Основные концепции правопонимания

1. Основные концепции правопонимания

Основные концепции правопонимания

Естественно-правоваятеория– идея естественного права возникла вДревней Греции и Древнем Риме (Сократ,Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан).Исходитиз существования двух систем права– естественного и позитивного.

Позитивное(положительное)– официально признанное в государствеправо, получающее выражение в законахи иных правовых актах государственнойвласти (в том числе в санкционируемыхею обычаях).

Естественноеправоисходит из природы человека, его разума,всеобщих нравственных принципов (оноразумно и справедливо, распространяетсяна все времена и народы, оно вечно инеизменно). Позитивное право, противоречащеетребованиям естественного, должно бытьзаменено на позитивное право, основывающеесяна естественных законах.

Самоестественное правокак нравственные и правовые идеи,принципы, идеалы, требования неявляется правом в юридическом смысле,а представляетсобой мораль,правосознание, демократическиеустремления (ближайшую и необходимуюпредпосылку права).

Важная роль впретворении идеалов естественногоправа принадлежит основанному на немпозитивному (собственно юридическому)праву.

Историческаяшкола права– сложилась в первой трети XIXвека в Германии (представители: ГуставГуго, Савиньи, Пухта.

Отрицалавозможность существования единого длявсех народов права,исходила из того, что у каждого народаесть свое, свойственное ему право, непохожее на право иной страны и определяемоеисторически присущим ему народным духом(право каждого народа – проявлениенародного духа, выражающее общеесознание, общее убеждение народа; оно– результат исторического процесса).Закон– не единственный и не основной изисточников права, формирование правасравнивалось с правилами игры, которыеустанавливаются постепенно на основесложившейся практики. Напервом месте– обычай.Положительнаяроль– привлекла внимание к необходимостиизучения истории права, его источников,оказала влияние на развитие правовоймысли (на психологический и социологическийподходы к пониманию права).

Достоинства:

  • впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необ­ходимость их учета в правотворческом процессе;
  • справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по свое­му усмотрению;
  • верно подмечены преимущества правовых обычаев, как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабыестороны:

  • данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализ­ма, уже отживающего строя;
  • ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

Психологическаятеория права– наряду с нормами и идеями права иправоотношениями в понятие прававключают и правосознание – начало XXвека – Германия (Кнапп) и Франция (Тард),Россия / Польша (Петражицкий). Различаютпозитивноеправо(официально действующее в государстве,выражаемое в законах, мало доступногражданам) и интуитивноеправо(истоки – в психологии людей, с ним людипостоянно сталкиваются).

Право– не реальность, а комплекспереживаний человека,а права и обязанности существуют нереально, а в сознании того, кто в даннуюминуту переживает конкретные юридическиечувства и мысли.

Единственныйисточник права– индивидуальное сознание.

Право– это переживания человека, который, содной стороны, учитывает чью-либообязанность совершить какие-либодействия, а с другой – чье-либопредопределенное обязанностью притязаниена осуществление (воздержание от) этихдействий.

Средиразличных психологических состоянийна первом месте эмоции:императивные (нравственные) иимперативно-атрибутивные (правовые).

Императивнаяэмоция– одностороннее переживание лицомобязанности совершить действие вотношении другого лица, но не сопровождаетсяпереживанием другой стороной правапотребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная– двусторонняя эмоция – переживаниеодним лицом обязанности сопровождаетсяс переживанием другой стороной правапотребовать выполнения обязанности.

Из императивно-атрибутивных эмоцийскладывается интуитивное, психическоеправо, которому принадлежит первоеместо в регулировании имущественных,семейных, наследственных отношений.

Сколько людей – столько может быть иинтуитивных прав.

Нормативистская(абстрактно-нормативная) теория права– берет свое начало от «категорическогоимператива» Канта как общеобязательноготребования чистой воли, независимой отвнешних явлений. Либеральнаянормативистская теория,выводила право из нравственности(выдвинула идею правового государства– самоограничениевласти законом).

НачалоXXвека – главное место в теории – чистоеучение о праве (Кельзен). Право– юридические нормы, рассматривалисьв отрыве от экономики, политики, социальнойструктуры общества.

Правовыенормывозникают и развиваются не из реальныхобщественных отношений, а из формальногоустановления государством. Обязательностьправовых норм следует из государственногоавторитета.

