Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте

Охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте

ОАО «РЖД» – крупнейший природопользователь, работающий на территории 77 субъектов Российской Федерации.

Выбор приоритетов ОАО «РЖД» в области рационального природопользования и повышения экологиче  
ской безопасности до 2025 года определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды основная цель ОАО «РЖД» в области природоохранной деятельности – повышение уровня экологической безопасности, рационального природопользования и сохранения природных систем.

Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с документами:

цель РЖД в сфере экологии – забота об экологической безопасности и здоровье людей. Для достижения этой цели до 2025 г. по сравнению с 2018 г. предусматривается:

  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 18% к 2025 году по сравнению с базовым уровнем 2018 года;
  • снижение удельного уровня выбросов парниковых газов на 4,5% к 2025 году по сравнению с 2018 годом;
  • снижение использования водных ресурсов на 20% к 2025 году по сравнению с 2018 годом;
  • снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности на 18% к 2025 году по сравнению с базовым уровнем 2018 года;
  • увеличение доли обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления во вторичный оборот в общем количестве их образования на 2,4% к 2025 году по сравнению с базовым уровнем 2018 года.

Железнодорожный транспорт – один из наиболее экологически чистых видов транспорта. При этом компания прилагает постоянные усилия для повышения эффективности своей природоохранной деятельности.

Основные экологические риски компании связаны с негативным воздействием объектов компании на окружающую среду, использованием природных ресурсов, включая невозобновляемые.

ОАО «РЖД» является экологически ответственной компанией, способствует развитию природоохранной деятельности, применяет механизмы добровольной экологической ответственности.

В 2012 — 2017 годах структурные подразделения 12 филиалов, в том числе обеспечивающих работу скоростного хода Москва — Санкт-Петербург, прошли проверку сертифицирующего органа на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента». Всего выданы сертификаты соответствия по системе экологического менеджмента 68 подразделениям.

В рамках добровольного вклада развития общества в социальной, экономической и экологической сферах ОАО «РЖД» идет по пути повышения открытости и прозрачности, и раскрывает стратегию и результаты своей деятельности в нефинансовых отчетах, которые становятся важным элементом культуры ответственного ведения бизнеса.

Для демонстрации заинтересованным сторонам, в том числе проводимой в ОАО «РЖД» деятельности по охране окружающей среды, ежегодно формирует и издает отчетность в области социальной ответственности и устойчивого развития.

В целях соблюдения конституционных прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды, повышения эффективности общественного контроля и уровня открытости данных в области экологической безопасности в ОАО «РЖД» в 2016 году утверждено Положение об экологической открытости. Положение определяет принципы, формы, требования к открытости сведений о воздействии на окружающую природную среду.

В 2017 году разработан и утвержден Порядок раскрытия экологической информации, который регламентирует представление сведений по природоохранной деятельности подразделений ОАО «РЖД».

Кроме того информация по природоохранной деятельности представлена и периодически обновляется на информационных ресурсах компании.

В целях своевременного предупреждения рисков финансовых и имиджевых потерь, ухудшения показателей деятельности ОАО «РЖД», связанных с невыполнением требований и ожиданий заинтересованных сторон, разработана Методика внутренней оценки экологической ответственности ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2016 № 333р.

В рамках контроля выполнения природоохранных требований поставщиками в области охраны окружающей среды в ОАО «РЖД» используется Методика учета и оценки экологических требований к продукции, сырью и материалам, закупаемым бизнес-единицами ОАО «РЖД».

Методика регулирует выполнение дополнительных требований, что позволяет снижать нагрузку на окружающую природную среду, улучшать условия труда работников и повышать экономические показатели компании за счет увеличения энергоэффективности и ресурсосбережения.

Требования рекомендуется учитывать при формировании перечня закупаемой продукции и разработке документации к процедуре закупки. 

Направления природоохранной деятельности

Снижение воздействия на окружающую среду достигнуто за счет следующих важнейших направлений в деятельности ОАО «РЖД»:

  • внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, повышение использования и обезвреживания отходов производства, снижение выбросов парниковых газов, шумового воздействия;
  • совершенствование системы управления природоохранной деятельностью;
  • обеспечение экомониторинга за воздействием на окружающую среду.

В рамках экомониторинга ежегодно проводятся внутренние экологические аудиты и проверки в соответствии с корпоративными требованиями, утвержденными СТО РЖД «Система управления охраной окружающей среды в ОАО «РЖД». Правила организации и проведения внутренних аудитов и проверок».

Осуществляются регулярные проверки магистральных и маневровых тепловозов, путевой техники на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с помощью 108 пунктов экологического контроля. Проведение замеров выбросов осуществляются во время испытаний тепловозов на пунктах реостатных испытаний после проведения ремонта.

Доля ОАО «РЖД» в загрязнении окружающей среды России в настоящее время по выбросам вредных веществ в атмосферу, сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образованию отходов составляет менее 1%.

Техническое перевооружение, обеспечивающее снижение воздействия на окружающую среду:

  • капитальный ремонт тепловозов с заменой устаревших двигателей на современные более экологичные;
  • капитальный ремонт пути с заменой деревянных шпал на экологически чистые железобетонные;
  • приобретение деревянных шпал, пропитанных антисептиками более экологичного 4 класса опасности;
  • оснащение пассажирского подвижного состава экологически чистыми туалетами  закрытого типа с баками-сборниками;
  • перевод котельных на более экологически чистые виды топлива (газ, мазут), внедрение пылегазоулавливающего оборудования;
  • внедрение новых систем отопления помещений;
  • внедрение водосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения, нормирования и приборного учета водопотребления

Результаты реализации экологической стратегии

Бюджет ОАО «РЖД» на приоритетные экологические направления в 2018 году составил более 8 млрд руб., инвестиционные вложения – 5,27 млрд руб. В каждом из субъектов Российской Федерации в течение года организован комплекс мероприятий. В их число вошли:

  • модернизация около 22 объектов теплоснабжения с применением технологий ресурсосбережения в Санкт-Петербурге, Республике Карелии, Алтайском и Пермском краях, Псковской, Ленинградской, Калужской, Свердловской, Нижегородской областях;
  • строительство и реконструкция девяти сооружений очистки промышленных и хозяйственно-бытовых стоков с применением наилучших доступных технологий;
  • ликвидация 12 объектов накопленного экологического ущерба в республиках Калмыкия и Дагестан, Алтайском крае, Московской, Тульской, Ленинградской, Саратовской, Свердловской, Воронежской, Ульяновской, Амурской областях;
  • продолжение реконструкции полигона для размещения промышленных отходов в Челябинской области.

