Основные этапы развития письма

Основные этапы развития письма (стр. 1 из 4)

Основные этапы развития письма

Реферат

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА

Выполнил

Проверил

2007

1. Предыстория письма………………………………………… 3 2. Основные этапы развития письма………………………… . 6 2.1 Пиктографическое письмо…………………………… 8 2.2 Идеографическое письмо……………………………..10 2.2.1 Идеографическое и смешанное письмо……………….10 2.2.2 Египетское идеографическое письмо…………….….12 2.

3 Клинописное письмо…………………………………..14 2.3.1 Шумерское письмо……………………………..……..15 2.3.2 Аккадская (вавилоно-ассирийская) клинопись……..17 2.3.3 Клинопись у других народов Древнего Востока……18 2.4 Китайское иероглифическое письмо………………….19 2.5 Слоговое письмо……………………………………….21 2.

6 Буквенное – звуковое (фонемографическое) письмо..23

2.7 Список литераруры……………………………………..26

Предыстория письма Письмо имеет долгую и сложную историю своего развития, которая охватывает период в несколько тысяч лет. Письмо, которым мы пользуемся в настоящее время, уже давно потеряло свою первоначальную форму и прошло всевозможные ступени развития на пути к достижению совершенства. Возникновение и развитие письма неразделимо связано с историей народа, развитием языковой культуры.

Чем выше уровень материальной и духовной культуры того или иного народа, тем совершеннее система его письма. Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. Но до этого люди общались на расстоянии и во времени весьма разнообразными доступными им способами и средствами.

Эти средства могли носить непреднамеренный и преднамеренный характер. Например, следы человека на песке или мягкой земле, пепел от костра, извещали других людей о том, что здесь проходил человек. Такие способы оповещения носили непреднамеренный характер. Подобные ситуации могли неоднократно повторяться.

На основе этого со временем складывалось и преднамеренное использование этих сигналов в качестве средств общения]. То есть появились попытки фиксации отдельных сообщений. Таким образом, начиная с конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности.

Ранее не было необходимости в фиксации сообщения, так как люди жили небольшими и разрозненными семейно-родовыми группами и для удовлетворения потребности в общении было достаточно устной речи. Образовывались более крупные группы и устойчивые родовые и племенные общины, одной устной речи было уже недостаточно, возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени.

Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавались условное смысловое значение. Дирингер называет эти средства мнемоническими или напоминательными.

Он их сводит к двум основным типам: «Во-первых, напоминанием для лица, передающего сообщение, те или иные вещественные предметы, как готовые (например, стрелы при объявлении войны), так и специально сделанные при составлении сообщения, подлежащего передаче (например, зарубки на палочке, узлы и т.п.).

Во-вторых, напоминанием могли служить начертания, либо изобразительные (то есть рисунки, изображающие события или вещи, о которых нужно напомнить), либо условные (то есть рисунки и начертания, связанные с данной вещью или событием не безусловно, а по условию с людьми, пользующимися этими начертаниями – причем последние могли быть специально придуманы для данного случая или же быть общеизвестными в среде пользующихся ими)» [1, с.6-7]. То есть Дирингер не выделяет пиктографию как письмо, он относит ее к средствам мнемоники. Он обосновывает это тем, что рисунки–напоминания не фиксировали речь, они могли представлять лишь отдельные предметы, сцены и комплексы изображений. Наибольшего развития получили так называемые вампумы – у североамериканских индейцев, а также кипу – у перуанцев.

«Письмо» вампум представляет собой нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера. Раковины окрашивались в разные цвета, символизировавшие отдельные понятия. Используя нити с определенно расположенными раковинами разных цветов, можно было выразить относительно сложную мысль. Обычно отдельные нити с нанизанными на них ракушками соединялись вместе, образуя широкие пояса вампум. С помощью поясов вампум племена американских индейцев составляли договоры, заключали союзы и уполномочивали послов.

https://www.youtube.com/watch?v=2Vnt1z3l1YM

Перуанское письмо древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами, каждый из которых имел определенное значение. Нередко шнуры навязывали на палочку, которую посылали с гонцом. В науке нет единства мнений относительно назначения «письма» кипу.

Одни считают, что оно служило только для статистических целей. Другие полагают, что «письмами» кипу, кроме этого, записывали собрания законов, историю жизни, правления инков, хроники важных событий и даже стихотворения.

Кроме кипу и вампум у народов первобытной культуры были распространены также бирки с зарубками, которые использовались, по мнению ученых, как для счета, так и для закрепления разного рода отношений (торговых, финансовых и т.п.). Для передачи своих мыслей на расстояние люди пользовались даже животными.

В этом отношении можно привести пример из истории. «Когда древнеперсидский царь Дарий, стремившийся к мировому владычеству, потребовал от скифов, чтобы они немедленно ему подчинились, последние послали в виде ответа птицу, мышь, лягушку и пять стрел.

Расшифровывалось это так : «Персы, если вы не умеете летать подобно птицам, прятаться подобно мышам, прыгать по болотам подобно лягушкам, то будете поражены нашими стрелами, как только вступите на скифскую землю» [2, с.6].

Древние греки, скандинавы, славяне выражали свои мысли при помощи разных зарубок и нарезов, которые они делали на деревянных палочках, дощечках. Способы общения людей при помощи предметов, вещей появились задолго до возникновения письма. Они играли очень важную роль в коммуникации человека на расстоянии и во времени. Однако они еще не были письмом в подлинном смысле этого слова.

2. Основные этапы письма.

