Общественные взгляды Тургенева

Общественные взгляды Тургенева

Общественные взгляды Тургенева

По своему душевному складу Тургенев был скореесом­невающимся Гамлетом, в политике же считал себя «либе­ралом-постепеновцем»,сторонником медленных политических и экономических преобразований, шаг за шагомприближающих Россию к странам европейского Запада.

Однако на протяжении всеготворческого пути он питал «влеченье — род недуга» к революционерам-демократам.В либерализме Тургенева были сильны демократические симпатии.

Неизменноепреклонение вызывали у него «соз­нательно героические натуры», цельность иххарактера, отсутствие противоречий между словом и делом, волевой темпераментокрыленных идеей борцов.

Он восхищался их героическими порывами, но в то жевремя полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом инетерпением. А потому он считал их деятельность траги­чески обреченной: этоверные и доблестные рыцари идеи, но история своим неумолимым ходом превращаетих в «рыцарей на час».

В 1859 году Тургенев написал статью подназванием «Гамлет и Дон Кихот». В двух этих типах, по Тургеневу, на векасхвачены два крайних полюса человеческой при­роды, две стихии, определяющиежизнь человека, — цент­ростремительная (гамлетовская) и центробежная (донкихот­ская).

Характеризуя тип Гамлета, Тургенев думает о «лиш­них людях», дворянах; поддонкихотами же он подразуме­вает новое поколение — революционеров-демократов.Тур­генев хочет быть арбитром в споре этих общественных сил. Он видит сильные ислабые стороны и в Гамлетах, и в Дон Кихотах.

Гамлеты — эгоисты и скептики, они вечно носятсяс са­мими собой и не находят в мире ничего, к чему могли бы «прилепитьсядушою». Враждуя с ложью, Гамлеты стано­вятся поборниками истины, в которую онитем не менее не могут поверить. Склонность к анализу заставляет их всеподвергать сомнению и не дает веры в добро. Поэтому Гамлеты нерешительны, в нихнет активного волевого начала.

В отличие от Гамлета, Дон Кихот совершенно лишенэгоизма, сосредоточенности на себе, на своих мыслях и чувствах. Цель и смыслсуществования он видит не в себе самом, а в истине, находящейся «вне отдельногочелове­ка». Дон Кихот готов пожертвовать собой ради ее торже­ства.

Своимэнтузиазмом, лишенным всякого сомнения, он увлекает народные сердца. Нопостоянная сосредоточен­ность на одной идее, «постоянное стремление к одной итой же цели» придают некоторое однообразие его мыслям и од­носторонность егоуму.

Как исторический деятель Дон Ки­хот неизбежно оказывается в драматическойситуации: ис­торические последствия его деятельности всегда расходятся сидеалом, которому он служит, и с целью, которую он преследует в борьбе.

Достоинство и величие Дон Кихота «в искренности и силе самого убежденья… а результат — в рукесудеб».

В эпоху смены поколений общественных деятелей, ввпоху вытеснения либералов-дворян радикалами-разночин-Пами Тургенев мечтает овозможности союза двух антикре-(постнических сил.

Ему бы хотелось видеть вдворянах-Гамлетах больше смелости и решительности, а в демокра­тах-донкихотах —трезвости и самоанализа. Такой герой, по Тургеневу, возможен, посколькугамлетизм и донкихот­ство — два крайних полюса одной человеческой природы.

«Чистого» Гамлета, равно как и «чистого» Дон Кихота, в жизни не встретишь: вхарактерах людей проявляется лишь склонность к тому или иному полюсу.

Получалось, что Тургенев-писатель постоянностремил­ся встать над схваткой, примирить враждующие партии, обуздатьпротивоположности.

Человек терпимый, он реши­тельно отталкивался от любыхзавершенных и самодоволь­ных систем. «Системами дорожат только те, которым всяправда в руки не дается, которые хотят ее за хвост пой­мать.

Система — хвостправды, но правда, как ящерица: оставит хвост, а сама убежит».

В тургеневском стремлении снять противоречия икрай­ности непримиримых общественных течений 60—70-х го­дов проявилась заботаписателя о судьбе отечественной культуры.

Он не уставал убеждать ревнителейроссийского радикализма, что водворяющийся новый порядок должен быть не толькосилой отрицающей, но и силой охранитель­ной, что, нанося удар старому миру, ондолжен спасти в нем все, достойное спасения.