Ежегодно работники ОАО «РЖД» приводят в эталонное санитарное состояние территории полосы отвода железных дорог, граничащие с особоохраняемыми природными территориями. При этом особое внимание уделяется противопожарным мероприятиям.

Полосы отвода железных дорог постоянно обследуются для выявления несанкционированных навалов мусора, проводятся противопожарная опашка минерализованной полосы, уборка порубочных остатков, старогодных шпал, вырубка сухостойной древесной и кустарниковой растительности.

В местах, где животные часто выходят на железнодорожный путь, применяется светоотражающая лента, организуются совместные обходы с приглашением представителей лесничеств и участков охотничьих хозяйств.

В 2018 году природоохранная деятельность компании получила высокую оценку федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций:

  • в феврале 2018 г. коллективу ОАО «РЖД» вручена благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина за активное участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках Года экологии в Российской Федерации;
  • в августе 2018 г. Дирекции железнодорожных вокзалов (филиал ОАО «РЖД») вручен диплом участника акции «Зеленый офис – 2018» за победу в номинации «Лучшая система учета экологических показателей деятельности».

Структурные подразделения ОАО «РЖД» в сфере природоохранной деятельности

Источник: https://www.rzd.ru/main/public/ru?STRUCTURE_ID=1413

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте (стр. 2 из 4)

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте

· Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;

· Использование экономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональным природоиспользованием;

· Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды.

Железнодорожный транспорт, в его современном понимании, зародился вначале XIX века и для многих стран, стал основным видом транспорта, оказав огромное влияние на развитие цивилизации.

Не стала исключением и Россия: появление железной дороги было предопределено всем ходом исторического развития страны (интересы развития внутренней и внешней торговли, военно-стратегические соображения, экономика страны в целом).

Железная дорога в настоящее время является одним из наиболее перспективных и развитых видов транспорта во всем мире. На современном этапе, железнодорожный транспорт — одна из стабильных отраслей материального производства, что объясняется надежностью и экономической выгодой.

Транспортные магистрали железных дорог не изменялись с момента их строительства, а лишь дополнялись новыми участками и техническими новшествами.

Большие перемены происходили с подвижным составом, который изменялся вместе с техническим прогрессом, переходя на новые современные виды топлива и материалы.

Тем не менее, в различных странах в первой половине XX столетия, замедлился темп роста сети, а с 50-х годов общая протяженность железных дорог Мира постепенно начала уменьшаться, что связано с сокращением темпов роста перевозок, более быстрым развитием автомобильного, трубопроводного и воздушного транспорта. Сокращение территорий занимаемых железной дорогой заставляет по-новому рассматривать последствия воздействий транспорта на занимаемые пространства

Железнодорожный транспорт – загрязнитель окружающей среды!

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место как загрязнитель окружающей среды электромагнитным излучением (ЭМИ). Электромагнитные поля (ЭМП) возникают в присутствии электрического тока электрифицированных линий железных дорог.

Электромагнитное поле определяется как электростатическими взаимодействиями, возникающими между заряженными частицами, так и магнитной

составляющей ЭМП.

Обе составляющие ЭМП (электростатическая и магнитная) различаются и по степени биологической активности и по устойчивости во внешней среде: электрические поля почти полностью блокируются естественными преградами (особенностями рельефа местности, деревьями, постройками), в то время как магнитные поля способны проникать через них.

(Гичев, 1999). Применительно к человеку электрические поля задерживаются поверхностными тканями, однако при уровне ЭМИ в 100 мВт/с*м и выше выявлено отрицательное влияние на здоровье персонала железной дороги (Маслов, 1995).

Ишемическая болезнь сердца у машинистов электролокомотивов регистрируется, начиная с 20 — 29 лет, и встречается в 2 раза чаще, чем у машинистов пригородных электропоездов (Анализ…, 1995). Обследование населения одного из районов г. Новосибирска выявило более высокое распространение гипертонической болезни среди населения, постоянно проживающего в домах, расположенных на расстоянии менее 100 м от линий электропередач

Шумовое воздействие железнодорожного транспорта

Любой вид транспорта является! источником нежелательных звуков, создающих акустический дискомфорт.

На уровень шума наибольше влияние оказывают следующие факторы: интенсивность, скорость и состав транспортного потока, тип двигателя, тип и качество дорожного покрытия, а также планировочные решения, включающие наличие зеленых насаждений и ограждения. Воздействие шума на живые организмы отличается степенью его восприятия.

Наиболее опасным и дискомфортным воздействиям транспорта на человека принято считать загрязнение углеводородами. Несмотря на развитие техники и технологий, отличительной чертой современной цивилизации остается использование углеводородного топлива как энергоносителя.

С момента зарождения железных дорог основным видом топлива был уголь.

При его сгорании в окружающую среду выбрасывалось большое количество загрязняющих веществ, в том числе угольная зола, содержащая большое количество тяжелые металлов и углеводороды.

Составить точное представление о составе и количестве загрязнителей сложно. Это связано с большим разнообразием месторождений ископаемого топлива.

В результате научно-технической революции произошли существенные изменения в техническом оснащении железной дороги. Изменения коснулись, главным образом, подвижного и тягового состава, что отразилось на качественных и количественных характеристиках выбросов загрязняющих веществ.

Производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа.

Высокое содержание вредных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.

Режим работы маневровых тепловозов менее стабилен, чем поездных, поэтому и выделение токсичных веществ у них в несколько раз больше. Уровень загрязнения воздушной среды станций и прилегающих к ним зон отработавшими газами маневровых тепловозов зависит от числа одновременно занятых локомотивов. При этом наиболее значительно выделение окислов азота и сернистого ангидрида.

