Невербальные средства общения 6

������������ �������� ������� 6

Невербальные средства общения 6

����������� �������� ���������� �������������������� ������

�������������� ���������

������� ������������ ���������

�� �������� ����� � �������� ����.

����: ������������ �������� �������.

��������:

������� 1 �����

�������� ���������

(�� ���� ��. �����������)

������:

������� ������������

��. �������

2007

����:

1) ��������

2) ������������ �������� �������.

3) ������.

4) ������������.

� ����������� �����.

� ������������� �����.

� ������������ �����.

� ��������������� �����.

� ������������� �����.

� ������������ �������� ������.

5) ���� ������������� �������.

6) ������ ������������� �������.

7) ����������.

8) ������ ����������.

��������

������������ ������� ������ ��������� ���������. �� ����������������� ���� ����� � ���� ����, ���� �� ����, ������ � ����� ����������������������, ������ ������ ��������.������������ ������� � �� ��� ������ ���������������, ��� ����������.�� ���������� ������������ ������� � ������� ���������� (����������)������, ������, ���������, ��� ������ ������� �� � ��������� ������������������ ���� �������.

������������� ������� ������������ �� ������ �������� ��������� ���� �����������, �� � ������� ��������� ��������� ��������� ���������� �������, �� ������, �����, ��������, ����, �������������� �������, �� ���� ������ ���� ������������� (���������� � ����������, ������) �������.

���� ���� ��������� ���������� ������ �������� ���� �������, ����������, �� ������� ��������� ��������� ������� �����, ��� ��� � ���������������� ��������� ���� � �����.

���������, � �������, ��������� � ����������� ������, ����� ���������, ����� ��������� � �����. � ���� �� ���� ����������� ��� � ������������� ��������, �� ��� ����� �� �������� �������� ����, ������� �����������. ������ ���� ������ �������������, ����������, ����������������.

�� ������� �������, ����������� � ������������ ���������. � ��� �� ��������� ��������� ���� �������������� ���� ���������, ������� �� ������� � �������, ������� ��� �� ������. ������������ ������� ������� ������������, ������ ����� ��� �������� ��, ��� ���� �������, �������� �� �������� ����.

������� ���� ������� �������� ���� ����.

�� ����� �� ������������ �������� ������� �������� �������� �� ����� �������?

������

������� ����������� ������� ���������� �������� ��������� ����. ������ ��������� ��� ����� ������ ���������, �����������, ����� ������� �� ����������. ��� �������� �����, ������ ��������� �����, ��������� ���� ������� ���, ����������� ��� ��������������� �� ���������; ��������� ���� �����, ��������� �� ��� �������, ����������� �����, ��������� ����, ������ ���� �������� ����.

������ �������� ������� �����, �������� �����, ������ ��������� ������ ���, � ������� � ��������� �����, ����������� ������� ������ ���.

��� �������, ������������ � ������, � ����� �������, ����� ����� ����������������, ���������� ������ �����������. � ������ ������� ���������� �����, � ����� ������� �� ��� ������� �������, ��������� ��� ������������.

� ����� � ���� ������������� ������� � ���� ����, �����, ��� ���������� � �������, ������, ����. ������� �������, ��� ���������� ������ � �������� �� ��� ��������������� ������.

������������

� ������ ����� ������� � ������������ �����������.

�� ���� �� ������������, ������� ������������� ������ ���������� ������� ��� �������, ��� ����� �� ��� ������������ ���� ����. � ��� ��� �����������.

����� ���� � �������, � ����� ����������� ������������ �����, � ���� ����� �������������� �� ���������, �� �������������� �� ��������, ��������� ��������� �������� � ���������� ��.

��������, ����������� ��� ���, ��� ���� ������������ ���� ����� �� ��� �� ����, � ������������ �����, ������ ��� ���� ������������ ����������, � ������ �������� ���.

� ������� ����� ���������� �� ���� ���������� ���������, ������� �������� �� ���� ��������� ��������������, ���������� ��� ��� ���� ����.

���� ���������������, ��� �������� ��������� ��������, ��� ���������, ����������, ��������, �������������, ������������, ����� � ������ �������, � ��� �� ��������� ��������.

��������: �������� ������, ������� ������� , ������� ������, ���� �� �����������, �������� ������, �������� ����, ������ ���� �� ������, ��������� ����, ��������� �������, �������� ���.

�����

�� ��������, ��� � ��������� ���������, ������� � �������� ������, ���������� ����������� �����, ����������� ������.

��������� ����������� ��������� � ����� ������� � ���������� ���������� ����� �������� ������� �������� �� ������������.

�.�. ���� � �������� �������� �����: ������ �������� ����, �� ��� ������� ������������ ���������. ������������� ���� (�������� ����, ������ �����, ������ � ������� �������� � �.�.

) ������ ��������������� ������ � �������� ������ ����� ��� ���������� ����� (����� ���� ��������� ������ � �����, �������� ���� ����).

������� ������, ������������, ���������, ������ �������� ��� ���������, ����������, ��������� � ����������.

���� ������������ �������� �����: ���� �������� �����, �������� ��, � ��������� �� ������� ��������� �� ������������� ��������,

������������ ������� ���������� ����. � �� �� ����� �.�. ���� ��������, ��� �� ��� ����� ���������� ������������� �����������.

�������������, �����, ���� ��������� ������� ���� �� ���, �������� ������ ����, ������ ��������.

������������ ����� ��������� �������� ��������� �� ���������� ����, ������ �� ����������. �� ����� ��� ������ ����������� �������� ����������, ��������������� � ��� ������������� � ����.

� ����������� �� ���������� ����� �������������� ��: �����������, �������������, ������������, ��������������� � �������������.

����������� �����

��������� ����� ������� � �������� ����.

����������� ����� ������������ ���������� ��������, ���������� � ��������� ����, ����� ����, �� ���� ��, ��� ������ �������� ���������.

�����������, ��������, ���������:

�������, ��� ���� �����;

�������, ��� �� ��������,

����������� �� ������������ �������.

��������� ������ ���������, �� ������ ��������� ����������� �������� ����� � ������ �������. ��� ���� � ������� ����� ������������ ��������� ���������. �� ������ ������ ���������� ������ ������������ �������� ������ ������ ������ ����, ������������ ����� �������.

������������� �����

���� ���� ����� ������ �������������. ��������, �������, �������������, �������������� � ��� ��� ����������� �� ������ � ������� ����, � ���������, �� � � ������. �����, ���������� ������������� ������� ������, ���������� ��������������.

��������� �� ��� ���������� � ���������� ����������, ��������� ����� ����� ����� �������������. ��������: ���� ���� � �����, ���� ������� �� �����, �������� ���� �� ���, ���������� ������, ������ �������, �������� ������, ������� �� �����.

������������ �����

����� �� ��������� ����������: ������� �� ����, ���� ����� �� ����, ������ ��� ��, ���� ��� ������������ ��� ������? � ���� ��������� ��������� ������������ ����. �� ��������� �������� ����� �� ������� �� ���� ����������, ���������� ����� � �����, �������, ��� ���, ������������ ������� ���������� � �� �������, ����� ������.

