Образование Великого Княжества Литовского

Содержание
  1. Образование Великого княжества Литовского — Российская Империя — история государства Российского
  2. Великое княжество Литовское
  3. Гербы воеводств ВКЛ
  4. 1584 «Herby rycerstwa polskiego», Bartosz Paprocki
  5. 1597 «Kronika Polska», Marcin Bielski
  6. 1799 «Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny» A. Le Sage
  7. XIII век
  8. XIV век
  9. PS
  10. Образование великого княжества литовского — Школьная История
  11. Образование Великого княжества Литовского. Зарождение и развитие феодальных отношений в IX–XIII веках. «История Великого Княжества Литовского» | Ханников Александр Александрович
  12. Образование Великого княжества Литовского
  13. Борьба князя Миндовга с немецкими католическими орденами, его объединительная политика и гибель
  14. Правление князя Витеня, продолжение борьбы с крестоносцами
  15. Правление Гедимина и Ольгерда, распространение власти литовских феодалов на ряд территорий
  16. Независимые княжества при Витовте
  17. Уния между Литвой и Польшей. Подневольное положение княжества
  18. Борьба за свободу, потеря Литвой земель
  19. Кратко о Великом Княжестве Литовском
  20. Великое Княжество Литовское (Беларусь, Литва, Польша)
  21. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского

Образование Великого княжества Литовского — Российская Империя — история государства Российского

Образование Великого Княжества Литовского

В Литве феодальные отношения стали формироваться позднее, чем на Руси. В XI —XII вв.

в Литве начинает складываться крупное землевладение, феодализировавшаяся племенная знать захватывает общинные земли, эксплуатирует в своем хозяйстве труд рабов и закабаляемых свободных общинников.

На основе развития классового неравенства возникают элементы феодальной государственности в виде небольших княжеств во главе с кунигасами (князьями).

С 30-х годов XIII в. литовские кунигасы в обстановке тяжелой борьбы русского народа с татаро-монгольскими и немецкими феодальными агрессорами стали захватывать части Западной Руси (Гродно, Берестье, Пинск и др.). Сильнейшему из литовских князей — Миндовгу удалось нанести два поражения отрядам монголо-татар, пытавшимся проникнуть в пределы Литвы. Миндовгу удалось подчинить себе других литовских князей, овладеть западнорусскими землями по верхнему течению Немана. Формирование Литовского государства диктовалось как интересами литовских феодалов, стремившихся усилить свое господство над литовским крестьянством и укрепить свою власть в западных землях Руси, так и задачами борьбы с ширившейся агрессией немецких крестоносцев в Прибалтике. В 1262 г. Миндовг нанес тяжелое поражение Ордену у озера Дурбе. Но в 1263 г. Миндовг был убит в результате заговора литовских князей (поддержанных Орденом), власть которых ущемлялась объединительной политикой Миндовга. Последовавшая после этого 30-летняя усобица между князьями за власть временно затормозила объединение литовских земель в единое государство, ослабила отпор Литвы крестоносной агрессии. Немецким феодалам, усилившим свои набеги на литовские земли, удалось временно овладеть Полоцком. В 1293 г. власть в Литве захватил князь Витень, продолживший объединительную политику Миндовга. Возобновив борьбу с Орденом, Витень занял Динабург (Двинск), а в 1307 г. — Полоцк. Литовцы перебили в Полоцке всех немцев и уничтожили построенные ими католические церкви. В борьбе с немецкими захватчиками талантливым полководцем проявил себя гродненский староста Давид. Под его командованием литовско-русские войска разгромили силы Ордена, пытавшиеся в 1314 г. захватить тогдашнюю столицу Литвы Новгородок. В княжении брата Витеня Гедимина (1316 — 1341 гг.) литовские феодалы распространили свою власть на всю территорию между Западной Двиной, Днепром и Припятью, т. е. почти на всю современную Белоруссию. Овладение Литвой русскими землями в XIII -XIV вв. часто совершалось без применения военной силы, путем «ряда» — договора, так как феодалы Белоруссии и Украины стремились союзом с Литвой обеспечить безопасность своих земель от усиливавшегося натиска со стороны Ордена и Золотой Орды. При Ольгерде (1345 — 1377 гг.) Литва присоединила значительные земли на Украине, но попытка Ольгерда повести наступление на Северо-Восточную Русь встретила отпор со стороны Московского великого князя Дмитрия Ивановича. Наибольших размеров Литовское княжество достигло при Витовте (1392 — 1430 гг.) — на юге оно вышло к Черному морю (от устья Днепра до устья Днестра), на востоке — до районов верхней Оки. Во главе крупных русских княжеств, присоединенных к Литве, встали потомки Гедимина, но мелкие княжества сохраняли свою внутреннюю самостоятельность и своих местных русских князей.

Несмотря на тенденции к централизации, проявившиеся при Витовте, Великое княжество Литовское было более похоже на федерацию многочисленных земель, во внутреннюю жизнь которых великий князь почти не вмешивался и где власть сосредоточивалась в руках местной феодальной знати.

Резкое преобладание в составе Великого княжества Литовского славянского элемента оказало сильное влияние на социально-экономическое, государственное и культурное развитие самого литовского народа.

Государственным языком стал белорусско-украинский язык, впоследствии вытесненный польским.

К концу XIV в. сильно возросла угроза Литве со стороны Ордена. С 1340 по 1410 г. Орден совершил до 100 походов на западную и центральную части Литвы. Это заставило Литву пойти на объединение своих сил с Польшей для борьбы с общим для них внешним врагом. В 1385 г. в г. Крево была заключена уния между Литвой и Польшей, закрепленная браком великого князя литовского Ягайлы с польской королевой Ядвигой. В результате унии Великое княжество Литовское оказалось в подчиненном положении. Литовские феодалы во главе с князем Витовтом повели борьбу за восстановление независимости Литвы и добились этого по договору в Острове в 1392 г. Витовт вскоре сделался великим князем литовским. Но с 1440 г. великокняжеский престол стали занимать потомки Ягайлы, одновременно являвшиеся и королями Польши.

В XV в. Литва потеряла значительную часть своих владений. Крымское ханство завладело причерноморскими землями Литвы и вытеснило ее из степной части Украины. В 1434 г.

западная часть Подолии вошла в cостав Польши. Большие территории на востоке Великого княжества Литовского перешли в конце XV — начале XVI в.

к усиливавшемуся Российскому государству, начавшему борьбу за воссоединение русских земель.

Б.А. Рыбаков — «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». — М., «Высшая школа», 1975.

Источник: https://www.rusempire.ru/knyazheskaya-rus/istoriya-knyazheskoj-rusi/1147-obrazovanie-velikogo-knyazhestva-litovskogo.html

Великое княжество Литовское

Образование Великого Княжества Литовского

Великое княжество Литовское (ВКЛ) — государство, впервые собравшее вместе белорусские земли. И сегодня границы РБ точнее совпадают с границавми ВКЛ, чем границы РФ с границами Российской империи. Существовало с середины XIII века по 1795 год.

ВКЛ-Литва (Littaw, Litua, Lithuania) как княжество (государство) зародилось в XIII веке на северо-западных белорусских землях, где жили «ятвяги, литва и мелкие литовские народки» (Й.Шафарик), как итог миграции полабских славян и пруссов. Первым князем и единственным королем Литвы был Миндовг.

«132. В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись…»
Monumenta Poloniae Historica, XII-XIV вв., 132-133

Гербы воеводств ВКЛ

1684 Воеводства ВКЛ

1749 Воеводства ВКЛ

Впервые гербы в современном понятии возникли во времена Крестовых походов XI-XIII вв. На белорусских землях такие гербы появились в XIV-XV вв. По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство — «акт об адопции».