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м³ сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды.

Кроме того, очистка путей от мусора связана со значительными материальными издержками.

Решить проблему можно использованием в пассажирских вагонах аккумулирующих ёмкостей для сборов стоков и мусора или установкой в них специальных очистных сооружений.

При мытье подвижного железнодорожного состава в почву и водоёмы переходят вместе со сточными водами синтетические поверхностно-активные вещества, нефтепродукты, фенолы, шестивалентный хром, кислоты, щелочи, органические и неорганические взвешенные вещества.

нефтепродуктов в сточных водах при мытье локомотивов, фенолов при мытье цистерн из-под нефти превышают предельно допустимые концентрации. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене охлаждающей жидкости дизелей локомотивов.

Во много раз сильнее сточных вод загрязняется почва на территории и вблизи пунктов, где производится обмывка и промывка подвижного состава.

Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, способствовал улучшению экологической обстановки: было исключено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу.

Дальнейшая электрификация железных дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, позволяет исключить загрязнение воздуха отработавшими газами дизельных двигателей.

Основной путь снижения выбросов токсичных веществ тепловозами заключается в уменьшении их образования в цилиндрах двигателей. Также важное значение имеет обезвреживание отработавших газов.

Принцип действия одного из очистных устройств основан на рециркуляции, газов применяемой для уменьшения концентрации окислов азота, улавливание которых представляет известную трудность.

Рециркуляция заключается в том, что часть отработавших газов из выпускного патрубка перепускается во всасывающую систему дизеля.

Вследствие этого происходит присадка к засасываемому свежему воздуху значительного количества отработавших газов с меньшим содержанием кислорода, в результате чего ухудшаются условия протекания реакции между кислородом и азотом воздуха. При этом выброс окислов азота снижается до 55%, однако, происходит некоторое увеличение продуктов неполного сгорания топлива (окиси углерода).

Негативное воздействие железнодорожного транспорта на природную среду в настоящее время остается достаточно высоким в результате выброса вредных веществ как от подвижного состава, так и от многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс. При этом происходит загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы.

По экспертной оценке на железнодорожном транспорте ежегодно образуется 3-5 млн.т твердых бытовых и производственных отходов. Так, котельные железнодорожных предприятий наносят вред окружающей среде при сжигании различных видов топлива. На шпалопропиточных заводах загрязнение атмосферного воздуха происходит при остывании шпал после пропитки их антисептиком.

В локомотивных и вагонных депо, на рельсосварочных предприятиях в воздушную среду выбрасываются пыль, газообразные вещества при литейных процессах, сжигании газа или мазута в печах пескосушильных камер, сварочных работах, промывке подвижного состава, пары растворителей, аэрозоль щелочей и красок при нанесении лакокрасочных покрытий.

Производственные сточные воды локомотивных и вагонных депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при обмывке узлов и деталей перед ремонтом, в гальванических цехах или участках, при промывке и заправке аккумуляторов, регенерации фильтров, при продувке и промывке паровых котлов, мытье смотровых канав и стирке спецодежды.

Сточные воды пунктов обмывки пассажирских вагонов и электросекций содержат взвешенные вещества и нефтепродукты, бактериальные загрязнения, смываемые с подвагонных узлов, кислоты, щелочи, поверхностно-активные вещества. Эти стоки загрязнены тяжелыми минеральными примесями, содержат растворенные соли, нефтепродукты с ходовых частей, органические соединения.

На шпалопропиточных заводах при отстаивании обводненного антисептика в хранилищах, пропитке влажной древесины в воду попадают масла, фенолы, жирные кислоты и другие соединения, входящие в состав пропиточных масел, и содержащиеся в обрабатываемой древесине органические вещества.

После промывки вагонов на дезинфекционно-промывочных станциях сточные воды этих предприятий содержат бактериальные загрязнения, вещества, применяемые при дезинфекции вагонов (хлорная известь, каустическая сода и др.). Преобладающим загрязнением стоков щебеночных заводов являются минеральные взвешенные вещества, в незначительных количествах могут присутствовать нефтепродукты.

Стоки рельсосварочных поездов содержат в основном нефтепродукты и взвешенные вещества. При использовании моечных машин стоки могут загрязняться щелочами и поверхностно-активными веществами. Сточные воды пассажирских станций в основном представляют собой хозяйственно-бытовые стоки, загрязненные минеральными и органическими примесями, включая жиры и моющие средства.

На железнодорожном транспорте функционирует большое количество вспомогательных предприятий — ремонтные мастерские, автобазы, прачечные, склады топлива и др. Помимо нефтепродуктов и взвешенных веществ, сточные воды этих подразделений могут загрязняться растворами солей, поверхностно-активными веществами, щелочами и пр.

ВНИИЖТом предложены технологические процессы и технические средства совместного термического обезвреживания в местах образования и накопления таких характерных для предприятий железнодорожного транспорта отходов, как нефтешламы и их смеси, твердые производственные и бытовые отходы из пассажирских вагонов, деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья, не годные к повторной укладке, а также осадки сточных вод очистных сооружений. На современном этапе экологически безопасная и экономически эффективная технология обезвреживания производственных и бытовых отходов на местах их образования и накопления на железнодорожных предприятиях включает совокупность индустриальных методов сбора, сортировки, транспортирования, высокотемпературного (900-1200°С) сжигания отходов и очистки отводимых газов до содержания вредных примесей в пределах допустимых концентраций с удалением нейтральных шлаков и регенерацией теплоты сгорания. Схема обезвреживания представляет собой модульную технологическую линию, состоящую из накопителя, загрузочного устройства, камеры сжигания, котла-утилизатора, шлакоудалителя, аппаратуры очистки газов, дымохода, параметры которых зависят от состава и объема поступающих на переработку отходов.

Установка термического обезвреживания производственных и бытовых отходов предприятий ж/д транспорта включается в состав стационарного оборудования каждого локомотивного и вагонного депо, путевой машинной станции, дистанции пути, шпалопропиточного завода, промывочно-пропарочной станции и др.