������� ����� ��������, ������ ������, �����, ������� (������������, �������), �����, ��������� ����.

��������� ������������ ����� ����� �������� ��������.

���, ����� ��������� ���������� ���� �� ����� � �����, ��� ������, ������: � � ���� ��� (����) ������ ���, �� �������, ���� ���� � ������������, �������������� ���������.

������ ������, ����� ����������� ����� ������������ ���������.

��� ��������� ��������:

���� ������. ���� �� ����������, ������ ������ �������, ���������� ������� ����� �� ����, ��� ����� ����. �� ����� ������ ������� ���.

������ ��������. ��������� ������� ������ ��� ��� �� ����, �� ���� ��� ����������� ������: � ����� �������. ���� ����������� �������.

������������ ���� ������������� ������������ � ����� ������, ����������� �������, ����� ���� ������� (��� ��������� �������), �� ������� ����� �������.

��������������� �����

��������������� ����� ���������� � �������:

— ���� �� ������� ����, ����� ��������� �������� �������������;

— ���� ����� ���� ������������ �� �����-���� �������� (���������� ��������������� ����������, ���������� �����, �������������, �����������);

— ���� ���������� ������� ����������� � �������������� �� ��������� ������������� � ��������.

������, ��������� ���������������� �������, ����� ��������� ������� ����: ������ ����� ������� ��������� ���� ����.

������������� �����

�������� ����� ���� ������������ ������, ���������� �����������, �������� � ��������. ����� ������ ���� � �������, ��� ������ ������������� �� ������ �����, �� ������������. ���, ���� �� ���������, ����� ������ �������� ������ � �������, ��� �� �������� � ���� ������� ������� � ����.

����� ����� ������� � ���������� ��� ��������������.

��������� �� ��� ����� ������ ������������ ��������.

��������, ���������� ���� ��������� �� �������� �������.

����, �������� �� ������, ��������� �������������. ���� � ���� — ������ ������������. ��������� ������ ������ � ������� ������������ ��� ����.

������������� ����� ���������� ��� ���� ������� ��������. ���, ���������� ���� ������������ (��������������) � ��������� ������� ������ ������ ����. �� ������������ ���������; ������� �� ���������; ��� ���������� ����; ��������� �� �� ����.

���� ������������� � ���� ��������� � ����� (�������: ��� ������). �� ������������, ����� �������: ����� ��� �������; �� ����� �������.

�������� ��� �� ���� ������, ��������� � ������������� �������� ����� ��� ����� ������, �������� ������. ���� ���� ������������ ���������: ���, ���, ���! �� ����, �� ����, ����� ���;

���� ������������������, �������������� � ����� ���� ��������� �������� � ������� ���� � �������: ���� ���� �� �����, ������ �� ��; ������ ���� — ���� ������.

���� ������������, ������������� � ������ ������������, �������������� � ������ �������: ��� ���� ���������; ������������.

����� �����������, ��������, ����� � ������ ����������� � ������ ��� ����������� � ������ ���: ��� ������ ����������� ; ������� �������� ������.

������������ �������� ������

���� ��������������� ���� ������ � ����������� �������� ����������, �� ����-������ ������ � �����������. ��� ���������� ������� ������ ������-�� ������ ��� ������������� ����������. ��� � �����������, ��������, �����������, ���������, ������ � ��������.

���, ������� � ���� �������� ���������� ������� ������-�����, � ������� �����-������.

� ������������ ��������� ��������� ������ ��������������� ����� ����. � ���������, ����� ��������, �������������� ��� ����������� ������ (������������ � �������) � �������, ���������� �� ����, ������ ������ ������.

�� ���� ������ ��������� � ����, �� ���� ����������� ��������� �� ��� �� �� ������. ������ ������ ������������ ���� ���� ���������� �� ����, ���� �������� ������, ��� ���� ������.

������� ���� ���������� ������� �������������� ����, �� �������� ����� ������ ���������, �� �������, �� ����� ������ ��������. � ���. �� ������ ������� ������ ���� ���� ����������� ����� �2�. � ����� � ���� �������� ����� ��������.

����������� ������������� ����������, ����� �������� ���� ����, ���������� �������-��������� ��� ������ � ���������� ������� � ���� � ���� ��������������, — � ������ � ����� �� ���� ���� �������� ��� ������ ����.

��� ���� ������������ ������, �� �������������, ��� ��������� ������������ � ����� ����������. ������ ������ ������, ����� �������� ����� ��������� ���������� � ���������� ���� ������������ �������.

���, �� ��������� �������� ��� ���� �������� (������� ������ ���� ������-�����) ��������� ��������� ���� ����� — ������ � ����� ��������� � �������, ���������� � ���������. ���� ���� ����������� � ������.

�� ����, ����� �� �������: ������� ���� ������, ��� ����� ���, ��� ������ ��� �������� � ������ ��� �� ����.

���� ����� � ����� ������� ��������� ���� �������� ��� �������������� �����. ��� �����, ������� �������� ��������.

��������, ������ ������� � �����������, ������-�� ������������� �������, ���������� �������, ��������� � ��������� ���������� ���.

������� �������, ������ ���������������, ��� �����, �� �������� � ����� � ������, ��������� �������� ����������� ����� ����, � ��� ������������.

������������ ����� �������������� �� �����, � ����������� �������. ������� ����������� ����� ��� �� ���������. ��� ����� ���� ������������ ������������ ����, (������ �������� � �������� �����), ��� �������������� ���� ������������ ������, (���� ������������� ������ �� ����, ������� �����) �� �������� � ������������� ���� (����������� ����� �� ������� � �������).

�����, ��� � �����, ������ ����� ��������������, ������� ���� ����������, ����������� ��������. ������ �������, ��������, ���������: �������� ������� �����, ����� ��������� ����� � �����, ��� ������ ������ ����-����; �������� ������� ����� �����, ��� �������� ��� ��� �����, ������� ��������.

������ �� ������ � ���� ������ ����������������� � �������� ����� � ������ �������, �������� ���������� ���������� ��� ����������� ������.

�������������� ����, ���� ���� ����� �� �������� ����, ��������� ���� � ������� �����. ��� ������ ��� � ������ ������������ �� ����������� �������� ������, ��� ������������ �����. ���, � ������� ������������ �.

������ (1830) �������: ����� � ���, ����� � ���� ������� ������ ����������� ��� ����������� �����������������, ��������� ��������� ����� � ����� ���������, ����� �������, ������� ������������, ������������������� ���������� ����������� ����������.

������� ���������, ��� ������������ ����������� � ���������� ����������. ��������� ���� �� ������� ��������, ������������. ����������� ������ � ����� ���������� �� ����� �������� ��� ������. ������� ��, ��������������, ���������� ����������� � ���������� ����� ������, ����� �������������.

������ ������ ��������� ���, �������� �� ��������, ������� ����������� ��������� �� ������ � ��������� ��� ����������� �� ����������.

