Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

Содержание
  1. Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива
  2. Общая характеристика коллектива, его структура, взаимоотношения и психологический климат
  3. Общая характеристика коллектива
  4. Информированность
  5. Ответственность
  6. Открытость
  7. Контактность
  8. Сплоченность
  9. Коллективизм
  10. Структура коллектива
  11. Как определить типаж?
  12. Виды коммуникативного поведения
  13. Стиль руководства
  14. Заключительная часть
  15. Социально-психологическая характеристика коллектива
  16. Похожие материалы в разделе Психология управления:
  17. Cкачать DOCX Реферат Организация как социальное явление Общая характеристика коллектива бесплатно
  18. Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива (стр. 1 из 2)
  19. 1. Цель, объект, предмет социальной педагогической психологии. Структура науки
  20. Социальные группы, организации, общности
  21. Можно выразить идею бихевиоризма так: определенные ключевые слова ведут человека к определенным действиям (реакциям), так как сознательное поведение челове
  22. Влияние трудового коллектива на деятельность организации
  23. Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
  24. Межличностные отношения в различных группах и коллективах

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива.

1. Организация это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначена для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация есть стационарный институт, социальный объект.

Социальный институт система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.

2. Организация имеет процессуальный характер, выступает как деятельность по организации.

3. Организация выступает как характеристика степени упорядочения какого-то объекта. В этом смысле организация объекта — это свойство объекта.

4. Определенный признак организации это наличие цели, поэтому организация может рассматриваться как целевая социальная система. Реализация цели вызывает необходимость выстраивать иерархически и вводить элементы управления. Таким образом, достижение цели связано с иерархией и управлением.

Организация есть иерархическая и управляемая общность.

Организационный эффект как свойство организации.

Одно из важнейших свойств организации сверхаддитивность это сведение целого к сумме частей. В организационном эффекте объединяются индивидуальные и групповые усилия.

Иерархия в организации.

Для нее характерны социальные отношения типа :

подчинения,

зависимости,

неравенства.

Иерархия это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.

Иерархия выступает в нескольких значениях :

1. централизация.

Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: ”… чтобы сэкономить труд централизации…” иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.

2. иерархия как человеческие отношения.

Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.

3. иерархия функционирует как власть.

Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.

Строение организации :

1. формальная организация это когда формализация выступает как стандартизация поведения. Для этого создаются образцы постоянного поведения.

Формальная организация бывает :

рациональная,

безличная (абстрактные индивиды)

однозначная (четко расписаны функциональные отношения)

2. внеформальная организация. Эта организация имеет определенные задачи, иногда возникают отношения непредвиденные внеформально, несоответствие четко принимаемым условиям.

Имеют место дополнения.

3. неформальная организация (социально-психологическая организация) это отношение неформальной связи между людьми, возникающие в соответствии с их выбором.

Хорошо, когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными.

Общая характеристика коллектива. В обществе существует несколько делений на группы :

1. — реальные группы людей те, перед которыми стоят определенные цели, и все члены группы объединены между собой.

— условные выделяются в искусственных целях.

2. — лабораторные

— естественные решают реальные задачи, которые существуют реально. Они делятся на большие и малые группы. Учитывается, что человек входит в 4-6 групп

Большие группы (классы, этнические общности, нации) бывают организованные и неорганизованные.

Малые : становящие и коллективные (развивающиеся).

Как малые, так и большие группы могут быть группами членства и референтные (это группы, чьи ценности и нормы мы разделяем, на них ориентируемся).

Основные признаки социальной малой группы :

1. неслучайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование системы социального взаимодействия группы лиц.

2. это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее состава взаимодействуют друг с другом лично.

3. это социальное взаимодействие нескольких групп, индивидов на основе объединения для совместного усилия в определенной сфере социальной деятельности, которой присуща известная общность социального ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

Каждая малая социальная группа характеризуется относительной обособленностью от других групп, определенной внутренней целостностью, представляющих собой более или менее самостоятельный организм, обладающей своей специфической внутренней структурой.

Основные признаки коллектива :

1. объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели,

2. добровольность объединения,

3. целостность это система делительности, совместной с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

4. коллектив особая форма взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает признак развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Макаренко: 3 стадии развития коллектива.

1. педагог как субъект управления.

2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив.

3. субъектом управления выступает коллектив.

Ковалев : выделяет 3 стадии :

1. стадия первичного синтеза.

Характеризуется тем, что члены группы знакомятся друг с другом, с руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он единоличник пока.

2. стадия дифференциации.

Заключается в знакомстве людей, возникает актив и пассив, четко очерчиваются функции людей, руководитель опирается на актив.

3. стадия вторичного синтеза.

Имеет место общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа.

Ушанский: выделяет параметры, по которым оценивается развитие группы :

1. нравственная направленность группы : групповые цели, ценностные мотивы, интересы, идеальные взгляды, убеждения, преобладающие в группе.

2. подготовленность группы это знания, навыки, умения и опыт группы совместной деятельности.

3. организационное единство группы это характер групповой структуры, взаимодействие и взаимозависимость членов группы, выделение организаторов. Это сотрудничество внутри группы и с другими группами, это также деловое вхождение в группу новых членов.

4. психологическая коммуникативность. Она подразумевает объединение внутригрупповых отношений и связей в 3 сферы психических процессов :

интеллектуальное

эмоциональное

волевое единство способность к единым усилиям для достижения цели.

На этих основах выделяются группы :

1. номинальная группа.

Существует формально, не имеет ни одного общего параметра.

2. ассоциация.

Общая цель у ее членов, официальная структура, но группа не действует еще как единое целое , поскольку слабо развито подготовление организационного единства и слабо выражена психологическая коммуникативность.

