Наука и ее роль в современном обществе

Наука и ее роль в современном обществе. Понятие науки. Состояние современной науки

Наука и ее роль в современном обществе

Наука и ее роль в современном обществе. Понятие науки. Состояние современной науки.

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализи, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы илиобщества[1].

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это — показатель современного развития государства. Все вокруг человека — это достижения науки.

Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете. В каждом доме и офисе сейчас есть уже и компьютер, и интернет. Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов.

Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов. Не стоит на месте химия и физика.

Эти науки развиваются в двух направлениях — как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физико-химических знаний) и как науки прикладные (решение практических задач применения в различных сферах жизни людей).

Основные функции современной науки:
— культурно-мировоззренческая (познавательная);

— в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельно­стью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества; — наука — катализатор процесса непрерывного соврешенствования производства (осоз­нание данного факта повлияло на резкое изменение отношения к науке и явилось серь­езной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики);

— социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управления ими (использование научных исследований, для разработки масштабных проектов социально-экономического развития).

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность философии и науки. Эволюция науки в истории культуры.

Фундаментальные науки.

Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научныеисследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущностипредмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные.

В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистомологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней.

Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению[1], а в случае противоречия сконвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, но и нуждаются в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования.

Характерна ситуация, когда наблюдается непонимание самих терминов фундаментальная наука и фундаментальные исследования, — неправильное их употребление, и когда за фундаментальностью в контексте такого использования стоит обстоятельность какого-либо научного проекта.

Такие исследования, в большинстве случаев, имеют отношение к масштабным изысканиям в пределах прикладных наук, к большим работам, подчинённым интересам тех или иных отраслей промышленности и т. п.

Здесь за фундаментальностью стоит только атрибут значительности, притом никоим образом их нельзя отнести к фундаментальным — в том значении, о котором сказано выше.

Именно такое неправильное понимание порождает деформацию представлений об истинном смысле действительно фундаментальной науки (в терминах современного науковедения), которая начинает расценивается исключительно как «чистая наука»[5] в самом превратном толковании, то есть как наука оторванная от реальных практических потребностей, как обслуживающая, например, корпоративные проблемы яйцеголовых[6][2].

Достаточно быстрое развитие техники и системных методов (в отношении реализации полученного и давно «предсказанного» фундаментальной наукой) создаёт условия для иного рода неправильной классификации научных исследований, когда новое их направление, принадлежащее к области — междисциплинарных, расценивается как успех освоения технологической базы или наоборот, представляется только в виде линии развития — фундаментальных. В то время как последним эти научные исследования, действительно, обязаны своим происхождением, но имеют в большей степени отношение — к прикладным, и лишь косвенно служат развитию фундаментальной науки[2].

Примером тому могут служить нанотехнологии, основа которых сравнительно недавно, по срокам развития науки, была заложена, в числе многих других направлений фундаментальных исследований, — коллоидной химией, изучением дисперсных систем и поверхностных явлений.

Однако это не значит, что лежащие в основе той или иной новой технологии фундаментальные исследования должны быть полностью подчинены ей, поглотив обеспечение других направлений; когда возникает опасность перепрофилирования в отраслевые научно-исследовательских учреждений, призванных заниматься фундаментальными исследованиями достаточно широкого диапазона[1].

Прикладные науки.

Прикладнáя нау́ка — свод знаний, в которых исследования и открытия имеют непосредственную, прямую ориентацию на практику; это науки, обеспечивающие разработку новых технологий, а именно: алгоритмов действия для получения желаемого продукта.[1] Прикладной является та научная дисциплина, которая применяет существующие научные знания, чтобы разработать более практические, прикладные системы, такие как технологияили изобретение.

Прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам общества.

В силу развития естественно-научных дисциплин фундаментальной науки, возникает свод новых данных и информации, позволяющей рассматривать, предсказывать и в отдельных случаях и объяснять — а таким образом, понимать — явления в мире природы.

Прикладная наука применяет научные знания в мировую практику. В результате, это даёт широкий диапазон функционирования прикладных наук.

В частности, прикладная наука может применить формальную науку, такую как статистика, математика, медицина, что привело к формированию таких дисциплин, как прикладная статистика, прикладная математика, прикладная медицина и так далее.

