Основные категории человеческого бытия

Основные категории человеческого бытия (стр. 1 из 2)

Основные категории человеческого бытия

.

1. Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

2. Динамика общества и его развитие.

1. Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

Творчество.

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество.

Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Творчество, считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальными могут быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни и искание правды жизни.

Счастье.

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.

Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.

Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия — что еще надо для счастья? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека.

На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. «Но ведь я перед тобой, — возмутился Крез, — самый счастливый, потому что я самый богатый». Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив.

Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого.

Греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Получается что Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот, жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.

Любовь – самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, которое случается помимо его воли или желания.

С точки зрения философии то, что человек кого-нибудь любит, объясняется не предметом любви, а человеческой способностью любить. Другие причинами нельзя объяснить возникновение любви.

Любят не за что-то, любят, потому что любят.

Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для существования совести. А когда находят, то ни любви, ни совести нет. Человек делает добро, поступает по совести, не потому что преследует какую-то конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе.

Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что его любимый человек не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом, то чего не видят окружающие. Любовь не возможно проследить различными тестами, исследованиями, опросами, любовь – это чувство, которое дано нам свыше, это дар Бога.

Человек который не любит не полноценный человек, он не видит всей красоты мира, природы, людей, общества. Когда человек любит ему открываются новые краски мира, сияния.

Часто мы слышим, и даже сталкиваемся с такими жестокими словами: «За что ты его/её полюбил/а?» На этот вопрос нельзя ответить словами, тот человек кто спрашивал, должен сам любить, ибо любящий человек не спросит такого. В любимом человеке мы видим божественную красоту.

У не которых людей этой красоты нет, не потому что они родились такими, нет, человек рождается чистым и в ребенке уже присутствует божественная красота. Но в дальнейшем мы можем потерять эту красоту, на более «существенное» и материальное – деньги.

Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.

Человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования. Любить – значит жить.

Труд — это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека. Поэтому труд не может рассматриваться лишь в контексте собственно экономических учений, например трудовой теории стоимости. Нужно принимать во внимание и другие — ценностно-этические, религиозные и философские — представления о труде.

Труд как мука. В рамках античного мировоззрения простой хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности. Труд физический рассматривался как тягость, как мука.

Свободный гражданин античного общества — это политик, воин, участник или зритель спортивных состязаний, посетитель дружеских пиров, театра или, если он настроен более созерцательно, философских школ.

Лишь для земледельческого труда делалось некоторое исключение, что определялось самим характером античного хозяйства, которое держалось, в конечном счете, на аграрном производстве. Вместе с тем на закате античности, в древнем Риме, даже этот жизненный корень был подрублен. Люмпены, простолюдины требовали не возможностей для продуктивного труда, но «хлеба и зрелищ».

Говоря современным языком, античное общество не выработало позитивной трудовой этики. Труд воспринимался как наказание. Вероятно, только в такой культуре возможен образ Сизифа.

Теология труда. Христианство решительно изменило это негативное отношение к труду, свойственное языческой античной культуре. Труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело.

Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. В самих исходных постулатах христианства нетрудно обнаружить истоки положительной оценки труда. «В поте лица ешь хлеб свой» — говорится в Евангелии.

Апостол Павел учил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Вера. Религиозная вера – это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт – пустой звук.

И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Можно наслаждаться красотой и при этом воображать, то красота исчерпывается приятными эмоциями.

Можно верить в Бога, но сомневаться, но сомневаться в религиозном опыте, считать его иллюзией.

Вера, считал Франк, есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голосу Божию». Это воля заставляет нас пристально вглядываться в ту незримую и в этом смысле темную глубь нашей души, где «тлеет» искорка, и в этой искорке увидеть ke? исходящего из самого солнца духовного бытия.

Вера в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца, подобная свободной радостной игре сил в душе ребенка. И это состояние духа определенно чувством нашей неразрывной связи с родственной нам божественной стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой сокровищницей добра, покоя , блаженства, святости.

Таким образом, жить в вере – значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине.

Вера – это горение сердца, зажженного силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем сам человек. Вера не есть, ни идея, ни система идей.

Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила.

Смерть — важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие.

Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества.

Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужые, непонятные вам время и культуру.

В каждой культуре свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается.

А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых — набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях.

Европейские кладбища — это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую.

Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Источник: https://mirznanii.com/a/232803/osnovnye-kategorii-chelovecheskogo-bytiya

Тема 2.4 Основополагающие категории человеческого бытия | Сайт Борзиловой Людмилы Викторовны

Основные категории человеческого бытия

Тема 2.4 Основополагающие категории человеческого бытия

«Истина, свобода и добродетель — вот единственное,

ради чего нужно любить жизнь»

(Вольтер)

Основные понятия и термины по теме: свобода, творчество, счастье, любовь, смысл жизни, вера, смерть.

План изучения темы:

  1. Восприятие жизни (мозг, психика, мышление, сознание, эрудиция)
  2. Любовь, творчество, счастье.

