Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатацииХарактеристика условий эксплуатацииТО-1ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие)Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии1600-18008000-9000
2 (средние)Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения1300-15006500-7500
3 (тяжелые)Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках)1000-12005000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиляОсновные агрегаты
Грузовой автомобильДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобусДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

АгрегатыБазовая деталь
Двигатель (со сцеплением)Блок цилиндров
Задний мостКартер заднего моста
Передний мостБалка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передачКартер коробки передач
Рулевой механизмКартер рулевого механизма
Подъемный механизмГоловка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбораМощности
КузовКорпус кузова
РамаПродольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту.

При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют.

При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта.

За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам.

В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/polozhenie-o-tehnicheskom-obsluzhivanii-i-remonte-avtomobilej/

Оценка систем организации ТО и Р автомобилей

Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России

Васенин А. С., Шумков А. Г. Оценка систем организации ТО и Р автомобилей // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 160-163. — URL https://moluch.ru/archive/119/33011/ (дата обращения: 10.03.2020).



Средний возраст транспортных средств в России только растет, качество дорог улучшается, но малыми темпами. Исходя из этого, значительным является качественное поддержание технического состояния автомобилей на транспортных предприятиях. В данной статье производится оценка существующих систем организации обслуживания автомобилей.

Ключевые слова: техническое обслуживание, система технического обслуживания и ремонта

Системой технического обслуживания называют совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и Р, а также исполнителей входящих в эту систему [1].

Существуют следующие системы технического обслуживания и ремонта автомобилей: планово-предупредительная и по фактическому техническому состоянию (рисунок 1).

Рис. 1. Системы ТО и Р машин

Планово-предупредительная система ТО и Р является в нашей стране официально принятой, вследствие этого — широкая распространенность среди автотранспортных предприятий.

Основы этой системы установлены в документе «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» [2].

Особенностью является плановое проведение технического обслуживания с целью поддержания исправного состояния транспортного средства, при необходимости восстановление, посредством ремонта. Согласно документу, выделяют следующие виды технического обслуживания:

− ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

− первое техническое обслуживание (ТО-1);

− второе техническое обслуживание (ТО-2);

− сезонное техническое обслуживание (СО).

А также виды ремонта:

− текущий ремонт;

− капитальный ремонт.

Все технические воздействия регламентированы, в положении указаны периодичность, трудоемкость и корректирующие нормативы. В связи с этим появляются и недостатки, так как она напрямую связана с пробегом транспортного средства, фактически не учитывает реального технического состояния.

Таким образом, часть операций, связанных с плановым ремонтом, либо заменой деталей или узлов, нецелесообразны, так как их предельное состояние еще не наступило. Напротив, при правильно установленной периодичности технического обслуживания, есть возможность уменьшить количество отказов, тем самым существенно снизить затраты на текущий ремонт.

Стоит отметить, что при планово-предупредительной системе ТО и Р важную роль играет ежедневное обслуживание, которое обеспечивает своевременное выявление неисправностей, а также контроль основных систем влияющих на безопасность эксплуатации.

Имея ряд недостатков, она позволяет наиболее тщательно контролировать состояние транспортных средств, в процессе их полезного срока использования [2]. На рисунке 2 представлена типовая организация ТО и Р автомобилей.

Рис. 2. Типовая организация ТО и Р автомобилей

Система технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию транспортных средств,также как и планово-предупредительная система, направлена на контроль и управление техническим состоянием транспортного средства в течение срока его эксплуатации. Основной особенностью является периодический контроль состояния с помощью диагностических воздействий.

При определении потребности технического обслуживания и ремонта оказывают внимание следующему:

− Наличие существующих неисправностей, на которые указывает владелец транспортного средства;

− Неисправности, выявленные в процессе диагностирования;

− Необходимость произведения работ в соответствии с периодичностью, указанной в документации.

Из-за неоднородности технического состояния автомобилей приезжающих на обслуживание, необходима комплексная диагностика, с целью определения необходимых технических воздействий на автомобиль. На рисунке 3 представлена последовательность оценки технического состояния [2].

Рис. 3. Последовательность оценки технического состояния транспортного средства

Необходимость комплексной диагностики подразумевает под собой наличие мультимарочных диагностических приборов (рисунок 4), способных устанавливать связь и обмениваться информацией с разными видами блоков управления двигателем.

Однако, мультимарочность подобных приборов подразумевает под собой невозможность устанавливаться связь с некоторыми, особо защищенными от несанкционированного доступа, блоками управления автомобилей марок Porsche, BMW, Mercedes — при диагностике данных автомобилей необходимо дорогостоящее лицензионное программное обеспечение, что влечет за собой затраты и длительный период окупаемости оборудования.

Рис. 4. Сканер диагностический мультимарочный

Проанализированная информация по двум различным системам технического обслуживания сведена в итоговую таблицу 1.

Таблица 1

Особенности организации ТО иР подвижного состава

Наименование системыПреимуществаНедостатки
Планово-предупредительная системаСтрогое соответствие регламенту, возможность прогнозировать объем работ на длительный срок.Не учитывает фактического технического состояния, недоиспользование ресурса деталей.
Система ТО и Р по фактическому состояниюУвеличение продолжительности использования узлов и агрегатов, прогнозирование остаточной наработкиВозможна высокая нагрузка на зону ремонта в связи с вероятностью отказа сразу нескольких механизмов. Высокие затраты на диагностику

Таким образом, в данной статье были оценены системы ТО и Р автомобилей, выявлены преимущества и недостатки.

В современных экономических условиях принятая планово-предупредительная система обслуживания автомобилей на транспортных предприятиях просто не может существовать.

