Оптимальный двигательный режим и рациональное питание — важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание — важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья) (стр. 1 из 4)

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание - важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание — важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья).

План:

1. Физическая культура как важный элемент образа жизни современного человека

2. Особенности физиологического состояния людей различного возраста

3. Оптимальный двигательный режим как основной фактор для нормального функционирования организма

4. Рациональное питание – одно из средств поддержания жизни, роста и развития здоровья и высокой работоспособности человека

5. Примерный комплекс идеального двигательного режима, примерное меню в соответствие с полом, возраста, профессиональной группы

ВВЕДЕНИЕ

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

1. Физическая культура как важный элемент образа жизни современного человека

Решение проблемы сохранения и развития здоровья определяется, прежде всего, значимостью формирования у населения культуры и культа здоровья. При этом, как свидетельствуют результаты огромного количества исследований, на первое место выходит проблема здорового образа жизни. Многие аспекты данной проблемы решаются педагогическими средствами.

Здоровье населения в основном определяется образом жизни (на 50%) – по материалам Всемирной организации здравоохранения. Именно поэтому приобщение молодежи к здоровому образу жизни следует считать глобальной проблемой социальной государственной политики. Реализацию части этой проблемы могут взять на себя кафедры физического воспитания вузов.

В «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» отмечается, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны быть разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация и внедрение инновационных технологий, педагогических систем.

Здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействует формированию здоровья будущего специалиста.

Его существенной стороной является гармоническое проявление физических и духовных возможностей студентов, связанных с социальной и психофизической активностью в учебно-трудовой, общественной и иных сферах деятельности.

К условиям, определяющим сохранение здоровья, бесспорно, следует отнести и физическую культуру.

Физическая культура – особая, самостоятельная часть общей культуры народа.

Под культурой в широком смысле понимается вся совокупная деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей и их использование в процессе общественно- исторической практике людей.

А физическая культура как часть общей культуры общества – это совокупность достижений и материальных средств, формирующих человека с гармоническим развитием физических, духовных сил и крепким здоровьем.

Физическая культура – обширное социальное явление. Ее структуру составляют организационные формы (компоненты): физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация.

При этом каждая форма выполняет свои функции: физическое воспитание – освоение, спорт – совершенствование, физическая рекреация – сохранение, двигательная реабилитация – восстановление физических и духовных кондиций человека.

Поэтому надо различать два понятия: «физическая культура» — часть общей культуры общества, а «занятия культурой» (правильнее — «занятия физическими упражнениями») — лишь форма двигательной активности человека.

Цели и задачи физической культуры раскрываются через основной ее понятийный аппарат.

Физическое (физкультурное) воспитание — система воспитания, дающая человеку знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующая у него потребность в физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. В различные возрастные периоды жизни человека физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В общей системе воспитания физическое воспитание вносит главный вклад в улучшение физического развития человека. Государственная программа по физическому воспитанию в вузе устанавливает, что ее целью является формирование физической культуры студента. Эта цель достигается через решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

В основе формирования физической культуры у студенческой молодежи должна лежать личная физическая культура каждого человека.

В личную физическую культуру человека входит интеллектуальная сторона личности (знания, умения, навыки, интересы и ценностные ориентации в сфере физической культуры), а также деятельностная сторона личности (систематическое добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур).

В основе любой деятельности, в том числе и физкультурной, лежит мотивационно-потребностный компонент.

На основе проведенного анкетирования и ответов студентов (о мотивах занятий физической культурой) можно принять следующую их классификацию: а) мотивы реализации знаний, убеждений в полезности таких знаний; б) результативные мотивы; в) процессуальные мотивы; г) зачетные (отметочные) мотивы; д) мотивы благополучия; е) мотивы избегания неприятностей; ж) социально-значимые мотивы: быть здоровым, готовым к высокопроизводительному труду и службе в армии. Такая классификация мотивов отражает направленность студента на отдельные стороны занятий физической культурой.

Для того чтобы сделать студента субъектом физкультурной деятельности, сформировать его личностные мотивы и культуру, педагог, как нам кажется, должен помочь ему в следующем:

1. Поставить перед собой реалистические цели, правильно соизмерять цели со своими возможностями;

2. Выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;

3. Определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы потом добиться поставленных перед собой целей;

4. Научиться определять и понимать, приближают ли его эти действия к поставленной цели, обладают ли действия желаемыми последействиями.

И, наконец, самое важное в воспитании личной физической культуры молодежи, как основы оздоровления нации – это учет и создание условий для занятий теми видами спорта, которые интересуют молодежь, каждого человека в силу его психофизиологических, биологических и личностных особенностей.

Деятельности кафедры физического воспитания как кафедры особого назначения в нашем университете уделяется большое внимание. По нашему мнению массовая физическая культура и спорт наряду с решением задач узкоспециальных (физкультурно-спортивных) способна решить (и решает) проблему социальной разобщенности людей.

В связи с этим, профессорско-преподавательский состав кафедры физическую культуру понимает гораздо шире, чем просто оздоровительные и спортивные тренировки: это и могучее средство нравственного совершенствования, это и усилие психических и функциональных возможностей, это и возможность повышения эрудиции, как общей, так и специальной и т.д. И, конечно, сегодня это как никогда весьма актуально, решение проблемы досуга, здорового образа жизни современной молодежи.

Для решения столь сложных, но необходимых задач на современном этапе для занятий физической культурой и спортом в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского имеются 2 спортивных зала, зал тренажерной техники, аэробики и атлетической гимнастики, борцовский зал, плавательный бассейн, стрелковый тир, спортивно-оздоровительный лагерь.

Результатом образования в области физической культуры должно стать создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

В свете решения этих задач целью наших исследований стало изучение места и роли физической культуры в жизни студенческой молодежи посредством анкетного опроса 360 курсантов и студентов 1-4 курсов Морского государственного университета имени адмирала Г.И.

Невельского (40,6 % — лица женского пола, 59,4 % — мужского) в возрасте от 17 до 25 лет.

Анализ результатов показал, что до поступления в университет оздоровительной физической культурой регулярно занимались 39,3% респондентов, спортом — 3.5%, непостоянно различными формами физической культуры занимались 51,4%, не занимались вовсе 5,8%.