Первые два автора, представленные ниже, писали свои труды в 1580-х — во времена Стефана Батория, через 15 лет после Люблинской унии 1569 и образования Речи Посполитой Обоих Народов.

Третий автор («Атлас» 1799 г.) работал во времена разделов Речи Посполитой 1772-1795.

Т.о. можно видеть, что эти 200 лет гербы воеводств ВКЛ-Беларуси оставались неизменными. Погоня и Калюмны. Их стоит чтить хотя бы за это.

Карта «Litvaniae, административоное деление, 1749» взята из альбома «Картография ВКЛ XV-XVIII вв».

1584 «Herby rycerstwa polskiego», Bartosz Paprocki

Бартош Папроцкий (1543-1614) — польский и чешский историк и геральдист, поэт и переводчик.

Bartosz Paprocki о Погоне — «Погоня, которая только князьям великим и княжеству оному належит». Использование герба Калюмны он связывал с именем Витеня — «Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят»

Посмотреть «Herby rycerstwa polskiego» Bartosza Paprockiego, переизданную в 1858, можно ТУТ.

1584 Погоня
1584 Калюмны
1584 Гербы воеводств ВКЛ
1584 Гербы воеводств ВКЛ
1584 Гербы воеводств ВКЛ
1584 Гербы воеводств ВКЛ

1597 «Kronika Polska», Marcin Bielski

Марцин Бельский (1495-1575) — польский писатель, историк и поэт. Сделал первый в польской литературе обзор всемирной истории. Его работы существенно повлияли на всю восточнославянскую историографию.

Погоня и Калюмны — «гербы Litewskie». «Рыцарство Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню/… по другой три слупа белых на поле червоном…»

Скачать оригинальное издание 1597 года можно ТУТ.

Посмотреть «Kronika polska» Marcina Bielskiego, переизданную в 1856, можно ТУТ.

1799 «Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny» A. Le Sage

Граф Эммануэль Огюстен де Лас Каз (Marie-Joseph, Emmanuel, Auguste, Dieudonne, marquis puis comte de Las Cases, 1766 — 1842) — французский картограф, конфидент Наполеона во время ссылки на остров Святой Елены, автор воспоминаний о нём.

В 1801 году под псевдонимом A. Lesage опубликовал свой труд «Atlas historique, genealogique, chronologique et geographique de A. Lesage.», заслуживший высокую оценку Наполеона. К 1850 году Атлас неоднократно дополнялся и переиздавался.

Посмотреть / скачать оригинальное издание «Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny» можно ТУТ.

1799 Карта ВКЛ
Гербы воеводств Речи Посполитой
1799 Гербы воеводств ВКЛ

Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов) к забавному тезису о «вытеснении литовцев белорусами» в V-XIII веках с территории Беларуси.

Живет и кочует по публикациям забавный тезис: «Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку». [Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского «Белоруссы» Т.1.]

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид «литовцев» был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.

Забавные тезисы

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала — о каком времени идет речь?

До V в.н.э. — «культура штрихованной керамики». Соответсвтуют термины «анты», «венеды», «будины» «невры», «андрофаги» и т.п.

В IV-VI в.н.э. — «банцеровская (тушемлинская) культура». Соответсвуют термины «кривичи», «дреговичи» и т.д.

«Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи [ V век н.э.] и началу «великого переселения народов». …Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие.

Таким образом, славянские культуры V—VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур, а как эволюцию культуры населения.»
Седов В.В.

«Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг.»

* Для справки — «прото-славянская страна» Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.

«Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным.

По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью.

Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения.»
Седов В. В. «Славяне. Историко-археологическое исследование»

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — «валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс», практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.

* Для справки — термину «славянизированные литовцы» уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и «Козловские» стали «Kazlauskas» (самая распространенная фамилия в Летуве).

«Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство… Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями.» (с) В.В. Седов.

Т. е. «славянство» — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества на «пути из варяг в греки», — сложился общий язык-«койне». Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.

«Принятие славянства» и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в «Записках о Московии» описывал современных ему самогитов (не принявших «славянства») так —

«Самогиты носят плохую одежду… Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах… У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами… Землю взрывают они не железом, а деревом.»

Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий «славянский» язык и называли своего управляющего в Самогитии «starosta».

Т.о. «славяне» и «древние племена» — это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все «дославянское наследие» слегка преувеличены и немного беспочвенны.

XIII век

На момент создания, княжество Литовское было зажато между Полоцким (восток), Турово-Пинским и Галицко-Волынским княжествами (юг) и Мазовией (запад).

С севера между ВКЛ и Самогитией лежали вассальные Литве Нальшаны и Дяволтва. После смерти Миндовга, его сын Войшалк присоединил их к ВКЛ и более они как самостоятельные княжества не упоминались.

В период правления первых князей (Миндовг, Войшелк, Шварн и др) — до конца XIII века — Литва расширялась на север, в сторону «ничейной» Жмуди-Самогитии. На эти же земли, только со стороны моря, претендовал Тевтонский Орден, стремясь соединиться по суше с Лиовонским Орденом (Латвия). Борьба за Жмудские земли описана в ChroniconTerraePrussiae, Peter von Duisburg, 1326.

XIV век

Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 (после Шварна, зятя Миндовга) в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) — в 1307 Воина в Полоцке и в 1291 Витеня в Литве.

Гедимин, принявший правление после Витеня и объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие считают производным от лютичей (lutizi). На ранних картах Литва (Lithuania) иногда писалась как LUTUANIA.

В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились Полоцк, Гродно и Берестье, Витебск, Минск, Туров и Пинск. Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.

Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походом Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.

Возможно, Императорское Русское Географическое Общество («Живописная Россия», 1882) было право, утверждая происхождение Гедыминовичей от кривичских Рогволодовичей — из многих версий эта выглядит наиболее логично..

Самогития-Жмудь (Samogitia) — «в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ… Достоверная история Жмуди начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV века.» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

При этом, со жмудинами — народом Самогитии — Гедимин так и не смог договориться даже о союзе в войне с общим врагом — Тевтонским Орденом:
«…И никогда во время правления своего король Littouwin [правящий из столицы — Новогрудка] не мог договориться с Samaiten, чтобы вместе выступить на войну против братьев [рыцарей ордена]«.

На всех картах и во всех титулах Самогития отмечалась отдельно от Литвы. Жмудский и Полоцкий земские привилеи, подтверждавшие особый статус этих земель, подтверждались дольше других — до 1574 и 1634 годов соотвественно.

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам — с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов, которые «уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества — оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно»

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное — никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

[ «Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь.

Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. …Землю взрывают они не железом, а деревом… Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю»
С.

Герберштейн, «Записки о Московии», XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

  • представляют мощное государственное образование
  • ближе по культуре
  • ближе по языку
  • династически родственны
  • живут в городах, знают письменность и подобие законов

И это при том, что в то время в Полоцке была «свободность Полоцкая або Венеция» — неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

Миндовг был принят на ятвяжских землях — но он был король пруссов, а «Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми». Он пришел из даже более цивилизованного края (сравни печати Миндовга, немецких/полабских князей и польские/литовские/русские).

Рюрик был принят в Новгороде — но он был варягом — представителем передовой культуры, религии и военного дела.
Был Чингиз Хан. Но очень долго воевал, пока его аборигены привели его к власти.

А насчет «непривычных» имен… Единственный в. князь Литовский того периода, чья родословная точно известна — сын православного короля Руси Даниила Галицкого и Анны Смоленской. Звали его Шварн.

Псковского тысяцкого, ходившего на Литву походом в 1183 году звали Будила. Легендарного змагара, на могиле которого стоит город Могилев, звали Машека.

В этот период балтские племена (ареал расселения — от Вилии до Припяти) еще только становились славянами — перенимали языковую и религиозную общность.

Еще такой момент.