������������ �������, ��� �������, ��������� � ���������������. ��� ����������� ������� ��� ������� ������ ����������� ������������� ������.������� ������������ ������� � ����� ���� � ���������. ��������� ������������������� �������, �� ����������� ����������� � ����������� ����.������� ������, ������ �������, ������� �����, �� �������� ���� �������������� � �����, ��� ������� �� ��� ��� ������ ����. ���� ������� � ������ �� ����� ���������� ��� ����. ������������ ���������������� � ��� ��������� �������. ��� ��� ������ ��:� ������������, �������� ��� ����������� ������������ ��������� ���������������;� �������� ���������� ����������� ��� ��������������;� �������� ���� ������ � �������;� ���������� ��� ���������;� ������������ � ������������ �� ������ ���;� ���������� ���������� ����, ��������, ��� �������� ���� �� ����������. ������������ � ���������, �� ����� ��� ������, �����, ������� ����������, ��� ������������� ������ � ��������� ��� ����������. ���, �����������������, ��������� ������, �������� ���, ��� ����� �������� ���.������������ �� �����, �� ��� ��� ����� ��� �������. ����������� ���������������� ��������������� � ������� ������, ������� ������ ��������������� ��������. ���� �� ���������� ���������, � ������ ������, �� �������������� ���� � ������� ����. �������� ����� ������������ ������, �� ����� �������� �������� ��� ��������. �������� ����� ���������� � �������� ��������, ��� ������� ������������ �������������, ���������� � ���� �����������. � ��������� ������������ ������ ����� �� �������. ����� ����, ���� ����������� � ������������ �������� � ������ ��������� ������ ������ �����������. ���� �� ������ �� ������� � ������� ������, ����� ����� ������� ����, ������ �������� �����������, �� ��� ���� �� ������� ������� ��������������������� ���� �����������, ���� ������ ��������� �� ����� ��� �������������� ������������� ������������ � ������������� �����������. ������������ ���� �������� ��� ��������� ����� ������ � ���������������� � ��������. ������������ �������� �� �������� ������ ���������������� ������� ����������. ������ � ����� ���� � � ����������. ��������������������� � ���� � � ������������ ������ ��� ���������: ����������, ������,������, ��� ������. ������ ������������� ������� ������� ����� ���������� ���������� ������������� ���������� �������. ������, ����� ������ ������� ���� � ������ ����������� ������������������� ���� ��� ����� �������� (�����������). ��������, ������������� �� �����, ��� ������ �� ������ ������. ��������� ���� ��������������. ���� ���� �������� �������� ���-������, ������� �������� �������, ������� �������� ��������, ������ ������� ��� �� ����, ����������������� ���� ��� ������� ����������, ��������������� ������������� ��������� � �.�., �� �� ��� ����� ���������. ���������� ��������� �������. ������������ ������� �� ����� ���, �������. �� ����� ��������� ��� ����� �� ����������, �� ������� ����������� �������, �� ������� �������� ��� �������, �� ������� ��� ������, ������������ � ��� ��� �� ����� ������ ������� (����� ����� ����� ��� ����� ������� �����������, ���������� � ���� ����������). ��� ��������������������� ������ �� ��������. ������ ��������� ����� � �����, ����� �����������, ����������, ��������������, ����������, ������ ��������������?� � �. �. �������������� ��������������� ������. ����� ������ ���� �����, �������������, ������������: ������ ����������� (�����������), �������� ����� ����� (� �� ���� ����) � ���������� �����������, �������� ������� ������ ��� ��������� � ����-�� ��� � ����� ����������� � ���. ��� ��������� ������ ����� �������� ����������� ������ �������� �������. ���, ���� ���� �' ��� (��� ������), ������ ��������� ������ ������������ �������, � ����� � ������ � ����, � ������ ������� ��������������� ������ ������������� � ��������. �� ������� �� �������� ��������� �������. � ������ � �������, � � ��������� ������� �������������������������� ���� ���� ������������ ��� ����������� ����������������� �������. �������� ����� ������� ����� � �������, ���������, ������ � ������������� ����� ��� ��������: ������� ������� ������ (���������) ��� � �������. ���� ��������� ����� �������� ������� �����, �� ��� ������������������� �������� � ����� �� ���. � ������ ���� � ��������� �������������� �������� ����������. � ���������� ��� ���������� ����� �1�. ������ � ����, �������� ������� ����� �� �����, � ������ � �� ���. ����� ������� ��� ��������� ������ ���� �� ������, ��� ������, ��� ��������� �����-���� ���� ������. ���� �������� ��� ������� ������� ����������� �� ���, �� ��� ����� �� ������� ����������, ��� ������� �����. ����� ����� ������ ����� �������� ���� ������� ���������� �� ��������� � ����-����. ���������, ����� �� ��� � ��� ���� ��������� ������������ �����,��������, ��� ���� ��� �����������, �� �� ������� � ������ �����������.��� ��, � ���������, ������� ������������� ������ � ����� ��������, ��� ���-�� ������ ���������� �����.�������� ����� � �������� �������� ����������; � ������ � ��������������������.��������� �������� ���������, ����� ����������� ������������ ������� ������. ���� �� ���� � ��������� ��������, ��� ��������� ��� � ��� ���������������� � ��������� ������������ ���������.����� ������� ���-�� ��������, �� ��������� ������� ��� �������, ���������� � ����� �, ������ ������ ����������, �������� � ������ ������ �������.���� �� ��������� ������������ ������� ��������� ����, �� ��� ��������, ����� �� �������� ����, � ��� �������.� ��������� ����������� ������� ���� �������� ��������� ��� ��������������. � ������ ��� ������ �������� ���� ���������� ���� � ���������� ��������������.������ ����� �� ����������� ���������, �� � ������ ���� �������� ����������� ����� ��������. ���� ���� ������� �������� ������������ � ����������������������, �� ����� ����������� � ������ � ������. ����,- ���� ������ ��� ��������. �������� ��� ��������: ���������� ������ ����� ������ ����, ����� �� �����, ����� �� �������. ���� ���� ��������������������� ������� ����������� ������ ��� ������������� ���������;- ������ ��� ����� (��� ����� ���� ������ ��������� ������� ��� �����).������ ���� ��������, ��� ��������� ���������, ��� �� �����;- ����������� � ��������� ���. ���� ���� ������� � ���, ��� ����������������� ������� � ����� ����������;- ����������� � ��������� ���. ������ ���� ������� � �������� �������������� ��������;- ������ �� ���. ���� ���� ������� � ���������� ����������� � ��������� ����������;- ���������� �������� ���, �����, ����������, ���������� ���� ������ � ������������������ � ���, ��� �� �� �������� ������������� � ������ ������ ����-����;- ������� ������� ����� � ��� �������� ����� ����� ����������� ����, ����� ���-�� ��������;- ����������� ��� �� ����� ����������� ������������� � ���, ��� ������������� ��������� ��� ������� �� ������ ����.���������� ��� ����� ������ ��������� ��������. ���� ���������� �������������� ��� ����������� �����, �� ��� ��������, ��� �� ��� ������������ �����������;- ���� ������������ �����������, ���� �����������, ����� ��������� ���� ���� ����� ����������� � ������;- ��������� ������� ���� ����� ��������� ��������� ����. �� ����������������� � �������� ������. ���� ���������� ������ ������ ��� ����, �� ������������� ������� ��������;- ���� ��� ���������� ����� �� �������, ��� ������, ��� ������������������ ���, �� ��� ����� ��������, ������ ��� ������� �������; ������� ������������� � ������������ ���������� ����� ��� ������. ���������� � ���� ��������, ������� ����� �������� ��� ���������������� �������, ����� ���������� �� ������ ������������ ��� �� ����� ��������� ��������� � ������������� ��� �� ������. � ����� ��������� ������� ��������������. ������� ���� ���������������� ��� � ����, �� ����������� ������� ����� � ������������������� � ������ ��������� ���-����. ������ ������ ����������� ������������ �����. �������, ������� �� ����� ��������� �������� ������ �� ������� ��������� ��� ��� ���� ����� �� �������, ����� ���������� ��������. � ����������� ������ ����� ����������. �� ����, ��� ��������� ��������� ��� ��������, ����� ���������� ������������ � ����������� � � ���������. ���� �� ��������� ��� ��������������, ��� ��������, ��� �� �������� ������������ � �������� ��� ��������.���� ��� ��������� ����, �� �������, ��������, �������� ���������, ��������� ������� �� ��������� ���, ��� ������ �������� ��� ���������. ������� ����� �������� ������ ������������ �������� � �������������������� ��������. ���� ���� ��������� � �������� ��� �� ��� �����������,���� �� ������� ��� ����, ��������� � ��������� ���������. �������, ��������� ���� �������� �� ������, � ������ �������, ���-�� ��������. ��������� ����� � ������� ������ � �������� �� �����, ��������������������. ���������� ����� ������ � ���������� �������������. ������������� � ���������� ������� ��������. �������� ����� ��������, ��� ������������������ � ��������� ���������, ��������� �� ���. ��� ����, ����� ������� �������� ���� � ������, ���� ���� ���������������������, ���������� ������ ������������ �� ����� ������ ����� ����������,������� ������� ����������� � ���� �����������, �������� ��� �� ������������������� � �������� � ���� ����� �������������.���������� ������� �������� � ���� ���������� � ������������ ������ ������������������. ��� ���� ����������, ����������� �� ������������ �������,�����, ��� �����������, ��� � ������������� ���������, ������������� ��������� ����. ������������ ���� ����� ������������ ���������, �������������, � ������ � ����� ����������. ���� ����������, ����������� ��������������� ������, ������������ ����������, ���������� �� �����������,�� ������ ������� ������������. ��������� ��������� ����� ������ ����� �������� � ��������� ������������� � ����������� ������. ��� ����� �������������� � ������ ������������� ������� � �������, ������ ������� ����� ���� ����� ��� ���� ������ ������� ������ � ������������� � ������. ��� �� ������ �� �� ����� ����-��,����� �� ��� �� ����� ������ ����� �������, ��� ��� ���, ��� �������� ���������, �������������� ������. ������ ����� ��� ��� ��������� ���� ����������� � ������������ �����, ��������� � ���, ���� �� ������ �������. ����� ������������ ���� ������, ��� ���� ����� ������� ����� ������������ � �������������� ���. ������ ������, ����� ��� ��� �����������.

