Определение санитарно–защитной зоны предприятия

Содержание
  1. Санитарно-защитная зона промышленных предприятий — особенности определения
  2. Санитарно-защитная зона: что это такое, этапы разработки
  3. Нормативное регулирование
  4. Организации, которым нужна СЗЗ
  5. Размер зоны в зависимости от класса опасности
  6. Объекты, которые запрещено размещать в пределах СЗЗ
  7. Объекты, которые можно разместить в пределах зоны
  8. Определение и назначение проекта СЗЗ
  9. Категории предприятий, которым нужна разработка проекта
  10. документа и сопутствующая документация
  11. Этапы разработки проекта
  12. Инвентаризация источников выбросов и шумов
  13. Разработка проекта расчетной СЗЗ
  14. Оценка рисков здоровью населения
  15. Экспертиза проекта расчетной СЗЗ
  16. Исследования для подтверждения границ зоны
  17. Получение заключения на проект окончательной СЗЗ
  18. План организации режима территории СЗЗ
  19. Срок разработки, согласования и действия документа
  20. Изменение размера санитарно-защитной зоны
  21. Ответственность за отсутствие СЗЗ и ее проекта
  22. Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий
  23. Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности
  24. В сзз не допускается размещать
  25. В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение:

Санитарно-защитная зона промышленных предприятий — особенности определения

Определение санитарно–защитной зоны предприятия
В статье рассматривается специфика определения санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) промышленного предприятия с целью предотвращения или ослабления негативного воздействия деятельности производственных объектов на комфортность проживания и здоровье населения, определения возможности дальнейшего функционирования предприятия, применяемой технологии и объемов производства продукции в условиях города, а также принятия экономически и технически обоснованных, социально и экологически целесообразных проектных и строительных решений.

Ключевые слова: санитарно-защитная зона, промышленное предприятие, загрязняющее вещество, предельно-допустимая концентрация, предельно-допустимый уровень, промышленная площадка.

СЗЗ – особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны или от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды и предназначена для защиты населения от неорганизованных источников распространения пыли (витающей золы) и газов на промышленной площадке (открытый угольный склад, железнодорожный транспорт, мазутохранилище, цех углеприготовления, выпадение крупных фракций золы из дымового облака вблизи источника и т. д.).

Статьей 16 Федерального закона [1] определены требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов экономики и иной деятельности, в т. ч.

необходимость установления СЗЗ для объектов, являющихся источниками воздействия на окружающую среду.

Для таких объектов разрабатывается проект обоснования размера СЗЗ в соответствии с требованиями СанПин [3] и Федерального закона [2].

Основные проблемы, возникающие на сегодняшний день при разработке проектов обоснования расчетной СЗЗ предприятий являются:

  • отсутствие корректной, актуальной графической информации;
  • отсутствие градостроительной документации в небольших населенных пунктах.

При подготовке графических материалов необходимо учитывать максимальное сохранение видимости исходной топографической информации, четкое нанесение границ объектов и их ориентировочных и расчетных СЗЗ, информацию об адресах жилых домов.

Также к «недостаткам» исходных материалов можно отнести данные о перспективном развитии территории, данные об окружающих объектах, данные об акустических характеристиках оборудования, данные о наличии жалоб населения на функционирование объекта;

Установление границ СЗЗ производится, учитывая совокупность всех видов техногенных воздействий объекта на окружающую среду и здоровье населения.

По опасным производственным объектам (при необходимости и по другим объектам), дополнительно предусматриваются требования по установлению воздействия на окружающую среду и население и за пределами СЗЗ (зоны ограничения застройки, охранные зоны, зоны наблюдения).

СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территорий.

В пределах СЗЗ действует режим ограниченной хозяйственной деятельности.

Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон для:

  • предприятия первого класса – 1000 м;
  • предприятия второго класса – 500 м;
  • предприятия третьего класса – 300 м;
  • предприятия четвертого класса – 100 м;
  • предприятия пятого класса – 50 м.

СЗЗ для предприятий четвертого и пятого классов должна быть максимально озеленена (не менее 60% площади), для предприятий второго и третьего класса – не менее 50%, для предприятий первого класса и зон большей протяженности – не менее 40%.

Для отдельных производств, предприятий и объектов, не приведенных в классификации СанПина [3], размеры их СЗЗ могут устанавливаться региональными или ведомственными нормативными документами.

Размер СЗЗ устанавливается от границы промышленной площадки и от источника выбросов загрязняющих веществ.

