Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Заболоцкий: биография, творчество

Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Заболоцкий: биография, творчество

Серебряный век подарил миру плеяду удивительных поэтов. Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Блок… То ли время было такое необыкновенное, то ли мироздание на мгновение замешкалось, и теория вероятностей прозевала это невероятное совпадение. Но так или иначе, начало двадцатого века – это время фейерверка, праздничного салюта в мире русской поэзии. Звезды вспыхивали и гасли, оставляя после себя стихи – известные и не очень.

Известный неизвестный Заболоцкий

Один из самых недооцененных авторов того времени – поэт Н. Заболоцкий. Все знают, что Ахматова – гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все – но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это – Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны – самое искреннее признание в любви из всех возможных. С другой – вопиющая несправедливость по отношению к автору.

Прозаический поэт

Проклятие недооцененности коснулось не только стихов поэта, но и собственно его жизни. Она всегда был «не в масть». Не соответствовал стандартам, представлениям и чаяниям. Для ученого он был слишком поэт, для поэта – слишком обыватель, для обывателя – слишком мечтатель. Его дух никак не соответствовал его телу. Блондин среднего роста, круглолицый и склонный к полноте, Заболоцкий производил впечатление человека основательного и степенного. Солидный молодой человек весьма прозаической наружности никак не соответствовал представлениям об истинном поэте – чувствительном, ранимом и мятущемся. И только люди, знавшие Заболоцкого близко, понимали, что под этой внешней бутафорской важностью скрывается удивительно чуткий, искренний и жизнерадостный человек.

Бесконечные противоречия Заболоцкого

Даже литературный кружок, в котором оказался Николай Алексеевич Заболоцкий, был «неправильный». Обэриуты – беспардонные, смешливые, парадоксальные, казались самой неподходящей компанией для серьезного молодого человека. А между тем Заболоцкий был очень дружен и с Хармсом, и с Олейниковым, и с Введенским.   Еще один парадокс несоответствия – литературные предпочтения Заболоцкого. Известные советские поэты оставляли его равнодушным. Не любил он и высоко ценимую окололитературной средой Ахматову. А вот неприкаянный, мятущийся, призрачно-сюррелистичный Хлебников казался Заболоцкому поэтом великим и глубоким. Мировосприятие этого человека болезненно контрастировало с его внешностью, его образом жизни и даже происхождением.

Детство

Родился Заболоцкий 24.04.1903 в Казанской губернии, Кизической слободе. Его детство прошло на фермах, в деревнях и селах. Отец – агроном, мать – сельская учительница. Жили они сначала в Казанской губернии, потом переехали в село Сернур Вятской губернии. Сейчас это республика Марий Эл. Позже многие отмечали характерный северный говор, прорывавшийся в речи поэта – ведь именно оттуда был родом Николай Заболоцкий. Биография этого человека тесно переплелась с его творчеством. Любовь к земле, уважение к крестьянскому труду, трогательная привязанность к животным, умение понимать их – все это Заболоцкий вынес из своего деревенского детства. Стихи Заболоцкий писать начал рано. Уже в третьем классе он «издавал» рукописный журнал, в котором печатал собственные произведения. Причем занимался этим с присущим его характеру прилежанием и тщанием. В десятилетнем возрасте Заболоцкий поступил в реальное училище Уржума. Там увлекался не только литературой, как можно было ожидать, но и химией, рисованием, историей. Эти увлечения позже и определили выбор, который сделал Николай Заболоцкий. Биография поэта сохранила следы творческих метаний, поиска себя. Приехав в Москву, он поступил сразу на два факультета университета: медицинский и историко-филологический. Позже он выбрал все же медицину и даже проучился там семестр. Но в 1920 году прожить в столице без посторонней помощи студенту было трудно. Не выдержав безденежья, Заболоцкий вернулся в Уржум.

Поэт и ученый

Позже Заболоцкий все же окончил институт, но уже Петроградский, по курсу «Язык и литература». Писал стихи, но талантливым его не считали. Да и сам он отзывался о своих произведениях того периода как о слабых и насквозь подражательных. Окружающие видели его скорее ученым, чем поэтом. Действительно, наука была той областью, которой всегда интересовался Николай Заболоцкий. Биография поэта могла бы сложиться по-другому, если бы он принял решение заниматься не стихосложением, а научными изысканиями, к которым всегда имел склонность.   После обучения Заболоцкий был призван в армию. Во время службы он входил в редакцию полковой стенгазеты и очень гордился впоследствии тем, что она была лучшей в округе.

