Общая физическая и специальная подготовка

Чем общая физическая подготовка отличается от специальной?

Общая физическая и специальная подготовка

Общая физподготовка (ОФП) направлена на развитие общих физических качеств: силы, общей выносливости, ловкости, общей координации и т. д. Качеств, которые могут понадобиться каждому в обычной повседневной жизни.

ОФП часто объединяют с разминкой и разминкой же называют. Просто собственно разминка предназначена для разогрева, подготовки к основной тренировке. Цель ОФП — повысить функциональный уровень: увеличить количество отжиманий, быстрее и дальше бегать, освоить простейшие акробатические элементы типа кувырков…

То есть общефизическая подготовка нужна и примерно одинакова для всех нас и всех систем единоборств. Именно ей вы прежде всего и занимаетесь в секциях единоборств. Поскольку это основа и вашего здоровья, и способности полноценно работать на тренировках. ОФП — основа здоровья и способности полноценно работать на тренировках
Depositphotos

ОФП всем более-менее знакома, все с ней так или иначе сталкивались. Хотя бы на уроках физкультуры.

В большинстве школ единоборств вас ждут все те же знакомые бег-гусиный шаг-прокачка пресса-наклоны-махи. И много отжиманий… Это почти обязательная часть программы. Увы, необходимая большинству наших современников. И везде примерно одинаковая.

А вот другой вид физподготовки существенно различается от школы к школе. Больше того, в специальной физподготовке (СФП) иной раз и не распознаешь собственно физподготовку. Дело в сугубо специфической направленности. СФП развивает качества, специфические для данного конкретного единоборства. В каждом виде — свои.

Иногда это упражнения из ОФП или очень похожие на них. Например, в фехтовании масса легкоатлетических вроде бы упражнений: беговых, прыжковых.

На самом деле, это уже СФП, развивающая подвижность, «прыгучесть», вообще скорость передвижений, взрывную силу. Которые в спортивном фехтовании не менее важны, чем действия оружием.

Прыжки со скакалкой — это специальная физическая подготовка для боксеров
Depositphotos

А, например, «челночный» бег прямо влияет на качество исполнения такого элемента, как атака «стрелой».

К СФП относятся боксерские прыжки со скакалкой и работа кувалдой по большой автомобильной покрышке. Первые «разрабатывают» ноги для специфически боксерских перемещений; вторая учит вкладывать в удар все тело.

Аналогично этому, в историческом фехтовании наносят удары по снарядам тяжелым мечом или схожим по размерам и весу металлическим предметом. Могу завить: полчаса-час интенсивной работы тяжелой железякой на покрышках существенно улучшают технику…

А например, в каратэ существует раздел ходзе-ундо: работа с массивными утяжелителями, напоминающими, например, кувалды или булавы на длинных рукоятках. Нет, этими приспособлениями по мишеням не бьют. А выполняют с ними довольно специфические движения, имитируя работу мышц при выполнении техник каратэ. Работа с макиварой — специальные упражнения каратистов
Depositphotos

Среди традиционных снарядов есть тяжелые, наполненные песком кувшины, каменные аналоги гирь и штанги, и т. д. Повторю: все это — не для «тупого кача», а для формирования тела для правильного выполнения техник.

Да и знаменитая «доска для набивки», макивара, идеально подходит не просто для отработки ударов, а именно ударов в манере каратэ.

В некоторых современных пластичных боевых системах основой СФП могут быть упражнения на пластику и расслабление, волновые и круговые движения. В ряде популярных «русских стилей» в качестве СФП используется нижняя акробатика.

Некоторые техники СФП и на физические упражнения-то не очень похожи.

Например, т.н. «столбовое стояние». Собственно, и состоящее в удерживании позиции стоя в течение определённого времени. Не очень похоже на физическую подготовку? Но это она, только — специальная. А вы можете неподвижно стоять 10 минут?
Depositphotos

Вообще, стоять неподвижно в течение хотя бы десяти минут уже непросто. И физически весьма нелегко. В столбе же удерживается вполне определённая, точно рассчитанная поза, еще и специфичная в разных школах единоборств.

Что это даёт? «Всего-навсего», расслабление «лишних» мышц и выстраивание четкой, устойчивой структуры тела. Нельзя же бесконечно долго напрягаться! С практикой лишние для удерживания позиции, «паразитические», напряжения уходят, остаётся лишь минимально необходимое для сохранения структуры.

