Основы экологического права

Лекция 12: основы экологического права

Основы экологического права

Право— единая система общеобязательныхправил (норм), которые установлены илисанкционированы государством.Со­блюдение норм права обеспечиваетсягосударством в принуди­тельномпорядке.

Экологическоеправо —это отрасль права, которая регу­лируетобщественные отношения в сферевзаимодействия об­щества и природы.

Экологическое право является важнымин­струментом, используемым государствомв интересах сохра­нения и рациональногоиспользования окружающей природнойсреды.

В связи с резким обострениемэкологических проблем на современномэтапе развития общества роль экологическогоправа и в целом административно-правовогонаправления по­стоянно растет.

Источники экологического права

Источникамиэкологического права являются следующиеправовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексыв области охраны природы;

3) Указы и распоряженияПрезиден­та по вопросам экологии иприродопользования; правительст­венныеприродоохранные акты;

4) нормативные актымини­стерств и ведомств;

5) нормативныерешения органов местного самоуправления.

Систему экологическогозаконодательства возглавляет Федеральныйзакон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охранеокружающей среды» (с изм. и доп. от 22августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.)

В вопросах охраныприродной среды нормы других законовне должны противоре­чить КонституцииРоссии и данному законодательному акту.

В этом главномФедеральном законе отражены следующиевопросы в области охраны окружающейсреды:

— общие положения(гл. I);

— основы управленияв области охраны окружающей сре­ды(гл. II);

— права и обязанностиграждан, общественных и иных не­коммерческихорганизаций (гл. Ш);

— экономическоерегулирование (гл. IV);

— нормирование(гл. V);

— оценка воздействийна окружающую среду и экологичес­каяэкспертиза (гл. VI);

— требования вобласти охраны окружающей среды приосуществлении хозяйственной и инойдеятельности (гл. VII);

— зоны экологическогобедствия, зоны чрезвычайных си­туаций(гл. VIII);

— природныеобъекты, находящиеся под особой охраной(гл. IX);

— государственныймониторинг окружающей среды (гл. X);

— контроль вобласти охраны окружающей среды(эколо­гический контроль) (гл. XI);

— научныеисследования (гл. XII);

Должностные лицаоргановгосударственного экологическо­гоконтроляимеют широкие полномочия. В частности,соглас­но Закону РФ «Об охранеокружающей среды» (2002), они име­ютправо:

— принимать решенияоб ограничении, приостановлении ипре­кращении деятельности экологическивредных объектов;

— налагатьадминистративный штраф в установленномразме­ре за нарушение природоохранительногозаконодательства;

— предъявлятьиски о возмещении вреда, причиненногопри­родной среде, и направлять материалыдля привлечения ви­новных к уголовнойответственности;

— выдаватьразрешения на природопользование,устанавливать нормативы выбросов,сбросов вредных веществ, назначатьгосударственную экологическую экспертизу.

Помимо государственногов нашей стране действует ещепро­изводственныйи общественный контроль.

В первом случае, речь идет о своеобразномконтроле предприятия за своейдеятельно­стью в области природопользования,во втором — о контроле выполнениятребований законодательства об охранеокружаю­щей природной среды со стороныпрофсоюзов, общественных объединений,трудовых коллективов и отдельныхграждан.

Каждый гражданиннашей страны имеет право на охрануздоровья от неблагоприятного воздействияокружающей при­родной среды; в своюочередь, он обязан сохранять природу иокружающую среду, принимать участие вее охране.

Наиболее массовымидобровольными организациями до не­давнеговремени были общества охраны природы,охотников и рыболовов, дружины по охранеприроды и т. д.

В их задачу входилосодействие государственным органам впроведении ме­роприятий по охранеприроды, привлечение широких массна­селения для участия в природоохранныхмероприятиях и т. д.

Авторитет этихобществ среди населения из-за формализмав работе, низкой эффективности впослед­нее время заметно снизился.

В середине 80-х гг.

,в связи с возросшей социально-поли­тическойактивностью населения, во многих регионахстраны начали формироваться массовыеобщественные экологические организации(союзы, объединения, ассоциации, фондыи т. д).

Среди них — Социально-экологическийсоюз, ассоциация «Эко­логия и мир»,Центр экологической политики России,Эколо­гический фонд, Общественныйкомитет спасения Волги, Фонд защитыБайкала и др.

Еще раньше вЗападной Европе (ФРГ, Дания и др.) возник­лодвижение «зеленых». Оно выступает засохранение среды жиз­ни, против ядернойугрозы, за чистоту атмосферы, вод и т.д. К целям и задачам движения «зеленых»наиболее близки Россий­ское экологическоедвижение и Экологический фонд России.

