Основы конституционного права США 2

Основы конституционного права сша

Основы конституционного права США 2

Партийная система

В США действуетдвухпартийнаясистема,т.к. у власти находятся 2 партии:

1) республиканская(северная партия, или партия Севера)

2) демократическаяпартия (партия Юга)

Обе эти партии –правые.Поэтому эти партии называют близнецами.

Политика иидеология правых партий – см.раньше

Обе эти ведущиепартии организационноне оформлены(есть только центральные органы, нет нитерриториальных органов, ни членскихвзносов, ни длительной программы).

Это партии-машины.Работают эти партии в основном во времяизбирательной кампании. В это времясоздаются партийныекомитеты(избирательных участков, графства,городов, штатов, общенациональные).Тысячи профессиональных чиновниковначинают во время избирательной кампанииработать с гражданами.

После окончанияизбирательной кампании партийныекомитеты распускаются.

В США при аниина выборах избирателей спрашивают обих отношении к партиям – так выявляютколичество сторонников каждой партии(выявляют именно сторонников: избирательможет на одних выборах проатьза представителя республиканскойпартии, а через 2 года – демократическойпартии).

В США существуетещё ряд политических партий:

  • социал-демократическая партия
  • социалистическая партия труда Эти партии не играют особой
  • международная партия зелёных роли в осуществлении гос. власти
  • американская независимая партия
  • противдионистская партия (против употребления алкоголя)
  • партия любителей пива и др.

Конституция

Американскаяконституция 1787 г. явилась первой писанойконституцией.

Изначально 13колоний объединились в конфедерацию(насчитывалось 4 млн. человек, сейчас –280 млн. человек). Был издан документ«Статьиконфедерации»,который предусматривал вольный союзштатов. В 1776 г.

появилась «Декларациянезависимости».В Конституции почти нет статей о правахи свободах человека, они содержатся вДекларации. В период с 1776 по 1780 г.

в 11-иштатах были приняты конституции, многиеположения из которых вошли в федеральнуюконституцию.

Для подготовкитекста конституции было созданоУчредительноесобрание (Конвент).

В 1787 г. Конституциябыла принята Конвентом.

Позже для утвержденияконституции во всех штатах были созданыконвенты.

Руководство странырешило, что если 9 из 13 штатов утвердятконституцию, она будет принята; утвердили11 штатов из 13. Некоторые из штатовутвердили (ратифицировали) конституциюс оговоркой: в ближайшее время долженбыл быть принят закон о правах и свободахграждан.

Всего было принято10 поправок – «Билльо правах».До настоящего времени всего принято 27поправок.

Особенность:конституция США принята не Парламентом,а Конвентом (Учредительным собранием).

Однако конституцияпредусматривает возможность принятияновой конституции, внесения в конституциюизменений и дополнений 2/3 обеих палатПарламента (поправки к конституциимогут быть утверждены 2/3 парламентовштатов).

Ратификация должнабыть 38 из 50 штатов.

Жёсткий путьпринятия изменений и дополнений (как ипринятия самой конституции). КонституцияСША жёсткая.

Структураконституции

Конституция СШАсостоит из 7 статей, часть статей состоятиз разделов.

Первая статья (отом, что законодательная властьпринадлежит Конгрессу) состоит из 10разделов, вторая статья (исполнительнаявласть принадлежит Президенту) – из 4разделов, третья – из 3-х, четвёртая –из 4-х.

Всего поправок кконституции 27. Первые 10 поправок (билльо правах) были приняты в первые 2 года.

В Билле о правахосновное внимание уделялось естественнымличным правам, присутствуют такжеполитические права.

Верховный судможет расширить Конституцию путёмтолкования, объяснения, восполнениясудебными прецедентами. Поэтомуамериканскую конституцию называют«живой».

В 13 поправке кКонституции бывшие рабы – негры –признаются американскими гражданами,в 14 поправке провозглашается расовойнациональное равенство, в 19 поправкеизбирательные права предоставленыженщинам.

