Неоклассицизм

Содержание
  1. Неоклассицизм: и снова равнение — на античные идеалы!
  2. Вторая волна классицизма в Европе
  3. Знаменитые мастера
  4. Неоклассика
  5. Неоклассицизм
  6. Неоклассицизм в живописи: чем он отличается от академизма, представители жанра в искусстве и их краткая характеристика или биография
  7. Художники неоклассицизма
  8. Неоклассицизм в русской живописи 1910-х гг
  9. Классицизм и неоклассицизм
  10. Что такое неоклассицизм
  11. Определение
  12. Временные различия
  13. Неоклассицизм в живописи и скульптуре
  14. Неоклассицизм в архитектуре
  15. История стиля Неоклассицизм
  16. Особенности стиля Неоклассицизм
  17. Неоклассика: что это такое, неоклассицизм в архитектуре, живописи, музыке, сталинский стиль
  18. История возникновения неоклассического стиля
  19. Неоклассицизм в России – русское направление
  20. Архитектура Санкт-Петербурга
  21. Западный неоклассицизм
  22. Особенности архитектуры
  23. Чем отличается неоклассика от классицизма
  24. Кризис модерна: отличия от классического
  25. Ретроспективизм или сталинский ампир
  26. Новые взгляды на архитектуру
  27. Интерьер
  28. Искусство: представители стиля
  29. Живопись
  30. Скульптура и декоративное искусство
  31. Музыка
  32. Литература
  33. Деятели
  34. Выводы
  35. Неоклассицизм — это… Что такое Неоклассицизм?
  36. Черты неоклассицизма
  37. Неоклассицизм в искусстве
  38. Неоклассицизм в интерьере

Неоклассицизм: и снова равнение — на античные идеалы!

Неоклассицизм

Что такое неоклассицизм? Представьте себе, однозначно на этот вопрос ответить не получится. Дело в том, что существует два искусствоведческих подхода к определению термина «неоклассицизм».

В мировом искусствоведении под этим словом понимают стиль, определивший эстетические вкусы в конце XVIII — начале XIX века, то есть эпоху Антона Рафаэля Менгса (Anton Raphael Mengs), Ансельма Фейербаха (Anselm von Feuerbach) и Жак-Луи Давида (Jacques-Louis David).

А в отечественной науке термин применяется к художественному течению конца XIX — начала ХХ века, причём к художникам-неоклассицистам относят довольно широкий круг живописцев — от последователей прерафаэлитов до Петрова-Водкина.

Неоклассицизм. Жак-Луи Давид. «Сафо и Фаон»

Почему так произошло? Возможно, это связано с поздним приходом классицистических веяний в Россию.

Классицизм начал развиваться в Российской империи во второй половине XVIII столетия, когда во Франции уже царствовало изящное рококо, сменившееся неоклассицистическим трендом.

В результате, так называемый русский классицизм соответствует по времени европейскому неоклассицизму, и, с точки зрения мирового искусствоведения, является его частью. Но в России установилась традиция называть этот период просто классицизмом, что было отчасти перенесено и на европейское искусство.

Стиль неоклассицизм. Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев»

А неоклассицистами в России стали именовать художников последней трети XIX и начала XX веков, которые работали с опорой на античные традиции — например, неоидеалистов. Кстати, похожий подход наблюдается и в Германии, где национальные живописцы-классицисты тоже появились сравнительно поздно.

Вот так и возникла терминологическая путаница. Попытки её устранить, разумеется, были, но пока разночтения сохраняются. Что делать? Возможно, по отношению к концу XIX и XX столетиям лучше использовать другой термин — неоклассика. Ну и просто учитывать сосуществование двух подходов и уточнять, что именно имеется в виду.

Картина неоклассицизма. Жозеф-Мари Вьен. «Сладкая меланхолия»

Вторая волна классицизма в Европе

Итак, давайте обратимся к так называемой второй волне классицистической эстетики, нахлынувшей на Европу в конце XVIII столетия. Первую к середине XVIII века сменила рокайльная живопись — утончённая, изящная, витиеватая и легковесная. Но уже в 1760-х годах начинается критика рококо. Намечается возврат к строгости форм и драматичности содержания.

Неоклассицизм в живописи. Антон Рафаэль Менгс. «Избиение Христа»

Параллельно, благодаря раскопкам в Помпеях и Геркулануме, ярко вспыхивает интерес к античности. Живописцы знакомятся с фресками и другими образцами древнего искусства.

Неоклассицизм. Жозеф-Мари Вьен. «Добродетельная афинянка»

Большой вклад в развитие обновлёно-классицистической эстетики внёс немецкий археолог Иоганн Винкельман (Johann Joachim Winckelmann) со своими многотомными «Древностями Геркуланума» и работой, посвящённой древнеримскому искусству. Она призывала мастеров к «подражанию древним» в поисках высоких художественных идеалов.

Стиль неоклассицизм. Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»

В этом, пожалуй, главное отличие неоклассицистов от предшественников. Если художники-классицисты опирались на наследие Возрождения, то живописцы второй волны обращались за вдохновением, как и мастера Ренессанса, к первоисточнику.

Неоклассицизм в живописи. Ангелика Кауфман. «Венера уговаривает Елену любить Париса»

Следует отметить и влияние Просвещения: философы проповедовали рационализм, призывали к опоре на разум, стремились к познанию мира, изучению законов природы. Эта философская платформа стала базисом и для неоклассицистов.

Картина неоклассицизма. Ангелика Кауфман. «Поэзия обнимает живопись»

Вот так и рождается новое эстетическое направление, в рамках которого возникло несколько подстилей. Так, например, выделяется стиль Людовика XVI, которому свойственны некоторые переходно-эклектические черты: своеобразный рокайльный классицизм.

Неоклассицизм. Антон Рафаэль Менгс. «Персей и Андромеда»

Многие исследователи относят к таким подстилям и помпезный ампир. Кроме того, у живописцев-неоклассицистов сильно проявлялись национальные особенности, придающие своеобразие их работам.

Стиль неоклассицизм. Анн-Луи Жироде-Триозон. «Гортензия Богарне»

Характерные черты неоклассицизма в живописи:

  • стремление к строгости и сдержанности;
  • отказ от барочно-рокайльной затейливости;
  • чёткость линий, скульптурность форм на полотнах;
  • требование к гладкости в технике: зритель не должен видеть мазки кисти;
  • воспевание вечных ценностей, самопожертвования, героизма;
  • величественность и аристократичность (патрицианство) образов;
  • драматизм и эпичность сюжетов;
  • большой интерес к истории.

Неоклассицизм в живописи. Жак-Луи Давид. «Леонид при Фермопилах»

Мощный толчок получает развитие исторического и портретного жанров. Мастера-неоклассицисты, как и их предшественники, часто обращаются к сюжетам античной истории и мифологии. Но появилось и нечто инновационное: интерес к национальным легендам и эпосам. Портреты приобретают строгую величественность: художники стремились отобразить внутреннюю силу человека.

Картина неоклассицизма. Жак-Луи Давид. «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале»

Следует заметить, что при схожести принципов двух волн они всё-таки не тождественны. Неоклассицизм более реалистичен, порой — более резок и суров.

Не обошлось даже без некоторого влияния барокко, несмотря на всю антагонистичность направлений.

Это влияние проявилось в драматизации живописи, внесения в неё мощной барочной динамики, чего не было на спокойных картинах мастеров-класицистов первой волны.

Неоклассицизм. Анн-Луи Жироде-Триозон. «Мальвина умирающая на руках у Фингала»

Драматический эффект на многих неоклассицистических полотнах достигается за счёт использования контрастов света и тени, как у караваджистов. Например, творчеством Караваджо восхищался Жак-Луи Давид, и это нашло отражение при формировании индивидуальной манеры живописца.