  • Миндовг — носил европейский титул «Rex» (король), принимал христианство, вел переписку с Папой римским.
  • Жмудские князья (Тройден-Будивид), пришедшие после его сына Войшалка и зятя Шварна, за 25 лет (1270-1295) — утратили титул «Rex», не оставили после себя никакого письменного наследия, отвергали христианство, оставили княжество в границах Миндовга и не имели союзников в соседних княжествах.
  • Гедимин — возобновил переписку с Европой, приветствовал христианство, за 25 лет (1316-1341) — удвоил площадь ВКЛ, мирно объединив разрозненные Полоцкие земли.

Чью культурную тардицию продолжили Витень и его брат Гедимин? Рогволодовичей, тесно связанных с Европой (София Минская была королевой Дании) и Миндовга или жмудинов, исторически вообще не имевших с ней культурных связей?

Редакция не выдумывает собственных версий. Мы знакомим читателя с историческими документами и академическими трудами, выдержавшими проверку временем. Поэтому на сайте мы приводим версию Императорского Русского Географического общества, изложенную в труде «Живописная Россия» под руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского.

[ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский — путешественник, географ, ботаник, статистик (руководил Первой всеобщей переписью России).

Вице-председатель Императорского Русского географического общества и президент Русского энтомологического общества. Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств. Член Русского горного общества.

Действительный член всех Российских университетов. Почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии. ]

PS

Источник: http://history-belarus.by/pages/terms/wkl.php

Образование великого княжества литовского — Школьная История

Образование Великого Княжества Литовского

В Середине 13 века, территория будущего государства делилась на мелкие славяно-балтские княжества, в которых одна часть населения уже приняла новую православную веру, другая часть оставалась верна языческим богам.

Они воевали друг против друга, и начали подвергаться постоянным набегам с севера, где основались пришедшие с территории германии, Тевтонский и Ливонского орден, и с юга, начали беспокоить Татаро-Монголы, обосновавшиеся в последствии на крымском полуострове.

Это и стало одним из главных толчков к объединению в одно государство.

Первое ядро Великого княжества Литовского, создал Литовский Князь Миндовг. Собрав в единое княжество Литовские земли с городами Новгородок, Слоним, Волковыск и Гродно, Миндовг официально начал образование Великого Княжества Литовского.

Начатый процесс объединения Литовских земель, был сложный и мог обернуться полным крахом.

Для того, что бы взять единоличную власть в княжестве, Миндовг захватил земли своих племянников Тавтивила и Эрдивила, прогнав их со своих новых владений.

Радость от захвата их владений была не долгая, Тавтивил и Эрдивил обратились за помощью к Галицко-Валынским князьям, которые не отказали им, и начали готовиться к военному походу на Литву.

Пятилетняя война началась в 1249 году, с военного похода на Литовскую землю.

Новообразованное княжество столкнулась с серьёзной опасностью при том не только со стороны Галицко-Волынских земель, но и со стороны Жемойтии, где по просьбе тех же Галицко-Волынских Князей Романовичей, поднял против Миндовга пол Жемойтии князь Викинт. Не остался в стороне и Ливонский орден, который так же хотел обрести новые территории и славу борца с язычниками, он также объявил войну Литве.

Таким образом, Миндовгу предстояло вести войну на три стороны, что было невероятно трудно, и устоять, было весьма мало шансов. Однако, на помочь Миндовгу пришла дипломатия. Князь язычник, придумал пускай и не очень, с одной стороны красивый, зато действенный метод, он согласился перейти в католическую веру.

И хоть католичество он потом снова поменял на язычество, это помогло снять угрозу со стороны Ливонского ордена.

Придуманной уловкой Миндовга, ещё не раз воспользуются его преемники, и еще не раз, Литовские князья будут в политических целях менять своё и государственное вероисповедание, что поделаешь, времена и обстоятельства заставляли прибегать к таким методам.

После крещения Миндовга в католическую веру, Ливонский орден перешёл на его сторону, воевать стало полегче, и в итоге Литве удалось отстоять своё право на существование, в своей первой войне с Галицко-Волынскими соседями на юге.

Эта война положило начало дипломатических отношений Миндовга и княжество в целом с Европой, и в особенности с Римскими папами, с которыми велась активная переписка. В итоге, Римский папа был не против наложения на Миндовга королевского сана, это значимое событие произошло в 1253 году.

Князь Миндовг, не только смог собрать и удержать в своей власти, молодое княжество Литовское, но и положил начало дипломатических отношений будущего государства. Устояв в своей первой войне, княжество Литовское продолжило развиваться и расти, а дело Миндовга в расширение и укреплении княжества продолжили его наследники

Читать дальше: Дальнейшее расширение территорий и укрепление княжества.

Вернуться назад: Откуда пошло, название «Литва».

Источник:

Образование Великого княжества Литовского. Зарождение и развитие феодальных отношений в IX–XIII веках. «История Великого Княжества Литовского» | Ханников Александр Александрович

IX–XIII века являются периодом раннего феодализма в Литве. В это время классовое общество окончательно еще не сформировалось и продолжают сохраняется немало черт патриархальной общины.

Вместе с тем с укреплением экономических и политических связей между родами начинается период развития материальной культуры, о чем свидетельствуют находки археологов захоронений с трупосожжением.

Находки в захоронениях с трупосожжением и трупоположением, обнаруженные в старых поселениях и курганах (украшения из янтаря и металла, керамика, орудия труда, бытовые принадлежности, оружие), свидетельствуют о том, что в этот период материальная культура балтийских племен достигла высокого уровня развития. Они торговали с европейскими странами.

Римский историк Корнелий Тацит упоминает, что предки литовцев были трудолюбивыми землевладельцами, занимались сбором янтаря на побережье Балтийского моря.

С XIII века в истории Литвы начинается феодальный период, в который образовались классы феодалов и крестьян.

Вотчину феодала составляли патриархальные рабы и часть крестьян-общинников, попавших в феодальную зависимость. Основная масса крестьян до XV века оставалась лично свободной.

В феодализации литовских земель, особенно восточных, важную роль сыграло влияние более развитых феодальных отношений в Польше и на Руси.

Впервые названия Литва и литовцы упомянуты в письменных источниках в 1009 году (Кведлинбурские анналы) и в 1040 году (восточнославянские летописи). Хроники XII века употребляют эти понятия чаще. Этимология названия окончательно пока не выяснена.

Белорусско-литовские летописи выводят название из латинских слов «литус тубус» (литус – берег, туба – труба), которыми назвали понеманские земли римляне, якобы переселившиеся сюда из Италии. У польских хронистов – от трансформации слов Италия – Литалия – Литуания – Литуа – Литва (Я. Длугош и др.

) Современные исследователи предполагают, что слово «литва» является производным от балтского слова «Лиетаука» – названия небольшой речки, притока Вилии; от кельтского слова Litavia, что значит «прибрежная страна».

Феодальные отношения у литовских племен, среди которых выделяются жемайты, жившие на западе, аукштайты и собственно литва – жили на востоке, складывались медленнее, чем у их славянских соседей. В X–XI веках эти племена оказались в окружении феодальных государств: Польши, Киевской Руси, которые оказывали влияние на их общественно-политическое развитие.

Жители Литвы и Жемайтии платили дань Древнерусскому государству. Первые государственные объединения – княжества – сформировались в Литве в X–XIII веках. Таких разрозненных княжеств было несколько, между князьями не затухали распри.

Они вели борьбу за власть, часто нападали друг на друга, стремясь расширить свои владения и укрепить свое могущество, но перед лицом внешней опасности вынуждены были объединять силы под властью одного, более сильного. Разрозненные литовские земли пытались завоевывать соседние славянские и германские государства.