Наряду с этим исторически определился ход становления и развития смежных областей прикладной науки, таких как, к примеру:прикладная психология, прикладная этика, прикладная биомеханика, вплоть до прикладного дошкольного образования.[4]

Прикладная наука включает в себя исследования, направленные на использование научных знаний и методов для решения практических задач, на создание новых, либо совершенствование уже существующих видов продукции или технологических процессов. Прикладные исследования могут включать расчеты, эксперименты, макетирование и испытания макетов, компьютерное моделирование и пр.

Структура и цели :

Наука как определяющая система знаний обладает сложной структурой. Существует традиционное деление наук нафундаментальные (ФН) и прикладные науки (ПРН).

Задачей ФН в области естествознания является познание основополагающих законов, которые управляют поведением и взаимодействием базисных структур природы.

Задачи фундаментальных наук лежат на грани между известным и неожиданным, в связи с чем ФН отличается неопределённостью конечного результата, что, как правило, приводит к научному открытию.[6]

Непосредственная цель прикладных наук заключается в применении результатов ФН к решению познавательных и социально-практических проблем. В частности, по этой причине, объективно возникает важная роль ПРН и внедрение их результатов в производство, медицину, инженерное дело, гуманитарные и социальные науки.

Особенности явления:

Выделение прикладной науки в отдельную дефиницию связано, в первую очередь, с интегральными характеристиками типов научно-познавательной деятельности, различающихся по своим целевым установкам.

Так, цель фундаментального исследования — знание как таковое; максимально объективная, рациональная репрезентация реальности.

Цель прикладного исследования — инструментально-эффективное знание о фрагменте реальности, предназначенное для решения конкретной практической задачи.[7]

Для фундаментального исследования истинность знания о мире являются высшей ценностью; для прикладного исследования высшей ценностью является технологическая эффективность информации о мире, что далеко не всегда совпадает с ее истинностью.

В случае фундаментальной науки перспективы и ход исследований определяются, главным образом, задачей выявить и рационально представить новые, еще не познанные характеристики мира.

В прикладной науке ход исследования определяется необходимостью решения конкретных технологических задач, по этой причине сама по себе новизна знания о мире предстает здесь в качестве побочного продукта поиска этих решений.

Знание, полученное в рамках прикладных исследований, фиксируется, прежде всего, как средство решения локальной практической задачи; знание это нередко предстает в формах, не предполагающих его дальнейшее прямое познавательное использование, но имеющее прямое практическое применение: например, инструкция, методика, технологический рецепт, пр.

Пример методов сбора информации:

-наблюдение и сбор фактов;

— эксперимент; — моделирование;

— метод научных абстракций;

— анализ и синтез;

— системный подход

Пример методов обработки данных.

-качественные;

— количественные.

Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.

Наука и ее роль в современном обществе. Понятие науки. Состояние современной науки.

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализи, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы илиобщества[1].

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это — показатель современного развития государства. Все вокруг человека — это достижения науки.

Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете. В каждом доме и офисе сейчас есть уже и компьютер, и интернет. Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов.

Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов. Не стоит на месте химия и физика.

Эти науки развиваются в двух направлениях — как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физико-химических знаний) и как науки прикладные (решение практических задач применения в различных сферах жизни людей).

Основные функции современной науки:
— культурно-мировоззренческая (познавательная);

— в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельно­стью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества; — наука — катализатор процесса непрерывного соврешенствования производства (осоз­нание данного факта повлияло на резкое изменение отношения к науке и явилось серь­езной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики);

— социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управления ими (использование научных исследований, для разработки масштабных проектов социально-экономического развития).

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность философии и науки. Эволюция науки в истории культуры.

Источник: https://cyberpedia.su/15x4f8a.html

Роль науки в современном обществе

Наука и ее роль в современном обществе

Что есть наука? Для чего она человечеству? Каждый хоть раз в жизни задает себе такие вопросы. Александр Герцен говорил: «Наука — сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия». Но насколько сильна современная наука? Каковы ее возможности?

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это — показатель современного развития государства. Все вокруг человека — это достижения науки.

Современная наука обладает удивительными возможностями. Еще в 1904 году Никола Тесла утверждал, что когда-то человек сможет посылать свою мысль на самые далекие расстояния. Спустя век это стало возможным.

Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете. В каждом доме и офисе сейчас есть уже и компьютер, и интернет. Они сделались настолько обыденными, что человек забывает об опасностях, связанных с их использованием.

Компьютер — источник нескольких видов излучений и полей. Электронно-лучевая трубка мониторов стационарных компьютеров и ноутбуков создают ионизирующее излучение. Как и любой другой электроприбор, компьютер создает электромагнитное излучение.

Все входящие в компьютер устройства и вспомогательное электрооборудование формируют сложное электромагнитное поле. Большинство современных исследований по влиянию электромагнитного излучения говорят о его вреде для здоровья.

Однако наука на современном этапе пытается разрешить и такие проблемы, создавая новые отрасли внутри структуры научного сообщества. Исследует эти проблемы наука эргономика — наука, изучающая человека во взаимодействии с компьютером и другими машинами.

Эргономика занимается комплексным изучением трудовой деятельности человека и поэтому объединяет многие научные дисциплины: физиологию, гигиену труда, психологию и др.

Ученые стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере, принимают участие в создании совершенной и безопасной техники.

Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов. Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов.

Не стоит на месте химия и физика. Эти науки развиваются в двух направлениях — как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физико-химических знаний) и как науки прикладные (решение практических задач применения в различных сферах жизни людей).

В XXI веке человечество заняло почти все пространство земного шара. Мы живем в разных странах, на разных широтах, в разном местоположении, а следственно, у каждой страны свои особенности природных условий, климата. Многим странам постоянно угрожает опасность от природных стихий. К сожалению, ограниченность природных ресурсов все сильнее и сильнее дает о себе знать.

Поэтому особое значение приобретают такие науки, как география, геология, энергетика и почвоведение. Эти науки из разных отраслей знаний пытаются предостеречь общество от природных катастроф, найти альтернативные источники энергии и полезных ископаемых, в которых человечество нуждается ежедневно.

В современности благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки.

На мой взгляд, только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства лидируют в современной политико-экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.

Управление современным обществом без науки невозможно. На современном этапе развития наука изменяет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция роста численности занятых умственным трудом и уменьшения численности занятых неквалифицированным физическим трудом.

Наука воздействует на человека непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию детей, их формированию как образованной личности. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира, и сфера образования в Российской Федерации опирается на научно рекомендуемые методики.

Наука, осуществляя направленное воздействие на образовательный процесс и на изменение структуры образования, распространяется на все его компоненты: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства, результаты.

Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности.

Современная политика в области образования и науки направлена на то, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов и бакалавров с высшим образованием.

Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников, аспирантов, доцентов удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.

На сегодняшний день азы науки учителя стараются доводить до детей через глобальную сеть — интернет. Предпочтение начинают давать «невидимым колледжам», дистанционному обучению, виртуальным институтам.

Теряется живое непосредственное общение учителя и ученика. Уменьшается роль учителя, отсутствует воспитание детей на живом примере, и в этом я вижу лишь отрицательные последствия для будущих поколений.

XX век был выдающимся в области технического развития. Без всякого преувеличения можно сказать, что за 100 лет сделано открытий не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Вклад, который внесла наука в ХХ веке в развитие человечества, огромен.

Но если же сложить средства, которые человечество потратило на фундаментальные научные исследования за всю свою историю, сумма окажется несравнимой ни с одним бюджетом какой — либо развитой страны.

Государства теряют огромное количество средств, которые можно было бы направить на борьбу с голодом и болезнями, и другими проблемами, встающими перед главами государств.

Новейшие научные разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду и разрушающих озоновый слой планеты.

Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Одним из таких примеров служит катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Геномодифицированные продукты, все чаще поступающие в продажу на прилавки магазинов, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику и научные достижения в природные процессы — одна из насущных задач ученых наступившего века.

Только решив эту непростую задачу, можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.

Науку принято рассматривать как высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Но этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, плоды которых могут стать опасными для людей?

Безусловно, наука — одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие — важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека.

Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством.

Но всегда ли наука безопасна для человечества? Я считаю, что этот вопрос навсегда останется нерешенным.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Евгения Ерышева,

студентка 251 группы специальности «Таможенное дело».