Источник: https://studfile.net/preview/2661312/

Основы экологического права

Основы экологического права

Лекция

Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующую общественные экологические отношения в среде взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды (ОС) в интересах настоящего и будущего поколений [1].

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе “Об охране окружающей среды”, указах Президента РФ “О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” (от 1 апреля 1996 г.

№440) и “О концепции национальной безопасности Российской Федерации” (от 10 декабря 1997 г. №1300 и от 10 января 2000 г. №24), в “Экологической доктрине Российской Федерации”, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г.

№1225-р.

Согласно Экологической Доктрине РФ, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

В ст. 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” (Закон об ООС) понятие экологическая безопасность определяется как “состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий”.

Основными функциями экологического права являются [2]:

— установление экологической правосубъектности;

— установление режима неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров);

— регулирование деятельности, связанной с контролем за состоянием природной среды и с прогнозированием ее состояния;

— лицензирование и лимитирование деятельности субъектов, связанной с вмешательством в естественные природные процессы;

— регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов;

— установление ответственности за нарушения законодательства в области охраны ОС.

Предметом экологического права являются экологические правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в области защиты экологических прав физических и юридических лиц; по поводу собственности на природные ресурсы и объекты; в сфере охраны ОС и природопользования [2].

Метод правового регулирования в экологическом праве – это совокупность приемов и способов правового воздействия на поведение участников экологических отношений со стороны государства. В экологическом праве применяются публично-правовой или императивный (административно-правовой) и частно-правовой (гражданско-правовой) методы [2].

Первый основывается на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписания, дозволения, запрета в обеспечении их исполнения путем государственного принуждения к должному поведению.

Второй исходит из равноправия и независимости сторон друг от друга и реализуется путем заключения соглашения, в котором ими добровольно определяются свои права и обязанности [2].

Источники экологического права:Конституция Российской Федерации, международные договоры России, нормы международного права, конституционные и федеральные законы Российской Федерации (см.

2, 3, 6), федеративный договор, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления [2].

Конституционные основы охраны ОС закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

В гл.1 (ст. 9.1) Конституции Российской Федерации записано; “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”. Среди прав человека и гражданина, представленных в гл.2 Конституции, следует выделить ст.

42, в которой указывается: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”. Это право подкрепляется другим, отраженным в ст.

58 той же главы: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.

Глава 3 Конституции содержит очень важное положение (ст. 71) о том, что в ведении России, наряду с другими функциями, находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы, в том числе и в области экологического развития страны. Это положение Конституции реализуется через федеральные законы, обязательные для исполнения на территории страны.

Следующая статья Конституции (ст. 72) расширяет источники экологического права, указывая, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

— природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Система и структура экологического законодательства строятся на основе Федерального закона “Об охране окружающей среды” (от 10 января 2002 г. №7-ФЗ) (Закон об ООС).

Этот закон “регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую ОС, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации”.

В ст.3 Закона об ООС сформулированы принципы охраны ОС. Они таковы:

— соблюдение права человека на благоприятную ОС;

— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной ОС и экологической безопасности;

— ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности на соответствующих территориях;

— платность природопользования и возмещение вреда ОС;

— независимость контроля в области охраны ОС;

— презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

— учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

— допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны ОС;

— обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС в соответствии с нормативами в области охраны ОС, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

— обязательность участия в деятельности по охране ОС органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

— сохранение биологического разнообразия;

— обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны ОС к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим

осуществление такой деятельности;

— запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для ОС, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям ОС;дов к установлению требований в области охраны ОС к субъектам хозяйственной

— соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную ОС, в соответствии с законодательством;

— ответственность за нарушение законодательства в области охраны ОС;

— организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

— участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны ОС;

— международное сотрудничество РФ в области охраны ОС.

Эти принципы конкретизируются в 16 главах и 84 статьях Закона об ООС путем [1]:

— установления полномочий различных органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной ОС;

— определения прав и обязанностей граждан, общественных и некоммерческих организаций через раскрытие экономических механизмов охраны ОС, через внедрение механизма нормирования качества ОС и осуществление государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля.

Объектами экологического права являются составные части ОС, взятые под охрану законом [2]. Охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на территории России в соответствии со ст.