Практикуя «столб», мы учимся вначале стоять, а зачем двигаться оптимальным образом, задействуя лишь нужные группы мышц с необходимым и достаточным усилием. То есть учимся двигаться оптимальным образом. В качестве бонуса это позволяет, при необходимости, развивать большие усилия. А проще говоря, сильно блокировать и сильно бить.

Даже столь любимые тренерами по каратэ отжимания — не просто способ борьбы с чахлостью, а элемент СФП, задействующий мышцы, работающие при выполнении прямого удара, именно в специфичной для каратэ манере.

Причём как бить, так и отжиматься, можно по-разному: как с горизонтальным, так и с вертикальным положением кулака. И соответственно, задействуя несколько разные мышцы. И как станем бить — так и отжимаемся. СФП адаптирует тело к выполнению техник данного единоборства
Depositphotos

Также и некоторые обычные вроде бы разминочные элементы, типа махов ногами и растяжек, на самом деле — являются элементами СФП. Поскольку при правильном выполнении не только разминают, но главное — выстраивают тело правильным с точки зрения данного единоборства образом. Адаптируя его к правильному с т.з. данной системы построению движений, оптимальному приложению усилий.

То есть, по сути, СФП ближе к постановке техники, чем к собственно физподготовке в привычном понимании. Depositphotos

Тело адаптируют к выполнению техник данного единоборства. Развиваются «нужные» мышцы, мышцы-антагонисты же могут намеренно «выключаться» из работы. Занимающийся привыкает двигаться правильным образом, с оптимальными усилиями.

Повторю: все «правильно» и «оптимально» здесь — прежде всего, с точки зрения данного единоборства. То есть СФП адаптирует и перестраивает тело так, чтобы облегчить выполнение техник. И путать специальную физподготовку с общей не стоит. Тогда правильная, с пониманием, практика «физухи» даст новое понимание того, чем вы занимаетесь. физическая подготовка, разминка, ОФП, тренировка

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/sport/articles/96815/

Общая и специальная физическая подготовка

Общая физическая и специальная подготовка

Принято различать общую и специальную физическую подготовку. Это известное положение теории спортивной тренировки.

Общая физическая подготовка(ОФП) призвана прежде всего укреплять здоровье, обеспечивать целенаправленное развитие опорно–двигательного аппарата, других жизненно важных функций и физических качеств. При этом предполагается использование любых средств, не обязательно гимнастических упражнений, но (и это существенно) в соответствии с особенностями ациклических упражнений гимнастики.

При такой ориентации общей физической подготовки небезразличен выбор средств для развития силы и гибкости, быстроты и прыгучести, ловкости и выносливости. Если используются упражнения не специфичные для гимнастики, необходимо, чтобы они имели сходство с упражнениями на снарядах по динамике работы мышц.

Для развития координационных способностей (ловкости) полезны акробатические прыжки и прыжки на батуте, подвижные игры, эстафеты. В развитии силы используют общеразвивающие упражнения с амортизаторами, на гимнастической стенке, с гантелями или штангой.

Развитие быстроты осуществляют с помощью бега на короткие дистанции (30, 60, 100 м), прыжков в длину.

Учитывая ациклический характер гимнастических упражнений, переменный режим мышечной активности (напряжения, расслабления), своеобразие меняющегося ритма и ритмических акцентов при развитии выносливости предпочтительны такие средства как прыжки со скакалкой, кроссовый бег (вместо «гладкого»), бег на лыжах, игры – баскетбол, футбол.

Наряду с развитием традиционных физических качеств с помощью ОФП успешно развивают функциональные возможности, то есть важные для гимнастики общедвигательные способности, опирающиеся прежде всего на сенсомоторные и психомоторные возможности – умение балансировать на ограниченной или подвижной опоре, сохранять устойчивость вестибулярного аппарата и координацию движений в условиях вращений, правильно воспринимать темп и ритм, ориентироваться в пространстве (самоконтроль). Без должного развития функциональных возможностей трудно овладеть заданиями, которые и составляют суть спортивного направления в гимнастике.

Специальная физическая подготовка ( СФП)преследует цель – развитие физических качеств до такого уровня, который обеспечит успешное выполнение конкретных соревновательных упражнений программы многоборья.

Средства СФП, как правило, сходны с основными упражнениями на снарядах по структуре движений и по характеру нервно–мышечных напряжений (режим напряжений и расслаблений мускулатуры, темпо–ритмовые особенности мышечной деятельности и т.п.).