Заболоцкий в Москве

В 1927 году Заболоцкий все же вернулся в Москву, из которой семь лет назад уехал в большом разочаровании. Но сейчас он был уже не студент, а молодой поэт. Заболоцкий с головой окунулся в бурлящую литературную жизнь столицы. Он посещал диспуты и поэтические вечера, обедал в знаменитых кафе, где были завсегдатаями московские поэты.   В этот период литературные вкусы Заболоцкого окончательно сформировались. Он пришел к выводу, что поэзия не должна быть просто отражением эмоций автора. Нет, в стихах нужно говорить о важных, о нужных вещах! Как подобные взгляды на поэзию сочетались с любовью к творчеству Хлебникова – загадка. Но именно его Заболоцкий полагал единственным поэтом того периода, достойным памяти потомков. Заболоцкий удивительным образом сочетал несочетаемое. Он был ученым по духу, практиком и прагматиком до мозга костей. Интересовался математикой, биологией, астрономией, читал научные труды по этим дисциплинам. Огромное впечатление произвели на него философские работы Циолковского, Заболоцкий даже вступил с автором в переписку, обсуждая космогонические теории. И в то же время это был тонкий, лиричный, эмоциональный поэт, пишущий стихи, бесконечно далекие от академической сухости.

Первая книга

Именно тогда в списках членов ОБЭРИУ появилась еще одно имя – Николай Заболоцкий. Биография и творчество этого человека были тесно связаны с кружком поэтов-новаторов. Абсурдная, гротескная, нелогичная стилистика обэриутов в сочетании с академическим мышлением Заболоцкого и его глубокой чувствительностью позволяла создавать произведения сложные и многогранные.   В 1929 году выходит первая книга Заболоцкого – «Столбцы». Увы, результатом публикации были лишь насмешки критиков и недовольство официальной власти. К счастью для Заболоцкого, никаких серьезных последствий этот случайный конфликт с режимом не имел. Поэт после издания книги публиковался в журнале «Звезда» и даже готовил материал для следующей книги. К сожалению, этот стихотворный сборник так и не был подписан в печать. Новая волна травли заставила поэта оставить мечты о публикации. Николай Алексеевич Заболоцкий начал работать в жанре детской литературы, в изданиях, которые курировал сам Маршак – по тем временам в литературном мире фигура исключительной значимости.

Работа переводчика

Кроме того, Заболоцкий начал заниматься переводами. «Витязь в тигровой шкуре» до сих пор знаком читателям именно в переводе Заболоцкого. Кроме этого, он перевел и переложил для детских изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Тиля Уленшпигеля» и один раздел «Путешествий Гулливера». Маршак, переводчик № 1 страны, высоко отзывался о работах Заболоцкого. Тогда же поэт начал работать над переводом со старославянского «Слова о полку Игореве». Это была огромная работа, проделанная необыкновенно талантливо и тщательно. Переводил Заболоцкий и Альберто Саба, мало известного в СССР итальянского поэта.

Женитьба

В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Клыковой. Друзья-обэриуты отзывались о ней исключительно тепло. Даже язвительные Хармс и Олейников были очарованы хрупкой молчаливой девушкой.   Жизнь и творчество Заболоцкого были тесно связаны с этой удивительной женщиной. Заболоцкий никогда не был богат. Более того, он был беден, иногда попросту нищ. Скудные заработки переводчика едва позволяли содержать семью. И все эти годы Екатерина Клыкова не просто поддерживала поэта. Она полностью передала ему бразды правления семьей, никогда ни в чем с ним не споря и ничем не упрекая. Даже друзья семьи поражались преданности женщины, отмечая, что есть в такой самоотверженности что-то не совсем естественное. Уклад дома, малейшие хозяйственные решения – все это определял только Заболоцкий.

Арест

Поэтому когда в 1938 году поэта арестовали, жизнь Клыковой рухнула. Все пять лет заключения мужа она провела в Уржуме, в крайней бедности. Заболоцкий был обвинен в антисоветской деятельности. Несмотря на длительные изнуряющие допросы и пытки, он не подписал обвинительных заключений, не признал существование антисоветской организации и не назвал никого из предполагаемых ее членов. Возможно, именно это и спасло ему жизнь. Приговором было лагерное заключение, и Заболоцкий провел пять лет в Востоклаге, расположенном в районе Комсомольска-на-Амуре. Там, в нечеловеческих условиях, Заболоцкий занимался стихотворным переложением «Слова о полку Игореве». Как потом объяснял поэт – чтобы сохранить себя как личность, не опуститься до того состояния, в котором уже невозможно творить.