3. кооперация.

Представляет единство целей и деятельности по их достижению сотрудничество, взаимодействие членов группы, организационное единство. Группа обладает определенным уровнем подготовленности.

4. корпорация.

Это группа с хорошо выраженными параметрами, но отличается рядом отрицательных признаков : имеет место групповой и индивидуальный эгоизм и дуализм, вплоть до асоциальной нравственной направленности.

5. коллектив.

По всем параметрам наблюдается высокое развитие. Высокая общественная направленность группы, возникает идентификация членов группы, чувств “мы”.

Петровский выделяет следующее :

Коллектив это группа, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

1. диффузия.

Межличностные отношения есть, но они неопосредованы содержанием цели.

2. ассоциация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием.

3. корпорация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием групповой деятельности.

4. коллектив.

Это группа, которая выполняет важную общественную функцию, далее, эта группа, которая отвечает социальным нормам. Это группа, которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого ее члена.

Функции коллектива :

1. включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную)

2. вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении.

3. коммунистическое воспитание личности, а в отдельных случаях — перевоспитание.

4. функция создания для личности психологии комфорта.

Социально-психологическая структура коллектива :

— позиция это то положение, которое занимает индивид в группе,

— статус престижность позиции,

— роль это совокупность действий, которые ожидаются от лица, занимающего определенную позицию.

Роль органический аспект статуса. Роль может рассматриваться как функциональная единица.

Ю выделяют отношения :

по горизонтали (субординация)

по вертикали (равенство)

· официальные (формальные) это должностные, служебные отношения.

· неофициальные (неформальные) из области отношений психологических, социально-неслужебных.

Неофициальные (межличностные)отношения могут быть

Источник: https://www.studsell.com/view/99392/

Общая характеристика коллектива, его структура, взаимоотношения и психологический климат

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

Высшая форма организованной малой группы — коллектив. Ему присуща регламентация деятельности и жизни, строгая организация, отсутствие конфликтов, наличие руководителя, пользующегося уважением, сплоченность между членами, доброжелательные отношения и прочее.

От того, как члены трудового коллектива ведут себя, насколько стараются на работе, как взаимодействуют, зависит характер межличностных отношений в группе.

Так, между людьми формируются общие интересы, определенные нормы поведения, складывается общественное мнение о группе.

Общая характеристика коллектива

Под коллективом следует понимать устойчивую во времени группировку людей. Они объединены общими задачами и целями. В ходе совместной деятельности эти люди достигли высокой степени развития.

Понятие коллектива предполагает, что предмет исследования в данном случае — социально-психологические феномены взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

Сюда целесообразно отнести совместимость входящих в коллектив личностей, восприятие группы ее членами, самоуважение и самочувствие в коллективе, а также перспективы каждого человека, взаимосвязанные с перспективами всей группы.

Стоит отметить, что психологический климат — еще один предмет исследования, который составляет отдельную категорию. Он служит важнейшим показателем эффективности процесса формирования и последующего развития коллектива.

Психологический климат — это качественный аспект межличностных отношений, который проявляется в виде комплекса определенных психологических условий.

Следует заметить, что все они способствуют или препятствуют совместной продуктивной работе, а также всестороннему развитию членов группы.

Основными характеристиками коллектива в социально-психологическом плане являются следующие черты: информированность, стремление сохранить целостность, организованность, открытость, ответственность, коллективизм, сплоченность, а также контактность. Целесообразно кратко рассмотреть сущность названных показателей.

Информированность

Такая характеристика коллектива, как информированность, представляет собой ключевой фактор сознательного поведения личности согласно ее целям, а также состоянию коллектива. Следует иметь в виду, что именно от степени информированности зависят итоги работы всей группы.

Достаточный ее уровень предполагает беспрекословное знание задач, которые стоят перед коллективом, правил и норм поведения, содержания и итогов деятельности, а также позитивных и негативных моментов взаимодействия.

Сюда важно включить и хорошее знание друг друга членами коллектива.

Организованность — не что иное, как четкое определение и последующее упорядочение функций, ответственности и прав членов коллектива.

Именно от организованности рабочего процесса зависит состояние трудовой дисциплины и отношение сотрудников к профессиональной деятельности.

Под дисциплиной следует понимать определенный порядок поведения, который отвечает правилам и нормам, существующим в коллективе. Она позволяет полноценным образом регулировать поведение в группе, а также обеспечивать согласованность операций внутри ее.

Ответственность

Следующей характеристикой коллектива выступает ответственность. Она представляет собой контроль деятельности с точки зрения исполнения правил и норм, принятых в организации.

Стоит заметить, что в сплоченном коллективе — иными словами, с положительной социально-психологической атмосферой — работники стремятся принять на себя ответственность как за успех, так и за неудачу совместного труда.

Открытость

Открытость — не что иное, как способность устанавливать, а в дальнейшем — поддерживать благоприятные, формирующиеся на коллективистской основе взаимоотношения с иными коллективами, а также с их отдельными представителями. Сюда целесообразно отнести и налаживание контакта с новичками в собственном коллективе.

Интересно заметить, что в практической деятельности открытость группы проявляется в оказании всякого рода помощи другим группировкам, которые никак к ней не относятся. Открытость — это одна из самых важных характеристик коллектива, которая позволяет отличать группу от внешне похожих на нее объединений социального плана.

Контактность

Под контактностью необходимо рассматривать хорошие личные, доверительные, эмоционально благоприятные дружеские отношения внутри коллектива. Сюда целесообразно включить внимание друг к другу, тактичность, уважение и доброжелательность. Эти взаимоотношения так или иначе обеспечивают в коллективе дружескую и спокойную обстановку, благоприятный психологический климат.