Задание

Задача № 1

Определите темперамент по репликам, ответ запишите следующим образом: «1 – холерик, 2 – сангвиник и т.п.»

  1. … темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.
  2. … трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

3 … темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

4 … — шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу. …

5… вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны..

6… не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.

7… долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно

Задача № 2

Определяете темперамент ребенка, ответ запишите следующим образом:  «Сеня, 3 класс – холерик, так как ….»

Оля, 3 класс

У девочки преобладает веселое настроение, на уроке она часто меняет позу, тянет руку, разговаривает с соседом по парте. На вопрос: «Как дела?» — обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», — хотя иногда оказывается, что полученные отметки не так уж хороши. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива

Семен, 4 класс.

На уроке сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопросы учителя отвечает правильно. Его трудно рассердить или рассмешить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. В разговор вступает редко, больше молчит. Любит порядок.

Андрей, 2 класс.

Быстро усваивает материал на уроке, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы и теряет баллы в оценке. Когда рассердится, не умеет себя держать, хотя и старается. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, т.к. от желания его выполнить не дослушивает до конца.

Саша, 3 класс.

Мечтательный. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца.

Любовь.

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

«Любовь не может быть вредной, но только бы она была — любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви…»

( Л.Н. Толстой)

Любовь — самый верный свидетель нашего существования.

Как пел В, Высоцкий:

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!

Любят не за что-то, любят потому, что любят. Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для совести. А когда есть такие причины, то ни любви, ни совести нет. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый умный.

Откуда появилось выражение: «Слепая любовь»? Ученые доказали, что момент истинной любви (как у матери к своему ребенку) в головном мозге того, кто любит отключаются два центра: отвечающий за гнев и за критику, то есть любящий не видит (в прямом смысле) недостатков в объекте своей любви.

Человек делает добро, поступает по совести не потому, что преследует какую-нибудь конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе.

Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, чего весь мир не видит.

Человека невозможно познать никакими тестами, никакими опросами и исследованиями. Но есть одно безошибочное средство узнать человека — надо его полюбить.

Любовь в этом мире встречается очень редко.

Согласно древнему мифу об андрогине, раньше человек был един, был одновременно мужчиной и женщиной. Потом бог разорвал андрогина на две половинки и бросил их в разные стороны. И они с тех пор ищут друг друга. Когда найдут, возникает любовь.

Но попробуй найди! Многие верят, что любят или любили, но на самом деле они себя убедили в этом, чаще всего это была просто имитация любви Философ Владимир Соловьев считал, что любовь для человека — пока то же, что разум для животного, то есть только неопределенная возможность.

Любовь встречается редко еще и потому, что люди боятся любви, так как это — постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает с счастьем в будничном смысле этого слова.

Любовь — очень парадоксальная вещь.

Парадокс — (от греч. parádoxes — неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.

Во-первых, любовь возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия.

Вся художественная литература построена на описании этого конфликта — любовь Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Вронского и Анны Карениной.

Не только в литературе, но и в жизни любовь всегда развивается в борьбе с внешними обстоятельствами, в борьбе с обществом, с судьбой.

Отсюда второй парадокс — любовь всегда связана со смертью: или оттого, что препятствия для нее оказываются непреодолимыми; или любящий человек осознает, как хрупко и недолговечно его чувство; или когда остро переживает тот факт, что он живет, дышит, радуется жизни и потому своим главным врагом считает небытие, распад, смерть.Андрей Болконский перед смертью думал о том, что только любовь может противостоять смерти, только любовь является ее действительной соперницей и может спасти человека. Ибо жизнь как таковая, осуществляемая в смене поколений, — бессмертна.

Подлинная любовь — всегда чудо, и, как чудо, встречается крайне редко. Очень часто люди довольствуются эрзацами, суррогатами, многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить»:

— во-первых, большинство людей считает, что любовь — следствие сексуального наслаждения, и если двое научатся вполне удовлетворять друг друга в этом смысле, то постигнут искусство любить. На самом же деле, отмечал Фромм, истина прямо противоположна: любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов — это результат любви.

— второй формой псевдолюбви, которая вместо счастья приводит лишь к неврозам и страданиям, является привязанность к образу одного из родителей.

Уже, будучи взрослыми, люди переносят чувства ожидания или страха, которые испытывали по отношению к отцу и матери, на любимого человека. Они никогда не освобождаются от образа зависимости и ищут этот образ в своих любовных требованиях.

В подобных случаях человек в смысле чувств остается ребенком, хотя интеллектуально и социально находится на уровне взрослого.

— еще одна форма псевдолюбви — любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого.

Отчужденный от своих собственных сил, человек проецирует их на своего кумира, почитаемого им как воплощение любви, света, блаженства. Он теряет себя в любимом человеке, вместо того чтобы находить себя в нем.