Последние годы

В 1944 году срок был прерван, и Заболоцкий получил статус ссыльного. Год он жил на Алтае, куда приехала и жена с детьми, потом перебрался в Казахстан. Это были тяжелые для семьи времена. Отсутствие работы, денег, вечная неуверенность в завтрашнем дне и страх. Боялись повторного ареста, боялись, что выгонят из временного жилья, боялись всего.  

В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Он живет у друзей, подрабатывает переводами, жизнь начинает медленно налаживаться. И тогда случается еще одна трагедия. Жена, бесконечно верная преданная жена, мужественно перенесшая все лишения и тяготы, вдруг уходит к другому.

Не предает из страха за свою жизнь или жизнь детей, не бежит от нищеты и невзгод. Просто в сорок девять лет эта женщина уходит к другому мужчине. Это сломило Заболоцкого. Гордый, самолюбивый поэт мучительно переживал крах семейной жизни. Жизнь Заболоцкого дала крен.

Он заметался, лихорадочно ища выход, пытаясь создать хотя бы видимость нормального существования. Предложил руку и сердце малознакомой, в сущности, женщине, причем, по воспоминаниям друзей, даже не лично, а по телефону.

Спешно женился, какое-то время провел с новой супругой и расстался с ней, попросту вычеркнув вторую жену из своей жизни. Именно ей, а вовсе не жене, было посвящено стихотворение «Драгоценная моя женщина».
Заболоцкий ушел в работу. Он много и плодотворно переводил, у него были заказы и наконец-то он начал прилично зарабатывать.

Он смог пережить разрыв с женой – но не смог пережить ее возвращения. Когда Екатерина Клыкова вернулась к Заболоцкому, у него случился сердечный приступ. Полтора месяца он проболел, но за это время успел привести в порядок все свои дела: рассортировал стихи, написал завещание. Он был человек обстоятельный в смерти так же, как и в жизни.

К концу жизни у поэта были и деньги, и популярность, и читательское внимание. Но это уже не могло ничего изменить. Здоровье Заболоцкого было подорвано лагерями и годами бедности, а сердце пожилого человека не выдержало нагрузок, вызванных переживаниями.

Смерть Заболоцкого наступила 14.10.1958 года. Он умер по пути в ванну, куда шел, чтобы почистить зубы. Врачи запрещали Заболоцкому вставать, но он всегда был человеком аккуратным и даже немного педантом в быту.

: +2 2 466 просмотров

Источник: http://ParnasSe.ru/klassika/zabolockii-nikolai-aleksevich-1903-1958/nikolai-zabolockii-biografija-tvorchestvo.html

Николай Заболоцкий — биография, личная жизнь, фото

Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Алексеевич Заболоцкий – советский поэт, переводчик, член Союза писателей СССР. В 1938 г. был арестован и репрессирован. В 1963 г. его реабилитировали по заявлению супруги.

За годы своей биографии Заболоцкому пришлось пережить много бед, проведя немало лет в тюрьмах и трудовых лагерях.

Итак, перед вами краткая биография Николая Заболоцкого (интересные факты из жизни Заболоцкого читайте здесь).

Биография Заболоцкого

Николай Заболоцкий родился 24 апреля (7 мая) 1903 года в Кизичейской слободе Казанской губернии.

https://www.youtube.com/watch?v=TC02psi7yLI

Его отец Алексей Агафонович был руководителем фермы, а мать Лидия Андреевна преподавала в местной школе.

Детство и юность

Уже на третьем году учебы в школе Николай начал издавать журнал, в котором были размещены его стихи. В период биографии с 1913 по 1920 годы, он проживал в городе Уржуме, где поступил в реальное училище.

Кроме поэзии он также интересовался историей, химией и рисованием.

В подростковом возрасте Заболоцкий увлекался творчеством Александра Блока. Окончив училище, он успешно сдал экзамены в московский университет, выбрав медицинский и историко-филологический факультеты.

Вскоре Николай решает переехать в Петроград, где поступает в местный институт на отделение языка и литературы. В 1926 г. поэта призывают на службу.