Стиль неоклассицизм. Жак-Луи Давид. «Смерть Марата»

Знаменитые мастера

У истоков второй волны стоял Антон Рафаэль Менгс, призывавший отказаться от эстетики рококо и вернуться к строгим идеалам. Интересно, что в его творчестве заметно влияние барокко: в подаче светотеневых контрастов, парадности портретов.

Неоклассицизм в живописи. Антон Рафаэль Менгс. «Не тронь Меня»

С другой стороны, для Менгса характера точная передача индивидуальности человека, реалистичность.

Картина неоклассицизма. Антон Рафаэль Менгс. «Сибилла» («Sybil)»

Демонстрируют переход от рококо к неоклассицистической эстетике картины Жозефа-Мари Вьена (Joseph-Marie Vien), учителя Жак-Луи Давида.

Неоклассицизм. Жозеф-Мари Вьен. «Греческая женщина в ванной»

А в творчестве его ученика новый стиль достиг своего крещендо. При этом, что интересно, творчество Давида не было однородным. В нём удивительным образом сочетаются барочные, классицистические и романтические черты.

Стиль неоклассицизм. Жак-Луи Давид. «Портрет мадам Рекамье»

Наиболее классицистично-сдержаны и при этом театрально-выразительны работы Давида 1780-1800 годов.

Неоклассицизм в живописи. Жак-Луи Давид. «Велизарий, просящий милостыню

Также в этом стиле творили:

  • Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson), наметивший переход к романтизму;
  • Жан Огюст Доминик Энгр (Auguste Dominique Ingres) — впрочем, его, скорее, следует отнести к академистам;
  • Ангелика Кауфман — немецкая художница, одна из основательниц Королевской Академии художеств в Лондоне;
  • Джон Вандерлин (John Vanderlyn), привёзший новые тенденции из Парижа в Америку.

Картина неоклассицизма. Антон Рафаэль Менгс. Джон Вандерлин. «Высадка Колумба»

Но постепенно зритель устал от несколько жёсткого неоклассицистического творчества: наступала эра романтизма. Новые тенденции проявились и в живописи известных представителей эпохи — например, Жак-Луи Давида. Тем не менее, римско-греческим идеалам суждено было ещё не раз возвращаться на полотна, хотя уже с куда меньшим размахом.

Неоклассицизм. Жозеф-Мари Вьен. «Продавец амуров»

Неоклассика

Как уже говорилось, в конце XIX и начале XX веков ряд живописцев вновь обращается в античному наследию.

Стиль неоклассицизм. Ансельм фон Фейербах. «Ифигения»

Как называть эти веяния — неоклассицизмом или неоклассикой — вопрос терминологии и, пожалуй, он второстепенен. Гораздо важнее понимание: откуда эти вспышки интереса к древним традициям на пороге современного искусства?

Неоклассицизм. в живописи. Ансельм фон Фейербах.

«Отдыхающая нимфа»

Мастера, обращавшиеся в это время к образцам искусства Ренессанса, Греции и Рима, делали это в рамках художественного протеста (в отличие от академического и салонного искусства, использовавшего классицистические каноны формально).

Приверженцы неоклассики, в отличие от академистов, искали в античности истинное вдохновение, способ преодолеть то «хаос реальности», то какие-либо новые веяния, которые им казались неэстетичными и деструктивными (например, ведя полемику с авангардистами).

Картина неоклассицизма. Зинаида Серебрякова. «Автопортрет в костюме Пьеро»

Кого можно отнести к неоклассицистам позднего периода?

  • Отчасти — утончённых прерафаэлитов, которые ориентировались на ренессансные шедевры, восходящие к античности.
  • Неоидеалистов — это течение сформировалось в 1870-х годах в Германии, выдающийся представитель — Ансельм фон Фейербах с его романтично-классицистичным подходом.
  • Ряд представителей культуры модерна (Фердинанда Холдера (Ferdinand Hodler), Мориса Дени (Maurice Denis), Пьера Сесиля Пюви де Шаванна (Pierre Cécile Puvis de Chavannes), Александра Евгеньевича Яковлева, Зинаиду Евгеньевну Серебрякову), которые оригинально сочетали модерновую и классицистическую стилистику.
  • «Новое общество художников», объединившихся в 1904 году (в него входили Александр Фёдорович Гауш, Борис Михайлович Кустодиев).
  • Некоторых мастеров, обращавшихся к эстетическим канонам классицизма, даже если это не всегда очевидно, — например, именно отсюда берёт истоки строгая пластика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Неоклассицизм. Ансельм фон Фейербах. «Нанна Ризи»

Популярны ли на современных аукционах такие работы? Разумеется, причём по двум причинам.

Во-первых, картины XVIII-XIX веков обладают высокой инвестиционной ценностью, даже если принадлежат художникам второго-третьего эшелонов (ставки на сайте VeryImportantLot начинаются от нескольких тысяч евро). Известные полотна оцениваются в миллионы.

Во-вторых, эти работы привлекают эстетов великолепной техникой, чёткостью форм и линий, величественностью тем и красотой образов. Такую картину хочется купить на аукционе для личной коллекции и украшения классического интерьера.

Спасибо за внимание!Ставьте нравится, если нравится!Подписывайтесь на канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5dfe817e86c4a900ad29bf4b

Неоклассицизм

Неоклассицизм

Неоклассицизм — неоднозначный термин. В зарубежном искусствознании неоклассицизмом принято называть стиль второй половины XVIII — первой трети XIX века, совпадающий с эпохой Жака-Луи Давида и вступивший в свои права после раннего классицизма.

Российские же историки искусства под неоклассицизмом понимают художественные явления последней трети XIX — начала ХХ века, переосмысляющие каноны греко-римской античности, Ренессанса и классицизма XVIII—XIX веков.

Неоклассицизм рубежа XIX—XX веков с его стремлением возродить и удержать классическую гармонию в стремительно меняющемся мире — характерное явление «fin de siècle», «финала века».Периодизация
Конец XIX — начало ХХ века в Европе, России и США.

Почему возник?

Fin de siècle, эпоха конца века, — в буквальном смысле переломный период. В воздухе разлиты ожидание перемен и в то же время страх перед ними, предчувствие надвигающейся катастрофы и желание найти опору, чтобы устоять в этом вихре, сметающем всё привычное, казавшееся незыблемым. Неоклассицизм с его стремлением к соблюдению классических пропорций, логике, к ясной живописной пластике, возник как ответ ряда художников и архитекторов декоративной избыточности модерна, как попытка обрести утраченную гармонию.

Особенности стиля

В архитектуре — классические ордера, симметричная композиция, четкие силуэты, использование античных декоративных форм, стремление к созданию единых городских ансамблей (неоклассицизм в архитектуре — явление специфически петербургское: если неорусский стиль и модерн нашли особенно благоприятную почву в Москве, то неоклассицизм развивался преимущественно в Санкт-Петербурге), эстетизация прошлого — ретроспективизм.

В живописи и скульптуре — обращение к античному пантеону, образам греко-римской мифологии и литературы, идеализация натуры, культ прекрасного тела, строгие рисунок и композиция, четкие линии и силуэты.

Самые известные художники-неоклассицисты: Пьер Пюви де Шаванн, Фердинанд Ходлер, Леон Бакст, Валентин Серов (его позднее творчество), Анна Остроумова-Лебедева, Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Константин Богаевский, Василий Шухаев, Александр Яковлев.

Скульпторы-неоклассицисты: Адольф фон Гильдебранд, Эмиль Антуан Бурдель, Аристид Майоль.

