Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Вопрос 3. Основные направления международно-правовой охраны окружающей среды

Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

об охране биологического разнообразия 1992 г.;

о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г.

Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются:

животный и растительный мир;

Мировой океан;

атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы:

территориальная целостность государств;

сотрудничество государств;

уважение государственного суверенитета;

мирное разрешение международных споров;

международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

запрет использования в военных и любых иных враждебных целях;

принцип защиты экологических систем Мирового океана;

недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.

), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству. В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воз духа на большие расстояния 1979 г.

государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений).

Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов.

На основе Конвенции в структуре Европейской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений. Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г.

является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции будут принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Вторым составляющим системы международной защиты природы является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г.

дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ.

Участниками Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ. Третьим объектом защиты является космическое пространство. Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г.

обязывают государства при изучении и использовании космического пространства и небесных тел избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.

Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по Предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г.

, Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.). В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования.

Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г. был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д.

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальны ми, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов.

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
3. Обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.

и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г.

, других международных документов.

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г.

, в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов.

Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями.
Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.

Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов.

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.

, Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г.

, Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1426; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-68364.html

2. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Объектоммеждународно-правовой охраны являетсявся природа планеты Земля и око­лоземногокосмического пространства в пределах,в которых человек реально воздействуетна материальный мир. Но посколькуприродная среда имеет ряд внутреннихструктурных подразделений, различаютсяее элементы и охраняемые объ­екты. Втом числе:

Мировой океан,который занимает 2/3 площади поверхнос­тиземного шара. Понятием «Мировой океан»охватываются все четыре имеющихся наземле океана — Атлантический, Индий­ский,Тихий и Северный Ледовитый, а также всесвязанные с ними моря. Не относятся кМировому океану изолированные моря,находящиеся внутри материков, например,Каспийское море.

Материки, которыесоставляют основное и непосредствен­ноежизненное пространство для развитиячеловечества. Тра­диционно этимпонятием охватывается весь природныйком­плекс, прочно связанный с сухопутнойповерхностью Земли, т.е. почвы, недраземли, водные ресурсы, растительный иживот­ный мир.

Однако за последниегоды происходит дифференциа­цияприродных объектов в сферемеждународно-правовой ох­раны ипостепенно получают самостоятельноепризнание в ка­честве охраняемыхобъектов международные реки и другиематериковые водоемы, мигрирующиеживотные, которые про­водят отдельныепериоды жизни на территории различныхстран и в международных пространствах,другие природные богатства, принадлежащиедвум или нескольким странам.

Атмосферный воздух— газообразная оболочка земного шара,лежащая между поверхностью Земли икосмическим про­странством.

Составгазов атмосферного воздуха являетсяотно­сительно постоянным, содержитв определенных пропорциях кислород,азот, углекислый газ, благодаря чемуобеспечивает­ся одна из основныхфизиологических потребностей живыхор­ганизмов — дыхание, а также рядпроцессов обмена веществ в природе.

Космос — всематериальное пространство, лежащее запре­делами Земли и ее атмосферы.Космическое пространство бес­конечно.Но сфера влияния людей ограниченаближайшим к Земле районам.

Поэтому присовременном уровне развитияпро­изводительных сил, которыйобусловливает процессы проник­новениячеловека в космос, в международно-правовойохране нуждается лишь часть космоса, аименно, околоземное косми­ческоепространство, естественный спутникЗемли — Луна, планеты Солнечной системы,поверхности которых достигают космическиекорабли.

Независимо отприведенной классификации природныеобъекты с учетом различий в их правовомрежиме подразделя­ются на находящиесяпод национальной юрисдикцией иликонтролем отдельных государств —внутригосударственные природ­ныеобъекты и находящиеся вне национальнойюрисдикции или контроля — международные,интернациональные природные объекты.

К объектам,находящимся под национальной юрисдик­циейили контролем, принадлежат природныебогатства мате­риков на территорииотдельных государств, богатства,находя­щиеся в пределах прибрежныхтерриториальных морских вод,континентального шельфа и исключительныхэкономических зон. Правовой режимвнутригосударственных природныхобъ­ектов определяется внутреннимправом каждой страны.

В соот­ветствиис нормами внутреннего права решаетсявопрос о соб­ственности на природныеобъекты: они могут принадлежатьгосударству, частным лицам, государственным,кооператив­ным, общественныморганизациям, а иногда и международнымсообществам. Внутреннее право устанавливаетпорядок владе­ния, распоряжения ипользования природными объектами.