Все большее распространение получает система обслуживания по фактическому состоянию, где главную роль играет диагностирование, посредством которого не только выявляются неисправности, но и определяется остаточный ресурс.

Литература:

  1. Н. А. Кузьмин, А. Л. Кулагин Конспект лекций по курсу «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта Т и ТТМО» НГТУ им. Р. Е. Алексеева Нижний Новгород 2015.
  2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. — М.: Транспорт, 1986.

Основные термины(генерируются автоматически): техническое обслуживание, транспортное средство, планово-предупредительная система, система, Р автомобилей, фактическое состояние, техническое состояние, комплексная диагностика, подвижной состав, типовая организация.

Сегодня важнейшим фактором поддержания транспортныхсредств в технически исправном состоянии является техническоеобслуживаниеавтомобиля. Применение плановопредупредительного ремонта автомобиля, несомненно…

Автоматизированные системы управления техническимобслуживанием и ремонтом оборудования.

Даже такой, казалось бы, устоявшийся подход к организации ТОиР, как плановопредупредительные работы (ППР), не реализован в полной мере.

подвижнойсостав, затрата, техническоеобслуживание, текущий ремонт, планирование затрат, км пробега, вид затрат, транспортное предприятие, денежное выражение, стоимость материалов. Ключевые слова.

Системаорганизациитехническогообслуживания, включающая применение в рамках техническогодиагностирования методов неразрушающего контроля состояния металла, позволяет снизить до минимума вероятность возникновения отказов в процессе эксплуатации.

Положение о техническомобслуживании и ремонте подвижногосостава автомобильного транспорта / Министерство

Использование методов идентификации математических моделей и методов расчета характеристик узлов для диагностикитехническогосостояния ГТД.

Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортныхсредств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях [1]. Система

В статье рассматриваются вопросы создания и применения более экономичных по созданию и обеспечению в сравнение с обычным автомобилем модульных транспортныхсредств, применения технологий техническогообслуживания данных средств.

Техническаядиагностика — область знаний, охватывающая теорию методы и средства определения техническогосостояния объектов механических систем, занимается разрешением всех вопросов…

Сегодня важнейшим фактором поддержания транспортныхсредств в технически исправном состоянии является техническоеобслуживаниеавтомобиля. Применение плановопредупредительного ремонта автомобиля, несомненно…

Автоматизированные системы управления техническимобслуживанием и ремонтом оборудования.

Даже такой, казалось бы, устоявшийся подход к организации ТОиР, как плановопредупредительные работы (ППР), не реализован в полной мере.

подвижнойсостав, затрата, техническоеобслуживание, текущий ремонт, планирование затрат, км пробега, вид затрат, транспортное предприятие, денежное выражение, стоимость материалов. Ключевые слова.

Системаорганизациитехническогообслуживания, включающая применение в рамках техническогодиагностирования методов неразрушающего контроля состояния металла, позволяет снизить до минимума вероятность возникновения отказов в процессе эксплуатации.

Положение о техническомобслуживании и ремонте подвижногосостава автомобильного транспорта / Министерство

Использование методов идентификации математических моделей и методов расчета характеристик узлов для диагностикитехническогосостояния ГТД.

Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортныхсредств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях [1]. Система

В статье рассматриваются вопросы создания и применения более экономичных по созданию и обеспечению в сравнение с обычным автомобилем модульных транспортныхсредств, применения технологий техническогообслуживания данных средств.

Техническаядиагностика — область знаний, охватывающая теорию методы и средства определения техническогосостояния объектов механических систем, занимается разрешением всех вопросов…

Источник: https://moluch.ru/archive/119/33011/

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Приказ Минавтотранса РСФСР от 20 сентября 1984 года

Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России

УТВЕРЖДЕНОМинистерством автомобильноготранспорта РСФСР

20 сентября 1984 года

Положение определяетосновы обеспечения работоспособности подвижного состава в процессеего эксплуатации. В нем изложены принципы системы техническогообслуживания и ремонта автомобилей, основы организации иуправления. Приведены соответствующие нормативы и методы ихкорректирования с учетом условий эксплуатации.

Положение содержитнаправления взаимодействия организаций и предприятий автомобильноготранспорта, промышленности и авторемонтного производства поповышению надежности и безопасности движения подвижного состава,снижению расхода трудовых и материальных (в первую очередьтопливно-энергетических) ресурсов, защите окружающей среды отвоздействия автомобильного транспорта.

Внастоящем Положении нашли отражение повышение технического уровняподвижного состава, совершенствование форм и методов организациитехнического обслуживания и ремонта, изменения условийэксплуатации, происшедшие с момента принятия Положения отехническом обслуживании и ремонте подвижного составаавтомобильного транспорта, утвержденного Министерствомавтомобильного транспорта РСФСР в 1971 году, а также достижениянауки и техники на автомобильном транспорте и передовой опытавтотранспортных предприятий.

Вусловиях применения новой системы планирования и экономическогостимулирования внедрение Положения предусматривает развитиеинициативы работников автомобильного транспорта посовершенствованию организации производства техническогообслуживания и ремонта, по внедрению прогрессивных технологическихпроцессов, средств механизации и автоматизации, контроля идиагностирования технического состояния подвижного состава, поучету нормативами местных условий эксплуатации, а также по развитиюсоциалистического соревнования в повышении качества, надежности иэффективности работы автомобильного транспорта.

