Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

, , . Надежность человека как звено сложной системы

Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

УДК 658.15(075)

, ,

НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗВЕНО СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ

На современном этапе научно – технического прогресса на первый план выдвигается задача исследования и разработка теории надежности и эффективности человеческого фактора в системах руководства (управления) и системах человек – машина.

Решение этой задачи возможно при широком комплексном и глубоком информациологическом исследовании не только технических сторон процесса, но и в первую очередь физиологических, инженерно – психологических и генетических проблем человеческого фактора.

«Человек есть, конечно, система (грубее говоря, машина), утверждает академик , — но в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию» [1].

В любой системе учета, контроля и управления необходимо в первую очередь рассматривать надежность человека, которую можно трактовать как ее эффективность, так как человек, используя математику, не только обрабатывает информацию, но и является ее носителем.

Отсюда следует, что саморегулирование есть главный фактор надежности человека. Но следует отметить, что моделировать поведение человека трудно. Поэтому влияние человеческого фактора относится к проблемам, которые наиболее трудно поддаются оценке. Это особенно относится к условиям, в которых безопасность в значительной мере зависит от вмешательства человека.

Как известно многочисленные системы, в том числе и система «Предприятие – Среда», взаимосвязанные только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Это требует учитывать надежность человека как звена сложной системы [2].

Повышение безопасности деятельности человека является актуальной проблемой и является предметом специальных исследований.

Известно, что многочисленные системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Ошибки человека вносят значительный вклад в вероятности возникновения аварийных ситуаций на промышленных объектах.

Тем не менее основное внимание уделяется оборудованию и практически не уделяется проблеме ошибок человека. Поэтому данной проблеме следует уделять не меньшее внимание, чем анализу аварийных ситуаций с отказами оборудования.

Анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.

Моделирование поведения человека является наиболее сложной задачей.

В общем виде модель процесса деятельности можно представить состоящей из двух элементов: человек и среда. Любая деятельность опасна. Это утверждение можно считать аксиомой, ибо потенциальная опасность – это свойство любого производственного процесса.

Система «человек – среда» является двух целевой. Одна цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая – в исключении нежелательных последствий (ущерб здоровью и смерть человека, пожары, аварии, катастрофы и т. п.

явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия – представляющие опасности).

Современный человек живет в мире опасностей: природных, технических, антропогенных, экологических и др.

Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

Там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации и опыта. Ошибки человека определяются как невыполнением поставленной задачи или выполнение запрещенного действия, которое может являться причиной повреждения оборудования или нарушения нормального хода запланированных операций [3].

Ошибки по вине человека могут возникать в случаях, когда оператор или какое – либо лицо стремится к достижению ошибочной цели, поставленная цель не может быть достигнута из – за неправильных действий оператора, оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Среди основных причин ошибок человека можно выделить:

·  неудовлетворительная подготовка или низкая квалификация обслуживающего персонала;

·  следование обслуживающего персонала неудовлетворительным процедурам технического обслуживания и эксплуатации;

·  неудовлетворительные условия работы, связанные с плохой доступностью к оборудованию, теснотой рабочего помещения или чрезмерно высокой температурой;

·  недостаточное стимулирование обслуживающего персонала и специалистов по техническому обслуживанию, не позволяющее достигнуть оптимального уровня качества их работы;

·  неудовлетворительное оснащение рабочего места необходимой аппаратурой и инструментами.

Классификация основных видов ошибок, допускаемых по вине человека:

ошибки проектирования – обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования;

операторские ошибки – возникающие при неправильном выполнении обслуживающим персоналом установленных процедур;

ошибки изготовления – на этапе производства вследствие неудовлетворительного качества работы, неправильного выбора материала, изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации;

ошибки технического обслуживания — возникающие, в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудования или неправильным монтажом;

внесенные ошибки – это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения (возникли ли они по вине человека или же связаны с оборудованием);

ошибки контроля – связаны с ошибочной приемкой элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы допусков;

ошибки обращения – возникающие вследствие неудовлетворительного хранения или транспортировки изделий.

Для оценки надежности работы человека не существует какого–либо общего метода.

В данном случае может быть использована методология прогнозирования ошибок человека основанная на классическом анализе и включающая этапы:

— составление перечня основных отказов системы;

— составление перечня и анализ действий человека;

— оценивание частоты ошибок человека;

— определение влияния частоты ошибок человека на интенсивность отказов рассматриваемой системы;

— выработка рекомендаций, внесение необходимых изменений в рассматриваемую систему и вычисление новых значений интенсивности отказов.

Оценивания частоту ошибок человека, необходимо учитывать факторы:

·  качество обучения и практической подготовки;

·  наличие письменных инструкций, их качество и возможность неправильного их толкования;

·  степень учета эргономических аспектов при проектировании органов управления и индикаторов;

·  тип используемых средств отображения визуальной информации;

·  степень независимости действий оператора;

·  психологические нагрузки.

Стремление к обеспечению безопасности всегда было положительной мотивацией человеческой деятельности.

Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа. Поведение человека в ситуации риска следует оценивать исходя из интерпретации основного концептуального положения самоорганизационной модели социальных изменений [4].

В рамках такой модели отличают две составляющие механизма социальных изменений – организационную и самоорганизационную, учитывая то, что человек как элемент социальной системы в отличие от молекул, атомов, растений, животных, имеет способность выделять себя из окружения, осознавать и действовать на основании собственных волевых решений. Психологической базой организационных изменений является человеческая способность к аналитическому, рациональному мышлению, способность ставить цели и вырабатывать стратегии их реализации. Все действия, которые приводят к изменению организационного порядка, совершаются на основе предварительного осознания ситуации. Психология второго — самоорганизационного механизма — основывается на способности человека действовать под влиянием чувств, эмоций. За счет этих понятий может быть в общих чертах описан процесс самоорганизационого создания порядка равновесия системы любой природы, в том числе и социальной.

Одним из нетривиальных ракурсов рассмотрения системы «Человек» и отыскание ответов на множество вопросов может стать взгляд через призму самоорганизующейся модели социальных изменений, которая основывается на концепции самоорганизации.

Нам предстоит осознать, что человек является энергосистемой, слитой в общую систему Вселенной и получающий из нее энергию, необходимую для жизнедеятельности.

Энергия в Космосе распределяется по потокам, так называемым частотам. Научившись определять качество энергии – научимся познавать различные энергетические информационные потоки и управлять ими. Человек и Вселенная представляют собой единый мировой процесс вечного движения и обмена информацией.

Следует отметить, что подавляющее большинство бед исходит от самого человека. Интенсивно занимаясь хозяйственной деятельностью, безудержно развивая науку и технику и уповая на них, человек все больше и больше теряет связь с природой, гармонию с ней, которые были присущи ему ранее [5].

Научно – технический прогресс направлен на все большую концентрацию энергии, что потенциально угрожает чрезвычайным ситуациям глобального масштаба.

Для их профилактики, выявления механизма реализации все шире применяется энтропийноэнергетическая концепция чрезвычайных ситуаций.

Катастрофы, связанные со взрывами, пожарами, механическими, электрическими та другими влияниями ведут к диффузии энергии в окружающую среду и разрушению объектов на месте события, т. е. – к увеличению хаоса, неустойчивости, т. е. росту энтропии.

Необходимо помнить, что рост энтропии связан только с самостоятельным процессом. Если процесс протекает, вынуждено, за счет внешних факторов, то такой процесс может сопровождаться с уменьшением энтропии.

А поскольку чрезвычайные ситуации могут происходить при любом процессе, то тем самым чрезвычайная ситуация связана как с ростом энтропии, так и с ее уменьшением.

Энергия в фазе инициирования ситуации изменяется незначительно.

Системный подход в постановке данной статьи заключается в том, что деятельность личности как звено сложной системы по минимизацию рисков расматривается как открытая динамическая ситема в совокупности важнейших внутренних и внешних взаимодействий с целью нахождения путей оптимизации этой системы.

Риск, являясь системным феноменом в смысле взаимосвязи и многообразия факторов, лежащих в его основе, одновременно представляет собой предмет междисциплинарного исследования. Системный подход содержит в себе схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей.

Для эффективного исследования необходимо зафиксировать в обхекте наличие разнотипных связей, представить это многообразие в операциональном виде, т. е изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сопоставление. Исходя из тезиса о многообразии типов связей объекта, следует, что сложный объект может допускать несколько абстрактных расчленений.

При этом критерием обоснованности выбора типа абстрагирования может служить то, насколько в результате удается построить «единицу анализа» (теоретическую модель) [6].