После поступления в вуз количество занимающихся оздоровительной физической культурой несколько снизилось и составило 28,9%. Отрицательно ответили на вопрос «занимаетесь ли вы в данное время оздоровительной физической культурой» 13,4% студентов, занимаются непостоянно — 32,6%.

При этом резко возросло количество занимающихся различными видами спорта — 25,1%.

Была также проанализирована связь занятий оздоровительной физической культурой с употреблением алкоголя и табакокурением (вредными привычками). Установлено, что регулярно употребляют алкоголь 14% респондентов, нерегулярно — 73,7%, не употребляют вовсе — 12,3%.

При анализе распространенности курения установлено, что регулярно курят 11,2% респондентов, нерегулярно — 74,2%, не курят вовсе — 14,6%.

При помощи детерминационного анализа не найдено связи между регулярными занятиями оздоровительной физической культурой и вредными привычками.

Источник: https://mirznanii.com/a/224823/optimalnyy-dvigatelnyy-rezhim-i-ratsionalnoe-pitanie-vazhnye-faktory-ukrepleniya-i-sokhraneniya-zdorovya-s-uchetom-pola-vozrasta-i-sostoyaniya-zdorovya

Никольская районная больница

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание - важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Двигательная активность как основной фактор здорового образа жизни и долголетия

Движение может заменить лекарства, но все лекарства мира не могут заменить движения

Здоровый образ жизни (ЗОЖ), по формулировке авторов программного документа «К здоровой России» (1994 г) – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

 Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов; 
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

К факторам, опреu001fделяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среu001fды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая регуляция.

Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)является непременным условием развития двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его жизнедеятельности. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают как главенствующий признак жизни.

Природа в болезнях нашего сердца виноваu001fта мало. Научно-технический прогресс вовсе не лишает человека физической активности, а, напротив, предоставляет ему возможность делать это в саu001fмой целесообразной и концентрированной форме — в форме физической культуры. Это в первую очередь относится к молодежи.

Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограu001fничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, т.е. у них тормозятся процессы стареu001fния.

Регулярное использование средств физической культуры с целью меu001fдицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваu001fний на 15-25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2-4 раза по сравнению с остальной частью населения.

В механизме адаптации к фиu001fзическим нагрузкам имеют значения усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличиваетu001fся функциональная мощность работающих клеточных структур, что укаu001fзывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифиu001fческой адаптации.

При систематическом воздействии физических упражu001fнений их действие постепенно ослабевает в связи с повышением устойчиu001fвости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биохимических и биофизических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма (Ф.З. Меерсон, 1986).

Специальные исследования показали, что эффективность умственu001fной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выu001fполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым. Почему именно физические упражнения являются в этом случае самым лучшим «лекарством» от утомления? Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головu001fного мозга за счет улучшения в них обменных процессов. Одновременно существенно возрастает выброс в кровь гормонов эндокринных желез, что также усиливает обменные процессы во всех орu001fганах. Наконец, при активной работе мышц быстро улучшается кровообu001fращение, а вместе с ним дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, угнетающе действующих на нервные клетки.

Таким образом, самый верный и эффективный путь к высокой раu001fботоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию — высокая физическая активность.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в теu001fчение длительных промежутков времени, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением.

Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физичеu001fских упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью. Ежедневная утренняя гимнастика — обязательный минимум физичеu001fской тренировки.

Она должна стать такой же привычной, как и умывание по утрам. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При раu001fботе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном.

Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбуu001fжденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполu001fнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 — 1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же — быстрым спортивным шагом и т.д.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни.

Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом.

По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы общей двигательной активности точно не определены.

Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов. Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности: 
— для учащихся средних учебных заведений — 10 — 14 часов;

— для студентов – 10-14 часов.

Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.

Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. 

Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат.

Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал.

Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена).

Одна из важнейших причин развития преждевременного старения — недостаточность мышечной деятельности. Вот почему эффективным средством борьбы за долгую и активную жизнь являются систематические, правильно организованные занятия физическими упражнениями, использование естественных сил природы с целью закаливания, организация рационального режима деятельности и отдыха.

Физкультура для пожилых людей имеет свои, вполне понятные, особенности. Ведь в пожилом возрасте наступают изменения в работе сердца, системе дыхания, мышечном и связочном аппарате, нервной и всех других системах.

Поэтому физкультура для пожилых людей должна быть более щадящая, полностью исключать возможность травм, должна учитывать скорость восстановления организма после нагрузок в этом возрасте. Физкультура для пожилых людей отдает предпочтение таким физическим упражнениям, которые предъявляют невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.

Физкультура для пожилых людей делает упор на повышение общей выносливости, гибкости, координации движений, упражнения на развитие силы и скорости имеют намного меньшее значение.

Однако физкультура для пожилых людей должна быть непременно.

Научно доказано, что физкультура для пожилых людей, даже начатая впервые в преклонном возрасте, все равно помогает существенно снизить угрозу сердечно-сосудистых заболеваний, улучшает состояние иммунной системы.

Установлено, что под влиянием систематических занятий физическими упражнениями улучшаются процессы обмена веществ, что, в частности, приводит к снижению избыточного веса тела.

Занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние на центральную нервную систему, усиливая работоспособность нервных клеток. Значительно улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, сердечной мышцы, кровяного давления, уменьшаются склеротические процессы в сосудистых стенках, что проявляется в повышении эластичности сосудов.

В процессе занятий нормализуются ритм и амплитуда дыхательных движений, возрастает жизненная емкость легких. Значительные благоприятные изменения испытывает и опорно-двигательный аппарат, непосредственно осуществляющий мышечную деятельность.

В результате занятий физическими упражнениями усиливается сопротивляемость организма к развитию простудных заболеваний. Улучшается самочувствие, настроение, появляются чувство бодрости, хороший аппетит и сон.

Рациональный двигательный режим людей среднего и пожилого возраста включает утреннюю гигиеническую гимнастику, физические упражнения в процессе трудовой деятельности (физкультпаузы и физкультминутки), одними из самых популярных упражнений, рекомендованных для профилактики, оздоровления являются бег, ходьба, плавание.