Высшие органыфедерации

Согласно ст.1Конституции США законодательная властьпринадлежит Конгрессу.

Конгресс:

-нижняя палата(Палата представителей)

-верхняя (Сенат)

Избирать вКонгресс могутвсе граждане США, достигшие 18-летнеговозраста (они обладают активнымизбирательным правом).

Избранными вКонгресс могут быть:в нижнюю палату – все американскиеграждане с 25 лет, в верхнюю – с 30 лет(пассивное избирательное право). Цензпроживания (ценз оседлости): 2–3 месяца(3 месяца проживать в округе необходимодля кандидата в Конгресс, 1 месяц – длякандидата в президенты).

Кандидатоввыдвигают:

1)партии

2)избиратели

3)самовыдвижение

От кандидататребуется внести избирательный залогв 1000 $.

Палаты Конгресса

нижняя палата(Палата представителей)

Выборы в нижнююпалатупроводятся в каждый первый вторникпосле первого понедельника ноябрямесяца каждого чётного года (т.е. выборыпроводятся каждые 2 года).

Выборы Президентапроводятся в каждый первый вторникпосле первого понедельника ноябрямесяца каждого високосного года (т.е.выборы проводятся каждые 4 года).

Конгресс избираетсянаселением прямым путём сроком на 2года.

Ценз гражданствасоставляет 7 лет.

Палата представителейсостоит из 435 депутатов (от количестваконгрессменов зависит число выборщиковпрезидента). Увеличение числа депутатовзапрещено.

Однако ростнаселения имеет место => каждые 10 летперераспределяются места в Конгрессе(так, чтобы каждый депутат представлял(избирательные округа) по 600 тыс. человек).

На первойорганизационной сессии из составадепутатов выбирают спикера, а такжесоздаются постоянные комитеты, партийныефракции.

Сенат – верхняяпалата Конгресса

Избранным в Сенатможет быть лицо, достигшее 30 лет, и неменее 9 лет находящееся в гражданстве.Избираются в Сенат прямым путём, срокомна 6 лет.

Периодическисостав Сената обновляется: каждые 2 годана 1/3.

Т.о., Сенат работаетпостоянно – по мнению учёных, этообеспечивает преемственность, сохранениеопыта и выработанной уже практики.

На первойорганизационной сессии состав Сенатаподразделяется на 3 группа: одна группаработает 2 года, другая – 4 года, третья– 6 лет.

Численный составСената – 100 человек.

На первой сессииизбираются постоянные комиссии, создаютсяпартийные фракции.

Спикер не избирается,руководит работой Сената вице-президентстраны. Однако вице-президент не участвуетв ании (исключение: только вслучае, если голоса сенаторов приании по какому-либо вопросуразделились поровну, и голос вице-президентабудет решающим).

Палаты Конгрессзаседают раздельно. Однако принеобходимости они могут собиратьсявместе.

Правовой статусконгрессмена

Конгрессменыимеют свободный мандат, пользуютсяиммунитетом и индемнитетом, работаютна профессиональной основе.

Свободный мандат– т.е. депутаты полностью независимы.

Иммунитет– неприкосновенность личности. Уголовноепреследование депутата невозможно безсогласия на то палаты, в которой онработает. Иммунитет распространяетсятолько на время сессии и дороги туда иобратно. Иммунитет снимается в случаесовершения депутатом тяжкого преступления,тяжкого государственного преступленияили нарушения им общественного порядка.

Индемнитет –это 1) депутат не несёт ответственностиза ание и выступления в связи сдепутатской деятельностью и 2) оплататруда депутата (двойное жалование).

Депутаты не могутсовмещать депутатскую деятельность слюбой другой государственной службой.

У каждого депутатаесть ряд помощников – референтов.

Каждая палатасоздаёт комитеты. Если 2 палаты неприходят к одному мнению (согласию) покакому-либо вопросу, создаётсяСогласительный комитет (в него входятпо 10 человек из обеих палат).

Для предварительнойпроработки (обсуждения) каких-либо особозначимых вопросов возможно превратитьпалату в комитет (вице-президентобъявляет, что сегодня палата заседаеткак комитет).