Вправовом регулировании использованияи охраны внутриго­сударственныхприродных объектов есть доля участияи норм международного права. Здесьсуществует соотношение и взаи­модействиенорм внутреннего и международногоправа.

Обыч­но выработанные мировойпрактикой, получившие всеобщее признаниеи закрепленные в международно-правовыхактах прогрессивные принципытрансформируются в нормы внутрен­негоправа и таким путем проводятся в жизнь.

К числу природныхобъектов, находящихся вне нацио­нальнойюрисдикции и контроля, за пределамисферы исклю­чительного суверенитетаотдельных государств, относятся вос­новном те из них, которые находятсяв интернациональных пространствах:Мировой океан со всеми его богатствами,за пределами территориальных вод,континентального шельфа и экономическихзон, отдельные материки, например,Антарк­тида, часть атмосферы Земли икосмос. Правовой режим меж­дународныхприродных объектов определяется восновном нормами международного права.Вопрос о собственности на эти объектыпродолжительное время вообще не возникал.Господ­ствовало молчаливое признаниеинтернациональных природ­ных объектовничьей вещью и согласие с правом любойстра­ны на захват этих объектов. Но всовременных условиях такое положениевсе меньше стало отвечать интересам ипотребнос­тям народов мира. Быливыработаны и постепенно внедрены впрактику некоторые международно-правовыепринципы, ограничивающие возможностьпроизвольных действий в отно­шениимеждународных природных объектов.

Источник: https://studfile.net/preview/377477/page:2/

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Под объектами международно-правовой охраны окружающей среды понимают совокупность природных объектов, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) возникают и развиваются экологические правоотношения.

В самом общем представлении объектом международно-правовой охраны является вся планета Земля и околоземное космическое пространство в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, можно выделить следующие ее элементы и охраняемые объекты:

1) Мировой океан, занимающий 2/3 площади поверхности земного шара. В понятие «Мировой океан» входят все четыре океана — Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Не относятся к Мировому океану изолированные моря, находящиеся внутри материков, например, Каспийское море.

2) Материки, составляющие основное и непосредственное жизненное пространство для развития человечества. Традиционно этим понятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра, водные ресурсы, растительный и животный мир.

Однако за последние годы происходит дифференциация природных объектов в сфере международно-правовой охраны, и постепенно получают самостоятельное признание в качестве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельные периоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежа­щие двум или нескольким странам.

3) Атмосферный воздух — газообразная оболочка, лежащая между поверхностью Земли и космическим пространством.

Состав газов ат­мосферного воздуха является относительно постоянным, содержит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивается одна из основных физиологических потребностей живых организмов — дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в природе.

4) Космос — все материальное пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфера влияния людей ограничена современным уровнем развития науки и техники.

Поэтому в международно-правовой охране нуждается лишь околоземное космическое пространство, естественный спутник Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли.

Независимо от приведенной классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделяются на внутриго­сударственные природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств, и на международные, интернациональные природные объекты, находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля.

К международно-правовым объектам, находящимся под националь­ной юрисдикцией государств, принадлежат природные богатства материков на территории отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.

К международно-правовым объектам, находящимся вне националь­ной юрисдикции государств, относятся те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы и космос. Правовой режим международных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребнос­тям народов мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных природных объектов.

Государства как субъекты международного экологического права

Международные экологические правоотношения характеризуются традиционными элементами структуры — субъектами и объектами, взаимными правами и обязанностями участников.

Субъектами этих правоотношений являются, в первую очередь, государства. Но наряду с ними в международных экологических пра­воотношениях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и непра­вительственные организации.

Рассмотрим развитие экологического права в зарубежных и, прежде всего, в странах «ближнего зарубежья». 8 февраля 1992 г. в Москве было заключено межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним, в июле 1992 г.

на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников соглашения о взаимодействии в области экологии подписали Протокол о создании и полномочиях межгосударственного экологического Совета, который должен заставить правительства СНГ от слов об экологии перейти к конкретным делам.

Документ о создании указанного Совета подписали государства-участники СНГ. Представитель Украины присутствовал в качестве наблюдателя.

Этот Совет учрежден для согласования природоохранной деятельности государств-участников совещания и состоит из руководителей природоохран­ных ведомств стран, подписавших договор. Совет должен проводить свои совещания не реже 2 раз в год поочередно в каждой стране.