Здесь важным замечанием должно служить факт так называемого парадокса риска, описанного в [7]: «минимизация риска ведет к повышению риска, а повышение риска минимизирует его».

Однако при переходе к «цифрам» нужно принять во внимание методологию «приемлемого риска», которая сформировалась в 60-80 годы под воздействием исследований, проведенных специалистами NRC и Мерилендского университета (США) [8]. Основу этой концепции составляет постулат о невозможности обеспечения нулевого риска, т. е.

достижения абсолютной безопасности. В этой связи задача обеспечения безопасности сводится не к полному устранению риска, а к его уменьшению до некоторого значения, приемлемого обществом в целом и/или его отделными членами. Следует отметить, что єтот подход поначалу был подвергнут критике за „безнравственность” из-за признания цены риска.

Однако последовательные аварии стимулировали развитие вероятностных методов анализа безопасности (ВМАБ), в результате чего общество признало целесообразность применения ВМАБ наряду с классическими детерминистическими методами анализа.

Введение показателей риска позволяет более оперативно управлять безопасностью на основе целевой функции, опирающейся на эти показатели.

По мнению авторов величина ненулевого рика имеет двоякое значение. С одной стороны, его нужно уменьшать чтобы обеспечить как можно большую безопасность системы Человек-Земля-Вселенная.

Однако, с другой стороны, риск в самом широком его понимании (а именно так нужно подходит к его анализу), стимулирует развитие и саму деятельность в эволюционном направлении самой самоорганизующейся системы сообщества людей.

Кроме того, известны случаи, когда перед лицом серьезной опасности (по сути – риска), те или иные субъекты исторического процесса проявляли недюжинные способности и проходили это испытание с честью. Этих испытаний выпало на долю человечества в большом множестве.

Уже опираясь на эти исторические факты и выводы, сделанные одним из выдающихся математиков стран СНГ – в книге [9] можно провести принципиальный вывод о том, что: «Если стремиться к долгому временному прогнозу развития человечества (а вместе с тем оценивать его риски), то рассматривая интервал (рис. 1 см.

ниже) на «стреле времени» нужно как можно больший. Здесь интервалом, который охватывает официальная наука вряд ли можно обойтись, ибо в этом случае вектор 2 и вектор 1 расходятся сильно.

Если взять в научный оборот те экмпериментальные данные, который человечество ассимилировало в виде легенд, притч, всех направлений религии и др.»

Рис.1. Короткий (2) и. длинный (3) прогнозы,

направления движения (1)

Таким образом, если опираться только на определение и временной промежуток, охватываемый официальной наукой, то сделать сколько-нибудь точный прогноз в отношении тех же рисков современной цивилизации не представляется возможным. Вернее, его результаты вряд ли можно считать удовлетворительными, без учета наработок других наук, охватывающих гораздо больший промежток времени существования человечества как вида.

Из сказанного выше можно сделать важные для практики выводы. Чрезвычайные ситуации начинаются со стадии накопления объектом дефектов. Это накопление реализуется со стадии проектирования, дальше – производства, потом – эксплуатации. Наибольшая ответственность есть стадия эксплуатации.

А поэтому главная задача — вести процесс без отклонений от норм, правил его реализации, контролировать процесс старения объекта, своевременно заменять системы, что выработали ресурс.

Снижение риска для жизни людей в процессе их деятельности может быть достигнута только на основе системного подхода к решению этой проблемы.

1. Никифоров человека. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. – 192с.

2. Откидач основы анализа рисков в управлении безопасностью системы «Предприятие – среда». Новое поколение / Сб. научных трудов №4, МАНЭБ, посвящается 300-летию Санкт – Петербурга, 200с.

3. Б. Диллон, Ч. Сингх Инженерные методы обеспечения надежности систем: Пер. с англ. – М.: Мир, 1984, — 318 с., Ил.

4. Соціальні ризики та соціальна безпека в умовах природних і техногенних надзвичайних ситуацій та катастроф / ред.: , Ю. І. Саєнко, . – К.: Стилос, 200с.

5. Человек как энергосистема, его цели и задачи / Газета «ЭХО», №32(269), август, 2000.

6. Тягунов анализ ситуаций риска, случайности и неопределенности / Автореферат диссертации. – Москва, 1999.

7. Тягунов , неопределенность, случайность. – М.: Этикет, 1999.

8. Аронов проблемы безопасности технических систем и анализ риска / Стандарт и качество, №3, 1998.

9. из «Загадки пространства, времени и бытия» / http://www. /zip/zagadki. zip

Источник: https://pandia.ru/text/77/341/99475.php

§ 7. Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

Технические системы становятсявзаимосвязанными только благодаряналичию такого основного звена, какчеловек. Примерно 20-30 % отказов прямоили косвенно связаны с ошибками человека;10-15 % всех отказов непосредственносвязаны с ошибками человека. По мнениюакадемика В.А. Легасова, свыше 60% аварийпроисходит из-за ошибок персонала»рисковых» объектов.

Ввиду этого, анализ надежности реальныхсистем должен обязательно включать ичеловеческий фактор.

Надежность работы человека определяетсякак вероятность успешного выполненияим работы или поставленной задачи назаданном этапе функционирования системыв течение заданного интервала временипри определенных требованиях кпродолжительности выполнения работы.

Ошибка человека определяется какневыполнение поставленной задачи (иливыполнение запрещенного действия),которое может явиться причиной поврежденияоборудования или имущества либо нарушениянормального хода запланированныхопераций.

В реальных условиях в большинстве системнезависимо от степени их автоматизациитребуется в той или иной мере участиечеловека.

Можно утверждать, что там, где работаетчеловек, появляются ошибки. Они возникаютнезависимо от уровня подготовки,квалификации или опыта. Поэтомупрогнозирование надежности оборудованиябез учета надежности работы человекане может дать истинной картины.

Ошибки по вине человека могут возникнутьв тех случаях, когда:

— оператор или какое-либо лицо стремитсяк достижению ошибочной цели;

— поставленная цель не может бытьдостигнута из-за неправильных действийоператора;

— оператор бездействует в тот момент,когда его участие необходимо.

Виды ошибок, допускаемых человеком наразличных стадиях взаимодействия всистеме «человек — машина» можноклассифицировать следующим образом.

1. Ошибки проектирования: обусловленынеудовлетворительным качествомпроектирования. Например, управляющиеустройства и индикаторы могут бытьрасположены настолько далеко друг отдруга, что оператор будет испытыватьзатруднения при одновременном пользованииими.

2. Операторские ошибки: возникают принеправильном выполнении обслуживающимперсоналом установленных процедур илив тех случаях, когда правильные процедурывообще не предусмотрены.

3. Ошибки изготовления: имеют место наэтапе производства вследствие (а)неудовлетворительного качества работы,например неправильной сварки, (б)неправильного выбора материала, (в)изготовления изделия с отклонениямиот конструкторской документации.

4. Ошибки технического обслуживания:возникают в процессе эксплуатации иобычно вызваны некачественным ремонтомоборудования или неправильным монтажомвследствие недостаточной подготовленностиобслуживающего персонала,неудовлетворительного оснащениянеобходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесенные ошибки: как правило, этоошибки, для которых трудно установитьпричину их возникновения, т.е. определить,возникли они по вине человека или жесвязаны с оборудованием.

6. Ошибки контроля: связаны с ошибочнойприемкой как годного элемента илиустройства, характеристики котороговыходят за пределы допусков, либо сошибочной отбраковкой годного устройстваили элемента с характеристиками впределах допусков.

7. Ошибки обращения: возникают вследствиенеудовлетворительного хранения изделийили их транспортировки с отклонениямиот рекомендаций изготовителя.

8. Ошибки организации рабочего места:теснота рабочего помещения, повышеннаятемпература, шум, недостаточнаяосвещенность и т.п.

9. Ошибки управления коллективом:недостаточное стимулирование специалистов,их психологическая несовместимость,не позволяющие достигнуть оптимальногокачества работы.

Свойство человека ошибаться являетсяфункцией его психофизиологическогосостояния. Интенсивность ошибок вомногом определяется параметрами внешнейсреды, в которой человек работает.

В основе всех перечисленных причинлежат психологические мотивы поведениячеловека в разных ситуациях. Отдельныелица представляют и руководящее звено,и операторское звено, и ремонтныйперсонал, и т.п. Подходы к проблемамбезопасности у них будут разные, разнымибудут и результаты.

Поведение отдельныхлиц и их влияние на безопасность систембудет различным на разных ступеняхтехнологической цепочки созданияобъекта (выбор площадки, разработкатехнико-экономического обоснования,конструкторские проекты, изготовленияоборудования, строительство объекта,монтаж, наладка, эксплуатация, контрольи т.п.).