Фактическое отождествлениегосударства и права.

Принормативном подходеправо трактуется как система регулирующихчеловеческое поведение правил, исходящихот государства и охраняемых им.

Нормативноеправопонимание основывается на теориипозитивного права, отождествляющегоправо и закон. Государственная властьявляется источником права.

Человекимеет права в силу их закрепления вактах государства, а не в силу своейприроды, следовательно, только нормызаконов выступают истинным правом.

Достоинствоэтогоподхода состоит в том, что он, во-первых,фиксирует посредством норм праваграни­цы дозволенного и запрещенногоповедения, во-вто­рых, указывает напрямую связь государства и права и наего общеобязательность, в-третьих,подчеркивает формальную определенностьправа, т. е. закрепление правил поведенияв нормативных правовых актах государства.

Нонормативный подход имеет и недостатки,поскольку:

а)правом признается только то, что исходитот , государства, и, следовательно,отрицаются естественные неотъемлемыеправа человека; |

б)подчеркивается роль субъективногофактора в формировании права, создаетсяиллюзия, будто при­нятия законадостаточно для решения любых соци­альныхвопросов;

в)не раскрываются действие права, егодвижущие силы, регулятивные свойства.

Несмотряна недостатки, данный подход наиболеераспространен в юридической практике,так как он более удобен, понятен, имеетчеткие критерии.

Социологическаятеория права–предопределила «школа свободного права»(Эрлих) – живое право народа, основанноене на законе, а на свободном усмотрениисудей. Право– административные акты, судебныерешения, приговоры, обычаи, правосознаниесудей, правоотношения и юридическиенормы.

Праводолжно рассматриваться только в действии(в процессе применения). Нормотворчество– судьи.

Под правомв данной теории понимается совокупностьправовых отношений, возникающих исуществующих независимо от норм,сложившийся в жизни социальный порядок,в конечном итоге – фактический образдеятельности правительств, судов. Этоприближает понимание права к реальнойжизни, но теоретически обосновываетадминистративный и судебный произвол.

Достоинстводанногоподхода состоит в том, что придаетсябольшое значение судебной и арбитражнойпрактике, свободе судейского усмотрения,изучению эффективности правовых норми юридической прак­тики.

Но социологическийподход имеет и недостат­ки,которыесводятся к следующему: во-первых, естьопасность размывания понятия права,оно становится неопределенным; во-вторых,возможность произвола со сторонысудебных и административных органов,так как любые их действия будутпризнаваться пра­вом; в-третьих,игнорируется тот факт, что право остьне деятельность его субъектов, а регуляторихдеятельности, общественных отношений.Нельзя дей­ствия наделять свойствамирегулятора.

Вюридической науке социологический ифило­софский подходы принято именоватьширокимпони­маниемправа, а нормативный — узким.

Марксистскаятеория права– право – часть надстройки надэкономическим базисом общества. Онообусловлено материальными условиямижизни и оказывает на них обратноевоздействие. Классоваясущность права(право – возведенная в закон волягосподствующего класса).

Механизм образования права – господствующиеклассы объединяют свою силу в видегосударства и придают своей волевыражение в виде государственной воли.Тесная связь права с государством,которое формирует право и поддерживаетего в процессе реализации.

Методы– принуждение, насилие, подавление.

Нравственный(философский) подходк пониманию права основывается на теорииестественного права, которая имеет своикорни в политико-право­вых ученияхXVII—XVIIIвв. (Данная теория наиболее логическизавершенную форму получила в периодбуржуазных революций XVII—XVIIIвв. Представители: Гоббс, Локк, Радищеви др.). Основныеидеи:

1)в рамках данной доктрины разделяютсяправо и закон (наряду с позитивнымправом, т.е. законами, принимаемымигосударством, су­ществует высшее,подлинное, естественное право, свойственноечело­веку от рождения.

Это так называемоенеписаное право, под которым понимаетсясовокупность естественных и неотъемлемыхправ челове­ка и которое выступаеткритерием права позитивного, ибо невсякий закон содержит в себе право);

2)отождествляются право и мораль (помнению представителей данной теории,такие абстрактные нравственные ценности,как спра­ведливость, свобода, равенство,составляют ядро права, определяют собойправотворческий и правоприменительныйпроцессы);

3)источник прав человека находится не взаконодательстве, а в самой человеческойприроде; эти права приобретаются отрождения либо от Бога.

