Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

Контрольная работа: Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

Краткаябиография князяОлега

Рассказо Вещем Олегев летописиНестора «Повестьвременных лет»

Образкнязя Олегав стихотворенииА.С.Пушкина«Песнь о ВещемОлеге»

Списоклитературы

Краткаябиография князяОлега

Князь Олег(? — 912)

Первый киевскийкнязь из родаРюриковичей.Летопись говорит,что Рюрик, умирая,передал властьродственникусвоему, Олегу,так как сынРюрика, Игорьбыл в то времяочень мал. Тригода Олег княжилв Новгороде,а затем, набраввойско из варягови подвластныхему племенчуди, ильменскихславян, мери,веси, кривичей,двинулся наюг.

Олег хитростьюзавладел Киевом,умертвив княжившихтам Аскольдаи Дира, и сделалего своей столицей,сказав: «Этобудет матьгородов русских».

Объединивславянскиеплемена севераи юга, Олег создалмощное государство- Киевскую Русь.Со смертьюОлега связанов летописиизвестноесказание, послужившеемотивом длястихотворенияА.С. Пушкина»Песнь о вещемОлеге».

По счетулетописца, Олегкняжил 33 года,с 879 (год смертиРюрика) по 912.

Рассказ оВещем Олегев летописиНестора «Повестьвременных лет»

О Вещем Олеге- древнерусскомкнязе, жившемв IХ-Х веках,сообщают древниелетописи, егоимя упоминаетсяв историческихдокументах,но большинствосведений о егожизни и деятельностидошли до насв виде народныхсказаний, вкоторых реальныесобытия теснопереплелисьс легендарными.

Во многомлегендарныйхарактер имеети рассказ оВещем Олегев летописномсводе Нестора»Повесть временныхлет». «Повестьвременных лет»- наиболее раннийиз дошедшихдо нас летописныхсводов. Относитсяк началу XII веку.

Свод этот известенв составе рядалетописныхсборников,сохранившихсяв списках, изкоторых лучшимии наиболеестарыми являютсяЛаврентьевский1377 г. и Ипатьевский20-х годов ХV в.

Летопись вобралав себя в большомколичествематериалысказаний, повестей,легенд, устныепоэтическиепредания оразличныхисторическихлицах и событиях.

Нестор называетОлега родичемновгородскогокнязя Рюрика.Но из другихисточниковизвестно, чтоОлег не имелродственныхсвязей с князем,а был его воеводойи достиг высокогоположения лишьблагодаря своимличным достоинствам.

Онобладал выдающимсяталантом полководца,а его мудростьи предусмотрительностьбыли стольвелики, чтоказалисьсверхъестественными.Современникипрозвали ОлегаВещим. Удачливыйкнязь-воинпрозван «вещим»,т.е.

волшебником(правда, приэтом летописец-христианинне преминулподчеркнуть,что прозвищедали Олегуязычники, «людиепогани и невеголоси»),но и ему не удаетсяуйти от своейсудьбы. Под 912г. летописьпомещает поэтическоепредание, связанное,очевидно, «смогилой Ольговой»,которая «есть…и до сего дни».

Это преданиеимеет законченныйсюжет, которыйраскрываетсяв лаконичномдраматическомповествовании.В нём ярко выраженамысль о силесудьбы, избежатькоторой никтоиз смертных,и даже «вещий»князь, не в силах.

Возможно,что народнаяпамять о ВещемОлеге отразиласьв образе былинногокнязя-кудесникаВольги: ПохотелосяВольге многомудрости: Щукой-рыбоюходить ему вглубоких морях,Птицей-соколомлетать подоболока, Серымволком рыскатьв чистых полях.

В 879 году скончалсяРюрик. Умирая,он завещалкняжение Олегуи оставил наего попечениесвоего малолетнегосына Игоря.

Три годаправил Олегв Новгороде,а затем, собравсильную дружинуи взяв с собойИгоря, отправилсяпокорять новыеземли.

В то времяобширные пространстваРусской землибыли заселенымногочисленнымиплеменами.Летопись называетболее десятиславянскихплемен: вятичей,кривичей, полян,северян, радимичейи другие. С нимисоседствовалиплемена угро-финские:чудь, весь, меря,мурома.

