Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Чрезвычайная ситуация (ЧС) − обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления , катастрофы, стихийного или иного бедст-вия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. По природе происхождения различают: природная или техногенная ЧС.

Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс, причи-ной возникновения которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, просадка в лесовых грунтах, эрозия, переработка берегов, цу-нами, лавина, наводнение, подтопление, затор, штормовой нагон воды, сильный ветер, смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природ-ный пожар [4].

Техногенная ЧС − состояние, при котором в результате возникновения источника тех-ногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормаль-ные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, нано-сится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде [5].

ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситу-ациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера мате-риального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ситуаций. ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные [6].

Поражающие факторы источников техногенных ЧС классифицируют по генезису (происхождению) и механизму воздействия. Поражающие факторы источников техноген-ных ЧС по генезису подразделяют на факторы: прямого действия или первичные; побоч-ного действия или вторичные [7].

Первичные поражающие факторы непосредственно вызываются возникновением ис-точника техногенной ЧС. Вторичные поражающие факторы вызываются изменением объ-ектов окружающей среды первичными поражающими факторами.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС по механизму действия подразде-ляют на факторы: физического действия; химического действия.

К поражающим факторам физического действия относят: воздушную ударную волну; волну сжатия в грунте; сейсмовзрывную волну; волну прорыва гидротехнических соруже-ний; обломки или осколки; экстремальный нагрев среды; тепловое излучение; ионизирую-щее излучение.

К поражающим факторам химического действия относят токсическое действие опас-ных химических веществ.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и ор-ганизаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуп-равления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложи-лась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организа-ций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соот-ветствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

Восстановительные работы после аварий и крушений подвижного состава проводятся силами восстановительных поездов дирекции «Дорожные восстановительные средства» (ДорВС).

Крушение поезда − столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поез-дом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станции-ях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения или схода под-вижного состава [5].

Железнодорожная авария − авария на железной дороге, повлекшая за собой поврежде-ние одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капи-тального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадав-шим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на ава-рийном участке, превышающий нормативное время [5].

При авариях и крушениях с опасными грузами привлечение сил и средств единой госу-дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Се-веро-Западного и Центрального регионов осуществляется в обязательном порядке незави-симо от масштабов аварий и крушений (ЧС). Органы управления МЧС РФ организуют ликвидацию ЧС с опасными грузами своими силами с привлечением аварийно-спасатель-ных команд других министерств, ведомств, организаций РСЧС, а также восстановитель-ных поездов ДорВС.

Опасный груз − опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузке могут соз-дать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей природной среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества [5].

При возникновении ЧС с опасными грузами ликвидация последствий происшествий осуществляется согласно Плана взаимодействия сил и средств Октябрьской жел. дор. с Северо-Западным и Центральным и Региональными Центрами МЧС РФ.

Список литературы

1. ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ Средства защиты работающих. Общие требования и класс-сификация.

Источник: https://studopedia.su/2_57143_chrezvichaynie-situatsii-na-zheleznodorozhnom-transporte.html

Основные причины ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС) на железнодорожном транспорте

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

— сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

— пожары, взрывы, утечки опасных грузов;

— наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт, на мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов;

— воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, обвалы, лавины, сели, оползни, ураганы, обильный снегопад, низкая температура воздуха.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к трав­мированию и гибели людей, повреждению и уничтоже­нию материальных ценностей, нанесению ущерба окру­жающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пере­сечения железной дороги с автодорогой или улицей в одном уровне. Как правило, такое пе­ресечение устраивается под прямым углом, в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров. Переезд должен быть оборудован зву­ковой и световой сигнализацией, шлагбаумом.

Переходить железнодорожные пути нужно только в установлен­ных местах, пользоваться пешеходными мостами, тоннелями, переез­дами с настилами, в местах установки указателя «Переход через пути». Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива, вагона.

