Образование Российской империи

Содержание
  1. Как появилась Российская империя, когда провозглашена и ее состав
  2. Образование Российской империи
  3. Основные характеристики государства
  4. Территория страны и административное деление
  5. Политическое устройство
  6. Состав населения
  7. Конец монархии
  8. Российская Империя
  9. Территория Российской Империи
  10. Карта
  11. Население
  12. Политический строй
  13. Правители страны
  14. Основные даты
  15. Завершение Империи
  16. Петр I — Северная война: борьба за море, полтавская Битва
  17. 1. Отсталость феодально-крепостнической России по сравнению с передовыми странами Европы
  18. 2. Борьба за море
  19. 3. Новая столица Петербург
  20. 4. Полтавская битва (1709)
  21. 5. Конец Северной войны, Объявление России империей 
  22. Образование и грамотность в царской России начала ХХ века
  23. Грамотность по переписи населения 1897 года
  24. Грамотность в Российской империи в начале XX века
  25. Меры по развитию начального образования в России в начале XX века
  26. Интенсивный рост школьного образования до 1917 года. Проект всеобщего начального образования
  27. Подготовка учителей
  28. Перспективы всеобщего школьного образования после 1917 года
  29. Итог
  30. Новые факты на смену старой лжи:
  31. Образование Российской Империи и ее основные черты (XVIII век)
  32. Всеобщее народное образование в Российской империи
  33. Имперское, советское и российское образование — в чём разница?
  34. Доступность образования
  35. Всеобщее образование
  36. Гимназическое образование
  37. Высшее образование
  38. Финансирование образования
  39. Оплата труда преподавателей
  40. Принципы образования

Как появилась Российская империя, когда провозглашена и ее состав

Образование Российской империи

Процесс формирования человечества можно разделить на два периода. Первый начался с окончательного формирования человеческого вида и завершился образованием родоплеменных отношений. Начало второго этапа обозначилось появлением государств. Некоторые из них позже стали империями. Российская империя была одной из них.

Образование Российской империи

История Русской империи началась задолго до официального основания в 1721 году. Ещё во время правления Ивана IV Грозного страна окончательно отошла от статуса Великого Московского княжества, официально став признанной другими государствами Московским царством. Фактически к концу царствования первого русского самодержца она приобрела признаки империи:

  • стремительно расширила колониальные владения;
  • увеличила этническую неоднородность населения;
  • усилила абсолютизм власти;
  • сконцентрировала политическую и экономическую власть в едином центре.

В последующие полтора века имперский статус страны оформился окончательно. Последний московский царь Пётр I принял от русских сенаторов титул императора Всероссийского, став первым императором России.

Вместе с этим изменилось и официальное название страны: появилась Российская империя вместо Московского царства. Это событие не было чистой формальностью.

Прежде всего оно символизировало более высокий статус государства в международных отношениях.

Основные характеристики государства

Официально Россия была провозглашена империей 2 ноября 1721 года (по новому стилю) по итогам Столетней войны. Столицей страны стал Санкт-Петербург (Петроград), который оставался ею (кроме 1728−1730 гг.) до самого начала Великой Российской революции в 1917 году.

Территория страны и административное деление

Из всех известных по истории империй площадь Российской империи занимала третье место (после Британской и Монгольской) на начало XX века.

Во время правления Петра I страна была разделена на 8 губерний. К концу её существования после череды реформ их насчитывалось 78. Они разделялись на уезды. Кроме губерний, в стране была 21 область и 2 округа.

Столичные и приграничные территории выделялись в отдельные административные единицы — наместничества и генерал-губернаторства.

Кроме того, в отдельные территории, имеющие некоторые автономные права, были выделены царство Польское (до 1830 года) и Великое княжество Финляндское (до 1890-х годов).

До 1867-го в состав Российской империи входила Аляска, составлявшая в то время 15% площади страны.

Политическое устройство

С момента провозглашения империи и до её ликвидации высшей государственной и законодательной властью в стране являлся Император и Самодержец Всероссийский. Высшим совещательным органом при Самодержце был Правительствующий сенат, под контролем которого находились судебные органы.

С 1802-го в стране учреждается Комитет министров, чьи решения имели лишь рекомендательный характер. С 1861-го начинает нерегулярно функционировать Совет министров, заседания которого назначались и проходили при обязательном личном присутствии императора.

В 1810 году в стране начал работать Государственный совет, имеющий широкие законосовещательные функции по всем вопросам жизни государства. В 1906-м он был превращён в один из двух законодательных органов. Вторым была Государственная дума, учреждённая в это же время.

Для управления отдельными территориями существовала учреждённая в 1710-м Петром I должность губернатора. Губернатор осуществлял управление на местах при помощи (с 1775 года) губернских правлений, казённых палат, приказов общественного призрения и губернских присутствий.

Александр II провёл земскую и городскую реформы, упростившие аппарат управления. Земледельческие районы по ней поделились на волости, где главной властью становятся крестьянские сходы, выбирающие из своей среды старшин. Спорные вопросы решал волостной суд.

Управленческую иерархию регулировала табель о рангах. Служить и повышать свой статус могли (если было высшее образование) не только дворяне, многие из которых старались уклониться от службы.

Состав населения

За почти двухсотлетнюю историю существования население увеличилось почти в 12 раз: с 13−14 млн до 165−175 млн (данные неточные). При этом процентный состав различных сословий в нём оставался почти неизменным, что свидетельствовало о практическом застое в развитии страны:

  • крестьяне — около 80%;
  • мещане различных категорий — до 10%.

Остальные 10% составляли в основном различные категории дворянства, духовенство и казаки.

Крестьяне составляли основную массу населения страны и долгое время были ее самой бесправной частью. Максимальному угнетению они начинают подвергаться во время управления страной Екатериной II, когда появилась жалованная грамота дворянству. Усиление крепостной зависимости активизировало повстанческое движение, вершиной которого явилась Пугачёвщина.

В дальнейшем Александр I выдал манифест о трёхдневной барщине, ограничивший своеволие помещиков. Александром II в 1861 году крепостничество было ликвидировано, но земля осталась во владении помещиков, что позже явилось одной из причин Русской революции.

Господствующим сословием Российской империи было дворянство, единственной обязанностью которого была служба на гражданских или военных должностях.

Для чиновников недворянского происхождения существовала возможность получить статус потомственного дворянина, дослужившись до определённого чина.

Конец монархии

Медлительность и непоследовательность давно назревших экономических и социальных реформ, проводившихся последними самодержцами, привела на исходе XIX века к системному политическому и социально-экономическому кризису империи, который породил революционную ситуацию. Результатом системного кризиса было поражение в русско-японской войне и первая революция 1905—1907 годов. Она вынудила Николая II провести реформу управления, в результате которой страна в будущем могла стать конституционной монархией.

Процесс вынужденных политических реформ был прерван из-за вступления России в Первую мировую войну.

Это очень скоро привело к усилению экономических и социальных проблем, вызвавших в результате Великую Российскую революцию 1917—1922 годов.

Февральское восстание, с которого она началась, привело к свержению самодержавия и формальному учреждению республики. Российская империя в своём классическом варианте перестала существовать.

Ликвидация царской России не означала исчезновения страны. Попросту в новых исторических обстоятельствах начался новый этап её развития при изменившейся форме правления.

Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-fakt/kak-poyavilas-rossijskaya-imperiya

Российская Империя

Образование Российской империи

Образование Российской Империи случилось 22 октября 1721 года по старому стилю или 2 ноября. Именно в этот день последний российской царь Петр 1 Великий объявил себя императором российским.