А поскольку никакой человек не может в течение долгого времени жить в таком состоянии, то неизбежно наступает разочарование

— проявление невротической любви — это нежелание замечать свои недостатки и сосредоточенность на слабостях «любимого» человека Любой из нас прекрасно видит даже маленькие слабости другого, но беспощадно обличая их, охотно закрывает глаза на свои собственные пороки.

— разновидностью псевдолюбви является также «временная аберрация». Двое мечтают о блаженстве, которое будто ожидает их впереди, между тем в данный момент им уже стало скучно друг с другом. Эта тенденция совпадает с общей психологической установкой, характерной для современного человека. Он живет в прошлом или в будущем, но не в настоящем.

Он сентиментально вспоминает свое детство или строит счастливые планы на завтра.

Переживается ли любовь «заместительно», как фиктивное участие в переживаниях других людей, переносится ли она из настоящего в прошлое или в будущее, такие абстрактные и отчужденные формы любви служат лишь наркотиком, облегчающим боль от реальности, одиночества и отчуждения.

— очень частая форма псевдолюбви — это проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери. Но так можно, считал Фромм, принести несчастье как самому себе, так и своему ребенку.

Не найдя смысла для себя, можно и ребенка воспитать неправильно. Часто детьми прикрываются, чтобы не расторгать несчастливый брак: «мы не можем разойтись, чтобы не лишать ребенка единой семьи».

Однако на самом деле атмосфера напряженности и безрадостности в подобной семье более вредна для ребенка, чем открытый разрыв его родителей.

Что же такое «настоящая любовь»?

«Любовь – не сентиментальное чувство, которое может испытать каждый», – пишет Э. Фромм. Способность переживать любовь тесно связана с уровнем развития личности, ее зрелостью и созидательной ориентацией. Для того чтобы любить, требуется истинная человечность, дисциплина, отвага и вера.

Если (утрировано, то есть упрощенно) описать стадии обучения любви по Э. Фромму, то поулчаются следующие этапы:

1. Сначала надо полюбить себя (речь не идет об эгоизме, речь идет о самодостаточности, человек должен осознавать свою неповторимость, уникальность, ценность — это позволит не становится «рабом чувств», не привязывать свое счастье к наличию рядом конкретного человека )

2. Надо научится любить мир вокруг себя и (прежде всего) людей, тебя окружающих.

3. Последний этап — ты готов полюбить её (ты готова полюбить его) той настоящей и чистой любовью, в которой нет элементов садо-мазо отношений или собственничества.

Т в о р ч е с т в о.

«Творчество представляет собой чудесное сближение раскованной энергии ребёнка и кажущейся противоположности и врага, чувства порядка, навязанного дисциплинированным интеллектом взрослого».

(Норманн Подгорец)

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых.

Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать.

Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Творчество, считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным.

Гениальными могут быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни и искание правды жизни. Гениальность — это прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества.

Только такое перво-творчество и есть исток и основа любой творческой деятельности.

Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы походя творить новые идеи.

В истории философии известен «парадокс Сократа-Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе не известно — куда идти и что искать.

Но как можно знать то, чего еще никто не знал и ты сам не знаешь?

Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, — ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, нужно научиться все время удивляться миру и видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество — это образ жизни.

Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому что наши знания, наше образование, наша привычка все сейчас же объясняют, сейчас же переводят в привычные штампы.

Мы видим, как идет первый снег за окном, но вместо того, чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Подумаешь! Что тут удивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавского полуострова!».

Однако с такого удивленного видения и начинается творчество. Так Рафаэль увидел Мадонну, Кеплеру «открылась бездна звезд полна», а Эйнштейн увидел искривляющуюся Вселенную. Это же видение водило рукой Тициана и Андрея Рублева, это же изумление перед миром слышится в музыке Бетховена или Шнитке.

Недаром различают «память рассудка» и «память сердца». Память сердца — это достигшие глубины души живейшие впечатления, когда мы действительно увидели что-то сами в мире. «Того не приобресть что сердцем не дано» — писал поэт Евгений Баратынский.

В философии такое видение, такое открытие мира называется созерцанием.

Созерцание — это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью.

С созерцания  начинается творчество. Если нет такого видения, то нет и главных условий для творчества, для того, чтобы человек стал творцом. Что-то не состоялось в человеке, недозавершилось, осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства.

Из творческих работ наших студентов

Счастье.

Счастье зависит от нас самих.

(Аристотель)

Существует только один путь к счастью, это прекращение беспокойства о вещах, которые не под силу вашей воли.

(Эпиктет)

Ф. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым — если человек знает, зачем он живет, ему не важно, как он живет.

Но большинству людей, особенно в юном возрасте, такие рассуждения покажутся чересчур суровыми, чересчур пессимистичными. Как это нет счастья, когда каждый день приносит столько радости? А сколько радостей, сколько счастья ожидает нас впереди!

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному.  Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья.

Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия — что еще надо для счастья?

Древнегреческая легенда повествует, что невероятно богатый царь Крез спросил одного из первых философов, мудреца Солона, видел ли он когда-нибудь счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя.