Собственно письмо, то есть начертательное письмо, — это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – «письменный», «начертательный») знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения. Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое (фонемографическое). «Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма» [7, с.20] Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. Также, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки — цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма. Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей: «1) фразография — наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова; 2) логография — последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова; 3) морфемография — тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова — морфем; 4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги; 5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки» [3, с.36-46]. В соответствии с другой классификацией эволюция письма представ лена в виде следующей схемы: 1) предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию; 2) собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо, б) слоговое письмо, в) бук- венное письмо [7, с.20].

Однако эти классификации не так распространены.

2.1 Пиктографическое письмо. Изначальным этапом развития начертательного письма явилось письмо рисуночное или пиктографическое (от лот. pictus – «картинный», «нарисованный» и греч. grapho – «пишу»). «Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения» [7, с.23].

Пиктографическое письмо посредством рисунка, который называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. Пиктография – наиболее древний способ письма. Это еще не настоящее письмо в собственном смысле слова. В нем нет ни членения на слова, ни порядка слов.

При помощи сочетания рисунков изображались предметы и действия, причем смысл пиктограммы расшифровывался независимо от передачи его звуковым языком. Пиктографические знаки могли быть понятны людям, говорящим на разных языках. Пиктографические знаки должны были быть очень ясными, наглядно передавать изображение конкретных предметов.

Резкость линий рисунков обуславливало то, что пиктограммы выцарапывались на стенах пещер, на скалах, на камнях, на рогах и костях животных.

Появление пиктографического письма связано с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя.

Источник: https://mirznanii.com/a/349610/osnovnye-etapy-razvitiya-pisma

Краткая история письменности — Библиотека Невероятных Фактов

Основные этапы развития письма

30.05.2019

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником.

Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны.

В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.

Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев.

Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры Гельб И.Э. Изучение систем письменности у древних славян. М., 2003..

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

(Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

греческие ?? славянскиеМм

Источник:

История возникновения письменности

Лекция
№1.История возникновения письменности

Письменность, как и звуковая речь, естьсредство общения между людьми, и служитдля передачи мысли на расстоянии изакрепления её во времени. Письменностьявляется частью общей культуры данногонарода, а значит и частью мировойкультуры. История мировой письменности

знает следующие основные виды письма:

  • пиктографическое,
  • идеографическое,
  • слоговое,
  • буквенно-звуковое .

Пиктографическое (картинное)– самое древнее письмо в виде наскальных

рисунков первобытных людей;

Идеографическое(иероглифическое) –письмо эры ранней государственности ивозникновения торговли (Египет, Китай).

В IV-III тысячелетиях до
н. э.

в Древнем Шумере (Передняя Азия), вДревнем Египте, а потом, во II, и в ДревнемКитае возник другойспособ письма: каждое слово передавалосьрисунком, иногда конкретным, иногдаусловным. Например, когда речь шла оруке, рисовали кисть руки, а водуизображали волнистой линией. Так жеопределенным символом обозначали дом,

город, лодку…

Такие египетские рисункигреки назвали иероглифами: “иеро”– “священный”, “глифы” –“высеченный на камне”. Текст,составленный иероглифами, выглядит каксерия рисунков. Это письмо можно назвать:“пишу понятие” или “пишу идею”(отсюда научное название такого письма

– “идеографическое”).

Чрезвычайным достижениемчеловеческой цивилизации стало так

называемое слоговое
письмо
, изобретение

которого происходило на протяжении

III-II тысячелетий до н.
э.
Каждый этап

становления письменности фиксировалопределенный итог в продвижениичеловечества по пути логического

абстрактного мышления.

Сначала – эторасчленение фразы на слова, затем –свободное пользование рисунками-словами,следующий шаг – расчленение слова наслоги. Мы ведь говорим слогами, и детейучат читать по слогам. Упорядочитьзапись слогами, казалось бы, что можетбыть естественнее! Да и слогов многоменьше, чем составляемых с их помощью

слов.

Но чтобы придти к такому решению,понадобились многие столетия. Слоговым

письмом пользовались уже в III-IIтысячелетиях до н. э. в Восточном

Средиземноморье.

Например,

преимущественно слоговым письмом

является знаменитая клинопись.

(Слоговым способом до сих пор пишут в

Индии, в Эфиопии.)

буквенно-звуковое(фонематическое) письмо, выражающеефонематический состав языка. Фонемыобозначают отдельные звуки речи и взависимости от произношения могут

варьироваться.

Наше письмо не можетпередать все звуковые нюансы языка ипризвано лишь дифференцировать

(различать) слова.

Русский алфавит имеет 33
знака
, тогда какфонематический строй языка состоит из

39 фонем.

Буквенно-звуковая система
письма
– основа письмамногих народов мира, языковая спецификакоторых нашла отражение и в фонографическомсоставе их алфавитов. Так в латинском

алфавите – 23 знака,

в итальянском – 21,
чешском – 38,армянском
39
т. д.

Знаки алфавита графическиотличаются друг от друга и в своёмпростейшем начертании представляют

графемы

(неизменная форма букв, входящих валфавит, без учёта стилевых, гарнитурных

и прочих формообразований).

Графематический состав алфавитаскладывался в течение многих веков наоснове требований того или иного языка,

требований удобства написания и чтения.

Первый буквенный алфавит
появился около 16 в.до нашей эры. Известно, что Семитские

племена, жившие на Синайском
полуострове
, переняли

из египетского письма целый рядзнаков-идеограмм, обозначив ими первыезвуки названий тех или иных предметов.Так возникло первоначальное буквенное

письмо.

Финикийцы,восприняв и усовершенствовав его, всвою очередь послужили посредниками вдвижении буквенно-звукового письма с

Юго-Восточного Средиземноморья к
грекам.