Одновременно персонал рисковых объектовиспытывает большую психологическуюнагрузку.

Факторы, ее обусловливающие,можно рассмотреть на примере [64] работыоперативного персонала традиционнойпромышленной электростанции: осознаниестепени опасности и тяжести последствийаварии; высокое давление пара и воды,высокое электрическое напряжение;движущиеся механизмы; вибрация; повышеннаятемпература и пониженная влажностьвоздуха; монотонность обстановки;медленные изменения показаний приборов;размеренный ритм работы оборудования.

Следствия: расстройство сознания, ростпсихологической напряженности, потерябдительности.

Статистика: от 7 до 36% аварий происходитпо вине персонала; 73% из них — в результатенеблагоприятных психологических качествчеловека. Аналогичные результаты даетанализ причин несчастных случаев напредприятиях «Белглавэнерго», %:психологические — 49,1; социально-психологические- 21,8; смешанные — 22,7; технические — 4,3;прочие — 2,1.

Для операторов атомной электростанциипсихологическая нагрузка еще выше:более высокая личная ответственность;опасность радиационного облучения;риск радиационного заражения местностив случае аварии с выходом теплоносителя.

Психологи определяют две группы качествпрофессиональной подготовки: знания инавыки, психологические, психофизиологическиеи социально-психологические качества,такие, как стрессоустойчивость, выдержка,добросовестность, ответственность,умение работать в группе.

Как правило,основная часть оперативного персоналаэтому комплексу качеств удовлетворяет.

Однако здесь, видимо, требуется полное,100% соответствие оперативного персоналаэтим качествам, так как неизвестно, начью долю придется критическая ситуация,из которой придется выходить.

Не следует забывать о социально-психологическомаспекте надежности человеческогофактора в условиях политическихстолкновений в обществе (тревоги внешнегомира становятся фактором риска, когдау пульта обеспокоенный оператор). Вцелом сложная картина воздействий начеловека, управляющего потенциальноопасной техникой, представлена на рис.7.1.1.

Рис.7.1.1. Факторы, воздействующие начеловека, управляющего потенциальноопасной техникой

При этом для разных людей движущиемотивы профессионального поведениямогут быть различные: познавательныйинтерес к делу, уважение к профессии,осознание ответственности, избежаниеконфликтов, карьеризм, утилитарныйподход (зарплата, премия, жилье, машина,путевка на отдых и т.д.).

Особого рассмотрения требует поведениечеловека в экстремальных (аварийных)ситуациях. За примером обратимся кработе проф. С. А. Тевлина [64], в которойвесьма наглядно раскрыт этот вопроспри анализе аварий на АЭС «Три-Майл-Айленд»(США, 1979г.) и Чернобыльской АЭС (бывшийСССР, 1986г.). Одновременно Вы обнаружитеи ряд ошибок из приведенной намиклассификации.

В экстремальных ситуации человек, какправило, продолжает ту линию поведения,которая отработана в предыдущий период.Мера воплощения привычных стереотиповзависит от выраженности таких личныхкачеств, как эмоциональная выдержка,добросовестность, доверчивость,самоконтроль, стрессоустойчивость идоброжелательность.

Поэтому формула безопасности: критическаяпозиция (I) + строго регламентированныйи взвешенный подход (II) + коммуникабельность(III) = безопасность, — будучи внедреннойв стереотип поведения оператора,обеспечивает:

— предотвращение (удаление от) аварийнойситуации;

— снижение процента ошибок при управленииаварией.

Это нетрудно проследить на примерахкрупных радиационных аварий на АЭС впоследние десятилетия. С 1944 по 1988 г. вмире произошло 296 таких аварий, в которыхпострадало 136615 чел., из них 24853 чел.

получили значительное облучение (6 Грна кожу или 0,25 Гр на все тело) и 69 чел.погибли.

Из них 13 случаев приходится наядерные реакторы и критсборки, а остальные- на радиационные установки ирадиофармацевтику.

При развитии аварии на АЭС «Три-Майл-Айленд»отмечаются следующие ошибки персонала:

— ремонтники оставили закрытыми задвижкина линии аварийного питания парогенератора(ПГ).

— непонимание протекающих процессоввследствие отсутствия полной информации,стереотипа мышления и недочетовконструкции. В частности, существеннуюроль в развитии аварии сыграл импульсныйпредохранительный клапан (ИПК) на линииот конденсатора давления (КД), которыйне закрылся после срабатывания.Аналогичная ситуация сложилась на 11мая 1984 г.

на Калининской АЭС, которая, ксчастью, не привела к аварии. Возвратна место ИПК КД происходит далеко невсегда, наблюдались случаи непосадкиклапана и на других АЭС уже после авариина «Три-Майл-Айленд». Однако это непородило импульса к исправлениюположения.

Это пример отсутствии культурыбезопасности на арматурном предприятии- изготовителе и в проектной организации,использовавшей такой ИПК в проекте.

В возникновении наиболее тяжелой аварииза всю историю атомной энергетики -аварии на ЧАЭС — большую негативную рольсыграл оперативный персонал. Известно,что человеческие ошибки совершаютсятолько в условиях, когда люди не могутих не сделать. Исходя из этого представляетсяважным оценить психологическую исоциально-психологическую обстановкуна ЧАЭС.

1. ЧАЭС — одна из лучших АЭС. Благоустроенныйгород Припять. Престижное место работы.

2. Квалификация оперативного персоналана ЧАЭС, и в пятой смене в частности(когда произошла авария), в общем, недают основания для сомнений: образованиеи практический опыт работы имелись.

3. ЧАЭС — Припять: обособление должностныхгруппировок, внутри которых поддерживалисьотношения «своих».

4. Подбор и расстановка кадров осуществляласьв соответствии с п.3.

5. Снижение активности жизненной позиции:определяющий мотив поведения — избежатьконфликта с руководством (следствия:»Мне приказано — я делаю», т.е.буквальное следование инструкциям;равнодушие к производству; уход в мирличных интересов; «позиция винтика»).

6. Традиция сохранения в тайне информацииоб аварийных случаях, что исключаетвозможность обучения персонала ивоспитания чувства коллективнойответственности.

7. Внутренняя установка на выполнениезадания (плана производства электроэнергии,программы испытаний и т.п., но не набезопасность).

Перечисленное свидетельствует оботсутствии основных элементов культурыбезопасности (дать анализ). Следуетотметить еще ряд негативных факторов:

1. Работа оператора может быть успешной,если технические характеристикиуправляемой системы соответствуютвозможностям человека (профессиональнаяподготовка, психофизиологические ипсихологические характеристики). Этоне было обеспечено в данном случае.

2. Управление блоком осуществлялось наосновании богатого операторского опыта,знаний физических и теплофизическихпроцессов и интуиции.

Успешный выход из нестандартных ситуацийв прошлом укрепляет уверенность в личныхвозможностях операторов и способствуетпотере бдительности у персонала, аиногда порождает и особую «доблесть»риска («Прорвемся, как и в прошлыйраз!»).

3. Блочный щит управления был выполненбез учета требований эргономики(количество и важность информации).

Все эти негативные и позитивныеобстоятельства реализовались во времяаварии. Оценка масштабов аварии, доступнаяспециалистам, не была доведена досведения жителей города: соблюдатьпорядок, не сеять панику, ждать командсвыше — вот тон руководящих указаний,продолжавших линию секретности. Покадети работников АЭС баловались в лужахгорода, сами работники АЭС ликвидировалиаварию.

Мотивы любого поступка определяютсяобъективными условиями и индивидуальнымиособенностями человека. Оперативнойзадачей на ночь с 25 на 26 апреля былозавершение испытаний по выбегу роторатурбины.

Развитие событий послужилотому, что положительные личностныекачества персонала — дисциплинированность,исполнительность — обратились в своюпротивоположность — безответственностьи небрежность.

Причина: привычка ксуществующему порядку вещей — «главное,чтобы не было конфликта с начальством»,пассивная подчиненность, а не критическаяпозиция и личная ответственность забезопасность.

Возврат к проявлению личностных качествв неискаженном служебной иерархиейвиде произошел после аварии.

Оперативныйперсонал 5-й смены и прибывшие по тревогеработники АЭС проявляли выдержку,решительность, мужество, хотя по признакамострой лучевой болезни, появившимся впервые часы после аварии, представлениеоб уровне радиации у них было.