Источник: https://mirznanii.com/a/330226-2/okhrana-okruzhayushchey-sredy-i-ekologicheskaya-bezopasnost-na-zheleznodorozhnom-transporte-2

Экологические аспекты железнодорожного транспорта

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте
В данной статье рассмотрены проблемы воздействияжелезнодорожного транспорта на экологию. Проанализированы характерныеособенности снижения влияния данной проблемы. Выявлена и обосновананеобходимость перехода к использованию методов экономии топлива.

На основепроведенного исследования автором предлагается выделить основные способырешения, формулируются основные характеристики различных методов.

Ключевые слова: экологическая безопасность;железнодорожный транспорт; биосфера; снижение загрязнений; новые технологии;экономия топлива; обеспечение равновесия; соблюдение дисциплины.

Человечество как биологический вид и социальнаяобщность неразрывно связано с процессами, происходящими в окружающей среде, иво всех возрастающих масштабах черпает из нее ресурсы, загрязняет отходами,продуктами жизнедеятельности. Все происходит в тончайшем слое «жизненногопространства» – биосфере.

Эта «оболочка жизни» находится в постоянном движениивеществ, совершающих круговорот органических веществ в цепочке: почва –растения – животные – человек – почва (сток), а также неорганических веществ врамках других цепочек естественного круговорота, ибо природа создала механизмыпостоянного круговорота основных химических элементов между неживыми и живымикомпонентами окружающей среды в биосфере.

Функционирование любого элемента техносферы, втом числе и железнодорожного транспорта, должно основываться на следующихпринципах:

  • проведениеколичественной и качественной оценки общего и локального потребления природныхресурсов исходя из местных, региональных и федеральных возможностей;
  • проведениеколичественной и качественной оценки влияния различных видов деятельностиобщества на состояние экологических систем, природных комплексов и природныхресурсов;
  • нормированиеуровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества, втом числе и объектов железнодорожного транспорта на природную среду;
  • обеспечениеравновесия в кругообороте веществ и энергии путем ограничения воздействия наприроду, исходя из ее возможностей по самоочищению и воспроизводству;
  • ограничениевоздействия на природную среду с помощью различных методов и средств очисткивыбросов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов производства, физическихизлучений;
  • созданиеэкологически чистых производств, технологий, подвижного состава, оборудования итранспортных систем;
  • использованиеметодов экологической профилактики функционирования отраслей и объектовжелезнодорожного транспорта путем выполнения природоохранных мероприятий ивнедрения технологических средств;
  • непрерывныйконтроль за состоянием окружающей среды;
  • использованиеэкономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональнымприродоиспользованием.

Неотвратимость наступления ответственности занарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды [5].

Активно формируется методология, аксиоматика,круг решаемых задач, математический аппарат, практические приложения новойнаучной дисциплины – промышленно-транспортной экологии, изучающей различныеаспекты воздействия промышленности и транспорта на окружающую среду.

В последние годы классифицированы отдельныеисточники негативного воздействия транспортных объектов на окружающую среду,установлены причинно-следственные связи для управления экологическойбезопасностью транспортного комплекса.

Установлена мера экологической безопасности(чистоты) транспортных средств различного назначения и экологические требованияк этим объектам, определены причинно-следственные связи влияния на этот показательразличных инженерно-технологических и организационных факторов.

Экологические оценки уже не ограничиваютсярасчетом валовых выбросов отдельных веществ, ставится задача определения ирасчета концентраций примесей в атмосфере на значительной площади территории сучетом трансформации отдельных веществ, риска заболевания людей.

Хотя железнодорожный транспорт, точнее егоподвижной состав, оказывает неблагоприятное воздействие на все звенья биосферы,но доля его влияния по сравнению с автомобильным существенно меньше, во-первых,потому, что он один из самых экономичных по расходу топлива на единицутранспортной работы, и, во-вторых, из-за широкой электрификации железных дорог[6].

Протяженность железных дорог России составляет85,5 тысяч километров и, несмотря на то, что железнодорожный транспортоказывает наименьшее влияние на окружающую среду, его доля в загрязненииостается высокой.

Степень воздействия железнодорожного транспортана окружающую среду оценивают по уровню расходования природных ресурсов иуровню загрязняющих веществ, поступающих в природную среду регионов, гдерасположены предприятия железнодорожного транспорта.

Все источники загрязненийокружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные ипередвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо,заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава,котельные, пропарочно-пропиточные заводы.

К передвижным источникам относятсямагистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины,автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирскиевагоны и т.п.

В свою очередь, стационарные источники по сложности и числутехнологических процессов неравнозначны и могут создавать загрязнения неодного, а нескольких видов.

Загрязнения бывают:

  • механические– инертные пылеватые частицы в атмосфере, твердые примеси в воде, не вступающиев химические реакции;
  • химические– газообразные, жидкие и твердые химические соединения и вещества,взаимодействующие с природной средой и изменяющие ее химические свойства;
  • физические(энергетические) – тепло, шум, вибрация, ультразвук, световая энергия,электромагнитные и радиоактивные излучения, изменяющие физическиехарактеристики окружающей среды;
  • биологические– разнообразные микроорганизмы, бактерии, вирусы, появившиеся в результатедеятельности человека и наносящие ему вред;
  • эстетические– нарушение пейзажей, появление свалок, плохой дизайн, отрицательно влияющие начеловека.

Деятельность железнодорожного транспорта внаибольшей степени отражается на атмосфере в районах, где в качествелокомотивов эксплуатируются тепловозы с дизельными силовыми установками. Так,основным источником загрязнения атмосферы при работе подвижного составаявляются отработавшие газы тепловозов.

Основной путь снижения выбросов токсичныхвеществ тепловозами заключается в уменьшении их образования в цилиндрахдвигателей. Важное значение имеет обезвреживание отработавших газов, правильнаяэксплуатация тепловозов.

Для защиты окружающей природной среды необходимонаряду с ограничением выброса дыма бороться с искрами, источниками которыхявляются газоотводные устройства тепловозов, а также чугунные тормозные колодкилокомотивов и вагонов. Искры могут быть причиной пожаров на территориях,примыкающим к железным дорогам.