Случилось это, как одно из следствий северной войны, после которой сенат просил Петра 1 принять титул Императора страны. Государство получило название «Российская Империя». Ее столицей стал город Санкт-Петербург.

За все время столица только на 2 года (с 1728 по 1730 гг.) переносилась в Москву.

Территория Российской Империи

Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, историю которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которых стоит считаться.

Территория Российской Империи составляла 21,8 миллионов км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них сохранили свой статус и по сей день.

Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50.

Разумеется сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье.

Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были:

  1. Санкт-Петербург.
  2. Москва.
  3. Варшава.
  4. Одесса.
  5. Лодзь.
  6. Рига.
  7. Киев.
  8. Харьков.
  9. Тифлис.
  10. Ташкент.

История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество судьбоносных моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично.

Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе, — Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов.

Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.

Карта

Представляем карту Российской Империи, кратко историю которой мы рассматриваем, на которой представлена европейская часть страны со всеми изменениями, которые происходили в плане территорий за годы существования государства.

Население

Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.

Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:

  • Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
  • Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
  • Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
  • Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).

По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территория Польши, которые после ее распада отошли России.

Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества.

И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Неслучайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня любители царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).

К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.

Политический строй

Российская Империя была самодержавной по форме своего правления, где вся полнота власти сосредотачивалась  в руках 1 человека – императора, которого часто называли, на старый манер, царем. Петр 1 закладывал в законы России именно безграничную власть монарха, что и обеспечивало самодержавие. Одновременно с государством самодержец фактически управлял и церковью.

Важный момент – после правления Павла 1 самодержавие в России уже нельзя было назвать абсолютным. Случилось это по причине того, что Павел 1 издал указ, по которому отменялась система передачи трона, установленная Петром 1.

Петр Алексеевич Романов, напомню, постановил – правитель сам определяет своего приемника. Часть историков сегодня говорит о негативе этого документа, но именно в этом и выражается суть самодержавия – правитель принимает все решения, в том числе и о своем преемнике.

После Павла 1 вернулась система, при которой сын наследует престол за отцом.

Правители страны

Ниже приведен список всех правителей Российской Империи за период ее существования (1721-1917).

Правители российской империиИмператорГоды правления
Петр 11721-1725
Екатерина 11725-1727
Петр 21727-1730
Анна Иоанновна1730-1740
Иван 61740-1741
Елизавета 11741-1762
Петр 31762
Екатерина 21762-1796
Павел 11796-1801
Александр 11801-1825
Николай 11825-1855
Александр 21855-1881
Александр 31881-1894
Николай 21894-1917

Все правители были из династии Романовых, и после свержения Николая 2 и убийства большевиками его  самого и его семьи, династия прервалась, и Российская Империя прекратила свое существование, изменив форму государственности на СССР.

Основные даты

За время своего существования, а это практически 200 лет, Российская Империя пережила множество важных моментов и событий, которые оказали свое влияние на государство и народ.

  • 1722 – Табель о рангах
  • 1799 – Заграничные походы Суворова в Италию и Швейцарию
  • 1809 – Присоединение Финляндии
  • 1812 – Отечественная война
  • 1817-1864 – Кавказская война
  • 1825 (14 декабря) – восстание декабристов
  • 1867 – Продажа Аляски
  • 1881 (1 марта) убийство Александра 2
  • 1905 (9 января) – Кровавое воскресенье
  • 1914-1918 – Первая мировая война
  • 1917 – февральская и октябрьская революции

Завершение Империи

История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным.

Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2. Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный.

Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины.

из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней. На смену Российской Империи пришел новый тип государственного устройства страны – СССР.

Россия в начале 20 века

Источник: https://istoriarusi.ru/rus_imperia.html

Петр I — Северная война: борьба за море, полтавская Битва

Образование Российской империи

ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1. Отсталость феодально-крепостнической России по сравнению с передовыми странами Европы

Многие страны Европы были отсталыми по сравнению с Англией, совершившей в XVII в. буржуазную революцию. Отставала от Англии даже Франция, где еще царили феодальные порядки и властвовал не ограниченный в своих правах король. Отставала феодальная Германия, раздробленная на множество княжеств. Отставала Италия, страдавшая под гнетом иноземных завоевателей.

Россия XVII в. также была отсталой страной по сравнению с Англией. В свое время Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского порабощения, а потом более двухсот лет несла на себе монголо-татарское иго. Народу пришлось вновь отстроить свои города, под корень подсеченные татарским разорением, возродить ремесла, из пепла восстановить деревни.

Как и другим государствам, ей пришлось бороться с феодальной раздробленностью. Но Франция или Англия были во много раз меньше России — им легче было преодолеть свою феодальную раздробленность. А России пришлось наводить порядок централизованного государства на огромной территории, равной многим европейским государствам, вместе взятым.

У России не было ни удобных морских гаваней, ни развитой промышленности. У нее не было в то время ни хорошо обученной армии, ни флота. Ее грабили и терзали на куски иностранные интервенты в Смутное время.

Долгие годы приходилось упорной борьбой и трудом восстанавливать утраченное, выгонять иностранных захватчиков, чтобы потом опять продолжать движение вперед.

Обширное Русское государство развивалось медленнее и, как видим, в более трудных условиях.

Особенно важно было для России продвинуться вперед именно в то время, когда сильное развитие начиналось в Западной Европе. Иначе более мощные страны поработили бы Россию и задержали бы ее рост.

Россия еще не созрела в те годы для капитализма, — она оставалась феодально-крепостным централизованным государством. Но она нашла в себе силы начать борьбу с отсталостью, совершить крупные реформы и разрешить важные очередные задачи. Ей нужно было перестроить свой устарелый государственный аппарат.

России надо было наверстать упущенное в области культуры. России надо было развивать свою промышленность. Ей нужно было вырваться к морю, установить удобные пути для торгового обмена и культурного общения с Западной Европой.

Ей нужно было должным образом защитить себя от возросшей военной мощи соседей — создать регулярную армию, флот. Это произошло в царствование Петра I (1682-1725). Россия не ликвидировала отсталости, — но она уменьшила ее.

Она достигла этого всем напряжением народных сил, огромным трудом русского народа и всех народов нашей Родины. Талантливый и энергичный Петр I и его помощники сыграли в этом деле немалую роль.

2. Борьба за море

Русскому государству давно были нужны моркие берега. Все крупные государства Западной Европы издавна обладали удобными гаванями, вывозили и ввозили товары, имели сильный по тем временам морской флот. А у Русского государства были только берега Белого моря.

Оно замерзало и было недоступно для кораблей 6-7 месяцев в году. Кроме того, оно очень далеко отстояло от главных морских путей. Нужно было овладеть берегами Балтийского и Черного морей.

Берега Балтийского моря в то время были захвачены Швецией, а берега Черного моря — Турцией.

Петр I начал напряженную и упорную борьбу за Балтийское море.

Частью это были древние места, издавна принадлежавшие Новгородской Руси. Берега Финского залива входили еще в состав земель Великого Новгорода.

Еще за пятьсот лет до Петра новгородские лоцманы поджидали тут, как мы знаем, немецкие торговые суда у острова Котлина (где теперь наша крепость Кронштадт). Отсюда они вели их по Неве и дальше через Ладожское озеро по Волхову. Как вы помните, еще в XIII в.

князь Александр Невский отстоял тут русские Новгородские земли в кровопролитном сражении против шведов на реке Неве.