Размер СЗЗ от границы территории промышленной площадки устанавливается:

  • от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
  • в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории предприятия;
  • при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

Размер СЗЗ от источников выбросов устанавливается:

  • в случае наличия только высоких источников нагретых выбросов (от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования в закрытых помещениях);
  • в случае организации производства с источниками, сосредо-точенными на территории предприятия (при наличии нагретых выбросов источников средней высоты).

Если действующие на предприятии производственные процессы не сопровождаются выделением загрязняющих веществ, шума, излучения, статического электричества и т. д.

не являются пожаро- и взрывоопасными и не требуют устройства железнодорожных подъездных путей, для него устанавливается минимальный размер СЗЗ.

При размещении такого предприятия в пределах селитебной территории расстояние от границ занимаемого им участка до жилых домов следует, согласно СанПин [3], принимать не менее 50 м.

Для объектов, не включенных в классификацию, с новыми, недостаточно изученными технологиями, с наличием в выбросах в атмосферу химических и биологических веществ первого и второго класса опасности, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Размеры СЗЗ объектов, являющихся источниками неблагоприятных физических воздействий, устанавливаются расчетным путем с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, инфразвука и других физических факторов. Обоснованность расчетов для установления СЗЗ должна быть подтверждена натурными замерами при приемке в эксплуатацию новых объектов.

Если и после дополнительной проработки не выявлены технические возможности обеспечения нормативных размеров санитарно-защитной зоны, то ее размер принимается в соответствии с результатами расчета загрязнения атмосферы, уровней шума и других физических факторов с подтверждением расчетных данных натурными замерами по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.

Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при:

  • объективном доказательстве стабильного достижения уровней техногенного воздействия на окружающую среду и население ниже (либо в пределах) нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием воздушной среды;
  • подтверждении замерами снижения уровней шума и уровней воздействия других физических факторов в пределах селитебной территории ниже гигиенических нормативов;
  • перепрофилировании (реконструкции, модернизации и т. п.) предприятия с соответствующим уменьшением категории санитарной опасности объекта.

На основании вышеизложенного следует, что уменьшение СЗЗ возможно, но только для действующих предприятий. Систематические годовые лабораторные наблюдения можно произвести, когда имеются сами выбросы загрязняющих веществ.

Очевидно, что для вновь проектируемых и строящихся объектов это сделать было невозможно, да и зачем, если можно потребовать выдержать минимальный размер СЗЗ.

В последней действующей редакции СанПин [3] к процитированному пункту появилась приписка в скобках: « (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов)».

Практически это означает следующее: если где-то      в России имеется предприятие с уменьшенными размерами СЗЗ, что подкреплено данными лабораторных наблюдений, то и в любом другом месте можно строить аналогичное предприятие с такими же уменьшенными размерами СЗЗ.

СЗЗ или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки, а также для перспективного развития селитебной застройки.

Размер СЗЗ должен устанавливаться с учетом возможностей перспективного развития предприятия. При этом следует отметить, что одним из последствий недостаточного эффективного правового регулирования вопросов установления СЗЗ является нахождение жилых домов в границах СЗЗ вокруг действующих на протяжении десятков лет промышленных предприятий.

В границах СЗЗ новое жилищное строительство не допускается.

Вопрос о возможном жилищном строительстве в границах СЗЗ и необходимости вывода населения за пределы СЗЗ решается в каждом конкретном случае с учетом фактического загрязнения атмосферы и перспективы снижения неблагоприятного воздействия выбросов объекта на окружающую среду и населения и установленного уровня воздействия физических факторов.

В условиях сложившейся застройки при соблюдении минимальной СЗЗ в соответствии с ранее действующими нормами, при отсутствии возможности решения задачи планировочными приемами, достигается внедрением новых технологий и снижением воздействия выбросов данного предприятия на население при его реконструкции с соответствующим снижением класса вредности.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают предельно-допустимые концентрации (далее – ПДК) и/или предельно-допустимый уровень (далее – ПДУ) и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.

Пунктом 2.3 СанПин [3] установлено, что критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК, ПДУ (т. е. воздействии в рамках ПДК/ПДУ является допустимым).

Таким образом СанПин [3] фактически предусматривает необходимость разработки проекта СЗЗ даже теми предприятиями, для которых непревышение пределами ПДК (ПДУ) достигается в границах промышленной площадки.

В связи с этим представляется необоснованным критерий определения опасных объектов. Во избежание избыточных расходов субъектов предпринимательской деятельности необходимо уточнить, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают ПДК (ПДУ).

