учащимся самостоятельно на знакомом по VIII классу тексту повести «Капитанская дочка» решить вопрос: «Как помогает композиция повести раскрытию характеров и авторского замысла?»

Целенаправленные наблюдения над известным уже текстом помогают открывать все новые грани пушкинского таланта, четче обозначить круг нравственных проблем повести. На уроке суммируем наблюдения и вместе с учащимися формируем обобщения, совершенствуя навыки целостного эстетического анализа прозаического произведения.

В повести 14 глав: «Сержант гвардии», «Вожатый», «Крепость», «Поединок», «Любовь», «Пугачевщина», «Приступ», «Незваный гость», «Разлука», «Осада города», «Мятежная слобода», «Сирота», «Арест», «Суд». Решаем, что первая глава (описание семейства Гриневых) и концовка последней главы — своего рода эпилог, создают композиционное кольцо.

Мы как бы по-прежнему находимся в семье, над которой прогремело эхо национальной трагедии. Главы 3-я, 4-я и 5-я: в них повествуется о Белогорской крепости, семье капитана Миронова, раскрываются отношения Гринева с Машей и Швабриным.

В главе 6-й ( дается резкий сюжетный поворот, в корне меняющий судьбы людей: в итоге ценность человеческой личности проверяется в горниле народного восстания.

Глава «Вожатый» оказывается в особом положении. В ней впервые появляется Пугачев. Описание бурана, значимость заглавия, «вещий» сон Гринева — все это делает главу как бы тревожной подготовкой ко всей цепи событий повести, к пониманию взаимоотношений между вождем крестьянского восстания и Гриневым.

В целом композиция и сюжет повести «Капитанская дочка» подчинены раскрытию пушкинского идеала, освещению всех событий и характеров в свете этого идеала. Тема несогласия, протеста проходит через все творчество Пушкина.

Не случайно в разгар работы над «Дубровским» Пушкин пишет план «Капитанской дочки»: его волнует новая тема — крупнейшее в истории его отечества народное восстание.

Знакомство с прозой Пушкина включает краткий обзор учителем содержания повести «Пиковая дама». В этой части урока класс заслушивает выступления учащихся, прочитавших повесть и получивших индивидуальные задания по темам: «Причины поступков Германа» и «Роль фантастических элементов в повести».

Поведение Германна ученики объясняют влиянием среды («Поведение Германна мотивируется тем, что он живет в обществе, в котором главное — деньги»: «Германн видит, что лишь те имеют власть, у кого есть капитал, и он решается на все, даже на убийство.

Пушкин винит во всем общество»). Психологическая мотивировка поведения героя ускользает от учащихся при попытке дать самостоятельно анализ повести.

Раскрывая вопрос о причинах конфликта между героем и средой, школьники подчеркивают различие между Германном и теми, кто имел деньги.

Значение фантастических элементов девятиклассников понимают следующим образом: «Фантастические элементы Пушкин вводит для того, чтобы более ярко показать одолевшую Германна страсть к деньгам.

Деньги, деньги, деньги.

Все подчинено им»; «Фантастические элементы в повести Пушкина «Пиковая дама» использваны для того, чтобы еще глубже раскрыть внутренний мир героя, охваченного одной страстью — стремление иметь деньги».

Пушкин дает отрицательную нравственную оценку герою, хотя прямо нигде ее не высказывает, но жажда денег становится той причиной, которая приводит Гермавна к трагическому концу. Авторская позиция раскрывается в эпиграфе к IV главе повести ( у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого»). Справедливо утверждение Г.А.

Гуковского, что харакер Германна — это «могучее, типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса проникновения капитализма в самые основы русской жизни» (Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля.М., 1957. — С. 340—341).

Внимание к понятиям характера, метода, а также к особенностям индивидуального стиля писателя оказывает несомненное воздействие на углубление восприятия художественных произведений.

Используем запись самого Пушкина. В статье «О прозе написанной в 1822 году, Пушкин так определил основные достоинства прозы: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат» (Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1957. — Т. УIII. — С. 15—16).

Девятиклассники осознают особенности повествовательной манеры А.С.Пушкина при кратком знакомстве с «Повестями Белкина», «Пиковой дамой», а также в ходе повторения «Дубровского» и «Капитанской дочкви». Это стремительное развитие действия, краткость сюжета, краткость портретных характеристик, простота построения предложений, особое значение глагольных конструкций.

Углубление восприятия прозы Пушкина даже в сжатом обзорном варианте создает основу для всей последующей работы над эпическими произведениями в старших классах. При изучении прозы М. Ю.