Ограничить искровыделение из газоотводныхустройств, свидетельствующее о не полном сгорании топлива, можно осуществлениеммероприятий, направленных на улучшение теплотехнического состояния тепловозов,а также установкой искрогасителей. Атмосферный воздух в основном состоит издвух компонентов, а именно: азота (78,09%) и кислорода (20,95%).

В небольшихколичествах в воздухе содержатся инертные газы (неон, криптон, ксенон),углекислота и некоторые другие.

С развитием экономики и ростом населениянарастающими темпами увеличивается расход воздуха, точнее атмосферногокислорода. При этом наблюдается изменение состава воздуха и его загрязнениевредными веществами.

В современных крупных промышленных и густонаселенныхцентрах состав воздуха существенно отличается от средней структуры атмосферыЗемли.

Промышленные центры и индустриальные города, образно говоря, накрыты,словно гигантским колпаком толщиной в сотни и тысячи метров, облаками изудушливого, отравленного газами и аэрозолями воздуха [2].

Ученые отмечают убыстряющийся процесс насыщенияатмосферы углекислым газом за счет сокращения удельного содержания в нейкислорода.

Кроме углекислоты, воздушный океан загрязняетсяболее вредными для здоровья людей и всего животного мира веществами. Среди нихследует выделить окись углерода (угарный газ), сернистые соединения, несгоревшие углеводороды, окислы азота, твердые аэрозоли (зола, сажа, пыль).

В настоящее время главными источникамизагрязнения воздушного бассейна являются промышленные предприятия и транспорт.

Необходимо отметить, что размеры влиянияразличных видов транспорта на атмосферу неодинаковы и зависят от особенностей истепени развития того или иного транспорта.

В отработавших газах транспортных двигателей,кроме паров воды, обнаружено более 200 химических соединений и элементов.Наиболее вредными и опасными для здоровья людей иживотного мира считают окись углерода, окислы азота, сернистые соединения инесгоревшие углеводороды.

В настоящее время принимаются конкретныенеобходимые меры борьбы с загрязнением воздушного бассейна, тем не менеепроблема остается острой и требует дальнейших усилий для своего разрешения.

Задачу снижения загрязнений атмосферы можнорассматривать применительно к стационарным транспортным предприятиям и кподвижным транспортным средствам.

Одним из наиболее доступных средств сниженияуровня загрязненности воздуха в городах и промышленных центрах считаетсясооружение в системе топливосжигающих установок предприятий транспорта ипромышленности высоких дымовых труб.

Поднимая продукты сгорания на большуювысоту, такие трубы способствуют рассеиванию их на более значительных территориях,что существенно снижает концентрацию вредных примесей в атмосфере городов.Однако они не обеспечивают кардинального решения проблемы.

Очистка газов, т.е. улавливание вредныхкомпонентов входящих в состав дымовых газов, – задача сложная и капиталоемкая.Очистка отработавших газов от пыли (твердых аэрозолей) осуществляется с помощьюэлектрофильтров и тканевых фильтров из термостойких материалов (включаяметаллические).

В настоящее время во всем мире ведутсяисследовательские и конструкторские работы, направленные на уменьшение ипредотвращение загрязнения атмосферы транспортными средствами. Наибольшеговнимания ученых, конструкторов и инженеров требует железнодорожный транспорт.

Большое значение для уменьшения загрязненияатмосферного воздуха отработавшими газами имеет повседневный техническийконтроль состояния локомотива. Все локомотивные хозяйства обязаны следить заисправностью выпускаемых на линию машин.

При исправном, хорошо отрегулированномдвигателе в отработавших газах окиси углерода должно содержаться не болеедопустимой нормы. Низкий уровень технического обслуживания приводит красстройству работы узлов и систем тепловоза.

В результате выбросы вредныхвеществ у таких локомотивов возрастают, намного превышая установленную дляданного типа тягового подвижного состава норму.

В настоящее время внедряются новые технологии вобласти железнодорожного транспорта, а конкретнее на тепловозную тягу, с цельюуменьшения потерь энергии и как следствие снижения некачественного сгораниятоплива. От качественного сгорания топлива в первую очередь снижается пагубноевоздействие отработавших газов на атмосферу, также происходит экономиятопливно-энергетических ресурсов.

Из этого следует, что необходимо снижатьуровень потребления топлива тепловозами [4]. Рассматриваемая проблема актуальнав данное время. Железнодорожный транспорт является крупнейшим потребителемэнергоресурсов.

Затраты на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) составляют вцелом по сети железных дорог России примерно 11,2% от общеотраслевыхэксплуатационных расходов, из них на тягу поездов расходуется 72,2%.Тепловозной тягой выполняются перевозки пассажиров и грузов, а такжеманевровые работы на станциях и путях промышленного железнодорожноготранспорта.

С целью сокращения непроизводительных потерь энергии рекомендованоприменение в локомотивных депо систем энергетической диагностики и оценкиэнергетической эффективности тягового подвижного состава, в том числе в частиоперативной оценки и диагностики теплотехнического состояния тепловозов вэксплуатации.

Бережное использование топливно-энергетических ресурсов – одна изважнейших задач для предприятий ОАО «Российские железные дороги». Топливно-энергетическиересурсы – не безграничны. И от них, в первую очередь, зависит, как будетдвигаться в будущее огромная отечественная корпорация – ОАО «РЖД».

Экономия дизельного топлива на тепловозахзависит от хорошего технического состояния локомотива, умелого вождения поездовбригадами, правильной организации формирования составов и от многих другихфакторов.

Наряду с этим важнейшим источником экономии и бережного использованиятоплива является снижение количественных и качественных потерь топлива при транспортировке,сливе, хранении и выдаче его на тепловозы [3].

К числу основных узлов и аппаратов дизеля,которые непосредственно влияют на расход топлива, относится главным образомтопливная аппаратура.