Архитекторы: Огюст Перре, Иван Фомин, Федор Лидваль, Петер Беренс.

Тяготение к классической античности отчетливо прослеживается в творчестве целого ряда ведущих европейских художников конца XIX — начала ХХ в.в. Одним из них является француз Пьер Пюви де Шаванн, мастер монументальных композиций, переосмысливший античные мотивы и предпочитавший возвышенный язык аллегорий.

Однако в отличие от мастеров Ренессанса и восхищавшего его Пуссена, де Шаванна в первую очередь интересовал поиск самодостаточной красоты, и потому его работы нарочито декоративны. Он не ставил перед собой задачу найти ответы на философские вопросы и донести до зрителя некую мораль.

Метод, найденный де Шаванном, многие искусствоведы склонны называть дизайнерским.В скульптуре самыми влиятельными новыми классицистами были Эмиль Антуан Бурдель (1861−1929) и Аристид Майоль (1861−1944). Наследие античной культуры было для них неиссякаемым источником вдохновения.

Творчество Бурделя основано на идее синтеза архитектуры и монументальной пластики. Поиску законов этой пластики, известных мастерам Древней Греции, он посвятил всю свою жизнь.

Антуан Бурдель. «Геракл, стреляющий из лука» (1909, бронза с позолотой. Музей Орсе, Париж. Источник фото: www. musee-orsay.fr).

Герой стреляет в Стимфальских птиц, имеющих медное оперение, а птицы мечут перья, словно стрелы, и, убивая ими людей, питаются человечьим мясом.

Аристид Майоль, преклонявшийся перед греческой пластикой, перенял у греков культ прекрасного гармоничного тела.В России адептами неоклассицизма стали художники объединения «Мир искусства», эстетизировавшие прошлое.

Особую роль в этом играл Санкт-Петербург: иллюстрируя пушкинского «Медного всадника», Александр Бенуа воскрешал петербургский «золотой век».Бенуа преклонялся перед классическим наследием Франции и эпохой Людовика XIV, «короля-солнца», а Петербург называл не иначе как «северный Версаль».

Страстное увлечение античностью было характерно для Леона Бакста (единственная сила, способная противостоять надвигающемуся хаосу, — архаическая Афродита в «Древнем ужасе» 1908 года), позднего Серова, Врубеля, Петрова-Водкина.

К неоклассицизму тяготели неоакадемисты Александр Яковлев и Василий Шухаев, концепцию классического пейзажа пытался возродить ученик Куиджи Константин Богаевский.Но триумфальное воплощение неоклассицизм обрел в архитектуре Санкт-Петербурга, получив название «Петербургское возрождение».

Неоклассицизм — первое в истории петербургской архитектуры масштабное стилевое направление, основанное на собственном историческом наследии.Классическое наследие прослеживается в творчестве Сезанна, который мечтал вернуться к классике через природу, «преобразить Пуссена в согласии с природой».

В 1920-е годы Пабло Пикассо вступает в период «неоклассицизма», одна из вершин его творчества этого периода — офорты к «Метаморфозам» Овидия.

Вы эксперт, если:
 — Свободно владеете двумя концепциями периодизации неоклассицизма: зарубежной и российской
— В «Похищении Европы» Серова, «Древнем ужасе» Бакста, «Сне» и «Играющих мальчиках» Петрова-Водкина можете «прочитать» влияние мастеров Возрождения: Джованни Беллини, Андреа Мантеньи, Рафаэля.
— В пейзажах Богаевского видите влияние Клода Лоррена.
— Можете провести экскурсию «Санкт-Петербург как воплощение стиля неоклассицизм в архитектуре».
— Прослеживаете влияние античной классики на творчество Сезанна, Пикассо и Матисса.

Вы профан, если:

— Полагаете, что на рубеже XIX—XX веков единственным весомым стилем в искусстве и архитектуре был .
— Считаете, что скульптуры Майоля — это просто обнаженная натура.
— Не знакомы с деятельностью объединения «Мир искусства».
— Не видите параллелей с искусством художников Ренессанса и классицизма в работах Пюви де Шаванна.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме Анна Пашина. Публикация подготовлена по материалам книги С. Даниэля «Европейский классицизм».

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3512~Neoklassitsizm

Неоклассицизм в живописи: чем он отличается от академизма, представители жанра в искусстве и их краткая характеристика или биография

Неоклассицизм

Термин «неоклассика» принят в современном искусствознании для определения различных по идеологическому содержанию и социальной направленности художественных явлений XIX-XX веков, присущим обращение к обычаям античного искусства, творчества эпохи Возрождения или классицизма.

Сам термин «неоклассицизм» используется также для определения классицизма в искусстве XVIII — XIX веков, в отличие от обозначения классицизма XVII — XVIII веков. Происхождения неоклассицизма обусловлено тяготением противопоставить некие «вечные» ценности эстетики противоречивой и тревожной реальности.

Художники неоклассицизма

Идейный и формальный строй течения, основанного на поиске непосредственного сходства художественных произведений реальности, в неоклассицизме противостоят величавость и идеальность форм и образов, которые «очищенны» от конкретно-исторического содержания.

Неоклассицизм — течение в архитектуре и изобразительном искусстве конца ХІХ – начала ХХ веков, которое возродило интерес ясной пластической форме, к достоянию античности и Ренессанса. В живописи термин «неоклассицизм» содержит более широкий круг различных художественных направлений.

Отдельные, предвосхищающие неоклассицизм, моменты ощущаются уже в искусстве прерафаэлитов (с середины XIX века), однако, впервые как целостное явление он выявился в теоретических пониманиях и практике представителей неоидеализма Германии (с 1870 годов.), которые усмотрели в пластической чёткости и монументальности классического творчества способ для преодоления «хаоса» реальности.

Для неоклассицизма к. XIX – н. XX вв.

, который распространился в характере одного из вариантов воздействия на импрессионизм, характерно соединение определенных позднеакадемических течений с программным следованием принципу античного творчества (обычно, периода архаики), иногда — искусства эпохи классицизма и Раннего Возрождения; примечательно для этого времени также плотное соприкосновение неоклассицизма и стилистики «модерна».

Неоклассицизм в различной степени относится к искусству таких мастеров к.XIX – пер. пол. XX веков, как: скульпторы Э. А. Бурдель и А. Майоль во Франции, К. Миллес в Швеции, А. Г.

Вигеланн в Норвегии, А. Т. Матвеев, Конёнков С. Т., С. Д. Меркуров в России, И. Мештрович в Югославии, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России, П. Пюви де Шаванн и М.

Отношение к неоклассицизму раскрывают и некоторые направления в живописи 20-30 годов, которые возникли как реакция на футуризм, экспрессионизм и кубизм: регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П.

Пикассо во Франции, которая отличалась от перечисленных направлений своей гуманистически-идиллической тональностью.

Арсенал художественных средств неоклассицизма использовали официальным творчеством фашистского режима для создания ложномонументального напыщенно- патетического образа, который воплотил культ силы и «сверхчеловека».

Ангелика Кауфман, Бенджамин Уэст, Вильям Адольф Бугро, Владимир Боровиковский,Джованни Баттиста Пиранези, Джозеф Райт, Джон Синглтон Копли, Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов, Михаил Шибанов, Пьер Поль Прюдон , Пьер-Нарцисс Герен, Фёдор Алексеев, Франц Ксавер Винтерхальтер.

Мастера неоклассицизма России осмысливали себя стражами традиций русской культуры, утверждали свои правила в полемике с авангардистами (публикации журнала «Аполлон»).

В изобразительном искусстве неоклассицизм показался в искусстве мастеров, которые объединили в 1904 году в группу Новое общество художников (А. Ф. Гауш, Б. М. Кустодиев, И. А. Фомин, К. Ф. Богаевский, В. А. Щуко, П. И. Нерадовский, Д. Н.