Древнейшие греческие буквы
появились в 8 в. до
нашей эры,
но только
к 4 в.

до нашейэры обрели относительную завершенность,

графическую простоту и ясность.

В 3 в. до
нашей эры
существует
и латинский алфавит.Латиняне (жители Рима и его окрестностей,отсюда и название – латинский) заимствовалиэтрусский алфавит, сложившийся на основе

греческого.

На рубеже новой эры письморасполагалось между двумя линейками,было сплошным, отсутствовали интервалымежду словами, геометричность форм букв

затрудняла написание.

Создание алфавитаславяно-русской системы письма –

«Кириллицы» относится к
концу 9 началу 10 в
.

Творцами славянской азбуки на основе
византийского письма были братья Кирилл(Константин Философ, имя Кирилл он принял

не задолго до смерти) и Мефодий,

уроженцы г.

Солуни (Солоники) в Македонии.Славянский язык был их родным, а воспитание

и образование они получили греческое.

Наряду с кириллицей
существовала другая азбука – глаголическая.

На Руси глаголица продержалась недолгои была полностью вытеснена кирилловским

письмом.

Из истории древнерусскогошрифта выделяются основные каллиграфические

варианты кириллицы:

с 11 века – уставное письмо(по древнейшим русским рукописям,

дошедшим до нас);

с 14 века
полуустав,послуживший образцом для первопечатного

шрифта в середине 16
века
;

в начале 15
века
получают
распространение различные виды скорописи.

Устав– ранняя каллиграфическая формакириллицы. Буквы устава имели почтиквадратные пропорции и отличалисьпрямолинейностью и угловатостью форм.В строке они расставлялись свободно,

промежутков между словами не было.

Примером классического
уставного письма является «Остромирово
евангелие», написанное в 1056-1057 годах
дьяконом Григорием по заказу новгородскогопосадника Остромира. Уставное письмодовольно трудоемко для написания.Начертание букв устава требовало частойсмены положения орудия письма. Буквы

больше рисовались пером, чем писались.

Полуустав– разновидность каллиграфическоговарианта кириллического письма. Текст,выполненный полууставом, имеет болеесветлую общую картину. Буквы округлееи мельче, слова и предложения разделенычеткими промежутками, начертание болеепростое, пластичное и быстрое, чем вуставном письме. Контраст штрихов

меньше; перо затачивается острее.

Появляется много сокращений под титлами,а также много различных надстрочныхзнаков, ударений (сил) и целая системазнаков препинания. Письмо приобретаетзаметный наклон. Полуустав просуществовалдо тех пор, пока жила рукописная книга.Он же послужил основой для шрифтов

первопечатных книг.

Первая на Русипечатная книга «Апостол» была изготовленакнигопечатником Иваном Федоровым в

1564 году.

Русская вязь– особое декоративное письмо,

употреблявшееся с 15
века
главным образом

для выделения заглавий. Различают два

вида вязи: круглую и
угловатую
(штамбованную).

Один из основных приемов вязи – мачтоваялигатура, в которой два соседних штриха(штамба) двух букв превращались в один.Пустоты, образовавшиеся при этом,заполнялись уменьшенными овальнымиили миндалевидными формами букв, а также полумачтами (полуштамбами) соседних

букв.

Выполненные золотом или киноварьюнадписи несли особую художественно-декоративнуюнагрузку в различных памятниках

письменности.

В 15 векеона становится более свободной, получаетзначительное распространение; ею пишутсяразличные грамоты, акты, книги. Онаоказалась одним из самых подвижных

видов кирилловского письма.

В 17 веке скоропись,отличаясь особой каллиграфичностью иизяществом, превратилась в самостоятельный

тип письма.

В 17 веке полуустав,перейдя из церковных книг в делопроизводство,

преобразуется в гражданское
письмо
.

В это времяпоявляются книги образцов письма –«Азбука славянского языка…» (1653г.),буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) свеликолепными образцами букв различныхстилей: от роскошных инициалов до букв

простой скорописи.

Реформа алфавита и шрифта,
проведенная Петром I
в начале 18 в
.

способствовала распространениюграмотности и просвещения. По форме,пропорциям и начертанию гражданскийшрифт был близок старинной антикве.Новым шрифтом стали печатать всю светскуюлитературу, научные и государственныеиздания. Первые книги нового образца

были изданы в Москве в 1708году.

8

Источник:

Письменность

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами.

Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел.

Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

Источник: https://detibib-nevelsk.ru/polezno-znat/kratkaya-istoriya-pismennosti.html

Основные этапы развития письма

Основные этапы развития письма

Предисловие

Возникновение и существование человеческого языка неразрывно связано с возникновением и развитием человека – homo sapiens.Современная антропология утверждает, что возникновение естественного звукового языка в его членораздельной, близкой к современной форме относится к периоду около 100 тысяч лет назад. Различают две формы существования языка, соответствующие понятиям «язык» и «речь».

Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Речь представляет собой процесс реализации языка, который обнаруживает себя только в речевой деятельности. Если язык – это орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения, создаваемый приложением языка к конкретной действительности, к конкретной коммуникативной ситуации.

Основной, первичной формой существования естественных языков является устная речь, т.е. речь звучащая, воспринимаемая органами слуха. Она противопоставляется речи письменной. Письменная речь – это речь, фиксированная постоянными зрительно воспринимаемыми знаками на бумаге, камне, металле и других материалах.

И устная и письменная формы речи служат средством коммуникации. Но возможности у них разные.

Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонациями, паузами, логическими ударениями, может сопровождаться жестами и мимикой. Однако устная речь служит средством общения в определенный момент времени и предполагает обязательное участие хотя бы двух коммуникантов: говорящего (адресанта) и собеседника (адресата).

С исторической точки зрения, устная речь возникла раньше письма. Действительно, в начале происходит внутренняя (мысленная) подготовка высказывания – воображаемое проговаривание без звуков, но с микродвижениями речевого аппарата, затем – само письмо, графическая фиксация высказывания.

Письменная речь, в отличие от устной, сохраняет информацию надолго и связывает между собой людей разных веков. Академик Яков Карлович Грот писал: «Без письма язык оставался бы лишь мгновенным орудием общения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время».

Таким образом, написанное может сохраняться в неизменном виде на протяжении веков и передаваться на большое расстояние.

Изучением письменной формы речи занимается графика. Термин «графика» употребляется в современной лингвистике в двух основных значениях:

1. Графика (греч. graphikē, от gráphσ — пишу, черчу, рисую) — раздел языкознания, исследующий и описывающий соотношение между знаками письма (графемами) и звуками речи (фонемами).

2. Графика — совокупность всех средств данной письменности, то есть начертаний, с помощью которых устная речь передается на письме.

Письмо как способ фиксации устной речи с помощью графических знаков прошло долгий путь развития. На разный этапах существования письма оно было основано на самых различных принципах, постепенно совершенствуясь, становясь более удобным способом передачи звучащей речи.

Как же возникла русская графика? Какими начертательными средствами она пользуется? На каких принципах базируется русское письмо?

Данное пособие призвано помочь студенту найти ответы на эти вопросы.

А будущему учителю, и в первую очередь учителю начальных классов, необходимы глубокие знания основ графики, поскольку именно ему, как правило, выпадает трудная роль познакомить начинающего учиться ребенка с письмом.

И именно от первого учителя зависит, сможет ли ребенок в полной мере оценить тот клад, то достояние, которое создано человечеством на протяжении многих веков, сможет он научиться использовать это богатство.

Пособие «Русская графика» включает в себя следующие разделы:

Глава 1. «Основные этапы развития письма».

Глава 2. «История русского алфавита».

Глава 3. «Основные принципы русской графики».

Глава 4. «Некоторые методические аспекты знакомства с русской графикой в начальной школе».

Глава 5. «Экспрессивные возможности графики».

Теоретический материал сочетается с практическими заданиями, которые вносят в освещение того или иного вопроса необходимые дополнения, позволяют студенту расширить свой научный кругозор, добиться глубоких и прочных знаний.

Глава первая

Основные этапы развития письма

В самом широком смысле письмо понимается как знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. В широкое понятие письма можно включить все виды общения при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.[1]

Письмо в строгом смысле охватывает использование лишь алфавита и знаков препинания.[2]

Письмо существует уже несколько тысяч лет. Если исходить из широкого понятия письма, то к первым графическим обозначениям можно отнести сигналы древних людей в виде умышленно сломанной ветки, дыма костра, черты на влажной земле, камешка в условленном месте.

Первыми народами, имевшими письменность, были шумеры, жившие в 1У тысячелетии до н.э. между реками Тигром и Евфратом, и древние египтяне (2-ая половина 1У тысячелетия до н.э.). За минувшие тысячелетия письмо претерпело значительные изменения: менялся характер письменных знаков, их соотношение с разными единицами устной речи, менялись орудия письма и материал для письма.

Согласно традиционной классификации, выделяют три основных этапа развития письма: пиктография, идеография, фонетическое письмо.

Пиктография

Первым этапом развития письменности было рисуночное, картинное, или пиктографическое письмо (от лат. pictus – нарисованный, картинный и греч. gráphσ — пишу). При пиктографическом письме основное содержание высказывания передавалось с помощью условных знаков – пиктограмм.

Принципиальное отличие пиктограмм от знаков фонетического письма заключается в незакрепленности за пиктограммой определенного постоянного лингвистического содержания: пиктограмма может быть «прочитана» как слово, словосочетание, предложение, несколько предложений, причем в каждом случае возможны различные вариации смысла.

Пиктограмма может быть интерпретирована на любом естественном языке.

Рис.1.Схематизация изображения мужчины и женщины (пещеры Испании и Южной Франции) (БЭС, с.374).

Рис.2. Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте. (БЭС, с. 375).

«Типологически выделяются две разновидности пиктограмм:

-«иконические», имеющие сходство с изображаемым понятием или объектом (знак солнца для передачи понятий «день», «солнце» и т.п.),

-«символические», условные (генетически, видимо, восходящие к иконическим, образным, но утратившие внешнее сходство с изображаемым объектом)»[3].

Древнейшие образцы пиктографии относятся к эпохе палеолита. На поверхности скалы или на стенах пещер рисунки процарапывались острым предметом или раскрашивались краской.

При этом, как отмечают ученые, не всегда можно провести четкую границу между живописью и собственно пиктографией. Такие пиктограммы найдены археологами в различных местах Европы и Азии. Большинство рисунков изображало сцены охоты, сражений.

Так, желая рассказать об удачной охоте, убитого зверя рисовали вверх ногами или без головы; подобным же образом показывали и поверженных врагов.

Позднее появляются более сложные по содержанию пиктограммы – религиозные формулы, любовные письма и т.п. Однако, поскольку пиктография не отражала звуковой стороны языка и рисунки не были связаны с отдельным словом, передавая мысль лишь приблизительно, выразить и воспринять адекватно с помощью пиктограмм отвлеченные понятия особенно трудно.

Вместе с тем у некоторых народов, например у индейцев Америки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири, пиктография была распространена вплоть до 20 века.