Утренняя гигиеническая гимнастика — одна из наиболее доступных форм занятий физическими упражнениями.

Она имеет особое значение для лиц пожилого возраста потому, что именно после сна деятельность функциональных систем престарелого организма сильно заторможена.

Необходимо также добавить, что данные упражнения не будут эффективны, если они выполняются время от времени, по воле случая, ведь одним из основных достоинств подобных упражнений является их систематичность, цикличность.

Немаловажно отметить, что физкультура для пожилых людей уделяет большое внимание самоконтролю и врачебному контролю в процессе занятий.

Самоконтроль основывается на субъективной оценке самочувствия, сна аппетита, пульса, веса, дыхания. Необходимо обязательно следить за этим. Мышечная боль, усталость, вялость закономерны в первые дни занятий.

Не стоит останавливать упражнения физкультуры для пожилых людей, просто нужно снизить нагрузку.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременu001fное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих слуu001fчаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних орu001fганов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоu001fголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь.

Врач медицинской профилактики ГБУЗ «Никольская РБ» Буйнова С.В.

Инструктор-методист ЛФК Кодорова М.В.

Источник: http://nikzrb.ru/health_view.php?row=60

Рациональное питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни. Режим приема пищи

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание - важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Оглавление темы «Регуляция обмена веществ и энергии. Рациональное питание. Основной обмен. Температура тела и ее регуляция.»:
1. Энергетические затраты организма в условиях физической нагрузки. Коэффициент физической активности. Рабочая прибавка.
2. Регуляция обмена веществ и энергии. Центр регуляции обмена веществ. Модуляторы.
3.

Концентрация глюкозы в крови. Схема регуляции концентрации глюкозы. Гипогликемия. Гипогликемическая кома. Чувство голода.
4. Питание. Норма питания. Соотношение белков, жиров и углеводов. Энергетической ценность. Калорийность.
5. Рацион беременных и кормящих женщин. Рацион детского питания. Распределение суточного рациона. Пищевые волокна.
6.

Рациональное питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни. Режим приема пищи.
7. Температура тела и ее регуляция. Гомойотермные. Пойкилотермные. Изотермия. Гетеротермные организмы.
8. Нормальная температура тела. Гомойотермное ядро. Пойкилотермная оболочка. Температура комфорта. Температура тела человека.
9. Теплопродукция.

Первичная теплота. Эндогенная терморегуляция. Вторичная теплота. Сократительный термогенез. Несократительный термогенез.
10. Теплоотдача. Излучение. Теплопроведение. Конвекция. Испарение.

Рациональным является питание, которое основано на достижениях научных данных (физиологии, биохимии и гигиены) относительно качества и количества принимаемой пищи, возможности усвоения ее организмом и режима ее приема.

От характера питания (биологической полноценности пищевых продуктов, количества принимаемой пищи и режима ее потребления) в большой степени зависит состояние здоровья человека и продолжительность его жизни. Рациональное питание — мощный фактор укрепления здоровья, неправильное питание — способ его разрушения.

При формировании здорового образа жизни необходимо учитывать четыре принципа рационального питания: 1) калорийность суточного рациона питания должна соответствовать энергетическим затратам человека; 2) химический состав пищи должен удовлетворять потребности организма в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах, биологически активных веществах и «балластных» компонентах пищи; 3) разнообразие пищевых продуктов должно обеспечивать поступление в организм всех ингредиентов, которые не синтезируются в организме;

4) прием пищи в течение суток должен подчиняться оптимальному режиму (как по энергоценности, так и по объему).

Нарушение этих принципов имеет отрицательные последствия для здоровья. В практике последних лет нередко приходится иметь дело с последствием избыточного питания — ожирением, являющимся фактором риска возникновения различных заболеваний. Увеличение массы тела по отношению к должной ее величине на 6—14 % считается показателем избыточного питания.

Для стандартизованной оценки массы тела используют индекс массы тела (ИМТ), рассчитываемый по формуле m/рост2 (т —масса в килограммах, рост — в метрах). При ИМТ более 25 массу тела расценивают как повышенную, требующую коррекции.

При наличии избыточной массы необходимо сокращение общей калорийности пищи за счет жиров и углеводов (прежде всего — моносахаридов), а также увеличение двигательной активности.

Правильный режим приема пищи соответствует фазам суточных биоритмов и легко «вписывается» в распорядок дня. Более того — этот фактор в значительной мере определяет режим жизни: человек в определенное время прерывает работу, чтобы пообедать, ужин ассоциируется со временем отдыха, вечерний стакан молока — с предстоящим сном и т. д.

Вот почему большой вред здоровью может наносить привычка есть урывками, во время работы и вообще по принципу «когда придется», вредны и так называемые перекусы.

При этом нарушается не только «схема» упорядоченности нервно-психической деятельности, но и нормальное функционирование механизмов регуляции пищеварительной системы (что является фактором риска заболеваний органов желудочно-кишечного тракта).

Пищевой рацион должен обеспечивать здоровое, сбалансированное питание взрослого человека. Сбалансированным является питание, которое включает все необходимые компоненты пищи в оптимальных количествах и соотношениях. Для обеспечения такого питания необходимо учитывать следующие требования к составлению рациона питания.

Рацион питания должен включать незаменимые компоненты пищи. Полиненасыщенных жирных кислот в суточном рационе должно быть около 3—5 г; богатым источником их содержания являются такие продукты, как подсолнечное и кукурузное масла (53—55 %).

Помимо углеводов, являющихся источником энергии, в пищевом рационе должны содержаться сложные полисахариды — пищевые волокна; они обладают способностью связывать воду и набухать, стимулировать перистальтику кишечника и ускорять транзит кишечного содержимого, адсорбировать токсичные вещества и выводить их из организма, связывать желчные кислоты и стерины, снижать содержание холестерина и нормализовывать микрофлору кишечника. Пищевые волокна содержатся в ржаных и пшеничных отрубях, овощах и фруктах. Они не являются балластом, а активно участвуют в процессах пищеварения. В сутки организм взрослого человека нуждается в 30 г пищевых волокон.