В качестве рабочего органа Совета создан Секретариат, действующий на постоянной основе. Деятельность Секретариата финансируется Межгосударст­венным экологическим фондом, созданным в Минске за счет денежных взносов членов МЭС. При Совете создан межгосударственный экологический фонд с уставным капиталом в 60 млн. руб.

Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% от валового национального дохода каждой из стран. Фонд имеет свой центральный банк в Минске с отделениями в каждом государстве. Он должен финансировать межгосударственные экологические программы.

Утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Аму-Дарьи, Днепра, озеро Балхаш, Черное, Азовское, Каспийское моря, Приаралье.

29 декабря 1992 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества независимых государств принят рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества». Это первый закон, который направлен на решение глобальной экологической проблемы, стоящей перед названными государствами Содружества.

Правовая охрана окружающей природной среды в странах СНГ.

Каждая республика выступает как самостоятельное государство — субъект международного права и участник международных отношений. Они развивают также собственную внутригосударственную правовую и административную систему, отражающую политическое и социально-экономическое состояние общества.

Произошли изменения в системе источников права.

Прежние всесоюзные законодательные акты в области регулирования природопользования и охраны природы — Основы законодательства, фундаментальные законы о земле, ее недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе частично отменены (признаны недействующими) или фактически утратили силу, а частично оставлены действующими в той мере, в какой они не противоречат конституциям и другим вновь принятым законам новых независимых государств.

Прежде всего, страны СНГ пытаются по-своему решать вопрос о собственности на землю и другие компоненты природной среды.

Некоторые из этих стран, хотя они и провозгласили курс на развитие рыночной экономики, не считают необходимым приватизировать природные ресурсы, поскольку государственная собственность на землю и другие компоненты природной среды вполне совместима с частным предпринимательством. Исходя из этого, они решили сохранить государственную собственность на природные ресурсы и записали об этом в своих конституциях.

Так, Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г. предусматривает в ст. 46, что «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся исключительно в государственной собственности. Пределы и субъекты осуществления от имени государства правомочий собственника на указанные объекты определяются законом».

Во всех конституциях стран СНГ зафиксировано право граждан на благоприятную окружающую природную среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь природу.

Парламенты большинства стран СНГ приняли новые законы об охране окружающей природной среды. Законы различаются по названиям и по содержанию, но в целом ориентированы на комплексный подход к решению экологических проблем и по сравнению с законами 1957 — 1963 гг. отличаются более высокой степенью регламентации природоохранительной деятельности.

В большинстве стран СНГ взаимосвязано с комплексными законами об охране окружающей природной среды издаются фундаментальные законы или кодексы по регулированию использования и охране основных компонентов природной среды — земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха.

Так, в украинской национальной правовой системе действуют: Земельный кодекс (в редакции 13 марта 1993 г.), Лесной кодекс от 21 января 1994 г., Водный кодекс от 6 июня 1995 г., кодекс «О недрах» от 27 июля 1994 г., Закон «О животном мире» от 3 марта 1993 г., Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 16 октября 1992 г., Закон «О природно-заповедном фонде Украины» от 16 июля 1992 г.

2.4. Нормативные акты как источники международного экологического права

Принятое в общей теории международного права деление процессов нормообразования на основные и вспомогательные полностью применимо и к международному экологическому праву.

Выделяются две категории источников международного экологи­ческого права: источники, являющиеся носителями действующих правовых принципов и норм и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное право), и источники, которые содержат необязательные или рекомендательные правила, оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).

К первой категории принадлежат международные конвенции (сог­лашения, договоры), устанавливающие правила, определенно признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, резолюции некоторых международных организаций, имеющие обязательную силу для государств — членов этих организаций; международный обычай, общие принципы и, с некоторыми оговорками, судебные решения.

Международные конвенции (соглашения, договоры) играют главную роль в этой категории источников права.

Программа ООН по окружающей среде ведет учет международных конвенций в области охраны окружающей среды и ежегодно публикует их список (регистр) с указанием основных сведений об их содержании. В этом списке значится более тысячи конвенций, соглашений, договоров.

Кроме того, действует свыше 3000 двусторонних конвенций, соглашений, договоров и других нормативных документов, касающихся охраны окружающей среды и регулирования природопользования.