Поступкиотражали высокую эмоциональнуюнапряженность, активность гражданскойпозиции, имели целесообразный характер.В основе их лежали ощущения причастностик происшедшему событию, которое можетиметь непредсказуемые последствия,ярко проявились чувства ответственностии долга в условиях непосредственнойопасности для жизни.

Однако в ряде случаев отмечалась инеадекватная реакция на опасность:демонстрация бесстрашия, легкомысленныйинтерес к тому, как выглядит помещения4-го блока, куски реакторного графита,разбросанные внутри и вне здания. Вединичных случаях отмечалось и повышенноечувство опасности, нежелание покидатьзащищенное от радиации помещение дажедля выполнения служебного задания.

После завершения первой, наиболееэмоционально напряженной фазы ликвидацииаварии, отмечался в ряде случаев уходот инициативной, активной позиции,готовность подчиниться любому решению»сверху».

На развитие опасной ситуации оказываетпроцесс субъективного восприятия риска.Субъективное восприятие риска — оченьинтересный и сложный вопрос.

От того,как люди воспринимают событиякатастрофического характера, такимобразом формируется их поведение приразличных формах деятельности.

Уэкспертов представление о риске откакой-либо технологии однозначно связаносо смертностью от нее, у населения жетакой связи нет.

Характерный пример: эксперимент,поставленный сотрудниками Всесоюзногонаучно-исследовательского институтасистемных исследований (ВНИИСИ), былнаправлен на выявление особенностейсубъективного представления людей остепени риска, связанного с различнымивидами деятельности.

Он предполагалранжирование испытуемыми тринадцативидов риска. Первое место по степенириска для общества (социального риска)в обобщенной ранжировке заняли стихийныебедствия, второе — АЭС, а последнее -поездки на железнодорожном транспортеи активный отдых (см. табл. 7.1.1).

Таблица 7.1.1

Ранжировка суждений о риске

Полученная ранжировка неадекватнареальному положению вещей. Несомненно,что ущерб от стихийных бедствий велики ежегодное число жертв стихийныхбедствий оценивается 250-300 тыс. человек.Однако число жертв курения составляетдо 2,5 млн. чел. каждый год, что в восемьраз превышает число жертв, связанных сиспользованием автотранспорта.

Как показали исследования, на субъективноевосприятие риска влияет множествофакторов. Представляется необходимымпривести только главные.

Оценка вероятностей наступления событий.

Оценка вероятности наступления каких-либособытий является наиболее частоиспользуемой операцией как в формальныхметодах принятия решений в условияхриска, так и в методах, основанных напрофессиональных суждениях.

Возможностичеловека правильно определять вероятностинеопределенных событий существенновлияют на его способности оцениватьстепень риска в целом. Его оценки нарушаютмногие фундаментальные принципырационального поведения.

Люди часто переоценивают надежностьмалых выборок, полагая, что их свойствахарактерны для всей совокупности. Малаявыборка рассматривается как репрезентативнаядля суждения о характеристиках генеральнойсовокупности (эффект «репрезентативности»).

Вероятности того или иного событиячасто определяются на основе того, какчасто люди сталкивались с ними в прошлом(эффект «представительности»).Событие считается более вероятным, есличеловек может его представить, вспомнитьаналогичные примеры.

Это ведет кпереоценке вероятностей ярких,запоминающихся событий и недооценкедругих.

Замечено, что люди плохо учитываютаприорные вероятности и при оценкевероятности стремятся использоватьпреимущественно свой опыт («эгоцентризм»),игнорируя и считая ненадежной любуюдругую априорную информацию. При оценкенадежности оборудования техническихсистем это может приводить к большойпереоценке вероятности аварий, еслипоследние имели место, и к недооценке- в случае безотказной работы оборудования.

Известно также, что человек недостаточноохотно меняет уже сложившиеся представленияо вероятностях тех или иных событий подвлиянием вновь поступившей информации.Если информация не согласуется с егопредставлениями, он склонен считать ееслучайной и ненадежной («консерватизм»).

Значительное влияние на оценки людейоказывают точки отсчета. Когда вэкспериментах людям давали разныезначения вероятности события в качествепервого приближения и затем просили ихскорректировать, ответы существенноотличались друг от друга и тяготели кточкам отсчета (эффект «якоря»).

Исследования показали, что человек, какправило, недооценивает вероятностьочень вероятных событий и переоцениваетвероятность маловероятных событий.Одновременно существует гипотеза, чточеловек не воспринимает вероятностипорядка 10-6, т.е. когда вероятностьнеблагоприятного исхода составляетодин шанс из миллиона.

При оценке вероятностей двухпоследовательных независимых событийлюди стремятся установить между нимисвязь (иллюзия «Монте-Карло»). Приоценке вероятности совершения одновременнодвух независимых событий люди частоигнорируют тот факт, что эта вероятностьне может превосходить вероятностикаждого из них в отдельности (Р(А) илиР(В) больше Р(А и В)).

Значимость последствий. Большую рольпри этом играет то, какие потребностииндивидуума могут быть удовлетвореныв результате осуществления благоприятногоисхода и какую угрозу ему можетпредставлять неблагоприятный исход.

Негативные последствия могут бытьранжированы с точки зрения их значимостидля человека.

Наиболее значимы последствия,ставящие под угрозу жизнь и здоровьечеловека, далее идут разнообразныепоследствия, связанные с семейнымблагополучием, карьерой и т.д.

Распределение угрозы во времени ипространстве. На восприятие рискаоказывает большой влияние характерраспределения негативных последствийво времени и пространстве.

Так, чем ближеместожительство людей к рисковомупредприятию, тем больше беспокойстваони проявляют.

Замечено также, что людиотносятся терпимее к частым, распределеннымво времени, мелким авариям, чем к болеередким катастрофам с большим числомжертв, даже если суммарные потери впервом случае гораздо больше, чем вовтором.

Связь между возможными последствиямии их вероятностями.

Опыт деятельностистраховых фирм показывает, что людипо-разному оценивают степень риска отситуаций с возможно малой вероятностьюнаступления катастрофических событий(землетрясения, наводнения) и ситуацийс большей вероятностью менее значимыхпотерь (автопроисшествие).

Они активнопытаются уберечь себя от последних,например покупкой страховок, и проявляютбезразличие к первым. Психологи объясняютэтот феномен тем, что люди в практическойдеятельности стараются абстрагироватьсяот маловероятных событий.

Контролируемость ситуации. Возможностьконтроля за развитием событий,использование своих навыков для избежаниянегативных последствий оказываетбольшое влияние на оценку приемлемостивсей ситуации. Замечено, что людипредпочитают принимать участие в такихсобытиях, где много зависит от их личногомастерства.

Возможность свободного выбора. Имеютсяв виду два различных вида деятельности.

Использование большинства современныхпромышленных технологий носит для людей»обязательный» характер в отличиеот таких видов деятельности, какупотребление сигарет, занятие горнолыжнымспортом и т.п.

Замечено, что чем большестепень добровольности в использованиитой или иной технологии, тем большеуровень риска, на который согласны идтилюди.

Степень новизны технологии. Обществопроявляет большую терпимость к старым,хорошо им известным науке и технологиям,чем к новым, относительно которых у нихмало опыта.

Личностные характеристики лица,принимающего решения (свойства личности).Этот фактор оказывает влияние как насубъективную оценку вероятностейсобытий, так и на оценку серьезностивозможных последствий. Он же играетсущественную роль и при оценке ситуациив целом.

Пол, возраст, образование, образжизни, эмоциональный настрой, социальныенормы и обычаи общества, степень доверияк органам власти, техническим экспертам,средствам массовой информации и другиефакторы влияют на поведение человекапри оценке уровня риска и безопасности.

ВЫВОД:люди в условиях авариипроявляют лишь те качества, которые вних были заложены, развиты и укреплены,и которые неоднократно можно былонаблюдать до аварии.

И ничего более! Сэтой точки зрения культура безопасности,гуманизация технического образования,воспитание и привитие общечеловеческойкультуры специалисту должны стоять водном ряду с развитием техники, и заниматьтем более ответственную позицию, чемболее опасной является та или инаяотрасль техники.

Источник: https://studfile.net/preview/5996807/page:47/

1. Причины совершения ошибок

Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

Ошибки по вине человека могут возникнуть в тех случаях, когда:

1. оператор или какое-либо лицо стремится к достижению ошибочной цели;

2. поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора;

3. оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях взаимодействия в системе «человек — машина» можно классифицировать следующим образом [2]:

1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.

2. Операторские ошибки: возникают при неправильном выполнении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.

3. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства вследствие (а) неудовлетворительного качества работы, например неправильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации.

4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудования или неправильным монтажом вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесенные ошибки: как правило, это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.

6. Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой как годного элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы допусков, либо с ошибочной отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.

7. Ошибки обращения: возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от рекомендаций изготовителя.

8. Ошибки организации рабочего места: теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.

9. Ошибки управления коллективом: недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость, не позволяющие достигнуть оптимального качества работы.

Свойство человека ошибаться является функцией его психофизиологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает. [2]

Персонал рисковых объектов испытывает большую психологическую нагрузку.

Факторы, ее обусловливающие, можно рассмотреть на примере работы оперативного персонала традиционной промышленной электростанции: осознание степени опасности и тяжести последствий аварии; высокое давление пара и воды, высокое электрическое напряжение; движущиеся механизмы; вибрация; повышенная температура и пониженная влажность воздуха; монотонность обстановки; медленные изменения показаний приборов; размеренный ритм работы оборудования. Как следствия: расстройство сознания, рост психологической напряженности, потеря бдительности. [2]

По статистике от 7 до 36% аварий происходит по вине персонала; 73% из них — в результате неблагоприятных психологических качеств человека. [2]

В целом сложная картина воздействий на человека, управляющего потенциально опасной техникой, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторы, воздействующие на человека, управляющего потенциально опасной техникой

Формула безопасности: критическая позиция (I) + строго регламентированный и взвешенный подход (II) + коммуникабельность (III) = безопасность. Будучи внедренной в стереотип поведения оператора, обеспечивает:

— предотвращение аварийной ситуации;

— снижение процента ошибок при управлении аварией.

Надежность работы системы во многом зависит от безошибочности действия человека-оператора, управляющего системой. В качестве показателя безошибочности часто используют интенсивность ошибок, вычисляя в расчете на одну операцию по статистическим данным следующим образом [3]:

(1)

(2)

fгде:

Pi — вероятность безошибочного выполнения операции i-го типа;

Ni, ni — общее число выполненных операций i-го вида и допущенное при этом число ошибок;

li — интенсивность ошибок i-го вида;

Ti — среднее время выполнения операций i-го вида.

Рисунок 2. Динамика надежности оператора в течение рабочей смены

Вероятность безошибочного выполнения операций зависит от уровня работоспособности, и формулу (1) считают справедливой лишь для периода устойчивой работоспособности оператора, которая отличается значительным подъемом производительности труда после врабатывания в начале смены (рисунок 2).

Динамика работоспособности характеризуется тремя основными фазами: I — врабатывание с возрастающей работоспособностью, II — устойчивая работоспособность и III — спад в связи с естественным утомлением (кривая 1).

Незначительный спад наблюдается также приблизительно за 0,5 часа до обеденного перерыва, который в основном не связан с изменением работоспособности и поэтому на графике не учтен. [3]

Тенденция распределения количества ошибок Кош в течение смены отражена кривыми 2 и 3.

Наложение их на график динамики надежности работы оператора в течение рабочей смены показало, что большая часть ошибок в течение смены, а также негативных явлений, вытекающих из ошибок, например производственных травм, приходится на период, характеризующийся низкой работоспособностью (см. рисунок 2). Период же устойчивой работоспособности (фаза II) отмечается наименьшим числом ошибок, допускаемых работающим в течение данной смены. [3]

Авария на Чернобыльской АЭС

Различных объяснений причин Чернобыльской аварии довольно много. Но всего две из них выделяются как наиболее научные и разумные. Первая из них появилась в августе 1986 г. Суть её сводится к тому, что в ночь на 26 апреля 1986 г…

Причины заражения

— Случайное введение заразного материала вследствие укола или пореза. — Заражение при работе с экспериментально инфицированными животными. — Заражение через укусы или царапины…

§2.4 Причины наводнения

· Продолжительные дожди . Продолжительные дожди являются одной из самых распространенных причин наводнений. В зависимости от рельефа местности, вида грунта создается опасность накопления излишних водных масс. Смещение воды…

Дорожно-транспортные происшествия и первая доврачебная медицинская помощь

1. Классификация и основные причины ДТП

Дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства…

Защита населения и территории при землетрясении

1.1 Причины землетрясений

Хотя уже с давних времен ведутся многочисленные исследования, нельзя сказать, что причины возникновения землетрясений полностью изучены. По характеру процессов в их очагах выделяют несколько типов землетрясений…

Землетрясение как один из наиболее страшных природных катастроф

2. Причины землетрясений

Любое землетрясение — это мгновенное высвобождение энергии за счет образования разрыва горных пород, возникающего в некотором объеме, называемом очагом землетрясения…

История крупных аварий и катастроф на территории Москвы и Московской области

а) Причины взрыва

По данным Ростехнадзора, причинами аварии стали нарушения при строительстве и ремонте и некачественный материал. Ведомство считает также, что действия руководителей…

Общие сведения и виды классификаций чрезвычайных ситуаций

1.1 Причины ЧС

чрезвычайный ситуация вред Любое событие в мире не может происходить без каких-либо предпосылок, так и для ЧС находятся свои причины их возникновения. В этом параграфе мы их и рассмотрим. Так мы можем выделить несколько причин. Во-первых…

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации природных пожаров на территории Вожегодского муниципального района Вологодской области

1.2 Причины возникновения пожаров

Причинами возникновения пожаров являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, такое явление природы, как молния, самовозгорание сухой растительности и торфа. Известно…

Первая помощь при инсульте

Причины и симптомы

Непосредственной причиной инсульта становится разрыв или закупорка кровеносного сосуда. При разрыве сосуда происходит кровоизлияние в мозг (геморрагический инсульт) или под оболочки мозга (субарахноидальное кровоизлияние)…

Подбор комплектов и комплекса спасательной техники для ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром в жилом здании повышенной этажности

2.1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ

Источник: https://trud.bobrodobro.ru/7055

Курсовая работа: Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

ФГОУ ВПО

«Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»

Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Курсовая работа

по дисциплине

«Надежность технических систем и техногенный риск»

Тема: «Оценка надежности человека, как звена сложной технической системы»

Исполнитель: студентка 4 – ЗЧС А.С. Крупнова

Допущена к защите « ___ » ___________ 2009 г.

Руководитель: С.И. Клячин

Оценка по результатам защиты _____________________

« ____ » ______________ 2009 г.

Члены комиссии: _________________________________

_________________________________

_________________________________

Калининград – 2009

Введение. 3

1 Причины совершения ошибок. 4

2 Методология прогнозирования ошибок. 8

3 Принципы формирования баз об ошибках человека. 10

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

Введение

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Примерно 20-30 % отказов прямо или косвенно связаны с ошибками человека; 10-15 % всех отказов непосредственно связаны с ошибками человека. По мнению академика В.А. Легасова, свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала «рисковых» объектов.

Ввиду этого, анализ надежности реальных систем должен обязательно включать и человеческий фактор.

Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может явиться причиной повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операций.

В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дать истинной картины.

1. Причины совершения ошибок

Ошибки по вине человека могут возникнуть в тех случаях, когда:

1. оператор или какое-либо лицо стремится к достижению ошибочной цели;

2. поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора;

3. оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях взаимодействия в системе «человек — машина» можно классифицировать следующим образом [2]:

1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.

2. Операторские ошибки: возникают при неправильном выполнении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.

3. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства вследствие (а) неудовлетворительного качества работы, например неправильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации.

4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудования или неправильным монтажом вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесенные ошибки: как правило, это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.

6. Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой как годного элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы допусков, либо с ошибочной отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.

7. Ошибки обращения: возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от рекомендаций изготовителя.

8. Ошибки организации рабочего места: теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.

9. Ошибки управления коллективом: недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость, не позволяющие достигнуть оптимального качества работы.

Свойство человека ошибаться является функцией его психофизиологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает. [2]

Персонал рисковых объектов испытывает большую психологическую нагрузку.

Факторы, ее обусловливающие, можно рассмотреть на примере работы оперативного персонала традиционной промышленной электростанции: осознание степени опасности и тяжести последствий аварии; высокое давление пара и воды, высокое электрическое напряжение; движущиеся механизмы; вибрация; повышенная температура и пониженная влажность воздуха; монотонность обстановки; медленные изменения показаний приборов; размеренный ритм работы оборудования. Как следствия: расстройство сознания, рост психологической напряженности, потеря бдительности. [2]

По статистике от 7 до 36% аварий происходит по вине персонала; 73% из них — в результате неблагоприятных психологических качеств человека. [2]

В целом сложная картина воздействий на человека, управляющего потенциально опасной техникой, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторы, воздействующие на человека, управляющего потенциально опасной техникой

Формула безопасности: критическая позиция (I) + строго регламентированный и взвешенный подход (II) + коммуникабельность (III) = безопасность. Будучи внедренной в стереотип поведения оператора, обеспечивает:

— предотвращение аварийной ситуации;

— снижение процента ошибок при управлении аварией.

