Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок

Лекция 16. Планирование грузовых и пассажирскиех перевозок. Планирование работы портов

Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок

Лекция16. Планирование грузовых и пассажирскихперевозок. Планирование работыпортов.

  1. Основные принципы организации транспортного процесса.

Работафлота в том случае будет эффективна,если организация транспортного процессабудет иметь научную основу.

Сущностьнаучной организации транспортногопроцесса заключается в разработкенаучно обоснованных норм на все операциитранспортного процесса; в обоснованиина базе этих норм планов эксплуатационнойработы пароходства и портов; в подготовкеисполнительной документации графикадвижения флота; в расчёте прогрессивныхэксплуатационных и экономических показателей использования транспортногофлота; в установлении рациональнойсистемы диспетчерского руководстваработой флота и портов.

Основунаучной организации транспортногопроцесса составляет график движенияфлота. Этот график рассчитывается наоснове годового плана перевозок.

Припомощи графика движения флота определяетсярациональная ( разумная, целесообразная,обоснованная) схема закрепления судовза потоками грузов и работа в оптимальном( наилучшем) режиме всех систем обслуживанияфлота.

График движения флота уточняюти корректируют ( исправляют ошибки ) приоперативном планировании эксплуатационнойработы на отдельные календарные периоды навигации ( кварталы, месяцы ), а такжена декаду ( 10 дней ) и сутки каждой декады.

Научнаяорганизация транспортного процессавключает в себя в первую очередьобоснование прогрессивных норм накаждую транспортную операцию. При этомтщательно нормируется загрузка судовс учётом технических условий, технологиипроизводства грузовых операций игарантийных глубин.

В соответствии стяговыми и скоростными характеристикамифлота уточняют на предстоящую навигациюнормативы времени хода судов и составовпо каждому тяговому участку бассейна,а с учётом организации работ по шлюзованиюфлота и пропуску его через лимитированные( ограниченные ) участки водного путиустанавливаются нормативы времени настоянки в пути. ( Норматив — экономический,технический и т.

д. показатель норм, всоответствии с которым производитсякакая-либо работа, выполняется какая-либопрограмма ).

Особеннотщательно проводится разработка нормзатрат времени судами в пунктах ихгрузового обслуживания. Создаются такжепредварительные условия для организацииритмичной работы флота и портов иснижения затрат времени судами в ожиданиизагрузки и разгрузки.

Внавигационный период эффективноеуправление транспортным процессомдостигается путём внедрения системынепрерывного оперативного планированияработы флота и портов. На каждый кварталсоставляется оперативный план перевозокс распределением его по месяцам навигации.

Эксплуатационнаяработа в течение каждого месяца повыполнению оперативного плана перевозокстроится на основе декадного и суточногодиспетчерского планирования работыфлота и портов.

  1. Планирование транспортного процесса.

Приразработке планов развития предприятийречного транспорта используюттехнико-экономические расчёты и выбираютна основе их для внедрения наиболееэффективные транспортные техническиесредства и методы их эксплуатации,определяют наивыгоднейшие показателииспользования подвижного состава.

Наречном транспорте, как и на других видахтранспорта, разрабатываются перспективные( сроком на 5 лет и выше ), текущие ( годовые) и оперативные ( квартальные и месячные ) планы.

Вперспективных планах устанавливаютсяосновные направления и важнейшиепоказатели развития речного транспорта.В перспективных планах устанавливаютзадания по общему объёму перевозок ,грузо-и пассажирообороту; размерыкапитальных вложений с выделениемважнейших объектов строительства.

Текущие( годовые ) планы речного транспортанаправлены на выполнение перспективныхпланов. Годовые планы разрабатываютсяпо более развёрнутой номенклатурепоказателей. Эти планы охватывают всестороны работы предприятия.

Коперативным планам относятся квартальныепланы перевозок ( с распределениемразмеров перевозок по месяцам ) и месячныетехнические планы работы пароходств.

Вмесячных технических планах пароходствустанавливают показатели использованиятранспортных средств.

3. Основное содержаниеплана и показатели работы порта.

Порт входит всостав пароходств как транспортноепредприятие. задача портов, егоосновная ( эксплуатационная ) деятельностьзаключается в выполнении операций пообработке и обслуживанию транспортныхсудов и других видов подвижного состава( железнодорожных вагонов и средствавтотранспорта ). Работу порта планируютодновременно с работой флота и подвижногосостава других видов транспорта.

Годовой планпорта включает производственнуюпрограмму ( задания по приёму, перегрузкеи отправлению грузов, обработке иобслуживанию флота и т.п.