Сплоченность

Сплоченность — это один из процессов, посредством которого люди объединяются. Сплоченный коллектив отличается высокой степенью приверженности его членов к группе. Данную характеристику можно определить посредством двух переменных: уровнем привлекательности коллектива для его членов и степенью взаимной симпатии в отношениях межличностного типа.

Коллективизм

И наконец, рассмотрим такую характеристику трудового коллектива, как коллективизм. Это непрерывная забота членов группы о ее успехах, а также стремление противостоять моментам, которые разобщают, разрушают коллектив.

Коллективизм — не что иное, как развитие уверенности в своем коллективе каждого, а также добрых традиций. Если задеты интересы группы, чувство коллективизма не позволяет оставаться равнодушными его членам.

В такой группировке важнейшие проблемы преодолеваются сообща, а решения принимаются лишь в случае общего согласия.

Структура коллектива

Необходимо знать, что формальная структура группировки отражает официальное распределение профессиональных ролей между ее членами.

Это обусловлено должностным положением сотрудников или производственной технологией.

Четкое определение рабочего функционала так или иначе повышает роль личности в коллективе, степень ее персональной ответственности, тем самым обеспечивая успех компании в целом.

Помимо ролей, которые определяются штатным расписанием, есть и связанные непосредственно с производственным процессом, его потребностями в разных видах деятельности. Сотрудников, которые берут на себя данные роли, условно классифицируют таким образом:

  • «Генераторы идей» обладают творческим, нестандартным мышлением.
  • Эксперты способны просчитать и спрогнозировать, как будет «функционировать» предлагаемая идея. Они представят ее преимущества и недостатки, а также возможные последствия.
  • Исполнители обладают репродуктивным типом ума. Это добросовестные исполнители чужих задумок и идей.
  • «Шуты гороховые» (как вы поняли, это условно-шутливое имя). Дело в том, что некоторые руководители признают необходимость впустить в коллектив людей контактных, необидчивых, легких, способных разрядить конфликтную ситуацию или поднять настроение в группе. Они-то точно знают, как влиться в коллектив и наладить атмосферу в нем.
  • Критики — это люди с критичным складом ума. Они зачастую не способны к продуктивной работе. Однако эти люди блестяще выявляют «узкие места» и негативные моменты в производственном процессе. Другие сотрудники, как правило, не замечают таких нюансов.

Как определить типаж?

Именно руководитель определяет, к какому типу относится конкретный работник. Соответственно, он выделяет ему определенное место в коллективе. Невыгодно и непродуктивно, к примеру, использовать «генератора идей» в исполнительской деятельности. Это примерно то же самое, что бесполезно упрекать «критика» на тему: «критиковать гораздо легче, а ты попробуй сделай сам».

Дружба внутри коллектива – откуда она берется? Ее формирует именно психологическая атмосфера в группе. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Подобно тому, как в одном климате растение может пышно цвести, а в другом — чахнуть, человек может быть успешным и чувствовать внутреннюю удовлетворенность в одной группе и совсем не проявлять себя в другой.

Под социально-психологическим климатом (СПК) следует понимать настроение коллектива, которое определяется отношениями межличностными характера совместно живущих, обучающихся или работающих людей. На сегодняшний день известен целый ряд факторов, посредством которых можно определить СПК:

  • Удовлетворенность рабочим процессом и результатами. Практически определяющее значение для создания благоприятной атмосферы имеет то, насколько деятельность для человека является интересной, творческой, разнообразной, соответствует ли она уровню его профессионализма, позволяет ли расти в профессиональном плане и реализовывать творческий потенциал. Стоит отметить, что привлекательность работы, как правило, повышается удовлетворенностью условиями труда, достойным уровнем заработной платы, системой морального и материального, распределением отпусков, социальным и информационным обеспечением, перспективами в карьерном росте, режимом работы, возможностью повышения уровня профессионализма, характером личных и деловых отношений в коллективе как по горизонтали, так и по вертикали, уровнем компетентности коллег.
  • Сработанность и групповая совместимость. Необходимо заметить, что межличностные отношения, которые возникают при общении людей в коллективе, определяют уровень их психологической совместимости. Под этим понятием следует понимать способность к совместной работе. Люди, похожие друг на друга, гораздо легче налаживают взаимодействие. Дело в том, что сходство способствует возникновению чувства уверенности в себе и безопасности. Оно повышает самооценку. Зачастую в основу психологической совместимости заложено и различие черт характера в соответствии с принципом взаимного дополнения. В данном случае говорят: «Они подходят друг другу, как ключ к замку». Условие и результат совместимости — привязанность членов коллектива друг к другу, межличностная симпатия. Вынужденный контакт с неприятным субъектом обычно становится причиной появления отрицательных эмоций. Важно отметить, что групповая совместимости и сработанность — не то же самое. Эффект сработанности, как правило, служит результатом деловых, формальных отношений, которые связаны непосредственно с деятельностью. Основой сработанности является результативность и успешность именно совместной работы, что предполагает согласованность в деятельности между ее участниками, а также благоприятное разрешение конфликтов в коллективе.
  • Сплоченность группы в первую очередь проявляется в эмоциональной области. Вряд ли в сплоченном коллективе одновременно могут уживаться и радость, и горе. Естественно, когда один плачет, другой не будет смеяться. Среди факторов, влияющих на сплоченность коллектива, важно отметить следующие: искренние, доверительные отношения; отношение членов коллектива к лидеру; признание вклада каждого человека в совместную деятельность и результат; длительности совместной работы. Стоит заметить, что преобладание определенных личностных характеристик у членов группы влияет на отношения, которые складываются внутри коллектива, придает ему определенные особенности, которые могут мешать или способствовать сплочению. Кстати, особенно сильно сплочению группы препятствуют отрицательные свойства характера, среди которых зависть, обидчивость или болезненное самолюбие. Как правило, члены сплоченной группы не спешат ее покидать, значит, уменьшается текучесть, что является положительным фактором деятельности.
  • Характер коммуникаций. Важно знать, что в основе психологической атмосферы в коллективе лежат индивидуальные характеристики каждого его члена, их взаимная коммуникабельность, мнения и оценки, реакции на поступки и слова окружающих, социальный опыт участников группировки. Низкий уровень коммуникативной компетентности работников также является причиной возникновения коммуникативных барьеров, напряженности в отношениях межличностного типа, непонимания, конфликтов, а также недоверия. Умение четко и ясно излагать свое мнение, знание приемов конструктивной критики, а также навыков активного слушания — все это формирует удовлетворительную степень коммуникации в компании.