Надежность работы системы во многом зависит от безошибочности действия человека-оператора, управляющего системой. В качестве показателя безошибочности часто используют интенсивность ошибок, вычисляя в расчете на одну операцию по статистическим данным следующим образом [3]:

(1)

(2)

где:

Pi – вероятность безошибочного выполнения операции i-го типа;

Ni , ni – общее число выполненных операций i-го вида и допущенное при этом число ошибок;

li – интенсивность ошибок i-го вида;

Ti – среднее время выполнения операций i-го вида.

Рисунок 2. Динамика надежности оператора в течение рабочей смены

Вероятность безошибочного выполнения операций зависит от уровня работоспособности, и формулу (1) считают справедливой лишь для периода устойчивой работоспособности оператора, которая отличается значительным подъемом производительности труда после врабатывания в начале смены (рисунок 2).

Динамика работоспособности характеризуется тремя основными фазами: I — врабатывание с возрастающей работоспособностью, II — устойчивая работоспособность и III — спад в связи с естественным утомлением (кривая 1).

Незначительный спад наблюдается также приблизительно за 0,5 часа до обеденного перерыва, который в основном не связан с изменением работоспособности и поэтому на графике не учтен. [3]

Тенденция распределения количества ошибок Кош в течение смены отражена кривыми 2 и 3.

Наложение их на график динамики надежности работы оператора в течение рабочей смены показало, что большая часть ошибок в течение смены, а также негативных явлений, вытекающих из ошибок, например производственных травм, приходится на период, характеризующийся низкой работоспособностью (см. рисунок 2). Период же устойчивой работоспособности (фаза II) отмечается наименьшим числом ошибок, допускаемых работающим в течение данной смены. [3]

2. Методология прогнозирования ошибок

Методы прогнозирования частоты ошибок человека основываются на классическом анализе и включают следующие этапы [1]:

1. составление перечня основных отказов системы;

2. составление перечня и анализ действий человека;

3. оценивание частоты ошибок человека;

4. определение влияния частоты ошибок человека на интенсивность отказов рассматриваемой системы;

5. выработка рекомендаций, внесение необходимых изменений в рассматриваемую систему и вычисление новых значений интенсивности отказов.

Одним из основных методов анализа надежности работы человека является построение дерева вероятностей (дерево исходов).

При использовании этого метода задается некоторая условная вероятность успешного или ошибочного выполнения человеком каждой важной операции либо вероятность появления соответствующего события. Исход каждого события изображается ветвями дерева вероятностей.

Полная вероятность успешного выполнения определенной операции находится суммированием соответствующих вероятностей в конечной точке пути успешных исходов на диаграмме дерева вероятностей.

Этот метод с некоторыми уточнениями может учитывать такие факторы, как стресс, вызываемый нехваткой времени; эмоциональная нагрузка; нагрузка, определяемая необходимостью ответных действий, результатами взаимодействий и отказами оборудования. [1]

Следует заметить, что данный метод обеспечивает хорошую наглядность, а связанные с ним математические вычисления просты, что в свою очередь снижает вероятность появления вычислительных ошибок.

Кроме того, он позволяет специалисту по инженерной психологии легко оценить условную вероятность, которую в противном случае можно получить только с помощью решения сложных вероятностных уравнений.

[1]

ПРИМЕР. Оператор выполняет два задания — сначала x, а затем y. При этом он может выполнять их как правильно, так и неправильно.

Другими словами, неправильно выполняемые задания — единственные ошибки, которые могут появляться в данной ситуации.

Требуется построить дерево возможных исходов и найти общую вероятность неправильного выполнения задания. Предполагается, что вероятности статистически независимы. [1]

Для решения поставленной задачи воспользуемся деревом возможных исходов, изображенным на рисунке 3 и введем следующие обозначения [1]:

Рs — вероятность успешного выполнения задания;

Рf — вероятность невыполнения задания;

s — успешное выполнение задания;

f — невыполнение задания;

Рx — вероятность успешного выполнения задания x;

Р — вероятность успешного выполнения задания y;

— вероятность невыполнения задания x;

— вероятность невыполнения задания y.

Согласно рисунку 3, вероятность успешного выполнения задания равна

(3)

Аналогично находится выражение для вероятности невыполнения задания:

(4)

Из рисунка 2 следует, что единственным способом успешного выполнения системного задания является успешное выполнение обоих заданий – x и y. Именно поэтому вероятность правильного выполнения системного задания определяется как .

Рисунок 3.Схема дерева исходов

Для оценки надежности работы операторов технических систем необходимо учитывать следующие факторы [1]:

1. качество обучения и практической подготовки;

2. наличие письменных инструкций, их качество и возможность неправильного их толкования;

3. эргономическиe показатели рабочих мест;

4. степень независимости действий оператора;

5. наличие операторов-дублеров;

6. психологические нагрузки.

Оценивание частоты ошибок человека следует проводить только после рассмотрения всех этих факторов, так как они влияют на качество работы оператора. Полученные оценки должны затем включаться в процедуру анализа дерева отказов. [1]

3. Принципы формирования баз об ошибках человека

Базы данных об ошибках человека необходимы для анализа и прогнозирования безопасности рассматриваемой системы, предупреждения опасных ситуаций. Их можно разделить на следующие три категории.

Базы экспериментальных данных.

Содержат результаты лабораторных экспериментов и заслуживают большего доверия, чем базы данных иного типа, поскольку в меньшей степени подвержены влиянию субъективных способных приводить к ошибкам.

Однако необходимо иметь в виду, что с какой бы тщательностью ни формировались подобные базы данных, в них всегда присутствует значительный элемент субъективности.

Базы эксплуатационных данных.

Являются более реальными, чем базы экспериментальных данных, однако сформировать такие базы довольно трудно, поскольку для этого требуется тщательная регистрация действий в реальных условиях эксплуатации. Подобные базы данных дают более удовлетворительные результаты, чем лабораторные исследования, поскольку в лабораторных условиях часто ставятся надуманные задачи.

Базы субъективных данных. Составляются на основе экспертных оценок. Создание таких баз обходится сравнительно дешево и не вызывает особых трудностей, поскольку большой объем информации может быть получен от небольшого числа опрошенных экспертов.

Чтобы базы субъективных данных можно было использовать при анализе надежности работы человека, необходимо:

— обеспечить требуемую точность данных;

— гарантировать представительность экспертных оценок.

Основное преимущество базы субъективных данных состоит в широком охвате всех параметров, по которым требуется иметь данные об ошибках. [1]

Независимо от уровня профессиональной подготовки, навыков, психо-физиологического и эмоционального состояния ни один человек не застрахован от выполнения им ошибок при эксплуатации машин.

Причинами ошибок могут стать как личностные качества человека, так и условия окружающей среды или недочеты в самой технике.

Для прогнозирования возникновения ошибок и их предотвращения необходим комплексный анализ возникновения частоты и интенсивности ошибок, который основывается на экспериментальных, эксплуатационных и субъективных базах данных.

Исследовав данную проблему в целом можно сделать следующий вывод, что для повышения безошибочности действий человека необходимо учитывать:

1. Основные функциональные, антропометрические и энергетические возможности человека-оператора;

2. Характеристики человека-оператора, связанные с видами его деятельности и влиянием нежелательных факторов окружающей среды.

Список использованной литературы

1. Акимов В. А., Лапин В. Л., Попов В. М. Надежность технических систем и техногенный риск – М.: Деловой экспресс, 2002

2. http://www.jur-portal.ru

3. http://edu.pgtu.ru/elib/base

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-269560.html

Надежность человека как звена сложной технической системы

Оценка надежности человека как звена сложной технической системы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Под системой понимается целостное множество (совокупность) объектов (элементов), связанных между собой определенными отношениями и взаимодействующих таким образом, чтобы обеспечить выполнение системой некоторой достаточно сложной функции (достижение цели).Целостность означает, что относительно окружающей среды система выступает и соответственно воспринимается как нечто единое.

Признаком системности является структурированность системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации всей системы определенной цели. Обязательными компонентами любой системы являются составляющие ее элементы (подсистемы).

Само понятие элемента условно и относительно, так как любой элемент, в свою очередь, всегда можно рассматривать как совокупность других элементов.