Русьне имела четкихграниц и незнала единыхзаконов. Киевскийкнязь осуществлялсвою властьтолько в несколькихузловых пунктах,контролировавшихторговые пути.Он также собиралдань с подчиненныхславянскихи неславянскихплемен.

Уплатаэтой дани, атакже сам фактпризнанияверховнойвласти Киевасоставлялив то время всесуществогосударственнойвласти.

Собраннуюдань (преждевсего пушнину)необходимобыло реализоватьв соседнихстранах — Халифатеи Византии.Русь получалаот этой торговлинемалую прибыльи была кровнозаинтересованав ее развитии.

Ежегодныйнаплыв в столицутысяч купцов-варваровимел для византийцевмного неудобств.Отсюда исходиложелание ограничитьи стеснитьрусскую торговлю.

Для Руси торговлябыла деломгосударственным,поэтому и ответна действиявизантийскихвластей былдан на государственномуровне.

Олег со своимвойском двинулсяс севера на югводным путем.Плыли по Ильмень-озеру,затем по Ловати-рекеи ЗападнойДвине, а потом,волоком перетащивладьи, по Днепру.

По пути Олегзавоевал кривичскийгород Смоленски северянскийЛюбеч, оставивтам своих воевод.

Наконец,прибыл Олегв богатые иплодородныеземли полян- и увидел навысоком берегуДнепра большой,красивый город.Назывался тотгород — Киев.В Киеве княжилидва князя — Аскольди Дир. Оба онибыли выходцамииз Новгородаи когда-то, каки Олег, служиликнязю Рюрику.

Решил Олегзахватить Киев,но, видя, чтогород хорошоукреплен, применилне силу, а хитрость.

Он оставилбольшую частьсвоего войскапозади, а сам,с юным Игореми малой дружиной,на одной ладьеподошел подсамые киевскиестены и отправилк Аскольду иДиру посланца:»Мы-де варяжскиекупцы, веземмного хорошихтоваров. Пустьпридут киевскиекнязья посмотреть- может, чегокупят».

Аскольд иДир поверили,что в Киев прибылмирный купеческийкараван, и вышлина берег безвсякой охраны.

Олег приказалбывшим с нимвоинам до порыдо временизалечь на дноладьи. Когдакиевские князьяподошли близко,он поднялсяим навстречуи сказал: «Выне княжескогорода, а я — князь,и со мною Игорь,сын Рюрика.Мне, а не вамнадлежит здеськняжить!» Онподал знаксвоим воинам- и те мечамивмиг зарубилиАскольда иДира.

Карамзин,очень высокооценивая деятельностьОлега, этот егопоступокбезоговорочноосуждал: «Общееварварствосих времен неизвиняет убийстважестокого иковарного».

Олег победителемвступил в городи повелел: «Дабудет Киевматерью городамрусским!» Утвердившисьна Киевскомпрестоле, онпродолжил делозавоеваниясоседних земельи покорениянаселяющихих племен. Олегподчинил себедревлян, северян,радимичей иналожил на нихдань. Под еговластью оказаласьогромная территория,на которой оносновал множествогородов. Такобразовалосьвеликое Киевскоекняжество -Киевская Русь.

Когда Игорьстал взрослым,Олег выбралему жену — Ольгу(по некоторымданным, онабыла дочерьюсамого Олега),но княжестване уступил.

«В год 6415 (тоесть в 907 по современномуисчислению),- пишет летописец,- пошел Олег нагреков, оставивИгоря в Киеве».

Снарядивдве тысячикораблей исобрав огромноеконное войско,Олег выступилв поход. Кораблиплыли по Днепру,направляяськ Черному морю(его называлитогда Понтийским,или Русским),а конная ратьшла берегом.

Достигнувморя, конницатоже взошлана корабли, иОлегово войскоустремилоськ Царьграду.

«И пришелОлег к Царьграду(Константинополю)».Вот показаласьстолица Византии- ее белые крепостныестены, золотыекупола храмов.

Византийскийимператор ЛевПремудрый,увидев кораблис несметнымвойском, приказалспешно заперетьгавань. Череззалив протянуликрепкие железныецепи, преградившиепуть кораблямОлега.

ПришлосьОлегу свернутьв сторону ивысадитьсяна берег поодальот города.

Олеговы воиныразорили царьградскиепредместья,пожгли домаи храмы, поубивалимирных жителейи побросалив море. Летописец,оправдываяжестокостьвоинов Олега,поясняет: «Такобычно поступаютна войне».

