Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

Реферат: Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

План:

Введение
Культура Древней Греции и ее достижения
Культура Древнего Рима и ее достижения
Заключение
Список литературы

Введение

Понятие «цивилизация » возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура ».

Оно происходит от латинского «civilus» — гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» — исторически определенному уровню развития общества и человека.

Понятие «цивилизация» употребляется для характеристики материального и духовного уровней развития определенных исторических эпох, которые, в свою очередь, можно назвать цивилизациями.

Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» взаимно дополняют друг друга. Античной цивилизацией или культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима. Период возникновения античной цивилизации относится к XXV в. до н. э.

Закончилась эпоха античности в 476 г. н. э. – после распада Римской империи.

Античная культура является праматерью других культур: византийской, европейской, русской.

В своей работе я бы хотела рассмотреть основные достижения античной цивилизации, в том числе духовного и материального порядка.

Культура Древней Греции и ее достижения.

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тысячелетия до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. От этого периода найдены остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, росписные сосуды.

На рубеже III – II тысячелетия до н.э. на Кикладских островах появляются первые города. Центром сформировавшейся минойской цивилизации становится остров Крит.

Жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцов — лабиринтов, украшенных настенной росписью – фресками. В жизни минойцев огромную роль играли религия и теократия – особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежали одному человеку.

К середине XIV в. до н. э. остров Крит был завоеван греками – ахейцами.

Ахейская (микенская) культура переняла у своей предшественницы фресковую живопись, строительство водопровода, а также пантеон богов и фасоны одежд. Изменился тип усыпальниц: на смену шахтным гробницам пришел толос – купольная гробница.

Главным достижением ахейцев является линейное слоговое письмо Б, произошедшее от линейного слового письма А.

Крито-микенская цивилизация прекратила свое существование в XIII в. до н. э., когда начался железный век.

Следующий период в истории Древней Греции – Гомеровский период : великий Гомер создал знаменитые поэмы: «Илиада» и «Одиссея», которые являются одними из величайших литературных памятников человечества. Других памятников этой эпохи до нас дошло мало, в основном, вазы и терракотовые статуэтки.

Архаический период греческой истории охватывает VIII — VI вв. до н.э.

В это время проходила Великая колонизация, в результате которой греческий мир перестал быть в изоляции. Греки начали активно взаимодействовать с другими цивилизациями. В греческой культуре появляются новшества, позаимствованные из других культур: алфавитное письмо – у финикийцев, чеканка монет – у лидийцев.

В этот период происходит Великое разделение труда , то есть отделение умственного труда от физического, которое стало возможным благодаря росту производительности труда, увеличению прибавочного продукта за счет применения более дешевых и эффективных железных орудий. Создавшиеся экономические условия позволили части свободных граждан заниматься философией, искусством, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

На зарождение и развитие древнегреческой науки оказали большое влияние науки Древнего Египта и Вавилона. Развиваются астрономия, геометрия, математика (Пифагор). Зарождаются историография, география (Аристотель, Эратосфен, Птолемей).

Возникает первая философская система – натурфилософия .

На древнегреческое искусство того периода сильно воздействовали египетская и ближневосточная культура и архитектура. Элементы этих и других чужих культур были творчески переработаны греками и органично вошли в древнегреческую культуру.

В литературе эпохи архаики ведущая роль переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт); к концу 6 в. до н.э. как особый жанр оформляется басня (Эзоп).

В VIII в. до н.э. появился первый театр , из хора было выделено действующее лицо – актер .

К VI в. до н.э. оформляется архитектурный ордер (колонна) в его дорическом и ионическом стилях.

Также в период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри храмов ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

В искусстве этого периода появляются одиночные скульптуры двух типов: куроса – обнаженного юноши и коры — задрапированной женщины. Для этого периода характерны скульптурные многофигурные композиции и рельефы.

Основным памятником является древнегреческая керамика: коринфские вазы, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

В 776 г. до н.э. возникли Олимпийские игры .

В 449 г. до н.э. начинается новый период в развитии греческой культуры – классический , сыгравший значительную роль в развитии античной цивилизации.