Тексты этих нормативных материалов содержатся в международном центре по праву окружающей среды, который функционирует в Бонне (ФРГ) под эгидой Международного совета по праву окружающей среды, Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Программы ООН по окружающей сре­де и Всемирного фонда охраны дикой живой природы.

Среди договоров как источников международно-правовой охраны окружающей среды выделяют договоры политического содержания и договоры экологического содержания.

Международные договоры политического содержания являются видом международных договоров, в которых проблемы охраны окружающей среды переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений.

Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскими государствами, США и Канадой.

К этой же группе примыкает ряд конвенций, договоров, соглашений о запрещении производства, испытания, применения средств массового уничтожения (например: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год); Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год);

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении (1972 г.) и др.

Международные договоры экологического содержания являются видом международных договоров, которые целиком посвящены вопросам охраны окружающей природной среды.

Среди них одну подгруппу образуют договоры эколого-комплексного, другую — эколого-ресурсового направления.

Признаками комплексного экологического содержания обладают такие международно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.

); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.); Договор об Антарктиде 1959 г. и другие.

Международно-правовые документы эколого-ресурсового содержания, как правило, относятся к регулированию рыболовства, использованию природных ресурсов, находящихся в ведении двух или нескольких государств, регулированию международно-правового режима пограничных морей, рек, озер и т.п.

В зависимости от числа участников международного соглашения, выделяют многосторонние международные договоры и двусторонние международные договоры в области охраны окружающей природной среды.

К двусторонним договорам (соглашениям) относятся документы, которые определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения подписавших их государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.

Формирование экологического права в международном масштабе началось задолго до распада СССР.

К двусторонним соглашениям того периода можно отнести:

— Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1972 г.;

— Конвенция между правительством СССР и правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания 1973 г.;

— Соглашение между правительством СССР и правительством Сое­диненного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сот­рудничестве в области охраны окружающей среды 1974 г.;

— Соглашение между правительством СССР и правительством Франции о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1974 г.; аналогичные соглашения были заключены СССР с Бельгией (1975 г.), Норвегией (1988 г.), Швецией (1989 г.), Канадой (1989 г.), КНР (1989 г.), КНДР (1987 г.);

— Меморандум о взаимопонимании между правительством СССР и правительством Канады о научном сотрудничестве в области исследований водных систем 1989 г.;

— Конвенция между правительством СССР и правительством Индии об охране перелетных птиц 1984 г.

Многосторонние международные договоры — это документы, касающиеся вопросов охраны и использования природной среды, подписан­ные многими государствами.

Различают также: межгосударственные и смешанные (т.е. с участием международных организаций) договоры; межправительственные и межведомственные (т.е.

сторонами которых выступают отдельные органы, ведомства); глобальные, региональные и субрегиональные; охватывающие все элементы природной среды в комплексе и касающиеся отдельных природных объектов; направленные полностью и непосредственно на охрану природы и лишь регулирующие отношения по охране природы в связи с какими-либо другими видами деятельности; с участием только развитых капиталистических стран, а также с участием стран, принадлежащих к различным социально-экономическим системам.

К многосторонним соглашениям, подписанным СССР, относятся:

— Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;

— Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.;

— Конвенция об охране среды Балтийского моря 1992 г.;

— Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.;

— Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Особое значение приобретает международное сотрудничество со странами «ближнего зарубежья» — бывшими союзными республиками СССР. Здесь основным правовым актом является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве 8 февраля 1992 г.

представителями Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан. В ст.

1 Соглашения говорится: «Высокие Договаривающиеся Стороны вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды (охрана и использование земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами действия национальной юрисдикции) с учетом ранее заключенных СССР международных соглашений». Ст.2 гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются на своей территории:

— разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

— вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить экологический мониторинг;

— осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;

— принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия;

Из рассмотренных выше договоров видно, что основной их целью является обеспечение экологической безопасности.

Экологическая безопасность стала стержнем новой концепции развития экологии, которая предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды.

Экологическая безопасность — это устойчивое состояние глобального характера, сложное политико-правовое единство системы отдельных и взаимосвязанных элементов, комплекс правовых организационных и материальных гарантий защиты окружающей среды государства от вредного воздействия, источники которого расположены за пределами данного государства.

Экологическая безопасность постепенно становится одним из самых значимых слагаемых всеобъемлющей системы международной безопасности.