Положение разработаноГосударственным научно-исследовательским институтом автомобильноготранспорта (НИИАТ) Министерства автомобильного транспорта РСФСР приучастии: Центрального ордена Трудового Красного Знаменинаучно-исследовательского автомобильного и автомоторного института(НАМИ) Министерства автомобильной промышленности СССР, Всесоюзногонаучно-исследовательского института безопасности дорожного движения(ВНИИБД) Министерства внутренних дел СССР, Государственногоавтомобильно-транспортного научно-исследовательского и проектногоинститута (ГосавтотрансНИИпроект) Министерства автомобильноготранспорта Украинской ССР, научно-производственного объединенияАвтотранстехника (НПО Автотранстехника) Министерства автомобильноготранспорта Белорусской ССР, НПО Казавтотранстехника Министерстваавтомобильного транспорта Казахской ССР, НПО УзавтотранстехникаМинистерства автомобильного транспорта Узбекской ССР, Московскогоавтомобильно-дорожного института (МАДИ), Киевскогоавтомобильно-дорожного института (КАДИ) и Тюменскогоиндустриального института (ТИИ) Министерства высшего и среднегоспециального образования СССР, Ульяновского территориальногообъединения автомобильного транспорта и Ленинградскогопроизводственного объединения пассажирского автобусного транспортаN 3 Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Для оперативного учетаизменений конструкции подвижного состава и условий его эксплуатациив Положении предусматриваются две части.

Первая часть, содержащаяосновы технического обслуживания и ремонта подвижного состава,определяет систему и техническую политику по данным вопросам наавтомобильном транспорте. В первой части устанавливаются: система ивиды технического обслуживания и ремонта, а также исходныенормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатациии методы корректирования нормативов; принципы организациипроизводства технического обслуживания и ремонта подвижного составаи другие основополагающие данные.

Вторая часть включаетнормативы по моделям конкретных семейств автомобилей, в том числе:виды технического обслуживания и ремонта; периодичноститехнического обслуживания; перечни операций и трудоемкости;межремонтные пробеги; распределение трудоемкости по видам работ;химмотологическую карту и другие материалы, необходимые дляпланирования и организации технического обслуживания и ремонта.

Вторая частьразрабатывается в виде отдельных приложений к первой части иутверждается Министерством автомобильного транспорта РСФСР по мереизменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и другихфакторов, приводящих к отклонению фактических нормативов отисходных, установленных первой частью Положения. Примерноесодержание второй части Положения приведено в прил.1.

1.1.

Эффективность работыавтомобильного транспорта базируется на надежности подвижногосостава, которая обеспечивается в процессе его производства,эксплуатации и ремонта:

совершенством конструкциии качеством изготовления;

своевременным икачественным выполнением технического обслуживания (ТО) иремонта;

своевременнымобеспечением и использованием нормативных запасов материалов изапасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры;

соблюдениемгосударственных стандартов* и Правил технической эксплуатации._______________

*В частности, ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые,автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническомусостоянию. Методы проверки».

1.2. Настоящее положениеопределяет принципиальные основы обеспечения работоспособностиподвижного состава автомобильного транспорта — автомобилей,автобусов, прицепов и полуприцепов — в процессе эксплуатации.

1.3. Нормативытехнического обслуживания и ремонта, учитывающие условияэксплуатации, установлены на основе межотраслевой оценкидостигнутого уровня надежности производимого в стране подвижногосостава.

1.4.

Настоящее положениеиздано в соответствии с Уставомавтомобильного транспорта РСФСР и является обязательным длявсех расположенных на территории РСФСР организаций и предприятий*независимо от ведомственной подчиненности, эксплуатирующихподвижной состав и производящих его техническое обслуживание иремонт, разрабатывающих нормативно-техническую документацию иосуществляющих подготовку персонала, за исключением организаций ипредприятий Министерства обороны СССР, Комитета государственнойбезопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР._______________

*Далее условно — автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия.

Примечание. НастоящееПоложение не распространяется на легковые автомобили, принадлежащиегражданам.

Техническое обслуживаниеновых и капитально отремонтированных автомобилей и агрегатов впериод обкатки (начальный период эксплуатации) производитсясогласно указаниям автомобильных, моторных и авторемонтныхзаводов.

Техническое обслуживаниеи ремонт автомобильных шин производятся в соответствии сдействующими Правилами эксплуатации автомобильных шин,утверждаемыми в установленном порядке.

1.4.

1. НастоящееПоложение обязательно для организаций и предприятий автомобильной исмежных отраслей промышленности в процессе серийного производстваподвижного состава, запасных частей и эксплуатационных материалов вчасти обеспечения установленных нормативов и взаимодействия сорганизациями и предприятиями автомобильного транспорта иавторемонтного производства.

1.4.

2. Организации ипредприятия автомобильной и смежных отраслей промышленности:

проводят единую политикуи несут ответственность за технический уровень и качествовыпускаемой продукции, за наиболее полное удовлетворениепотребностей автомобильного транспорта страны в необходимомподвижном составе, запасных частях, эксплуатационных материалахвысокого качества и надежности, требуемого типажа и номенклатуры,приспособленных к различным условиям эксплуатации и в количествах всоответствии с установленными нормативами;

проводят мероприятия поповышению надежности подвижного состава, снижению трудовых иматериальных затрат на техническое обслуживание и ремонт;

проводят унификациюподвижного состава с целью сокращения количества технологическисовместимых групп на автотранспортных предприятиях;

вслучае необходимости разрабатывают конструкции, изготавливаютобразцы и организуют промышленное производство нестандартногооборудования, оснастки и специального инструмента для техническогообслуживания и ремонта конкретных семейств подвижного состава;

принимаютнепосредственное участие в освоении автомобильным транспортомподвижного состава новых моделей путем своевременного обеспеченияавтотранспортных и авторемонтных предприятий техническойдокументацией, образцами нестандартного оборудования, оснастки,специального инструмента, запасными частями и эксплуатационнымиматериалами, необходимыми для организации технического обслуживанияи ремонта;

организуют илисодействуют организации на промышленной основе капитального ремонтаагрегатов и узлов конкретных семейств подвижного состава ивосстановления отказавших деталей в качестве товарнойпродукции;

осуществляют мероприятияпо рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов изащите окружающей среды при работе автомобильного транспорта;

содействуют созданиюединой информационной базы на основе опорных (экспериментальных)автотранспортных и авторемонтных предприятий, необходимой дляуправления надежностью подвижного состава.