Кардовский). В направлении неоклассицизма создавали свои творения Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев и А. Е. Яковлев, к этому стилю близки скульптурные композиции А. Т. Матвеева и С. Т. Конёнкова, картины К. С. Петрова-Водкина и их строгая пластика.

Источник:

Неоклассицизм в русской живописи 1910-х гг

У неоклассицизма в России в начале 20 века не было строгих концепций, теоретиков, обществ, объединений и борцов. Но, тем не менее, он стал ярким явлением культуры.

Неоклассицизм пытался противостоять надвигающемуся хаосу и диссонансу в искусстве и жизни. В России неоклассицизм был призван возродить один закон – закон красоты. И не только поднять его, но и упрочить. Методом для достижения этой цели стал возврат художников к античности, как к способу передачи гармонии.

Ведь если вспоминать те неспокойные предвоенные времена, то ясно становилось одно: камертон единого понимания красоты был потерян. Художники, в большинстве своём проповедовали идею индивидуализма. А кто-то уходил на поиски нового в авангардные течения.

Разброс техник, и направлений был огромен, но не было единого стиля, который (как когда-то классицизм), объединял живописцев в единую школу. Лишь некоторые из них обратили своё внимание к Античности, Проторенессансу, эпохе Возрождения, к Русскому классицизму.

Петров-Водкин, Серов, Воинов, Серебрякова, Филонов, Бенуа, Шухаев – что общего между этими именами? Эти художники, которые пользовались разными стилями и подходом к творчеству, были объединены в приверженности к неоклассицизму, объединены одним желанием обрести устойчивое понимание красоты и гармонии.

Неоклассицизм в бурном развитии жизни в начале XX века имел, без сомнений, ряд особых отличий от «того самого» классицизма. Если когда-то музы, созданные древними греками, украшали своды храма, то теперь музы А.Е. Яковлева и В.И.

Шухаева были призваны украшать особняк Фирсановой в Москве на Пречистенке. Теперь Бог времени будит Бога торговли на потолке здания Казанского вокзала (дирекция управления железной дороги). А Св.

Себастьян передаёт тему борьбы бельгийского народа против оккупации.

Вместилищем идей неоклассицизма стала работа В.И. Шухаева, написанная в 1916 г. «Полк на позициях». Картина не завершена. Выполнена по заказу. Это была попытка противостоять экспериментам Малевича. Картина выражает гармонию своего времени, которая покидает мир.

Художник побывал в Риме, где изучал античное искусство. В этой работе художник изображает портрет всего общества. Он делает попытку передать хоровую композицию. Над созданием картины была проведена кропотливая работа, сделаны предварительные наброски.

Зритель может увидеть в ней влияние северного Возрождения (тесно расставленные фигуры справа). Отдельные портреты чем-то напоминают фрески Герландая. Видны также и уродливые профили, заимствованные по технике исполнения у Леонардо да Винчи или Босха. Отсылка к «Явлению Христа народу».

Много классицистических приёмов было применено в данной работе. И все они послужили поиску общей гармонии как в картине, так и в общем мироощущении.

«Портрет жены» Шухаева – был написан во время путешествия по Риму, где автор изучал старые техники. Картина написана в период разрыва с женой, о чём говорит некая отрешённость. Он пытался возродить старую манеру письма по дереву. По силуэту фигуры проложен золотой фон, как это видно из техник старых мастеров. Использовал техники лессировок.

Яковлев и Шухаев работали вместе. Они– мастера формы, контура и рисунка. Восстанавливали популярность карандаша. Они — апологеты механики рисунка и новаторы рисунка. Двигались по направлению к модернизированному классицизму. Возвращали живопись к порядку. Плодом их общего дела явился парный автопортрет, отдающий дань мастерам ренессанса.

Отдельное произведение Яковлева — «Скрипач» — портрет больного музыканта. Работа основана на истинно классическом противопоставлении прекрасного и уродливого. Персонаж вписан в античное окружение

В неоклассицизм привнесла свою долю и такая художница, как Серебрякова «Купальщица», «Атопортрет» — утончённые формы девушек уносят нас к французским мотивам (Энгр)

Передать именно классическую эпоху пытается Серов «Одиссей и Навсикая». Его работа завораживает античными пейзажами побережья средиземного моря. Художник подходит к классицизму индивидуально, пренебрегая его канонами, но, при этом, успешно отражает дух той эпохи.

Множество образов и архетипов слились в одном неоклассическом порыве в начале XX века в русской живописи. Так, например, мы могли бы увидеть дриад и нимф с лицами русских крестьянок, портреты в стиле Венецианова и даже образы, выполненные в стиле проторенессанса (как святые Воинова).

Этот порыв не был кем-то специально подготовлен. Всё произошло стихийно. Тем не менее, это доказывает силу и притяжение классического искусства, которое требует отдать ему дань. С другой стороны – художники всегда будут искать тот самый камертон – эталон красоты, который подарила нам Античность, и постоянно к нему возвращаться.

Источник:

Классицизм и неоклассицизм

Разбор терминов, примеры картин в данных стилях, основные идеи художников-классицистов.

Источник: https://zhukdk.ru/zhivopis/kakie-predstaviteli-neoklassitsizma-v-zhivopisi.html

Что такое неоклассицизм

Неоклассицизм

Неоклассицизм – термин, обозначающий художественные тенденции в российском искусстве второй трети 19 и 20 веков, или 18-19 веков в европейском искусстве.

Определение

Классицизмом в среде искусствоведов принято обозначать обращение современных деятелей искусства – архитектуры, музыки, литературы, – к античным истокам. Латинская приставка «нео» обозначает «новый», «вновь образованный».

Собственно классицизмом в мировом искусствоведении принято называть искусство классической древней Греции и Рима, творения эпохи эллинизма, а также более поздние подражания им.

При этом подражания классической эпохе носят подчас характер копирования античных сюжетов.

Неоклассицизм, или «новый классицизм» характеризуется, по большей части, стилизацией под античную классику.

Часто в неоклассицизме используются, наряду с традиционными античными приёмами архитектурного, скульптурного или живописного искусства, и более современные методы.

Между тем, грань между традиционным европейским классицизмом и неоклассицизмом по большей части проходит во временной плоскости. Неоклассицизм в этом смысле следует понимать именно как новое обращение к классике, после эпохи ампира, барокко и рококо.

Временные различия

Из-за схожести форм и сюжетов, среди непрофессионалов часто происходит путаница – какие произведения искусства причислять к неоклассицизму, а какие – собственно к классике? В разных странах принято разделять эти два направления по временной принадлежности. При этом временные рамки часто значительно разнятся:

  1. Во Франции классикой в искусстве подразумевают эпоху «короля-солнца», Людовика- XIV (1600-е годы). Неоклассическим стилем считаются уже тенденции, господствовавшие среди французских живописцев, скульпторов и живописцев во времена Людовика- XVI (вторая половина 18 века), вплоть до Великой французской революции и наступившей вслед за ней эпохи стиля ампир.    
  2. В Восточной Европе, в частности, в России и Германии, под классицизмом подразумевается период, начиная со второй половины 18 по первую половину 19 веков. То есть, тот период, что соответствует расцвету французского неоклассицизма и ампира. Русский же неоклассицизм относится к концу 19 – началу 20 в., и имеет ряд отличий от собственно «классики».
  3. В Новом свете – в США, Австралии, Канаде, ряде государств Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Куба) – аналогичными европейскому неоклассицизму стилями считаются так называемые американский ренессанс и колониальный ренессанс. Господство этих стилей особенно ярко проявилось здесь во второй половине 19 – начале 20 века, вплоть до начала Первой мировой.        