Поскольку все подсистемы и элементы, из которых состоит система, определенным образом взаиморасположены и взаимосвязаны, образуя данную систему, можно говорить о структуре системы. Структура системы — это то, что остается неизменным в системе при сохранении ее состояния, при реализации различных форм поведения, при совершении системой операций и т.п.

Любая система имеет, как правило, иерархическую структуру, т.е. может быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, расположенных в порядке постепенности. При анализе тех или иных конкретных систем достаточно оказывается выделение некоторого определенного числа ступеней иерархии. Системы функционируют в пространстве и времени.

Процесс функционирования систем представляет собой измерение состояния систем, переход ее из одного состояния в другое. В соответствии с этим системы подразделяются на статические и динамические. Статическая система — это система с одним возможным состоянием.

Динамическая система — система с множеством состояний, в которой с течением времени происходит переход от состояния в состояние. Основой системного подхода является анализ, т.е. разделен» целого на составляющие элементы в противоположность синтез, который объединяет части в сложное целое.

С позиций безопасности производственных процессов одна задач системного метода состоит в том, чтобы увидеть, как системы функционируют в системе во взаимодействии с другими частями.

1.Понятиеонадежностиработычеловекапривзаимодействиитехническимисистемами

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Согласно данным, примерно 20-30% отказов прямо или косвенно связаны с ошибками человека; 10-15% всех отказов непосредственно связаны с ошибками человека.

Ввиду этого, анализ надежности реальных систем должен обязательно включать и человеческий фактор.

Надежность работы человека определяется как потребность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может явиться причиной повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операций.

В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека. Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки квалификации или опыта.

Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дат истинной картины.

Ошибки по вине человека могут возникнуть в тех случаях, когда оператор или какое-либо лицо стремится к достижению ошибочно! цели; поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора; оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо. Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадия взаимодействия в системе «человек — машина» можно классифицировать следующим образом:

1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительны» качеством проектирования. Например, управляющие устройства индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.

2. Операторские ошибки: возникают при неправильном выполнении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.

3. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства вследствие (а) неудовлетворительного качества работы, например неправильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации.

4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудования или неправильным монтажом вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесение ошибок: как правило, это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.6.

Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой как годного элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы 160 допусков, либо с ошибочной отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.7.

Ошибки обращения: возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонением от рекомендаций изготовителя.8. Ошибки организации рабочего места: теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.9.

Ошибки управления коллективом: недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость, не позволяющие достигнуть оптимального качества работы. Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.

Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Например, на уровне 1 можно предотвратить ошибки человека; на уровне 2 можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя неправильное функционирование системы вследствие ошибок, внесенных по вине человека; на уровне 3 можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам человека.

2.Понятиеовибрации

Вибрация — механические колебания механизмов, машин или в соответствии с ГОСТ 12.1.012-78 вибрацию классифицируют следующим образом. По способу передачи на человека вибрацию подразделяют на общую, передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека, и локальную, передающуюся через руки человека.

По направлению различают вибрацию, действующую вдоль осей ортогональной системы координат для общей вибрации, действующую вдоль всей ортогональной системы координат для локальной вибрации.

По источнику возникновения вибрацию подразделяют на транспортную (при движении машин), транспортно-технологическую (при совмещении движения с технологическим процессом, мри разбрасывании удобрений, косьбе или обмолоте самоходным комбайном и т. д.) и технологическую (при работе стационарных машин) Вибрация характеризуется частотой f, т.е.

числом колебаний и секунду (Гц), амплитудой А, т.е. смещением волн, или высотой подъема от положения равновесия (мм), скоростью V (м/с) и ускорением. Весь диапазон частот вибраций также разбивается на октавные полосы: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 63 125, 250, 500, 1000, 2000 Гц.

Абсолютные значения параметров, характеризующих вибрацию, изменяются в широких пределах, по этому используют понятие уровня параметров, представляющего собой логарифмическое отношение значения параметра к опорному или пороговому его значению.

3.Действиевибрациинаорганизмчеловека

При работе в условиях вибраций производительность труда снижается, растет число травм. На некоторых рабочих местах в сельскохозяйственном производстве вибрации превышают нормируемые значения, а в некоторых случаях они близки к предельным. Не всегда соответствуют нормам уровни вибраций на органах управления.

Обычно в спектре вибрации преобладают низкочастотные вибрации отрицательно действующие на организм. Некоторые виды вибрации неблагоприятно воздействуют на нервную и сердечно-сосудистую системы, вестибулярный аппарат.

Наиболее вредное влияние на организм человека оказывает вибрация, частота которой совпадает с частотой собственных колебаний отдельных органов, примерные значения которых следующие (Гц): желудок — 2…3; почки — 6…8; сердце — 4…6; кишечник- 2…4; вестибулярный аппарат — 0,5..Л,3; глаза — 40…100 и т.д.

Воздействие на мускульные рефлексы достигает 20 Гц; нагруженное массой оператора сиденье на тракторе имеет собственную частоту вибрации 1,5…1,8 Гц, а задние колеса трактора — 4 Гц.

Организму человека вибрация передается в момент контакта с вибрирующим объектом: при действии на конечности возникает локальная вибрация, а на все тело — общая. Локальная вибрация поражает нервно-мышечные ткани и опорно-двигательный аппарат и приводит к спазмам периферических сосудов.

При длительных и интенсивных вибрациях в некоторых случаях развивается профессиональная патология (к ней чаще приводит локальная вибрация): периферическая, церебральная или церебрально-периферическая вибрационная болезнь.

В последнем случае наблюдаются изменения сердечной деятельности, общее возбуждение или, наоборот, торможение, утомление, появление болей, ощущение тряски внутренних органов, тошнота. В этих случаях вибрации влияют и на костно-суставной аппарат, мышцы, периферийное кровообращение, зрение, слух.

Местные вибрации вызывают спазмы сосудов, которые развиваются с концевых фаланг пальцев, распространяясь на всю кисть, предплечье, и охватывают сосуды сердца. Тело человека рассматривается как сочетание масс с упругими элементами.

В одном случае это все туловище с нижней частью позвоночника и тазом, в другом — верхняя часть туловища в сочетании с верхней частью позвоночника, наклоненной вперед. Для стоящего на вибрирующей поверхности человека существуют 2 резонансных пика на частотах 5…12 и 17…25 ГЦ, для сидящего на частотах 4…6 ГЦ.

Для головы резонансные частоты находятся в области 20…30 Гц. В этом диапазоне частот амплитуда колебаний головы может превышать амплитуду колебаний плеч в 3 раза.Колебания внутренних органов, грудной клетки и брюшной полости обнаруживают резонанс на частотах 3,0…3,5 Гц.

Максимальная амплитуда колебаний брюшной стенки наблюдается на частотах 7…8 Гц. С увеличением частоты колебаний их амплитуда при передаче по телу человека ослабляется. В положении стоя и сидя эти ослабления на костях таза равны 9 дБ на октаву изменения частоты, на груди и голове — 12дБ, на плече -12…14 дБ.

Эти данные не распространяются на резонансные частоты, при воздействии которых происходит не ослабление, а увеличение колебательной скорости. В производственных условиях ручные машины, вибрация которых имеет максимальные уровни энергии (максимальный уровень виброскорости) в полосах низких частот (до 36 Гц), вызывают вибрационную патологию с преимущественным поражением нервно-мышечной ткани и опорно-двигательного аппарата.

При работе с ручными машинами, вибрация которых имеет максимальный уровень энергии в высокочастотной области спектра (выше 125 Гц), возникают главным образом сосудистые расстройства. При воздействии вибрации низкой частоты заболевание возникает через 8… 10 лет, а при воздействии высокочастотной вибрации — через 5 лет и раньше.

Общая вибрация разных параметром вызывает различную степень выраженности изменений нервно и системы (центральной и вегетативной), сердечнососудистой системы и вестибулярного аппарата. В зависимости от параметров (частота, амплитуда) вибрация может как положительно, так и отрицательно влиять на отдельные ткани и организм в целом.

Вибрацию используют при лечении некоторых заболеваний, но чаще всего вибрацию (производственную) считают вредно влияющим фактором. Поэтому важно знать граничные характеристики, разделяющие позитивное и негативное влияние вибрации на человека. Впервые на полезное значение вибрации обратил внимание французский ученый аббат Сен Пьер, который в 1734 г.

сконструировал вибрирующее кресло для домоседов, повышающее мышечный тонус и улучшающее циркуляцию крови. В начале XX в. в России профессор Военно-медицинской академии А. Е.