Но самогоЦарьграда Олегвзять не мог- цепи надежнозащищали городот вторженияс моря. Тогдаон приказалсвоим воинамизготовитьколеса, поставитьна них вытащенныена берег кораблии поднять паруса.

Подул попутныйветер — и кораблипонеслись кгороду по суше,как по морю.

«Греки же,увидав это,испугалисьи сказали черезпослов Олегу:»Не губи города,дадим тебедани, какойзахочешь»».

Завершиввойну выгодныммиром, Олег сославой возвратилсяв Киев. Походэтот создалему огромнуюпопулярностьв глазах нетолько Руси,но и славян,которые прозвалисвоего князяВещим. Современныйисторик, однако,должен с большойосторожностьюотноситьсяк вышеприведеннымрассказамрусской летописи,так как греческиехроники ниединым словомне упоминаютоб этом большомпоходе.

Карамзинотносит этотэпизод к числулегендарных:»Может быть,он (Олег) велелвоинам тащитьсуда берегомв гавань, чтобыприступитьк стенам городским;а баснословие,вымыслив действиепарусов насухом пути,обратило трудное,но возможноедело в чудесноеи невероятное».

Однако историкиболее позднеговремени признаютдостоверностьэтого эпизода.Д.С. Лихачевпишет: «В условияхречного судоходствана севере Руси- корабли и ладьи,поставленныена колеса, былиявлением обычным.

«Волочение»судов на колесахили каткахпроисходилона Руси (…) в местахводоразделоврек (…). Киевскийлетописецрассказываето движениикораблей Олегапосуху, как очем-то удивительном.Это и понятно- «волоков» близКиева не было.

Однако для»новгородца»Олега и егоновгородскойдружины в этомне было ничегонеобычного».

Так это былоили иначе, ноустрашенныевизантийцыпризнали себяпобежденнымии согласилисьвыплатить Олегудань, какую онпожелает. Олегпотребовалпо 12 гривен накаждую парувесел на своихдвух тысячахкораблей, атакже дань длярусских городов- Киева, Чернигова,Полотска, Ростоваи прочих.

В знак победыОлег укрепилна воротахЦарьграда свойщит. Между Русьюи Византиейбыл заключендоговор о миреи неизменнойдружбе. Соблюдатьэтот договорхристиане-византийцыпоклялисьсвятым-крестом,а Олег и еговоины — славянскимибогами Перуноми Велесом.

С честью ивеликой славойвозвратилсяОлег в Киев.

Олег княжилдолгие годы.Однажды онпризвал к себеволхвов-прорицателейи спросил: «Отчего сужденомне умереть?»И волхвы ответили:»Примешь ты,князь, смертьот своего любимогоконя». ОпечалилсяОлег и сказал:»Если так, тоникогда большене сяду на него».Он приказалувести коня,кормить егои беречь, а себевзял другого.

Прошло немалоевремя. Как-тораз вспомнилОлег своегостарого коняи спросил, гдеон сейчас издоров ли. Ответиликнязю: «Уже тригода прошло,как умер твойконь».

Тогда воскликнулОлег: «Солгаливолхвы: конь,от которогоони сулили мнесмерть, умер,а я жив!» Он захотелувидеть костисвоего коняи поехал в чистоеполе, где лежалиони в траве,омытые дождямии выбеленыесолнцем.

Князь тронулногой конскийчереп и сказал,усмехнувшись:»От этого личерепа смертьмне принять?»Но тут из конскогочерепа выползлаядовитая змея- и ужалила Олегав ногу. Иот змеиногояда умер Олег.

По словамлетописца,»оплакивалиего все людиплачем великим».

Образ князяОлега в стихотворенииА.С. Пушкина«Песнь о ВещемОлеге»

Пересказываяв своей «ИсториигосударстваРоссийского»летописноесказание обОлеге, Н.М. Карамзинговорит, чторассказ о егосмерти — «народнаябасня» (то естьлегенда), «достойнаязамечания посвоей древности».

Эта легендавдохновилаПушкинана созданиезнаменитой»Песни о ВещемОлеге». А.С. Пушкин рассказываето нем как о былинномбогатыре. Олегмного совершалпоходов, многосражался, носудьба береглаего. Пушкинлюбил и зналрусскую историю,»преданиявеков».