Сбалансированное питание в ряде случаев становится мерой профилактики серьезных заболеваний.

Диетические мероприятия, направленные на снижение уровня холестерина в крови, следующие: уменьшение в рационе питания количества насыщенных жиров и холестерина, являющихся основными факторами формирования гиперхолестеринемии, для чего часть насыщенных жиров, содержащихся в продуктах животного происхождения, заменяют ненасыщенными, содержащимися в растительных маслах; увеличение в рационе сложных углеводов, содержащихся в овощах и фруктах; снижение общей калорийности рациона, избыточной массы тела; уменьшение количества холестерина в пище до уровня ниже 300 мг в сутки (для взрослого человека).

Необходимо обратить внимание на бесполезность, а нередко и вредность различных модных «строгих» диет.

Эти диеты обычно бывают несбалансированными, кроме того, их очень трудно выдержать длительное время, что в конечном счете сводит на нет огромные нервно-психические усилия, затраченные на привыкание к такой диете.

Выбирая диету, не следует забывать, что прием пищи должен приносить удовольствие. Из обычных, традиционно используемых продуктов всегда можно составить такую диету, которая будет низкокалорийной, содержащей умеренное количество насыщенных жиров и холестерина.

Учитывая традиционные привычки питания, комитет экспертов ВОЗ выдвинул рекомендации по диете.

Согласно им, в диету следует включать продукты растительного происхождения (бобовые, зерновые злаки, овощи, фрукты) — в них содержатся белки, мало жира, холестерина, калорий и много минеральных солей, витаминов, клетчатки; рыбу, птицу и тощие сорта мяса, которые лучше употреблять небольшими порциями, — эти продукты содержат полноценные белки и минеральные соли при низком содержании насыщенных жиров, холестерина, калорий.

При приготовлении пищи и приправ ВОЗ рекомендует меньше использовать животные жиры, отдавая предпочтение растительным.

Необходимо ограничивать в рационе: жирные сорта мяса, в которых много насыщенных жиров, холестерина и калорий; жирные молочные продукты (цельное молоко, сметана, сыры); яйца, если они не являются основным источником белков (желтки яиц содержат много холестерина); кондитерские изделия (они содержат много насыщенных жиров); алкогольные напитки, так как они высококалорийны и содержат мало питательных веществ (при «сгорании» в организме 1 г 96 % алкоголя выделяется 6,93 ккал).

Эти рекомендации касаются взрослых людей. Потребности в питательных веществах изменяются в период роста детей и подростков, во время беременности, кормления, что необходимо учитывать при составлении диеты.

При ожирении для ограничения энергетической ценности пищи и создания отрицательного энергетического баланса можно использовать длительную ограничительную диету, разгрузочные дни и сочетание этих двух методов.

Тактика диетотерапии зависит от возраста индивида. Диетотерапию у старых и пожилых людей следует применять с известной долей осторожности, а темпы снижения массы тела должны быть не столь высокими, как у молодых.

Существует распространенное мнение, что абсолютное воздержание от еды освобождает организм от вредных веществ, кишечник очищается от остатков непереваренной пищи и слизи.

В процессе голодания — доказывают приверженцы этого метода — организм «сжигает» для процессов жизнедеятельности менее ценные белки, освобождаясь прежде всего от избыточных запасов жира и «шлаков».

Однако необходимо учитывать, что с переходом организма на так называемое эндогенное питание в качестве источника энергии используются собственные «материалы», в то время как организм нуждается в поступлении определенного минимума белка (50 г/ сут).

При полном голодании организм вынужден кроме жира расходовать структурные белки клеток и тканей, в первую очередь — мышц. Помимо этого, при полном голодании неизбежна витаминная недостаточность. Наконец, голодание является серьезным стрессом, приводящим к усугублению и без того нарушенного обмена веществ у лиц с избыточной массой тела; многие люди, похудев в результате голодания, затем быстро восстанавливают прежнюю массу тела.

— Также рекомендуем «Температура тела и ее регуляция. Гомойотермные. Пойкилотермные. Изотермия. Гетеротермные организмы.»

Источник: https://meduniver.com/Medical/Physiology/196.html

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание (стр. 1 )

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание - важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Оптимальный двигательный режим

и рациональное питание

План

1. Определение двигательной активности гипо — и гипердинамии.

2. Нормирование двигательной активности в различные периоды жизни.

3.  Энергетическая затрата на двигательную активность. Расчет

килокалорий

4.  Основы рационального питания.

5.  Список литературы.

1.  Определение двигательной активности гипер — и гиподинамии

Движение — естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения — причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции человеческого организма.

В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов.

В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом — обязательное условие здорового образа жизни.

Для выполнения функции опоры и передвижения в организме человека с первых дней формируются опорно-двигательный аппарат — скелет и мышцы. При рождении ребенка его костная и мышечная системы уже достаточно развиты и продолжают интенсивно расти.

Особенно это становится заметным, когда ребенок начинает ходить: увеличиваются размеры костей и мышц как в длину, так и в толщину; хрящевая ткань постепенно замещается костной. Полное развитие костно-мышечной системы человека при условии выполнения норм двигательной активности заканчивается к 20-24 годам.

При недостатке движения возникает болезнь, называемая гиподинамией (недостаток физического напряжения). При этом у человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается мышечная сила, страдают и другие функции организма. Хуже становятся память, внимание, падает умственная и физическая работоспособность.

Человек чаще болеет. Поэтому нужно приучать организм к движению с раннего детства и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы.

Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов.

Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма.

При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

У человека совершенно не тренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений, также больше потребляет питательных веществ и конечно же быстрее стареет. Всё иначе у хорошо тренированных людей. Количество ударов в минуту может равняться 50-40 и менее. Экономичность сердечной мышцы существенно выше обычного. Следовательно, изнашивается такое сердце гораздо медленнее.

Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё — начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного.

В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается.

Повседневные нагрузки на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно.

В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений, как то АТФ, и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности.

При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху.

В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию.

В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше, а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет.

Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов. Например, таких, как пониженное атмосферное давление, перегревание, некоторые яды, радиация и др.

Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учеба.

Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

При систематических  занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

2. Нормирование двигательной активности в различные периоды жизни

Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду ближайших, особо актуальных проблем теории и методики физического воспитания.

Врачи рекомендуют начинать выполнять физические упражнения с детьми грудного возраст. Для этого могут быть использованы безусловные рефлексы.

Полезны и пассивные движения, массаж — они благоприятствуют физическому развитию ребенка. Следует отметить, что физическое и умственное развитие детей раннего возраста идет параллельно.

Овладение движениями, ощупывание предметов руками стимулируют развитие центров речи.

Важное значение в двигательной активности имеет формирование произвольных движений ребенка. Новорожденный имеет комплекс условных и безусловных рефлексов, который обеспечивает ему выживание в первые недели жизни.

С развитием и созреванием нервной системы на базе этого комплекса формируются целевые, произвольные движения. Ребенок начинает следить за перемещением яркой игрушки, обучается дотрагиваться до нее и отталкивать, а потом и захватывать.

В этом нетрудно увидеть проявление ориентировочных рефлексов, которые имеются и у животных.

В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях.

Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру.

Задача взрослых в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к движениям. Эта мера характеризуется чрезвычайной вариативностью.

Основной целью физической культуры в дошкольном возрасте — развивать и совершенствовать ходьбу, бег, лазанье. Зарядка, подвижные игры включают в работу большое количество мышц, улучшают координацию движений.

Упражнения же, связанные с упором, висом, рассчитанные на развитие силы и выносливости, не рекомендуются. Хорошо развивает глазомер игра в мяч.

Дошкольникам полезны игры, где надо перекатывать мяч к партнеру, дошкольникам среднего возраста — игры, в которых надо бросать мяч, старшим дошкольникам полезно метать мяч с определенного расстояния.

Малышей 4 — 6 лет можно обучать плаванию, катанию на лыжах, коньках, велосипеде.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

В играх, которые рекомендуются младшим школьникам, у них совершенствуются двигательные навыки за счет усложнения тех упражнений, которые выполнялись ранее. При этом большое внимание нужно уделять правильной осанке и профилактике плоскостопия.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Источник: https://pandia.ru/text/80/140/57540.php

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание — важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание - важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Особенности физиологическогосостояния людей различного возраста

Возрастные особенностисердечнососудистой системы.

Артериальное давление являетсясуммарным отражением функциональногосостояния сердечнососудистой системы,поэтому при характеристике ее возрастныхособенностей большинство исследователейуделяют ему большое внимание.Взаимоотношение возраста и артериальногодавления рассматривается различнымиавторами с двух точек зрения. Одни изних (Пухлев и др.

, 1966; Martin, Garniez, 1965)указывают, что с годами артериальноедавление значительно повышается, другие(Коркушко, 1964; Чеботарев и др., 1965; Буткевич,1965, 1967, 1968; Anderson, 1963; Gyntelberg, Meyer, 1974, Mattern,1977) считают это увеличение незначительным.

Представители французской школыполагают, что артериальное давление додесятилетнего возраста соответствует100 мм рт. ст., а затем каждые пять летповышается на 10 мм рт. ст. (Anderson, Cowan, 1959;Martin, Garniez, 1965; Mattern, 1977).

Эти авторыподчеркивают, что характерным признакомстарения является увеличение диапазонаколебаний артериального давления.Примерно такого же мнения придерживаютсяИ. В. Давыдовский (1966), А. N. Brest и соавт.(1963), объясняя механизм повышенияартериального давления у пожилых истарых людей потерей эластичностикрупных артериальных сосудов.

При этомрост давления они склонны рассматриватькак компенсаторно-приспособительнуюреакцию, направленную на поддержаниеопределенного уровня кровоснабженияжизненно важных органов при измененныхсосудах.

Согласно данным А. Пухлева исоавт. (1966), J. С. Erfurt и соавт. (1977), повышениеартериального давления связано суменьшением эластичности периферическихартерий вследствие склеротически-дегенеративныхизменений, развивающихся в них в процессестарения. В то же время Е. Э. Народовицкий(1936), Р. А. Сванишвили и К. И.

Матиашвили(1977) не наблюдали строгого параллелизмамежду величиной максимального давленияи возрастом. По их мнению, верхнейграницей нормального уровня систолическогодавления для всех возрастных группследует считать 130 мм рт. ст. М. И.Хвиливицкая и соавт. (I960), В Л. Шкулов исоавт. (1964), С. М. Кузнецова и соавт.

(1976)отмечают, что при физиологическомстарении для возрастного периода 60—69лет артериальное давление в среднемсоответствует 130/80—135/85, для 70—79 лет —135/80—140/85 мм рт. ст. Подобного мненияпридерживается К. А. Морозов (1965). В ходеанализа материалов, полученных Д. Ф.Чеботаревым и соавт. (1965), Н.

Mattern (1977), уздоровых людей различного возраставыявляется тенденция к повышениюартериального давления в старшихвозрастах. Эта закономерность в большейстепени выражена со стороны систолическогои среднединамического давления, аминимальное остается более стабильным.

В связи с тем, что максимальное иминимальное давление изменяетсянеравномерно, с возрастом растет ипульсовое. При сопоставлении величинприроста артериального давления вкаждой возрастной группе наибольшееувеличение систолического давлениянаблюдается в шестом десятилетии,среднединамического — в седьмом.

О том,что высокий уровень артериальногодавления не является результатоместественного старения, свидетельствуютдлительные (5—13 лет) наблюдения Г. Н.Сичинавы (1972, 1973), A. Svan-borg (1978), указывающиена некоторое снижение максимального иминимального давления у долгожителейпо сравнению с контрольной группой лицболее молодого возраста.

Для характеристики гемодинамическихвзаимоотношений большое значение имеетопределение среднединамическогоартериального давления. Это —результирующая всех переменных значенийдавления, возникающих во время одногосердечного цикла. В. Н. Никитин (1958), Н.Н. Савицкий (1963), Д.

С. Какиашвили и Э. И.Миресашвили (1970), Р. А. Сванишвили и К. И.Матиаш-вили (1977) считают, что вусловиях-нормального нейрогумораль-ногорегулирования среднее давление заметноне изменяется даже при значительнойфизической нагрузке.

