Основные категории философии

Основные категории философии

Основные категории философии

По мере развития наук, в том числе и философии, в них начали формироваться понятия, обладающие индивидуальным статусом и специфическим назначением. Их назвали категориями.

С древнегреческого слово «категория» буквально переводится как «обвинение». Позже Аристотель изменил смысл термина, который стал означать «высказывание, утверждение». Аристотель стал первым, кто применил термин «категории» по отношению к науке мыслителей, выделив 10 общих признаков вещей.

Категория – предельно общее понятие, охватывающее большой объем.

Категории имеются во всех сферах жизни. Они являются формой, отражающей универсальные законы мира. Категории философии – это широкое понятие, отражающее суть явлений бытия и главенствующих в нем связей.

Весь процесс научного познания опирается на мыслительные классификации. Это фундаментальный термин, отражающий свойства и закономерные связи мира.

В философии одними из первых категорий стали понятия: бытие, материя, человек, природа, время и пространство. Именно они позволяют наиболее полно осмыслить сущность мира и место в нем человека.

Функцией категорий в данной науке стало формирование целостной картины мира.

Развитие философских знаний

В процессе становления философии, как научной дисциплины, понятие категории формировалось вместе с ней и отражало в себе предмет познания и специфику мысли.

Для выработки и усовершенствования классификаций человечеству потребовалось много веков духовно-практической деятельности. В процессе познания и отражения мира и было выявлено понятие категории философии.

Еще с древних времен мудрецы осознали, что все вещи в мире взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, что является основой мирового порядка. В попытках систематизировать свои познания, философы стали применять такие термины, как часть, целое, структура, элемент и система. Лишь много позже в учении мыслителей были выявлены категории.

Данный термин не является постоянной и неизменной с момента своего зарождения.

По мере того, как человек познавал мир, и вследствие науки, философия и духовная культура развивались, значение слова трактовалось по-разному и его наполнение со временем расширялось.

С развитием общества в нем зарождались доселе неизвестные процессы и явления, которые затем осмысливались философией и становились частью категорий этой дисциплины.

Толкование Аристотеля

Античная философия первая попыталась проанализировать и систематизировать ее категории. Набольшее развитие — это явление получило в трудах Аристотеля, который и ввел данное понятие.

Этот мыслитель всю жизнь стремился классифицировать античную философию. Он первый выработал общие каноны классификации философского мышления и попытался выразить их в научных трудах.

Труд древнегреческого мудреца под названием «Категории» характеризует общие законы мироздания и выделяет десять видов:

  • сущность
  • количество
  • качество
  • место
  • время
  • отношение
  • пространство
  • состояние
  • действие
  • обладание

Приведенная Аристотелем систематизация не является совершенной с точки зрения его коллег и последователей. В основе его философствований – случайное выведение пунктов из частей речи и уподобление одних другим.

Последующие античные мудрецы преобразовали классификацию Аристотеля в соответствии со своими взглядами. Стоики вместо десяти, выделили только четыре типа: модальность, отношение, качество и субстанцию.

Плотин так же нашел классификацию Аристотеля неверной и предложил на ее основе свою, как в последствие поступали и другие философы.

Средние века и развитие мыслительной науки

Средневековые мыслители были знакомы с работами античных мудрецов.

Представитель неоплатонизма Порфирий написал введение к труду Аристотеля под названием «Категории».

С X века среди мыслителей Европы начинаются споры о классификациях.

Первым кто предложил свою систематизацию философских типов в средние века, считают Раймунда Лулльского. В своих работах он перечислял принципы и основные отношения мышления к предметам.

В период средних веков понятие философских категорий формировалось в границах серьезной борьбы между философским значением реализма и номинализмом.

Главным предметом спора между ними являлся вопрос о существовании общих понятий о вещах вне самих вещей.

Реалисты разделяли общее и единичное. Общее – то, что существует самостоятельно, до появления вещей – как их прообраз в уме Бога, после появления вещей – как божественная реализованная идея. Исходя из этой теории, можно выявить, что общее существовало до вещей, в вещах и будет существовать после них как идея.