1.4.

3. Организации ипредприятия, эксплуатирующие подвижной состав автомобильноготранспорта:

осуществляют единуюполитику в области технического обслуживания и ремонтаавтомобилей;

обобщают передовой опыт,разрабатывают и широко применяют прогрессивные формы и методыорганизации, управления и технологии технического обслуживания иремонта на основе: кооперации, концентрации и специализации сцентрализованным управлением производством, трудовыми иматериальными ресурсами; бригадной формы организации с оплатойтруда по конечному результату; обеспечения персональнойответственности исполнителей за качество выполнения работ итехническое состояние подвижного состава;

проводят мероприятия иосуществляют контроль за: качеством выполнения техническогообслуживания и ремонта; выполнением требований безопасности ктехническому состоянию автотранспортных средств и применениемметодов его проверки в соответствии с действующими государственнымистандартами и другими нормативно-техническими документами;проведением мероприятий по экономному расходованиютопливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов и защитеокружающей среды при работе автомобильного транспорта;

принимают меры порациональному распределению подвижного состава, запасных частей,эксплуатационных материалов, оборудования и оснастки, необходимыхдля своевременного и качественного выполнения техническогообслуживания и ремонта;

разрабатывают и широкоприменяют принципы хозяйственного расчета между предприятиями иподразделениями служб автомобильного транспорта;

проводят работы посвоевременной подготовке предприятий и организаций автомобильноготранспорта к эксплуатации автомобилей новых моделей;

проводят мероприятия посовершенствованию и эффективному использованиюпроизводственно-технической базы, механизации и автоматизациипроизводственных процессов, широкому применению средств контроля идиагностирования;

обеспечиваютсвоевременное направление составных частей подвижного состава вкапитальный ремонт;

обеспечивают сбор ихранение отработавших деталей и передачу их на восстановлениеспециализированным предприятиям;

проводят унификацию итипизацию технологических решений при техническом обслуживании иремонте автомобилей;

осуществляют мероприятияпо научной организации труда, сокращению тяжелого физического иручного труда, а также по улучшению условий труда персонала потехническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

совершенствуюторганизацию и методы подготовки высоко квалифицированного персоналаслужб и подразделений, обеспечивающих исправное состояние инадежность подвижного состава; совершенствуют систему оплаты труда,принципы моральной и материальной заинтересованности;

организуют на специальновыделяемых опорных автотранспортных и авторемонтных предприятияхпроведение работ по оценке уровня совершенства конструкции инадежности подвижного состава и созданию информационной базы,необходимой для разработки требований к промышленности иавторемонтному производству, нормативов и рекомендаций посовершенствованию технического обслуживания и ремонта;

вносят основномуразработчику предложения по разработке и уточнению нормативовнастоящего Положения по мере совершенствования конструкцииподвижного состава и выпуска новых моделей, улучшения организации итехнологии технического обслуживания и ремонта, изменения условийэксплуатации.

1.4.

4. Организации ипредприятия авторемонтного производства:

повышают качествокапитального ремонта агрегатов и узлов подвижного состава;

расширяют номенклатуруремонтируемых составных частей подвижного состава, а такжевосстанавливаемых деталей в качестве товарной продукции;

сокращают затраты и времяпроведения капитального ремонта.

1.5.

Организации ипредприятия автомобильного транспорта, промышленности иавторемонтного производства:

тесно взаимодействуют впроведении мероприятий по обеспечению высокой надежности подвижногосостава, снижению расхода топливно-энергетических, трудовых иматериальных ресурсов, повышению производительности труда притехническом обслуживании и ремонте на основе единой информации,получаемой на опорных автотранспортных и авторемонтных предприятияхв условиях рядовой эксплуатации;

оперативно реализуютвзаимные требования по совершенствованию конструкции, структурыпарка и типажа подвижного состава, повышению его надежности иприспособленности к различным условиям эксплуатации, улучшениюноменклатуры и качества запасных частей и эксплуатационныхматериалов, совершенствованию технического обслуживания и ремонтаавтомобилей.

Показатели взаимодействияорганизаций и предприятий автомобильного транспорта, промышленностии авторемонтного производства устанавливаются и регламентируютсяруководящими и методическими указаниями, утверждаемыми вустановленном порядке.

1.6. Под исправнымсостоянием (исправностью) подвижного состава понимается такое, прикотором он соответствует всем требованиям нормативно-техническойдокументации.

Состояние подвижногосостава, при котором он не соответствует хотя бы одному изтребований нормативно-технической документации, являетсянеисправным состоянием (неисправностью).

1.7. Под работоспособнымсостоянием подвижного состава понимается такое, при которомзначения всех параметров, характеризующих способность его выполнятьтранспортную работу, соответствуют требованиямнормативно-технической документации.

1.7.1. Работоспособныйподвижной состав, заправленный смазочными материалами и жидкостями,должен быть готовым к работе на линии без дополнительногопроведения каких-либо подготовительных работ, за исключениемзаправки топливом и тепловой подготовки в зимнее время.

1.7.2. Событие,заключающееся в нарушении работоспособного состояния подвижногосостава, называется отказом.