Стихи

Отслужив в армии всего год, Заболоцкий был отправлен в запас. Однако этого времени ему хватило, чтобы посмотреть на жизнь другими глазами. Если до армии в стихах юноши воспевались природа и деревня, то теперь он начал более широко смотреть на мир.

Николай Заболоцкий в молодости

Погрузившись с головой в писательскую деятельность, Николай создал свой стиль повествования. Поскольку в тот момент в стране действовал НЭП (Новая Экономическая Политика 1921-1928 гг.), поэт не мог остаться в стороне от происходящих событий.

В 1929 г. Заблоцкий опубликовал свой сборник «Столбцы», стихи в котором были пропитаны иронией и сарказмом. Книга сразу же подверглась жесткой критике со стороны прессы, обвинявшей ее автора в «юродствовании над коллективизацией».

Несмотря на бесконечную травлю, Заблоцкий смог наладить сотрудничество с изданием «Звезда», где продолжал печататься какое-то время.

Новое произведение Николая Заболоцкого «Торжество земледелия» вызвало очередную порцию критики в его адрес. Вскоре он осознал, что советская цензура просто не даст ему самореализоваться. Его стихи, пронизанные гротеском, пародиями и сатирой, подвергались бесконечным нападкам критиков.

По этой причине Николай Алексеевич не видел смысла продолжать сочинять стихотворения в присущей ему манере. Его основным источником заработка стала работа в журналах Самуила Маршака (см. интересные факты о Маршаке), где публиковались детские стихи поэта. Кроме этого он занимался еще и переводческой деятельностью.

Последние произведения Заболоцкого получали положительные отзывы, в связи с чем он опубликовал поэтический сборник «Вторая книга». В этот период биографии он усиленно работал над сочинением поэмы «Осада Козельска», а также продолжал переводить труды зарубежных авторов. Казалось, что жизнь начала налаживаться, однако на смену благополучию пришли серьезные испытания.

Заключение

В 1938 г. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской пропаганде за его критические статьи и «рецензии» якобы искажавшие советскую действительность.

От расстрела его уберегло только то, что он отказался признавать себя виновным в образовании организации контрреволюционеров.

Николай Заболоцкий за работой

Сотрудники НКВД «попросили» критика Николая Лесючевского написать отзыв о творчестве Заболоцкого. В результате тот публично заявил, что поэт неоднократно дискредитировал действия руководства страны и боролся с социализмом.

В начале 80-х были опубликованы мемуары Николая Заболоцкого – «История моего заключения». Писатель признавался, что на него постоянно оказывали, как моральное, так и физическое давление.

Первое время он часто подвергался пыткам. Заблоцкого постоянно допрашивали, лишая пищи и сна, а также сутками не давая вставать со стула. Следователи менялись, а он продолжал отвечать на бесконечные вопросы.

С 1939 по 1943 годы Николай отбывал заключение в трудовом лагере в Комсомольске-на-Амуре, после чего 1 год провел в лагере «Алтайский». В этот период биографии Заблоцкий не забывал писать трогательные письма жене и детям, которые позже будут опубликованы в его труде «Сто писем 1938-1944 годов».

Возвращение к литературной жизни у Заболоцкого произошло в 1944 г., когда ему после долгих лет наконец-то удалось завершить перевод «Слова о полку Игореве». Интересен факт, что его работа была признана лучшей, среди всех известных переводов данного произведения. Благодаря этому он смог вернуться из Караганды в Москву, и даже войти в состав Союза писателей СССР.

Стихи, написанные Николаем Алексеевичем в послевоенный период, получили лестные отзывы от советских критиков. Наиболее известными из них стали «Журавли» и «Оттепель».

После того, как в 1953 г. умер Иосиф Сталин, в Советском Союзе произошли большие перемены, коснувшиеся и литературы.

Николай Заболоцкий в Комсомольске-на-Амуре

С приходом Никиты Хрущева идеологическая цензура ослабла, что позволило Заблоцкому вновь писать те стихотворения, которые ему действительно хотелось писать.

В середине 50-х у поэта наблюдался небывалый творческий подъем. В 1955 г. издаются его произведения «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих душ». Спустя 2 года он представил четвертый сборник стихов, вместе с гениальным произведением «Не позволяй душе лениться».

Личная жизнь

В 1930 г. Николай Заболоцкий взял в жены Екатерину Клыкову. Супруга всячески поддерживала мужа, и даже во время его ареста продолжала с ним переписку. Изначально их брак можно было считать образцовым, но позже их чувства друг к другу остыли.