Недоверие к завершенным об­щественнымдоктринам — философским, политическим, религиозным и всяческим иным —порождалось у Турге­нева ощущением особой их опасности для русского челове­ка.

Считая культурный слой движущей силой общества, призванной учить и просвещатьнарод, Тургенев испыты­вал обоснованную тревогу по поводу беспочвенности, безо­глядности«прогрессивных» слоев русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждоймодной идеей, легко­мысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, отвековых традиций.

«И отрицаем-то мы не так, как сво­бодный человек, разящийшпагой, — писал он в романе «Дым», — а как лакей, лупящий кулаком, да еще, пожа­луй,и лупит-то он по господскому приказу». Эту холоп­скую готовность русской общественностине уважать своих традиций, легко отказываться от предмета вчерашнего по­клоненияТургенев заклеймил меткой фразой: «Новый ба­рин народился, старого долой! Тобыл Яков, а теперь Си­дор; в ухо Якова, в ноги Сидору!»

«В России, в стране всяческого, революционного ирелигиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовыхчрезмерностей, Тургенев едва ли не един­ственный, после Пушкина, гений меры и,следовательно, гений культуры, — говорил в 1909 году русский писатель и философД. С. Мережковский. — В этом смысле Турге­нев, в противоположность великимсозидателям и разру­шителям Л. Толстому и Достоевскому, — наш единствен­ныйохранитель…»

Источник: http://vsedli.ucoz.ru/blog/obshhestvennye_vzgljady_turgeneva/2012-05-01-74

Презентация

Общественные взгляды Тургенева

Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация «И.С.Тургенев и общественно-политические взгляды.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

И.С.Тургенев и общественно-политические взгляды. Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ СОШ №14 школы г.Кузнецка имени 354-й стрелковой дивизии Кадомцева Ангелина. Руководитель: Яшина Т.А. – учитель истории.

2 слайдОписание слайда:

1. Биографические данные. 2. Тургенев и крепостное право. 3. Мировоззрение И.Тургенева. 4. Оценка творчества в разные эпохи.

3 слайдОписание слайда:

СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, получил богатое наследство, но крепостником не стал.

4 слайдОписание слайда:

РОДИТЕЛИ ТУРГЕНЕВА СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУРГЕНЕВ ВАРВАРА ПЕТРОВНА, УРОЖД. ЛУТОВИНОВА

5 слайдОписание слайда:

«Странное влияние имел на меня отец – и странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу, он даже был, если можно так выразится, вежлив со мной. Только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он оказался мне образцом мужчины.

Размышляя впоследствии о характере моего отца я пришел к такому заключению: ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и наслаждался этим другим вполне. Отец мой прежде всего и больше всего хотел жить… и жил. Наверное, он предчувствовал, что ему не придется пользоваться «штукой» жизни. Он умер в 42 года». Отец.

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

6 слайдОписание слайда:

Мать. Мать, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, — женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома.

Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных. ВАРВАРА ПЕТРОВНА, УРОЖД. ЛУТОВИНОВА

7 слайдОписание слайда:

«Мне нечем помянуть моего детства, — говорил много лет спустя Тургенев. — Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали как рекрута.

Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся!».

Возможно эти чувства позволили Ивану Сергеевичу острее переживать и сострадать крепостным в имении матери.

8 слайдОписание слайда:

«Владельцем душ» он стал лишь после смерти матери в 1850 году. И тогда же, как пишет он, «я немедленно отпустил всех дворовых на волю, пожелавших крестьян перевел на оброк, всячески содействовал успеху общего освобождения, при выкупе везде уступил пятую часть». Тургенев принадлежал к

9 слайдОписание слайда:

ТУРГЕНЕВ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться…»

10 слайдОписание слайда:

По натуре Иван Сергеевич был человеком общительным, деятельным, горячо переживавшим страдания и боль обиженных и униженных людей из народа, хотя темперамент его не отличался такой жгучей страстностью, как, например, у Белинского.

Именно эти свойства ума и характера увлекали Тургенева к общественной деятельности.

Мировоззрение молодого Тургенева формировалось в обстановке идеалистических университетских кружков 30-х — 40-х годов и немецкой идеалистической философии того периода: «Я бросился вниз головой в «немецкое море», долженствовавшее очистить и возродить меня, и, когда я наконец вынырнул из его воли, я все-таки очутился «западником» и остался им навсегда.» Программа борьбы за умеренные буржуазные реформы наряду с борьбой против угрозы буржуазно-демократической революции — таков политический смысл тургеневской формулы.