1.7.3. Требованиябезопасности к техническому состоянию подвижного состава и методыпроверки устанавливаются государственными стандартами, правиламидорожного движения и другими нормативно-техническимидокументами.

1.7.4. Подвижной состав снеисправными составными частями, состояние которых не соответствуетустановленным требованиям безопасности или вызывает повышенныйизнос деталей, не должен продолжать транспортную работу иливыпускаться на линию. Другие неисправности могут быть устраненыпосле завершения транспортной работы в пределах сменного илисуточного задания.

1.8.

Работоспособноесостояние подвижного состава обеспечиваетсяпроизводственно-технической службой, которая несет ответственностьза своевременное и качественное выполнение техническогообслуживания и ремонта с соблюдением установленных нормативов,эффективную организацию труда ремонтно-обслуживающего персонала,соблюдение нормативно-технической документации по техническомуобслуживанию и ремонту.

1.9.

Ответственность заобеспечение работоспособного состояния подвижного состава вместе спроизводственно-технической службой несут:

подразделения обеспеченияперсоналом (управления и отделы кадров, организации труда изаработной платы) — за укомплектованность квалифицированнымиводителями и ремонтно-обслуживающим персоналом, за воспитание истабильность коллективов подразделений;

подразделенияматериально-технического снабжения — за обеспечение запаснымичастями и эксплуатационными материалами необходимого качества иноменклатуры, за оснащенность предприятия технологическимоборудованием, оснасткой, инструментом и обеспечение их запаснымичастями и эксплуатационными материалами;

подразделения службыглавного механика — за качественное содержание производственныхпомещений, оснащенность предприятия технологическим оборудованием,оснасткой, инструментом и своевременное и качественное выполнениеих технического обслуживания и ремонта, за техническое обеспечениехранения подвижного состава;

служба безопасностидвижения — за соблюдение Правилдорожного движения и другой нормативно-технической документациипо безопасности дорожного движения;

служба эксплуатации — закачественное хранение в межсменное время и своевременный выпуск налинию работоспособного подвижного состава, соблюдение на линииправил технической эксплуатации, необходимых режимов погрузки,выгрузки и движения, обеспечивающих работоспособное состояние исохранность подвижного состава;

подразделениятехнического контроля — за проведение контроля техническогосостояния подвижного состава, технологического оборудования,оснастки, инструмента и ремонтного фонда, своевременное икачественное выполнение технического обслуживания и ремонтаподвижного состава и технологического оборудования, за проведениеконтроля качества получаемых запасных частей и эксплуатационныхматериалов, хранения подвижного состава и своевременный выпуск егона линию в работоспособном состоянии, соблюдение действующейнормативно-технической документации;

планово-экономические ифинансовые подразделения — за качественную организацию учета иотчетности, проведение анализа и планирование показателейобеспечения работоспособного состояния подвижного состава.

2.1. Основой техническойполитики, определяемой настоящим Положением, являетсяпланово-предупредительная система технического обслуживания иремонта, которая представляет собой совокупность средств,нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых дляобеспечения работоспособного состояния подвижного состава.

2.2. Работоспособноесостояние подвижного состава обеспечивается проведениемтехнического обслуживания и ремонта и соблюдением другихрекомендаций правил технической эксплуатации.

Основным техническимвоздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях приэксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительныеработы технического обслуживания и ремонта.

Своевременное икачественное выполнение технического обслуживания в установленномобъеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижногосостава и снижает потребность в ремонте.

2.2.1. Системойтехнического обслуживания и ремонта предусматриваются две составныечасти операций: контрольная и исполнительская.

Планово-предупредительныйхарактер системы технического обслуживания и ремонта определяетсяплановым и принудительным (через установленные пробеги илипромежутки времени работы подвижного состава) выполнениемконтрольной части операций, предусмотренных настоящим Положением, споследующим выполнением по потребности исполнительской части.

Примечание. Частьопераций технического обслуживания и ремонта (например, смазочныеоперации) может выполняться в плановом порядке без предварительногоконтроля.

2.2.2. Техническимобслуживанием является комплекс операций по: поддерживаниюподвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнемвиде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасностидвижения, защите окружающей среды (прил.

3); уменьшениюинтенсивности ухудшения параметров технического состояния;предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их сцелью своевременного устранения.

Техническое обслуживаниеявляется профилактическим мероприятием, проводимым принудительно вплановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиляагрегатов, узлов, деталей.

Если при техническомобслуживании нельзя определить техническое состояние отдельныхузлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля наспециальных приборах или стенда.

2.2.3. Ремонтом являетсякомплекс операций по восстановлению исправного или работоспособногосостояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижногосостава и его составных частей.

Ремонт выполняется как попотребности после появления соответствующего неисправногосостояния, так и принудительно по плану, через определенный пробегили время работы подвижного состава.

Второй вид ремонта являетсяпланово-предупредительным.

2.2.4. Определениетехнического состояния подвижного состава, его агрегатов и узловбез разборки производится с помощью контроля (диагностирования),который является технологическим элементом техническогообслуживания и ремонта.

2.2.5. Цель контроля(диагностирования) при техническом обслуживании заключается вопределении действительной потребности в выполнении операций,предусмотренных настоящим Положением, и прогнозировании моментавозникновения неисправного состояния путем сопоставленияфактических значений параметров с предельными, а также в оценкекачества выполнения работ.

2.2.6. Цель контроля(диагностирования) при ремонте заключается в выявлении неисправногосостояния, причин его возникновения и установления наиболееэффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата(узла, детали), с полной или частичной разборкой и заключительнымконтролем качества выполнения работ.