Неоклассицизм в живописи и скульптуре

Обращение к классике характерно уже для великих деятелей европейского Возрождения.

Такие великие мастера, как Рафаэль, Микеланджело, Альберти, Леонардо, Донателло обращаются к канонам античного искусства.

Их образам присущи типажи мужчин, словно списанные с древнегреческих атлетов: хорошо развитая мускулатура обнажённого тела, статичные, даже несколько театральные позы.

Для женщин характерны свободные, ниспадающие одеяния а-ля античные хитоны и хламиды. Между тем, фигуры главных героев зачастую лишены индивидуализма, в значительной мере схематичны, и призваны не столько передать личные черты характера, сколько подчеркнуть красоту человеческого тела.

На смену классицизму эпохи возрождения в 17 веке приходит стиль барокко. Он характерен большим драматизмом, уделяет значительное внимание отображению внутренних переживаний героя.

На смену барокко в Западной Европе в 18 веке приходит стиль рококо – более «легкомысленный», характеризующийся внешними эффектами, украшениями. Но уже в середине века многие европейские живописцы и скульпторы вновь обращаются к античной тематике.

Неоклассицизм характерен для работ Ж-Л. Давида, Ж-О. Доминика, Т. Джефферсона.

Также обращение к неоклассицизму можно заметить в работах и более поздних европейских живописцев и скульпторов – Пикассо, Моранди, Дере и т.д.

Главным различием между классицизмом и неоклассицизмом в живописи, помимо временных рамок, является объект изображения.

В «классике» традиционно изображаются античные или библейские герои – например, статуи Давида работ Микеланджело или Донателло.

Для неоклассицизма же более характерно как бы «перемещение» современных героев в античные времена, погружение их в соответствующий колорит, окружение их древнегреческим или древнеримским антуражем.

К примеру, европейские монархи и аристократы в 18 веке часто изображаются в образах неких богов-олимпийцев, либо античных героев. Они одеты в античные одеяния, украшены триумфальными лавровыми венками, и окружены мифологическими существами – как правило, олимпийскими богами и героями.

Таким образом, как бы подчёркивалось божественное происхождение их власти, героизировались их государственные деяния.

Неоклассицизм в архитектуре

Более сложно определить непрофессионалу различия между классицизмом и неоклассицизмом в архитектуре, особенно не зная дат возведения того или иного объекта. Для обоих этих стилей характерны чёткое следование симметрии, ордерной системе. Внешние украшения достаточно скупы и сдержаны, отсутствует показная вычурность и помпезность, характерная для барокко и ампира.

Расцвет классицизма в европейской архитектуре приходится на 17-18 века. В эти годы он становится своеобразным официальным стилем европейских монархов: в классическом стиле строятся дворцы и целые кварталы в столицах.

Серьёзным ударом для классики в архитектуре стало свержение во Франции династии Бурбонов и приход к власти Наполеона Бонапарта.

Вслед за этим в архитектуре надолго воцарился помпезный стиль ампир, как бы подчёркивающий блеск и великолепие наполеоновской империи.

Новое обращение к классицизму произошло в архитектуре уже в конце 19 века. Однако, этот стиль уже не был точным повторением «классики» 17-18 веков: он испытал на себе влияние всех прошедших с этих пор лет, трансформировался и видоизменился. Поэтому, он и получил приставку «нео» – «новый».

Для архитектурного неоклассицизма характерна большая схематичность в прорисовке внешних украшений, используются иные материалы и краски. Это уже не тот «монархический классицизм», а как бы игра в него.

Впрочем, главенствующим различием здесь опять-таки является время создания данного архитектурного творения.

Источник: https://todayfin.ru/chto-takoe-neoklassitsizm/

История стиля Неоклассицизм

Неоклассицизм – направление Европейского искусства конца 18 – начала 19 века

Возник во второй половине XVIII века. Пришел на смену Рококо. Опора на строгость пропорций, минимум декора, стремление к утонченной цветовой гамме.

Имел продолжение в начале XIX века в стиле Ампир, возникшем по объективным историческим причинам, отметающим все чрезмерно роскошное, излишнее украшательство, поддерживая свежие либеральные веяния и предвосхищая создание новой империи Наполеона.

Совпал по времени с походом в Египет и характерен широким внедрением в архитектуру и декор египетских мотивов.

Наиболее выдающимися архитекторами неоклассицизма в Британии были Роберт Адам, Джон Нэш и Джон Соун. Хотя их работы и напоминали здания, строившиеся в Хельсинки, Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и Риме, эти мастера прославились своим необычным и оригинальным подходом.

Роберт Адам (1728–92) был одним из пионеров неоклассицизма в Великобритании, искавшим вдохновение в древних архитектурных ансамблях Рима, Помпей и Этрурии. Он занимался отделкой и дизайном интерьеров, привнося в них лёгкость и изящество.

Адам уделял внимание каждой детали интерьера, от отделки потолка, каминов, дверей и даже дверных ручек до цвета стен и узора ковров. Он был не только архитектором, но и одним из первых интерьерных дизайнеров.

Один из первых архитекторов неоклассицизма во Франции был Клод Никола Леду (1736–1806), чьи работы, хотя и созданы под влиянием античности, были модернистскими в своём упрощении структуры.

Подобный подход просматривается во многих зданиях неоклассицизма, построенных во Франции после того, как жизнь в стране вошла в спокойное русло после революции 1789 г.В Германии самым знаменитым зодчим неоклассицизма считается Карл Фридрих Шинкель (1781 -1841), советник прусского короля по архитектуре.

Свободные от излишних украшений, его здания, выполненные в греческом стиле, представляют собой творческую интерпретацию классицизма и функционально соответствуют поставленным перед архитектором задачам. Два типичных здания Шинкеля в Берлине — Новая караульня (1816) и Старый музей (1823–30).

Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии – стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

Особенности стиля Неоклассицизм

Хоть стиль неоклассицизм был создан на основе классицизма, он все-таки имеет ряд отличий от своего предшественника. Итак, отличительными чертами неоклассицизма являются изящность, легкость, а также прямолинейность.

Следует также отметить, что неоклассицизм – это антитеза стилю модерн, который был слишком насыщен декоративными элементами и выглядел роскошно, но чуть вычурно. Классика – это опора нового стиля, получившего название неоклассицизм.

А также неоклассицизм опирался на античную ордерную систему и в нем видно строгое соблюдение древнейшего правила, по которому, следует отметить, были построены египетские пирамиды, золотого сечения.

Для него присуще обращение к античности, с его легкими, изящными прямыми линиями.  Характерные украшения – листья, раковины, архитектурные фронтоны.
Мебель в неоклассицизме лёгкая, изящная и с прямыми линиями. Для мебели очень характерны прямые формы, чуть зауженные к низу ножки.

Отличительной чертой мебели, выполненной в стиле неоклассицизм, является легкость, великолепно сочетающаяся с нежными тонами и создающая гармоничную картину со всем декором комнаты. Следует отметить, что при наполнении помещений, выполненных в стиле неоклассицизм, выбирается только самое необходимое из мебели.

Благодаря этому, не создается ощущения громоздкости и массивности, а, наоборот, помещение наполняется легкостью, утонченностью и атмосферой тепла и уюта. Следует отметить, что кажущаяся недостаточность предметов интерьера компенсируется их высокой функциональностью.

Кроме того, все предметы интерьера легки при эксплуатации. Наиболее часто используемые предметы мебели в стиле неоклассицизм – это маленькие журнальные столики, кресла, диваны, буфеты со стеклянными и зеркальными витражами.  Великолепно вписываются в дизайн интерьера секретеры или бюро-цилиндры.