Источник: https://www.sgu.ru/structure/jurist/internet-gazeta-yurfakinfo/stati-studentov/20122013/rol-nauki-v-sovremennom-obshchestve

Наука и ее роль в современном обществе

Наука и ее роль в современном обществе

Наука и ее роль в современном обществе

План 1. Понятие науки. 2. Наука и философия. 3. Современная наука: основные концепции. 4. Роль науки в современном обществе. 5. Науки и их классификации.

1. Понятие науки Наука – это творческая деятельность по получению нового знания, результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Древний Восток – появились предпосылки для возникновения науки.

Древняя Греция – достижения восточной цивилизации переработаны в теоретическую систему; появились мыслители, специально занимающиеся наукой. Средние века – интерес для науки представляют не сами предметы, а сопоставление мнений, рассуждений о них. Оттачивался теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически рассуждать.

Опыт как основа научных выводов. В качестве источника познания объявляются предметы и объекты.

2.

Наука и философия 1.

Моменты в изменении образа науки наших дней: а) для научного познания характерны коллективные формы деятельности, осуществляемые «научными сообществами» ; б) в современную науку проникают методы, основанные на новых технологиях, а также новые математические методы; в) сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире; г) современная наука перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук; д) научное знание все более усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно дополняя друга в решении ключевых проблем современной науки.

2.

Анализ феномена науки следует вести с учетом той роли, которую она играет в современном мире: • достижения современной науки преломляются во всех сферах культуры; • наука обеспечивает технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни; • наука выступает как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе больший вес в международном сообществе. 3. Обнаружились опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки.

3. Современная наука: основные концепции 1. Наука как знание – особая форма общественного сознания, некоторая система знаний. 2.

Наука как деятельность – результаты научных достижений проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. 3.

Наука как социальный институт – социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социальнопрофессиональной группой, определенным сообществом.

4.

Наука как социальная сила. Наиболее ярко проявляется в тех ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социально-экономического развития.

4.

Роль науки в современном обществе Последствия развития науки и техники: 1) увеличились требования к работникам (знания, понимание новых технологических процессов); 2) увеличилась доля работников умственного труда, научных работников; 3) вызванный научно-техническим прогрессом рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.

Функции науки: 1) познавательная функция – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е.

производство нового научного знания; 2) мировоззренческая функция – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания; 3) производственная, технико-технологическая функция — внедрение в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации; 4) культурная, образовательная функция — наука является феном культуры, фактором культурного развития людей и образования (достижения науки воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения).

5.

Науки и их классификации Предмет науки – формы движущейся материи, их отражение в сознании человека. Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки: • собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; • обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; • систематизация полученных знаний; • объяснение сущности явлений и процессов; • прогнозирование событий, явлений и процессов; • установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Элементы науки: • объект (предмет) – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации; • субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация; • научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

Классификации наук Критерий / Название классификации Виды наук 1. В зависимости от сферы, предмета и метода познания • о природе – естественные; • об обществе – гуманитарные и социальные; • о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемиология и др. 2.

В зависимости от связи теории с практикой • • фундаментальные (теоретические), которые объясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику; прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социальнотехнических проблем

3. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования • естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, геология др.

); • гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, философия, лингвистика, журналистика, история, политология, психология, социология, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, юриспруденция); • технические науки (строительство, телекоммуникации, металлургия, электроника, архитектура); • сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др. ).

4.

Номенклатура специальностей научных работников • физико-математические; • химические; • биологические; • геолого-минералогические; • технические; • сельскохозяйственные; • исторические; • экономические; • философские; • филологические; • географические; • юридические; • педагогические; • медицинские; • фармацевтические; • ветеринарные; • искусствоведение; архитектура; психологические; социологические; политические; культурология; науки о Земле

5.

Научные сферы (выделились с ходе общественного разделения труда) • академическая; • вузовая; • отраслевая — реализуется в головных научноисследовательских институтах, конструкторских организациях, научно-технических центрах, межотраслевых научно-технических комплексах, подчиняющихся непосредственно министерствам и ведомствам; • производственная — развивается в центральных заводских лабораториях, специальных и опытно-конструкторских отделах главного конструктора, экспериментальных цехах и пр. ; • вневедомственная — реализуется преимущественно в малых формах: консультативных структурах, научнотехнических организациях, научных и инженерных обществах, научных кооперативах, центрах экспертизы, научно-технического творчества молодежи и др.