В процессе старенияне происходят существенные сдвигисреднединамического давления. В возрасте50—79 лет оно соответствует 85—100 мм рт.ст.

, превышение этих величин рассматриваетсякак проявление патологических изменений(Бетельман, 1962; Деркач, 1966; Коркушко,1967, 1968, 1970; Токарь, 1967, 1977, 1978; Цфасман,1978).

Таким образом, по вопросувозрастной характеристики артериальногодавления существуют два представления.Данные Д. Ф. Чеботарева и соавт. (1965),полученные при массовом обследованиилиц в возрасте старше 60 лет, даютвозможность в определенной степениобъяснить противоречивость этих двухточек зрения.

Например, у людей сфизиологическим старением артериальноедавление существенно не изменяется иравно 150/90 мм рт. ст. Примерно у 8—9 % людейстарше 80 лет отмечается даже артериальнаягипотония.

Более того, средний уровеньартериального давления у лиц с умеренными выраженным атеросклерозом такжеприближается к таковому у здоровыхлюдей пожилого и старческого возрастов.Вместе с тем при индивидуальном анализев группе лиц с атеросклеротическимпроцессом отмечается большая частоталиц с повышенным артериальным давлением.

Следовательно, возрастной фактороказывает незначительное влияние наартериальное давление, но присоединениепатологии провоцирует развитиегипертонии. Артериальное давлениезависит от ряда гемодинамическихпараметров, гармоничного функционированияразличных звеньев регуляциисердечнососудистой системы.

Установлено,что поддержание постоянства артериальногодавления у пожилых и старых людей дажев условиях покоя связано с несколькоиным соотношением в различных звеньяхрегуляции, чем у молодых.

Результатыанализа литературных данных свидетельствуюто том, что при физиологическом старенииартериальное давление существенно неповышается, несмотря на увеличениеупругого напряжения крупных артериальныхсосудов и потерю ими эластичности, всвязи с чем эти изменения происходятна фоне снижения сердечного выброса,увеличения объема аорты и других отделовсосудистой системы, а также повышениясосудистого сопротивления (Коркушко,1967, 1968, 1969).

Установлено, что у лиц старшихвозрастных групп артериальное давлениеизменяется незначительно по сравнениюс молодыми людьми. Результаты нашихисследований представлены в табл. 1, изкоторой видно, что с возрастом наступаетлишь некоторое повышение максимального,бокового, средне динамического и ударногоартериального давления, несмотря назначительные изменения сосудистойсистемы.

Это подтверждается данными,полученными при анализе скоростираспространения пульсовой волны пососудам мышечного типа, которая в 24—35лет составляет (6,92±0,24); в 60—69 лет—(12,66±0,78), в 70—79 лет— (11,42± ±0,35) м/с.

Такимобразом, в 60—-79 лет она увеличиваетсяв два раза по сравнению с контрольнойгруппой, что свидетельствует о ростетонического напряжения крупныхартериальных стволов с возрастом.

Таблица 1. Исходные показателиартериального давления и частоты пульсау практически здоровых людей разноговозраста (М±т)

Возрастная группа, лет
Показатель24 — 3560 — 6970 — 79
Артериальное давление, мм рт. ст.140.0+.2.84
Максимальное (конечное)122.80+.3.91143,4±4,09140.0+.2.84
Боковое116.40+.4.71130.6±3,31127,0±3,26
среднединамическое94,80+1.60Ш,6±2.68104.6+.1.98
минимальное72.40+1,3087.2+.2.0179.8+_2,48
пульсовое43.60+.2.8143.4+.4.1446.2+.3.29
ударное6.40+0.90

Источник: https://works.doklad.ru/view/HAvghl4mfkE/2.html

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание — важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья) — «Дополняя друг друга» ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание - важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья)

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

1. Физическая культура как важный элемент образа жизни современного человека

Решение проблемы сохранения и развития здоровья определяется, прежде всего, значимостью формирования у населения культуры и культа здоровья. При этом, как свидетельствуют результаты огромного количества исследований, на первое место выходит проблема здорового образа жизни. Многие аспекты данной проблемы решаются педагогическими средствами.

Здоровье населения в основном определяется образом жизни (на 50%) – по материалам Всемирной организации здравоохранения. Именно поэтому приобщение молодежи к здоровому образу жизни следует считать глобальной проблемой социальной государственной политики. Реализацию части этой проблемы могут взять на себя кафедры физического воспитания вузов.

В «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» отмечается, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны быть разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация и внедрение инновационных технологий, педагогических систем.

Здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействует формированию здоровья будущего специалиста.

Его существенной стороной является гармоническое проявление физических и духовных возможностей студентов, связанных с социальной и психофизической активностью в учебно-трудовой, общественной и иных сферах деятельности.

К условиям, определяющим сохранение здоровья, бесспорно, следует отнести и физическую культуру.

Физическая культура – особая, самостоятельная часть общей культуры народа.

Под культурой в широком смысле понимается вся совокупная деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей и их использование в процессе общественно- исторической практике людей.

А физическая культура как часть общей культуры общества – это совокупность достижений и материальных средств, формирующих человека с гармоническим развитием физических, духовных сил и крепким здоровьем.

Физическая культура – обширное социальное явление. Ее структуру составляют организационные формы (компоненты): физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация.

При этом каждая форма выполняет свои функции: физическое воспитание – освоение, спорт – совершенствование, физическая рекреация – сохранение, двигательная реабилитация – восстановление физических и духовных кондиций человека.

Поэтому надо различать два понятия: «физическая культура» — часть общей культуры общества, а «занятия культурой» (правильнее — «занятия физическими упражнениями») — лишь форма двигательной активности человека.

Цели и задачи физической культуры раскрываются через основной ее понятийный аппарат.

Физическое (физкультурное) воспитание — система воспитания, дающая человеку знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующая у него потребность в физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. В различные возрастные периоды жизни человека физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В общей системе воспитания физическое воспитание вносит главный вклад в улучшение физического развития человека. Государственная программа по физическому воспитанию в вузе устанавливает, что ее целью является формирование физической культуры студента. Эта цель достигается через решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

В основе формирования физической культуры у студенческой молодежи должна лежать личная физическая культура каждого человека.