Петр вступил в союз с Польшей и Данией против Швеции. Осенью 1700 г. началась война с Швецией и длилась 21 год (до 1721). Она носит название Северной войны.

На первых порах более подготовленные шведы оказались сильнее.

Русские войска встретились со шведскими около крепости Нарвы. Дело было глубокой осенью — в ноябре 1700 г. Русские войска были слабее шведских — были плохо вооружены, не обучены, голодны и плохо одеты.

Хорошо обученные и лучше вооруженные шведы одержали победу.

Во главе шведского войска стоял молодой король Швеции Карл XII, одаренный полководец.

Шведы забрали в плен многих иностранцев, которые служили командирами русских войск, захватили всю артиллерию. Русские были побиты за отсталость. Петр признавался, что войска отступили «в конфузии».

Поражение под Нарвой многому научило русские войска и Петра I. Он называл шведов своими учителями. В труднейших условиях началась упорная работа. Были набраны и обучены новые войска. Для орудий не хватало металла,- Петр приказал перелить на пушки церковные колокола. Отлили 300 новых пушек. Осенью 1702 г.

Петр взял сильную шведскую крепость у истока Невы из Ладожского озера. Раньше тут находился старый новгородский город Орешек. «Очень жесток сей (этот) орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен»,- писал довольный Петр.

Эту крепость, отмыкавшую путь к морю (через Неву), Петр назвал Шлиссельбургом, в переводе с немецкого это значит «ключ-город».

3. Новая столица Петербург

Военные успехи закрепили за Россией побережье — Новая столица — финского залива. На Заячьем острове, близ правого берега Невы, в мае 1703 г. заложили по чертежу Петра I Петропавловскую крепость. Около этой крепости на болотистых берегах Невы Петр решил основать новую столицу государства.

  • На берегу пустынных волн
  • Стоял он, дум великих полн.
  • И вдаль глядел.
  • Пред ним широко Река неслася:
  • бедный челн
  • По ней стремился одиноко.
  • По мшистым, топким берегам
  • Чернели избы здесь и там,
  • Приют убогого чухонца;
  • И лес, неведомый лучам
  • В тумане спрятанного солнца,
  • Кругом шумел.
  • И думал он:
  • Отсель грозить мы будем шведу.
  • Здесь будет город заложен
  • На зло надменному соседу.
  • Природой здесь нам суждено
  • В Европу прорубить окно,
  • Ногою твердой стать при море.
  • Сюда, по новым их волнам,
  • Все флаги в гости будут к нам,
  • И запируем на просторе.

Так писал Пушкин об основании Петербурга в своей поэме «Медный всадник».

Новая столица была основана в 1703 г. и названа городом Петра — «Питербурхом». Позже она стала называться Санкт-Петербургом или просто Петербургом.

Столица была построена тысячами рук крестьян крепостной России. Среди них было много украинцев, белорусов.

В холоде и грязи, по колено в воде, борясь с плывучим болотистым грунтом, строили трудовые люди новую столицу государства.

Под фундаментами петербургских зданий не раз находили скелеты погибших тут от болезней, голода и холода рабочих людей. Петербург вырос великим упорным трудом крестьян и рабочих людей.

«Санкт» означает «святой». Точный перевод названия «Санкт-Петербург» — святого Петра город.

Постройка Петербурга была делом огромной важности: Россия получила морскую столицу, важнейший торговый порт. «Окно в Европу» было прорублено. Между тем Северная война продолжалась.

4. Полтавская битва (1709)

В 1707 г. фронт Северной войны передвинулся на Украину. Шведский король Карл XII разбил русского союзника — польского короля и заставил его заключить мир. Это затруднило положение России. Карл XII в это время вел тайные переговоры с украинским гетманом Мазепой. Мазепа изменил Петру и задумал отделить Украину от России. Карл XII двинулся на соединение с Мазепой.

В июне 1709 г. русскими войсками была одержана знаменитая победа под Полтавой. Тут встретились основные силы русских и шведских войск.

Перед Полтавской битвой русская армия была перевооружена новыми улучшенными ружьями с ударно-кремневыми замками и штыками. Она получила и передовую для своего времени артиллерию.

В апреле 1709 г. войска Карла XII осадили древний укрепленный город Полтаву, через которую вели дороги в глубину России. Гарнизон города героически выдержал осаду при поддержке всего населения и выиграл время.

К Полтаве успела подойти русская армия — 42 тысячи человек. Русское командование с Петром I во главе тщательно разработало план сражения. На поле боя построили земляные укрепления — редуты.

На передовые позиции сначала была брошена русская кавалерия, которая затем двинулась назад, на соединение с основными силами русской армии, и тем увлекла за собой вражеские войска (Карл XII ошибочно решил, что русские отступают).

Преследуя русские силы, противник был вынужден двигаться мимо редутов, под русским ружейным и артиллерийским огнем. Петр I, сверх этого, ударил по вражеским войскам с обоих флангов. Русские одержали блестящую победу. 

Почти всех шведских командиров взяли в плен. Карл XII и изменник Мазепа с жалкими остатками войск бежали с поля боя в Турцию.

5. Конец Северной войны, Объявление России империей 

Северная война закончилась в 1721г. Мир был заключен в Финляндском городке Ништадте.

По Ништадтскому мирному договору Россия получила земли Латвии и Эстонии, закрепила за собой все побережье Финского залива около Петербурга и часть Карелии. Россия приобрела удобные порты на берегу Балтийского моря — Ригу и Ревель.

Была достигнута давняя цель Русского государства — укрепление на берегах Балтийского моря. Россия стала морской державой.

Петр шумно отпраздновал Ништадтский мир в своей новой приморской столице «Питербурхе».

В апреле 1721 г. Петр принял титул императора всероссийского. Русское государство стало Всероссийской империей. Били барабаны и литавры, гремела пушечная и ружейная пальба. «Мы из небытия в бытие произведены и в общество политических народов присовокуплены»,- сказал Петру канцлер Головкин в своей торжественной речи. Это было важным шагом в укреплении Русского государства.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-do-xx-vek/169-obrazovanie-rossijskoj-imperii.html

Образование и грамотность в царской России начала ХХ века

Образование Российской империи

Человеческий капитал – основа устойчивости любой компании или государства. Об этом написано почти в каждой современной книге по экономике. При правильной мотивации и свободе действий люди готовы самостоятельно творчески трудиться. Такие творческие коллективы способны рекордными темпами увеличивать для всей страны технологический капитал (инновации) и символический капитал (деньги).

Чтобы страна развивалась равномерно во всех регионах, требовались квалифицированные кадры. При поддержке Николая II был разработан и введён ряд законопроектов, проведено несколько реформ и вложено свыше 500 млн. золотых рублей в развитие образования народа.

Что было сделано:

  • Свыше 130 000 школ было открыто к 1913 году.
  • В армии проводилось дополнительное обучение малограмотных солдат. За 17 лет доля грамотных призывников Российской Империи выросла с 40% до 73%.
  • К 1914 году было подготовлено 280 тыс. учителей.
  • Высшее образование в Российской Империи стоило в 20 раз дешевле, чем в США и Англии при том же уровне качества.

Одним из лживых мифов о царской России начала ХХ века остаётся миф о «тёмной крестьянской массе» и «почти поголовной неграмотности». Это не так.

Уровень грамотности очень быстро рос во всё время правления Николая II, и особенно быстро в 1906-1917 гг.