����������.

����������   ..  231  232  233   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_11/232.htm

Статья

Невербальные средства общения 6

План

Введение ……………………………………………………………………. 3

Невербальные средства общения и их классификация …………………. 4-5

Роль невербального общения ……………………………………………… 6-9

Заключение …………………………………………………………………. 9

Список использованной литературы ……………………………………… 10

Приложение ………………………………………………………………… 11-13

В настоящее время в процессе общения людей не последнее место отводится «невербальному общению».

Общаясь с друзьями, коллегами и родственниками, мы очень часто прибегаем к данному способу общения, и в основном мы это делаем не произвольно, подсознательно.

Невербальный «язык» во многом создаёт первое впечатление о нас и об окружающих, и определяет наше отношение и реакцию друг к другу.

Если бы люди сознательно относились к этим безмолвным сигналам, то тут же открыли бы для себя возможность более полно и эффективно их использовать [2].

Учёными доказано, что две трети поступающей нам информации при личном разговоре с собеседником передаётся именно невербальным путём.

В своей знаменитой книге «Язык телодвижений» австрийский писатель Алан Пиз [приложение 1] утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов.

Эти способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи.

Общение – это процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.    Цель – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу [6].

Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые, сенсорные или телесные контакты.

Общение людей не может быть уподоблено разговору по телефону, где люди обмениваются информацией вербальными сообщениями. В общение людей вовлечены эмоции общающихся, которые определённым образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечён в общение.

Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особую невербальную коммуникацию. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врождёнными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком [5].

Благодаря невербальному общению, человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около двух – трёх лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Невербальные средства общения делятся на 6 групп: [приложение 2]

1. Оптокинетические (изучает их наука, называемая кинесикой. Кинесика – наука, которая изучает совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. К данным средствам общения относятся: жестикуляция, мимика, пантомимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

2. Паралингвистические (Изучает наука просодика. Просодика– это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса и его тембр. Существенное изменение ых характеристик характеризует степень внутреннего волнения.

Монотонная речь часто свидетельствует о скованности партнёра по общению. Приторно-лилейный голос означает неискренность высказывающегося, а «металлические нотки» говорят об энергии, твёрдости, решительности собеседника.

К паралингвистическим средствам относятся: интенсивность, тембр голоса, интонация голоса, качество голоса, диапазон голоса, тональность голоса);

3. Экстралингвистические (представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения. К ним относятся: паузы, темп речи, связанность речи, смех, покашливание, заикание).

4. Проксемические (Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Изучает эту область такая наука как проксемика. Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл [приложение 3], который в начале 60-х годов и ввел термин «проксемика» (proximity — «близость»).

К проксемическим средствам общения относятся: физическая дистанция контакта, персональное пространство, угол поворота к собеседнику).

5. Тактильные (изучается данная область такесикой, исследующей прикосновения в ситуации общения.

Под тактильными элементами понимаются контакты собеседников, производящиеся передними конечностями, головой, туловищем и другими частями тела. Наибольший интерес представляют контакты передних конечностей.

К тактильным средствам относятся: рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощёчины, удары).

6. Ольфакторные (естественные и искусственные запахи человека, запахи окружающей среды, в которой происходит общение).

Роль невербального общения

Можно обмануть словами, но нельзя обмануть голосом.

Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют [4].

Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

При передаче заведомо ложного сообщения неконтролируемые параметры входят в противоречие с контролируемыми. Даже если нам не удастся в явном виде выделить и осознать неконтролируемые параметры собеседника, мы почувствуем некоторую неестественность, внутреннюю противоречивость получаемой информации. У нас возникнет чувство неестественности ситуации, что не сможет нас не насторожить.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа, поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык.

Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов. Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении.

При его помощи мы:

• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

• передаем информацию сознательно или бессознательно;

• выражаем свои эмоции и чувства;

• регулируем ход разговора;

• контролируем и воздействуем на других лиц;

• восполняем недостаток слов.

Невербальное общение — не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства [3].

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. 

Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

  • Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
  • Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
  • Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
  • Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
  • Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

  • Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
  • Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
  • Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
  • Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
  • Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.

Интонация и тембр голоса

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.

  • Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
  • Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
  • Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
  • Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию.

При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.

Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

  • Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
  • Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
  • Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
  • Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
  • Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
  • Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
  • Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
  • Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
  • Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам.

Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы.

Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей [1].

Список использованной литературы

1. Аминов, И.И. Психология делового общения / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2013г. — 304 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева.  — М.: Аспект Пресс, 2014г. — 376 с.

3. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов. / И. Биркенбил. — С.-П.: «Питер», 2014г. — 176 c.

4. Введенская, Л.А., Павлова, А.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015г. – 448 с.

5. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. / И.Н. Горелов. — М.: «Наука», 2015г. — 238 с.

6. Ковальчук, А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. / А.С. Ковальчук. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2015г. — 300 с.

Приложение

  1. Австрийский писатель Алан Пиз. Книга «Язык телодвижений»

  1. Невербальные средства общения делятся на 6 групп.

  1. Американский антрополог Эдуард Т. Холл

Источник: https://infourok.ru/statya-neverbalnie-sredstva-obscheniya-2527845.html

Словарь невербальных средств общения

Невербальные средства общения 6
Общение – это разговор, но иногда создаются ситуации, когда словами не передать всего того, что необходимо. Невербальные средства – часть привычного общения. Они помогают точнее передать информацию или правильно ее воспринять.

Невербальные средства общения – это способ передачи информации без слов, без помощи речевого аппарата. Что предлагается считать невербальным средством:

  • жест;
  • мимику;
  • позу;
  • голос;
  • движение;
  • прикосновение.

Под голосом имеется в виду не слова, а звуки. По тону, тембру определяется настроение человека, его чувства. Если голос грубый, переходящий в крик, чаще произносящий злится, пытается донести свое недовольство, упрек, огорчение. Крик может передавать страх, ужас или гнев.

Тихий голос характеризует усталость, неуверенность. Медленная речь – человек волнуется. Отсутствие голоса – это тоже показатель. В ответ на вопрос – молчание, общение не получится, возможно, у человека не хватает знаний.

Невербальные средства разделяются на группы:

  • Экспрессивно-выразительные движения: позы, мимика, походка, жестикуляция.
  • Тактильные движения: прикосновения, пожатия руки, поцелуи, объятия, проявления ласки и внимания.
  • Пространственные движения: дистанция, ориентирование, размещение.
  • Визуально-контактные движения: взгляд, его направление, длительность и частота.

Классификации не дают точного разграничения невербальных средств. Группы могут проявляться в комплексе.

Психологи предлагают обращать внимание на то, как средства используются. Человек может вести себя по-разному:

Открытость собеседника характеризуется так:

  • естественная мимика лица (улыбка, спокойствие, радость);
  • повернутые ладони;
  • широко раскинутые руки;
  • уверенная посадка головы;
  • расправленные плечи;
  • прямой взгляд.

Закрытость чувств проявляется в других характеристиках. Руки чаще прижаты к себе, скручены, пальцы двух рук плотно сжаты. Другой вариант закрытости – руки за спиной. Человек такими движениями ставит между собой и собеседником стену, преграду. Он перекрывается руками.

Психологи изучили расположение указательного пальца во время разговора, и нашли ему объяснения. Указательный палец у виска – человек думает, анализирует, критикует. Палец у щеки – состояние раздумья, выбор решения.

По жестикуляции можно определить состояние человека. Если говорящий сомневается, он пытается прикрыть рот рукой. Когда хочется почесать ухо, потереть ладони, пошевелить волосы, создается ощущение неуверенности, непонимания.

Другие группы жестов:

  • Доминирование: нога загнута и положена на колено другой, руки запрокинуты за голову, ухмылка и перехватывание инициативы рукопожатия.
  • Превосходство: специальные позы тела и рук.

У каждой эмоции есть свое изображение:

  • опущенные плечи и тусклый взгляд – грусть;
  • широкая улыбка, смех и резкие взмахи рук – радость;
  • изумление, полуоткрытый рот – страх;
  • покраснение, побледнение кожи лица, бегающий взгляд – стыд;
  • голова на руке, отрешенность – скука;
  • сжатый кулак, строгий взгляд – гнев;

У каждой эмоции свой набор невербальных средств, свой взгляд, расположение рук, поза.

Для передачи своих чувств можно создать собственный словарь невербальных средств. Для символов можно взять различные предметы:

  • смайлы;
  • цветы;
  • краски;
  • рисунки.

Смайлы – один из наиболее популярных средств передачи разговора через интернет ресурсы, телефон. С помощью смешных кружочков легко передать чувства: смущение, любовь, плач, удивление, приветствие. Для этого изменяют глаза, добавляют руки, улыбки.

Цветы с древности символизируют различные состояния души:

  • ирис – уважение;
  • гвоздика – невинность;
  • гиацинт – постоянство;
  • фиалка – уверенность;
  • тюльпан – любовь.

Краски также способны помочь и стать средством общения:

  • черный – тоска;
  • белый – нежность и чистота;
  • голубой – холод.

Словарь невербальных средств общения помогает усилить речь, донести до собеседника то, что сложно передать словами.

В 6 классе Обществознание предлагает изучить невербальные средства общения между людьми. Зачем нужны невербальные средства, как они помогают во время общения. Можно ли самому создать словарь невербальных средств? Понимать язык жестов необходимо каждому, он поможет распознать обман, точнее передать чувства, донести до собеседника информацию.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 111.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/slovar-neverbalnyh-sredstv-obscheniya-6-klass.html

4.6. Невербальные средства общения

Невербальные средства общения 6

Согласноисследованиям, значительная частьречевой информации при обменевоспринимается через язык поз и жестови звучание голоса.

55% сообщенийвоспринимается через выражение лица,позы и жесты, а 38% – через интонации имодуляции голоса. Отсюда следует, чтовсего 7% остается словам, воспринимаемымполучателем, когда мы говорим.

Другимисловами, во многих случаях то, как мыговорим, важнее слов, которые мыпроизносим.

Учитьсяпонимать язык невербального общенияважно по нескольким причинам. Во-первых,словами можно передать только фактическиезнания, но чтобы выразить чувства, однихслов часто бывает недостаточно. Чувства,не поддающиеся словесному выражению,передаются на языке невербальногообщения. Во-вторых, знание этого языкапоказывает, насколько мы умеем владетьсобой.