«Но ведь я перед тобой, — возмутился Крез, — самый счастливый, потому что я самый богатый». Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его царство и убили его самого.

То есть греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, был ли счастлив человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Единственно возможный вид счастьяэто жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод.

Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы никогда не задерживаемся в настоящем, утверждал Паскаль.

 Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить слишком медленный шаг времени. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит.

Мы так легкомысленны, продолжал Паскаль, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от настоящего, единственно существующего в действительности. Это потому, что настоящее нас обычно ранит. Мы его прячем с глаз долой, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает.

Мы пытаемся удержать его в будущем и предполагаем распоряжаться вещами, которые отнюдь не в нашей власти, в том времени, до которого вовсе не обязательно доживем.

Пусть каждый, призывал Паскаль, разберется в своих мыслях, чтобы увидеть, что все они заняты прошлым или будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью.

Таким образом, мы вообще никогда не живем, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье, но никогда не добиваемся его, и это неизбежно.

Смерть.

« Я научился смотреть на смерть просто как на старый долг, который рано или поздно придется заплатить».

( Альберт Эйнштейн)

Смерть — важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна.

В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие.

Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества.

У каждой культуры свое специфическое отношение к смерти. В Индии — как в древности, так и в наше время — умершего человека сжигают на костре, и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых, набальзамированные египетские фараоны до сих пор лежат в европейских музеях. Европейские кладбища — это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть.

Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую.Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Смерть — не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен.

Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней и полагает, что смерть еще где-то очень далеко от него. Мудрецы же с древних времен говорили: «Помни о смерти!».

Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом.

Помнить о смерти — значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Ведь свой последний день и самый дурной человек постарается прожить по-человечески — не лгать, не воровать, не убивать.

Смерть предполагает высший уровень ответственности.

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Как вы можете прокомментировать слова А.С. Пушкина: «На свете счастья нет, а есть покой и воля»?

2. Говорят, что по мере взросления человеку выпадает все меньше и меньше счастливых минут, поскольку становится больше забот, больше проблем и трудностей, а сам человек начинает более трезво оценивать жизнь. Согласны ли вы с этим?

4. Философия говорит, что гораздо важнее любить самому, оказаться способным на такое чувство, а любят тебя или нет — это не так уж важно. Соответствует ли это вашим представлениям о любви?

5. B.C. Соловьев говорил, что любовь для человека все равно, что разум для животного — только смутная возможность. А Б.

Паскаль утверждал, что мы рождаемся с любовью в сердце, что мы любим всегда, и, даже когда нам кажется, что мы презрели любовь, она таится в глубине нашего сердца. Без любви мы не могли бы прожить и минуты.

Какая точка зрения вам ближе? Или, может быть, эти мыслители говорили о разных вещах?

Источник: https://borzilova.ru/2015/07/14/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-2-4-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D0%BB/

Категории человеческого бытия

Основные категории человеческого бытия

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

1.Любовь. С точки зрения философии, феномен Л. объясняется не предметом любви, а способностью человека любить. Л. — это особая форма познания человека. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие. Любовь встречается очень редко. Это постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность.

Любовь никак не совпадает с счастьем в будничном смысле этого слова, часто приносит несчастье. Любовь — очень парадоксальна. Она возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Любовь всегда связана с жизнью и смертью: то, что или кого человек любит, означает для него смысл жизни; Л.

рождает жизнь.

Воспитывать — значит пробуждать способность любить.

Любовь всегда направлена на конкретный объект. Подлинная любовь встречается крайне редко. Очень часто люди довольствуются многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э.

Фромм в своей книге «Искусство любить».

Любовь часто путают с сексуальным наслаждением, поклонением образу, мало соответствующему реальности, разновидностью псевдолюбви является также «временная аберрация», а также проекция на детей.

2. Творчество.Человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, что-то новое, более совершенное.

Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? «Парадокс Сократа-Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе не известно — куда идти и что искать. Нужно научится созерцать.

Созерцание — активное, мыслящее восприятие действительности, способность увидеть мир вне готовых стереотипов.

3. Счастье. С. — категория индивидуальная, специфическая. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья. Крайним видом такого счастья является наркотическое опьянение. Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей.

Некоторые люди связывают представление о счастье с карьерой. Единственно возможный вид счастья — это жизнь в согласии с самим собой. Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека.

Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем.

4. Смерть. Это важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. У каждой культуры свое специфическое отношение к смерти.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения.

Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть.

Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Смерть — не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность.

Творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть. Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались в прямом смысле слова жить в вечности.

Сократ, или Эпикур, или Ницше, или Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники.

РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г.

Билет №19

1. Технократическая философия.

2. Деятельность человека. Социальные нормы.
Эталоны ответов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_200295_kategorii-chelovecheskogo-bitiya.html

Реферат: Основные категории человеческого бытия

Основные категории человеческого бытия

.

1. Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

2. Динамика общества и его развитие.

1. Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

Творчество.

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество.

Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Творчество, считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальными могут быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни и искание правды жизни.

Счастье.

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.

Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.

Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия — что еще надо для счастья? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека.

На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. «Но ведь я перед тобой, — возмутился Крез, — самый счастливый, потому что я самый богатый». Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив.

Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого.

Греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Получается что Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот, жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.

Любовь – самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, которое случается помимо его воли или желания.

С точки зрения философии то, что человек кого-нибудь любит, объясняется не предметом любви, а человеческой способностью любить. Другие причинами нельзя объяснить возникновение любви.

Любят не за что-то, любят, потому что любят.

Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для существования совести. А когда находят, то ни любви, ни совести нет. Человек делает добро, поступает по совести, не потому что преследует какую-то конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе.

Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что его любимый человек не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом, то чего не видят окружающие. Любовь не возможно проследить различными тестами, исследованиями, опросами, любовь – это чувство, которое дано нам свыше, это дар Бога.

Человек который не любит не полноценный человек, он не видит всей красоты мира, природы, людей, общества. Когда человек любит ему открываются новые краски мира, сияния.

Часто мы слышим, и даже сталкиваемся с такими жестокими словами: «За что ты его/её полюбил/а?» На этот вопрос нельзя ответить словами, тот человек кто спрашивал, должен сам любить, ибо любящий человек не спросит такого. В любимом человеке мы видим божественную красоту.

У не которых людей этой красоты нет, не потому что они родились такими, нет, человек рождается чистым и в ребенке уже присутствует божественная красота. Но в дальнейшем мы можем потерять эту красоту, на более «существенное» и материальное – деньги.

Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.

Человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования. Любить – значит жить.

Труд — это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека. Поэтому труд не может рассматриваться лишь в контексте собственно экономических учений, например трудовой теории стоимости. Нужно принимать во внимание и другие — ценностно-этические, религиозные и философские — представления о труде.

Труд как мука. В рамках античного мировоззрения простой хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности. Труд физический рассматривался как тягость, как мука.

Свободный гражданин античного общества — это политик, воин, участник или зритель спортивных состязаний, посетитель дружеских пиров, театра или, если он настроен более созерцательно, философских школ.

Лишь для земледельческого труда делалось некоторое исключение, что определялось самим характером античного хозяйства, которое держалось, в конечном счете, на аграрном производстве. Вместе с тем на закате античности, в древнем Риме, даже этот жизненный корень был подрублен. Люмпены, простолюдины требовали не возможностей для продуктивного труда, но «хлеба и зрелищ».

Говоря современным языком, античное общество не выработало позитивной трудовой этики. Труд воспринимался как наказание. Вероятно, только в такой культуре возможен образ Сизифа.

Теология труда. Христианство решительно изменило это негативное отношение к труду, свойственное языческой античной культуре. Труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело.

Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. В самих исходных постулатах христианства нетрудно обнаружить истоки положительной оценки труда. «В поте лица ешь хлеб свой» — говорится в Евангелии.

Апостол Павел учил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Вера. Религиозная вера – это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт – пустой звук.

И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Можно наслаждаться красотой и при этом воображать, то красота исчерпывается приятными эмоциями.

Можно верить в Бога, но сомневаться, но сомневаться в религиозном опыте, считать его иллюзией.

Вера, считал Франк, есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голосу Божию». Это воля заставляет нас пристально вглядываться в ту незримую и в этом смысле темную глубь нашей души, где «тлеет» искорка, и в этой искорке увидеть ke? исходящего из самого солнца духовного бытия.

Вера в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца, подобная свободной радостной игре сил в душе ребенка. И это состояние духа определенно чувством нашей неразрывной связи с родственной нам божественной стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой сокровищницей добра, покоя , блаженства, святости.

Таким образом, жить в вере – значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине.

Вера – это горение сердца, зажженного силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем сам человек. Вера не есть, ни идея, ни система идей.

Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила.

Смерть — важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие.

Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества.

Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужые, непонятные вам время и культуру.

В каждой культуре свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается.

А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых — набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях.

Европейские кладбища — это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую.

Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Смерть не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен. Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней или же полагает, что смерть где-то очень далеко от него.

Мудрецы же с древних времен говорили: «Помни о смерти!» Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти — значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни (ведь он и в самом деле может оказаться последним).

Предполагается, что хоть в последний день дурной человек постарается прожить по-человечески: не лгать, не воровать, не убивать.

2. Динамика общества и его развитие.

Как уже отмечалось, общество как и природа представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости, покоя и движения. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития.

Об обществе, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно течет, движется, изменяется. Это универсальное свойство как природного, так и социального бытия было замечено уже Гераклитом и другими древними философами. Но наиболее полное и глубокое учение о развитии было создано, как известно, Гегелем.

Кант и Маркс в своих философских системах уделили большое внимание специфике социального развития, его факторам, эволюционным и революционным формам.