) и планиспользования необходимых для выполненияэтих заданий ресурсов ( техническихсредств, рабочей силы, энергии иматериалов, денежных средств ).

Планработы каждого порта является составнойчастью общего плана эксплуатационной( основной ) работы пароходства.

Основную (эксплуатационную ) деятельность портапланируют по следующим показателям:

а) грузооборотуи пассажирообороту порта; б) объёмупогрузочно-разгрузочных работ;

в) требующемусяконтингенту портовых рабочих; г)производительности труда; д) себестоимостипогрузочно-разгрузочных работ. Портам,в собственности которых ( на балансекоторых) имеется местный транспортныйфлот, планируются показатели поиспользованию этого флота.

Исходными даннымидля составления плана работы портаслужат:

а) план перевозок; б) технологические карты по погрузкеи выгрузке грузов по различным типамсудов; г) сведения о наличии и специализациипричалов, их механовооружённости ипропускной способности, вместимостискладов, наличие и пропускной способностиподъездных путей; д)нормы времени натехнические и технологические операциипо обработке подвижного состава,установленные графиком движения; е)планы обслуживания флота. При составленииплана работы порта предусматриваюторганизационно-технические мероприятия,направленные на ускорение обработкисудов и других транспортных средств.

План работы портадолжен быть согласован с графикомдвижения флота.

Основой дляразработки всех разделов плана работыпорта является научно обоснованнаясистема прогрессивных норм выработкипортовых рабочих, производительностиперегрузочных машин, расхода топлива,электроэнергии, материалов, запасныхчастей и т.п.

Важнейшие показателиплана работы порта утверждает пароходство.

  1. Планирование грузооборота порта.

На основанииданных о грузовых потоках определяютожидаемый объём ( тоннах) отправлениягрузов из порта и поступления грузов впорт. В грузооборот порта по отправлениювключают объём грузов, отправленных изпорта.

В грузооборот порта по прибытиювключается объём поступающих в портгрузов.

В грузооборот порта по отправлениюи прибытию включают суммарную массугрузов в тоннах, отправленных и прибывшихв судах ( принадлежащих пароходствам иарендованных у других организаций ), атакже лесных грузов в плотах.

Общим грузооборотомпорта считают суммарную массу грузовв тоннах, отправленных из порта ипоступивших в порт. Находят его сложениемгрузооборота по отправлению с грузооборотом по прибытию.

Грузооборот портапланируют по всем грузам в целом и сраспределением их по номенклатуре.

  1. Планирование погрузочно-разгрузочных работ.

Все выполняемыесредствами портов на грузовых причалахи складах работы, связанные с перегрузкойгрузов, перевозимых речным транспортом,называют погрузочно-разгрузочнымиработами. Их подразделяют на портовыеи внепортовые.

Объёмпогрузочно-разгрузочных работ планируюти учитывают в физических тоннах итонно-операциях.

Объёмпогрузочно-разгрузочных работ вфизических тоннах соответствуетгрузообороту порта за вычетом суммарноймассы отправленной с причалов клиентурыи поступивших на эти причалы различныхгрузов.

Тонно-операцией считают перемещение 1 т груза поопределённому варианту погрузочно-разгрузочныхработ. Вариантом называют завершённоеперемещение груза независимо отрасстояния, способа и произведённыхпри этом дополнительных работ ( сортировка,взвешивание).

Объём перегрузочныхработ в тонно-операциях складываетсяиз любых работ, связанных с перемещением1 т груза в порту, по следующим вариантам:транспорт — склад; склад – транспорт;

транспорт — транспорт; склад — склад; внутрискладскиеперемещения, выполненные по отдельнымнарядам.

Рациональнуюорганизацию грузовых работ в портуопределяют с помощью коэффициентаперевалки грузов kп, который представляет собой отношениечисла выполненных портом тонно-операций G т-о к объёму погрузочно-разгрузочныхработ в физических тоннах Gфиз. :

Kп = Gт-о / G физ.

Целесообразныеразмеры перевалки грузов с одного видатранспорта на другой по прямому варианту( например, судно – судно ) и через склад( судно — склад и склад – вагон ) определяютна основе экономических обоснований.Портовые затраты меньше при перевалкигрузов по прямому варианту.

Однакосложность согласования одновременногоподхода судов и вагонов вызывает иногдадлительное ожидание теми и другимгрузовой обработки.