В эту эпоху наибольшего расцвета достигли: медицина (Гиппократ, V в. до н.э.), философия (Демокрит, Сократ, создавший софистскую школу); в литературе основными жанрами становятся трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан).

Повсеместно становятся распространенными образовательные учреждения : школы, палестры, гимнасии, эфебии. Формой высшего образования можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков).

Достигает расцвета реалистическая скульптура , выполнявшаяся из мрамора и бронзы. Творчество великих скульпторов V в. до н.э.

отличают монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей: Фидия (статуи: «Афина – воительница», «Афина – Парфенос», «Зевс»), Мирона (статуя «Дискобол»), Поликлета (статуи: «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка»).

Среди живописцев того времени следует отметить Полигната и Аполлодора , открывших игру светотеней. Но их живопись не сохранилась.

Основной памятник того времени – вазовая роспись.

В классическую эпоху оформился коринфский стиль ордера, было построено много храмов и сооружений (храм Зевса в Олимпии, Ансамбль Акрополя, включающий в себя Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос, Парфенон и Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид).

В эпоху кризиса (IV в. до н.э.) – в период упадка общественной жизни – в Древней Греции стала популярной киническая школа философии (Антисфен и Диоген Синопский). Известным философом этого периода был и Платон, основавший собственную школу – Академию, просуществовавшую почти тысячу лет.

Получили развитие естественные науки, история (Ксенофонт) и риторика – наука об ораторском искусстве (Исократ, Демосфен)

В архитектуре начинают преобладать декоративные элементы, коринфский стиль, сооружения круглой формы.

Основными достижениями этой эпохи можно считать архитектуру (каменные театры в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе) и скульптуру (Пракситель – «Афродита Книдская», Скопас – «Геракл» и «Вакханка», Лисипп – «Анаксиомен», «Геракл», «Гермес»). Лисипп также создал скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Последней эпохой греческой цивилизации стал эллинизм.

В эту эпоху наибольшее развитие получили математика, механика, астрономия, георафия, естествознание, философия, и это развитие было связано с такими именами, как Архимед (школа перипатетиков), Евклид (элементарная геометрия), Эратосфен,Аристарх Самосский, Гиппарх Александрийский (астрономия), Герон Александрийский (механика), Герофил и Эрасистрат (медицина).

В этот период были созданы библиотеки , самые известные из которых – Александрийская и Пергамская.

Наиболее яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре – идиллическом , впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию .

Широкое распространение в эпоху эллинизма получили мимы – краткие сценки. Их автором был Герод.

Философия в эпоху эллинизма обладала рядом особенностей: эклектизмом (стремлением сочетать элементы различных школ), эпической направленностью . Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы – Эпикур) и кинизм, от которого отделился при Зеноне стоицизм. Для философии того периода характерен религиозный уклон.

Наиболее интересными памятниками того времени являются Фаросский маяк, Башня ветров, рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена; не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих общих чертах дошла греческая система образования.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что ее называют «золотым веком» человечества. Эта культура самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.

Культура Древнего Рима и ее достижения

Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству.

Древняя Греция во II – I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.

Родоначальницей Римской цивилизации считают этрусскую цивилизацию , находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.

Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить здания с купольным сводом. Культурными памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.

Основание Рима (753 г. до н.э.) является началом создания Римской империи. Город Рим сложился как город греческого типа.

Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и водопровод, создали первый цирк для гладиаторских боев.

Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур. Первый в Риме храм – храм Юпитера – был построен этрусскими мастерами.

В IV – III вв. до н.э. Рим становится республикой, на территории которой начинают распространяться греческий язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую (латиницу). Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр .

Наиболее известным представителями литературы того времени были: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Катон Старший, Варрон, Цицерон.

Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.

Развивалась архитектура : римляне широко применяли в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.

В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус – статуи, изображавшие ораторов в тоге.

Из наук большое развитие получила юриспруденция – наука о праве.

Последняя эпоха римской цивилизации – имперская (31 г. до н.э. – 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи на Западную империю – с центром в Риме, и Восточную империю – с центром в Константинополе.

Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей), медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).

Одним из высочайших достижений всей римской культуры является литература раннего имперского периода (конец I в. до н.э. – II в. н.э.), представленная Апулеем («Метаморфозы» или «Золотой осел»), Плинием Младшим; сатириками Ювеналом, Петронием, Лукианом; поэтами Вергилием, Горацием, Овидием.

К этому периоду относится и создание таких архитектурных памятников, как Колизей и Пантеон.

В поздний имперский период римской цивилизации (III – IV вв. н.э.) не было создано ничего нового. Произошел кризисантичной культуры , обусловленный низким уровнем грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.

История культуры позднего имперского периода проходит в борьбе с разлагающимися традициями античной цивилизации и новыми, христианскими принципами.

В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Христианские храмы строятся по подобию базилик.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г.. Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей.

На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы.

Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Заключение

Главное достижение античной цивилизации — расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода.

Крупнейшим новшеством того периода стало рождение первосистемы абстрактных наук – философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, юриспруденции, экономики. Возникли школы философов: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей (мусеион). Сложилась система образова­ния.

Развитие духовной сферы в период античной цивилизации привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму.

Сложился строй общественно-политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления со­общества свободных людей.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов — независимых, самоуправляемых городов – государств со многими признаками общины.

В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие ло­кальные рамки, впервые возникли мировые империи.

Античная цивилизация внесла огромный вклад в развитие экономики (термин «Экономика» был придуман Аристотелем) (возникли разнообразные формы организации производства, собственности, обмена, финансово-кредитных и денежных отношении и т.п.).

В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок.

Кроме того, в Древней Греции в V в. до н.э. возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент.

Таким образом, именно античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, оставив после себя культурное наследие, повлиявшее на культуру Средневековья, Возрождения и Нового времени.

Список литературы

1. Вальяно М.В. основы философии: учебник. – М.: Издат. «Дело и Сервис», 1999;

2. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие – М.: Гардарики, 2003;

3. Зольева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. М.: Олма — Пресс, 2001;

4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: РГГУ, 1998;

5. Маркова А.Н. Культурология. ЮНИТИ – ДАНА, 2006;

6. Петров М.К. Античная культура. – М.:, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997;

7. Уколова В.И. Античность в литературе и искусстве. Средневековая литература. – М.. 1989;

8. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие для студентов вузов гуманитарноог профиля. 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-228057.html

Вклад античных цивилизаций в развитие культурных ценностей современности

Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

На тему: « Вклад античных народов в развитие культурных ценностей современности »

fВведение

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру.

Но что значит мировая культура или просто культура? Постараемся дать определение этому слову.

Культура — смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они могли бы понимать и совершать в нем поступки.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида.

Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Культура не существует вне человека. Человек — творец культуры. Артефакт — то, что искусственно создано человеком. Культура — совокупность артефактов.

Культура начинается там, где человек существует не только как биологическое существо. Но для создания высокой культуры необходим большой период времени. Наша современная культура, её ценности основана на культурных достижениях античных цивилизаций. Они составляют, как бы фундамент, без которого невозможно дальнейшее развитие. Достижения античных цивилизаций известны нам из многих отраслей научных знаний, философии, искусства.

fАнтичные цивилизации

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus — древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Следовательно существовали две наиболее культурно развитые Античные культуры: греческая и римская.

Греческая культура

Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее движение. Греческая цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения.

Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер. Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика.

В полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

Демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина.

Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы.

Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть смертные боги, а боги — бессмертные люди.

В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежат следующие факторы: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры.

Отголоски этой великой культуры слышны и в наше время. Яркий пример — всем известные Олимпийские игры, бессмертные произведения Гомера, труды Фалеса, Архимеда и других основоположников современной науки.

Римская культура

Существовала также и другая античная цивилизация — Римская империя со своей, отличной от Греции, культурой. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его победоносный героический народ, те, кто боролся и погиб за его величие.

Если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. На протяжении нескольких веков Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин — от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка.