Об уровне грамотности молодых крестьян можно судить по данным призывников в армию, более 80% которых составляли крестьяне – уже к 1913 году более 70% призывников были грамотны. Но обо всём по порядку.

Грамотность по переписи населения 1897 года

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год [1], признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. [2]

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. К началу XX века Россия сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.

По экстраполяционым оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX и начала XX века грамотность сельского населения росла на 1,8% в год [3].

Грамотность в Российской империи в начале XX века

Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена [4], [5], однако из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена.

Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года) [6], [7] (с.146).

Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие [8]. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями [9].

БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев) [11], [12]:

Процент неграмотных призывников в России

Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).

Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать). [10] При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.

«В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек».

Из статьи С. Миронина

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг. достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году [13], [14] до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). [15]

По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко [16], написанной по результатам социологических исследований (конца XIX — начала XX вв.

) нескольких групп учёных Императорских научных обществ царской России, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду другихпричин [16] (c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли [16], особенно быстро после 1906 года. Средства на формирование фондов сельских библиотек, включая покупку книг и подписку на периодику, собирались со всех крестьян, включая неграмотных. [17]

Меры по развитию начального образования в России в начале XX века

Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.

Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году [18], и окончательно к 1910-1912. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе школ неуклонно уменьшалась).

Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». [9]

В 1896-1904 гг. издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ. [19] (с.128)

Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX-XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся, начиная с царствования Николая Первого, представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны). [9] (с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии и затем ввузы. [9] (с.119-120)

К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н.С. Волкова [20],доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.

Интенсивный рост школьного образования до 1917 года. Проект всеобщего начального образования

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи».

Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет лет [21]. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз.

«Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000».

Из статьи С. Миронина

Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ.

В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года) Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г.

Государственный совет законопроект отклонил [22], и, вопреки некоторым не опирающимся на факты предположениям [22], закон о всеобщем, обязательном и бесплатном начальном образовании в царской России принят не был.

Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут [22] :

«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».

Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию.

При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) былобесплатным.

[23]

«За 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 млн. рублей возросли до 161,2 млн. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70 млн р. в 1894 г. до 300 млн р. в 1913 г.

В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом».

Из статьи С. Миронина

Новый энциклопедический словарь 1916 года [24] (с.127) отмечает также:

«С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения».

Далее, в той же статье Нового энциклопедического словаря (стр.144):

«В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.»

— как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время Первой Мировой войны. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917года. [9]

В Российской империи… хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917 г. еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г. в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75%девочек) [9](с.708-709).

Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению — к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход.

На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года [25], был следующий:

губернии Московская и Петроградская 81-90%,

7 губерний 71-80%,

20 губерний 61-70%

Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914-1915 гг., а при таких темпах к 1924-1926 гг. полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всейРоссии [9].

Подготовка учителей

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей [26] . В педагогических вузах и семинариях Министерства народного просвещения (МНП) обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся [27] .

Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся [28] церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82,8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных) профессионально подготовленных учителей, то к 1914 — уже соответственно 96 и98,7%.

[29], [30]

Перспективы всеобщего школьного образования после 1917 года

Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России?

По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах Российской империи (всего в РИ было 441 уездных земств): «…осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство» [31] (с.146) (то есть более чем в 10% земств).

Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем, по состоянию на 1914 год «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет».

Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924году). [9]

Итог

Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет:

«Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же – около 40 000 студентов).

Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.).

Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии».

Из статьи С. Миронина

«Единая система образования, предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов, проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования, включавшую:

1) 3-4 летний цикл начального образования,

2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,

3) 4-летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),

4) высшие учебные заведения университетского или специального типа,

5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году.

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. …Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслейпромышленности». [9]

Борис Романов, писатель

Источники: https­://echo­.msk.­ru/blog­/fedor/­951266-echo, http://­www.­contrtv­.ru/­common/­2189

Новые факты на смену старой лжи:

Источник: https://xn----7sbbz2c8a3d.xn--p1ai/lc/150

Образование Российской Империи и ее основные черты (XVIII век)

Образование Российской империи

В 1721 году Россия становится империей в результате окончания Северной войны(со Шведами).

Отвоеваны северные земли и выход к морю. По договору 1721 побережье Балтийского моря отходило России. Петр 1 торжественно принимает на себя титул императора.

Петр понимал гос-во как организацию, которая должна служить высшему идеалу, а именно общественному благу.

Пётр I предпринял целый ряд реформ. Им была проведена реформа 1)государственного управления, 2)преобразования в армии, 3)был создан военный флот,4) была осуществлена реформа церковного управления 5)Появились новые подходы к образованию. Появилось множество новых учебных учреждений. 6) Были созданы новые типографии 7) Сформирована система абсолютной монархии.

В 1703 г. был основан Санкт-Петербург, а в 1712 г. он стал столицей государства вместо Москвы.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма.

Европеизация русской жизни коснулась только дворянства, жителей городов. Крестьяне продолжают жить патриархальной жизнью

Пытался привлечь в гос-венной деятельности одаренных людей. Новации просуществовали недолго. В эпоху дворцовых переворотов многое было забыто.

Эпоха дворцовых переворотов — поочерёдный захват власти в XVIII веке различными представителями династии Романовых в условиях отсутствия чётких правил наследования престола. В это время сменилось множество правителей и почти все из них были свергнуты в результате переворотов.

Екатерина Великая является лидером среди всех российских императоров по продолжительности жизни и сроку правления. Период её правления часто считают «золотым веком» Российской империи.

При ней Российская империя значительно расширилась за счёт победоносных войн с Турцией за выход к Чёрному морю и разделов Польши.

Дворяне получили крупные привилегии.

1785 –Екатерина 2 подписывает жалованную грамоту «о вольности дворянства», по которой дворяне освобождаются от налогов, телесных наказаний и получают права создавать свои организации ( дворяне в своем узком кругу сами решали свои вопросы ) .

К концу 18 в дворянство стало привилегированным сословием. Становится опорой российского самодержавия.

Продолжает сохраняться крепостное право, издаются указы, ухудшающие положение крестьян. Крепостное право становится основным тормозом для дальнейшего развития гос-ва.

Билет № 4

Социально-экономическое положение России в первой половине XIX века.

К середине XIX века территория российской империи достигла 18 млн. км2 , население — 74 млн. человек. В административном отношении страна делилась на 47 губерний и 5 областей в начале века, 69 губерний и областей в середине XIX века.

Сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в экономическом развитии страны, для которого были характерны экстенсивные формы хозяйствования. С 1802-1860 гг. площадь посевов увеличилась с 38 до 53 млн. десятин.

В целом по стране преобладали так называемые «серые» хлеба: рожь, овес, ячмень. С 40-х годов расширяются посевы картофеля, который из огородной культуры постепенно становиться полевой. Животноводство в основном сохраняло натуральный характер.

По данным ревизии 1833 года в России насчитывалось 127,1 тысяч дворянских семей, из которых владели крепостными 109.3 тыс.

В 1 половине XIX века началось социальное расслоение крестьянства – в крестьянской среде появились ростовщики, скупщики, торговцы и предприниматели.

Показателем проникновения капиталистических отношений в сельское хозяйство стала покупка и аренда земли крестьянам. С 1801 по 1858 гг. 269 тыс. государственных крестьян приобрели в собственность свыше 1,1 млн. десятин земли.

Помещичьим крестьянам восьми центрально-промышленных губерний было куплено на имя помещика до 240 тыс., а удельным – около 140 тыс. десятин.