В 1955 г. Екатерина ушла от Николая к писателю Василю Гроссману. В свою очередь Заблоцкий начал ухаживать за Натальей Роскиной. Однако через 3 года Клыкова вернулась к мужу, после чего супруги уже никогда не расставались.

Николай Заболоцкий с женой Екатериной Клыковой и дочерью Натальей

В этом браке у Заболоцких родились сын Никита и дочь Наталья. Интересен факт, что повзрослев, Никита станет кандидатом биологических наук, а Наталья выйдет замуж за академика Николая Каверина, сына известного писателя Вениамина Каверина.

Смерть

В последние годы своей биографии Николай Заблоцкий получил большое признание и имел все необходимое для нормального существования. Тем не менее, время, проведенное в лагерях, серьезно подорвало его здоровье.

Кроме этого, когда он узнал о том, что его супруга от него ушла, в его жизни случился первый инфаркт. Спустя 3 года поэт перенес второй инфаркт, который стал для него роковым.

Николай Алексеевич Заблоцкий умер 14 октября 1958 года в возрасте 55 лет, найдя покой на Новодевичьем кладбище.

Фото Заблоцкого

Если вам понравилась краткая биография Заблоцкого, – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии выдающихся людей и интересные факты из их жизни – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/nikolaj-zaboloczkij/

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — биография, жизнь и творчество поэта

Николай Алексеевич Заболоцкий

Через год после окончания института в жизни поэта Заболоцкого снова случается резкий поворот: его призывают на военную службу. Проходит он ее в Ленинграде на протяжении 12 месяцев. После этого он увольняется в запас, получает место в отделе детской книги, руководителем которой был Самуил Маршак.

Служба в армии оказала на личность молодого человека сильное влияние, несмотря на ее краткосрочность. Заболоцкий позже признается, что жизнь в казарме сыграла роль своеобразного катализатора, который подстегнул творчество, перевел его в другое направление. Николай нашел свой неповторимый стиль. В первые годы после службы он написал произведения, заслуживающие внимания.

Помимо стихотворений, поэт стал увлекаться искусством, уделял внимание работам Филонова, Брейгеля и Шагала. Именно живопись научила Николая видеть мир глазами художника, воспринимать многие вещи абстрактно.

Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы». Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора.

Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения.

В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Несмотря на это, Николаю удалось продвинуть некоторые стихотворения из сборника. Они даже были напечатаны в журнале «Звезда». Многим читателям было сложно понять пародийную и сатирическую нотку в произведениях поэта.

Он попытался раскрыть тему быта мещан, трудности повседневности, которые оказывают огромное влияние на формирование личности.

Заболоцкий акцентирует внимание на том, что гнет обычных бытовых манипуляций становится причиной морального разложения и потери собственных взглядов на многие вещи.

Большинство авторов того времени не принимает и не понимает творчества Николая Заболоцкого. Его читают только те, кто способен проникнуть в мысли поэта, посмотреть на мир его глазами, увидеть причины, которые стали поводом к формированию именно таких взглядов. Однако мужчина не останавливается на достигнутом, поскольку мечтает достучаться до критиков и большего количества читателей.

Следующие издания

После выхода первого сборника Николай Алексеевич не может принять тот факт, что его творчество не было принято большинством критиков и авторов. Его не приглашали на мероприятия, которые проводились для известных поэтов и писателей. Заболоцкий трудится в полную силу, и в скором времени были напечатаны его следующие сборники. Поэт продолжает идти своим путем:

  1. С 1926 по 1932 год Николай Алексеевич пишет множество произведений, которые входят в сборник. Однако читатели его так и не увидели, поскольку книга была напечатана, но не поступила в продажу. Автор предвидел подобный сценарий, поэтому сразу же начал работать над новыми произведениями.
  2. Следующей работой Заболоцкого стало произведение «Торжество земледелия», которое спровоцировало новую волну критики со стороны других авторов и ценителей литературы.
  3. Большое количество негативных отзывов провоцирует творческий кризис писателя. После последнего стихотворения он ничего не пишет до 1935 года.

Во время кризиса Заболоцкий зарабатывает на жизнь благодаря переводам в журналах. Работал автор под руководством Самуила Маршака. Николай считал, что ему не позволят писать произведения в собственном неповторимом стиле. Во время работы в журналах он одновременно писал стихи и прозу для детей, а также переводил длинные тексты, краткие сценарии известных зарубежных писателей.