Так, например, от неудовлетворительной притирки иглы к корпусураспылителя форсунки, чрезмерно большого зазора между иглой и ее направляющей,нечеткого впрыска, от зависания плунжера и потери плотности плунжерной парытопливного насоса в значительной степени происходит перерасход дизельноготоплива.

Большую роль в экономном расходовании топливаиграет цилиндро-поршневая группа. Известно, что от износа цилиндровых гильз,поломки или пригорания поршневых колец ухудшается плотность цилиндров,снижается давление сжатия, в результате чего нарушается нормальный процесссгорания топлива.

При всех случаях нарушения нормального процесса сгораниятоплива ухудшается экономичность дизеля и увеличивается дымность выпускныхгазов. Дымление дизеля наиболее наглядно показывает бесполезное выбрасываниетоплива в атмосферу, которое при нормальных условиях работы двигателя моглобыть использовано рационально.

Кроме того, при дымлении загрязняется дизельноемасло, в результате чего ухудшаются его физико-химические свойства,увеличивается износ деталей, сокращается их срок работы.

Значительные потери составляют при сливе,хранении и заправке топлива в баки тепловозов.

Это происходит из-занеисправности оборудования и резервуаров, плохого соединения трубопроводов,неправильного использования шлангов, перенаполнения баков тепловозов, недосливатоплива при сливе из цистерн и от других причин.

Большие потери топливасоставляют при заправке тепловозов. На первый взгляд эти потери являютсянезначительными, но в действительности они очень существенны и составляют всреднем по сети железных дорог сотни тонн [1].

Для снижения расхода дизельного топлива втепловозной тяге на железной дороге продолжает внедряться унифицированнаямикропроцессорная система

управления электрической передачей тепловоза(УСТА). Она позволяет настраивать мощность дизель-генераторной установки насамый экономичный режим работы и, что особенно замечательно, – безвмешательства машиниста. На сегодняшний день в локомотивном депо Карасук такойсистемой оборудованы 80 секций тепловозов 2ТЭ10.

Специализированное переносное устройство «ДЭСТА»предназначено для диагностирования топливной аппаратуры. После регулировки сего помощью дизель не только дает экономию топлива до 3,5 процента.Одновременно увеличивается надежность работы топливной аппаратуры, уменьшаетсявероятность выхода из строя цилиндро-поршневой группы и разжижения моторногомасла дизельным топливом.

Внедрена «ДЭСТА» в локомотивных ремонтных депоМосковка, Барабинск, Тайга, Белово и Новокузнецк. Ощутимый вклад в экономиювносит система контроля работы дизель-генераторной установки «БОРТ»,регистрирующая основные параметры во всех режимах, позволяющая контролироватьрасход дизельного топлива.

Разработана она в научно-исследовательском институтетехнологии, контроля и диагностики (НИИ ТКД) «Транспорт» для тепловозов серии ТЭМ18ДМ,ЧМЭ3 и 2ТЭ10. За последние три года на дороге системой «БОРТ» оборудованы 161маневровый тепловоз приписки локомотивных депо Омск, Новосибирск, Новокузнецк,Барнаул, 25 тепловозов серии 2ТЭ10.

В перспективе намечено оснастить весьприписной парк тепловозов системой «БОРТ». При помощи аппаратно-программногокомплекса «БОРТ» расход горючего учитывается до одного литра – благодаря тому,что в топливной системе тепловоза установлены датчики оценки количестваиспользованного топлива на единицу выработанной энергии.

Также одним изспособов улучшения технико-экономических показателей тепловозных дизелейявляется впрыск воды непосредственно в камеру сгорания. В отличие от впрыскаазота впрыск воды можно использовать постоянно, не приводя к перегреву двигателя.

Это обеспечивает увеличение мощности дизелей на 15–20% по причине большойтеплоемкости воды, которая охлаждает разогретые детали двигателя, способствуеточистке от нагара поршней и камер сгораний, клапанов, выхлопного коллектора.

Любой двигатель внутреннего сгорания не просто впустую выбрасывает большуючасть получаемой им тепловой энергии (70 – 80 %), но, более того, он дажеразрушается, если потеряет возможность, через систему охлаждения, отдавать водесвое тепло.

С другой стороны, получающая это тепло вода, превращаясь во времякипения или испарения в пар, при обычном атмосферном давлении увеличивается всвоем объеме в 1700 раз. При этом давление образовавшегося пара может помогатьрабочему газу приводить в движение поршни двигателей и тем самым даватьсущественное приращение мощности, максимального крутящего момента икоэффициента полезного действия (КПД) этих двигателей. Успешноефункционирование и развитие железнодорожного транспорта зависит от состоянияприродных комплексов и наличия природных ресурсов, развития инфраструктурыискусственной среды, социально-экономической среды общества.

Состояние окружающей среды при взаимодействии собъектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры построительству железных дорог, производству подвижного состава нового поколения,производственного оборудования и других устройств, интенсивности использованияподвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научныхисследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли. Таким образом,перед железнодорожным транспортом, учитывая его специфические особенности,стоят может быть более трудные задачи в части повышения эффективности своейработы при обеспечении чистоты биосферы и рационального использования всехприродных ресурсов, чем в других отраслях народного хозяйства [7]. Обеспечитьравновесие в природе можно с помощью правовых, социально-экономических,организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и другихметодов. Правовые методы регламентируют нормы и порядок природопользованияисходя из условия сохранения относительного равновесия в окружающей среде.Социальные методы основаны на ответственности всех слоев общества за состояниеохраны окружающей среды. Экономические методы предусматривают определенные видызатрат на сохранение равновесия окружающей среды, рациональную плату заресурсы, возмещение ущерба. Организационные методы основаны на научнойорганизации природопользования и выполнении административных и правоохранныхмер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду. Техническиеметоды основаны на создании новых технологий и производственного оборудования,уменьшающих вредное воздействие на природную среду, внедрение эффективныхсредств очистки выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы. Санитарно-гигиеническиеметоды предусматривают обязательный контроль за состоянием окружающей среды сцелью своевременного принятия мер по предотвращению вредного влияниязагрязнений на людей и природу. В современных условиях одним из направленийборьбы за чистоту биосферы является всемерная экономия жидкого топлива натранспорте. Успех сохранения биосферы от загрязнений в конечном счете зависитот участия в этом большом деле каждого работника железной дороги. Толькопонимание каждым сложности экологических проблем и на основе этого строжайшеесоблюдение технологической и трудовой дисциплины, а также гражданского долгапозволят обеспечить гармоничное сосуществование человека, техники и природы.