В легендео князе Олегеи его коне поэтазаинтересовалатема рока,неизбежностипредначертаннойсудьбы.

В стихотворениизвучит и гордаяуверенностьв праве поэтана свободноеследованиесвоей мысли, созвучнаядревнемупредставлениювера в то, чтопоэты — провозвестникивысшей воли.

Волхвы небоятся могучихвладык,

И княжескийдар им не нужен.

Правдив исвободен ихвещий язык

И с волейнебесною дружен.

Правду нельзяни купить, ниобойти. Олегизбавляется,как ему кажется,от угрозы смерти,отсылает коня,который должен,по предсказаниюкудесника,сыграть роковуюроль. Но черезмного лет, когдаон думает, чтоопасностьминовала — коньмертв, — судьбанастигаеткнязя. Он трогаетчереп коня: Измертвой главыгробовая змея,Шипя, между темвыползала.

РассказаннаяА. С. Пушкинымлегенда о славномкнязе Олегенаводит намысли о том,что у каждогосвоя судьба,ее не обманешь,и друзей своихнужно любить,беречь и нерасставатьсяс ними при жизни.

Легендарногокнязя Олегаможно назватьпервым русскимдеятелемобщенациональногомасштаба.

О князе Олегебыло сложеномного песен,легенд и преданий.Народ воспевалего мудрость,умение предсказыватьбудущее, еготалант великолепноговоеначальника,умного, бесстрашногои находчивого.

Список литературы

История России с древнейших времен до конца 17 века. / Под ред. Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2-3. – Тула: Приокское кн. изд., 1990.

Ключевский В.О. Курс русской истории: ч.1. 5-е изд. — М., 1914.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 1982.

Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1980.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – К., 1963.

Осётров Е. Живая древняя Русь. – М.: Просвещение, 1984.

Источник: http://refeteka.ru/r-172670.html

Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

ПЛАН

Краткая биография князя Олега Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

Образ князя Олега в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Краткая биография князя Олега

Князь Олег (? — 912)

Первый киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских».

Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

О Вещем Олеге — древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.

Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку.

Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т. е.

волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть… и до сего дни».

Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах.

Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.

Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома.

Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен.

Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.

Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах — Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии.

Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю.

Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.

По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян — и увидел на высоком берегу Днепра большой, красивый город. Назывался тот город — Киев. В Киеве княжили два князя — Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.

Он оставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: «Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть — может, чего купят».

Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.

Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: «Вы не княжеского рода, а я — князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!» Он подал знак своим воинам — и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.

Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал: «Общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного».

Олег победителем вступил в город и повелел: «Да будет Киев матерью городам русским!» Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен.

Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов.

Так образовалось великое Киевское княжество — Киевская Русь.

Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил.

«В год 6415 (то есть в 907 по современному исчислению), — пишет летописец, — пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве».

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.

Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

«И пришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась столица Византии — ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет: «Так обычно поступают на войне».

Но самого Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса [https://referat.bookap.info, 5].

Подул попутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.

«Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: „Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь“».

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: «Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное».

Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д. С. Лихачев пишет: «В условиях речного судоходства на севере Руси — корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным.

„Волочение“ судов на колесах или катках происходило на Руси (…) в местах водоразделов рек (…). Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как о чем-то удивительном. Это и понятно — „волоков“ близ Киева не было.

Однако для „новгородца“ Олега и его новгородской дружины в этом не было ничего необычного».

Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов — Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины — славянскими богами Перуном и Велесом.

С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.

Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.

Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».

Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем.

Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея — и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.

По словам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим».

Образ князя Олега в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Пересказывая в своей «Истории государства Российского» летописное сказание об Олеге, Н. М. Карамзин говорит, что рассказ о его смерти — «народная басня» (то есть легенда), «достойная замечания по своей древности».

Эта легенда вдохновила Пушкина на создание знаменитой «Песни о Вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков».

В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы.

В стихотворении звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.

1. История России с древнейших времен до конца 17 века. / Под ред. Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 2−3. — Тула: Приокское кн. изд., 1990.

3. Ключевский В. О. Курс русской истории: ч.1. 5-е изд. — М., 1914.

4. Кусков В. В. История древнерусской литературы. — М.: Высшая школа, 1982.

5. Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. — М., 1980.

6. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. — К., 1963.

7. Осётров Е. Живая древняя Русь. — М.: Просвещение, 1984.

