Основы организации ведения гражданской обороны

Гражданская оборона ГО: задачи, организация, руководство, органы управления

Основы организации ведения гражданской обороны
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств.

В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла.

В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году.

До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства.

Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз.

Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения.

Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е.

практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время — МЧС России), и его территориальные органы — региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований.

Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д.

Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны.

К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время.

Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер.

В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде — федеральному правительству, в Норвегии и Испании — министерству защиты населения.

Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время.

Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти.

Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. —М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/grazhdanskaya-oborona-go/

Основы организации гражданской обороны

Основы организации ведения гражданской обороны

Задачи и структура гражданской обороны

Основы организации гражданской обороны

Первым нормативным правовым актом в области ГО стал Указ Президента РФ от 8 мая 1993 года № 643, закрепивший легитимность на территории РФ ранее принятых нормативных актов бывшего СССР, регламентирующих ведение ГО. Кроме того, общее руководство ГО в РФ было возложено на Председателя Правительства, являющегося по должности Начальником ГО РФ.

Председатель ГКЧС России по должности являлся первым заместителем Начальника ГО РФ.

Также было определено, что руководители органов исполнительной власти республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов и районов, руководители министерств, ведомств и организаций также по должности являются соответствующими начальниками ГО.

В период с 1993 по 1998 гг. был принят целый ряд нормативных правовых актов по вопросам ГО.

Среди наиболее важных из них следует отметить: постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 № 1396 «О реорганизации штабов по делам ГО и ЧС».

В то же время для создания целостной системы защиты населения и объектов экономики от воздействия современного оружия противника необходимо было принятие законодательного акта в области ГО. Таким первым законодательным актом стал Федеральный закон от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Закон, во-первых, дал определение ГО и сформулировал ее задачи.

С учетом последующих дополнений и изменений сегодня определение ГО звучит так: «ГО — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера».

Основными задачами в области ГО являются:

подготовка населения в области ГО;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Во-вторых, Закон определил следующие принципы организации и ведения ГО:

организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;

подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

В-третьих, Закон определил полномочия Президента, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей федеральных органов исполнительной власти, организаций в сфере ГО, а также права и обязанности населения в области ГО. Был закреплен принцип единоначалия и персонификации ответственности за организацию и ведение ГО. Руководители всех структур и уровней управления являлись соответствующими начальниками ГО.

В-четвертых, была определена система органов управления ГО, включающая федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО; структурные подразделения (работники) организаций специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

В-пятых, определен состав сил ГО — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, подразделения Государственной противопожарной службы, АСФ и АСС, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования.

В развитие Федерального закона «О гражданской обороне» был принят целый ряд подзаконных актов — постановления Правительства РФ (приказы МЧС России):

от 3 октября 1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»,

от 10 июля 1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специального уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»,

от 29 ноября 1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»,

от 16 марта 2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне»,

от 27 апреля 2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»,

от 2 ноября 2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

от 26 ноября 2007 № 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации»;

от 14 ноября 2008 № 687, приказ МЧС «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 2008 № 12740.

Значительные изменения в организации ГО произошли после выхода в свет Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом были упразднены службы и гражданские организации ГО, а также должности начальников ГО. В качестве сил ГО вместо упраздненных служб и гражданских организаций ГО создаются АСФ и АСС.

В новой редакции даны полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области ГО.

Так, органы исполнительной власти субъектов РФ:

организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств ГО в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения в области ГО;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения в области ГО;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты ГО;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области ГО;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создают нештатные АСФ в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Кроме того, в настоящее время, в соответствии с федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 184-ФЗ от 6 октября 1999) и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003) проводится работа по разграничению полномочий и ответственности между федеральным центром и регионами в различных сферах деятельности.

Этими законами определено, что функции предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Реализация положений этих законов осуществляется с 1 января 2006 года.

Это привело к необходимости замены концепции формирования системы управления ГО. В этой связи определены органы, осуществляющие управление ГО, которыми являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО;

территориальные органы — региональные центры МЧС России (следует отметить, что законодательно определено, что территориальные органы – региональные центры МЧС России комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала);

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО;

структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

В законах изменены подходы к организации финансирования мероприятий ГО. Определено, что:

обеспечение мероприятий по ГО и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований, является расходным обязательством РФ;

обеспечение мероприятий регионального уровня по ГО, защите населения и территорий субъектов РФ является расходным обязательством субъекта РФ;

обеспечение мероприятий местного уровня по ГО, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 152; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-65158.html

Реферат: Основы организации ведения гражданской обороны

Основы организации ведения гражданской обороны

Министерство образования

КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферат по гражданской обороне

На тему: «Основы организации ведения гражданской обороны»

Разработала:

Ведминская Алеся

Прверил:

1. Введение………………………………………………………………….3

2. Глава 1 Основы гражданской обороны РФ……………………….…4-5

3. Глава 2 Принципы организации и ведения гражданской обороны..6-9

4. Заключение………………………………………………………….…10

5. Список используемой литературы……………………………………11

Введение.

Для того чтобы раскрыть тему реферата я считаю, что необходимо дать определение понятию Гражданская оборона: «это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.» [1]

Обучение населения защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения противника — одна из основных задач Гражданской обороны России. Оно организуется и проводится на основании указаний старших начальников гражданской обороны и их штабов, а также указаний и решений местных органов управления по вопросам гражданской обороны.

Обучение гражданской обороне является всеобщим для всех граждан России. Сегодняшние события в Косово, Южной Осетии еще раз свидетельствуют о том, что никто в наше время не застрахован от нападения. Поэтому вопрос обучение населения гражданской обороне актуален и по сей день.

Цель работы – описать основы организации ведения гражданской обороны в Российской Федерации.

Глава 1 Основы гражданской обороны РФ

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.[2]

С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, в том числе медицинское обслуживание, включая срочное оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие их;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

Глава 2Принципы организации и ведения гражданской обороны.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации согласно административному делению нашей страны.

В соответствии с этим ответственность за состояние гражданской обороны на территории республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Служба гражданской обороны — служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны — формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны обязаны: [3]

• принимать нормативные акты по ГО и доводить их до подчинённых организаций;

• разрабатывать и реализовывать планы ГО, организовывать проведение мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств;

• осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• создавать запасы материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

• организуют проведение мероприятий по ГО;

• осуществляют меры по поддержанию сил ГО, органов управления ГО в состоянии постоянной готовности;

• проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и др. [4]

Организации в соответствии с требованиями нормативно — правовых актов в области ГО:

• планируют мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

• осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• создают в целях ГО запасы материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Госорганизаций.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.

Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению спасательных и аварийно-востановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики — руководитель предприятия (работодатель).

Решением руководителя организации (работодателя) создаётся структура службы ГО организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части, материально — техническому снабжению и по эвакуации).

При начальнике ГО объекта создаётся штаб ГО — орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и районной администрации.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Заключение

В современных условиях очень важно уделять внимание мероприятиям гражданской обороны. В определенной мере значение этих мероприятий для выживания государства в военное время повышается, так как, не обеспечив должную защиту критически важных объектов и населения, нельзя говорить не только о победе в современной войне, но и о сохранении самого государства.

Изменившийся характер военных действий, новые средства вооруженной борьбы требуют новых подходов и методов решения задач гражданской обороны.

Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

Список используемой литературы:

1. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=86932

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ГО

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-234830.html

Refy-free
Добавить комментарий