Спозиций данной теории право толкуетсякак идеологическое явление (идеи,представления, прин­ципы, идеалы,мировоззрение), отражающее концеп­циисправедливости, свободы человека иформально­го равенства людей.

Нравственныйподход признает важнейшим нача­ломправа, правовой материи его духовное,идейное, нравственное начала, т. е.представления людей о пра­ве, какимоно должно быть. Правовые нормыгосудар­ства могут правильно илиложно отражать эти идеи.

Если нормызаконодательства соответствуютесте­ственной природе человека, непротиворечат его есте­ственнымнеотъемлемым правам, тогда они составля­ютправо. Иначе говоря, нарядус законодательством (т. е.

правом,закрепленным в законе) существуетвыс­шееподлинноеправо как идеальное начало,отражаю­щее справедливость, свободуи равенство в обществе. Поэтомуправо и закон могут не совпадать.

Сторонникитеории естественного права исходят изтого, что люди равны по своей природе,наделены в силу своего рожденияопределенными правами и свободами,необходимыми для жизнедеятельности. этих прав не можетустанавливаться го­сударством, котороедолжно лишь их соблюдать и обеспечивать,а также охранять и защищать.

Главноедостоинстворассматриваемогоподхода к правопониманию состоит впризнании в качестве права свойственнойданному обществу меры свободы и равенствакак выразителя общих (абстрактных)принципов и идей нравственности,фундаментальных прав человека,справедливости, гуманизма, другихценностей. На эту идею должен ориентироватьсяза­конодатель, который при принятииновых законов должен исходить изестественных прав человека. Другоедостоинство заключается в том, чторазлича­ютсяправо и закон — не каждый закон являетсяправовым.

Срединедостатковнравственного (философского) правопониманияследует назвать следующие:

1)расплывчатое представление о праве,посколь­ку даже высокие идеи ипредставления не могут сами по себезаменить властного нормативногорегу­лятора отношений между людьмии определять кри­терии правомерногои неправомерного поведения;

2)участники общественных отношений могутне­одинаково понимать такие ценности,как справедли­вость, свобода, равенство;

3)декларируя разрыв между правом и законом,данный подход может способствоватьнегативному отношению к закону и повлечьправовой нигилизм;

4)существует возможность субъективнойи даже произвольной оценки гражданами,должностными лицами, государственными,общественными органа­ми законов идругих нормативных правовых актов.Оценивая ту или иную норму какпротиворечащую естественным правамчеловека, гражданин или дру­гой субъектможет отказаться на этом основании отее соблюдения.

23.)Всеэти подходы имеют то или иное практи­ческоезначение. В частности, социологическийподход ориентирует законодателя наанализ действия права, насколькопринимаемые нормы права находятпрактическое применение. Если же этинормы составляют«мертвоеправо, то это обязывает законодателяизменять действующее законодательство.

Источник: https://studfile.net/preview/6705182/page:39/

Концепции правопонимания

Основные концепции правопонимания

Аннотация. В данной статье рассматриваются сущность, содержание основных теорий правопонимания. В основе каждой теории лежит свое толкование права, его сущности, социальной ценности и предназначения, его взаимосвязь с государством.

Annotation. The article deals with the essence and content of the main theories of legal understanding. Each theory is its own interpretation of law, its essence, social value and purpose, its relationship with the state.

Ключевые слова: Право; правопонимание; правосознание; основные теории (школы) права; сущность права.

Keywords: Law; legal understanding; legal consciousness; basic theories (schools) of law; essence of law.

Проблема теорий правопонимания не является для современной юридической науки решенной. Для начала необходимо рассмотреть, что в юридической науке рассматривается под терминами «право» и «правопонимание». Замечание известного философа Иммануила Канта: «юристы до сих пор ищут своё определение права» остается объективным и в наши дни.

[1] Юридическая наука обречена на вечные поиски определения права, поскольку постоянно ощущается неудовлетворенность уровнем знаний о праве и желание его усовершенствовать с каждым годом не становится меньше. Правопонимание – представляет, прежде всего, мыслительный процесс человека с целью познания права, его оценки и выражения своего отношения к нему.