Что касается развития промышленности, то 2/3 объема промышленного производства приходилось на мелкую промышленность, тесно связанную с крестьянскими промыслами. Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистических мануфактур и начинявшегося перерастания мануфактур в фабрики.

Увеличивается применение вольнонаемного труда на мануфактурах. Во 2-й трети XIXвека начинается переход от капиталистической мануфактуры к капиталистической фабрике. Источником вольнонаемной рабочей силы до отмены крепостного права были помещичьи и государственные крестьяне, вышедшие на оброк

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_78598_obrazovanie-rossiyskoy-imperii-i-ee-osnovnie-cherti-XVIII-vek.html

Всеобщее народное образование в Российской империи

Образование Российской империи

Отличительной чертой русских ученых является широта научных интересов и универсализм знаний, целостное восприятие картины мира, охват исследуемого предмета целиком и глубина проникновения в него, высокое качество проводимых исследований в сочетании с относительно скромными затратами на их проведение, самостоятельное изготовление оригинальных лабораторных приборов, активное участие в образовательном процессе.
 

Затрагивая тему об особенностях и достижениях русской научной школы, нельзя не сказать о вкладе системы народного образования в достижения Государства Российского в области науки и техники. Именно образованием, которое давала русская национальная школа, объясняются успехи русских ученых.

В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими, причем высокооплачиваемыми. Минимальная зарплата учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. в год (более 25000 долл. США по нынешнему курсу).

Рядовой профессор университета имел чин генерал-майора.Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник — не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого.

Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов — господами.

 Художник Морозов Александр Иванович» Сельская бесплатная школа 1865″

Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное безплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.

О качестве образования в России можно судить по высказываниям членов представительной немецкой комиссии, изучавшей в 1913 г.

в течение полугода ход аграрной реформы в России, которые оценили чиновников, занимающихся аграрной реформой, как высокообразованных, высококлассных специалистов европейского уровня (каких мало в Европе), прекрасно знающих свое дело.

Основной вывод комиссии был таков, что если аграрная реформа будет продолжена, то через 10 лет Россия будет недосягаема и непобедима с экономической и военной точек зрения!

                                      Фото двух учениц (современная обработка). 1910-ые годы. Первоначальное обучение было бесплатным по закону с самого начала правления Государя Николая II, а с 1908 г. оно становилось обязательным.  На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.  Это и был т.н. «всеобуч», который должен был состояться к 1920-ым годам. Тетрадь по чистописанию начального класса, 

                                    Школьный дореволюционный дневник. 1915-1916 г.г.

                 Похвальный лист ученицы земской школы Екатерины Ивановой. 1905 год. Первоначальное обучение было обязательным. Книга «В помощь семье и школе», издания Педагогической Академии » Воспитание в семье и школе» , Москва, 1911 год.  Из главы «Детский сад и основы его организации». Из журнала «Зодчий», №8, февраль 1911 года. На IV съезде Русских Зодчих. Из докладов Л.П. Шишко, Н.П. Козлова. 1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге. С декабря 1913 года и по январь 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, куда съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования и принятый план ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО обучения. Предлагаем к прочтению часть статьи, размещенной в популярном русском еженедельном иллюстрированном журнале литературы, политики и современной жизни «Нива», №3, от 18 января 1914 года. Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге, в котором состоялось открытие 1-го Всероссийского Съезда по народному образованию.  Заседание в Народном доме. 1913-1914 г.г. Члены 1-го Всероссийского Съезда по народному образованию у Казанского собора, после молебствия. № 22 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ, ГОД 1911-Й. При Ольгинском Пятницком 3-ем городском начальном училище, в Москве, открыта выставка ученических работ по рисованию, лепке, ручному труду и рукоделию. Вышитый разноцветной шерстью ковер. Детская иллюстрация к рассказу. Работы из дерева с резьбой и выжиганием.   Всероссийская Гигиеническая выставка, открывшаяся 7 июня 1913 года в Петербурге, в Малом Петровском парке. Из журнала «Нива»  № 30, 1913 год.  Часть статьи о физической культуре, формировании здорового образа жизни  среди учащейся молодежи:
 
Книга «В помощь семье и школе», издания Педагогической Академии » Воспитание в семье и школе» , Москва, 1911 год.  Из главы «Детский театр». Крестьянские дети — ученики Рыбацкого Высшего Начального Училища   1913-1914 гг.  Село Рыбацкое. Крестьянские дети —  Ученики Земского Начального училища села Рыбацкое. 1913-1914 гг. Крестьянские дети села Рыбацкое — ученики церковно-приходской школы, окружившие священника Николая Кулигина.  В 1907 году сход крестьян села Рыбацкого постановил построить новое большое школьное здание, для чего было выделено 70000 рублей из общественных средств. Инициатива крестьян нашла горячий отклик в Министерстве Народного Просвещения, выделившим недостающие для постройки 40000 рублей. Проект школы был разработан известным в то время архитектором Л. П. Шишко и представлял 3-4 этажное (из-за наклона грунта в районе постройки) кирпичное здание, которое было построено из лучшего кирпича, вырабатываемого находившимися по соседству кирпичными заводами. Строительство школы было завершено в 1909 году. Село Середа Нерехтского уезда, Костромской губернии.  В 2-х классном училище при ф-ке Т-ва Мануфактур Бр. Г. и А. Горбуновых.  1913 год.   Школа при ф-ке Т-ва Мануфактур Бр. Г. и А. Горбуновых.
  К 1892 г. на фабрике было 1650 механических станов, работали 2900 рабочих, ее годовой оборот составлял около 4 млрд. руб. Товарищество в обязательном порядке страховало рабочих, строились больницы, школы, ясли. Еженедельная общественно-педагогическая  газета «Школа и Жизнь», № 25, 18 июня 1912 года. «Газетка для детей и юношества» №15, 12 февраля 1915 года. Объявления в «Газетке для детей и юношества»: Подписка на еженедельный профессиональный и общественно-педагогический журнал «Народный учитель» Журнал «Светлячок» для младшего возраста. Обложка юбилейного журнала, №10, Октябрь, 1911 год.  До 1917 г.  В России издавалось около трехсот детских и юношеских журналов, в основном в обеих столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Вот названия некоторых изданий:

«Друг детей» 

«Детский музеум»«Собеседник»«Отдых»,«Крошка».«Детский сад»«Игрушечка»,«Подарок детям»«Малютка»,«Дело и потеха»«Тропинка»,«Золотое детство»«Подснежник»«Солнышко»

«Зорьки»

  Еженедельная общественно-педагогическая  газета «Школа и Жизнь», № 25, 18 июня 1912 года. Дом отдыха для учителей городских народных школ в Санкт-Петербурге. Из журнала «Зодчий» № 35, 1912 года.  Из всех статей бюджета , расходы земств на народное образование стояли на втором месте после расходов на медицинское обеспечение народа (самая высокая статья бюджета) и к 1910 году выросли в течении 15 лет на 356,7 %.   В 1910 году на народное образование было ассигновано 24% всех земских расходов. На медицинскую часть даже 28,4 % общеземского расходного бюджета. «Доходы и Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год». Разработано в Статистическом Отделении Департамента Окладных сборов. Санкт-Петербург. 1912 год. 