Изготавливалась мебель из ценных пород дерева светлых тонов, лучше всего – благородное красное дерево с фарфоровыми вставками.

Неоклассицизм – это торжественность и роскошь, а посредством стеклянных и зеркальных витражей создается визуальное ощущение величия и расширения пространства помещения. В интерьере почти всегда присутствуют огромные зеркала арочной формы, украшенные позолотой в виде цветочных гирлянд.

Высокие зеркала, начинающиеся практически от пола, создавали иллюзию лабиринта, учитывая также и то, что в них отражались изысканное убранство комнат.

При наполнении помещений мастера данного стиля старались отойти от массивного, перенасыщенного оформления предметов интерьера, стремясь отразить все те же античные формы, но более легко и непринужденно, порой просто в двухмерном виде или в слабовыраженном (неглубоком) рельефе, что придавало интерьеру в целом утонченный, изысканный вид.

Стены в неоклассицизме либо окрашивались в пастельные тона, либо оклеивались обоями со строгим классическим рисунком. Интересно также использование ткани для отделки стен – в моде была отделка с драпировкой на манер римских и греческих одежд. Зеркальные и стеклянные витражи создают зрительное расширение пространства, роскошного и торжественного.

Напольным покрытием в стиле неоклассицизм служит паркет из натурального дерева, создающий еще большее ощущение тепла, уюта и комфорта.

Как и в стиле Ампир, паркет в стиле неоклассицизма – это не просто некое напольное покрытие, а настоящее произведение искусства. В нем используются редкие породы дерева.

Это, прежде всего, дуб, палисандр, эбеновое дерево, красное дерево и многие другие. Их везли издалека. Допускался ковер на полу в качестве украшения.

Лепнина служит декором высокого потолка, переносящая посетителей этого помещения на несколько столетий назад в роскошные залы дворцов, в которых проходили императорские приемы и балы.

В цветовой гамме неоклассицизма преобладают светлые нежные оттенки: золотой, голубой, бежевый, коричневый.  Для украшения углов, ручек, замков используется изящная бронзовая отделка.

Широко используется древесина, предпочтительно красное дерево с фарфоровыми вставками.

В дизайне штор стиля неоклассицизм основной деталью считается полукруглый ламбрекен, задрапированный складками, в сочетании с жабо (двумя выкроенными по косой кусками ткани со скошенными или ступенчатым нижним краем). Шторы шьют из тяжелых плотных шелковых тканей прямоугольной формы. Карнизы украшают строгой резьбой.

Небольшие бронзовые скульптуры в качестве украшения – также примета неоклассицизма. Бронзовые изделия часто золотили, и их блеск перекликался с тусклым сиянием позолоченных рам, развешенных по стенам картины. Живопись предпочтительнее на античные и прочие монументальные сюжеты, например сцены сражений.

Поскольку античность открыла для нас такой материал, как мрамор, неоклассицизм тоже приветствует этот материал в интерьере. Конечно, не в виде мраморных колонн, как в древнегреческих храмах (хотя это скорее вопрос имеющегося пространства), а, скажем, мраморной скульптуры.

Совершенно роскошный вариант – создание мраморного камина в гостиной, украшенного позолоченными фигурками из бронзы или каминными часами.

А завершением всего интерьера в стиле неоклассицизм являются превосходные торшеры с великолепными абажурами. Следует отметить, что абажуры выполняются из великолепной ткани нежных пастельных цветов, благодаря чему помещение наполняется атмосферой тепла, уюта и благородной роскоши.

Люстры для помещений в стиле неоклассицизм наиболее часто выполняются из хрусталя. Такие люстры создают ощущение торжественности и величия.

А все вместе взятые предметы – это превосходный ансамбль, наполняющий помещение атмосферой тепла, уюта, благородной роскоши, превосходства, великолепия и торжественности.

В интерьере в стиле неоклассицизм соблюдены все классические пропорции – мебель располагается вдоль стен, центр комнаты занимает приметная деталь, будь то журнальный столик или деревянная подставка для цветов. Любые растения удачно сочетаются с таким дизайном интерьера.

В орнаменталистике неоклассицизма завиток снова становится мощным и развитым. Присущий барокко и рококо гребень исчезает, зато активно применяются различные скульптурные формы – акантовые листья, пальметы, лавровые венки, различные литые розетки и рельефы.

Завиток вполне активно участвует в композиции рисунка, но замысловатость соединений, присущая ренессансу, барокко и рококо – отсутствует. Завиток иногда становится прямоугольным – созвучно меандру, а иногда меандр становится округлым, состоящим из ряда завитков – созвучно другим завиткам композиции.

Рисунок неоклассицизма отличается четкостью и относительной простотой геометрии, наличием хорошей амплитуды толщин элементов, т. е. сочетания активных толстых и изящных тонких линий, включением в композицию большого количества рельефных скульптурных форм. Военная атрибутика почти не встречается.

Постепенно тенденция развития простоты рисунка и ясности геометрических линий приводит к появлению ампира.

ЗаключениеНеоклассицизм – ностальгический взгляд в сторону классических, античных форм в архитектуре и дизайне – ставший популярным в 20 веке архитектурный стиль, который не теряет своей актуальности и в 21 веке.

Неоклассика удобно ложится на традиционные квартиры в «старом фонде» или новые, современные апартаменты и дома, с высокими потолками, комнатами внушительных размеров и нередко широкими лестницами.

В такое пространство прекрасно вписываются интерьеры в стиле неоклассицизма с их стремлением подчеркнуть достоинства классической, античной архитектуры – чистые линии, симметрия, простые формы, сдержанная геометрия, благородный, но не чрезмерный декор.

В то же время, неоклассицизм – стремление использовать современные элементы и предметы интерьера, уход от пыльной консервативности классицизма.

Неоклассика в архитектуре и дизайне близка любителям минимализма и светлых пространств.

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://s30087890855.mirtesen.ru/blog/43503882509

Неоклассика: что это такое, неоклассицизм в архитектуре, живописи, музыке, сталинский стиль

Неоклассицизм

Древнюю Грецию по праву называют «колыбелью цивилизации». Она подарила миру замечательные памятники искусства и архитектуры. Не удивительно, что эстетика и каноны античности стали основой явления, охватившего большую часть Европы в XVII-XVIII веках, – классицизма. Спустя столетие начинается новый виток развития направления и стиля, получившего своё название, – неоклассицизм.

История возникновения неоклассического стиля

Неоклассицизм – художественное явление, которое понимается на Западе и Востоке по-разному.

Неоклассицизм в России – русское направление

В русской культуре неоклассикой принято называть группу стилистических направлений, господствовавших на рубеже XIX-XX веков. Их объединяет обращение к истокам искусства античности, стиля Ренессанса, классицизма (а в музыке – барокко). В России (и Германии) неоклассицизмом называют ретроспективный стиль начала XX столетия.

Появился неоклассицизм в противовес возникшему в конце XIX века архитектурному стилю модерн, не сумевшему обрести монументальность и завоевать главную стилистическую арену. И уже в самом начале двадцатого столетия грёзы по образцовому прошлому вылились в течения, получившие обобщённое название, – ретроспективные.

Неоклассицизм в архитектуре России

Толчком к восхождению неоклассического стиля стал цикл статей художника и критика Александра Бенуа (1900 г.), восхвалявшего неповторимую красоту старого Петербурга. Так внимание общественности было привлечено к уже забытому классицистическому наследию.

Сначала движение охватило Санкт-Петербург, затем Москву, далее проникло и в провинциальные города.