В свою очередь, князья литовских племен совершали частые набеги на древнерусские земли. Они грабили земли, захватывали пленных, скот и т. п., что являлось одним из источников накопления богатств представителями класса феодалов, который в это время формировался.

В первой четверти XIII века князю Рингольду, который правил в Кернове, удалось подчинить себе соседние аукштайские княжества. Опасность особенно возросла, когда в XIII веке на территории нынешней Латвии укрепился духовно-рыцарский орден «Братство воинов христовых», иначе называемый орденом меченосцев (позже – Ливонским).

С другой стороны, покорив пруссов, основался другой орден агрессивных немецких монахов – «Девы Марии», называемый орденом крестоносцев, или тевтонским орденом, перебравшийся после крестовых войн из Палестины в Европу.

Под прикрытия лозунга распространения христианства эти ордена в течение двух веков постоянно нападали на литовские земли, стремясь покорить всю Прибалтику, однако под Сауле (Шауляй) воины Рингольда разгромили рыцарей, в битве погиб их магистр.

Видя возрастающее могущество Рингольда, русские князья Давид Луцкий Святослав Всеволодович, Лев Волынский и Дмитрий Друцкий выступили против литовского князя. Битва произошла в 1235 году при Могильно, недалеко от Новогрудка. Завершилась она полной победой Рингольда, что позволило ему расширить свои владения за счет западно-русских земель.

После смерти Рингольда политику расширения княжества продолжил его сын Миндовг (Миндаугас), который был не только способным политиком, но и выдающимся военным предводителем. Впервые упоминается о Миндовге в документах 1219 года. В них летописец называет его в числе старших литовских князей при подписании в Бресте мирного договора с галицко-волынскими князьями Даниилом и Васильком.

Будучи князем в Новогрудке, который он получил по сведениям «Хроники Быховца» в наследство от своего отца Рингольда, в 30–40 – х годах XIII века Миндовг объединил восточно-литовские княжества и частично Жемайтию в единое раннефеодальное государство – Великое Княжество Литовское и объявил себя великим князем.

В 1236 году летописные источники упоминают «Литву Миндовга», которая, видимо, в дальнейшем стала ядром объединения земель.

Свои силы Литовское княжество стремилось увеличить за счет населенных и богатых древнерусских областей, которые в это время находились в состоянии наибольшего дробления и были ослаблены изнурительной борьбой с крестоносцами, литовскими набегами и внутренними междоусобицами.

Постепенно он подчинил себе как литовских князей, так и гродненских, волковысских, слонимских и др. Затем, опираясь на хозяйственно-экономический и военный потенциал присоединенных княжеств, он и его приемники, стали усиливать свое влияние на аукштайские, жмудские и другие земли.

Позже Даниил Галицкий не раз стремился возвратить земли Черной Руси с городами Гродно, Слоним, Волковыск и другими, но безрезультатно. Они прочно вошли в состав вновь образовавшегося Литовского государства, позже получившего название Великого княжества Литовского.

Одновременно Миндовг продемонстрировал свою силу и на востоке, где росло и крепло Московское государство и приходила в упадок Золотая Орда. Его войска вошли в Псковскую и Новгородскую земли, заняли Торжок.

Александр Невский несколько раз выводил свои дружины для битвы и только ценой больших усилий сумел отстоять свои владения от притязаний Великого Княжества Литовского. Полоцкое, Минское и Витебское княжества, видимо, признали над собой верховную власть Миндовга.

На юге Миндовг расширил свои владения до Пинска.

Утверждение наследственной великокняжеской власти произошло при Гедимине (1316–1341). После монголо-татарских завоеваний Руси Литва стала крупным государством. К основной территории Литвы – Аукштайтии, Жемайтии и Черной Руси (северо-восточная часть Гродненской области) – была присоединена Западная Беларусь.

Литва неоднократно испытывала нападение монголо-татар и вела войны с Золотой Ордой (1242, 1249,1258, 1275, 1278, 1282, 1289, 1315, 1338, 1340).

Миндовг дал им отпор, когда они, покорив Подолию, Волынь, Галичину, двигались на северо-западную Русь и Литву. В 1242 году он нанес им поражение недалеко от Лиды, а 1249 – на реке Нетечи.

Ольгерд (Альгирдас) в 1362 году разбил татар под Синими водами.

Дальновидная политика Миндовга и его преемников давала свои плоды.

Процесс создания государства осуществлялся не только в результате захватов и применения военной силы, но и путем добровольного или с применением определенного политического давления присоединения других княжеств и территорий, подчинения местных князей великокняжеской власти. Миндовг предпочитал политику лояльного отношения к местным князьям. В этом случае, они, становясь вассалами великого князя, не теряли власти над своими княжествами.

Изгнав в Литве в 1248–1249 годах князей Товтивила, Эрдивила и Викинта, Миндовг еще больше укрепил свои позиции. Однако вскоре галицко-волынские князья Даниил, бывший родственником изгнанного Товтивила, и Василько, встав на защиту интересов изгнанников, начали против Миндовга длительную войну.

Им были совершены несколько походов, в результате которых Миндовг оказался в сложном положении и, чтобы не проиграть войну, призвал на помощь орден меченосцев. Прислав магистру ордена богатые дары, он убедил его в своей готовности принять католичество и ввести это вероисповедание в княжестве.

За это магистр ордена должен был отказать в помощи Товтивилу и признать за Миндовгом статус короля. В конце 1253 года с согласия папы Иннокентия IV Миндовг был крещен по католическому обряду и возведен в королевское достоинство. Коронация Миндовга была важным, переломным событием в истории нового государства.

Возрастали его международный авторитет и значение.

Источник: https://dmitrschool04.ru/temy/obrazovanie-velikogo-knyazhestva-litovskogo.html

Образование Великого княжества Литовского

Образование Великого Княжества Литовского

Необходимость основания Литовского княжества была продиктована рядом причин, основными из которых были ликвидация феодальной раздробленности, обеспечение защиты от немецких крестоносцев, установление торговых связей.

Борьба князя Миндовга с немецкими католическими орденами, его объединительная политика и гибель

Во второй четверти тринадцатого столетия литовские кунигасы, пользуясь тем, что русский народ вёл тяжёлую борьбу против татаро-монгольских захватчиков, начали набеги на территории Западной Руси, в которых одерживали победы. На тот момент самым сильным из литовских князей был Миндовг. Он сумел взять в свои руки власть над другими литовскими князьями и с их помощью захватил западнорусские земли по верхнему течению реки Неман.

Необходимость создания объединённого княжества была продиктована тремя причинами:

  • Во-первых, литовские феодалы хотели утвердить собственную власть в западнорусских регионах и упрочить господство над своими крестьянами.
  • Во-вторых, в Прибалтике усиливалась агрессия немецкого католического ордена, с которой необходимо было бороться.
  • В-третьих, необходимо было ликвидировать натуральный характер хозяйства с целью развития торговых отношений.

В 1262 году у озера Дурбе войсками князя Миндовга было нанесено тяжёлое поражение Ордену. Однако среди литовских князей были сторонники крестоносцев.

Их переход на сторону врага был вызван недовольством объединительной политикой Миндовга. В 1263 году князь стал жертвой заговора и убит.

После гибели Миндовга Литва на 30 лет погрузилась в междоусобицу, следствием которой стало усиление агрессии Ордена и захват последним города Полоцка.

Правление князя Витеня, продолжение борьбы с крестоносцами

В 1293 году к власти пришёл князь Витень, который продолжил дело Миндовга по объединению территорий. В процессе борьбы с Орденом князю удалось захватить Динабург (Двинск), а затем в 1307 году – Полоцк, в котором от рук литовцев погибли все немцы и были сожжены возведённые ими костёлы.