Эта работа позволила Николаю Алексеевичу укрепить свое положение в литературных кругах Ленинграда. На протяжении трех лет его произведения одобряли критики, читатели и другие авторы. В 1937 году он выпустил вторую книгу, в которую входило 17 стихотворений. Помимо этого, Николай трудится над переводом поэмы «Слово о полку Игореве», а также пишет собственную под названием «Осада Козельска».

Постоянная занятость не позволяет Заболоцкому сосредоточиться на поэзии, но он не испытывает разочарования. Мужчина проводит анализ собственных ошибок, стремиться стать лучше в профессиональном плане. Некоторые его современники и знакомые утверждали, что именно в этот период поэт стал осознавать необходимость работы в нескольких жанрах.

Период заключения

Благополучный период в жизни писателя закончился неожиданно. В течение трех лет его произведения были приняты критиками и читателями, но в скором времени многим из них пришлось сожалеть об этом:

  1. В 1938 году поэт был обвинен в пропаганде, касающейся советского строя, политических деятелей и тех, кто занимал в то время руководящие должности.
  2. В качестве доказательства ему были предъявлены статьи критиков и других авторов, касающиеся раннего творчества Николая Алексеевича. Многие тексты были настолько искажены, что у обвинителей и судей не осталось ни малейшего сомнения в правдивости написанного. Особенно важную роль сыграл отзыв критика Лесючевского, который считал многие произведения поэта прямым призывом к борьбе с советским строем.
  3. Заболоцкого приговорили к расстрелу, но он не признался в создании контрреволюционного движения, поэтому казнь отменили.

В 1981 году за границей были опубликованы мемуары русского поэта на английском языке. В них он описывал свою жизнь в тюремном лагере. Именно из этой книги стало многое известно о заключении поэта. Николай Заболоцкий писал, что первые несколько недель к нему не применяли физических мер воздействия. Стражники пытались сломать его морально, истощить и привести к разложению личности.

Заболоцкий много дней подряд сидел на стуле. Ему не разрешали вставать, не приносили воды и пищи, запретили спать. Днем и ночью стражники сменяли друг друга, но допросы не прекращались ни на минуту.

Николаю задавали одни и те же вопросы, касающиеся его деятельности и сообщников.

Поэт вспоминает, что изо всех сил старался сохранять ясность рассудка, чтобы не навредить другим людям, которых также подозревали в сговоре.

После того как стражники сознали бесполезность подобных мер, они решили использовать другой подход. Поэта жестоко избивали. За стенами комнаты Заболоцкий постоянно слышал стоны и крики других заключенных, находящихся в таком же положении.

Наказание поэт отбывал с 1939 по 1943 год. Все это время Заболоцкий посылал своей супруге письма, в которых пытался ее успокоить. Именно эта переписка позже стала основой его книги «Сто писем 1938−1944 года».

После тюрьмы

Тюремная жизнь негативно отразилась на творческой личности. После возвращения в Москву знакомые и близкие отметили изменения в выражении его лица, взгляде и привычках. Николай носил одежду меньшего размера, был молчалив, нелюдим и чрезмерно сдержан. Возвращение в литературные круги было трудным.

В 1944 году Заболоцкий закончил перевод произведения «Слово о полку Игореве». Работа была высоко оценена критиками.

Именно этот успех стал толчком к возвращению в Москву и восстановлению в Союзе писателей СССР. В период с 1946 по 1948 год поэт пишет множество стихотворений. Все они были признаны авторами и читателями.

Именно в это время Николай Алексеевич пишет произведение «Оттепель» и «Журавли».

Все стихотворения в эти годы передавали читателю переживания автора, связанные с длительным заключением и несправедливостью правительства. После незначительного подъема снова происходит спад. Заболоцкий занимается преимущественно переводами художественных произведений.

Клуб поэзии. Н. Заболоцкий

Николай Алексеевич Заболоцкий

Все знают, что Ахматова – гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все – но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий.

«Зацелована, околдована, с ветром в поле…», 

«Душа обязана трудиться…»

 и даже «Котя, котенька, коток…».

Все это – Заболоцкий Николай Алексеевич.

Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны – самое искреннее признание в любви из всех возможных. С другой – вопиющая несправедливость по отношению к автору.

Проклятие недооцененности коснулось не только стихов поэта, но и собственно его жизни. Она всегда был «не в масть». Не соответствовал стандартам, представлениям и чаяниям. Для ученого он был слишком поэт, для поэта – слишком обыватель, для обывателя – слишком мечтатель.