У другой стороны – номиналистов, был противоположный взгляд на данный вопрос. Они утверждали, что только вещи существуют реально. Под понятием «общее» указывают только имена некоторых предметов.

Отголоски этой полемики можно встретить и в наше время, когда общее приравнивается к множеству объектов, а единичное – к одному.

Работы Канта

Годы творчества немецкого мудреца Иммануила Канта стали новым периодом в развитии изучения категорий философии. Он попытался систематизировать идеи философии XVII- XVIII веков.

Категории он определял, как инструменты, которые помогают человеку обобщить и синтезировать итоги эмпирического познания. Этим понятием Кант обозначал нечто чистое, что можно назвать подлинным знанием.

Кант предложил классификацию, состоящую из 12 пунктов, которые он разделил по группам. Часть из них, по его мнению, формируется и воздействует на чувственном уровне. К ним относятся: опыт, созерцание. Тип, воздействующий на рассудочное мышление, это анализ, время, движение. Третья группой воздействует на разум (мир, душа или Бог).

Третья группа, как утверждал представитель классической немецкой школы, является больше предметов веры, чем науки. Кант считал, что все типы имеют доопытный характер и нужны, чтобы квалифицировать разнородные впечатления о мире в нечто осмысленное. Мир представляет собой хаос. А категории позволяют человеку навести порядок в хаосе.

Систематизация философских типов, созданная Кантом, явилась оригинальной системой, оказавшей заметное влияние на философию Европы в целом и немецкую науку мудрости в частности.

Труды Гегеля

Еще один мыслитель классической немецкой школы, Фридрих Гегель, считал мир единой органической целостностью, которой управляют общие законы и принципы.

На основе работ Канта, Гегель предложил свою, более подробную систему. Она состоит из 21 вида, включающие сущность, взаимодействие, причину, противоположность, взаимодействие, ничто и пр. Ее цель – выразить движение мысли от абстрактного к конкретному, выразить абсолютную идею.

В своих работах, таких как «Наука логики» Гегель спорил с Кантом. Он попытался реабилитировать метафизику, попутно указывая на ошибочные суждения предшественника. Гегель посчитал, что различие в опыте между мысленным и данным – это ложная проблема разума. По его мнению, логическая структура, которая проявляется в развитии и изменении понятий, является и структурой бытия тоже.

Идеи Гегеля сильно повлияли на дальнейшее развитие философии. Они способствовали тому, что в данной науке в качестве основного метода систематизации утвердились категории. Гегелевская классификация представила мир как единое и динамичное целое, нечто взаимосвязанное, где одно вытекает из другого.

Современное видение

ХХ век сильно изменил все стороны человеческой жизни. Глобальный экономический кризис, непростой процесс глобализации – все это служит поводом различным наукам на их скорейшее развитие и взаимодействие.

Открытия, совершенные в области астрофизики, обоснование математикой теории относительности, возникновение концепции субъективной и объективной вероятности – все это и многое другое влияет на современные философские концепции. Заметно скорректировала и помогла понять идеи систематизации такая наука как синергетика. Совершенно новая область знания – виртуалистика, активно влияет на исследования в этой области.

В нынешней философии радикально меняются взгляды на научное и ненаучное познание. Меняется восприятие роли философских классификаций на процесс познания и практическую деятельность.

Нельзя сказать, что происходит полный отказ наработок мыслителей прошедших эпох. Они лишь трансформируются и затем формируются по законам мировоззрения, что происходило и раньше, в другие периоды исторического развития. Наука и практическая деятельность преображают представления о мире, вносят изменения в философские классификации.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/kategorii.html

Основные категории философии (стр. 1 из 4)

Основные категории философии

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Контрольная работа

на тему:

Основные категории философии

Дисциплина: Философия

Студентки Романовская М.Ю.