Лишь при соблюдении таких условий при развитии специальных физических качеств на основе совершенствования внутренней (динамической) структуры устанавливается желаемая количественная и качественная взаимосвязь со структурой технических действий («сопряжение» по В.М.Дьячкову).

Так, для развития специальных физических качеств широко используются специальные подготовительные упражнения: для развития гибкости – упражнения на ковре, у гимнастической стенки; для развития ловкости – разнообразные соединения прыжковой акробатики; для развития силовых качеств – упражнения на стоялках (мини–модель параллельных брусьев), на низких кольцах. Примерами удачного использования технических средств при развитии силы плечевого пояса служит биомеханический стимулятор В.Т. Назарова, прыгучести – тренажер – «качели».

При высоком уровне СФП основным средством ее дальнейшего совершенствования являются те конкретные упражнения на снарядах, с которыми гимнаст выступает на соревнованиях.

Планирование и реализация средств ФП в рамках годичного учебно–тренировочного цикла строится прежде всего в соответствии с уровнем спортивной квалификации занимающихся. Чем ниже квалификация, тем больше удельный все ОФП.

С ростом мастерства соотношение средств постепенно меняется в сторону превалирования СФП.

Круглогодичное применение средств ОФП и СФП, правильное дозирование нагрузки с учетом объема и интенсивности проделанной работы, индивидуализации подготовки – все это способствует неуклонному повышению работоспособности, росту мастерства и спортивных достижений.

В рамках отдельного учебно–тренировочного занятия упражнения СФП обычно включаются в заключительную часть, после того, как оказываются решены главные задачи технической подготовки.

В ряде случаев например, когда предстоит выработать тонкие силовые дифференцировки (межмышечная координация) при освоении трудных статических поз, такой традиционный подход оказывается малоэффективен.

Это объясняется, что развитие способности к проявлению мышечного усилия (статического или динамического) осуществляется на той же основе, что и формирование любого двигательного навыка.

На фоне утомления в конце урока натруженные работой мышцы, забитые продуктами метаболического обмена, невосприимчивы, недостаточно лабильны. В таких случаях лучше упражняться на свежие силы (например, в начале занятия – в специальной разминке).

Большой эффект дает дробление доз воздействия (объемов упражнений СФП), рассредоточение их на протяжении занятий. Принцип «понемногу, но чаще» более физиологичен, т.к.

благоприятствует протеканию окислительно–восстановительных процессов нервно–регуляторной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_89965_obshchaya-i-spetsialnaya-fizicheskaya-podgotovka.html

Реферат: Общая физическая и специальная подготовка

Общая физическая и специальная подготовка

Введение. 3

1. Зоны и интенсивность физических нагрузок. 5

2. Значение мышечной релаксации. 11

Заключение. 15

Литература. 16

Введение

Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.

При анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффекты упражнений можно выделить такие аспекты:

* функциональные эффекты тренировки

* пороговые, «критические» нагрузки для возникновения тренировочных эффектов.

* обратимость тренировочных эффектов

* специфичность тренировочных эффектов

* тренируемость, определяющая величину тренировочного эффекта.

Последние два аспекта наиболее важны в спортивной тренировке.

Систематическое выполнение определенного рода физических упражнений вызывает следующие основные положительные функциональные эффекты:

* Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его ведущих систем.

* Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его ведущих систем.

Первый эффект определяется ростом максимальных показателей при выполнении предельных тестов. Они отражают текущие максимальные возможности организма, существенные для данного вида упражнений.

Второй эффект проявляется в уменьшении функциональных сдвигов в деятельности других органов и систем организма при выполнении определенной работы. Так, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного и нетренированного наблюдаются более низкие показатели для последнего.

1. Зоны и интенсивность физических нагрузок

Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих, оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами:

* Реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических.

* Восстановительно-оздоровительная деятельность для снятия психологического и физического напряжения после работы.

* поддержание существующей тренированности на существующем уровне.

* Повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма.

Как правило, не возникает серьезных проблем с выбором нагрузок во втором и третьем случаях. Сложнее обстоит дело с выбором нагрузок в первом случае, что и составляет основное содержание лечебной физической культуры.

В последнем случае повышение функциональных возможностей отдельных органов и всего организма, т.е. достижение тренировочного эффекта, достигается в том случае, если систематические тренирующие нагрузки достаточно значительны, достигают или превышают в процессе тренировки некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должна превышать повседневную нагрузку.

Принципом пороговых нагрузок называют принципом прогрессивной сверх нагрузки.