Важно отметить, что это далеко не все факторы, которыми определяется психологическая атмосфера в группе. Остальные рассмотрим ниже.

Виды коммуникативного поведения

В процессе анализа психической совместимости необходимо учитывать разновидности коммуникативного поведения:

  • Коллективисты: поддерживающие всякого рода начинания, общительные, инициативные.
  • Претензионисты: наделенные обидчивостью, тщеславием, желанием быть в центре внимания в ходе выполнения трудовых обязанностей.
  • Индивидуалисты: тяготеющие к индивидуальной ответственности, склонные решать поставленные задачи в одиночку.
  • Пассивные (приспособленцы): не проявляющие инициативы, слабовольные и поддающиеся влиянию других людей.
  • Подражатели: имитирующие посторонние манеры, избегающие осложнений.
  • Изолированные: наделенные несносным характером, неконтактные.

Стиль руководства

Важнейшим фактором психологической атмосферы в коллективе является стиль руководства. Так, демократический его характер развивает доверительность взаимоотношений и общительность, дружественность.

При этом отсутствует ощущение навязывания решений «сверху».

Стоит заметить, что участие членов группы в управлении, которое свойственно данному стилю руководства, так или иначе способствует оптимизации социально-психологического климата.

Авторитарный стиль, как правило, влечет за собой покорность, враждебность и заискивание, недоверие и зависть. Если названный способ поведения руководства все-таки приводит к успеху, оправдывающему использование именно этой методики в глазах коллектива, он предполагает благоприятный СПК. Ярким примером здесь может служить спорт или армия.

Следствие попустительского стиля — низкое качество работы и продуктивность, неудовлетворенность общей деятельностью. Все это обычно ведет к созданию неблагоприятного СПК. Стоит заметить, что попустительский стиль может быть принят и полезен лишь в некоторых коллективах творческого плана.

Заключительная часть

Итак, мы рассмотрели общую характеристику, структуру коллектива, психологическую атмосферу и взаимоотношения в нем. В заключение следует отметить, что формирование благоприятной атмосферы в группе во многом зависит от руководства и принципов его деятельности.

Директор может оказать существенное влияние на специфику межличностных отношений в трудовом коллективе, на отношение к общему делу, удовлетворенность результатами и условиями работы. Важно знать, что в настоящее время существует множество факторов, определяющих СПК.

Основные из них мы разобрали, однако не стоит забывать и о дополнительных, среди которых, к примеру, особенности осуществляемой деятельности.

Монотонность работы, ее высокая ответственность, стрессовый характер, наличие риска для жизни и здоровья сотрудников, эмоциональная насыщенность — все эти факторы могут негативно повлиять на СПК в трудовом коллективе.

Источник: https://FB.ru/article/450992/obschaya-harakteristika-kollektiva-ego-struktura-vzaimootnosheniya-i-psihologicheskiy-klimat

Социально-психологическая характеристика коллектива

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:

  1. общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);
  2. социальные чувства и коллективные настроения;
  3. коллективные привычки, обычаи, традиции;
  4. различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет).

Психология группы очень сильно влияет на поведение людей в группе.

От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).

Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.

1. Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.

Хорошо организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных работников. Гласность и сближение экономических интересов всех членов коллектива повышает стремление работающих к участию в управлении коллективом.

Никакой руководитель не может рассчитывать на поддержку коллектива, если он не использует или слабо использует все каналы информации – устные и печатные.

2. Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него.

Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе.

Соблюдение дисциплины (производственной, общественной, бытовой) предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм (правовых, технологических, моральных) и правил поведения. Степень установленности этих норм и правил прямо влияет на качество выполнения тех или иных производственных и социальных функций.

Способы поддержания дисциплины бывают самые разнообразные: прямое государственное и должностное вмешательство, общественное мнение, личная сознательность людей. Формами общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции.

3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения служебно-должностных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.

Человек стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности.

Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива.

И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве.

Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.

4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Она проявляется в характере реакций данного коллектива на изменения внешней среды, на внутреннюю и внешнюю информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины.

Руководителю легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого коллектива от руководителя требуются большие усилия и высокая квалификация.

Дело в том, что на организованность коллектива влияет очень много объективных и субъективных факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины в коллективе, и другие.

Но даже идеально организованный коллектив (в его формализованном виде) в процессе его работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.

Для укрепления функциональных (технологических) связей в коллективе нужно учитывать интересы членов коллектива и использовать экономические и социальные методы воздействия.

5. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива.

Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п.

У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия.

Ненормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение работ между членами коллектива, недостатки в способах начисления зарплаты, в использовании материальных и моральных стимулов, в ритмичности производства и т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.

На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов.

Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов.

Потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива.

Обеспечение психологической совместимости достигается в первую очередь правильным подбором кадров.

Руководитель может укрепить сплоченность, делая упор на глобальные цели коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель фирмы.

Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п.

Благоприятный моральный климат коллектива – непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.

Похожие материалы в разделе Психология управления:

Источник: https://Psylist.net/uprav/kolhar.htm

Cкачать DOCX Реферат Организация как социальное явление Общая характеристика коллектива бесплатно

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

-3810381000Бинго! Ты только что нашел решение своей проблемы! Только давай договоримся – ты прочтешь текст до конца, окей? 🙂

Давай начистоту — тут один шлак, лучше закажи работу на HYPERLINK «http://author-24.site/» author-24.site и не парься – мы все сделаем за тебя! Даже если остался день до сдачи работы – мы справимся, и ты получишь «Отлично» по своему предмету! Только представь: ты занимаешься своим любимым делом, пока твои лохи-одногруппники теряют свои нервные клетки…

Проникнись… Это бесценное ощущение 🙂

Курсовая, диплом, реферат, статья, эссе, чертежи, задачи по матану, контрольная или творческая работа – всё это ты можешь передать нам, наслаждаться своей молодостью, гулять с друзьями и радовать родителей отличными оценками. А если преподу что-то не понравится, то мы бесплатно переделаем так, что он пустит слезу от счастья и поставит твою работу в рамочку как образец качества.

Еще сомневаешься? Мы готовы подарить тебе сотни часов свободного времени за смешную цену – что тут думать-то? Жизнь одна – не трать ее на всякую фигню!

Перейди на наш сайт HYPERLINK «http://author-24.site/» author-24.site — обещаю, тебе понравится! 🙂

А работа, которую ты искал, находится ниже 🙂

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива.

1. Организация — это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначена для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация есть стационарный институт, социальный объект.

Социальный институт — система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.

2. Организация имеет процессуальный характер, выступает как деятельность по организации.

3. Организация выступает как характеристика степени упорядочения какого-то объекта. В этом смысле организация объекта — это свойство объекта.

4. Определенный признак организации — это наличие цели, поэтому организация может рассматриваться как целевая социальная система. Реализация цели вызывает необходимость выстраивать иерархически и вводить элементы управления. Таким образом, достижение цели связано с иерархией и управлением.

Организация есть иерархическая и управляемая общность.

Организационный эффект как свойство организации.

Одно из важнейших свойств организации — сверхаддитивность — это сведение целого к сумме частей. В организационном эффекте объединяются индивидуальные и групповые усилия.

Иерархия в организации.

Для нее характерны социальные отношения типа :

подчинения,

зависимости,

неравенства.

Иерархия — это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.

Иерархия выступает в нескольких значениях :

1. централизация.

Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: ”… чтобы сэкономить труд централизации…” иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.

2. иерархия как человеческие отношения.

Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.

3. иерархия функционирует как власть.

Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.

Строение организации :

1. формальная организация — это когда формализация выступает как стандартизация поведения. Для этого создаются образцы постоянного поведения.

Формальная организация бывает :

рациональная,

безличная (абстрактные индивиды)

однозначная (четко расписаны функциональные отношения)

2. внеформальная организация. Эта организация имеет определенные задачи, иногда возникают отношения непредвиденные внеформально, несоответствие четко принимаемым условиям.

Имеют место дополнения.

3. неформальная организация (социально-психологическая организация) — это отношение неформальной связи между людьми, возникающие в соответствии с их выбором.

Хорошо, когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными.

Общая характеристика коллектива. В обществе существует несколько делений на группы :

1. — реальные группы людей — те, перед которыми стоят определенные цели, и все члены группы объединены между собой.

— условные — выделяются в искусственных целях.

2. — лабораторные

— естественные — решают реальные задачи, которые существуют реально. Они делятся на большие и малые группы. Учитывается, что человек входит в 4-6 групп

Большие группы (классы, этнические общности, нации) бывают организованные и неорганизованные.

Малые : становящие и коллективные (развивающиеся).

Как малые, так и большие группы могут быть группами членства и референтные (это группы, чьи ценности и нормы мы разделяем, на них ориентируемся).

Основные признаки социальной малой группы :

1. неслучайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование системы социального взаимодействия группы лиц.

2. это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее состава взаимодействуют друг с другом лично.

3. это социальное взаимодействие нескольких групп, индивидов на основе объединения для совместного усилия в определенной сфере социальной деятельности, которой присуща известная общность социального ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

Каждая малая социальная группа характеризуется относительной обособленностью от других групп, определенной внутренней целостностью, представляющих собой более или менее самостоятельный организм, обладающей своей специфической внутренней структурой.

Основные признаки коллектива :

1. объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели,

2. добровольность объединения,

3. целостность — это система делительности, совместной с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

4. коллектив — особая форма взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает признак развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Макаренко: 3 стадии развития коллектива.

1. педагог как субъект управления.

2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив.

3. субъектом управления выступает коллектив.

Ковалев : выделяет 3 стадии :

1. стадия первичного синтеза.

Характеризуется тем, что члены группы знакомятся друг с другом, с руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он единоличник пока.

2. стадия дифференциации.

Заключается в знакомстве людей, возникает актив и пассив, четко очерчиваются функции людей, руководитель опирается на актив.

3. стадия вторичного синтеза.

Имеет место общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа.

Ушанский: выделяет параметры, по которым оценивается развитие группы :

1. нравственная направленность группы : групповые цели, ценностные мотивы, интересы, идеальные взгляды, убеждения, преобладающие в группе.

2. подготовленность группы — это знания, навыки, умения и опыт группы совместной деятельности.

3. организационное единство группы — это характер групповой структуры, взаимодействие и взаимозависимость членов группы, выделение организаторов. Это сотрудничество внутри группы и с другими группами, это также деловое вхождение в группу новых членов.