В личную физическую культуру человека входит интеллектуальная сторона личности (знания, умения, навыки, интересы и ценностные ориентации в сфере физической культуры), а также деятельностная сторона личности (систематическое добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур).

В основе любой деятельности, в том числе и физкультурной, лежит мотивационно-потребностный компонент.

На основе проведенного анкетирования и ответов студентов (о мотивах занятий физической культурой) можно принять следующую их классификацию: а) мотивы реализации знаний, убеждений в полезности таких знаний; б) результативные мотивы; в) процессуальные мотивы; г) зачетные (отметочные) мотивы; д) мотивы благополучия; е) мотивы избегания неприятностей; ж) социально-значимые мотивы: быть здоровым, готовым к высокопроизводительному труду и службе в армии. Такая классификация мотивов отражает направленность студента на отдельные стороны занятий физической культурой.

Для того чтобы сделать студента субъектом физкультурной деятельности, сформировать его личностные мотивы и культуру, педагог, как нам кажется, должен помочь ему в следующем:

1. Поставить перед собой реалистические цели, правильно соизмерять цели со своими возможностями;

2. Выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;

3. Определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы потом добиться поставленных перед собой целей;

4. Научиться определять и понимать, приближают ли его эти действия к поставленной цели, обладают ли действия желаемыми последействиями.

И, наконец, самое важное в воспитании личной физической культуры молодежи, как основы оздоровления нации – это учет и создание условий для занятий теми видами спорта, которые интересуют молодежь, каждого человека в силу его психофизиологических, биологических и личностных особенностей.

Деятельности кафедры физического воспитания как кафедры особого назначения в нашем университете уделяется большое внимание. По нашему мнению массовая физическая культура и спорт наряду с решением задач узкоспециальных (физкультурно-спортивных) способна решить (и решает) проблему социальной разобщенности людей.

В связи с этим, профессорско-преподавательский состав кафедры физическую культуру понимает гораздо шире, чем просто оздоровительные и спортивные тренировки: это и могучее средство нравственного совершенствования, это и усилие психических и функциональных возможностей, это и возможность повышения эрудиции, как общей, так и специальной и т.д. И, конечно, сегодня это как никогда весьма актуально, решение проблемы досуга, здорового образа жизни современной молодежи.

Для решения столь сложных, но необходимых задач на современном этапе для занятий физической культурой и спортом в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского имеются 2 спортивных зала, зал тренажерной техники, аэробики и атлетической гимнастики, борцовский зал, плавательный бассейн, стрелковый тир, спортивно-оздоровительный лагерь.

Результатом образования в области физической культуры должно стать создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

В свете решения этих задач целью наших исследований стало изучение места и роли физической культуры в жизни студенческой молодежи посредством анкетного опроса 360 курсантов и студентов 1-4 курсов Морского государственного университета имени адмирала Г.И.

Невельского (40,6 % — лица женского пола, 59,4 % — мужского) в возрасте от 17 до 25 лет.

Анализ результатов показал, что до поступления в университет оздоровительной физической культурой регулярно занимались 39,3% респондентов, спортом — 3.5%, непостоянно различными формами физической культуры занимались 51,4%, не занимались вовсе 5,8%.

После поступления в вуз количество занимающихся оздоровительной физической культурой несколько снизилось и составило 28,9%. Отрицательно ответили на вопрос «занимаетесь ли вы в данное время оздоровительной физической культурой» 13,4% студентов, занимаются непостоянно — 32,6%.

При этом резко возросло количество занимающихся различными видами спорта — 25,1%.

Была также проанализирована связь занятий оздоровительной физической культурой с употреблением алкоголя и табакокурением (вредными привычками).  Установлено, что регулярно употребляют алкоголь 14% респондентов, нерегулярно — 73,7%, не употребляют вовсе — 12,3%.

При анализе распространенности курения установлено, что регулярно курят 11,2% респондентов, нерегулярно — 74,2%, не курят вовсе — 14,6%.

При помощи детерминационного анализа не найдено связи между регулярными занятиями оздоровительной физической культурой и вредными привычками.

Таким образом, регулярные и эпизодические занятия оздоровительной физической культурой положительно связаны с другими компонентами здорового образа жизни.

При этом контингент студентов, как не имеющих вредных привычек, так и регулярно курящих и принимающих спиртные напитки, малочислен.

Следует вывод, что физическая культура является неотъемлемой частью здорового образа жизни, который в свою очередь оказывает огромное влияние на формирование физической культуры студенческой молодежи высшей школы.

2. Особенности физиологического состояния людей различного возраста

Возрастные особенности сердечнососудистой системы.

Артериальное давление является суммарным отражением функционального состояния сердечнососудистой системы, поэтому при характеристике ее возрастных особенностей большинство исследователей уделяют ему большое внимание. Взаимоотношение возраста и артериального давления рассматривается различными авторами с двух точек зрения. Одни из них (Пухлев и др.

, 1966; Martin, Garniez, 1965) указывают, что с годами артериальное давление значительно повышается, другие (Коркушко, 1964; Чеботарев и др., 1965; Буткевич, 1965, 1967, 1968; Anderson, 1963; Gyntelberg, Meyer, 1974, Mattern, 1977) считают это увеличение незначительным.

Представители французской школы полагают, что артериальное давление до десятилетнего возраста соответствует 100 мм рт. ст., а затем каждые пять лет повышается на 10 мм рт. ст. (Anderson, Cowan, 1959; Martin, Garniez, 1965; Mattern, 1977).

Эти авторы подчеркивают, что характерным признаком старения является увеличение диапазона колебаний артериального давления. Примерно такого же мнения придерживаются И. В. Давыдовский (1966), А. N. Brest и соавт. (1963), объясняя механизм повышения артериального давления у пожилых и старых людей потерей эластичности крупных артериальных сосудов.

При этом рост давления они склонны рассматривать как компенсаторно-приспособительную реакцию, направленную на поддержание определенного уровня кровоснабжения жизненно важных органов при измененных сосудах.