Некоторые графы расходов:

 «Доходы и Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год». Разработано в Статистическом Отделении Департамента Окладных сборов. Санкт-Петербург. 1912 год. Некоторые графы расходов. Учебно-промышленная выставка «Устройство и оборудование школы». Журнал «Зодчий» № 24, 1912 год. С 3 мая по 15 июля 1912 года в Санкт-Петербурге проходила Международная учебно-промышленная выставка «Устройство и оборудование школы».  Выставка, принятая под покровительство Великого Князя Александра Михайловича, имела следующие отделы: школьное строительство; обстановка школы и ее гигиена; наглядные учебные пособия; оборудование ремесленных и профессиональных школ, мастерских и классов; оборудование сельскохозяйственных и землемерных школ и курсов; гимнастические аппараты и предметы школьного спорта. В смотре приняли участие 91 школа, 10 казенных учреждений, 31 общественная организация, 119 русских компаний, 30 иностранных фирм, 5 отдельных лиц и 8 периодических органов печати. Подготовкой смотра занимались 525 человек: педагоги, общественные деятели, промышленники.   Характерно, что выставка продолжала обогащаться новыми павильонами и экспонатами и после церемонии открытия. Так, был сооружен отдельный павильон, посвященный всевозможным видам спорта. Помимо демонстрации гимнастических приборов, в нем устроили уникальную «спортивную лабораторию», где проводили опыты, связанные с достижениями в спорте. Не меньший интерес представляла астрономическая обсерватория с самыми лучшими астрономическими приборами.   Выставка с точно таким же названием «Устройство и оборудование школы» проходила в Москве с 20 по 31 марта того же года, за месяц до петербургской. Устроитель – Московское отделение Императорского Русского технического общества. Из журнала «Зодчий» № 4, 1912 года. В царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. Менее чем за 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 мил. рублей возросли до 161,2 мил. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70.000.000 р. в 1894 г. до 300.000.000 р. в 1913 г. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них (помимо церковно-приходских школ). В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. Штамп дореволюционной Народной бесплатной читальни-библиотеки деревни Середнево Георгиевской Волости Рыбинского Уезда Ярославской Губернии, переименованной большевиками 29 января 1919 года в Ленино-Володарскую Волость. ( Прим.: Володарский, настоящие имя и фамилия — Моисей Маркович Гольдштейн, 1891-1918. )  Эта бесплатная читальня находилась даже в деревне, где не было церкви. Село в России до революции 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь.
 Для взрослых открывались воскресные вечерние школы.
Из журнала «Зодчий» № 8, 1911 года. 

Лишь некоторые объявления об открытии новых школ: 

Из журнала «Зодчий» № 34, 1913 года. Из журнала «Зодчий» № 46, 1912 года. Из журнала «Зодчий» № 48, 1912 года.  Из журнала «Зодчий» № 49, 1912 года.
Из журнала «Зодчий» № 52, 1912 года.
Севастополь. Из журнала «Зодчий» № 52, 1912 года.
Из журнала «Зодчий» № 52, 1912 года.
Из журнала «Зодчий» № 3, 1913 года.
Из журнала «Зодчий» № 6, 1913 года. Из журнала «Нива» № 4, 1914 года. Из статьи, посвященной юбилею 50-летия существования русского земского управления.
  «Народный календарь», 1914 год. Народный дом являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением.    Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа.   Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году. Харьков. Народный Дом. Дореволюционная открытка  Народный Дом. Благовещенск. Фото 1900-ых годов.          Народный дом. Кострома. Дореволюционное фото. Из Журнала «Нива», № 10,  1906 год. Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге.  По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Российская империя занимала первое место в Европе, если не во всём мире. (Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах, 1958 г.) Первый в Европе женский медицинский институт в Петербурге, открытие которого состоялось 14 (26) сентября 1897 года. Из журнала «Нива» № 41, 1897 г. Из журнала «Нива» № 41, 1897 г. XII съезд естествоиспытателей и врачей в Москве. С 28-го января 1909 года по 6-го января 1910 года. «Всеобщий Двухнедельник» №1, 1910 года. Выпуск физико-математического факультета Московских высших 
женских курсов. 1913 год.                        
Журнал «Природа и люди» № 29, 1914 года. Часть статьи.
*** «Лепка в семье и школе». Пособие для воспитателей и преподавателей. Иллюстрировано снимками с ученических работ (73 рисунка). Художник К. Лепилов. 2-е дополненное издание автора. Петроград, 1916 год. «Современное рисование в народной школе». Векослав Кощевич. Опыт практического руководства к ведению так называемого «свободного» рисования в народных школах и вообще начальных школах. С рисунками в тексте. С.-Петербург 1911 год.  «Как рисовать кистью» 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  К. Вальтер. Библиотека для детей И. Горбунова-Посадова. Москва 1911 год.  «Начальный курс рисования». Пособие для самостоятельных занятий детей в школе и дома. Выпуск III-й. Вертер В. и Тихомиров. 4-е издание. Издание К. Зихмана, Рига 1912 год.»Новый путь обучения устному и письменному выражению мыслей». Пособие для народных школ, семьи, детских садов и младших классов средних учебных заведений.  Ф.П. Борисов и Н.И. Лавров. Книгоиздательство К.Тихомирова, Москва 1911 год.

https://kramola-books.ru УНИКАЛЬНЫЕ КНИГИ В ЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ или В ПОДАРОК

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/vseobshchee-narodnoe-obrazovanie-v-rossiyskoy-imperii

Имперское, советское и российское образование — в чём разница?

Образование Российской империи

Предлагаю ознакомиться с выдержками из великолепного комплексного исследования, посвященного образованию в Российской Империи (Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ РАН, 2009).

На мой взгляд, крайне интересно, и здорово выветривает из головы устоявшиеся мифы об «отсталой и неграмотной» России.

Доступность образования

Россия на протяжении всего императорского периода имела одну из наиболее «прогрессивных», в смысле доступности для представителей низших сословий систем образования.В 1727 году в «цифирных школах» состояло 45% детей из духовного звания, 20% солдатских детей, 18% приказных, 4,5% посадских и только 2,5% — боярских и дворянских детей.

Большинство учеников «главных училищ» при Екатерине II также были детьми купцов, мещан и солдат [Брокгауз и Эфрон, 1899].

«До 1848 года устройство наших университетов было чисто демократическое. Двери их были открыты всякому, кто мог выдержать экзамен и не был ни крепостным, ни крестьянином, не уволенным своей общиной» [Герцен 1956, 107].

Уже после реформ Александра II система среднего и высшего образования в России отличалась большей доступностью для представителей низших сословий, например, чем соответствующая система в Германии, где антидемократическая тенденция — значительное преобладание выходцев из высших слоев общества в университетском образовании сохранялась вплоть до Веймарской республики.В России же между 1900 и 1916 годом, фактически, была создана единая непрерывная система образования (окончательно сформированная в ходе реформ графа П.Н.Игнатьева в 1915 – 1916 гг.).Заметим при этом, что «единая средняя школа» не сложилась в Германии, Франции и Англии даже в 60-е годы ХХ века, когда резкое разделение, например, гимназического и профессионально-технического образования по-прежнему сохранялось. Во Франции качественное образование также оставалось «социально эксклюзивным» вплоть до Второй мировой войны.Если в начале XVII века около половины студентов Оксфорда были «плебеями», то в двадцатые-тридцатые годы XIX столетия в Оксфорде и Кембридже учились исключительно представители «высшего» и «высшего среднего класса».

Поэтому высказывание Герцена о том, что английские университеты, в отличие от русских, «существуют исключительно для аристократии и богатых», не являлось преувеличением.