4. психологическая коммуникативность. Она подразумевает объединение внутригрупповых отношений и связей в 3 сферы психических процессов :

интеллектуальное

эмоциональное

волевое единство — способность к единым усилиям для достижения цели.

На этих основах выделяются группы :

1. номинальная группа.

Существует формально, не имеет ни одного общего параметра.

2. ассоциация.

Общая цель у ее членов, официальная структура, но группа не действует еще как единое целое , поскольку слабо развито подготовление организационного единства и слабо выражена психологическая коммуникативность.

3. кооперация.

Представляет единство целей и деятельности по их достижению сотрудничество, взаимодействие членов группы, организационное единство. Группа обладает определенным уровнем подготовленности.

4. корпорация.

Это группа с хорошо выраженными параметрами, но отличается рядом отрицательных признаков : имеет место групповой и индивидуальный эгоизм и дуализм, вплоть до асоциальной нравственной направленности.

5. коллектив.

По всем параметрам наблюдается высокое развитие. Высокая общественная направленность группы, возникает идентификация членов группы, чувств “мы”.

Петровский выделяет следующее :

Коллектив — это группа, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

1. диффузия.

Межличностные отношения есть, но они неопосредованы содержанием цели.

2. ассоциация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием.

3. корпорация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием групповой деятельности.

4. коллектив.

Это группа, которая выполняет важную общественную функцию, далее, эта группа, которая отвечает социальным нормам. Это группа, которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого ее члена.

Функции коллектива :

1. включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную)

2. вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении.

3. коммунистическое воспитание личности, а в отдельных случаях — перевоспитание.

4. функция создания для личности психологии комфорта.

Социально-психологическая структура коллектива :

— позиция — это то положение, которое занимает индивид в группе,

— статус — престижность позиции,

— роль — это совокупность действий, которые ожидаются от лица, занимающего определенную позицию.

Роль — органический аспект статуса. Роль может рассматриваться как функциональная единица.

Þ выделяют отношения :

по горизонтали (субординация)

по вертикали (равенство)

· официальные (формальные) — это должностные, служебные отношения.

· неофициальные (неформальные) — из области отношений психологических, социально-неслужебных.

Неофициальные (межличностные)отношения могут быть деловыми и эмоциональными.

Основные признаки развитого коллектива :

1. идейная общность,

2. сплоченность членов коллектива на основе общественно значимых целей деятельности,

3. взаимная требовательность и ответственность,

4. управляемость. Коллектив как самоуправляемая система,

5. устойчивость,

6. взаимопомощь,

7. обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-505333732

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива (стр. 1 из 2)

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

.

1. Организация — это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначена для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация есть стационарный институт, социальный объект.

Социальный институт — система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.

2. Организация имеет процессуальный характер, выступает как деятельность по организации.

3. Организация выступает как характеристика степени упорядочения какого-то объекта. В этом смысле организация объекта — это свойство объекта.

4. Определенный признак организации — это наличие цели, поэтому организация может рассматриваться как целевая социальная система. Реализация цели вызывает необходимость выстраивать иерархически и вводить элементы управления. Таким образом, достижение цели связано с иерархией и управлением.

Организация есть иерархическая и управляемая общность.

Организационный эффект как свойство организации.

Одно из важнейших свойств организации — сверхаддитивность — это сведение целого к сумме частей. В организационном эффекте объединяются индивидуальные и групповые усилия.

Иерархия в организации.

Для нее характерны социальные отношения типа :

подчинения,

зависимости,

неравенства.

Иерархия — это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.

Иерархия выступает в нескольких значениях :

1. централизация.

Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: ”… чтобы сэкономить труд централизации…” иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.

2. иерархия как человеческие отношения.

Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.

3. иерархия функционирует как власть.

Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.

Строение организации :

1. формальная организация — это когда формализация выступает как стандартизация поведения. Для этого создаются образцы постоянного поведения.

Формальная организация бывает :

рациональная,

безличная (абстрактные индивиды)

однозначная (четко расписаны функциональные отношения)

2. внеформальная организация. Эта организация имеет определенные задачи, иногда возникают отношения непредвиденные внеформально, несоответствие четко принимаемым условиям.

Имеют место дополнения.

3. неформальная организация (социально-психологическая организация) — это отношение неформальной связи между людьми, возникающие в соответствии с их выбором.

Хорошо, когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными.

Общая характеристика коллектива. В обществе существует несколько делений на группы :

1. — реальные группы людей — те, перед которыми стоят определенные цели, и все члены группы объединены между собой.

— условные — выделяются в искусственных целях.

2. — лабораторные

— естественные — решают реальные задачи, которые существуют реально. Они делятся на большие и малые группы. Учитывается, что человек входит в 4-6 групп

Большие группы (классы, этнические общности, нации) бывают организованные и неорганизованные.

Малые : становящие и коллективные (развивающиеся).

Как малые, так и большие группы могут быть группами членства и референтные (это группы, чьи ценности и нормы мы разделяем, на них ориентируемся).

Основные признаки социальной малой группы :

1. неслучайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование системы социального взаимодействия группы лиц.

2. это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее состава взаимодействуют друг с другом лично.

3. это социальное взаимодействие нескольких групп, индивидов на основе объединения для совместного усилия в определенной сфере социальной деятельности, которой присуща известная общность социального ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

Каждая малая социальная группа характеризуется относительной обособленностью от других групп, определенной внутренней целостностью, представляющих собой более или менее самостоятельный организм, обладающей своей специфической внутренней структурой.

Основные признаки коллектива :

1. объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели,

2. добровольность объединения,

3. целостность — это система делительности, совместной с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

4. коллектив — особая форма взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает признак развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Макаренко: 3 стадии развития коллектива.