КомпетенцияПарламента

Компетенцияпарламента:

-общая обеих палат

-специализированнаякомпетенция каждой палаты.

Источник: https://studfile.net/preview/6189693/

Вопрос 2. Основы конституционного права США

Основы конституционного права США 2

Вопрос 1.

Основы конституционного права США

1. Экономика США.

2. Политические партии США.

3. Конституция США 1787-го года.

4. Высшие органы государственной власти США.

5. Особенности американского федерализма.

6. Органы местного управления и самоуправления США.

На территории США проживают 290 миллионов человек. США самая высокоразвитая индустриально-аграрная страна. ВВП оценивается в 9-ть триллионов долларов (а у нас в 400 миллиардов долларов). США дают 30% мировой промышленной продукции. Почти во всех транснациональных компаниях контрольный пакет акций принадлежит американцам.

В США пропорционально развиваются отрасли сельского хозяйства и промышленности. Есть признаки того, что постиндустриальную стадию кое-где Америка прошла и переходит в стадию информационную.

На первом месте по доходности — производство программного обеспечения, на втором — производство компьютеров, на третьем — точное машиностроение, на четвертом — автомобилестроение, на пятом — самолетостроение (каждый второй самолет в мире это американский Боинг), а также — добыча урана, добыча нефти и газа. Эта экономика развивается совершенно правильно.

Сельское хозяйство полностью переведено на индустриальную основу, там нет крестьян, там такие же рабочие и разница между сельским хозяйством и промышленностью по технической оснащенности практически исчезла. Там все сельскохозяйственное производство рентабельно.

Так, один фермер вывел кубические помидоры, чтобы их больше входило в ящики, вывели лысых кур, чтобы снизить издержки по очищению кур от перьев. Говорят, что сельское хозяйство держится на дотациях, но в США дотируют не захиревшие хозяйства, а те которые являются достаточно прибыльными. В США исключительно высокая концентрация капитала, так 500-т семейств в США обладают 86% капитала страны.

Достаточно много челов, которые живут на проценты от банковских вкладов, к таким людям относятся отрицательно, т.к. капитал должен работать, работать и ещё раз работать.

Иногда пишут, что демократические и республиканские партии отстаивают одни интересы, но если бы было так, то они объединились бы.

Признаки присущие демократической партии:

1. Старейшей партией США является именно демократическая, первоначально возникла как партия рабовладельцев Юга, теперь объединяет в своих рядах практически всех фермеров Юга и подавляющее большинство сельскохозяйственных рабочих.

Раз у этой партии такой социальный состав, то вполне естественно, что у нее будет такая внутренняя и внешняя политика, которая выражает интересы фермеров и сельских рабочих. Внутри страны демократы всегда выступали и выступают за снижение налогов на недвижимость, т.к.

самая большая ценность у крестьян это земля, сельскохозяйственные постройки.

2. Только демократическая партия вносила законопроекты о расовом и национальном равноправии, т.к. сельскохозяйственные рабочие в основном негры, именно им надо равноправие.

3. Демократическая партия всегда выступает за проведение широких социальных программ: поддержка здравоохранения, образования, увеличение пенсий и пособий, т.к. фермеры Юга относительно бедные люди. Именно демократы выступают за дотации процветающим фермерам, рентабельным сельским угодьям.

4. Демократическая партия выступает за резкое повышение налогов на информационную продукцию, на добычу полезных ископаемых.

5. Международная политика демократов логическое продолжение и следствие внутренней, поскольку никогда не может быть сильных расхождений между внутренней и внешней политики.

Внешняя политика: резкое увеличение тарифных пошлин на ввоз сельскохозяйственной продукции. Все зарубежные овощи и фрукты в США ужасно дороги именно по этой причине. Одновременно демократическая партия выступает за снижение пошлин на экспорт.

Сегодня США превратились в крупнейшего экспортера сельского хозяйства, они снабжают половину мира.