Опираясь на их выводы, современные философы считают, что в исследовании социальных явлений необходим так называемый процессуальный подход, который иногда называют диалектическим, или историческим.

Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, с точки зрения его организации, структуры дополняется анализом его динамики, изменения и развития.

Современный процессуальный анализ развития общества опирается на детально разработанный понятийный аппарат. В социальных исследованиях ныне широко используются такие термины, как ;

· Процесс

· функционирование

· изменение

· развитие

· прогресс

· регресс

· факторы развития

· эволюция

· революция

Рассмотрим кратко содержание этих понятий.

Процесс — это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах этих систем.

Возможны различные виды процессов: (внутри) личности, например, процесс самообразования, самосовершенствования человека; процессы, происходящие во взаимоотношениях людей, например их развитие от согласия до конфликта и обратно; изменения внутри социальных общностей и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру общества в целом.

Вокруг проблемы прогресса велось и ведется множество дискуссий.

Если определенная часть философов признает прогресс в экономической, научной, политической сферах жизни, то поступательное развитие в области нравственной, в сфере морали оспаривается многими и не только в связи с часто повторяющимися в социальной истории длительными периодами нравственной деградации, которые бывают особенно глубокими во времена мировых войн, революций и других социальных потрясений, но и из-за отсутствия четких критериев морального совершенствования.

Таким образом, социально-философский анализ общества как целостной саморазвивающейся системы включает рассмотрение и его статики, и динамики или, говоря иначе, и составляющих его групп, организаций, институтов, и непрерывно происходящих в обществе процессов эволюционного и революционного изменения и развития.

Список использованной литературы.

1. Вальяно М.В. Основы философии. – М.: Владос, 1999. (электр. вариант)

2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. – М.:ТОН, 1999. (электр. вариант)

3. Губин В.Д. Философия || Детская энциклопедия. – М.:Олимп, 1999. (электр. вариант)

4. Гуревич П.С. Основы философии. – М.: «Гардарики», 2000. (электр. вариант)

5. Канке В.А. Основы философии. – М.: «Логос», 1999. (электр. вариант)

6. История философии. – М.: «Мысль»,1991. (электр.вариант)

7. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: 1991. (электр. вариант)

8. Лучшие рефераты по философии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. (электр. вариант)

9. Современная западная философия. Словарь. Составители Малахов В.В. – М.: ТОН, 2000. (электр. вариант)

10. Спиркин А. Г. Философия. М.: «Гардарики», 1999. (электр. вариант)

11. Философский словарь. Справочник студента. – М.: 2002. (электр. вариант)

12. Философия. Под редакцией Лавриненко В.Н. – М.: «Юнити», 2001. (электр. вариант)

13. Философия: основные этапы ее становления и развития. Учебное пособие по дисциплине. Кирсанова Г.К. – Лениногорск: ЛНТ, 2003. (электр. вариант)

14. Шаповалов В. Ф. Основы философии. М.: 2001. (электр. вариант)

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-252009.html

Категории человеческого бытия: любовь, смерть, власть, игра, труд

Основные категории человеческого бытия

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГАОУ СПО ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

РЕФЕРАТ

Категории человеческого бытия:

любовь, смерть, власть, игра, труд

Выполнен: Руденко Т.А.

Руководитель: Кривошеева С. В.

Хабаровск

2013

Введение

Человек всегда стремился к познанию как сущности окружающего мира, так и сущности своего бытия. Проявление человеческой сущности крайне многообразны — это и воля, и разум, и труд, и общение, и счастье.

Человек думает, радуется и страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, ставит перед собой новые цели. Данная работа направлена на раскрытие основных феноменов человеческого бытия: любовь, смерть, игра, власть и труд.

И с тем что эти категории основополагающие для любого человеческого существа стоит согласиться.

Игра — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, ей пронизано всё наше существование от первых дней еще бессознательной жизни и до её конца. О власти так же знают многие, но это касается не только общеизвестной формы — государственной власти. Власть может принимать различные формы, проявляться даже там где её как кажется быть не может.

Без труда невозможно было бы существование и развитие общества. Ну а любовь и смерть — думаю эти понятия у всех вызывают неоднозначные и сильные эмоции которые так же определяют наше бытиё. Рассмотрение более подробно этих феноменов через призму философии, возможно поможет лучше познать себя и определить свое отношение к окружающему миру.

Бытие

Категория бытия допускает любую форму существования мира.

Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия.

Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философии выделяются следующие основные формы бытия:

а) Бытие вещей, явлений и процессов.

б) Бытие человека.

в) Бытие духовного (идеального).

г) Бытие социального.

Рассмотрим более подробно бытие человека, которое в свою очередь разделяется на: бытие человека в мире вещей и человеческое бытие.

В свою очередь человеческое бытие можно разложить на множество составляющих его категорий: любовь, смерть, поиск смысла жизни, вера, игра, власть, труд, искусство, творчество, надежда.