Его дух никак не соответствовал его телу. Блондин среднего роста, круглолицый и склонный к полноте, Заболоцкий производил впечатление человека основательного и степенного.

Солидный молодой человек весьма прозаической наружности никак не соответствовал представлениям об истинном поэте – чувствительном, ранимом и мятущемся. И только люди, знавшие Заболоцкого близко, понимали, что под этой внешней бутафорской важностью скрывается удивительно чуткий, искренний и жизнерадостный человек…

Даже литературный кружок, в котором оказался Николай Алексеевич Заболоцкий, был «неправильный». Обэриуты – беспардонные, смешливые, парадоксальные, казались самой неподходящей компанией для серьезного молодого человека. А между тем Заболоцкий был очень дружен и с Хармсом, и с Олейниковым, и с Введенским.

Еще один парадокс несоответствия – литературные предпочтения Заболоцкого. Известные советские поэты оставляли его равнодушным. Не любил он и высоко ценимую окололитературной средой Ахматову.

А вот неприкаянный, мятущийся, призрачно-сюррелистичный Хлебников казался Заболоцкому поэтом великим и глубоким.

 Мировосприятие этого человека болезненно контрастировало с его внешностью, его образом жизни и даже происхождением…

О Николае Заболоцком

«Вообще Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт… Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше», – говорил еще в 80-е годы поэт Иосиф Бродский в беседе с писателем Соломоном Волковым.

Постараемся и мы на нашем очередном заседании Клуба поэзии понять «Что есть Красота?»  Николая Заболоцкого?

Раннее творчество Заболоцкого было проникнуто идеями символизма. Он писал стихи, но талантливым его не считали. Да и сам он отзывался о своих произведениях того периода как о слабых и насквозь подражательных. Окружающие видели его скорее ученым, чем поэтом.

В 1927 году вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Игорем Бахтеревым Заболоцкий основал литературную группу ОБЭРИУ, продолжившую традиции русского футуризма

https://www.youtube.com/watch?v=u_3pQ0TMPok

Ставя целью возродить в поэзии мир «во всей чистоте своих конкретных мужественных форм», очистить его от тины «переживаний» и «эмоций», Николай Заболоцкий совпадал в своих устремлениях с футуристами, акмеистами, имажинистами и конструктивистами, однако, в отличие от них, проявлял интеллектуально—аналитическую направленность. Обэриуты, по его мнению, должны были не только «организовывать вещи смыслом», но и выработать новое мироощущение и новый способ познания.

К публикации первого сборника стихов «Столбцы» у Заболоцкого была выработана собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении.

Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее элементов, и основную роль в этом играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. «Столбцы» были впервые опубликованы в 1929 году в Ленинграде.

Сидит извозчик, как на троне,из ваты сделана броня,и борода, как на иконе,летит, монетами звеня.А бедный конь руками машет,то вытянется, как налим,то снова восемь ног сверкает

в его блестящем животе…

Поразив всех, стихи Заболоцкого одновременно вызвали и взрыв негодования. Разворачивалась борьба против формализма, устанавливались принципы социалистического реализма, требовавшего особого взгляда на то, что Заболоцкого не привлекало.

В 1933 году Заболоцкий напечатал в журнале «Звезда» поэму «Торжество земледелия», вызвавшую мощную и еще более злобную волну критики. Однако сам Заболоцкий внешне не испытывал дискомфорта. «Искусство похоже на монастырь, где людей любят абстрактно, — писал он сестре своей жены Е.В.Клыковой.

— Ну, и люди относятся к монахам так же. И, несмотря на это, монахи остаются монахами, т. е. праведниками. Стоит Симеон Столпник на своем столпе, а люди ходят и видом его самих себя — бедных, жизнью истерзанных — утешают. Искусство — не жизнь. Мир особый.

У него свои законы, и не надо его бранить за то, что они не помогают нам варить суп».

В 1937 году был опубликован второй сборник стихов Заболоцкого под названием «Вторая книга», состоящий из 17 стихотворений, а 19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и осуждён по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду.

В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества.

 От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации. Постановлением Особого Совещания НКВД он был приговорен к пяти годам заключения и ИТЛ

В лагерных условиях Заболоцкий совершил творческий подвиг — он закончил переложение «Слова о полку Игореве», начатое им в 1937 году, и ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов.