Архитектура Санкт-Петербурга

Однако более глобально стиль выразился в архитектуре северной столицы, поэтому многие считают это явление специфически петербургским. В противовес модерну и другим новомодным стилям неоклассицизм возвратил невский город к своим корням.

Западный неоклассицизм

В западном искусствоведении этот термин используют в архитектуре и живописи по отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Европейский неоклассицизм (т. е. новый классицизм) включает в себя несколько направлений, начиная от стиля ампира и заканчивая поздним бидермейером.

Не следует путать два понимания термина: западноевропейское и русское.

Французы называют классицизмом стиль XVII века (стиль Людовика XIV), а неоклассицизмом – стиль второй половины XVIII столетия, т.е. стиль Людовика XVI.

Для российских и немецких искусствоведов традиционный классицизм – явление XVIII века, а под неоклассицизмом понимается ретроспективизм начала XX столетия.

Такое двойственное понимание нового классицизма не раз вводило в заблуждение начинающих специалистов.

Особенности архитектуры

Наиболее ярко неоклассицизм проявился в архитектуре. Во Франции он нашёл отражение большей частью в проектах общественных зданий, которым придавались суровые, тяжеловесные формы. В Англии же в этом стиле строились в основном частные усадьбы и городские дома.

Манера английских архитекторов кардинально отличалась: формы строений, наоборот, были лёгкими и изящными, а интерьер – ярким и декоративным.

Следует упомянуть о значимом в Англии стиле, называемым «стилем Адама», творцом которого считается Роберт Адам (1728-1792). В 1754 году он совершил путешествие в Италию, после чего стал страстным поклонником античности. Стиль Адама был легко узнаваем и отличался своеобразием.

Сторонники русского неоклассицизма исходили больше из собственных традиций, хотя черпали свои формы и принципы в великом античном искусстве Греции, Рима, в архитектуре эпохи Возрождения и русско-французского классицизма XVIII-XIX веков.

Чем отличается неоклассика от классицизма

Важно отметить, что русский неоклассицизм, основываясь на старом, добром классицизме, всё-таки во многом отличается от него.

Новые классики часто смешивали образы, сюжеты и мотивы античности и Ренессанса, стремились выразительно подчеркнуть классические формы и детали или, напротив, резко сократить их.

Даже материалы использовались иные: естественный камень, а не белые отштукатуренные колонны.

Неоклассицисты опирались на ордерную систему, соблюдали пропорции, стремились к уюту и гармонии. Украшали здания фронтонами, листьями, раковинами, античными фигурами.

Однако интерпретация античных мотивов была несколько иная: это был не идеал, а условный код, через который воспринимался и отражался реальный мир. Зачастую решения неоклассиков называли античной реминисценцией.

Главные отличительные особенности архитектуры неоклассицизма:

  • изящность;
  • лёгкость;
  • прямолинейность.

Кризис модерна: отличия от классического

Как уже было сказано, в конце XIX века в Европе и России сформировался абсолютно новаторский стиль, называемый модерном. Его отличали такие особенности, как:

  • отказ от прямых линий и углов;
  • использование новых технологий и материалов (стекло, металл);
  • сочетание эстетики и функциональности в архитектуре строений;
  • акцент на интерьере;
  • излишества в использовании конструктивных элементов: лестниц, дверей, балконов, столбов.

Однако новомодный стиль быстро надоел, да и разочаровал архитекторов. Ностальгия по старому, доброму, вечному вылилась в новое явление – неоклассицизм.

Ретроспективизм или сталинский ампир

В узком смысле ретроспективизм и есть неоклассицизм, в широком же – термин включает в себя ещё и русский стиль 1900-1917 веков.

Ретроспективисты опирались на образцы российского классицизма, итальянского Ренессанса (палладианство), ампира и частично позднего барокко.

Их стремление к полной реконструкции исторического стиля, старины не всегда оправдывалось. В сочетании с современными функционально-планировочными структурами здания приобретали больше модернистские черты, нежели классические.

Некоторые из неоклассиков (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко) позже станут ведущими специалистами сталинской архитектуры.

Новые взгляды на архитектуру

Цикл статей А. Бенуа о красоте старого Санкт-Петербурга вызвал незамедлительную реакцию со стороны современников.

Художник словно открыл глаза архитекторам, показал незыблемость, вечность традиций классицизма. Неоклассицизм стремительно вошёл в обе столицы, а затем и в провинции.

И хотя в Москве и Санкт-Петербурге этот стиль проявился наиболее ярко, в глубинке неоклассицизм задержался на более долгий период.

Главной идеей неоклассиков стала опора на традиции «золотого века» и возврат к корням русского зодчества того периода. Петербург возрождался, олицетворяя историческую причастность к общеевропейской культуре.

В последствии появился стиль конструктивизм. Он возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия. Конструктивизм в архитектуре, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения.

Интерьер

Для оформления интерьера в стиле неоклассицизма характерны пастельные тона: бежевый, коричневый, золотой, голубой.

Стены отделывались тканями на манер греко-римских драпировок или оклеивались обоями с классическим рисунком.

Для расширения пространства использовались зеркальные витражи, украшенные цветочными гирляндами. Шторы – из плотных шёлковых тканей с драпировками и жабо. Важные детали – полукруглый ламбрекен и резные карнизы. Убранство комнат изящное, благородное, без излишеств; главенствуют античные рельефные формы.

Напольное покрытие – истинное произведение искусства. Главным образом – это паркет редкостных пород дерева (дуб, палисандр, красное дерево). На потолке – лепнина, превращающая помещение в дворцовый зал.

В отличие от «старого» классицизма, мебель более изящна, нежных тонов, гармонирует с общим декором комнаты. Предметов мебели немного, чтобы не перегрузить общее пространство. Кресла, диваны, мини-столики, буфеты с фарфоровыми элементами, бюро-цилиндры и секретеры удобны и функциональны.

Для отделки мелких деталей (ручек, замков, скульптур) используется бронза; это гармонирует с позолоченными рамами картин и зеркал. Камины и большие скульптуры – из мрамора. Дополняют уют торшеры с абажурами из дорогих тканей и хрустальные люстры.

Подобный интерьер актуален и в наше время, особенно в старых постройках с высокими потолками и просторными помещениями, а также в особняках.

Искусство: представители стиля

Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватил не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу. Античность завоёвывает в этот период внимание практически всего мира. Это возрождение породило развитие множества стилевых течений и форм.

Живопись

Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и декор древности, средневековья, а это маньеризм и модернизм в живописи. Однако именно Рим стал главным центром неоклассицистической реформы. Сюда стекаются живописцы из всего мира, чтобы по-новому взглянуть на творчество прошлого.

Неоклассицистическая живопись XVIII века приобретает академический характер. Юные художники проводят много времени в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй.

Среди европейских художников, работающих в этом русле, можно выделить имена немецкого художника Антона Рафаэля Менгса и французского живописца Давида.

Представители русского неоклассицизма в начале XX века были объединены общей идеей: противостоять надвигающемуся в стране хаосу и диссонансу в искусстве и жизни.

Для них важно было возродить красоту, в поисках которой они и обращаются к античности.

Серов, Петров-Водкин, Серебряков и другие художники, пользующиеся разными стилями, подходами к творчеству в сложный, переломный для России период, соединились в поиске гармонии.

Скульптура и декоративное искусство

Здесь также всё внимание обращено к античности. Скульптурные композиции, украшающие Версаль, Веймар, Петербург, сдержанны и спокойны.

Рациональность главенствует во всём: в застывшем движении, в идее и даже в расположении фигур.

В декоративном искусстве утверждение неоклассицизма было сопряжено с отрицанием орнаменталистики стиля рококо. Преобладают классические мотивы античности и строгая осевая симметрия как в Готике. Произведения из керамики и серебра становятся на пике моды.