Основополагающими же можно считать лишь несколько: любовь и смерть, игра, власть и труд. Это те категории что пронизывают всю нашу жизнь от начала и до конца. Их мы и обсудим.

Любовь

Тема любви является одной из ведущих тем философии. Еще в Древней Греции феномен любви привлекал внимание множества современников среди которых были философ Парменид, Эмпедокл и многие другие.

Многие древнегреческие философы опирались на понятие любви для объяснения порядка и строения мира, а также его возникновения.

Это человеческое чувство и влечение переносилось греками на весь мир, принимало вид безличной силы, существующей самостоятельно.

И. Кант — считал, что любовь и уважение являются главными обязанностями людей по отношению друг к другу. Так же он считал, что человек «по природе зол». Он принадлежит двум мирам: миру природы и миру разума.

Влечения человека побуждают его к чувственным удовольствиям, но поскольку человек существо разумное, то разум говорит ему о необходимости следовать требованиям долга, в том числе обязанностям любви и уважения. Таким образом, И.

Кант определяет любовь как чувство долга. Он отрицает чувственное начало в любви.

Любовь, как стремление индивида к физическому обладанию другим индивидом ради продолжения рода, объясняет немецкий философ Артур Шопенгауэр. Однако любовь это не просто половое влечение. Любовь направлена на определенную особу, а не на весь противоположный пол. «Индивидуум действует здесь бессознательно для самого себя, по поручению некоторого высшего начала — рода…»

В.С.Соловьев в работе «Смысл любви» оспаривает мнение А. Шопенгауэра, будто любовь — это лишь средство для продолжения рода. Смысл ее не в том. Наоборот, чем сильнее любовь, тем менее она способствует размножению.

Настоящий смысл любви, по мнению В. Соловьева, заключается в стремлении человека к единству с другими, причем к такому единству, в котором не теряется его индивидуальность.

В любви человек отрицает свой эгоизм и вместе с тем не утрачивает, а, наоборот, обретает свое настоящее «Я»

Дать универсальное определение любви, которое бы соответствовало взглядам каждого человека невозможно. Это подтверждают многочисленные работы философов на эту тему. Каждый из них видит в феномене любви разное.

Понятие любви не так просто, каким оно кажется на первый взгляд. Даже современному человеку нужно некоторое время, чтобы дать собственное определение этому феномену. Но остается неизменным тот факт, что любовь есть в жизни каждого человека.

Любовь наполняет человеческое бытие определенным смыслом, вдохновляет художников и поэтов.

Смерть

Тема смерти, как известно, является классической для философии. В античной философии отношение к смерти определялось несколькими факторами, в том числе природой, характером смерти.

Например, Платон в диалоге «Тимей» говорит: «Естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием».

Ее обсуждал еще Сократ, принимая в конце своей жизни судьбоносное для себя и отчасти всей будущей философии решение.

https://www.youtube.com/watch?v=Lv2WiQpTPCk

Среди множества различных толкований феномена смерти, выделяются два наиболее распространенных — это научное и религиозное толкование. В науке смерть — мгновение между жизнью и нежизнью сущего, или просто конец жизни.

Родившись, сущее какое-то время живет, пребывает то в одном, то в другом способе бытия, но вот наступает момент, и оно больше не живет, не пребывает ни в одном из прежних способов бытия. В религии смерть — жизнь-после-жизни. Например в христианстве смерть — это жизнь души без тела.

Почти все религии едины в том, что у человека есть не только эта жизнь, но и та, не только посюсторонняя, но и потусторонняя. С религиозной точки зрения смерть это лишь переходный этап в другую новую жизнь.

Безвозвратный уход из какого-либо способа бытия часто тоже называют смертью — политической, профессиональной, творческой. За этими выражениями скрывается то, что человек больше не может быть в политике, профессии или творчестве — подобно тому как в смерти он больше не может быть в жизни и жизненном мире. Ясно, что подобного рода смерть есть смерть в переносном смысле слова.

Нынешнее общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества. Складывается впечатление, что кончина человека становится делом одних только врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом.

Похороны проходят проще и короче, кремация сделалась нормой, а траур и оплакивание покойника сведены к формальным и безликим фразам на похоронах которые лишь предваряют застолье.

Смерть становится несчастьем и препятствием, ее стараются не только удалить от взоров общества, но и от самого умирающего, дабы не делать его несчастным.

Игра

Игра — знакомое явление для каждого человека. Игра находит свое отражение почти во всех областях культуры, труда, политики и т.д. Первыми, кто заметили сходство между игрой и художественной деятельностью, были И. Кант и Ф. Шиллер. В XX веке особое внимание феномену игры уделяли такие исследователи, как Й. Хёйзинга, Х. Гадамер , О. Финк и другие.

Существуют разные определения понятия «игра». Й. Хёйзинга писал: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь».

Феномен игры обладает рядом особенностей.

? Во-первых, игра — это свободная деятельность.

? Во- вторых, во время игры человек находится за границами обыденности, он как-бы переносится в параллельный мир.