Основным правилом в выборе пороговых нагрузок заключается в том, что они должны соответствовать текущим функциональным возможностям данного человека. Так, одна и та же нагрузка может быть эффективной для малотренированного человека и совсем неэффективной для нетренированного человека.

Следовательно, принцип индивидуализации в значительной мере опирается на принцип пороговых нагрузок. Из него следует, что при определении тренировочных нагрузок как тренер – преподаватель, так и сам тренирующийся должны иметь достаточное представление о функциональных возможностях своего организма.

Принцип постепенности в повышении нагрузок также есть следствие физиологического принципа пороговых нагрузок, которые должны постепенно возрастать с ростом тренированности.

В зависимости от целей тренировки и личных способностей человека физические нагрузки должны иметь разную степень.

Неодинаковые пороговые нагрузки применяются для повышения или поддержания уровня существующих функциональных возможностей.

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние.

Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность – интенсивность нагрузки.

При учете этого параметра и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в некоторых пределах может не играть существенной роли.

Кроме того, значение каждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочной эффективности.

Так, например, если прирост максимального потребления кислорода в значительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, то снижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальных нагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочных занятий.

Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки (силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т.д.) и от ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная).

Так, например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с большими нагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении на каждой тренировке. Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этом является метод повторного максимума, который является максимальной нагрузкой, которую человек может повторить определенное количество раз.

При оптимальном количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированности вес увеличивается так, чтобы это количество сохранялось при околопредельном напряжении.

Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. В отличие от этого выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках.

При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузки необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем.

Существует несколько физиологических методов для определения интенсивности нагрузки. Прямой метод заключается в измерении скорости потребления кислорода (л/мин) – абсолютный или относительный (% от максимального потребления кислорода). Все остальные методы – косвенные, основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки и некоторыми физиологическими показателями.

Одним из наиболее удобных показателей служит частота сердечных сокращений.

В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений.

Для определений интенсивности нагрузки у разных людей используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или относительный в процентах рабочий прирост).

Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности. Выделено четыре основных зоны интенсивности физических нагрузок, каждой из которых соответствует определенный уровень биоэнергетических процессов и диапазон частоты сердечных сокращений (ЧСС):

1. Физическая нагрузка малой интенсивности с ЧСС менее 75% от ее максимального значения (ЧСС макс.);

2. Физическая нагрузка поддерживающего характера с ЧСС от 75 до 85% от ЧСС макс., осуществляемая в аэробном режиме энергообеспечения;

3. Физическая нагрузка развивающего характера с ЧСС от 85 до 95% от ЧСС макс. и переходным аэробно-анаэробным режимом энергообеспечения;

4. Физическая нагрузка субмаксимальной и максимальной интенсивности с ЧСС более 95% от ЧСС макс. и анаэробным режимом энергообеспечения.

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений.

Пороговая частота сердечных сокращений – это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений – это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки.

Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом могут быть:

Пороговая – 75%

Пиковая – 95%

от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности она должна постепенно расти, вплоть до 80–85% максимального потребления кислорода (до 95% частоты сердечных сокращений).

У каждого человека имеются свои индивидуальные границы зон интенсивности нагрузки. Для более точного определения этих границ с целью последующего контроля спортивных нагрузок используется специальное тестирование. В основе его лежит ступенчато возрастающая до максимально возможного («работа до отказа») уровня тестовая нагрузка.

Нетренированным и слабо подготовленным людям подобное тестирование противопоказано. Для определения зон интенсивности в этом случае используется более простой расчетный метод. Можно легко рассчитать границы каждой зоны интенсивности, зная возрастное значение ЧСС макс., которое определяется по формуле 220 минус возраст.

Для оздоровительных целей, как правило, рекомендована физическая нагрузка в пределах I и II зон интенсивности. Нагрузки большей интенсивности являются привилегией спорта и требуют достаточно высокого уровня подготовленности.

Исследования показали, что нагрузка с интенсивностью 60–70% от ЧСС макс. наиболее эффективна для сжигания жира, поэтому она используется для коррекции избыточного веса тела:

Целевая зона
Возраст (лет)ЧСС (уд./мин)
20120–140
30114–133
40108–126
50102–119
6096–112

Для повышения тренированности сердечнососудистой системы используется нагрузка с интенсивностью 60–80% от ЧСС макс.

Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.

 до 120 – подготовительная, разминочная, основной обмен.

 до 120–140 – Восстановительно-поддерживающая.

 до 140–160 – развивающая выносливость, аэробная.