Рис.3. Прошение индейских племен конгрессу Соединенных Штатов. (Кацпржак, с.9).

На рисунке 3 изображена пиктограмма, написанная в середине Х1Х века. Это «прошение нескольких племен североамериканских индейцев, посланное президенту США, о разрешении переселиться на дальние озера, где природные условия облегчат существование людей.

Звери, изображенные на рисунке, — это родовые знаки племен, линии, соединяющие головы и сердца, указывают на общность мыслей и намерений людей, кружки внизу изображают дальние озера.

Рисунок крайне лаконичен, в то же время он с большой выразительностью передает положение людей, обреченных на вымирание»[4].

В наше время пиктография применяется как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации, в различных указателях (на выставках, в кинотеатрах, на улицах и т.п.).

а

б в г

Рис. 4. Современные пиктографические знаки.

Пиктографические элементы используются и как художественное средство, например, в детских и юмористических рассказах в картинках.

Идеография

При дальнейшей эволюции письма графический знак начинает обозначать отдельное слово, а следовательно, понятие, с которым связано это слово. Так возникает идеография (от греч.

idea – понятие и gráphσ — пишу), или идеографическое письмо. Идеограммы первоначально были похожи на рисунки, в некоторых случаях можно установить те пиктографические знаки, из которых получилась идеограмма.

На рисунке 5 показано происхождение некоторых современных китайских иероглифов.

Рис. 5. Происхождение некоторых китайских идеографических знаков (Кацпржак, с.22).

Интересно отметить, что ранние идеограммы разных языков имеют нечто общее. Так, «везде глагол говорить изображается в виде рта, глагол глядеть — в виде глаза, слушать — в виде уха и пр.»[5].

Древнейшей системой идеографической письменности является древнеегипетское письмо, известны также шумерское письмо и развившиеся на базе его виды клинописи, критское письмо, письмо майя в Центральной Америке, китайская письменность. Наиболее изученными можно считать письмо Древнего Египта, Двуречья (клинопись) и Древнего Китая.

Материалом для письма могли служить каменные плиты, стены храмов и пирамид, письмена на которых высекались или были нарисованы краской, как в Древнем Египте. Это могла быть глина, на которой специальными трехгранными палочками выдавливали специальные знаки (шумеро-вавилонская клинопись[6]).

Могли использоваться гравюры на дереве, резьба на кости, рисунки на фарфоре, как в Древнем Китае. Более удобным материалом для письма явился папирус, изобретенный египтянами во втором тысячелетии до н.э. Настоящим же событием было изобретение в Китае во П веке н.э. лучшего в мире материала для письма – бумаги.

Ее изобретателем считается Тзай Лун, крупный чиновник при китайском императоре.

Менялся не только материал для письма. Сами идеограммы постепенно упрощались, делались более схематическими, что было важно для облегчения пользования идеографическим письмом, для скорописи. На рисунке 5 можно проследить постепенную эволюцию египетских идеограмм.

4000 г. до н.э. 3000 г. до н.э. ХП в. до н.э.

Рис. 5.Постепенное упрощение египетских идеографических знаков. Кацпржак, с.15.

Основным недостатком идеографии является необходимость запоминать огромное количество графических знаков, число которых постоянно возрастает по мере развития языка и пополнения его новыми словами и понятиями.

Идеографическим письмом (хотя и в несколько усовершенствованном виде, о чем см. ниже) в настоящее время пользуются в Китае. Считается, что в классической китайской письменности «существует от 40 до 50 тысяч идеографических знаков.

Для обычного чтения современному образованному человеку достаточно знать от 6 до 10 тысяч графических знаков; для чтения специальной литературы это число значительно увеличивается»[7].

Китайские иероглифы отличаются внешним изяществом и замысловатостью, и сам процесс письма достаточно сложен. На рисунке 6 показана страница из китайского учебника каллиграфии.

Рис.6. Страница из китайского учебника каллиграфии (Кацпр., с. 23).

Сложность идеографического письма явилась причиной того, что с течением времени происходит ее упрощение. Причем важно, что более простым становится не только сама конфигурация графических знаков (см. рис. 5), но и принцип письма.

Если первоначально иероглиф обозначал отдельные слова и понятия, то постепенно в ряде языков за ним закрепляется обозначение слога, то есть осуществляется связь письма с устной речью. Именно такие изменения происходят в древнеегипетском письме, в китайской письменности и производной от нее японской.

В современном китайском письме, например, наряду с древнейшими пиктограммами и идеограммами применяются и фонограммы, которые «дают намек на значение слова или морфемы, …указывают на точное или приблизительное звучание знака»[8].

Как показывает опыт развития письменности, возможности передачи информации с помощью чистой идеографии очень ограниченны. Этот тип письма существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому, а затем и к собственно фонетическому письму, которое явилось более совершенным этапом развития графических средств передачи информации.

Фонетическое письмо

Идеографический знак, прикрепленный к определенному понятию, постепенно изменяет свое значение и начинает обозначать какие-либо последовательности звуковых элементов. Первоначально это был слог. Такой вид письма называется словесно-слоговым, или просто слоговым, или силлабическим[9].

При слоговом письме условным знаком – символом обозначается целый слог. Последовательность звуков в слоге может быть разной: «С(огласный)+Г(ласный)», либо «Г+С», либо «С+Г+С», реже типов «С+С+Г», «С+Г+С+Г»[10].

Преимущество слогового письма – в меньшем количестве графических знаков (100-300), недостаток – трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии слогоразделов. Наиболее широко силлабические системы письма были распространены в Индии и Юго-Восточной Азии.