11 слайдОписание слайда:

В эпоху смены поколений общественных деятелей, в эпоху вытеснения дворян разночинцами Тургенев мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами.

В тургеневском призыве к терпимости, в тургеневском стремлении «снять» противоречия и крайности непримиримых общественных течений 60-70-х годов проявилась обоснованная тревога за судьбы грядущей русской демократии .

Тургенев не уставал убеждать, что новый водворяющийся порядок должен быть не только силой отрицающей, но и силой охранительной, что, нанося удар старому миру, он должен спасти в нем все, достойное спасения.

Тургенева пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоев русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций.

«И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой,- писал он в романе «Дым»,- а как лакей, лупящий кулаком, да еще, пожалуй, и лупит-то он по господскому приказу». Эту холопскую готовность русской общественности не уважать своих традиций, легко отказываться от предмета вчерашнего поклонения Тургенев заклеймил меткой фразой: «Новый барин народился, старого долой!.. В ухо Якова, в ноги Сидору».  Мировоззрение И.Тургенева.

12 слайдОписание слайда:

По мнению энциклопедии Брокгауза и Ефрона, «Записки охотника», помимо обычного читательского успеха, сыграли определённую историческую роль. Книга произвела сильное впечатление даже на наследника престола Александра II, который спустя несколько лет провёл ряд реформ по отмене крепостного права в России.

Под впечатлением от «Записок» находились и многие представители правящих классов. Книга несла в себе социальный протест, обличая крепостное право, но непосредственно само крепостное право затрагивалось в «Записках охотника» сдержанно и осторожно.

книги не было выдуманным, оно убеждало читателей, что нельзя людей лишать самых элементарных человеческих прав. 

13 слайдОписание слайда:

Оценка творчества. Тургенева многократно цитировал В. И. Ленин, который особенно высоко ценил его «великий и могучий» язык. М. И. Калинин говорил, что творчество Тургенева имело не только художественное, но и общественно-политическое значение, которое и придавало художественный блеск его произведениям М. И.

Калинин отмечал, что писатель показал в крепостном крестьянине человека, который так же, как и все люди, достоин иметь человеческие права. По мнению «Большой советской энциклопедии», созданная писателем художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века.

Она во многом послужила основой для «интеллектуального» романа Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, в котором судьбы центральных героев зависят от решения ими важного философского вопроса, имеющего общечеловеческое значение. Заложенные писателем литературные принципы получили развитие в творчестве многих советских писателей — А. Н. Толстого, К. Г.

Паустовского и других. Его пьесы стали неотъемлемой частью репертуара советских театров.

14 слайдОписание слайда:

По мнению академической «Истории русской литературы», Тургенев стал первым в русской литературе, кому удалось в своём произведении через картины повседневного деревенского быта и различные образы простых крестьян выразить мысль о том, что закрепощённый народ составляет корень, живую душу нации. А литературовед профессор В. М. Маркович говорил, что Тургенев одним из первых попытался изобразить противоречивость народного характера без прикрас, и он же впервые показал тот же народ достойным восхищения, преклонения и любви.

15 слайдОписание слайда:

1859 г. В России много уделяется изучению памяти творчества Тургенева и в XXI веке. Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г.

Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят крупные научные конференции, которые имеют статус международных.

В рамках проекта «Тургеневская осень» в музее ежегодно проходят тургеневские чтения, в которых принимают участие исследователи творчества писателя из России и из-за рубежа. Отмечаются тургеневские юбилеи и в других городах России. 1860 г.

16 слайдОписание слайда:

Актуальность работы. Использование данной работы можно применить при изучении тем в истории России: 8 и 10 классах — «Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861г.», «Общество и власть во второй половине 50-60 гг. XIX века». А также в 11 классе — «Русская культура второй половины XIX века».

17 слайдОписание слайда:

Используемая литература: «Записки охотника», «Муму» – И.С. Тургенев «И.С. Тургенев в жизни и творчестве» – Н.И. Якушин «Эволюция общественных взглядов И.С. Тургенева и их отражение в публицистических материалах писателя» – studexpo.ru «Общественные взгляды Тургенева» – Ю.В. Лебедев «Тургенев, Иван Сергеевич» – ru.wikipedia.org

18 слайдОписание слайда:

Спасибо за внимание!

Проверен экспертом

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-isturgenev-i-obschestvennopoliticheskie-vzglyadi-3439707.html

Refy-free
Добавить комментарий