Во время перехода нужно быть предельно внимательным, особенно в ус­ловиях холмистой местности, плохой видимости, при на­личии поворотов и растительности. Идти нужно под пря­мым углом, без остановки, не наступая на рельсы. Стоящие вагоны, локомотивы, цистерны нужно обходить на рас­стоянии не менее пяти метров от них.

В случае обнаружения дефектов на железнодо­рожном полотне необходимо сообщить об этом взрослым при отсутствии такой возможности нуж­но идти навстречу поезду и подавать машинисту сигнал, размахивая над головой платком или другой тканью. В условиях плохой видимости можно использовать ручной фонарик, любой другой источник света.

Запомните:

— нельзя ходить по железнодорожному пути, двигаться вдоль него ближе пяти метров от крайнего рельса, утраивать игры на железнодорожном полотне или в непосредственной близости от него;

— во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

— нельзя преодолевать железнодорожный путь перед близко идущим составом. Бе­зопасным считается расстояние не менее 400 метров до поезда;

— чрезвычайно опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;

— нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В слу­чае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

— нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к ме­таллическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам.

Наибольшую опасность ЧС на железнодорожном транспорте представляют в про­цессе пассажирских перевозок. Это связано с нахождением большого количества людей на перронах и в условиях замкнутого пространства пассажирских вагонов.

Резкая остановка пассажирского состава или переворачивание вагонов приводит к падению пассажиров с полок, их придавливанию, травмам, пожарам, взрывам, утеч­ке опасных веществ. В подобной ситуации необходимо как можно быстрее поки­нуть опасную зону, уйти на расстояние не менее 100 метров.

Чтобы до минимума сократить вероятность воз­никновения ЧС на перроне и в вагоне, необходи­мо знать и соблюдать требования безопасности:

— на перроне необходимо быть предельно внима­тельным в процессе ожидания поезда;

— нельзя находиться на краю платформы или устраивать на ней подвижные игры, прыгать с платформы на железнодорожные пути. Безопасным считается расстояние 2 метра от края платформы.

— заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной плат­формы, после полной остановки поезда;

— нельзя вскакивать на подножки, ехать на них или спрыгивать на землю, находиться на буферах меж­ду вагонами, лазать под вагонами, перелазать че­рез автосцепки во время остановки поезда. Для пе­рехода от платформы к платформе нужно пользо­ваться специальными переходами;

— нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;

— нельзя высовываться из окон или дверей тамбу­ра на ходу поезда: можно вывалиться или полу­чить удар о выступающий предмет встречного поезда;

— запрещается ездить на крыше вагона, на поднож­ках, переходных площадках, в грузовом составе.

Нередко ЧС на железной дороге связаны с обрывом и падением на вагон или на землю контактного провода, который находится под напряжением. В такой ситуации нужно оста­ваться в вагоне.

Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и удалиться на рас­стояние не менее 10 метров от вагона мелкими шажками. При этом подошвы нельзя отры­вать от земли. Выполнение подобного требования исключит попадание человека под шаговое напряжение.

Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. На­пряжение контактного провода настолько велико, что уже на расстоянии двух метров обра­зуется электрическая дуга, то есть для поражения током даже не нужно прикасаться к проводу.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Они наносят значительный материальный ущерб, приводят к травмированию и гибели людей. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возго­рания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности.

Довольно часто пожары возникают в пути следования на значительном расстоянии от пожарных час­тей и водоисточников. До прибытия пожарных огонь может уничтожить загоревшийся ва­гон и перекинуться на соседние вагоны.

Огонь по вагону распространяется очень быстро, что связано с наличием в нем большого количества легковоспламеняющихся и активно горя­щих материалов, которые широко используются для декоративной отделки вагонов. Ско­рость распространения огня в коридоре вагона со­ставляет 5 м/мин, в купе ­2,5 м/мин. В течение 15-20 минут после начала пожа­ра весь вагон охватывает пламя.

Температура горе­ния достигает 950 С. Пора­жающими факторами вовремя пожара в пассажирс­ком поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара немедленно сообщите про­воднику о случившемся. Он передает информацию по телефону или рации де­журному по ближайшей станции. Далее о ЧС сообщается всем службам: пожарным, спасате­лям, медикам, работникам милиции.