 до 160–180 – развивающая скоростную выносливость

 более 180 – развитие скорости.

Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска.

Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорционально длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат.

Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

Однако, использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту-угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечнососудистой системы.

Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Один из важнейших эффектов физической тренировки – урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.

Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.

Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.

2. Значение мышечной релаксации

Нервно–мышечная релаксация – психотерапевтическая методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации. При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых ощущений.

В основе метода прогрессивной мышечной релаксации лежит использование системы упражнений, состоящих из чередования напряжения и расслабления различных мышц и мышечных групп: а) лица; б) шеи и рук; в) спины и живота; г) ног (бедра, голени, стопы).

Обязательным условием освоения методики является концентрация внимания на процессе напряжения, расслабления и особенно на ощущениях, возникающих при переходе мышцы от напряженного состояния к расслабленному.

Методика основана на том, что попеременное напряжение и расслабление мышц позволяет сравнивать эти два состояния и облегчает обучение релаксации.

Кроме того, считается, что напряжение мышц перед попыткой их расслабления может давать дополнительный импульс, позволяющий добиться более глубокого расслабления.

Мышечная релаксация Ж. Джекобсона

Данную методику, по крайней мере, для начала, рекомендуется всем, кто испытывает трудности с расслаблением мышц.

По мнению ее автора, насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. В этих условиях физические и психологические нагрузки приводят к перенапряжению.

Оно имеет свойство быть протяженным во времени и накапливаться. Поскольку наши душа и тело – единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности.

Если человек, пребывая в таком состоянии, пытается расслабиться, он нередко достигает совершенно противоположного результата. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц.

Тренаж следует проводить в положении лежа; желательно, чтобы в процессе занятий вас не беспокоили. Имеются в виду активные действия – супруги, детей, соседей и т.д.

, которые зашли что-то спросить и после этого сразу уйдут, продолжайте себе заниматься.

Звуки, которые не несут информации и представляют собой более или менее одноплановый звуковой фон (ход часов, шум холодильника, гул проезжающих мимо трамваев и т.п.), как правило, не причиняют беспокойства.).

«Лежачее место» для занятий должно быть достаточно широким, таким, чтобы можно было свободно положить руки рядом с телом. При наличии проблем с позвоночником подкладывать под голову, а в случае необходимости – и под поясницу, подушечку.

Словом, располагаться таким образом, чтобы, лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками, чувствовать себя удобно. Ничто не должно давить на вас. Не должны неметь руки или ноги. Одежда – свободная, не стесняющая движений. Важна и температура: вам не должно быть ни жарко, ни холодно.

В последнем случае следовало бы накрыться легким покрывалом.

Перед началом каждого упражнения необходимо расположиться поудобнее в позиции лежа на спине. Руки неподвижно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты. Лежите спокойно и медленно закрывайте глаза. Чем медленнее вы будете закрывать их, тем быстрее достигнете успокоения.

Релаксация мышц рук

Упражнение 1. Примерно пять минут спокойно лежите в исходной позиции. Затем согните левую руку в запястье так, чтобы ладонь встала вертикально, удерживайте ее в таком положении несколько минут; предплечье остается неподвижным. Следите за ощущением напряженности в мышцах предплечья. Расслабьте руку, позволив кисти под собственной тяжестью опуститься на покрывало.

Теперь ваша рука не может не быть расслабленной – после подобного напряжения мышц расслабленность является физиологической потребностью. В течение нескольких минут следите за ощущением расслабленности в кисти и предплечье. Повторите данное упражнение еще раз. Затем проведите полчаса в состоянии покоя.

Самое главное – научиться распознавать ощущения напряженности и расслабленности.

Упражнение 2. На следующий день повторите предыдущее упражнение. После второй релаксации руки согните ее в запястье в направлении от себя (то есть иначе, нежели прежде), пальцами вниз.

Упражнение 3. Сегодня вы отдыхаете. Занимайтесь только расслаблением, при этом следите за ощущениями в левой руке (она расслаблена или время от времени вы чувствуете в ней напряженность?).

Упражнение 4. К первому и второму упражнениям присовокупим опыт с флексором локтевого сустава. Левую руку согните в локте под углом 30 градусов, то есть приподнимите ее от покрывала. Повторите эту операцию трижды в течение примерно 2-х минут с последующими релаксациями на протяжении нескольких минут. Остаток часа расслабляйтесь.

