Общественные и смешанные блага

Чистые и смешанные общественные блага. Проблема переполнения и «теория клубов»

Общественные и смешанные блага

Общественные блага: сущность, свойства.

«Общественное благо» — это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.

В основе любого активного хозяйственного действия человека лежит удовлетворение потребностей, для чего он стремится приобрести за определенную плату или получить бесплатно блага. Поэтому основой благосостояния индивида являются блага. Блага могут быть экономическими и неэкономическими, материальными и нематериальными, а также частными, коллективными, смешанными и общественными.

Под материальными благами понимаются вещественные предметы, потребление которых увеличивает индивидуальное и общественное благосостояние. Под нематериальными благами понимаются блага, образующие человеческий капитал, потребление которых увеличивает индивидуальное и общественное благосостояние (образование, воспитание, знания, опыт, информация и др.)

Общественное благо – это то, за что мы не платим напрямую.

Общественное благо обладает двумя свойствами:

Неизбирательность(неконкурентность) – благами пользуются все без исключения. Увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них.

Данное свойство предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Типичный пример неконкурентности потребления — это национальная оборона.

Данное свойство означает, что предельные издержки предоставления общ. блага индивидуальному потребителю раны «О»., а появление дополнительного потребителя представляет собой Паретоулучшение. Т.о.

несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.

Неисключаемость – мы не можем всех исключить из числа пользователей этими благами.

Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. В данном случае поставщик общ. Блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Санкции против неплательщиков обернулись ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Паретоулучшения не были бы реализованы. Примером здесь является городской парк отдыха. Достижение исключаемости (охрана, ограждение, плата за вход) общ.

Блага в виде отдыха в городском парке потребует огромных затрат и будет экономически нецелесообразным.

Чистые и смешанные общественные блага. Проблема переполнения и «теория клубов»

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности.

Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени.

Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности. —

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается.

Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими.

Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Смешанные блага В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот.

В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким – избирательности. Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан.

Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности. В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками.

Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: места общего пользования, парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще «коммунальными».

Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе «кто пришел первым, тот и воспользовался».

Для смешанных общественных благ, как правило, характерно потенциальное переполнение.

Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей блага дальнейшее увеличение их численности приводит к тому, что индивиды начинают мешать друг другу.

Иными словами, исчезает несопер­ничество в потреблении, так что издержки предоставления данного блага дополни­тельному потребителю уже не равны нулю.

Допустим, что речь идет, например, о плавательном бассейне. При малом числе купающихся они не создают друг другу каких-либо помех. Вместе с тем нетрудно представить себе переполненный бассейн. Всегда ли желательно, чтобы численность пользователей смешанного общественного блага была минимальной.

Конечно, у бассейна может быть единственный владелец-пользователь. Однако это предполагает, что он не только получает все выгоды от данного блага, но и полностью берет на себя издержки по его созданию и эксплуатации.

Отнюдь не исключено, что в подобном случае выгоды (точнее, их денежный эквивалент) окажутся ниже издержек.

Когда пользователей смешанного общественного блага несколько, они делят между собой как выгоды, так и издержки. Прообраз такого поведения — создание клуба, владеющего, например, тем же плавательным бассейном.

Теория клубов дает ответ на вопрос, при каких условиях распределение выгод и издержек, связанных с общественными благами, является оптимальным.

Блага, производство и пот­ребление которых описываются этой теорией, принято называть клубными благами.

Что должен оптимизировать клуб? С одной стороны, это количество производимого смешанного общественного блага, а с другой — численность собст­венных членов. Обе задачи должны быть решены совместно, и это, собственно, и составляет центральный пункт теории клубов.

Теория клубов создает регламент пользования и распределения общественного блага.

Источник: https://poisk-ru.ru/s1342t10.html

Экономика общественного сектора

Общественные и смешанные блага

1. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впер­вые в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х годов.

В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения.

Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств.

Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов.