Всеобщее образование

В России законопроекты о введении всеобщего обучения появлялись с начала царствования Александра II (они разрабатывались Особым комитетом, созданным по Высочайшему повелению 28 июля 1861 года).

Однако вскоре было осознано, что введение обязательного обучения, возможно только после обеспечения общедоступности школ на всем пространстве Империи, что являлось чрезвычайно сложной задачей.

Большинство положений о всеобщем обучении получили силу закона 3 мая 1908 года.

Ставилась задача обеспечения доступности школ для всех детей с радиусом 3 версты. Именно эта проблема (обеспечения физической доступности школ и наличия на местах квалифицированных специалистов), учитывая протяженность страны, была самой трудной.

Но после 1897 года она успешно решалась главным образом за счет сотрудничества Министерства народного просвещения и земств. В результате к 1917 году в стране были построены «школьные сети», до сих пор составляющие основу образовательной системы России и других государств, входивших в Российскую империю.

К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств полностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осуществлению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана, а 30% от 5 до 10 лет [Начальное народное образование 1916, 146].

В СССР всеобщее обязательное обучение (четырехлетнее) было введено только 14 августа 1930 года Постановлением ЦИК И СНК Союза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении».

Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80 % — больше, чем, например, в итальянской армии.
По данным Военно-статистического ежегодника за 1912 год среди рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось 302 тысячи «малограмотных» («неграмотные» не числились).

К 1916 году в Российской империи было около 140 тысяч школ разных типов. Всего в Российской Федерации сейчас 135,5 тысяч образовательных учреждений всех типов и форм собственности (то есть не только общеобразовательных, но и профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Таким образом Российская империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность, управляемость и т.д.

) превосходила не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию.

Гимназическое образование

Российская система образования гимназического и высшего уровня при Николае II была более «прогрессивной», чем в современных ей системах ведущих стран Европы, в частности в Англии, Франции и Германии.

Так в 1936 году во французских государственных учебных заведениях «гимназического» (точнее «лицейского») уровня, дававших право поступления в высшие учебные заведения, училось всего 1,7% детей крестьян, 4,3% детей ремесленников и 2,7% детей рабочих. То есть социальные страты, составлявшие более 70% населения Франции получили менее 10% мест в полных средних учебных заведениях.

В Германии в 1911 году дети родителей имевших «не академические профессии» в сфере сельского хозяйства, коммерции и промышленности и не состоявшие на государственной, военной службе и не имевшие инженерно-технических специальностей, составляли только 8% учащихся гимназий и 11% учащихся всех учебных заведений гимназического уровня [Ringer 1979, 280-330].

Таким образом, низшие слои населения (70-90% от общего числа населения) в Германии и Франции имели в два-три раза более низкий показатель индекса образовательных возможностей, чем российские крестьяне накануне Первой мировой войны.

Российская система гимназического образования развивалась значительно быстрее, чем в странах Европы.

Так с 30-х годов XIX века до 10-х годов ХХ века, французская система среднего образования выросла в 2,5 раза, а российская более, чем в 20 раз.

(При этом, однако, надо учитывать, что за тот же период население Российской империи выросло примерно в 3 раза, а французское увеличилось только на треть).

В российских гимназиях уже в начале двадцатого века училось больше девочек, чем мальчиков, тогда как в большинстве европейских государств женское полное среднее образование сильно отставало от мужского вплоть до 60-х годов ХХ века (впервые десятилетия в ведущих европейских странах девушки составляли не более 20% учащихся). Накануне революции 1917 года система гимназического и высшего образования для женщин в Российской империи была гораздо более развита, чем в Германии, Франции и Англии, несколько уступая лишь США. Это вполне опровергает до сих пор распространенный миф о «забитости женщин в царской России». Часто повторяемый аргумент, что «Софья Ковалевская не имела возможности получить полноценное высшее образование в России, поэтому поехала в Европу», на самом деле должен интерпретироваться иначе: в России был избыток женщин получивших высококачественное среднее образование. Российские женские гимназии готовили значительно большее число выпускниц, чем аналогичные учебные заведения в Европе. Именно это вело к тому, что значительная часть слушательниц европейских университетов, где разрешалось совместное обучение, были русскими подданными. Например, в Швейцарских высших учебных заведениях в некоторые годы в середине XIX века училось больше русских, чем швейцарских женщин.

Начиная с 60-ых годов XIX века, в России развивалась самостоятельная система женских высших учебных заведений, которая в начале ХХ века также стала более развитой, чем в других европейских странах.

Обращает на себя внимание, что «индекс образовательных возможностей» иудеев в Российской Империи был в 3-4 раза выше, чем у православных.

Так, в мужских гимназиях Министерства народного просвещения в 1913/14 учебном году училось 9,1% иудеев, а в женских гимназиях Министерства народного просвещения 13,1% девушек иудейского вероисповедания притом, что евреи составляли не более 4% населения Российской Империи.

Заметно выше, чем у православных был и «индекс образовательных возможностей» у протестантов и армян, у мальчиков-католиков он примерно такой же, как у православных (у девочек — в три раза ниже), а у магометан — более чем в десять раз ниже.

Высшее образование

Аналогично с гимназическим образованием, развивалась система российского высшего образования. На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов.

В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях — 12,2 тысячи, в специальных академиях — 3,9 тысяч.

На всех «факультетах» Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах.

В университетах Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20 тысяч человек, в учительских колледжах (training colleges в Англии и Уэльсе и colleges of education в Шотландии) — 5 тысяч [Ringer 1979]27.

Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран. При этом российская система высшего образования развивалась значительно быстрее. Между 1906 и 1914 годом имел место беспрецедентный рост системы высшего образования. В итоге к началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относительных масштабах (в отношении к численности населения).

Количество студентов высших учебных заведений на каждые 10000 жителей:

1899-1903 гг.
Россия —3,5 Англия — 6 Германия — 8  Франция — 9

1911-1914 гг.
Россия — 8   Англия — 8 Германия — 11 Франция — 12

Накануне Первой мировой войны в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без медицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше.

Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов такого рода.

Уровень их подготовки был примерно такой же, как у европейских коллег, свидетельством этого является, между прочим, успешная карьера многих русских инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические школы Западной Европе и Америке (достаточно упомянуть И.И.Сикорского, С.П.Тимошенко, В.К.Зворыкина, В.Н.Ипатьева, А.Е.Чичибабина).

В институциональном отношении российские учреждения этого типа в этот период развивались быстрее немецких. Таким образом, вопреки широко распространенным представлениям можно сделать вывод, что Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию.

Этот вывод может показаться неожиданным. Но именно он объясняет, во-первых, почему в годы Первой мировой войны «Россия…

в смысле увеличения выпуска имела самую успешную военную экономику» или, по крайней мере «русские достигли сравнимых с германскими, британскими и французскими чудес в производстве» [Мак-Нил 2008, 380; Ливен 2007, 451, 671; Ferguson 1998, 263].

Это же обстоятельство объясняет тот факт, что Советский Союз, несмотря на чудовищные потери в послереволюционный период, когда погибло или эмигрировало из страны около трех четвертей российских ученых и инженеров, оставался одним из лидеров мирового промышленного и научно-технического развития.

То, что потери были настолько велики, показывают специальные исследования по отраслям. Например, известные исследователи истории российской авиации В.Р.Михеев и Г.И.Катышев в своем капитальном исследовании о И.И.