4 Закона об ООС подлежат следующие группы объектов: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Наряду с ними первоочередной и особой охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; объекты включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Права и обязанности граждан в области охраны ОС рассмотрены

в ст. 11 Закона об ООС.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную ОС, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной детельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии ОС и на возмещение вреда ОС (п. 1, ст. 11 Закона об ООС). Кроме того , в п. 2, ст. 11 Закона об ООС перечислены другие права:

— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны ОС;

— направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС в местах своего проживания, мерах по ее охране;

— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны ОС и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

— оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны ОС;

— обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны ОС, негативного воздействия на ОС, и получать своевременные и обоснованные ответы;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС;

— осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В п. 3 ст. 11 Закона об ООС указано, что граждане обязаны:

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природе и природным богатствам;

— соблюдать иные требования законодательства.

Источник: https://studopedia.su/4_13303_osnovi-ekologicheskogo-prava.html

Основы экологического права рф

Основы экологического права

Система наказаний в российском уголовном праве

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.

Система наказаний, ее эффективность занимают определенное место и выполняют важнейшую роль в механизме назначения наказания — критерия оценки при выборе меры ответственности, предусматривающей выполнение ряда требований общих начал назначения, предшествующих выбору вида наказания, определение его размера или срока; принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров; сложения сроков наказания различных видов и т.п.

Освобождение от наказания — отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осуждённому, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания.

Общая характеристика экологического права

Экологическое право как отрасль российского права. Предмет экологического права. Основные понятия.

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды.

Предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования — земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

· экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

· административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный) (первый исходит из неравного положения субъектов права — из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

· историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Природный объект представлен тремя разновидностями.

1) естественная экологическая система, которая обладает следующими свойствами:

а) объективно существующая часть природной среды;

б) имеет определенные пространственно-территориальные границы;

в) состоит из живых и неживых элементов; г) эти элементы обмениваются веществом и энергией, тем самым представляя собой функциональное целое.

Экологическая система — это единство среды обитания и населяющих ее организмов, обладающее некоторой самостоятельностью по отношению к окружающему миру, имеющее устойчивые внутренние связи.

2) природный ландшафт — это особая территория, основное качество которой заключается в том, что она не претерпела изменений в результате антропогенного воздействия и сохранилась в своем естественном виде; кроме того, характеризуется целостным сочетанием таких характеристик, как рельеф местности, почва, растительность, сформировавшихся под влиянием общих климатических условий.

3) каждый отдельный элемент экологической системы или природного ландшафта, сохранивший свои изначальные природные свойства, то есть не преобразованный деятельностью человека.

Природный комплекс представляет собой более сложное образование — совокупность нескольких природных объектов, которые объединены между собой пространственно (своим местонахождением), а также естественной функциональной связью и взаимодействием.

Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Иными словами, компоненты природной среды — это ее основные, укрупненные составляющие.

Охрана окружающей средыопределяется как деятельность, проводимая по следующим направлениям:

а) сохранение и восстановление природной среды,

б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов,

в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

г) ликвидация последствий такого воздействия.

Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Государственное регулирование экологопользования

Органы государственной власти и управления, осуществляющие государственное регулирование экологопользования

Органы государственного регулированияэкологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведом-ственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов занимается лишь вопросами экологопользования и охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, то приказ министра по охране окружающей среды и природных ресурсов — только на тех ее участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции— Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие — классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств.

Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для ГАИ МВД РФ, осуществляющей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.

На федеральные органы регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов возложены следующие задачи:

1.

На министерство природных ресурсов и Госкомитет РФ по охране окружающей среды — комплексное управление и регулирование в области охраны окружающей среды в РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и исполь-зования природных ресурсов; координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов, ведение Красной книги РФ; и пр.

2. Комитет РФ по геологии и использованию недр , который входит в Минприродных ресурсов РФ, осуществляет в установленном порядке контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, рациональ-ным, комплексным, экологически безопасным использованием недр и их охраной, соблюдением порядка и условий пользования недрами; и пр.

3. Федеральная служба лесного хозяйства России разрабатывает ос-новные направления федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства;

4. Комитет РФ по водному хозяйству', входящий в Минприродных ресурсов РФ,

5. Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству

6. Государственный комитет РФ по рыболовству

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружа-ющей среды (Росгидромет) осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв и пр.

Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей природной среды

Основные нормативные акты Рф и международного права, осуществляющие охрану окружающей природной среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002).

Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания.

Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов.

Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства являетсясистема экологических стандартов.

Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПыГосстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и действует на территории всей страны.

1.