Невербальный язык скажет о том,что люди думают о нас в действительности.И, наконец, невербальное общение ценноособенно тем, что оно спонтанно ипроявляется бессознательно. Поэтому,несмотря на то, что люди взвешивают своислова и контролируют мимику, частовозможна утечка скрываемых чувств черезжесты, интонацию и окраску голоса, т. е.

,невербальные каналы общения редкопоставляют недостоверную информацию,так как они поддаются контролю в меньшейстепени, чем словесное общение. Всоциально-психологических исследованияхразработаны различные классификацииневербальных средств общения, к которымотносят все движения тела, интонационныехарактеристики голоса, тактильноевоздействие, пространственную организациюобщения.

Следует отметить, что невербальноеповедение личности полуфункционально.Невербальное поведение:

– создаетобраз партнера по общению;

– выражаеткачество и изменение взаимоотношенийпартнеров по общению, формирует этиотношения;

– являетсяиндикатором актуальных психическихсостояний личности;

– выступаетв роли уточнения, изменения пониманиявербального сообщения, усиливаетэмоциональную насыщенность сказанного;

– поддерживаетоптимальный уровень психологическойблизости между общающимися;

– выступаетв качестве показателя статусно-ролевыхотношений.

Эффективностьобщения определяется не только степеньюпонимания слов собеседника, но и умениемправильно оценить поведение участниковобщения, их мимику, жесты, движения,позу, направленность взгляда, т.

е. понятьязык невербального общения. Этот языкпозволяет говорящему полнее выразитьсвои чувства, показывает, насколькоучастники диалога владеют собой, какони в действительности относятся другк другу.

Невербальныесредства общения изучают следующиенауки:

1. Кинесика изучаетмимику, жестику, пантомимику.

2.Такесика изучает прикосновения,поглаживания, отталкивания и др.

3.Проксемика исследует расположениеобъектов общения в пространстве.

Мимика– движение мышц лица, несет свыше 70 %информации. Лицо человека может сказатьбольше, чем произнесенные слова. Замечено,что если глаза человека встречаются сглазами партнера менее 1/3 времениразговора, значит, он лжет.

https://www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Влитературе отмечается более 20 000 описанийвыражения лица. Главной характеристикоймимики является ее целостность идинамичность. Это означает, что вмимическом выражении лица шести основныхэмоциональных состояний (гнев, радость,страх, печаль, удивление, отвращение)все движения мышц лица скоординированы,при этом основную информативную нагрузкунесут брови и губы.

Общающиесялюди обычно смотрят в глаза друг другуне более 10 секунд. Если на нас смотрятмало, мы имеем основание полагать, чток нам или к тому, что мы говорим, относятсяплохо, а если слишком много, это можетвосприниматься как вызов или слишкомзаинтересованное к нам отношение.

Американскимипсихологами Р. Экслайном и Л. Винтерсомбыло доказано, что взгляд связан спроцессом формирования высказывания.

Когда только человек формирует мысль,он чаще смотрит в сторону, «в пространство»,когда мысль полностью готова – насобеседника.

То, кто в данный моментговорит, меньше смотрит на партнера –только чтобы проверить его реакцию изаинтересованность. Слушающий в своюочередь больше смотрит в сторонуговорящего. По своей специфике взглядможет быть:

1)деловой – когда взгляд фиксируется врайоне лба собеседника, это предполагаетсоздание серьезной атмосферы деловогопартнерства.

2)социальный – взгляд концентрируетсяв треугольнике между глазами и ртом,это способствует созданию атмосферынепринужденного светского общения.

3)интимный – взгляд направлен не в глазасобеседника, а ниже лица – до уровнягруди. Такой взгляд говорит о большойзаинтересованности друг другом вобщении.

4)взгляд искоса используется для передачиинтереса или враждебности. Если онсопровождается слегка поднятыми бровямиили улыбкой, он означает заинтересованность.Если же он сопровождается нахмуреннымлбом или опущенными уголками рта, этоговорит о критическом или подозрительномотношении к собеседнику.

Все жесты в общенииможно разделить на следующие группы:

• коммуникативные(жесты приветствия, прощания, привлечениявнимания, запретов, удовлетворительные,отрицательные, вопросительные и т.д.);

• модальные,т. е. выражающие оценку и отношение(жесты одобрения неудовлетворения,доверия и недоверия, растерянности ит. п.);

• описательныежесты, имеющие смысл только в контекстеречевого высказывания.

Впроцессе общения не нужно забывать оконгруэнтности,т. е.совпадении жестов и речевых высказываний.Речевые высказывания и жесты, ихсопровождающие, должны совпадать.Противоречие между жестами и смысломвысказываний является сигналом лжи.

Жесты при общениинесут много информации. В языке жестов,как и в речи, есть слова, предложения.Выделяют следующие виды жестов:

1.Жесты-иллюстраторы – это жестысообщения: своеобразные движения руками,соединяющие воображаемые предметы.

2.Жесты-регуляторы выражают отношениеговорящего к чему-либо (улыбка, кивок,направление взгляда, движения рукамии пр.).

3.Жесты-эмблемы – своеобразные заменителислов или фраз в общении (жесты, обозначающие«здравствуйте», «до свидания» и пр.).

4.Жесты-адапторы – это специфическиепривычки человека, связанные с движениямирук: почесывание, касания партнера,поглаживание).

5.Жесты-аффекторы выражают определенныеэмоции через движение тела и мышц лица.

Впроцессе общения используют множествовидов жестов: жесты оценки (почесываниеподбородка), жесты уверенности (соединениепальцев в купол пирамиды), жестынервозности (переплетение пальцев рук),жесты самоконтроля (сведенные за спинуруки), жесты ожидания (потирание ладоней),жесты отрицания (скрещенные на грудируки), жесты расположения (прикосновениек собеседнику), жесты доминирования (выставление больших пальцев напоказ),жесты неискренности (прикрывание рукойрта, прикосновение к носу, бегающийвзгляд) и др.

Существуетнациональная специфика использованияжестов в процессе общения, так в течениечаса финны жестикулируют примерно 1раз, французы – 20, итальянцы – 80,мексиканцы – 180 раз.

Следующиевиды невербальных средств общениясвязаны с голосом, характеристикикоторого создают образ человека,способствуют распознанию его состояний,выявлению психической индивидуальности.Паралингвистическая характеристика(просодика) – общее название такихритмико-интонационных сторон речи, каквысота, громкость ого тона, тембрголоса, сила ударения.

Экстралингвистическаясистема – это включение в речь пауз, атакже различного рода психо­физиологическиепроявления человека: плач, кашель, смех,вздохи и т. д. Паралингвистическими иэкстралингвистическими средствамирегулируется поток речи, экономятсяязыковые средства общения, они дополняют,замещают и предвосхищают речевыевысказывания, выражают эмоциональныесостояния.

Энтузиазм, радость и недовериеобычно передаются высоким голосом, гневи страх – тоже довольно высоким голосом,но в более широком диапазоне тональности,силы и высоты звуков. Горе, печаль,усталость обычно передают мягким иприглушенным голосом с понижениеминтонации к концу фразы.