До прибытия специалистов нужно организовать туше­ние пожара с помощью огнетушителей, которые есть в каждом вагоне, а также подручными средствами. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помо­щью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через две­ри, люки, окна или перейти в соседний вагон.

Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, во впадине, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены. В сложившейся ситуации следует сохранять спокойствие, действо­вать без паники, помогая друг другу.

Если поезд приходится покидать во время его движе­ния, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, оттолкнитесь от нее в направлении по ходу движения состава, смягчите удар о землю кувырком вперед. Это опасно, но лучше, чем сго­реть в пылающем вагоне.

Чрезвычайную опасность для населения, которое проживает в непосредственной близости от железной дороги, представляет горение цистерн с жидкими го­рючими и вагонов с твердыми материалами.

Высота пламени горения жидкости в цистерне достигает 40-50 метров, а площадь горения составляет несколько гекта­ров.

В случае возникновения подобной ситуации необ­ходимо незамедлительно покинуть опасную зону.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_127630_osnovnie-prichini-chrezvichaynih-situatsiy-chs-na-zheleznodorozhnom-transporte.html

Тема 6: Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов.

Железнодорожный транспорт включает в себя:

– железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, стрелки);

– железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);

– железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения запасные пути);

– железнодорожные вокзалы.

Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

– большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 3-4 тыс.т., масса пассажирского состава – около 1тыс. т, масса одной цистерны – 80-100 т;

– высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров

– определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде – в среднем 16, в грузовом – 75. Максимальное число вагонов в составе – 110;

– электроток высокого напряжения (до 30 кВ);

– опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);

– влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
– многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.

 Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.

Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.

Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие. происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона.

Информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает по телефонной связи или по радиосвязи от начальника поезда (машиниста) дежурному по ближайшей станции. Последний передает информацию о месте и характере ЧС всем заинтересованным структурам, в том числе и спасательным службам.

 По прибытии на место катастрофы спасатели:

– проводят разведку и оценивают ситуацию;

– определяют границы опасной зоны и устанавливают ее ограждение;

– проводят ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;

– ликвидируют последствия ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

       Для перевозки людей по железной дороге используются пассажирские вагоны с вместимостью до 160 человек. Длина вагона составляет 24 м, ширина – 3,5 м, высота – 3,5 м, масса – 50 т. Вагоны оборудованы двумя входными дверьми шириной 80 см, высотой 185 см.

Они снабжены специальными замками, которые открываются трехгранным или четырехгранным торцевым ключом. Входные двери открываются внутрь вагонов. Двери купе и электричек открываются при перемещении их по катучим опорам вбок. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см.

Вагон оборудован системой электроснабжения, вентиляции, теплоснабжения.

    Опасность для пассажиров представляют собой резкая остановка поезда и переворачивание вагонов. При этом происходит падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.

 Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

– проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;

– организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;

-организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

    Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки.

В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки. Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать.

После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

     Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

    Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим.

Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе – 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950° С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 минуты.

При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 минут. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени – 1100° С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин.

Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1.5-2,0 т). Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, Все это к тому же усугубляется паникой.

Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.

         Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.

       Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших и оказания им помощи.

Источник: https://fireman.club/conspects/organizatsiya-i-provedeniya-asr-na-zheleznodorozhnom-transporte/

Проведение АСР на железнодорожном транспорте — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Проведение АСР на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт – это вид транспорта, наиболее приспособленный к массовым перевозкам, функционирующий в любое время суток независимо от времени года и атмосферных условий и имеющий высокую провозную способность.

Однако при всех положительных факторах имеется высокая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. Поэтому предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) на железнодорожном транспорте является одним из важных вопросов.

Ликвидация последствий аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте направлена на предотвращение угрозы людям, защиту природной среды, возможную сохранность груза, подвижного состава, сооружений, а также на возобновление движения поездов и маневровой работы в возможно короткий срок.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте, вызванные нарушениями безопасности движения

Железнодорожные аварии (катастрофы) можно разделить на 2 вида:

  • аварии товарных поездов;
  • аварии пассажирских поездов.