6. Демократы объективно заинтересованы в том, чтобы во всем мире была стабильность, чтобы не было крупных кризисов, не было войн, поэтому они не стремятся провоцировать международные конфликты. У фермеров есть продовольствие, а если в мире все спокойно, то повышается уровень потребления продовольственных товаров.

7.

Стремятся поддерживать сбалансированные отношения абсолютно со всеми странами мира, тем не менее, они как и республиканцы, поддерживают союзнические отношения со стратегическими партнерами (теперь их три — Израиль, Великобритания и Германия). Демократы считают, что, опираясь на эти три страны, можно обеспечивать стабильность и безопасность во всех регионах мира, другие страны не заслуживают того, что бы их выделять в качестве стратегических партнеров.

Политика демократов четко выражена.

Республиканская партия — чтобы понять ее политику, надо проанализировать социальный состав этой партии.

Прежде всего республиканская партия объединяет представителей Уолт Стрит (крупнейшего банковского капитала), национальной ассоциации промышленников (туда входят самые богатые люди Америки, чей бизнес сосредоточен на севере США и практически во всех странах мира), входят все представители военно-промышленного комплекса, практически все американцы, которые постоянно проживают за границей и занимают руководящие должности транснациональных компаний. Характерные черты:

1. Республиканцы придерживаются крайнего индивидуализма в социальных программах. Он означает следующее — никаких социальных программ в США не должно быть, каждый должен решать свои проблемы самостоятельно.

2. Установление высоких налогов на недвижимое имущество и снижение налогов на добычу полезных ископаемых, администрация Буша уже протолкнула законопроект налога об оскудевших скважинах (в сторону снижения).

3. Всегда устанавливают очень высокую учетную банковскую ставку, и капиталы со всего мира плывут в банки США.

4. Установление высоких пошлинных тарифов на экспорт продукции сельского хозяйства.

5. Международная политика характеризуется исключительной агрессивностью, республиканцы считают, что сроки проведенные у власти — время потерянное зря, если не будет конфликта, т.к. США крупнейший производитель оружия. Напр.

, Трумэн сбросил атомную бомбу на Японию, Буш старший провел Бурю в пустыне, нынешний — сами знаете. Государство вынуждено, т.к. провоцируются конфликты, закупать много оружия. Крупнейшим компаниям очень выгодно получить большой государственный заказ.

Республиканцы опираются на союзников (те же, что и у демократов) чтобы совместно участвовать в международных конфликтах.

Между этими партиями нет принципиальной разницы в организационно-правовом отношении, они строятся по единым принципам. У них нет четко выраженной структуры, нет постоянного членства, нет партбилетов, никто не выплачивает никаких взносов, просто считается, что те, кто проал за демократов — те демократы, а те кто за республиканцев — члены республиканской партии.

Таким образом, членов партии считают после каждых президентских выборов. Сама партия — это узкая группа партийных боссов, съезды партии собираются раз в четыре года (только в год президентских выборов), чтобы выдвинуть кандидатов в президенты и вице-президента, и сочиняется предвыборная платформа, создается исполком из 12-ти челов (они не получают зарплату за свою деятельность).

Партии ведут клубную работу, в каждом округе есть клубы демократической и республиканской партии. В этих клубах есть информация о предвыборной платформе, результатах выборов, бесплатная выпивка и угощение (причем разное) — работают круглосуточно. У нас клубной работой занимается только либерально-демократическая партия. Клубная работа возможна только в том случае, если партии богаты.

Партии в Америке существуют за счёт пожертвований.

В США есть и другие партии, есть коммунистическая партия (по последним данным насчитывает 400-то человек), а когда был СССР, она была достаточно сильной, есть и другие партии, но они настолько малы, что не стоит о них и говорить.

Источник: https://studopedia.su/10_81696_vopros-.html

Глава 14. Основы конституционного права США

Основы конституционного права США 2

Страница 1 из 7

Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая дер­жава с развитой демократической государственностью и прочны­ми правовыми традициями.

Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, за­коны и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Пре­зидента, решения Верховного суда, некоторые обычаи.