Щербак доказал, что умеренная вибрация улучшает питание тканей и ускоряет заживление ран. Производственная вибрация, характеризующаяся значительной амплитудой и продолжительностью действия, вызывает у работающих раздражительность, бессонницу, головную боль, ноющие боли в руках людей, имеющих дело с вибрирующим инструментом.

При длительном воздействии вибрации перестраивается костная ткань: на рентгенограммах можно заметить полосы, похожие на следы перелома — участки наибольшего напряжения, где размягчается костная ткань. Возрастает проницаемость мелких кровеносных сосудов, нарушается нервная регуляция, изменяется чувствительность кожи.

При работе с ручным механизированным инструментом может возникнуть акроасфиксия (симптом мертвых пальцев) — потеря чувствительности, побеление пальцев, кистей рук.

При воздействии общей вибрации более выражены изменения со стороны центральной нервной системы: появляются головокружения, шум в ушах, ухудшение памяти, нарушение координации движений, вестибулярные расстройства, похудение. Основные параметры вибрации: частота и амплитуда колебаний.

Колеблющаяся с определенной частотой и амплитудой точка движется с непрерывно меняющимися скоростью и ускорением: они максимальны в момент ее прохождения через исходное положение покоя и снижаются до нуля в крайних позициях.

Поэтому колебательное движение характеризуется также скоростью и ускорением, представляющими собой производные от амплитуды и частоты. Причем органы чувств человека воспринимают не мгновенное значение параметров вибрации, а действующее.

Вибрацию часто измеряют приборами, шкалы которых отградуированы не в абсолютных значениях скорости и ускорения, а в относительных — децибелах. Поэтому характеристиками вибрации служат также уровень колебательной скорости и уровень колебательного ускорения.

Рассматривая человека как сложную динамическую структуру с изменяющимися во времени параметрами, можно выделить частоты, вызывающие резкий рост амплитуд колебаний как всего тела в целом, так и отдельных его органов. При вибрации ниже 2 Гц, действующей на человека вдоль позвоночника, тело движется как единое целое.

Резонансные частоты мало зависят от индивидуальных особенностей людей, так как основной подсистемой, реагирующей на колебания, являются органы брюшной полости, вибрирующие в одной фазе. Резонанс внутренних органов наступает при частоте З…3,5 Гц, а при 4…8 Гц они смещаются.

Если вибрация действует в горизонтальной плоскости по оси, перпендикулярной позвоночнику, то резонансная частота тела обусловлена сгибанием позвоночника и жесткостью тазобедренных суставов. Область резонанса для головы сидящего человека соответствует 20…30 Гц.

В этом диапазоне амплитуда виброускорения головы может втрое превышать амплитуду колебаний плеч. Качество зрительного восприятия предметов значительно ухудшается при частоте 60…70 Гц, что соответствует резонансу глазных яблок. Исследователи Японии установили, что характер профессии определяет некоторые особенности действия вибрации.

Например, у шоферов грузовых машин широко распространены желудочные заболевания, у водителей трелевочных тракторов на лесозаготовках — радикулиты, у пилотов, особенно работающих на вертолетах, наблюдается снижение остроты зрения.

Нарушения нервной и сердечнососудистой деятельности у летчиков возникают в 4 раза чаще, чем у представителей других профессий.

4.Методыисредствазащитыотвибрации

безопасность производство вибрация

Для защиты от вибрации применяют следующие методы: снижение виброактивности машин; отстройка от резонансных частот; вибродем- пфирование; виброизоляция; виброгашение, а также индивидуальные средства защиты.

Снижение виброактивности машин (уменьшение Fm) достигается изменением технологического процесса, применением машин с такими кинематическими схемами, при которых динамические процессы, вызываемые ударами, ускорениями и т. п.

были бы исключены или предельно снижены, например, заменой клепки сваркой; хорошей динамической и статической балансировкой механизмов, смазкой и чистотой обработки взаимодействующих поверхностей; применением кинематических зацеплений пониженной виброактивности, например, шевронных и косозубых зубчатых колес вместо прямозубых; заменой подшипников качения на подшипники скольжения; применением конструкционных материалов с повышенным внутренним трением.

Отстройка от резонансных частот заключается в изменении режимов работы машины и соответственно частоты возмущающей вибросилы; собственной частоты колебаний машины путем изменения жесткости системы с например установкой ребер жесткости или изменения массы системы (например путем закрепления на машине дополнительных масс).

Вибродемпфирование — это метод снижения вибрации путем усиления в конструкции процессов трения, рассеивающих колебательную энергию в результате необратимого преобразования ее в теплоту при деформациях, возникающих в материалах, из которых изготовлена конструкция.

Вибродемпфирование осуществляется нанесением на вибрирующие поверхности слоя упруговязких материалов, обладающих большими потерями на внутреннее трение,- мягких покрытий (резина, пенопласт ПХВ-9, мастика ВД17-59, мастика «Анти-вибрит») и жестких (листовые пластмассы, стеклоизол, гидроизол, листы алюминия); применением поверхностного трения (например, прилегающих друг к другу пластин, как у рессор); установкой специальных демпферов. Виброгашение (увеличение массы системы) осуществляют путем установки агрегатов на массивный фундамент.

Виброгашение наиболее эффективно при средних и высоких частотах вибрации. Этот способ нашел широкое применение при установке тяжелого оборудования (молотов, прессов, вентиляторов, насосов и т. п.). Повышение жесткости системы, например путем установки ребер жесткости.

Этот способ эффективен только при низких частотах вибрации. Виброизоляция заключается в уменьшении передачи колебаний от источника к защищаемому объекту при помощи устройств, помещаемых между ними. Для виброизоляции чаще всего применяют виброизолирующие опоры типа упругих прокладок, пружин или их сочетания.

Эффективность виброизоляторов оценивают коэффициентом передачи КП, равным отношению амплитуды виброперемещения, виброскорости, виброускорения защищаемого объекта, или действующей на него силы к соответствующему параметру источника вибрации. Виброизоляция только в том случае снижает вибрацию, когда КП < 1.

Чем меньше КП, тем эффективнее виброизоляция. Профилактические меры по защите от вибраций заключаются в уменьшении их в источнике образования и на пути распространения, а также в применении индивидуальных средств защиты, проведении санитарных и организационных мероприятий.

Уменьшения вибрации в источнике возникновения достигают изменением технологического процесса с изготовлением деталей из капрона, резины, текстолита, своевременным проведением профилактических мероприятий и смазочных операций; центрированием и балансировкой деталей; уменьшением зазоров в сочленениях.

Передачу колебаний на основание агрегата или конструкцию здания ослабляют посредством экранирования, что является одновременно средством борьбы и с шумом.

В качестве вибропоглощающих покрытий обычно используют мастики № 579, 580, типа БД-17 и простейшие конструкции (слои рубероида, проклеенные битумом или синтетическим клеем). Если методы коллективной защиты не дают результата или их нерационально применять, то используют средства индивидуальной защиты.

В качестве средств защиты от вибрации при работе с механизированным инструментом применяют антивибрационные рукавицы и специальную обувь. Антивибрационные полусапоги имеют многослойную резиновую подошву. Длительность работы с вибрирующим инструментом не должна превышать 2/3 рабочей смены.

Операции распределяют между работниками так, чтобы продолжительность непрерывного действия вибрации, включая микропаузы, не превышала 15…20 мин. Рекомендуется делать перерывы на 20 мин через 1…2ч после начала смены и на 30 мин через 2 ч после обеда.

Во время перерывов следует выполнять специальный комплекс гимнастических упражнений и гидропроцедуры — ванночки при температуре воды 38 °С, а также самомассаж конечностей. Если вибрация машины превышает допустимое значение, то время контакта работающего с этой машиной ограничивают.

Для повышения защитных свойств организма, работоспособности и трудовой активности следует использовать специальные комплексы производственной гимнастики, витаминную профилактику (два раза в год комплекс витаминов С, В, никотиновую кислоту), спецпитание.

fЗаключение

От неудовлетворительного состояния дел с безопасностью жизнедеятельности страна ежегодно несет большие человеческие, финансово-экономические, материальные и моральные потери.

Обеспечение безопасности производства и охраны труда работников — одна из самых главных проблем национальной безопасности страны.

На данный момент в нашей стране на многих предприятиях не соблюдается техника безопасности, а условия труда благоприятными не назовешь

fСписоклитературы

1. «Охрана труда от «А» до «Я»» С.А. Андреев, О.С. Ефремова, М. 2006 г.

2. «БЖД» Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов, М. КолосС 2004 г.

3. Безопасность технологических процессов и производств: Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2001.- 319 с.: ил.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/life/00465686_0.html

Refy-free
Добавить комментарий