К крушениям поездов относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых, могут погибнуть или получили тяжкие телесные повреждения люди, а также повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из эксплуатации, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения.

Особое беспокойство могут вызывать чрезвычайные ситуации при перевозке опасных грузов, возникающие в результате выше перечисленных происшествий на железнодорожном транспорте.

Характерные особенности железнодорожного транспорта:

  • большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет 3-4 тыс. т, масса пассажирского состава – около 1 тыс. т, масса одной цистерны — 80 — 100 т;
  • высокая скорость передвижения состава (до 200 км/ч), при этом отсутствуют ограждения в пределах населенных пунктов, а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров (средняя техническая скорость движения пассажирского поезда: дальнего сообщения — 56, пригородного сообщения — 47 км/ч);
  • опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);
  • электроток высокого напряжения (до 30 кВ), проходящий по кабелю, подвешенному на высоте 6 м над рельсами;
  • наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).
  • по железным дорогам перевозится более 400 наименований опасных грузов, в случае крушения состава с такими грузами может возникнуть зона ЧС с комбинированными поражениями — от взрыва, разлива АХОВ, пожара и схода (столкновения, опрокидывания) вагонов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

С возникновением ЧС первоочередной задачей пожарных и спасателей становятся организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

АСиДНР включают две группы работ: аварийно-спасательные работы (АСР) и другие неотложные работы (ДНР).

Цель АСР – поиск и эвакуация людей из зоны ЧС в безопасные районы, оказание помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения, создание для спасенных нормальных условий жизнедеятельности.

Цель ДНР – создание более благоприятных условий для быстрого и безопасного проведения АСР, обеспечение жизнедеятельности сохранившихся элементов объекта и его восстановление.

Они должны ограничить или устранить действия полей поражающих факторов (ПФ) источников опасности.

В первую очередь ДНР проводят там, где ведутся АСР и где аварии создают опасность для людей и организации, угрожают дополнительными авариями, разрушениями, взрывами, затрудняют ведение АСР.

По прибытии на место катастрофы спасатели должны провести следующие мероприятия:

  • сбор информации, разведка и оценка ситуации;
  • определение границ опасной зоны, ее ограждение и оцепление;
  • проведение ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;
  • ликвидация последствий ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

Для обеспечения общественного порядка, организованности среди населения, охраны объектов и имущества граждан создается комендантская служба: контрольно-пропускные пункты на основных маршрутах, комендантские посты, патрулирование. Необходимыми мероприятиями являются опознание и захоронение трупов.

На железнодорожном транспорте должностные лица принимают необходимые меры по обеспечению сохранности перевозимых грузов в условиях ЧС.

Ликвидация ЧС при пассажирских перевозках

Для перевозки пассажиров используются купейные, плацкартные и общие вагоны. Средний состав пассажирского поезда:

  • дальнего сообщения — 14 вагонов;
  • пригородного сообщения — 8 вагонов.

Длина вагона — 23,6 м. , ширина- 3,06 м., высота — 4,36 м; масса — 52-55 т. Вагоны оборудованы двумя открывающимися вовнутрь дверями размером 80х185см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трех- или четырехгранным торцевым ключом. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см, вагон оборудован системами электроснабжения, вентиляции и теплоснабжения.

При крушениях поездов и авариях на перегонах выполняют работы, связанные со спасением людей и материальных ценностей, открытием движения поездов в минимальные сроки.

При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

  • проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
  • организовать поиск пострадавших, их освобождение, эвакуацию;
  • организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон можно осуществить через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона.

В случае их заклинивания применяют лом, кувалду, зубило, режущий металл аварийно-спасательный инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В отдельных случаях в окно можно попасть путем подсаживания спасателей или втаскивания их за руки, при этом необходимо сначала убрать острые куски оконного стекла.