Анало­гичные источники образуют конституционные системы штатов.

Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основанные на идеях демократии и защиты прав че­ловека, оказали большое влияние на конституционное развитие многих стран мира.

§ 1. Конституция

Конституция США является самой старой из действующих писаных конституций в мире.

Она закрепила форму правления, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, основы федерализма.

Первая в мире демократическая конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почи­тается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гаран­тию для общества, основанного на свободе.

История

Конституционное развитие США начинается с принятия три­надцатью штатами Декларации независимости 1776 г., в которой закреплены равенство всех людей, неотчуждаемые права челове­ка на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Правительство уч­реждается «с согласия управляемых» и служит целям их прав. В Декларации также закреплено право народа изменить или уп­разднить форму правления, если она стала губительной для этих целей, и учредить новое правительство.

Эти важнейшие положе­ния сохраняют свое значение и поныне.

В период 1776—1780 гг. в одиннадцати штатах были приняты конституции. В них были закреплены многие положения, которые впоследствии способствовали созданию Конституции США.

Поло­жительную роль сыграли билли о правах, принципы народного суверенитета и выборности государственных органов и др.

Но в то же время в представления об избирательных правах были вне­дрены недемократические цензы, отстранявшие от выборов не­гров, женщин, молодежь и предоставлявшие привилегии имущим слоям.

В 1781 году штаты объединились и приняли конституцион­ный документ «Статьи о конфедерации».

Он предусматривал сла­бое конституционно-правовое образование с широкими правами штатов (например, для объявления войны, заключения междуна­родных договоров, создания вооруженных сил требовалось согла­сие 9 из 13 штатов).

Законодательный орган (однопалатный Конг­ресс) имел ограниченные полномочия, а главное — был лишен права регулировать торговлю и взимать налоги. Именно это по­служило толчком к пересмотру «Статей», в результате чего была принята Конституция США.

Общая характеристика

Ныне действующая Конституция США была разработана фе­деральным Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было созда­ние системы органов государственной власти федерального госу­дарства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закреп­ление прав и свобод граждан.

Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Пре­зиденту США, судебная — Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией.

Преамбула Консти­туции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благо­денствию и закрепить блага свободы.

Конституция США относится к числу «жестких», так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. По­правки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 членов обеих палат Конгресса (обычно так и бывает), либо Кон­вентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собра­ний штатов.

Поправки и дополнения входят в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо 3/4 конвентов, специ­ально созываемых с этой целью в штатах.

За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конститу­ции США как достаточно продуманные и устойчивые.

Приспособ­ление столь старого конституционного текста к меняющимся усло­виям жизни в основном происходит благодаря широкому толкова­нию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией «живой конституции».

В Конституции отсутствует какое-либо указание на капита­листический или иной характер общественного строя.

Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совер­шающих любые не запрещенные законом действия.

Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы иде­ологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу.

Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок.

Статья I, состоящая из 10 раз­делов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма.

Далее следуют короткие ста­тьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Консти­туцию, о порядке вступления в силу Конституции.

Основные конституционные принципы США

США — демократическое, федеративное, правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей.

Конституция США принята от имени народа, в ней впервые в мире закреплена формула «Мы, народ Соединенных Штатов…». Народ осуществляет свою власть через избранных представите­лей в Конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США).

Демократическим путем формиру­ются исполнительная и судебная власти.

В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и деле­гирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан.

США — договорная федерация, ее образовали ранее незави­симые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), она рассматривается как разумная децентрализация власти и прибли­жение ее к народу.

Правовое государство признается в США в форме «господ­ства права» (rule of law state), что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы.

Правовое государство — в то же время конституционное государство, в котором все, и прежде всего органы власти, обязаны следовать, подчиняться Конститу­ции, соблюдать ее и действовать в соответствии с ней. Часть 3 ст.

VI устанавливает, что все должностные лица, как на феде­ральном уровне, так и на уровне штатов, обязаны поддерживать Конституцию. В этом видится фундамент конституционной закон­ности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод.