Список использованнойлитературы:

  1. Гудков, А.В. Ресурсосберегающие технологии итехнические средства //Железнодорожный транспорт. 2008. №4. — с. 72-78.
  2. Губкевич Т.В. Управление затратами в условиях ресурсосберегающих технологий /Железнодорожный транспорт. 2000. — №12. — с. 73-75.
  3. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб.для вузов ж.-д. трансп. / И.В. Белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др., Подред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М Ф. Трихунова. — М: УМК МПС России, 2001.- c. 600.
  4. Железнодорожный транспорт: Научно-теоретический технико-экономическийжурнал/ Орган Министерства Путей Сообщения. -М. : Транспорт. 2006.-№2. -с.60-65.
  5. Клочкова Е.А. Промышленная, пожарная иэкологическая безопасность на железнодорожном транспорте. — М.: УМЦ ЖДТ, 2008.- с. 456.
  6. Малов Н. Н., Коробов Ю. И. Охрана окружающейсреды на железнодорожном транспорте. — М.: Транспорт, 2004. — с. 238.
  7. Луканин В.Н., Трофиненко Ю.В.Промышленно-транспортная экология. Учеб. для вузов. Высш. Шк. 2001.- с. 273.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id558/Yekologicheskie-aspekty-zheleznodorozhnogo-

Экология на железнодорожном транспорте

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте

При эксплуатации объектов железнодорожного транспорта используются определенные виды природных ресурсов – топливно-энергетические, земельные и др.

При всем разнообразии объектов (станции и узлы, локомотивные и вагонные депо, железнодорожные пути, электрические и контактные сети, средства сигнализации и связи и др.

) можно сформулировать общие экологические требования к их функционированию.

Для определения экологичности объекта железнодорожного транспорта используют коэффициент экологичности транспортной системы (КЭТС), который представляет собой разность влияния на природу неэкологизированного Ос и экологизированного Оэ объектов:

(1)

КЭТС отражает степень совершенства объекта с учетом его влияния на окружающую среду. КЭТС может выражаться в размерных и безразмерных единицах уменьшения объемов природопользования или объемов загрязнения.

Наиболее рациональной следует считать оценку влияния транспортного объекта непосредственно на природные ресурсы.

При этом очень важно соблюдать равновесие между объемами выделяемых загрязнений и возможностями каждого природного комплекса по самоочищению [5].

К подвижному составу предъявляются определенные требования по обеспечению экологической безопасности в районах или на маршрутах их эксплуатации.

Эти требования формируются на основании природоохранных норм и правил и вводятся в проекты в виде параметрических характеристик, обязательных к реализации при изготовлении и эксплуатации подвижного состава.

Достижение параметрических характеристик контролируется экологической экспертизой [5].

В ОАО «РЖД» уделяется большое внимание экономии топливно-энергетических ресурсов и, соответственно, снижению выбросов парниковых газов. Реализуются мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов. Это позволит сократить выбросы парниковых газов на 355 тыс.т.

Компания является одним из основных перевозчиков грузов и пассажиров в стране, при этом доля ОАО «РЖД» в загрязнении окружающей среды России составляет менее 1% по выбросам вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образованию отходов производства и потребления.

Экологические факторы играют все более заметную роль в производственной деятельности компании, в обеспечении ее экологической безопасности и конкурентоспособности.

В связи с этим филиалы ОАО «РЖД» должны нести экологическую ответственность, использовать более щадящие для окружающей среды технологии, внедрять соответствующие российские и международные стандарты и неукоснительно следовать им в текущей деятельности.

В России экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются в первую очередь широким применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха, прилегающих территорий, в то же время на нее приходится значительная доля перевозок. Российскими железными дорогами более 85% грузов и 80% пассажиров перевозятся электрической тягой.

Постоянно проводимая в отрасли работа по техническому перевооружению обеспечивает стабильное улучшение экологических показателей.

В дальнейшем необходимо полностью отказаться от сжигания топлива на железнодорожном транспорте и перейти на электроэнергию путем внедрения новых технологий.

При проведении работ по электрификации железных дорог происходит замена тепловозной тяги на электровозную, что значительно уменьшает выбросы вредных веществ в атмосферу [2].

Решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития России: органы государственной власти предпринимают действия, направленные на ужесточение государственного экологического контроля и на повышение как административной, так и имущественной ответственности нарушителей природоохранного законодательства; планируется принятие федеральных законов и нормативных актов, предусматривающих как внедрение экологических механизмов, стимулирующих применение, экологически чистых технологий, так и меры усиления ответственности предприятий за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Вклад электровозов в загрязнение окружающей среды не велик по сравнению с тепловозами. В то же время электровозы потребляют электроэнергию, которая вырабатывается на электростанциях, являющихся крупными загрязнителями окружающей среды. Поэтому снижение потребления электроэнергии электровозами крайне важно.

Активное потребление угля, нефти и газа привело к появлению глобальных экологических проблем, которые ждут своего скорейшего решения.

Для обеспечения устойчивого развития человеческого общества необходимо существенно расширить использование возобновляемых видов энергии, а также альтернативных видов топлива.

Необходима также выработка рациональной стратегии энерго- и ресурсосбережения и последовательная целенаправленная ее реализация. А это требует от современных молодых специалистов глубоких теоретических и экономических знаний.

Особенно важно получить такие знания специалистам железнодорожного транспорта – одного из крупнейших потребителей энергии и природных ресурсов [2].

Обеспечение права граждан России на благоприятную окружающую среду принято как одна из стратегических целей в программном документе развития железнодорожной отрасли России – Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Внедрение новых технологий на железнодорожном транспорте многих стран мира давно стало основой их эффективного развития. Именно инновационное и технологическое развитие перевозочного процесса позволяет наладить эффективные коммуникации как в рамках сомой железной дороги, так и во взаимоотношениях с ее многочисленными клиентами, обеспечить их лояльность и долгосрочную приверженность [5].