После проникновения спасателей в вагон, они приступают к вскрытию купейных дверей, поиску пострадавших, оказанию им помощи, эвакуации.

В случае нахождения пострадавших под вагоном спасатели должны осуществить его приподнимание и освобождение людей. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности.

Иногда для извлечения пострадавших делается подкоп в земле или проделывается проем в конструкции.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим.

Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15-20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 9500℃.

Время эвакуации пассажиров должно составлять не более 2 минут.

Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5 — 6 т) и смазочных материалов (1,5 — 2 т).

Основные задачи пожарных и спасателей при пожаре пассажирского поезда:

  • проведение быстрого поиска и оперативной эвакуации пассажиров из вагонов в безопасное место;
  • розыск пассажиров, покинувших горящий состав во время движения;
  • тушение пожара.

Иногда пассажирские поезда могут быть заблокированы снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, освобождении и оказании им помощи.

Ликвидация ЧС при грузовых перевозках

Средний состав грузового поезда — 56 вагонов. Максимальное количество вагонов в составе — 110. Скорость движения грузовых поездов, км/ч: 36,9 — участковая, 43,8 — техническая.

По железной дороге перевозятся различные, в том числе пожаро-, взрыво-, радиоактивно опасные грузы.

На каждый опасный груз составляется и включается в грузовые документы аварийная карточка, в которой дается краткая характеристика основных свойств и видов опасности, присущих данному грузу, рекомендуемые средства индивидуальной защиты и необходимые действия при аварийной ситуации. Помимо этого грузовые места с опасными грузами маркируются знаками опасности по ГОСТ 191433-88.

Пожары

При тушении пожаров на железной дороге основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, в тушении пожара, защите соседних составов и строений от возгорания, в защите окружающей природной среды.

Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м2 и более.

При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо организовать их охлаждение водой. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму (брезент).

Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.

В случае горения нескольких цистерн одновременно, усилия необходимо направить на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн. При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение.

При горении баллонов со сжатым или сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. В случае невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное его выгорание при постоянном охлаждении цистерны водой для снижении вероятности взрыва.

При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:

  • передвинуть горящий состав в безопасное место;
  • тушить пожар мощными водяными струями;
  • открыть двери и люки;
  • согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.

Взрывы

Взрывы происходят в результате нарушения правил транспортировки взрывоопасных грузов, скопления взрывоопасной смеси на пути следования состава, пожаров, террористических актов.

Взрыв цистерны со сжиженными углеводородными газами характеризуется выбросом пламени на высоту 120-150 м, отбрасыванием цистерны на расстояние до 100 м, а металлических осколков — на несколько сотен метров.

В случае взрывов на железной дороге спасатели должны направить свои усилия на поиск и оказание помощи пострадавшим, обезвреживание и обеззараживание пораженных территорий, проведение контрольных измерений наличия вредных и опасных веществ в воздухе, воде и почве.

ЧС с АХОВ

Остановку выброса АХОВ проводят путем заделки отверстий в емкости или перекачиванием (перегрузкой) опасных грузов в запасные емкости или безопасное место.

Заделка течи осуществляется с использованием деревянных (пластмассовых, свинцовых) клиньев, забиваемых (зачеканиваемых) в отверстия. Иногда применяются хомуты или бандажи.

Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы и контейнеры, нейтрализацией АХОВ специальными растворами и адсорбентами.

После этого проводится дегазация территорий и транспортных средств и санитарная обработка личного состава.

Все меры по ликвидации ЧС с АХОВ должны осуществляться с учетом характера груза и мерами предосторожности, указанными в аварийной карточке, а также указаний сопровождающих груз проводников и специалистов грузоотправителя.

На объектах железнодорожного транспорта

На объектах железнодорожного транспорта ведение АСР осложняется тем, что на сравнительно небольшой территории обычно сосредоточивается большое число вагонов с различными грузами, в том числе опасными. Могут быть поезда и вагоны с людьми.