Высший надзор за состоянием законности, в том числе и в деятельности государственных орга­нов, осуществляет независимый суд.

Принцип светского государства означает, что в США нет го­сударственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий.

Этому не противоречит служба протестантских священников в Конгрессе и в армейских соединениях за государ­ственный счет. В стране много религиозных меньшинств (католи­ки, иудеи, мусульмане и др.

), но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.

Конституция США закрепляет республиканскую форму прав­ления и гарантирует ее каждому штату. Общественных сил, кото­рые бы выступали за возвращение к монархии, в настоящее вре­мя в стране нет. В основу организации и взаимодействия цент­ральных органов власти положен принцип «разделения властей», выдвинутый прогрессивными юристами в XVII—XVIII вв.

для пре­дупреждения опасной концентрации законодательной, исполнитель­ной и судебной властей в одних руках. В США этот принцип допол­нен системой «сдержек и противовесов». Так, законы вправе изда­вать только Конгресс, а исполнительная власть (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять.

Но Президент вправе применять против законов вето, для преодоления которо­го требуется повторное принятие неодобренного закона обеими палатами Конгресса большинством в 2/3 , а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным, т. е. не имеющим силы.

Равным образом сдерживаются полномочия Пре­зидента (например, он может назначать министров, а также су­дей Верховного суда только с одобрения Сената). Конгресс и Вер­ховный суд обладают полномочиями для отрешения Президента от должности с помощью процедуры импичмента и т. д.

Таким об­разом, каждый из этих органов может создать как бы противовес деятельности другого, в результате чего при разделении трех вла­стей возникает взаимозависимость, препятствующая превышению власти.

В отличие от многих развитых стран США не считают свое государство социальным. В Конституции не закрепляются какие-либо социальные права граждан, не указывается на социальную направленность деятельности государственных органов.

Права  и  свободы

В первоначальном своем виде Конституция США не закреп­ляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в кон­ституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась со­зданием системы органов государственной власти.

Но такое поло­жение вызывало широкое недовольство народа, поставившее под угрозу процесс ратификации Конституции. Вследствие этого в 1791 г. были введены в действие первые десять поправок к Кон­ституции, известные как Билль о правах.

Эта важнейшая часть Конституции, дополненная впоследствии и другими поправками, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и прежде всего — на равенство и свободу.

Ли­шить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязан­ностью государства.

Поправка Iзакрепляет свободу слова, печати, мирных со­браний и обращений к правительству с петициями, а также сво­боду совести. Поскольку эти права и свободы рассматривались как естественные, т. е.

не нуждающиеся в правовом закреплении, по­правка по форме представляла собой запрет на принятие Конг­рессом США каких-либо законов, ограничивающих эти права и свободы. В последующие годы Верховный суд США распространил этот запрет и на органы власти штатов.

Из текста поправки выте­кает недопустимость создания государственной религии, веротер­пимость и отделение церкви от государства.

Верховный суд США сформулировал границы свободы выражения мнений, запретив призывы к мятежу и подрывной деятельности против государства, подстрекательство к нарушению общественного порядка и к со­вершению преступления, распространение порнографии, распро­странение заведомо клеветнических и порочащих сведений о го­сударственных должностных лицах и частных лицах и др. В судеб­ной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием. В США нет официальной цензуры, но признается возможность «предварительного ограни­чения», т. е. право Правительства обращаться в суд с ходатай­ством об издании судебного приказа о запрете готовящейся пуб­ликации в прессе. Гарантируется свобода политического инако­мыслия, хотя в прошлом принимались ограничительные законы. Политические права и свободы не считаются абсолютными, зло­употребления ими и ненадлежащее использование влекут уголов­ное преследование.

Поправка IIзакрепляет право народа хранить и носить ору­жие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необ­ходимой для безопасности государства.

Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.

Федеральное зако­нодательство требует идентификации личности, приобретающей пистолет или винтовку, ограничивая право для лиц, имеющих судимость, наркоманов и психически неполноценных. Судебная практика по толкованию этого права невелика.