Особенно отличился староста из Гродно Давид, показавший недюжинные способности полководца. Под его руководством литовско-русским войскам удалось разгромить крестоносцев, сделавших попытку в 1314 г. овладеть Новгородком — городом, бывшим в то время литовской столицей.

Правление Гедимина и Ольгерда, распространение власти литовских феодалов на ряд территорий

С 1316 по 1341 год в Литве правил брат Витеня – князь Гедимин. В этот период литовские феодалы распространили свою власть на территории, расположенные между Западной Двиной, Днепром и Припятью. Эти земли на сегодняшний день являются территорией Белоруссии.

В XIII–XIV веках литовцы захватывали русские земли, как правило, без войны. Для этого заключался «ряд», иначе говоря, договор, согласно которому феодалы Белоруссии и Украины сами отдавали свои земли. Этим самым они стремились упрочить союз с Литвой с целью обеспечения своей безопасности от крестоносцев и татаро-монгол.

При князе Ольгерде, правившем с 1345 по 1377 год, к княжеству отошла большая часть земель Украины. Однако, когда Ольгерд пытался предпринять набег на Северо-Восточную Русь, то встретил мощное сопротивление со стороны Московского князя Дмитрия Донского. Столкновение закончилось поражением литовцев.

Независимые княжества при Витовте

В период правления князя Витовта, которое продолжалось с 1392 по 1430 год земли княжества на юге распространились до Чёрного моря, а на Востоке – до верхней Oки. Большие русские княжества, присоединённые к Литве, находились под властью потомков Гедимина, прочие же сохраняли внутреннюю независимость и управляли ими местные русские князья.

При князе Витовте появилась тенденция к централизованной власти, однако государственная структура больше напоминала Федерацию независимых княжеств, власть которых находилась в руках у местных аристократов. Вмешательство великого князя в их дела было сведено к минимуму.

Уния между Литвой и Польшей. Подневольное положение княжества

Во второй половине XIV века княжеству вновь стали угрожать крестоносцы. Ими с 1340 по 1410 г. было совершено около сотни нападений на западные и центральные земли. Единственным выходом для Литвы в этой ситуации было объединить свои силы, в виду того, что Орден являлся их общим врагом.

В городе Крево в 1385 году Литва и Польша заключили между собой унию, которая была скреплена бракосочетанием Ягайлы, который был великим литовским князем с королевой Польши Ядвигой. Заключение унии поставило страну в подневольное положение.

Борьба за свободу, потеря Литвой земель

Литовские феодалы начали компанию за восстановление прежнего статуса Литвы. Во главе этой деятельности стоял князь Витовт. Результатом стало заключение договора в Острове, в 1392, дававшем независимость княжеству. Князь Витовт носил теперь титул великого князя, однако, с 1440 года на его престол стали восходить потомки Ягайлы, которые были также польскими королями.

Потеря Литвой большой части территорий произошла в XV веке. Территории Причерноморья, принадлежавшие Литве, захватило Крымское ханство. В 1434 году запад Подолии вошёл в состав Польши. В конце XV – начале XVI веков восточные территории княжества были введены в состав Русского государства, стремившегося воссоединить русские земли.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/pribaltika/obrazovanie_velikogo_kniagestva_litovskogo.htm

Кратко о Великом Княжестве Литовском

Образование Великого Княжества Литовского

В предыдущих публикациях мы уже рассказывали о некоторых племенах и государствах, которые напрямую влияли на историю Руси в период с 11 по 15 века. Так, мы уже говорили о половцах и Золотой Орде. Теперь пришло время рассказать о «зеркале» Восточной Руси — Руси Западной, а именно о Великом Княжестве Литовском.

Карта Великого Княжества Литовского

Вообще, оно было довольно интересным государственным образованием, поэтому сначала мы хотели бы выписать его основные особенности:

— Оно было одним из самых крупных территориальных объединений в Европе в 14-16 веках.

— До 15 века официальным языком в Княжестве был русский.

— Оно долгие годы было в союзе, а затем в объединении с Польшей, что, однако, не мешало великим литовским князьям проводить самостоятельную политику.

— Огромную часть территории страны составляли славянские и русские земли и княжества, которые были собраны в начале создания государства, а затем на протяжении нескольких веков присоединялись к Княжеству. Некоторые были завоеваны, а некоторые сами входили в состав страны, ища защиты от междоусобиц либо татарского нашествия.

— Три четверти древнерусских городов были в составе этого государства. Например, Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород-Северский и т.д.

— В развитии своем оно не уступало, а иногда опережало Русское государство. Франциск Скорина, напечатавший в начале 16 века первую Библию на славянском языке, Симеон Полоцкий, бывший поэтом и ученым, мыслители Симон Будный и Василий Тяпинский — все были выходцами из Литовского Княжества.

Франциск Скорина

— С середины 15 века в литовском обществе складывается единое правящее сословие — шляхта (подарок от поляков) — которое имело все политические права и даже создавало свои сеймы, где решались все вопросы.

Литовский шляхтич

— В 1529, 1566 и 1588 годах были приняты выдающиеся законодательные акты — Литовские статуты, которые являются прекрасными юридическими памятниками. Последний из них прекратил свое действие только в 1840 году по указу императора Николая Первого.

— В 1387 году Княжество приняло католичество, которое, однако, вплоть до Брестской церковной унии 1596 года не ущемляло прав православных, которых было большинство.

Теперь давайте соберем основные даты из истории Литовского Княжества:

1009 год — первое упоминание о Литве в одной из европейских летописей.

1263 год — великий князь Миндовг создает Великое Княжество Литовское, объединив под своей властью славянские и литовские земли.

Миндовг

1316-1341 — княжение князя Гедимина, который расширил территорию страны (вошли земли нынешней Белоруссии). Он также постоянно укреплял связи с Польским королевством и русскими княжествами (к примеру, с Тверью) с помощью, например, династических браков.

Гедимин

1345-1377 — совместное правление князей Ольгерда и Кейстута, при которых к Литве отошли многие нынешние украинские земли и которые проводили агрессивную политику в отношении Московского княжества.

1362 год — изгнание Ольгердом ордынцев из Киева и присоединение его.

1368, 1370, 1377 годы — походы Ольгерда против князя Дмитрия Донского (два раза литовцы даже осаждали Москву).

Ольгерд

1385 год — Кревская уния («уния» — это союз между государствами), по которой Литва входила в состав Польши, а князь Ягайло становился польским королем (дело в том, что он просто женился на польской королеве Ядвиге).

1387 год — принятие Литвой католичества.

1404 год — захват Смоленска, который до 1514 был в составе Литвы.

1410 год — победа литовских войск над Тевтонским орденом под Грюнвальдом.

Грюнвальдская битва

1413 год — Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты.

1529, 1566, 1588 годы — создание трех Литовских статутов (ударение на «У»).

1487-1537 годы — проходившие с перерывами войны с Русским государством.

1569 год — подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей — Речь Посполитую.

На этом история самостоятельного Великого Княжества Литовского была закончена. Отсюда уже начиналась история Речи Посполитой, о которой — отдельный рассказ…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59df8b618651650902446341/5a1d86882f578c8c66ab3319

Великое Княжество Литовское (Беларусь, Литва, Польша)

Образование Великого Княжества Литовского

ИСТОРИЯ

Воспользуемся данными из интернета — из разных источников скомпилируем краткую историю ВКЛ. 

Компиляция (от лат. compilatio) — литературная работа, сочинение (научное или учебное), составленная по заимствованным у других авторов материалам, без самостоятельной их обработки и собственных исследований.

      Итак — Великое княжество Литовское – государство в XIII-XVI вв. на территории современной Литвы, Белоруссии, части Украины и России. 

Столицы – гг. Тракай, Вильно. Основано Миндовгом, объединившим литовские земли: Аукштайтию, Жемайтию, Делтуву и др. Великие князья литовские Гедимин, Ольгерд, Кейстут и др. захватили ряд древнерусских земель, отразили агрессию немецких рыцарских орденов. 

     Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы играли подсобную роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного на железоделательном производстве, внутренняя и внешняя торговля (с Русью, Польшей и др.) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др.). В IX-XII вв.

на территории Литвы развивались феодальные отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литовские политические объединения – земли (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.) – имели неодинаковый уровень общественно-экономического развития. Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феодального строя привели к образованию государства у литовцев.

    По сообщению Галицко-Волынской летописи, в русско-литовском договоре 1219 г. упоминается союз литовских князей во главе со «старейшими» князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии государства в Литве. Усиление великокняжеской власти привело к объединению основных литовских земель в Великому княжеству Литовскому под властью Миндовга (середина 30-х гг.

XIII в. – 1263 г.), захватившего также некоторые белорусские земли (Чёрную Русь). 

     Образование Великого княжества Литовского было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев, усилившейся с начала XIII в. Литовские войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236 г.) и Дурбе (1260 г.).

     В XIV в., в княжение Гедимина (1316-1341 гг.), Ольгерда (1345-77 гг.) и Кейстута (1345-82 гг.), Великое княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.).

Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. Вхождение в состав Великого княжества Литовского русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве.

В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества Литовского обусловили отсутствие централизации в государственном управлении.

Во главе государства стоял великий князь, при нём – совет из представителей знати и высшего духовенства.

     Литовские князья с момента образования Великого княжества Литовского стремились к захвату русских земель. Однако усиление в XIV в.

Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины XV в. в результате войн с Русью (1500-03, 1507-08, 1512-22, 1534-37 гг.

) Великое княжество Литовское утратило Смоленск (захваченный великим князем Витовтом в 1404), Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. русские земли. 

     Тем не менее до середины ХVI столетия, несмотря на усиление польского влияния в литовском обществе, литовской знати удавалось отстаивать самобытность и самостоятельность княжества от всяких попыток со стороны Польши усилить унию и крепче привязать Литву к польской короне.

    До этого времени Великое княжество Литовское было федеративным государством с преобладанием славянских земель. В середине ХV века в нем складывается единое правящее сословие.

Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения – до 8-10 процентов, гораздо больше, чем в соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав.

Органы шляхетского управления – сеймы и сеймики – решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя.

В конце этого столетия формируется коллегиальный орган – Рада панов, — без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады послов.

     Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 гг. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. В них слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Все три статута были славяноязычными.

     Великое княжество Литовское обладало своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне. Просветитель из Полоцка, восточнославянский первопечатник Франциск Скорина, мыслитель Симон Будный и Василий Тяпинский, поэт Симеон Полоцкий, десятки других выходцев из Великого княжества обогатили своим творчеством европейскую и мировую цивилизацию.

     В «золотые времена» Великого княжества Литовского – до конца ХVI века – преобладала веротерпимость, почти всегда мирно уживались католики и православные. До ХVI века в религиозной жизни государства преобладало православие. Однако религиозная Реформация, нашедшая немало сторонников в Великом княжестве, решительно изменила обстановку.

Протестантизм сильнее всего затронул верхушку православной части общества. Канцлер Великого княжества Литовского, политический деятель Лев Сапега родился православным, впоследствии воспринял идеи Реформации, а в конце жизни стал католиком.

Он был одним из организаторов Брестской церковной унии 1596 года, объединившей на территории государства православную и католическую церкви при главенстве папского престола. В ХV веке была подобная попытка у митрополита западнорусской православной церкви Григория Болгарина, которая окончилась неудачей.

После принятия церковной унии ни о каком религиозном равноправии не могло быть и речи – православная церковь попала в стесненное положение.

  Религиозной унии предшествовало более прочное политическое объединение Польши и Литвы. В 1569 году была подписана Люблинская уния, объединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в единое государство – Речь Посполитую.

    Одной из главных причин объединения стала неспособность Литовского государства собственными силами отражать наступление с востока. В 1514 году московское войско разгромило литовцев под Смоленском, вернув этот исконно русский город в свое владение, а в 1563 году войска Ивана Грозного взяли Полоцк.

Чем дальше, тем больше слабеющее государство Литовское государство нуждалось в помощи, которая исходила от Польского королевства. В результате была создана польско-литовская конфедерация и Литве был навязан строй дворянской республики – уникальная, не бытовавшая до этого времени в мире форма управления государством, закрепившая власть дворянства, его право на выбор короля.

Этот строй не мешал развитию экономики и культуры, но очень ослабил военную мощь государства.

    По Люблинской унии в 1569 г. южная половина Литовского государства была прямо присоединена к Короне. Некоторые земли Великого княжества Литовского, особенно белорусские, становятся ареной жесточайшего противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар мощи Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться.  

Википедия — Великое княжество Литовское     

Литовское государство в перипетиях истории     

Источник: https://www.sites.google.com/site/podsenudubavekovogo/

Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского

Образование Великого Княжества Литовского

Сведения о литовских племенах и их вождях появляются в немецких и польских источниках начиная с Х в. В середине ХIII в. князь Миндовг сумел объединить литовские племенные союзы под своей властью.

В борьбе с Тевтонским орденом Миндовг то принимал от римского папы королевский титул, то искал союза против крестоносцев с Александром Невским. Не знавшая татарского ига Литва расширяла свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств и уже в XIII в.

представляла собой балто-славянское государство, включавшее в себя западные земли нынешней Белоруссии.

Это было раннесредневековое государство; определять его как «русское» или «литовское» значило бы применять современные понятия об этничности по отношению к другой эпохе, в которой термин «русский» чаще всего означал религиозную принадлежность.

В то же время источники XV-XVI вв. свидетельствуют о том, что восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя единой этнической общностью — «русским» народом, «русскими», или «русинами», но при этом не отождествляли себя с «московитами».

В XIV в. литовские князья Гедимин (1316-1341 гг.) и Ольгерд (1345-1377 гг.) создали державу, в состав которой вошли Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск. В 1358 г. послы Ольгерда заявили тевтонским рыцарям, что «вся Русь должна принадлежать Литве».

Ольгерд первым выступил и против Орды: в 1362 г. он разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой Киев и Чернигов. Но в это же время «собирать» земли стали московские князья. Так к середине XIV в. сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусских земель: Москва и Вильно (основан в 1323 г.).

Конфликт между ними был неизбежен, тем более что в союзе с Литвой выступали соперники Москвы — тверские князья; перейти «под руку» Литовского государства порой стремились и новгородские бояре. В 1368-1372 гг.

Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву; но силы соперников были примерно равны, и договор 1372 г. разделил «сферы влияния».

После победы на Куликовом поле Дмитрий Донской склонил молодого литовского князя Ягайло к заключению династического союза. Ягайло должен был жениться на дочери Дмитрия Донского и принять вместе со своими подданными православие (Литва оставалась последним языческим государством в Европе). Был составлен даже проект договора.

Но Дмитрий Донской не смог противостоять хану Тохтамышу: в 1382 г. Москва была разорена и вновь стала платить дань Орде. Союз с несостоявшимся тестем перестал быть привлекательным для Ягайло; уния же с соседней Польшей давала ему королевскую корону и реальную помощь в борьбе с сильным противником на западе — Тевтонским орденом.

Ягайло женился не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге и принял крещение

не из Москвы, а из Рима; он стал королем Владиславом и основателем новой династии на польсколитовском престоле. Вместо московского союза состоялась Кревская уния 1385 г.

между Литвой и Польским королевством, на столетия определившая развитие соседа и соперника Москвы. С этого времени история Литвы тесно связана с историей Польши: в XIV-XVI вв.