2.2.7.Нормативно-техническая документация по техническому обслуживанию иремонту включает: принципы, определения, рекомендации, нормативы иметоды их корректирования с учетом условий эксплуатации,технологию. Перечень действующей в системе Министерстваавтомобильного транспорта РСФСР нормативно-технической документациииздается отдельным документом.

2.2.8.

Средстватехнического обслуживания и ремонта предусматривают:

производственно-техническуюбазу (здания, сооружения, оборудование), размещенную наавтотранспортных и специализированных предприятиях по техническомуобслуживанию и ремонту подвижного состава;

материально-техническоеобеспечение (с учетом конструкции подвижного состава, пробега сначала эксплуатации, интенсивности и условий эксплуатации).

2.2.9. Номенклатурапрофессий персонала, обеспечивающего исправное состояние подвижногосостава, включает рабочих различных специальностей, техников иинженеров.

2.2.10.

Рабочие проводятконтроль технического состояния подвижного состава, выполняюттехническое обслуживание и ремонт и подготовку их производства, атакже работы, связанные с хранением автомобилей, техническимобслуживанием и ремонтом технологического оборудования, зданий исооружений.

Перечень профессийрабочих определяется Единым тарифно-квалификационным справочникомработ и профессий рабочих. Разряд рабочих определяется сложностьюработ и регламентируется типовыми технологическими процессами,утверждаемыми в установленном порядке.

2.2.11.

Техникиосуществляют контроль технического состояния подвижного состава,руководство и контроль работы производственных участков, выполняюттекущий производственно-технический учет, анализ и планированиеработ по ТО и ремонту, внедряют прогрессивные формы и методыорганизации, технологии и механизации производства, а такжеосуществляют контроль за соблюдением правил техникибезопасности.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901788952

Утверждено

Министерством автомобильного

транспорта РСФСР

20 сентября 1984 г.

Согласовано

с Министерством автомобильной

промышленности СССР

23 июля 1984 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В условиях применения новой системы планирования и экономического стимулирования внедрение Положения предусматривает развитие инициативы работников автомобильного транспорта по совершенствованию организации производства технического обслуживания и ремонта, по внедрению прогрессивных технологических процессов, средств механизации и автоматизации, контроля и диагностирования технического состояния подвижного состава, по учету нормативами местных условий эксплуатации, а также по развитию социалистического соревнования в повышении качества, надежности и эффективности работы автомобильного транспорта.

Положение разработано Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства автомобильного транспорта РСФСР при участии: Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Министерства автомобильной промышленности СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института безопасности дорожного движения (ВНИИБД) Министерства внутренних дел СССР, Государственного автомобильно-транспортного научно-исследовательского и проектного института (ГосавтотрансНИИпроект) Министерства автомобильного транспорта Украинской ССР, научно-производственного объединения Автотранстехника (НПО Автотранстехника) Министерства автомобильного транспорта Белорусской ССР, НПО Казавтотранстехника Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР, НПО Узавтотранстехника Министерства автомобильного транспорта Узбекской ССР, Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), Киевского автомобильно-дорожного института (КАДИ) и Тюменского индустриального института (ТИИ) Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Ульяновского территориального объединения автомобильного транспорта и Ленинградского производственного объединения пассажирского автобусного транспорта N 3 Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Для оперативного учета изменений конструкции подвижного состава и условий его эксплуатации в Положении предусматриваются две части.

Первая часть, содержащая основы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, определяет систему и техническую политику по данным вопросам на автомобильном транспорте.

В первой части устанавливаются: система и виды технического обслуживания и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и другие основополагающие данные.

Вторая часть включает нормативы по моделям конкретных семейств автомобилей, в том числе: виды технического обслуживания и ремонта; периодичности технического обслуживания; перечни операций и трудоемкости; межремонтные пробеги; распределение трудоемкости по видам работ; химмотологическую карту и другие материалы, необходимые для планирования и организации технического обслуживания и ремонта.

Вторая часть разрабатывается в виде отдельных приложений к первой части и утверждается Министерством автомобильного транспорта РСФСР по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью Положения. Примерное содержание второй части Положения приведено в прил. 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Эффективность работы автомобильного транспорта базируется на надежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе его производства, эксплуатации и ремонта:

совершенством конструкции и качеством изготовления;

своевременным и качественным выполнением технического обслуживания (ТО) и ремонта;

своевременным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры;

соблюдением государственных стандартов и Правил технической эксплуатации.

———————————

В частности, ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».

1.2. Настоящее Положение определяет принципиальные основы обеспечения работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта — автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов — в процессе эксплуатации.

1.3. Нормативы технического обслуживания и ремонта, учитывающие условия эксплуатации, установлены на основе межотраслевой оценки достигнутого уровня надежности производимого в стране подвижного состава.

1.4.

Настоящее Положение издано в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и является обязательным для всех расположенных на территории РСФСР организаций и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, эксплуатирующих подвижной состав и производящих его техническое обслуживание и ремонт, разрабатывающих нормативно-техническую документацию и осуществляющих подготовку персонала, за исключением организаций и предприятий Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР.

———————————

Далее условно — автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия.

Примечание. Настоящее Положение не распространяется на легковые автомобили, принадлежащие гражданам.

Техническое обслуживание новых и капитально отремонтированных автомобилей и агрегатов в период обкатки (начальный период эксплуатации) производится согласно указаниям автомобильных, моторных и авторемонтных заводов.

Техническое обслуживание и ремонт автомобильных шин производятся в соответствии с действующими Правилами эксплуатации автомобильных шин, утверждаемыми в установленном порядке.

1.4.