Слоговым письмом в настоящее время пользуются в Японии, Индии, Эфиопии.

Рисунок- 7. какой?

Самым совершенным видом письма считается письмо собственно фонетическое, или звуко-буквенное, или алфавитное. При звуко-буквенном письме условные знаки – буквы – обозначают отдельные звуки речи.

По времени возникновения звуко-буквенное письмо является самым поздним типом письма. Оно возникло во второй половине П-ого тысячелетия до н.э. Создание звуко-буквенного письма приписывается финикийцам – народу, жившему на восточном побережье Средиземного моря во П-1 тысячелетии до н.э.

Финикийский алфавит не имел знаков для гласных букв, он состоял из 22 знаков, предназначенных только для согласных. Благодаря небольшому количеству графических знаков и их удобной, легкой для начертания форме финикийское письмо без труда усваивалось и поэтому получило широкое распространение.

Рис. 8. Финикийская надпись на черепках разбитой чаши (Х век до н.э.) Кпржак, с. 26.

Финикийский алфавит в 8 в. до н.э. заимствовали греки, которые со временем усовершенствовали его, введя в У веке до н.э. буквенное обозначение не только согласных, но и гласных звуков.

Переход к обозначению всех звуков на письме явился важнейшим культурным достижением. Именно греческий алфавит стал исходным для развития всех западных алфавитов.

Возникший позднее западно-греческий вариант письменности стал родоначальником италийских алфавитов, в том числе этрусского, легшего в основу латинского письма, которое в эпоху Римской империи приобрело международный характер.

На основе восточно-греческого варианта письма возникло византийское письмо, которое в свою очередь послужило базой для создания готского и славянского алфавитов. Русское письмо является непосредственным продолжением славянского.

Примерная хронология этих переходов такова:

— финикийское письмо – ХП – Х1 вв. до н.э.;

— древнегреческое письмо – с Х – 1Х вв. до н.э.;

— старославянское письмо – со второй половины 1Х вв. н.э.;

— русское письмо – конец Х века.

Подводя итог краткому обзору возникновения и развития письменности, надо сделать вывод, что процесс этот длительный, сложный, непрерывный от одного типа к другому, хотя предшествующий тип вытесняется новым не сразу и типы письма могут сосуществовать.

Общую тенденцию развития письма можно определить как длительный процесс перехода от картинки к букве.

Рисунок какой?

Источник: https://poisk-ru.ru/s41743t4.html

I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА

Основные этапы развития письма

Искусством письма люди владели не всегда. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества.  Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Для того,  чтобы представить возникновение русской книжности, необходимо обратиться к истории.

Самый древний и самый простой способ письма – пиктография — появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

 В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э. В нем, в отличие от идеографии, каждый знак обозначает не слово, а отдельный слог.

И последний этап – алфавитное письмо (звуковое), когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Главным достоинством этого вида письма являлось то, что нужно было запомнить всего около 20-30 символов. Получался довольно простой алфавит. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

Один из первых алфавитов на Земле – финикийский – состоял из 22 букв.

От финикийцев — жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников — буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. Греки значительно усовершенствовали его, добавив особые знаки для гласных звуков.

Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Появление славянской письменности – заслуга святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 863 году Кирилл и Мефодий были отправлены византийским императором в Моравию проповедовать христианство на славянском языке. До поездки Кириллом была создана славянская азбука, используя которую Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, Псалтырь и др.).

Дошедшие до нас древнейшие письменные памятники выполнены двумя азбуками, сильно различающимися между собой – глаголицей (от старославянского «глагол», что означает «слово», «речь») и кириллицей (от имени Кирилл). Вопрос об истории их происхождения открыт до сих пор.

Большинство ученых считают, что Кирилл создал глаголицу, а кириллица имеет более позднее происхождение.  В энциклопедии «Кругосвет» приведены факты, подтверждающие эту версию. (ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА | Энциклопедия Кругосвет).

Вместе с тем  на то, что глаголица была создана до кириллицы,  указывают  палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан кириллицей.

Также существует гипотеза, что глаголица создавалась учениками Кирилла и Мефодия или самим Кириллом на основе кириллицы. Исследования, проведенные учеными в последнее время, подтверждают, что глаголица – это результат искусственной индивидуальной работы. (Библиотека юного исследователя).

Cтарославянский язык  получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).

На Руси после принятия христианства в 988 году стали переводиться и переписываться церковные книги с помощью кириллицы. Эта азбука лежит в основе современного русского алфавита.

Нетрудно заметить, что слово азбука состоит из названий двух первых букв кириллицы, а названия букв а, б, в могут составить целое высказывание «Я буквы знаю».

Названия букв представляли собой полнозначные слова, словоформы, предлоги. Наименованию букв древние люди придавали важное, священное значение.

С таким пониманием связана многовековая традиция толковой азбуки, или азбучной молитвы, которая включала цитаты из Библии.

О распространении письменности на Руси долгое время можно было судить лишь по отдельным замечаниям древних авторов. Известно, например, что болгарский автор IX – начала X века черноризец Храбр писал о том, что Кирилл еще до создания славянской азбуки был знаком с рукописью, написанной русскими буквами.

О высокой языковой культуре мастеров XI века можно судить по сохранившимся памятникам древнерусской письменности. Число рукописных книг на Руси было столь велико, что вопреки всему до нас дошли десятки свидетельств широкого распространения так называемой «учительной литературы», философских сборников, поучений, псалтирей.

В настоящее время ученые располагают ценными сведениями о распространении грамотности в Древней Руси. Имеются летописные записи о том, что в начале X столетия русские заключали письменные двусторонние договоры с греками.