В 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей. 

За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех стихотворений московского периода. В 1957 году вышел последний сборник Николая Заболоцкого, изданный при жизни автора. В него вошло 64 стихотворения и лучшие переводы.

В истории советской литературы Заболоцкий оставил глубокий след – как переводчик и поэт.

Николай Алексеевич является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов – Ш. Руставели,

Д. Гурамишвили, В. Пшавелы, Гр. Орбелиани, А. Церетели, И. Чавчавадзе.

Кроме этого, он перевел и переложил для детских изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Тиля Уленшпигеля» и один раздел «Путешествий Гулливера».

Николай Заболоцкий: биография, творчество

Стихи Заболоцкого – о поиске единственно правильного пути в жизни, вечном выборе между злом и добром. Они прославляют настоящую любовь, чуждую расчета и корысти, душевную красоту, ежедневный подвиг обычных людей, живущих по совести…

Н. Заболоцкий. Стихотворения.

Начало осени

Старухи, сидя у ворот,Хлебали щи тумана, гари.Тут, торопяся на завод,Шёл переулком пролетарий.Не быв задетым центром О,Он шёл, скрепив периферию,И ветр ломался вкруг него.Приходит соболь из Сибири,И представляет яблок Крым,И девка, взяв рубля четыре,Ест плод, любуясь молодым.

В его глазах – начатки знанья,Они потом уходят в руки,В его мозгу на состязаньеСошлись концами все науки.Как сон житейских геометрий,В необычайно крепком ветреНад ним домов бряцали оси,И в центре О мерцала осень.

И к ней касаясь хордой, что ли,Качался клён, крича от боли,Качался клён, и выстрелом ума

Казалась нам вселенная сама.

1928

В этой роще берёзовой,Вдалеке от страданий и бед,Где колеблется розовыйНемигающий утренний свет,Где прозрачной лавиноюЛьются листья с высоких ветвей, -Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

Пролетев над поляноюИ людей увидав с высоты,Избрала деревяннуюНеприметную дудочку ты,Чтобы в свежести утренней,Посетив человечье жильё,Целомудренно бедной заутреней

Встретить утро моё.

Но ведь в жизни солдаты мы,И уже на пределах умаСодрогаются атомы,Белым вихрем взметая дома.Как безумные мельницы,Машут войны крылами вокруг.Где ж ты, иволга, леса отшельница?

Что ты смолкла, мой друг?

Окружённая взрывами,Над рекой, где чернеет камыш,Ты летишь над обрывами,Над руинами смерти летишь.Молчаливая странница,Ты меня провожаешь на бой,И смертельное облако тянется

Над твоей головой.

За великими рекамиВстанет солнце, и в утренней мглеС опалёнными векамиПрипаду я, убитый, к земле.Крикнув бешеным вороном,Весь дрожа, замолчит пулемёт.И тогда в моём сердце разорванном

Голос твой запоёт.

И над рощей берёзовой,Над берёзовой рощей моей,Где лавиною розовойЛьются листья с высоких ветвей,Где под каплей божественнойХолодеет кусочек цветка, -Встанет утро победы торжественной

На века.

1946

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

Последняя любовь

Задрожала машина и стала,

Двое вышли в вечерний простор,

И на руль опустился устало

Истомленный работой шофер.

Вдалеке через стекла кабины

Трепетали созвездья огней.

Пожилой пассажир у куртины

Задержался с подругой своей.

И водитель сквозь сонные веки

Вдруг заметил два странных лица,

Обращенных друг к другу навеки

И забывших себя до конца.

Два туманные легкие света

Исходили из них, и вокруг

Красота уходящего лета

Обнимала их сотнями рук.

Были тут огнеликие канны,

Как стаканы с кровавым вином,

И седых аквилегий султаны,

И ромашки в венце золотом.

В неизбежном предчувствии горя,

В ожиданье осенних минут

Кратковременной радости море

Окружало любовников тут.

И они, наклоняясь друг к другу,

Бесприютные дети ночей,

Молча шли по цветочному кругу

В электрическом блеске лучей.

А машина во мраке стояла,

И мотор трепетал тяжело,

И шофер улыбался устало,

Опуская в кабине стекло.

Он-то знал, что кончается лето,

Что подходят ненастные дни,

Что давно уж их песенка спета,-

То, что, к счастью, не знали они.

1957

Источник: https://www.physpoetryclub.com/zabolockij

Refy-free
Добавить комментарий