Согласно данным А. Пухлева и соавт. (1966), J. С. Erfurt и соавт. (1977), повышение артериального давления связано с уменьшением эластичности периферических артерий вследствие склеротически-дегенеративных изменений, развивающихся в них в процессе старения. В то же время Е. Э. Народовицкий (1936), Р. А. Сванишвили и К. И.

Матиашвили (1977) не наблюдали строгого параллелизма между величиной максимального давления и возрастом. По их мнению, верхней границей нормального уровня систолического давления для всех возрастных групп следует считать 130 мм рт. ст. М. И. Хвиливицкая и соавт. (I960), В Л. Шкулов и соавт. (1964), С. М. Кузнецова и соавт.

(1976) отмечают, что при физиологическом старении для возрастного периода 60—69 лет артериальное давление в среднем соответствует 130/80—135/85, для 70—79 лет — 135/80—140/85 мм рт. ст. Подобного мнения придерживается К. А. Морозов (1965). В ходе анализа материалов, полученных Д. Ф. Чеботаревым и соавт. (1965), Н.

Mattern (1977), у здоровых людей различного возраста выявляется тенденция к повышению артериального давления в старших возрастах. Эта закономерность в большей степени выражена со стороны систолического и среднединамического давления, а минимальное остается более стабильным.

В связи с тем, что максимальное и минимальное давление изменяется неравномерно, с возрастом растет и пульсовое. При сопоставлении величин прироста артериального давления в каждой возрастной группе наибольшее увеличение систолического давления наблюдается в шестом десятилетии, среднединамического — в седьмом.

О том, что высокий уровень артериального давления не является результатом естественного старения, свидетельствуют длительные (5—13 лет) наблюдения Г. Н. Сичинавы (1972, 1973), A. Svan-borg (1978), указывающие на некоторое снижение максимального и минимального давления у долгожителей по сравнению с контрольной группой лиц более молодого возраста.

Для характеристики гемодинамических взаимоотношений большое значение имеет определение среднединамического артериального давления. Это — результирующая всех переменных значений давления, возникающих во время одного сердечного цикла. В. Н. Никитин (1958), Н. Н. Савицкий (1963), Д.

С. Какиашвили и Э. И. Миресашвили (1970), Р. А. Сванишвили и К. И. Матиаш-вили (1977) считают, что в условиях-нормального нейрогумораль-ного регулирования среднее давление заметно не изменяется даже при значительной физической нагрузке.

В процессе старения не происходят существенные сдвиги среднединамического давления. В возрасте 50—79 лет оно соответствует 85—100 мм рт. ст.

, превышение этих величин рассматривается как проявление патологических изменений (Бетельман, 1962; Деркач, 1966; Коркушко, 1967, 1968, 1970; Токарь, 1967, 1977, 1978; Цфасман, 1978).

Таким образом, по вопросу возрастной характеристики артериального давления существуют два представления. Данные Д. Ф. Чеботарева и соавт. (1965), полученные при массовом обследовании лиц в возрасте старше 60 лет, дают возможность в определенной степени объяснить противоречивость этих двух точек зрения.

Например, у людей с физиологическим старением артериальное давление существенно не изменяется и равно 150/90 мм рт. ст. Примерно у 8—9 % людей старше 80 лет отмечается даже артериальная гипотония.

Более того, средний уровень артериального давления у лиц с умеренным и выраженным атеросклерозом также приближается к таковому у здоровых людей пожилого и старческого возрастов. Вместе с тем при индивидуальном анализе в группе лиц с атеросклеротическим процессом отмечается большая частота лиц с повышенным артериальным давлением.

Следовательно, возрастной фактор оказывает незначительное влияние на артериальное давление, но присоединение патологии провоцирует развитие гипертонии. Артериальное давление зависит от ряда гемодинамических параметров, гармоничного функционирования различных звеньев регуляции сердечнососудистой системы.

Установлено, что поддержание постоянства артериального давления у пожилых и старых людей даже в условиях покоя связано с несколько иным соотношением в различных звеньях регуляции, чем у молодых.

Результаты анализа литературных данных свидетельствуют о том, что при физиологическом старении артериальное давление существенно не повышается, несмотря на увеличение упругого напряжения крупных артериальных сосудов и потерю ими эластичности, в связи с чем эти изменения происходят на фоне снижения сердечного выброса, увеличения объема аорты и других отделов сосудистой системы, а также повышения сосудистого сопротивления (Коркушко, 1967, 1968, 1969).

Установлено, что у лиц старших возрастных групп артериальное давление изменяется незначительно по сравнению с молодыми людьми. Результаты наших исследований представлены в табл.

1, из которой видно, что с возрастом наступает лишь некоторое повышение максимального, бокового, средне динамического и ударного артериального давления, несмотря на значительные изменения сосудистой системы.

Это подтверждается данными, полученными при анализе скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного типа, которая в 24—35 лет составляет (6,92±0,24); в 60—69 лет— (12,66±0,78), в 70—79 лет— (11,42± ±0,35) м/с.

Таким образом, в 60—-79 лет она увеличивается в два раза по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о росте тонического напряжения крупных артериальных стволов с возрастом.

Таблица 1. Исходные показатели артериального давления и частоты пульса у практически здоровых людей разного возраста (М±т)

Возрастная группа, лет

Показатель

24 — 35

60 — 69

70 — 79

Артериальное давление, мм рт. ст.

140.0+.2.84

Максимальное (конечное)            

122.80+.3.91

143,4±4,09

140.0+.2.84

Боковое

116.40+.4.71

130.6±3,31

127,0±3,26

среднединамическое      

94,80+1.60

Ш,6±2.68

104.6+.1.98

минимальное

72.40+1,30          

87.2+.2.01

79.8+_2,48

пульсовое           

43.60+.2.81

43.4+.4.14

46.2+.3.29

ударное              

6.40+0.90

Источник: http://invasait.ru/product/optimalnyiy-dvigatelnyiy-rezhim-i-ratsionalnoe-pitanie-vazhnyie-faktoryi-ukrepleniya-i-sohraneniya-zdorovya-s-uchetom-pola-vozrasta-i-sostoyaniya-zdorovya

Refy-free
Добавить комментарий