Музыка

Неоклассицизм в музыке связан, прежде всего, с именем И. Ф. Стравинского, призывавшего вернуться «назад, к Баху». Музыканты стремились имитировать произведения раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя свой стиль музыке позднего романтизма, перегруженной эмоционально и технически.

Литература

В литературе неоклассицизм не проявил себя очень ярко. В основном направление коснулось украинской и русской поэзии. Однако крупных творческих индивидуальностей среди русских неоклассицистов замечено не было.

Деятели

Неоклассицизм в той или иной степени относится к таким мастерам, как:

  • Адам Джон Нэш, Александр Томпсон (Англия); Лангханс (Германия), Жак Анж Габриель (спланировал «Площадь Согласия и «Малый Трианон» в Версале), Жан-Франсуа Шальгрен, Александр-Теодор Броньяр, Леду, (Франция), Андреян Захаров (Россия) – архитектура.
  • Э. А. Бурдель, А. Майоль (Франция), К. Миллес (Швеция), А. Г. Вигеланн (Норвегия), А. Т. Матвеев, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров (Россия) – скульптура.
  • Ф. Ходлер (Швейцария), З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев, К. Брюллов (России), П. Пюви де Шаванн, М. Дени (Франция) – живопись.
  • М. П. Мусоргский, М. Равель – музыка.

Современные дизайн-проекты ванных комнат небольшого размера.

Интересные идеи применения черных обоев для стен в квартирах вы узнаете в этой статье.

Дизайн маленького коридора в хрущевке: https://trendsdesign.ru/home/hall/originalnyj-dizajn-malenkogo-koridora.html

Выводы

Итак, неоклассицизм, как эстетическое направление и стиль, продолжил традиции, начатые академическим классицизмом, но внёс в него больше лёгкости, изящности, а также новые формы и интерпретации.

Оформить современный интерьер в светлых тонах в духе неоклассицизма можно и сейчас, в наше время. Ведь красота и изящество, благородство и традиции всегда остаются в моде.

А дизайн гостиной фотообоями с иллюстрациями неоклассиков только поддержат дух тех времен.

Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/histiric/klassicizm/ego-tvoreniya.html

Неоклассицизм — это… Что такое Неоклассицизм?

Неоклассицизм
        неоклассика, термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

Термин «неоклассицизм» употребляется также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX вв., в отличие от классицизма XVII — первой половины XVIII вв.

Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие «вечные» эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности.

Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия художественных произведений действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, «очищенных» от конкретно-исторического содержания.

        

В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг.

В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля «модерн».

В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные «модерном», и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг.

преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского «модерна» (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг., развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью. Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры второй половины 30-х — начала 50-х гг., а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.        

В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 50-х гг.

неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве — Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э.

Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.        

В изобразительном искусстве термин «неоклассицизм» охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины XIX в.

), но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х гг.), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления «хаоса» действительности. Для неоклассицизма конца XIX — начала XX вв.

, распространившегося в качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже — искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой «модерна». Термин «неоклассицизм» в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца XIX — первой половины XX вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и некоторые течения в изобразительном искусстве 20-30-х гг., возникшие как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: «новая вещественность» в Германии и регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью. Так же, как и в архитектуре, арсенал художественных средств неоклассицизма использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных напыщенно- патетических образов, воплощавших культ силы и «сверхчеловека» (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

А. Фейербах. «Медея». 1870. Новая пинакотека. Мюнхен.

С. У. Соловьев. Здание Высших женских курсов на Малой Пироговской улице в Москве. 1913.
Литература: ВИА, т. 11, М., 1973; А. Н. Бенуа, Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн.: А. Бенуа размышляет…, М., (1968); Е. А. Борисова, Неоклассицизм, в кн.: Е. А. Борисова, Т. П. Каждан, Русская архитектура конца XIX — начала XX в., М., 1971; Л. Рейнгардт, «Новая вещественность» и риджионализм, в сб.: Модернизм, 3 изд., М., 1980.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2223/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Черты неоклассицизма

Сдержанный и легкий, утонченный и благородный, светлый и уютный — черты неоклассицизма сильно выделяются на фоне иных стилей искусства. Особенно ярко чувствуется это в сравнении со стилем модерн. Прямолинейность новой классики проста и понятна, что совершенно не сопоставимо с загадочностью ар-нуво. Недаром многие противопоставляют модерн классике. 

Декораторским штучкам тоже придется поумерить свой пыл, ведь неоклассицизм ограничивает количество декора в своем интерьере. Последователи данного стиля в искусстве и интерьере никогда не забывают о том, что фундамент его — классика, а главный принцип — «правило золотого сечения».

Неоклассицизм в искусстве

Искусствоведы определяют вторую половину XVIII века, как период зарождения неоклассики в искусстве. Значимым живописцем данного течения был Жак-Луи-Давид. Его картины исполнены в неоклассическом стиле и отражают всю сущность французской революции. Интересно, что источником вдохновения гениального художника является Рим и древние античные произведения. 

Расцвет неоклассицизма приходится на XIX век. Тогда, главным стилистическим направлением художников была новая классика. Среди представителей нужно выделить Ф. Ходлера, М. Дени, А. Серова и П. Пюви де Шаван.

Если провести связующую характерную нить всех картин неоклассиков можно наблюдать следующую стилистическую общность. Монументальность и четкость классики, приверженность античности и легкое соприкосновение с другими стилями.

Неоклассицизм в интерьере

Говоря о новой классике в интерьере, мы имеем в виду респектабельность и классическую элегантность с гармоничным вплетением современности.

Неоклассицизм — это выбор тех, кто хочет видеть пространство роскошным, элегантным и в тоже время простым.

Дизайнеры останавливают свой выбор на данном стиле достаточно часто, ведь проекты такого рода всегда выглядят шикарно и, позволяют использовать современные технологии. Из этого вытекает еще одно значительное преимущество.

Применение ненатуральных материалов значительно снижает стоимость проекта, и он становиться привлекательным еще и в плане бюджета.

Обустраивая комнату в стиле неоклассики, следует соблюдать следующие правила:

Цветовая палитра должна быть выдержана в светлых тонах. Нежный голубой, непринужденный бежевый и коричневый — вот те цвета, что являются визитной карточкой стиля. Здесь также могут применяться оттенки коричневого и античного золота.

Неотъемлемым элементом интерьера являются зеркала. Они расширяют пространство и создают иллюзию незаконченности.

Стены могут быть оклеены обоями постельных тонов или декорированы тканью в античном стиле.

Для напольного покрытия рекомендуется дерево. Это может быть паркет, но  обязательно дерева благородных пород. Не исключается использование подходящих  по стилистике ковров.

Декор подразумевает шелковый текстиль, тяжелые шторы с драпированными ламбрекенами, а также бронзовые статуэтки и картины в позолоченных рамах. На последних , как правило,  изображены сцены исторических баталий.

Особую роль в интерьере неоклассики играет освещение. Хрустальные люстры, торшеры с деликатным абажуром обеспечивают помещению уютное , теплое настроение и привносят торжественный и богатый дух.

Орнамент сочетает в себе четкость и герметичность линий. Это может быть завиток, лавровый венок, розетка или гребень.

Неоклассицизм вещает о статусности, серьезности и богатстве, хотя и не всегда является высокобюджетным. Интерьеры в характере новой классики — это светлые и просторные гостиные не лишенные современных технологий и функциональности. Ностальгируя о строгости классицизма, неоклассики творят пространство,  таящее в себе теплоту веков и свежий дух новизны.

Источник: http://artishock.org/style_a/neoklassicizm

Refy-free
Добавить комментарий