К рекомендательным актам в сфере охраны окружающей среды относятся документы, служащие вспомогательным источником междуна­родного права и составляющие существенную долю в общем объеме международно-правового материала по защите окружающей среды.

Типичными примерами рекомендательных актов являются Стокгольмская декларация по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Всемирная хартия природы (1982 г.), Рио-де-Жанейрская декларация по охране окружающей среды и развитию и другие резолюции международных организаций и конференций.

Эти документы не предназначены для прямого регулирования поведения членов международного сообщества, но обладают огромным авторитетом, создают нравственную атмосферу, являются ин­дикаторами формирующегося волеизъявления широких масс населения мира, влекут за собой серьезные организационные последствия, побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству, также служат своего рода нормативным резервом для дальнейшего развития международного права окружающей среды.

Среди актов международного экологического права, имеющих рекомендательный характер, большой удельный вес занимают решения и резолюции конференций, симпозиумов, форумов и совещаний представителей общественности и неправительственных организаций.

Эти акты оказывают огромное влияние на международное экологическое правотворчество и правоприменительную практику. Такими актами являются: Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.

), подготовленная в рамках Международного союза охраны природы и природных ресурсов и наметившая систему долгосрочных экологически безопасных действий, необходимых для устойчивого развития стран мира, изданная в обновленном виде в 1991 г.

под названием «Забота о Земле»; Универсальный кодекс экологически корректного поведения, принятый на общественном симпозиуме в городе Бангкоке (Таиланд) в 1990 г., призывающий пересмотреть цели жизни и существования человечества; Хартия бизнеса относительно устойчивого развития (1990 г.), провозгласившая охрану окружающей среды одной из наиболее приоритетных задач деятельности экономических корпораций.

Необходимо также отметить, что выделяют источники международных эколого-правовых отношений в формальном и материальном смысле.

В материальном смысле под источниками международных эколо­го-правовых отношений следует понимать волю членов мирового сооб­щества, направленную на охрану и рациональное использование окружающей природной среды.

В формальном смысле источниками международно-правовых экологических норм являются соответствующие правовые формы, в которых выражаются все нормы международного права применительно к охране окружающей природной среды.

Источник: https://studopedia.su/17_91550_ob-ekti-mezhdunarodno-pravovoy-ohrani-okruzhayushchey-sredi.html

Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды

Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Загрязнение атмосферы, воды, почвы, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.

Главной целью охраны окружающей среды является установление гармонии между развитием цивилизации и благоприятным состоянием окружающей среды. Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной сфере.

Понятие международно-правовой охраны окружающей среды

Определение 1

Международно-правовая охрана окружающей среды – это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предметом международного права окружающей среды является взаимодействие человечества с природой. В данном контексте деятельность мирового сообщества направлена на решение следующих задач:

  1. регулирование природопользования и воспроизводства природных ресурсов;
  2. охрана природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий;
  3. взаимные консультации по важнейшим экологическим вопросам;
  4. мониторинг природной среды и обмен экологически значимой информацией;
  5. надзор за состоянием природы;
  6. применение мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов:

  1. флора и фауна (живая среда);
  2. морские и пресноводные бассейны, атмосфера, почва, околоземное космическое пространство (природная среда);
  3. искусственная среда, созданная человеком в процессе его взаимодействия с природой.

В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную или национальную.

Рисунок 1.

Объекты и субъекты международных экологических правоотношений

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объект международно- правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования – это вся планета Земля и околоземное космическое пространство.

Одновременно такой охране подлежат отдельные компоненты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

В системе регулирования, охраны и использования выделяют несколько категорий объектов:

  1. международные природные ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
  2. природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки, озера, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);
  3. национальные природные объекты и ресурсы.

Принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Общепризнанные принципы международного права являются критериями регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая охрану окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы:

  1. уважения государственного суверенитета;
  2. равенства всех государств;
  3. взаимной выгоды;
  4. невмешательства во внутренние дела другого государства;
  5. мирного разрешения споров.

Замечание 1

Каждое государство, проводя в отношении национальной системы окружающей среды необходимую политику, при этом должно соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства большое значение приобретает соблюдение фундаментальных принципов международного права, так как из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Забота о благе нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды.

Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности, а также обеспечить рациональное управление природными ресурсами.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных данной проблеме, следует обратить внимание на принятую 18 декабря 1962 года. Она называется «Экономическое развитие и охрана природы», в этой резолюции одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО.