[2] Нужно признать, что учения, которое бы удовлетворяло интересы всех, не существует, поэтому имеющиеся теории в своей основе формируют определенный вид понимания. Российский ученый-правовед Н.И. Матузов писал, что «Ни одна теория не может претендовать на исключительность, фетишизироваться и обожествляться как единственно возможная и пригодная для всех народов».

[3] Уровень развития современной науки позволяет классифицировать различные виды правопонимания.

Среди них можно выделить следующие:

  1. Естественно-правовая теория. Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме. Ее основными представителями были Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев. Идея данной теории заключается в делении всего существующего права на естественное и позитивное. Позитивное – право, которое официально признано государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах государственной власти. Естественное право исходит из природы человека, его разума, это право неотчуждаемое и должно принадлежать личности независимо от признания его государством (право на жизнь, право свободу, право на равенство). Позитивное право не должно противоречить требованиям естественного, иначе оно будет заменено на позитивное право, которое основывается на естественном. Само естественное право не является правом в юридическом смысле. Важная роль здесь отводится позитивному праву, которое основывается на естественном. Критика: иногда представление о праве как справедливом или несправедливом невозможно воплотить в правовой действительности. Найти абсолютный критерий не всегда возможно, т. к. мораль и нравственность историчны.
  2. Историческая школа права. Начала свое существование в первой половине XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Фридрих Савиньи, Георг Пухта). Вопрос о происхождении права для исторической школы ставился совершенно иначе. Историческая школа на первое место ставит позитивное право, утверждает, что теорию права нельзя вывести из разума человека, и предлагает обратиться к истории происхождения права. Данная теория отрицает наличие права единого для всех народов. Ее основная идея заключается в том, что у каждого народа есть свойственное только ему право, отличающееся от права другой страны и отражающее культуру своего народа. Раньше думали, что язык изобрел Бог и поделился им с людьми. Это было бы установление языка путем закона. Другие считали, что язык возник на основе соглашения. Однако каждый знает, что язык возник стихийно и что на его развитие оказывают влияние те, кто считается хорошо говорящим.  Немецкий юрист Г. Гуго сравнил право с языком: «Подобно тому, как язык не устанавливается по чьему-либо указанию, так и право создается путем самостоятельного развития. Право признается продуктом народной жизни, проявлением народного духа».

Сторонники исторической школы права относились к кодификации права негативно, они считали, что «такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа».[1] Критика: право вытекает из народного духа, принимая его неизменность. Но даже, когда предполагается развитие духа, оно воспринимается как простое, развёртывание в историческом процессе.

Право должно быть призвано народным духом, появляться во всех членах народа и проводить к единому правосознанию. Также данная теория гласит, что роль государства заключается в признании и закреплении законов. Основным источником права является обычай, который должен быть официально закреплен государством.

  1. Нормативистская (позитивистский нормативизм) теория права. Данная теория получила свое распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Трубецкой, Штаммлер, Кельзен. В пределах этого учения государство отожествлялось с правом. «Право представляло собой совокупность общеобязательных норм, которые содержат правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, исходящей от государства. Нормы права при этом выстраиваются в определенную иерархию, на вершине которой находится основная норма. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые не должны противоречить основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной пирамиде в соответствии с обладаемой ею юридической силой». Сторонники данной теории считают, что юридическая наука должна изучать действующее, а не желаемое право.
  2. Классовая (марксистская, материалистическая) теория права. Завершенной данная теория стала в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина. Государство не может проводить политику, осуществлять свои функции, не предписывая в правовых нормах строго определенные требования для населения страны. Реализация же этих норм обеспечивается силой государства, в том числе и с помощью принуждения. В.И. Ленин также подчеркивал, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». [4] Право рассматривается в тесной взаимосвязи с государством, которое его формирует и поддерживает в процессе реализации. Право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Роль классовых основ в праве ставится выше роли общечеловеческих, жизнь права ограничена рамками классового общества. Возникновение и существование права необходимо только для того, чтобы нормативно регулировать общественные отношения в пользу господствующего класса. В соответствии с материалистической концепцией, классово-экономические причины лежат в основе возникновения и функционирования права. Следовательно, пока развивается общество, развитие права будет продолжаться. Критика: На процесс образование государственности оказали воздействие следующие факторы: экономические, политические, идеологические, психологические, военные и др.
  3. Психологическая теория права. Сложилась данная теория в XX в. Последователями этой теории являлись Г. Тард, А. Росса, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Основательно разработана данная концепция была в России российским учёным, правоведом и социологом Л.И. Петражицким. Он считал, что право явление индивидуальной психики, не имеющее объективного существования. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания, установленного государством (позитивного) и лично-автономного(интуитивного) права. Интуитивное право рассматривается как действующее право, и в отличии от позитивного, выступает регулятором поведения в обществе. П.А. Сорокин, на которого значительно повлияли идеи Л.И. Петражицкого, писал, что “всякое право состоит из определенных психологических переживаний и из определенных символов, правовых учреждений, зданий суда». [5, с. 480] Данная концепция правопонимания различает официальное и неофициальное право. Официальное право устанавливается и обеспечивается государством. Неофициальное право действует в качестве права, хотя лишено государственного вмешательства, получается, что наряду с официальным правом выводится неофициальное, это означает, что правовые нормы могут создаваться ни только государством, но и в результате психической деятельности как отдельных индивидов, так и всего общества в целом, объективирующих первую категорию явлений. Психологическая теория ориентируется на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения, на зависимость правотворческого процесса от правосознания. Источником права объявляется законодательство, а не психологическая реальность.
  4. Социологическая теория права. Наибольшее распространение данная теория получила в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок, то есть право нужно искать не в норме, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественные отношения, защищенные государством. Нормы законов государством не отрицаются, но и не признаются. Право — признается порядком в отношениях между людьми, а общественные отношения — признаком права. Критика: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценка в праве нравственных положений.