Сикорском проанализировали биографии 75 ведущих российских специалистов работавших до 1917 года вместе с создателем «Ильи Муромца» в том числе на авиационном предприятии компании РБВЗ. Из них только один погиб до 1917 года, 25 погибли между 1917 и 1924 годом. 32 эмигрировало. Причем среди эмигрантов — не только сам И.И.

Сикорский и сотрудники его фирмы, но и такие выдающиеся специалисты как С.П.Тимошенко, Г.А.Ботезат, А.А.Лебедев, Л.В.Базилевич в течении многих десятилетий являвшиеся «золотым фондом» науки и техники Франции и США.

По свидетельству современников, к началу 1930-х годов «русские летчики и инженеры в Америке сумели зарекомендовать себя так хорошо, что при образовании новых предприятий лица, их финансировавшие, ставили условием, чтобы половина инженеров — были русские» [Михеев 2003].

Только 17 специалистов из 75 остались работать в СССР, причем 8 из 17, включая выдающегося конструктора истребителей Н.Н.Поликарпова, были репрессированы.

Аналогичные результаты дает выборочный просмотр биографий ведущих специалистов в других отраслях: между 1917 и 1925 годами Россия потеряла в разных секторах «высокотехнологичной» промышленности от 70 до 90 процентов наиболее квалифицированных кадров.

Финансирование образования

В 1914 году, по оценке Питирима Сорокина, общие расходы всех государственных ведомств на образование составляли почти 300 миллионов золотых рублей (в том числе 161 миллион по ведомству Министерства народного просвещения), расходы земств и городов по «образовательным» статьям в том же году составляли около 360 миллионов рублей.

То есть «консолидированный бюджет» казначейства, земств и городов составлял до 660 миллионов золотых рублей. Один золотой рубль 1914 года по покупательной способности можно оценить примерно в 1000 рублей при уровне цен 2008 года.

Таким образом консолидированный бюджет образования в Российской империи 1914 года при пересчете по паритету цен был сопоставим с консолидированным бюджетом образования в Российской Федерации в президентство В.В.Путина (при сопоставимой численности населения страны).

По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным.

Хотя по мере выправления ситуации в советской экономике бюджетные ассигнования на образование в относительных и абсолютных цифрах росли. По оценке Андрея Илларионова, доля всех расходов на образование в консолидированном бюджете СССР в последние десятилетия составляла 9-10% (вместе с расходами на науку — около 12%).

Доли в 8–9% от имперского бюджета и в 15–17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации. (Для сравнения в 2000 году расходы на образование по всем ведомствам составляли 4,09%, а в 2004 – 4,43%, в 2008 – 4,7% федерального бюджета. Расходы на образование в консолидированных бюджетах Российской Федерации составляли 11-13%).

Оплата труда преподавателей

Согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года) в год.

Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей.

Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6000 рублей в год.

Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв.м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600-700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв.

м – около 3000-4000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15-60 копеек за килограмм, картошка 1-2 копейки за килограмм, лошадь — 70-80 рублей, корова дойная 50-60 рублей.
То есть даже оклады скромных преподавателей школ и простых научных работников, не говоря уж об окладах профессоров и академиков, были весьма высоки и позволяли обеспечить достойный стандарт жизни.

Принципы образования

Основные принципы образовательной реформы, намеченные в тот период явно сформулированы в официальных документах. Например, в циркуляре министра Н.П.Боголепова от 8 июля 1899 года и в двух рескриптах Николая II, подписанных Царем в 1901 и 1902 года. К числу этих принципов относятся:

1) Необходимость реформы: «коренного пересмотра и исправления» учебного строя.2) Преодоление отчужденности школы от семьи и преодоление ее бюрократического характера.2) Целостность образования, как не только умственного, но и нравственного.

3) Усиление физического воспитания и исправление вредного для здоровья учащихся характера занятий в школах (в частности, устранение «перегрузок»).4) Всесторонний пересмотр основных типов, сложившихся в России школ (классического и реального направления) и, возможно, создание нового типа среднего образования.

5) Умножение разного рода профессиональных учебных заведений (начальных, средних, высших), широкое развитие технического образования и преодоление разрыва между системой общего и профессионального образования.6) Национальный характер образования.7) Индивидуализация обучения, адаптация к возрасту, социальным и индивидуальным особенностям учащихся.

8) Законченность (или «самодовлеющий» характер) каждой ступени образования. То есть школа, например, должна не только и не столько готовить к высшему образованию, но и давать законченное образование позволяющее каждому найти его путь в жизни.Отдельно разрабатывалась общегосударственная программа введения всеобщего начального обучения.

Эти принципы достаточно последовательно проводились в жизнь на протяжении всего царствования Николая II и оставались неизменными с 1899 по 1917 год.

После 1917 года подход был радикально изменен. Имело место не «развитие» или «улучшение», а полный слом парадигмы. Осуществление революционных требований по созданию «единой школы» в 20-е годы не просто ликвидировало «социальное неравенство», одновременно с этим оно фактически ликвидировало и само «продвинутое» образование как таковое.

Сопоставление сроков обучения, учебных программ и самое главное качества обучения в дореволюционных и послереволюционных школах показывает, что советская «средняя» школа, например, являлась преемником не гимназий и других учебных заведений гимназического уровня (общий срок обучения в которых с момента поступления в начальную школу составлял 11-12 лет), а «высших начальных» учебных заведений со сроком обучения (включая начальную школу) 7-9 лет.

И дело не только в длительности обучения. Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам(языки, историко-филологические, философские дисциплины, право), которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов.

Гимназический уровень по освоению математики и естественнонаучных дисциплин в СССР достигался только в единичных физико-математических спецшколах.

Еще более существенно, что советская школа не давала той полноты и целостности образования, которая представляла гимназия через изучение математических, историко-филологических и философско-богословских наук формировавшая основополагающие интеллектуальные и эстетические способности и целостное отношение к культуре и миру.

Между 1918 и 1922 годами имело место также фактическое упразднение старой высшей школы, которое осуществлялось не только «чистками» профессуры и установлением идеологической монополии, но и полным упразднением экзаменов, приемом всех желающих начиная с 16 лет и другими мерами, введенными начиная с декрета Совнаркома РСФСР 2 августа 1918 «О правилах приема в высшие учебные заведения», подписанного В.И.Ульяновым (Лениным) и М.Н.Покровским. Образовавшийся в результате упразднения гимназий разрыв между вузами и школой попытались сначала заполнить системой рабфаков.
После частичной «реставрации» более традиционной системы в начале 30-х годов целый ряд мероприятий, прежде всего усиление преподавания математики, химии, физики и русского языка в старших классах были направлены именно на то, чтобы «залатать» этот разрыв. Он тем не менее был преодолен лишь частично. Существенной чертой нового поколения советских ученых была именно ущербность их общего образования. Именно это стало одной из причин острого конфликта «старого» и «нового» поколений ученых, приведшего к арестам и вынужденной эмиграции многих выдающихся профессионалов (не только в области гуманитарных, но и естественных наук). Например, споры между «старым» и «новым» поколением химиков в 1929 году велись вокруг вопроса о большей или меньшей специализации подготовки. Но вполне очевидно, что именно слабость «общего» образования молодых специалистов заставляла известных ученых «старорежимного закала» ставить вопрос о нецелесообразности излишней специализации. И хотя многие из «спецов» серьезно пострадали, но власть по сути признала их правоту начав полную реорганизацию учебного дела с упором на преподавание общенаучных дисциплин.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a1ff6ee780019a8ecf5a784/5da55813aad43600adaf822b

Refy-free
Добавить комментарий