Группы

Преподаватель

Калининград

2009

Введение

1. Основные категории философии

1.1 Бытие

1.2 Материя

1.3 Движение

1.4 Пространство и время

2. Взаимосвязь категорий

2.1 Всеобщая связь и взаимодействие

2.2 Развитие

2.3 Идея закона

2.3.1 Динамический закон

2.3.2 Статистический закон

2.4 Единичное, особенное и общее

2.4.1 Единичное

2.4.2 Единичное и общее – особенное

2.5 Часть и целое, система

2.6 , структура и форма

2.7 Сущность и явление

2.8 Идея причинности

2.9 Причина, условия и повод

2.10 Диалектический и механистический детерминизм

2.11 Необходимое и случайное

2.12 Возможность, действительность и вероятность

2.13 Качество, количество и мера

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории – суть понятия, но не все понятия – категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и т.д. Но наряду с этими, люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще.

Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении.

Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог — биологические и т.д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии.

Точно так же обстоит дело, например, с качеством, количеством, формой и содержанием, сущностью и явлением, взаимодействием, развитием и т.д.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности.

Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием.

Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

1.1 Бытие

Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления — т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.

Что же такое бытие?

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть.

Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения.

Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием.

Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего.

Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии — сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью — возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

1.2 Материя

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря.

Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.

Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны.

Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное.

Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими.

Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.

Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире.

Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое.

Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть.

Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик.

От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.

Источник: https://mirznanii.com/a/231613/osnovnye-kategorii-filosofii

Основные философские категории

Основные категории философии

Категории — это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки.

Основные философские категории:

1) бытие и ничто;

2) материя и сознание;

3) пространство и время;

4) причина и следствие;

5) необходимость и случайность;

6) возможность и действительность;

7) содержание и форма;

8) сущность и явление.

В философии основополагающей категорией является бытие.

Бытие — это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю.

Материя — это есть также основная философская категория, происходит от лат. materia — вещество. Значение материи как вещества удерживалось до 20 в, когда произошла революция в физике.

Появление таких понятий, как электрон, атом, электромагнитное поле, ядерный распад и т.д. привело к утрате понимания материи как вещества.

Материю стали воспринимать как объективную реальность, существующую вне нашего сознания.

Сознание — это следующая философская категория, сознание — это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной — человеческого мозга.

Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек — результат сравнительно позднего развития материального мира.

Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи — мозга, свойством которого является.

Философская категория — пространство и время.

Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение.

Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время — длительность ее существования.
Пространство и время обладают своими свойствами.

Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).

Время — длительность, оно асимметрично, т е необратимо. Время может пониматься по разному: а) как циклическое время (календари); б) как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); в) время как необратимый процесс, т.е. нельзя вернуться в прошлое.

Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие — пространственно-временной интервал — это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения.

Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется.

Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется.

В общей теории относительности (1916 г.) А. Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс.

Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени.

Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи.

Следующую группу категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность рассматривает философское учение, которое называется детерминизм.

Детерминизм от лат determino — определяю, учение о взаимосвязи вещей, процессов и явлений реального мира.

Причина — это явление или действие, которое влечет за собой другое явление; последнее называют следствием

Необходимость — это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека).

Случайность — это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств. Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность. Возможность — есть объективно существующая тенденция развития предмета.

Действительность — это реальный переход от тенденции к действию.

Возможность и действительность — это категории, фиксирующие основные моменты движения и развития материи.

Также к философским категориям принадлежат категории содержания и формы; сущности и явления.

— внутреннее состояние объекта (предмета), форма — внешнее.

Сущность — внутреннее состояние субъекта (живой материи), явление — внешнее.

и форма относятся к неживой материи, сущность и явление — к живой.

Современное понимание единства мира.

Вопрос о единстве мира является одним из важнейших вопросов бытия: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество различны по формам своего существования, но они образуют единство бесконечного, непреходящего мира.