В 50-х годах ХХ века во время интенсивных раскопок Новгорода Великого были открыты, проанализированы и описаны сотни берестяных грамот XI – XVII веков.   Найденные письма и документы свидетельствуют о том, что умение писать и читать стало прерогативой не только привилегированного класса и взрослого населения.

На куске бересты ещё 750 лет тому назад семилетний мальчик выписывал азбуку и процарапал рисунок. Около всадника, поражающего копьем своего врага, он написал свое имя «Онфим», прославив этим самым себя навеки.

В самых первых древнерусских рукописях X-XI вв. в качестве украшения использовалась буквица.

Это большая прописная буква,  затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась.

Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка».

В древности создание книги было делом очень трудоёмким и долгим. До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные писцы, которые тратили на эту работу по несколько месяцев. Все книги были рукописными.

До четырнадцатого столетия на Руси использовали шрифт устав , а с четырнадцатого века появилась его упрощенная форма полуустав .

В неофициальном письме он скоро уступил место скорописи, упрощенном, более удобном стиле письма.

             Устав                                          Полуустав                                           Скоропись

В начале 18 века в связи с укреплением русского национального государства, в условиях, когда церковь была подчинена светской власти, наука и просвещение приобрели особенно большое значение. А развитие этих областей просто немыслимо без развития книгопечатания.

             Поскольку в 17 веке печатались книги главным образом церковного содержания, издание книг светского содержания предстояло начинать почти с нуля. Создание новых по своему содержанию книг, требовало нового подхода к их изданию.

Одним из самых важных мероприятий была реформа в 1708 году кирилловского печатного полуустава и введение новых изданий гражданского шрифта. Из 650 наименований книг, изданных при Петре I, около 400 были напечатаны вновь введенным гражданским шрифтом.

Гражданский шрифт

Петра I

           При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, устранившая ряд ненужных для русского языка букв и упростившая начертания остальных. Так возникла русская «гражданка» («гражданская азбука» в противоположность «церковной»).

В «гражданке» были узаконены некоторые буквы, не входившие в первоначальный состав кириллицы – «э», «я», позднее «й», затем «ё», а после революции 1917 года алфавит еще больше упростили, исключив несколько устаревших букв.

Все это облегчало усвоение письменности и способствовало широкому распространению грамотности в русском обществе, которое было заинтересовано в быстрейшем распространении  образования среди всех общественных слоев, открывало широкую дорогу русскому литературному языку.

          Библиотека НИРО располагает книгами, в которых рассматриваются вопросы  развития письменности и становления русского литературного языка, распространения книжности на Руси. Вы можете познакомиться с историей жизни и деятельности создателей славянской азбуки, характеристикой и судьбой двух славянских  азбук.

Виноградов, В.В.Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX вв.                                          / В.В. Виноградов. –  Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1938. – 448 с.
Воскобойников, В.М. Братья: Кирилл и Мефодий. Историческое повествование / В.М. Воскобойников. – М. : Мол. гвардия, 1979. – 174 с. : ил.
Горшков, А.И.История русского литературного                                      языка / А.И. Горшков. – М. : Высшая школа, 1969. – 366 с.
Древнерусский литературный язык в его отношении к                                                               старославянскому / отв. ред. Л.П. Жуковская. – М. : Наука, 1987. – 246 с.
Ефимов, А.И. История русского литературного  языка : курс лекций / А.И. Ефимов. – 2-е изд., испр. – М. : Государственное учебно-педагогическое                              издательство Министерствапросвещения РСФСР, 1955. – 422 с.
Истрин, В.А. 1100 лет славянской азбуки / В.А. Истрин; отв. ред. Л.П. Жуковская. изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Наука, 1988. – 192 с. : ил. – (Литературоведение и языкознание).
Лопушанская, С.П. Страницы истории русского языка :  кн.  для учащихся 8 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / С.П. Лопушанская, О.А. Горбань, Е.М. Шептухина. – М. : Просвещение, 2007. – 191 с. :
Развитие письма / Ч. Лоукотка; пер. с чешского Н.Н. Соколова; под ред. и предисл. П.С. Кузнецова. – М. – Изд-во иностранной литературы, 1950. – 319 с.

Источник: http://www.niro.nnov.ru/?id=17604

13.Письмо. Происхождение , основные этапы развития письма. Графика. Алфавит

Основные этапы развития письма

Письмо является дополнительным средствомобщения. Возникло оно из-за необходимостипередать мысль другому племени ипотомкам. Письмо относится к величайшимизобретениям человечества. Письмопомогает людям общаться в тех случаях,когда общение звуковым языком илиневозможно, или затруднительно.

1) Первым историческим типом письма былапиктография, т.е. картинное письмо.Пиктограммы – единицы такого письмавыцарапывались, а затем и рисовалисьна стенах пещер, камнях, скалах, костяхживотных, на бересте. В пиктографииобозначающим служит схематическийрисунок человека, лодки, животных и т.П.

2) Идеограмма. Идеография – это такоеписьмо, в котором графические знакипередают не слова в их грамматическоми фонетическом оформлении, а те значения,которые за этими словами стоят.

Переход от пиктографии к идеографиисвязан с потребностью графическойпередачи того, что не обладает наглядностьюи не поддается рисуночному изображению.

Так, например, понятие «бодрствование»нельзя нарисовать, но можно нарисоватьтот орган, через который оно проявляются.т. е.

через изображение глаза, Таким жеобразом «дружбу» можно передатьизображением двух рук, пожимающих однадругую, «вражду» – изображениемскрещенного оружия и т. п. Рисунок в этихслучаях выступает в переносном, а темсамым и в условном значении.