1. педагог как субъект управления.

2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив.

3. субъектом управления выступает коллектив.

Ковалев : выделяет 3 стадии :

1. стадия первичного синтеза.

Характеризуется тем, что члены группы знакомятся друг с другом, с руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он единоличник пока.

2. стадия дифференциации.

Заключается в знакомстве людей, возникает актив и пассив, четко очерчиваются функции людей, руководитель опирается на актив.

3. стадия вторичного синтеза.

Имеет место общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа.

Ушанский: выделяет параметры, по которым оценивается развитие группы :

1. нравственная направленность группы : групповые цели, ценностные мотивы, интересы, идеальные взгляды, убеждения, преобладающие в группе.

2. подготовленность группы — это знания, навыки, умения и опыт группы совместной деятельности.

3. организационное единство группы — это характер групповой структуры, взаимодействие и взаимозависимость членов группы, выделение организаторов. Это сотрудничество внутри группы и с другими группами, это также деловое вхождение в группу новых членов.

4. психологическая коммуникативность. Она подразумевает объединение внутригрупповых отношений и связей в 3 сферы психических процессов :

интеллектуальное

эмоциональное

волевое единство — способность к единым усилиям для достижения цели.

На этих основах выделяются группы :

1. номинальная группа.

Существует формально, не имеет ни одного общего параметра.

2. ассоциация.

Общая цель у ее членов, официальная структура, но группа не действует еще как единое целое , поскольку слабо развито подготовление организационного единства и слабо выражена психологическая коммуникативность.

3. кооперация.

Представляет единство целей и деятельности по их достижению сотрудничество, взаимодействие членов группы, организационное единство. Группа обладает определенным уровнем подготовленности.

4. корпорация.

Это группа с хорошо выраженными параметрами, но отличается рядом отрицательных признаков : имеет место групповой и индивидуальный эгоизм и дуализм, вплоть до асоциальной нравственной направленности.

5. коллектив.

По всем параметрам наблюдается высокое развитие. Высокая общественная направленность группы, возникает идентификация членов группы, чувств “мы”.

Петровский выделяет следующее :

Коллектив — это группа, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

1. диффузия.

Межличностные отношения есть, но они неопосредованы содержанием цели.

2. ассоциация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием.

3. корпорация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием групповой деятельности.

4. коллектив.

Это группа, которая выполняет важную общественную функцию, далее, эта группа, которая отвечает социальным нормам. Это группа, которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого ее члена.

Функции коллектива :

1. включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную)

2. вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении.

3. коммунистическое воспитание личности, а в отдельных случаях — перевоспитание.

4. функция создания для личности психологии комфорта.

Социально-психологическая структура коллектива :

— позиция — это то положение, которое занимает индивид в группе,

— статус — престижность позиции,

— роль — это совокупность действий, которые ожидаются от лица, занимающего определенную позицию.

Роль — органический аспект статуса. Роль может рассматриваться как функциональная единица.

Þ выделяют отношения :

по горизонтали (субординация)

по вертикали (равенство)

· официальные (формальные) — это должностные, служебные отношения.

· неофициальные (неформальные) — из области отношений психологических, социально-неслужебных.

Неофициальные (межличностные)отношения могут быть деловыми и эмоциональными.

Основные признаки развитого коллектива :

1. идейная общность,

2. сплоченность членов коллектива на основе общественно значимых целей деятельности,

3. взаимная требовательность и ответственность,

4. управляемость. Коллектив как самоуправляемая система,

Источник: https://mirznanii.com/a/227808/organizatsiya-kak-sotsialnoe-yavlenie-obshchaya-kharakteristika-kollektiva

1. Цель, объект, предмет социальной педагогической психологии. Структура науки

«психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Аттитюд понимался всеми как:- определенное … в педагогической психологии делятся на: ¨ организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки).

¨ процедурные (касаются …

зависимости,

неравенства.

Иерархия — это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.

Иерархия выступает в нескольких значениях :

1. централизация.

Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: «…чтобы сэкономить труд централизации…» иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.

2. иерархия как человеческие отношения.

Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.

3. иерархия функционирует как власть.

Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.

Строение организации :

1. формальная организация — это когда формализация выступает как стандартизация поведения. Для этого создаются образцы постоянного поведения.

Формальная организация бывает :

рациональная,

безличная (абстрактные индивиды)

однозначная (четко расписаны функциональные отношения)

2. внеформальная организация. Эта организация имеет определенные задачи, иногда возникают отношения непредвиденные внеформально, несоответствие четко принимаемым условиям.

Социальные группы, организации, общности

социальные группы: национальные, религиозные, профессиональные, половые и возрастные группы, классы, расы, политические партии и общественные организации, между которыми складываются определенные социальные отношения … в рамках организации, которая включает уровень специализации, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организаций. Формализация …

Имеют место дополнения.

3. неформальная организация (социально-психологическая организация) — это отношение неформальной связи между людьми, возникающие в соответствии с их выбором.

Хорошо, когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными.

Общая характеристика коллектива. В обществе существует несколько делений на группы :

1. — реальные группы людей — те, перед которыми стоят определенные цели, и все члены группы объединены между собой.

— условные — выделяются в искусственных целях.

2. — лабораторные

— естественные — решают реальные задачи, которые существуют реально. Они делятся на большие и малые группы. Учитывается, что человек входит в 4−6 групп

Большие группы (классы, этнические общности, нации) бывают организованные и неорганизованные.

Малые: становящие и коллективные (развивающиеся).

Как малые, так и большие группы могут быть группами членства и референтные (это группы, чьи ценности и нормы мы разделяем, на них ориентируемся).

Основные признаки социальной малой группы :

1. неслучайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование системы социального взаимодействия группы лиц.