Источник: https://referat.bookap.info/work/230018/Obraz-knyazya-Olega-v

Контрольная работа: Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

ПЛАН

Краткая биография князя Олега

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

Образ князя Олега в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Список литературы

Краткая биография князя Олега

РљРЅСЏР·СЊ Олег (? — 912)

Первый киевский князь из рода Рюриковичей.

Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, �горь был в то время очень мал.

Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда Рё Дира, Рё сделал его своей столицей, сказав: «Р­С‚Рѕ будет мать РіРѕСЂРѕРґРѕРІ СЂСѓСЃСЃРєРёС…».

Объединив славянские племена севера Рё СЋРіР°, Олег создал мощное государство — Киевскую Р СѓСЃСЊ. РЎРѕ смертью Олега связано РІ летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Рђ.РЎ.

Пушкина «РџРµСЃРЅСЊ Рѕ вещем Олеге». РџРѕ счету летописца, Олег княжил 33 РіРѕРґР°, СЃ 879 (РіРѕРґ смерти Р СЋСЂРёРєР°) РїРѕ 912.

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

Рћ Вещем Олеге — древнерусском РєРЅСЏР·Рµ, жившем РІ IРҐ-РҐ веках, сообщают древние летописи, его РёРјСЏ упоминается РІ исторических документах, РЅРѕ большинство сведений Рѕ его жизни Рё деятельности дошли РґРѕ нас РІ РІРёРґРµ народных сказаний, РІ которых реальные события тесно переплелись СЃ легендарными.

Р’Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј легендарный характер имеет Рё рассказ Рѕ Вещем Олеге РІ летописном СЃРІРѕРґРµ Нестора «РџРѕРІРµСЃС‚СЊ временных лет».

«РџРѕРІРµСЃС‚СЊ временных лет» — наиболее ранний РёР· дошедших РґРѕ нас летописных СЃРІРѕРґРѕРІ. Относится Рє началу XII веку.

Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и �патьевский 20-х годов ХV в.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика.

Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

РћРЅ обладал выдающимся талантом полководца, Р° его мудрость Рё предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый РєРЅСЏР·СЊ-РІРѕРёРЅ прозван «РІРµС‰РёРј», С‚.Рµ. волшебником (правда, РїСЂРё этом летописец-христианин РЅРµ преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «Р»СЋРґРёРµ погани Рё невеголоси»), РЅРѕ Рё ему РЅРµ удается уйти РѕС‚ своей СЃСѓРґСЊР±С‹. РџРѕРґ 912 Рі. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «СЃ могилой Ольговой», которая «РµСЃС‚СЊ… Рё РґРѕ сего РґРЅРё». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается РІ лаконичном драматическом повествовании. Р’ нём СЏСЂРєРѕ выражена мысль Рѕ силе СЃСѓРґСЊР±С‹, избежать которой никто РёР· смертных, Рё даже «РІРµС‰РёР№» РєРЅСЏР·СЊ, РЅРµ РІ силах.

Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына �горя.

Три года правил Олег в Новгороде , а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой �горя, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие.

С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов.

Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен.

Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.

Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать РІ соседних странах — Халифате Рё Византии.

Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии.

Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю.

Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по �льмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.

По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег РІ богатые Рё плодородные земли полян — Рё увидел РЅР° высоком берегу Днепра большой, красивый РіРѕСЂРѕРґ.

Назывался тот РіРѕСЂРѕРґ — Киев. Р’ Киеве княжили РґРІР° РєРЅСЏР·СЏ — Аскольд Рё Дир.

Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.

РћРЅ оставил большую часть своего РІРѕР№СЃРєР° позади, Р° сам, СЃ юным Р�горем Рё малой дружиной, РЅР° РѕРґРЅРѕР№ ладье подошел РїРѕРґ самые киевские стены Рё отправил Рє Аскольду Рё Диру посланца: «РњС‹-РґРµ варяжские купцы, везем РјРЅРѕРіРѕ хороших товаров. Пусть РїСЂРёРґСѓС‚ киевские РєРЅСЏР·СЊСЏ посмотреть — может, чего РєСѓРїСЏС‚».

Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.

Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи.