эти государства были объединены личной унией (у них был один глава из династии потомков Ягайло — Ягеллонов).

При великом князе Витовте (1392-1430 гг.) княжество вступает в период своего наивысшего расцвета. В союзе с двоюродным братом Ягайло — Владиславом — Витовт разгромил Тевтонский орден при Грюнвальде (1410 г.), присоединил Смоленскую землю (1404 г.) и княжества в верховьях Оки. Витовт сажал своих ставленников на ордынский престол.

Огромную дань-откуп платили ему Псков и Новгород, а московский князь Василий Дмитриевич женился на его дочери и называл Витовта «отцом», что по тогдашнему феодальному этикету означало признание вассальной зависимости.

Тогда земли Великого княжества простирались от Балтийского моря до Черного, а восточная граница проходила под Можайском и Калугой.

После смерти бездетного Витовта в великом княжестве начались усобицы. Занявший престолы Польши и Литвы младший сын Ягайло король Казимир и его дети потеряли интерес к общерусской программе Ольгерда. Эту задачу «перехватил» московский великий князь Иван III: уже в 1478 г.

он заявил о «возвращении» бывших древнерусских земель — Полоцка, Витебска, Смоленска. На его стороне оставалась церковь, так как резиденцией общерусского митрополита была Москва. Литовские князья не раз (в 1317, 1354, 1415 гг.

) пытались поставить «своего» митрополита для земель Великого княжества, но в Константинополе не были заинтересованы в разделении влиятельной и богатой митрополии.

Великое княжество Литовское в результате двух больших войн 1487-1494 и 1500-1503 гг. потеряло треть т ерритории и признало за Иваном III титул «государя всея Руси».

К России были присоединены Вязьма, черниговские и новгород-северские земли (Чернигов, Новгород-Северский, Брянск, Стародуб, Гомель). После трех походов в 1514 г.

был отвоеван Смоленск, ставший главной крепостью на западной границе России.

Однако во время третьей по счету войны 1512-1522 гг. силы противников оказались примерно равными, а население Великого княжества Литовского больше не изъявляло желания присоединяться к Москве. Граница стабилизировалась, но на протяжении всего XVI в. череда войн с Польско-Литовским государством продолжалась.

На западных землях Руси объединение проходило иным, по сравнению с Московским государством, путем. Включая в свой состав более развитые, чем коренная Литва, земли, великие князья сохраняли их автономию: «Старины не рушаем, новины не вводим».

Некоторые князья Рюриковичи (Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения.

Другие земли, входя в состав Литовского государства, получали от великого князя грамоты — «привилеи»: их жители могли требовать смены наместника; великий князь обязывался не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать земельных владений выходцам из других мест, не пересматривать принятых местными судами решений. До XVI в. на славянских землях великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде».

В XIV-XVI вв. Литва представляла собой своеобразную федерацию земель и княжеств под властью великих князей — потомков Гедимина. Многоэтничный характер державы отражало ее официальное название: Великое княжество Литовское и Русское.

Его официальным языком был русский (можно назвать его старобелорусским или староукраинским — большой разницы между ними до начала XVII в. нет): на нем составлялись законы и акты велико-княжеской канцелярии.

В Северо-Восточной Руси процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, зато и степень унификации бывших самостоятельных княжеств была выше.

В московской державе медленно, но верно складывалась система военно-служилой государственности, где все более или менее знатные подданные должны были нести пожизненную и безусловную службу своим государям, а попытки отстоять свои права стали считаться «изменой».

В Литве взаимоотношения власти и подданных были иными. Образцом для восприятия социального устройства и государственных порядков стала союзная Польша.

Нуждавшиеся в поддержке польской знати Ягайло и его потомки вынуждены были даровать ей все новые привилегии, а затем распространять их и на своих литовских подданных.

К тому же Ягеллоны вели активную внешнюю политику и пытались — порой успешно — овладеть чешской и венгерской коронами. Но за это также надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

Запрещение православным князьям и боярам занимать высшие государственные должности вызвало сопротивление, и привилеи 1432-1434 гг. уравняли их в правах с католиками и провозгласили неприкосновенность вотчин и их владельцев от репрессий без суда. Привилей 1447 г.

освобождал всех зависимых крестьян от натуральных и денежных податей в пользу государства и предоставил землевладельцам право суда над своими крестьянами.

Тем самым государь терял право вмешиваться во взаимоотношения вотчинников с их подданными, тогда как в Московской Руси государство ограничивало судебные права феодалов.

В XVI в.

наметилось общеевропейское «разделение труда»: регионы с развитой промышленностью (Фландрия, Нидерланды, Англия, Южная Германия, север Италии) требовали все больше сырья и продуктов сельского хозяйства, поставщиком которых становились страны Восточной Европы.

Землевладельцы преобразовывали свои владения в плантации, ориентированные на производство как можно большего количества продукции на продажу. Такие имения — «фольварки» требовали массового применения барщинного труда, а вместе с ним и крепостн ических порядков.

По Литовскому статуту (своду законов великого княжества) 1588 г. за крестьянами сохранялось только право владения движимым имуществ ом, необходимым для выполнения повинностей с земельных наделов, находившихся в их пользовании.

«Человек вольный», осевший на земле феодала и проживший на новом месте 10 лет, мог уйти, только откупившись значительной суммой. Закон, принятый сеймом в 1573 г., давал панам право карать крестьян по своему усмотрению вплоть до смертной казни.

Шляхтич имел также привилегию «пропинации» — право на производство и продажу пива и водки в пределах своих владений.

Великого князя Литовского окружала знать: князья — Рюриковичи и Гедиминовичи, паны или крупные землевладельцы литовского и русского происхождения (Радзивиллы, Сапеги, Воловичи), выводившие на войну сотни слуг и занимавшие виднейшие посты при дворе и в управлении.

В языческой Литве в условиях постоянной войны с Тевтонским орденом долго сохранялось свободное крестьянство, обязанное нести военную службу. Однако в XV в.

раздача земель и крестьян привела к образованию слоя землевладельцев — «бояр-шляхты», обязанных великому князю военной службой.

Литовский статут закреплял все права шляхты, полученные ими за 150 лет: пожалованные земли объявлялись их частной собственностью, они могли свободно переходить на службу к панам, уезжать за границу, не подвергались аресту без решения суда; на собраниях-сеймиках решался вопрос о платеже государственных налогов, от которых шляхетские владения были освобождены.

Городов в Литве было немного; для их развития князья, как и в Польше, приглашали иноземцев — немцев и евреев, получавших особые привилегии. В XIV-XV вв.

Вильно, Ковно, Брест, Полоцк, Львов, Минск, Киев, Владимир-Волынский и другие города получили «магдебургское право» — городское самоуправление: горожане-«мещане» избирали советников, ведавших городскими доходами и расходами, и двух «бурмистров» — католика и православного, судивших горожан вместе с великокняжеским наместником. С XV в. в городах появляются ремесленные цехи, права которых закрепляются в специальных уставах.

В Польше и Литве не сложился аппарат центрального управления, подобный системе приказов в Москве. При дворе великого князя состояли должностные лица, но государственных учреждений и слоя бюрократии не было.

Подскарбий земский хранил и расходовал деньги, но не собирал налоги; гетман командовал шляхетским ополчением, когда оно собиралось; постоянная армия короля и великого князя насчитывала в XVI в. примерно 5 тыс. наемных солдат.

Единственным постоянным органом была великокняжеская канцелярия, где велась дипломатическая переписка и хранился архив — «Литовская метрика».

С 1492 г. великий князь должен был согласовывать свои действия с Радой панов, в состав которой входили епископы, воеводы и наместники из числа крупнейших магнатов. Рада управляла страной в отсутствие князя, контролировала все земельные пожалования, расходы и внешнюю политику.