1. Настоящее Положение обязательно для организаций и предприятий автомобильной и смежных отраслей промышленности в процессе серийного производства подвижного состава, запасных частей и эксплуатационных материалов в части обеспечения установленных нормативов и взаимодействия с организациями и предприятиями автомобильного транспорта и авторемонтного производства.

1.4.

2. Организации и предприятия автомобильной и смежных отраслей промышленности:

проводят единую политику и несут ответственность за технический уровень и качество выпускаемой продукции, за наиболее полное удовлетворение потребностей автомобильного транспорта страны в необходимом подвижном составе, запасных частях, эксплуатационных материалах высокого качества и надежности, требуемого типажа и номенклатуры, приспособленных к различным условиям эксплуатации и в количествах в соответствии с установленными нормативами;

проводят мероприятия по повышению надежности подвижного состава, снижению трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт;

проводят унификацию подвижного состава с целью сокращения количества технологически совместимых групп на автотранспортных предприятиях;

в случае необходимости разрабатывают конструкции, изготавливают образцы и организуют промышленное производство нестандартного оборудования, оснастки и специального инструмента для технического обслуживания и ремонта конкретных семейств подвижного состава;

принимают непосредственное участие в освоении автомобильным транспортом подвижного состава новых моделей путем своевременного обеспечения автотранспортных и авторемонтных предприятий технической документацией, образцами нестандартного оборудования, оснастки, специального инструмента, запасными частями и эксплуатационными материалами, необходимыми для организации технического обслуживания и ремонта;

организуют или содействуют организации на промышленной основе капитального ремонта агрегатов и узлов конкретных семейств подвижного состава и восстановления отказавших деталей в качестве товарной продукции;

осуществляют мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов и защите окружающей среды при работе автомобильного транспорта;

содействуют созданию единой информационной базы на основе опорных (экспериментальных) автотранспортных и авторемонтных предприятий, необходимой для управления надежностью подвижного состава.

1.4.

3. Организации и предприятия, эксплуатирующие подвижной состав автомобильного транспорта:

осуществляют единую политику в области технического обслуживания и ремонта автомобилей;

обобщают передовой опыт, разрабатывают и широко применяют прогрессивные формы и методы организации, управления в технологии технического обслуживания и ремонта на основе: кооперации, концентрации и специализации с централизованным управлением производством, трудовыми и материальными ресурсами; бригадной формы организации с оплатой труда по конечному результату; обеспечения персональной ответственности исполнителей за качество выполнения работ и техническое состояние подвижного состава;

проводят мероприятия и осуществляют контроль за: качеством выполнения технического обслуживания и ремонта; выполнением требований безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств и применением методов его проверки в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативно-техническими документами; проведением мероприятий по экономному расходованию топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов и защите окружающей среды при работе автомобильного транспорта;

принимают меры по рациональному распределению подвижного состава, запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования и оснастки, необходимых для своевременного и качественного выполнения технического обслуживания и ремонта;

разрабатывают и широко применяют принципы хозяйственного расчета между предприятиями и подразделениями служб автомобильного транспорта;

проводят работы по своевременной подготовке предприятий и организаций автомобильного транспорта к эксплуатации автомобилей новых моделей;

проводят мероприятия по совершенствованию и эффективному использованию производственно-технической базы, механизации и автоматизации производственных процессов, широкому применению средств контроля и диагностирования;

обеспечивают своевременное направление составных частей подвижного состава в капитальный ремонт;

обеспечивают сбор и хранение отработавших деталей и передачу их на восстановление специализированным предприятиям;

проводят унификацию и типизацию технологических решений при техническом обслуживании и ремонте автомобилей;

осуществляют мероприятия по научной организации труда, сокращению тяжелого физического и ручного труда, а также по улучшению условий труда персонала по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

совершенствуют организацию и методы подготовки высококвалифицированного персонала служб и подразделений, обеспечивающих исправное состояние и надежность подвижного состава; совершенствуют систему оплаты труда, принципы моральной и материальной заинтересованности;

организуют на специально выделяемых опорных автотранспортных и авторемонтных предприятиях проведение работ по оценке уровня совершенства конструкции и надежности подвижного состава и созданию информационной базы, необходимой для разработки требований к промышленности и авторемонтному производству, нормативов и рекомендаций по совершенствованию технического обслуживания и ремонта;

вносят основному разработчику предложения по разработке и уточнению нормативов настоящего Положения по мере совершенствования конструкции подвижного состава и выпуска новых моделей, улучшения организации и технологии технического обслуживания и ремонта, изменения условий эксплуатации.

1.4.

4. Организации и предприятия авторемонтного производства:

повышают качество капитального ремонта агрегатов и узлов подвижного состава;

расширяют номенклатуру ремонтируемых составных частей подвижного состава, а также восстанавливаемых деталей в качестве товарной продукции;

сокращают затраты и время проведения капитального ремонта.

1.5. Организации и предприятия автомобильного транспорта, промышленности и авторемонтного производства:

тесно взаимодействуют в проведении мероприятий по обеспечению высокой надежности подвижного состава, снижению расхода топливно-энергетических, трудовых и материальных ресурсов, повышению производительности труда при техническом обслуживании и ремонте на основе единой информации, получаемой на опорных автотранспортных и авторемонтных предприятиях в условиях рядовой эксплуатации;

оперативно реализуют взаимные требования по совершенствованию конструкции, структуры парка и типажа подвижного состава, повышению его надежности и приспособленности к различным условиям эксплуатации, улучшению номенклатуры и качества запасных частей и эксплуатационных материалов, совершенствованию технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Показатели взаимодействия организаций и предприятий автомобильного транспорта, промышленности и авторемонтного производства устанавливаются и регламентируются руководящими и методическими указаниями, утверждаемыми в установленном порядке.