В связи с этимоптимальные размеры перевалки по прямомуварианту и через склад определяютсяминимумом совокупных затрат средств,которые требуются на производствоперевалочных работ и на содержаниеподвижного состава за время грузовойобработки и ожидания обслуживания.

———-

Источник: https://studfile.net/preview/4237321/

Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок (стр. 1 из 2)

Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок

Введение

1 Разработка суточного плана перевозок груза

1.1 Построение эпюры грузопотоков

1.2 Расчет технико-эксплуатационных показателей

1.3 Построение графика подвижного состава за один оборот

2 Разработка маршрутного расписания автобусов

2.1 Определение объема перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по часам суток

2.2 Расчет и направление диаграмм потребностей по часам суток

2.3 Разработка маршрутного расписания

2.4 Определение основных показателей работы автобусов на маршруте

Список литературы

Введение

Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, Связывая промышленность и сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей.

От работы автомобильного транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организации и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения.

Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей. Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов и пассажиров преимущественно на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при перевозке грузов:

— доставка грузов «от двери до двери»;

— сохранность грузов;

— сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке;

— экономия упаковочного материала;

— более высокая скорость доставки грузов автомобилями;

— возможность участия в смешанных перевозках;

— перевозки небольших партий груза, позволяющих предприятию укорить отправку продукции и сократить сроки хранения груза на складах.

Ввиду перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, в том числе и в торговле. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами производства.

Поэтому выявление и использование имеющихся на автомобильном транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг, предоставляемых торговым предприятием, снизить их транспортные издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.

При модельном предоставлении задач логистики транспорта необходимо учитывать, что показатели развития любой производственно-экономической системы в принципе зависят от двух ее взаимосвязанных характеристик: состояния и функционирования. Состояние системы характеризуется, прежде всего, ее величиной и структурой, т.е. размерами и характерными с точки зрения назначения системы свойствами отдельных ее элементов.

Состояние АТП характеризуется как списочным количеством автомобилей, так и их важнейшим свойством – надежностью.

К задачам функционирования относятся выбор оптимальных вариантов организации перевозочного процесса, видов и типов подвижного состава, совместного планирования транспортных, производственных и складских процессов и т.д.

1 Разработка суточного плана перевозок грузов

Исходные данные по заявке № 4.

Суточный объем перевозок:

QАБ=192 т;

QБА=144 т;

Коэффициент статического использования грузоподъемности автомобиля:

YсАБ=1;

YсБА=0.8;

Расстояние перевозки:

lАБ=22 км; lАБ=22 км;

Время простоя на одну тонну груза:

tпА=2.0 мин/т; tрА=2.0 мин/т;

tпБ=2.5 мин/т; tрБ=1.6 мин/т;

Время в наряде составляет Тн=8 ч;

Норма технической скорости Vт=25 км/ч;

Номинальная грузоподъемность автомобиля q=9 т.

1.1 Построение эпюры грузопотоков

Рисунок 1 – Эпюра грузопотоков.

Определение расчетного объема перевозок на звеньях маршрута:

QрАБ=QАБ/ YсАБ=192/1=192т;

QрБА=QБА/ YсБА=144/0.8=180т;

Из полученных значений выбираем минимально расчетный объем перевозок грузов на каждом звене маршрута, который обеспечивает целочисленное число оборотов автомобиля на маршруте с учетом класса груза. При этом разность между расчетным объемом перевозок и минимальным расчетным значением на каждом звене маршрута определяет маятниковые перевозки (одна ездка с грузом за оборот).

С учетом этого представлены расчетные эпюры грузопотоков:

QАБ= QАБ-Qрmin=192-180=12т;

Маршрут № 1 – АБА

Маршрут № 2 – АБ

Рисунок 2 – Расчетные эпюры грузопотоков.

1.2 Расчет технико-эксплуатационных показателей

Время оборота на маршруте №1 определяется по формуле:

to1=(Lм/Vт)+∑tп-р=(lАБ+ lБА)/Vт+(q/60)[ YсАБ(tпА+tрБ)+ YсБА(tпБ+tрА)]; час

где Lм – протяженность маршрута, км;

tп-р – время простоя в пунктах под погрузкой (разгрузкой) на маршруте, мин;

to1=(22+22)/25+(9/60)[1(2+1.6)+0.8(2.5+2)]=2,84 ч;

Время оборота на маршруте № 2 определяется по формуле:

to2=(Lм/Vт)+∑tп-р=lАБ/Vт+(q/60)[ YсАБ(tпА+tрБ)]; час

to2=22/25+9/60[1(2+1.6)]=1,42 ч;

Количество оборотов автомобиля на маршруте № 1 за смену определяется

no1=Tн/to1=8/2,84=2,8, принимаем no1=2, тогда время в наряде преобразуем Tн= to1* no1=2,84*2=5,7 ч;

Количество оборотов автомобиля на маршруте № 2 за смену определяется

no2=Tн/to2=8/1,42=5,6, принимаем no2=5, тогда время в наряде преобразуем Tн= to2* no2=1,42*5=7,1 ч;

Количество ездок с грузом за смену на маршруте № 1 определится

Zег1=m*no1=2*2=4;

где m – количество ездок с грузом за оборот.