Гениальный немецкий философ Гегель считал, что «Вселенная — это единая органическая целостность, и ею управляют всеобщие принципы и законы».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_212494_lektsiya--osnovnie-filosofskie-kategorii.html

Основные категории и понятия философии

Основные категории философии

Знание–форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Сознание–состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях, это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.

Истина–это соответствие знаний действительности, то есть объективной реальности, существующей до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина это процесс.

Познание– совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Цель познания усматривается в истине.

Явление–вообще всё, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза; выражение, свидетельство наличия чего-то другого.

Сущность– идейный смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи; сущность есть принцип негативный, принцип ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного сущего.

Вера–признание чего-либо истинным, часто–без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Интуиция–чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

Рациональное –основанное на разуме, логике.

Чувственное –воспринимаемое чувствами.

Субъе́кт –носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности

Объект –предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект.

Основные проблемы гносеологии.

Основная проблема гносеологии–проблема объекта и субъекта. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.

Субъектом познания могут быть: индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями; группа (коллектив); общество в целом. Общество считается универсальным (трансцендентальным –по Канту) субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений.

С одной стороны –познание каждого человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Особую роль в познании играет язык.

Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свои ощущения, чувства, мысли. поведение.

Порой грани между субъектом и объектом трудноуловимы или отсутствуют вовсе. Человек –изучает мир, являясь его частью. Учитель учит ученика, но в процессе обучения они оба являются субъектами. В квантовой механике доказана особая роль прибора и наблюдателя в познании микрообъектов, то есть объект зависит от условий познания, а условия познания являются частью объекта.

Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности.

Одна из центральных проблем–проблема истины. Вопрос соотношения знания, понимания и веры. Истина является важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость, смысл жизни. Проблема истины достаточно сложна.

Возьмем в качестве примера атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение.

Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени.

Истина одновременно: субъективна и объективна (этот человек порядочный); абстрактна и конкретна (человек вообще –не существует);относительна и абсолютна (пример с атомом).Заблуждение –ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь –намеренное искажение верного.

Направления гносеологии

Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος –непознаваемый, непознанный) –концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки.

Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира. Агностицизм возник в конце XIX в.

, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения. Однако агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме.

Сам термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли в 1869 году, когда «Метафизическое общество» предложило Хаксли стать участником его заседаний. Агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании –как в отношении явлений, так и в отношении методов.

В своей аргуметнации агностицизм в целом следует гносеологическим идеям Д.Юма и И.Канта, но выстраивает эти идеи особым образом. У.Гамильтон, исходя из идей Канта, утверждал, что наш опыт, лежащий в основании знания, ограничивается лишь причинно обусловленными сущностями, знание же, выходящее за пределы опыта, становится антиномичным.

При этом он придавал этим идеям конкретную методологическую направленность: он утверждал, например, что при попытке получить знания об абсолютных и безусловных, т.е. ничем не обусловленных, конечных основаниях реальности возникают альтернативные, несовместные описания и прочее.

Благодаря таким формулировкам представление о границах познания оказывалось соотносимым с повседневной практикой естествоиспытателей и приобретало вид конкретной, интуитивно очевидной для них констатации пределов познания как пределов эффективности опытной науки.

Это конкретная констатация собственно и выражает гносеологическую суть агностицизма –с помощью доступных опытной науке средств мы ничего не можем утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным. Специфика агностицизма состит в том, что он пытается использовать скептицизм лишь для того, чтобы ограничить неуемные претензии на знание и таким образом обеспечить своеобразную демаркацию интересов. Агностицизм , например, отказывет религиозным представлениям в статусе опытного знания и соответственно призывает ученых именно в качестве ученых не участвовать в решении религиозных проблем.

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός –рассматривающий, исследующий) –философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма –явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм.

В обыденном смысле скептицизм –воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм –последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм –направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания.

Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма –утверждение «Философия –не наука!». Скептицизм зародился еще в античной философии.

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). По мнению Пиррона, наиболее мудрое поведение философа –это воздержание от суждений.