1.6. Под исправным состоянием (исправностью) подвижного состава понимается такое, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации.

Состояние подвижного состава, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, является неисправным состоянием (неисправностью).

1.7. Под работоспособным состоянием подвижного состава понимается такое, при котором значения всех параметров, характеризующих способность его выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативно-технической документации.

1.7.1. Работоспособный подвижной состав, заправленный смазочными материалами и жидкостями, должен быть готовым к работе на линии без дополнительного проведения каких-либо подготовительных работ, за исключением заправки топливом и тепловой подготовки в зимнее время.

1.7.2. Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния подвижного состава, называется отказом.

1.7.3. Требования безопасности к техническому состоянию подвижного состава и методы проверки устанавливаются государственными стандартами, правилами дорожного движения и другими нормативно-техническими документами.

1.7.4. Подвижной состав с неисправными составными частями, состояние которых не соответствует установленным требованиям безопасности или вызывает повышенный износ деталей, не должен продолжать транспортную работу или выпускаться на линию. Другие неисправности могут быть устранены после завершения транспортной работы в пределах сменного или суточного задания.

1.8.

Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается производственно-технической службой, которая несет ответственность за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта с соблюдением установленных нормативов, эффективную организацию труда ремонтно-обслуживающего персонала, соблюдение нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту.

1.9. Ответственность за обеспечение работоспособного состояния подвижного состава вместе с производственно-технической службой несут:

подразделения обеспечения персоналом (управления и отделы кадров, организации труда и заработной платы) — за укомплектованность квалифицированными водителями и ремонтно-обслуживающим персоналом, за воспитание и стабильность коллективов подразделений;

подразделения материально-технического снабжения — за обеспечение запасными частями и эксплуатационными материалами необходимого качества и номенклатуры, за оснащенность предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом и обеспечение их запасными частями и эксплуатационными материалами;

подразделения службы главного механика — за качественное содержание производственных помещений, оснащенность предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом и своевременное и качественное выполнение их технического обслуживания и ремонта, за техническое обеспечение хранения подвижного состава;

служба безопасности движения — за соблюдение Правил дорожного движения и другой нормативно-технической документации по безопасности дорожного движения;

служба эксплуатации — за качественное хранение в межсменное время и своевременный выпуск на линию работоспособного подвижного состава, соблюдение на линии правил технической эксплуатации, необходимых режимов погрузки, выгрузки и движения, обеспечивающих работоспособное состояние и сохранность подвижного состава;

подразделения технического контроля — за проведение контроля технического состояния подвижного состава, технологического оборудования, оснастки, инструмента и ремонтного фонда, своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава и технологического оборудования, за проведение контроля качества получаемых запасных частей и эксплуатационных материалов, хранения подвижного состава и своевременный выпуск его на линию в работоспособном состоянии, соблюдение действующей нормативно-технической документации;

планово-экономические и финансовые подразделения — за качественную организацию учета и отчетности, проведение анализа и планирование показателей обеспечения работоспособного состояния подвижного состава.

2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

2.1. Основой технической политики, определяемой настоящим Положением, является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава.

2.2. Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.

Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.

2.2.1. Системой технического обслуживания и ремонта предусматриваются две составные части операций: контрольная и исполнительская.

Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольной части операций, предусмотренных настоящим Положением, с последующим выполнением по потребности исполнительской части.

Примечание. Часть операций технического обслуживания и ремонта (например, смазочные операции) может выполняться в плановом порядке без предварительного контроля.

2.2.2.

Техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды (прил. 3); уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.

Если при техническом обслуживании нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.

2.2.3. Ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей.

Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово-предупредительным.

2.2.4. Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производится с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом технического обслуживания и ремонта.

2.2.5. Цель контроля (диагностирования) при техническом обслуживании заключается в определении действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных настоящим Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ.

2.2.6. Цель контроля (диагностирования) при ремонте заключается в выявлении неисправного состояния, причин его возникновения и установления наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата (узла, детали), с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполнения работ.

2.2.7. Нормативно-техническая документация по техническому обслуживанию и ремонту включает: принципы, определения, рекомендации, нормативы и методы их корректирования с учетом условий эксплуатации, технологию. Перечень действующей в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР нормативно-технической документации издается отдельным документом.

2.2.8. Средства технического обслуживания и ремонта предусматривают:

производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование), размещенную на автотранспортных и специализированных предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

материально-техническое обеспечение (с учетом конструкции подвижного состава, пробега с начала эксплуатации, интенсивности и условий эксплуатации).

2.2.9. Номенклатура профессий персонала, обеспечивающего исправное состояние подвижного состава, включает рабочих различных специальностей, техников и инженеров.

2.2.10. Рабочие проводят контроль технического состояния подвижного состава, выполняют техническое обслуживание и ремонт и подготовку их производства, а также работы, связанные с хранением автомобилей, техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования, зданий и сооружений.

Перечень профессий рабочих определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Разряд рабочих определяется сложностью работ и регламентируется типовыми технологическими процессами, утверждаемыми в установленном порядке.

2.2.11.

Техники осуществляют контроль технического состояния подвижного состава, руководство и контроль работы производственных участков, выполняют текущий производственно-технический учет, анализ и планирование работ по ТО и ремонту, внедряют прогрессивные формы и методы организации, технологии и механизации производства, а также осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности.

Источник: https://legalacts.ru/doc/polozhenie-o-tekhnicheskom-obsluzhivanii-i-remonte-podvizhnogo/

Refy-free
Добавить комментарий