? В-третьих, феномен игры характеризуется пространственно-временной замкнутостью. Игра происходит в определенных границах пространства и времени. Это пространство предопределено и имеет начало и конец.

? В-четвертых, в игре имеются установленные ограничения — в виде правил. Те, кто нарушают эти правила называются «бунтарями» и «шулерами». Главное их различие в том, что «шулеры» не ломают мир игры и создают видимость, что играют, а «бунтари» открыто отвергают правила и саму игру.

? В-пятых, игровые предметы «одушевляются во время игры». О. Финк говорил, что реальность игровых предметов двойственная. Во время игры они становятся не тем, что они есть сами по себе.

? В-шестых, игра содержит в себе возможности и риск. Игра возможна только при наличии риска.

Уже в древности некоторые сферы жизни человека принимали форму игры, например, охота, обработка полей, сбор урожая, собирательство. Посредством игры люди общались с духами и богами.

В наше время наблюдается возникновение нового игрового пространства, в котором происходит игра над игрой, т.е где само игровое пространство является предметом определённых действий.

Примерами такого пространства могут быть многочисленные олимпиады, чемпионаты мира по шахматам, проводимые по различным версиям, политические выборы.

Таким образом, можно сказать, что вся жизнь это игра. Игра пронизывает все сферы нашей жизни, она имеет место в жизни каждого человека независимо от его возраста.

Игровые навыки, отработанные с опытом, часто помогают нам в жизни. Но воспринимая жизнь через призму игры, нельзя окончательно утратить связь с действительностью.

Хотя жизнь и наполнена игровыми моментами, в ней, как в игре, нельзя, ошибившись, начать сначала.

Власть

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Государство — это политически-правовой институт, устанавливающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Государство — это власть + граждане. Государство не может существовать без власти и законопослушных граждан. Власть так или иначе должна кем то управлять.

Соловьева С.В. в своей работе «Феномены власти в бытии человека» говорит о соотношении власти и силы. Власть реализует себя через что-то или кого-то, имеет определенное количество, существует в ситуации столкновения, реализуется через превышение и захват, власть держит мир в напряжении. Власть и сила связаны, т.к власть предполагает силу.

Согласно теории разделения властей Локка и Монтескье, каждый человек, имеющий власть, склонен к тому, чтобы ею злоупотреблять, и для того чтобы властью нельзя было злоупотреблять, нужно, чтобы власть ограничивала власть. Однако этот принцип разделения властей нигде в мире не был осуществлен . Ситуация разделения власти уменьшает возможность произвола в деятельности власти имущих.

Власть может так же осуществляться в любви. С одной стороны, для любви необходим свободный выбор (иначе она невозможна), а с другой — любовь требует безусловного подчинения другому. Власть объявляет себя как категорическое требование, которое должно быть исполнено, а если оно не реализуется, то субъект лишается любви как высочайшей ценности жизни и культуры.

Власть техники, как разновидность власти. Техника превращается в эффективный инструмент утверждения контроля, приобретает черты тотально распространенной «мыслительной привычки», захватывает повседневность и социальные отношения во всем их многообразии. Власть техники в обществе и жизни человека выстраивается по модели власти произведения.

«Власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть». (Б. Шоу )

«Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». (Джон Дальберг-Актон)

Труд

Труд — это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека.

Труд как мука. В рамках античного мировоззрения простой хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности.

Труд физический рассматривался как тягость, как мука. Однако философы античности не обходили своим вниманием и это (с их точки зрение) мучительное действо. Аристотель писал: «Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Правда стоит все же отметить что говорил он это не о простом труде ремесленника или земледельца, а о спорте.

Теология труда. Христианство решительно изменило это негативное отношение к труду, свойственное языческой античной культуре. Труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда.

В самих исходных постулатах христианства нетрудно обнаружить истоки положительной оценки труда. «В поте лица ешь хлеб свой» — говорится в Евангелии. Апостол Павел учил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». » Трудитесь! Мир не будет раем Для тех, кто хочет жить лентяем».

(Сакс Ганс)

В современном обществе — труд — это основополагающая категория человеческого бытия. Труд превратил антропоида в человека. Труд помог этому человеку выжить в сложном периоде климатических изменений.

При помощи труда развивалось общество (и продолжает развиваться). Вся наша цивилизация зиждется на труде.

Сегодня только при помощи труда можем мы достойно жить, обеспечивать себя и свою семью всем необходимым.

Вывод

В заключение можно сказать, что данные характеристики категорий человеческого бытия обобщены и неполны. Но это лишь следствие того, что перед нами не стояла задача не раскрывать их полностью, а лишь направить нас на размышления о том кто мы, и что есть наше бытие в окружающем мире.

бытие любовь смерть власть

Список использованных источников и литературы

1. Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия.

2. Соловьева С.В. Феномены власти в бытии человека

3. Балашов Л.Е. Философия: учебник / Балашов — 4-е изд.

4. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/philosophy/00471208_0.html

Refy-free
Добавить комментарий