Международные договоренности:

а) Конвенции в области охраны морской среды от загрязнения

б) Договора и конвенции, связанные с ядерным оружием и использованием атомной энергии в мирных целях:

в) Конвенция по международной торговле охраняемыми видами дикой фауны и флоры

г) Рамсарская конвенция по влажным зонам имеет международное значение как конвенция о местах обитания водоплавающих птиц.

д) Конвенция об охране биологического разнообразия.

ж) Венская конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол относительно веществ, разрушающих озоновый слой.

Особенности регулирования отдельных видов деятельности

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_99093_osnovi-ekologicheskogo-prava-rf.html

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Основы экологического права

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.

 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственностиПо какому законодательству наступает.Характеристика.
Дисциплинарная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.
Материальная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.
Гражданско-правовая.Гражданский, административный кодексы.Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица
Административная.Административный кодекс.Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,
Уголовная.Уголовный кодекс.Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Экологическое право . Конспект по обществознанию, кратко. — УчительPRO

Основы экологического права

Раздел ЕГЭ: 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Человек зависим от природы и окружающей среды, поэтому среди основных прав человека в Конституции прописаны и экологические права. В соответствии с ними государство, юридические лица и сами граждане обязуются действовать и применять всевозможные меры для сохранения окружающей среды.

Экологическое право — совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность человека по отношению к окружающей среде.

Источники экологических прав. Экологическое право в РФ регулируются следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • кодексы: земельный, водный, лесной, градостроительный;
  • федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире»;
  • экологические нормативы.

Также экологические права регулируются международными и региональными соглашениями, которых сегодня насчитывается более 300.

Международные организации охраны природы

Поскольку экологический вопрос касается всех жителей Земли, существуют международные организации для охраны природы. К ним относятся:

  • Всемирный фонд дикой природы;
  • Гринпис;
  • Международное агентство по атомной энергии;
  • Служба охраны природы;
  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов;
  • Всемирная метеорологическая станция.

Объекты охраны природы

Под защитой от загрязнения, разрушения, истощения, порчи, уничтожения и других способов негативного воздействия вследствие деятельности людей находятся:

  • земля, недра и почвы;
  • вода: поверхностная и подземная;
  • флора;
  • фауна;
  • воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство.

Объекты особой охраны:

  • объекты, внесенные в списки всемирного культурного наследия;
  • государственные природные заповедники и заказники;
  • парки (национальные, природные, дендрологические);
  • памятники природы;
  • ботанические сады;
  • курорты;
  • лечебно-оздоровительная местность.

Экологические права и обязанности

В Конституции Российской Федерации прописаны следующие экологические права граждан:

  • на благоприятную окружающую среду;
  • на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • на правовое возмещение ущерба здоровью или имуществу человека, возникшее при экологическом правонарушении.

Окружающая среда является благоприятной, если её состояние соответствует нормативам, касающимся её чистоты, экологической устойчивости, ресурсоёмкости, неистощимости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Для того чтобы экологические права соблюдались, государством принимаются следующие меры:

  • планирование и нормирование качества окружающей среды;
  • предотвращение экологической вредной деятельности;
  • предупреждение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • оздоровление окружающей среды;
  • образование государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи;
  • контроль за состоянием окружающей среды;
  • социальное и государственное страхование граждан;
  • соблюдение природного законодательства.

Одним из средств охраны прав граждан является возложение на них обязанностей. Пункт 3 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возлагает на граждан следующие обязанности:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возмещать вред, причинённый источником повышенной опасности, в полном объёме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья.

Экологические правонарушения

Случаи нарушения экологических прав являются экологическими правонарушениями и подлежат наказанию.

Экологические правонарушения — действие или бездействие людей, хозяйствующих субъектов и властей, которое нарушает действующее экологическое законодательство и причиняет вред окружающей среде и здоровью человека.

За экологическое правонарушение предусмотрена ответственность в течение 20 лет после совершения проступка. В зависимости от его тяжести нарушитель может быть привлечён к административной или уголовной ответственности.

Правонарушения, ведущие к уголовной ответственности:

  • производство работ с нарушением правил охраны окружающей среды;
  • незаконная охота;
  • загрязнение вредными веществами воздуха, воды или земли;
  • незаконная добыча животных и растений;
  • экоцид — массовое уничтожение животного и растительного мира, отравление атмосферы, воды, почвы, способное привести к экологической катастрофе.

Природоохранные нормы — юридические правила об охране окружающей среды

Вы смотрели конспект «Экологическое право»

Источник: https://uchitel.pro/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Refy-free
Добавить комментарий