Необходимость увеличения размеров СЗЗ по сравнению с нормативными определяется:

  • наличием морально устаревшего технологического оборудования на действующем предприятии или его отдельных цехах, не обеспечивающего качество атмосферного воздуха селитебной территории в соответствии с нормативами;
  • низкой эффективностью газопылеулавливающего оборудования и отсутствием технических решений по снижению загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов;
  • неблагоприятным по господствующим направлениям ветра взаиморасположением селитебных и промышленных территорий;
  • превышением ПДК содержания в атмосфере химических веществ и ПДУ шума, вибрации, электромагнитных излучений и других вредных физических факторов за пределами нормативной СЗЗ при невозможности снижения уровня загрязнения техническими средствами.

Если одновременно производится проектирование СЗЗ нескольких предприятий, расположенных на смежных площадках, и установленные на основании расчетов загрязнения атмосферы, других видов воздействий и санитарной классификации их СЗЗ пересекаются или примыкают друг к другу, необходимо выполнить разработку проекта единой СЗЗ для всей группы.

При этом расчет СЗЗ производится в следующей последовательности:

  • пределение СЗЗ для каждого предприятия без учета фона;
  • определение общей СЗЗ группы смежных предприятий, граница которой проводится в виде огибающей расчетных границСЗЗ от каждого из предприятий;
  • определение СЗЗ для всех предприятий вместе с учетом фона.

Обязательным условием современного промышленного проектирования должно являться внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступлений вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферу, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов до гигиенических нормативов и ниже.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  3. СанПин 2.2.1-2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Довыденко Елена Николаевна,
инженер-проектировщик II категории отдела промышленной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru

Источник: https://SafetyCenter.ru/info/articles/spetsifika-opredeleniya-sanitarno-zashchitnoy-zony-promyshlennykh-predpriyatiy/

Санитарно-защитная зона: что это такое, этапы разработки

Определение санитарно–защитной зоны предприятия

Вокруг территории предприятия, влияющего на окружающую среду, законодательно закреплена обязанность в формировании санитарно-защитной зоны определенных размеров.

Это необходимо в целях предотвращения действия вредных условий на природу и места человеческого обитания за счет разделяющего участка.

На установленной территории действует ряд ограничений по размещению объектов, а размер СЗЗ зависит от класса опасности, к которому относится деятельность предприятия.

Нормативное регулирование

Правовые особенности размеров и деятельности в пределах санитарно-защитной зоны регулируются многочисленными нормативно-правовыми актами:

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 – документ, описывающий характеристики СЗЗ при различных условиях: особенностях деятельности организации, класса опасности, например. Там же даются требования, которым должен соответствовать проект санитарно-защитной зоны.
  • Постановление Правительства РФ N 222, описывающее земельные вопросы, относящиеся к СЗЗ.

Первой главой Градостроительного кодекса дано определение, что санитарно-защитные зоны – территории, имеющие особенные условия использования. Кроме того, санитарно-защитная деятельность регламентирована списком законов:

Организации, которым нужна СЗЗ

Выделение территории для СЗЗ необходимо организациям, эксплуатирующим здания и другие категории объектов капитального строительства на следующих этапах:

  • планирование строительных работ;
  • возведение;
  • реконструкция;
  • производственная деятельность по назначению объекта.

Создание СЗЗ необходимо, если на окружающую среду оказывается хотя бы один из трех видов воздействия, превышающий санитарно-эпидемиологические нормы: химическое, физическое, биологическое. Негативное воздействие учитывается за пределами контуров территории объекта.

Наличие промежуточной территории позволяет оградить среду жизнедеятельности человека от вредных факторов.

Кроме выделения зоны, что является пассивным видом защиты, работа по предотвращению должна включать активные мероприятия. Они должны исключать или снижать отрицательное воздействие: установка фильтров и улавливателей, возведение шумопоглощающих конструкций, виброгасителей.

Размер зоны в зависимости от класса опасности

Основной фактор, влияющий на размер СЗЗ, – класс опасности предприятия. Чем выше опасность, тем шире границы СЗЗ:

Класс опасностиРасстояние, мПример
I1000Металлургический комбинат, химическое производство
II500Газо- и нефтепроводы, объекты атомной промышленности
III300Элеваторы
IV100Предприятия сферы услуг и социально-бытовой деятельности
V50Овощехранилища, предприятия по сборке мебели (при отсутствии этапа лакокрасочной обработки)

Изменение размера зоны связано с несколькими обстоятельствами:

  • невозможность соблюдения уровня негативного воздействия существующими техническими средствами;
  • подтвержденные данные об отсутствии негативных факторов в пределах зоны;
  • смена вида деятельности организации и изменение класса опасности.