Третьим элементом в этой системе стал Сейм — высший законодательный орган Великого княжества. С 1507 г. он созывался постоянно; в его компетенцию входило принятие законов, решений о сборе налогов для князя и созыве шляхетского ополчения. В 1566 г.

Сейм постановил: никакое изменение в законах невозможно без его одобрения. В отличие от сословно-представительных учреждений других европейских стран, в Сейме была представлена только шляхта.

Ее депутаты избирались по воеводствам и поветам местными сеймиками и должны были отстаивать на Сейме наказы своих избирателей. На сеймиках шляхта каждого повета обсуждала свои сословные дела и выбирала членов местного суда.

К концу XVI в. польское влияние способствовало изменению традиционных общественных структур и институтов великого княжества. Параллельно формировались различия в характере политической культуры и в социальной психологии.

В период серии русско-литовских войн в литовских источниках тамошние порядки начинают противопоставляться «жестокой тирании» московских князей.

В соседней же России после бедствий Смуты смотрели на «литовских людей» и прочих «ляхов»-католиков уже как на главного врага, по сравнению с которым даже немец«лютор» выглядел более симпатичным.

Политическая элита Литвы и Москвы выработала свои исторические традиции и мифы о собственном прошлом. В литовских хрониках помещался рассказ о князе Палемоне, который с пятьюстами шляхтичами бежал от тирании Нерона на берега Балтики и покорил бывшие княжества Киевской державы.

В сочинениях Ивана Грозного и московских дипломатических актах появилась теория о происхождении Рюриковичей от римского императора Августа.

Гедимина же московское «Сказание о князьях Владимирских» называет бывшим княжеским конюхом, женившимся на вдове своего господина и незаконно захватившим власть над Западной Русью.

В 1569 г.

в ходе Ливонской войны с Россией по Люблинской унии произошло объединение Польши и Великого княжества Литовского в единую Речь Посполитую (Rzecz Pospolita — польский перевод латинского выражения res publica) с общими сенатом и Сеймом; вводились единые денежная и налоговая системы. Однако Литва сохранила автономию: свое право и суд, администрацию, войско, казну и официальный «русский» язык. В 1572 г. после пресечения династии Ягеллонов Речь Посполитая превратилась в своеобразную республику с выборным королем во главе.

Верховным законодательным органом стал шляхетский Сейм. Только Сейм принимал и изменял законы страны, устанавливал налоги, созывал дворянское ополчение, заключал мирные договоры и союзы. На Сейме вершился суд по особо важным делам под председательством короля. Сейму принадлежало право помилования и амнистии.

Деятельность короля контролировали сенаторы.

Сам же король, вступая на престол по воле и выбору шляхты, торжественно отказывался от наследственности трона, обязывался не объявлять войну и не заключать мир без Сената, не созывать ополчения без согласия Сейма.

Гарантией и «зеницей вольности» считалось право шляхты отказать королю в повиновении, если тот не будет соблюдать ее права и привилегии. В таком случае недовольные создавали конфедерацию и начинали «законный» мятеж против своего государя.

Конец XVI — первая половина XVII в. стали временем наивысшего подъема шляхетской республики: на короткое время она стала великой державой Восточной Европы. Во время Смуты польские войска заняли Москву от имени сына своего короля — принца Владислава, которого московские бояре признали в 1610 г. новым государем России.

От России Речь Посполитая возвратила Смоленск и Чернигово-Северские земли и сумела отстоять их в Смоленской войне (1632-1634 гг.). Польша стала главной житницей Европы. Зерно отправлялось вниз по Висле до Гданьска, а оттуда по Балтийскому морю в Голландию; далее хлеб развозили по всей Западной Европе.

Из южных земель громадные стада скота перегоняли в Германию и Италию. Но расцвет державы оказался недолгим.

Вывозивший зерно землевладелец был заинтересован в максимальной свободе торговли. Законы снижали экспортные пошлины и одновременно открывали доступ иноземным товарам в ущерб собственным производителям и купцам. Шляхта добилась лишения горожан права голоса в Сейме.

Самостоятельность городов подрывали п ринадлежавшие шляхтичам городские дворы и даже целые кварталы, не подчинявшиеся городским законам и администрации.

Наступление католической церкви привело к вытеснению православных мещан из городских учреждений и судов и даже к ограничению их количества; города становились для украинских и белорусских крестьян все более «чужой» территорией. В городской жизни начался застой.

После Люблинской унии 1569 г. Польша присоединила большинств о украинских земель великого княжества. Здесь создавались огромные владения-латифундии магнатов Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. Вслед за магнатами и шляхтой шло католическое духовенство.

На Украине и в Белоруссии оно в проповедях и на диспутах обличало «заблуждения» и отсталость православных. Иезуит Петр Скарга доказывал, что положение православия безнадежно, а единственный выход для его последователей — воссоединение с Римом. При поддержке королевской власти была осуществлена Брестская уния 1596 г.

— союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой на условии признания православными католических догматов и верховной власти Римского Папы при сохранении православной церковью богослужения на славянских языках и обрядов. Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Только в 1620 г.

под давлением украинского мещанства и казачества параллельно с униатской была восстановлена православная иерархия с митрополией в Киеве, юридически зависимая от константинопольского патриарха.

С другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: началось отречение украинской и белорусской знати от веры отцов и переход в католичество.

Вместе с новой верой перенимались и новый язык, и новая культура, что навсегда отчуждало «панов» от «быдла». В XVII в. при составлении документов выходят из употребления старобелорусский язык и кириллица.

Этот процесс привел к ликвидации украинской и белорусской национальной элиты в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств.

«Республиканская» модель государственного устройства обеспечила шляхте широкие возможности для политического развития и экономического господства на базе крепостного права.

«Привилеи» сохраняли местное своеобразие, а широкое самоуправление охраняло шляхетские права и от короля, и от мужиков: в Польше и Литве не было ни опричнины, ни крестьянских войн.

Можно сказать, что было создано своего рода правовое государство; однако его полноправными гражданами были лишь шляхтичи, владевшие собственным имением.

Тем не менее уже в XVII в. «златая вольность» обернулась параличом государственной власти.

Именно тогда стал действовать знаменитый принцип «liberum veto» — единогласного ания при принятии каждого нового закона в Сейме; отклонение хотя бы одного из решений приводило к тому, что все уже принятые «конституции» данного сейма не могли вступить в силу.

«Сорвать» сейм мог любой недовольный или подкупленный магнатом либо иностранным дипломатом шляхтич. Таким образом были распущены либо сорваны 53 сессии Сейма (около 40 % всех сеймов) Речи Посполитой.

Государство распадалось на воеводства и поветы, в каждом из которых шляхта отстаивала свои групповые интересы. Равенство «панов-братьев» на деле привело к всевластию магнатов, занимавших высшие государственные должности.

Владения таких магнатов, как литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел, размерами сравнимы с современными европейскими государствами вроде Бельгии. Их владельцы содержали частные армии, которые по численности и оснащению превосходили войска короны.

На другом полюсе находилась масса бедной шляхты, гордящиейся своим происхождением и правами.

И магнаты, и шляхтичи были убеждены, что бессилие государства служит гарантией сохранения его существования. Поэтому и те, и другие бдительно следили, чтобы не произошло усиление власти короля. В середине XVII в. королевская армия насчитывала максимум 26 тыс.

солдат, а созданный королем Владиславом IV (1633-1648 гг.) флот из-за отсутствия средств пришлось продать.

В условиях, когда соседние государства превратились в централизованные монархии, шляхетская республика с ее анархической «златой вольностью» и отсутствием действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной.

Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/obrazovaniye-velikogo-knyazhestva-litovskogo-russkiye-zemli-v-sostave-velikogo-knyazhestva-litovskogo.html

Refy-free
Добавить комментарий