А если он хочет высказаться, то он должен говорить так: «Мне это кажется истинным» вместо «Это истинно», « Мне это кажется холодным» вместо «Это холодное».

Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть –это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа –это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др.

объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. Среди философов Европы, являющихся представителями этого течения, можно назвать М.Монтеня, Д.Юма, П.Бейля. В истории развития знаний скептицизм сыграл двойственную роль. С одной стороны, он дискредитирует достоверность установленных знаний и тем самым подрывает доверие к науке, способствует прозябанию простых людей в темноте и невежестве. Но с другой стороны, скептицизм способствует проверке научных знаний на прочность, подрывает слепую веру и будит здравую мысль; был и остается врагом догм, способствует поискам новых ответов на уже казалось бы решенные вопросы.

Солипсизм (от лат. solus –«единственный» и лат. ipse –«сам») –радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.

Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, –это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно).

Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.В различных трактовках солипсизм подразумевает:сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего; отрицание реальности всего, кроме собственного Я; отрицание духовности всего, кроме собственного Я.

Наивный реализм –позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком.

С точки зрения наивного реалиста, реальность –это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире.

Согласно наивному научному реализму, теория, которую признало научное сообщество, обладает абсолютной истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов.

Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований: 1) существует мир материальных объектов; 2) истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта; 3) эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются, эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия; 4) эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются, и их качества независимы от восприятия; 5) при помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле, по большей части наши претензии на знание мира обоснованы.

Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis –природный, естественный) –философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения.

Эпистемологический натурализм обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический натурализм имеет две разновидности –экстернализм и интернализм, которые расходятся в толковании источника ментальных состояний.

С точки зрения экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире являются следствием ментальных состояний.

Обе версии эпистемологического натурализма отрицают возможность априорного знания.

Нативизм –философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врождённые идеи, с помощью которых он познает мир.Противоположная ей генетическая или эмпиристическая теория рассматривает протяженность ощущений как нечто приобретенное, как продукт опыта.

Эмпиризм (от др.-греч. έμπειρία –опыт) –направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему . Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познание единичного.

Но единичное можно понимать как: 1) субъективное ощущение, если речь идёт о внешнем опыте, или как «единичное представление», если речь идёт о внутреннем опыте; 2)восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.

Эмпири́чное и теоретическое –два основных, связанных между собой вида знания (, качественно отличающиеся, по сути, смыслу и формой отображения объективной реальности. Эмпиричное отображает действительность со стороны ее внешних связей и отношений.

Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе все доступное созерцанию (все, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Теоретическое –выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.

Эмпиризм принимает следующие положения: 1)всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений; 2)повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого; 3)одобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой; 4) предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода; 5) сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием», продуктом коллективного, общественного мышления. Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты. Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания. Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII–XVIII вв. Представители: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли. Эмпиризм делится на два основных направления. Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля). Второе,трансцендентный эмпиризм, его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

Рационализм (от лат. ratio –разум) –метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Задача философа, считал он, –очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу. Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле».

Редукционизм (от лат.

reductio –возвращение, приведение обратно) –методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление эмергентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример –планетарная модель атома).

Эволюционная эпистемология –теория познания, являющаяся разделом гносеологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции. Эволюционная эпистемология основывается на положении, что эволюция человеческого знания, подобно естественной эволюции в животном и растительном мире,– результат постепенного движения по направлению к всё лучшим теориям.

Итог.

Теперь мы кратко познакомились с некоторыми проблемами и направлениями гносеологии. На самом деле эта тема очень сложна и многогранна и требует куда более подробного и полного изложения, чем в этом докладе.

Так, в нем не затронуты концепции, разделенные по отношению к проблеме объект-субъект, такие как материализм (приоритет объекта), субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта), механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и так далее.

Однако же краткое представление о гносеологии мы получили.

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 2530 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/13-12745.html

Refy-free
Добавить комментарий