Китайское письмо. Потребностьубыстрения письма и возможностьпередавать более сложные по содержаниюи длинные по размерам тексты привели ксхематизации рисунков, к превращениюрисунков в условные значки – иероглифы.

Иероглифы – «священныеписьмена» резали на кости и другихматериалах.

3)фонография – тип письма, отражающийпроизношение слов. Звуковая азбука дляписания; фонетическая система письма.А) слоговое (каждый письменный знакобозначает определённый слог) б) вокально– звуковое (буквы обозначают в основномзвуки речи)

Этапы развития письма:

В результате эволюциипиктограммы, идеограммы и силлабограммывозникает буква – знак вокально –звукового письма. (пр: древнегреч. БукваА называлась «альфа» и обозначалагласный [a]).

Но история письма – это не только историяначертания букв, вместе с тем это иистория становления современныхалфавитов, графики.

Алфавиты.

Буквенно – звуковое письмо сейчасобразует 4 наиб. распростр. семьи алфавитов– латинскую, славяно – кирилловскую,арабскую и индийскую. Образованиесовременных семей алфавитов – результатистор. развития народов и их письменности.Семьи алфавитов не совпадают с семьямиязыков по их происхождению (славянскиеяз. Используют кириллицу и латиницу)

Алфавит – совокупность буквкакого-либо фонографического письма,расположенных в исторически установленномпорядке. «алфавит» образовано от названийдвух первых букв греч.алфавита – альфыи беты, также как азбука = аз+буки.

Его происхождение уходиткорнями в такие древние страны, какЕгипет, Финикия, Греция.

2 в. Тысячелетия – появлениеконсонантно – звукового письма, нач.1-го тысячел. – вокализированное звуковоеписьмо.

Возникли ветви восточногописьма:

1) Еврейская ветвь

2) Сирийская

3) Иранская

4) арабская

развитие их связано сраспространением 4х религий ПереднегоВостока – иудаизма (еврейское), восточногохристианства (сирийское), зороастризма(иранское) и мусульманская (арабское).Из западного письма наиболее известныгреческий алфавит, латиница и кириллица.

Греки изначально пользовалиськонсонантным письмом. 403 г. До н.э. приЕвклиде вводится классич. греч. алфавит(Афины). Состоял из 24 букв. Вклад грековв становлении алфавита в том, что быливведены буквы для обозначения гласных(альфа, бета, гамма). Второе – греки сталиписать не справа налево, а наоборот, какмы пишем сейчас.

* Эллинистический (4-1 вв дон.э.), римский (1в. До н.э. – 4 в. н.э.) ивизантийский периоды (4-5 в. н.э.) алфавитсовершенствовался, так как развилисьскорописные почерки (благодаря исп-юпапируса и пергамента) и были созданыдиакритические знаки.

В визант. период оформились2 начертания букв – прописное и строчное.Затем возникла латиница на основезападногреч. Письма, а на основевизантийского письма возник славянскийи кириллица.

2) латиница

753 г. До н.э. – образовался г. Рим.Объединение племён в один народ, развитиехозяйства и гос-ва потребовалоупорядоченного письма. На возникновениелатинского письма оказала влиянииписьменность греческих колонистов иэтрусков. Алфавит включал 23 буквы.

14 в. – появление бумаги и изобретениекнигопечатания – решающее значениедля распростр. единого письма.

Латинскийалфавит оказал большое влияние наформирование письма других народов,они сохраняют состав букв латинскогоалфавита + были добавлены пара букв ->звуков было больше, чем лат.

букв ->усовершенствовали алфавит введениемдиакритик и лигату. Диакритики дляуточнения или изменения звук.знач. букв.Лигатура – буква, составленная из двухили более букв. (ст-слав. «шта»)

3) Кириллица.

Конец 9 – нач. 10 в. –возникновение славянского алфавита,создано две азбуки – глаголица икириллица. Связано с именем Кирилла иМефодия.

Кириллица – переработкавизантийского алфавита 7-8 вв. Быливведены дополнительные буквы (пр:буки,живете, йотированные, юсы). Кириллицаполучила распространение у южных ивосточных славян.

Графика.

Графика – буквы алфавита идиакритические знаки в их отношении кзвуковому строю языка. Она изучаетсоотношение букв и звуков языка.

Буквы обозначают звукиязыка, его фонемы, но совпадение звукови букв является неполным. В связи с этимпоявились правила чтения (графические)и правила написания слов (орфографические).

Степень устойчивостичтения одной и той же буквы в разныхязыках неодинакова: бОльшая в русскоми немецком, чем в английском. (table [‘teibl]–стол [стол]). Это несовпадение буквы извука возникает из-за того, что одна ита же буква имеет несколько фонетическихзначений. (так, англ. «а» произноситсято как [эй], то [э], русская О произноситсяразлично дом [o] и вода [вАда]

  1. слоговый принцип графики объясняет различное написание одной и той же фонемы, фонетическую многозначность многих букв. Принцип заключается в том, что чтение буквы определяется её сочетанием с другими буквами. (русская С читается различно в словах «сын», «синь», «сшить»: [c], [c'], [ш'], англ: C – cat, circle – [k] [c’])

Также этим принципомобъясняется правило чтения я,ё,ю,е. Вначале слова (после гласных и разделительныхЪ,Ь) эти буквы обозначают два звука –[j] и гласные [a][o][у][э], после согласногоони обознач. Мягкость (мямля), (мою)

Источник: https://studfile.net/preview/7319851/page:11/

Refy-free
Добавить комментарий