Скорость речитакже отражает чувства: быстрая речьсвидетельствует о взволнованности илиобеспокоенности; медленная речь – обугнетенном состоянии, горе, высокомерииили усталости.

Итак,нужно уметь не только слушать, но ислышать интонационный строй речи,оценивать силу и тон голо­са, скоростьречи, которые практически позволяютвыражать наши чувства, мысли, волевыеустремления как наряду со словом, таки помимо него, а иногда и вопреки ему.

Более того, хорошо подготовленныйчеловек может по голосу определить,какое движение совершается в моментпроизнесения той или иной фразы; инаоборот, наблюдая за жестами в ходеречи, можно определить, каким голосомговорит человек. Поэтому не нужнозабы­вать, что иногда жесты и движениямогут противоречить тому, что сообщаетголос.

Следовательно, необходимоконтролировать данный процесс исинхронизировать его.

Общениевсегда пространственно организовано.Известно, что животные устанавливаютсвою сферу обитания и охраняют ее.Оказалось, что и у человека есть своиохранные зоны и территории.

Если мыбудем их знать, то сможем обогатить нашипредставления о своем поведении иповедении других; сможем прогнозироватьреакцию нашего подчиненного в процессеуправленческого общения. Одним из первыхпространственную структуру общениястал изучать американский антропологЭ. Холл.

Он и ввел термин «проксемика»,буквальный пе­ревод которого означает«близость». К проксемическим характеристикамотносятся ориентация (положение)партнеров в пространстве в моментобщения и дистанция между ними.

Напроксемические характеристики общенияпрямое влияние оказывают культурные инаци­ональные факторы. На основемногочисленных исследований психологипришли к ряду важных выводов:

1.Физическое тело не только большинстваживотных, но и человека окруженоопределенной пространственной зоной,которую они считают своей собственнойличной территорией.

2.Размеры личной пространственнойтерритории социально и национальнообусловлены (у южных народов и в городскихусловиях эта территория меньше, ународностей средней и северной полосыи в сельской местности она больше).

3.Личная пространственная территориячеловека имеет ряд зон, размещение вкоторых свидетельствует о степениэмоциональной близости, значимостипартнера по общению.

Э.Холл описал нормы приближения человекак человеку – дистанции, характерныедля североамериканской культуры. Этинормы определены четырьмя расстояниями:

• интимноерасстояние (от 15 до 45 см) – общение самыхблизких людей, из всех зон эта самаяглавная; разрешается в нее проникатьтолько тем, с кем человек находится втесном эмоциональном контакте (супруги,дети, родители, близкие друзья иродственники и др.);

• персональное,или личное (от 45 до 120 см) – в пределахэтой зоны осуществляется каждодневнойобщение между приятелями и знакомыми;

• социальное(от 120 до 400 см) – предпочтительно приобщении с чужими людьми и при официальномобщении; это общение людей происходитв строгом соответствии с их социальнойролью, когда желают подчеркнуть социальныйстатус общающихся; по сути дела в этойзоне беседуют скорее не личность сличностью, а должность с должностью;

• публичное(более 400 см) – при выступлении передразличными аудиториями.

Смимикой очень тесно связанывзглядили визуальныйконтактсоставляющийисключительно важную часть общения.Общаясь, люди стремятся к обоюдности ииспытывают дискомфорт, если мимикаотсутствует.

Американскимипсихологами Р.Экслайноми Л. Винтерсомбыло показано,что взгляд связан с процессом формированиявысказывания и трудностью этого процесса.Когда человек только формирует мысль,он чаще всего смотрит в сторону (впространство), когда мысль полностьюготова, – на собеседника.

Если речь идето сложных вещах, на собеседника смотрятменьше, когда трудность преодолевается,– больше. Вообще же тот, кто в данныймомент говорит, меньше смотрит напартнера – только чтобы проверить егореакцию и заинтересованность.

Слушающийже больше смотрит в сторону говорящегои «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальныйконтакт свидетельствует о расположенностик общению. Можно сказать, что если нанас смотрят мало, то мы имеем все основанияполагать, что к нам или к тому, что мыговорим и делаем, относятся плохо, аесли слишком много, то это либо родвызова нам, либо хорошее к нам отношение.

Спомощью глаз передаются самые точныесигналы о состоянии человека, посколькурасширение и сужение зрачков не поддаетсясознательному контролю.

При постоянномосвещении зрачки могут расширяться илисужаться в зависимости от настроения.

Если человек возбужден или заинтересованчем-то или находится в приподнятомнастроении, его зрачки расширяются вчетыре раза против нормального состояния.Наоборот, сердитое, мрачное настроениезаставляет зрачки сужаться.

Таким образом, нетолько экспрессия лицевая несетинформацию о человеке, но и его взгляд.

Поза этоположениечеловеческого тела, типичное для даннойкультуры,элементарная единица пространственногоповедения человека. Общее количестворазличных устойчивых положений, которыеспособны принять человеческое тело,около 1000.

Из них в силу культурнойтрадиции каждого народа некоторые позызапрещаются, а другие – закрепляются.Поза наглядно показывает, как данныйчеловек воспринимает свой статус поотношению к статусу других присутствующихлиц.

Лица с более высоким статусомпринимают более непринужденные позы,чем их подчиненные.

Показано,что «закрытые»позы (когда человек как-то пытаетсязакрыть переднюю часть тела и занятькак можно меньше места в пространстве;«наполеоновская» поза стоя: руки,скрещенные на груди, и сидя: обе рукиупираются в подбородок и т.п.

) воспринимаютсякак позы недоверия, несогласия,противодействия, критики.

«Открытые»же позы (стоя: руки раскрыты ладонямивверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты)воспринимаются как позы доверия,согласия, доброжелательности,психологического комфорта.

Естьясно читаемые позы раздумья, позыкритической оценки (рука под подбородком,указательный палец вытянут к виску).

Известно, что если человек заинтересованв общении, он будет ориентироваться насобеседника и наклоняться в его сторону,если не очень заинтересован, наоборот,ориентироваться в сторону и откидыватьсяназад.

Человек, желающий заявить о себе,«поставить себя», будет стоять прямо,в напряженном состоянии, с развернутымиплечами, иногда упершись руками в бедра;человек же, которому не нужно подчеркиватьсвой статус и положение, будет расслаблен,спокоен, находиться в свободнойнепринужденной позе.

Практическивсе люди умеют хорошо «читать» позы,хотя, конечно, далеко не всегда понимают,как они это делают.

Следующиевиды невербальных средств общениясвязаны с голосом,характеристики которого создают образчеловека, способствуют распознанию егосостояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристикиголоса относят кпросодическими экстра­лингвистическимявлениям.

Просодика– это общееназвание таких ритмико-интонационныхсторон речи, как высота, громкостього тона, тембр голоса, силаударения.