Вагоны в поездах, на соседних путях находятся в непосредственной близости друг от друга, что создает опасность быстрого распространения огня, взрывов вагонов с ВВ, ЛВЖ, а доступ пожарных средств к местам горения затруднен, так как нет проездов и проходов, особенно поперек путей.

Прокладка пожарных рукавных линий поперек путей затруднена, поскольку рукава приходится прокладывать под рельсами, проделывая углубления в балласте. Разрушения и повреждения вагонов с АХОВ, РВ могут привести к образованию зон химического и радиоактивного загрязнения.

Ликвидация последствий ЧС на станции часто связана с необходимостью вывода составов с ее территории на соседние станции, перегоны, тупики и подъездные пути. В первую очередь выводят поезда и вагоны с людьми и опасными грузами. На электрифицированных участках при возникновении пожара необходимо обесточить станционные пути. Для рассредоточения подвижного состава используют тепловозы.

Как показывает опыт ликвидации последствий ЧС на железнодорожном транспорте, сил и средств самих дорог вполне достаточно для решения возникающих проблем (на 19 дорогах, входящих в состав Министерства путей сообщения (МПС), в состав сил, предназначенных для ликвидации ЧС, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов).

Поэтому привлечение сил от войск ГО, ПСС нецелесообразно, если эта авария устраняется в течение суток. Силы других подразделений подходят в этом случае со значительным опозданием и реальной помощи не приносят.

Другое дело, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из вагонов, тогда использование сил МЧС просто необходимо.

Взаимодействие при таких ЧС крайне важно, т.к. кроме чисто технических проблем — разборки завалов, тушении пожаров, восстановлении железнодорожного пути и т.п.

, приходится решать проблемы с привлечением дополнительных сил охраны общественного порядка, пожарной, медицинской службы, решать такие сложные, требующие больших затрат времени вопросы, связанные с розыском и оповещением родственников погибших, их встречей и размещением, опознанием погибших, отправкой оставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов ложится, как правило, на плечи председателя КЧС и начальника УГОЧС.

При таких ЧС от КЧС (РЦ, УГОЧС) целесообразно выделять оперативную группу, которой необходимо выполнять следующие задачи:

— организация и непосредственное осуществление в районе катастрофы непрерывного контроля и изучения обстановки, оценка масштабов и прогнозирование дальнейшего ее развития;

— выработка предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды в зоне ЧС, представление на утверждение предложения о плане работ по ликвидации ЧС, задействованию сил и средств РСЧС и осуществление реализации принятых председателем КЧС (начальником РЦ, УГОЧС) решений;

— координация действий подсистем РСЧС, привлечение к работам сил и средств войск ГО, ПСС подготовка предложений об использовании всех видов ресурсов;

— принятие на себя (по указанию председателя КЧС, начальника РЦ, УГОЧС) непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;

— организация и контроль оповещения населения о ЧС, принятие участия в планировании и организации эвакуации населения из района ЧС;

— обеспечение работы в районе ЧС представителей СМИ, подготовка материалов для прессы о ходе работ по ликвидации ЧС;

— обобщение опыта работы по ликвидации ЧС, подготовка отчетов о проделанной работе, расходах материальных и финансовых средств.

Для успешного выполнения АСиДНР необходимы следующие условия:

  • заблаговременное изучение возможной в случае ЧС обстановки на объекте;
  • заблаговременное планирование организации и ведения работ;
  • создание и подготовка сил и средств для ведения АСиДНР, поддержание их в необходимой степени готовности; непрерывное ведение разведки;
  • быстрый ввод формирований в зону ЧС (очаг поражения);
  • твердое и непрерывное управление формированиями, организация четкого взаимодействия между ними;
  • комплексная механизация работ;
  • всестороннее обеспечение формирований;
  • высокая выучка, психологическая стойкость личного состава формирований, соблюдение им правил и мер безопасности.

Источник: https://fireguys.ru/metodicheskie_plany/avariino-spasatelnye-raboty/provedenie-asr-na-zheleznodorozhnom-transporte.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-60671.html

Refy-free
Добавить комментарий