Поправка IIIзапрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жи­лища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов.

Соответствующий ордер может быть выдан только при достаточ­ных основаниях, подтвержденных присягой или заявлением с под­робным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предме­тов, подлежащих аресту.

Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граж­дан («прайвеси»), свободу от полицейского произвола; наиболее детальной регламентации подверглось понятие «достаточных осно­ваний» для подслушивания разговоров и электронного наблюдения.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизвод­ства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных (преступления, ка­раемые смертью, или «позорящие преступления»), запрет повтор­ного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения. Сформулированная судами «привилегия против са­мообвинения» и связанное с ней право обвиняемого не отвечать на вопросы послужили укреплению презумпции невиновности, состязательности, обязанности обвинения нести «бремя доказыва­ния» и других демократических принципов уголовного процесса. Еще более значительным оказалось требование «надлежащей су­дебной процедуры», которое стало важнейшим принципом всей правовой системы США.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопро­изводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судеб­ного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных про­цессуальных правил (знать, в чем он обвиняется, иметь очную ставку со свидетелями обвинения и возможность вызова своих свидетелей, пользоваться услугами адвоката). Эти конституцион­ные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VIIраспространяет право на суд присяжных так­же на производство по гражданским делам.

Поправка VIIIзапрещает чрезмерные залоги (денежная сум­ма, вносимая обвиняемым в обеспечение его явки в суд), чрез­мерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конститу­ции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчер­пывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не зак­репленные Биллем о правах.

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, со­храняются, соответственно, за штатами или за народом.

Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза и глав­ный принцип разграничения полномочий между Союзом и штата­ми, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.

Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последую­щих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой про­цедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).

Конституционный контроль

Практически сразу же после принятия Конституции выясни­лось, что Конгресс не в состоянии обеспечить принятие законов, которые бы при всех условиях и во всем соответствовали Консти­туции.

Между тем Конституция прямо не предусматривала созда­ние механизма, который помогал бы исправлять соответствую­щее положение в случае его возникновения. И тогда Верховный суд США (1803 г.

) взял на себя (впервые в истории конституцион­ного права) функцию проверки законов с точки зрения их соответ­ствия Конституции США.

Конституционный контроль в США, следовательно, основан на обычае, он не имеет законодательной основы, но тем не менее признается важнейшим принципом конституционной системы.

Вер­ховный суд США вправе проверять конституционность законов только при рассмотрении конкретного дела (это так называемый конкретный надзор, отличающийся от абстрактного надзора, осу­ществляемого в ряде стран вне связи с возникновением в суде конкретного спора).

Проверка подчинена целям охраны конститу­ционных прав и свобод того или иного человека (гражданина), если какое-то право затрагивается (ограничивается или умаляет­ся) тем или иным законом. Верховный суд США не дает предвари­тельных заключений на рассматриваемые Конгрессом законопро­екты (такой институт, однако, существует в некоторых штатах).

Следовательно, конституционный контроль не отвергает ис­ключительного права Конгресса принимать законы, и любой за­кон может долго действовать, пока какое-то лицо не поставит перед Судом вопроса о его неконституционности в связи с нару­шением своих конституционных прав, а Суд не согласится с этим. Но если Верховный суд США признает закон или какую-то его часть неконституционными, то это означает прекращение дей­ствия данного закона или соответствующей его части, и ни один суд страны не примет больше иска, основанного на таком законе.

Верховный суд США за прошедшие почти два столетия при­знал неконституционными несколько десятков законов, хотя в целом он далеко не злоупотребляет этим своим правом. Для граж­дан добиться признания того или иного закона неконституционным совсем не просто.

Но в целом можно констатировать, что конституционный контроль США остается эффективным средством защиты конституционных прав и свобод.

Правящие круги, вклю­чая и судебные, полагают, что в условиях прецедентного права нет необходимости по образу и подобию европейских стран созда­вать специальный конституционный суд.

Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/2010-12-18-14-34-28/126-mvbaglaj-konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/3302

Refy-free
Добавить комментарий