Благодарю за внимание!

Источник: https://present5.com/nauka-i-ee-rol-v-sovremennom-obshhestve/

Наука в жизни современного общества — УчительPRO

Наука и ее роль в современном обществе

Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.2. Наука в жизни современного общества

Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.

Наука подразделяется на следующие отрасли знания.

Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.

Наука в жизни современного общества (подробно)

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).

Наука и ее роль в современном мире

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

 Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.

◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.

◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология.

Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение.

Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры.

Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:

  • познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
  • мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
  • прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
  • социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
  • производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Вместе с тем XX век дал миру предупреждение — наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству.

Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота.

Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.

Наше время часто называют эпохой научных достижений и небывалых открытий, технических революций и воплощения в жизнь самых фантастических идей наших предков, техногенных катастроф и хрупкого ядерного баланса, величия науки и ее бессилия.

Трудно однозначно оценить степень вреда и пользы новейших достижений научной мысли. Мы привыкли считать, что знания способствуют духовному развитию человека, но XX век.

принес и обратные примеры — чудовищные эксперименты над людьми в нацистских лагерях, «гениальные» разработки беспощадного оружия массового уничтожения, ядерного, биологического, химического.

 Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

  1. системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
  2. внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
  3. прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
  4. выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
  5. опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).

Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.

Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.

Общие правила процесса усиления роли и значимости науки в обществе сформулировал французский мыслитель Ренэ Декарт:

  1. истинное научное знание должно быть ясным и отчетливым;
  2. трудные вопросы следует разделять и решать по отдельности;
  3. научное познание идет от простого к сложному;
  4. необходимо обеспечивать целостность процесса познания.

 Наука и мораль. Ответственность ученых

Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность.

Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Всегда ли роль науки положительна? Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. XX в. отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением Мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.

Совместимы ли гений и злодейство? Этот вопрос задавался и раньше, но сегодня он приобретает особую актуальность в связи с псевдонаучными человеконенавистническими экспериментами, проводимыми в фашистских концлагерях, с попытками с помощью генной инженерии искусственным путем создать человека. Библейская мудрость гласит: «Во многом знании — много печали». Поэтому всегда следует помнить, что врачи могут спасать жизни, а могут проводить чудовищные эксперименты на людях. Наука — это только наш помощник, и она должна служить общественному благу.

 Современная наука и технологии. Научно-техническая революция

Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека.

Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.

), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).

Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком.

Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в.

наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.

То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека.

Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма.

Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.

Это конспект по математике на тему «Наука в жизни». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

2.2 Наука в жизни современного общества

Наука и ее роль в современном обществе

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. 1

Наука как социальный институт включает:

  • ученых с их знаниями, способностями и опытом — представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;
  • научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;
  • специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);
  • методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);
  • особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).

Цель науки — получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.

Принципы науки

  • универсализм — внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.
  • коллективизм — всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;
  • бескорыстие, обусловленное общей целью науки — постижением истины;
  • организованный скептицизм — критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру. 2

Критерии научности знаний

  • Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).
  • Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.
  • Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.
  • Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам (система — совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).
  • Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
  • Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.
  • Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически — когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.

Основные функции науки в обществе

  • познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
  • мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
  • прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
  • социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
  • производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д. 3

Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.

Науки делятся на:

  • естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.);
  • общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.);
  • гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.);
  • технические — (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).

По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. 4

Научное познание

Научное познание — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.

Эмпирический уровень  преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это — сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:

  • наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;.
  • эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Теоретический уровень — преобладает рациональное познание.

Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

  • Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
  • Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.
  • Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Наиболее распространенными методами научного познания являются:

  • анализ — разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;
  • синтез — процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;
  • аналогия — присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;
  • индукция — переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;
  • дедукция — переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;
  • системный подход — совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию — не противоречить друг другу. 5

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/sfera_duhovnoy_kultury/22_nauka_v_zhizni_sovremennogo_obshchestva.html

Refy-free
Добавить комментарий