Упражнение 5. Повторите все предшествующие упражнения. Затем будем тренировать трицепс. Вы добьетесь напряжения в этой мышце, если, положив под предплечье стопку книг, будете волевым усилием давить на них лежащей рукой. Трижды чередуйте напряжение и расслабление (для релаксации отведите руку от корпуса, за книги, используемые вами как вспомогательное средство). Остаток часа расслабляйтесь.

Упражнение 6. Час повторения. Займитесь известными вам четырьмя упражнениями для левой руки.

Упражнение 7. Данное упражнение покажет вам, насколько успешно вы овладели всеми предыдущими. Ваша задача – лежать спокойно, вытянув руки вдоль тела.

Добиваться напряжения вы будете, не двигая левой рукой, исключительно концентрацией на ней своего внимания. Примерно полминуты сосредоточивайтесь на напряжении, затем переведите его в расслабление.

Повторите это несколько раз. Остаток часа опять же расслабляйтесь.

В дальнейшем то же самое проделайте с правой рукой (то есть всего семь упражнений).

Заключение

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение.

Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу.

У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Систематическая тренировка, особенно к длительной физической работе, сопровождается биохимическими, морфологическими, функциональными изменениями сердца и сосудов.

Общие принципы влияния умеренных физических нагрузок на сердечнососудистую систему можно представить как: 1) увеличение объема полостей сердца; 2) развитие капиллярной сети, увеличение диаметра капилляров; 3) частота сердцебиения у тренированных людей реже, чем у лиц, не занимающих спортом; 4) изменяется фазовая структура сердечного цикла.

Она становится длиннее; 5) минутный объем крови при повышении уровня тренированности несколько увеличивается. в ней эритроцитов и гемоглобина повышается. Это увеличивает дыхательную поверхность крови и ее кислородную емкость.

Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Литература

1. Братцев А.А. Физическая подготовка офицера. – М.: Воениздат, 1975.

2. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. – Краснодар, 2001.

3. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 1978.

4. Колесников В.Ф. Физическое воспитание. – Л., 1985.

5. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 1983.

6. Марищук В.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. –Л.: ВДКИФК,1985.

7. Рафин А.Я. Физическая культура. – М., 1989.

8. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №2. – с. 7–9

9. Улькин В.Н. Физическая подготовка. – Минск, 1991.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-164290.html

3 Общая физическая и специальная подготовка

Общая физическая и специальная подготовка

Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ ние физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­ культурных занятиях (рис.1).

Рис.1 Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека.

Прежде чем представить основные положения общей физической, специальной и спортивной подготовки, необходимо хотя бы кратко познакомиться с принципами и методами физического воспитания, с основами обучения движениям и развития физических (двигательных) качеств, которые могут формироваться в процессе физического воспитания. Без этого трудно понять взаимосвязь между общей физической, специальной и спортивной подготовкой.

Именно поэтому сначала мы рассмотрим основные принципы и методы физического воспитания, а затем основы ОФП, специальной и спортивной подготовки в системе физического воспитания.

3.2. Методические принципы физического воспитания

Методические принципы физического воспитания — основные положения которых необходимо придерживаться при решении задач физической подготовки.

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяю тся общие принципы педагогики:

·         сознательность и активность

·         наглядность;

·         доступность;

·         систематичность;

·         динамичность.

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и активности

Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов.

В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним.

Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания на учебном занятии или тренировке. Он может пояснить, почему предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать именно этот алгоритм выполнения.

Студентам 1 курса следует пояснить, что путь к физическому совершенству — большой напряженный труд, где неизбежны утомительные, нередко однообразные, упражнения и скучные задания, преодоление определенных индиви­ дуальных трудностей.

Принцип наглядности

Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная наглядность — это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.

Принцип доступности

Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в том процессе — не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачебного контроля.

Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотрено тестирование студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых упражнениях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп.

Определяя меру соответствия между возможностями и трудностями освоения учебного материала, специалист ориентируется на утвержденные программные и нормативные требования для студентов высших учебных заведений, разработанные на основе научных данных и обобщения практического опыта.

Таким образом, принцип доступности в практике физического воспитания студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодоления некоторой частью студентов объективных трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.

В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней части» студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода состоит в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая — в усложненных.

По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию.

Каждая из микрогрупп получает оптимальное задание. Микрогруппы не постоянны, так как у каждого студента своя «степень доступности» при выполнении разных упражнений.

Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя хорошего знания студентов учебно-тренировочной группы.

Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занимающегося при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном занятии — 1-8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр).