2. это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее состава взаимодействуют друг с другом лично.

Можно выразить идею бихевиоризма так: определенные ключевые слова ведут человека к определенным действиям (реакциям), так как сознательное поведение челове

Можно выразить идею бихевиоризма так: определенные ключевые слова ведут человека к определенным действиям (реакциям), так как сознательное поведение человека определяется словами Вместе с тем … подкреплением каждого шага. «Психология» Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель – обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение & …

3. это социальное взаимодействие нескольких групп, индивидов на основе объединения для совместного усилия в определенной сфере социальной деятельности, которой присуща известная общность социального ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

Каждая малая социальная группа характеризуется относительной обособленностью от других групп, определенной внутренней целостностью, представляющих собой более или менее самостоятельный организм, обладающей своей специфической внутренней структурой.

Основные признаки коллектива :

1. объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели,

2. добровольность объединения,

3. целостность — это система делительности, совместной с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

4. коллектив — особая форма взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает признак развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Макаренко: 3 стадии развития коллектива.

1. педагог как субъект управления.

Влияние трудового коллектива на деятельность организации

совместной деятельности), а также межличностных отношений (исследуется система положительных и отрицательных эмоциональных связей, психологический статус каждого члена коллектива, система оценок и самооценок членов группы). Отношение …

2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив.

3. субъектом управления выступает коллектив.

Ковалев: выделяет 3 стадии :

1. стадия первичного синтеза.

Характеризуется тем, что члены группы знакомятся друг с другом, с руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он единоличник пока.

2. стадия дифференциации.

Заключается в знакомстве людей, возникает актив и пассив, четко очерчиваются функции людей, руководитель опирается на актив.

3. стадия вторичного синтеза.

Имеет место общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа.

Ушанский: выделяет параметры, по которым оценивается развитие группы :

1. нравственная направленность группы: групповые цели, ценностные мотивы, интересы, идеальные взгляды, убеждения, преобладающие в группе.

2. подготовленность группы — это знания, навыки, умения и опыт группы совместной деятельности.

3. организационное единство группы — это характер групповой структуры, взаимодействие и взаимозависимость членов группы, выделение организаторов. Это сотрудничество внутри группы и с другими группами, это также деловое вхождение в группу новых членов.

4. психологическая коммуникативность. Она подразумевает объединение внутригрупповых отношений и связей в 3 сферы психических процессов :

Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике

побуждений, состояния от одних членов группы другим; внушения – некритического принятия частью членов группы информации и отношений большинства и другой части членов группы без их самостоятельного анализа, оценки … интересом его были не вопросы идеологии и содержания воспитания, а технология, методика воспитания в коллективе. Конечно, у него были какие-то промахи …

интеллектуальное

эмоциональное

волевое единство — способность к единым усилиям для достижения цели.

На этих основах выделяются группы :

1. номинальная группа.

Существует формально, не имеет ни одного общего параметра.

2. ассоциация.

Общая цель у ее членов, официальная структура, но группа не действует еще как единое целое, поскольку слабо развито подготовление организационного единства и слабо выражена психологическая коммуникативность.

3. кооперация.

Представляет единство целей и деятельности по их достижению сотрудничество, взаимодействие членов группы, организационное единство. Группа обладает определенным уровнем подготовленности.

4. корпорация.

Это группа с хорошо выраженными параметрами, но отличается рядом отрицательных признаков: имеет место групповой и индивидуальный эгоизм и дуализм, вплоть до асоциальной нравственной направленности.

5. коллектив.

По всем параметрам наблюдается высокое развитие. Высокая общественная направленность группы, возникает идентификация членов группы, чувств «мы».

Петровский выделяет следующее :

Межличностные отношения в различных группах и коллективах

отношений, как сотрудничество, приспособление, компромисс, уклонение и конкуренция. Сотрудничество заключается в совместной деятельности для общего блага. Для того, чтобы достичь этого членам группы или коллектива … Введение .Понятие и сущность межличностных отношений .Социальные группы и их классификация .

Управление межличностными отношениями в различных группах и коллективах Заключение …

Коллектив — это группа, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

1. диффузия.

Межличностные отношения есть, но они неопосредованы содержанием цели.

2. ассоциация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием.

3. корпорация.

На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием групповой деятельности.

4. коллектив.

Это группа, которая выполняет важную общественную функцию, далее, эта группа, которая отвечает социальным нормам. Это группа, которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого ее члена.

Функции коллектива :

1. включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную)

2. вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении.

3. коммунистическое воспитание личности, а в отдельных случаях — перевоспитание.

4. функция создания для личности психологии комфорта.

Социально-психологическая структура коллектива :

— позиция — это то положение, которое занимает индивид в группе,

— статус — престижность позиции,

— роль — это совокупность действий, которые ожидаются от лица, занимающего определенную позицию.

Роль — органический аспект статуса. Роль может рассматриваться как функциональная единица.

Ю выделяют отношения :

по горизонтали (субординация)

по вертикали (равенство)

· официальные (формальные) — это должностные, служебные отношения.

· неофициальные (неформальные) — из области отношений психологических, социально-неслужебных.

Неофициальные (межличностные)отношения могут быть деловыми и эмоциональными.

Основные признаки развитого коллектива :

1. идейная общность,

2. сплоченность членов коллектива на основе общественно значимых целей деятельности,

3. взаимная требовательность и ответственность,

4. управляемость. Коллектив как самоуправляемая система,

5. устойчивость,

6. взаимопомощь,

7. обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/individualnaya/organizatsiya-kak-sotsialnoe-yavlenie-obschaya-harakteristika-kollektiva/

Refy-free
Добавить комментарий