Экстралингвистическаясистема –это включение в речь пауз а такжеразличного рода психофизиологическихпроявлений человека: плача, кашля, смеха,вздоха и т. д. Эти вкрапления помогаютпониманию передаваемой информации,увеличивают ее семантическую значимость.

Просодическимии экстралингвистическими средствамире­гулируется поток речи, экономятсяязыковые средства общения, они дополняют,замещают и предвосхищают речевыевысказывания, выражают эмоциональныесостояния.

Энтузиазм,радость и недоверие обычно передаютсявысоким голосом, гнев и страх – тожедовольно высоким голосом, но в болеешироком диапазоне тональности, силы ивысоты звуков. Горе, печаль, усталостьобычно передают мягким и приглушен­нымголосом с понижением интонации к концуфразы.

Скоростьречи также отражает чувства: быстраяречь – взволнованность или обеспокоенность;медленная речь свидетельствует обугнетенном состоянии, горе, высокомерииили усталости.

Хорошоподготовленный человек может по голосуопределить, какое движение совершаетсяв момент произнесения той или инойфразы, и наоборот, наблюдая за жестамив ходе речи, можно определить, какимголосом говорит человек. Поэтому ненужно забывать, что иногда жесты идвижения могут противоречить тому, чтосообщает голос. Следовательно, необходимоконтролировать данный процесс исинхронизировать его.

Ктакесическимсредствам общения относятся динамическиеприкосновения в форме рукопожатия,похлопывания, поцелуя.

Доказано, чтодинамические прикосновения являютсябиологически необходимой формойстимуляции, а не просто сентиментальнойподробностью человеческого общения.

Использование человеком в общениидинамических прикосновений определяетсямногими факторами. Среди них особуюсилу имеют статус партнеров, возраст,пол, степень их знакомства.

Рукопожатия,например, делятся на три типа: доминирующее(рука сверху, ладонь развернута вниз),покорное (рука снизу, ладонь развернутавверх) и равноправное.

Такойтакесический элемент, как похлопываниепо плечу, возможен при условии близкихотношений, равенства социальногоположения общающихся.

Такесическиесредства общения в большей мере, чемдругие невербальные средства, выполняютв общении функции индикаторастатусно-ролевых отношений, символастепени близости общающихся. Неадекватноеиспользование личностью такесическихсредств может привести к конфликтам вобщении.

Невербальныесредства общения чаще всего используютсядля установления эмоционального контактас собеседником и поддер­жания его впроцессе беседы для фиксации того,насколько хорошо человек владеет собой,а также для получения информации о том,что люди в действительности думают одругих. Американский психолог Дж. Трейгерназвал неречевые средства общенияэмоциональным языком, так как чаще всегоони «говорят» нам именно о чувствахсобеседника.

Очем могут сообщить невербальные средстваобщения? Во-первых, они способны указатьсобеседнику на особенно важные моментысообщения.

Во-вторых,невербальные средства общения дополняютсодержа­ние высказывания.

Вотчто писал по этому поводу известныйисследователь сценической речи С.Волконский:«Не думайте, что в слове смысл; словоимеет бесконечное число смыслов, итолько интонацией определяется настоящийсмысл каждого данного случая» .

В-третьих,невербальные средства общениясвидетельствуют об отношении ксобеседнику, поскольку в них выражаютсячувства го­ворящего.

В-четвертых,невербальные средства общения даютвозможность судить о самом человеке, оего состоянии в данный момент, о егопсихологических качествах.

Сигналамисоциального статуса человека в общениимогут быть богатство/бедность словаря,умение грамматически правильно строитьпредложения, точность, скорость речи,паузы, выразительность интонации, умениеподдерживать и регулировать дистанциюв общении и др.

Важнымподспорьем в управленческом общенииявляется использование открытия,сделанного «отцом» нейролингвистическогопрограммирования М. Эриксоном: движенияглазных яблок связаны с типом мышления,точнее с основным способом обработкивнутреннего опыта.

На основе фактов,подтвержденных рядом экспериментов,была выявлена взаимосвязь междуположением глаз субъекта и сенсорнымипроцессами, отвечающими за прием ипереработку поступающей информации.

Нейрофизиологической основой этойвзаимосвязи является специфика функцийлевого и правого полушарий головногомозга человека.

Известно, что функциилевого полушария связаны с сознанием,аналитическим мышлением, оперированиемпонятиями и категориями, а правого – собразной памятью, восприятием,воспроизведением зрительных и слуховыхобразов. Поскольку наблюдение задвижениями глаз позволяет узнать многоео внутреннем мире человека, их сталиназывать невербальными глазнымисигналами доступа.

Есливзгляд партнера по общению движетсявлево, то он «включил» левую половинумозга (направление движения глаз человекаопределяется по отношению к наблюдателю).

Чтодает такого рода информация? Она сообщает,что ваш оппонент (партнер, коллега,собеседник) хорошо осведомлен обобсуждаемой проблеме и постараетсяпривести веские факты и доказательствав пользу своих доводов, будет останавливатьсяна деталях, постарается резюмироватьсказанное.

Если партнер смотрит вправо,то тогда «включена» правая половинамозга. Эта область мозга управляетэмоциями, здесь сосредоточены всевоспоминания и собираются конкретныевпечатления.

Чтобы проникнуть в правуюполовину мозга партнера, необходимо вделовой коммуникации широко использо­ватьразличного рода иллюстрации и образы:примеры, аналогии, исторические сведения.

Было установлено: когда человек (еслион не левша) смотрит вверх и направо, онобращается к визуальной (зрительной)памяти; когда глаза направлены вверх иналево, то это свидетель­ствует овозникновении нового зрительногопредставле­ния, конструированиинового образа; если глаза находятся попреимуществу в горизонтальном положении(движутся вправо и влево по горизонтали)– значит, происходит аудиальный(слуховой) контролирующий процесс;перемещение глаз вниз и налево означает,что процесс кинестетического(осязательного) ввода информации являетсяведущим; движение глаз вниз и направосигнализирует о внутреннем диалоге.

Источник: https://studfile.net/preview/5613787/page:18/

Средства невербального общения: особенности и виды, жесты, позы и их значение

Невербальные средства общения 6

Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы.

Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации.

Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – ой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Восприятие — что это такое в психологии

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура.

Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи.

Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Общепринятые «знаки тела»

Коммуникации невербального общения

Эффект плацебо — что это такое в психологии

Невербальные средства общения это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

  1. Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
  2. Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
  3. Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
  4. Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
  5. Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
  6. Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
  7. Паравербальное общение определяется ым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Жесты

Развитие личности — что это такое в психологии

К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции.

Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации.

Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.

Поза

Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.

Позы силы и слабости

Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой.

Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию.

Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.

Мимика

Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.

Возможны разные формы мимических комплексов:

  1. Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
  2. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
  3. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
  4. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.

Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.

Мимическое отображение эмоций

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин.

Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль.

Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах.

Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые.

Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме.

Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия.

Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Источник: https://srazu.pro/socializacia/neverbalnoe-obshhenie-v-psixologii.html

Refy-free
Добавить комментарий