В практике работы по физической культуре преподаватель использует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные доступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий во внеурочное время.

Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

Принцип систематичности

Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню.

Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд.

Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Дело в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком».

Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы.

Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий-тренировок.

Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза).

Это относится, прежде всего, к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза.

Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон — непрерывности учебно-тренировочного процесса.

Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.

Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности.

Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем аспекте) определятся логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям.

В многолетнем плане на общую последовательность оказывают влияние и особенности возрастного развития человека.

Принцип динамичности

Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности).

При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги.

Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспо­ собления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах.

Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

В заключение еще раз важно подчеркнуть тесную взаимосвязь рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов, они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

3.3. Методы физического воспитания

Метод — это такой способ воздействия на занимающихся, который позволяет решать задачи в различных условиях и с разным контингентом.

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

·         метод регламентированного упражнения;

·         игровой метод;

·         соревновательный метод;

·         словесные и сенсорные методы.

Метод регламентированного упражнения. Этот метод обеспечивает оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

Метод регламентированного упражнения представляет собой: твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений); точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха; создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Игровой метод. Этот метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств. Игровой метод представляет собой организацию деятельности с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели.

Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий), но также может, создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания.

Соревновательный метод. Он используется как способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств.

Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Словесный и сенсорный методы. Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

·         беседы, обсуждения;

·         инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

Источник: https://studizba.com/lectures/96-fizicheskaya-kultura-i-sport/1326-fizicheskaya-kultura/24573-3-obschaya-fizicheskaya-i-specialnaya-podgotovka.html

Понятие об общей и специальной физической

Общая физическая и специальная подготовка

ПОДГОТОВКЕ (ОФПи СФП)

ПЛАН:

1. Структурафизической подготовки

2. Общая физическаяподготовка

3. Специальнаяфизическая подготовка

3.1. Спортивнаяподготовка

3.2.Профессионально-прикладная физическаяподготовка

1. Структурафизической подготовки

ФИЗИЧЕСКАЯПОДГОТОВКА – процесс формированиядвигательных умений и навыков, развитияфизических способностей человека.

Подготовка(процесс) формируетподготовленность:

ФИЗИЧЕСКАЯПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированностидвигательных умений и навыков, развитияфизических способностей.

Различают общуюфизическую подготовку (ОФП) и специальнуюфизическую подготовку (СФП).

2. Общая физическаяподготовка

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯПОДГОТОВКА – процесс формированиядвигательных умений и навыков,совершенствования физических способностей,направленныхна всестороннее и гармоническоефизическое развитие человека.

Задачи ОФП:

  1. Укрепление здоровья.

  2. Обеспечение всестороннего и гармонического физического развития.

  3. Создание основы (базы) для специальной физической подготовки.

Средствами ОФПявляются физические упражнения,оказывающие общее воздействие наорганизм человека. В частности, к нимотносятся: бег, ходьба на лыжах, плавание,передвижение на велосипеде, подвижныеи спортивные игры, упражнения сотягощениями и т.п.

Разностороннеефизическое развитие способствует лучшейприспособленности организма к изменяющимсяусловиям внешней среды.

3. Специальная физическая подготовка

СПЕЦИАЛЬНАЯФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процессформирования двигательных умений инавыков, развития физических способностейчеловека с учётом вида его деятельности(трудовой или спортивной).

СФП обеспечиваетизбирательное развитие отдельных группмышц, несущих основную нагрузку привыполнении специализированных дляконкретного вида спорта или профессииупражнений.

Видами СФП являютсяспортивная подготовка ипрофессионально-прикладная физическаяподготовка.

3.1. Спортивная подготовка

СПОРТИВНАЯПОДГОТОВКА (тренировка) – этоцеленаправленный учебный процессподготовки спортсмена для достиженияконкретных спортивных результатов.

В настоящее времяпринято различать спорт высших достиженийи массовый спорт:

Цель спортавысших достижений– добиться максимально высокихрезультатов в соревновательнойдеятельности.

Цель массовогоспорта –укрепить здоровье, улучшить физическоесостояние, способствовать активномуотдыху.

Структура спортивнойподготовки идентична в спорте высшихдостижений и в массовом спорте.

Компонентыспортивной подготовки:

  • Техническая подготовка – процесс освоения спортсменом техники движений конкретного вида спорта.

В структурутехнической подготовки входят базовыеи дополнительные движения:

— к базовымотносятся движения и действия, составляющиеоснову данного вида спорта

— к дополнительнымотносятся второстепенные движения идействия, которые не нарушаютрациональности, характерны и необходимыдля конкретного спортсмена.