Не было равенства в политической и социальной сфере. Римский гражданин ориентировался на ценности: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода.

Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан.

Возникла мировая Римская империя. Утверждалось равенство граждан перед законом, и исключалась возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т.п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан.

Право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую и представляют Институции Гая. Своеобразна и римская наука, исходящая из представлений о вечном, одушевленном, неделимом и совершенном космосе, — в ней ре было антиномии природа — человек.

В Римской империи различались умозрительные (теоретические) и эмпирические (практические) науки; сюда же относили и искусства удовлетворяющие потребности роскоши. Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием.

Римское искусство — продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики.

В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло.

fИтог

Я уже упоминал о том, что культура античных народов явилась фундаментом нашей, современной культуры. Давайте рассмотрим по подробнее этот фундамент и подведём итог всему сказанному.

а) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было.

б) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. В дальнейшем, развиваясь, эта Рыночная экономика составила основу товарно-денежных отношений нашего общества.

в) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии.

г) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру.

Культурные достижения Древней Греции и Древнего Рима стали достоянием всемирной истории и были унаследованы многими государствами Запада и Востока

  • Периоды истории Древней Греции, их характеристика. Идеология, система ценностей римских граждан. Основное сходство древнеримской и древнегреческой цивилизаций. Этапы формирования древней культуры, ее значение. Своеобразие советской культуры 20-х годов.контрольная работа [31,3 K], добавлен 22.02.2009

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/culture/00016655_0.html

Вклад древних греков в мировую культуру

Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

Особенностью греческой культуры является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни.

Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры.

Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня.

На почве древнегреческой культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники.

Отточенность, яркость и глубина философской мысли, обширность вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых достигло ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.

Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира.

Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности.

Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей древнегреческого мира, к которой обращались многие великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.

Заключение.

Великим оказался вклад древних греков в развитие мировой культуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.

Успехи греческих мастеров были поразительно велики во всех областях культурного творчества: в философии это разработка развитых систем материализма (Демокрит и Эпикур), идеализма (Платон), системы Аристотеля и стоиков; в архитектуре — появление регулярного градостроительства и знаменитой ордерной системы, на много столетий определившей направление римской, средиземноморской, а затем и европейской архитектуры; в литературе — создание многих жанров (трагедия, эпос, лирика, комедия, ученая поэзия), а в каждом жанре — шедевров мирового значения; блестящие научные открытия (формулировка принципов гелиоцентрической концепции Вселенной, учение об эволюции организмов, атомистическая схема строения вещества, принципы формальной логики и элементарной математики и многое другое). Следует отметить одну из особенностей культуры древних греков — это ее гуманистический характер. В центре культурного творчества греческих мастеров стоял гражданин как носитель лучших человеческих качеств, притом в демократических полисах не аристократ — богатый и получивший специальное воспитание, а гражданин вообще, независимо от его имущественного положения.

Совершенство греческой культуры объясняется и богатым экономическим потенциалом греческих полисов, созданным за счет рациональной организации рабского труда, благоприятными возможностями политической деятельности для граждан и развитостью личности самого гражданина, знатока культурных ценностей, потребности и интересы которого вдохновляли мастеров на создание этих ценностей.

Влияние древних греков на последующее развитие народов Средиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировой цивилизации стало весьма значительным и плодотворным.

Оно не только питало это развитие, но целый ряд достижений древних греков (принципы демократии как власти народа, регулярные города, стадионы, театры, скульптурные образы, художественные типы греческой литературы, научные открытия и др.

) вошли в структуру современной цивилизации как ее органическая и неотъемлемая часть.

Литература:

1. Культурология. Уч. пособие для вузов (Под ред. проф. А.А. Радугина). М., 1997.

2. Культурология. История мировой культуры. М., 1995.

3. Культурология. Уч. пособие. Ю.Я.Малюга. М., 1998.

4. Древние цивилизации. — М., 1989.

5. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. Ростов-на-Дону, 1994.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_15523_vklad-drevnih-grekov-v-mirovuyu-kulturu.html

Refy-free
Добавить комментарий