РљРѕРіРґР° киевские РєРЅСЏР·СЊСЏ подошли близко, РѕРЅ поднялся РёРј навстречу Рё сказал: «Р’С‹ РЅРµ княжеского СЂРѕРґР°, Р° СЏ — РєРЅСЏР·СЊ, Рё СЃРѕ РјРЅРѕСЋ Р�РіРѕСЂСЊ, сын Р СЋСЂРёРєР°.

РњРЅРµ, Р° РЅРµ вам надлежит здесь княжить!» РћРЅ подал знак СЃРІРѕРёРј воинам — Рё те мечами РІРјРёРі зарубили Аскольда Рё Дира.

Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал: «РћР±С‰РµРµ варварство СЃРёС… времен РЅРµ извиняет убийства жестокого Рё коварного».

Олег победителем вступил РІ РіРѕСЂРѕРґ Рё повелел: «Р”Р° будет Киев матерью городам СЂСѓСЃСЃРєРёРј!» Утвердившись РЅР° Киевском престоле, РѕРЅ продолжил дело завоевания соседних земель Рё покорения населяющих РёС… племен.

Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов.

Так образовалось великое Киевское княжество — Киевская Р СѓСЃСЊ.

РљРѕРіРґР° Р�РіРѕСЂСЊ стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (РїРѕ некоторым данным, РѕРЅР° была дочерью самого Олега), РЅРѕ княжества РЅРµ уступил.

«В РіРѕРґ 6415 (то есть РІ 907 РїРѕ современному исчислению), — пишет летописец, — пошел Олег РЅР° греков, оставив Р�РіРѕСЂСЏ РІ Киеве».

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.

Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

В«Р� пришел Олег Рє Царьграду (Константинополю)В». Р’РѕС‚ показалась столица Византии — ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Олеговы РІРѕРёРЅС‹ разорили царьградские предместья, пожгли РґРѕРјР° Рё храмы, поубивали мирных жителей Рё побросали РІ РјРѕСЂРµ. Летописец, оправдывая жестокость РІРѕРёРЅРѕРІ Олега, поясняет: «РўР°Рє обычно поступают РЅР° РІРѕР№РЅРµ».

РќРѕ самого Царьграда Олег взять РЅРµ РјРѕРі — цепи надежно защищали РіРѕСЂРѕРґ РѕС‚ вторжения СЃ РјРѕСЂСЏ. РўРѕРіРґР° РѕРЅ приказал СЃРІРѕРёРј воинам изготовить колеса, поставить РЅР° РЅРёС… вытащенные РЅР° берег корабли Рё поднять паруса.

РџРѕРґСѓР» попутный ветер — Рё корабли понеслись Рє РіРѕСЂРѕРґСѓ РїРѕ суше, как РїРѕ РјРѕСЂСЋ.

«Греки же, увидав это, испугались Рё сказали через послов Олегу: «РќРµ РіСѓР±Рё РіРѕСЂРѕРґР°, дадим тебе дани, какой захочешь»В».

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.

Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

Карамзин относит этот СЌРїРёР·РѕРґ Рє числу легендарных: «РњРѕР¶РµС‚ быть, РѕРЅ (Олег) велел воинам тащить СЃСѓРґР° берегом РІ гавань, чтобы приступить Рє стенам РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРј; Р° баснословие, вымыслив действие парусов РЅР° СЃСѓС…РѕРј пути, обратило трудное, РЅРѕ возможное дело РІ чудесное Рё невероятное».

Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д.С.

Лихачев пишет: «Р’ условиях речного судоходства РЅР° севере Р СѓСЃРё — корабли Рё ладьи, поставленные РЅР° колеса, были явлением обычным.

«Р’олочение» СЃСѓРґРѕРІ РЅР° колесах или катках происходило РЅР° Р СѓСЃРё (…) РІ местах водоразделов рек (…).

Киевский летописец рассказывает Рѕ движении кораблей Олега РїРѕСЃСѓС…Сѓ, как Рѕ чем-то удивительном. Это Рё понятно — «РІРѕР»РѕРєРѕРІ» близ Киева РЅРµ было. Однако для «РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґС†Р°» Олега Рё его РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ дружины РІ этом РЅРµ было ничего необычного».

Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает.

Олег потребовал РїРѕ 12 гривен РЅР° каждую пару весел РЅР° СЃРІРѕРёС… РґРІСѓС… тысячах кораблей, Р° также дань для СЂСѓСЃСЃРєРёС… РіРѕСЂРѕРґРѕРІ — Киева, Чернигова, Полотска, Ростова Рё прочих.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе.