Лермонтова используется сопоставление прозы Пушкина и Лермонтова с целью углубить понимание художественного метода писателей. В работе на уроках литературы особое значение имеет осознание учащимися таких особенностей прозы Н.В.

Гоголя, как эпичность и лиризм, соединение низкого и высокого, сатирическая заостренность авторских характеристик, использование богатств народного языка.

Совершенствование деятельности старшеклассников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе анализа литературных произведений.

Особое значение имеет постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля произведений русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, — к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.

В анализе романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» целесообразно подвести учеников к мотивированному выбору и рассмотрению эпизодов. Учащимся в ходе уроков предлагаются задания:

• Назовите эпизоды, в которых раскрывается находчивость и сила характера Печорина.

• Укажите сцены, помогающие понять скептицизм и холодность Печорина.

• Как раскрывается характер Печорина в системе образов романа?

Следует подчеркнуть, что в жанровом отношении эпические произведения, изучаемые в IХ классе, достаточно сложны для восприятия учащихся: роман в стихах А.С.Пушкина, социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова, состоящий из пяти повестей, расположенных не в соответствии с хронологией событий; поэма в прозе Н.В.Гоголя.

Внимание учащихся к поиску Н.В.Гоголем жанра произведения подводит к пониманию того, что судьба Чичикова не является основой авторской концепции, что творческий замысел писателя связан с мыслями о русском народе и будущем России.

Именно жанр поэмы, а не романа, как было первоначально задумано, дает возможность понять единство сюжета и целостность композиции, значение восприятия повествователем картин жизни, наконец, то особое место, которое занимает образ автора в произведении.

Источник: https://students-library.com/library/read/55587-svoeobrazie-eposa-kak-roda-literatury-osobennosti-izucenia-epiceskih-proizvedenij

Эпические жанры литературы — признаки, черты и примеры произведений

Особенности эпических произведений

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам.

Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

  1. Эпопея. В произведении описывается жизнь народа или социальной группы. Сюжетная линия характеризуется ключевыми историческими событиями, которые кардинально меняют судьбу главных героев. Автор рассказывает о частных жизненных историях, умело сцепляет эпизоды со сценами из жизни персонажей, тщательно прорисовывает их характеры и мышление. На такое способны только настоящие мастера, поэтому в жанре эпопеи существует мало выдающихся работ. Известным примером эпоса в произведениях крупной формы является «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. Роман. Жанр рассматривает конкретный период или жизнь определённой личности. Роман отличается продолжительным описанием множества значимых событий, несколькими сюжетными линиями и различными группами героев, которые могут быть главными, второстепенными и эпизодическими. В произведениях раскрываются важные для общества проблемы. Романы отличаются по структуре, проблематике и эпохе. Среди известных произведений следует выделить труды «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова.

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

В произведениях изображается естественное течение жизни. Сюжет отличается хроникальной формой: эпизоды нередко следуют друг за другом без связи между собой. Примеры повестей: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина.

Малые формы

С малыми жанрами эпоса учащиеся знакомятся в 5 классе. Примеры эпических произведений: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тёмные аллеи» И. А. Бунина. Произведения в краткой форме отличаются сжатым объёмом, одной сюжетной линией и ограниченным количеством героев. Список малых жанров эпоса:

  1. Рассказ. Сочинения в этом жанре характеризуются малым числом персонажей и кратковременными событиями, которые описываются автором. Основа рассказа — изображение определённой сцены или явления. В этом жанре писали А. С. Пушкин, М. Горький, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь и др.
  2. Новелла. Выступает разновидностью рассказа. Произведения характеризуются острыми сюжетами и неожиданной развязкой. Совокупность рассказов называется новеллистикой. Новелле характерны краткость, нейтральный стиль изложения и отсутствие психологизма. Новеллист уделяет мало внимания описанию персонажей. В произведениях главным является случай, который на какое-то время сводит героев и затем разлучает их. Популярные авторы новелл — Эдгар Алан По, Стефан Цвейг.
  3. Очерк. Для этого жанра сюжет не имеет большого значения. Автор обычно рассказывает о каких-то событиях от первого лица. Этот приём позволяет отразить в произведении собственные размышления, а также провести сравнения и аналогии. Очерки часто причисляют к научному или публицистическому стилю, однако им характерна художественная образность. Произведения в этом жанре публиковали А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, Н. Г. Помяловский.

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Примеры фольклора

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки.

Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок.

Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером.

В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом.

Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории.

При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки.

Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают.

Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением.

Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

  1. Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
  2. Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
  3. Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Источник: https://nauka.club/literatura/epicheskie-zhanry-literatury-priznaki-cherty-i-primery-proizvedeniy.html

Refy-free
Добавить комментарий