Объекты, которые запрещено размещать в пределах СЗЗ

В пределах границ СЗЗ предприятия запрещено размещать ряд строений, относящихся к непроизводственной деятельности:

  • жилые здания;
  • общественные сооружения;
  • детские учреждения;
  • лечебно-оздоровительные организации;
  • предприятия общепита;
  • зоны отдыха;
  • садово-дачные участки;
  • строения, которые не включены в проект.

Объекты, которые можно разместить в пределах зоны

Включение сооружения в СЗЗ возможно только при получении разрешения и соблюдении условия, что назначение здания относится к обеспечению производственной деятельности предприятия. Это касается поликлиник, спортивных сооружений, объектов торговли и питания, расположенных в границах выделенной территории. В стандартной ситуации на территории СЗЗ могут размещаться следующие объекты:

  • обслуживающие здания: помещения для временного размещения персонала, административные корпуса;
  • лаборатории, конструкторские бюро;
  • коммуникации: линии электропередач, водоснабжающие и канализационные магистрали, трубопроводные линии;
  • помещения для обслуживания техники.

Определение и назначение проекта СЗЗ

При формировании санитарно-защитной зоны готовится специальный проект СЗЗ, где отображаются все относящиеся к производимой на территории деятельности характеристики. Они включают обозначение границ на местности, замеры степени негативного воздействия, определение класса опасности соответствующей территории.

Проект – основа для анализа вредных факторов, воздействующих на окружающую среду, выявляются возможные технологические нововведения по предотвращению воздействия. Учитывая совокупность полученных данных, выдается разрешение на осуществление деятельности, утверждаются границы СЗЗ.

Категории предприятий, которым нужна разработка проекта

Проект санитарно-защитной зоны создается, если в пределах исследуемых границ располагаются объекты, недопустимые для расположения в СЗЗ.

На этапе проектирования разрабатывается ряд мер, обеспечивающих соответствие нормам по оказываемому воздействию, для окружающей территории.

Проектом предусматривается возведение барьерных конструкций, перепланировка производственных участков и корректировка контура границ.

документа и сопутствующая документация

Проект создания санитарно-защитной зоны содержит множество документов, относящихся к рассматриваемому участку и особенностям производственно-хозяйственной деятельности:

  • отчет санитарно-эпидемиологического состояния территории;
  • описание производственных методов и используемых технологий;
  • план всей территории с указанием назначения построек;
  • план инженерных коммуникаций;
  • информация о котельных, электроподстанциях, очистных и насосных конструкциях;
  • итоги замеров по уровню шума, вибраций, атмосферных выбросов;
  • план строительства.

Этапы разработки проекта

Разработка проекта СЗЗ включает нескольких шагов, позволяющих обеспечить полноту сведений, направленных на утверждение размера санитарно-защитной зоны. Работа по проектированию включает аналитико-расчетные мероприятия, сбор документов, множество иных шагов:

  • инвентаризацию источников вредного воздействия;
  • предварительное проектирование зоны и экспертизу проекта;
  • анализ и оценка рисков для населения прилегающей местности;
  • подтверждение установленных границ;
  • получение итогового заключения;
  • внесение данных в земельный реестр;
  • организация режима функционирования.

Инвентаризация источников выбросов и шумов

Первоначально организация до проектирования осуществляет инвентаризацию источников вредного влияния в пределах контура, определяемого СЗЗ:

  • атмосферных выбросов;
  • уровней шумового и вибрационного воздействия, электромагнитного излучения.

Разработка проекта расчетной СЗЗ

После проведения инвентаризации разрабатывается проект расчетной санитарно-защитной зоны, размеры которой основаны на ряде характеристик:

  • классе опасности;
  • уровнях вредного воздействия;
  • метеорологических условиях территории;
  • результатах сравнения с нормативными показателями.

Проект расчетной СЗЗ состоит из схематического изображения рассматриваемой территории в масштабе 1:2000 с нанесенными границами и источниками негативного влияния на окружающую среду.

Картографические размеры должны соответствовать тем, что используются в государственном земельном реестре. В качестве дополнительных сведений в расчетный проект включаются данные о защитных материалах.

Оценка рисков здоровью населения

Проведение оценки рисков для здоровья населения возможно только с привлечением экспертной организации. В ходе анализа вредных факторов воздействия эксперты проверяют возможное влияние на здоровье при действии разнообразных условий.