Соблюдать этот РґРѕРіРѕРІРѕСЂ христиане-византийцы поклялись святым-крестом, Р° Олег Рё его РІРѕРёРЅС‹ — славянскими богами Перуном Рё Велесом.

С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.

Олег княжил долгие годы.

Однажды РѕРЅ призвал Рє себе волхвов-прорицателей Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР»: «РћС‚ чего суждено РјРЅРµ умереть?» Р� волхвы ответили: «РџСЂРёРјРµС€СЊ ты, РєРЅСЏР·СЊ, смерть РѕС‚ своего любимого РєРѕРЅСЏ».

Опечалился Олег Рё сказал: «Р•СЃР»Рё так, то РЅРёРєРѕРіРґР° больше РЅРµ СЃСЏРґСѓ РЅР° него». РћРЅ приказал увести РєРѕРЅСЏ, кормить его Рё беречь, Р° себе РІР·СЏР» РґСЂСѓРіРѕРіРѕ.

Прошло немалое время. Как-то раз РІСЃРїРѕРјРЅРёР» Олег своего старого РєРѕРЅСЏ Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР», РіРґРµ РѕРЅ сейчас Рё Р·РґРѕСЂРѕРІ ли. Ответили РєРЅСЏР·СЋ: «РЈР¶Рµ три РіРѕРґР° прошло, как умер твой РєРѕРЅСЊ».

РўРѕРіРґР° воскликнул Олег: «РЎРѕР»РіР°Р»Рё волхвы: РєРѕРЅСЊ, РѕС‚ которого РѕРЅРё сулили РјРЅРµ смерть, умер, Р° СЏ жив!» РћРЅ захотел увидеть кости своего РєРѕРЅСЏ Рё поехал РІ чистое поле, РіРґРµ лежали РѕРЅРё РІ траве, омытые дождями Рё выбеленые солнцем.

РљРЅСЏР·СЊ тронул РЅРѕРіРѕР№ РєРѕРЅСЃРєРёР№ череп Рё сказал, усмехнувшись: «РћС‚ этого ли черепа смерть РјРЅРµ принять?» РќРѕ тут РёР· РєРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ черепа выползла ядовитая змея — Рё ужалила Олега РІ РЅРѕРіСѓ. Р� РѕС‚ змеиного СЏРґР° умер Олег.

РџРѕ словам летописца, «РѕРїР»Р°РєРёРІР°Р»Рё его РІСЃРµ люди плачем великим».

Образ князя Олега в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Пересказывая РІ своей «Р�стории государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ» летописное сказание РѕР± Олеге, Рќ.Рњ. Карамзин РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что рассказ Рѕ его смерти — «РЅР°СЂРѕРґРЅР°СЏ басня» (то есть легенда), «РґРѕСЃС‚ойная замечания РїРѕ своей древности».

Эта легенда вдохновила Пушкина РЅР° создание знаменитой «РџРµСЃРЅРё Рѕ Вещем Олеге». Рђ. РЎ. Пушкин рассказывает Рѕ нем как Рѕ былинном богатыре.

Олег РјРЅРѕРіРѕ совершал РїРѕС…РѕРґРѕРІ, РјРЅРѕРіРѕ сражался, РЅРѕ СЃСѓРґСЊР±Р° берегла его. Пушкин любил Рё знал СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ историю, «РїСЂРµРґР°РЅРёСЏ веков».

В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы.

В стихотворении звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

Волхвы не боятся могучих владык,

� княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

� с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль.

Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя.

Он трогает череп коня: �з мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.

Список литературы

1. �стория России с древнейших времен до конца 17 века. / Под ред. Сахарова А. Н. и Буганова В.�. М. Просвещение. 1997.

2. Карамзин Н.М. �стория государства Российского. Т. 2-3. – Тула: Приокское кн. изд., 1990.

3. Ключевский Р’.Рћ. РљСѓСЂСЃ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории: С‡.1. 5-Рµ РёР·Рґ. — Рњ., 1914.

4. Кусков В.В. �стория древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 1982.

5. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1980.

6. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – К., 1963.

7. Осётров Е. Живая древняя Русь. – М.: Просвещение, 1984.

Источник: https://hekima.ru/referat-172670.html

Refy-free
Добавить комментарий