Вопрос понимания права по сей день остается одним из актуальных в юридической науке, поскольку на каждом этапе развития общества в праве открывают все новые аспекты его соотношения с другими явлениями и сферами общественной жизни. Советский ученый-правовед Д.А.

 Керимов писал, что все участники дискуссии о определении права «разделились на две основные группы: на тех, кто безоговорочно выступает в защиту традиционного определения права, и тех, кто считает необходимым его уточнение, изменение и развитие. По Д.А.

 Керимову, первая из этих групп условно именуется в литературе группой «узконормативного» правопонимания, вторая – группой «широкого» правопонимания». В рамках «узконормативного» подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных и охраняемых государством от возможных нарушений.

Данный подход важной ценностью считает возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. «Широкое» понимание права прежде всего направлено на познание сущности права, на изучение смысла права, общеправовых принципов и начал. [6, с.

 177-178] Право здесь рассматривается как форма свободы, понятие «право» включает в себя такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Целью и источником права признаются общественные отношения, соответствующие правовым принципам справедливости. Оба подхода воспринимают понятие права, как совокупность норм, установленных и охраняемых государством.

Заслуга представителей современного понимания права заключается в том, что они объединили формальные признаки права и те объективные обстоятельства, придающие праву свойство справедливого регулятора отношений в обществе, обеспечивающего равную меру свободы для находящихся в сфере правового регулирования. Они наполнили идеи Руссо, Кельзена, Локка, Гегеля, Маркса новым содержанием, которое соответствует нынешнему уровню развития общества и государства.

Список литературы:

  1. Правопонимание. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Алексеев С. С. Теория права / Алексеев С. С. – М.: БЕК, 1994. – 224 с.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб., и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013 – 640 с.
  4. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 420 с.
  5. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. ТгП. СПб., 1909. с. 480.
  6. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. — М.: Мысль, 1986. — с.177-178.

Источник: https://sibac.info/journal/student/57/136944

Вопрос 1. Основные концепции правопонимания: Право — это явление сложное и многогранное, поэтому в юриспруденции

Основные концепции правопонимания

Право — это явление сложное и многогранное, поэтому в юриспруденции не сложилось единого подхода к его пониманию и определению.

Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.

Существует множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества.

Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая доктрина. Как теория идея естественного права оформилась в ХѴП-ХѴШ вв., став идеологией Нового времени. Из наиболее выдающихся ее приверженцев следует назвать Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное или положительное, — это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека.

Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Поэтому, по логике данной теории, закон может быть как правовым, так и неправовым. Правовым закон является только тот, который не противоречит естественному праву.

Достоинства:

— это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

— сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

— данное понимание права умаляет его формально-юридические свойства;

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права сформировалась в конце ХѴШ — начале XIX в.

Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом.

Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Основные идеи названной доктрины:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право — это, прежде всего, правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Позитивные моменты:

— впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

— справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

— верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Негативные моменты:

— данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма — уже отживающего строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Юридический позитивизм. Его философскую основу составило учение И. Канта. Представителями юридического позитивизма являются К. Берг, Г.В. Шершеневич и др. В основу данного подхода был положен тезис о том, что правом может признаваться только выраженная в законе в виде властных предписаний воля государства. Право и закон тождественны.

Одним из основных направлений юридического позитивизма является нормативистская теория австрийского юриста Г. Кельзена (1881-1973 гг.).

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Поэтому Кель- зен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

— нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

— признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

Материалистическая теория права возникла в XIX-XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты:

— в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

— показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

— обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки:

— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

— излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а, прежде всего, из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право.

Достоинства:

— обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

— акцентируется внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

— представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

— в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

— она обращает внимание, прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

— фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

— хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества.

Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

Для современной юриспруденции характерно существование трех основных подходов к пониманию права: нормативный, социологический и философский (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

С позиций философской школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им.

Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание).

Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) — не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

К пониманию права нельзя подходить с одной точки зрения, каждый из подходов правомерен, каждый отражает определенную сторону права.

Без нормативного понимания права недостижима определенность и стабильность в правовых отношениях, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Напротив, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или практическое осуществление остается для него декларацией, системой текстов или моральных пожеланий.

Таким образом, возникает необходимость интегративного (комплексного) подхода к праву, объединяющего возможности всех других взглядов. Его отличает гибкость, поскольку он может использовать позитивные стороны других подходов, чем компенсируются их недостатки. О необходимости данного подхода говорят В.С. Афанасьев, Н.Л. Гранат, В.

В. Лазарев, А.Г. Братко. Важной стороной интегративного правопонимания является признание нормативности права, тот факт, что только государство в лице его органов может устанавливать или (санкционировать) обязательные для исполнения правила поведения. Без участия государства право просто не может получить объективного выражения.

Таким образом, какой же из данных подходов является наиболее правильным? Каждый из представленных подходов имеет свои достоинства и недостатки, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Без естественного права невозможно развития действующего права.

Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий.

Источник: https://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/vopros-osnovnyie-kontseptsii-45590.html

Основные концепции правопонимания

Основные концепции правопонимания

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

м правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. Если «понятие права – это сжатая юридическая теория, то юридическая теория – это развернутое понятие права.

Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории».

В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания.

Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права – нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др.

Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

Естественно-правовая концепция

Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев  и др.

Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом.

На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам.

«Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости, ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий».

Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека.

Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль.

Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений.

В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей.

Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма  и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства».

«Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики.

Историческая школа права

Наибольшее развитие получила в конце XVIII – начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению.

Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа».

Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права, выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа».

Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории».

Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания.

В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала.

В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Т.е. право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения.

Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич).

Нормативистская теория права

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права.

Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства).

Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее.

Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства.

Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы.

«Догматическое направление в отличие от исторического имеет целью систематическое изложение норм гражданского права; материалом для догматики является все положительное право; не ограничиваясь описанием и обобщением, догматик задается целью определения юридических понятий…Определение основано также на обобщении». В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается прежде всего государственный режим.

Обращение преимущественно к формальной стороне права игнорирует его содержательную сторону, прежде всего, права личности. Абсолютизируется роль суверена, т.е. государства в определении содержательных характеристик права. Под правом понимается в основном – порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего.

Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик.

Признаются широкие возможности государства влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.

Марксистская теория права

Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность.

Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного.

Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий  и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е.

являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества.

Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им.

Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний).

Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого.

Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права.

Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения.

Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании.

Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права

Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов.

Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений.

Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг».

Главное для данного направления – изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается прежде всего «живое право».

Право и закон здесь разделяются, если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего. Формулируют «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения.

Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права. М.М. Ковалевский отмечал, что «немецкие юристы утратили сознание той связи, в какой право состоит с ростом культуры и гражданственности.

Идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом нации…Без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество».

Отмечается приоритет содержания над правовой формой. По мнению Б.А. Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений».

Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению».

Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности.

Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах.

В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений.

Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход прежде всего направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов.

Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости.

Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_119144_vopros---osnovnie-kontseptsii-pravoponimaniya.html

Refy-free
Добавить комментарий