Экспертиза проекта расчетной СЗЗ

Разработанный проект расчетной СЗЗ должен пройти экспертизу на соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Предприятие получает заключение, что расчетные показатели негативного воздействия и установленные границы СЗЗ соответствуют нормам и безопасны для окружающей местности. Утвержденный проект должен пройти вторую стадию экспертизы – в федеральном отделении Роспотребнадзора.

Исследования для подтверждения границ зоны

После прохождения экспертизы предварительных расчетов предприятие приступает к проведению натурных исследований, связанных с подтверждением рассчитанных данных. На каждом из источников негативного воздействия берутся следующие данные, зависящие от особенностей фактора влияния:

  • пробы воздуха;
  • замеры уровней шума, вибрации, электромагнитного излучения.

Кроме источников экспертами определяются и другие контрольные точки, отражающие общий уровень воздействия на окружающую среду. Такие точки распределены по границам санитарно-защитной зоны, располагаются в жилом секторе, если такой находится вблизи объекта изучения. Изменения вносятся в проект на основании выявленных показателей.

Нововведения направлены на формирование наименее вредных условий функционирования СЗЗ.

Получение заключения на проект окончательной СЗЗ

Успешное прохождение натурных испытаний должно подтверждаться получением заключения соответствия проекта окончательной СЗЗ. Подготовленный пакет документов отправляется на утверждение в один из органов Роспотребнадзора:

  • местный – для объектов III-V классов;
  • федеральный – для I-II класса.

После этого в пределах установленных границ запрещается размещение объектов жизнедеятельности, которым присвоены нормативные показатели эксплуатации.

План организации режима территории СЗЗ

После завершения все мероприятий по согласованию границ зоны, основная задача предприятия – поддерживать в норме показатели негативного воздействия, используя методы, описанные в проекте. Предприятие организует мероприятия в санитарно-защитной зоне, включающие работы по озеленению, функциональному развитию в рамках действующих разрешений по использованию территории СЗЗ.

Срок разработки, согласования и действия документа

Проект СЗЗ разрабатывается экспертными организациями в срок от 10 дней, к которым прибавляется время ожидания ответа от контролирующих органов. Срок ответа – до 30 календарных дней. При утверждении окончательного проекта ответ дается в течение 15 рабочих дней. Затем в срок до 5 рабочих дней передаются сведения в местную администрацию для обновления земельного реестра.

Для документа выбирается бессрочный период действия, если иное не определено содержанием.

Изменение размера санитарно-защитной зоны

В некоторых ситуациях требуется изменение утвержденных границ санитарно-защитной зоны. Это необходимо по ряду причин, относящихся к деятельности предприятия:

  • изменение уровня вредного воздействия относительно проектного (увеличение выбросов – расширение границ, снижение – сокращение защитной территории);
  • применение новых технологий;
  • прекращение или смена рода деятельности предприятия, изменение класса опасности.

Ответственность за отсутствие СЗЗ и ее проекта

Ответственность, касающаяся проекта и утверждения СЗЗ, прямо не определена в российском законодательстве. Вместо этого используются общие положения Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся правонарушений в области санитарно-эпидемиологического состояния среды и экологической защиты.

Предусмотрена следующая ответственность, указанная в статьях 6.3 и 8.1:

ОтветственностьШтраф по статье, тыс. руб.
6.38.1
Для граждан0,1-0,51-2
На должностных лиц0,5-12-5
Для ИП0,5-1 или приостановка деятельности до 90 дней
Для организаций10-20 или приостановка деятельности до 90 дней20-100

Cleanbin.ru Все права защищены

Источник: https://cleanbin.ru/law/szz

Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий

Определение санитарно–защитной зоны предприятия

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I класс (чрезвычайно опасные)очень высокаяЭкологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные)высокаяЭкологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные)средняяЭкологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные)низкаяЭкологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные)очень низкаяЭкологическая система практически не нарушена.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности

Степень опасности

I

чрезвычайно опасные вещества

II

высокоопасные вещества

III

умеренно опасные вещества

IV

малоопасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В сзз не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
  • ландшафтно-рекреационные зоны,
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
  • другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение:

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
  3. здания управления, конструкторские бюро,
  4. здания административного назначения,
  5. научно-исследовательские лаборатории,
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
  7. бани, прачечные,
  8. объекты торговли и общественного питания,
  9. мотели, гостиницы, гаражи,
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
  2. Описание местоположения таких зон.
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
  5. ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
  3. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_5854.htm

Refy-free
Добавить комментарий