Список литературы

1 Донцов С.А. Экологическая безопасность железнодорожного транспорта. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – С.255

2 Зубрев Н.И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. – М.: УМК МПС России, 1999. – С. 380-395

3 Карминский В.Д. Экологические проблемы и энергосбережение. — М.: Маршрут, 2004. – С. 218-231

4 Катин В.Д. Методы и устройства сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу из котлов на предприятиях железнодорожного транспорта. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С. 3-65

5 Сидоров Ю.П. Практическая экология на железнодорожном транспорте. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С.228

ИНФОРМАЦИЯОБАВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Сосков Александр Викторович (30) SoskovAlexanderViktorovich

Петербургский St. Petersburg State Transport University.

государственный университет 11, Vilonova, Kaluga, 248000, the

путей сообщения. Russian Federation

Вилонова д.11, г. Калуга, 248000, Teacher of specialty «Technical operation

Российская Федерация. rolling stock of the railroads» (PSTU)

Преподаватель специальности Phone: +7(909)2502248

«Техническая эксплуатация E-mail: Alekcandr-angel@mail.ru

подвижного состава железных дорог»,

КФ ПГУПС

Тел.: +7(909)2502248

E-mail: Alekcandr-angel@mail.ru

Источник: https://infourok.ru/ekologiya-na-zheleznodorozhnom-transporte-3380542.html

5.3 Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте

Железнодорожныйтранспорт занимает исключительно важноеместо в жизнеобеспечении многоотраслевойэкономики России и реализации услуг поперевозке грузов и пассажиров.Железнодорожный транспорт — один изнаиболее экологически чистых видовтранспорта.

Железнодорожныйтранспорт, составляющий основутранспортного комплекса России, являетсяодним из самых экономичных видовтранспорта по потреблению природныхресурсов на единицу перевозимых грузови наиболее благополучным в отношениивыбросов и сбросов загрязняющих веществв окружающую природную среду.Природоохранная деятельность в отраслирассматривается как одна из важнейших.

Каждыйжелезнодорожный объект может оказыватьнегативные воздействия на состояниеприродной среды. Знание этих воздействийпозволяет устанавливать причиныизменений в природной среде и живыхорганизмах, а также вырабатыватьстратегию природоохранной деятельностина железнодорожном транспорте.

Степеньвоздействия железнодорожного транспортана окружающую среду оценивают по уровнюрасходования природных ресурсов иуровню загрязняющих веществ, поступающихв природную среду регионов, где расположеныпредприятия железнодорожного транспорта.

Все источники загрязнений окружающейсреды по характеру функционированияделятся на стационарные и передвижные.Стационарными источниками являютсялокомотивные и вагонные депо, заводыпо ремонту подвижного состава, пунктыподготовки подвижного состава, котельные,пропарочно-пропиточные заводы.

Кпередвижным источникам относятсямагистральные и маневровые тепловозы,путевые и ремонтные машины, автотранспорт,промышленный транспорт, рефрижераторныйсостав, пассажирские вагоны.

Загрязнениябывают следующих видов:

  • механические – инертные пылеватые частицы в атмосфере, твердые примеси в воде, не вступающие в химические реакции;

  • химические – газообразные, жидкие и твердые химические соединения и вещества, взаимодействующие с природной средой;

  • физические (энергетические) – тепло, шум, вибрация, ультразвук, световая энергия, электромагнитные и радиоактивные излучения, изменяющие физические характеристики окружающей среды;- биологические – разнообразные микроорганизмы, бактерии, вирусы, появившиеся в результате деятельности человека и наносящие ему вред;

  • эстетические — нарушение пейзажей, появление свалок, плохой дизайн, отрицательно влияющие на человека.

ВРоссии экологические преимуществажелезнодорожного транспорта обеспечиваютсяв первую очередь широким применениемэлектрической тяги, которая исключаетзагрязнение атмосферного воздуха и вто же время на нее приходится значительнаядоля перевозок. Российскими железнымидорогами более 85% грузов и 80% пассажировперевозятся электрической тягой.

Длязащиты окружающей природной средынеобходимо наряду с ограничением дымабороться с искрами, источниками которыхявляются газоотводные устройстватепловозов, а также чугунные тормозныеколодки локомотивов и вагонов.

Искрымогут быть причиной пожаров на территориях,примыкающих к железным дорогам.

Ограничитьискровыделение из газоотводных устройств,свидетельствующих о неполном сгораниитоплива, можно осуществлением мероприятий,направленных на улучшение теплотехническогосостояния тепловозов, а также установкойискрогасителей.

Остаетсяострой проблема отходов производстваи потребления. В целях сокращения объемовобразующихся промышленных отходовбольшое внимание уделяется вопросамвнедрения малоотходных технологий.

Освоен и успешно применяется безотходныйтехнологический процесс обмывкивнутренних поверхностей железнодорожныхцистерн и мойки колесных пар и другихдеталей с помощью моющего препарата«УБОН» (универсальный безотходныйотмыватель нефтепродуктов).

Всфере экологии ОАО «РЖД» ставит главнойзадачей — заботу о благополучии природнойсреды и здоровье людей.Для достижения этой цели экологическойстратегией предусматривается:

  • снижение негативного воздействия на окружающую среду на 35% к 2015 г. и на 70% к 2030 г.;

  • внедрение эффективных ресурсосберегающих природоохранных технологий и экологически чистых материалов, рациональное использование природных ресурсов;

  • снижение энергоемкости перевозок: сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 14,4%, топлива – на 9,1%;

  • повышение экологической безопасности и социальной ответственности деятельности компании.

ДоляОАО «РЖД» в загрязнении окружающейсреды России в настоящее время повыбросам вредных веществ в атмосферу,сбросу загрязненных сточных вод вповерхностные водные объекты, образованиюотходов составляет менее 1% [17].

Источник: https://studfile.net/preview/5906764/page:3/

Refy-free
Добавить комментарий