Количество ездок с грузом за смену на маршруте № 2 определится

Zег2=m*no2=2*5=10;

Коэффициент использования пробега за смену определится

β=(Lг/Lобщ)=[( lАБ+ lБА) no1+ lБА* Zег2]/[( lАБ+ lБА) no1+ lБА(Zег2+Zх)]=

=[( 22+22)2+ 22* 10]/[( 22+22)2+ 22(10+4)]=0,78;

Среднее значение коэффициента статического использования

грузоподъемности определится

yс=[∑Qфi]/[∑(Qфi/Yci)]=[192+144]/[192/1+144/0.8]=0.9

Среднее значение коэффициента динамического использования грузоподъемности определится

Yд=[∑(Qфi*lегi)]/[∑(Qфi*lегi/Yci)]=[192*22+144*22]/[192*22/1+144*22/0.8]=0.9

Количество груза перевезенного за оборот на маршруте № 1 определится

Qo1=q*( yсАБ+ yсБА)=9*(1+0.8)=16.2 т;

Количество груза перевезенного за оборот на маршруте № 2 определится

Qo2=q*yсБА=9*0.8=7.2 т;

Транспортная работа за оборот на маршруте № 1 определится

Рo1=q*( yсАБ*lАБ+ yсБА*lБА)=9*(1*22+0.8*22)=356.4 ткм;

Рo2=q*yсБА*lБА=9*0.8*22=158.4 ткм;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 1 определится

WQ1=Qo1*no1=32.4 т;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 2 определится

WQ2=Qo2*no2=7.2*5=36 т;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 1 определится

Wр1=рo1*no1=356.4*2=712.8 т км;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 2 определится

Wр2=рo2*no2=158.4*5=792 т км;

Количество автомобилей на маршруте № 1 определится

А1=[∑( Qф1min*yс1)]/WQ1=(180*1+180*0.8)/32.4=10;

Количество автомобилей на маршруте № 2 определится

А2=[(( QрБА-Qрmin)*yс2)]/WQ2=12*0.8/36=0.3, принимается А2=1;

Суммарное количество автомобилей определится

∑А=А1+А2=10+1=11 единиц;

Интервал движения между автомобилями на маршруте № 1 определится

I1=t01/A1=2.84/10=0.284ч;

Интервал движения между автомобилями на маршруте № 2 определится

I2=t02/A2=1.42/1=1.42ч;

Эксплуатационная скорость движения на маршруте № 1 определится

Vэ1=L1/Тн1=(lАБ+lБА)*n01/Тн1=(22+22)*2/5,7=15.4км/ч;

Эксплуатационная скорость движения на маршруте № 2 определится

Vэ2=L2/Тн2=2*lБА*n02/Тн2=2*22*5/7.1=31км/ч;

Координация работы автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах

Количество постов на маршрутах

Nx=Aм*∑(tn+tp)i/t0

Условие бесперебойной (синхронной) работы автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах является: равенство интервала движения автомобиля к ритму работы пункта: Y=R

Rn(p)=tn(p)/Nn(p)

N1=AM*∑(tn+tp)i/t0=10*(2.0+2.0)/2.84=14

N2=AM*∑(tn+tp)i/t0=1*(2.5+1.6)/1.42=2.9=3

1.3 Построение графика подвижного состава

а)

б)

Рисунок 3 – Графики подвижного состава

а) на первом маршруте

б) на втором маршруте

2. Разработка маршрутного расписания работы автобусов

Исходные данные по заявке № 4.

Объем перевозки за сутки

QАБ=10тыс.чел;

QБА=8тыс.чел;

Длина маршрута lм=14км;

Количество промежуточных остановок nоn=28;

Источник: https://mirznanii.com/a/219483/operativnoe-planirovanie-gruzovykh-i-passazhirskikh-avtomobilnykh-perevozok

Refy-free
Добавить комментарий