Данный международно-правовой акт определяет три важнейших момента:

  1. целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;
  2. интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»;
  3. концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.

В сентябре $1980$ года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Она призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.

В $1982$ году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всемирную хартию охраны природы. Этот документ рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа.

Замечание 2

По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться положений этого акта.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ekologicheskie_pravootnosheniya/mezhdunarodno-pravovye_mehanizmy_ohrany_okruzhayuschey_sredy/

Международное право охраны окружающей среды (МПООС)

Объекты международной правовой охраны окружающей среды
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Международное право охраны окружающей среды (МПООС) – это  совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов (государств, межправительственных организаций и др.) по таким направлениям как:

  • предотвращение, ограничение и устранение ущерба окружающей среде, наносимого различными источниками;
  • обеспечение экономически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов;
  • осуществление комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов;
  • научно-техническое сотрудничество субъектов в сфере защиты окружающей среды.

В основу Международного права охраны окружающей среды  положены следующие принципы:

  • соблюдение каждым субъектом права общепризнанных принципов и норм современного международного права;
  • соблюдение таких фундаментальных положений, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, их территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность;
  • сохранение и поддержание качества окружающей среды, включая устранение отрицательных последствий, рациональное и научно обоснованное управление природными ресурсами;
  • недопустимость нанесения трансграничного ущерба, ограничения на действия государств на своей территории, их ответственность за нанесение экологического ущерба окружающей среде других государств и районам общего пользования;
  • рациональное экологически обоснованное использование природных ресурсов (рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений);
  • долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы;
  • оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами, поддержание используемых природных ресурсов на оптимальном уровне – уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению;
  • научно обоснованное управление живыми ресурсами;
  • недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды средствами военного и мирного использования ядерной энергетики;
  • защита экологических систем Мирового океана (принятие мер по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; исключение переноса, прямо или косвенно, ущерба или опасности загрязнения из одного района в другой, превращения одного вида загрязнения в другой и др.);
  • запрет военного или любого иного использования средств отрицательного воздействия на природную среду;
  • обеспечение экологической безопасности (государства обязаны осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность, обеспечивающую сохранение и поддержание соответствующего состояния окружающей среды);
  • контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды на всех уровнях с использованием признанных критериев;
  • международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде (ответственность за ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля).

Перечисленные принципы реализуются на основе ряда принятых многосторонних соглашений, деклараций, договоров и конвенций. К основным из них относятся:

  • Декларация ООН по проблемам окружающей среды (1972 год);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 год);
  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 год) с дополняющими ее протоколами;
  • Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе (1979 год);
  • двухсторонние Договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды (например, России – с Финляндией и Швецией о пограничных реках (1971 год), с Канадой о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 год), соглашение с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией (1992 год) и др.);
  • Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды, а также Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения стран СНГ (1992 год);
  • Соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов с Украиной и Казахстаном (1992 год);
  • Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 год).

Кроме того, принят ряд региональных соглашений по охране окружающей среды и людей таких как:

  • Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (1992 год);
  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 год);
  • Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и др. вредными веществами (1983 год);
  • Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 год);
  • Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе (1979 год);
  • Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 год) и Монреальский протокол к ней (1987 год);
  • Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения (1973 год);
  • Соглашение об охране полярных медведей (1973 год);
  • Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 год).

Международное право охраны окружающей среды играет важную координирующую роль по отношению к национальным правовым механизмам в рассматриваемой сфере деятельности государств.

В условиях угроз нанесения значительных трансграничных ущербов национальным системам окружающей среды необходимы универсальные нормы поведения государств, позволяющие реализовать Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), цель которой состоит в проведении мер по защите и улучшению окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. Международное право охраны окружающей среды приобрело статус отрасли общего международного права, субъектом которой является Российская Федерация. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов. В развитие указанных конституционных установлений принят Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды. В ряде федеральных законов и подзаконных актов имеются положения и нормы, направленные на охрану и защиту окружающей среды. В Россиской Федерации к началу 90-х годов прошлого века сформировалась комплексная отрасль экологического права, регулирующая отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Источники: Наше общее будущее // Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию: ООН. 1987; Действующее международное право: В 3 томах. –М., 1997.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/mezhdunarodnoe-pravo-ohranyi-okruzhayushhey-sredyi-mpoos/

Refy-free
Добавить комментарий