  • Физическая подготовка как часть спортивной подготовки, в свою очередь, также делится на общую физическую подготовку спортсмена и специальную физическую подготовку.

В данном случаеОФП представляетсобой процессвсестороннего развития физическихспособностей, не специфичных дляизбранного вида спорта, но так или иначеобуславливающих успех спортивнойдеятельности.

Пример:

в процессе общейфизической подготовки гимнастов идётработа над развитием всех способностей,но больше внимания уделяется развитиюкоординации и гибкости, меньше – развитиюобщей выносливости. У бегунов на длинныедистанции, наоборот, значительное местоотводится упражнениям на развитие общейвыносливости, меньше – гибкости икоординации.

Средствами ОФПспортсмена являютсяупражнения из своего и других видовспорта.

СФП направленана развитие физических способностей,отвечающих специфике избранного видаспорта. При этом она ориентирована намаксимально возможную степень ихразвития.

Задачи СФП:

  1. Развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта.

  2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих успех спортсмена в избранном виде спорта.

  3. Развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности.

Пример:

У пловцовмаксимальное потребление кислорода(МПК) при стандартных нагрузках влабораторных условиях составляет всреднем 70 мл/кг/мин, а при плавании ссоревновательной скоростью – 46 мл/кг/мин,т.е. всего 65% от МПК.

  1. Формирование телосложения спортсменов с учётом требований конкретной спортивной дисциплины.

Пример:

Показателителосложения (рост, вес, конституция) улегкоатлетов, специализирующихся вбеге на разные дистанции (пр., короткие,длинные), как правило, значительноотличаются между собой.

Основными средствамиСФП спортсмена являютсясоревновательные и специально-подготовительныеупражнения.

Соотношение средствОФП и СФП в тренировке зависит от решаемыхзадач, возраста спортсмена, егоквалификации и индивидуальныхособенностей, а также от вида спорта,этапов и периодов тренировочногопроцесса и т.п.

Рациональноорганизованная физическая подготовкапозволяет спортсмену достигнуть такогоуровня подготовленности (развитияфизических способностей), которыйнеобходим для соревновательного успехав конкретном виде спорта.

  • Тактическая подготовка – процесс овладения спортивной тактикой и формирования тактического мастерства в избранном виде спорта.

Тактика – этосовокупность форм и способов веденияспортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают:

— индивидуальнуютактику;

— групповую тактику;

— командную тактику.

Спортсмен высокойквалификации должен уметь навязатьсопернику свою тактику во времясоревнования.

Пример:

При беге насредние дистанции бегун с более высокимуровнем спринтерских качеств будетстремиться замедлить пробегание всейдистанции, чтобы коротким быстрымфинишным рывком добиться победы.

  • Психологическая подготовка – процесс формирования таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическуюподготовку принято делить на общую испециальную.

Общая психологическаяподготовканаправлена на развитие и совершенствованиеу спортсменов психических функций икачеств, которые необходимы для успешныхзанятий спортом вообще. Этот видпсихологической подготовки называютещё морально-волевой подготовкой. Сюдаотносят развитие:

— целеустремленности(способности четко определять ближайшиеи перспективные цели и задачи);

— решительности исмелости (разумного риска в сочетаниис обдуманностью решений);

— настойчивости(стремле­ния достичь намеченной цели);

— самообладания ивыдержки (способности управлять своимимыслями и поступками в условияхэмоционального возбуждения);

— инициативности;

— самостоятельности.

Специальнаяпсихологическая подготовканаправлена наразвитие и совершенствование у спортсменовименно тех психических функций и качеств,которые необходимы для успешных занятийв избранном виде спорта.

Пример:

А) для занимающихсяспортиграми необходимыми психологическимикачествами являются: коммуникабельность,способность к сотрудничеству, эвристическиеспособности (предвосхищение, тактическоечутьё);

Б) для занимающихсягимнастикой – артистичность,сенсорно-моторные качества, самообладание;

В) для занимающихсяединоборствами – смелость, способностьк принятию решений, психическаявыносливость, эвристические способности,сенсорно-моторные качества.

В спорте высшихдостижений выделяют также психологическуюподготовку, направленную, главнымобразом, на формирование у спортсменапсихологической готовности к участиюв конкретном соревновании.

Источник: https://studfile.net/preview/3003758/page:30/

Refy-free
Добавить комментарий