Изначально концепция общественного блага выделяла два ос­новных свойства общественного блага — неконкурентоспособность и неисключаемость.

Неконкурентность общественного блага предполагает, что бла­го неделимо, потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. Типичным при­мером неконкурентности потребления может служить националь­ная правовая система.

Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны.

В качестве примера неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды.

Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Различают техническую невозможность и эко­номическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость.

Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться эконо­мически неоправданной.

Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги.

Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.

Наличие таких критериев в их крайних случаях — конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость — позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами.

В настоящее время принято считать, что для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:

·отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;

·неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;

·нерыночный характер стоимости блага, связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;

·тотальный и неисключаемый характер блага, связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.

2. Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:

общественные. Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;

индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.

Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.

Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств.

Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости.

Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.

Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.

Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.

В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.

По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:

·общегосударственные. Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;

·местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).

По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:

·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;

·неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

В литературе по экономике общественного сектора рядом авторов предложена классификация общественных благ с учетом их свойств. Общественные и частные блага — это два крайних случая, между которыми существуют различные промежуточные состояния, и выделяют такое понятие, как смешанное общественное благо.

Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостыо и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемостью в процессе их потребления.

Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи.

Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно выступает неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка.

Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели.

До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей.

Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов.

Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации.

Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не приведет к уменьшению выгод для других его членов, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового члена клуба в финансировании затрат.

В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.

Классификация общественных благ также производится с учетом с учетом получения внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения об­разовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).

Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:

  • чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т.д.);
  • чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т.д.).

Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага.

К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д.

Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конку­рентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.

3. Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить.

У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод.

В связи с этим возникает такая проблема: будет ли у кого-нибудь должный стимул, чтобы создавать эти выгоды, или все будут надеяться получить их в качестве внешнего эффекта от действий других людей?

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.

Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.

Наиболее простым методом исключения безбилетников является ограничение их доступа к потреблению блага, т. е. сделать благо исключаемым благом, благом, которое представляет собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению, которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например, пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.

Так же решением проблемы может стать взаимообусловленное финансирование.

Один из методов такого финансирования — увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете.

Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.

Такое финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды — общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=29434

Общественные блага: примеры. Чистые и смешанные общественные блага

Общественные и смешанные блага

Общественные блага, примеры которых будут приведены далее, представляют собой ценности, потребляемые всеми гражданами коллективно. Использование их не зависит от того, платит за них население или нет. Далее рассмотрим подробнее общественные блага: виды и особенности этих ценностей.

Общие сведения

Частные и общественные блага имеют существенные отличия. Как выше было сказано, вторыми пользуются все граждане коллективно. Первые же доступны для потребления и приносят пользу непосредственному их владельцу.

Частные и общественные блага отличаются и в вопросе совершения с ними сделок. Вторые практически невозможно продать. Общественные блага и услуги используются гражданами с достаточно большим удовольствием.

При этом многие индивиды отказываются оплачивать их пользу.

Чистые и смешанные общественные блага

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности.

Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени.

Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности.

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается.

Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими.

Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Общие категории

Различают следующие типы благ:

  • Информационные. К ним относят «непрерывные» общественные блага. Примеры: телевидение, радио.
  • Ограниченного пользования. Такие блага доступны определенному количеству потребителей в одно время. К ним относят автомобильный мост во время часа «пик».
  • Локальные. Это доступные для представителей отдельной социальной группы или региона общественные блага. Примеры: областные библиотеки, парки, скверы.
  • Дискретные (музейные экспонаты, картины в галереях), бесплатные (деятельность опорных пунктов охраны порядка), с отрицательной (высшее образование, курсы) и положительной (общественный транспорт) ценой.

Для обеспечения населения общественными благами необходимо привлечение частных. Объемы последних ограничены суммарными государственными доходами, которые формируются, в частности, за счет поступления разнообразных сборов и налогов.

В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким – избирательности.

Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности.

В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: места общего пользования, парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще «коммунальными».

Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе «кто пришел первым, тот и воспользовался».

Коллективные ценности

Не все четко понимают существующее разделение. Поэтому многие потребители просят более компетентных в этом вопросе граждан: «Приведите примеры общественных благ коллективного пользования».

Для начала следует сказать, что такие ценности отличаются низкой степенью избирательности и высоким уровнем неисключаемости. В качестве одного из ярких примеров можно привести получение сведений в Интернете. Одновременно данной возможностью могут пользоваться многие люди.

Предельные издержки от увеличения количества потребителей при этом остаются нулевыми. Это, в свою очередь, означает, что конкурентность (избирательность) при потреблении этого блага имеет низкую степень. Однако придание ему признака исключаемости труда не составляет.

Это достигается посредством введения платы за подключение к Интернету. В качестве особенности таких благ выступает возможность ограничения доступа к ним со сравнительно небольшими издержками.

Государственное обеспечение

Число общественных благ значительно меньше количества правительственных. Многие государственные блага считаются исключаемыми либо конкурентными в пользовании, а в ряде случаев обладают обоими этими признаками. Здесь можно сказать о предоставлении среднего образования.

При увеличении количества учеников издержки носят положительный характер. Это связано с тем, что остальные школьники в таком случае будут получать меньше внимания из-за большего своего количества. При этом признак исключаемости такое благо приобретает при введении платы за учебу.

Если некоторые из школьников не смогут внести ее, то будут исключены из процесса образования в данном классе.

Специфика спроса

Необходимость в том или другом благе складывается на основании принципа снижающейся предельной полезности. В связи с тем, что данная выгода от пользования дополнительной единицей является убывающей, линия индивидуального спроса отличается нисходящим наклоном.

Аналогичным образом идет кривая спроса частного чистого блага. Однако за данным внешним сходством скрыты большие отличия. В первую очередь это то, продажа чистых общественных благ «поштучно» невозможна. Это обусловлено тем, что они считаются неотделимыми и используются совместно всеми людьми.

Их потребление – это не исключительное право индивидов. Эти блага могут использоваться даже теми, кто решает за них не платить. За единицу в данном случае стоимость не назначается, а потребители могут пользоваться объемом выпуска целиком.

Другими словами, в конкретный промежуток времени они потребляют единое количество блага.

Рыночный механизм

В ряде случаев с его использованием можно исключать принудительное финансирование выпуска общественных благ. В таких ситуациях они поставляются индивидуальными хозяйствами. Финансирование же осуществляется с помощью рыночного механизма.

Он позволяет реализовывать такие методы обеспечения, как исключение «безбилетников», а также взаимообусловленное субсидирование и финансирование. В первом случае используются ограничительные меры, перекрывающие доступ к потреблению.

За счет низких издержек в данном случае благо, даже обладающее избирательностью, можно продать так же, как и частное.

Роль государства

Правительство принимает на себя расходы, которые связаны с предоставлением благ обществу в том случае, когда внешние положительные эффекты, возникающие при их использовании, не поддаются интернализации либо это обусловлено очень большими расходами.

Так, государство может быть непосредственно производителем. К примеру, это может быть борьба с ЧП или обеспечение внутренней безопасности. Также власть может финансировать выпуск благ частным сектором, участвуя в строительстве школ, больниц и прочего.

Во всех случаях при этом поступление средств от государства осуществляется за счет отчисляемых гражданами налогов. Решение же об оптимальном объеме производства базируется на коллективных действиях. При предоставлении государством общественных благ не всегда достигается эффективный объем их производства.

Применение налогового механизма требует решения комплекса проблем, которые связаны с достижением необходимого объема выпуска.

Источник: https://FB.ru/article/173100/obschestvennyie-blaga-primeryi-chistyie-i-smeshannyie-obschestvennyie-blaga

Вопрос2. Общественные, рыночные и смешанные блага

Общественные и смешанные блага

В рамках рыночной модели экономики происходит производство рыночных благ, под которыми можно понимать экономические блага, характеризующиеся ограниченностью или редкостью и с помощью которых удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования данной модели. Ввиду того, что рынок существует в «чисто»» виде, то уместно классифицировать рыночные блага, т.е. выделить такие соподчиненные понятия как частные и общественные блага.

Общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом.

Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.

). Общественное благо обладает следующими свойствами:

– неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;

– неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;

– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Если какой то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало.

Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет.

Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника: условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.

Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другими… без дополнительных затрат.

В определениях указывается на то, что потребление единицы частного блага доступно только одному субъекту хозяйствования, а единица общественного блага может потребляться многими субъектами одновременно и независимо от того, кто оплатил это благо. Можно сказать, что в их потреблении субъекты не конкурируют друг с другом.

Частные блага (н-ер хлеб) обладают следующими двумя свойствами:

Исключительность: Благо является исключительным, если при его покупке вы можете исключить другие товары из потребления.

Конкурентность: Благо считается конкурентным в потреблении в том случае, когда потребитель, покупая булку хлеба, не будет покупать такую же булку.

Конкурентные товары истощаемы. Технические последствия истощаем ости, это то что, потребление дополнительного количества конкурентных товаров вовлекает некоторые предельные издержки производства

У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Например, автодороги, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки дороги. Следовательно, неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд.

Обычно выделяются только две категории смешанных благ — перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости).

Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальном мире существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости.

Типичный пример перегружаемого блага — автомобильная дорога. Будем считать, что полезность, получаемая водителем транспортного средства, зависит только от скорости его движения.

Увеличение числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по дороге, но лишь до определенного уровня.

Рано или поздно рост интенсивности движения приведет к возникновению внешних эффектов — снижению скорости движения и, следовательно, к убыванию полезности водителей.

Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю (рис. 1). На рис. 1,б точка перегрузки обозначена РС (point of congestion).

Телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход — примеры исключаемых благ влияют на свойство несоперничества, которое сохранялось во всех рассмотренных случаях. Телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход — примеры исключаемых благ.

«Общие» — потребляются индивидуально, исключить доступ трудно(заповедник, кот. трудно охранять)

«Клубные» — потребляются совместно, но исключить неплательщика легко.



Источник: https://infopedia.su/1x38ce.html

sh: 1: —format=html: not found

����������

��������

����� I �������� � ��������������

������ 1. ��� ����� ����������?

������ 2. �����
������ 3. �����������
������ 4. ����������� � ���������
������ 5. �������������� � �������� �����
������ 6. �������������� � �������� �����������
������ 7. ������������ ������ � �����������
������ 8. ������������ � �������������
������ 9. ������������ ����������
������ 10. ������������� �����

����� II ������ ����������� � ������

������ 11. ������� ������, ����������� � �������������� �����������

������ 12. �������������� ���������� � �����
������ 13. ���������� ���������� � �����
������ 14. ���������� �����������
������ 15. ������� ����������� �� ��������� ������ � ���
������ 16. ������ ������ � ������ ������
������ 17. ������� ������������
������ 18. ��������������� ����� �� �������
������ 19. ������� ����� � ��� ���������
������ 20. �������������� �������

����� III ������ ������������ � �����������

������ 21. ������������ � �����

������ 22. ������ ������������
������ 23. �������
������ 24. ����� � �����
������ 25. ����������� �����������
������ 26. ���������
������ 27. ������� �������������
������ 28. ����������������� �����������
������ 29. ����������
������ 30. ����������� � �������� ��������

����� IV ����� �������� ������������

������ 31. ������� ������������

������ 32. �� ���� ������� ����� �� �������
������ 33. ��������� ����� �������: ������������ �����������, ���������
������ 34. ��������� ����� �������
������ 35. ����� �����
������ 36. ������������� �����
������ 37. ����� ������� �������
������ 38. �������������
������ 39. �������������� ������������� ������
������ 40. ������ �������

����� V ������ ������������� ��������������

������ 41. ������ ������ ����������

������ 42. ������������ �������������� � ������������� �������������
������ 43. ������������� � ��������������
������ 44. ����������������� ������
������ 45. ������� �������
������ 46. ������������ �����
������ 47. ������������ �����
������ 48. ����������� ������
������ 49. ���������� ����������
������ 50. ������� �����������

�������������� ����������

I. ���������, ������� � ���������� ��������

II. ������������ �������
III. �������� ��������� � �������
IV. ������������ ����
V. ������ ��������
VI. ���������� �������
VII. ���������� ���������������� �������
VIII. ���������� �������
IX. ������� ������ ����������
X. ��������������� ����� � ����������� �����
XI. ������ ����� ������������ �����
XII. ��������������� � ����������� �������
XIII. ������������ ���������������� �������, ������ �� �������� � ������������� ������
XIV. ����� � �������� �����
XV. ���������� ��������� ���������������� ������������
XVI. ������ ������������� � ��������������� ������ �����

������ �� ������ � �������

������� �������� ��������

�������������� ���������

���������� ���������

������� ���������

������

�������

����������

��������

����� I �������� � ��������������

������ 1. ��� ����� ����������?

������ 2. �����
������ 3. �����������
������ 4. ����������� � ���������
������ 5. �������������� � �������� �����
������ 6. �������������� � �������� �����������
������ 7. ������������ ������ � �����������
������ 8. ������������ � �������������
������ 9. ������������ ����������
������ 10. ������������� �����

����� II ������ ����������� � ������

������ 11. ������� ������, ����������� � �������������� �����������

������ 12. �������������� ���������� � �����
������ 13. ���������� ���������� � �����
������ 14. ���������� �����������
������ 15. ������� ����������� �� ��������� ������ � ���
������ 16. ������ ������ � ������ ������
������ 17. ������� ������������
������ 18. ��������������� ����� �� �������
������ 19. ������� ����� � ��� ���������
������ 20. �������������� �������

����� III ������ ������������ � �����������

������ 21. ������������ � �����

������ 22. ������ ������������
������ 23. �������
������ 24. ����� � �����
������ 25. ����������� �����������
������ 26. ���������
������ 27. ������� �������������
������ 28. ����������������� �����������
������ 29. ����������
������ 30. ����������� � �������� ��������

����� IV ����� �������� ������������

������ 31. ������� ������������

������ 32. �� ���� ������� ����� �� �������
������ 33. ��������� ����� �������: ������������ �����������, ���������
������ 34. ��������� ����� �������
������ 35. ����� �����
������ 36. ������������� �����
������ 37. ����� ������� �������
������ 38. �������������
������ 39. �������������� ������������� ������
������ 40. ������ �������

����� V ������ ������������� ��������������

������ 41. ������ ������ ����������

������ 42. ������������ �������������� � ������������� �������������
������ 43. ������������� � ��������������
������ 44. ����������������� ������
������ 45. ������� �������
������ 46. ������������ �����
������ 47. ������������ �����
������ 48. ����������� ������
������ 49. ���������� ����������
������ 50. ������� �����������

�������������� ����������

I. ���������, ������� � ���������� ��������

II. ������������ �������
III. �������� ��������� � �������
IV. ������������ ����
V. ������ ��������
VI. ���������� �������
VII. ���������� ���������������� �������
VIII. ���������� �������
IX. ������� ������ ����������
X. ��������������� ����� � ����������� �����
XI. ������ ����� ������������ �����
XII. ��������������� � ����������� �������
XIII. ������������ ���������������� �������, ������ �� �������� � ������������� ������
XIV. ����� � �������� �����
XV. ���������� ��������� ���������������� ������������
XVI. ������ ������������� � ��������������� ������ �����

������ �� ������ � �������

������� �������� ��������

�������������� ���������

���������� ���������

������� ���������

������

�������

Источник: http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=46&r=1&z=1

Refy-free
Добавить комментарий